Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основы инвестирования в ценные бумаги

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Основы инвестирования в ценные бумаги
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    1. Сущность и классификация ценных бумаг

    2. Инвестиционные свойства ценных бумаг

    3. Стратегии инвестирования в ценные бумаги

    Заключение

    Список литературы













    Введение


    Переход России от централизованной плановой экономики к рыночной меняет отношения собственности, структуру и механизм функционирова­ния хозяйствующих субъектов, формы финансовых связей между ними, степень заинтересованности всех слоев общества в результатах хозяй­ственной деятельности. Современный рынок с его демократически орга­низованными финансовыми институтами - величайшее достижение человеческой цивилизации. Могут изменяться его институциональные и отраслевые структуры, методы управления субъектами деятельности и т.п., но это перемены частного порядка, которые не в состоянии повлиять на фундаментальные основы и принципы функционирования рынка.

    Рынок - сложное многофункциональное комплексное образование, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, с другой - рынок ресурсов. Взаимодействие этих рынков определяет национальный экономический механизм.

    Этот механизм имеет кредитный характер. Подавляющее число рыночных субъектов, действующих на основе деловых контрактов, принимают на себя обязательства, имеющие форму ценных бумаг. Именно взаимные обязательства предпринимателей гарантируют устойчивость экономичес­кой системы общества.

    Роль ценных бумаг этим не ограничивается. Их значение велико в платежном обороте каждого государства. Через ценные бумаги осуществля­ется инвестиционный процесс, при котором инвестиции автоматически направляются в самые эффективные сферы народного хозяйства, их получают наиболее жизнеспособные рыночные структуры.

    Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональ­ной и организационно-функциональной спецификой. Такая система в со­временной России начала формироваться только в конце 80-х гг., когда была признана необходимость восстановления рыночного хозяйства.

    Возникновение и быстрое развитие упорядоченного рынка ценных бумаг были обусловлены становлением капиталистических производственных отношений. Прежде всего это проявилось в расширении границ коммерческого кредитования, которое представляет собой исходную форму капиталистического кредита.

    Орудием коммерческого кредита выступает вексель - первый вид ценной бумаги. Вексель превращается в форму кредитных денег.

    По сравнению с другими долговыми обязательствами вексель обла­дает: 1) абстрактностью, поскольку в нем не оговариваются конкрет­ные причины появления долгового обязательства; 2) бесспорностью, т.е. обязательством должника произвести платеж независимо от усло­вий возникновения долга; 3) обращаемостью, позволяющей использо­вать вексель как средство обращения вместо наличных денег (в связи с этим вексель получил название торговых денег).

    Эти моменты свидетельствуют о большом значении, которое имели ценные бумаги в виде векселей в развитии промышленного производ­ства, утверждении капиталистических отношений и становлении рынка.

    В процессе деятельности банковской системы создается еще одна форма ценных бумаг - чеки, играющие роль кредитных денег и опосре­дующие обращение товаров в качестве платежного средства. Возникли и другие инструменты, удостоверяющие движение товаров (коносамен­ты, закладные документы и т.д.). Однако настоящим прорывом в фор­мировании рынка ценных бумаг явились акционерные общества.

    В условиях капиталистического способа производства наблюдает­ся противоречие между тенденцией к большему расширению пред­приятий и ограниченностью индивидуальных капиталов. Организация новых предприятий требует капиталовложений, значительно превыша­ющих как собственный капитал отдельного предпринимателя, так и те заемные средства, которые он может привлечь. Это противоречие раз­решается путем образования акционерных обществ, объединяющих индивидуальные капиталы в один ассоциированный капитал.

    Появление важнейших видов ценных бумаг - акций и корпоратив­ных облигаций - следствие объективных потребностей производства, так как они служат важнейшим инструментом централизации реаль­ных капиталов. В то же время использование корпоративных ценных бумаг способствовало вовлечению населения в сферы рыночных отно­шений, постепенному формированию заинтересованности в росте эф­фективности производства, воспитанию у него культуры экономичес­кого общения. Этот процесс продолжается.

     

     

    1. Сущность и классификация ценных бумаг


    Вопрос об экономической сущности ценных бумаг дискутируется до сих пор, хотя ценные бумаги в никем не оспариваемых формах существуют уже сотни лет. Экономическую сущность ценных бумаг нельзя рассмат­ривать в отрыве от развития банковского кредита, отвечающего требо­ваниям современного производства. [7, c.63]

    Банковский кредит, предоставляемый в денежной форме специализированными финансово-кредитными институтами: позволяет снять ограничения по объемам предоставляемых кредитов, что достигается за счет мобилизации свободных денежных средств широкого круга вкладчиков; снижает ограничения по срокам пользования кредитом; устраняет ограничения по направлениям использования средств, что обеспечивается денежной формой кредита; приобретает массовый характер, становится более дешевым, бо­лее доступным для производителей, более гибким инструментом управления средствами; осуществляется на профессиональном уровне, появляется возможность более качественной оценки кредитоспособности заемщиков, т.е. обеспечения своевременного возврата ссуд.

    Преимущества банковского кредита реализуются благодаря его способности накапливать в банке в силу ряда экономических причин раз­личные сбережения (от мелких до крупных). Владельцы этих средств выступают кредиторами банков, содействующими перемещению ресур­сов с помощью механизма кредитования в сферы хозяйства, нуждаю­щиеся в дополнительных активах. В результате свободные денежные средства находят производительное применение. Однако при этом соб­ственники средств (вкладчики-инвесторы, депозиторы) лишаются кон­троля за использованием своих средств, поскольку это право перехо­дит к банку. Подобная ситуация создает ряд проблем.

    Во-первых, собственник средств устраняется от воздействия на применение денежных средств, право осуществления которого переходит к банку. Следовательно, нужна форма аккумуляции средств, сохраняю­щая заинтересованность инвестора в рациональном применении ресур­сов. Этого банковский кредит обеспечить не может. Необходимо, что­бы собственник средств стал непосредственным инвестором в объект кредитования, это возможно только при вложении средств в ценные бумаги. [9, c.65]

    Во-вторых, практически маловероятна оперативная ликвидность вложения средств. Вместе с тем вполне реально быстрое превращение ценных бумаг в деньги и наоборот.

