Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Отчет о практике в Национальном банке

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Отчет о практике в Национальном банке
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:46:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации




    Северо-Кавказский Горно-Металлургический Институт (Государственный Технологический Университет)

     

     

     

    Факультет «Экономики и финансов»

    Кафедра «Финансы и кредит»






    Отчет о прохождении преддипломной практики в Национальном Банке РСО –Алания

    Студентки гр. ФК-03-1

     

     

     

     

     

    Руководитель:

     

     

     

     

     

    Владикавказ 2009

       Содержание


    Введение. 3

    Глава 1. Организационное построение Национального Банка Республики Северная Осетия – Алания……………………………………………………………………….5

    1.1. Основы работы сводно-экономического отдела НБ РСО – Алания. 5

    1.2. Управление Банковского регулирования и надзора. 9

    1.3.  Полномочия и функции отдела финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка РСО-Алания. 14

    1.4. Головной расчетно-кассовый центр НБ РСО – Алания: сущность, полномочия и задачи……………………………………………………………………………….19

    Глава 2. Анализ деятельности кредитных организаций в РСО-Алания. 25

    2.1. Анализ финансового состояния кредитных организаций. 25

    2.2. Проблемы деятельности банков РСО-Алания в отмывании доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. 28

    Глава 3. Перспективы развития системы банковского регулирования и надзора и реализации механизма противодействия легализации преступных доходов. 37

    3.1. Перспективы развития системы банковского регулирования и  надзора за деятельностью кредитных организаций в РФ на современном этапе. 37

    3.2. Перспективы реализации механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансирования терроризма. 38

    Заключение. 41

    Список используемой литературы.. 45



    Введение

    Основной целью прохождения практики явилось изучение основ деятельности Национальном Банке РСО-Алания.

    Как любой коммерческий национальный банк выполняет ряд основополагающих операций.

    Банк на протяжении длительного исторического развития становился таковым вследствие закрепления за ним денежно-кредитных операций, составляющих основу его экономического оборота. Так же как и любой банк, он может осуществлять кредитование, производить расчеты, принимать на хранение денежные средства других экономических субъектов, эмитировать платежные средства. Основа деятельности банка как такового заключена в выполнении им именно этих денежно-кредитных операций. Эти виды деятельности являются главными.

    Известно, что соотношение, структура операций в общем балансе банков может быть различной. Банк, к примеру, на определенном этапе может не принимать вклады физических лиц или не открывать своим сотрудникам счета в своих подразделениях, свести к минимуму выдачу новых кредитов, от этого, однако, он не перестает быть банком. Здесь важен общий итог: в балансе банка денежно-кредитные операции составляют основу его хозяйственного оборота.

    Национальный банк не имеет своей, обособленной от банка сущности, однако круг его операций характеризуется специфическими особенностями, отличающими его от коммерческого банка.

    Все структурные подразделения банка в своей деятельности руководствуются его указаниями и действуют от имени Центрального банка РФ, а, следовательно, выполняют и ряд возложенных на них функций.

    Именно потому, Национальный банк РСО-Алания, являясь территориальным учреждением Банка России, и, находясь на территории Северной Осетии, осуществляет наравне с другими функциями надзор и контроль за кредитными организациями этого региона.

    Основными задачами прохождения практики являются изучение:

    - правовых основ деятельности НБ РСО – А;

    - организационной структуры НБ РСО – А;

    - целей, функций, задач и операций отделов НБ РСО – А;

    - проанализировать деятельность коммерческих банков в РСО – Алания в частности на предмет выполнения требований федерального закона № 115-фз;

    - выявить перспективы развития системы банковского регулирования и надзора и реализации механизма противодействия легализации преступных доходов.

    Данный отчет о прохождении преддипломной практики состоит из трех частей:

    1. Введение – дано общее банковской системы, определена роль Банка России в деятельности коммерческих банков, а также отмечены предмет, цель, задачи практики и ее структура.

    2. Основная часть – состоит из трех глав:

    •   в первой главе рассмотрены теоретические основы деятельности территориального учреждения Центрального Банка Российской Федерации – Национального Банка РСО – Алания.;

    •   во второй главе проанализирована деятельность коммерческих банков в РСО – Алания в частности на предмет выполнения требований федерального закона № 115-фз;

    •   в третье главе определены перспективы развития системы банковского регулирования и надзора и реализации механизма противодействия легализации преступных доходов.

    В заключение сделаны выводы по теоретической части работы и по итогам анализа.

    Теоретической базой написания отчета явились учебные пособия под редакцией Белоглазовой Л.М., Власовой М.И., Лаврушина Л.И., Благодатина А.А., Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., и другие, а также материалы специальной периодики и федеральные законы, инструкции и нормативно-правовые акты.

    Глава 1. Организационное построение Национального Банка

    Республики Северная Осетия – Алания


    1.1. Основы работы сводно-экономического отдела НБ РСО-Алания


    Сводно-экономический отдел является структурным подразделением Национального банка РСО – Алания Центрального банка Российской Федерации (Банка России).[1]

    В состав отдела входят:

    - сектор организации экономической работы, рефинансирования банков и контроля за обязательными резервами;

    - сектор экономического анализа и мониторинга предприятий.

    Функции отдела, должностные обязанности сотрудников определяются положением «О сводно-экономическом отделе» от 03.03.2007г. и должностными инструкциями.

    Основными задачами отдела являются:

    - регулирование ликвидности банковской сети региона при проведении единой государственной денежно-кредитной политики посредством контроля за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований, проведение операций рефинансирования и по приему денежных средств в депозит Банка России;

    - проведение комплексного анализа и прогнозирования экономического положения региона, в том числе его денежно-кредитных отношений, организация и проведение мониторинга предприятий на региональном уровне для информационно-аналитического обеспечения Банка России и Национального банка;

    - организация, планирование и координация экономической работы в НБ РСО – А.[2]

    Для решения основных задач, отдел выполняет ряд функций, которые заключаются в следующем:

    - регулирование ликвидности банковской сети региона.

    - от имени Банка России заключает кредитные договоры и, в случае закрепления за ним операций по выдаче кредита, осуществляет рефинансирование банков в соответствии с действующими нормативными актами Банка России в пределах лимитов кредитования;

    - приём денежных средств в депозит Банка России на условиях, определенных Кредитным комитетом Банка России, и контроль за начислением процентов и возвратом денежных средств;

    - организация работы при осуществлении взысканий : денежных средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций;

    - осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований Банка России, производит регулирование обязательных резервов, организует и проводит проверки выполнения нормативов обязательных резервов кредитными организациями, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов;

    - направление в установленные сроки в Банк России информацию о формировании кредитными организациями обязательных резервов, составляет и направляет Банку России отчет о работе по контролю за депонированием средств в обязательные резервы кредитными организациями;

    - контролирует соответствие остатков обязательных резервов в рублях и иностранной валюте, учитываемых на балансовых счетах, а также сумм недовзноса (перевзноса) обязательных резервов и штрафов, неуплаченных за недовзнос в обязательные резервы, учитываемых на внебалансовых счетах, в балансах Национального банка РСО - Алания и кредитной организации;

