Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: отчет о практике в сбербанке

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: отчет о практике в сбербанке
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:46:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    1. Характеристика Сберегательного банка Российской Федерации............. 3

    2. Организация работы кредитного отдела................................................... 6

    3. Организация депозитных операций......................................................... 13

    4. Работа отдела ценных бумаг.................................................................... 20

    5. Организация работы отдела по учету кассовых операций..................... 25

    6. Документальное оформление и учет операций по расчетам с предприятиями 32

    7. Организация работы компьютерного отдела.......................................... 39

    8. Бухгалтерский учет и отчетность банка................................................... 43

    Список использованной литературы............................................................ 48

    1. Характеристика Сберегательного банка Российской Федерации


    Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны,  а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

    Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.

    Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 490 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынках Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.

    Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

    Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний  дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 40% объема торгов на ММВБ.

    Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По  состоянию на 8 мая 2009 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

    Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале.

    В октябре 2008 г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста.

    Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций.  


    2. Организация работы кредитного отдела


    Кредитный процесс представляет собой комплекс мероприятий осуществляемых банком в ходе работы над кредитным проектом с момента получения кредитной заявки до момента  погашения кредита.

    Основные этапы кредитного процесса:

    Проводят: клиентский менеджер и специалист управления кредитования.

    Контролирует: руководители клиентского менеджера и Управления кредитования.

    Выполняемые процедуры  клиентским менеджером:

    ·   проведение первичного собеседования с полномочным представителем клиента с целью определения возможности и целесообразности начала или  продолжения бизнеса с клиентом, определения форм и параметров сотрудничества, потребности в кредитовании, и при  наличии последнего передает клиенту типовой список документов, необходимых для рассмотрения вопросов о кредитовании. При необходимости в собеседовании участвуют специалист управления кредитования или сотрудник Департамента экономической безопасности (далее -  ДЕБ);

    ·   после получения кредитной заявки ставят в известность ДЕБ, решает с руководителем ДКБ вопрос о целесообразности дальнейшей работы с клиентом и направляет заявку  в Департамент кредитов и гарантий (далее ДК и Г), сопровождая служебной запиской за подписью руководителя клиентского менеджера;

    ·   при принятии руководителем ДКБ отрицательного решения  о дальнейшей работе  с клиентом клиентский менеджер уведомляет клиента, направляя ему мотивированный отказ за подписью  руководителя ДКБ. Руководитель соответствующего подразделения клиентского блока уведомляет должностное лицо Банка, осуществляющее контроль деятельности подразделений клиентского блока и ДК и Г, о факте и причинах отказа.

    Выполняемые процедуры специалистом управления кредитования:

    ·   получение кредитной заявки и служебной записки ДКБ от руководителя ДК и Г (факт получения отражается сотрудником управления кредитования в книге регистрации кредитных заявок)

    ·   обсуждает с руководителями управления кредитования параметры условий кредитования, по которым будет готовить кредитный меморандум:

    ·   в случае необходимости готовит и передает клиенту дополнительный список  документов, потребность в котором определяется индивидуальными особенностями клиента и его кредитной заявки;

    ·   оформление кредитного договора.

    ·   при принятии руководителем  ДК и Г отрицательного решения о дальнейшей работе с клиентом, специалист управления кредитования  уведомляет клиента  направляя ему  мотивированны отказ за подписью  руководителя ДК и Г (помещает в дело отказов  в выдаче кредитов письменное обращение  клиента и копию  письма банка  и делает отметку  об отказе  в выдаче кредита в книге регистрации заявок) Руководитель ДК и Г уведомляет должностное лицо Банка, осуществляющее контроль деятельности подразделений  клиентского блока  и ДК и Г, о факте  и причинах отказа.

    Должностное лицо Банка, осуществляющее контроль  деятельности подразделений  клиентского блока  и ДК и Г, уведомляет Председателя кредитного комитета о каждом случае отказа  на уровне соответствующего подразделения  в рассмотрение вопроса о кредитовании клиента на заседании кредитного комитета и его причинах.

    Максимальная продолжительность  этапа  - 4 рабочих дня от даты получения кредитной  заявки (по 2 рабочих дня в каждом из указанных подразделений)

    Анализ кредитного проекта

    Проводит:  специалист управления кредитования

    Контролирует: начальник управления кредитования

    Выполняемые процедуры:

    ·   Анализ представленного клиентом пакета документов;

    ·   Разработка схемы предприятия исходя  из специфики рассматриваемого кредитного проекта;

    ·   Согласование возможности принятия предложенного обеспечения и юр. аспектов схемы кредитования в ходе устных консультаций с специалистом юридического Департамента, при необходимости, которая может  возникнуть при расхождении мнений, оформления служебной записки в юр. Департамент, на которой последнее отвечает официальным заключением;

    ·   Уведомление (устно либо посредством электронной почты) специалиста ДЭБ об основных параметрах проектах, находящегося на рассмотрении. При необходимости специалиста ДЭБ может ознакомиться с документами, содержащимися в кредитном деле клиента. В случае если специалист ДЭБ приходит  к выводу нецелесообразности установления кредитных взаимоотношений с клиентом  или невозможности принятия предложенного обеспечения  он по согласованию  с Директором  ДЭБ сообщает об этом специалисту управления кредитования. В случае, если замечания специалиста ДЭБ не могут быть устранены в процессе анализа кредитного проекта, вопрос о целесообразности вынесения проекта на рассмотрение кредитного  комитета решается руководителем управления кредитования и клиентского менеджера.

    ·   В случае необходимости, осуществление  проверки имущества, предлагаемого в залог, проведение на месте экспертизы принадлежности имущества, условий его хранения и учета (для определения возможности  принятия его в качестве обеспечения исполнения обязательств клиента и с целью его правильного оформления), совместно со специалистом  юридического Департамента и специалистом ДЭБ, по согласованию с руководителями соответствующих подразделений;

    ·   В случае необходимости, согласование схемы кредитования и получение соответствующих заключений  других структурных подразделений банка;

    ·   Согласование рассматриваемого проекта с Отделом  управления ликвидностью Департамента «казначейства» на предмет наличия ресурсов  или возможности  привлечения ресурсов  для формирования  и ДПОУР на предмет наличия свободных лимитов на данную активную операцию;

    ·   Внесение данных в XLS- форму (баланс и отчет о прибылях и убытках) и оценка финансового состояния клиента с учетом  расшифровок, предоставленных клиентом;

    ·   Экспертная оценка клиента  в соответствии с методикой рейтинговой  оценки кредитных продуктов. Основанием  для заполнения  экспертной оценки является информация, изложенная в кредитном меморандуме, а также анкета заемщика.

