Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовое регулирование противодействию незаконному обороту наркотиков

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Правовое регулирование противодействию незаконному обороту наркотиков
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение

    1. Уголовное законодательство об ответственности за  незаконный оборот наркотиков

    2. Международное право о незаконном обороте наркотиков

    3. Административная ответственность за посягательства на здоровье  населения посредством незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

    Заключение

    Список литературы

     































    Введение


    Одним из основных условий развития демократического общества является гармоничное развитие и общественная активность каждого члена данного общества, сочетающие в себе духовное богатство, социальную активность и физическое здоровье. В настоящее время наиболее актуальной и требующей незамедлительного решения проблемой является проблема борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, который, по оценкам ООН, составляет 8% мировой торговли, а более 200 млн. жителей планеты употребляют различного рода наркотики и психотропные вещества. Причем, по мнению экспертов, лишь 20% от всей массы наркотиков удается выявить и изъять правоохранительным органам[1].

    Социально-экономические преобразования в России происходят в условиях резкого роста преступности, негативно влияющего на ход реформ, угрожающего устоям российской государственности, безопасности и здоровью граждан. В стране обострилась наркоситуация. По данным экспертов, объем незаконного оборота наркотиков в России ежегодно почти удваивается. В условиях обострения социального напряжения, «размытой» иерархии общественно значимых приоритетов, деморализации межличностных отношений, дискредитации норм нравственности, обесценивания человеческой жизни, наблюдается стремление все большего числа людей уйти от угнетающей психику действительности в пьянство, наркоманию, мистику[2]. Известно, что меры, применяемые к лицам, незаконно потребляющим наркотические средства или психотропные вещества из числа преступников, недостаточно эффективны, в том числе по причинам недостаточной их изученности. В связи с этим существует настоятельная необходимость в разработке новых направлений борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, несмотря на то, что Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.[3] расширил перечень составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Особенно это касается норм, предусматривающих уголовную ответственность за незаконные операции с наркотиками, совершаемыми преступными сообществами (организациями), установления уголовной ответственности за немедицинское потребление данных средств или веществ, их незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта в особо крупных размерах.

    Внесение соответствующих изменений в названные нормы вызвано стремительным ростом преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и совершенных на почве наркомании.

    В разное время исследования различных аспектов уголовно-правовой борьбы с наркотизмом и наркоманией нашли отражение в работах P.O. Авакяна, С.С. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Л.Н. Анисимова, Н.А. Беляева, Т.А. Боголюбовой, С.В. Бородина, А.А. Габиани, И.М. Гальперина, И.Н. Дружинина, Г.Е. Жучковой, Н.И. Загородникова, М.Г. Икрамовой, К.А. Карповича, О.В. Колесник, А.А. Кузьмина, Г.А. Левицкого, Г.М. Меретукова, СВ. Максимова, Г.М. Миньковского, Н.А. Мирошниченко, А.А. Музыки, Л.П. Николаевой, В.Д. Пахомова, Э.Ф. Побегайло, Л.А. Прохорова, М.Л. Прохоровой, В.П. Ре-вина, В.М. Савицкого, П.Н. Сбирунова, В.Н. Смитиенко, Л.И. Спиридонова, К.М. Осмоналиева, К.А. Толпекина, СВ. Фирсакова, О.Ф. Шишова, Н.С. Хруппа и других ученых, внесших большой вклад в разработку проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

    Однако эти исследования проводились в период существования иных социально-экономических условий, действия прежнего Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.[4] И пока еще отсутствуют работы по изучению современных количественно-качественных показателей этого негативного социального явления, соответствия между характером и степенью общественной опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и объемом уголовно-правовой репрессии, предусмотренных санкциями соответствующих статей УК РФ. Заслуживает внимания и разработка проблем уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ преступными сообществами (организациями), а также немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.  В связи с этим автор предпринял попытку сформулировать определенные рекомендации по изменению уголовного законодательства в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, и установления дифференцированного подхода к субъектам названных противоправных деяний. Указанные меры призваны повысить эффективность борьбы с незаконными оборотом и применением наркотических средств и психотропных веществ.

    Эти обстоятельства обусловили научную и практическую актуальность темы работы.


    1.1. Развитие уголовного законодательства об ответственности за
    незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ


    Общественно опасные деяния, связанные с потреблением и распространением наркотических средств, как и большинство других социально-правовых криминальных явлений - убийств, краж, грабежей, изнасилований и пр., имеет свои исторические предпосылки, формы и тенденции, уходящие корнями в глубину веков. На протяжении известной истории человечества потребление наркотиков и иные формы их оборота составляли неотъемлемую часть общественных отношений и нормативно регулировались, хотя и не всегда относились к числу преступлений. В дошедших до нас древних памятниках права содержатся многочисленные нормы, устанавливающие запреты на потребление наркотических средств или иным образом регулирующие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств.

