Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Спортивная политика

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Спортивная политика
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:46:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                     ПЛАН


    Введение.

    1. Международное сотрудничество в спорте.

    2. Взаимодействия между странами СНГ.

    3. Управление спортом и физкультурой.

    4. Политики в спорте.

    Заключение.

    Литература.




















                                                    Введение

    У спорта и политики традиционно много общего. В современном обществе спорт все чаще становится «заменителем» политики, средством, позволяющим выпускать накопившийся у народа «пар». В спортивных состязаниях сугубо политическое разделение на «друзей» и «врагов» находит свое более цивилизованное выражение. Сидя у экрана телевизора или на трибуне стадиона, мы болеем за «наших», даже если этих «наших» никогда в жизни не видели (в сущности, за совершенно чужих нам людей). В спортивных баталиях реализуется дух соперничества и жажда победы миллионов зрителей. Спортивные игры заменяют современному человеку зрелища.

    Развитие спорта определяется следующими причинами: потребностями общества в специфической области воспитательной и игровой деятельности, необходимостью иметь также такую область деятельности, в которой человек мог бы проявить свои физические способности на предельных уровнях.

    Человек находит в спорте один из способов самоутверждения личности, победы над временем, весом, соперником, над собой.

    Если физическое воспитание создает начальную базу для всестороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их безграничного развития, то спорт дает возможность полностью раскрыть эти навыки.

    Необходимость физической рекреации обусловлена потребностями производства и других видов деятельности в средствах восстановления сил. Характер труда оказывает весьма сложное и противоречивое влияние. В самом общем смысле слова можно сказать, что труд может и совершенствовать, и угнетать человека.


                                1. Международное сотрудничество

    В области спорта и физической культуры международное сотрудничество осуществляется по трем направлениям:

    а) на государственном уровне;

    б) по линии олимпийских комитетов (Международный олимпийский комитет, национальные олимпийские комитеты (НОК);

    в) по линии физкультурно-спортивных обществ (Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ), Федерация легкой атлетики России).

    Таким образом, в сотрудничество вовлечены как государство, так и некоммерческие организации. И в этой связи рассматриваются особенности такого взаимодействия и, соответственно, каким образом оно воздействует на национальное законодательство в области спорта и физической культуры. При этом рассматривается процедурный вопрос, связанный с признанием актов международных общественных организаций, какие последствия они порождают для государства, а также национальных общественных организаций в области спорта и физической культуры.

    Особое внимание уделяется изучению моделей управления со стороны государства. В мире сложились две основные модели: вмешательства и невмешательства. Модель «вмешательства» признает за спортом и физической культурой фундаментальное общественное значение для культурной и национальной идентичности, поэтому государство должно задавать основные критерии организации спорта и физической культуры.

    Примером конституционного регулирования сферы физической культуры и спорта в странах, применяющих модель «вмешательства», может служить действующая Конституция Испании 1978 года, где в статье 43.3. указывается, что органы публичной (государственной) власти способствуют развитию физического воспитания и спорта и организации досуга людей.

    Главной особенностью данной модели является наличие кодифицированных законов в сфере физической культуры. Выделяются следующие страны, которые закрепляют в законодательстве такую модель: Франция, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Канада, США и др.

    Для некоторых стран характерно минимальное вмешательство законодательных органов в сферу физической культуры. К ним относятся: Великобритания, Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция и др.

    Модель «невмешательства» основана на признании автономии области человеческой деятельности такой как физическая культура, в том числе и нормативно-правовой, а отношения между субъектами спортивного движения регулируются нормами спортивных организаций, в первую очередь международных, и обычаями спортивной среды. Страны, применяющие эту модель, не имеют кодифицированных законов о физической культуре. В то же время использование модели невмешательства государства в сферу физической культуры не означает отсутствие механизмов правового регулирования данной деятельности. Управленческие отношения регулируются нормами различных законов, входящими в них составной частью (законы об образовании, здравоохранении, молодежи и т.д.).

    Что касается Российской Федерации, то есть определенные предпосылки, с помощью которых можно отнести характер государственного управления к той или иной модели.  









                          2. Взаимодействия между странами СНГ


    Уже в первое посткоммунистическое десятилетие произошли отчетливые изменения. Это растущее взаимопритяжение спорта и политики.

    1. Страны СНГ в послевоенную эпоху были великими спортивными державами.

    2. В период острейшего социально-экономического кризиса, невиданного для мирного времени хозяйственного развала физическая культура и спорт во многом сохранили свои передовые позиции в мире.

