Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экологические проблемы Челябинска

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Экологические проблемы Челябинска
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:46:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение........................................................................................................... 3

    Экологический мониторинг............................................................................ 5

    Экологические проблемы — системный подход........................................... 7

    Проблема радиоактивно-загрязненных территорий Уральского региона.. 8

    Оценка воздействия на окружающую среду и экологическое прогнозирование     12

    Заключение.................................................................................................... 14

    Список использованной литературы............................................................ 17

    Приложение................................................................................................... 18


    Введение

     

    На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

    Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь.

    Актуальность темы обусловлена тем, что Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете.

    Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности.

    Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо- и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы.

    В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

    Предмет работы – экологические проблемы.

    Объект работы – г.Челябинск.

    Целью работы является освещение экологических проблем г.Челябинска.

    Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:

    -   Определить экологический мониторинг;

    -   Изучить экологические проблемы;

    -   Охарактеризовать проблему радиоактивно-загрязненных территорий Уральского региона;

    -   Произвести оценку воздействия на окружающую среду и экологическое прогнозирование.



    Экологический мониторинг


    Городская система экологического мониторинга (ГорСЭМ) г.Челябинска созда­ется с 1994 г. по договору с администрацией города с целью контроля за состоянием природной среды на территории г.Челябинска и управления этим состоянием. Основой ГорСЭМ является сеть автоматизированных пунктов контроля (АПК), осуществляю­щих измерение концентрации загрязнения и отбора проб, средства доставки результа­тов измерений и проб, стационарные и передвижные лаборатории физико-химическо­го анализа проб, вычислительный комплекс для обработки данных и формирования баз данных. АПК устанавливаются в специально выбранных точках в жилой зоне и в санитарно-защитных зонах предприятий г.Челябинска. АПК обеспечивают передачу данных в административно-аналитический центр ГорСЭМ для их обработки, анализа, организации (при необходимости) экспедиционных измерений, выдачи выходных документов и рекомендаций, используемых административными органами г. Челябинска и предприятиями для выработки управляющих воздействий. На пункте сбора информации от АПК формируется прогноз состояния воздушного бассейна в местах размещения АПК на 4 часа, по территории города на сутки, распределение суточной концентрации загрязняющих веществ по территории города.

    Первая очередь ГорСЭМ г.Челябинска, введенная в эксплуатацию 1994г., включала автоматизированную подсистему атмосферного мониторинга в составе четырех автоматических гостов контроля (Металлургический, Тракторозаводский, Советский и Ленинский районы), пункта сбора информации вычислительного центра для обработки информации и формирования баз дан связи для передачи потребителям информации, передвижной станции обслуживания постов.

    В настоящее время ведутся работы по переоснащению АПК более совершенным аналитическим оборудованием. С 11.11.96 г. муниципальное предприятие "Городская система экологического мониторинга" переименовано в муниципальное предприятие "Городской экологический центр''.


    Экологические проблемы — системный подход


    Институт промышленной экологии УрО РАН организован в 1992 г. на базе Научно-инженерного центра экологической безо­пасности УрО РАН.

    Создание и становление Института совпало с тяжелым пери­одом в жизни нашей страны. Это не могло не отразиться на вы­боре научной тематики и характере решаемых задач. Необходи­мо было выйти на качественно иной уровень обобщения, чтобы увидеть место экологических проблем в ряду всех остальных: медицинских, социальных, экономических, демографических и т. д., причем увидеть во взаимосвязи и взаимозависимости. Пер­вый шаг в понимании этого сделан.

    Основной вывод — эффективное решение масштабных мно­гофакторных и разноплановых экологообусловленных проблем возможно только при комплексном системном подходе.

    Эффективно решить проблемы по отдельности:

    экологи­ческие — основываясь только на экологических принципах;

    экономические — учитывая только экономические аспекты;

    медицинские — рассматривая только проблемы здоровья на­селения и т. д., невозможно. Связано это с тем, что, как пра­вило, экологические проблемы решаются в комплексе в це­лях, например, улучшения здоровья населения, экономиче­ской или демографической ситуации, повышения качества жизни и т. д. Но когда мы увязываем состояние окружающей природной среды и здоровья населения, окружающей среды и экономики, начинают действовать свои критерии и принци­пы, которые отличаются от чисто экологических, меди­цинских, экономических принципов, например определения приоритетов.

    Задача, стоящая сегодня перед коллективом Института, — на основе принципов системного анализа разработать методоло­гию решения комплексных и экологозависимых проблем на уровнях от локального, регионального и выше.

