Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:



    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………………..

    3

    1. Общая  характеристика  детей  с нарушением  опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………………..

    4

    2. Клинико-психолого-педагогическая  характеристика  детей с ДЦП

    5

    Заключение………………………………………………………………….

    16

    Список литературы…………………………………………………………

    18







































    ВВЕДЕНИЕ

                Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

    Клинико- психолого-педагогические особенности этой группы детей описаны в трудах М.В. Ипполитовой, Э.С. Калижнюк, Н.В.Симоновой, И.И. Мамайчук, И.Ю.Левченко и др. Большой вклад в изучение таких детей и разработку методов их реабилитации внесли также клиницисты К.А.Семенова, Е.М. Мастюкова.

    Особую группу  детей  с нарушением опорно-двигательного аппарата  составляют дети, страдающие  детским  церебральным  параличом.

    Цель данной работы: изучить  особенности  детей страдающие  детским  церебральным  параличом, как  одной  из групп детей  с  нарушением  опорно-двигательного аппарата.



















    1. Общая  характеристика  детей  с нарушением  опорно-двигательного аппарата




    По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.

    В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.

    Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.

    Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.

    Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: 40 — 50% детей имеют задержку психического развития; около           10 % — умственную отсталость разной степени выраженности. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях [8].

    Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом.


    2. Клинико- психолого-педагогическая  характеристика  детей с ДЦП


                Детский церебральный паралич — это сложная патология развития, обусловленная орга­ническим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.

                Вильям Литтль представил данные о том, что 75% таких поражений яв­ляются следствием кровоизлияния в головной мозг во время ро­довых травм. В связи с этим долгое время считалось, что основ­ной причиной детского  церебрального паралича являются родовые травмы. Однако уже Литтль отмечал, что такие дети часто рождаются недоношенны­ми, в асфиксии и с неблагоприятным протеканием внутриутроб­ного периода развития.

                В дальнейшем было установлено, что преобладающими факто­рами в этиологии церебрального паралича являются разнообразные отклонения внут­риутробного развития плода, вследствие которых плод не имеет до­статочной зрелости к моменту рождения. Именно это обстоятель­ство нередко приводит к родовой травме, а родовая травма, в свою очередь, усугубляет состояние ребенка. Но это далеко не единст­венный сценарий развития болезни. К сожалению, и после благо­получного внутриутробного развития уже во время родов и в ран­нем постнатальном периоде плод может быть подвержен травме, асфиксии, гемолитической болезни и др. неблагоприятным факто­рам, приводящим к поражению головного мозга [1].

                Исследованию этиологии детского  церебрального паралича придается большое значение в медицине, но полной информации сегодня наука не имеет. Известно, что медицинские заключения о причине рождения больного ребенка часто носят лишь характер предположений.

                Симптоматика детского  церебрального паралича видоизменяется по мере роста и разви­тия ребенка.

             К. А. Семенова выделяет в течение детского  церебрального паралича три последовательно сменяющих друг друга стадии: раннюю, хронически-резидуальную и позднюю резидуальную [9, С. 81].

                Ранняя стадия обычно продолжается 2—4 месяца. На этой стадии обнаруживается рефлекторная патология. Врожденные двигательные рефлексы появляются с опозданием и вовремя не редуцируются, а сохраняются и препятствуют развитию произ­вольной моторики. Развитие моторных функций задерживается и искажается, а так как первичные сенсорные реакции тесно сопряжены с моторными, то задерживается развитие слухового и зрительного восприятия. Ребенок слабо вычленяет компонен­ты в окружающей среде, и это влияет на проявление эмоцио­нальных реакций — долго не формируется «комплекс оживле­ния». Для педагогов и родителей на этой стадии крайне важно проявлять терпение и настойчивость в попытках установить контакт с малышом, сформировать у него слуховые и зритель­ные реакции.