    Первая попытка приостановить распространение наркотиков была сделана в начале этого века. В 1909 г. 13 государств встретились в Шанхае по просьбе США, которые уже давно сталкивались с проблемой импорта наркотиков. Однако принятая по результатам этой встречи Конвенция имела преимущественно декларативное значение. В 1912 г. в Гааге впервые была принята Конвенция, которая предусматривала ограничение производства опиума и запрещение его использования в немедицинских целях[5]. Первая мировая война из-за массового использования героина и морфия для лечения раненых вызвала существенное увеличение количества наркоманов в Европе.

    Наркомания и наркобизнес были чужды большей части населения России многие столетия. Отсутствие остроты данной проблемы для нации сказывалось на отечественном законодательстве, которое ограничивалось вплоть до начала XX в. отдельными нормами антинаркотической направленности. Однако 7 июня 1915 г. Николаю II пришлось утвердить Закон «О мерах по борьбе с опиокурением», действовавший лишь в Приамурской губернии и Забайкальской области Иркутской губернии. Принятие указанного Закона было вызвано двумя основными обстоятельствами. Во-первых, колонизацией Российской империей Средней Азии (Туркестанского края) в XIX в. и, во-вторых, интенсивной миграцией китайцев и корейцев на Дальний Восток после поражения России в войне с Японией в 1904 - 1905 гг.[6]

    Данные факторы повлекли быстрое распространение потребления опиума и гашиша по всей азиатской части нашей страны того времени. Если представители азиатских народов занимались в Туркменском крае торговлей наркотиками традиционно, то десятки тысяч мигрантов из Китая и Кореи «импортировали» эту проблему на Дальний Восток.

    Обе революции 1917 г., Гражданская война и интервенция усугубили миграционный фактор развития наркоситуации практически на всей территории России. Со стороны западных интервентов в Россию поступали так называемые тяжелые наркотики - кокаин, морфий, героин, а из Азии - опий и гашиш. Городское население распавшейся империи, в том числе лишенные заработка представители интеллигенции и часть «экспроприированных экспроприаторов», вынужденно оказались вовлеченными в сферу оборота наркотических средств[7].

    В целях ограничения распространения наркобизнеса уже летом 1918 г. СНК РСФСР был вынужден приступить к разработке антинаркотического законодательства. «С тех пор число уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за незаконный оборот наркотиков, почти постоянно возрастало. Данный процесс стал отражением усиливающейся социальной заинтересованности в обеспечении безопасности здоровья населения от угрозы наркотизации» - отмечает К.О. Хачатурян[8].

    В УК РСФСР 1926 г.[9] была предусмотрена только одна норма, направленная против наркомании, содержавшаяся в ст. 104, которая была помещена в главу вторую Особенной части под названием «Иные преступления против порядка управления». Эта статья состояла из двух частей. Ее первой частью была установлена ответственность за «изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения», второй - за «те же действия, совершаемые в виде промысла, а равно содержание притонов, где производится сбыт или потребление перечисленных в настоящей статье веществ».

    1 декабря 1934 г. в УК РСФСР 1926 г. была введена вторая норма аналогичной направленности, включенная в ст. 179а, помещенную в главу восьмую, именовавшуюся «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок». Эта статья состояла из одной части и устанавливала ответственность за «производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения». Эта норма была введена в названный Кодекс под влиянием Международной конвенции по опиуму, подписанной в Женеве 19 февраля 1925 г., и международной Конвенции об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств, подписанной в Женеве 13 июля 1931 г.

    В первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. содержались три статьи об ответственности за преступления, связанные с наркотиками: 224, 225 и 226. Статья 224 «Изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ» состояла из двух частей. Частью первой была установлена ответственность за «изготовление, сбыт, а равно хранение с целью сбыта или приобретения с той же целью наркотических веществ без специального на то разрешения», частью второй - за такие же действия, предметом которых являлись другие сильнодействующие или ядовитые вещества, не относящиеся к наркотическим, а частью третьей - за «нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ». Статьи 225 и 226 УК РСФСР 1960 г. содержали каждая по одной части. Статьей 225, именовавшейся «Посев опийного мака или индийской конопли без разрешения», а ст. 226 «Содержание притонов и сводничество» - за «содержание притонов разврата, сводничество с корыстной целью, а равно содержание притонов для потребления наркотиков либо содержание игорных притонов». Наиболее существенное различие названных норм УК РСФСР 1926 г. и УК РСФСР 1960 г. состояло в изменении предмета преступлений, ответственность за которые предусматривалась ст. 104 УК РСФСР 1926 г. и ст. 224 и 225 УК РСФСР 1960 г. Предметом первого являлись кокаин, опий, морфий, эфир и другие одурманивающие вещества, а последних - соответственно наркотические вещества и наркотики[10].

    Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля 1965 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» ст. 225 УК РСФСР 1960 г. была дополнена частью второй. Она устанавливала ответственность за «посев южной маньчжурской или южной чуйской конопли», а статье было присвоено новое название: «Посев опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли»[11].