    3. Сегодняшняя политическая система в странах СНГ характеризуется крайним (поляризованным) плюрализмом и даже автоматизированной партийной системой. В этих условиях умелое использование спорта и великих спортсменов как объектов всенародной любви оборачивается солидными политическими дивидендами.

    Специфика переходного периода, острая борьба за власть в странах СНГ заставляют опираться на спортсменов не меньше, чем на деятелей культуры, науки, шоу-бизнеса.   

    Можно назвать несколько направлений использования спорта в политических целях:

    - во внутриполитической жизни и внешнеполитических отношениях;

    - по конкретным проявлениям взаимосвязей;

    - с точки зрения позитивов и негативов этого взаимодействия и т.д.

    Особый акцент мы делаем на практическом анализе этого явления в нынешних условиях Украины, России, Белоруссии и других стран СНГ. (Можно насчитать несколько десятков его конкретных проявлений.) Назовем несколько наиболее приметных.

    1. Непосредственное "вхождение" в большую политику спортивной элиты (или использование их политической элитой). Вспомним В. Борзова и О. Блохина в "первых пятерках" "Руха" и "Громады", коллективное представительство футболистов киевского "Динамо" в СДПУ(о) в украинских выборных баталиях 1998 г. или участие великого Ю. Власова в президентской кампании 1996 г. в России, когда он даже в условиях жестокой информационной локады по количеству голосов почти не уступил М. Горбачеву и опередил миллиардера В. Брынцалова. Наконец, роль не менее знаменитого А.Карелина в достижении феноменального успеха предвыборного блока "Единство" ("Медведь") на думских выборах 1999 г.

    2. Приход к руководству НОКами, международными и национальными спортивными федерациями президентов, премьеров, министров: А. Лукашенко как президента НОКа Белоруссии, К. Илюмжинова в качестве президента НОКа Калмыкии и Международной шахматной федерации, В. Пустовойтенко как президента федерации футбола Украины. Такие примеры характерны разве что для коммунистических Китая, Кубы, посткоммунистической Румынии, арабских стран - Ирака, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов.

    3. Расширяющееся использование спортивного рычага избирательных кампаний через средства массовой информации.

    Для подтверждения гипотезы о возрастающем взаимовлиянии политики и спорта авторы накануне парламентских выборов 1998 г. провели экспертный опрос ряда украинских специалистов. В социологическом исследовании были задействованы 2 группы, по 30 человек в каждой. Репрезентативность и качество опроса обеспечивались профессиональным и научным уровнем респондентов. Первую группу ("политиков") представляли депутаты Верховной Рады XIII и XIV созывов, партийные деятели, ректоры и проректоры ряда вузов, профессора-политологи, а также молодые ученые. Во второй группе ("деятелей спорта и спортсменов") - ректоры и проректоры, заведующие кафедрами физкультурных вузов, заслуженные работники физической культуры и спорта, олимпийские и мировые чемпионы.

    Авторы предложили респондентам высказать свое видение проблемы "спорт и политика", отвечая на ряд вопросов, которые задавались в ходе интервью или беседы. При всей неожиданности и даже парадоксальности нескольких ответов отметим главное. Абсолютное большинство респондентов были единодушны: крепнущий союз политики и спорта - это объективное явление, порождение возрастающего общественно-экономического значения, необыкновенной популярности физической культуры и спорта. Вместе с тем эти взаимосвязи в наших условиях еще недостаточно изучены, требуют серьезного научного и прежде всего социологического анализа. Но уже сегодня специалисты осознают опасности использования спорта как инструмента "грязной политики". Отсюда и призывы вернуть ему первоначальное предназначение посла мира, дружбы между народами, дружеского соперничества вместо войны и взаимной ненависти.

    Анализ этого взаимодействия с привлечением широкой гаммы социологических методов весьма перспективен. Представляются интересными и методики "Независимой газеты" и российских социологических служб "Vox populi" и Агентства экономических новостей с переносом их на рейтинговую оценку уровня взаимосвязей спорта и политики.

    Уже сегодня такое исследование позволило сформулировать несколько динамических закономерностей взаимодействия.

    1. Это явное проявление все большего влияния политики на спорт (с одновременным возрастанием и обратных связей).

    2. Это непрерывное расширение взаимовлияния в ХХ столетии, возникновение все новых его направлений и форм.