    В-третьих, нужен инструмент, ускоряющий, облегчающий, удешевляющий и упрощающий доступ хозяйствующих субъектов к дополнительным средствам (а также к их получению в случае необходимости).

    В-четвертых, обеспечение осознанного стремления к получению максимальной эффективности вложения средств возможно только при условии равной заинтересованности в этом всех участников воспроизводственного процесса. Здесь также требуется участие в инвестицион­ном процессе ценных бумаг.

    Таким образом, предопределилась необходимость создания объективных экономических условий для перераспределения средств с помощью ценных бумаг.

    Вопрос об экономической сущности ценных бумаг сводится к ана­лизу переуступаемого долгового обязательства и документального оформления имущественных прав на отдельные виды ресурсов (недви­жимость, землю, товары, деньги и др.), в силу чего эти документы мо­гут отделяться от реальных объектов собственности и существовать самостоятельно в виде ценных бумаг.

    В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) дается следующее определение ценных бумаг: ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги удостоверяемые ею права переходят в совокупности. Утрата ценной бумаги, как правило, лишает возможности реализовать выраженное в ней право.

    В определении, данном ГК РФ, можно выделить следующие отличительные признаки ценных бумаг: 1) это документы; 2) составляются эти документы с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов; 3) они удостоверяют имущественные права; 4) осуществле­ние или передача имущественных прав возможны только при предъяв­лении этих документов.

    Приведенное определение не исчерпывает, однако, полностью всех составляющих. Под него подпадают и документы, не рассматриваемые в качестве ценных бумаг. Это относится, например, к внутрибанковс­ким расчетным документам (платежным поручениям, платежным требованиямпоручениям, аккредитивам, гарантиям и поручительствам), исполнительным документам судов, нотариальных органов, складским документам и т.п. [9, c.71]

    Не проясняет ситуации и перечень ценных бумаг, данный в Гражданском кодексе РФ. К ним ГК РФ относит: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими поряд­ке отнесены к числу ценных бумаг. Действующее законодательство не дает закрытого перечня ценных бумаг, обращающихся на российском рынке.

    Вместе с тем из приведенного перечня видно, что в число ценных бумаг входят разнотипные документы, соответствующие ресурсам, пра­ва на которые они выражают. Так, акции соответствуют недвижимос­ти; облигации корпораций, государственные ценные бумаги, депозит­ные и сберегательные сертификаты выражают долговые отношения; коносаменты, векселя, чеки связаны с движением товаров. Поэтому для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмот­реть дополнительные качества, без которых документ не может претен­довать на статус ценной бумаги.

    Во-первых, ценные бумаги представляют собой денежные докумен­ты, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственно­сти (акции корпораций, приватизационные ценные бумаги, чеки, коно­саменты и т.д.) или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему (облигации корпораций и государ­ства, векселя и др.).

    Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств. Это особенно важно для понимания экономической сущности и роли ценных бумаг. Здесь они играют главную роль как высшая форма инвестиций, даже при отсут­ствии денежного дохода (выплата дохода не предусмотрена условиями ценной бумаги) он всетаки существует в виде каких-либо преимуществ, льгот или иной материальной выгоды. Показатель доходности может варьироваться в широком диапазоне.

    В-третьих, ценные бумаги - это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам, приватизационным документам, коносаментам, жилищным сертификатам и др.) и к самим ценным бумагам (производным ценным бумагам).

    В-четвертых, важным моментом для понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для владельцев. Однако такой капи­тал существенно отличается от действительного капитала: он не функ­ционирует в процессе производства.

    Наиболее ярко это проявляется в облигациях государственных зай­мов, которые выпускаются в непроизводительных целях (для покрытия бюджетного дефицита). Деньги, полученные государством от выпуска займов, фактически не функционируют как капитал. Тем не менее, вла­дельцы облигаций имеют право на получение регулярного дохода в виде процента, и поэтому для них облигации служат капиталом.

    Капитализация регулярных доходов состоит в том, что, исходя из величины получаемого дохода и существующей в данное время нормы ссудного процента, исчисляется капитал, который приносит доход.

    При прочих равных условиях доход на действительный капитал за­висит от величины капитала, функционирующего в производстве. Ве­личина же капитала в виде ценных бумаг не определяет величину при­носимого им дохода, а сама зависит от размеров дохода.

    Происходит своеобразное раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, с другой - его отражение в ценных бума­гах. Реальный капитал функционирует в процессе производства, а цен­ные бумаги начинают самостоятельное движение на рынке. [14, c.105]

    Реальный капитал может еще не завершить кругооборота, в то вре­мя как владелец, например, акций, продав их на рынке, уже получит свой денежный капитал обратно. Превращение ценных бумаг в деньги не связано непосредственно с кругооборотом реального капитала. Вме­сте с тем возникновение ценных бумаг происходит на основе реального капитала. Если бы реальный капитал не приносил прибыль, то он не смог бы возникнуть и развиться в капитал в ценных бумагах, претенду­ющий на получение дополнительной прибыли, но сам ее не создающий.

    Нельзя не отметить и такие качества ценных бумаг, как ликвидность, обращаемость, рыночный характер, стандартность, серийность, учас­тие в гражданском обороте.

    Под ликвидностью понимается способность ценных бумаг быть превращенными в денежные средства путем продажи. Для этого необхо­димо, чтобы ценные бумаги могли обращаться на рынке. Обращаемость заключается в способности ценных бумаг выступать в качестве или пред­мета купли-продажи (акции, облигации и др.), или платежного инстру­мента, опосредствующего обращение на рынке других товаров (чеки, векселя, коносаменты, приватизационные документы).

    Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются това­ром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собствен­ности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их каче­ством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

    Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой слож­ную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. На нем ценные бумаги служат предметом купли-продажи с использованием комплекса цен, чем также отличаются от обычных товаров. Они имеют нарица­тельную (номинальную) цену, эмиссионную и рыночную цену (курс). Нарицательная цена имеет формальное счетное значение и в каче­стве базы для начисления дивидендов, процентов используется при даль­нейших расчетах. Эмиссионная цена означает продажную цену при пер­вичном размещении ценных бумаг. Она определяется доходностью ценных бумаг и уровнем ссудного процента. Рыночная цена (курс) - цена, по которой ценные бумаги обращаются (продаются и покупаются) на вторичном рынке (при их перепродаже). На ее величину влияет соотно­шение на рынке между спросом на ценные бумаги и их предложением. [14, c.106]

    Серийность означает выпуск ценных бумаг сериями, однородными группами. Она тесно связана со стандартностью, так как ценные бума­ги одного типа должны иметь стандартное содержание (стандартную форму, стандартность прав, предоставляемых ценной бумагой, стандар­тность сроков действия, институтов обращения ценных бумаг и т.д.). Стандартность делает ценную бумагу массовым однотипным товаром.

    Участие ценных бумаг как товара в гражданском обороте заключа­ется в их способности не только быть предметом купли-продажи, но и выступать объектом других имущественных отношений (сделок зало­га, хранения, дарения, комиссии, займа, наследования и т.д.).

    Регулируемость, признание государством, рискованность, документарность, надежность являются отличительными, хотя и вспомогатель­ными, признаками ценных бумаг.

    Законодательно регулируются права, которые удостоверяются цен­ными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги, порядок эмиссии, другие параметры их обраще­ния. Государственное регулирование в целом направлено на защиту интересов инвесторов, предоставление им равных прав на рынке цен­ных бумаг.

    Ценные бумаги должны признаваться государством в качестве тако­вых. Это призвано обеспечить регулируемость функционирования цен­ных бумаг и доверие к ним инвесторов.

    Доход, приносимый ценными бумагами, возможность возврата ссужаемых средств, как правило, зависят от многих факторов с вероятнос­тным характером взаимодействия. Это предопределяет рискованность инвестиций в ценные бумаги.

    Ценной бумаге свойственно документарное закрепление прав. Лицо, получившее специальную лицензию, может фиксировать права, закреп­ляемые ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме (с по­мощью средств электронно-вычислительной техники и т.п.). К такой форме фиксации прав применяются правила, устанавливаемые для цен­ных бумаг. Лицо, осуществившее фиксацию права в бездокументарной форме, обязано по требованию обладателя права выдать ему документ, свидетельствующий о закрепленном праве.

    В то же время на практике широко используется термин "бездокументарные ценные бумаги". Операции с бездокументарными ценными бумагами могут выполняться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Передача, предоставление и ограничение прав должны официально фиксироваться лицом, ответствен­ным за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиден­циальности, предоставление правильных данных о таких записях.

    Поэтому, когда речь идет о бездокументарной форме ценных бу­маг, имеется в виду видоизменение способа фиксации прав, предостав­ляемых ценной бумагой. Однако в любом случае ценные бумаги - это документы в бумажной форме или в виде соответствующих записей, хранящихся в реестре ценных бумаг, на счете "депо" с выдачей доку­ментов, удостоверяющих содержание данных. Поэтому для осуществ­ления и передачи прав, дающихся ценной бумагой, достаточно доказа­тельств их закрепления в специальном реестре или счете "депо" (обычных или компьютеризированных).

    Ценные бумаги в документарной и бездокументарной формах дол­жны содержать все предусмотренные законодательством реквизиты. Отсутствие или неправильное оформление хотя бы одного из них озна­чает недействительность документа как ценной бумаги данного вида.

    Существенной экономической характеристикой ценной бумаги яв­ляется надежность, т.е. способность выполнять закрепленные за цен­ной бумагой функции в течение длительного периода времени.

    Все перечисленные признаки необходимо иметь в виду при рассмот­рении экономической сущности и юридического статуса ценных бумаг.

    Итак, ценные бумаги - это большое разнообразие документов для использования в хозяйственной деятельности. Вместе с тем они объе­диняются одним общим для них признаком - необходимостью их предъявления для реализации выраженного в них имущественного права.

    Многообразие видов ценных бумаг предопределяет множественность критериев классификации.

    Традиционным является деление ценных бумаг по признаку принадлежности прав, удостоверяемых ими. Права могут принадлежать: [21, c.77]

    1) предъявителю ценной бумаги;

    2)названному в ценной бумаге лицу;

    3) названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) дру­гое правомочное лицо.

    В соответствии с этим различают: ценную бумагу на предъявителя; именную бумагу и ордерную ценную бумагу.

    Ценная бумага на предъявителя не требует для выполнения прав идентификации владельца, не регистрируется на имя держателя. Пра­ва, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя, передаются дру­гому лицу путем простого вручения.

    Именная ценная бумага выписывается на имя определенного лица. Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в поряд­ке, установленном для уступки требований (цессии). Лицо, передающее право по ценной, бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение.

    Ордерная ценная бумага выписывается на имя первого приобрета­теля или "его приказу". Это означает, что указанные в них права могут передаваться в зависимости от произведенной на бумаге передаточной надписи - индоссамента. Индоссант ответствен не только за существо­вание права, но и за его осуществление.

    Индоссамент переносит все права, удостоверенные ценной бумагой, на индоссанта, которому или приказу которого передаются права по ценной бумаге.

    Индоссамент может ограничиваться только поручением осуществ­лять права, удостоверенные ценной бумагой, без передачи их индос­санту (перепоручительному индоссаменту).

    Иногда именные и ордерные ценные бумаги объединяются в более общий вид именных бумаг, в которых обозначается имя первоначаль­ного субъекта прав. Затем общий вид подразделяется на две разновид­ности: собственно именные ценные бумаги и ордерные бумаги, отлича­ющиеся тем, что субъект права может быть указан приказом своего предшественника.

    Ценные бумаги можно подразделить по критерию назначения или цели выпуска: ценные бумаги денежного краткосрочного рынка и рынка капиталов (инвестиций). На денежном рынке покупаются и продаются краткосрочные ценные бумаги со сроком обращения от одного дня до одного года. К ним относятся коммерческие, банковские и казначейс­кие векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты и др. Они основаны на отношениях займа. Цель выпуска - обеспечить беспере­бойность платежного и денежного оборота.

