Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятие индивидуальной и коллективной травмы при стрессе

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Понятие индивидуальной и коллективной травмы при стрессе
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Общее представление о стрессе, психотравме……………………………….4

    2. Индивидуальная травма  при стрессе………………………………………..9

    3. Коллективная  травма  при стрессе………………………………………….17

    Заключение……………………………………………………………………….26

    Литература……………………………………………………………………….28
















    ВВЕДЕНИЕ

    В современном мире стресс  стал неотъемлемой частью человеческого бытия. Невероятное количество катастроф,  проявлений психического и физического насилия, потеря родных в результате террористических актов, несчастных случаев, убийств, самоубийств безжалостно вошли как в жизнь взрослых людей, так и  в хрупкий мир детства. Только за последние десять лет на  нашу страну обрушилась лавина страшных событий, выдержать которые часто бывает не под силу даже самым психологически выносливым людям.

    Стресс - это тяжелое испытание. Но  психологическая травма (психотравма), как последствие стресса,  бывает еще тяжелее. И одна из актуальных первоочередных задач психологов в наши дни  помочь людям преодолеть стресс и избавиться от психологической травмы.
    Травма  при стрессе  может носить как индивидуальный, так  и  коллективный  характер. Актуальность выбранной  темы  обусловлена тем, что для  того, чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а  не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если человек  переживает психологическую травму, как последствия  стресса. Для  того, чтобы  работать  с   травмами  при стрессе  важно  знать  их особенности Цель работы:  изучить особенности  проявления  индивидуальной  и  коллективной  травмы при стрессе.

    Задачи работы:

    1.   Рассмотреть  общие  положение по вопросам  стресса  и  психологической  травмы.

    2.   Изучить  специфику  индивидуальной  и коллективной  травмы при стрессе.

    1.Общее представление о стрессе, психотравме

    Впервые термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts  в 1944 году. Полок утверждает, что употреблять термин, каким мы его знаем, начали относительно недавно. Ранее этот термин связывали с плохим здоровьем, в официальный же он превратился только в последние десятилетия.

    Предполагается, что английское stress происходит от латинского stringer – затягивать. В переводе с английского стресс означает «напряжение, действие, усилие, внешнее воздействие» [23].

    Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет два значения:

    1.   Физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни;

    2.   Физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие.

         Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором – результат воздействия такого фактора. В данной работе мы будем использовать слово «стресс» только во втором значении, а для первого возьмем слово «стрессор».

    Термин «психическая травма» - термин, используемый при описании критического состояния на психологическом, точнее, на патопсихологическом уровне его существования; применяется при интерпретации психогенных заболеваний [21]. 

    Психическая травма – это жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящие к глубоким психологическим переживаниям. Точнее психическая травма – это эмоционально значимое событие, связанное с негативными переживаниями [4]. 

    Существует множество теорий, по-разному объясняющих возникновение психологической травмы. Есть специальная литература, в которой подробно освещены различные теоретические модели возникновения травматических стрессовых нарушений.

    Один из важнейших моментов — это прояснение отношений между понятиями «стресс» и «травма». С точки зрения Г. Селье, автора теории стресса, любая жизненная ситуация, которая вызывает малейшее напряжение, — это стресс. Он возникает как адаптация организма на новую ситуацию. Так как по большому счету вся человеческая жизнь проходит в изменении, соответственно, мы все время испытываем стресс.
    Ключевым моментом в теории стресса является описание его динамики.
    Его протекание состоит из трех фаз [16]:

    -фазы тревоги. Это экстренная краткая реакция на любое изменение. Чем больше изменение, тем больше стресс. Для человека эта фаза (несмотря на название) чаще всего достаточно комфортна. Состояние здесь скорее похоже на возбуждение. Так, человек, на которого напали грабители в подворотне, может проявить чудеса скорости или неожиданную даже для него самого физическую силу;

    -фазы устойчивости. Если с воздействием стрессора невозможно справиться путем краткой ответной реакции, то активируется «глубокая» адаптационная энергия. Тем самым человек входит в состояние повышенной сопротивляемости. Это активное и относительно уравновешенное, но, главное, работоспособное состояние. Так, студент в ночь перед экзаменом часто способен выучить гораздо больше материала, чем за неделю в обычном состоянии;

    -фазы истощения. Если состояние повышенной сопротивляемости сохраняется долгое время, энергия истощается. Это происходит, если закачиваются приспособительные ресурсы организма. Тогда возникают  различные нарушения как на уровне эмоций, так и поведения. Главное — работоспособность человека резко падает.

    Динамика стресса (по Г. Селье)

    • фаза тревоги

    • фаза устойчивости

    • фаза истощения [17-19-.

