Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Распространение христианства

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Распространение христианства
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:46:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                            ПЛАН


    Введение.

    1. Христос - историческая личность или легенда ?

    2. Основы  христианского  вероучения.

    3. Основные аспекты распространения христианства.

    Заключение.

    Литература.























    Введение


    Наши знания об Иисусе и ранней истории христианства весьма скудны. Иудея была крошечной (хотя и неспокойной) провинцией империи, и религиозные движения в ней привлекали внимание Рима лишь тогда, когда представляли угрозу его власти. Все, что мы знаем о жизни Иисуса, почерпнуто из четырех Евангелий, написанных спустя поколение после его смерти, между 70 и 100 гг. н. э. Святое Писание уделяет больше внимания его учению, чем подробностям биографии. Все Евангелия местами противоречат друг другу, содержат определенные пробелы в повествовании и, возможно, некоторые преднамеренные искажения.

    Тем не менее, нет причин сомневаться в основных фактах, изложенных в Евангелиях: Иисус был иудеем, проповедовавшим покаяние, отказ от греховного, уход от мирской суеты, любовь к ближнему, а также неизбежность Судного дня, когда грешники будут § осуждены на вечные муки. Римляне арестовали и распяли Христа как нарушителя общественного спокойствия (якобы провозглашенного иудеями своим царем), вероятно, по доносу иудейских священников. Последователи считали его долгожданным мессией (по-гречески Христос, «помазанник [Божий]»), а позже утверждали, что видели его во плоти после смерти и наблюдали, как он вознесся на небеса.

    Современные исследователи определяют дату рождения Христа 6 г. до н. э., а его распятие - где-то между 29 и 33 гг. н. э., что соответствует годам правления прокуратора Иудеи Понтия Пилата (26-36 н. э.). Это было тяжелое время, когда противостояние бедных и богатых, фанатичных зелотов, боровшимися с римлянами, и тех, кто с ними сотрудничал, достигло предела. Внутри самого иудаизма также не было единства, а атмосфера в обществе была полна напряженного ожидания. Это явственно чувствуется в знаменитых рукописях Мертвого моря, найденных в пустыне в 1947 г. и отражавших веру религиозной общины кумранитов в грядущего мессию, который сбросит римское иго.

    Последователи Иисуса, возможно, так и оставались бы среди иудеев в меньшинстве, поскольку Христос (вопреки предъявленному обвинению) не обещал политического освобождения, а проповедовал «царство в мире ином». Вскоре иудеи подняли восстание (66-73 гг. н. э.), приведшее к разграблению Иерусалима и долгой кровавой осаде Масады. В 132 г. они восстали вновь, на сей раз следуя за самопровозглашенным мессией Симоном Бар-Кохбой - и снова потерпели поражение.

    Во время своей земной жизни Иисус и его последователи вели себя как верующие иудеи, что оставалось неизменным в течение некоторого времени и после его смерти: христиане были скорее иудейской сектой, а не отдельной религией. Характерно, что первыми новообращенными верующими вне Иудеи были жители иудейских общин, существовавших по всей империи. Иудаизм находил приверженцев и в римском мире, но процесс этот постоянно тормозился из-за неизменного требования к неиудеям соблюдать все ритуалы, включая обрезание. Решение христиан отказаться от этих требований стало важным преимуществом новой веры, а также отдалило ее от ортодоксального (консервативного) иудаизма. Но только после того, как апостол Павел объявил Иисуса не просто мессией, а Сыном Божьим, посланным в этот мир, дабы, приняв мученическую смерть, спасти человечество, христианство выделилось в отдельную религию.

    В I в. н. э. император Нерон обвинил христиан в организации пожара, разрушившего в 64 г. н. э. большую часть Рима. Последовавшие гонения были ужасными, но непродолжительными, и римские хроники хранят о них молчание вплоть до 112 г. н. э., когда императорский легат Плиний Младший письменно попросил у императора Траяна совета, как обходиться с христианами. Траян приказал ему наказывать любого христианина, открыто заявившего о своей вере, но не выискивать их и не преследовать по анонимным доносам.

