Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Налогообложения юридических лиц - реферат

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Налогообложения юридических лиц - реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План

    Введение
    1. Сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц.
    2. Основные налоги, уплачиваемые юридическими лицами.
    3. Направления развития системы налогообложения юридических лиц.
    Заключение.
    Список используемой литературы















            1. Сущность, функции и принципы налогообложения юридических лиц

    Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи­зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию де­нежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

    Налоги, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разде­лением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...".[1] В ис­тории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетво­рению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Таким образом, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государст­вом, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выража­ют обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Явля­ясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возни­кающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдержи­вать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государ­ства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщно­сти, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

    Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды госу­дарства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налого­вых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

    В условиях рыночной экономики любое государство широко ис­пользует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Имен­но налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, глав­ным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. В налогах заложены большие возможности по регулированию со­циально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производст­ва - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

    Но налоги это не только экономическая категория, но и одновре­менно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выра­жают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

    Под налогом также понимается обязательный платеж, поступающий го­сударству в определенных законодательством размерах и в установ­ленные сроки. В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутрен­ней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильно­сти и других благ, относящихся к категории общественных.

    Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом на­лог может быть денежным и натуральным.

    По объектам обложения налоги делятся:

    -  на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, про­центы, дивиденды, ренту);

    - налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

    - налог на имущество (предприятий и граждан);

    -  налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

    - налог за пользование природным ресурсами.

    Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государст­венной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

    Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюд­жетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, до­рожный фонд и т.д.

    Для понимания сущности налогов не малое значение имеет зна­ние и понимание признаков налогов. К ним относятся:

    1. Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности  налогового  платежа.  При  невыполнении  налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.

    2. Смена собственника - в частности через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, обра­зуя бюджетный фонд.

    3. Безвозвратность и безвозмездность — налоговые платежи обез­личиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств пред­приятий, организаций и населения по заранее установленным нормати­вам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

    Налоговая система базируется на соответствующих законодатель­ных актах государства, которые устанавливают конкретные методы по­строения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элемен­ты налогов. К важнейшим элементам налогов относятся:

    1. Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательст­вом уплатить налог.

    2. Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачи­вающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вно­сит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога — покупатель товара.

    3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количест­венно, которые служат базой для исчисления налога.

    4. Налоговая база - денежная или физическая или иная характери­стика объекта налогообложения.

    5. Источник налога - это доход, из которого выплачивается налог.

    6. Единица обложения - единица, в которой измеряется величина налога.

    7. Ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.

    8. Оклад налога.

    9. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен на­лог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимо­сти от просроченного срока.

      10. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение пла­тельщика от налога.

    Способ взимания налога - тоже достаточно существенное звено в понимании существа налогов и налоговой системы. Дело в том, что от того каким именно образом происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которой распоряжается гражданин. Например, одно дело - получать зара­ботную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказы­вается с вычетом налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

    1. Кадастровый способ - (от слова кадастр - таблица, справочник)

    когда объект налога дифференцирован на группы по определенному призна­ку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочни­ки. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объек­та. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспорт­ных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

    2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором платель­щик  налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой та­кого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на при­быль.

    3.  У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получа­тель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подо­ходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выпла­ты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечис­ляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

    Для того, чтобы достоинства налогов усиливались, а их недостат­ки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основ­ных принципов налогообложения. Определение и соблюдение этих принципов важно также и для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей.

    Первые пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в свое время выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:

    1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относи­тельности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был пла­тить подушный налог, который для всех был одинаков.

    Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по еди­ной ставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же табли­ца показывает, что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величина налога оказывается небольшой у бедняка и весь­ма значительной у богача. Но очевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсем не маленькой. Вот почему бо­лее справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высо­кие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. В современной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 13%.

    2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее бо­лее уверенно и успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальное налогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался на откуп специальным сборщикам, ко­торые передавали государю определенную сумму из собранных нало­гов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше, сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры на­логов, вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недо­вольство, особенно у нарождавшейся буржуазии.

