Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Отчет о преддипломной практике в Национальном Банке РСО-Алания

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Отчет о преддипломной практике в Национальном Банке РСО-Алания
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:46:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:



    Содержание


    Введение………………………………………………………………………...…3

    Глава 1. Характеристика структуры и организация работы Национального банка ……………………………………………………………….5

    1.1. Основы деятельности Национального банка ……………...5  

    1.2. 1.2ГРКЦ Национального банка: сущность и выполняемые задачи...............................................................................................................6          Глава 2. Состояние банковского сектора республики и анализ деятельности Национального банка как ТУ Банка России…..15

    Глава 3. Перспективы развития банковского регулирования и надзора......…20

    Заключение…………………………………………………………………….…31

    Список использованной литературы………………………………………...…32


















    Введение.

    Преддипломная практика является обязательной составной частью учебного процесса.

         Преддипломная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в  процессе теоретического обучения, приобретения необходимых знаний, умений, навыков и опыта практической работы по специальности.

    Задачами практики являются:

    ·   приобретение опыта организационной, правовой и психологической работы на должностях финансово-экономических служб различных учреждений и объединений, а также бан­ков в целях развития навыков самостоятельной работы по решению стоящих перед ними задач;

    ·   развитие деловой культуры как важнейшего условия успешного решения задач будущей профессиональной деятельности;

    ·   изучение передового опыта по избранной специальности;

    ·   сбор необходимых материалов для подготовки и написания дипломной работы.

    Преддипломная практика является завершающим  этапом обучения и проводится с целью приобретения практического опыта по специальности, подготовки, сбора материала по выбранной теме для подготовки и написания выпускной квалификационной (дипломной) работы.

    Местом прохождения преддипломной практики  был Национальный банк . В ходе прохождения практики рассматривались следующие вопросы  и решались задачи:

            - ознакомление с организационной  структурой Национального банка ;

    - рассмотрение  цели деятельности, и организацию работы РКЦ;

    - ознакомление с деятельностью и организацией работы РКЦ : отдела организации обслуживания счетов бюджетной системы РФ ГРКЦ и отдела финансового мониторинга и валютного контроля НБ .

    Отчет представляет собой обобщенные результаты прохождения практики в Национальном банке .

    В первой главе представлен теоретический материал, отражающий структуру и основы деятельности Национального банка .

    Вторая глава – аналитическая. В ней приведен анализ деятельности ТУ НБ в Южном округе.

    В третьей главе рассмотрены ключевые перспективы развития банковской системы в южном регионе.

    В заключении подведены общие итоги прохождения преддипломной практики.










    Национальный Банк

    Глава 1. Характеристика структуры и организация работы Национального банка .

    1.1. Основы деятельности Национального банка .

    Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)[1] – обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

    Территориальное учреждение[2] на территории субъекта Российской Федерации

    - участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    - обеспечивает развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;

    - осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

    - организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

    - организацию валютного контроля;

    - проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.


    1.2. ГРКЦ Национального банка : сущность и выполняемые задачи.


    Головной расчетно-кассовый центр НБ Республики Северная Осетия-Алания является структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России.

    Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

    Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

    Основные функции РКЦ следующие:

    1)осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами);

    2)осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов);

    3)хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;

    4)обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

    4)обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);

    5)расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах где отсутствуют кредитные организации.

    6)обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;

    7)разработка и представление в территориальном учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории;

    8)установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;

    9)осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями;

    10)составление на основании данных кредитных организаций календаря выдачи денег на оплату труда и представление его в территориальное учреждение Банка России;

    11)проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре;

    12)регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов;

    13)участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России.

    РКЦ осуществляет операции в соответствии с возложенными на него функциональными задачами:

    - открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям 9филиалам), по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам;

    - списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;

    - контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;

    - контроль осуществления платежей в пределах средств, имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;

    - учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субъектах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других счетах, открытых на балансе РКЦ;

    - выверка отражения расчетных операций на корреспондентских счетах (субсчетах) и других четах, открытых на балансе РКЦ и на балансе кредитных организаций (филиалов);

    - защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств;

    - прием и выдача ценностей из резервных фондов;

    - учет эмиссионных операций;

    - прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам;

    - обработка денежной наличности;

    - открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансированию банков Банком России на основании кредитных договоров, заключенных территориальным учреждением Банка России;

    - начисление процентов по кредитным операциям, контроль за их своевременным и полным перечислением.