    Рынок инвестиций отражает движение капиталов и представлен среднесрочными (до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет) ценными бумагами, а также бессрочными фондовыми ценностями. Последние не имеют конечного срока погашения (акции, бессрочные облигации).

    В свою очередь, инвестиционные бумаги можно разделить на две категории: 1) долговые ценные бумаги, основанные на отношениях займа и воплощающие обязательство эмитента выплатить проценты и погасить основную сумму долга в согласованные сроки {облигации); 2) ценные бумаги, выражающие отношения собственности и являющиеся свиде­тельством о доле собственника в капитале корпорации (акции).

    Некоторые ценные бумаги, несмотря на то, что срок обращения их менее одного года, функционируют не на денежном рынке, а на рынке капиталов (например, опционы). [21, c.84]

    В зависимости от сделок, для которых выпускаются ценные бумаги, последние подразделяются на фондовые (акции, облигации) и торго­вые (коммерческие векселя, чеки, коносаменты, залоговые свидетель­ства и др.).

    Фондовые ценные бумаги отличаются массовостью эмиссии и обращаются на фондовых биржах.

    Торговые ценные бумаги имеют коммерческую направленность. Они предназначены главным образом для расчетов по торговым операциям и обслуживания процесса перемещения товаров. С учетом правового статуса эмитента, степени инвестиционных и кредитных рисков, гарантий охраны интересов инвесторов и других факторов фондовые ценные бумаги подразделяются на три группы: го­сударственные и субъектов Федерации, муниципальные и негосудар­ственные. Среди государственных наиболее распространены казначей­ские векселя, казначейские обязательства, облигации государственных и сберегательных займов. К муниципальным относятся долговые обяза­тельства местных органов власти. Негосударственные ценные бумаги представлены корпоративными и частными финансовыми инструментами. Корпоративными ценными бумагами служат обязательства предприятий, организаций и банков. Частными ценными бумагами могут быть векселя, чеки, выпускаемые физическими лицами.

    Особенности обращаемости на рынке предопределяют деление цен­ных бумаг на рыночные (обращаемые) и нерыночные (необращаемые).

    Рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на вторичном рынке в рамках биржевого и внебиржевого оборота. После выпуска они не могут быть предъявлены эмитенту досрочно.

    Нерыночные ценные бумаги не переходят свободно из рук в руки, т.е. не имеют вторичного обращения. Это относится, например, к ценным бумагам, эмитент которых поставил при выпуске условие, заключаю­щееся в том, что они не могут быть проданы и должны выкупаться толь­ко самим эмитентом. Можно выделить также ценные бумаги с ограни­ченным обращением. Так, ограничения по сделкам купли-продажи имеют акции закрытых акционерных обществ.

    По своей роли ценные бумаги делятся на основные (акции и облига­ции), вспомогательные (чеки, векселя, сертификаты и др.) и производ­ные, удостоверяющие право на покупку и продажу основных ценных бумаг (варранты, опционы, финансовые фьючерсы, преимущественные права приобретения и др.). Они могут предоставлять дополнительные льготы, быть связанными с прогнозированием курсов ценных бумаг (например, опционы на биржевой индекс), обеспечивать появление ос­новной ценной бумаги на зарубежных фондовых рынках (депозитар­ные расписки) и т.д. В силу своего промежуточного характера они оп­ределяются как финансовые инструменты.

    Многие виды ценных бумаг составляют предмет эмиссий (эмиссион­ные бумаги). Эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, обладающая одновременно следующими при­знаками: [20, c.164]

    •  закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

    •  размещается выпусками, под которыми понимается совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и одинаковые условия эмиссии (первичного размещения);

    •  имеет равные объем, и сроки реализации прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.

    Целесообразна классификация ценных бумаг по срокам погашения обязательств: срочные ценные бумаги с конкретными сроками погаше­ния и бумаги, обязательства по которым выполняются по предъявлении.

    Можно классифицировать ценные бумаги и по другим признакам (документарные и бездокументарные, отзывные и безотзывные, с фиксированным и колеблющимся доходом и т.д.). При решении вопроса о группировках ценных бумаг всегда нужно учитывать цель класси­фикации.


    2. Инвестиционные свойства ценных бумаг


    Основными инвестиционными качествами ценных бумаг являются доходность, обращаемость, ликвидность и риск.

    Доходность - способность ценной бумаги приносить положительный финансовый результат в форме прироста капитала. Обращаемость - способность ценной бумаги вызывать спрос и предложение (покупаться и продаваться) на рынке, а иногда выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров.

    Ликвидность - свойство ценной бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства без существенных потерь для держателя при небольших колебаниях рыночной стоимости и издержек на реализацию.
    Риск - возможность потерь, связанных с инвестициями в ценные бумаги.
    При оценке инвестиционных качеств ценных бумаг, кроме расчета общих для всех объектов инвестирования показателей эффективности, проводят исследование методами фундаментального и технического анализа, принятыми в финансовой практике. Фундаментальный анализ базируется на оценке эффективности деятельности предприятия-эмитента. Он предполагает изучение комплекса показателей финансового состояния предприятия, тенденций развития отрасли, к которой оно принадлежит, степени конкурентоспособности производимой продукции сегодня и в перспективе. [8, c.177]

    Базой анализа являются публикуемые компанией-эмитентом балансы, отчеты о прибылях и убытках и другие материалы.

    Фундаментальный анализ также называют факторным, поскольку он опирается на изучение влияния отдельных факторов на динамику цен финансовых инструментов в настоящем периоде и прогнозирование значений этих факторов в будущем периоде. Полученные на его базе результаты позволяют определить, как соотносится стоимость ценной бумаги эмитента с реальной сто-имостью активов, денежными поступлениями, и сделать прогноз дохода, который определяет будущую стоимость ценной бумаги и, следовательно, может воздействовать на ее цену. Исходя из этого делается вывод о целесообразности инвестирования средств.

    Технический анализ основывается на оценке рыночной конъюнктуры и динамики курсов. Концепция технического анализа предполагает, что все фундаментальные факторы суммируются и отражаются в движении цен на фондовом рынке. Объектами изучения являются показатели спроса и предложения ценных бумаг, динамика курсовой стоимости, общие тенденции движения курсов ценных бумаг на фондовом рынке. Технический анализ базируется на построении и исследовании графиков динамики отдельных показателей (как правило, рыночных цен) в рассматриваемом периоде, нахождении определенной тенденции (тренда) и ее экстраполировании на перспективу.

