Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основы государственного регулирования сельского хозяйства

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Основы государственного регулирования сельского хозяйства
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

     


    Оглавление



     Введение

    1. Понятие, цели и задачи управления сельским хозяйством

    2. Нормативно-правовые основы государственного регулирования сельского хозяйства в РФ..

    3. Зарубежный опыт государственного регулирования сельского жозяйства.

    Заключение.

    Литература



    ВВЕДЕНИЕ

    Формирование рыночной инфраструктуры на селе в современных экономических условиях проходит сложно и противоречиво.

    С одной стороны, реализуются целевые федеральные программы, призванные повысить эффективность сельскохозяйственного производства. В частности, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов  на селе», входящие в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Активизировалось выполнение федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года», «Повышение плодородия почв», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» и др.

    Однако существующие формы и методы реализации господдержки сельскохозяйственного производителя пока не создали предпосылок для вывода сельского хозяйства страны из кризиса.

    В сложившейся ситуации остро стоит задача повышения эффективности госрегулирования и господдержки сельскохозяйственного производства с целью повышения продовольственной безопасности государства. Решение данной задачи невозможно без внедрения инновационных подходов государственного регулирования, учитывающих специфику и особенности современного  развития сельского хозяйства в РФ.

    Проблемы, с которыми столкнулось сельское хозяйство сегодня, имеют свою историю и давно находятся в поле зрения российских ученых.

    Теоретические аспекты государственного регулирования в аграрной сфере находят отражение в трудах таких авторов, как Г.В. Беспахотный, Н.А. Борхунов, В.М. Володин, А.В. Гордеев, И. В. Палаткин и др.

    Необходимость госрегулирования аграрной сферы заложена еще трудами Дж. Кейнса и К. Маркса. В дальнейшем вопросы государственного регулирования сельского хозяйства за рубежом и в России нашли широкое отражение в работах С.Ю. Глазьева, В.И. Назаренко, Б.А. Чернякова и других ученых.

    1. Сущность, цели и задачи управления сельским хозяйством

    Современное сельское хозяйство России функционирует в сложных социально-экономических условиях, что сказывается на экономической и социальной сфере страны. В этих условиях государственное регулирование становится объективно необходимой мерой, жизненно важной для сохранения общества.

    Цели и задачи государственного регулирования определяются концепцией развития, которая, в свою очередь, исходит из особенностей и специфики развития страны. Выбор и целей и задач государственного регулирования особенно актуален для переходных экономик, в которых идет борьба между сторонниками «шоковой терапии» и градуализма. Если цель «шоковой терапии» состоит в сокращении масштабов государственного регулирования, достижении макроэкономической стабилизации и создании равных условий хозяйствования для предприятий и фирм, то градуалистический подход преследует другие цели – сохранение производственного потенциала и занятости, обеспечение стабилизации производства.

    Цели регулирования аграрной сферы определяются целями ее развития. Долгосрочными целями развития аграрного сектора являются:

    - формирование устойчивого и эффективного сельского хозяйства;

    - обеспечение насыщения рынка качественным продовольствием;

    - доступность продовольствия для всех групп населения;

    - обеспечение продовольственной безопасности страны.

    Задачами  государственного регулирования аграрного сектора являются:

    - охрана окружающей среды,   охрана механического и химического состава почв, контроль за организацией сельскохозяйственного производства и другие функции;

    - организация инфраструктуры производства в сельском хозяйстве, финансирование и  претворение научно-исследовательских работ;

    - ввиду ограниченности системы саморегулирования рынка установление равновесия между спросом и предложением, поддержание уровня занятости, развитие конкурентной среды и ликвидация монополизма.

    Между указанными целями часто существуют противоречия. Так, политика поддержки аграрного сектора приводит к ущемлению интересов потребителей. Поэтому позиция государства неизбежно сводится к балансировке между указанными противоречивыми интересами участников внутреннего рынка.

    Задачи государственного регулирования аграрной сферы включают:   

    - стабилизацию и развитие агропромышленного производства;

    - обеспечение продовольственной безопасности;

    - поддержку «паритета» между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

    - сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;

    - защиту отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства;

    - улучшение продовольственного обеспечения страны.