    3.  Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стре­мятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.

    Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определе­нии выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги бе­рут не раз в год, а ежемесячно - размер налога кажется не столь значи­тельным.

    4. Принцип экономичности  налогообложения. Во времена А.Смита объектами налогообложения были самые разнообразные ве­щи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

    В современных условиях принцип экономичности рассматривает­ся более широко. Он предполагает экономическую эффективность на­логообложения. Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться мень­шим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.

    Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превы­шать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налого­вых поступлений. Последние могут опуститься до нуля, если устано­вить 100%-ю ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщи­ков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того, получаемые доходы плательщи­ки начинают скрывать. Наиболее выгодная величина налоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране. Она может быть довольно высокой в военное время. Если в стране процветает казно­крадство, налоги идут на строительство роскошных дач государствен­ных чиновников, то даже не очень высокая ставка вызывает возмуще­ние плательщиков.

    Рис. 1. Кривая Лаффера


    5. Кривая Лаффера выводит еще на один принцип, который выдви­нул еще А. Смит - это принцип неотягощенности налогов. Размер на­лога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков, и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.

    К предложенным А.Смитом принципам налогообложения в со­временных условиях добавляются также принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого, например, в РФ созданы специ­альные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, ко­торые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплатель­щиков.

    Выделяют также еще один принцип - системность налогообложе­ния. Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все её элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.

    В настоящее время эти принципы расширены и дополнены эко­номической наукой в соответствии с духом нового времени.

    Современные принципы налогообложения таковы:

    1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

    возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается

    далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитыва­ются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

    2.  Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение до­ходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь соз­данный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

    3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

    4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

    5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

    6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государствен­ной экономической политики.

    Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для вос­приятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

    Рассматривая современную систему налогообложения, разные ав­торы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

    •   фискальная;

    •   распределительная (социальная);

    •   регулирующая;

    •   контрольная;

    •   поощрительная.

    Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

              Фискальная функция. Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились го­сударственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение терми­ном "фиск" государственной казны).

    Фискальная функция является основной функцией налогообложе­ния. Посредством данной функции реализуется главное предназначе­ние налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов госу­дарства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все ос­тальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

    Распределительная функция. Распределительная (или как её ещё называют - перераспредели­тельная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения нало­гового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды то­варов, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

    Посредством налогов в государственном бюджете концентриру­ются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие от­расли, электростанции и др.

    Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом постро­енная налоговая система позволяет придать рыночной экономике соци­альную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного ос­вобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

    Регулирующая функция. С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макро­экономические параметры, что породило регулирующую (или распре­делительную) функцию налогов. Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к то­му, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

    - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разра­ботка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работо­дателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотноше­ние товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, пра­вила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственно­го регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

    - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воз­действия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направле­нии.

    Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется фи­нансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и про­центными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйст­венных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономи­ческих методов занимают налоги.

    Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изме­няя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, го­сударство создает условия для ускоренного развития определенных от­раслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

    Посредством регулирующей функции обеспечивается перерас­пределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Регулирующая функция осуществляется через установление нало­гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ­ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее по­нижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнк­туры.

    Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики госу­дарства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систе­му льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообло­жения представляет широкий набор налоговых льгот малым предпри­ятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производите­лям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в произ­водство и благотворительную деятельность, и т.д.

    Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налого­плательщиками в соответствии с экономической политикой государст­ва.

    Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявля­ется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределе­нии доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназна­чена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К чис­лу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: еди­ный социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессио­нальные налоговые вычеты и др. показатели.

    Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соот­ношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установле­ние необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семь­ям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

    Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на уста­новление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повы­шенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вы­воз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

    Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуля­ции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфунк­цию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйст­ва в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не нало­говыми льготами, а потребностями развития производства и расшире­ния бизнеса.[2]

    В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад про­изводства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению ви­деосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале  90-х годов. Дестимулирование импорта путем уста­новления повышенных пошлин (политика протекционизма) также вле­чет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

    Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за ис­точниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с по­требностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контроль­ной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспе­чивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходи­мость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную полити­ку государства.

    2. Основные налоги, уплачиваемые юридическими лицами

    Согласно ст.12  части первой Налогового кодекса РФ года в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

    ·   федеральные налоги и сборы;

    ·   региональные налоги и сборы;

    ·   местные налоги и сборы.

    Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

    - налог на добавленную стоимость;

    - акцизы

    - налог на доходы с физических лиц;

    - единый социальный налог;

    - налог на прибыль организаций;

    - налог на добычу полезных ископаемых;

    - налог с имущества, переходящего в порядке наседования или дарения;

    - водный налог;

    - сборы за пользования объектами животного мира и за пользования объектами водных биологических ресурсов;

    - государственная пошлина.

    Рассмотрим налоги, уплачиваемые юридическими лицами.

    Налог на добавленную стоимость. Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ. Объектом налогообложения являются  следующие операции:

    1) реализация  товаров  (работ,  услуг)  на  территории  Российской Федерации,  в  том  числе  реализация предметов залога и передача товаров (результатов   выполненных   работ,   оказание  услуг)  по  соглашению  о предоставлении  отступного  или  новации,  а также передача имущественных прав. Передача  права собственности на товары, результатов  выполненных  работ,  оказание  услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

    2) передача  на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ,  оказание  услуг)  для  собственных  нужд,  расходы  на которые не принимаются  к  вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

    3) выполнение   строительно-монтажных работ   для   собственного потребления;

    4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

    Не признаются объектом налогообложения:

    1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

    2) передача  на  безвозмездной  основе  жилых домов, детских садов, клубов,    санаториев   и   других   объектов   социально-культурного   и жилищно-коммунального  назначения,  а  также  дорог, электрических сетей, подстанций,  газовых  сетей,  водозаборных  сооружений  и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или  по  решению  указанных  органов,  специализированным  организациям, осуществляющим  использование  или  эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

    3) передача  имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

    4) выполнение  работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов  государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления, в рамках   выполнения   возложенных  на  них  исключительных  полномочий  в определенной  сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации,   законодательством  субъектов  Российской  Федерации,  актами органов местного самоуправления;

    5) передача  на  безвозмездной  основе  объектов  основных  средств органам   государственной   власти   и   управления  и  органам  местного самоуправления,   а   также   бюджетным  учреждениям,  государственным  и муниципальным унитарным предприятиям;

    Налоговую базу при реализации, при передаче для собственных нужд, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налогоплательщик определяет самостоятельно в соответствии с НК РФ  в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

    Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от видов товаров (работ, услуг).

    По ставке 0% налогообложение производиться при реализации:

    1)   товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

    2)   работ (услуг), связанных с перевозкой через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

    3)   а также другие товары (работы, услуги)

    Налоговая ставка 0% распространяется на реализацию нефти, включая стабильный газовый конденсат и природного газа, которые эксплуатируются на территории государств – участников СНГ.

    Налогообложение  производиться по налоговой ставке 10% при реализации некоторых:

    1)   продовольственных товаров;

    2)   товаров для детей;

    3)   медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

    По ставке 18%, а не 10%, будут облагаться следующие операции:

    - услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжно продукции;

    - редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции;

    - услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях;

    - услуги по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуги по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

    Налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, установленные в ст.171 главы 21 НК РФ.

    Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При  ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

    Акцизы. Налогоплательщиками  акциза признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, перемещающие товар через таможенную границу РФ.

    Объектом налогообложения признаются операции, связанные с реализацией (передачей) подакцизных товаров, которые перечислены в ст.181 главы 22 НКРФ. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида подакцизного товара.