    3. Это все более очевидное превращение спорта в важный фактор политического процесса, борьбы за политическую власть, в один из самых эффективных рычагов избирательных кампаний.

    И если 2-3 десятилетия назад можно было говорить об одностороннем влиянии политики на спортивную жизнь (точнее, о вмешательстве в нее вопреки идеалистической формуле П. Кубертена), то сегодня речь идет о диалектических, углубляющихся и разносторонних взаимосвязях.

    Главный вывод: диалектика политики и спорта представляет не только академический, но и возрастающий практический интерес для современного политического процесса государств СНГ.

                        3. Управление спортом и физкультурой


    Конституция Российской Федерации устанавливает три уровня власти: федеральный, региональный, местный. Вопросы спорта и физической культуры определены в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и поэтому находят закрепление в статье 72 Конституции Российской Федерации.

    На федеральном уровне управлением спорта и физической культурой, а также разработкой политики в этой сфере занимается Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт). Основой деятельности Росспорта является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». При анализе законов и других соответствующих нормативных актов обнаружены значительные противоречия в их нормах, а также существенные пробелы по ряду аспектов реализации гражданами своего права на занятие спортом и физической культурой. В частности, мало внимания уделяется вопросам спорта инвалидов, школьного и студенческого спорта и т.д. Кроме того, существуют значительные нестыковки в федеральном законодательстве относительно детско-юношеского спорта, а именно по вопросу об учреждениях дополнительного образования физкультурной направленности.

    Следует сказать, что в ряде субъектов Российской Федерации приняты свои законодательные акты по вопросам спорта и физической культуры, и некоторые из них выглядят более прогрессивно, чем федеральное законодательство. Например, в Московской области принят отдельный закон о детско-юношеском спорте.

    На местном уровне рассматривается управление физической культурой через призму Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым устанавливается двухуровневая структура местного самоуправления: на низшем уровне находятся поселения, а на верхнем муниципальные районы. Наряду с законодательством о местном самоуправлении рассматриваются и практические вопросы реализации соответствующих законодательных актов. Все это связано во многом с переходом Российской Федерации от советского управления централизованного к федеративной системе управления с широкими полномочиями у местных органов власти, в том числе и по вопросам развития физической культуры среди населения территорий.

    Наиболее важным и присущим для спорта и физической культуры является рассмотрение аспекта взаимодействия между уровнями власти. Важным моментов является сотрудничество между уровнями власти в целях наиболее полного обеспечения права граждан на занятие спортом и физической культурой.

    Одной из специфических черт является то, что не только органы власти принимают участие в регулировании вопросов спорта и физической культуры, но весьма значительным фактором служит общественный элемент. Следует сказать, что общественные объединения создаются не только для консолидации занимающихся определенными видами спорта, но и для решения организационных задач. Если взять существующие общественные объединения, то можно выделить следующие:

    - федерации, союзы, ассоциации по видам спорта; как правило, если вид спорта не является национальным (например, северное многоборье), то существуют и соответствующие международные федерации;

    - олимпийские комитеты (на международном уровне действуют соответствующие олимпийские комитеты);

    общественные объединения, занимающиеся вопросами благотворительности, спонсорства.



                                           4. Политики в спорте


    Наглядным примером эффективного использования спортивных пристрастий политиков могут служить любимые виды спорта российских президентов. Так, если во времена Ельцина спортом номер один в России фактически считался большой теннис, то с приходом Путина основное внимание переключилось дзюдо и на горнолыжный спорт. Спортивные федерации заинтересованы заполучить в президенты политика, занимающего высокий пост, чтобы тем самым обеспечить себе эффективное политическое лобби.

    Но так было не всегда. Во времена СССР спортивно-политическое совместительство было скорее исключением, нежели правилом. Когда же Россия стала независимой, жизнь в спортивных федерациях стала протекать по инерции: ничего нового не привносилось, спорт продолжал жить отдельно от политики и бизнеса и постепенно „загибался“. Поэтому, когда возникли сложности с финансированием, что особенно чувствовалось на фоне недалеких и благополучных 70-80-х, спортивные функционеры призадумались: каким образом можно сделать так, чтобы и честь, как говорится, сберечь, и добиться хороших результатов.

    Выходом из ситуации оказалось привлечение известных политиков и государственных деятелей на должности президентов спортивных федераций. В результате, с одной стороны, популяризировался данный вид спорта (известность политика этому способствовала), а с другой — с помощью имеющихся в руках политиков рычагов власти изыскивались бюджетные и внебюджетные средства на развитие спорта. То есть главной целью, которую преследовали спортивные чиновники, было создание спортивного лобби во властных структурах.

