Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ответы на вопросы по регионалистике

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы по теме: Ответы на вопросы по регионалистике
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:48:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

               1. Связь регионоведения с другими науками.

    Регионоведение тесно связано с рядом смежных экономических дисциплин, изучаемых в экономических вузах, - экономической географией, природопользованием, системой государственного управления, муниципальным менеджментом, экономической теорией, экономической историей, отраслевыми экономиками – и в своих исследованиях использует основные данные  этих научных дисциплин применительно к территориальной организации хозяйства.

      Регионоведение, выступающее как синтезирующая дисциплина, по своим исходным задачам и базовому объекту исследования ближе всего оказывается к традиционной исторической географии. Однако традиционные работы по исторической географии, достаточно детально описывая географию населения, хозяйства, военных походов, крепостей и т.п., при этом задачи реконструкции и характеристики конкретных ИКЗ как самостоятельного, и при этом комплексного, многофакторного объекта, перед собою не ставят, а следовательно, не создают аппарата для перехода от демогенетического исследования, через этногенетическое - к культурогенетическому. Историко-культурный аспект в исторической географии не выделяется в самостоятельный объект исследования.

    Регионоведение представляет собой, по существу, развитие тех направлений в исторической географии, которые определились лишь на рубеже XIX-XX вв. и в отечественной науке выражались понятиями «родиноведение» и «краеведение» в понимании школы И.М.Гревса и его последователей (Анциферов, 1922), к традициям которых апеллирует, обосновывая категории типа «экология культуры»        Д. С. Лихачев (Лихачев, 1994). Специфика современного этапа развития, однако, заключается в том, что новый уровень междисциплинарного синтеза, спустя сто лет после его зарождения, завершается в условиях крупномасштабных мировоззренческих преобразований, в целом наиболее корректно определяемых как смена концептуальных парадигм, или становление новой научной парадигмы гуманитарного знания.

                2. Понятие региона. Регион как динамически развивающаяся система.


    В общем виде регион представляет собой «большую область, группу соседствующих стран или территории, районы, объединенные по каким-либо общим признакам»[1]. Это достаточно широкое определение конкретизируется и трансформируется специфическим образом в различных науках. Имеется множество самых разнообразных интерпретаций региона - от философского его осмысления как особого мира с присущим только ему менталитетом, традициями, мировоззрением и мироощущением до формально-юридического понимания его как законодательным образом ограниченной субнациональной единицы.

    Помимо различий в определениях, проистекающих из множественности существующих отраслей научного знания, необходимо указать и на особенности исследовательских подходов в рамках одной и той же предметной области. Так, употребление термина "регион" в исследованиях международно-политического характера не является устоявшимся; каждая научная школа, изучающая международные отношения, по-своему трактует феномен современного регионализма и, таким образом, наполняет понятие региона собственным смыслом и содержанием.

    Следует остановиться на одном принципиальном для понимания сущности региона дискуссионном моменте, который можно проиллюстрировать следующими цитатами:

    1) «Регион - это территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории».

    2) «Регион есть средство отбора и изучения пространственных сочетаний сложных комплексов явлений, встречаемых на земном шаре. Любой участок или часть земной поверхности можно считать регионом, если они однородны с точки зрения условий данного пространственного сочетания… Регион не является объектом ни независимо существующим, ни данным от природы. Это интеллектуальная концепция, созданная мышлением, использующая определенные признаки, характерные для данной территории, и отбрасывающая все те признаки, которые рассматриваются как не имеющие отношения к анализируемому вопросу».

    Понятие региона обладает некоторым эмпирическим содержанием, необходимо лишь помнить, что пространство, «объективно» являющееся целостным и однородным по одним исследуемым критериям, будет столь же «объективно» неоднородным по другим.

    Продуктивным здесь представляется следование конструктивистской парадигме, достоинство которой состоит, прежде всего, в том, что она делает понятие “регион” гибким, адаптируемым и подлежащим множеству интерпретаций в зависимости от контекста проблемы. Одна из возникших здесь позиций заслуживает самого тщательного рассмотрения - подход к выделению региона на основании тех представлений о его границах, которыми руководствуются субъекты международных отношений при проведении своей региональной политики. При условии, что представления о том, какая территория должна восприниматься как единая, ложатся в основу конкретных политических действий, они вполне способны изменять конфигурацию пространства даже в том случае, если ранее не наблюдалось достаточно серьезных объективных предпосылок для его восприятия как целостного. Таким образом, сама концепция региона, включающая в него те или иные территории, будучи «принятой к исполнению», например, руководством ведущих держав, опосредованно - через комплекс внешнеполитических мероприятий - ведет к увеличению взаимозависимости пространств, полагающихся регионом. Регион (от лат. regionis - область) - территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в системе какого-либо территориального членения (например, Азиатский регион, Сибирский регион и т. д.).

