Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Обзор философской мысли

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Обзор философской мысли
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

    1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

    Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

    Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и

    характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-

    альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом

    мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,

    классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные позиции,

    программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен-

    ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся

    в сложном единстве и формируются благодаря напряженной духовно-практической работе, которая по-

    могает получить целостность человеческого опыта.

    Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо-

    димо учитывать естественно-природные и социально-культурные факторы.

    В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной

    глубиной отражения мира. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений.

    Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются

    лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение может

    быть оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на-

    оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив-

    ной предметной деятельности в нем.

    Следующие по глубине уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается

    цельная картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне мировоззрение огра-

    ничено чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда

    происходит отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ-

    ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – самый глу-

    бинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

    Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.

    Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-

    рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно,

    так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.

    Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после

    мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Формирование обыденного сознания требо-

    вало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Ве-

    роятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны:

    антропоморфность (гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение явлений приро-

    ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например,

    ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.;

    дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явле-

    ний в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в ви-

    де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);

    синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность объек-

    тивного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны

    этой формы мировоззрения;

    связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в

    действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле челове-

    ка, о животных, растениях.

    Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым

    представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фан-

    тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в

    Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже-

    ственных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления

    религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.)

    обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к на-

    делению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято их на-

    зывать, «мировыми» религиями явились буддизм (IV – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).

    Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.

    И, наконец, самый поздний тип мировоззрения – философия. Она возникает на более высоком

    уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как специфиче-

    ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный пере-

    ворот в Древней Греции в VII – V вв. до н.э. Появляется новое – теоретико-познавательное – отношение

    между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения.

    Существует и так называемая натуралистическая форма мировоззрения, главной особенностью ко-

    торой является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и законов от-

    дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Вселенной Клаузиуса и Томсона).

    В отличие от натуралистической формы, философия в решении мировоззренческих проблем опира-

    лась на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и обыден-

    ный.

    В заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью к мудрости,

    бескорыстному к ней (греч. Phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – ее начало и конец, если во-

    обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень философии – мудрость, ведущим началом в

    философии выступает рационалистически-умозрительная ее сторона.

    1 . 2 О с н о в н ы е ф и л о с о ф с к и е п р о б л е м ы

    Реальность философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно

    общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фун-

    даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое

    субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари-

    антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле-

    ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня).

    Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ-

    ным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии.

    В зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориента-

    ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем,

    соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся

    проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио-

    логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно-

    космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе-

    ресекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские пробле-

    мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со-

    действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

    Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по-

    требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско-

    лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело-

    века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому фило-

    софия антропоцентрична.

    Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-

    мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия

    и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об-

    щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед-

    ливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много про-

    блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования

    эстетики.

    Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический про-

    гресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности

    (или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании

    микромира и т.п.

    1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

    Специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных

    принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. Принцип (лат. рrincipium) есть

    исходное положение любой теории, учения; философские принципы являются не только способом по-

    стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук.

    По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм.

    Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по

    отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент.

    Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и

    способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое

    осуществляется благодаря противоречиям в самой сущности предмета и во многих философских кон-

    цепциях считается основным методом познания.

    В рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные принципы и спо-

    собы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм

    объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.

    Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор-

    мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формиро-

    вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому

    рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является

    панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума,

    а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразум-

    ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст-

    вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается

    как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

    С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм

    (от греч. Monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно на-

    чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический. Дуа-

    лизм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал:

    материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный)

    предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних

    мыслителей).

    К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве

    мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео-

    логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира).

    Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про-

    тагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри-

    цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).

    Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития,

    принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате-

    рии.

    Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в

    центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также

    свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование

    окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.

    1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

    Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представ-

    ляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой фило-

    софской мысли.

    1.4.1 Онтология

    Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos – сущее и logos – учение). Понятие

    «бытие» в философии (при любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира.

    При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы

    бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека.

    Можно выделить следующие формы бытия:

    • базирующиеся __________на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и мате-

    риальные ценности, созданные человеком;

    идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);

    • по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «вре-

    менное бытие»);

    • по формам движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое и соци-

    альное бытие);

    • по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное бытие);

    общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодейст-

    вующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).

    1.4.2 Гносеология

    Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos – учение, понятие и оз-

    начает «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно не-

    давно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со

    времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология разрабатывалась и в средние века, и в Новое вре-

    мя (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в ХХ-ом столетии (С.Л. Франк, Н. Гартман, Л.

    Витгенштейн и др.).

