Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Фукции отдела внутреннего аудита

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Фукции отдела внутреннего аудита
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:46:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
                                                       ПЛАН   Введение.

    1. Цели налогового аудита.

    2. Заказчики налогового аудита.

    3. Методика проведения налогового аудита.

    4. Ответственность аудиторов.

    5. Особенности организации отдела внутреннего аудита.

    Заключение.

    Литература.


                                            Введение

    Являясь одним из самых востребованных видов аудиторских услуг, налоговый аудит представляет собой проверку систем налогового и бухгалтерского учёта предприятия на предмет:

    · состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

    · соответствие налогового и бухгалтерского учета требованиям законодательства Российской Федерации;

    · правильность формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов.

    Налоговый аудит включает в себя проверку начисления и уплаты налогов и сборов, обоснованность применения налоговых льгот, правильность составления деклараций и прочие услуги, призванные привести в соответствие с законодательством бухгалтерский и налоговый учет на предприятии. Также в функции налогового аудита входит оценка налоговых рисков, что позволяет минимизировать риски при уплате налогов. Налоговый аудит сегодня жесткая необходимость. Для клиента налоговый аудит служит своеобразной генеральной репетицией налоговой проверки, во время которой можно привести в порядок отчетность, дабы не иметь проблем в будущем. Кроме того, аудиторская фирма посредством проверки снижает риски нарушения законодательства о налогах и сборах и вероятность возникновения недоразумений и конфликтов с госорганов. Аудиторская проверка это также прекрасная возможность повысить квалификацию своих сотрудников за счет внутреннего аудита. Также внутренний аудит способствует минимизация финансовых потерь, а аудиторская проверка независимыми экспертами служит улучшению имиджа Вашей компании.


                                    1. Цели налогового аудита


    Основной целью является выявление ошибок в бухгалтерском и налоговом учете. Грамотный налоговый аудит поможет избежать Вам многих неприятностей в виде штрафов и пени. Каждая организация либо индивидуальный предприниматель обязаны выплачивать установленные законом налоги и сборы, однако далеко не все достаточно хорошо разбираются в налоговом законодательстве.

    Большим плюсом для компании, проводящей налоговый аудит, будет опыт общения с государственными структурами. Это позволит грамотно отстаивать свою позицию во время сопровождения проверок контролирующими органами и выходить победителями в налоговых спорах.

    В настоящее время общий аудит и консультирование являются далеко не единственными услугами, предлагаемыми аудиторскими фирмами. За последние годы существенно вырос спрос на сопутствующие аудиту услуги, а именно: налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; правовое консультирование, а также представительство в налоговых органах; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов и т.д. Таким образом, у заказчиков аудиторских услуг становится все более популярным комплексный налоговый аудит. Соотношение общего и налогового аудита.

    В соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" существуют некоторые категории хозяйствующих субъектов, для которых общий аудит является обязательным. Общий аудит предполагает независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Несмотря на то что общий аудит в любом случае проводится выборочно, проверке подлежат все участки бухгалтерского учета организации.

    Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным, т.е. необязательным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

    Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Как правило, это увеличивает общую стоимость работ. Однако если организация действительно стремится снизить свои налоговые риски, ей необходимо проводить полный налоговый аудит. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом. Очевидно, что объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, поэтому сплошной метод проверки вполне применим для налогового аудита.

     

    2. Заказчики налогового аудита


    В первую очередь налоговый аудит пользуется спросом у крупных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких компаний велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Таким образом, дабы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. В данном случае под налоговым учетом понимается не только учет по налогу на прибыль организаций, регламентированный главой 25 НК РФ, но и расчет сумм к уплате по всем налогам, уплачиваемым организацией. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

    В таком случае налоговый аудит целесообразно проводить в рамках обязательной аудиторской проверки. Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются. Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.


    3. Методика проведения налогового аудита


    Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налогового аудита. В целом налоговый аудит можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов: предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта; проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

    На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия. Так, на первом этапе необходимо: провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели; проверить правильность методики исчисления налоговых платежей; провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений; проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов; осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта. Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

    На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

    Таким образом, проверку исчисления и уплаты налогов можно проводить в тематическом разрезе. Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности. Например, при проверке правильности исчисления налога на прибыль в первую очередь обращается внимание на документальное подтверждение и экономическую обоснованность затрат.