    Главное преступление христиан заключалось в их отказе приносить пожертвования императору и римским богам. Римляне готовы были терпеть любую религию, хотя и с трудом воспринимали понятие религиозной исключительности, которая не позволяла боготворить и императора, и Иисуса Христа. Римляне мирились даже с нежеланием иудеев совершать жертвоприношения, поскольку иудаизм был древней национальной религией. Христианство они отвергали как новую веру, подрывающую имперские устои. Более того, очень много простых людей разделяли это заблуждение. В конце II в. н. э. кровавые антихристианские выступления произошли в Лионе и Смирне, при этом в вину христианам ставилось якобы присущее им «человеконенавистничество». Частичное объяснение этому могло заключаться в том, что христиане молились уединенно в домах верующих (церкви появились лишь в IV веке), не допуская туда посторонних. Они верили в свою исключительную миссию, зачастую даже стремились к мученичеству, и это раздражало и отдаляло от них окружающих. В глазах Рима христиане являлись нарушителями гражданскогопорядка, отказываясь служить в армии. Отличны были и их таинства - крещение и причастие (Вечеря Господня). Веря в неизбежность Страшного суда, они отказались от мирской суеты и безоговорочно следовали наставлениям Иисуса не заботиться о грядущем дне. По мере того как становилось очевидным, что Судный день вовсе необязательно настанет в ближайшее время, христианские общины начали организовываться; их священники, пресвитеры, епископы стали играть определенную роль в обществе. Им пришлось пойти на компромисс и отказаться от христианского пацифизма (это, очевидно, произошло где-то на рубеже IV в.). Тем не менее, нежелание приносить жертвы императору продолжало вызывать враждебность официального Рима. Дело было скорее не в религии, а в нарушении общественных устоев: считалось, что всеобщий культ императора поможет сохранить шаткое равновесие империи. А посему христиан обычно преследовали в периоды кризиса власти, когда принимались экстренные меры по спасению Римской империи: при Деции (250-51), Валериане (257-58), Диоклетиане (303-05), а также Галерии, его преемнике на Востоке. Гонения не угрожали существованию веры, а только укрепляли ее. На самом деле, императоры, очевидно, вынуждены были признать, что христиане слишком многочисленны, чтобы их можно было полностью уничтожить. К 300 г. они все еще составляли меньшинство, но уже достаточно заметное - около 10% населения.

    Христианство появилось во времена, когда расцвет Римской империи остался позади. Поклонение римским богам превратилось в пустую формальность, в то время как всеобщее стремление к религии возросло. С Востока шел наплыв богов и верований, с которыми у христианства были некоторые общие черты. Так, многие религии, в основе которых лежит таинство, описывали, например, смерть и воскрешение, когда верующий «рождался заново».

    Христианство, однако, обладало рядом важных преимуществ. Хотя оно предлагало единственного бога и надежду на бессмертие так же, как и другие «религии таинства», оно обладало притягательной силой для всех, а не только для посвященных. Христианское понимание общности было очень сильным, потому что основывалось на полном духовном равенстве между богатым и бедным, хозяином и рабом. Поскольку оно проповедовало безразличие к мирским заботам и покорность существующей власти, то не представляло угрозы для общественного устройства. На самом деле, христианство способно было стать как раз той объединяющей силой, которая сохранила бы римский мир от развала, и, очевидно, по этой причине ему покровительствовал император Константин. Благодаря ему религия получила признание и толчок к дальнейшему развитию.

    Полагают, что Константин относил свою решающую победу у Мильвийского моста (312) на счет милости христианского бога. Впоследствии он убедил своих противников терпимо относиться ко всем религиям, а сам был благосклонен к христианству, официально оставаясь приверженцем родового культа Флавиев. Лишь после того как в 324 г. он стал единоличным правителем Римской империи, Константин объявил себя христианином. Первый вселенский собор был проведен в 325 г. в Никее под его руководством, что свидетельствовало о большой политической значимости Церкви, равно как и о той ведущей роли, которая в ней отводилась самому императору.