                Хронически-резидуальная стадия может длиться от несколь­ких месяцев до 3—4 лет. На этой стадии начинается развитие произвольной моторики, которое протекает в сложных условиях. Нередуцированные тонические рефлексы приобретают пато­логический характер и, по сути, вплетаются в формирующиеся двигательные стереотипы. Это проявляется, прежде всего, в не­правильных позах сидения и стояния, а также в специфической походке. Но особые проблемы возникают в развитии ручной моторики, в связи с чем ребенок плохо овладевает навыками самообслуживания.

                Поздняя резидуальная стадия характеризуется относительной стабилизацией патологического двигательного стереотипа. Эту стадию можно характеризовать не как болезнь, но как патологи­ческое состояние. Решающая роль в развитии ребенка на этой стадии отводится педагогическим мероприятиям.

                Прогноз развития ребенка зависит от объема и характера пора­жения центральной нервной системы, а также от объема и характе­ра медико-психолого-педагогической помощи. Большое значение имеет оказание специальной помощи в раннем возрасте. Практика показала, что в раннем и дошкольном возрасте можно достичь большей эффективности абилитационных воздействий.

                На основе анализа существующих классификаций и собствен­ного опыта работы К.А.Семенова предложила свой вариант ра­бочей классификации, которая в настоящее время широко ис­пользуется в медицинской науке и практике нашей страны.

                В соответствии с этой классификацией выделяется 5 форм детского  церебрального паралича:

    1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля). Возникает при двусторонних поражениях центральных двигательных невронов в центральных отделах (от двигательных зон коры больших полу­шарий до ствола головного мозга). Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). При этой форме руки поражены значительно меньше, чем ноги. Большин­ство детей с этой формой имеют благоприятный прогноз в пси­хическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.

                2. Гемипаретическая форма. Вызывается односторонним по­ражением пирамидного пути в области мозгового ствола или в области верхних шейных сегментов спинного мозга. Спастичес­кие парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторон­няя гемиплегия). Прогноз также, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.

                3. Гиперкинетическая форма. При поражении стриарного от­дела экстрапирамидной системы отмечается гиперкинетически-гипотонический симптомокомплекс. Основными симптомами при этом являются мышечная гипотония и гиперкинезы.

                Гиперкинезы — насильственные движения, обычно выявля­ются в 4—6 месячном возрасте. Они возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движениях.

                4. Атонически-астатическая форма. Возникает при пораже­нии мозжечка. Характеризуется атаксией — нарушением равно­весия и гииерметрией — чрезмерной размашистостью движений, что приводит к нарушению координации движений. Обычно по­ражение мозжечка сопровождается мышечной гипотонией. Если эта форма не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные рас­стройства с возрастом компенсируются.

                5. Двойная гемиплегия. Возникает при обширных поражениях головного мозга. Тетраиарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги. Преобладает ригидность. Прогноз на­именее благоприятный по сравнению с другими формами [9,C. 59].

                Дети с одинаковыми клиническими формами детского  церебрального паралича могут иметь существенные различия в степени выраженности двига­тельных расстройств. Учет этого обстоятельства имеет существен­ное значение не только в выборе методов абилитации, но и в определении ее стратегии.

                При слабо выраженных расстройствах предпринимаются по­пытки коррекции, т.е. исправления отклонений в развитии. Когда двигательные расстройства выражены значительно, требу­ется стратегия компенсации, чтобы обеспечить максимальное развитие сохранных и доступных для коррекции звеньев психики ребенка.

             Необходимо знать, что большинство детей с детским  церебральным параличом имеют со­путствующие симптомы и синдромы. Наиболее часто встреча­ются:

                Вегетативно-обменные расстройства. Дети легко краснеют или бледнеют. Может наблюдаться повышенная потливость или чрезмерная сухость кожи. Нарушения терморегуляции проявля­ются в том, что ребенок часто зябнет или перегревается. В связи с этим нужно внимательно относиться к состоянию ребенка и не принимать его жалобы за капризы.

                Судорожный эпилептический синдром. Персоналу, работаю­щему с детьми с детским  церебральным параличом, необходимо иметь сведения о наличии у них судорожной готовности и действиях, которые необходимо пред­принять при возникновении судорог: повернуть ребенка на бок, аккуратно перенести в постель, вызвать «скорую помощь» [2].

                Детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием, но на ранних этапах развития клиническая картина меняется в силу влияния рефлекторной патологии на формирующуюся двигатель­ную и психическую сферы ребенка.

    Диагноз детский церебральный паралич объединяет пять клинических форм этого заболевания. Кроме того, могут наблюдаться и смешанные формы. Дети с разными формами имеют не только разную нев­рологическую симптоматику, но и разные психологические осо­бенности.

     Любая клиническая форма детского церебрального паралича может быть выражена в разной степени. Исключение составляет двойная гемиплегия, при которой всегда наблюдаются тяжелые расстройства.

     Клиническая картина детского церебрального  паралича будет неполной без учета со­путствующих симптомов и синдромов.

             К.А.Семенова выделяет 6 уровней развития моторики [91,С. 50].

                1. Отсутствие врожденных двигательных рефлексов или их глубокая задержка при наличии или патологической активности тонических рефлексов. Рефлексы позы (поднимание головы) и произвольная моторика не сформированы.

                2. Наличие некоторых основных врожденных двигательных рефлексов. Тонические рефлексы ребенок начинает преодоле­вать. С поддержкой или без нее ребенок начинает сидеть и со­храняет приданную ему позу сидя.

                3. Наблюдаются остаточные тонические рефлексы. Появляет­ся ручная умелость. Ребенок удерживает приданную ему позу сидя и стоя. Шаговые движения неправильные. В суставах ниж­них конечностей — туго подвижность.

                4. Ребенок ходит с поддержкой или самостоятельно при па­тологической установке нижних конечностей. Наблюдаются кон­трактуры и деформации. Ручная умелость неполноценна.

                5. Ребенок ходит самостоятельно или с палочкой при умерен-, но выраженных контрактурах или без таковых. Может рисовать и писать без патологических установок в руках, но движения неловки, замедлены.

                6. Ребенок ходит самостоятельно без поддержки. Походка нор­мальная. Произвольные движения рук соответствуют возрасту.

                Детский церебральный паралич — не только психомоторное, но и рефлекторное на­рушение. Поэтому перспективно комплексное лечение детей на ранних этапах развития. Это касается и речи. На предлингвистическом этапе многие авторы рекомендуют начи­нать логотерапевтическое лечение с нормализации функций мышц, которые принимают участие не только в процессе речи и артикуляции, но и в дыхании, сосании, жевании, гло­тании [7].

                Структура дефекта при детском церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения разви­тия психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Картина психических на­рушений на фоне раннего внутриутробного поражения характе­ризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.

             Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений: например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления детского церебрального паралича - с тяжелым недоразвитием психических функций. Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим по­ражением головного мозга и различными двигательными, рече­выми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психиче­ских нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения [2-6].

             Аномалии развития психики при детском церебральном параличе включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-воле­вой сферы и личности.

             Структура интеллектуального дефекта при детском церебральном параличе характеризу­ется рядом специфических особенностей.

    1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами: а) вынуж­денная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстника­ми и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б) затруднение познания окру­жающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных функций.

             При детском церебральном параличе отмечается нарушение координированной деятель­ности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на воспри­ятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интел­лектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

             Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при детском церебральном параличе существенно нарушены.

             Дети с церебральным параличом не знают многих явлений ок­ружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

    2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуаль­ной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мо­заичный характер развития психики связан с ранним органиче­ским поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональ­ные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизо­ванные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познава­тельной деятельности при детском церебральном параличе. Причем чаще всего страдают от­дельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются преимущественно  наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно стра­дает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии сло­весно-логического.

    3. Выраженность психоорганических проявлений - замедлен­ность, истощаемость психических процессов, трудности переклю­чения на другие виды деятельности, недостаточность концентра­ции внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредото­ченности, медлительности и пониженной переключаемости пси­хических процессов. Низкая умственная работоспособность от­части связана с церебрастеническим синдромом, характеризую­щимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интел­лектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность [4, C. 40].

