Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Право на жизнь по Конституции ст. 7

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Право на жизнь по Конституции ст. 7
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    1. Достойная жизнь и свободное развитие человека. 5

    2. Охрана труда и здоровья. 9

    Заключение. 14

    Список литературы.. 16


    Введение

    Основной задачей социального государства, находящегося в центре гражданского общества, является служение личности и обществу. Социальным является такое государство, которое поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев и групп. При этом нарушение или преимущественная защита интересов какой-либо социальной группы может привести к дестабилизации или социальному конфликту. Для гармонизации отношений в обществе социальное государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества.

    Конституция не констатирует, что условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, созданы. Она закрепляет, что на это направлена политика государства, или социальная политика. Основные направления социальной политики государства закреплены в статье 7 Конституции РФ.

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что характеристика Российской Федерации как социального государства - это одна из новелл Конституции 1993 г., означающая коренной поворот российского конституционного строительства по направлению к созданию современного, экономически развитого, демократического правового государства. В.А. Четвернин определяет принцип социальной государственности как способ перераспределения национального дохода в интересах общества в целом, в частности - в пользу социально слабых[1]. Поддерживая в целом данное определение, необходимо отметить, что Конституция трактует это понятие гораздо шире: цель социального государства, по мысли авторов, - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Рассмотрим подробнее эти категории.

    Цель написания данной работы исследование основных положений, закрепленных в статье 7 Конституции РФ.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Исследовать основные положения ст. 7 Конституции РФ в сфере обеспечения достойной жизни и свободного развития граждан РФ;

    2. Проанализировать основные направления Конституции РФ в области охраны труда и здоровья людей.

    Объектом исследования данной работы является ст. 7 Конституции РФ.

    Предметом исследования – анализ и исследование правовой природы ст. 7 Конституции РФ,

    1. Достойная жизнь и свободное развитие человека

    Право на жизнь получило признание еще в древних государствах. Вместе с тем до настоящего времени нет однозначности не только в толковании данного права доктриной, но и в регулировании национальными законодательствами.

    Право на жизнь как право на достойный уровень жизни появляется в доктрине в конце XIX века[2], нормативный же характер оно приобретает благодаря деятельности советских ученых, политиков и дипломатов. В СССР впервые на конституционном уровне были закреплены социальные права человека, гарантирующие человеку достойный уровень жизни, наряду с этим внешняя политика СССР способствовала закреплению данного права в международных документах, в частности в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. К сожалению, Конституция Российской Федерации не называет это право среди основных прав человека, что, несомненно, снижает ее ценность как Основного Закона социального государства. Напротив, многие конституции стран Европы отразили это право. Примером могут служить Конституции Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Кипр.

    Достойная жизнь в отличие от человеческого достоинства[3] - это публичная категория, характеризующая уровень и качество жизни в конкретном государстве. Разумеется, в сознании каждого индивидуума формируется свое представление о достойном лично его уровне и качестве жизни, основанном на его собственных возможностях, уровне притязаний, образовании и культуре. А достойная жизнь в конституционно-правовом смысле - это тот минимальный стандарт, который государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить каждому своему гражданину. При этом социальное государство существенно отличается от государства социалистического, особенностью которого было участие в тотальном распределении всех абсолютно материальных благ в обществе. Постулат коммунистического общества «От каждого по способностям, каждому - по потребностям» разбился о низкую производительность труда, порожденную системой всеобщей уравниловки, присущей социалистическому государству.

    Реализация принципа социального государства основана на том, что большинство граждан данного общества вполне в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный их уровень жизни, существенно отличающийся от того минимума, который устанавливает для своих граждан государство. Основой для этого является свобода экономической деятельности[4], предпринимательская деятельность[5], свобода различных видов творческой деятельности[6] и другие виды деятельности, развивающиеся и поддерживаемые государством в современном экономически развитом демократическом обществе.

    Очевидно, что даже самая свободная рыночная экономика не может существовать без участия в ее развитии государства. Не случайно в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ речь идет о политике государства, направленной на создание указанных условий. В правовом государстве с рыночной экономикой такая политика выражается в издании соответствующих законов, обеспечивающих поддержку свободного развития рыночных отношений и создающих адекватную им налоговую систему.