    Цели и задачи государственного вмешательства в аграрный сектор в различных странах различаются в зависимости от уровня развития страны. Вместе с тем, цели и задачи государственного регулирования не должны препятствовать процессу либерализации аграрного сектора.

    В аграрной политике выделяются следующие направления:

    1. Земельная политика (правовое разрешение вопросов, регулирование процессов землеустройства и др.);

    2. Финансовая политика (государственная поддержка системы кредитования аграрной сферы, формирование каналов и размеров бюджетного финансирования).

    3. Социальная политика (политика формирования доходов, обновление и развитие сельских территорий, развитие социальной инфраструктуры села, социальные гарантии: система пенсионного обеспечения и страхования, здравоохранение и т.д.).

    4. Политика в области формирования продовольственного рынка (стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, регулирование условий экспорта, ограничение свободы входа и выхода на рынок).

    В Российской Федерации среди основных направлений государственного регулирования аграрной сферы можно отметить следующие:

    - создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования;

    - формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках;

    - поддержка устойчивости развития аграрной сферы, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям;

    - проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импорт продовольствия;

    - создание благоприятного климата для иностранных инвестиций;

    - финансирование ключевых направлений науки по проблемам аграрной сферы.

    Формы государственного регулирования аграрной сферы условно подразделяются на административные и экономические.

    Административное регулирование является директивным и базируется на принятом законодательстве.

    Экономическое регулирование аграрного сектора носит индикативный, рекомендательный характер и состоит в создании привлекательных условий, обеспечивающих  развитие субъектов аграрного сектора на основе их собственной заинтересованности. 

    К основным  методам государственного регулирования аграрного сектора относятся следующие:

    - поддержка цен и доходов производителей (сюда относятся прямые ценовые субсидии производителям, установление минимальных гарантированных цен, государственные закупки продовольствия для нужд армии, и т.д.);

    - внешнеторговое регулирование;

    - меры, направленные на снижение затрат производителей, такие как различные способы компенсации затрат на средства производства (прямые компенсации производителям, система лизинга, предоставление средств производства по сниженным ценам);

    - льготный кредит сельхозпроизводителям - сниженная ставка процента, льготные сроки, товарный кредит, реструктуризация и списание долга;

    - структурная политика (различные меры поддержки, не связанные с доходом производителей).

    Одним из способов государственной поддержки аграрного сектора является также предоставление сельхозпроизводителям определенных налоговых льгот. Так, они освобождаются от налога на прибыль, от налогов на пользователей автодорог, от налога на имущество и т.д.

    Основными ценовыми мерами регулирования аграрной сферы являются следующие:

    - минимальные гарантированные закупочные цены на стратегическое сырье для всех покупателей;

    - нормативные наценки для оптовиков и розничной торговли на жизненно важные продукты питания;

    - ценовые ограничения на материально-технические ресурсы для производства жизненно важных продуктов питания;

    - регулирование цен на жизненно важные продукты питания,  с целью сглаживания инфляционных процессов.

    В развитых странах с целью защиты сельскохозяйственных производителей от резкого падения цен, защиты от импорта и чрезмерных колебаний цен государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты, а также вводятся дополнительные пошлины на импорт.

    В зарубежной практике активно используются различные методы государственной поддержки аграрной сферы, включающие как поддержку местных производителей, так и защиту внутреннего рынка, и различные ценовые методы поддержки. 

    В настоящее время система государственной поддержки в сельском хозяйстве весьма несовершенна и требует корректировки. В перечень комплекса мер необходимо внесение дополнительных инструментов госрегулирования, способных решить проблему распада социальной структуры села.

    Комплекс инструментов государственного регулирования сельского хозяйства включает инструменты прямого и непрямого воздействия (рис. 1.1).

    Рис. 1. Комплекс инструментов государственного регулирования

    сельского хозяйства в РФ

    Суть государственного регулирования заключается в экономическом воздействии государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.

    Исследование экономического механизма государственного регулирования и поддержки аграрного сектора экономики связано с определением его основополагающих позиций: ключевых принципов, тенденций, функций, методов и инструментов.

    Совокупность мероприятий государственного регулирования в виде упорядоченной по формам,  направлениям и методам системы элементов государственной поддержки АПК представлена на рисунке в Приложении 1.