    К слову, в развитых европейских странах ситуация кардинально иная. Ведь на Западе спорт — это, в первую очередь, бизнес. Развитая индустрия спортивных масс-медиа (только в США более 20 спортивных кабельных каналов) помогает привлекать огромные финансовые средства и тем самым развивать определенный вид спорта, не дожидаясь поддержки государства. На Западе Спорт зачастую превращают в шоу, привлекающее зрителей и, самое главное, спонсоров. В России же спорт хоть и имеет большой потенциал, но лишен красивой обертки. За исключением футбола и , может быть, фигурного катания, россияне практически ничего не смотрят. Поэтому без поддержки государства спорт попросту не выживет.

    Примеры сращивания государственной сферы и спорта можно найти и на постсоветском пространстве. В той же Белоруссии президентом национального олимпийского комитета (НОК) является сам „батька“ Александр Лукашенко, а почти все министры белорусского кабмина - президентами спортивных федераций. Так что заседание НОК - это почти заседание правительства. Замечены в любви к спорту и многие украинские политики. Если у них пройтись по олимпийским видам спорта, то получится, что из 38 федераций 12 возглавляют политики и государственные деятели, и еще в 3-х из них являются вице-президентами.

    В России не так давно вице-премьер РФ Сергей Нарышкин возглавил Всероссийскую федерацию плавания, вице-премьер Александр Жуков руководит Федерацией шахмат, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев - Федерацией дзюдо, министр транспорта Игорь Левитин - Федерацией настольного тенниса, глава МЧС Сергей Шойгу - Национальной федерацией каратэ, директор ФСБ Николай Патрушев - Федерацией волейбола. По мнению Нарышкина, для работы в качестве руководителя спортивной федерации у членов правительства не так много времени, однако такой работой заниматься необходимо. Кстати, именно по причине нехватки времени Федерацию баскетбола в марте покинул первый вице-премьер Сергей Иванов, возглавивший попечительский совет федерации в 2005 году, еще в бытность министерство обороны.

    Наличие определенного административного ресурса дает хорошие условия, чтобы поддерживать работу федераций.

    Пока же список глав федераций можно разделить на две части: в одну входят политики, стремящиеся к руководству спортом, в другую бывшие профессиональные спортсмены. С 2000 года полпред президента в Совете Федерации Александр Котенков является президентом Всероссийской федерации парусного спорта. С 2001 года глава Росатома Сергей Кириенко занимает пост президента Федерации айкидо. С февраля 2001 года помощник президента России Сергей Ястржембский руководит Федерацией художественной гимнастики. В 2005 году спикер Госдумы Борис Грызлов возглавил попечительский совет Российского футбольного союза. С 2005 года глава аппарата Счетной палаты Сергей Шахрай руководит Национальной федерацией бадминтона России. В январе 2005 года депутат Госдумы Геннадий Селезнев возглавил Федерацию конного спорта России. В апреле 2005 года член Совета Федерации Виталий Мутко возглавил Российский футбольный союз. В апреле 2006 года депутат Госдумы Владислав Третьяк возглавил Федерацию хоккея России. В апреле 2007 года спикер Совета Федерации Сергей Миронов стал во главе попечительского совета Национального фонда развития бадминтона России. Попечительский совет Федерации спортивной борьбы России (ФСБР) возглавляет депутат Госдумы Сулейман Керимов.

    Так что же, кроме головной боли, имеют политики от работы в спорте? Если вдуматься, главным мотивом является все-таки их желание придать собственному имиджу ореол спортивности. Решающей роли на выборах это не сыграет, но лишних пару тысяч голосов в общую копилку добавит. Здесь все зависит от популярности самого вида спорта. Если это футбол, баскетбол или фигурное катание, это одно дело. Успех руководителю данных федераций гарантируют мелькание на телеэкранах, цитирование в газетах, а значит - увеличение рейтинга. В видах спорта менее популярных весь политический пиар сводится к помощи в организации соревнований, желательно международных, и улучшении финансирования. Еще одна причина, по которой политики соглашаются возглавить спортивную федерацию, - это работа на перспективу и зависть (конкурент возглавляет, почему не могу и я). Есть, конечно, и политики-патриоты, действительно заинтересованные в развитии спорта, но таких, к сожалению, меньшинство.