    Наиболее существенные изменения и дополнения в УК РСФСР 1960 г. были внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1967 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР»[12], который был принят в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией»[13]. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. нормы, касающиеся ответственности за незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ, были из ст. 224 исключены и помещены во вновь введенную ст. 226-2 УК РСФСР 1960 г., которой устанавливалась ответственность за перечисленные деяния, а также за перевозку или пересылку названных веществ.

    Статьей же 224 УК РСФСР предусматривалась ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или сбыт только наркотических веществ. Данная статья состояла из пяти частей. Нормы, содержавшиеся в диспозициях частей этой статьи, гласили: «незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка с целью сбыта, а равно незаконный сбыт наркотических веществ» (ч. 1); «те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или лицом, ранее совершившем преступление, предусмотренное статьями 224-1, 224-2, 225 и 226-1 настоящего Кодекса, или особо опасным рецидивистом, а равно если предметом этих действий были наркотические вещества в крупных размерах» (ч. 2); «незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических веществ без цели сбыта» (ч. 3); «те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, статьями 224-1, 224-2, 225 и 226-1» (ч. 4); «нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических веществ» (ч. 5).

    Тем же Указом от 15 июля 1974 г. была существенно изменена ст. 225 УК РСФСР 1960 г. Частью первой устанавливалась ответственность за «посев или выращивание опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества», а частью второй - «за те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой или второй ст. 224, ст. ст. 224-1, 224-2, и 226-1 настоящего Кодекса».

    Названным Указом от 15 июля 1974 г. УК РСФСР 1960 г. были дополнены ст. ст. 224-1, 224-2 и 226-1. Статьей 224-1, состоявшей их трех частей, была установлена ответственность за хищение наркотических веществ. Часть первая предусматривала ответственность за «хищение наркотических веществ», часть вторая - «то же деяние, совершенное повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, или лицом, которому указанные вещества были вверены в связи с его служебным положением или под охрану, а равно лицом, ранее совершившем одно из преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 224, статьями 224-2, 225 и 226-1 настоящего Кодекса», а часть третья - «хищение наркотических средств, совершенное особо опасным рецидивистом или путем разбойного нападения, а равно хищение наркотических веществ в крупных размерах»[14].

    Состоявшей из двух частей ст. 224-2 УК РСФСР 1960 г. была предусмотрена ответственность за «склонение к потреблению наркотических веществ» (ч. 1) и «то же деяние, совершенное в отношении двух или более лиц либо несовершеннолетнего, или лицом, ранее судимым за склонение к потреблению наркотических веществ, а равно лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 224, статьями 224-1, 225 и 226-1 настоящего Кодекса» (ч. 2). В связи с введением в УК РСФСР 1960 г. этой нормы из ст. 210 УК были исключены слова «либо склонение несовершеннолетнего к употреблению наркотических веществ».

    Статьей 226-1 устанавливалась ответственность за «организацию или содержание притонов для потребления наркотических веществ или предоставление помещений для тех же целей». Данная норма была выделена из ст. 226 УК РСФСР 1960 г. в самостоятельную, что повлекло исключение из последней слов «содержание притонов для потребления наркотиков либо».

    Кроме того, Указом от 15 июля 1974 г. был внесен ряд изменений и дополнений в Общую часть УК РСФСР 1960 г. В частности, на основании ч. 2 ст. 7-1 хищение наркотических веществ с целью сбыта и хищение их при отягчающих обстоятельствах было отнесено к категории тяжких преступлений; в соответствии с ч. 2 ст. 10 уголовная ответственность за хищение наркотических веществ устанавливалась с четырнадцатилетнего возраста; согласно п. 3 ст. 53-1 запрещалось применение условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким к лицу, осужденному за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта или сбыт наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах либо за хищение наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах.

    Приведенные изменения и дополнения УК РСФСР 1960 г. были обусловлены присоединением СССР к Единой конвенции 1961 г. о наркотических средствах[15], которая была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1963 г. «О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах»[16].

    Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР»[17], принятому в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР», УК РСФСР претерпел еще ряд дополнений и изменений в части, относящейся к преступлениям, связанным с наркотическими средствами, а также токсическими веществами. Кодекс был дополнен ст. ст. 210-2, 224-3, 225-1, примечанием к ст. 224 и ч. 3 ст. 226. Статьей 210-2 УК РСФСР 1960 г. была установлена ответственность за «вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, влекущих одурманивание»; ст. 224-3 - за «незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения»; ст. 225-1, включавшей две части, - за «незаконные посев или выращивание масличного мака, а также конопли, кроме видов, указанных в части первой ст. 225 настоящего Кодекса, совершенных повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения» (ч. 1) и за «те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, частями первой и второй статьи 224, ст. ст. 224-1, 224-2, 225 и 226-1 настоящего Кодекса» (ч. 2).