    В ходе налогового аудита проводится проверка правильности формирования налоговой базы и заполнения налоговых деклараций организации. Как уже отмечалось, под налоговым учетом мы понимаем весь учет, в том числе и бухгалтерский, который содержит данные, влияющие на формирование налоговых обязательств организации. В настоящее время практически все налоги, за исключением налога на прибыль, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость и некоторых других, исчисляются по данным бухгалтерского учета. Итак, аудиторы, проводящие проверку, проводят экспертизу бухгалтерского и налогового учета за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета. В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством.

    В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Дело в том, что практически любая фирма в той или иной степени и в разных масштабах заключает сделки, в которых существо отношений не соответствует их юридическому оформлению. Наиболее распространенный пример - обналичивание денежных средств. В целях документального оформления такой сделки многие организации заключают фиктивные договоры подряда. Проведение данных операций при недостаточно грамотном юридическом оформлении может привести к весьма серьезным последствиям. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

    Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок. На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

    Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

     

    4. Ответственность аудиторов


    Очевидно, что аудиторы, как и работники налоговых органов, способны выявить возможные нарушения действующего законодательства. Однако цель налоговых органов - привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности, а цель аудиторов - снизить вероятность привлечения к ней организации. Аудиторы не могут заставить своего заказчика принимать те или иные решения, они могут только дать обоснованные рекомендации. Таким образом, в случае выявления нарушений налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, носящих существенный характер, аудиторская организация должна сообщить руководству экономического субъекта об ответственности за допущенные нарушения и необходимости внесения изменений в бухгалтерскую отчетность, уточнения налоговых деклараций и расчетов.

    Если бухгалтерия организации не сочтет нужным исправить существенные нарушения, выявленные аудиторской организацией по результатам выполнения специального аудиторского задания, аудиторская организация должна направить письмо-уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства. Решение о том, следовать или не следовать рекомендациям аудиторской фирмы, остается за руководителем организации. Таким образом, аудиторская фирма освобождает себя от ответственности и перед законом, и перед клиентом в случае привлечения последнего к ответственности. Однако у аудиторской фирмы есть определенные обязательства перед клиентом. В частности, она несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации проверяемой организации. По окончании налогового аудита заказчик может воспользоваться иными услугами аудиторской фирмы.

    Так, аудиторская фирма может предложить своим клиентам разработать и представить: рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта; оптимальные механизмы начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта; рекомендации о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот; предложения по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию налогов и снижение налоговых рисков; предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности; рекомендации по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта; рекомендации и предложения по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов; предложения по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.

    Аудиторская организация может также представлять интересы хозяйствующего субъекта в отношениях с налоговыми органами. Общение с налоговыми органами в ходе и по результатам проведения налогового аудита осуществляется: для получения разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта; при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами; в других необходимых случаях.

    Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть: указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства; разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов; внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования.

    Однако следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих налоговому аудиту услуг может быть достигнут только тогда, когда этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти эффективное решение проблемы.


    5. Особенности организации отдела внутреннего аудита


    Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации. По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

    Руководство компании разрабатывает политику и процедуры работы. Однако персонал может не всегда их пони­мать или не всегда выполнять по тем или иным причи­нам. Менеджеры не имеют достаточного времени про­верить исполнение и часто не обладают специфически­ми инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

    Внутренние аудиторы помогают им - обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

    Особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет географически разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения. Центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности, осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом.

    Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних ауди­торов как дополнительными ресурсами, помога­ющими им осуществлять функции по управлению компанией.

    Создание эффективной системы внутреннего аудита в компании позволит:

    · обеспечить эффективное функциониро­вание, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

    · сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;

    · своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

    · сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

    В настоящее время создание отделов внутреннего аудита в России не отрегулировано и нормативно. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. Но закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров, а также содержит специальную статью, предусматриваю­щую обязательное создание в акционерном обществе ревизион­ной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст. 85 указанного закона ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом ди­ректоров или акционером (акци­онерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. Вместе с тем ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности. В принципе, между отделом внутреннего аудита и ревизией есть общее, они дополняют друг друга, но в то же время существенно различаются (см. таблицу, «Справочник экономиста», № 9, 2006).

     Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита. 

    Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленчес­кий аудит), аудит на соответствие требованиям наудит финансовой отчетности.

    Анализируя внутренний аудит более де­тально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторон­ний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

    Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

    При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализа­ции продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

    Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и (или) технологической целесообразности (рациональности).

    Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов, для того чтобы выявить возможности улучшения хозяйственной деятельности.

    Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, - например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

    Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

    1)   установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

    2)   предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

    Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов уп­равления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

    Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок - вот некоторые основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.

    Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося соверше­ния какой-либо важной сделки.

    Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные цели или цели узких групп.

    В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС), может быть одной из важных функций такого специалиста.

    Другая дополнительная задача - оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных кон­тролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

    Кроме того, внутренние аудиторы могут:

    · участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

    · решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

    · консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

    · участвовать в мероприятиях по повыше­нию квалификации персонала организации;

    · консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

    · участвовать в постановке бухгалтерского учета.

    Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

    Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

    Налоговое планирование (налоговая оптимизация) - это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

    Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

    Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству компании для принятия дальнейших решений.

    Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов должны содержать:

    1) перечень выявленных отклонений, пре­вышающих допуск;

    2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

    3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

    4) рекомендации по возможному устране­нию данных отклонений;

    5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

    6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имею­щих отношение к проведенной работе.

    Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

    Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не пригла­шенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

    Главный внутренний аудитор - это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками способный дать высшему руководству сам компетентный совет в области экономики и налогов.

    Главный аудитор в идеале должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, а также собственно аудиторские умения и навыки.

    Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей компании. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии.

    Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

    · руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления);

    · руководство разработкой бюджетов и смет внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

    · консультирование руководства по наибо­лее важным вопросам;

    · принятие заказов на проведение прове­рок каких-либо объектов;

    · принятие участия в наиболее важных проверках;

    · анализ и оценка заключений (аудитор­ских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

    · координация взаимодействия внутрен­них и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

    · участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

    Деятельность внутренних аудиторов долж­на осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлечен­ных в систему аудирования.

    При непрерывно меняющемся отечествен­ном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному вну­треннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

    На предприятии целесообразно периодичес­ки организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления от­ветственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах кол­лективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы, и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.

    Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов — отдел внутреннего аудита.

    Создание такого отдела позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления:

    1) наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

    2)  выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

    3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее фили­алах и дочерних компаниях.

    Создание отдела внутреннего аудита в компании - весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организаци­онно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

    · выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с полити­кой предприятия;

    · определение основных функций, необхо­димых для достижения поставленных целей;

    · объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирую­щихся на выполнении этих функций;

    · разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

    · соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое — отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

    · интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

    · разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

    Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это, прежде всего, цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

    Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

    Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредст­венно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.


    Заключение

    Функции отдела подразделения налогового аудита в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации:

    - рассмотрение жалоб физических и юридических лиц на акты нижестоящих налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц в связи с осуществлением налоговыми органами полномочий, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по результатам, рассмотрения которых выносится решение;

    - подготовка по запросу ФНС России заключений по жалобам;

    - рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, по результатам рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

    В межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам:

    - подготовка по запросу ФНС России заключений по жалобам;

    - рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, по результатам рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

    В инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях ФНС России межрайонного уровня:

    - подготовка по запросу управления ФНС России по субъекту Российской Федерации заключений по жалобам;

    - рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных данной инспекцией ФНС России, по результатам рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.


    Литература


    1. Письмо ФНС РФ: № ММ-22-1/206 от 2009-03-19
    2. Письмо Минфин РФ: № 03-02-08-8 от 2009-01-23
    3. Письмо ФНС РФ: № ММ-3-3/478@ от 2008-10-21
    4. Письмо Минфин РФ:№ 03-02-07/1-428 от 2008-10-24
    5. Письмо Минфин РФ: № 03-02-07/1-427 от 2008-10-24

    6. Справочник экономиста № 9 2006.

    7. Справочник экономиста № 4 2007.

    8. Справочник экономиста № 11 2008.




Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Фукции отдела внутреннего аудита ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.