    - участие в рассмотрении вопросов, связанных с ликвидацией банков, в части, касающейся задолженности по кредитам Банка России и процентов по ним;

    - изучение эффективности применяемых методов регулирования ликвидности банковской системы, подготовка и направление в Банк России предложений по их совершенствованию;

    - взаимодействие с кредитными организациями региона, их ассоциациями и союзами, разъясняет им порядок применения нормативных актов Банка России, рассматривает предложения и запросы кредитных организаций по вопросам денежно-кредитного регулирования.[3]

    Сводно-экономический отдел осуществляет прогнозно-аналитическую деятельность, а также занимается организацией и проведением мониторинга предприятий:

    - анализ основных тенденций развития экономики региона с представлением в установленные Центральным Банком Российской Федерации сроки его результатов руководству Национального банка РСО - Алания и Банка России;

    - участие в проводимой Центральным банком Российской Федерации работе по совершенствованию методологии анализа экономических процессов на региональном уровне;

    - организация и развитие форм работы с предприятиями, направленной на расширение и закрепление выборки предприятий, участвующих в мониторинге, осуществляемом Банком России;

    - осуществление анализа экономической конъюнктуры, инвестиционной активности, финансового положения и спроса на банковские услуги предприятий- участников мониторинга;

    - осуществление оценки надежности отдельных предприятий для целей рефинансирования, банковского надзора и инспектирования;

    - организация работы с кредитными организациями региона, исходя из целей использования ими результатов проводимого Банком России мониторинга предприятий;

    - участие в работе по совершенствованию методологии и организации мониторинга предприятий в системе Банка России;

    Организация, планирование и координация экономической работы в НБ РСО – Алания заключается в следующем:

    - организация работы структурных подразделений по подготовке Годового отчета. Свод Годового отчета Национального Банка и направление его Банку России;

    - подготовка Годового отчета Национального Банка, в части, относящейся к компетенции отдела;

    - формирование и предоставление на утверждение Председателя сводного плана работ Национального Банка, а также проверка выполнения плана работ и представление на рассмотрение руководству информации по его выполнению. Формирование основных направлений деятельности Национального банка на год;

    - организация представления в установленные сроки в Банк России отчетности и иной информации, предусмотренной нормативными актами Банка России, а также информации для размещения на странице Банка России в Интернет;

    - организация информационно-аналитического обеспечения деятельности Национального банка;

    - координация деятельности структурных подразделений Национального Банка по информационному взаимодействию с региональном комитетом государственной статистики, органами исполнительной власти региона, региональными органами федеральных органов исполнительной власти и прочими экономическими структурами региона;

    - участие в подготовке документов Национального Банка (договоров о корреспондентских отношениях, положениях, регламентах и др.);

    - подготовка заключений по проектам законодательных и нормативных актов государственных и местных органов власти по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

    - взаимодействие со структурными подразделениями Национального Банка по вопросам, связанным с выполнением функций отдела;

    - рассматривает корреспонденцию, поступающую от органов исполнительной и законодательной власти, кредитных и других организаций, а также граждан по вопросам, касающихся компетенции отдела;

    - организация и координация работы РКЦ по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

    - иные функции в соответствии с нормативными актами Банка России и распорядительными документами Национального Банка.


    1.2. Управление Банковского регулирования и надзора


    Управление банковского регулирования и надзора НБ РСО-Алания (далее - Управление) является структурным подразделением Банка России, входящим в состав НБ РСО-А[4]. Данное Управление создано на основании Приказа по Национальному банку РСО – Алания от 29 ноября 2004 года №ОДТ-120 и имеет в своем составе два отдела:

    1. отдел лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

    2. отдел надзора за деятельностью кредитных организаций, в состав которого входит сектор отчетности кредитных организаций.


    Управление в своей деятельности руководствуется:

    - Федеральным законам «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

    - Федеральным законам «О банках и банковской деятельности»;

    - Положением о Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

    - Положением о Департаменте банковского регулирования и надзора;

    - Положением о Департаменте операций на открытом рынке и другими Федеральными иными актами Банка России.

    Главной задачей Управления является организация и осуществление системы банковского надзора, включающей лицензирование банковской деятельности, процедуру регистрации и выпуска в обращение ценных бумаг кредитными организациями РСО – А, контроль за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках, документарный надзор и банковское санирование в целях соблюдения кредитными организациями региона действующего законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

    Управление, при осуществлении своих функций, взаимодействует с другими структурными подразделениями НБ РСО – А, кредитными организациями региона, а также по поручению руководства НБ РСО – А с органами государственной власти.

    Отдел лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций выполняет ряд контролирующих функций, связанных с деятельностью кредитных организаций на РЦБ.

    Среди них такие как:

    - регистрация заявления, решения о выпуске ценных бумаг, проспекты эмиссии, отчеты об итогах выпуска, ежеквартальные отчеты по ценным бумагам, изменения и дополнения в регистрационные документы выпусков ценных бумаг, сообщения с существенных событиях, затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность кредитных организаций-эмитентов;

    - осуществление последующего контроля за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

    - осуществление контроля за своевременным представлением кредитными организациями отчетности по ценным бумагам;

    - рассмотрение материалов на внесение изменений и дополнений в регистрационные документы, ведение реестров зарегистрированных и аннулированных выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена;

    - осуществление надзора за профессиональной деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

    - осуществление надзора за вексельными операциями кредитных организаций;

    - осуществление контроля за созданием кредитными организациями резервов под обесценение вложений в ценные бумаги;

    - осуществление иных полномочий по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России;

    - ведение переписки с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Сектора;

    - рассмотрение писем и иных обращений юридических и физических лиц, органов государственной власти по вопросам, относящимся к компетенции Сектора, подготовка ответов и писем в установленном порядке;

    - выполнение функции администрирования поступления в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов, в частности госпошлины за:

    a. государственную регистрацию кредитной организации;

    b.   государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации;

    c.   государственную регистрацию ликвидации кредитной организации;

    d.   предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации;

    e.   совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) кредитными организациями эмиссионных ценных бумаг в случае государственной регистрации выпусков ценных бумаг главными управлениями (национальными банками) Центрального банка Российской Федерации в соответствии с нормативными актами Банка России.