    В части 1 примечания к ст. 224 УК РСФСР 1960 г. было предусмотрено, что «лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, освобождается от уголовной ответственности за приобретение сданных наркотических средств, а также за их хранение, перевозку и пересылку», а в ч. 2 - что «лицо, добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях, освобождается от уголовной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача, а также за незаконное приобретение, хранение, перевозку и пересылку потребленных наркотических средств».

    Часть 1 ст. 225 УК РСФСР 1960 г. была дополнена запретом посева или выращивания, помимо уже запрещенных наркосодержащих культур, еще и южной архонской и южной краснодарской конопли.

    В ст. ст. 224, 224-1, 224-2 и 226-1 УК РСФСР 1960 г. слово «вещества» с атрибутом «наркотические» было заменено словом «средства» с тем же атрибутом.

    Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и кодекс РСФСР об административных правонарушениях»[18] отменялась уголовная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, в связи с чем были внесены соответствующие изменения в ст. 224 и ч. 2 примечания к ст. 224 УК РСФСР 1960 г.

    В УК РФ 1996 г. установлена уголовная ответственность за преступления, связанные не только с наркотическими средствами, но и с психотропными веществами. Борьба с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ как важнейшая межгосударственная и внутренняя криминологическая и правовая проблема в России основывается на соответствующей правовой базе, основу которой составляют Конституция и федеральные законы.

    Российская Федерация пошла по пути разработки на базе Конституции[19], международно-правовых актов, собственных концепций и программ по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. В настоящее время правовую основу по противодействию незаконному обороту наркотических средств в Российской Федерации составляет совокупность нормативно-правовых актов, в которую входит и Уголовный кодекс РФ. Применение норм УК РФ возможно только с учетом иных нормативно-правовых актов, которые устанавливают правила оборота наркотиков. В УК РФ уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков сконцентрирована в ст. 228 – 233 УК РФ.

    В первую очередь речь необходимо сказать о Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах»[20]. Данный Закон закрепляет определение понятий наркомании, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; производства, изготовления, переработки, распределения наркотических средств и психотропных веществ, их незаконного потребления и др. Устанавливает правовой режим определенных групп наркотических средств, подлежащих контролю в РФ в зависимости от места в соответствующем списке Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, принципы государственной политики в области оборота наркотических средств, правовые основы легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Содержит запрет на потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача и определяет содержание противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

    Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»[21] содержит Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I), включающий наименования наркотических средств и наименований психотропных веществ; Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II); Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III); Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список IV).

    Также действует Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации»[22].

    Итак, изучение развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, позволяет выявить достаточно четко проявляющуюся закономерность. По мере принятия новых международно-правовых актов, расширявших и углублявших объем и содержание международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, расширялся круг деяний, признававшихся преступлениями по УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г. Это свидетельствует о зависимости национального законодательства по незаконному обороту наркотиков от международно-правовых норм, принимаемых мировым сообществом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.


    1.2. Международные правовые акты, направленные на пресечение
    незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ


    Правовую основу деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, составляет не только ряд законодательных актов Российской Федерации, но и международные договоры, участником которых является Российская Федерация.

    Большое значение играет Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1998 г.[23]. В Преамбуле к Конвенции говорится, что предназначение Конвенции видится в следующем: «будучи глубоко озабочены масштабами и тенденцией роста незаконного производства, спроса и оборота наркотических средств и психотропных веществ, которые представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества, будучи также глубоко озабочены все большим распространением незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ среди различных групп и особенно тем, что дети во многих районах мира используются в качестве потребителей незаконных наркотических средств и психотропных веществ и эксплуатируются при их незаконном производстве и обороте, что представляет собой огромную опасность, признавая взаимосвязь между незаконным оборотом и другими связанными с ним формами организованной преступности, которые подрывают законную экономику и создают угрозу для стабильности, безопасности и суверенитета государств, признавая также, что незаконный оборот представляет собой международную преступную деятельность, пресечение которой требует неотложного и самого первоочередного внимания, сознавая, что незаконный оборот обеспечивает большие прибыли и финансовые средства, что позволяет транснациональным преступным организациям проникать в правительственные механизмы, законную торговую и финансовую деятельность и общество на всех его уровнях, разлагать и подрывать их, будучи преисполнены решимости лишить лиц, занимающихся незаконным оборотом, доходов, получаемых от преступной деятельности и тем самым устранить главный мотив, побуждающий их к этому, стремясь устранить коренные причины проблемы злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, включая незаконный спрос на такие средства и вещества и огромные прибыли, получаемые от незаконного оборота, считая, что необходимы меры контроля за некоторыми веществами, в том числе прекурсорами, химическими веществами и растворителями, используемыми при незаконным изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, легкодоступность которых привела к росту подпольного производства наркотических средств и психотропных веществ, стремясь улучшить международное сотрудничество с целью пресечения незаконного оборота на море, признавая, что искоренение незаконного оборота является коллективной обязанностью всех государств и что с этой целью необходима координация усилий в рамках международного сотрудничества, признавая компетенцию Организации Объединенных Наций в области контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами и желая, чтобы международные органы, занимающиеся таким контролем, находились в рамках этой Организации, вновь подтверждая руководящие принципы существующих договоров, касающихся наркотических средств и психотропных веществ, и предусматриваемую ими систему контроля, признавая необходимость укрепления и дополнения мер, предусмотренных Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года, этой Конвенцией с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года[24], и Конвенцией о психотропных веществах 1971 года[25], с целью уменьшения размаха и масштабов незаконного оборота и его серьезных последствий, признавая также важное значение укрепления и усиления эффективных правовых средств международного сотрудничества в правовой области для пресечения международной преступной деятельности, каковой является незаконный оборот, желая заключить всеобъемлющую, эффективную и действенную международную конвенцию, специально направленную на борьбу с незаконным оборотом, в которой учитываются различные аспекты проблемы в целом, и в частности те из них, которые не предусмотрены существующими договорами, касающимися наркотических средств и психотропных веществ», принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В частности, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1998 г. (п.5 ст.3) рассматривает в качестве обстоятельств, отягчающих правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, вовлечение или использование несовершеннолетних в совершении такого правонарушения, а также совершение правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотиков, в учебном заведении или в общественном учреждении, или в непосредственной близости от них, или в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий.