    Изучение динамики курсов позволяет определить моменты, когда целесообразно производить покупку или продажу ценной бумаги, а также примерно оценить темпы изменения и прирост курсовой стоимости.

    Для оценки динамики курсов акций в рамках технического анализа используются индексы фондового рынка. В мировой практике хорошо известны основные индексы (в США - индексы Доу - Джонса и "Стандарт энд Пурз", в Японии - индекс "Ник-кей", в Великобритании - индексы "Футси") и отработаны приемы их учета при принятии инвестиционных решений. [4, c.186]

    Фондовые индексы рассчитываются на основе средней арифметической или средневзвешенной курсовой стоимости акций по крупнейшим компаниям.
    В России вследствие относительной неразвитости рынка ценных бумаг, недостаточности информации и ее низкого качества достоверность созданных индексов пока недостаточна. Основным индексом отечественного фондового рынка является индекс Российской торговой системы - индекс РТС.

    Одним из способов предоставления информации для инвесторов на развитых фондовых рынках является рейтинговая оценка акций и облигаций.
    На основе анализа инвестиционных качеств ценной бумаги специалисты рейтинговых агентств присваивают ценной бумаге соответствующую категорию.

    При анализе инвестиционных качеств фондовых инструментов следует учитывать, что нельзя найти такой вид ценных бумаг, который бы устраивал потенциального инвестора по всем параметрам (задача "магического треугольника").

    Так, инвестиционные различия ценных бумаг по виду получаемого дохода по ним связаны с возможностью получения дохода в виде фиксированных процентных платежей, плавающей ставки ссудного процента, выигрыша по займу, дисконта при покупке ценной бумаги, дивиденда, разницы курсовой стоимости при продаже и т. д.


    3. Стратегии инвестирования в ценные бумаги


    Инвесторы, как собственники, так и работники (персонал) предприятия, преследуют определенные цели: экономические или социальные (или те и другие вместе). В этом смысле стратегия развития предприятия представляет собой более широкое понятие, включающее как цели, так и средства и стимулы их реализации. При таком подходе стратегия является инструментом, при помощи которого собственники (акционеры), инвесторы и работники стремятся наилучшим образом реализовать их цели. Так инвесторы, вкладывая в предприятие свои финансовые средства, требуют их возмещения (возврата кредита, например) или их сохранения и получения определенного процента (доходов), а иногда и участия в управлении.

    Работники предприятия (персонал) отдают в распоряжение руководителей свою производительную силу, знания, опыт и требуют справедливой заработной платы, участия в прибыли, создания безопасных условий труда и сохранения рабочих мест. Государство обеспечивает соблюдение налогового и правового порядка и требует от предприятий выплаты необходимых налогов и отчислений во внебюджетные фонды. [17, 154]Потребители продукции и поставщики также связаны с предприятиями определенными целями. Инвесторов и персонал предприятия, особенно руководителей, следует рассматривать как главных заинтересованных лиц в реализации намеченных целей.

    Сохранение, эффективное функционирование и успешное развитие предприятия, а также наиболее полное удовлетворение запросов потребителей, таким образом, являются главными целями предприятия. Реализация этих целей достигается благодаря повышению ценности (доходности) капитала. Соответственно и управление ресурсами, используемыми предприятием, подчинено этим целям. Ценность капитала находит количественное выражение в превышении суммы всех денежных поступлений над расходами, которые возникают в результате хозяйственной деятельности предприятия.

    Таким образом, предприятие является центром действия интересов собственников, инвесторов, сотрудников, поставщиков, потребителей, а также государства и может быть определено как экономическая и социально-техническая система, функционирующая в целях максимизации ценности капитала. Достижение этой главной цели должно базироваться на учете всей совокупности целей, возникающих в процессе производственной деятельности предприятия. К ним относятся: материальные (производственные) цели - программа выпуска продукции, выполнения работ или оказания услуг определенного уровня качества, стоимостные (денежные) цели — стремление к прибыли, ее распределение, обеспечение ликвидности и т. д., а также социальные цели - желаемые в будущем взаимоотношения между работниками на предприятии, уровень доходов персонала, интересная работа, культура производства, защита окружающей среды. Учет и глубокое осмысление главных целей предприятия, отраженных в стратегии его развития, служат основой для разработки бизнес-плана его деятельности. [8, 280]

    Стратегию предприятия можно сформулировать в общем виде как свод целевых установок для более детальной проработки конкретных разделов бизнес-плана. Для предприятия, действующего в социально-ориентированной рыночной экономике, главной установкой может быть достижение максимального финансового результата, выраженного в ценности капитала. Взаимосвязь стратегии и бизнес-плана можно также определить как процесс конкретизации главной цели предприятия и отражения ее в отдельных разделах бизнес-плана. [6, 251]

    В рамках стратегии развития (стратегического планирования) для разработки инвестиционного плана и оценки инвестиционных проектов могут быть поставлены и рассмотрены пути реализации следующих целей (кроме главной): достижения минимального и требуемого инвестором процента на капитал, увеличения средней нормы рентабельности капитала и рентабельности собственного капитала, уменьшения срока окупаемости инвестиций. Для оценки крупных инвестиций, имеющих важнейшее значение для будущего развития предприятия, в качестве целевых показателей служат показатели рентабельности продукции, ликвидности и обновления ассортимента. [2, 3493]

    При разработке стратегии, бизнес-плана и инвестиционного плана предприятия первоначально учитываются экономические интересы собственников, инвесторов, работников предприятия, потребителей продукции, поставщиков. Затем после анализа ситуации определяются главная цель и стратегия фирмы. На следующем этапе определяются задачи по использованию производственного потенциала, включая материальные, трудовые, финансовые ресурсы, инновации и инвестиции. Наконец, на завершающем этапе разрабатываются долгосрочный и оперативный бизнес-планы предприятия, составной частью которых является инвестиционный план. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в бизнес-план и инвестиционные планы коррективы, которые диктуются реальным ходом событий. [14, 56]