             По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормаль­ный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интел­лектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основ­ным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).

             Задержка психического развития у дошкольников с детским церебральным параличом обусловлена недоста­точностью двигательного и речевого раз­вития, а также нарушением формирова­ния ряда высших корковых функций, В этом случае психические и интеллекту­альные нарушения являются вторич­ными по отношению к основному де­фекту — двигательным нарушениям. За­держка психического развития при дет­ском церебральном параличе характери­зуется нарушением мыслительной дея­тельности в сочетании с неравномерным развитием психических функций в це­лом; нарушением внимания, целена­правленности, работоспособности; склонностью к побочным ассоциациям, инертностью, эмоциональной лабильно­стью.

             Наименее сформированными у до­школьников являются пространствен­ные и временные представления, конст­руктивный праксис, тактильное воспри­ятие. О многих предметах и явлениях дети не могут рассказать не в силу рече­вых затруднений, а потому что не имеют достаточных представлений и практиче­ского опыта.

             Пространственные нарушения неред­ко затрудняют формирование математи­ческих представлений", дети испытывают трудности в написании цифр, в располо­жении групп предметов рядами и т.д.

             Игра у детей с тяжелыми двигатель­ными нарушениями также формируется медленно, ее спонтанное развитие за­труднено множественными психофизичскими нарушениями. Они не могут принимать участие в играх с другими детьми, а только пассивно наблюдают за работой  детей с лучшим двигательным раз­витием.

             Для детей с церебральным параличом характерны расстрой­ства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявля­ются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздра­жительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колеба­ниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может ос­тановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка об­становке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, припод­нятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория) [5,C. 32].

             Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.

             Речевые нарушения в сочетании с дви­гательными расстройствами оказывают отрицательное влияние и па формирова­ние личности дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями. По осо­бенностям личностного развития этих дошкольников можно условно разделить на три группы. У некоторых детей лич­ность характеризуется незрелостью, ин­фантильными проявлениями, у других на первый план выступает переживание двигательного дефекта, стремление ограни­чить контакты с окружающими, третья группа характеризуется повышенной эмо­циональной возбудимостью, истощаемостью, неуверенностью в себе.

             Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к само­стоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

                Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерны некоторые особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера. Это связано с двумя причинами: во-первых, с ранним осознанием физического дефекта и переживаниями своей неполноценности, а во-вторых — с неправильным воспитанием, часто встречающимся в семьях, где растут дети с двигательными нарушениями. Особенностью этого воспитания является гиперопека, ограничивающая активность и самостоятельность ребенка.

    Таким образом, у детей с проявлениями дет­ского церебрального паралича наблюда­ются множественные нарушения, харак­теризующиеся сочетанием недостатков двигательного, речевого, интеллектуаль­ного и личностного развития. Выражен­ность этих нарушений существенно за­трудняет социальную адаптацию до­школьников с тяжелыми двигательными нарушениями и обуславливает необходи­мость проведения комплексной психо­лого-педагогической работы по преодо­лению и коррекции имеющихся у них нарушений.













    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Выделяют три группы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза. Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.

    В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное - до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже - как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях, на одной половине тела, во всех 4-х конечностях. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы.

    Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности.































    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



    1.   Гусейнова А.А. психолого- педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями/ А.А. Гусейнова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- №1.- 2004.-С.51-55.

    2.   Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушения ми опорно-двигательного аппарата/И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.:  Сфера, 2001.

    3.   Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии/ Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 389с.

    4.   Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии/ Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – С. 389с.

    5.   Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития/ Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1991.- С.  360.

    6.   Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова .– М.: Медицина, 1991.- 234с.

    7.   Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?/  В.Г.Петрова , И.В.Белякова – М.:Сфера, 1998.- 294с.

    8.   Психолого-педагогическая диагностика/ И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

    9.   Семенова К.А., Мастюкова Е.М. Клиника и реабилитационная терапия ДЦП/ К.А. Семенова , Е.М. Мастюкова. – М.: Медицина, 1972.- 384с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.