    ·   Предварительное обсуждение результатов анализа кредитного проекта с начальником управления кредитования с целью  принятия решения  о целесообразности  вынесения кредитного проекта на обсуждение кредитного комитета и определения условий кредитования, предлагаемых  управлением кредитования;

    ·   подготовка соответствующих  разделов  кредитного  меморандума в соответствие  с требованиями;

    ·   передача пакета документов, полученных от клиента, и кредитного меморандума  на рассмотрение Департамента экономической безопасности  с целью получения заключения  о целесообразности (или нецелесообразности) установления кредитных взаимоотношений с клиентом и возможности принятия предложенного клиентом обеспечения.

    Максимальная продолжительность этапа – 5 рабочих дней от даты получения заключения  юр. Департамента.


    Методика оценки финансового состояния  Заемщика


    Цель анализа: оценить, является ли  финансовое состояние Заемщика достаточно устойчивым для того, чтобы обеспечить погашение кредита в сумме и в сроки, предусмотренные кредитным проектом. Правильная оценка  платежеспособности Заемщика является одним из основных условий успешного кредитования

    Источник информации:

    ·   Бухгалтерская отчетность  за предшествующий финансовый год (баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснения к нему  по формам №3, №4, №5, пояснительная записка);

    ·   Учетная политика клиента;

    ·   Аудиторское заключение за предшествующий  финансовый год;

    ·   Годовой отчет за предшествующий финансовый год;

    ·   Ежеквартальная бухгалтерская отчетность  за 3 предшествующих квартала  (баланс, отчет о прибылях и убытках);

    ·   Расшифровки, справки и прочие  документы, запрашиваемые  Банком при необходимости  в зависимости  от целей анализа и содержания  бухгалтерской отчетности, а также в случаях  когда это предусмотрено  условиями кредитного договора, периодически предоставляемые заемщиком.

    Периодичность проведения анализа:

    ·   В момент предоставления кредита – проводится полный, всесторонний анализ финансового состояния заемщика с учетом как внутренних, так и внешних  факторов (состояние отрасли, в которой ведет свою деятельность Заемщик, если необходимо – общее состояние экономики, политические факторы и т.д.);

    ·   Ежеквартально в течение периода кредитования – осуществляется анализ бухг. отчетности (баланс) по сокращенной программе, с целью текущего контроля за фин. состоянием Заемщика, проводится анализ  тех отраслей  фин. состояния заемщика, в котором обнаружены негативные тенденции, на основании документов, запрашиваемых  у Заемщика дополнительно, а также в случае, если при первичном  анализе, проводимом перед предоставлением  кредита, выявлена необходимость последующего оперативного контроля за отдельными направлениями;

    ·   Ежемесячно – при кредитовании под оборот проводится плановый анализ состояния оборотных средств Заемщика и источников их финансирования, а также оценка ликвидности  и платежеспособности Заемщика на основании отчетов, предоставляемых Заемщиком в соответствии с условиями кредитного договора.

    Разделы анализа:

    1. Анализ бухгалтерских отчетов:

    ·  Оценка вертикальной и горизонтальной структуры баланса;

    ·  Оценка структуры оборотных средств и источников их финансирования;

    ·  Оценка финансовых результатов деятельности заемщика.

    2. Анализ финансовых коэффициентов:

    ·  Показатели финансовой устойчивости;

    ·  Показатели ликвидности;

    ·  Показатели деловой активности;

    ·  Показатели рентабельности.

    3. Анализ движения денежных потоков.

    По итогам анализа  исходя из совокупности всех выявленных факторов и тенденций  делается вывод  о финансовом состоянии предприятия. При этом в заключении кредитный аналитик должен дать ответы на такие вопросы, как:

    ·   Каково текущее финансовое состояние заемщика  и под влияние каких тенденций оно сложилось;

    ·   Какими факторами обусловлено действие  выявленных тенденций;

    ·   Каковы перспективы финансового состояния  заемщика на период кредитования;

    ·   В чем заключается наибольший риск  ухудшения  финансового состояния заемщика;

    ·   Необходим ли дополнительный оперативный контроль финансового состояния заемщика  и каковы его направления;

    ·   Каковы перспективы погашения задолженности заемщика в случае предоставления ему кредита на исправленных условиях.


    3. Организация депозитных операций


    Активные депозитные операции

    Размещение мобилизованных ресурсов банка с целью получения дохода и обеспечения ликвидности определяет содержание его активных операций.

    Активные операции банков можно разделить на четыре группы:

    · учетно-ссудные, в результате которых формируется кредитный портфель банка;

    · инвестиционные, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;

    · кассовые и расчетные, являющиеся одним из видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;

    · прочие.

     Учетно-ссудные операции. Ссудные операции составляют основу деятельности банка в размещении его ресурсной базы. Они приносят банкам значительную часть их доходов.

     Коммерческие банки предоставляют своим клиентам разнообразные ссуды, которые можно классифицировать по различным признакам:

    · по типам заемщиков – ссуды предприятиям, правительству и местным органам власти, населению, банкам;

    · по срокам пользования -  краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

    · в зависимости от сферы функционирования – ссуды в сферу производства и в сферу обращения;

    · по отраслевой принадлежности заёмщиков – ссуды в промышленность, торговлю, сельское хозяйство, транспорт;

    · по характеру обеспечения – залоговые, гарантированные, застрахованные и необеспеченные (бланковые);

    · по методам погашения – погашенные единовременно и частями.

    Банки выдают кредиты при соблюдении следующих принципов (т.е. основополагающих условий кредитования), которые используются в совокупности и обуславливают реализацию друг друга: обеспеченность, возвратность, срочность, платежность и целевой характер.

    Операции банков с ценными бумагами. Другой важной активной операцией коммерческих банков является их инвестиционная деятельность, в процессе которой банки выступают в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги или приобретая права по совместной хозяйственной деятельности. Такими ценными бумагами могут быть простые и привилегированные акции, облигации, государственные долговые обязательства, векселя и т д. Например,  активные операции банка с векселями включают: учетные (дисконтные) и переучетные операции, кредитные, операции по акцепту, инкассированию, выдаче вексельного поручительства и др. Операции с фондовыми бумагами включают операции с ценными бумагами, которые котируются на бирже.

    Банковским инвестициям присуще следующие факторы риска:

    Кредитный риск может быть вызван изменениями финансовых возможностей эмитента ценных бумаг по выполнению своих обязательств.

    Рыночный риск бывает обусловлен  непредвиденными обстоятельствами, возникшими на рынке ценных бумаг или в экономике, при которых привлекательность отдельных видов ценных бумаг в качестве инвестиций будет потеряна, а их продажа возможна лишь с большой скидкой.

    Ценные бумаги с не высокой степенью кредитного и рыночного риска, тем не менее, могут быть подвержены риску изменения процентных ставок, а отсюда возможен риск снижения рыночной цены на ценные бумаги.

    Основные факторы, определяющие цели инвестиционной политики банка, - доходность и ликвидность, готовность банка жертвовать ликвидностью ради прибыли и наоборот, т.е. идти на больший или меньший риск.

     Уменьшение инвестиционного риска достигается, прежде всего, диверсификацией. Она означает наличие в инвестиционном портфеле различных видов ценных бумаг.