    Все составляющие компоненты системы государственного регули­рования и поддержки в совокупности представляют единую  агропродовольственную политику.

    Среди прочих элементов государственного регулирования и под­держки АПК наиболее важны: бюджетное финансирование, ценовая, налоговая и кредитная политика, страхование, система государственных закупок и залоговые операции, проведение лизинговых операций, госзаказы.

    Совокупность показателей, обеспечивающих эффективность сельскохозяйственного производства, условно делят на пять групп (Приложение 2).

    Данная система взаимосвязанных показателей, включающая в себя кроме экономических социальные, позволяет всесторонне раскрыть уровень, динамику и факторы повышения эффективности сельского хозяйства, а так же провести комплексный анализ эффективности отдельного предприятия. Определение групп социально-экономических показателей эффективности деятельности сельхозпредприятий, заключающееся в выборе эффективных алгоритмов использования бюджетных средств, характеризующих уровень как экономического, так и социального развития предприятия.

    Реформирование социально-экономической сферы в России существенно расширило значимость социальных факторов, позволяя в большинстве случаев получить синергетический эффект, поэтому к числу критериев, определяющих социальную эффективность деятельности предприятия, можно добавить следующие:

    - текучесть кадров общую по предприятию;

    - текучесть кадров работников, занятых в основном производстве;

    - текучесть кадров работников по основным отраслям предприятия;

    - изменения качественного и возрастного состава работников предприятия. 

    Данная система показателей приведена в Приложении 3.

    На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что государственное регулирование сельского хозяйства есть сложный механизм, включающий не только инструменты воздействия на доходы сельскохозяйственных предприятий, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических и правовых условий развития сельхозпредприятий, но и воздействия на социальную структуру села, с целью сохранения ее инфраструктуры, а так же создания социальных условий частному бизнесу для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам и охраны окружающей среды.


    2. Нормативно-правовые основы государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации

    Вопросы производства и сбыта сельскохозяйственной продукции регулирует аграрное законодательство. Его можно отнести к комплексным отраслям законодательства, как содержащее нормы гражданского, административного, финансового, земельного права и др.

    В научных кругах много лет продолжает обсуждаться вопрос о том, является ли аграрное законодательство самостоятельной отраслью, поскольку оно «перекрывается» законодательством других отраслей, не оставляющими для него отдельного места в системе законодательства. В Классификаторе правовых актов, одобренном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511, под № 090.060.000 в самостоятельный раздел выделено законодательство о сельском хозяйстве, а это и есть аграрное законодательство, включающее законодательство о государственном регулировании агропромышленного производства,  о сельскохозяйственных товаропроизводителях, об отраслях сельского хозяйства (животноводство, земледелие, растениеводство и т.п.) и договоры в сельском хозяйстве.

    На сегодняшний день существование отрасли аграрного законодательства определяется наличием ряда специфических для сельского хозяйства особенностей, связанных с вопросами законодательного регулирования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, продовольственной безопасности страны, необходимостью государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и т.п.

    Дискуссии о необходимости принятия единого правового акта, например, в виде Основ сельскохозяйственного законодательства, в значительной степени утратили свою актуальность после принятия Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997), а также Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (2006) – основополагающего нормативного акта аграрного законодательства. В этом законе урегулированы вопросы государственной политики в области сельского хозяйства; формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирования, кредитования, страхования, льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей; осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развития социальной сферы села.

    Среди законодательных актов, регулирующих право собственности на земли сельскохозяйственного назначения и их оборот, отдельные виды агропромышленного производства, а также определяющих статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, вопросы охраны сельскохозяйственных земель и повышения их плодородия, финансирования, кредитования, налогообложения в АПК, следует указать: Земельный, Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003), «О личном подсобном хозяйстве» (2003), «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (1998), «О сельскохозяйственной кооперации» (1995), «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (2001), «О мелиорации земель» (1996), «О племенном животноводстве» (1995), «О плате за землю» (1991) и др.

    Действуют Федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2010 года» и «Повышение плодородия почв России».

    Рассмотрим основные направления совершенствования аграрного законодательства. В период 2004 – 2008 годов в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год и  планом  Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере агарного законодательства, был поставлен ряд вопросов, которые должны найти отражение в перечисленных ниже законопроектах. Одной из актуальных задач, требующих скорейшего решения, является приведение актов аграрного законодательства в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации.

