Введение Положение г. Владикавказа как столицы Республики Северная Осетия - Алания, уровень развития промышленности и рост автомобильного парка, высокая техногенная нагрузка в сочетании с активными экзогенными процессами диктуют необходимость осуществления самой серьезной и эффективной экологической политики. Цели и основные пути реализации мероприятий Программы рассмотрены не только в плане их градостроительной или социальной значимости, но и с точки зрения влияния на экологическое состояние центра. Существенные потенциальные возможности заложены в более строгой экологической регламентации нового строительства, освобождении городских земель от промышленных предприятий - источников загрязнения среды, благоустройстве пойменных территорий и прилегающих к ним зеленых массивов, восстановлении существовавших ранее садов, скверов и разбивке новых. Вместе с тем исторический центр - лишь часть сложнейшего городского организма, и экологические проблемы не могут не сказываться на его состоянии. Наряду с экологически позитивными мерами градостроительного переустройства центра, в том же направлении должны быть предприняты реальные шаги общегородского масштаба. Сложившаяся в г. Владикавказе экологическая обстановка остается напряженной, что связано со значительными выбросами загрязняющих веществ от промышленных предприятий и автотранспорта, загрязнением поверхностных водоемов и почв, бессистемным вывозом и складированием промышленных и бытовых отходов. Бессистемный, расточительный и разрушительный характер природопользования порождает новые и все более опасные экологические проблемы, ухудшается здоровье населения, увеличивается число генетических нарушений, сокращается средняя продолжительность жизни. Назрела необходимость объединить и скоординировать усилия государственных и общественных организаций, осуществить единую долгосрочную городскую экологическую программу. Такая программа должна обеспечить снижение уровня загрязнения природной среды города за счет выполнения природоохранных мероприятий. Основными целями в области охраны окружающей среды в городе являются: достижение на территории города качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам; восстановление и сохранение биосферного равновесия, генетического фонда животного и растительного мира, а также ландшафтного разнообразия территории; рациональное использование природно-ресурсного потенциала; последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса города с учетом его экологических и природно-географических условий; увеличение удельного веса рекреационных территорий, в том числе в пойме р. Терек центральной части города; выделение зон, хозяйственная деятельность предприятий которых основывается на принципе безусловной приоритетности жестких экологических требований; переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции; соблюдение всеми субъектами хозяйственной деятельности и отдельными гражданами требований природоохранного законодательства. Указанные цели могут быть достигнуты при: обязательном выполнении общегородских природоохранных мероприятий, а также мероприятий, обеспечивающих снижение выбросов и сбросов с предприятий и организаций города; формировании системы непрерывного экологического образования населения; создании новых, законодательно закрепленных экологических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурное переустройство народного хозяйства на базе ресурсо- и энергосбережения; внедрении на предприятиях более совершенных и экологически чистых технологий; формировании эффективной системы органов государственного управления и контроля в области экологии и природопользования; обеспечении гласности в расследовании экологических правонарушений и преступлений. 2. ОХРАНА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ГОРОДА Основными целями и задачами экологической политики в области охраны воздушного бассейна является снижение объемов выбросов от стационарных и передвижных источников. Основными предприятиями, загрязняющими атмосферу города, являются автотранспортные предприятия, заводы "Электроцинк", "Победит", стекольный, вагоноремонтный, автотракторного электрооборудования и другие. Ущерб, наносимый выбросами вредных веществ в атмосферу промышленными предприятиями и автотранспортом г. Владикавказа, составляет более 182 млн. рублей (в ценах 1991 года). Снизить негативное влияние промышленных выбросов в атмосферу возможно при реализации мероприятий по следующим направлениям Программы: внедрение малоотходных, экологически чистых технологий на предприятиях города; разработка и внедрение приборов контроля выбросов на стационарных источниках; реконструкция существующих и строительство новых систем газопылеулавливания; закрытие экологически вредных производств или вывод их за черту города; посадка зеленых насаждений, позволяющих поглощать и нейтрализовать действие загрязняющих веществ; совершенствование подвижного состава всех видов городского транспорта, улучшение качества топливно-смазочных материалов; совершенствование эксплуатации технологических агрегатов, автотранспорта и систем газоочистки, перевод его на экологически чистые виды топлива; совершенствование организации дорожного движения, улучшение состояния дорожных покрытий; создание сети стационарных и передвижных контрольно-диагностических регулировочных пунктов; строительство подземных переходов и транспортных развязок на пересечениях основных магистралей города; эффективное нормирование выбросов и контроль за соблюдением установленных нормативов. 3. ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Источниками загрязнения сточных вод в г. Владикавказе являются объекты промышленности и коммунального хозяйства. Сброс сточных вод от жилой застройки и загрязняющих веществ от предприятий направляется на городские очистные сооружения полной биологической очистки с последующим сбросом очищенных вод в р. Терек. В р. Терек свои промышленные стоки сбрасывают завод автотракторного электрооборудования, мебельное объединение "Казбек" и ряд других предприятий. Заводы "Электроцинк", "Победит", "Кристалл", "Топаз", "Фронтон", железобетонных конструкций и стекольный сбрасывают свои сточные воды в Шалдонскую балку, откуда они попадают в р. Камбилеевка. Общий объем водоотведения сточных вод в р. Терек составляет 95582,6 тыс. куб. м в год, из них 37451,9 тыс. куб. м в год составляют загрязненные и недостаточно очищенные воды. В Шалдонскую балку сбрасывается около 9295 тыс. куб. м в год промышленных стоков, из них загрязненных - 5870 тыс. куб. м в год. В результате неудовлетворительного выполнения водоохранных мероприятий качество вод р. Терек и р. Камбилеевка не отвечает нормативным требованиям. Уровень загрязнения вод этих рек превышает установленные нормы в десятки раз. Потребность в воде на хозяйственные и коммунально-бытовые нужды составляет 85 млн. куб. м в год, а на нужды промышленности и транспорта - 40,5 млн. куб. м в год. Основными задачами экологической политики в области охраны водных ресурсов в г. Владикавказе должны стать следующие: максимальное сокращение использования питьевой воды для технических нужд за счет строительства систем оборотного водоснабжения; снижение уровня водопотребления на единицу условной продукции в 1996 году на 5,1 процента по сравнению с 1993 годом; доведение уровня водопотребления в расчете на жителя до принятых норм; создание автоматизированных систем управления качеством вод бассейна р. Терек; сохранение высокого качества подземных вод; проведение мероприятий по ликвидации очагов загрязнения на существующих месторождениях подземных вод, исключение возможности загрязнения ядохимикатами водоносных горизонтов; создание систем очистки и обеззараживания сточных вод с учетом разработки принципиально новых схем и технологий; разработка нормативов предельно допустимых сбросов для всех предприятий, имеющих сбросы сточных вод в поверхностные водоемы. 4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ПОЧВ Общая площадь города Владикавказа составляет 12530 гектаров, из них занято: под дорогами и постройками 4217 гектаров, водной поверхностью 660 гектаров, зелеными насаждениями 1848 гектаров, садами и огородами 730 гектаров, сельскохозяйственными угодьями 1700 гектаров, карьерами 8 гектаров. Из земель сельскохозяйственного предназначения в черте города 1000 гектаров являются эрозийно опасными, а 700 гектаров непосредственно подвержены водной эрозии. В целом по городу площадь земель с нарушенным почвенным покровом составляет 19,1 гектара. Развитие промышленности в городе и связанное с этим загрязнение атмосферного воздуха вызывают усиленное загрязнение почв в городской черте. Наиболее существенное антропогенное влияние на состояние почв в городе оказывает их загрязнение солями тяжелых металлов. Отмечается значительное превышение фоновых концентраций кадмия, свинца, кобальта, никеля, молибдена, меди, хрома, висмута, вольфрама, стронция, что приводит к вторичному загрязнению водоемов и атмосферного воздуха. Основными задачами в области охраны почв являются: асфальтирование территорий предприятий со строительством ливневых канализаций и очисткой дождевых вод перед сбросом в водоемы; решение вопросов по экологически безопасной очистке загрязненных почв в черте города; рекультивация почв в пойме р. Терек с ликвидацией свалок мусора и последующей посадкой зеленых насаждений; разработка и осуществление комплекса противоэрозионных мероприятий. 5. ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА Общая площадь зеленых насаждений города Владикавказа составляет 1848,1 гектара, из них 183,1 гектара - насаждения общего пользования, 1665 гектаров - лесопарки. Леса и лесопитомники в черте города занимают площадь в 2967 гектаров, а с учетом 730 гектаров садоводческих товариществ площадь всего зеленого массива города составляет 5545 гектаров. Площадь лесной зеленой зоны, прилегающей к городу, составляет 12384 гектара. Зеленые насаждения лесопарков представлены в основном 16 видами, а древесные насаждения вдоль улиц города - 32 видами древесных пород. Частичной реконструкции требует площадь лесопарков в 192,4 гектара, а площадь в 19,96 гектара подлежит полной реконструкции. В настоящее время на одного жителя г. Владикавказа приходится 5,9 кв. метров зеленых насаждений общего пользования при норме 6,5 кв. метров. Учитывая динамику роста численности населения города, в 1996 году этот показатель может понизится до 5,7 кв.метров насаждений. Основными задачами в области охраны растительного мира являются : проведение полной инвентаризации зеленых насаждений в городе для уточнения объемов высадки, удаления и санитарной обрезки; разработка программ озеленения г. Владикавказа с целью увеличения площади зеленых насаждений; создание питомника по выращиванию декоративных растений в целях озеленения города; проведение работ по озеленению промышленных площадок и территорий санитарно-защитных зон предприятий и организаций города. 