    Среди сторонников новой религии шла непрерывная борьба различных направлений. Вопросы, по которым существовали самые серьезные различия, включали образ Христа (одни почитали его как пророка, другие - как богочеловека, третьи - как предвечно существующий дух), сущность Царства Божия и спасения, отношение к богатству и окружающему миру. Подобные диспуты подрывали веру Константина в то, что христианство поможет удержать империю от раскола. На самом деле, ереси (течения внутри Церкви, отличные от основного) зачастую зарождались именно в мятежных провинциях Римской империи, таких как Египет. В продолжение последующих столетий Церковь осудила как ересь взгляды последователей пресвитера Ария (арианство), а также монофизитство, несторианство и прочие разновидности христианства.

    В этом Церковь была поддержана государством. В 391 г. император Феодосии I запретил все формы нехристианских верований, которые были заклеймены как «языческие». В 438 г. Феодосии II пошел дальше, издав кодекс, предусматривавший смертную казнь для ариан и несториан. Из преследуемой религии христианство само превратилось в преследователя. На протяжении всего средневековья в разнообразных движениях, которые Церковь клеймила как еретические, развивались идеи и духовные искания, присущие отдельным христианским группам во 2-3 вв.

    К V веку н. э. лучшие умы Церкви (ее «отцы») создали философскую основу религии, включающую учения древнегреческих мыслителей. Важным достижением стал перевод Библии на латынь св. Иеронимом (345-420). Тем временем, в 476 г. прекратила существование захваченная варварами Западная Римская империя. Притягательная сила христианства проявилась в том, с какой быстротой в него обращались целые государства и народы. Воцарившийся хаос подталкивал людей к уходу от земных забот, как это делалось на Востоке. В 529 г. христианское движение стало организованным, когда св. Бенедикт основал Мон-те-Кассино, первый монастырь ордена бенедиктинцев. С этого времени монашество начало играть огромную роль в жизни Европы.

    В период развала империи римское высшее духовенство заняло ведущие позиции в качестве защитников веры и ценностей цивилизации, укрепляя тем самым свои претензии на руководство всей Церковью. У Рима, однако, оставались три мощных соперника в лице Александрии, Антиохии и Константинополя (столицы Восточной Римской империи). В VII веке Александриию и Антиохию завоевали арабы-мусульмане. Рим и Константинополь стали центрами двух христианских традиций - латинской и греческой, которые в итоге полностью разделились.




         1. ХРИСТОС - ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ИЛИ ЛЕГЕНДА ?


    Источником, из которого христиане получают духовную информацию о Боге, земной жизни Иисуса Христа, его учеников и основах христианского учения, является Библия. В состав Библии  входит множество книг Ветхого Завета (до пришествия Иисуса Христа) и  Нового Завета (жизнь и  учение Христа и его учеников - апостолов). Библия - строго каноническая (канон  с греч. норма, правило) книга. Ее христиане называют Священным писанием, т.к. верят в то, что она, хотя написана конкретными авторами, но по внушению самого Бога (путем божественного откровения) . Тексты, близкие по содержанию, не вошедшие в Библию, считаются апокрифическими (с греч. тайный, секретный).(2)

    Если сравнить четыре канонических  евангелия, то заметно, что первые три (от Матфея, от Марка и от Луки) имеют много общих черт. Поэтому их называют синоптическими евангелиями и часто рассматривают обзорно.

    В основе синоптических  евангелий лежат прежде всего схожие сюжеты. Книги посвящены деятельности Иисуса в Галилее, его учению, сотворенным им чудесам, мученичеству,  смерти и воскресению. Тексты Евангелии иногда дословно совпадают (например, Мф.8:3; Мк.1:41; Лк.5:13). Синоптические Евангелии схожи и в том, что изложенный материал группируется по темам, а не в хронологическом порядке.

    Но наряду с удивительной схожестью этих книг  ясно видны противоречия. Например, разночтения наблюдаются уже в родословии Иисуса Христа, приведенном в евангелиях от Матфея и от Луки. У Матфея генеалогическое древо начинается с Авраама, а у Луки восходит к Адаму. Отца Иосифа (обрученного с Марией) у Матфея зовут Иаковом, а у Луки - Илием.