    Таким образом, замысел бизнес-плана реализуется в несколько этапов, включающих установление целей, определение выгодной рыночной позиции для фирмы, разработку комплекса мероприятий по достижению поставленных целей. Бизнес-план нуждается в тщательном обосновании. С этой целью его разворачивают в систему частных задач: продуктовой, рыночной, инновационной, инвестиционной, развития производственного потенциала, финансовой и других, которые затем реализуют через разработку соответствующих разделов бизнес-плана. [13, 156]

    Задача по реализации инноваций является ведущей. Она формирует комплекс научных разработок, направленных на удовлетворение запросов потребителей и развитие научно-технического и производственного потенциала предприятия. По итогам составления комплекса научных разработок (составления плана реализации инноваций) уточняются ожидаемые размеры прибыли, а также потребности в капитальных вложениях (инвестициях). Эта информация является исходной для разработки финансового и инвестиционного планов предприятия - основных частей бизнес-плана.

    Компонентами инновационного плана являются научно-технические, технологические, социальные и организационно-технические нововведения, которые образуют предметно-содержательную составляющую инвестиционного и финансового планов. [18, 241]

    Инновации различают по предметно-содержательной структуре, степени новизны, а также по уровню воздействия на степень реализации целей предприятия. Например, по предметно-содержательной структуре инновации подразделяются на технологические, продуктовые, технические, социальные, информационные и др. По степени реализации целей предприятия инновации можно подразделить на обеспечивающие выживание фирмы, увеличение прибыли, рост доли на рынке товаров, создание новых рабочих мест, уменьшение загрязнения окружающей среды, рост престижа и независимости фирмы и т.д. Реализация инноваций в конечном итоге направлена на повышение социально-экономической и финансовой эффективности производства. [15, 45]

    Внедрение инноваций осуществляется на основе составления и разработки инвестиционных проектов, являющихся составной частью инвестиционного плана. Создание и реализация ИП включают ряд этапов. Содержание этих этапов и их характеристика даны в данной главе. Степень детализации отдельных этапов реализации ИП определяется предприятием самостоятельно. Если необходимо только продемонстрировать идею и эффективность проекта, то достаточно в ИП дать предварительное обоснование инвестиционного замысла и предварительную оценку его экономической эффективности. Если же разрабатывается детальный инвестиционный проект как руководство к действию, то следует детально раскрыть все этапы его разработки. Составной частью такого ИП является календарный план выполнения его отдельных этапов, который должен содержать даты начала и окончания этапов проекта и затраты на их выполнение. [10, 86]

    Совокупность данных о системе всех инвестиционных проектов с их целевой направленностью представляет собой инвестиционную программу. Инвестиционная программа предприятия раскрывает основное содержание инвестиционного проекта и служит важным источником информации для разработки планов маркетинга, производства, финансового плана и бизнес-плана в целом. Законченный бизнес-план является важным средством для сообщения основных его идей инвесторам. Вместе с тем бизнес-план позволяет согласовать инвестиционные программы с их финансовым обеспечением. Наконец, бизнес-план является тем рабочим инструментом, который дает возможность контролировать ход его выполнения и при необходимости вносить соответствующие изменения в его отдельные разделы, в том числе и в инвестиционный план. [19, 124]

    Таким образом, в бизнес-плане должны осуществляться прямые и обратные связи между его составными частями, что создает благоприятные предпосылки для реализации инвестиционных программ и стратегий. А инвестиционные стратегии с свою очередь должны четко формулировать цели и задачи предприятия, а также координировать и направлять основные усилия организации, «овеществленные» в бизнес-планах и инновационно - инвестиционных проектах, с учетом долгосрочных перспектив развития предприятия. [23, 67]

    Инвестиционная стратегия на микроуровне (на уровне предприятия) базируется на базовых концепциях финансового менеджмента. Это:

    • сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента;

    • максимизация доходов фирмы в сочетании с минимизацией финансовых и производственных рисков;

    • рост капитализации фирмы (рост стоимости акционерного капитала - стоимости собственников фирмы);

    • создание и поддержание конкурентных преимущества фирмы - создание уникальной и выгодной стратегической позиции на рынках, содержащей определенный набор конкурентных видов деятельности.

    Существуют множество вариантов инвестиционных стратегий на уровне предприятия. Инвестиционная стратегия (или инвестиционно-финансовая стратегия) отличается для предприятий из разных стран, отраслей, различных форм собственности, территориального расположения, вида продукции, технологического уровня и т.д. [21, 234]

    Рассмотрим промышленные предприятия, реализующие продукцию на конкурентных рынках. Начнем с малых форм предприятий:

    Венчурные предприятия - малые технологические предприятия, осуществляющие рискованные проекты. Для их финансирования создаются специальные венчурные фонды. Базовой концепцией развития венчурных предприятий является реализация цепочки: инвестиции в ОКР, изготовление опытной инновационной партии продукции, завоевание ниши на рынке и быстрый выход на IPO (первичная продажа пакета акций стратегическому инвестору). Венчурная фирма в своем развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование компаниями фондами посевного капитала на самом раннем этапе) > старт > ранний рост > экспансия > IPO или продажа стратегическому инвестору. Т.е. стратегия здесь базируется на основной цели и функции венчурного технологического предприятия: создание малого, но быстро растущего предприятия, быстрое воплощение некой инновации в новейшем продукте и выгодная продажа фирмы стратегическому инвестору, который будет продолжать финансирование развития фирмы.

    Венчурный технологический бизнес является базой современного развития страны и создания постиндустриальной экономики и экономики знаний (новой).

    • Инновационное малое предприятие (число таких предприятий пока в России не велико и не превышает 5-7%.). В России только 4% продукции относится к инновационной. В странах ОЭСР доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%. Инвестиционная стратегия таких предприятий – вложение основной части инвестиций в перспективные инновационные продукты, защищенные охранными документами (патентами, свидетельствами об изобретениях). Формируется портфель эффективных инвестиционных проектов.