    Исторически сложились два направления в гносеологии: агностицизм и гносеологический опти-

    мизм. Первое направление утверждает, что сущность объектов (материальных и духовных) непозна-

    ваема (Протагор,

    Д. Юм, И. Кант, А. Пуанкаре и др.). Для гносеологического оптимизма характерна вера в познавае-

    мость не только явлений, но и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р.

    Декарт,

    Г.В.Ф. Гегель, Ж.-П. Сартр и др.).

    Основные вопросы, разбираемые в гносеологии: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в по-

    знании; чувственное и рациональное в познании; проблема истины; уровни познания (эмпирический и

    теоретический); специфика философского знания по сравнению с научным; проблема метода познания

    и др.

    1.4.3 Философская антропология

    Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает

    особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во-

    прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

    Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это

    воззрения античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс-

    шему нача-

    лу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко-

    тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.

    В философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущность человека, его способность к

    познанию. В XIX – начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала посредством

    сведения его в одних случаях к рациональному началу, в других – к иррациональному. Со временем че-

    ловек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест-

    во со всей необъятной Вселенной.

    Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, анализ конкретно-

    исторических форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бы-

    тия.

    Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: природное, социальное и духовное

    как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная

    характеристика человеческого бытия; человек и Вселенная; сознательное и бессознательное в человеке;

    индивид и личность и др.

    1.4.4 Аксиология

    Аксиология – это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos –

    учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и личности. В античной, а затем и сред-

    невековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю-

    чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справед-

    ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но-

    вое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход

    к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «ценности» – цели, стоящие перед че-

    ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей экономических и духовных. В наше

    время появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре-

    менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М.

    Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества).

    Можно выделить следующие группы ценностей:

    по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные;

    по субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и

    накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные – групповые, национальные, классо-

    вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры;

    по их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов-

    ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл.

    Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека

    извне. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его

    ценностей.

    1.4.5 Социальная философия

    В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явле-

    ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной

    философии решается круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей: проблемы

    их социального положения, жизненного уровня, образования и т.д.

    В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и обозначает

    все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.

    В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс-

    ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони-

    рования и развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле-

    ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроиз-

    водящейся системы.

    Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ;

    практическая деятельность людей и их общественные отношения; взаимодействие объективных и субъ-

    ективных сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и интере-

    сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, присущие человеческому сознанию в

    данном обществе и др.

    Все вышеназванные явления находятся в диалектическом взаимодействии.

    Заслуживают внимания социально-философские воззрения представителей немецкой классической

    философии (Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеа-

    листической социальной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзи-

    стенциализма и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек-

    тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объективно существующем мире умопо-

    стигаемых сущностей – «вещей в себе», Гегель – в саморазвитии Абсолютной идеи.

    Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про-

    цесс, развивающийся по своим объективным законам.

    1.4.6 История философии

    Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама исто-

    рия философии оформляется в отдельную область философского знания. История философии – это

    особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные кон-

    кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга)

    связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен-

    тальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и челове-

    ком.

    Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный характер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон – истории и теории. Разрыв этих сторон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального

    историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис-

    тории философии.

    Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы

    Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений,

    школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса являет-

    ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных,

    логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских

    учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций од-

    них и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято назы-

    вать течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе

    именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность

    философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом

    отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа-

    лизм, эмпиризм и рационализм и др.).

    Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов,

    борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется

    предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.

    2 И С Т О Р И Я Ф И Л О С О Ф С К И Х У Ч Е Н И Й

    2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

    Развитие философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет

    ряд общих закономерностей:

    • зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);

    • философия формируется как форма общественного сознания с возникновением классового об-

    щества и государства (Древняя Индия –

    1 тыс. до н.э. – формирование рабовладельческого общества; Китай –

    V – IV вв. до н.э. – процесс классового расслоения общества; Греция – VII – VI вв. до н.э. – развитие ра-

    бовладельческого государства);

    • она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобраз-

    ного, любви и ненависти и др.);

    • ей присущ мировоззренческий характер философского знания;

    • она стремится к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость

    (стихийно применяемые философами древности два основных метода – диалектика и метафизика, на-

    пример, диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии «Упанишад»,

    даосизма и др.; метафизический метод исследований Парменида, Мелисса, последователей Конфуция –

    Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.)

    Необходимо отметить и отличия философских учений Востока и Запада:

    • Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада

    является скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методо-

    логические, эстетические, этические и другие вопросы;

    • специфика в разработке категориального аппарата: в философии Востока органически воспри-

    нимаются категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало, нирвана

    – высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основ-

    ном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);

    • в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель),

    на Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально – правило, рассуждения, логика);

    • при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского

    человека (у Конфуция – иерархия социальной структуры через обращение к Небу), западная же – про-

    блемами государства, закона, управления, власти и т.п.