    1. В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Российской Федерации на 2001-2010 годы, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации, принят комплексный Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

    Целью закона является нормативно-правовое обеспечение создания эко­номических условий для развития сельского хозяйства и аграрных рынков, оп­ределение форм  и методов государственной поддержки агропромышленного производства, по­вышение эффективности использования средств, выделяемых в Федеральном бюджете на АПК.

    Закон предусматривает определение и регулирование экономи­ческих условий функционирования аграрных рынков и агропромышленного производства в целом и его основной составной части - сельского хозяйства. В результате реализации закона сельскохозяйственные товаропроизводители получат устой­чивое нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений с государством, а при их участии в целевых программах - гарантии взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств.

    Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мелиорации земель" разрабатывается Минсельхозом России. Изменения в Федеральный закон "О мелиорации земель" направлены на приведение в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации содержания государственного мониторинга земель, а также порядка предоставления земельных участков и возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства в области мелиорации земель. Проект призван учесть новые положения и требования российского законодательства об охране плодородия почв, обеспечении безопасности гидротехнических сооружений на мелиоративных системах, агрохимических мероприятиях при мелиорации, по другим вопросам регулирования правовых отношений в области мелиорации земель.

    Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" предусматривает изменения, касающиеся разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области ветеринарии, установления правовых основ осуществления деятельности в данной области, а также регулирования деятельности ветеринарной службы, органов государственного управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации в данной области.

    Внесение предлагаемых изменений должно повысить эффективность управления системой органов ветеринарии со стороны государства и расширить сферу возможностей государства контролировать процесс, связанный с производством, хранением и реализацией продукции животного происхождения.

    Новая редакция Федерального закона призвана урегулировать основные вопросы деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, определить долгосрочную социальную политику государства по обеспечению граждан экологически чистыми фруктами, ягодами, овощами собственного производства, созданию загородных баз отдыха индивидуального и семейного пользования.


    3. Зарубежный опыт государственного регулирования сельского хозяйства

    Общей закономерностью изменений в отраслевой структуре мирового хозяйства является последовательный переход от высокой доли сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающих отраслей к технически относительно несложным производствам  (легкая, пищевая промышленность), капитало- и наукоемким отраслям (металлургия, химическая промышленность)  и, наконец, к наукоемким отраслям, создающим продукцию на основе высоких технологий.

    Важнейшей тенденцией изменения структуры ВВП промышленно развитых стран во второй половине XX в. явилось превращение непроизводственной сферы (третичного сектора) в преобладающую часть их экономики.

    Новые индустриальные и постсоциалистические страны находятся примерно на одинаковом уровне экономического развития как по ВВП на душу населения, так и по отраслевой структуре экономики. В этих двух группах стран сохраняется относительно высокая доля сельского хозяйства  (6–10% ВВП), которая постепенно приближается к уровню развитых стран  (2–4%). Удельный вес промышленности в ВВП обеих групп стран находится на уровне постиндустриальных стран и даже превышает его. Это связано со сравнительно невысоким уровнем сферы услуг.

    В отраслевой структуре ВВП развивающихся стран по-прежнему велика доля сельского хозяйства (20–35%). Доля промышленности в ВВП этих стран чаще всего небольшая (10–25%), причем она выше главным образом в странах-экспортерах минерального сырья и топлива, тогда как доля обрабатывающей промышленности колеблется в пределах 5-15%.[1]

    Нынешняя эффективная частнохозяйственная система зарубежного фермерства складывалась многие десятилетия. Крупное производство обладает несомненным преимуществом перед мелким. Это один из основных законов экономики. Именно крупные хозяйства способны эффективно использовать современные технологии. Они экономичны, фактическая потребность крупных хозяйств (ферм) в ресурсах в расчете на единицу площади в два раза меньше, чем мелких.