    Деятельностью отдел надзора за деятельностью кредитных организаций является осуществление надзора за соблюдением кредитными организациями и банковским группами пруденциальных норм деятельности[5]:

    - требований по достаточности собственных средств (капитала);

    - требований по классификации активов по степени риска потерь и формирована резервов на возможные потери;

    - предельного значения кредитного, рыночного и иных видов финансовых рисков;

    - требований к состоянию и управлению ликвидностью кредитных организаций;

    - организует контроль за соблюдением пруденциальных норм деятельности кредитными организациями, включая вопросы применения мер воздействия к кредитным организациям, не обеспечивающим соблюдение указанных норм;

    - проводит анализ в области функционирования кредитных организаций региона в целом и отдельных кредитных организаций, готовит информацию о состоянии и тенденция развития;

    - анализирует финансовое состояние кредитных организаций, выявляет ранние признаки проблемности кредитной организации и предъявляет требование по финансовому оздоровлению;

    - осуществляет контроль за представлением отчетности составленной в соответствии  с международными стандартами финансовой отчетности, использует полученную информацию при анализе финансового состояния банка;

    - готовит предложения по тематике проведения инспекционных проверок;

    - применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры воздействия к кредитным организациям;

    - проводит проверки достоверности отчетности, представляемой кредитными организациями в НБ РСО –А;

    - осуществляет надзор за организацией внутреннего контроля в кредитных организациях;

    - осуществляет контроль за соблюдением лимитов открытой валютной позиции уполномоченными банками на территории РСО-Алания;

    - осуществляет надзор за деятельностью филиалов, головные офисы которых расположены на территории других территориальных управлений Банка России;

    - использует аудиторские заключения в целях оценки состояния бухгалтерского учет и достоверности отчетности кредитных организаций;

    - изучает опыт пруденциального банковского надзора других регионов и использует  его в своей деятельности;

    - обеспечивает защиту информации и сведений ограниченного распространения при работе с кредитными организациями;

    - получает и рассматривает отчеты временной администрации по управлении кредитными организациями о проводимой работе, подводит итоги этой работы, готовит и вносит руководству Национального банка РСО-Алания предложения по этим вопросам;

    - выполняет функции администрирования поступления в бюджетную систем; Российской Федерации отдельных видов доходов, в частности денежных взысканий за:

    - нарушение кредитной организацией нормативов обязательных резервов;

    - нарушение кредитной  организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России;

    - непредставление кредитной организацией информации, представление неполной и недостоверной информации;

    - неисполнение кредитной организацией в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

    Сектор отчетности кредитных организаций является структурным подразделением Управления по банковскому регулированию и надзору.

    Главными задачами сектора являются:

    - осуществление приема, обработки, систематизации ежемесячной, ежеквартальной, годовой бухгалтерской и финансовой отчетности кредитных организаций в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Банка России;

    - представление  в установленные сроки в Банк России ежемесячной, ежеквартальной, годовой бухгалтерской и финансовой отчетности в разрезе кредитных организаций, а также сводной отчетности по кредитным организациям региона;

    - обеспечение контроля за полнотой и достоверностью отчетной информации кредитных организаций и своевременностью ее представления  в Национальный банк. Выявление недостатков по этим вопросам, принятие мер по их устранению;

    - оказание методической и практической помощи кредитным организациям по вопросам отчетности;

    - представление информации территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по вопросам деятельности кредитных организаций;

    - ведение переписки по вопросам, относящимся к компетенции Сектора;

    - рассмотрение  писем и иных обращений кредитных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Сектора, подготовка и направление ответов на письма;

    - осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством  и нормативными актами Банка России.


    1.3. Полномочия и функции отдела финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка РСО-Алания


    Отдел финансового мониторинга и валютного контроля (далее Отдел) является структурным подразделением Национального банка РСО-Алания и входит в систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем и финансированию терроризма, а также в систему валютного контроля, осуществляемого в Российской Федерации[6].

    При осуществлении своей деятельности Отдел руководствуется Федеральными законами:

    - № 86-ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации  (Банке России);

    - № 31-ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

    - № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

    - № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

    - другими Федеральными законами, иными нормативными актами Банка России.

    Основными задачами Отдела являются организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Национального банка РСО-Алания по осуществлению контроля за выполнением кредитными организациями и филиалами кредитных организаций требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также валютного законодательства при проведении клиентами банка валютных операций[7].

    Руководствуясь нормативно-правовой базой, отдел выполняет следующие функции[8]:

    1. обеспечивает в рамках компетенции отдела организацию информационного взаимодействия кредитных организаций с уполномоченным органом по финансовому мониторингу по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также с органами валютного контроля;

    2. проверяет соответствие Правил внутреннего контроля, разработанных кредитными организациями в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, рекомендациям Банка России и представляет их на согласование руководству Национального банка;

    3. рассматривает документы уполномоченных банков на открытие обменных пунктов и по результатам рассмотрения подготавливает предложения о выдаче положительного заключения, либо отказе  в выдаче  положительного заключения о возможности совершения операций с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации в обменном пункте;

    4. в пределах своей  компетенции  принимает участие в совместном  рассмотрении с другими структурными подразделениями Национального банка документов, представленных кредитной организацией на получение в Банке России валютной лицензии;

    5. подготавливает собственные методические разработки проверок кредитных организаций и их филиалов по вопросам, связанным с соблюдением законодательства по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов, и финансированию терроризма, а также валютного законодательства Российской Федерации;

    6. участвует в работе по внедрению в кредитных организациях и филиалах кредитных организаций программных комплексов Банка России по сбору и обработке отчетных данных для целей осуществления контроля за деятельностью кредитной организации как финансового посредника, в соответствии с законодательством о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма и как агентов валютного контроля;

    7. осуществляет анализ оперативной и статистической отчетности кредитных организаций и филиалов и на их основе подготавливает информационно-аналитический материал по вопросам финансового мониторинга и валютного контроля;

    8. готовит предложения для включения в проект сводного  годового плана комплексных и тематических проверок кредитных организаций и их филиалов но вопросам  валютного контроля и противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма;

    9. по результатам проверок осуществляет анализ выявленных нарушений, обобщает и доводит их до кредитных организаций;

    10.   готовит предложения по применению, предусмотренных законодательством Российской Федерации, мер воздействия к кредитным организациям по результатам проведенных проверок;

    11.   взаимодействует с другими структурными подразделениями Национального банка, с региональным органом по финансовому мониторингу, органами и агентами валютного контроля, правоохранительными и иными контролирующими органами;

    12.   осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями республики порядка представления в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;

    13.   в рамках требований нормативных актов Банка России осуществляет контроль за соблюдением уполномоченными банками валютного законодательства по следующим вопросам:

    - порядок открытия, закрытия и организации работы обменных пунктов, кассовых подразделений кредитных организаций;

    - порядок осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц;

    - порядок осуществления переводов из Российской Федерации и в Российскую Федерацию физическими лицами без открытия банковского счета;

    - порядок открытия и ведения валютных счетов, в том числе специальных банковских счетов резидентов и нерезидентов;

    - порядок резервирования и возврата сумм резервирования по валютным операциям, по  которым установлены требования о резервировании;

    - порядок представления резидентами - клиентами банка подтверждающих документов, при проведении валютных операций по внешнеторговым контрактам;

    - порядок обязательной продажи экспортной выручки;

    14.   осуществляет контроль за выполнением условий действующих разрешений, ранее выданных Национальным банком на проведение резидентами-клиентами уполномоченных банков валютных операций;

    15.   оказывает  методологическую помощь кредитным организациям в вопросах, относящихся к компетенции отдела, а также рассматривает поступающие от них запросы и обеспечивает своевременную подготовку ответов на запросы;

    16.   рассматривает запросы и иную корреспонденцию, поступающую на исполнение в отдел, и по вопросам, относящимся к своей компетенции, обеспечивает своевременную подготовку ответов по результатам рассмотрения;