    • Малое предприятие (неинновационное), как правило, не имеет какой-либо разработанной инвестиционной стратегии. Оно развивается на основе интуиции руководителя, который использует политику операционной эффективности. Малое предприятие, в случае удачной деятельности, осуществляет повышение эффективности текущей (операционной) деятельности мелкими шагами (повышение конкурентоспособности продукции и др.), что приводит к росту доходов. Подобных предприятий в России более 90%, а в развитых странах более 50%.

    • Инвестиционная стратегия среднего инновационного предприятия имеет несколько вариаций. Например, инвестиционная стратегия предпринимателя (инвестора), купившего венчурную фирму заключается в быстром росте капитализации фирмы (рыночной стоимости) и захвате рынка. Средние предприятия, обладающие большим интеллектуальным капиталом, могут вести агрессивную наступательную патентную политику на рынках. И расширять подобным образом свое рыночное пространство, укреплять свои конкурентные преимущества. [22, 35]

    Используются этими предприятиями также стратегии:

    - «Поиск наград». Используют фирмы, работающие на рынках наукоемкой продукции. Инвестиционная политика строится на венчурных (рискованных) инвестиционных проектах, компенсирующих высокие риски сверхприбылями;

    - «Пирамида». Мобилизуются все доступные источники для реализации перспективной инвестиционной программы;

    - «Все для вас». Стратегия следования за стабильным и крупным потребителем (например, крупной и прибыльной фирмой).

    • Среднее неинновационное предприятие. Подобные предприятия часто вообще не имеют стратегии, как таковой, а занимается повышением эффективности операционной (текущей) деятельности фирмы. И можно сказать, что это и есть их «стратегия». В то же время предприятие может использовать стратегию следования за стабильным и крупным потребителем, который и будет определять стратегию «сателлита».

    • Корпорации (крупные фирмы) .

    Корпорации, следуя М. Портеру, могут использовать и используют два основных подхода в отношении общей стратегии и, соответственно, инвестиционной стратегии:

    Отсутствие стратегии, которую заменяет политика операционной эффективности (эту политику проводят также многие малые предприятия и средние фирмы). Инвестиционная стратегия отсутствует, а инвестиции используются на повышение операционной эффективности. Данную политику использовали некоторые японские корпорации.

    Конкурентная стратегия, основанная на использовании и развитии конкурентных преимуществ корпорации.

    В свою очередь конкурентная стратегия включает те или иные частные стратегии:

    - стратегию роста интеллектуальной собственности корпорации, роста ее человеческого капитала, стратегию патентной и лицензионной экспансии. За счет этого поддерживаются и усиливаются конкурентные преимущества корпорации;

    - стратегию поддержания монопольного положения в отрасли или в определенной рыночной товарной нише;

    - стратегию слияний и поглощений;

    - стратегию экономии на издержках;

    - стратегию развития на базе собственных средств и их эффективного использования в инвестиционных проектах;

    - стратегию минимизации рисков путем разделения их с партнерами в инвестиционных проектах;

    - стратегию дифференциации, основанную на разнообразии продукции и услуг;

    - стратегию фокусировки , ориентированную на узкую группу потребителей;

    Инвестиционная стратегия, как часть общей политики фирмы, включает:

    - повышение финансовой устойчивости фирмы;

    - повышение платежеспособности фирмы;

    - эффективное использование средств;

    - увеличение прибыли и рыночной стоимости бизнеса;

    - развитие человеческого капитала фирмы;

    - адаптацию к изменяющимся потребностям рынка;

    - создание новых эффективных и конкурентоспособных производств;

    - повышение эффективности традиционных производств;

    - повышение инновационного потенциала - использование инноваций для выпуска конкурентоспособных товаров;

    - повышение организационного потенциала – осуществление инвестиций в организационное развитие фирмы;

    - расширение рынков сбыта;

    - снижение рисков. [24, 93]

    Одним из основных признаков, характеризующих инвестиционную деятельность предприятия, является цель этой деятельности, которая, как показал мониторинг, есть отражение мотива инвестиционной активности. Классификация инвестиционных стратегий предприятий по данному критерию предполагает выделение так называемых "чистых" (если мотив единственный) и "смешанных" инвестиционных стратегий (если указано более одного мотива)[3]. Общее количество возможных типов стратегий весьма велико. Тем не менее, вполне возможно выделить типичные инвестиционные стратегии, используемые предприятиями чаще других


    Рис.1. Классификация (поле) основных инвестиционных стратегий предприятий (интенсивность заливки ячейки пропорциональна уровню использования стратегии)

    Типичными оказались все "чистые" стратегии, а из смешанных - мотивированные как "поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства", "расширение производства с обновлением продукции" (отметим, что их используют даже несколько чаще, чем "чистые" инвестиционные стратегии, соответствующие второму мотиву), "интенсификация и модернизация производства с его расширением" и "поддержание мощностей с обновлением продукции". Остальные типы в поле инвестиционных стратегий практически не встречаются.

    Если ранжировать мотивы инвестиционной активности по их «прогрессивности», от относительно консервативного «поддержания мощностей» и до «выпуска новой продукции», то типы «чистых» инвестиционных стратегий можно определить как:

    1) консервативная (соответствующий мотив инвестиционной активности - «поддержание мощностей»);

    2) экстенсивная («расширение существующего производства»);

    3) интенсивная («интенсификация и модернизация производства»);

    4) прогрессивная («выпуск новой продукции»). К «смешанным» типам стратегий относятся:

    5) консервативно-интенсивная («поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства»);

    6) экстенсивно-прогрессивная («расширение производства с обновлением продукции»);

    7) экстенсивно-интенсивная («расширение производства с его интенсификацией и модернизацией»);

    8) консервативно-прогрессивная («поддержание мощностей с обновлением продукции»).