    Политики, проникая в спортивные федерации, в первую очередь преследуют цель использовать их людской ресурс в своих интересах. У любой спортивной или около спортивной организации есть определенный ресурс. Вот, например, недавно „Справедливая Россия“ взяла себе под шефство союз рыболовов-спортсменов и охотников. Что тоже вполне органично. Ведь это сеть, то есть у них имеется определенное количество членов организаций, которых таким образом можно включить в свою партию. То же самое и любая спортивная федерация. Их тоже можно по-быстрому заиметь как членов партии. 

                                               Заключение

     

    Официальный спорт очень похож на официальную политику. И то и другое имеет ярко выраженный боевой, «нешуточный» характер. Борьба «не на жизнь, а на смерть» делают спортивные состязания больше похожими на военные сражения. Так же как и во времена Великой Отечественной, спортсмены получают приказ стоять «до конца», все сделать «для победы». Да и как иначе, ведь на карту ставится честь страны (читай, судьба политического руководства). Так же как и во времена Сталина, победы нередко приурочены к определенным датам.

    В политике и спорте нет компромиссов и недопустимых средств. Не случайно (как однажды обронил в своем интервью Максим Мирный), противник зачастую не подает потом руки. Не подает руки своим политическим противникам и президент. Это вам не в буржуазной Германии, где после яростных дебатов в парламенте правые и левые могут спокойно пить пиво в ближайшем пабе.

    В известной песне поется о нашей готовности не думать о цене победы, не «стоять» «за ценой». И никогда не стояли – ни на поле боя, ни в спортивных сражениях. Для достижения победы все средства хороши. Главное – результат, и победителей (как говаривал Н. Макиавелли) народ всегда оправдает. В нашем спорте, как и в политике, не гнушаются средствами.

    В спорте, как и в политике, интересы дела требуют постоянного притока молодых сил. Для этого должна быть налажена четкая система подбора и продвижения талантов. Наилучшие результаты может дать только честная конкуренция. «Своячество» и протекционизм, как известно, ведут к «спортивному туризму» (путешествиям за рубеж за государственный счет).

    Однако логика войны зачастую диктует свои правила. Имидж политического руководства нужно поддержать именно сегодня. Поэтому и победа нужна любой ценой. Вот и мелькают на экране одни и те же, давно знакомые лица. Рисковать и делать инвестиции в будущее никто не желает. Старые испытанные кадры очень хорошо знают, что от них требуется, и умеют оправдывать ожидания тех, кто определяет «спортивную политику». Впрочем, в тех случаях, когда (как это имело место в биатлоне) эти ожидания не оправдываются, всегда можно сослаться на то, что было «сделано все, что можно». В политике, экономике, спорте, по старой советской традиции, важно показать «прилежание».

    Политики умело использует спортсменов в собственных целях, присваивая себе их славу. Редкий политик откажется от возможности «засветиться» перед своим электоратом в обнимку с героями олимпиад и чемпионатов мира, «занимая» у них часть популярности. Еще более беззастенчиво используют спортсменов авторитарные правители. Являясь официальными «вдохновителями» всех государственных «побед», они беззастенчиво записываются в соавторы спортивных достижений.

    Международные состязания – один из немногих случаев возвращения к реальности, разбивающий миф о «процветании и успехах». Здесь не помогает благоприятная экономическая конъюнктура, нет информационной монополии, позволяющей творить иллюзии. Здесь невозможен государственный протекционизм, создающий тепличные условия «отечественному производителю». Здесь не дают устанавливать свои, «особые» правила игры. Единственная отдушина – «соответствующий» комментарий…

    Пожалуй, нигде политическое разделение на «друзей» и «врагов» не проявляется столь явно, как в репортажах наших телекомментаторов. Согласно их оценкам, неудачи наших спортсменов, как правило, являются результатом «несправедливого судейства». Причем со стороны тех, кто и в политике относится к нам «предвзято». Более тонкие различения можно заметить в комментариях по поводу побед и поражений наших соседей. Здесь есть различные градации «родства» и «чужеродности».

                                          Список литературы


    1. Бобров В. Спорт как политика//Наше мнение, 14.03.06.

    2. Егоричев А.Н. Формы реализации права граждан на объединение в области физической культуры // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11.

    3. Олейник Н. и др. Спорт и политика: социологический анализ взаимодействия в странах СНГ. – М., 2004.

    4. Петров И. Спортивная политика и политический спорт//Росбалт.Ru, 25.06.2007.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Спортивная политика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.