     Цель диверсификации в отношении качества сводится к минимизации риска, который заключается в возможности невыполнения должником своих обязательств.

     Цель диверсификации в отношении сроков погашения состоит в том, чтобы удержать риск портфеля инвестиций, связанный с колебаниями процентных ставок, в пределах, соответствующих планам банка в области дохода и ликвидности.

    Одним из способов диверсификации – поддержание ступенчатой структуры сроков погашения бумаг, которая позволяет реинвестировать средства, высвобождающиеся с истечением срока погашения, в новые виды ценных бумаг с длительными сроками и более высокой нормой доходности.

    Порядок проведений операций по привлечению средств от юридических лиц

    Сотрудник Управления по работе с инвесторами информирует Клиента о порядке и текущих условиях проведения операций по привлечению средств юридических лиц в устной (телефон, переговоры) или письменной (факс, информационный бюллетень в операционном зале) форме.

    Сотрудник Управления по работе с инвесторами согласовывает с Клиентом основные условия операции: сумму, валюту, дата начала операции (или периода, в течение которого средства поступят на депозитный счет),  дата завершения операции, срок размещения  (если его,  возможно, определить в момент размещения средств), процентную ставку, дополнительные условия, связанные с возможностью изменения суммы, срока размещения и процентной ставки.

     Сотрудник Управления по работе с инвесторами совершает Сделки по привлечению денежных средств от юридических лиц по Процентным ставкам в соответствии со Шкалой ставок привлечения.

             Установление Клиенту Процентной ставки привлечения выше уровня Шкалы ставок привлечения в пределах трансфертной кривой bid, производится  на основании Указания должностного лица, которому Финансовый комитет Банка делегировал эти права.

             Установление Клиенту Процентной ставки выше трансфертной кривой bid, производится после согласования с Финансовым комитетом Банка, либо с должностными лицами, которым Финансовый Комитет Банка делегировал эти права.

              Сотрудник Управления по работе с инвесторами учитывает требования Банка России к кредитным организациям по выполнению нормативов ликвидности. О риске невыполнения Банком нормативов ликвидности Сотрудника Управления по работе с инвесторами в регулярном порядке информирует Сотрудник Управления планирования и отчетности.

    Сотрудник Управления по работе с инвесторами  оформляет Тикет и передаёт его не позднее 17-00 Сотруднику отдела  учета для подготовки договоров.

     В случае заключения договора с юридическим лицом, которое является клиентом Банка либо уже предоставляло  комплект документов, Сотрудник отдела учета запрашивает информацию о наличии необходимых документов и отсутствии в Сбербанке (включая филиалы) решений налогового органа о приостановлении операций по счетам у Сотрудника отдела открытия счетов. В случае заключения договора с юридическим лицом, которое не является клиентом Банка, Сотрудник отдела учета  информирует Клиента о документах, которые необходимо предоставить в Банк в соответствии с Порядком открытия и закрытия счетов.

    Клиент предоставляет Сотруднику отдела учета комплект документов для открытия депозитного счёта. Сотрудник отдела учета передаёт комплект документов Клиента Сотруднику отдела открытия счетов.

    Сотрудник отдела открытия счетов проверяет отсутствие в Сбербанке (включая филиалы) решений налогового органа о приостановлении операций по счетам Клиента, проводит проверку комплекта документов и, передаёт его на экспертизу Сотруднику Юридического Департамента. Сотрудник Юридического Департамента осуществляет экспертизу предоставленных документов на соответствие требованиям действующего законодательства. Сотрудник Юридического Департамента возвращает документы Сотруднику отдела открытия счетов с указанием на первом листе даты и результатов экспертизы. При наличии замечаний Юридического департамента по комплекту документов или наличии у Клиента счетов, операции по которым приостановлены решением налогового органа, Сотрудник Отдела открытия счетов информирует об этом (в электронном виде) Сотрудника отдела учета, а также сотрудников Банка, уполномоченных на открытие счетов.

    Сотрудник  отдела  учета после поступления информации (устно или по телефону в случае отсутствия замечаний, либо, при  наличии замечаний, в электронном виде) от Сотрудника отдела открытия счетов о соответствии или не соответствии комплекта документов Клиента требованиям действующего законодательства и Порядка открытия и закрытия счетов в течение 1 часа подготавливает два экземпляра договора по Типовой форме либо информирует Сотрудника Управления по работе с инвесторами о невозможности заключения договора.

    В случае если предполагается заключение Договора по форме, отличной от типовой, то Сотрудник Управления по работе с инвесторами  согласовывает его в соответствии с порядком согласования Нетиповой формы.

    Сотрудник отдела  учета передаёт Клиенту два экземпляра договора любым приемлемым путём (лично, через курьера, письмом, электронной почтой). Клиент возвращает Сотруднику отдела  учета два экземпляра договора, подписанного со стороны Клиента.

    Сотрудник отдела  учета визирует договора у Начальника отдела учета и Сотрудника Управления по работе с инвесторами и инициирует процедуру подписания договоров. Сотрудник отдела учета передает Сотруднику отдела открытия счетов Заявление на открытие депозитного счета. Сотрудник отдела открытия счетов делает отметки Банка  о форме собственности Клиента, его статусе и субъекте, ставит свою подпись и возвращает Заявление Сотруднику отдела учета. На основании отметок Сотрудника отдела открытия счетов, Сотрудник отдела учета в соответствии с Порядком открытия и закрытия счетов инициирует  открытие депозитного счёта в течение 1 часа и передает один экземпляр договора (оставив себе копию) Сотруднику отдела открытия счетов для оформления сообщения Банка налоговому органу об открытии депозитного счета. Копии отосланных сообщений, распоряжение на открытие счета и оригинальный экземпляр договора  Сотрудник отдела открытия счетов помещает  в юридическое дело Клиента в соответствии с установленным порядком. Сотрудник отдела учета передаёт  второй экземпляр подписанного со стороны Банка договора  Клиенту.

    Сотрудник Управления по работе с инвесторами не позднее дня зачисления средств на депозитный счёт, получает от Клиента информацию о переводе средств на депозитный счёт любым приемлемым путём (лично, по телефону, по факсу).

              Сотрудник Управления по работе с инвесторами информирует Сотрудника ОУЛ об условиях заключенной Сделки путём передачи копии Тикета не позднее 17-00 дня получения информации от Клиента о зачислении средств на депозитный счёт.

    Сотрудник ОУЛ  делает на Тикете отметку о получении информации.

    Всю информацию по совершённым операциям Сотрудник Управления по работе с инвесторами  заносит в электронную базу клиентских пассивов, на основании которой готовятся отчёты о состоянии клиентских пассивов, предоставляемые Директору Департамента клиентского бизнеса.

    Виды вкладов, принимаемых банком от населения.