    Если стресс заканчивается истощением и связан с негативными эмоциями, его называют дистрессом. Именно такое состояние истощения возникает при травматических событиях, когда есть угроза жизни для  себя или своих близких. Тогда воздействия настолько сильные, что сил приспособиться к ним не хватает. В этом случае мы назовем ситуацию травматическим стрессом. Однако мы знаем, что в жизни далеко не всегда острое, напряженное состояние заканчивается истощением. Скорее наоборот. Истощение (или срыв адаптации) не возникает тогда, когда напряжение сменяется релаксацией. Если повышение напряжения (первые две фазы) регулярно сменяется расслаблением, организм получает возможность:
    а) восстанавливать ресурсы;

    б) тренировать приспособление к стрессу.

    Успешное проживание стресса

    • напряжение (тревога, затем устойчивое приспособление)
    • расслабление (восстановление ресурсов, подготовка к напряжению)
    Более того, желание расслабления заложено в нашем организме. Все помнят, как после выполнения чего-то важного, трудного, тяжелого (экзамен, сложное задание) наступало ощущение, что «как будто гора с плеч свалилась». Да, бывало, наши силы оказывались на исходе. Но после отдыха (т.е. релаксации) мы часто были готовы выполнить еще большую работу (т.е. перенести напряжение) [10].

    Такой ход вещей в корне отличается от происходящего при травме. Рассмотрим  механизм действия травмы. В результате действия различных, до конца еще не исследованных механизмов травматическое событие запечатлевается в психике. Даже  забывая на уровне сознания, мы не забываем о случившемся на уровне тела. Человек, даже выйдя из внешней травматической ситуации (, несет  ее внутри. Причем это может быть не сильно заметно посторонним — часто люди внешне выглядят достаточно обычно. Естественно, нельзя быть одновременно «готовым ко всему» (фаза устойчивости по Г.Селье) и находиться в состоянии расслабления. Таким образом, человек попадает в состояние постоянного внутреннего напряжения — травматический стресс [16].

    Механизм возникновения травматического стресса

    1. В травматической ситуации:

    • нарастание напряжения,

    • запечатление ситуации в психике.

    2. После травматической ситуации:

    • невозможность завершить ситуацию,

    • симптомы «повторения» ситуации (на всех уровнях
    психики),
    • невозможность расслабления

    В любых, даже самых экстремальных, ситуациях травма возникает только тогда, когда:

    • всех наших сил не хватает, чтобы справиться с происходящим так, как мы этого желаем;

    • происходит то, чего мы не в силах и допустить (например, гибели своей или близких).
    Получается, что травма возникает в разрыве между возможностью изменить ситуацию и смириться с ней, когда ни того, ни другого мы не можем.
    Животное в таких случаях умирает. Человек выживает, но ценой того, что ситуация оказывается «отсроченной». Мы как бы откладываем реакцию до того момента, когда сможем или изменить, или, что чаще, смириться с происходящим [3].

    Обязательные условия возникновения травмы:
    • нехватка сил справиться с ситуацией;

    •отсутствие сил допустить такую ситуацию.

    Этот механизм можно назвать «отсроченное реагирование». Травматическая ситуация в результате оказывается для нас незавершенной. Ее не то чтобы не было вовсе — она была, но еще не закончена. А если так, то диллема «не могу изменить — не могу допустить» не стоит так остро. Ведь все еще как будто может измениться. Это иллюзия, но именно она позволяет нам выживать в ужасных ситуациях. В результате происходят серьезные изменения в отношениях со временем. Есть одно время — реальное — то, в котором на самом живет человек. Но есть еще второе время, которое остановилось, — это время травмы.

    В результате общения с другими людьми человек может как бы «забыть» произошедшее, отойти от травмы. Но чем больше он уйдет от травмы вместе с реальным временем, тем сильнее будет удар, полученный при внезапном возвращении обратно.

    Так, по выражению Е. Михайловой, «горевание о всякой потере — это процесс, а жизнь требует немедленного действия, длительного, многотрудного, бесконечного. Оно, естественно, переводит в совершенно другое состояние, помогает отвлечься — так люди отвлекаются приготовлением поминальной трапезы, — но не позволяет сосредоточиться на чувствах» [1].

    Травматический стресс будет тем сильнее, чем более:
    • человек воспринимал ситуацию как невозможную;
    • человек не мог эффективно противодействовать ситуации (бороться или бежать);
    • человек не мог разряжать энергию (был в состоянии оцепенения).
    Эти три фактора достаточно очевидны. Трудно говорить об иерархии — здесь уже важны индивидуальные особенности. Но кроме них есть еще четвертый фактор, являющийся, по мнению многих специалистов по работе с травмой, ключевым. Его можно описать как
    • присутствие в жизни человека ранее неразрешенных травматических ситуаций.

