Содержание
Введение…………………..………………………………………………………3
1. Понятие, цели, принципы государственного регулирования
ВЭД…………4
2. Правовые основы и участники регулирования
внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………...….6
3. Методы государственного регулирования ВЭД……………………...……...7
4. Особенности и проблемы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в России……………………………..…12
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………16
Введение
В современных условиях
государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных
интересах.
Рыночной системе
хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты
регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины,
налоги и т. д.
В условиях рыночной
экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский
характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному)
правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым
в нормах права правилам рынка.
Следовательно,
воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях:
саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом
государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений,
возникающих в этой сфере.
Поэтому изучение
государственного регулирования ВЭД в современных условиях приобретает особую
актуальность.
Цель работы состоит в
изучении государственного регулирования ВЭД.
Задачи:
- определить понятие,
изучить цели, принципы государственного регулирования ВЭД;
Рассмотреть правовые
основы и участников регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
- изучить методы государственного регулирования ВЭД;
- рассмотреть особенности
и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в
России.
1. Понятие, цели,
принципы государственного регулирования ВЭД
Внешнеэкономическая
деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства,
предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом
товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с
другими странами проектов[1].
Система государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) включает:
- законодательно-правовую
базу регулирования;
-
институционно-организационную структуру регулирования;
- государственное
программирование ВЭД;
- квотирование и
лицензирование внешнеторговых сделок;
- сертификацию импортных
товаров;
- регистрацию некоторых
экспортных контрактов;
- обязательную экспортную
оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;
- таможенное
регулирование;
- валютное и
кредитно-денежное регулирование ВЭД.
Основные цели
госрегулирования ВЭД состоят в следующем:
- использование внешнеэкономических
связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
- содействие повышению
производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения
лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих,
сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
- создание условий
доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания
государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
- защита национальных
внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
- создание и поддержание
благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными
государствами и международными организациями.
Государственное
регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться
в соответствии со следующими основными принципами:
- единство
внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической
политики;
- единство системы
государственного регулирования и контроля за его реализацией;
- перенос центра тяжести
регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
- четкое разграничение
прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
2. Правовые основы и
участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Правовое регулирование
внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных актов, в рамках
и на основе которых осуществляется ее практика.
Эта совокупность
представлена национальным законодательством по внешнеэкономической
деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами,
а также международными правилами и нормами, подписанными РФ и международными
договорами России с другими странами. Сюда можно отнести Конституцию РФ, Закон
«О таможенном тарифе», Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности, Закон «О валютном
регулировании и валютном контроле»[2].
Большое значение в
регулировании внешнеэкономической деятельности имеете структура органов власти,
её осуществляющих. В РФ существует 3 ветви власти: законодательная, судебная и
исполнительная.
Органом законодательной
власти в РФ является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание издаёт законы,
в том числе и регулирующие сферу внешнеэкономической деятельности.
К органам судебной власти
в РФ относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, суды
и судьи различной инстанции. В сфере внешнеэкономической деятельностью судебная
власть обязана защищать интересы всех субъектов внешнеэкономической
деятельности, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Однако наиболее значимую
роль в регулировании внешнеэкономической деятельности играет исполнительная
власть. Также в контексте рассмотрения государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности к исполнительной власти отнесём и Президента
РФ, хотя формально Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти.
Исходя из этого, разделим органы исполнительной власти на 4 уровня:
президентский, правительственный, ведомственный и региональный.
3. Методы государственного регулирования ВЭД
Баранов Д.Е. выделяет
следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности:
-таможенно-тарифное
регулирование;
-нетарифное
регулирование;
-запреты и ограничения
внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
-меры экономического и
административного характера, способствующие развитию внешнеторговой
деятельности[3].
Таможенный
тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с
грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную
границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров,
облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода
исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.
Таможенная
пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную
границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
Таможенные
пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и
комбинированные[4].
Адвалорная
таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной
стоимости облагаемых товаров (например, 20% от
таможенной стоимости).
Специфическая
таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара
(например, 10 долларов за 1 тонну).
Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет
необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и
злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар,
изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем
степень защищённости ниже и наоборот.
Комбинированная
пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10
долларов за 1 тонну).
По
объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и
транзитные.
По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные,
антидемпинговые и компенсационные.
Основные
функции таможенных пошлин – это протекционистская, фискальная и
балансировочная. Протекционистская функция связана с повышением цены импортного
товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее
конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей.
Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних
при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает
конкурентоспособность отечественных товаров. Фискальная функция таможенного
тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в
доходную часть бюджета страны. Наконец, балансировочная функция относится к
экспортируемым товарам и её целью является предотвращение нежелательного
экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем
рынке ниже мировых.