    Банк открывает Клиентам следующие виды вкладов:

    1.Вклады до востребования – на условиях выдачи вклада (полностью или частично) по первому требованию вкладчика;

    2.Срочные вклады – на условиях возврата вклада  в срок, установленный в договоре;

    3.Вклады на иных условиях возврата, не противоречащих законодательству РФ;

    4.Денежные средства во вклады принимаются Банком, как в российских рублях, так и в иностранной валюте.


    4. Работа отдела ценных бумаг


    Основные положения

    1.1 Для учета операций с ценными бумагами Банк руководствуется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», «Правилами ведения учета депозитарных операций кредитных организаций  в РФ» № 44 от 25 июля 1996 г. утвержденными Приказом Банка России № 02-259 от 25 июля 1996 г., Положением о депозитарной деятельности в РФ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.10.1997 г.  № 36, Положением о порядке проведения операций с векселями в СБ РФ, утвержденного решением  Финансового комитета Банка 10 апреля 2000 г. (с последующими изменениями), Условиями выпуска и обращения именных депозитарных сертификатов (выпуск сериями) СБ РФ, утвержденных решением Совета Директоров Банка 8 сентября 2000 года и зарегистрированных в ГУ Банка России по г. Москве 28 сентября 2000 года, а также другими, как внутренними положениями, так и нормативными актами Банка России.

    1.2 В состав торгового портфеля включается следующие ценные бумаги:

    - Ценные бумаги, приобретаемые с целью их перепродажи в течении 180 календарных дней.

    - Долговые обязательства, срок погашения которых наступает не менее чем через 181 календарный день.

    - Прочие вложения в ценные бумаги считаются составляющими инвестиционный портфель Банка.

    - Ценные бумаги, приобретенные с целью получения инвестиционного дохода, формируют инвестиционный портфель.

    Перевод ценных бумаг из инвестиционного в торговый портфель и/или наоборот осуществляется согласно принятому и утвержденному в Банке порядку проведения операций с ценными бумагами.

    1.3 В состав торгового портфеля зачисляются ценные бумаги, отвечающие следующим требованиям:

    а) котируемые ценные бумаги, приобретаемые с целью их перепродажи в течении 180 календарных дней включительно;

    б) котируемые и некотируемые ценные бумаги, приобретаемые по договорам, предусматривающим возможность их обратной продажи в течении 180 календарных дней включительно;

    в) котируемые и некотируемые ценные бумаги, приобретаемые по договорам займа (вне зависимости от срока договора и эмитента).

    В состав инвестиционного портфеля включаются ценные бумаги, приобретаемые с целью получения инвестиционного дохода, а также в расчете на возможность роста их ценовой стоимости в длительной или неопределенной перспективе.

    В портфель контрольного участия включаются ценные бумаги, приобретенные в количестве, обеспечивающем получение контроля над управлением организацией-эмитентом или существенное влияние на нее. В целях настоящего документа такими ценными бумагами признаются акции, дающие право на участие в управлении делами АО, именуемые в дальнейшем – Голосующие акции.

    1.4 Бухгалтерский учет операций, совершаемых Банком на организованном рынке ценных бумаг в качестве профессионального участника, отражается на счетах № 47403/47404. Образовавшаяся после отражения в бухгалтерском учете всех сделок, совершенных в течение дня, задолженность на этих счетах закрывается в корреспонденции со счетами по учету денежных средств, в соответствии с порядком исполнения сделок и расчетов, установленным организатором торговли.

    1.5 Переоценка находящихся на балансе Банка государственных и приравненных к ним долговых обязательств производится ежедневно исходя из средневзвешенных цен, сложившихся по итогам торгов на ОРЦБ в соответствии с порядком, установленным Банком России. Результаты переоценки отражаются на парных балансовых счетах № 61307 и № 61407, на которых открываются парные лицевые счета для каждого выпуска ценных бумаг. На конец рабочего дня курсовые разницы, возникшие от переоценки ценных бумаг, могут оставаться только на парном лицевом счете – активном (расход) или пассивном (доход).

    Перенос остатков со счетов № 61307, 61407 на счета по учету доходов или расходов Банка производится ежемесячно, в последний рабочий день месяца.

    Процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам, уплачиваемый при приобретении ценной бумаги, учитывается на балансовом счете № 61405. Процентный  (купонный) доход, полученный при выбытии (реализации) ценной бумаги либо при выплате процентов (погашении купонов), отражается на счете № 61305. По облигациям федеральных займов суммы уплаченного купонного дохода взаимозачитываются при погашении купона по данному выпуску, а результат взаимозачета (сальдо после взаимозачета) переносится на счет доходов. По остальным процентным (купонным) долговым обязательствам взаимозачет полученного и уплаченного процентного (купонного) дохода производится также при выбытии (реализации) ценной бумаг, этим же днем результат взаимозачета относится на счет доходов.

    Вложения в негосударственные ценные бумаги отражаются в учете по цене приобретения и не подлежат переоценке в связи с изменением рыночных котировок, но для них создается резерв под обесценение, который учитывается на том же балансовом счете первого порядка, на котором ведется учет самой бумаги.

    Финансовый результат при выбытии (реализации) ценных бумаг определяется как разница между себестоимостью ценных бумаг первых по времени приобретения (ФИФО) и ценой погашения либо ценой выбытия (реализации).

    1.6 Списание затрат, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг производится при выбытии ценной бумаги по методу ФИФО.

    1.7 Переоценка всех котируемых ценных бумаг осуществляется ежедневно. При совершении операций с ценными бумагами отдельных выпусков  переоценке подлежат все ценные бумаги этих выпусков.

    1.8 Депозитарный учет ценных бумаг, принадлежащих Головному офису Банка  и его филиалам, ведет Головной офис Банка.

    Ценные бумаги, предназначенные для торговли

    Ценными бумагами, предназначенными для торговли, называются бумаги, приобретенные преимущественно для извлечения прибыли в результате краткосрочных колебаний цен или за счет дилерской маржи. Первоначальное признание ценных бумаг, предназначенных для торговли, производится в соответствии с изложенными выше принципами. Последующая переоценка осуществляется по справедливой стоимости, которая определяется исходя из рыночной стоимости на отчетную дату.

    Реализованные и нереализованные прибыли и убытки по операциям с ценными бумагами, предназначенными для торговли, отражаются в отчете в составе прибыли от операций с ценными бумагами за вычетом убытков. Проценты, полученные в период владения ценными бумагами, отражаются в отчете о прибылях и убытках в составе доходов по процентам.

    При определении справедливой стоимости ценных бумаг используется их последняя цена на торгах, если ценные бумаги котируются на бирже. Если же ценные бумаги обращаются на внебиржевом рынке, то их стоимость определяется по последней цене предложения. Если информация о рыночных ценах котируемых ценных бумаг отсутствует или если есть достаточные основания полагать, что ликвидация позиции Группы окажет влияние на рыночные цены, справедливая стоимость рассчитывается на основе рыночных котировок аналогичных финансовых инструментов, обращающихся на различных рынках, или оценки руководством вероятных поступлений от организованной реализации ценных бумаг в течение определенного периода, исходя из допущения о сохранении текущей конъюнктуры рынка


    5. Организация работы отдела по учету кассовых операций


    Сбербанк предлагает корпоративным клиентам универсальный комплекс услуг, позволяющий рационально управлять своими финансами. Применение передовых банковских технологий, широкая корреспондентская сеть, высокий профессионализм сотрудников – основные составляющие, которые обеспечивают необходимое качество обслуживания клиентов Сбербанка.

    Банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание в рублях и иностранной валюте и предоставляет предприятиям и организациям возможность:

    · открытия расчетных, текущих и других счетов в кратчайшие сроки;

    · осуществления расчетов по России и за рубеж в любых валютах;

    · проведения платежей в рублях с зачислением сумм на расчетный счет "день-в-день";

    · обслуживания расчетных и иных счетов по системе «Клиент-Банк», подсистеме «Интернет-Клиент»;

    · начисления процентов на гарантированную сумму остатка средств на расчетном счете;

    · предоставления в централизованном порядке выписок по всем счетам одного клиента, в т.ч. открытым и в филиалах Сбербанка;

    · осуществления быстрого розыска сумм, не поступивших на расчетный счет, по документам банка-отправителя;

    · консультирования по оформлению внешнеэкономических контрактов и соответствию их валютному законодательству РФ и нормативным документам Банка России;

    · внесения и получения наличных денежных средств с банковского счета;

    · получения любых консультаций по вопросам проведения банковских операций.

    Сбербанк является участником прямых расчетов по Москве, Московской области и другим городам России, предоставляя своим клиентам возможность осуществлять расчеты с партнерами в течение одного дня.

    Распоряжения по счету принимаются ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.30 до 18.00.

    Распоряжения по счету, предоставленные клиентами до 13.00, принимаются к исполнению в тот же день.

    Распоряжения по счету, предоставленные клиентами после 13.00, принимаются к исполнению на следующий день.

    Выписки с расчетного счета выдаются не позднее операционного дня, следующего за днем совершения банковской операции.

    Ведение расчетных и текущих счетов

    После открытия клиентом счёта в коммерческом банке банк предоставляет набор услуг, связанных с:

    ·   Открытием и ведением расчетного, текущего и других счетов клиента;

    ·   Организацией и проведением безналичных расчетов;

    ·   Выполнением операций с наличными деньгами.

    Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного или текущего счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования соответствующего счета (возможность овердрафта и.т.д.) определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию.

    В соответствии с договором банк принимает на себя ряд обязательств:

    ·   проводить по счету клиента в пределах своей компетенции все виды банковских операций, предусмотренных действующим законодательством;

    ·   обеспечивать сохранность всех денежных средств, поступивших на счет клиента;

    ·   проводить операции по списанию средств со счета клиента по безналичным расчетам по его поручению;

    ·   обеспечивать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и операциях, проводимых по его счету;

    ·   выдавать клиенту выписки с его счета.

    Расчетный, текущий или любой другой счет может открываться клиенту, как за отдельную плату, так и бесплатно. За услуги по расчетному обслуживанию банк взимает с клиента плату в размере установленного договором фиксированного процента от суммы совершаемого платежа. Открытие расчетного счета в банке бесплатно предполагает, что последний сможет предоставлять клиенту широкий набор и других, платных, услуг, что компенсирует затраты на бесплатное проведение операций по расчетному счету.

    Согласно российскому законодательству (Закон РФ «О банках и банковской деятельности» (ст.30)), клиент имеет право на свободный выбор банка для расчетно-кассового  обслуживания и может открывать столько счетов, сколько ему необходимо.

    На основании договора открываются:

    ·   расчетные счета: коммерческим организациям и гражданам, имеющим статус предпринимателя;

    ·   текущие счета: бюджетным организациям и, как правило, филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям юридических лиц на основании их ходатайства и с указанием, какого рода операции будут производиться по этим счетам.

    Расчетный счет – счет для осуществления предпринимательской деятельности, который открывается предприятием, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. По этому счету осуществляются все операции, связанные с реализацией товаров и услуг, обеспечением их производства, производственными и иными расходами. На этот счет зачисляется выручка. С этого счета списываются деньги для выдачи заработной платы, оплаты стоимости приобретаемых комплектующих и др.,  уплачиваются налоги. Этот счет позволяет совершать практически любые операции, поскольку владелец сам определяет направление использования средств, время и размеры производимых операций в соответствии с действующим законодательством.

    Кроме того, выделяют следующие разновидности расчетного счета:

    ·   счет для осуществления совместной деятельности;

    ·   счет для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции.

    Текущий счет – это счет для финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности. Текущий счет предназначен для хранения денег, целевого финансирования его владельца, а также расчетных операций.

    По сравнению с владельцем расчетного счета самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена, поскольку он распоряжается средствами на текущем счете в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

    По текущим счетам допускается совершение операций расчетного счета. Так, зрелищным предприятиям по месту гастролей открываются текущие счета, на которые зачисляется выручка.

    Разновидностями текущего счета являются:

    ·   бюджетные счета;

    ·   инвестиционные и конверсионные счета.

    Бюджетные счета – это счета, открываемые предприятиям и организациям при выделении им денежных средств из федерального, регионального или местного бюджетов для осуществления определенных видов деятельности. Формой предоставления денежных средств могут быть субсидии, субвенции, дотации или иные виды государственных ассигнований и финансирования, если оно не осуществляется путём зачисления денег на текущий или расчетный счет. Особенностью этого вида счета являются два признака:

    ·   целевое назначение зачисляемых денег, контролировать которые по общему правилу должен собственник денег или лицо (орган), которому это поручено, хотя нередко такой контроль незаконно возлагают на банки;

    ·   ограниченный срок существования счета, составляющий 1 год, поскольку бюджет в России утверждается ежегодно, и это означает, что в конце года такие счета должны быть закрыты, а остатки по ним перечислены в бюджет.

    Кассовые операции

    Под кассовыми операциями понимается деятельность банка, связанная с инкассацией, хранением и выдачей наличных денег.

    В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов  коммерческие банки руководствуются Законом РФ «О банках и банковской деятельности», а также Порядком ведения кассовых операций, утвержденным Центральным банком РФ.

    Предприятия осуществляют операции с наличными деньгами в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в народном хозяйстве». Эти правила предусматривают, что предприятия могут иметь в кассе наличные деньги в пределах лимита, устанавливаемого банком по согласованию с руководителями предприятий. Денежную наличность сверх установленного лимита предприятие обязано сдавать в банк в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающим его банком. Лимит остатка наличных денег в кассе предприятия устанавливается исходя из особенностей деятельности предприятия и инкассации выручки.

    Наличные деньги могут сдаваться:

    ·   в дневные и вечерние кассы банков;

    ·   инкассаторам;

    ·   в объединенные кассы на предприятиях для последующей сдачи в банк;

    ·   предприятиям связи для перечисления на счета банков на основе заключенных договоров.