    Уплата акциза осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают налог не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Единый социальный налог. Плательщиками налога являются:

    1)   лица, производящие выплаты физическим лицам:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

    2)   индивидуальные предприниматели, адвокаты;

    Члены крестьянского хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

    Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

    Не относиться к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

    Не подлежат налогообложению:

    1)   государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за  больным ребенком, пособия по безработице, беременности, родам;

    2)   все виды установленных законодательством выплат, связанных с: возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждение здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания, продуктов; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованных отпуск; возмещение иных расходов;

    3)   суммы единовременной материальной помощи, оказываемой физическим лицам  в связи со стихийным бедствием  или другим чрезвычайным обстоятельством  в целях возмещения причиненного  им материального ущерба  или вреда здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории  РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью членов его семьи;[3]

    4)   и другие.

    Организации, перечисленные в ст. 239 главы 24 НКРФ освобождаются от уплаты налога.

    Ставки налога устанавливаются от категории налогоплательщиков.

    Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная  доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.[4]

    В течение  отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных  с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей и уплачивается не позднее 15-го числа следующего месяца.[5]

    Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны предоставлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) о суммах налога, пособий, расходов, подлежащих зачету.

    Уплачивают ЕСН отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательно медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Налоговую декларацию по форме, утвержденной Министерством финансов РФ, налогоплательщики предоставляют в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

     Налог на прибыль организации. Данный налог - один из наиболее сложных в налоговой системе РФ. Его облагаемая база затрагивает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. Плательщиками налога являются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

    Объектом налогообложения признается прибыль, полученная организацией. Для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства,  прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К доходам относят: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные  доходы. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.[6]

    Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки 24%, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Доходы и расходы организации учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, так же учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки.

    При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. 

    При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.[7]

    Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам. Особенности определения налоговой базы по банкам, по страховщикам, по негосударственным пенсионным фондам, по профессиональным участникам рынка ценных бумаг, по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок устанавливаются с учетом положений Налогового Кодекса РФ.

    Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:

    - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

    - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

    Налоговая ставка налога, подлежащего  зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13, 5 процента.[8]

    Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

    1) 20 процентов - с любых доходов, кроме указанных в пунктах 2,3,4 ст.284 главы 25 НК РФ;

    2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.[9]

    К доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

    1) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации[10];

    2) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

    К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

    1) 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

    2) 9 процентов - по доходу в виде процентов по муниципальным облигациям, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года;

    3) 0 процентов – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно.

    Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.[11]

    Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 24%. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.  Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каж­дого месяца этого отчетного периода.

    Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

    Объектом налогообложения признаются:

    1)   полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

    2)   полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

    3)   полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если это добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

    Не являются объектом налогообложения:

    1)   общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

    2)   добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

    3)   полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое или иное общественное значение.

    4)   полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

    5)   дренажные подземные воды, не учитываемые на  государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Налоговые ставки по налогу устанавливаются в зависимости от вида полезного ископаемого.

    Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля  налоговой базы по итогам каждого налогового периода и уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.  Предоставляется декларация  не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Водный налог. Налогоплательщиками водного налога  признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Объектом налогообложения водным налогом  признается пользование водными объектами:

    1) забор воды из водных объектов;

    2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

    3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

    Не признается объектом налогообложения:

    1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

    2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности;

    3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

    4) забор морскими судами, судами внутреннего (в том числе "река-море") плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

    5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

    7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

    8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

    9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водно-транспортного, водопроводного и канализационного назначения;

    10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов, и детей;

    11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

    12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

    13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся   в собственности  сельскохозяйственных организаций  и граждан;

    14) забор из поземных вод объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

    15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении каждого водного объекта, по  каждому виду водопользования, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 3339  НК РФ. В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.