    Так как практика проходила в 2-х отделах ГРКЦ г.Владикавказа Национального банка РСО Алания (Банка России):

    - отделе организации обслуживания счетов бюджетной системы РФ ГРКЦ;

    - отделе бухгалтерского учета и отчетности, - то в отчете более подробно рассмотрена деятельность именно этих отделов.

    Отдел организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы    РФ ГРКЦ осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Головном расчетно-кассовом центре г.Владикавказа национального банка , Федеральным законом «О Центральном Банке РФ» и другими нормативными документами Центрального Банка РФ и Национального Банка .

    На отдел организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы РФ ГРКЦ возлагается решение следующих задач:

    - расчетно-кассовое обслуживание бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

    - расчетно-кассовое обслуживание УФК по РСО-А и Министерства труда и социального развития  путем обмена электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России;

    - открытие и закрытие счетов, регистрация их в «Книге регистрации открытых счетов»;

    - формирование проверенных ответ исполнителями ГРКЦ НБ РСО-А расчетно-денежных документов в папки и передача их в отдел эксплуатации ПЭВМ Управления информатизации Национального банка ;

    - осуществление учета, хранение и использования гербовых бланков ГРКЦ НБ РСО-А.

    Отдел организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы РФ ГРКЦ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

    - открытие и закрытие текущих, бюджетных и корреспондентских (суб) счетов на основании заявлений клиентов с обязательной регистрацией их в «Книге регистрации открытия лицевых счетов аналитического учета»;

    - расчетно-кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на федеральном, республиканском и городском бюджетах на основании договоров банковского счета, Бюджетного Кодекса РФ №145-ФЗ от 31.07.1998 года, Положения Банка России от 1 января 2006 года №66-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»и Положения «О безналичных расчетах в РФ» от 03.10.2002г. №2-П.;

    - расчетно-кассовое обслуживание счетов внебюджетных фондов на основании договоров банковского счета, Бюджетного Кодекса РФ №145-ФЗ от 31.07.1998 года и Положения Банка России от 1 января 2006 года №66-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    - исполнение Указаний ЦБ РФ от 01.03.2001г. №926-У «О порядке работы с расчетными документами, платежными ордерами при изменении реквизитов банков, их клиентов», №1100-У от 21.01.2002г. «О порядке работы с расчетными документами при изменении реквизитов получателей денежных средств и банков получателей в связи с закрытием счетов по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ, учету доходов федерального бюджета и учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности»;

    - выдача наличности клиентам по денежным чекам УФК по РСО-А в соответствии с Приказом МФ РФ №85н от 21.09.2004г.;

    - осуществление по поручению клиентов расчетных операции по банковским счетам с использованием системы электронных (межрегиональных и внутри региональных) расчетов Банка России, а также зачисление на его банковский счет поступивших по этой системе платежей, согласно Дополнительных соглашений к Договорам банковского счета на выполнение межрегиональных и внутри региональных электронных расчетов;

    - прием и зачисление средств, поступающих в доходы федерального и местного бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов, на соответствующие счета этих бюджетов согласно бюджетной классификации;

    - составление и своевременное представление в Нацбанк  отчетности по форме №0409915 «Оперативный отчет об остатках на счетах бюджетов всех уровней бюджетной системы российской Федерации и государственных внебюджетных фондов», ее соответствие ежедневной оборотной ведомости по счетам и ежедневному балансу, а также других форм отчетности, составляемых в ГРКЦ г.Владикавказа по счетам по учету средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. форм №0409922, 0409926,0409927,0409929,0409605 9согласно Указаний ЦБ РФ №1398-У от 22.03.2004г.9 (с изм. и доп.));

    - ведение картотек неоплаченных расчетно-денежных документов по внебалансовым счетам №90901 и №90902 согласно Положению «О безналичных расчетах в РФ» от 30.10.2002г. №2-П;

    - взимание платы с внебюджетных счетов клиентов на основании Дополнительных соглашений к Договорам банковского счета и Положения от 07.10.2002г. №198-П «О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России» (с изм. и доп. От 14.09.2004г.);

    - осуществление приема, регистрации, оформления и рассылки документов с пометкой «ДСП»;

    - ведение журналов инвентарного учета документов с пометкой «ДСП».                                                                                                                                                                   Общие положения об отделе финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка ( Банка России)


    Отдел финансового мониторинга и валютного контроля (ОФМиВК) является структурным подразделением НБ .