    17.   рассматривает и обобщает поступающие от кредитных организаций предложения по совершенствованию работы в области валютного контроля противодействия легализации преступных доходов и финансирования  терроризма;

    18.   участвует в инспекционных проверках кредитных организаций, проводимых инспекционным подразделением Национального банка по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

    19.   разрабатывает Порядок представления кредитными организациями и филиалами кредитных организаций в уполномоченный орган через Национальный банк РСО – Алания сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с законодательством в сфере противодействия легализации преступных доходов, и финансированию терроризма;

    20.   обеспечивает прием и передачу в уполномоченный орган отчетов в виде электронного сообщения (ОЭС) кредитных организаций и филиалов кредитных организаций, а также направление извещений в виде электронного сообщения (ИЭС) уполномоченного органа в кредитные организации и филиалы кредитных организаций через абонентский пункт отдела;

    21.   участвует в мероприятиях, проводимых Банком России по повышению квалификации специалистов территориальных учреждений;

    22.   участвует в подготовке годового отчета Национального банка по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

    23.   осуществляет иные функции в соответствии с нормативными и иными актами ЦБ РФ и поручениями руководства НБ РСО – А.

     

    1.4. Головной расчетно-кассовый центр НБ РСО – Алания:                сущность, полномочия и задачи


    Немаловажное значение имеет деятельность расчетно-кассовых центров - составной части главных территориальных управлений и соответственно структурных подразделений Банка России.

    РКЦ, организованные по региональному принципу, включают:

    1.   головной расчетно-кассовый центр;

    2.   межрайонный расчетно-кассовый центр;

    3.   районный расчетно-кассовый центр.

    Каждый РКЦ имеет:

    a. наименование, включающее названия того населенного пункта, где он территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;

    b.   идентификационный код (номер по МФО);

    c.   печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.

    ГРКЦ представляет собой структурное  подразделение Банка России, действующее в составе НБ РСО-А[9].

    ГРКЦ выполняет следующие возложенные на него полномочия:

    - обеспечивает межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных на территории его обслуживания;

    - проверяет реализацию коммерческими банками требований обязательного резервирования, достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных перечислений;

    - участвует в предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядке передоверия);

    - по распоряжению главного территориального управления проводит проверки и применяет санкции к кредитным учреждениям;

    - определяет предельные остатки наличных денег в кассах коммерческих банков и других юридических лиц, расположенных на территории его обслуживания;

    - проводит оперативный контроль за соблюдением кассовых операций;

    - во взаимодействии со специализированными службами доставки обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях и др.

    Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация осуществляется решением Совета директоров Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Типовым  положением «О расчетно-кассовом центре Банка России» и иными нормативными актами Банка России.

    Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

    РКЦ осуществляет свою деятельность на основе федеральных законов, Типового положения «О расчетно-кассовом центре Банка России» и иных нормативных актов Банка России.

    Основными функциями РКЦ являются:

    - осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами);

    - осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов);

    - хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;

    - обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

    - обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

    - расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами; обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;

    - обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;

    - разработка и представление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории;

    - установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;

    - осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями;

    - оставление на основании данных кредитных организаций календаря выдач денег на оплату труда и представление его в территориальное учреждение Банка России;

    - проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре;

    - регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов;

    - осуществление транзитных и контрольных операций по расчетам с кредитными организациями, расположенными на территории Государств, входящих в состав СНГ;

    - осуществление транзитных и контрольных операций по межрегиональным и внутрирегиональным электронным платежам;

    - обеспечение централизованного экспедирования почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях при взаимодействии со специализированными службами доставки;

    - осуществление денежных расчетов по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг и других операций с ценными бумагами.

    - обеспечение учета операций по выпуску и реализации облигаций, выплате купонов по облигациям Государственных Республиканских внутренних займов, а также иных определенных Банком России операций с ценными бумагами.

    Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

    К операциям, которые осуществляет РКЦ, относят:

    1. Открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам), по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам;

    2. Списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;

    3. Контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;

    4. Контроль осуществления платежей в пределах средств, имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;

    5. Учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других счетах, открытых на балансе РКЦ;

    6. Выверка отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах) и других счетах, открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций (филиалов);

    7. Защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств;

    8. Прием и выдача ценностей из резервных фондов;

    9. Учет эмиссионных операций;

    10.   Прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам;

    11.   Обработка денежной наличности;

    12.   Открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансированию банков Банком России на основании кредитных договоров, заключенных территориальным учреждением Банка России;

    13.   Начисление процентов по кредитным операциям, контроль за их своевременным и полным перечислением.

    Руководство РКЦ осуществляет  начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом Советом директоров Банка России.

    Возглавляя РКЦ, начальник руководит всей осуществляемой внутри данного подразделения  деятельностью. При этом он действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России.

    Все сотрудники РКЦ, в том числе начальник, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений РКЦ и их заместители несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за обеспечение соблюдения законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.

    Руководство РКЦ обязано обеспечивать сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения. Все служащие РКЦ, допущенные к указанным категориям информации, обязаны соблюдать установленный режим обращения с ними. Сведения, подлежащие защите, определяются нормативными актами Банка России. Штатное расписание РКЦ утверждается руководителем территориального учреждения Банка России с учетом рекомендуемой Банком России структуры и схемы должностных окладов.

    Содержание расчетно-кассового центра производится в пределах выделенных сметных ассигнований.


    Глава 2. Анализ деятельности кредитных организаций в РСО-Алания

     

    2.1. Анализ финансового состояния кредитных организаций


    Кредитные организации региона имеют устойчивое финансовое состояние. По состоянию на 01.01.2009г. кредитные организации без недостатков в деятельности составили 33,3% (на 01.01.2008г. – 50%), тогда как кредитные организации, имеющие отдельные недостатки 66,7% (против 50% на 01.01.2008г.).

    При анализе распределения активов кредитных организаций региона, классифицированных по финансовой устойчивости можно выделить, что кредитные организации без недостатков в деятельности обладают 14,75% активов, тогда как кредитные организации, имеющие отдельные недостатки – 85,2%. против 23% и 77% соответственно на 01.01.2008г.

    Кредитными организациями без недостатков в деятельности на 01.01.2009г. было привлечено средств от предприятий и организаций на сумму 124 млн.руб. (на 01.01.2008г. – 49,5 млн.руб.) или 13,5% от общего объема привлеченных средств от предприятий и организаций (на 01.01.2008г. – 8,7%). Депозитов и прочих привлеченных средств физических лиц - 7 млн.руб. (на 01.01.2008г. – 181 млн.руб.) или 1% от общего объема депозитов и прочих привлеченных средств физических лиц (на 01.01.2008г. – 24,2%).

    В свою очередь кредитными организациями имеющие отдельные недостатков в деятельности на 01.01.2009г. было привлечено средств от предприятий и организаций на сумму 797 млн.руб. (на 01.01.2008г. – 517 млн.руб.) или 86,5% от общего объема привлеченных средств от предприятий и организаций (на 01.01.2008г. – 91,2%). Депозитов и прочих привлеченных средств физических лиц - 704 млн.руб. (на 01.01.2008г. – 556 млн.руб.) или 99% от общего объема депозитов и прочих привлеченных средств физических лиц (на 01.01.2008г. –75,7%).