              3. Направления развития системы налогообложения юридических лиц

    Среди основных направлений, по которым предполагается развить налоговую политику в среднесрочной перспективе, выделены следующие направления:

               1. Контроль за трансфертным ценообразованием. Необходимость усиления контроля со стороны государства вызвана применением схем по минимизации налогов с корпораций путем манипулирования ценами сделок в операциях между связанными или контролируемыми лицами, используя регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, применением специальных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета, незаконную ликвидацию предприятия - налогоплательщика. С целью решения задач по контролю будут изменены ст.ст. 20, 40 НК РФ путем введения в законодательство:

    - порядка определения долей прямого и косвенного участия организации для определения взаимозависимости лиц;

    - открытого расширенного перечня взаимозависимых лиц по сравнению с действующей редакции;

    - института предварительных соглашений о ценообразовании между организациями, заключающими сделку, и налоговыми органами;

    - уточненные критерии идентичности и сопоставимости товаров (работ, услуг), условий сопоставимости.

    2. Налогообложение дивидендов в целях создания благоприятного инвестиционного климата производить по 0 ставке по налогу на прибыль, если они получены российской организацией от организации, в которой доля участия не менее 50% и в абсолютном выражении не менее 500 млн. руб.

    3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний – предполагается ввести в обязанность для российских компаний указывать в налоговых декларациях все свои аффилированные компании, а также сведения о его доли в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании.

    4. Введение в налоговое законодательство понятия резидентства юридических лиц на основе критерия "места управления", "резидентства участников  юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом"

    5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль.

    6. Совершенствование налога на добавленную стоимость путем: введения системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС-создание отдельной системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС, в рамках которой лицам будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре.

    7. Индексация ставок акцизов.

    8. Совершенствование налогообложения организаций при совершении операций с ценными бумагами путем:

    - уточнения порядка определения рыночной цены ценной бумаги в случае ее реализации (предполагается для установления рыночной цены, в случае отсутствия информации о рыночной цене у организаторов торговли на рынке ЦБ на дату совершения сделки, использовать информацию о торгах, проведенных в течение 30дней вместо 12 месяцев;

    - признание рыночной цены по месту продажи или по месту приобретения ЦБ при совершении операции через международные электронные системы;

    - в целях создания условий для финансирования и (или) рефинансирования финансовых активов юридических лиц с помощью специализированных финансовых обществ рассматривается вопрос о возможности признания в налоговых целях убытка от переуступки прав требования долга по кредитам, а также возможности признания доходов (убытков) от реализации прав требования в момент наступления предусмотренного договором, права из которого уступаются, срока платежа;

    - введение специальных норм в налоговое законодательство по ипотечным ценным бумагам и закладным;

    - совершенствование операций с финансовыми инструментами срочных сделок как наименее урегулированных вопросов в налоговом законодательстве.

     

      Заключение


    Подводя итоги работы, хотелось бы подчеркнуть, что реализация установочных принципов в области налогообложения отводится федеральному уровню, так как именно федеральный законодатель наделен конституционными полномочиями по разработке, раскрытию и внедрению общефедеральных стандартов налогового регулирования. Поскольку юридически общие принципы налогообложения и сборов находятся в числе предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, а фактически в полном объеме устанавливаются, изменяются и дополняются федеральным законом, в настоящей работе выдвинуто предложение по переносу данного предмета ведения из совместного ведения в исключительное ведение РФ.

    Такое предложение обусловлено не только необходимостью устранения коллизии ст. 72 и 75 Конституции РФ, но прежде всего важностью сохранения неизменного действия общих принципов налогообложения и сборов, гарантирующих общефедеральную унификацию правил взимания налогов и сборов на всей территории РФ, что может быть обеспечено только при регулировании этих принципов федеральным законодателем.

    Предоставление же субъектам РФ возможности наряду с федеральным уровнем власти полноценно участвовать в процессе формирования экономических основ налогообложения и сборов в масштабах страны приведет к возникновению негативного стремления при разработке налоговой системы в преобладающей части учитывать не общефедеральные интересы, скрепляющие территориальные образования в единое целое государство, а разрозненные региональные особенности, способствующие налоговому, а в последующем и территориальному сепаратизму.