    Что касается права на свободное духовное развитие, то на сегодняшний день оно не имеет общепризнанного характера. Это связано, прежде всего, с признанием недопустимости вмешательства государства во внутренний мир человека. Однако это справедливо только с одной стороны, а именно: государство не вправе навязывать человеку идеологию, мировоззренческие установки, любое насилие в духовной сфере недопустимо. С другой стороны, в век информационных технологий необходим государственный контроль в сфере информации. Современный мир несет в себе множество угроз нормальному развитию человека. Через СМИ и Интернет оказывается информационное воздействие на человека, часто им самим не осознаваемое. На сегодняшний день имеют место многочисленные злоупотребления со стороны как государства, так и частных лиц, что должно найти адекватную реакцию в правовом поле.

    Свободное развитие человека - это атрибутивное качество любого человеческого существа, живущего в современном обществе, создающем условия для самостоятельного выбора каждым типа поведения, профессии, образа жизни, личных и социальных притязаний, отвечающих его собственным представлениям о себе и окружающем его мире. Единственным ограничением свободы этого выбора выступают права, свободы и законные интересы других людей[7] и публичные интересы общества и государства[8]. Экономической основой этой свободы выступает частная собственность[9], служащая основным средством удовлетворения материальных и нематериальных потребностей человека.

    Итак, право на жизнь должно получить конституционное закрепление в широком его понимании. Это следует как из международных обязательств, реальных вызовов нашего времени, так и из логики самой Конституции. Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта норма определяет суть и цель самой Конституции как Основного Закона государства, т.е. все положения Конституции должны толковаться в пользу человека. С другой стороны, статья 7 определяет направление государственной политики: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, косвенно государство уже признало право человека на достойную жизнь и свободное развитие. Но все же, по мнению Зайцевой А.М.[10], до момента прямого указания в Конституции права на жизнь в широкой интерпретации государство будет и впредь рассматривать статьи 2 и 7 как некие принципы, цели своего развития, которые можно по соображениям целесообразности обходить.

    Исходя из сказанного, все три элемента права на жизнь должны получить свое нормативное закрепление в одной статье Конституции. Закрепление всех элементов в одной статье связано не столько с требованиями логической стройности текста Конституции, сколько с их единой природой. Установленная трехзвенная структура права на жизнь является внешним проявлением его сущности, обосновывается ею. Не познав природы, невозможно понять значение данного права, тенденции его развития, определить направление государственной политики в отношении его обеспечения, «ибо вещь является умопостигаемой только благодаря определению и своей сущности»[11]. «Самое главное - сущность вещей, самость вещи, ее самое само. Кто знает сущность, самое само вещей, тот знает все», - писал русский философ А.Ф. Лосев[12].

    2. Охрана труда и здоровья

    Часть 2 статьи 7 Конституции РФ определяет те категории населения страны, которые не в состоянии самостоятельно за счет свободного использования своих способностей и имущества[13] обеспечивать себе достойный уровень жизни. Такие группы принято именовать социально незащищенными слоями населения. При этом в назывном порядке прямо упомянуты лишь две группы таких людей: инвалиды и пожилые граждане. Это связано с тем, что их социальная незащищенность очевидна. Для обеспечения достойного уровня жизни таких граждан государство, как следует из текста статьи 7 Конституции РФ, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия[14], определяет иные гарантии социальной защиты. Как видно из текста статьи, перечень средств обеспечения достойного уровня жизни для этой и других категорий социально незащищенных граждан открытый. Это объясняется тем, что в процессе развития общества возникает потребность в расширении социальных гарантий и введении новых форм их обеспечения.

    Остальные категории рассматриваемой части населения выводятся из смысла ч. 2 ст. 7 аналитическим путем. Это объясняется тем, что представители этих групп населения вовсе не обязательно могут подпадать под категорию социально незащищенных граждан. Попытаемся это сделать на конкретных примерах.

    В этой части статьи речь идет об охране труда. По мнению некоторых авторов[15], речь идет не о труде вообще, а о работе по найму. Наемные работники, в соответствии со ст. 37 Конституции, нуждаются в большем наборе средств социальной защиты, чем лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью[16].

    Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [17].

    Очевидно, что работодатель и наемный работник находятся в заведомо неравном положении относительно друг друга, и по этой причине последнему устанавливается больший набор юридических гарантий.

    Помимо охраны труда в этой части статьи гарантируется охрана здоровья людей. Речь идет о вполне прагматическом подходе: дешевле обеспечить пропаганду здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта и профилактику профессиональных и иных заболеваний, чем создавать под то же число людей систему лечебных учреждений и оказывать в них медицинскую помощь[18].