    По состоянию на 01.01.2009г. в кредитных организациях региона отсутствовали средства бюджетов на расчетных и текущих счетах.

    Совокупный объем прибыли кредитных организаций региона на 01.01.2009г. составил 36.7 млн.руб. против 28,7 млн.руб. на 01.01.2008г. что на 27,8% больше. Использование прибыли текущего года составляет 6,2 млн.руб.

    Объем доходов кредитных организаций региона по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 17,4%, а объем расходов на 16,7%. Структуру доходов и расходов кредитных организаций региона можно проследить в таблице 1.

    Таблица 1

    Структура доходов и расходов кредитных организаций РСО – Алания

    (млн. руб.)

    Наименование

    01.01.2008

    01.01.2009

    млн.руб

    в %
    к итогу

    млн.руб

    в %
    к итогу

    Доходы - всего

    471,73

    100,00%

    553,56

    100,00%

    В том числе:





    - проценты, полученные за предоставленные кредиты

    210,61

    44,65%

    208,56

    37,68%

    - доходы, полученные от операций с ценными бумагами

    13,53

    2,87%

    44,02

    7,95%

    - доходы, полученные от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями

    41,06

    8,70%

    21,04

    3,80%

    - штрафы, пени, неустойки

    10,40

    2,20%

    9,80

    1,77%

    - прочие доходы

    196,14

    41,58%

    270,15

    48,80%

    В том числе:





    - восстановление сумм со счетов фондов и резервов

    132,84

    28,16%

    187,13

    33,81%

    - комиссия полученная

    57,32

    12,15%

    73,19

    13,22%

    Расходы - всего

    443,04

    100,00%

    516,87

    100,00%

    В том числе:





    - проценты, уплаченные за привлеченные кредиты

    4,12

    0,93%

    2,34

    0,45%

    - проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам

    3,28

    0,74%

    4,52

    0,87%

    - проценты уплаченные физическим лицам по депозитам

    51,86

    11,71%

    61,61

    11,92%

    - расходы по операциям с ценными бумагами

    10,85

    2,45%

    31,73

    6,14%

    - расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями

    34,45

    7,78%

    13,26

    2,57%

    - расходы на содержание аппарата управления

    83,09

    18,76%

    82,81

    16,02%

    - штрафы, пени, неустойки

    0,22

    0,05%

    0,76

    0,15%

    - прочие расходы

    255,16

    57,59%

    319,85

    61,88%

    В том числе:





    - отчисления в фонды и резервы

    170,24

    38,43%

    232,30

    44,94%

    - комиссия уплаченная

    2,47

    0,56%

    3,66

    0,71%


    Анализ структуры доходов и расходов (Таблица 1) показал, что наиболее значимым для кредитных организаций республики источником доходов оставались доходы от процентов, полученных за предоставленные кредиты, однако по сравнению с 01.01.2008г. их удельный вес снизился с 44,6% до 37,7% и составили 553,5 млн.руб. Восстановление сумм со счетов фондов и резервов составило 33,8% к общему объему доходов и увеличились с 01.01.2008г. на 5,7%.

    Объем доходов от полученных комиссий на 01.01.2009г. увеличился и составил 13,2% к общему объему доходов. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, увеличились на 5% и составили 7,9%. Тогда как доходы, полученные от операций с иностранной валютой, снизились на 4,9% и составили 3,8%.

    Существенную часть расходов кредитных организаций региона составляют отчисления в фонды и резервы: по сравнению с началом 2008 года они увеличились на 6,5% и составили 44,94% от общего объема расходов. В свою очередь расходы на содержание аппарата управления сократились и составили 16% от общего объема.

    В расходах по уплаченным процентам, наибольший удельный вес занимают проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам – 11,92% при этом с начала 2008 года данные расходы фактически не изменились.


    Таблица 2

    Источники формирования финансового результата и прибыли кредитных организаций РСО – Алания

    (млн. руб.)

    Дата

    Наименование

    01.01.2008

    01.01.2009

    1. Чистый процентный доход (+), убыток (-)

    153,6

    142,0

    2. Чистый доход от операций по купле-пpодаже ценных бумаг и их переоценки (+), убыток (-)

    3,4

    13,2

    3. Чистый доход от операций с иностранной валютой и валютными ценностями, включая курсовые разницы (+), убыток (-)

    6,6

    7,8

    4. Чистые комиссионные доходы (+), убытки (-)

    54,9

    69,5

    5. Чистые прочие доходы (+), убытки (-)

    -5,5

    5,2

    ЧИСТЫЙ ТЕКУЩИЙ ДОХОД ДО ЭКСПЛУАТАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАСХОДОВ И ДО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ (+), убыток (-)

    213,0

    237,7

    6. Созданные резервы за минусом восстановленных (+,-)

    37,4

    45,2

    7. Эксплуатационные и управленческие расходы

    146,9

    155,9

    ПРИБЫЛЬ  ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (+), (убыток (-))

    28,7

    36,7


    Анализ источников формирования финансового результата и прибыли (таблица 2) показал, что в структуре совокупного чистого дохода, полученного кредитными организациями региона на 01.01.2009г., по прежнему преобладал чистый процентный доход, однако по сравнению с соответствующим периодом прошлого года его удельный вес снизился с 72,1% до 59,7%.

    В отчетном периоде значительно (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3,9 раз) увеличился объем чистого дохода от операций по купле продаже ценных бумаг и их переоценки, что привело к повышению его удельного веса в структуре совокупного чистого дохода до 5,5%.

    Чистые комиссионные доходы формировали 29,2% совокупного чистого дохода на 01.01.2009г., тогда как на 01.01.2008г. 25,8%.

    По итогам деятельности за 2008 год чистый текущий доход составил 237,7 млн.руб., что на 11% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

    Рост чистого дохода и объема прибыли, полученной кредитными организациями региона, привели к повышению показателей эффективности деятельности банков.


    2.2. Проблемы деятельности банков РСО-Алания в отмывании доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма


    В настоящее время одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем является внедрение, оптимизация и реализация (осуществление) системы финансового мониторинга (или системы финансового мониторинга) во всех областях финансовой системы РФ. Злополучный для многих недобросовестных клиентов федеральный закон №115 – ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 7.08.2003 г. (далее федеральный закон) вступив в силу, внес множество изменений и добавил трудностей в и без того неспокойную жизнь банковского сектора.

    Важно также, что Центральный Банк Российской Федерации (ЦБ РФ) отозвал в 2008 году лицензии у 50 кредитных организаций за нарушение законодательства по противодействию легализации преступных денежных средств. Основная причина отзыва которых «невыполнение требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а именно «непредставление необходимых сведений о подозрительных операциях» в Федеральную Службу по Финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг) в рамках статьи 7 федерального закона.

