Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: правоохранительные органы

  • Вид работы:
    Реферат по теме: правоохранительные органы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:45:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    1. Понятие и система судов общей юрисдикции в Российской Федерации. 5

    2. Верховный Суд Российской Федерации. 9

    3. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. 11

    4. Районный суд. 14

    5. Военные суды.. 16

    6. Место судов общей юрисдикции в судебной системе России. 18

    Заключение. 21

    Задача 1. 22

    Задача 2. 23

    Список используемых источников и литературы.. 25


    Введение

    В контрольной работе рассматривается тема: «Система судов общей юрисдикции».

    В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

    Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов. Новым и перспективным для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации, на наш взгляд, является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел.

    Таким образом, тема системы судов общей юрисдикции в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

    Целью работы является комплексная характеристика системы судов общей юрисдикции.

    Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:

    1. Дать понятие и раскрыть систему судов общей юрисдикции.

    2. Охарактеризовать Верховный Суд Российской Федерации.

    3. Проанализировать верховные суды республики, краевые (областные) суды, суды города федерального значения, суды автономной области, суды автономного округа.

    4. Изучить районный суд как звено системы судов общей юрисдикции.

    5. Исследовать военные суды как звено системы судов общей юрисдикции.

    6. Рассмотреть место судов общей юрисдикции в судебной системе России.

    Поставленная цель и задачи сформировали структуру контрольной работы, которая состоит из введения, шести параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.

    1. Понятие и система судов общей юрисдикции в Российской Федерации

    Термин “суды общей юрисдикции” в современном российском законодательстве впервые появился после принятия 12 декабря 1993 года Конституции РФ[1]. В ст. 126 Конституции РФ при определении полномочий Верховного Суда РФ говорится о делах, “подсудных судам общей юрисдикции”.

    Совокупность всех судов страны составляет судебную систему государства. Вместе с тем, смысл понятия “система” предполагает не простую совокупность отдельных частей, но организационное объединение их в единое целое. Специфика же судов, как государственных органов, состоит в том, что в силу независимости, самостоятельности и обособленности судебной власти, говорить о каком-либо объединении судов можно только с определенными оговорками.

    Круг вопросов, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, а также компетенция конкретных судов определяется в соответствии с законом. В пределах своей компетенции “суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей либо воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону” (ч. 1 ст. 5 ФКЗ “О судебной системе”[2]). Поэтому особую значимость приобретает вопрос о согласовании (разграничении) компетенции различных судов. Именно через установленное законом соотношение компетенции различных судов проявляется та взаимосвязь судебных органов в государстве, которая позволяет говорить об организационном объединении их в единое целое — судебную систему страны.

    Говоря о компетенции судебных органов, зачастую используют специальный термин — юрисдикция суда. Традиционно юрисдикцией называют право решать правовые вопросы (споры), однако более точным будет определение судебной юрисдикции как совокупности полномочий конкретного суда (или соответствующих видов судов) по осуществлению судебной власти.

    Следует остановиться еще на двух терминах, производных от понятия компетенции — ”подведомственность” и “подсудность”. Первое понятие разрабатывалось преимущественно в рамках науки гражданского процесса и выражает разграничение компетенции судов и иных органов по разрешению споров о праве и иных правовых вопросов, т.е. определяет “внешние границы” судебной юрисдикции. Подсудность же означает разграничение компетенции по рассмотрению правовых вопросов между различными судами, “внутри” судебной системы — т.е. в конечном счете позволяет определить конкретный суд, правомочный рассмотреть конкретное дело.

    Хотя в законодательстве термин “подведомственность” иногда используется для разграничения компетенции между различными видами судов (ст. 22 АПК РФ[3]), представляется, что предложенное понимание понятий подведомственности и подсудности в большей степени соответствует как букве (ст. 126), так и духу российской Конституции.

    Таким образом, общую юрисдикцию судов образует круг вопросов, которые полномочны решать созданные в государстве суды (подведомственный судам). Основу ее, безусловно, составляет рассмотрение судами гражданских, уголовных и административных дел. Однако в силу большого разнообразия правоотношений и социальных конфликтов в современном обществе, исчерпывающим образом определить содержание “общей юрисдикции” не представляется возможным.