    Но разночтения встречаются в таких местах, где совпадения казались  бы еще более уместными. Так, у Матфея перечислено восемь заповедей блаженства, а у Луки только четыре.

    Если евангелия не являются достоверными биографиями Иисуса, то естественно, возникает вопрос : насколько исторически верны сведения об Иисусе Христе? И можно ли воспроизвести картину его жизни на основе имеющихся источников, в данном случае евангелий?

    Разумеется, традиция (а религиозная традиция особенно консервативна) донесла до авторов христианских писаний некоторые подлинные факты и части действительно произнесенных устных проповедей, но все эти факты были пропущены через религиозное восприятие христианских групп и через индивидуальное понимание христианского учения, свойственное составителю того или иного сочинения. Не всякое расхождение и противоречие свидетельствует об ошибке или тем более о сознательном искажении. Авторы религиозных книг были связаны традицией, но они могли опустить одни факты и подчеркнуть другие, переставить акценты (как, например, это можно видеть в рассказе Марка и Матфея о том, что Иисус не совершил чудес). Поэтому нельзя ни полностью отбрасывать сведения о событиях и людях, содержащиеся в раннехристианских произведениях, ни принимать все эти сведения на веру.

    В светской литературе, как иудейской, так и римской, встречаются некоторые свидетельства о жизни Иисуса.

    Он якобы жил в первой половине первого века в Палестине, следовательно, можно предположить, что ссылки на него имеются в иудейской литературе. Именно в это время наблюдался ее расцвет,  происходило закладывание основ Талмуда, в Палестине было много религиозных школ и жили известные  богословы. Но в талмудической литературе нет упоминания ни об Иисусе Христе, ни о христианстве.

    Это обстоятельство иногда объясняется следующим образом: иудейская литература потому умалчивает об Иисусе, что он не существовал. Данный вывод сделан без должного обоснования. Писатель сам решает, о чем ему писать, что считает необходимым для увековечения  или же незначительным, даже если речь идет о каких-то действительно важных событиях. Мы точно не знаем, почему иудейская литература оставили без внимания образ Христа. С древних времен существовал обычай "дамнацио меморие" (наказание молчанием), когда имена людей, подвергавшихся такому наказанию, нигде не упоминались. Некоторые исследователи допускают, что именно этот обычай был применен в данном случае. Иисус выступал против официальных представлений иудейской религии, против книжников, против фарисеев и саддукеев, проповедовал наступление такого царства, где не было места их власти. Не исключено - и об этом свидетельствуют евангелия,- что первосвященники, боясь распространения учений Иисуса, поспешили осудить его. Вполне допустимо, что иудейская литература умышленно обошла молчанием и Иисуса, и проповедь Христианства.

    Иосиф Флавий в своем труде "Иудейские древности" излагает историю Ирода Великого и его наследников, т.е. рассказывает о том времени, когда жил Иисус. В книге есть два места, связанные с Иисусом Христом. Там говориться об Иакове, который " был братом Иисуса, называемого Христом" (ХХ.9:1). В  евангелии  от Матфея также упоминаются братья Иисуса, в том числе Иаков: "Не плотников ли он сын? Не его ли мать называется Мария, и братья его Иаков и Иосий, и Симон ли Иуда?"(Мф.13:55).

    Второе упоминание - знаменитое "свидетельство Флавия": "В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще его можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятью на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали боги пророки, также как и многие другие поразительные вещи о нем" (ХVIII.3:3).

    Начиная с XVI в. идут горячие споры о достоверности  сообщения Флавия. Большинство современных исследователей считает его позднейшей вставкой -не только из-за  тенденциозного  характера текста, сколько из-за следующих обстоятельств.  В III в. философ Ориген упрекал Иосифа Флавия в том, что последний не считает Иисуса мессией, то есть Ориген не был знаком с "тестимониумом" . А вот раннехристианский автор Евсевий, живший в начале IV в., уже был знаком с этим текстом и цитировал его. Таким образом, мы можем убедиться в том, что " тестимониум Флавианум" не принадлежит перу Иосифа  Флавия, а написан позже и вставлен в "Иудейские  древности" христианскими теологами. Можно довольно точно установить время, когда эта вставка попала в текст, - конец III в. Вопрос только в том, умолчал  ли Иосиф Флавий о существовании Иисуса, и упомянутый отрывок - дело рук жившего позднее христианского переписчика, или же в тексте было упоминание, которое почему-то не удовлетворило переписчика, заставив его изменить текст с учетом требований христианского учения. Вполне возможно, что Иосиф Флавий, который осуждающе высказывался о появившихся в I в. и  сеющих смуту пророках, иначе оценивал Иисуса. Поэтому позже христианские теологи могли отредактировать его текст в духе своей религии.