    Далее в ч. 2 ст. 7 речь идет об обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Помимо решения демографической проблемы, которое напрямую связано с развитием социального государства в России (чем больше работающих - тем меньше налоговая нагрузка на каждого из них, тем выше общий экономический уровень жизни в стране), очевидно, что рождение ребенка, тем более в так называемой неполной семье, резко снижает уровень жизни этой семьи и ее члены рискуют попасть в категорию социально незащищенных слоев населения. Вытекающие из Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 г. меры направлены на преодоление негативных последствий этой ситуации[19], однако между конституционными гарантиями и реальной ситуацией в стране лежит значительная пропасть, порожденная, в числе прочего, несовершенством отраслевого законодательства, направленного на реализацию в стране принципа социальной государственности.

    Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в современной России, свидетельствует о необходимости пересмотра существующих взглядов на взаимодействие семьи и государства: насколько значим институт семьи для обеспечения государственных интересов и в какой мере государство может воздействовать на сферу сугубо частных семейных отношений. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определило новое направление в характеристике системы взаимодействия частных и публичных интересов в обществе.

    Перед современной наукой семейного права стоит целый ряд проблем, подход к разрешению которых определяется установлением оптимального соотношения частных и публичных интересов. Анализ современных семейных отношений сквозь призму действующего законодательства и правоприменительной практики дает основания говорить о необходимости изменения предмета и метода семейно-правового регулирования: расширяется круг отношений, связанных с реализацией гражданами своих семейных прав, которые в свою очередь не всегда могут быть регламентированы имеющимся «набором» семейно-правовых средств.

    Необходимо теоретическое осмысление места семейного права в системе российского права и пределов государственного вмешательства в отношения между членами семьи. Нуждается в изменении традиционное отнесение семейного права к отраслям частного права. Характеристика критериев деления права на частное и публичное и проецирование полученных выводов на семейное право является основой нового взгляда на теорию интереса, на его значение в определении специфики и места семейного права в системе права.

    Особое значение имеет совершенствование понятийного аппарата семейного права. В семейном праве наблюдается тождественность понятий «семья» и «брак», «семья» и «семейные правоотношения». Иерархия интересов в семье и иерархия интересов в семейных правоотношениях имеют разные критерии построения, характеристика которых позволяет сделать вывод о неоднородности названных выше семейно-правовых категорий.

    В современных условиях семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями. Государство должно быть заинтересовано в существовании такой семьи, которая способна обеспечить национальные интересы, сыграть значимую роль в развитии государства, становлении гражданского общества.

    В связи с этим исследование возможных форм взаимодействия государства и семьи в условиях современного социального реформирования сквозь призму сочетания частных и публичных интересов в механизме семейно-правового регулирования представляет особую актуальность. Рассмотрение общетеоретической проблемы соотношения частных и публичных начал в праве применительно к семейным правоотношениям позволит также повысить эффективность правотворчества и соответствующей правоприменительной практики.

    Необходимо также отметить, что принципы социальной государственности получают реализацию в конкретных статьях Конституции, закрепляющих ряд субъективных социально-экономических прав и свобод: право на труд (ст. 37), на семейную жизнь (ст. 38), социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на образование (ст. 43). В реализации перечисленных прав граждан в той или иной мере участвует государство. Однако неудовлетворительное фактическое состояние этой деятельности во всех без исключения перечисленных областях социальных отношений не позволяет утверждать, что в России фактически существует социальное государство. Государство для решения этой проблемы пошло по пути реализации Федеральных целевых программ, таких, как «Жилище», «Образование», «Дети России», и др.[20], постоянного увеличения объема потребительской корзины[21] и подобных им мер. Это позволяет надеяться, что в отдаленном будущем норма-цель, закрепленная в комментируемой статье Конституции, превратится в реальную характеристику российской государственности.

    Основная проблема, на наш взгляд, состоит в том, что Российское государство в соответствии со сложившейся национально-исторической традицией берет на себя всю полноту регулирования социальных отношений в рассматриваемой области. В то время как его задача состоит в другом: создать условия для развития социально ориентированной рыночной экономики. В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация: рыночная экономика отдельно[22], а социальное государство отдельно. А на самом деле это должно быть единое целое, связанное гибкой системой налогообложения, о чем шла речь выше в характеристике социальной государственности. В значительной мере причина состоит в неудовлетворительном конституционно-правовом регулировании рассматриваемых отношений. Большинство граждан страны должны получать социальные блага не в результате реализации целевых программ, а из результатов собственного труда, на благо себя и общества в целом. Решением данной проблемы на конституционном уровне было бы внесение в текст Основного Закона дополнительной главы «Гражданское общество», увязывающей в единое целое все перечисленные выше отношения.