    Продолжительность стадий и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Они определяются характеристиками организма: во-первых, генетически обусловленными возможностями и функциональными параметрами и, во-вторых, тем, был ли опыт подобных воздействий, наличествуют ли навыки преодоления стресса и каков уровень их владения.

    При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и т.п. пребыванием человека в экстремальных условиях – основные причины недостаточной его изученности.

             Итак,   стресс  и психическая травма являются  разными понятиями, но  тесно взаимосвязаны.


     2. Индивидуальная травма  при стрессе

                Рассмотрим  вопросы индивидуальной  травмы  при стрессе. Остановимся  на факторах, оказывающих влияние  на  тяжесть индивидуальной  травмы  при стрессе. 

    Помимо тяжести стрессорного фактора важную роль играет уязвимость индивидуума, о котором свидетельствуют не только отягощенность психотравмами, незрелость, астенические черты, гиперсенситивность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, направленному на подавление нежелательной эмоции, но также склонность к виктимизации (тенденции оказываться в роли жертвы при аналогичных ситуациях) или черты травматофилии (удержание травматического опыта).

    В зарубежных исследованиях особенностей взаимосвязи характеристик личности, стресса и заболеваний также уделено большое внимание изучению роли некоторых психологических свойств в регуляции стрессовых процессов. Остановимся на обсуждении трех характеристик: локус контроля, психологическая выносливость (устойчивость) и самооценка.

    Локус контроля определяет, насколько эффективно может человек окружающую обстановку или владеть ею. Даже катастрофические события могут быть предотвращены хорошо продуманными действиями человека. Интерналы располагают более эффективной когнитивной системой. Они тратят существенную часть своей умственной энергии на получение информации, что позволяет им влиять на значимые для них события. Интерналы также имеют выраженную тенденцию разрабатывать специфические и конкретные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, чувство владения собой они могут развивать настолько, что это позволяет им более успешно справляться со стрессовыми ситуациями [7].

    В большом количестве исследований были предприняты попытки обнаружить связь между локусом контроля, способностями справлять со стрессом и проблемами с личным здоровьем или здоровьем семьи. В обзоре (Averill J.R., 1973) подчеркиваются три основных типа личного контроля. Это поведенческий контроль, который затрагивает некоторое направление действий; когнитивный контроль, который в первую очередь, отражает личную интерпретацию событий; контроль решительности, который определяет процедуру выбора способа действия. Автор утверждает, что "каждый из типов контроля связан со стрессом комплексно, иногда увеличивая его силу, иногда снижая его, иногда не влияя на него совсем... связь личного контроля со стрессом - это, в первую очередь, функция самой значимости... контроля... для индивида".

    Согласно S.Kobasa, три основные характеристики составляют выносливость: контроль, самооценка и критичность. Контроль определяется и измеряется как локус контроля. Самооценка - это чувство собственного предназначения и своих возможностей. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий. Она отмечает также, что жизнерадостные люди - психологически выносливы, устойчивы [1].

    Если люди оценивают себя достаточно высоко, маловероятно, что они будут реагировать или интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, они справляются с ним лучше, чем лица с низкой самооценкой. Это дает человеку дополнительную информацию о своих возможностях и способствует повышению уровня самооценки.

    В последнее время все больше значение придается психологическим аспектам стресса, в частности жизненной значимости события, включая отношение личности к угрожающей ситуации с учетом моральных ценностей, религиозного и идеологического мировозрения. Следует отметить, что в качестве "угрожающего" может восприниматься не только реально стрессовая обстановка, но и ее символы или воображаемая ситуация, а также осознание отсутствия готовых программ деятельности в данной ситуации. Травматический характер определенного события зависит от того смысла, который оно имеет для личности. Другими словами, то, как человек воспринимает угрожающую опасность, "перерабатывает ее", важнее самой опасности.

    Каждый человек обладает своей индивидуальной особенностью справляться с кризисной ситуацией. Внутренние конфликты снижают способность переносить кризис. У каждого человека есть свой "пороговый уровень" стресса.

    В. Франкл убедительно показал в своих работах (в частности работа "Человек в поисках смысла"), что человек может вынести все что угодно, если в этом есть смысл.

    Если человек справляется с психологической травмой и извлекает из своего переживания важный для личности опыт, он становится гораздо более зрелой личностью. И вне зависимости от своего возраста он будет психологически взрослее того, кто никогда не сталкивался с человеческой трагедией. Он будет больше понимать жизнь и лучше чувствовать других людей.

    В рамках психофизической модели ответ на травму - результат длительных физиологических изменений. Вариабельность ответов на травму обусловлена темпераментом (Павлов).

    Анализ накопленного в течение многих лет огромного клинического опыта по психологическим расстройствам после выраженного стресса (боевые действия, природные и транспортные катастрофы, пытки, физическое и сексуальное насилие, присутствие при насильственной смерти других, разбойные нападения, пожар и др.) позволили установить, что у пострадавших отмечается ряд общих и повторяющихся симптомов психических расстройств с выраженной очерченностью и специфическими чертами.