     Особое место занимают Соглашения о сотрудничестве государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, заключенные в рамках Содружества.

    Так, Российская Федерация заключила следующие межправительственные и межведомственные Соглашения: с Азербайджаном (имеется соответствующее соглашение между МВД, 19 апреля 1996 г.), Арменией (между МВД, 12 мая 1993 г.), Беларусью (межправительственное Соглашение, между МВД, 30 сентября 1997 г.), Грузией (между МВД, 21 марта 1994 г.), Молдовой (между МВД, 8 июля 1993 г.), Таджикистаном (между МВД, 23 сентября 1993 г.), Туркменией (между МВД, 31 июля 1992 г.), Казахстаном (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 12 октября 1998 г., соглашение между МВД от 9 января 1993 г.), Киргизией (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 10 октября 1997 г., между МВД от 25 апреля 1992 г.), Украиной (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 19 ноября 1998 г., между МВД от 23 февраля 1992 г.), Узбекистаном (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 12 марта 1997 г.)[26].

    Представляется очень важным объединение усилий всех стран Содружества, международного сообщества, выполнение ими принятых обязательств в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Реализация идеи «мир без наркотиков» должна начаться с надежного перекрытия каналов поступления и транзита наркотиков из Афганистана в Таджикистан, Кыргызстан и далее в другие страны СНГ и Европейского Союза. Мировое сообщество должно кардинально изменить свое отношение к Афганистану. Оказывая содействие в решении экономических, социальных проблем, превратить Афганистан в свободную от наркотиков страну, переломить психологию населения, направив их усилия на созидательный труд без наркотиков[27].

    Категорично утверждать о том, что отсутствует взаимодействие между компетентными правоохранительными органами стран Содружества по противодействию распространению наркотиков, было бы неправильным. Совместные операции по изъятию контрабандного наркотика - неотъемлемая часть международного сотрудничества любого государства в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Основные формы сотрудничества, включая проведение совместных научных исследований, заложены во многих нормативных актах, принятых компетентными органами стран Содружества. Полагаем, что для их реализации не имеется каких-либо препятствий.

    Так, в соответствии со ст. 4 Соглашения от 30 ноября 2000 г. «О сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров»[28] Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств осуществляют сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров в следующих формах:

    - создание на паритетных началах рабочих групп специалистов для изучения правоприменительной практики, подготовки и проведения мероприятий, в том числе научно-практических конференций и семинаров, разработки совместных программ борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, международных договоров, разработки предложений по формированию нормативно-правовой базы сотрудничества в этой области;

    - осуществление совместных научных исследований по проблемам незаконного оборота наркотиков и прекурсоров и др.

    В завершении отметим, что на этом организационные меры по совершенствованию развития законодательства не заканчиваются. Регулярно и на постоянной основе идет процесс укрепления международного сотрудничества и налаживания связей, направленных на совершенствование деятельности по международному сотрудничеству в области противодействия наркотиков.

     

    1.3. Административная ответственность за посягательства на здоровье
    населения посредством незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ


    Административная ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками, представляет собой вид административной ответственности, при наличии родовых признаков отличающаяся предметом и объектом административных правонарушений, содержанием и процессуальной формой применения норм, составляющих институт административной ответственности за наркоделикты[29]. Основываясь на законодательной конструкции понятия административного правонарушения, учитывая дефиниции законодательства, регулирующего правовой режим оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также на анализе признаков, характеризующих неправомерные деяния как административные наркоделикты, административные правонарушения, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, следует понимать как общественно-опасные, противоправные, виновные, административно- наказуемые действия (бездействия) физического или юридического лица, посягающие на общественные отношения в области охраны здоровья, общественной нравственности и общественной безопасности, общим предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества либо информация о них[30].