    Первое упоминание о христианах - в том числе об Иисусе Христе- принадлежит перу Тацита. Тацит в первой четверти II в. описывает пожар Рима, по преданию, устроенный   императором   Нероном  в 64г. ( Анналы 15:44). Здесь Тацит рассказывает о том, что христиан обвинили в поджоге, многих из них казнили. Он так же упоминает, что человек, имя которого носили христиане, был казнен во время правления императора Тиберия и прокуратура Понтия Пилата.

    Во второй четверти II в. историк Светоний  написал книгу об императоре Клавдии, который изгнал из Рима иудеев за то, что они постоянно устраивали смуту под предводительством Христа. В книге о Нероне  Светоний отмечает, что в те времена казнили не мало крестьян, распространявших новые вредные обычаи.

    Вне сомнения, Тацит и Светоний пользовались христианскими сказаниями, но, поскольку жили они в конце I - начале II в., им конечно были известны и более ранние источники.

    Имея ввиду все это, можно представить, как обрывочные, но тесно связанные друг с другом общей идеей события и явления, личности и деяния со временем слились в нечто единое и цельное, были персонифицированы в Иисусе, мессии из  рода  Давида.

    Этот мессия (Христос) пришел, проповедовал, демонстрировал чудеса, но не был признан, а, напротив, был осужден властями как лжемессия, распят на кресте; затем он, чудесным образом воскреснув, доказал миру свою божественность и через учеников и последователей даровал миру великие истины, легшие в фундамент христианства.(1)

                      2. ОСНОВЫ  ХРИСТИАНСКОГО  ВЕРОУЧЕНИЯ


    Христианство (от греческого слова  christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект  иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом  - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них  главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

    Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

    Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой  религии, не знающей национальных и языковых границ.

    Потребность в единении, с одной стороны, и  довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

    Следующим  шагом  в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис  о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

    Начиная с IV  века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

    Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

    Человек, согласно христианскому учению, сотворен  как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек  может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

    Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток  на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученники"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

    Шло время. Условия эпохи и культуры  меняли  политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - "вероисповедания". Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу  IV  века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V - VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной  и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы - подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов - и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.

    После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

    На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI  века этот протест оформился в движение Реформации.

    Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

    Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках.

    Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григогий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

    В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

    "Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже  вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь."

    В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.

    Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа.

    Третий - это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

    Четвертый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

    Пятый - о воскресении Иисуса Христа.

    В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

    В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

    Восьмой член Символа веры - о вере в Духа Святого.

    В девятом - об отношении к церкви.

    В десятом - о таинстве Крещения.

    В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых.

    В двенадцатом члене - о жизни вечной.

    В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу "избранных" предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

    Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

    Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

    В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

    В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

    Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих  перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

    Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

    В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

    В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.


















    3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА


    Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней - это первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано  с  интенсивным освоением северных территорий в конце 18-го века. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.

    Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.

    После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 году Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.

    Патриаршество в Росси было установлено при Борисе Годунове. В 1589 году митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.

    Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это "очищение и обновление человеческой души", приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

    Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники - 12 наиболее значительных праздников православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижение креста Господня, Благовещание, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы.

    Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.

    Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V  веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

    Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

    Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

    Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

    Организация католической церкви  отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

    Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из  нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

    Догмат о частилище (место - промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие - смертные -  грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

    Учение о чистилище сложилось еще в 1-ом веке. Православная и протестантские церкви учение о частилище отвергают.