    Работу ОФМиВК курирует заместитель Председателя НБ РСО-А в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между заместителями Председателя НБ РСО-А.

    Структура и штаты ОФМ и ВК утверждаются в установленном порядке в соответствии со структурой и штатным расписанием НБ РСО-А.

    Задачи ОФМ и ВК:

    1)   обеспечение деятельности НБ РСО-А по противодействию (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма;

    2)   обеспечение деятельности НБ РСО-А в области валютного контроля;

    3)   организация работы по контролю за деятельностью кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

    4)   Организация работы по контролю за деятельностью уполномоченных банков, как агентов валютного контроля, за соблюдением ими валютного законодательства;

    5)   Участие в рассмотрении документов, представленных кредитными организациями на получение в БР валютной лицензии;

    6)   Сбор и обработка отчетов уполномоченных банков по валютному контролю;

    7)   Подготовка сводной отчетности и представление ее в БР.

    Функции ОФМ и ВК:

    - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и филиалов за исполнением ФЗ «О противодействии, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

    - обеспечивает в соответствии с нормативными актами БР контроль за соблюдением уполномоченными банками валютного законодательства РФ;

    - обеспечивает в рамках компетенции отдела информационного взаимодействия кредитных организаций республики с уполномоченным органом по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и с органами валютного контроля – по вопросам осуществления валютного контроля;

    - представляет в рамках Регламента взаимодействия структурных подразделений НБ РСО_А по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций, утвержденного приказом НБ РСО-А от 11.09.2008 №ОДТ-203 следующие документы:

    1.1 Отделу лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций заключения о соблюдении кредитными организациями в течении последних 6 месяцев требований валютного законодательства и законодательства РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при рассмотрении вопросов, связанных с расширением деятельности кредитных организаций, путем получения лицензий на осуществление банковских операций и изменения статуса кредитной организации;

    - отделу надзора за кредитными организациями:

    1.1 о непредставлении или задержке представления на определенную дату отчетности, предусмотренной НБР с указанием форм отчетности и длительности задержки ее представления в днях;

    1.2 о выявленных в отчетном месяце фактах нарушения (невыполнения) норм законодательства РФ и (или) нормативных актов БР, в части валютных операций и выполнения требований по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма с указанием даты на которую выявлено нарушение;

    1.3 по материалам проверок докладную записку с предложениями по применению предусмотренных законодательством мер воздействия к кредитным организациям, допускающим нарушение закона по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также валютного законодательства;

    - обеспечивает прием от кредитных организаций и передачу в уполномоченный орган отчетов в виде электронных сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с ФЗ №115-ФЗ.



























    Глава 2. Состояние банковского сектора республики Северная Осетия и анализ деятельности Национального банка РСО-А как ТУ Банка России.


    Национальный банк Республики Северная Осетия-Алания являясь Территориальным учреждением Банка России, с целью осуществления контроля за банковской системой Северной Осетии, в пределах своей компетенции, осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций на территории республики.

    На начало 2008 года банковский сектор Северной Осетии представлен следующим образом:

    ·   6 кредитных организаций региона;

    ·   9 иногородних филиалов;

    ·   39 дополнительных офисов;

    ·   9 операционных касс.

    Филиальную сеть кредитных организаций в регионе представляют 20 филиалов действующих кредитных организаций, в том числе 11 филиалов региональных кредитных организаций, среди которых 3 открыты в городах Москва и Санкт - Петербург, и 9 филиалов кредитных организаций других регионов (включая 1 филиал Сбербанка России).[3]

    Структура кредитных организаций представлена в таблице №1.

    Таблица1Количественные характеристики кредитных организаций и филиалов региона

    Показатели

    01.01.07г.

    01.10.07г.

    01.01.08г.