    Данная тема является крайне актуальной и во многом уже наболевшей для современной России. Меняется все: процесс документооборота, подготовка внутрибанковских (применительно к банковской сфере) нормативных документов; обучение новых и переквалификация с аттестацией старых сотрудников в части знания финансового мониторинга; соответствующим образом корректируются рамки компетентности служб и управлений по безопасности; меняются и добавляются новые функции сотрудников (особенно младших начальников), тарифы и многое другое.

    Смысл столь существенных изменений относительно прост: это еще один вариант снижения финансовых рисков и упорядочения системы контроля над финансовыми потоками, в которых банки выступают, как прямые посредники (по большей части). Все это прямо пропорционально влияет на степень ответственности финансовых институтов (подразумевается банков), а именно увеличивает ее в разы. Действительно, меры, применяемые к банкам-нарушителям соблюдения дисциплины по финансовому мониторингу простые, наиболее популярная из которых - отзыв лицензии.

    Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:[10] 1. операции с денежными средствами в наличной форме: -  снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; -  покупка или продажа наличной иностранной валюты; -  приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; -  получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; -  обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; -  внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме; 2. зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на  указанной  территории); 3. операции по банковским счетам (вкладам): -  размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; -  открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; -  перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; -  зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия; 4.   иные сделки с движимым имуществом: Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под  контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.[12]

    Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.[13]

    Информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, т.е.: [14]

    •   кредитными организациями;

    •   профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

    •   лизинговыми компаниями и страховыми организациями;

    •   организациями федеральной почтовой связи;

    •   ломбардами;

    •   организациями, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

    •   организациями, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

    •   организациями, осуществляющие управление компании инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

    •   организациями, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли – продажи недвижимого имущества.

    Кредитные организации представляют через ЦБ РФ в Федеральную службу по финансовому мониторингу соответствующую информацию в порядке установленном ЦБ РФ.

    Информация по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.[15]

    Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки).[16]

    В РСО – Алания по состоянию на 01.01.2009 г. функционирует 16 коммерческих банков, которые имеют право отправлять сообщения в Росфинмониторинг через НБ РСО – А и головные офисы банков.

    Ниже следующие кредитные организации и филиалы кредитных организаций, имеют право представлять сведения, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ в Росфинмониторинг, через Национальный банк РСО – Алания:

    1. АКБ «Банк развития региона»;

    2. КБ «Арт-Банк;

    3. ИАБ «Диг-Банк»;

    4. АКБ «Владикомбанк»;

    5. АКБ «Адамон Банк»;

    6. АКБ «Классик Эконом Банк;

    7. СКФ АКБ «Иронбанк»;

    8. Филиал ОАО «Московский Индустриальный банк»;

    9. Филиал АКБ «Мастер Капитал»;

    10.   Сев-Осет. рег. Филиал ОАО «Россельхозбанк».


    Процесс передачи сообщений кредитными организациями и филиалами кредитных организаций в Росфинмониторинг через НБ РСО – Алания происходит следующим образом:

    Рисунок 1. Схема передачи сообщений кредитными организациями и филиалами кредитных организаций в Росфинмониторинг через НБ РСО – Алания



    Следующие кредитные организаций и филиалы кредитных организаций, имеют право представлять сведения, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ в Росфинмониторинг, через головные офисы банков:

    1. Владикавказский филиал ОАО «Банк Москвы»

    2. Сев-Осет. Отд. № 8632 СБ РФ

    3. Сев-Осет. филиал АКБ «Связь-Банк»

    4. Филиал ОАО «Метракомбанк»

    5. Филиал «Гамид» АКБ «Эльбин»


    Рисунок 2. Схема передачи сообщений кредитными организациями и филиалами кредитных организаций в Росфинмониторинг через головные офисы банков



    Таблица 3

    Сведения о переданных сообщениях в уполномоченный орган – ФСФМ через НБ РСО – Алания

    (количество)

    Дата

    Наименование

    01.01.2007

    01.01.2008

    01.01.2009

    Кредитные организации

    2053

    2703

    6325

    Филиалы инорегиональных банков

    227

    1084

    2040

    Итого

    2280

    3787

    8365


    Как видно из таблиц 3 и 4 за анализируемый период наблюдается рост количества переданных сообщений в уполномоченный орган – ФСФМ через НБ РСО – Алания в 4 раза. На 1.01.2008г. объем переданных сообщений составил 8365 записей, в то время как на 01.01.2008г. только лишь 2280. Главным образом это связано с ужесточением мер антиотмывочного законодательства, ответственности за нарушение федерального закона.

    Как известно позиция некоторых банкиров – «лучше направлять информацию по всем операциям, тогда к банкам будет меньше вопросов», по мнению представителя Росфинмониторинга, ошибочная, и он призвал банки анализировать операции, информация по которым отравляется в ФСФМ.

    Рисунок 1. Динамика отправленных сообщений в ФСФМ через уполномоченный орган в РСО – Алания

    Таблица 4

    Сведения о переданных сообщениях в уполномоченный орган – ФСФМ через НБ РСО – Алания

    (количество)

    Наименование

    Дата

    %

    отвер. зап

    Дата

    %

    отвер. зап

    Дата

    %

    отвер. зап

    01.01.

    2007

    01.01.

    2008

    01.01.

    2009

    Кредитные организации

    2053

    12,32

    2703

    6,10

    6325

    1,44

    Филиалы инорегиональных банков

    227

    23,35

    1084

    8,58

    2040

    1,72

    Итого

    2280

    13,4

    3787

    6,81

    8365

    1,51

    Несмотря не только на ежегодное, но и поквартальное увеличение общего количества отправленных сообщений, процент отвергнутых записей уменьшается, поскольку из года в год увеличивается опыт работы в данной области, сотрудники постоянно проходят курсы повышения квалификации персонала (как плановые, так и внеплановые), внедряются новые программы обучения.

    Рисунок 2. Процент отвергнутых сообщений ФСФМ


    Как известно все банки подвергается ежегодным аудиторским проверкам, в результате которых также вносятся предложения по совершенствованию правил внутреннего контроля.

    Основным принципом внутреннего контроля является участие всех сотрудников банка независимо от занимаемой должности, но конечно в рамках своей компетенции, в выявлении неправомерных операций.

    Анализируя деятельность коммерческих банков в сфере легализации преступных доходов нельзя оставить без внимания тот факт, что в целом банковская система России потратила в 2008 на выполнение «противотмывочного» законодательства около 10 млрд. руб. До суда было доведено 6 дел. Получается, что разоблачение каждого случая стоило российским банкам более 1,5 млрд. руб.

    В ЦБ РФ считают, что расходы кредитных организаций на выполнение закона о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма окупаются – снижением рисков операций, повышением лояльности со стороны международных партнеров. Но как известно, эти выгоды пока не очень ощутимы для большинства банков и именно поэтому расходы на эти цели они воспринимают как своего рода  дополнительный налог.


    Глава 3. Перспективы развития системы банковского регулирования и надзора и реализации механизма противодействия легализации преступных доходов

     

    3.1. Перспективы развития системы банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций в РФ на современном этапе


    На сегодняшний день проблема государственного регулирования деятельности коммерческих банков превратилась в одну из наиболее злободневных проблем, из тех, что существуют в банковской системе страны.