    Кроме того, в отличие от православного вероучения, в католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на  I Ватиканском соборе в 1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 году. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа Пий XII  ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.

    Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

    В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием 7-ым, обязательно для всего духовенства.

    Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

    Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.

    По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании.

    На  II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

    История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.

    Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств  признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

    В Библии говорится: "Праведный верою жив будет". Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга.

    Вот некоторые из этих тезисов:

    Христос, провозглашая: "Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное", тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием. Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние - длительный процесс, а не однократное действие.)

    Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава... (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может.)

    Каноны покаяния (то есть постановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых. (Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем.)

    Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты.

    (В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что христианин, который воистину раскаивается, "не бежит небесного наказания".)

    Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы  и  благодати Божьей. (Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны достигаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией.)

    Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом. Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии путь к спасению.

    Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 года, и день этот в дальнейшем стал праздником протестантов.

    Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509 - 1564). Его главный труд "Наставления в христианской вере", опубликованные в 1536 году, когда протестантизм уже сложился как учение, стал основой нового религиозного направления - кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни "добрыми делами" человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные - к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи.

    Последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.

    Основополагающий принцип другого направления - конгрегационалистов (от лат. - соединение) - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они - строгие пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях.

    Пресвитериане (от греч.- старейший) - умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во главе церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни "Символ веры", ни "Отче наш". Праздниками считаются только выходные дни.

    Англиканская церковь - государственная церковь Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической  церкви с Римом, английский парламент объявил короля Генриха 8-го главой церкви. То есть церковь была подчинена королевской власти. В середине 16-го века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение "среднего пути", то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом. Основы англиканского вероучения отражены в "Книге общих молитв".

    Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греческого - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы 19-го века. Последователи этого учения поводят крещение только взрослых людей. "Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.

    Движение адвентистов (от лат.- пришествие) родилось в 30-ых годах XIX века в США, в период жесточайшего экономического кризиса, массовой безработицы. В такой ситуации предсказание о втором пришествии Иисуса Христа воспринималось как спасение.

    Таковы в основных чертах история возникновения протестантизма.

    Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можно утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех, нетерпимость, неуважение к человеческой свободе.

    В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в1964 году Папа Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в XI веке. Положено начало преодоления греховной разобщенности западных и восточных христиан.

    Еще раньше, с начала XX века, получило распространение так называемое экуменическое движение (греч.- "эйумена"- вселенная). В настоящее время это движение осуществляется главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦ является наша Русская Православная Церковь. Единство церквей - это прежде всего осознание того, что все христиане читают одно Евангелие, что они все - Его ученики и, наконец, что все люди - дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтому христиане должны стремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. "Почему узнают вас, что вы мои ученики, говорил Христос, - потому как вы будите иметь любовь между собою".
















                                                               Заключение

    Возникновение христианства совпало, по времени, с завершением создания Римской империи – универсальной по духу и замыслу.

    Все эти громадные территории Римской империи находились в сфере единой культуры. Благодаря походам Александра Македонского большая часть территорий уже была объединена единой культурой эллинизма, и единым языком – греческим. Объединяющим элементом Римской Империи являлась верность единому императору, военной системе, которая подчинялась ему. Римская армия того времени, была достаточной чтобы поддерживать порядок и знаменитый римский мир – PAX ROMANA.

    Тем не менее, при всем имперском единстве и при всем военном контроле Рим никогда не стремился уничтожить местные институты. Все местные религиозные верования, обычаи и обряды сохранялись и уважались. Местным правителям предоставлялась значительная автономия, зачастую сохранялись местные княжества. Именно таким княжеством являлась Палестина. Прежде всего, нельзя забывать, что Палестина не была монолитной страной. Напротив, она отличалась большой географической, политической, этнической, религиозной и социальной пестротой. Иудеи сознавали себя святым народом, живущим под святым Законом Яхве, и помнили, что между ними и всеми другими народами существует огромная разница. Еврейский Закон, был одновременно и религиозной концепцией и гражданским кодексом.