    2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Гибель античной философии следует понимать как исторически неизбежный результат в развитии

    философской мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто называемую

    европейской традицией в философии.

    Узловые пункты ее развития:

    • переход от языческой религии к монотеистической;

    • перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса к иссле-

    дованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христиан-

    ская мораль становится неотделимой от веры и религии;

    • одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вари-

    антах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах;

    П. Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавентура: универсалии есть лишь сло-

    ва);

    схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему соотношения философии и

    теологии (философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности, использование

    которого поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога).

    2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI вв.)

    В эпоху Возрождения философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в

    частности, через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культу-

    ры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов

    (Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.).

    Основные черты философии Ренессанса (Возрождения):

    гуманизм (лат. humanus – человечный), основанный на принципах равенства, справедливости,

    человечности отношений между людьми; это мировоззрение проникнуто любовью, уважением к чело-

    веческому достоинству;

    • осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные

    проекты переустройства общества

    (Т. Мор, Т. Кампанелла);

    натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются

    основы современного естествознания, современный образ науки.

    2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

    В философии Нового периода можно выделить две основные проблемы, занимавшие умы фи-

    лософов:

    • проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм – Р. Декарт, Б. Спи-

    ноза);

    • проблема субстанции (substantia (лат.) – первооснова, сущность); она разрешалась в рамках ра-

    ционализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании

    двух субстан-

    ций – материальной и духовной).

    Для философии Нового времени характерна ориентация на науку

    с одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.

    2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И

    ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII в.

    В философии Просвещения необходимо сделать акцент на просветительскую тенденцию, в которой

    провозглашается культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Мон-

    тескье,

    Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основ-

    ном, материалистически.

    Еще одна важная черта – «просветительский атеизм», критика религиозного мировоззрения в це-

    лом, и религиозных социальных институтов, священников как «выразителей и проводников данного

    ложного мировоззрения».

    В теории познания французские материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических

    позиций__________, основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений.

    2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее

    глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого

    идеализма

    И. Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Он создает гносеологиче-

    ское направление в философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей в себе»), развива-

    ет этику, базирующуюся на понимании человека как высшей ценности.

    Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических

    философских системах. Основными ее заслугами можно считать:

    • развитие и применение диалектического метода в познании (Г.В.Ф. Гегель конструирует диа-

    лектику как систему, формируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию

    Абсолютной Идеи; И.Г. Фихте развивает учение о диалектическом способе мышления);

    • использование принципа историзма в идеалистических системах (практическая философия Ф.

    Шеллинга исследует проблему человеческой свободы и приходит к выводу о необходимом характере

    исторических законов; Гегель создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры че-

    ловечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа).

    Несмотря на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалисти-

    ческих систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических кон-

    цепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия берет природу как конечное, опреде-

    ленное, реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как высшее творе-

    ние природы.

    2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX в.

    МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Философские предпосылки философии марксизма:

    • французский материализм второй половины XVIII в.;

    • немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Мар-

    ксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов;

    • антропологический материализм Фейербаха.

    Особенности философии марксизма:

    • основной вопрос философии решается материалистически;

    • истина понимается как результат совпадения представлений человека и действительности; кри-

    терием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-

    чувствительной деятельности человека;

    • диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;

    • провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.

    Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи –

    П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов

    и В.И. Ленин.

    2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Основные этапы развития:

    1 фИЛОСОФИЯ ХI – ХVII ВВ. ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА, ИЛИ ДРЕВНЕРУССКАЯ

    ФИЛОСОФИЯ; ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВПЛЕТЕННОСТЬЮ В ТКАНЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИ-

    РОВОЗЗРЕНИЯ, СВЯЗЬЮ С МИРОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И С ПРОЦЕССОМ ХРИСТИАНИЗА-

    ЦИИ (МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН, КНЯЗЬ ВЛ. МОНОМАХ, МАКСИМ ГРЕК, НИЛ СОРСКИЙ

    И ДР.). В XVI В. ФОРМИРУЕТСЯ РУССКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МЕССИАНСТВО; ЮРИЙ КРИ-

    ЖАНИЧ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПРОЦЕССУ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ, ОСВОБОЖ-

    ДЕНИЮ ЕЕ ОТ ЦЕРКОВНОГО ВЛИЯНИЯ, РАССМАТРИВАЯ ФИЛОСОФИЮ КАК «МИР-

    СКОЕ ЗНАНИЕ».

    2 Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор-

    мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Ру-

    си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической

    традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче-

    стве основного стержня светской общественной мысли).

    3 Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период

    начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное

    место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами – А.С. Хо-

    мяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак-

    саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен,

    Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.).

