Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основы организации деятельности классного руководителя

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Основы организации деятельности классного руководителя
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:56
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение. 3

    1.    Содержание деятельности классного руководителя. 4

    2.    Функции и формы работы классного руководителя. 9

    3.    Планирование деятельности классного руководителя. 14

    Заключение. 19

    Список литературы.. 20

    Введение

    Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

    Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

    В истории развития Российской школы важнейшее место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов как показывает практика различных типов учреждений образования дает именно классный руководитель.

    Цель работы – рассмотреть основы организации деятельности классного руководителя.

    Задачи работы:

    1. Рассмотреть содержание деятельности классного руководителя.

    2. Выделить функции и формы работы классного руководителя.

    3. Изучить содержание планирования деятельности классного руководителя.


    1. Содержание деятельности классного руководителя

    Деятельность классного руководителя – особая область, требующая специфических знаний, умений и качеств.

    С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.

    Институт классных руководителей был введен в нашей стране в 1934 году. В российских школах до революции 1917 года в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности школьников и их целенаправленного воспитания необходим классный руководитель [8, с.6].

    Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре.

    Функционально-ролевые позиции классного руководителя подробно раскрыты в нормативных документах и специальных педагогических работах (Н.Е.Щуркова, В.П.Караковский и др.). Определены варианты должностного статуса (освобожденный классный воспитатель, классный руководитель, классный куратор), содержание и формы работы классного руководителя.

    В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ "Об образовании" определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.

    Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

    Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе. Его участие в образовательном процессе, взаимоотношения с другими организаторами учебно-воспитательной работы определены должностными обязанностями.

    Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.

    Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств [5].

    Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

    Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников образовательного процесса.

    В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

    Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога - психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога - психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

    Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей [9, с.58].

    В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При поддержке педагога - организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

    Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

    Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

    Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

    В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

    Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

    2. Функции и формы работы классного руководителя

    Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

    В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

    - учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

    - классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);

    - в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку [2, с.90].

    Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

    Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х.Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций.

    К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых.

    Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

    Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций - социально-психологических, к которым относится прежде всего организаторская.

    Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.

    Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.

    Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это - управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

    Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

    Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, группы, клуба, объединения.

    Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя, воспитателя, куратора являются [3]:

    - знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии и социальной педагогике;

    - знания теоретических основ воспитания;

    - владение технологией  воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;

    - широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;

    - бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту  и традициям народной педагогики;

    - способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;

    - ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;

    - опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить тенденции с позиций педагогической целесообразности;

    - вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;

    - коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.

    В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

    - индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

    - групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):

    - коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

    При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

    - определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

    - учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

    - обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

    К одной из функций классного руководителя относится организация досуга школьников.

    К формам работы по организации досуга классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

    Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д.

    Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай, па основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

    Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

    Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

    3. Планирование деятельности классного руководителя

    Большое значение в работе классного руководителя является проектировочная деятельность, которая строится на основе результатов педагогического мониторинга. Одной из важнейших направлений проектировочной деятельности является планирование.

    Под планированием воспитательной работы в классе принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков проведения.

    Педагог- воспитатель в процессе планирования составляет, как правило, два вида плана: календарный и перспективный.

    К планам воспитательной работы классного руководителя, которые направляют его деятельность, предъявляются следующие требования [2]:

    - целеустремлённость и конкретность образовательных задач;

    - краткость плана, его компактность;

    - разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

    - преемственность, систематичность и последовательность;

    - сочетание перспективы и актуальности намеченных видов работы;

    - единство педагогического руководства и активности воспитанников;

    - реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

    - связь внутришкольной работы с работой вне школы;

    - согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;

    - гибкость и вариативность планирования [10].

    Приступая к планированию воспитательной работы, необходимо:

    - Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачами школы на современном этапе.

    - Изучить методическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы.

    - Ознакомиться с планом воспитательной работы школы.

    - Изучить предложения учителей, актива класса, родителей.

    - Изучить опыт лучших классных руководителей (координаторов и пр.)

    - Дать анализ воспитательной работы за прошедший год, включающий в себя анализ состояния уровня воспитанности школьников и уровень развития коллектива.

    - Определить основные задачи воспитания.

    - Определить основные виды деятельности и формы работы с учащимися.

    - Соотнести запланированное, классным руководителем, с деятельностью учителей предметников, педагогом-организатором, с детским самоуправлением, родителями, работниками учреждений дополнительного образования и др.

    - Оформить план воспитательной работы.

    Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, классный руководитель сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы.

    Первым шагом является определение порядка и сроков действий по составлению плана. Чтобы деятельность классного руководителя и других членов планирования была более целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Классный руководитель должен обладать также информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе.

    Вторым шагом по процессу планирования - это проведение анализа воспитательной работы за прошедший год. На мой взгляд это один из самых ответственных моментов, хотя и требующий интеллектуальных и физических затрат, но практическая польза аналитической деятельности очевидна. Анализ должен стать основой для планирования классным руководителем воспитательной работы.

    Третьим шагом является моделирование образа класса и процесса воспитания в нём.

    Четвёртым шагом является коллективное планирование, в котором участвует не только классный наставник, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители. Классный руководитель должен учитывать следующие обстоятельства: если без предварительной работы попросить учеников внести свои пожелания в план работы, то вряд ли можно достичь желаемого результата. Здесь должны быть использована технологии включения учащихся, родителей и других представителей сообщества в совместную деятельность по составлению плана (в виде игры с выделением наиболее актуальных проблем, выдвижение целей, задач на планируемый период, продумывание общих идей замысла в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы будущей жизнедеятельности и т.д.)

    Заключительным шагом, является оформление плана и выбора наиболее рационального варианта формы и структуры.

    Мы предлагаем версию структуры перспективного плана воспитательной работы классного руководителя.

    1. Краткий анализ воспитательной работы за прошедший год и характеристика класса.

    2. Конкретные воспитательные задачи.

    3. План-программа педагогического мониторинга в классе.

    4. Организаторская деятельность классного руководителя:

    а) С коллективом учащихся:

    - План-программа воспитательных мероприятий;

    - Помощь (при необходимости) в организации коллективных творческих дел;

    - Учёба актива (организация самоуправления школьников);

    - Календарь внеурочной работы по предметам;

    - Традиции коллектива

    б) Индивидуальная работа с учащимися:

    - Приём по личным вопросам;

    - Помощь в организации самообразования и самовоспитания (индивидуальный маршрут развития и д.р.);

    - Включение школьников в социально-педагогическую деятельность и др.

    в) Работа с родителями учащихся:

    - План-программа родительского всеобуча (просвещение родителей);

    - Привлечение с социально-педагогической деятельности;

    - Консультпункт для родителей.

    - г) координация воспитательной деятельности учителей- предметников, работников дополнительного образования, детских и юношеских организаций и объединений и др.

    5. Гностическая деятельность классного руководителя (ведение индивидуальных мониторинговых карт, составление графиков изменения воспитанности школьников) и др.

    Схема планирования содержания воспитательной работы (по Щурковой Н.Е.) представлена в таблице.

    Классному руководителю в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. Проконтролировать деятельность классного руководителя по содействию школьникам в усвоении программ общего и дополнительного образования предлагаем по приведенной ниже методике.

    Схема планирования содержания воспитательной работы (по Щурковой Н.Е.)

    Организация воспитательной деятельности

    Развитие коллектива

    Воспитание личности (индивидуальный подход

    Виды

    Содержание работы с учащимися

    Средства

    Содержание работы (дела) учащихся

    Средства

    Содержание работы с учащимися

    Общественно-полезная


    КТД


    Изучение учащихся


    Познаватель-ная


    Самоуправление


    Связь с семьёй


    Ценностно-ориентирован-ная


    Проектирование целей


    Работа с “малым” коллективом


    Художествен-но-творческая


    Влияние на межличностн. отношения


    Индивидуаль-ные воздействия


    Свободное общение, досуг







    Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

    Заключение

    Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).

    Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

    Классный руководитель осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, девушки, юноши; содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности; организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил; вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников; помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации; работает над созданием классного (школьного) клуба и др. коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребенка, учащегося, студента.

    Список литературы

    1. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника. – М., 2002.

    2. Дик Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

    3. Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения // http://www.hr-portal.ru/node/15396

    4. Мелехова В.Ю. Классный руководитель и современный подросток // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-9.htm.

    5. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях // Официальные документы в образовании. – 2001. - №23.

    6. Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. – М.: Школьная пресса, 2004.

    7. Панфилова Л.А., Потрусова Л.Н. Дневник классного руководителя. – М., 2005.

    8. Работа классного руководителя. Методическое пособие. – М., 2005.

    9. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М., 2000.

    10.   Справочник для заместителя директора школы по воспитательной работе. – М., 2002.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основы организации деятельности классного руководителя ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.