    Развитие иудаизма последние шесть веков до Пришествия во многом определялись внешними событиями. В 586 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван Навуходоносором, после чего Иудея попала под иностранный политический контроль. После распада Империи Александра Македонского Иудея оказалась в пределах Египетской империи Птолемеев, а затем Антиохийской династии Селевкидов. Однако, несмотря на политическую зависимость, Иудея сохранила свои религиозные институты. Иностранные властители не вмешивались в их деятельность. Наследное храмовое священство представляло аристократический класс. Но оно слишком стремилось к политике в ущерб религии.

    Во времена правления царей-Селевкидов в Иудею пришло эллинистическое влияние. При Антиохе Эпифане (175-164 г. до Р.Х) эллинистическое влияние внедрялось насильственно, что привело к Маккавейскому восстанию в 167 г. до Р.Х. Иудеи в конце концов победили в затяжной войне и завоевали свою независимость, продлившуюся до римского завоевания в 63 г. до Р.Х. Правители Маккавеи закрепили за собой трон первосвященства. Во время правления Иоанна Гиркана (135-105 г. до Р.Х.) выкристаллизовались религиозно-политические партии.

    Аристократическо-политическая партия в которую вошли сам Гиркан и ведущие священнические семьи, получила название саддукеев. Этимология слова «саддукей» и его древность до конца не определены. Чаще толкуется как происходящее от Саддока, основателя династии первосвященников. О могуществе этой социальной группы можно судить по тому, что в Иерусалиме было около двадцати тысяч священников, не считая левитов – служителей храма. Многие взгляды, которых придерживались саддукеи, были весьма консервативными, представлявшими древний иудаизм. Но они не имели большой популярности в народе, твердо противились всем иностранным влияниям.

    Другими представителями являлись – фарисеи, которые выросли непосредственно из массового народного сознания. Беззаветно преданные своей религии, они фанатически верили в скорое пришествие мессии, который освободит их от римского ига. Мессианская надежда, которую фарисеи разделяли с простым народом, возросла на почве крепкого национального самосознания и веры в божественное заступничество. Особенно сильно она проявлялась в годины притеснений. В начале правления Маккавеев, когда верность религии отцов принесла народу независимость, мессианская надежда проявлялась весьма слабо. Поздние Маккавеи, однако, отошли от семейных традиций. В 63 г. до Р.X. земля была завоевана римлянами. С иудейской точки зрения, ситуация не стала намного лучше, когда авантюрист полуеврей Ирод, сын идумейца Антипатра, с 37 г. по 4 г. до Р.X. правил вассальным царством под римским протекторатом. Несмотря на все благосостояние, которое переживала Иудея благодаря его правлению, и проведенную им великолепную перестройку Храма, народ воспринимал его как римскую марионетку и проводника эллинистического влияния. И фарисеи, и саддукеи в равной степени ненавидели иродиан. После смерти Ирода царство было разделено между тремя его сыновьями. Архелай (4 г. до Р.Х. - 6 г. по Р.X.) стал этнархом Иудеи, Самарии и Идумеи; Ирод Антипа (4 г. до Р.Х. - 9 г. по Р.X.) стал тетрархом (в Новом Завете - четверовластник) Галилеи и Переи; а Филипп стал тетрархом преимущественно языческого региона к востоку и северо-востоку от Галилейского моря. Архелай был ненавидим своими подданными, смещен императором Августом и замещен римским прокуратором. С 26 по 36 г. этот пост занимал Понтий Пилат.

    В Палестине существовали и другие течения религиозной жизни. В отдаленных районах страны, вдалеке от центров официального иудаизма, существовало подлинное мистическое благочестие. Именно им наполнены поздние псалмы, из них вышло такое новозаветное выражение, как "нищие духом", а также песнь Богородицы и песнь Захарии (Лк.1:46-55 и Лк.1:68-79). Из этих же мистических кругов вышел автор так называемой "Оды Соломона". Этот тип благочестия породил пророков покаяния последних времен, из которых наиболее известен Иоанн Креститель.