    Исследователи заключают, что ПТСР является нарушением, затрагивающим несколько психологических и физиологических уровней, включая биологические, поведенческие и познавательные компоненты.

             В клинической картине ПТСР, как правило, выделяют три основные группы симптомов [15]: а) симптомы повторного переживания; б) симптомы избегания; в) симптомы повышенной возбудимости. Раскроем их содержание более подробно.

    Симптомы повторного переживания включают в себя: повторяющиеся воспоминания, образы или мысли о травматическом событии, вызывающие страдание;

     -повторяющиеся сновидения, воспроизводящие образы травматического события, вызывающие страдание;

     - чувства или действия, испытываемые или совершаемые, как если бы травматическое событие повторялось прямо сейчас (flashback)10, включая возникающие в измененных состояниях сознания, например, в просоночном состоянии (при пробуждении или перед засыпанием) и при интоксикации (в том числе постоянное возвращение к этой «тематике» после приема алкоголя);

     - переживание интенсивных чувств при появлении внешних или внутренних стимулов, символизирующих или напоминающих (ассоциативно) какой-либо аспект травматического события;

     - повышенная физиологическая реактивность (покраснение или побледнение кожи, учащение пульса, повышение АД, потливость, тремор и т. д.) при наличии внешних или внутренних стимулов, символизирующих или напоминающих какой-либо аспект травматического события.

      «Симптомы избегания» проявляются в отношении любых стимулов, которые ассоциируются с травмой, иногда вплоть до реакций замирания или оцепенения в ответ на эти стимулы. Наиболее часто наблюдаются в следующих вариантах:

     - стремление избегать любых мыслей,  чувств,  разговоров,  кинофильмов, литературных произведения и т. д., связанных с травмой, в том числе: если вы пытаетесь не думать о войне или другом трагическом происшествии, участником которого вы оказались по воле случая; если вы избегаете любви и привязанностей, поскольку потеряли человека, которого любили; если стараетесь больше ни перед кем не быть виноватым, поскольку ощущаете, что вы настолько переполнены этим чувством, что уже никогда не будете счастливы; если вы избегаете любых конфликтных ситуаций, поскольку опасаетесь того, что можете при этом сделать;

     - стремление избегать видов деятельности, мест или людей, которые могут вызывать воспоминания о травме, например: никогда не ходить в театр (после событий «Норд-Оста» в Москве в 2002 году); навсегда покинуть родные места (например, в городе Гумри до Спитакского землетрясения 1988 года было 260 тыс. жителей, погибло около 30 тыс., но через два года в городе осталось всего 150 тыс. человек); полностью отказаться от таких хобби, как охота; переключать программу ТВ, когда там транслируют фильмы о войне или военные парады; избегать встреч с ветеранами или товарищами по несчастью; испытывать резкий негативизм по отношению к представителям власти (на которых обычно проецируется вина за то, что не смогли своевременно предупредить, предотвратить или защитить от травматического события);

     - неспособность ясно вспомнить ситуацию острой психической травмы, условия и время ее возникновения и развития, тех, кто был в это время рядом, погибли ли  эти  люди или  только получили повреждения и т.д.11

    - существенное снижение интереса к тем видам деятельности, которые ранее были значимыми (профессия, карьера, спорт, увлечения, чтение художественной литературы, научные исследования, воспитание детей и все остальные варианты поведения, объединяемые тем, что «обычно эти люди делали раньше», а после психической травмы утратили всякую мотивацию к этому); многие демонстрируют специфическую реакцию ухода в виртуальный мир, проводя большую часть времени у экранов ПК или ТВ, при этом избегая общения даже с домашними и с трудом отвечая на вопрос о том, какие передачи они смотрели; в других случаях возникает своеобразный феномен «бродяжничества» люди практически каждый день уходят из дома, бесцельно бродят по улицам, избегая, таким образом, общения с близкими и всех домашних обязанностей, и часто вообще не помнят,где они были, по каким улицам ходили;

    - чувство   отстраненности или   отчужденности   от других   людей,   за которым нередко скрывается убежденность, что никто не может понять каково   пережить такое, ощущение себя   «по другую сторону» от всей окружающей жизни и людей;

     - истощение аффективной сферы, например, в форме уже упомянутой неспособности любить и вообще выражать сильные эмоции как радости, так и горя, в том числе оплакивать близких, утраченных после травмы (родителей, жену или детей); преобладающим ощущением является отсутствие всех чувств [15].