    Наличные деньги выдаются при соблюдении следующих условий:

    ·   при наличии средств на расчетном счете, если потребность в средствах в соответствии с установленными правилами должна удовлетворяться наличными деньгами (выдача средств на оплату труда, на закупку сельскохозяйственной продукции, командировочные и хозяйственные расходы);

    ·   при наступлении сроков выплаты средств.

    Для приема и выдача денег  в каждом коммерческом банке создается отдел кассовых операций, в котором могут быть приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы для размена денег, кассы для пересчета денежной выручки. Касса пересчета выручки создается в тех банках, в которые поступает выручка через учреждения инкассации. Вечерние кассы организуют прием денег только в вечернее время.

    Банки принимают наличные деньги при личной явке клиентов и от инкассаторов.

    Для оприходования всех поступающих  в банк наличных денег и выполнения расходных операций банки имеют оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день. Из оборотной кассы происходит и выдача наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям.

    Для улучшения и ускорения кассового обслуживания в банковской практике внедряются современные системы электронных банковских услуг с использование пластиковых карт и банкоматов, что позволяет снизить трудоёмкость кассовых операций и повысить их надежность.

    Все денежные расчеты подразделяются на расчеты в наличной и безналичной формах. В Челябинском филиале Сбербанка применяются следующие формы безналичных расчетов:

    1) платежные поручения;

    2) платежные поручения-требования;

    3) чеки;

    4) платежные требования;

    5) безналичные платежи с использованием пластиковых карт.

    Безналичные расчеты в Сбербанке осуществляются на основании Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П  "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями)


    6. Документальное оформление и учет операций по расчетам с предприятиями


    Сберегательный банк Российской Федерации предлагает корпоративным клиентам универсальный комплекс услуг, позволяющий рационально управлять своими финансами. Применение передовых банковских технологий, широкая корреспондентская сеть, высокий профессионализм сотрудников – основные составляющие, которые обеспечивают необходимое качество обслуживания клиентов СБ РФ.

    Банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание в рублях и иностранной валюте и предоставляет предприятиям и организациям возможность:

    · открытия расчетных, текущих и других счетов в кратчайшие сроки;

    · осуществления расчетов по России и за рубеж в любых валютах;

    · проведения платежей в рублях с зачислением сумм на расчетный счет "день-в-день";

    · обслуживания расчетных и иных счетов по системе «Клиент-Банк», подсистеме «Интернет-Клиент»;

    · начисления процентов на гарантированную сумму остатка средств на расчетном счете;

    · предоставления в централизованном порядке выписок по всем счетам одного клиента, в т.ч. открытым и в филиалах СБ РФ;

    · осуществления быстрого розыска сумм, не поступивших на расчетный счет, по документам банка-отправителя;

    · консультирования по оформлению внешнеэкономических контрактов и соответствию их валютному законодательству РФ и нормативным документам Банка России;

    · внесения и получения наличных денежных средств с банковского счета;

    · получения любых консультаций по вопросам проведения банковских операций.

    СБ РФ является участником прямых расчетов по Москве, Московской области и другим городам России, предоставляя своим клиентам возможность осуществлять расчеты с партнерами в течение одного дня.

    Распоряжения по счету принимаются ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.30 до 18.00.

    Распоряжения по счету, предоставленные клиентами до 13.00, принимаются к исполнению в тот же день.

    Распоряжения по счету, предоставленные клиентами после 13.00, принимаются к исполнению на следующий день.

    Выписки с расчетного счета выдаются не позднее операционного дня, следующего за днем совершения банковской операции.

    Перечень документов, необходимых для открытия счета юридическому лицу – резиденту

    N

    Наименование документа

    Примечание

    1

    Заявление на открытие счета

    Подлинник, выдается банком

    2

    Устав (включая изменения и дополнения при их наличии)

    Копия, заверенная Регистрирующим (налоговым) органом либо нотариально

    3

    Учредительный договор

    Копия, заверенная Регистрирующим (налоговым) органом либо нотариально

    4

    Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выданное налоговым органом

    Для организаций, созданных до 01.07.02 г.: Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года.

    При наличии изменений к учредительным документам – свидетельство о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы

    Копия, заверенная нотариально либо Регистрирующим (налоговым) органом

    5

    Документ об избрании (назначении) руководителя предприятия

    (протокол собрания учредителей, решение учредителя, приказ вышестоящей организации)

    Копия, заверенная учредителем или нотариально. Решение, принятое учредителями – физическими лицами, заверяется назначенным руководителем и печатью предприятия

    6

    Приказы о назначении главного бухгалтера и иных должностных лиц, указанных в карточке образцов подписей

    Копии, заверенные руководителем предприятия и скрепленные печатью

    7

    Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

    Нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

    8

    Документ, подтверждающий постановку на учет в Пенсионном фонде РФ

    Копии, заверенные руководителем предприятия и скрепленные печатью

    9

    Документ, подтверждающий постановку на учет в Фонде социального страхования

    Нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

    10

    Карточка образцов подписей и оттиска печати

    Подлинная, все заявленные подписи должны быть заверены нотариально

    11

    Письмо об идентичности предоставленных документов документам, находящимся в регистрационном деле

    Выдается банком

    12

    Коды статистики

    Копия, заверенная руководителем предприятия и скрепленная печатью

    13

    Договор банковского счета

    2 экземпляра, выдается банком

    14

    Анкета клиента

    Выдается банком


    Ведение расчетных и текущих счетов

    После открытия клиентом счёта в коммерческом банке банк предоставляет набор услуг, связанных с:

    ·   Открытием и ведением расчетного, текущего и других счетов клиента;

    ·   Организацией и проведением безналичных расчетов;

    ·   Выполнением операций с наличными деньгами.

    Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного или текущего счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования соответствующего счета (возможность овердрафта и.т.д.) определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию.

    В соответствии с договором банк принимает на себя ряд обязательств:

    ·   проводить по счету клиента в пределах своей компетенции все виды банковских операций, предусмотренных действующим законодательством;

    ·   обеспечивать сохранность всех денежных средств, поступивших на счет клиента;

    ·   проводить операции по списанию средств со счета клиента по безналичным расчетам по его поручению;

    ·   обеспечивать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и операциях, проводимых по его счету;

    ·   выдавать клиенту выписки с его счета.

    Расчетный, текущий или любой другой счет может открываться клиенту, как за отдельную плату, так и бесплатно. За услуги по расчетному обслуживанию банк взимает с клиента плату в размере установленного договором фиксированного процента от суммы совершаемого платежа. Открытие расчетного счета в банке бесплатно предполагает, что последний сможет предоставлять клиенту широкий набор и других, платных, услуг, что компенсирует затраты на бесплатное проведение операций по расчетному счету.

    Согласно российскому законодательству (Закон РФ «О банках и банковской деятельности» (ст.30)), клиент имеет право на свободный выбор банка для расчетно-кассового  обслуживания и может открывать столько счетов, сколько ему необходимо.