    Схематично систему судов общей юрисдикции Российской Федерации можно представить следующим образом (см. рис. 1).

    Структура системы судов общей юрисдикции России определяется двумя факторами:

    наличием наряду с федеральными судами общей юрисдикции также судов общей юрисдикции субъектов Федерации;

    выделением в системе судов общей юрисдикции специализированных судов.

    Рис. 1. Система судов общей юрисдикции Российской Федерации[4]

    В настоящее время в системе судов общей юрисдикции только мировые судьи относятся к судам субъектов федерации, все остальные суды являются федеральными.

    Суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, подразделяются на две подсистемы: суды общие (гражданские) и военные суды.

    Военные суды подразделяются на три звена. Общие суды пока также действуют на трех уровнях, хотя в ряде субъектов Федерации уже создано четвертое звено общих судов – сформирован корпус мировых судей.

    Юрисдикция военных судов определена ст. 7 ФКЗ “О военных судах”[5] достаточно четко. Это преимущественно уголовные суды, которые рассматривают дела о преступлениях или административных правонарушениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие. В силу такой специализации военных судов, до последнего времени в них не создавалось структурных подразделений (судебных коллегий, президиума). Ст. 13 ФКЗ “О военных судах” предусмотрела создание в окружном (флотском) военном суде президиума и возможность образования судебных коллегий.

    Территориальная юрисдикция общегражданских федеральных судов общей юрисдикции определяется в соответствии с федеративным и административно-территориальным устройством страны. Участки мировых судей создаются по иному принципу — исходя из определенной законом численности населения на одном участке (ст. 4 ФЗ “О мировых судьях”[6]). При этом, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 21 ФКЗ “О судебной системе” районный суд является “непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района”, судебные участки мировых судей, по-видимому, должны будут определяться таким образом, чтобы не выходить за пределы территориальной юрисдикции одного районного суда. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил (ч. 2 ст. 1 ФКЗ “О военных судах”).


    2. Верховный Суд Российской Федерации


    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, администра­тивным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Кроме этого, Верховный Суд Российской Федерации является выше­стоящей судебной инстанцией по отношению к верховным су­дам республик, краевым (областным) судам, судам городов фе­дерального значения, судам автономной области и автоном­ных округов, военным судам военных округов (флотов).

    Верховный Суд Российской Федерации создается в соот­ветствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ.

    Верховный Суд РФ действует в составе:

    1) Пленума Верховного Суда РФ;

    2) Президиума Верховного Суда РФ;

    3) Кассационной коллегии;

    4) Судебной коллегии по гражданским делам;

    5) Судебной коллегии по уголовным делам;

    6) Военной коллегии.

    Кроме этого, при Верховном Суде РФ существует Су­дебный департамент и научно-консультативный совет.

    Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ, членов Верховного Суда. Все судьи Верховного Суда РФ на­значаются на должность Советом Федерации по представле­нию Президента РФ.

    Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции:

    — рассматривает дела в качестве суда второй инстан­ции;

    — рассматривает дела в порядке надзора и по вновь от­крывшимся обстоятельствам;

    — в случаях, предусмотренных федеральным законом, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции;

    — дает разъяснения по вопросам судебной практики;

    — осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Выступая в качестве суда второй (кассационной) инстан­ции, Верховный Суд РФ осуществляет проверку законности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, вынесенных верховным судом республик, краев (об­ластей), судом городов федерального значения, судом авто­номных областей, судом автономных округов или окружным (флотским) военным судом. Поводом для рассмотрения уго­ловного дела Верховным Судом РФ в качестве суда кассаци­онной инстанции является кассационная жалоба либо касса­ционное представление прокурора.

    По гражданским делам Верховный Суд РФ, выступая в качестве суда второй, кассационной, инстанции, проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстан­ции, которые не вступили в законную силу. Судом первой инстанции, рассматривающим гражданские дела по суще­ству, должен выступать верховный суд республик, краев (об­ластей), суд городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа или окружной (флотский) военный суд. Поводом для рассмотрения дела в кассационной инстанции является также подача кассационной жалобы либо представление прокурора.