    В эту же группу включается такой симптом, как «крах жизненной перспективы», когда отменяются все планы на будущее карьеры, брака, детей или даже просто долгой жизни, что со временем легко трансформируется в ярко выраженное влечение к смерти, в том числе: в форме алкоголизма и наркоманий, никаких проявлений которых не было ранее; в виде занятий экстремальными видами спорта или деятельности. Эти перемены и влечение к смерти вне терапии обычно остаются неосознаваемыми.

    «Симптомы гипервозбудимости», что очень важно, не проявлявшиеся до травмы, в частности:

     - нарушения сна, включая бессонницу, трудности с засыпанием, прерывистый сон (пробуждения среди ночи, после которых трудно уснуть вновь), неприятные и кошмарные сновидения, отсутствие чувства отдыха после ночного сна;

     - повышенная раздражительность и периодические вспышки гнева без особых внешних причин;

     - нарушения концентрации внимания и снижение функции памяти, когда прочитанное, увиденное или услышанное, порученное кем-либо или намеченное самостоятельно для обязательного выполнения постоянно забывается; человек становится как бы парциально «глухим» и «слепым», не замечая обращенных к нему вопросов, взглядов или предложений; одновременно проявляется недостаточное внимание к бытовым опасностям, но ни в коем случае к аналогичным или даже отдаленно (ассоциативно) связанным с той, что и являлась причиной психической травмы, то есть все сенсорные входы находятся в «преднастроечном» состоянии длотслеживания только одной и вполне конкретной опасности; этим же объясняется сверхбдительность, которая выражается в вечном страхе повторения травматической ситуации; повышенный уровень и неадекватность (иногда запредельность) реакций на любые угрозы; беспокойство о том, как бы ни причинить вред другим людям (поэтому «лучше вообще с ними не общаться»); склонность занимать положение спиной к стене в служебных помещениях, кинотеатрах, ресторанах, «только второй салон» в такси и т. д., избегание людных мест и крайний негативизм к тем, кто по тем или иным причинам идет сзади по пустынной улице, по лестнице, по коридору, вплоть до убийств только за это12;

    - повышенные реакции на любые внезапные раздражители, например падение на землю при звуке даже отдаленного взрыва или просто хлопка, резкий разворот на любой громкий звук за спиной, вскакивание от любого прикосновения во сне, крики и двигательные реакции нападения или защиты при неприятных и кошмарных сновидениях [15].

    В отдельную группу симптомов сверхбдительности у бывших участников боевых действий следует отнести потребность постоянно носить огнестрельное или холодное оружие, иметь его дома, в том числе во время ночного сна («под подушкой»), регулярно проверять его исправность и наличие достаточного количества боеприпасов.

    Было бы неверно не указать на всегда сопутствующие психосоматические нарушения, преимущественно со стороны сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. В отличие от вышеупомянутых трех групп симптомов  с соматическими реакциями обычно обращаются к врачам общей практики, которые, не вникая особенно в природу страдания, в отдельных случаях назначают симптоматическое лечение, а в ряде случаев, после множества анализов, сообщают пациентам, что у них ничего нет.


    3. Коллективная  травма  при стрессе


    Психологи и психиатры всё чаще обращаются к изучению воздействия на большие группы населения макросоциальных стрессовых ситуаций, связанных с переустройством общества,  вызывающих так  называемую коллективную травму.

    В 1906 году Фёдор Егорович Рыбаков обратил внимание коллег на связь между политическими событиями того времени (революция 1905 года) и психическими расстройствами. По наблюдениям Рыбакова, погромы, забастовки, принудительное участие в стачках вызывают тревогу, страх, подавленность в действиях и другие расстройства, особенно у людей, "пассивно участвующих в политическом движении". В дальнейшем у них же наблюдалось и изменение характера, и множество соматических (телесных) заболеваний. В настоящее время  это явление получило название  коллективная  травма.

    Многочисленные варианты психических нарушений "интимно переплетаются с распространением нервности, а нервность стала массовой в "нервный век", который совпал с развитием социально-экономических отношений..." — отметил в своём докладе на II Всероссийском совещании по вопросам психиатрии и неврологии в 1923 году А. М. Розенштейн. Он предложил называть невротические расстройства социальной болезнью и впервые ввёл понятие "невропсихиатрия" [15].

    Критические периоды, влияющие на психическое здоровье населения, в каждом столетии в разных регионах имеют свои особенности, определяемые экономическими, этническими, историко-культурными и другими факторами. Карл Ясперс проанализировал изменения психического состояния населения Германии после её поражения в Первой мировой войне. Он сопоставил их с психическими явлениями в неспокойные времена среди населения других стран — после эпидемии чумы в XIV веке в Европе, во время Великой французской революции, а также после революции 1917 года в России. Ясперс пришёл к заключению, что наблюдаемые в такие периоды глубокие эмоциональные потрясения касаются всех. Они "воздействуют на людей совершенно иначе, чем потрясения сугубо личного свойства". В первую очередь происходит "девальвация ценности человеческой жизни. Это выражается в равнодушии к смерти, снижении чувства опасности в угрожающих ситуациях, готовности жертвовать жизнью без всяких идеалов". Наряду с этим Ясперс отмечает "неуёмную жажду наслаждений и моральную неразборчивость"[14].