    На основании договора открываются:

    ·   расчетные счета: коммерческим организациям и гражданам, имеющим статус предпринимателя;

    ·   текущие счета: бюджетным организациям и, как правило, филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям юридических лиц на основании их ходатайства и с указанием, какого рода операции будут производиться по этим счетам.

    Расчетный счет – счет для осуществления предпринимательской деятельности, который открывается предприятием, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. По этому счету осуществляются все операции, связанные с реализацией товаров и услуг, обеспечением их производства, производственными и иными расходами. На этот счет зачисляется выручка. С этого счета списываются деньги для выдачи заработной платы, оплаты стоимости приобретаемых комплектующих и др.,  уплачиваются налоги. Этот счет позволяет совершать практически любые операции, поскольку владелец сам определяет направление использования средств, время и размеры производимых операций в соответствии с действующим законодательством.

    Кроме того, выделяют следующие разновидности расчетного счета:

    ·   счет для осуществления совместной деятельности;

    ·   счет для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции.

    Текущий счет – это счет для финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности. Текущий счет предназначен для хранения денег, целевого финансирования его владельца, а также расчетных операций.

    По сравнению с владельцем расчетного счета самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена, поскольку он распоряжается средствами на текущем счете в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

    По текущим счетам допускается совершение операций расчетного счета. Так, зрелищным предприятиям по месту гастролей открываются текущие счета, на которые зачисляется выручка.

    Разновидностями текущего счета являются:

    ·   бюджетные счета;

    ·   инвестиционные и конверсионные счета.

    Бюджетные счета – это счета, открываемые предприятиям и организациям при выделении им денежных средств из федерального, регионального или местного бюджетов для осуществления определенных видов деятельности. Формой предоставления денежных средств могут быть субсидии, субвенции, дотации или иные виды государственных ассигнований и финансирования, если оно не осуществляется путём зачисления денег на текущий или расчетный счет. Особенностью этого вида счета являются два признака:

    ·   целевое назначение зачисляемых денег, контролировать которые по общему правилу должен собственник денег или лицо (орган), которому это поручено, хотя нередко такой контроль незаконно возлагают на банк5и;

    ·   ограниченный срок существования счета, составляющий 1 год, поскольку бюджет в России утверждается ежегодно, и это означает, что в конце года такие счета должны быть закрыты, а остатки по ним перечислены в бюджет.


    7. Организация работы компьютерного отдела


    Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

    Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки.

    Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется, главным образом, стратегическими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить "прибыль" лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки стремятся и ускорению своей рутинной работы.

    Банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения.

    В качестве примеров передовых технологий, используемых в банковской деятельности, можно назвать базы данных на основе модели "клиент-сервер"; средства межсетевого взаимодействия для межбанковских расчетов; службы расчетов; банковские экспертно-аналитические системы, использующие принципы искусственного интеллекта и многое другое.

    Любая компьютерная банковская система представляет из себя сложный комплекс, объединяющий сотни отдельных компьютеров, локальных вычислительных  сетей (ЛВС) и глобальных вычислительных сетей (ГВС).

    Дальнейшее развитие банковской системы обработки информации, которая  использует все более совершенное компьютеоное обрудование, требует и совершеной технологии передачи информации посредством развития телекоммуникационных систем.

    Одним из требований времени является возможность обработки банковской информации в режиме реального времени. В настоящее время системы типа OLTP (On-line Transaction Processing) становятся все более распространенными при создании БС. Внедрение систем OLTP требует от банка весьма больших инвестиций, но преимущества таких систем с лихвой оправдывают все затраты.      

    Очевидно, что специфика банковской деятельности предъявляет жесткие требования к системам защиты информации в компьютерных сетях банка. Не менее важную роль при построении корпоративной сети играет необходимость обеспечения безотказной и бесперебойной работы, поскольку даже кратковременный сбой в ее работе может привести к гигантским убыткам.

    Развитие информационных технологий СБ РФ в последние годы было направлено на внедрение и совершенствование эффективных технологий поддержки бизнеса банка и проводилось с учетом лучшего российского и международного опыта.

    В прошедшем году была проведена значительная работа по развитию банковской информационной системы, реализующей автоматизацию базовых бизнес-процессов и поддержку принятия управленческих решений.

    В целях совершенствования инфраструктуры доставки услуг клиентам на основе Интернет -представительства СБ РФ был реализован широкий набор новых информационных сервисов, предусматривающий возможность получения информации о движении средств по счетам для оперативного управления ими.

    Для решения задач оперативного контроля за деятельностью региональной сети в 2008 году проведено повышение функциональности Корпоративного хранилища данных (КХД) и технологии сбора и консолидации информации, поступающей от филиалов и дочерних банков. КХД внедрено в промышленную эксплуатацию в части обязательной сводной отчетности, внутреннего управленческого учета и сводной отчетности по кредитному портфелю банковской Группы. Проведены работы по подготовке использования КХД для сбора, хранения, анализа данных и выпуска отчетов по Международным стандартам финансовой отчетности.

    На базе централизованной Автоматизированной банковской системы InvoRETAIL/InvoCARD осуществлялась поддержка проекта выпуска и обслуживания международных банковских карт Сбербанка в рамках всей филиальной сети. В системе реализован расширенный набор финансовых схем обслуживания операций по вкладам и банковским картам клиентов - физических лиц. Обеспечена информационно-программная поддержка изменения форматов платежных документов в соответствии с требованиями Банка России. Разработана и внедрена централизованная система управления поддержки обращения собственных ценных бумаг (векселей и депозитных сертификатов) банка.

    В начале 2009 года оптимизированы и усовершенствованы сегменты корпоративной сети на базе технологии IP-VPN с использованием выделенных каналов и услуг ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» для обеспечения документооборота, обслуживания банковских карт и оперативного обмена информацией с региональными структурами банка.

    В связи с постоянным наращиванием объемов банковских операций проведена модернизация центральных вычислительных ресурсов на базе аппаратной платформы компании Sun MicroSystems. В целях решения задачи автоматизации управления серверами и рабочими станциями внедрена универсальная интегрированная система управления вычислительными ресурсами LAN Desk Management Suite на 500 клиентских мест. СБ РФ стал одним из первых банков в России успешно развернувшим эту широко известную и используемую во всем мире систему автоматизированного управления ГГ-ресурсами. Внедрение LANDesk Management Suite позволило в десятки раз сократить время локализации и решения проблем, связанных с эксплуатацией специализированных программных систем и вычислительной техники.



    8. Бухгалтерский учет и отчетность банка


    Состав нематериальных активов

    Нематериальные активы Группы включают деловую репутацию (гудвилл) и программное обеспечение.