    Дестабилизация взаимоотношений федерального центра и региональных органов власти по вопросам участия в построении налоговой системы и введении новых налогов станет причиной раздробления единого экономического пространства, когда каждый субъект РФ начнет по собственному усмотрению разрабатывать на своей территории новые, не предусмотренные федеральным законодательством налоги и специальные, отличающиеся от общефедеральных правила налогообложения. Самостоятельность субъектов РФ в сфере налогообложения, не ограниченная рамками общефедерального регулирования, станет основной причиной, приводящей к возникновению на региональном уровне препятствий для свободного обращения товаров, работ и услуг в пределах территории страны, что непосредственным образом ограничит гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан и их объединений.

    Федеральный законодатель в силу своих конституционно определяемых полномочий устанавливает закрытые перечни региональных и местных налогов, расширение или сужение которых органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований не допускается. Между тем федеральный законодатель как отвечающий за состояние и прогрессивное развитие сферы налогообложения вправе менять состав всех налогов, входящих в структуру налоговой системы. Поэтому понятие закрытого перечня налогов и сборов относится к уровню органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований, поскольку действия этих органов власти зависимы от установочных принципов федерального законодателя и вследствие этого ограничены определенными пределами, тогда как сам федеральный законодатель обладает исключительными полномочиями по регулированию всех видов налоговых отношений, в том числе наделен правом изменять, дополнять или иным образом модифицировать состав федеральных, региональных и местных налогов и содержание элементов их конструктивных моделей.

    Это указывает на то, что превалирующая роль в вопросах разработки экономико-правовых основ налогов и налогообложения отводится федеральному законодателю. В целях обеспечения единообразия толкования и применения правил взимания налогов на всей территории страны и соблюдения интересов региональных и местных органов власти по реагированию на происходящие на территориальном уровне изменения социально-экономических условий федеральный законодатель самостоятельно разделяет все виды отношений, складывающихся в налоговой сфере, на три категории. Первая категория налоговых отношений гарантирует единство налоговой системы и поэтому регулируется в полном объеме исключительно федеральным законодателем. Что касается двух других дополнительных категорий, первая из них также регулируется федеральным законодателем, но в виде рамочных конструкций, предоставляющих органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органам муниципальных образований определенную свободу действий в области налогообложения для обеспечения соответствия параметров региональных и местных налогов динамически меняющимся особенностям территориального развития, а вторая - полностью передается в ведение региональных и местных органов власти.

    Федеральный законодатель в полном объеме формирует состав налоговой системы, раскрывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, определяет процедуру проведения налоговых проверок, разрабатывает состав налоговых правонарушений, предусматривает дифференцированные меры ответственность за нарушение требований налогового законодательства, т.е. регулирует общефедеральные принципы налогообложения и налогового контроля, подлежащие неизменному применению на всей территории государства.

    Одновременно при установлении федеральных, региональных и местных налогов в налоговой системе федеральный законодатель разрабатывает и закрепляет в законе полноценную структурную модель каждого налога. Поскольку федеральные налоги находятся в исключительном ведении РФ и никакой другой, кроме федерального, уровень власти не допускается в регулирование федеральных налогов, федеральный законодатель формирует модели федеральных налогов в полном и законченном виде. Это говорит о том, что содержание всех элементов федеральных налогов в фиксированном виде устанавливается федеральным законодателем.

    К настоящему времени формирование основ российской налоговой системы в целом завершено. Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Вместе с тем проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль будет динамично меняться.

    Необходимо отметить следующие цели налоговой политики на перспективу:

    1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

    2. Повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.

    В ходе реформы налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные) к объему ВВП при сопоставимых мировых ценах на нефть, снизилась с 33,6 до 27,4%.