                          3. Регионы современного мира. Общая характеристика.


    В последнее десятилетие уходящего двадцатого века развитие экономических и политических процессов в различных регионах современного мира происходило под влиянием многочисленных факторов и событий, и всё же анализ изменений в экономической и политической картинах мира к настоящему времени позволяет выделить две превалирующие тенденции: сепаратизм и интернационализацию. Примером могут служить, в первом случае, сепаратистские движения в Квебеке, Шотландии, Уэльсе и Испании, а во второй  тенденции к интернационализации и транснационализации экономических процессов – объединяемый процесс в Европе. Эти две на первый взгляд противоречивые тенденции значительным образом влияют на формирование внешней и внутренней  политики стран мира, высвечивают новые аспекты исторически сложившихся конфликтов, но одновременно с этим помогают найти новые решения и новый взгляд на существующие проблемы. В связи с этим важным является рассмотрение проявления тенденции к интернационализации на региональном уровне для получения  более чёткого представления о её движущих силах, побудительных мотивах стран, втянутых в эти процессы, и выявления возможных перспектив развития данных процессов.

    Регионы мира можно уверенно разделить на две группы: базовые и транзитные. Базовые регионы первичны, относительно монолитны, в их пределах четко прослеживаются ядро и периферия, именно они создают всю мозаику господствующих на земле культур, В самом деле, Индия выстраивает Южную Азию, Китай — Восточную, Япония — пока что еще редко выделяемую, но, тем не менее, объективно существующую Тихоокеанскую.

    Транзитные регионы переходны и в пространственном смысле (зажаты между массивами базовых регионов) и во временном отношении (существуют относительно недолговечно, часто меняют конфигурацию, сливаются с базовыми или снова пускаются в самостоятельное плавание). Влияние стран-ядер в регионах этого типа гораздо слабее (Мексика в Центральной Америке, ЮАР в Африке). Неопределенность ситуации часто приводит к острому соперничеству стран-конкурентов за лидерство в транзитных зонах. Такую природу имеет стремление Индонезии, Малайзии или Таиланда вывести себя на место единоличного лидера Юго-Восточной Азии. Транзитный регион Восточной Европы ныне включает 12 стран «Центрально-Восточной Европы», западные районы Белоруссии и Украины, Турцию (в современной геополитической конфигурации это тоже Европа), Кипр, Израиль (анклав Европы в сердце арабо-мусульманского мира). В этот же перечень, к нашему глубокому сожалению, попадает и Калининградская область России, связи которой с ядром страны становятся все слабее. Восточная Европа — регион классической транзитности.

    Транзитный регион Восточной Европы ныне включает 12 стран «Центрально-Восточной Европы», западные районы Белоруссии и Украины, Турцию (в современной геополитической конфигурации это тоже Европа), Кипр, Израиль (анклав Европы в сердце арабо-мусульманского мира). В этот же перечень, к нашему глубокому сожалению, попадает и Калининградская область России, связи которой с ядром страны становятся все слабее. Восточная Европа — регион классической транзитности.

    В качестве основных географических регионов выделяют следующие: СНГ, Западная Европа, Центральная и Восточная Европа, Ближний и Средний Восток, Азиатско-тихоокеанский регион, Северная Америка, Латинская Америка. Важнейшими геополитическими регионами современного мира являются: Европа, Атлантический регион, Средиземноморье, Балканский, Баренцев евроарктический регион, Балтийский регион.


       

             4. Предмет, цель, методы региональных исследований.

    Регионоведение - область научных и практи­ческих знаний, комплексная, социально-экономи­ческая дисциплина, изучающая территориальную организацию хозяйственной жизни общества, зако­номерности процесса формирования и функциониро­вания социально-экономической системы региона.

    Предметом регионоведения являются изучение районов всех уровней - экономических зон, ук­рупненных районов, крупных экономических районов, районов среднего звена, промышленных узлов, промышленных центров, агломерации, территори­ально-производственных, отраслевых промышлен­ных и аграрнопромышленных комплексов, свобод­ных экономических зон.

    Регионоведение изучает внутрирайонные и меж­районные экономические связи, ход экономических реформ в регионах, становление и развитие рыноч­ных отношений.

    Экономические зоны - это группы укрупненных районов, выделяемых для целей долговременного планирования и прогнозирования в размещении производительных сил. В настоящее время выделя­ют две экономические зоны - Западную и Восточ­ную.

    Укрупненные узлы формируются в экономичес­ких зонах по принципу общности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и эко­номических связей. В Западной зоне выделяются следующие укрупненные районы - Север, Центр ев­ропейской части России, Урале-Поволжье и Евро­пейский Юг. В Восточной зоне выделяются два ук­рупненных района - Сибирь и Дальний Восток.