    Анализ положения дел в банковской сфере показывает, что сегодня политика страны касаемо банковского сектора построена таким образом, что полномочия Центрального банка как органа контроля и управления постоянно расширяются.

    Плюс ко всему, для повышения качества своей работы в сфере банковского регулирования Банк России проводит кадровую политику, особое внимание при этом уделяя вопросам профессионализма и компетентности своих сотрудников.

    Так же о перспективах развития свидетельствует и тот факт, продолжается работа над изменениями банковского законодательства в части совершенствования процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования. Целью проекта федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», является создание правовых условий для упрощения процедур реорганизации кредитных организаций и усиления защиты интересов кредиторов реорганизуемых кредитных организаций. В целях решения этих задач предусматриваются следующие основные меры:

    1.   упрощение порядка уведомления кредиторов реорганизуемой кредитной организации - отменяется обязанность кредитной организации письменно уведомлять каждого кредитора. Порядок уведомления кредиторов определяется советом директоров реорганизуемой кредитной организации;

    2.   в целях обеспечения прозрачности процедуры реорганизации на кредитную организацию возлагается обязанность со дня принятия решения о реорганизации до момента завершения реорганизации раскрывать информацию о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих ее финансово-хозяйственную деятельность, путем публикации в печатном издании. При этом определяется перечень таких фактов (событий, действий);

    3.   в целях обеспечения условий для сохранения присоединяющей или созданной в результате слияния или преобразования кредитной организацией ликвидности и платежеспособности предлагается установить, что право требования досрочного исполнения денежных обязательств имеют только кредиторы - физические лица, если обязательства перед ними возникли до даты объявления кредитными организациями о реорганизации. Требования досрочного исполнения денежных обязательств кредиторов - юридических лиц подлежат удовлетворению в случае, если это предусмотрено условиями договора и другое.

     

    3.2. Перспективы реализации механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансирования терроризма


    Ассоциация российских банков (АРБ) и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) заключили соглашение о сотрудничестве. Данным соглашением предусмотрено сотрудничество сторон и организация совместных мероприятий при выполнении задач, возложенных положениями федерального закона и иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

    Согласно соглашению стороны будут осуществлять обмен опытом работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе:

    ü  путем проведения совещаний, конференций, семинаров;

    ü  проводить совместные мероприятия по повышению квалификации кадров;

    ü  совместно участвовать в разработке методических материалов, программ, рекомендаций с целью предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации в данной сфере.

    Россия готова принять международных экспертов в области борьбы с отмыванием доходов, полученных преступных путем. Об этом заявил бывший руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков по окончании совместного совещания рабочей группы при полномочном представителе президента РФ в ЮФО и межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

    В прошлом году финансовая разведка провела 8 тыс. расследований. В половине случаев по итогам проверок заведены уголовные дела. «Это очень хороший показатель, в западных странах считается хорошим показателем, если в уголовной практике используется 10 – 15% от числа проведенных проверок. Так что мы рассчитываем на высокие оценки нашей работы», - отметил Виктор Зубков.

    Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании рекомендовал принять в первом чтении законопроект о контроле со стороны Банка России и Росфинмониторинга за наличными операциями граждан на сумму 600 тыс. рублей и более. Законопроектом вносятся поправки в статью 6 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Согласно закону под контроль подпадают операции клиента, при которых используются наличные денежные средства и если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 700 тыс. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 700 тыс. рублей, или превышает эту сумму.

    Проект закона разработан с целью приведения российского законодательства в соответствие с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). В соответствии с рекомендациями странам предлагается создать систему, при которой банки и иные финансовые учреждения и посредники сообщали бы о всех внутренних и международных операциях с наличными денежными средствами на суммы, превышающие установленный предел, национальному центральному ведомству с электронной базой данных, доступной компетентным органам для использования в делах, касающихся отмывания денег или финансирования терроризма, при условии обеспечения надежных гарантий надлежащего использования информации.

    Законопроект предусматривает вступление в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования с целью приведения нормативных правовых актов Банка России и Росфинмониторинга в соответствие с законопроектом.

    Российские банки вскоре получат прямой доступ к единой базе недействительных паспортов, с использованием которых проводятся операции по отмыванию денег. Параметры соответствующего соглашения уже согласованы Ассоциацией региональных банков и подконтрольной МВД Федеральной миграционной службой (ФМС). По некоторым оценкам, в результате объемы незаконного обналичивания в банковском секторе, превышающие 1 трлн. рублей в год, сократятся на 90%.

    Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков: «В ближайшее время с ФМС будет заключено соглашение, обеспечивающее доступ банков к единой базе недействительных паспортов. Документ, параметры которого несколько месяцев обсуждались с МВД, предполагается подписать до конца года. В результате будет разработан специальный программный продукт для прямого доступа банков к базам недействительных паспортов. В ФМС эту информацию не опровергли, однако от подробных комментариев отказались.

    Участники рынка полагают, что в результате банки существенно сократят время проверки клиентов, а число отказов в открытии счета резко возрастет. Если единая база нелегальных паспортов будет создана, банки, наконец, получат реальный инструмент в борьбе с криминалом. Сейчас списки паспортов существуют в виде распечаток текстовых файлов. Таким образом, полностью проверить паспорта всех клиентов – задача трудно выполнимая.


    Заключение


    Подводя итог прохождения практики и изучив деятельность одного из структурных подразделений Центрального банка РФ (Национального банка РСО – Алания), ознакомившись со спецификой его работы, на основе полученных данных можно сделать вывод, что Банк России на современном этапе уделяет особое внимание системе регулирования и надзора и противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Легализация (отмывание) доходов, полученных в результате совершения наиболее циничных преступлений (терроризм, наркобизнес, нелегальная торговля оружием, коррупция, торговля людьми и другие), достигла в последние десятилетия таких масштабов, что потребовалось объединение усилий международного сообщества для борьбы с ним. Особую остроту это неблаговидное явление современной эпохи приобрело на фоне наблюдаемого всплеска национальной и международной террористической деятельности.

    Для того чтобы противостоять угрозе проникновения криминальных капиталов в экономику своих стран и воспрепятствовать распространению террористической деятельности, государства ведут последовательную борьбу с преступлениями, связанными с отмыванием денег и финансированием терроризма. 

    Банки и другие финансовые учреждения являются одним из наиболее доступных и удобных инструментов, позволяющих преступникам реализовать свои цели по отмыванию денег, а возросшая интеграция финансовых рынков и свобода перелива капитала между ними существенно облегчают задачи проникновения преступных капиталов на национальные финансовые рынки и вывода «отмытых» криминальных доходов за пределы национальных границ.

    Российская Федерация как участница ряда международных договоров и организаций по борьбе с отмыванием денег, приняла и постоянно совершенствует законодательство, направленное на противодействие  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом российские кредитные организации являются одними из основных субъектов законодательства, осуществляющих обязательные процедуры внутреннего контроля в целях противодействия этой преступной деятельности.