    Другим примером непосредственного влияния социальных факторов на психическое здоровье больших групп населения стал так называемый американский невроз (состояние раздражительной слабости). Это описанная в США в 20-х годах XX века, в период Великой депрессии, неврастения.
    Сюда же можно отнести приобретённую психопатию, концепцию которой разработал великий русский психиатр П. Б. Ганнушкин в послереволюционный период в России.

    Отдельно рассматриваются психические последствия участия в военных действиях. Посттравматическое стрессовое расстройство (это понятие вошло в практику при оценке психического состояния ветеранов вьетнамской войны и последующих локальных военных конфликтов), синдром хронической усталости, боевая психическая стрессовая травма, активно изучаемая в последнее время военными психиатрами, — всё это результаты достаточно серьёзных социальных катаклизмов. Но ниже речь пойдёт о других нарушениях, связанных с социальными переменами.

    В 1991 году наш центр проанализировал психическое здоровье населения России и бывших республик Советского Союза и обратил внимание на особую группу так называемых социально-стрессовых расстройств, возникающих под воздействием важных для большого числа людей экономической и политической ситуаций. У многих в условиях социальных изменений в постсоциалистическом обществе в последующие годы развились состояние психической дезадаптации (растерянности, тревожности), невротические и психосоматические расстройства. Опыт лечения показал, что это пограничные состояния. Понятие пограничных состояний в значительной мере условно. Главным образом оно используется для объединения нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений — психозов, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы. При этом пограничные состояния в основном — это не начальные или промежуточные («буферные») стадии психозов. Они представляют особую группу болезненных проявлений, у которой есть своё начало, течение и исход [2].

    Постсоциалистический период привёл к изменению общественного сознания, к смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей, все большей обособленности частной жизни от государства. Массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, по существу, стали следствием "коллективной травмы" (то есть воздействия на всё население). Такие расстройства обусловлены индивидуальным нарушением психического здоровья, но они всегда в силу вызывающих их обстоятельств отражают состояние общественного психического здоровья.

    Аналогичные модели можно обнаружить при анализе психического состояния разных групп населения во многих странах в переломные годы развития. Социально-стрессовые расстройства отмечаются у большинства жителей при изменении укоренившегося массового сознания, образа жизни, привычных стереотипов поведения. В отличие от посттравматических расстройств (после тяжёлой личной драмы) и острых стрессовых реакций жизненная катастрофа в этих случаях, как правило, растягивается во времени, необходимом для осознания происходящего. Расстройства, связанные с социальными переменами, становятся основой для развития собственно неврозов и различных телесных заболеваний (гипертонии, язвы, диабета, глаукомы и многих других). При этом материальные затруднения и бедность оказывают меньшее влияние на снижение качества жизни человека и на развитие социально-стрессовых расстройств, чем душевное неблагополучие.

    По данным статистики, число лиц с предболезненными и сформировавшимися психическими расстройствами из-за стрессовых воздействий в России достигает 10 миллионов. Однако выборочные исследования свидетельствуют, что их больше: 250—300 человек на 1000 человек, то есть подобные расстройства проявляются у 25—30% жителей страны. В большинстве случаев нет оснований ставить психиатрический диагноз, но отдельные невротические вегетативные и соматические нарушения не позволяют говорить о полном психическом здоровье. Это и есть пограничные психические расстройства [3.]

    Со стрессом можно связать значительный рост в 1990-е годы частоты самоубийств. По данным специальных исследований, она увеличилась с 26 случаев на 100 000 человек в 1990 году до 42 — в 1994-м, но уменьшилась до 31 случая в 2004 году. Тенденция постепенного снижения этих цифр наблюдается и сейчас. Такая динамика отражает происходящие в стране изменения общественной ситуации, перемены в уровне жизни и социальной защищённости людей. Наиболее высокие показатели распространённости самоубийств зарегистрированы у мужчин. Частота самоубийств среди женщин оказалась существенно ниже и мало зависела от изменений социальной ситуации.

    Каковы же основные причины социально-стрессовых расстройств? Во-первых, это последствия длительного господства тоталитарного режима, воспитавшего несколько поколений людей на псевдодемократических принципах ("всем всё поровну"). Эти никогда не соблюдавшиеся принципы просто исчезли в изменившихся общественных отношениях. Во-вторых, наступил экономический и политический хаос, породивший безработицу, миллионы беженцев, значительное расслоение по уровню материальной обеспеченности. В-третьих, локальные гражданские войны обострили межнациональные конфликты.