    В соответствии с федеральным Кодексом об административных правонарушениях[31] и законами субъектов федерации об административных правонарушениях, используя комплексный критерий, учитывающий объект посягательства, характер деяния, особенности субъекта наркоделикта, правонарушения, связанные с наркотиками, объединяются в три группы: связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; связанные с немедицинским потреблением наркотических средств или психотропных веществ; связанные с бездействием или противодействием контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности по обеспечению правового режима оборота наркотических средств и психотропных веществ.

    Сущность административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками можно определить с объективных и субъективных позиций. В объективном понимании она представляет собой реакцию государства на административный наркоделикт в виде правоприменительной деятельности управомоченных субъектов по предъявлению обвинения, оценке правонарушения и применению к виновному лицу административного наказания в целях охраны правового режима оборота наркотических средств и психотропных веществ. В субъективном понимании административная ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками, представляет собой правовое состояние (положение) правонарушителя, претерпевающего административно-процессуальное воздействие, лишения, предусмотренные наказанием, одновременно реализующего процессуальные права по обеспечению своих интересов[32].

    КоАП РФ устанавливает административную ответственность за совершение таких правонарушений, как незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.6.8); вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (ст.6.10); пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст.6.13); непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли (ст.10.4); непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст.10.5); потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ч.2 ст.20.20). Так, например, гражданин Р. был привлечен к административной ответственности за потребление наркотических средств в парке культуры и отдыха[33]; появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.22).

    Административная ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками, может быть установлена исключительно федеральным законодательством. Продолжающая иметь место практика установления административной ответственности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ на уровне субъектов федерации, сыгравшая определенную положительную роль в условиях отмены уголовного и несовершенства административного преследования за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, должна быть одобрена, с учетом необходимости внесения в нее корректировки в части исключения противоречий федеральному законодательству. Это необходимо для обеспечения реализации задач региональных целевых программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, а также для создания возможности установления административной ответственности в зависимости от условий конкретного субъекта федерации, не установленной нормами об административной ответственности КоАП РФ[34].

    Таким образом, законодательство, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, должно быть двухуровневым, что отвечает конституционным положениям о совместном предмете ведения федерации и субъектов федерации, конституционному принципу федерализма. Обобщение и анализ проблем законодательного регулирования института административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками, позволил сделать вывод, что основными направлениями его совершенствования должны стать: развитие практики установления административной ответственности за наркоделикты нормами федерального КоАП и законами субъектов федерации; согласование уголовного и административного законодательства об ответственности за наркоправонарушения; полное обеспечение объективно общественно опасных деяний с наркотиками и правовых антинаркотических запретов соответствующими административными санкциями, особенно в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ; повышение превентивного потенциала административной ответственности; опора в законодательстве на юрисдикционную практику специализирующихся на противодействии наркотизму правоохранительных органов.

    Подведем итог первой главы.

    Изучение исторических аспектов развития законодательства РФ об ответственности за незаконный оборот наркотиков позволили выявить следующую тенденцию. По  мере принятия новых международно-правовых актов, расширявших и углублявших объем и содержание международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, расширялся круг деяний, признававшихся преступлениями по УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г. Это свидетельствует о зависимости национального законодательства по незаконному обороту наркотиков от международно-правовых норм, принимаемых мировым сообществом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

    В настоящее время правовую основу по противодействию незаконному обороту наркотических средств в Российской Федерации составляет совокупность нормативно-правовых актов, в которую входит и Уголовный кодекс РФ. Применение норм УК РФ возможно только с учетом иных нормативно-правовых актов (в первую очередь речь необходимо сказать о Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах»),  которые устанавливают правила оборота наркотиков. В УК РФ уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков сконцентрирована в ст. 228 – 233 УК РФ.

    Кроме уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ установлена административная ответственность. Административные правонарушения, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, следует понимать как общественно-опасные, противоправные, виновные, административно- наказуемые действия (бездействия) физического или юридического лица, посягающие на общественные отношения в области охраны здоровья, общественной нравственности и общественной безопасности, общим предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества либо информация о них.



    Заключение


    Изучение исторических аспектов развития законодательства РФ об ответственности за незаконный оборот наркотиков позволили выявить следующую тенденцию. По  мере принятия новых международно-правовых актов, расширявших и углублявших объем и содержание международно-правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, расширялся круг деяний, признававшихся преступлениями по УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г. Это свидетельствует о зависимости национального законодательства по незаконному обороту наркотиков от международно-правовых норм, принимаемых мировым сообществом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

    В настоящее время правовую основу по противодействию незаконному обороту наркотических средств в Российской Федерации составляет совокупность нормативно-правовых актов, в которую входит и Уголовный кодекс РФ. Применение норм УК РФ возможно только с учетом иных нормативно-правовых актов (в первую очередь речь необходимо сказать о Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах»),  которые устанавливают правила оборота наркотиков. В УК РФ уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков сконцентрирована в ст. 228 – 233 УК РФ.