    Уже более столетия во всем мире идет непрерывный процесс укрупнения хозяйств за счет вытеснения и разорения мелких и средних. За рубежом идет концентрация сельскохозяйственного производства. Практика таких стран, как США, ФРГ, Канада и других, свидетельствует о том, что на крупных  предприятиях по сравнению с мелкими в 1,5 -2 раза выше производительность труда значительно ниже себестоимость продукции. Именно крупные фермерские хозяйства  и объединения являются основными поставщиками товарной сельскохозяйственной продукции.

    Так, по данным американской статистики, в 2005 г. 33,5% всех хозяйств страны составляли мелкие фермеры, каждая из которых в среднем имела объем продаж 5 тыс. долларов в год; произвели они лишь 3,1 % всего объема продукции. Крупные фермы с объемом продаж свыше 500 тыс. долларов в год составляли 1,5 % общего числа фермерских хозяйств, но на их долю приходилось около 33% всего объема производства сельскохозяйственной продукции; в этих хозяйствах получен прибыли 22,5 млрд. долларов.

    Качественно иная система хозяйствования переходного типа, уже отличная от плановой командно-административной системы, хотя еще не рыночная, не приемлет классических экономических доктрин Запада, но тем не менее нам полезно обращаться к опыту зарубежных стран.

    Опыт государственной поддержки аграрного сектора экономики в высокоразвитых странах свидетельствует о том, что, несмотря на различные в них уровни экономического развития, там сельскому хозяйству оказывается крупная государственная финансовая помощь в различных формах, конечная цель которой - максимально полное обеспечения населения продовольствием по умеренным ценам при нормальной доходности производства.

    Фермеры, арендаторы, коллективные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы многими экономическими нитями связаны с государственными учреждениями. Эти связи постоянно совершенствуются, улучшаются. Никто никогда не принимает таких решений, которые бы в одночасье поставили крестьянина на грань разорения. Разумеется, это не относится к тем хозяйствам которые имеют низкую эффективность труда.

    Работники АПК с благополучно развивающимся сельским хозяйством заинтересованы постоянно совершенствовать трудовые операции, снижать стоимость производимой ими продукции.

    Итак, государственное вмешательство оказывает стимулирующее воздействие на развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Как это реализуется на практике?

    Прежде всего посредством целенаправленных ассигнований на модернизацию сельскохозяйственной техники, применение современных научных достижений, на нужды экологии в аграрной сфере. Всевозможные субсидии и дотации аграрному сектору в развитых странах составляют от 40% до 80% себестоимости сельскохозяйственной продукции.

    О размерах и характере оказываемой финансовой помощи с/х свидетельствуют следующие примеры. В Германии на каждый фермерский двор приходится в среднем по 35 тыс. марок в год. Кроме того, по линии государственных органов проводится разносторонняя деятельность, направленная на повышение эффективности работы сельскохозяйственных учреждений. Так, функционирующие контрольные аудиторские союзы не реже одного раза в год проверяют финансовую и хозяйственную деятельность сельских кооперативов. По итогам таких проверок даются консультации, советы по устранению имеющихся недостатков, рекомендации по улучшению работы кооперативов.

    В США из федерального бюджета только на 1993/94 год было выделено на нужды аграрного сектора 63 млрд. долларов. Из них прямые субсидии фермерам составили 20 млрд. Следует также учитывать, что научно -исследовательская работа по вопросам сельского хозяйства проводится за счет ассигнований правительства. Оно же берет на себя заботу об информации  каждого  фермера по поводу научных новшеств, которые целесообразно реализовать на практике.

    Применение научных рекомендаций дает фермеру право на получение льготных кредитов. В целом бюджетные ассигнования превышают в 6 раз фермерские капиталовложения и составляют 40% всей валовой продукции ферм.

    Аналогичная картина в проведении твердой политики по государственному стимулированию аграрного сектора наблюдается в других развитых странах. В Канаде, например, дотации из бюджета на молоко составляют свыше 90%. Страны Западной Европы выделяют аграрному сектору средства в зависимости от природно-климатических условий с/х- ого производства. Чем сложнее и суровее климат в стране, тем большая часть из ВВП используется на аграрные нужды. Об этом убедительно свидетельствуют следующие данные. Во Франции эти субсидии составляют 7,1% ВВП отрасли ; в Германии - 13,7 % ; в Ирландии - 14,8 % ; в Австрии - 13,7 % ; в Дании - 17,7% ; в Великобритании - 27,2 % ; в Норвегии - 32,5 %.