    Проблема радиоактивно-загрязненных территорий Ураль­ского региона


    По совокупности проблем, сложившихся в Уральском регио­не, радиационно-экологическая ситуация не имеет аналогов. Проблемы связаны в основном с последствиями деятельности первого в нашей стране атомно-промышленного комплекса по наработке оружейного плутония (ПО "Маяк" Челябинской об­ласти). Их условно можно разделить на два класса: проблемы на­копленных отходов и проблемы, связанные с загрязнением окру­жающей среды.

    На промплощадке ПО "Маяк" накоплено более 1 млрд Ки активности жидких и твердых радиоактивных отходов. Значи­тельная часть их депонирована в открытых природных средах. Особую тревогу вызывает оз. Карачай, в котором находится около 120 млн Ки, и каскад радиоактивных водоемов на р. Тече. Под озером образовалась линза радиоактивно-загрязненных подземных вод, которая движется вдоль меридионального раз­лома. В южном направлении она уже прошла под ложем р. Мишеляка, притока р. Течи, в которую отмечены выходы радиоак­тивности.

    Загрязнение региона обусловлено газоаэрозольными выбро­сами, особенно в начальный период работы, в результате штат­ной деятельности предприятия и тремя радиационными инциден­тами:

    Сброс радиоактивных отходов суммарной активностью около 2.75 млн Ки в р. Течу, в основном в период с 1949 по 1952 гг., что привело к загрязнению гидрографической системы Теча—Исеть—Тобол—Иртыш—Обь.

    Тепловой взрыв емкости с высокоактивными жидкими от­ходами 29.09.57. Около 2 млн Ки активности было поднято в воз­дух и радиоактивное облако прошло в сторону Тюмени, образо­вав Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС). В зону ВУРСа попали десятки населенных пунктов, в том числе города Багаряк, Каменск-Уральский, Камышлов.

    Разнос радиоактивной пыли активностью примерно 600 Ки (апрель 1967 г.) с обнажившейся донной поверхности оз. Карачай.

    Разработка комплексов научных рекомендаций по оздоров­лению радиационно-экологической ситуации была начата в 1990 г. в рамках специально созданных комиссий АН СССР и президента СССР. Основные итоговые документы этих комис­сий сформулированы группой специалистов ИПЭ (в то время НИЦЭБ) УрО РАН. В них содержались предложения о Государ­ственной программе по реализации срочных мер, аналогичной Чернобыльской, обоснованы ее направления и комплексная структура. На всех последующих этапах разработки, научного обеспечения и реализации программных мер Институт прини­мал непосредственное участие. При подготовке Государствен­ной программы РФ по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах оказания помощи пострадавшему населению на период 1992—1995 гг. ИПЭ от имени УрО РАН разрабатывал ее научный раздел. В период реализации Программы Институт обеспечивал координацию научных исследований.

    К сожалению, экономические условия в стране не позволили реализовать Программу в полном объеме. В результате при уча­стии Института была разработана и утверждена новая Феде­ральная целевая программа на период до 2000 г. В настоящее время, опять же при участии Института, осуществляется про­грамма социальной реабилитации и радиационной безопасности региона на период до 2010 г.

    За минувшие восемь лет под научным руководством Инсти­тута и при его непосредственном участии выполнены комплекс­ные исследования долгосрочных последствий радиоактивного загрязнения для окружающей среды, здоровья населения, соци­ально-экономической сферы пострадавших территорий. Полу­чены результаты фундаментального характера, заставившие принципиально пересмотреть концепцию реабилитации населе­ния и территории.

    На основе системного анализа установлено, что:

    — загрязнение носит фрактальный характер; начальная версия радиоактивного загрязнения территорий, заложенная в пер­вой Программе, не соответствует действительности;

    — полученная оценка накопленной коллективной дозы населе­нием, обусловленное деятельностью ПО "Маяк", сопоставимо с последствиями Чернобыльской ката­строфы;

    — радиационный фактор, приоритетный с экологической точ­ки зрения, не является приоритетным или определяющим в ряду факторов, формирующих здоровье жителей г. Каменска-Уральского. Однако иммунногематологический статус населения, проживающего с момента аварии на радиоактив­но-загрязненной территории, в том числе потомков во втором и третьем поколениях, отличается от такового для насе­ления, проживающего на радиоактивно "чистой" террито­рии;

    — выявленный масштаб опосредованных последствий радиаци­онных аварий — снижение уровня и качества жизни, ухудше­ние общего состояния здоровья и депопуляция населения — привели к ущербу, на порядок превышающему необходимые затраты на реабилитацию населения и территорий;

    — в настоящее время в регионе развивается крупномасштабная авария, обусловленная неуправляемым распространением радионуклидов в гидросфере.