    1

    Кол-во зарегистрированных в регионе и действующих КО (самостоятельных банков)

    6

    6

    6

    2

    Кол-во филиалов у самостоятельных банков

    11

    11

    11

    3

    Кол-во действующих филиалов банков из других регионов

    10

    9

    9


    в т.ч. филиалов Сбербанка РФ

    1

    1

    1

    4

    Общее кол-во действующих в регионе банков (самостоятельных и из других регионов)

    16

    15

    15

    5

    Общее кол-во действующих банковских учреждений (включая все филиалы)

    27

    26

    26

    6

    Кол-во дополнительных офисов, всего

    32

    36

    39

    7

    Кол-во операционных касс

    8

    9

    9

    8

    Кредитные организации региона, имеющие лицензии на осуществление операций в иностранной валюте

    3

    3

    3

    9

    Кредитные организации региона, имеющие лицензии на привлечение во вклады денежные средства физических лиц

    2

    2

    2


    Анализ показал, что в системе страхования вкладов на начало этого года (01.01.2008г.) участвуют две региональные кредитные организации. Из 6 действующих кредитных организаций региона 3 имеют лицензию на осуществление операций в иностранной валюте.

    При этом следует сказать, что банки, созданные с участием иностранного капитала и с участием государственных органов с долей более 50 процентов, в Республике Северная Осетия-Алания отсутствуют. Уставный капитал одной кредитный организации сформирован с участием государственных органов Субъекта Федерации, а именно Министерства имущественных отношений РСО - Алания, при этом его доля участия составила 31%.

    Институциональная структура банковского сектора изменилась следующим образом. Количество дополнительных офисов с начала года увеличилось на 7 единиц, а операционных касс на одну. Увеличение дополнительных офисов произошло за счет Северо-Осетинского регионального филиала ОАО «Росcельхозбанк», Северо-Осетинского отделения № 8632 «Сбербанка России» ОАО и Владикавказского филиала ОАО АКБ «Мастер-Капитал».

    Анализируя финансовое положение банковского сектора региона прошлого года можно сказать, что:

    1. ресурсная база кредитных организаций за 2005 год составила 1580 млн р. и увеличилась с начала года на 57,5 %;

    2. собственные средства (капитал) кредитных организаций составили 341 млн. руб., удельный вес в валюте баланса банковского сектора региона 21,6 %, за год показатель увеличился на 3,4 %;

    3. рост капитала кредитных организаций связан с дополнительно объявленной эмиссией ценных бумаг кредитных организаций региона;

    4.  доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, составили 18 %; на долю доходов, полученных от операций с ценными бумагами, приходится 6,4%, от операций с иностранной валютой - 2,1%.

    Такая ситуация характеризует слабую степень использования кредитными организациями других рычагов получения доходов.

    Полученные данные свидетельствует о том, что средства, привлеченные кредитными организациями, возросли на 165%. В структуре привлеченных средств наибольший удельный вес (38%) имеют средства предприятий и организаций на счетах; средства, приобретенные у других банков, составили 4%; средства местных бюджетов - 2%. Средства населения, привлеченные банками во вклады, составили 23% всех привлеченных средств.

    За период 2007 года кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия, не было, однако в 2005 году за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банка России кредитным организациям Северной Осетии направлено 23 предписания, в том числе:

                -3 - о приведении обязательных нормативов к норме;

    - 2 - за нарушение порядка формирования резерва на возможные потери по ссудам;

    - 4- за представление недостоверной отчетности;

    - 2- за невыполнение в срок требований, изложенных в предписаниях Национального банка РСО - Алания,

    - 6 - за прочие нарушения.

    Кроме того, к 3 коммерческим банкам были применены штрафные санкции за нарушение порядка обязательного резервирования, у двух других кредитных организаций истребованы планы санации, которые были представлены банками в указанные сроки. Таким образом, напрашивается вывод о том, что кредитные организации учли рекомендации и предписания надзорного блока Национального банка РСО-А, что позволило им в 2007 избежать нарушений банковского законодательства.

    Значительные изменения произошли за 2007-2008 году и в структуре капитала кредитных организаций, совокупный капитал которых увеличился на 7,5 млн. руб. и по состоянию на 01.01.2008 года составил 430,8 млн.руб. Наибольший удельный вес в структуре собственных средств (капитале) занимает АКБ «Банк Развития Региона» ОАО, его доля составляет 51,5%.

    Активы кредитных организаций региона на отчетную дату составили 2448,9 млн. руб. Доля АКБ «Банк Развития Региона» ОАО в совокупном объеме активов составила 69,2%. В свою очередь доля активов иногородних филиалов, в совокупных активах банковского сектора Республики Северная Осетия-Алания составила 79.7%.