    Действующая в банках система противодействия отмыванию денег построена в соответствии с требованиями федерального закона и рекомендациями Банка России. Политика банков, филиалов, представительств в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных от преступной деятельности должна обеспечить:

    · минимизацию риска использования банка в качестве посредника в операциях по отмыванию денег и финансированию терроризма;

    · защиту банка от репутационных и финансовых рисков, возникающих в связи с попытками использовать банк для проведения операций, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма;

    · оказание услуг и проведение банковских операций (в частности, открытие счетов, осуществление платежей и переводов) только по поручению добросовестных клиентов;

    · возможность представления банком документальных свидетельств при проведении в отношении клиента Банка расследования в связи с подозрениями о его причастности к отмыванию денег и/или финансированию терроризма.

    С целью поддержания эффективного функционирования системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, банк разработал, согласовал с Банком России и применяет соответствующие правила внутреннего контроля и программы его осуществления, включающие:

    1. четкие процедуры по идентификации и изучению клиентов банка, которые:

    совместимы с принципами законного и добросовестного ведения коммерческой деятельности;

    не позволяют вступать в деловые отношения с клиентом до установления и проверки личности последнего;

    предохраняют от установления деловых отношений с клиентом, не желающим предоставить необходимые сведения о себе;

    помогают своевременно выявлять подозрительные операции клиентов;

    2. оценку риска осуществления клиентами отмывания денег и финансирования терроризма;

    3. своевременное выявление, фиксирование и направление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операциях в уполномоченный орган по принятию мер в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу;

    4. приостановление операций, если хотя бы одной из совершающих их сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо находящиеся в собственности или иным образом контролируемые такими организациями или лицами;

    5. отказ в открытии счета и совершении операций в случае непредставления клиентом необходимых документов, представления недостоверных документов, а также в случае наличия сведений об участии физического или юридического лица в террористической деятельности;

    6. учет и хранение информации;

    Обеспечение функционирования в Банке системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координация деятельности подразделений Банка и контроль за выполнением ими правил и программ внутреннего контроля в этой области, а также обеспечение представления сведений о подлежащих обязательному контролю и подозрительных операциях в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу осуществляются ответственным сотрудником Банка, назначаемым Президентом - Председателем Правления Банка.

    В современных условиях регулирование и надзор сводятся, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики и его эффективность с каждым днем становится все более актуальной.

    Поэтому банки должны действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их клиенты не понесли потерь и не началась цепная реакция, которая может нанести урон темпам национальной экономики.

    Отсюда можно выделить главную стратегическую цель банковского надзора – это своевременное реагирование на нарушения и негативные тенденции в деятельности банков для нормализации, упрочнения их финансового положения, поддержания стабильности, надежности как каждого из них, так и банковской системы в целом.

    На основе полученной входе прохождения практики информации и использования ее  при написании этой работы,  особое внимание было уделено деятельности Национального банка РСО-Алания и Банка России в области регулирования банковского сектора, надзора за ним и контроля. Вопросы регулирования банковской деятельности беспокоят законодателей всего мира, и потому о необходимости эффективной  системы банковского надзора и контроля свидетельствует и международный опыт, позволяющий в основном решать проблемы в финансовом секторе экономики.

    Резюмируя все вышесказанное и подытоживая данную отчетную работу, в завершении необходимо сказать, что сегодняшнее состояние банковского сектора РФ постепенно выходит из кризиса, и стоя на пути дальнейшего развития и совершенствования, имеет немало шансов соответствовать стандартам мирового сообщества. Для этого следует проделать еще большую трудоемкую работу, эффективность и успешный результат которой во многом зависят от политики Центрального банка России.

    В частности, для эффективного банковского надзора в современной России в целом, необходимо совершенствование банковского надзора в первую очередь по таким направлениям как:

    - совершенствование методологии надзора;

    - приближение к международным стандартам бухгалтерской и финансовой отчетности;

    - разработка методики оценки показателей, свидетельствующих о наличии системных рисков;

    - оценка организационных рисков, связанных с качеством управления кредитной организации.


    Список используемой литературы


    1.   Федеральный закон от 10.07.2004г.№ 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

    2.   Федеральный закон от 02.12.1990г. №395-1-ФЗ « О банках и банковской деятельности»

    3.   Федеральный закон от  10.12.2005г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

    4.   Федеральный закон от 22 апреля 1996г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

    5.   Инструкция ЦБ РФ №110-И от 16.01. 2006г. «Об обязательных  нормативах банков»

    6. Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2003г. № 115-ФЗ.

    7. Положение ЦБ РФ от 19.08.2006 г. № 262 – П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

    8. Постановление Правительства РФ от 5.12.2007 г. № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

    9. Положение ЦБ РФ от 17.04.2004 г. № 245 – П «О представлении информации в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом;

    10. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 13.07.2007 №99-Т с приложениями.

    11. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным Законом №115-ФЗ от 07.08.2003г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 20.12.2004г. за №207-П.

    12. Банковское дело.- Учебник/Белоглазова Г.Д., Кралевицкая И.Н., М.:ЭКОНОМИСТ, 2008г.

    13. Тосунян Г.А. Банковское дело в России: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2005г.

    14. Балабанов И.Т., «Банки и банковское дело», СПб, Питер, 2005.

    15. Белоглазова Л.М. «Банковское дело», М. – Инфра М, 2007 г.

    16. Благодатин А.А., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., «Финансовый словарь», М., Инфра-М, 2008.

    17. Васильев А., «О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма», «Банковское право», №2, 2007.

    18. Махмутова Э.Х., «Система формализации финансового контроля в кредитной сфере: Банк России -правовой аспект», «Банковское право», №3, 2007.

    19. Материалы с сайта Центрального банка Российской Федерации #"#">#"#">#"#">#"_Toc192881994">Приложение



    [1] Положение НБ РСО-А от 03.03.2007г. «О сводно-экономическом отделе»

    [2] Положение НБ РСО-А от 03.03.2007г. «О сводно-экономическом отделе».

    [3] Положение НБ РСО-А от 03.03.2007г. «О сводно-экономическом отделе»

    [4] Положение НБ «Об управлении банковского регулирования и надзора».

    [5] Положение НБ РСО-А «Об Управлении банковского регулирования и надзора»

    [6] Положение НБ РСО-А  «Об отделе финансового мониторинга и валютного контроля»

    [7] ФЗ №115-ФЗ от 07.08.2003 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    [8] Положение НБ РСО-А «Об отделе финансового мониторинга и валютного контроля» Раздел 2.

    [9] Положение ЦБ РФ №45 от 06.09.1996г  «О расчетно-кассовом центре Банка России».

    [10] Федеральный закон РФ № 115 – ФЗ от 7.08.2003 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    [11] Федеральный закон РФ № 115 – ФЗ от 7.08.2003 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    [12] Там же.

    [13] Там же.

    [14] Положение ЦБ РФ от 17.04.2004 г. № 245 – П «О представлении информации в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом».

    [15] Положение ЦБ РФ от 17.04.2004 г. № 245 – П «О представлении информации в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом»

    [16]Там же

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Отчет о практике в Национальном банке ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.