Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Профессиональная этика

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Профессиональная этика
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:46:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                      ПЛАН

    Введение

    1. Понятие этики

    2. Категории этики

    3. Сущность профессиональной этики

               4. Профессиональная этика руководителя

    Выводы

    Литература























                                                          Введение


    Под этикой в широком смысле понимается система универ­сальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Со­ответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нор­мах и правилах поведения, этические нормы служебных отноше­ний имеют некоторые отличительные особенности.

    Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание.

    Возникшая как философская категория (большинство исследователей связывают зарождение этики как науки с появлением книги Аристотеля «Никомахова этика»), в наши дни этика распространила свое «влияние» практически на все стороны жизни и многие области знаний.

    В отечественной науке проблемами этики занимались С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В И. Бакштановский, Г.Г. Гумницкий, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, В.Т Ефимо­в, В.П. Кобляков, Н.Н. Крутов, Ю.В. Согомонов, Э.Ю. Соловь­ев, А.И. Титаренко, К.А. Шварцман, А.Ф. Шишкин и другие исследователи.

    Существующее множество этических концепций и нормативных  разработок возникло, по всей видимости, для того, чтобы их влияние на мораль осуществлялось в процессе состязательности и не было бы беспрепятственным, абсолютным ни для одной из них[1].

    Помимо марксист­ской теории морали, в рамках которой преимущественно развивалась в прошлом веке отечественная этическая мысль, насчитывают еще несколько десятков этических теорий и направлений.[2]

    Целью работы является рассмотрение профессиональной этики в целом и характеристика этики руководителя, в частности.

                                               1. Понятие этики


    В науке этика рассматривается как специальное знание о морали. Оно употребляется для:

    - обозначения рефлективной и рационализированной стороны самой морали – осознания и устроения морали, моральных норм, существующих внутри самой морали обоснований норм, оценок, санкций, решений, мотивов и т.д.,

    - обоснований и представлений, адаптированных к морали, но референтных более широкому культурному содержанию.

    - отношения к тем или иным частным поведенческим или мыслительным конфигурациям, для удостоверения соответствия чьего-то поведения или какого-то характера высоким моральным требованиям.

    Выступая в качестве духовной составляющей всякой профессиональной деятельности, этика, как элемент нравственной культуры, оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества. На этот вопрос обращали внимание Аристотель, Конт, Дюркгейм, Маркс, Энгельс и др.  В большинстве работ данных авторов по-разному характеризуется, во-первых, сущно­сть морали, ее природа, структура, функционирование; во-вторых, разработанные нормативы - идеалы, принципы, нормы, а также соотношение этики и морали. И это понятно, так как, на наш взгляд, моральные (этические) отно­шения представляют собой совокупность связей, в которую входят инди­видуальное и общественное сознание, индивидуальное поведение и общественная практика, а также сознание и по­ведение как таковые.

    Обобщение материалов разных исследований в свое время сделал Л.М. Архангельский. Говоря о предмете этики как науки, он писал: «индивиды как субъекты нравственных отношений обладают во­лей, способностью принимать и осуществлять на практике реше­ния, т.е. необходимыми психологическими свойствами, обеспечива­ющими их нравственную дееспособность. Взаимоотношение общ­ности и индивидов в нравственном аспекте конкретизируется как прямая и обратная связь признанных (объективно утвердившихся) моральных норм и поведения отдельных людей. Человеческое пове­дение опирается на интериоризацию (субъективацию) моральных норм и их объективацию (реализацию) в практических действиях и отношениях. Такое повседневное функционирование морали, развертываю­щееся в рамках взаимодействия общего и индивидуального мораль­ного сознания, общественной и индивидуальной деятельности, по­зволяет отнести этот процесс к области социальной регуляции пове­дения. Моральная регуляция и психические механизмы регулятивной деятельности человека представляют собой различные взаимосвязан­ные аспекты более общего процесса - социальной регуляции»[3].

    По нашему мнению, этика является объективно-субъективным отражением сложившегося механизма получения зна­ния о морали.

     

                                                2. Категории этики


    Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

    Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

    При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло; благо; справедливость; долг; совесть; ответственность; достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

    1. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

    Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому"[4].

    Действительно, зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

    С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок. Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними. Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

    При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан Э.М. Ремарком своеобразный нравственный кодекс положительных героев. “Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство”[5].

    2. Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[6].

    Если опять обратиться к Аристотелю, то он впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

    Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

    Справедливость должна главенствовать в профессиональной деятельности государственного служащего, он должен быть "представителем справедливости".

    Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

    По нашему мнению, справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. В его деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода. Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств.