    Следует отметить, что наибольшая концентрация кредитных организаций и филиалов отмечается в городе Владикавказ, в районах республики банковские услуги в основном оказывают отделения и дополнительные офисы Сбербанка России, Северо-Осетинского регионального филиала ОАО «Росcельхозбанк» и АКБ «Банк Развития Региона» ОАО.

    Кредитные организации, действующие на территории РСО - Алания и в совокупности, составляющие банковский сектор региона, обеспечивают достаточно обширный комплекс банковских услуг хозяйствующим субъектам и населению. Основными услугами являются расчетно-кассовое обслуживание, депозитные операции, предоставление кредитов, осуществление операций с иностранной валютой, выпуск пластиковых карт.

    Степень финансовой насыщенности банковскими услугами по активам, определяемый соотношением банковских активов к величине валового регионального продукта, при взятом за единицу показателе в среднем по России, составила 0,45 единиц, что 0,02 меньше по отношению к 01.01.2007г.

    Показатель финансовой насыщенности по объему кредитов предоставленным нефинансовым организациям-резидентам составил 0,74 единицы, что на 0,16 больше чем в предыдущем году. Данные показатели являются средним по Южному Федеральному округу.

    С конца 2007 - начала 2008 года показатель развития сберегательного дела (вклады на душу населения к доходам) в РСО - Алания составил 0,52 единицы, что свидетельствует о среднем уровне сбережений во вкладах в среднем по России.

    Что касается финансовых результатов деятельности кредитных организаций, действующих на территории Северной Осетии, что за период с января по декабрь 2007 года общий объем их прибыли составил 36,7 млн. руб., 6,2 млн. руб. их которой были израсходованы.

    В целом, характеристика банковского сектора региона позволяет сделать выводы о том, что имеющиеся в РСО - Алании банковские учреждения оказывают широкий спектр услуг как физическим, так и юридическим лицам, осуществляют операции с иностранной валютой.

    Что касается основных кредитных операций, предоставляемых коммерческими банками, то их характеристика в целом по РФ отражена в приложении.

    Контроль и регулирование со стороны Национального банка за деятельностью кредитных организаций осуществляется в полной мере, что позволяет выявлять и устранять нарушения в их работе.

    Проведенный анализ свидетельствует, банковская система Северной Осетии вполне удовлетворяет требованиям предъявляемым к ней на сегодняшний день и имеет тенденции к дальнейшему повышению устойчивости и эффективности деятельности банков.

    Глава 3. Перспективы развития банковского регулирования и надзора.


    Как было отмечено раньше, система банковского надзора и контроля Банка России находится в постоянном совершенствовании. Каждый год разрабатываются новые методики и рекомендации обязательные к применению и позволяющие все больше и больше усовершенствовать банковскую систему России.

    Так, в 2007 году деятельность Банка России была направлена на осуществление практических шагов в целях выполнения задач, поставленных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2007 года, в части повышения устойчивости банковского сектора и усиления защиты интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций. В том числе работа проводится по следующим направлениям.

    1. Принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

    На современном этапе осуществляется работа по совершенствованию законодательства в этой сфере и внесению в законопроекты изменений касающихся в равной степени и резидентов и нерезидентов. В частности это касается изменения условий уведомления (свыше 1 процента уставного капитала) и получения предварительного согласия Банка России (свыше 10 процентов уставного капитала) на приобретение акций (долей) кредитных организаций, что позволит усилить контроль Банка России за качеством формирования банковских капиталов, финансовым положением инвесторов и транспарентностью структуры собственности кредитных организаций.

    Так же о перспективах развития свидетельствует и тот факт, что продолжается работа над изменениями в банковское законодательство:

    1. В части совершенствования процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования. Целью проекта федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», является создание правовых условий для упрощения процедур реорганизации кредитных организаций и усиления защиты интересов кредиторов реорганизуемых кредитных организаций. В целях решения этих задач предусматриваются следующие основные меры:

    - упрощение порядка уведомления кредиторов реорганизуемой кредитной организации - отменяется обязанность кредитной организации письменно уведомлять каждого кредитора. Порядок уведомления кредиторов определяется советом директоров реорганизуемой кредитной организации;

    - в целях обеспечения прозрачности процедуры реорганизации на кредитную организацию возлагается обязанность со дня принятия решения о реорганизации до момента завершения реорганизации раскрывать информацию о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих ее финансово-хозяйственную деятельность, путем публикации в печатном издании. При этом определяется перечень таких фактов (событий, действий);

    - в целях обеспечения условий для сохранения присоединяющей или созданной в результате слияния или преобразования кредитной организацией ликвидности и платежеспособности предлагается установить, что право требования досрочного исполнения денежных обязательств имеют только кредиторы - физические лица, если обязательства перед ними возникли до даты объявления кредитными организациями о реорганизации. Требования досрочного исполнения денежных обязательств кредиторов - юридических лиц подлежат удовлетворению в случае, если это предусмотрено условиями договора;

    2. в части установления минимального размера собственных средств (капитала) для действующих банков в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро. Предусматривается установить минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и размер собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии.