    4 Русская философия конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских

    систем (Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев,

    Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются антропоцентризм и

    гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф. Федорова,

    Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представленный К.Э. Циолковским, В.И.

    Вернадским).

    5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов-

    ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н.

    Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих

    философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус-

    ская идея», проблемы социального устройства и другие.

    В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя

    лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо-

    мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.

    2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

    СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

    Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со-

    гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм,

    марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор

    имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече-

    ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен-

    ного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества,

    логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера,

    теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда,

    теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую тра-

    дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем поя-

    вились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-

    антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинно-

    го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле-

    дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка-

    мю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя

    синтез различных мировоззренческих ориентаций.

    Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси-

    ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде-

    ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ-

    ские направления.

    Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского мате-

    риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере-

    числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ-

    ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.

    Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-

    шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы-

    тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.

    Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).

    Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как соци-

    ального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущен-

    ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна-

    тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви-

    гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бы-

    тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег-

    гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.

    Ницше,

    А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а

    теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознаю-

    щихся человеком.

    Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен-

    ным:

    теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че-

    ловеческого измерения и существования;

    теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное яв-

    ляется отражением опыта предшествующих поколений;

    • социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;

    • «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.

    Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий,

    как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой

    (С. Фанти).

    В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуи-

    тивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направ-

    ленной на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется ин-

    дивидуализм, волюнтаризм и иррационализм. Воззрения

    А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически-

    механистического и позитивистского направления философской мысли. В качестве субстанции Бергсон

    утверждает жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа.

    Существует еще одна тенденция в развитии философии – коммунологическая (от «коммуникация»

    – общение). К. Ясперс пишет о «философской коммуникации», Г. Гадамер говорит о необходимости

    вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога культур». В этом же

    направлении развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.

    Плюралистичность различных концепций современной философии достигает наивысшего подъема

    и на едином проблемном поле возникают самые разнообразные варианты решения конкретных фило-

    софских проблем. Это побуждает философов вступать в диалог, а не отворачиваться друг от друга в си-

    лу разности принципов, методов и подходов.

    Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, не-

    отомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX – XX вв., но и

    сегодня, благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую ценность, ока-

    зались востребованными.

    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1 АЛЕКСЕЕВ П.В., ПАНИН А.В. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1996.

    2 Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

    3 Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. В 2 ч. (Любое издание).

    4 История философии в кратком изложении / Пер. с чешск. (Любое издание).

    5 История философии: Запад–Россия–Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Философия

    древности и средневековья. М., 1985. Кн. 2: Философия XV – XIX вв. М., 1996.

    6 Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.

    7 Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.

    8 КАНКЕ В.А. ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС:

    УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. 3-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. М., 2000.

    9 КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ / пОД РЕД. М.Т. ИОВЧУКА,

    Т.И. ОЙЗЕРМАНА, И.Я. ЩИПАНОВА. (ЛЮБОЕ ИЗДАНИЕ)

    10 МИР ФИЛОСОФИИ: КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ. В 2 Ч. М., 1991.

    11 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / РЕД. Е.В. ПОПОВ. М.,

    1997.

    12 РАССЕЛ Б. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. РОСТОВ Н/Д, 1998.

    13 РЕАЛЕ Д., АНТИСЕРИ Д. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ.

    Т. 1: АНТИЧНОСТЬ. СПБ., 1994. Т. 2: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. СПБ., 1994. Т. 3: НОВОЕ ВРЕМЯ (ОТ

    ЛЕОНАРДО ДО КАНТА). СПБ., 1996.

    14 ТАРАНОВ П.С. МУДРОСТЬ ТРЕХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. М., 1998.

    15 ФИЛОСОФИЯ: 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ: ЭКСПРЕСС-СПРАВОЧНИК

    ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ. РОСТОВ Н/Д, 2001.

    16 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ РОСТОВ Н/Д,

    2000.

    17 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Н. ЛАВРИНЕНКО,

    В.П. РАТНИКОВА. М., 2002.

    18 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК _________ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. Л.А. НИКИТИЧ М., 2000.

    19 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Д. ГУБИНА. М., 1996.

    20 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.И. КИРИЛЛОВА. М,

    1996 – 1997 (Ч. I – ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ; Ч. II – ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ).

    21 ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ПОД РЕД. Е.В. НЕ-

    СМЕЯНОВА. М., 1999.

    22 ШАПОВАЛОВ В.Ф. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: ОТ КЛАССИКИ К СОВРЕМЕННОСТИ:

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1999.


    Оглавление

    1 Введение в философию

    1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ  

    1.2 ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  

    1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

    1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

    2 История философских учений

    2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

    2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

    2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ вОЗРОЖДЕНИЯ

    (XV – XVI ВВ.)

    2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

    2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII В.

    2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX В.

    2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

    2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Обзор философской мысли ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.