    Чтобы лучше представить размеры государственного субсидирования с/х в ряде зарубежных стран, назовем данные о величине этих ассигнований в доле прибыли фермеров и производственных кооперативов. Так, в США доля государственных субсидий в прибыли составляет 30%, странах ЕС - 49%, Швеции - 59% Финляндии - 71%, Японии -75%.

    Страны Западной Европы, входящие в ЕС, разработали и внедряют единую сельскохозяйственную политику, на основе которой осуществляется обеспечение фиксированных закупочных цен и субсидирование экспорта  продукции аграрного сектора.

    Государственные ассигнования на нужды аграрного сектора - это не только поддержка работников с/х, но и мера по снижению социальной напряженности в обществе. При этом во многих странах государство постоянно контролирует уровень цен, не допускает произвола в рыночном формировании цен. Во  Франции, например, если на сельскохозяйственном  рынке произошло снижение цен ниже гарантированного уровня, то товаропроизводители за счет государства выплачиваются компенсации не только по производству продукции, но и ее хранению и переработке. Словом, крестьянам гарантируется твердая доля получения созданной их трудом стоимости в товарной продукции.

    Природно-климатические условия производства сельхозпродукции, как уже говорилось, имеют значительные отличия. Россия по большинству имеющихся угодий не относится к числу устойчиво и благоприятного земледелия. По данным ЦРУ, в США природно-климатический потенциал сельского хозяйства превосходит российский в 2,5 раза.

    В странах с лучшими условиями сельскохозяйственного производства продукция аграрного производства дешевле. Если за базу сравнения взять стоимость продовольственных товаров США, то цены на аналогичные товары в странах ЕС в 1,6 - 1,7, в Японии в 3 раза выше американских показателей.[2]

    Большие затраты приходится делать скандинавским странам на производство единицы сельскохозяйственной продукции. Финляндия поэтому закупает тонну пшеницы у  отечественных товаропроизводителей по ценам в четыре раза больше, чем это делает у себя дома правительство США. Для защиты местного производства продовольствия широко используются высокие закупочные цены, таможенные пошлины, практикуемые  ограничения для ввоза из зарубежных стран продовольствия.

    Сельскохозяйственные корпорации, фермеры, производственные кооперативы наиболее развитых стран получают значительные финансовые инъекции за счет экспорта своей продукции в другие страны, где сельское хозяйство разрушено или находится на низком уровне развития.               

    Отмечая большую и систематическую помощь со стороны государственных органов власти аграрному сектору в наиболее развитых странах, следует подчеркнуть огромную роль кооперативных объединений, положительно влияющих на сельскохозяйственное производство. Крестьянство Англии, Голландии, Германии, США, Франции, Японии и других развитых стран повседневно сотрудничает с кооперативами. Через них работники сельского хозяйства реализуют свою продукцию , хранят в кооперативных банках накопления. В кооперативах крестьяне берут в кредит нужные им финансовые ресурсы, осуществляют страховые операции. Фактически все, кто занимается сельскохозяйственным трудом, сотрудничают с кооперативами, через них решают многие хозяйственные и социальные проблемы.

    На основании изложенного можно заключить, что зарубежный опыт работы аграрного сектора свидетельствует о постоянной заботе государственной власти о создании экономических и материально - технических условий по производству требуемого для населения страны объема сельскохозяйственной продукции.







    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    По результатам дипломной работы можно сформулировать следующие выводы и предложения.

    Необходимость государственного вмешательства в аграрный сектор очевидна. Вместе с тем, при вмешательстве государства в аграрный сектор необходимым является учитывать возможные недостатки государственного регулирования, что  требует осуществления разумной, взвешенной политики вмешательства.

    Необходимым является выработка эффективных мер поддержки сельского хозяйства и внутреннего рынка с помощью поддержки отечественных производителей аграрной продукции, регулирования экспорта, импортных пошлин, цен для оптовиков и розничной торговли на жизненно важные продукты питания, а также цен на материально-технические ресурсы для производства жизненно важных продуктов питания.

    Вместе с тем важно, чтобы  политика поддержки аграрного сектора не привела к ущемлению интересов потребителей. Поэтому позиция государства неизбежно сводится к балансировке между указанными противоречивыми интересами участников внутреннего рынка.   