    Кроме того, в соответствии со Стратегией предусматривалось, что с 1 января 2007 года капитал действующих кредитных организаций должен был быть не менее 5 млн. евро в рублевом эквиваленте. При этом банки, у которых размер капитала на эту дату был ниже указанной величины, могли продолжать свою деятельность при условии, что размер их собственных средств (капитала) не будет снижаться ниже размера, достигнутого на вышеназванную дату.

    Установление указанных требований создает благоприятные условия для дальнейшего эволюционного развития банковской системы, в том числе региональных банков, позволит определить ориентиры повышения капитализации банков, являющегося одним из наиболее важных условий развития банковского сектора и повышения его устойчивости.

    Целью усилий Банка России является сокращение издержек, связанных с исполнением обязанностей, возложенных регулятором, с сохранением принципа существенности при контроле качества банковских капиталов, финансового положения инвесторов и транспарентности структуры собственности кредитной организации.

    2.Банковское регулирование и дистанционный надзор

    В краткосрочной перспективе деятельность Банка России в части дистанционного банковского надзора будет направлена на развитие риск ориентированного надзора[4] за кредитными организациями, в том числе путем совершенствования системы банковского регулирования и методик оценки финансовой устойчивости кредитных организаций, повышения качества анализа и оперативности надзорного реагирования, внедрения в надзорную практику принципа «Знай банк и его клиентов», развития системы раннего предупреждения проблем в деятельности кредитных организаций, предъявления дополнительных требований к качеству внутри банковских систем управления рисками и организации внутреннего контроля.

    Для повышения эффективности работы будут и дальше реализовываться меры, направленные на развитие содержательных подходов к осуществлению надзора, на повышение точности оценки финансового состояния кредитных организаций.

    В целях создания более благоприятных условий для развития содержательного надзора должны быть внесены изменения в законодательство в части определения полномочий Банка России по применению профессионального (мотивированного) суждения в надзорной практике.

    При дальнейшем совершенствовании своей деятельности Банк России продолжит работу по совершенствованию методической базы оценки финансовой устойчивости банковского сектора и отдельных кредитных организаций.

    Одновременно макропруденциальные показатели финансовой устойчивости российского банковского сектора, публикуемые Банком России, будут приближены к между народно признанным подходам. В рамках совершенствования правового обеспечения банковской деятельности Банк России принимает участие в подготовке изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленных на совершенствование нормативной базы по вопросам регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера с группой экономически связанных между собой заемщиков и заемщиков, связанных с самой кредитной организацией. С учетом полученных от банковского сообщества предложений и замечаний будет продолжена работа над проектом указания Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России № 110-И «Об обязательных нормативах банков»[5], которым в целях ограничения принимаемых банками рисков предусматривается установить норматив максимального размера кредитного риска на группу экономически связанных заемщиков (Н6.1).

    Предполагается выпустить Инструкцию Банка России «О банковских операциях и сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением», которая призвана заменить действующее в настоящее время Положение Банка России № 516[6]. В рамках указанной инструкции предполагается в том числе установить:

    - перечень разрешенных и запрещенных для НКО операций и сделок;

    - перечень финансовых инструментов, в которые расчетные НКО могут размещать временно свободные денежные средства;

    - право расчетных НКО кредитовать участников расчетов от своего имени и за свой счет в пределах так называемого фонда поддержания ликвидности.

    Кроме того, будут оптимизированы перечень и методика расчета обязательных нормативов расчетных НКО, ограничивающих риски, возникающие в их деятельности.

    В целях совершенствования методологии формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности с учетом обобщения практики применения будут внесены изменения в Положение № 254-П.

    Наиболее существенные изменения должны коснуться перечня обеспечения, отмены требования о страховании предмета залога, уточнения методики формирования резерва по портфелю ссуд с учетом положений МСФО 39.