    Верховный Суд РФ может выступать и в качестве суда надзорной инстанции. При этом проверяются вступившие в законную силу судебные решений по гражданским делам, а также приговоры, определения и постановления суда по уго­ловным делам. Кроме этого, Верховный Суд РФ может рас­смотреть заключение прокурора о возобновлении производ­ства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывших­ся обстоятельств.

    Выступая в качестве суда первой инстанции, Верховный Суд РФ рассматривает уголовное дело по существу в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а также в отношении судьи федерального суда по их ходатайству.

    Важное значение имеют проводимые Верховным Судом вопросы изучения и обобщения судебной практики, анализ судебной статистики и дача на этой основе разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.


    3. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

    В соответствии со ст. 20 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечисленные в части 1 ст. 20 суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации[7].

    Впредь до принятия федерального конституционного закона, которым будут установлены полномочия, порядок образования и деятельности вышеперечисленных судов, правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в Российской Федерации последние руководствуются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и своими конституциями.

    Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

    Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом РФ.

    В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Так в качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях. К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

    В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

    Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

    В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом.

    Рассматривая компетенцию судов среднего звена, необходимо отметить, что Верховный суд республики в соответствии с конституциями ряда республик является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.


    4. Районный суд

    В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

    Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы[8]. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

    При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе»).

    Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

    Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

    Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Наделение районного суда контрольными функциями по отношению к мировым судьям повышает оперативность судопроизводства, упрощает порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.

    Кроме того, районные суды разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 - 334 ГПК РФ).


    5. Военные суды

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Итак, военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, относятся к федеральным судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в войсках и других формированиях, где установлена военная служба.

    Необходимость военных судов, особенности их организации и деятельности обусловлены спецификой Вооруженных Сил как военной организации, предназначенной для вооруженной защиты Отечества, целостности и неприкосновенности территории Российского государства, действующей на началах воинской дисциплины и уставного порядка, принципах единоначалия и строгого воинского подчинения. Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов. В настоящее время действуют военные суды гарнизонов и приравненные к ним военные суды, военные суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

    Военные суды Российской Федерации, являясь органами судебной власти в Вооруженных Силах, осуществляя в них правосудие, призваны в соответствии со своей компетенцией защищать права и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные Конституцией РФ и другими российскими законами, а также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы.

    Итак, военным судам Российской Федерации подсудны:

    1) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;

    2) дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов Федеральной службы безопасности;

    3) дела о преступлениях против установленного порядка службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно - трудовых учреждений;

    4) все дела о шпионаже (в том числе совершенном гражданскими лицами);

    5) дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве (в частности, военными строителями военно - строительных отрядов).

    В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела.

    Военные суды при производстве уголовных дел рассматривают гражданские иски воинских частей, а также организаций и граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.

    Кроме того, при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из этих преступлений подсудно военному суду, а о других - общему суду, дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.


    6. Место судов общей юрисдикции в судебной системе России

    Конституция РФ (как и большинство современных конституций) не определяет полный перечень функционирующих в стране судов. Непосредственно в Конституции РФ названы только три федеральных суда (ст. 125-127): Конституционный Суд РФ, как орган конституционного контроля; Верховный Суд РФ — как высший судебный орган по делам, подсудным судам общей юрисдикции, и Высший Арбитражный Суд РФ, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

    Ст. 118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система Российской Федерации должна быть установлена федеральным конституционным законом. В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ “О судебной системе”(ст. 4) в Российской Федерации действуют следующие суды:

    - Конституционный Суд РФ;

    - система судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ.

    - система федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ;

    - конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.

    Таким образом, несмотря на декларируемое в ст. 3 ФКЗ “О судебной системе РФ” единство судебной системы Российской Федерации, фактически она складывается из четырех практически независимых судебных образований, одним из которых являются суды общей юрисдикции. Дела, отнесенные к компетенции соответствующих судов, получают окончательное разрешение в рамках именно этой подсистемы и в целом возможность влияния судебных подсистем друг на друга минимальна. Тем не менее, оценить то место, которое суды общей юрисдикции занимают в судебной системе России, вполне возможно.

    Конституция РФ (ст. 2) установила, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Поэтому основным критерием для определения места, которое суды общей юрисдикции занимают в судебной системе России, должна служить оценка их роли в деле признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека.