    По данным Госкомстата России на 01.01.07, на предприятиях Уральского региона размещено около 400 млн т токсичных от­ходов всех классов опасности, из которых почти 40 % — на тер­ритории Свердловской области Особую тревогу вызывают токсичные отходы первого класса опасности (отходы гальвани­ческих производств, отходы, содержащие ртуть, хлорорганику, хром и др.) Таких отходов ежегодно на предприятиях УЭР образуется 65.5 % от общего их количества по Российской Феде­рации.

    Не меньшую опасность представляет накопление на пром-площадке ПО "Маяк" в Челябинской области радиоактивных отходов. С учетом накопленных радиоактивных отходов Челя­бинская область выходит на первое место по степени неблагопо­лучия, связанной с накоплением токсичных отходов.

    На основании значений критериев, рассмотренных выше, различные экспертные оценки приводят к следующему ранжи­рованию территорий по степени экологического неблагополучия или экологической напряженности (табл. 1).

    Таблица 1

    Ранжирование территорий Уральского региона на основе экспертных оценок экологического неблагополучия и ухудшения здоровья населения

    Причем при самых различных вариантах бесспорный лидер — челябинская область, а аутсайдер — Курганская область. Аналогич­ное зонирование региона по состоянию здоровья населения, включающее первичную заболеваемость по разным видам бо­лезней, новообразования, врожденные аномалии, болезни ор­ганов дыхания, пищеварения, эндокринной и костно-мышечной систем, болезни кожи, грипп, ОРЗ ч т. д. (всего 13 показа­телей с последующей экспертной оценкой) привело к другой последовательности (см. табл. 1). Можно сделать вывод, что для Челябинской области ведущим фактором, определяющим состояние здоровья населения, является экологическая обста­новка. Для Свердловской, Пермской и Оренбургской областей экологический фактор один из определяющих. Для Курган­ской области, Башкортостана он является фактором второго порядка.

    Таким образом, экологические принципы, справедливые в своей среде, но перенесенные на более высокий уровень обоб­щения, оказываются неэффективны. В этом причина неудач фе­деральных, региональных и локальных экологических про­грамм.

     

    Оценка воздействия на окружающую среду и экологическое прогнозирование

    Решением этих проблем в основном занимает­ся лаборатория экологического прогнозирования. Основное на­правление ее деятельности — разработка научно-методического обеспечения экологического мониторинга, оценки и управления воздействием на окружающую среду объектов повышенного экологического риска, в частности предприятий горно-металлургического комплекса.

    В лаборатории разработана комплексная методика, позволя­ющая успешно решать вопросы обеспечения экологической бе­зопасности хозяйственной деятельности на всех этапах инвестиционного процесса.

    Методика базируется на всестороннем анализе факторов воздействия горного предприятия на окружающую среду и ре­зультатов комплексных натурных экспериментов и включает в себя три взаимосвязанных блока исследований:

    — оценку воздействия на окружающую среду на стадии разра­ботки предпроектной и проектной документации на строи­тельство или реконструкцию предприятия;

    — разработку и реализацию системы экологического монито­ринга зоны влияния предприятия;

    — разработку системы мероприятий по уменьшению первич­ных и отдаленных экологических и социально-экономиче­ских последствий деятельности предприятий.

    Впервые в Уральском регионе выполнена оценка воздейст­вия на окружающую среду по проекту до начала его реализации, что позволило на стадии проектирования предусмотреть необхо­димые меры и технические решения для уменьшения возмож­ных отрицательных экологических и социально-экологических последствий.

    Разработанная методика была реализована и на других круп­ных горно-металлургических предприятиях Урала, в частности Высокогорском горно-обогатительном комбинате (г. Нижний Тагил), Гайском горно-обогатительном комбинате (г. Гай Орен­бургской области) и др.



    Заключение


    Анализ экологической ситуации в Челябинске позволяет сделать вывод, что несмотря на количественное снижение загрязнения окружающей среды, прежде всего, сокращения выбросов в атмосферу, общая обстановка принципи­ально не изменилась и остается сложной.

    Охрана природы по-прежнему финансируется крайне слабо. Отсюда - нерешенные проблемы: нет возможности более эффективно контролировать выполнение Закона "Об охране окружающей природной среды", обеспечивать строительство очистных со­оружений, внедрять безотходные и малоотходные технологии, помогать тем предпри­ятиям, которые пытаются самостоятельно решать вопросы экологии.

    Несмотря на предпринимаемые меры по разработке, утверждению и выполнению комплексных экологических программ, реализация этих программ осуществляется крайне медленно, в основном по причине недостаточного финансирования.