    После археологического открытия кумранской библиотеки на берегу Мертвого моря стало известно гораздо больше об этом типе благочестия и о существовании в иудаизме еще одной группы, отличной от фарисеев и саддукеев. Эта группа - или семья родственных групп - называлась ессеи. Они глубоко почитали своего основателя - "Учителя праведности", который был замучен до смерти "недобрым порочным священником", правящим Израилем. В некоторых аспектах группы ессеев напоминали раннюю Церковь. Они были очень тесно спаянной общиной, с общей собственностью. Похоже, что между ессеями были расхождения в вопросе о пассивном сопротивлении римлянам. Большинство из них отказывались носить оружие, однако из их кругов вышли некоторые зилоты и сикарии (кинжальщики), посвятившие себя активной националистической вооруженной борьбе против римских оккупантов. Римляне, разумеется, реагировали мгновенно, римские солдаты не делали различий между правыми и виноватыми, что еще более усиливало социально-политический кризис. Местность близ Кумрана стала местом кровопролитных сражений в Иудейской войне 66 -70 гг.

    Основные поселения ессеев находились на западном берегу Мертвого моря, хотя последователей их учения можно было найти и в других местах Иудеи. Кумранская община, которой принадлежала найденная библиотека, вероятнее всего, принадлежала к ессейскому движению.

    Материалы из кумранских свитков предоставляют довольно мало свидетельств о фоне, на котором могла зародиться ранняя Церковь, разве что сам факт существования группы, глубоко изучающей ветхозаветные пророчества, в особенности мессианские пророчества, и со дня на день ожидающей великого божественного вмешательства в человеческую историю. В атмосфере есть нечто отдаленно общее: например, так называемый "Свиток войны", в котором описывается последняя битва между сынами света и сынами тьмы, отдаленно напоминает Армагеддон Апокалипсиса. Но параллели между кумранскими документами и новозаветными писаниями весьма незначительны, а "Учитель Праведности" совершенно далек в мысли кумранской общины от той роли, которую играет Иисус Христос в вере ранней Церкви.

    Говоря о корнях христианства, следует упомянуть еще одну концепцию позднего иудаизма, чрезвычайно важную для развития христианского богословия. Это концепция Премудрости (по-еврейски Хохма) Божией. Премудрость видится как атрибут Божий, который, однако, персонифицируется. Возможно, на эту концепцию оказала влияние стоическая философская концепция всеприсутствующего Логоса (Λόγος), однако в иудейском учении гораздо более разработана этическая сторона.

    На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод: Христианство возникло на фоне религиозно-политического и социального возбуждения, обострения надежд и желаний, связанных с национальной судьбой Израиля.

    Дальнейшее распространение христианства неразрывно связано с феноменом диаспоры (рассеяния). Цепь иностранных оккупаций являлась причиной массовой эмиграции евреев. Еврейские колонии можно было найти практически на всей территории средиземноморского мира – от Кадиза до Крыма. Первоначальное воздействие христианства, по всей видимости, было весьма значительным: на апостольскую проповедь откликнулись очень многие. По некоторым данным, за первое столетие существования христианства, в него обратилось до трети всего еврейского народа. Насколько можно судить, в Церковь вступали практически из всех социальных слоев, за исключением саддукеев. Христианское благовестие находило отклик и среди фарисеев. Самый образованный из апостолов был фарисеем и продолжал называть себя этим именем через много лет после обращения.

    Вскоре и в Иерусалиме, и в пригородных районах Иудеи сложились уже заметные общины евреев-христиан. Возможно христианские группы существовали и в Галилее. Новая вера достигла Дамаска, Антиохии, распространилось в Сирию и Киликию. В третьем веке появляются легендарные предания о путешествиях двенадцати: Фомы – в Персию и Индию, Андрея – к скифам, Иуды – в Армению, Варфоломея – в Эфиопию и т.д.








    Литература


    1. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета.

    2. Марченков В.Г. Начала православия. - М.: Петит, 2001.

    3. Закон Божий (Первая книга о православной вере) под ред.М.Добужинского,         Copyrigt 1956 by YMCA-PRESS. Societe a responsabilite limitee, Paris.

    4. Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов. - М.: Политиздат, 2000.

    5. Наука и жизнь N 3,6-8. - М.:Пресса, 2005.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Распространение христианства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.