    Доля типов стратегий, связанных с активностью предприятий на финансовых рынках, весьма значительна. Заемную стратегию с мотивацией «привлечение заемных средств» используют почти 5% участников мониторинга, ссудную с мотивацией «получение дохода от финансовых инвестиций» - около 3%. [27, 151]





    Заключение


    Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой слож­ную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. На нем ценные бумаги служат предметом купли-продажи с использованием комплекса цен, чем также отличаются от обычных товаров. Они имеют нарица­тельную (номинальную) цену, эмиссионную и рыночную цену (курс). Нарицательная цена имеет формальное счетное значение и в каче­стве базы для начисления дивидендов, процентов используется при даль­нейших расчетах. Эмиссионная цена означает продажную цену при пер­вичном размещении ценных бумаг. Она определяется доходностью ценных бумаг и уровнем ссудного процента. Рыночная цена (курс) - цена, по которой ценные бумаги обращаются (продаются и покупаются) на вторичном рынке (при их перепродаже). На ее величину влияет соотно­шение на рынке между спросом на ценные бумаги и их предложением.

    Серийность означает выпуск ценных бумаг сериями, однородными группами. Она тесно связана со стандартностью, так как ценные бума­ги одного типа должны иметь стандартное содержание (стандартную форму, стандартность прав, предоставляемых ценной бумагой, стандар­тность сроков действия, институтов обращения ценных бумаг и т.д.). Стандартность делает ценную бумагу массовым однотипным товаром.

    Участие ценных бумаг как товара в гражданском обороте заключа­ется в их способности не только быть предметом купли-продажи, но и выступать объектом других имущественных отношений (сделок зало­га, хранения, дарения, комиссии, займа, наследования и т.д.).

    Регулируемость, признание государством, рискованность, документарность, надежность являются отличительными, хотя и вспомогатель­ными, признаками ценных бумаг.

    Законодательно регулируются права, которые удостоверяются цен­ными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги, порядок эмиссии, другие параметры их обраще­ния. Государственное регулирование в целом направлено на защиту интересов инвесторов, предоставление им равных прав на рынке цен­ных бумаг.

    Ценные бумаги должны признаваться государством в качестве тако­вых. Это призвано обеспечить регулируемость функционирования цен­ных бумаг и доверие к ним инвесторов.

    Доход, приносимый ценными бумагами, возможность возврата ссужаемых средств, как правило, зависят от многих факторов с вероятнос­тным характером взаимодействия. Это предопределяет рискованность инвестиций в ценные бумаги.


    Список литературы


    1.   Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений " (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)

    2.   Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // СЗ РФ от 12 июля 1999 г., N 28, ст. 3493.

    3.   Анализ инвестиций: Методы оценки эффективности финансовых вложений. И. Ахметзянов; Под ред. Г.А.Маховиковой – Москва; Эксмо, 2007 – 264с.

    4.   Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студентов по экон. специальности/ Крылов Э.И., Власова В.М. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006. – 398 с.

    5.   Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие для студентов по экон. Специальности/ Крылов Э.И., Власова В.М. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 348 с.

    6.   Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика, интерпретация: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 289 с.

    7.   Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб.-практ. пособие/Под ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 398 с.

    8.   Богатин Ю.В., Швандар В.А. // Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 221 с.

    9.   Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 2006 . – 490 с.

    10. Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 2006. – 301 с.

    11. Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент. — СПб: Питер, 2007. – 390 с.

    12. Воронов К. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов // Финансовая газета, 2006. № 49 - 52; 2007. № 1-4, 24, 25.

    13. Воронцовский А.Г. Инвестиции и финансирование. Спб., Питер,2006. – 298 с.

    14. Газеев М.Х., Смирнов А.П., Хрычев А.Н. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. М.: ВНИИОЭНГ, 2006. -283 с.

    15. Доронина Н.Г. Комментарии к Закону об иностранных инвестициях//Право и экономика. 2006. N 4.

    16. Дранкд О.И., Солодченкова О.Ю. «Об оценке инвестиционных проектов при девальвации твердой валюты». Межведомственный сборник «Моделирование управляемых динамических систем». М.: Московский физико-технический институт, 2006. – 58 с.

    17. Инвестиции: Инвестиционный портфель. Источники финансирования. Выбор стратегии: Учеб. для вузов/ Бочаров В.В. – СПб: Питер, 2006. – 254 с.

    18. Инвестиции. К.П. Янковский – СПб; Питер, 2007 – 221с.

    19. Инвестиции: Учебник. А.Ю.Андрианов, Г.В. Кальварский, С.В. Валдайцев – Москва; Велби ТК, 2008 – 584с.

    20. Инвестиционный процесс на предприятии: Учеб. пособие для вузов/ Маховика Г.А., Кантор В.Е.- СПб: Питер, 2006. – 345 с.

    21. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2006. 271 с.

    22. Кулагин П.И., Пельман М.Г. Управление инвестиционным процессом в европейских странах СЭВ. М., 2006. – 265 с.

    23. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. М.: БЕК, 2006. - 489 с.

    24. Лукасевич Г.Д. Анализ эффективности капиталовложений в условиях ограниченного бюджета // Финансы. 2006. № 10.

    25. Малый бизнес: Учебное пособие. Под ред. В.Я. Горфинкеля – Москва; КноРус, 2009 - 336с.

    26. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А. Швандара - Москва: ЮНИТИ, 2007 г. - 495с.

    27. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2006 (Утверждены: Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. № ВК 477 от 21.06.1999 г.).

    28. Михалев О.В. Инвестиционные стратегии предприятий// ЭКО.- 2006, №2. с.93.

    29. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 346 с.

    30. Новиков М.В., Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 266 с.

    31. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. Учеб. пособие для вузов по спец. «Экономика и управление на предприятии»/ Янковский К.П., Мухар И.Ф. – СПб: Питер, 2006. – 380 с.

    32. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. А.Б. Круглик, М.В. Решетова – Москва; Академия ИЦ, 2008 – 315с.

    33. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 277 с.

    34. Управление реальными инвестициями: Учебное пособие. Е.М.Рогова, Е.А.Ткаченко – СПб; Вернера Регена, 2007 – 256с.

    35. Шарп У.Ф., Александрер Г.Дж., Бэйли Дж.В. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 2007. 481 с.

    36. Экономический анализ реальных инвестиций: Учебник. И.В. Липсиц, В.В. Коссов – Москва; Магистр, 2007 – 382с.

    37. Энциклопедия финансового менеджера: Управление инвестициями предприятия. И.А. Бланк – Москва; Омега – Л, 2008 – 470с.










Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основы инвестирования в ценные бумаги ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.