    С учетом специфики переходного периода, в условиях либерализации экономики аграрная политика должна формироваться и претворятся в жизнь с учетом комплексного достижения нижеследующих задач:

    §  более полное удовлетворение внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию, в особенности обеспечение продовольственной безопасности страны;

    §  обеспечение, в качестве основного средства повышения уровня жизни сельского населения, развития отраслей  производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе, возможности увеличения доходов;

    §  развитие отраслей аграрного производства, которые обеспечат выгодный товарообмен страны на мировом аграрном рынке;

    §  регулирование возможного отрицательного влияния сельскохозяйственного производства на нарушение экологического равновесия;

    §  обеспечение укрепления технологической базы и инновационной направленности аграрного производства.







    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993г. № 237.

    2. Федеральный Закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»

    3. Федеральный Закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»

    4. Федеральный Закон от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

    5. Федеральный Закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

    6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2008-2012 годы.

    7. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Национальный доклад о реализации Государственной программы в 2008 году

    8. Апушова, Т.С. Методы диагностики сельскохозяйственных организаций для осуществления финансового оздоровления [Текст] / Т.С. Апушова // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета потребительской кооперации». 2007. - № 4. - с. 314-318.

    9. Барышников Н. Г. Нормативно-правовое регулирование развития сельского хозяйства : научно-справочное издание/ Н. Г. Барышников,  В. И. Зябирова; Пенз. гос. с.-х. акад. –Пенза,  2008. –296 с.

    10. Вавиловские чтения –2008 : материалы международной научно-практической конференции,  посвященной 95-летию Саратовского госагроуниверситета,  26–27 ноября 2008 г./ Сарат. гос. аграр. ун‑т им. Н. И. Вавилова; [редкол.: Н. И. Кузнецов и др.]. –Саратов : Наука,  2008 – Ч. 2. -2008. -409 с.

    11. Везевич Р.Т. Нормативно-правовое обеспечение сельского хозяйства в 50-е годы. // Актуальные проблемы становления гражданского в России. Материалы региональной научно-практической конференции (19-20 ноября 2007г.) Вып. 2. – Нефтекамск, 2008. – С. 176.

    12. Галина Л.И. Развитие ЛПХ в 1950-1970 годы/ Л.И. Галина // Истоки Российского федерализма. - г. Уфа; ноябрь 2007 г. – Уфа: РИО БашГУ, 2007 г. – С. 286-290.

    13. Галина Л.И. Экономическое развитие колхозной деревни в 1960-е годы /Л.И. Галина // Национальные традиции в торговле, экономике и культуре. -  Уфа, 2008. – С.98.

    14. Котова Л.Г. Государственная поддержка агропромышленного комплекса необходима. [Текст]/ Л.Г. Котова// Российское предпринимательство. №6, 2008.

    15. Котова Л.Г. Государственная поддержка как важный фактор реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». [Текст]/ Л.Г. Котова // Аграрная наука, № 7, 2008. 

    16. Никитенко А.А. Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях.- М., Агропромиздат, 2000

    17. Охрана труда в сельском хозяйстве. Справочник. – М.: Агропромиздат, 1988.

    18. Синюков М.И. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях.- М., Агропромиздат, 2004

    19. Социальная поддержка колхозной семьи в 50-70-е годы XX века. // Всероссийский конгресс «Укрепление семьи – основа решения демографических проблем» (16 мая 2008 г.)- Уфа, 2008. – С. 115-117.

    20. Шаваев А.Г. Безопасность корпораций. Криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. – М.: "Банковский Деловой Центр", 2002, с. 42.

    21. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Турчиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. – М.: Колос, 2002.

    22.  Шлыков В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности  предприятия . – СПб: "Алетейя", 2001, с. 59.

    23. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 2002. С.159.

    24. Ярочкин В.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. – М.: "Ось-89", 2000, с. 92.




    [1] Фудин А.Ф. Экономика сельского хозяйства зарубежных стран. - М.: Изд. РУДН. - 2007.

    [2] Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учебное пособие. - М.: Изд. «Инфра-М». - 2002.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основы государственного регулирования сельского хозяйства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.