    Кроме того, предполагается издать рекомендации Банка России «О некоторых аспектах оценки качества ссуд», подготовленные с учетом надзорной практики территориальных учреждений.

    Кроме вышеперечисленных изменений и дополнений Банком России будут подготовлены изменения и дополнения в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части установления требования об усилении роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, определения перечня вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции, а также целесообразности определения в уставах кредитных организаций требований к составу совета директоров, включая вопрос о введении в его состав «независимых директоров».

    Планируется подготовить изменения и дополнения в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части наделения Банка России полномочиями по проведению оценки качества управления в кредитных организациях и принятия при необходимости в их отношении решений надзорного характера.

    Помимо прочего будет сокращено количество форм и упрощена процедура представления отчетности кредитными организациями Банку России. При этом будет уделено внимание автоматизации процессов пред-ставления отчетности кредитными организациями Банку России с использо-ванием интернет-технологий, что позволит исключить дублирование поступающей информации и сократить издержки кредитных организаций.

    3. Базельские рекомендации по усовершенствованию банковского регулирования и надзора XV Международного банковского конгресса[7].

    Участниками XV Международного банковского конгресса (МБК-2007) была отмечена позитивная динамика роста основных показателей банковского сектора.

    Было подчеркнуто динамично развивающееся взаимодействие банковского сектора с реальной экономикой. Интенсивность кредитования населения. Повышение эффективности банковской деятельности. Кредитные организации остаются доминирующими финансовыми посредниками и одними из наиболее привлекательных объектов для инвестирования. Растет присутствие иностранного капитала в российском банковском секторе, важное с точки зрения повышения культуры банковского бизнеса и здоровой рыночной конкуренции.

    Тем не менее на Конгрессе было отмечено, что динамичное развитие банковского сектора сопровождалось накоплением рисков. Это требует повышенного внимания к вопросам финансовой устойчивости кредитных организаций, качеству корпоративного управления, дальнейшему совершенствованию систем управления рисками и внутреннего контроля, развитию конкуренции, повышению качества капитала, учета и отчетности, их достоверности и адекватного отражения в них принимаемых рисков.

    Участники Конгресса также отмечают, что решение указанных вопросов в рамках реализации комплекса задач, определенных в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2007 г., о которой было сказано ранее, будет в значительной степени определять эффективность банковского бизнеса, его устойчивость и роль в экономике. Важное значение будет иметь развитие содержательного, риск ориентированного надзора, последовательное внедрение в российскую практику рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, включая основные принципы эффективного банковского надзора и Базель II.

     По итогам рассмотренных в период МБК-2007 вопросов и проблем, участники Конгресса выработали следующие рекомендации, которые были предложены Руководству Центрального банка РФ к реализации. Среди них такие как:

    1.   в целях развития содержательного компонента надзора и максимального приближения режима надзора за всеми существенными видами риска к лучшей международной практике сосредоточить деятельность в области текущего банковского надзора на дальнейшем развитии риск ориентированных подходов, включая нефинансовые риски (операционный, правовой, репутационный);

    2.   Разработать с участием банковского сообщества подходы по реализации положений Базеля II в части Первого («Достаточность капитала»), Второго («Организация надзорного процесса») и Третьего («Рыночная дисциплина») компонентов и до конца 2007 г. опубликовать их для обсуждения;

    3.   Разработать подходы к введению дифференцированного режима надзора за банками исходя из задач риск ориентированного надзора и снижения неоправданного административного обременения банков;

    4.   Продолжить проведение комплексной оценки финансовой устойчивости банковского сектора, в том числе методами стрес-тестирования, с публикацией результатов. Информировать кредитные организации о лучшей международной практике стресс-тестирования;

    5.   Продолжить работу по развитию действующей системы мониторинга предприятий, в том числе в целях более точной оценки рисков кредитных организаций;

    6.   Принять меры по развитию надзора на консолидированной основе, включая совершенствование консолидированной отчетности и анализ рисков банковских групп и банковских холдингов на консолидированной основе;

    7.   Продолжить публикацию ежемесячного «Обзора банковского сектора Российской Федерации», а также перечня банков, раскрывающих информацию о своей деятельности, на сайте Банка России в сети Интернет;