    Кроме уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ установлена административная ответственность. Административные правонарушения, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, следует понимать как общественно-опасные, противоправные, виновные, административно- наказуемые действия (бездействия) физического или юридического лица, посягающие на общественные отношения в области охраны здоровья, общественной нравственности и общественной безопасности, общим предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества либо информация о них.

    Родовым объектом изучаемой категории преступлений является совокупность отношений, определяющих общественную безопасность и общественный порядок. В зависимости от объекта в первую группу входят преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 228, ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 и 2 ст. 228.2, ч. 1 и 2 ст. 231 УК РФ, объектом преступного посягательства которых выступает безопасность здоровья населения от негативного воздействия наркотических средств. Во вторую группу входят преступные деяния, предусмотренные п. «в» ч. 2, п. «в» ч. 3 ст. 228.1, п. «в» ч. 2 ст. 230 УК РФ, которые посягают на процесс нормального развития и воспитания несовершеннолетних граждан.

    При совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием служебного положения, в том числе при незаконной выдаче рецепта на получение наркотических средств, а также лицами, в обязанности которых входит соблюдение правил оборота наркотических средств (п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, ст. 233), дополнительным объектом посягательства выступает также нормальное функционирование органов государственной власти, организаций, учреждений, поскольку преступник подрывает их авторитет.

    Также можно выделить группу преступлений, где дополнительным объектом является здоровье населения, которое ставится под угрозу не только непосредственно от влияния наркотических средств, но и которому наносится вред непосредственно в момент выполнения объективной стороны посягательства либо после совершения преступления.

    Характерной чертой преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств (ст. 228-233 УК РФ) является наличие специфического предмета посягательства - собственно наркотических средств, которые с точки зрения их значения для квалификации преступлений характеризуются физическими (медицинскими) и юридическими признаками. По ст. 223 УК РФ предметом преступлений являются рецепты и иные документы, дающие право на получение наркотических средств.

    Действия, составляющие объективную сторону преступлений, регламентируется норами УК РФ.

    Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее по общему правилу 16-летнего возраста, а по ст. 299 УК РФ – с 14 лет. В некоторых случаях, указанных в УК РФ, к ответственности за незаконный оборот наркотиков привлекается специальный субъект.

     

                              Список использованных источников и литературы


    Нормативные правовые акты


    1. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20.12.1998 г.) // Сборник международных актов. – М., 2007. – С. 312 - 332.

    2. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21.02.1971 г.) // Сборник международных актов. – М., 2007. – С. 253 – 268.

    3. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30.03.1961 г.) // Бюллетень международных договоров. – 2000. - № 8.

    4. Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Женева, 25.03.1972 г.) // Сборник международных актов. – М., 2007. – С. 201-212.

    5. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.) //  Бюллетень международных договоров. – 2002. - № 7.

    6. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.

    7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 09.11.2009 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

    8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 17.07.20097 г.) // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.

    9. Федеральный закон от 18.07.2009 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» // СЗ РФ. – 2009. - № 29. - Ст. 3614.

    10. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2009 г.) // Российская газета. - 16.12.2003. - № 252.

    11. Федеральный закон от 8.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 18.07.2009 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 2. – Ст. 219.

    12. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 26.12.2008 г.) // СЗ РФ. – 1995. - № 33. – Ст. 3349.

    13. Постановление Правительства РФ от 22.06.2009 г. № 507 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом психотропных веществ» // Российская газета. - 01.07.2009. - № 118.

    14. Постановление Правительства РФ от 04.07.2007 г. № 427 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета. - 11.07.2007. - № 147.

    15. Постановление Правительства РФ от 08.07.2006 г. № 421 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета. - 14.07.2006. - № 152.

    16. Постановление Правительства РФ от 7.02.2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 22.06.2009 г.) // СЗ РФ. – 2006. - № 7. - Ст. 787.

    17. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (в ред. от 22.06.2009 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 27. – Ст. 3198.

    18. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1960. - № 40. - Ст. 591. Утратил силу.

    19. Закон РСФСР от 5.12.1991 г. № 1982-I «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 26.12.1991. - № 52. – Ст. 1867. Утратил силу.

    20. Указ Президиума ВС РСФСР от 29.06.1987 г. № 6462-XI «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. -  2.07.1987. - № 27. – Ст. 961. Утратил силу.

    21. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.04.1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 29.04.1974. - №  32. Утратил силу.

    22. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15.07.1967 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 19.07.1967. - № 29. - Ст. 533. Утратил силу.

    23. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.07.1965 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости Верховного совета РСФСР. - 1995. - № 27. - Ст. 670. Утратил силу.

    24. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14.12.1963 г. «О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1963. - № 52. - Ст. 546. Утратил силу.


    Материалы практики


    25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 15.06.2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2006. - № 8.