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ РЕСУРСОВ И УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ Одной из сложных в экологическом плане проблем на сегодняшний день является проблема, связанная с переработкой и утилизацией различных промышленных отходов в городе. В результате проведенного анализа было выявлено, что только на 25 предприятиях города объем накопленных токсичных отходов на 1 января 1994 г. составлял около 3,5 млн. тонн, которые складируются на территориях предприятий и на отвальном поле заводов "Электроцинк" и "Победит". Значительная часть предприятий свои промышленные отходы вывозит на городской полигон твердых бытовых отходов, ежегодный объем которых составляет более 38 тыс. тонн. Нерешенной остается проблема по утилизации и переработке отработанных ртутьсодержащих ламп и гальванических шламов, содержащих высокотоксичные компоненты. Остается открытой проблема, связанная с утилизацией и использованием осадка сточных вод (илов) очистных сооружений города, которых на сегодня скопилось около 50 тыс. куб. м. Согласно проведенным анализам, содержание в них тяжелых металлов превышает установленные нормы в несколько раз. Обнаружено превышение содержания в илах диоксина и других токсичных веществ. Для решения проблемы по использованию вторичных ресурсов и утилизации отходов в целом необходимо проводить целенаправленную работу по экономии, рациональному использованию первичных и вовлечению в хозяйственный оборот вторичных ресурсов. Основной целью мероприятий должно быть максимальное использование отходов, снижение негативного воздействия промышленности, сельского и коммунального хозяйства на окружающую природную среду. Пути достижения намеченных целей: проведение полной инвентаризации, создание информационного банка данных по всем видам отходов; совершенствование и внедрение малоотходных и безотходных технологий, разработка технологии утилизации и переработки отходов и вторичных ресурсов; разработка оптимальных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии; внедрение в строительную индустрию технологии использования отвальных и вскрышных пород, хранилищ отходов металлургической промышленности для получения строительных материалов; внедрение технологии по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп; проведение комплексных исследований, разработка и внедрение технологии использования отходов гальваники в литейных производствах порошковой металлургии, производстве строительных материалов; снижение расхода сырья и материалов в промышленности на 5-7 процентов, в строительстве на 8-10 процентов за счет более активного использования вторичного сырья; разработка технологии утилизации иловых компонентов, содержащихся в бытовых, ливневых и промышленных стоках; разработка и осуществление программы по санитарной очистке города, сбору мусора и ликвидации свалок; осуществление проектирования и строительства мусороперерабатывающего завода, полигонов по захоронению токсичных промышленных и твердых бытовых отходов. 7. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В настоящее время особо выделяется проблема охраны окружающей среды как имеющая важное значение для здоровья и жизни людей. Причины возникновения и широкого распространения ряда заболеваний во многом объясняются загрязнением и неблагоприятными условиями окружающей среды, негативными последствиями выбросов и сбросов вредных веществ. Для изучения влияния загрязнения окружающей природной среды на здоровье жителей г. Владикавказа и Республики необходимо создание специализированной лаборатории или отдела медико-биологических исследований с привлечением для работы в нем ведущих научных работников здравоохранения и экологов, что позволит решить целый комплекс проблем актуальных как для города Владикавказа, так и для Республики. 8. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Государственный контроль за охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов необходимо осуществлять органами местного самоуправления во взаимодействии со службами Минприроды Республики Северная Осетия - Алания. Основными задачами такого контроля должны быть обеспечение соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности и отдельными гражданами требований природоохранного законодательства, экологических регламентаций и ограничений режимов природопользования, норм и правил охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов, а также соблюдения гигиенических нормативов. Особая роль должна принадлежать экономическому механизму природопользования. Основой этого механизма является система платного природопользования, которая состоит из платежей за право пользования природными ресурсами и исков за загрязнение природной среды. При этом целью механизма природорегулирования является не только обеспечение выполнения природоохранных мероприятий хозяйствами, но и финансирование их выполнения за счет поступающих в фонд охраны природы средств. В условиях рыночных отношений для поддержания административно-экономического механизма управления необходимо постоянно оценивать: достижение конечных целей в стабилизации экологической обстановки и снижении ресурсоемкости продукции; эффективность затрат на его создание и функционирование; способность обеспечить финансирование, создание и развитие природоохранной инфраструктуры.