    Эти причины, а главное, затянувшийся характер негативных социальных процессов привели к распаду привычных социальных связей, множеству мелких конфликтов внутри человека и при общении с другими членами общества. Переживания личного опыта каждого человека сформировали общую картину общественного неблагополучия. Переосмысление жизненных целей и крушение устоявшихся идеалов и авторитетов способствовало утрате привычного образа жизни, потере многими людьми чувства собственного достоинства. Отсюда — тревожная напряжённость и развитие «кризиса идентичности личности».

    Такой кризис определяется ригидностью (негибкостью) личностных установок. Человек не в силах изменить намеченную раньше программу своих действий. А условия жизни — уже другие, они объективно требуют перестройки стереотипов поведения при меняющихся общественных отношениях и экономической ситуации.

    Выделяют три возможных варианта расстройств. Первый выражается в апатии, отчуждённости, социальной отгороженности. Это вызывает чрезмерную тревожность, астенические (психическую слабость) или депрессивные расстройства. Второй вариант сопровождается аффективной (раздражительной, взрывчатой) неустойчивостью, разрушительной, направленной вовне агрессией, снижением терпимости к факторам, неприятно влияющим на человека. Ослабляется его контроль за своим поведением. Третий вариант — развитие магического мышления со сверхценными (бредопо-добными) идеями мистического, иррационального содержания.

    Мы проанализировали результаты наблюдения больных с социально-стрессовыми расстройствами не только с общественной, но и с определённой личностной дезориентацией, обусловленной переменами, происходящими в России. Оказалось, что в период разрушения старой социальной системы с её догмами происходит как бы свержение ego-идеалов (лат. ego — "я"). Официально разрушаются, отменяются старые общественные ценности и ориентиры, а новые отстают в своём формировании. Это отставание — естественная основа психологической неуверенности многих людей, мешающей быстрому преобразованию общества. Для подавляющего большинства возникают и становятся крайне актуальными не только социальные, но и личностные проблемы. Опорой в этот сложный переходный период, вероятно, могут стать новые индивидуальные еgо-идеалы, требующие решения конкретных жизненных вопросов, а не нападения на других в разгадке сущности общеполитических и экономических изменений.
    Нужно сказать, что, хотя концепция о кризисе идентичности личности может показаться спорной и требующей веских доказательств, она подчёркивает остроту и серьёзность сложившейся ситуации [3].

    Опыт свидетельствует, что у людей с социально-стрессовыми нарушениями вырабатываются определённые механизмы, защищающие от болезненного осознания крушений еgо-идеалов. Специалисты отдела пограничной психиатрии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского выявили три основных защитных механизма. Пациенты одной категории (как правило, люди старших возрастных групп) идеализируют прошлую жизнь с её системой отношений. Это предопределяет уход от решения проблем сегодняшнего дня. В другой группе обследованных преобладает отрицание каких-либо жизненных ценностей и ориентиров. Они, живущие одним днем, пассивно дрейфуют по жизни, не имея никаких целей и планов. Третий защитный механизм — смещение, он выражается в замене реальных проблем чрезмерной заботой о своём здоровье (уход в болезнь), повышенным интересом к магическому объяснению происходящих событий (увлечение гаданием, колдовством, поиски "инопланетного влияния").

    Естественно, при других социально-стрессовых катаклизмах у жителей разных стран и регионов возможны свои специфические психогенные факторы, отличные от тех воздействий, которые характерны для постсоциалистической России. Однако во всех случаях общая характеристика социально-стрессовых расстройств определяет вторжение социальной ломки в жизнь огромной массы людей. При этом в различных регионах России, так же как и в зарубежных странах, особенности подобных расстройств зависят не только от конкретных причин стрессовых реакций, актуальных для больших групп населения, но и от культурного своеобразия, от наработанных веками образцов поведения и привычек малых групп. Знание национальных традиций и культуры помогает прогнозировать и вовремя предупреждать невротизацию общества, и, наоборот, их недоучёт может привести к непредсказуемым последствиям.

    В переломные времена заостряются, становятся ярко выраженными черты характера, которые раньше он умел скрывать и держал под контролем. Это может привести к саморазрушающим поступкам, паническим реакциям, депрессивным, истерическим и другим нарушениям. У многих ослабевает желание общаться: утрачивается пластичность общения и способность приспосабливаться к происходящему. Наблюдаются различные проявления цинизма, склонность к антисоциальным действиям.