    8.   В целях совершенствования трансграничного банковского надзора расширять взаимодействие с надзорными органами стран происхождения и стран пребывания кредитных организаций, имеющих дочерние структуры на территории иностранных государств, на основе заключаемых соглашений о сотрудничестве в области надзора;

    9.   Развивать взаимодействие с аудиторскими организациями по вопросам оценки финансовой устойчивости кредитных организаций с учетом международных рекомендаций;

    10.  Провести работу по совершенствованию подходов к оценке состояния внутреннего контроля в кредитных организациях;

    11. Продолжить обучение специалистов Банка России теоретическим основам и практическим навыкам МСФО, обратив особое внимание на необходимость применения принципов международных стандартов при подготовке и анализе финансовой отчетности;

    12. Приступить к разработке на основе положений Третьего компонента Базеля II подходов к раскрытию количественной и качественной информации (в том числе о структуре и достаточности капитала, характере принимаемых рисков), периодичности ее раскрытия и процедур внутреннего контроля по данному вопросу.

    Таким образом, подводя итог, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что без продуманного и эффективного банковского регулирования и надзора не возможно существование устойчивой банковской системы в целом. А для создания и эффективного существования системы банковского регулирования, надзора и контроля должна быть четко определена ее роль в государственной политике. Не менее важное значение имеет и согласование мероприятий по банковскому регулированию, учету, аудиту, налогообложению, усилению законодательной базы и самих институтов кредитной системы.








    Заключение.


    По результатам прохождения практики в Национальном банке  (именно в отделах РКЦ: отделе организации обслуживания счетов бюджетной системы РФ ГРКЦ отдел финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка .), составлен данный отчет, содержащий общую теоретическую информацию и аналитический материал, а также проведенный на его основании анализ. Собран весь материал для написания дипломной работы.

    Подводя итоги проделанной работе можно сделать вывод, что основная цель прохождения практики достигнута.

    Выполнены основные задачи, которые ставились в начале прохождения практики, а именно:

    - изучена структура и организация работы кредитного учреждения;

    - ознакомление с организационной  структурой Национального Банка РСО – Алания;

    - изучены  цели деятельности и организация работы РКЦ;

    - знакомство с деятельностью и организацией работы РКЦ : отдела организации обслуживания счетов бюджетной системы РФ ГРКЦ и отдела финансового мониторинга и валютного контроля НБ ;

    - проведен анализ на основе полученных в учреждениях статистических материалов, подведен общий итог.








     

    Список использованной литературы.


    1 Типовое положение «О расчетно-кассовом центре Банка России»;

    2 Положение ЦБР от 3 октября 2002г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» ( с изменениями от 3 марта 2003г., 11 июня 2004г., 2 мая 2007г., 22 января 2008г.);

    3. Положение ЦБР от 29 июля 1998г. №46-П «О территориальных учреждениях Банка России» (утв. Советом директоров Банка России (протокол №15 от 10 апреля 1998г.);

    4  Рекомендации XV Международного банковского конгресса (МБК-2006) «Базельские рекомендации: подходы и реализация»;

    5 Федеральный закон от 10.07.2002г.№ 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;

    6 Федеральный закон  от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

    7. Федеральный закон от 02.12.1990г. №395-1-ФЗ « О банках и банковской деятельности»;

    8. Положение ЦБ РФ №46-П от 29.06.1998г. «О территориальных учреждениях Банка России»;

    9. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] ст.1 Правовой статус территориального учреждения  Положение ЦБР от 29 июля 1998г. №46-П «О территориальных учреждениях Банка России» (утв. Советом директоров Банка России (протокол №15 от 10 апреля 1998г.)

    [2] Ст.2 Основные задачи территориального учреждения Положение ЦБР от 29 июля 1998г. №46-П «О территориальных учреждениях Банка России» (утв. Советом директоров Банка России (протокол №15 от 10 апреля 1998г.)


    [3]Большая часть всей информации этого пункта взято с Анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в Республике Северная Осетия-Алания по состоянию на 01.01.2008г. // НБ РСО – Алания. – Владикавказ, 2008 и из аналогичного документа 2007 г.

    4 Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году, ЦБ РФ

    5Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году, ЦБ РФ

    6Положение ЦБ РФ №516-П от08.09.1997г. «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации»

    7Рекомендации XV Международного банковского конгресса (МБК-2007) “Базельские рекомендации: подходы и реализация”

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Отчет о преддипломной практике в Национальном Банке РСО-Алания ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.