    Одним из наиболее существенных результатов судебной реформы явилось приобретение судами полномочий по осуществлению контроля за действиями и решениями исполнительной и законодательной властей. Судебный контроль играет важнейшую роль в правовом механизме обеспечения прав и свобод человека, превращая суд в центральный элемент системы гарантий этих прав. То, что именно суд является универсальным средством защиты прав и законных интересов граждан в значительной мере обусловлено как раз его обособленностью и независимостью от других властей и возможностью не только самостоятельно принимать решения, затрагивающие интересы граждан, но и контролировать соответствующие действия законодательной и исполнительной власти.

    Статья 46 Конституции РФ установила право каждого на судебную защиту, указав при этом, что “Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд”. Судья Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев в особом мнении по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ обращает особое внимание на формулировку этой статьи Конституции РФ, в которой не содержится оговорка об осуществлении права на судебную защиту “в порядке, установленном законом”. Таким образом, можно констатировать, что непосредственно на основании Конституции РФ судебный контроль распространяется на любые действия и решения, затрагивающие права и свободы человека. Более того, как Верховный Суд РФ, так и Конституционный Суд РФ, путем толкования ряда конституционных норм (ст. ст. 8, 30, 34 и 46 Конституции РФ), пришли к выводу, что в соответствии с принципом равной правовой защиты организации также имеют право на защиту своих прав в судебном порядке без каких-либо ограничений.

    Не будет преувеличением сказать, что именно суды общей юрисдикции играют ведущую роль в обеспечении права на судебную защиту. В 1998 году суды общей юрисдикции рассмотрели более миллиона уголовных дел, почти пять миллионов гражданских дел и около трех миллионов административных дел. По сравнению с количеством дел, рассмотренных в других подсистемах судов, нагрузка на суды общей юрисдикции кажется просто огромной[9]. Так, арбитражные суды рассматривают в среднем немногим более трехсот тысяч дел в год. В Конституционный Суд РФ ежегодно поступает около десяти тысяч обращений, причем подавляющее большинство из них Конституционным Судом РФ не рассматривается. В течение 1995-1998 гг. Конституционным Судом РФ принято более пятисот определений об отказе в принятии обращений к рассмотрению и только двести двадцать два обращения были рассмотрены и получили разрешение.

    Конечно, решения судов общей юрисдикции по конкретным делам в большинстве случаев не имеют того значения и общественного резонанса, как, например, решения Конституционного Суда РФ. Но каждодневная практика судов общей юрисдикции, в т.ч. отмена незаконных решений исполнительной власти, контроль за законностью в деятельности органов предварительного расследования, играет важнейшую роль в становлении России, как демократического правового государства, в формировании соответствующего правосознания граждан.

    Только суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным делам и судебный контроль в уголовном судопроизводстве — т.е. в тех сферах, где права и свободы граждан могут быть ограничены наиболее существенным образом.



    Заключение

    В контрольной работе рассматривалась тема: «Система судов общей юрисдикции».

    На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

    С точки зрения обеспечения судебной защиты прав физических и юридических лиц, суды общей юрисдикции можно назвать центральным элементом судебной системы России. Безусловное признание современным российским правом приоритета судебного решения по любым вопросам, затрагивающим права и свободы человека, позволяет говорить о том, что эта роль судов общей юрисдикции будет сохраняться и в дальнейшем, независимо от создания новых судов специальной юрисдикции или возможной ликвидации существующих.

    Поэтому надлежащая организация работы подсистемы судов общей юрисдикции приобретает особое значение. Все проблемы, с которыми сталкиваются суды общей юрисдикции, наиболее болезненно сказываются на общем уровне обеспечения прав и свобод человека в России. Завершение судебной реформы, в первую очередь применительно к организации и деятельности судов общей юрисдикции, развитие демократических принципов, лежащих в основе Концепции судебной реформы — должны стать одной из главных задач государственного строительства России в новом веке. Необходимо, чтобы научная разработка современных проблем правовой реформы стала тем базисом, на котором основываются преобразования. По крайней мере, именно эти цели ставились в ходе настоящего исследования системы судов общей юрисдикции.