    Деловая репутация (гудвилл)

    Превышение стоимости приобретения чистых активов над долей Группы в справедливой стоимости приобретенных чистых активов на дату совершения сделки отражается в финансовой отчетности как гудвилл (деловая репутация) и учитывается как нематериальный актив в балансе Группы. Гудвилл учитывается по стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленного снижения стоимости. Амортизация деловой репутации начисляется линейным методом в течение срока полезного использования актива (первоначально срок полезной службы оценивался в пять лет).

    Программное обеспечение

    Приобретенное программное обеспечение учитывается по пересчитанной стоимости, которая определяется с применением к первоначальной стоимости изменения индекса потребительских цен с даты приобретения по отчетную дату и амортизируется на основе линейного метода в течение срока полезной службы, не превышающего два года.

    Нематериальные активы, находящиеся в стадии разработки, амортизации не подлежат. Амортизация таких активов будет начисляться с момента начала их использования.

    Учет нематериальных активов

    Счет N 609 "Нематериальные активы"

    Назначение счета: учет имущества кредитных организаций, относимого в соответствии с законодательством к нематериальным активам, а также амортизации нематериальных активов. Счет по учету нематериальных активов - активный, счет учета их амортизации - пассивный.

    По дебету счета N 60901 проводится стоимость приобретенных объектов нематериальных активов в корреспонденции со счетами учета капитальных вложений.

    По кредиту этого счета проводится стоимость объектов нематериальных активов, списанных, реализованных, выбывших, в корреспонденции со счетами учета выбытия (реализации) имущества.

    Аналитический учет по счету N 60901 ведется так же, как и по основным средствам.

    На счете N 60903 учитывается амортизация нематериальных активов в порядке, установленном для учета амортизации основных средств, изложенном в Приложении 10 к настоящим Правилам.

    Основные средства

    Стоимость основных средств отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости с учетом влияния инфляции и переоценки основных средств за вычетом накопленного износа и любых накопленных убытков в связи со снижением стоимости.

    Износ объектов незавершенного строительства и не введенных в эксплуатацию объектов отсчитывается с даты, на которую указанные объекты готовы к использованию по прямому назначению. Износ рассчитан по методу равномерного списания стоимости в течение следующих расчетных сроков полезной службы активов:


    Лет


    Здания

    50

    Мебель и оборудование

    5

    Компьютеры и офисное оборудование

    5

    Транспортные средства

    5

    Объекты благоустройства арендуемой собственности амортизируются в течение срока полезной службы арендуемой собственности. Балансовая стоимость основных средств анализируется на дату баланса с целью установить, не превышает ли балансовая стоимость основных средств их реализуемой стоимости. Если подобное превышение установлено, стоимость активов должна быть частично списана до размера реализуемой суммы. Убыток от снижения стоимости относится на расходы в соответствующем периоде в отчете о прибылях и убытках в составе административных расходов.

    Расходы на текущий и капитальный ремонт и обслуживание отражаются в отчете о прибылях и убытках в составе административных расходов, за исключением случаев, когда они капитализируются и включаются в стоимость соответствующих объектов или оборудования

    Учет основных средств

    Счет N 604 "Основные средства"

     Назначение счета: учет наличия и движения основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, аренде. На этом же счете учитываются земельные участки, находящиеся в собственности кредитной организации, и иные объекты природопользования, а также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Счет активный.

    По дебету счетов проводятся суммы оприходованных основных средств в корреспонденции со счетами учета капитальных вложений, учета добавочного капитала на суммы переоценки основных средств, проводимой в установленном порядке, уставного капитала на стоимость основных средств, внесенных в оплату уставного капитала.

    По кредиту счетов отражаются суммы выбывающих основных средств в корреспонденции со счетом учета выбытия (реализация) имущества, со счетом учета прироста стоимости имущества при переоценке.

    Аналитический учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов.

    Порядок начисления амортизации основных средств

    Амортизация основных средств учитывается на счете N 606 "Амортизация основных средств"

     Назначение счета: учет амортизационных отчислений по основным средствам независимо от их стоимости. Счет пассивный.

    По кредиту указанных счетов проводятся суммы амортизации, начисленной в соответствии с установленными нормами начисления на полное восстановление, в корреспонденции со счетом учета расходов;

    суммы увеличения амортизации при дооценке объектов основных средств в результате их переоценки в корреспонденции со счетом учета прироста стоимости имущества при переоценке.

    По дебету счетов проводятся суммы фактически начисленной амортизации при выбытии или реализации основных средств в корреспонденции со счетом учета выбытия (реализации) имущества;

    суммы уменьшения амортизации вследствие уценки объектов основных средств в результате их переоценки в корреспонденции со счетом учета прироста стоимости имущества при переоценке.

    Аналитический учет по счетам учета амортизации основных средств ведется по отдельным инвентарным объектам.

    Счет N 607 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов"

    Назначение счета: учет затрат кредитной организации на сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов (далее - капитальные вложения). Счет активный.

    Учет капитальных вложений ведется в порядке, определенном настоящими Правилами.

    По дебету счета отражаются затраты по осуществлению капитальных вложений в корреспонденции с соответствующими счетами.

    По кредиту счета проводятся суммы по оприходованию предметов основных средств, списанию в установленном порядке затрат по незавершенному строительству в корреспонденции с соответствующими счетами.

    На счете N 60702 "Оборудование к установке" учитывается оборудование, требующее монтажа, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений.

    По дебету счета отражается стоимость приобретенного оборудования, требующего установки (монтажа), в корреспонденции со счетом по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.

    По кредиту счета списывается стоимость оборудования, сданного в монтаж, в корреспонденции со счетом по учету капитальных вложений.

    Аналитический учет ведется на отдельных лицевых счетах в разрезе каждого объекта оборудования, требующего монтажа.


    Список использованной литературы


    1. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. - СПб.: Питер, 2008.

    2. Банковское дело. Учебное пособие. (под. ред. О.И. Лаврушина) М.: «Финансы и статистика», 2007.

    3. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Экономист, 2008.

    4. Вестник  «Сбербанка РФ», корпоративное издание №7 (10), ноябрь, 2008.

    5. Гражданский кодекс Российской Федерации.

    6. Деньги, Кредит, Банки:  Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

    7. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2007.

    8. Инструкция о порядке проведения операций по привлечению средств от юридических лиц, Сберегательного банка Российской Федерации,  Москва – 2004.

    9. Инструкция ЦБ РФ №93-И. «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операций по этим счетам»

    10. Налоговый кодекс РФ

    11. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов / Под. Ред. академ. Раен Е.Ф. Жукова. – 3 – е., изд., перераб. и доп. – М.: ЮТИНИ – ДАТА, 2008.

    12. Положение Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 26 марта 2007 г. №302-П.

    13. Положение Банка России от 26 июня  1998г. №39 – П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражение указанных операций по счетам бухгалтерского учёта»

    14. Положение о депозитарной деятельности в РФ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.10.1997 г.  № 36

    15. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П  "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями)

    16. Федеральный Закон "О Центральном Банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 г. №86-ФЗ с изм.

    17. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг»

    18. Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности»


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - отчет о практике в сбербанке ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.