    3. Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг государственного служащего и т.п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

    4. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой[7].

    Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

    5. Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

    6. Достоинство и честь.

    Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

    Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

    Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

    Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь муниципального служащего, работника сферы занятости и др.).

    Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.


                                3. Сущность профессиональной этики


    Появлению профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, а также и в форме теоретических выводов.

    В литературе исследуется профессиональная культура специалистов различного профиля: учителя, инженера, государственного служащего, парикмахера, социального педагога и др. (Н.Г. Багдасарьян, В.К. Белолипецкий, Е.С. Головина, В.Г. Игнатов, И.Ф. Исаев, А.Л. Короткова, В.А. Сластенин, В.Н. Шиянов, Е.А. Эйхельберг и др.). Исследования раскрывают общие содержательные характеристики профессиональной культуры специалистов различных профессиональных сфер; личностные особенности специалистов, наиболее значимые для определенной профессиональной деятельности; специфику профессии.

    Однако, несмотря на высокую значимость профессиональной этики для специалистов в сфере экономики и, в частности - самореализации финансистов, она пока не стала предметом пристального внимания. Известные работы носят, главным образом, фрагментарный характер. Недостаток научных знаний о ее сущности, структуре, содержании и специфике функционирования объясняется тем, что само рассматриваемое понятие сложилось первоначально не в науке, а в социальной практике. В научном обороте оно используется также сравнительно недавно, а анализ литературы показывает, что понятие «профессиональная этика» трактуется различным образом.

    Например, А.А. Гусейнов указывает, что профессиональная этика «конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается, главным образом, нормами, правилами поведения»[8]. По А.А.Гусейнову, профессиональная этика - это именно специальная деятельность по поводу норм профессиональной морали, не исключено, что в том числе и исследовательская.

    Как указывает Л.А. Громова[9], профессиональная этика занимает промежуточное положение между теоретической или всеобщей этикой и практическими технологиями поведения. Теоретическая этика ригористична, ее требования сформулированы в нравственных законах общества: в золотом правиле морали «не делай другому того, чего не желаешь себе», в категорическом императиве «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом », в декалоге, заповеди которого обязывают «не убий, не укради, не лги». Профессиональная этика находится между двумя этими противоречивыми стратегиями поведения: максимизации или минимизации ресурсов. Специфическое предназначение профессиональной этики состоит в том, чтобы снять конфликт данного противоречия. Достигается это благодаря способности профессиональной этики служить инструментом предвосхищения, анализа и нейтрализации побочных воздействий и последствий принимаемых решений, которые не всегда, или точнее - почти никогда не совпадают с максимами всеобщей этики. Л.А. Громова определяет профессиональную этику,  как корпоративную систему этических регуляторов, направленных на обеспечение гармонии ценностей референтной группы с ценностями общества.

    В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов утверждают, что термин «профессиональная этика» - в известной мере условный, поскольку означает не что иное, как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем, понятие «профессиональная этика» подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценностей и норм профессии[10].

    И.Н.  Санникова[11] профессиональной этикой называет, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов с точки зрения социального и культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.

    В.Т. Ганжин и Ю.В. Согомонов выделяют два смысла понятия «профессиональная этика»: кодексы поведения и способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса[12].

    Вместе с тем, как представляется, профессиональная этика не лишена и достоинств экономической эффективности, что делает ее привлекательной для практиков. Через обязательность этических кодексов, контроль за соблюдением которых в профессиональной среде гораздо выше, чем в обществе в целом, профессиональная этика минимизирует затраты на экономическое и правовое регулирование общественных отношений путем установления доверия между агентами рынка на основе профессионального договора.

    Ю.В. Рождественский определяет профессиональную мораль следующим образом: «Профессиональная мораль - кодексы поведения, которые обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности тем или иным общественным сословием. Профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих. Требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое отношение к представителям подобных профессиональных сословий»[13].

    Нам более всего импонирует точка зрения В.А. Сластенина, который утверждает, что профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов[14].

    Таким образом, обобщая приведенные суждения, профессиональную этику (мораль) в общем виде можно рассматривать как:

    - собственно систему моральных норм профессиональной деятельности, или кодекс;

    - относительную специальную рефлексию в отношении принципиальных и нормативных оснований профессиональной деятельности;

    - определенное нормотворчество и нормативную практику в сфере профессий.

     

    4. Профессиональная этика руководителя


    На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:

    - демократизм общения руководителя с подчиненными,  коллегами по работе;

    - его доступность, внимательность;

    - умение создать товарищескую атмосферу доверия;

    - вежливость и корректность в обращении;

    - точность и ответственное отношение к данному слову.

    Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему, влияет на СПК в коллективе. Примерно 3/4 времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а также с выше и ниже стоящими руководителями.

    Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими людьми, отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество личности обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным "планом" общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный "план" общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного, контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное.

    Противоположным качеством общительности является замкнутость, или необщительность. По результатам проведенных исследований психологи установили, что неправомерным является требование к личности руководителя, сформулированные в общем виде. Например, "руководитель должен быть высокообщительным человеком". Исследования показали, что только конкретные уровни проявления общительности сопровождаются высокими результатами эффективности руководства. Такой эффективности могут добиваться как высокообщительные, так и низкообщительные руководители - в зависимости от индивидуальных способностей подчиненных.[15]

    Там, где уровень организованности, сработанности коллектива достаточно высок, низкая общительность его руководителя является не только допустимой, но и даже желательной. Недостаточно высокий уровень развития организованности и сработанности коллектива потребует от руководителя проявление высокой общительности, постоянных организаторских усилий. Поэтому низкая общительность сама по себе не может рассматриваться как отрицательный фактор в деятельности руководителя, тем более что сверхобщительность руководителя мешает работе коллектива, отвлекая большим числом контактов.

     

                                                                   Выводы:


    1. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

    В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на «моральный запас», созданный предшествующими поколениями.

    2. Профессиональная этика, являясь обобщенным показателем его личностно-профессиональной компетентности, определяет наиболее приоритетные способы осуществления профессиональной деятельности, отражает гуманистическую направленность и проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура рефлексии) и внешнем (культура общения, культура проявления эмоций, культура поведения, культура профессиональной деятельности, культура внешнего вида) планах, определяя отношение специалиста к профессиональной деятельности на основе осознания ее значимости как государственной, общественной, личностной ценности.

    Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.

    Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои устои, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

    3. Профессиональная этика изучает:

    - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

    - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

    - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

    - особенности профессионального воспитания.

    Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

    В работе также рассматривалась этика руководителя.

    На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.

    Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

    Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

    Завоевание авторитета в коллективе, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию «завоевания авторитета». Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы – главное для руководителя – выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, наиболее сочетающийся с его личными качествами. Стиль поведения руководителя напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль авторитетного руководителя должен быть гибким орудием эффективного управления производством.


    Список литературы

    1. Апресян Р.Г. Мораль и этика - М., 2005.

    2. Архангельский Л. М. Марксистская этика. - М., 1985.

    3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999

    4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб.пособие для студ-ов, обуч. по экон. спец. – М., 2005.

    5. Громова Л.А. Профессиональная этика в PR//Материалы конференции Профессиональная этика в PR и рекламе. - СПБ., 2001.

    6. Иосифович Н. Ты – босс. - М., 1995.

    7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Этика деловых отношений: Учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Управление персоналом». – М., 2005.

    8. Кричевский Р. Л. Руководитель. - М., 1993.

    9. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999. - С. 20.

    10.  Паркинсон С. Искусство управления. - М., 1990.

    11.  Прикладная этика//Этика: энциклопедический словарь/Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2002.

    12.  Профессиональная этика // Словарь по этике. Изд. 6-е / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989.

    13.  Санникова И.Н. Кодекс этики и профессиональные ценности бухгалтера//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2006. - № 1.

    14.  Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –1997.-№8.








    [1] Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999. - С. 20.

    [2] Апресян Р.Г. Мораль и этика - М., 2005 и др.

    [3] Архангельский Л. М. Марксистская этика. - М., 1985. - С. 69-70.

     

    [4] Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - М., 1984. С. 94.

     

    [5] Ремарк Э.М. Тени в раю. - М., 1972. С. 428-429.

    [6] Философский энциклопедический словарь. - М., 1993. С. 650.

     

    [7] Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 7-е изд. - М., 1996. С. 321–323.

    [8] Прикладная этика//Этика: энциклопедический словарь/Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2002. - С. 389

    [9] Громова Л.А. Профессиональная этика в PR//Материалы конференции Профессиональная этика в PR и рекламе. - СПБ., 2001.


     

    [10] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. - С. 154.

    [11] Санникова И.Н. Кодекс этики и профессиональные ценности бухгалтера//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2006. - № 1.

    [12] Профессиональная этика // Словарь по этике. Изд. 6-е / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989. - С. 278.

    [13] Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. - М.: Наука, 2002. - С. 53.

    [14] Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1990. – С. 3

    [15] Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –1997.-№8.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Профессиональная этика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.