    Заключение

    Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем выделить основные принципы, которые установлены Конституцией РФ на достойную жизнь и свободное развитие человека, а так же на охрану труда и государственную поддержку.

    Устанавливаемые государством в соответствии с целями, закрепленными в статье 7 Конституции, гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья могут включать комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Провозглашенные в Конституции РФ цели политики Российской Федерации как социального государства (часть 1 статьи 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция РФ связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 2 статья 7). Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления целей социального государства.

    Во исполнение обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для работников, которые вследствие необходимости особого ухода за детьми-инвалидами или инвалидами с детства не могут в полном объеме наравне с другими выполнять предписанные общими нормами обязанности в трудовых отношениях.

    Список литературы

    1. Конституция Российской  Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2007

    2. Дмитриева, Ю.А. Конституция РФ. Научно – практический комментарий / Ю.А. Дмитриева. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 427 с.  

    3. Зайцева, А.М. Право на жизнь: структура и природа / А.М. Зайцева // Конституционное и муниципальное право, 2007. - № 12. – С. 7

    4. Лазарев, Л.В. Конституция РФ в решениях Конституционного суда / Л.В. Лазарев.  - М.: Институт права и публичной политики, 2006. – 472 с.

    5. Лосев, А.Ф. Самое само / А.Ф, Лосев. - М.: Эксмо-Пресс, 2003. – 194 с.

    6. Миннуллина, Э.Б. Сущность объекта как цель социального познания / Э. Б. Миннуллина //  Дис. ... канд. философ. наук. Казань, 2003. -  103 п.л.

    7. Миронов, В.И. Трудовое право России: Учебник / В.И. Миронов. -  Москва, 2005 – 854 с.

    8. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: Российская газета / Федеральный выпуск. - №4353. – 27.04.2008. – 1- 5 п.

    9. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции РФ / Г.Д. Садовникова - М.: Юрайт – Издат, 2006. – 392 с.

    10. СЗ РФ. 2005. N 52. Ч. 2. Ст. 5602.

    11. СЗ РФ. 2006. N 14. Ст. 1457.

    12. Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2006. – 1985 с.




    [1] См.: Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2001. С. 1021.

    [2] Например, П.И. Новгородцев писал: "Среди тех прав, которые помещаются обыкновенно в современных декларациях, нет одного, которое по всем данным должно бы было найти место в символе вере современного правосознания: это - право на достойное человеческое существование... Речь идет в данном случае... чтобы обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно" (Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 322). Ф. Энгельс также отмечал, что определяющим моментом в истории является производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно бывает двоякого рода. С одной стороны, производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой - производство самого человека, продолжение рода (Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1973. С. 4).

    [3] см. комментарий к ст. 21

    [4] см. комментарий к ст. 8

    [5] см. комментарий к ст. 34

    [6] см. комментарий к ст. 44

    [7] см. комментарий к ст. 17

    [8] см. комментарий к ст. 55

    [9] см. комментарий к ст. 8

    [10] Зайцева А.М. Право на жизнь: структура и природа // Конституционное и муниципальное право, 2007, N 12. – С. 7

    [11] Цит. по: Миннуллина Э.Б. Сущность объекта как цель социального познания: Дис. ... канд. философ. наук. Казань, 2003. - С. 38.

    [12] Лосев А.Ф. Самое само. М.: Эксмо-Пресс, 2003. - С. 67.

    [13] см. комментарий к ст. 34

    [14] см. комментарий к ст. 39

    [15] См.. Дмитриева Ю.А. Конституция РФ. Научно – практический комментарий, - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007; Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ, - М.: Юрайт – Издат, 2006; Лазарев Л.В. Конституция РФ в решениях Конституционного суда, - М.: Институт права и публичной политики, 2006

    [16] см. комментарий к ст. 37

    [17] Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. Москва, 2005. -  С. 788.

    [18] см. комментарий к ст. 41

    [19] Российская газета - Федеральный выпуск №4353 от 27 апреля 2007 г.

    [20] СЗ РФ. 2005. N 52. Ч. 2. Ст. 5602.

    [21] СЗ РФ. 2006. N 14. Ст. 1457.

    [22] см. комментарии к ст. 8, 9, 34 - 36

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Право на жизнь по Конституции ст. 7 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.