    Но возможности "механического" снижения налоговой нагрузки на экономику, например за счет уменьшения налоговых ставок, практически исчерпаны. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно прежде всего за счет повышения качества налогового администрирования.


















       Список используемой литературы


    1. Конституция РФ. – М., 2003.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ,  часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и  часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от  8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.)

    3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 1, 4, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта 2009 г.)

    4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от  25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.)

    5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (с изменениями от 30 декабря 2006 г., 22 июля 2008 г.)

    6. Алпатов Ю.Ф.Повышение эффективности работы важная задача налоговых органов // Налоговый вестник N 5, 2008.

    7. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / А.Б.Паскачев, Ф.К.Садыгов, В.И.Мишин, Р.А.Саакяг и до.: Под ред. Ф.К.Садыгова. – М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2005.

    8. Анохин П. Фискальные приоритеты // Налоговая политика и практика, N 4, 2008.

    9. Барулин П.А. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики //Финансы, N 1, 2008.

    10.   Бельский К.С. Принципы налогообложения //  Гражданин и право, N 12, декабрь 2006 г.

    11.   Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2006

    12.   Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Дело, 2006

    13.   Брызгалин А.В. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях. Теория и практика применения гл. 14 Налогового кодекса РФ (с учетом Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ). – М.: Юстицинформ, 2008.

    14.   Верстова М.Е. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России //  Законодательство и экономика, N 3, март 2008 г.

    15.   Воробьева В.Н. О деятельности МНС России в области государственного управления налогообложением // Налоговый вестник, N 7, 2008.

    16.   Воскобойников А. Налоговые поступления в бюджет: основные тенденции и перспективы // Вопросы экономики, N 2, 2008.

    17.   Гашкина С.А. Реализация бюджетной политики // Бюджетный учет, N 7, 2008.

    18.   Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века //  Налоговый вестник, N 7, июль 2007 г.

    19.   Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы N 4, 2008.

    20.   Евсеев Д. О перспективах реформирования налоговой системы в России // Финансы N 1 2008.

    21.   Жоромкая Н.Н. Основные направления бюджетной политики // Советник бухгалтера социальной сферы, N 7, 2008.

    22.   Зуйков И.С. Некоторые проблемы налогообложения // Налоговый вестник N 10 2008.

    23.   Иванеев А.И. Основные приоритеты налоговой политики на среднесрочную перспективу // Российский налоговый курьер N 9, 2008.

    24.   Карбушев А.Л. Совершенствование налоговой системы России // Экономист N 10 2008

    25.   Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / под ред. А.Н. Козырина. -  М.: Экар, 2005

    26.   Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. Романовского М.В. и Врублевской О.В. - М.: Юрист,2007

    27.   Конюхова Т.В Комментарий к бюджетному законодательству Российской Федерации - М.: Финансы, 2006

    28.   Конюхова Т.В О системе российского бюджетного законодательства // Журнал российского права, N6, 2008

    29.   Крохина Ю.А. Вступительная статья // Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу РФ. - М.: Юрлитинформ, 2005.

    30.   Лермонтов Ю.М. Доходные составляющие федерального бюджета 2008 года // Налоговая политика и практика, N 6, 2008

    31.   Межникова Ю.Л. О добросовестности налогоплательщика // Ваш налоговый адвокат, N 4, июль-август 2006 г.

    32.   Материалы налоговых органов РСО-Алания за 2006-2008 годы.



    [1]К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд.; том 21, стр.171.


    [2] Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб.— 2-е издание - М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 1996 г.


    [3] п.3 ст.238 НК РФ

    [4] п.1, 2 ст. 243 НК РФ

    [5] п. 3 ст. 243 НК РФ

    [6] абз.2 ст.252 НК РФ

    [7] п.9 ст. 274 НК РФ

    [8] п.1 в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ

    [9] п.п. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

    [10] в ред. от Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ

    [11] п. 5 ст. 284 НК РФ

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Налогообложения юридических лиц - реферат ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.