    К сожалению, принятые Правительством РФ меры по реорганизации Минприроды РФ и преобразованию его в Госкомэкологии РФ отрицательно сказались на дея­тельности природоохранных структур и эффективности государственного контроля в сфере природопользования. По-прежнему, продолжается деградация и загрязнение зе­мель, водных объектов, загрязнение воздушного бассейна (особенно автотранспортом). Все это существенно влияет на здоровье населения.

    По заключению экспертной комиссии Минприроды РФ в 2006 году, территория города Карабаша по показателям состояния здоровья населения, степени загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, изменению геологической среды, деградации наземных экосистем соответствует зоне экологического бедствия, а город Магнито­горск - зоне чрезвычайной экологической ситуации.

    В настоящее время проводятся исследования по выявлению степени экологическо­го неблагополучия окружающей среды в других городах области - Златоусте, Верхнем Уфалее и Челябинске.

    Исходя из этого, приоритеты природоохранной деятельности в Челябинской об­ласти заключаются в следующем:

    — Дальнейшее снижение загрязнения всех природных сфер до уровня норматив­ных требований.

    — Сохранение биологического разнообразия, создание системы особо охраняемых природных территорий, способной обеспечить поддержание экологического равнове­сия региона.

    — Разработка и реализация федеральных и региональных целевых экологических программ.

    — Совершенствование законодательной и нормативной базы, регулирующей воп­росы охраны окружающей природной среды, в Челябинской области, усиление госу­дарственного контроля за природопользованием.

    — Совершенствование экономического механизма природопользования, строи­тельство и ввод в эксплуатацию природоохранных объектов, внедрение экологически чистых технологий.

    Урал продолжает оставаться одним из самых экологически неблагополучных регионов России. Решение его экологических проблем только за счет проведения мероприятий компенсацион­ного типа на сегодня невозможно ни технологически, ни эконо­мически. Решать проблему необходимо комплексно, согласуясь с экономическими, социальными и природно-экологическими реалиями одновременно. Только на основе системного анализа всей совокупности действующих факторов самой различной природы — от физико-химической до социальной и комплекс­ной оценки последствий — возможно определение зависимости между масштабами и уровнями загрязнения окружающей среды и масштабами последствий для территории (здоровья населения, социальной среды, экономики и т. д.) и установление экологиче­ских приоритетов с последующей разработкой программы реабилитационных мер.


    Список использованной литературы

     

    1.   Одум Ю.- Основы экологии. - М., 2006.

    2.   Охрана окружающей среды под ред. С. А. Брылова. - М., 2007.

    3.   Охрана окружающей среды/ Справочник. Составитель Л. П. Шариков. - М., 2006.

    4.   Протасов, В. Ф., Молчанов А. В. - Экология, здоровье и природопользование в России. - М., 2008.

    5.   Реввель П., Реввель Ч. - Среда нашего обитания. - М., 2003.

    6.   Чуканов В.Н. Экологические проблемы – системный подход. Екатеринбург: 2000.

    7.   Экология Уральского региона. П/р. П.А.Печоркина. Челябинск: 2007.


    Приложение

    Рис. 1 Плотность загрязнения почв северных территорий Челябинской области Цезием-137


    Условные обозначения

    Рис. 2 Плотность загрязнения почв северных территорий Челябинской области плутонием

    Условные обозначения


    Районирование территории Челябинской области по состоянию экологической ситуации

    М 1:3000000


    Таблица 2

    Выбросы вредных веществ в атмосферу от автомобилей, государственной, прочей и личной собственности. (тыс.т/год)

    Наименование

    ингредиентов

    2000

    2001

    2002

    2003

    2004

    2005

    2006

    2007

    2008

    Всего:

    В т.ч.:

    Окись углерода

    Окислы азота

    Углеводороды

    Сернист.ангидрид

    Соед. Свинца

    Сажа

    94,1


    69,6

    5,1

    19,4

    -

    -

    81,5


    62,6

    4,6

    14,3

    -

    -

    80,9


    61,9

    4,5

    14,6

    -

    -

    54,1


    42,3

    3,9

    7,9

    -

    -

    54,1


    42,3

    3,9

    7,9

    -

    -

    54,1


    42,3

    3,9

    7,9

    -

    -

    54,1


    42,3

    3,9

    7,9

    -

    -

    87,3


    69,2

    8,1

    8,9

    0,8

    0,063

    0,166

    87,3


    69,2

    8,1

    8,9

    0,8

    0,063

    0,166


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экологические проблемы Челябинска ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.