    Независимо от характера невротических проявлений, предболезненных или уже сформировавшихся невротических состояний у многих людей с социально-стрессовыми расстройствами появляется безразличие к ещё недавно волновавшим ситуациям. Кто-то становится пессимистичным, распространяется неверие в закон. Теряется умение общаться, быть терпимым к чужому мнению, сужается круг общения. Да и носит оно мимолетный характер. Нередко в окружающей действительности человек ищет реальные или "додумывает" примеры социальной несправедливости и недоброжелательности. Во многих случаях при этом наблюдаются реакции социального протеста (стихийные сборища, драки) и совершаются правонарушения. Изменившиеся условия жизни крайне затрудняют трудовые взаимоотношения людей и адекватное использование ими своих знаний. Развиваются чувство неудовлетворённости, опустошённости, постоянной усталости, тягостное ощущение того, что происходит что-то неладное. Люди видят и с трудом переносят усиливающиеся жестокость и хамство сильных.
    Реагируя на изменения в обществе, многие при этом плохо осознают ухудшение своего здоровья, поэтому редко обращаются к врачам.

    Как развиваются во времени социально-стрессовые расстройства? Возникают примерно такие же защитные реакции, как при воздействии на человека других травмирующих психику факторов. Наблюдаются три последовательно включающихся этапа. Первый этап — длительно протекающая реакция тревоги. Эта защитная реакция сопровождает возникающую сразу попытку приспособиться к изменившимся макросоциальным условиям. Второй этап — относительное приспособление к жизни в изменившихся условиях, этап резистентности. Третий этап — напряжённый резистентный покой.

    Первый этап формирует у многих людей активное противостояние изменившимся условиями жизни, второй (при невозможности адаптироваться к новым условиям) вызывает прежде всего усталое безразличие, а третий — является базой формирования многих форм и вариантов невротических и соматических расстройств. Понимание этих этапов — важный фактор при оценке состояния больного и разработке комплекса лечебных рекомендаций [2].

    Итак, по данным некоторых отечественных психиатров, количество сограждан, нуждающихся в лечебно-консультативной помощи психиатра, психолога или психотерапевта исчисляется десятками миллионов (Дмитриева Т.Б.). Считается, что наиболее часты среди социально-стрессовых расстройств: невротические и психосоматические нарушения, делинквентные и аддиктивные формы аномального поведения, донозологические психические расстройства психической адаптации.

    Ю.А.Александровским описаны на примере российской действительности характеристики группы социально-стрессовых расстройств, определяемой складывающейся психогенно-актуальной для большого числа людей социально-экономической и политической ситуацией. Их суть заключена в том, что складывающая в постсоциалистическом обществе социально-психологическая ситуация приводит к ломке общественного сознания и смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей. Развивающиеся вследствие этого массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, по существу, являются коллективной психической травмой, естественной «экспериментальной моделью» социальных стрессовых расстройств. По мнению Ю.А.Александровского, основными причинами и условиями возникновения социально-стрессовых расстройств являются:

    - макросоциальные общегрупповые психогении, изменяющие стереотип жизнедеятельности больших контингентов населения;

    - социально-стрессовые обстоятельства, носящие хронический, растянутый по времени характер, их динамика непосредственно определяет компенсацию и декомпенсацию невротических нарушений;

    - коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта;

    - смена системы культуральных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений;

    - изменение социальных связей и жизненных планов;

    - нестабильность и неопределенность жизненного положения;

    - ухудшение соматического здоровья;

    - усиление декомпенсации невротических и патохарактерологических нарушений под воздействием «биогенного» влияния экологических вредностей [2].





    Заключение

         Стресс - это жизнь, которая позволяет человеку полноценно функционировать и развиваться. Однако в зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический (психологический). Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

         Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет стихийные бедствия (катастрофы) как ситуации, характеризующиеся непредусмотренными серьезными и непосредственными угрозами общественному здоровью. На людей, находящихся в экстремальных условиях, наряду с различными поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний. Следует подчеркнуть, что психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

    Возможность возникновения и характер психогенных расстройств, их частота, выраженность, динамика зависят от многих факторов: характеристики экстремальной ситуации (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия); готовности отдельных людей к деятельности в неблагоприятных условиях, определяемой их личностно-типологическими качествами, профессиональной, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой; организованности и согласованности деятельности в экстремальных условиях; поддержки окружающих; наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей.

                Итак, стресс может  вызывать как  индивидуальную, так  и  коллективную травмы.

     

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: ЛПА,1998.

    2. Александровский Ю. Социальные катаклизмы и психическое здоровье//Наука и жизнь.- № 1.- 2008 .

    3. Александровский Ю. А . Глазами психиатра. — М.: Гэотар-Медиа, 1999.

    4. Большой энциклопедический словарь. [WWW document]. URL #"#">Травма, стресс, кризис. ПТСР / Хухлаев О.Е. Психологическая травма «сама по себе». Естественный процесс проживания травмы.- М., 2004.

    22.   Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма /отв. ред. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988.

    23.   Черепанова Е. Психологический стресс.- М.: Академия, 1997.














    .













Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие индивидуальной и коллективной травмы при стрессе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.