    Задача 1


    Обосновав свой ответ ссылками на статьи закона, укажите в приведенном перечне вопросы, решение которых относится к компетенции суда субъекта Российской Федерации.

    -   рассмотрение дел в кассационном порядке;

    -   рассмотрение дел по первой инстанции;

    -   толкование законов;

    -   рассмотрение дел в апелляционном порядке;

    -   анализ судебной практики;

    -   право законодательной инициативы;

    -   рассмотрение дел в порядке надзора;

    -   подбор кандидатур на должности районных судей;

    -   надзор за судебной деятельностью районных судов;

    -   рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора в порядке ст.125 УПК РФ


    Решение


    Согласно ст.20 ФКЗ «О судебной системе» верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Перечисленные в части 1 ст.20 ФКЗ «О судебной системе» суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Полномочия, порядок образования и деятельности судов, перечисленных в части 1 ст.20 ФКЗ «О судебной системе», устанавливаются федеральным конституционным законом.

    Таким образом, к компетенции суда субъекта РФ относятся следующие вопросы:

    -   рассмотрение дел в кассационном порядке;

    -   рассмотрение дел по первой инстанции;

    -   рассмотрение дел в порядке надзора;

    -   надзор за судебной деятельностью районных судов;


    Задача 2

    В районный суд поступили три уголовных дела: 1) по обвинению Мартынова в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.130 УК РФ; 2) по обвинению Устинова и Иванова в совершении преступления, предусмотренного пп."а","б" ч.2 ст.158 УК РФ; 3) по обвинению Кротова в совершении преступления, предусмотренного п."а" ч.2 ст.105 УК РФ.

    Определите подсудность уголовных дел и состав суда.


    Решение

    Согласно ч.1, 2, 3 ст.31 УПК РФ[10] уголовное дело по обвинению Мартынова в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.130 УК РФ подсудно мировому судье, т.к. максимальное наказание в данном случае не превышает 3 лет лишения свободы. Уголовное дело по обвинению Устинова и Иванова в совершении преступления, предусмотренного пп. «а, б» ч.2 ст.158 УК РФ подсудно районному суду. Уголовное дело по обвинению Кротова в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.105 УК РФ подсудно суду субъекта Российской Федерации.

    В соответствии со ст.30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

    Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

    1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-4 ст.30 УПК РФ;

    2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 УПК РФ;

    3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 УПК РФ;

    4) мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК РФ.

    Таким образом, во всех рассматриваемых ситуация уголовные дела рассматриваются судьями единолично.


    Список используемых источников и литературы

    Нормативные акты:

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. №б/н // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

    2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета. – 1997. – 6 января.

    3. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" // Российская газета. – 1999. – 29 июня.

    4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 27 июля.

    5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 22 декабря

    6. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // Российская газета. – 1998. – 22 декабря.


    Литература:

    7. Аргунов В.Н., Бобров В.К., Божьев В.П. Правоохранительные органы: учебник для высших учебных заведений  и юридических факультетов .- М.: из-во «Спарк», 2004.

    8. Боровский М.В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Черные дыры в российском законодательстве. – 2001. - №1.

    9. Гуценко К.Ф, Ковалев М.А. Правоохранительные органы.- М., Зерцало, 2002

    10. Ефимичев С.П. Судебная реформа в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 1998.

    11. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"  /под ред. В.И.Радченко - М.: Издательство Норма, 2003 г.

    12. Темушкин О.П. Реформа, повернутая вспять // Дело и право. 1996. № 4.




    [1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. №б/н // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

    [2] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета. – 1997. – 6 января.

    [3] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 27 июля.

    [4] Боровский М.В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Черные дыры в российском законодательстве. – 2001. - №1.

    [5] Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" // Российская газета. – 1999. – 29 июня.

    [6] Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // Российская газета. – 1998. – 22 декабря.

    [7] Ефимичев С.П. Судебная реформа в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 1998.

    [8] Темушкин О.П. Реформа, повернутая вспять // Дело и право. 1996. № 4. С. 12 - 26

    [9] Боровский М.В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Черные дыры в российском законодательстве. – 2001. - №1.

    [10] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 22 декабря

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - правоохранительные органы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.