    26. Обзор практики Верховного суда РФ о незаконном обороте наркотических средств за 2008 г. // Официально опубликован не был. СПС Гарант.

    27. Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29.05.2007 г. № 32-О07-13 //  Официально опубликован не был. СПС Гарант.

    28. Определение Верховного суда РФ от 27.06.2006 г. № 56-о06-3 // Официально опубликован не был. СПС Гарант.

    29. Архив Архангельского областного суда. Дело №44у-139 6.12.2006 г.  // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Мартынович А.Ю. Проблемы уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 2. – С. 44.

    [2] Героиновое нашествие // Российская газета. - 4.03.1999. - № 121.

    [3] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 17.07.20097 г.) // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.

    [4] Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1960. - № 40. - Ст. 591.

    [5] Захарова Л.С., Сташевская А.А. Зарубежный опыт. - М., 1995. - С. 4 - 5.

    [6] Кушхов А.А. Историко-правовой анализ распространения незаконного оборота наркотических  средств в целом по России и в Северо-кавказском регионе в частности //  Российский следователь. -  2006. - № 2. – С. 17.

    [7] Середа Г.В. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: уголовно правовой и криминологический аспекты (по материалам Восточной Сибири): Автореф. диссер. к.ю.н. - Иркутск, 2000. – С. 13.

    [8] Хачатурян К.О. Уголовная ответственность за деяния в сфере незаконного оборота наркотиков: международно-правовые аспекты:  Автореф. диссер. к.ю.н. - М., 2002. – С. 8.

    [9] Уголовное законодательство СССР и союзных республик. М.: Госюриздат, 1957. - С. 160.

    [10] Вьюнов А.В. История развития законодательства о борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Российском уголовном законодательстве // Проблемы противодействия незаконному обороту
    наркотиков. - Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2005. - С. 23.

    [11] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.07.1965 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости Верховного совета РСФСР. - 1995. - № 27. - Ст. 670. Утратил силу.

    [12] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15.07.1967 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 19.07.1967. - № 29. - Ст. 533. Утратил силу.

    [13] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.04.1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 29.04.1974. - №  32.

    [14] Радичева Т.П. Ответственность за незаконный оборот наркотиков в истории уголовного права // Российский следователь. – 2005. - № 7. – С. 43.

    [15] Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30.03.1961 г.) // Бюллетень международных договоров. – 2000. - № 8.

    [16] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14.12.1963 г. «О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1963. - № 52. - Ст. 546.

    [17] Указ Президиума ВС РСФСР от 29.06.1987 г. № 6462-XI «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. -  2.07.1987. - № 27. – Ст. 961. Утратил силу.

    [18] Закон РСФСР от 5.12.1991 г. № 1982-I «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 26.12.1991. - № 52. – Ст. 1867. Утратил силу.

    [19] Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.

    [20] Федеральный закон от 8.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 18.07.2009 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 2. – Ст. 219.

    [21] Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (в ред. от 22.06.2009 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 27. – Ст. 3198.

    [22] Постановление Правительства РФ от 7.02.2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 22.06.2009 г.) // СЗ РФ. – 2006. - № 7. - Ст. 787.

    [23] Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20.12.1998 г.) // Сборник международных актов. – М., 2007. – С. 312 - 332.

    [24] Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Женева, 25.03.1972 г.) // Сборник международных актов. – М., 2007. – С. 201-212.

    [25] Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21.02.1971 г.) // Сборник международных актов. – М., 2007. – С. 253 – 268.

    [26] Кретова Е.Е. Структура законодательства Российской Федерации, направленного на развитие  международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков //   Российский следователь. – 2005. - № 10. – С. 34.

    [27] Аманбаев А.М. Международное сотрудничество в области противодействия незаконному обороту наркотиков: современное состояние и перспективы // Российский следователь. – 2006. - № 8. – С. 55.

    [28] Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.) //  Бюллетень международных договоров. – 2002. - № 7.

    [29] Слободчук С.В. Административная ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками: Автореф. диссер. к.ю.н. - Воронеж, 2005. –  С. 12.

    [30] Слободчук С.В. Административная реформа и новый Кодекс РФ об административных правонарушениях // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы реформирования правовой системы Российской Федерации». - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - Часть 1 - С. 301.

    [31] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 09.11.2009 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

    [32] Ванеев А.И. Административная ответственность за незаконные приобретение, хранение, потребление наркотических средств или психотропных веществ: Автореф. диссер. к.ю.н. – Волгоград, 2005. – С. 32.

    [33] Обзор практики Верховного суда РФ о незаконном обороте наркотических средств за 2008 г. // Официально опубликован не был. СПС Гарант.

    [34] Слободчук СВ. Особенности регионального законодательства об административных правонарушениях, связанных с наркотиками // Сборник материалов круглого стола «Актуальные проблемы административного права». - Курск: КФ ОрЮИ МВД РФ, 2004. - С. 75.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовое регулирование противодействию незаконному обороту наркотиков ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.