Другая
категория методов регулирования внешнеэкономической деятельности – это
нетарифные меры Рассмотрим классификацию, разработанную ГАТТ/ВТО[5]:
а) Финансовые
способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и
косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением
организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков.
Рассмотрим некоторые виды финансовых способов ограничений:
1) Скользящие
сборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых
рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и
продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый
режим предполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых
грузов через таможенную границу и таможенного оформления;
2) Внутренние
(уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС,
акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы
с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний
эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы).
3) Дополнительные
сборы – сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов,
причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования
определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на
переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);
4) Импортные
депозиты – это требования предварительной оплаты стоимости импорта и
уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов,
уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные
ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода
разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и
очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально
допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера
до момента завершения импортных расчетов);
б) Экспортная
субсидия или субсидия на производство:
1) Экспортная
субсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара,
возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения
конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных
субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета.
Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного
производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.
2) Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный
финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта,
предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров,
конкурирующих с импортными.
3) Политика в рамках государственных закупок –
скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и
предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже,
несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.
в) Количественные
ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования,
лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта. Рассмотрим эти меры
подробнее:
1) Квотирование
– это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством,
которая накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз)
товара в страну, вводится на определенный срок применительно к определенным
товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., к странам либо к
группам стран и выступает в качестве нетарифной меры внешнеэкономического
регулирования, регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной
меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д;
2) Контингентирование
- государственное регулирование внешней торговли с помощью установления
централизованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах
конкретных квот в течение определенного периода времени. Цель
контингентирования состоит в защите интересов национальной промышленности.
Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по
лицензиям;
3) Лицензирование
импорта – это регулирование компетентными государственными органами вывоза
товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по
ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц;
4) Добровольное
ограничение экспорта - метод государственного регулирования внешнеэкономических
связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем
экспорта определенных товаров;
5) Требование о содержании местных компонентов
– скрытый метод торговой политики государства, законодательно
устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена
национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи
на внутреннем рынке;
д) Технические
стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со
здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе
промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров,
санитарно-ветеринарные нормы);
е) Таможенные,
административные импортные формальности, которые создают препятствия и
сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. К этой категории мер
относятся следующие:
1) Антидемпинговая
пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары,
экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен
импортирующей страны;
2) Компенсационная
таможенная пошлина - пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную
территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно
использовались субсидии; Компенсационные пошлина взимаются, если такой ввоз
наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров
либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;
3) Таможенные
формальности - законодательно предусмотренные обязательные требования, без
выполнения которых транспортные средства, товары и иные предметы не могут быть
пропущены через таможенную границу. Таможенные формальности включают досмотр
товаров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформление
документов, определение страны происхождения товара, исчисление и взимание
таможенных пошлин, налогов и сборов.
Отметим,
что первая группа мер носит финансовый характер, а все последующие –
административный.
4. Особенности и
проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в
России
Государственное
регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется,
основываясь на следующих принципах:
- количественные
ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев,
когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для
выполнения международных обязательств РФ;
- ввозимые на
территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим,
санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и
требованиям, установленным в РФ;
- в целях защиты
национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в
отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также
соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового
уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в
стране действует система экспортного контроля;
- на отдельные
виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная
монополия;
- особыми режимами
осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная
торговля и свободная экономическая зона;
- соблюдается
равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их
защита государством[6].
Среди проблем, стоящих
перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:
- неблагоприятная
позиция РФ в международном разделении труда. На удельную долю российского экспорта
составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию
к увеличению. В 1999 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2009
году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары
склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также
это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной
конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта преобладают
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного),
продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и
транспортные средства. В 1999 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в
2009 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида
продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли
импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме
текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей
степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии.
- малая
привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу
Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности
условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при
этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;
- протекционистские
меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских
отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не
стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без
этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров
является поддержка российской автомобильной промышленности;
- мировой
финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых
российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация
рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику[7].
Заключение
Таким образом, внешнеэкономическая
деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства,
предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом
товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с
другими странами проектов.
На основании
вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во
внешнеэкономической деятельности РФ.
Необходимо
диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной
продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки
по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации,
целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции.
Однако данные меры на данный момент являются недостаточными.
Необходимо построить
более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами,
сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества
государства и создать для этого необходимые условия.
Важно повысить
конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на
основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на
рабочую силу вследствие девальвации рубля.
Наконец, тяжёлым
испытанием для российской экономики, возможно, стал мировой финансовый кризис.
В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё
больше усложняется.
Список
литературы
1.
Конституция РФ 1333 г. – М.: Норма, 2002.
2.
О таможенном
тарифе: ФЗ от 21 мая 1993 года № 5003-1 //#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.
– Н90 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2007. С. 67.