    Укрупненные районы в современных исследова­ниях называются макрорегионами.

    Цели регионоведения как науки и практики:

    1.приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии к районам потребления;

    2.первоочередное освоение и комплексное исполь­зование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

    3.оздоровление экологической среды;

    4.использование экономических выгод разделения труда.

    Методы регионоведения:

    1.балансовый - выбор оптимального соотноше­ния между отраслями рыночной специализации.

    2. картографический метод - выражается в состав­лении карт, картосхем, картодиаграмм, которые позволяют лучше выявить показатели, характе­ризующие уровень развития районов;

    3. индексный - используется для количественного определения уровня развития районов, выявляя коэффициенты душевого производства и коэффи­циенты межрайонной товарности;

    4.системного анализа - позволяет представить комплексное развитие районов, их внутренние связи и взаимодействие;

    5.систематизации - связан с разделением иссле­дуемых явлений и избранными критериями, ха­рактеризуемыми различием и общностью;

    6.экономико-географического исследования - вы­ражается в анализе размещения общественного производства в регионах;

    7.отраслевой - изучение размещения производ­ства на отраслевом уровне;

    8.экономико-математического моделирования - построение моделей размещения и функционирования производства с учетом внутренних и вне­шних связей;

    9.социологические - комплекс методов, дающих социологическую информацию. К ним относятся контент-анализ, мониторинг, опрос населения и интервьюирование, анкетирование, социальное проектирование.

    Дисциплина Регионоведение направлена на изучение и практическое освоение научных методов территориальной организации хозяйства, принципов и факторов размещения производительных сил.

    Предлагаемый регионоведением путь исследования представляет собою не просто сумму методов и результатов разных наук. Дело здесь не в механическом привлечении данных одной дисциплины для доказательства выводов, полученных средствами другой, а в разработке новых, синтезирующих подходов, в том числе включающих в себя и решение проблем этногенеза, в едином ключе и по единой методике. Исходно эти методы связаны с общенаучными методами системного анализа.

    5. Параметры региона и их взаимосвязь.

     

    Регион определяет жизнедеятельность организации в связи с географическими особенностями, социальными (интеллектуальный, образовательный, профессиональный потенциал населения, криминальная обстановка и т.д.), налоговый, финансовый климат, уровень экономической и политической культуры руководителей региона всех уровней, проводимая монететарно-фискальная политика в регионе и т.д.

    Поэтому параметры региона и отрасли можно разделить на две группы, оцениваемые не только качественными – описательными характеристиками, но и количественными.

    Геополитический анализ является системообразующим подходом, объединяющим наиболее важные с аксиологической точки зрения характеристики региона, то есть те, которые дают оптимально полное представление о ценностном потенциале социокультурной среды региона и определяют региональные образовательные потребности. Для анализа выделяют следующие геополитические особенности региона: природно-географические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические, социально-политические, историко-культурологические.

    1. Природно-географические особенности региона включают:

    - континентальное, прибрежное или островное положение;

    - размеры территории;

    - климатические зоны;

    - ландшафт и природно-ресурсный потенциал региона.

    2.   Социально-географические особенности:

    - численность и плотность населения;

    - уровень урбанизированности;

    - пространственная удаленность региона от центра страны.

    3.   Социально-экономические особенности региона:

    - ведущие отрасли производства;

    - развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций);

    - экономические показатели региона;

    - перспективы экономического развития региона.

    4.   Социально-демографические особенности региона:

    - половозрастная структура населения;

    - степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы);

    - этнический состав населения.

    5.   Социально-политические особенности региона:

    - государственно-правовой статус региона в системе РФ;

    - внутриполитическая ситуация в регионе;

    - геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам РФ;

    - приграничное положение.

    6.   Историко-культурологические особенности региона:

    - зарождение региона, этапы и особенности развития (региональная история);

    - существование моно или поликультур;

    - субкультуры, сложившиеся на территории региона;

    - культурные традиции региона;

    - история развития и специфика образовательной среды региона.


    6. Культура и регион. Культурология и регионоведение.


    В широком смысле слова культура трактуется как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения; в этом смысле она практически «сливается» с понятием цивилизация.

    Одно из замечательных проявлений современного процесса  общения – разнообразные культурные контакты человечества. Они берут начало в древние времена с обмена предметами материальной культуры между первобытными племенами и продолжаются сегодня в масштабной интеграции региональных культур и цивилизаций. Подобный синтез культур способствует устранению изоляционизма и экономической автаркии государств, преодолению обывательского чувства страха перед всем новым и непривычным.

    Культурная интеграция мира может и должна опираться  на развитие национальной культуры, самобытное развитие народов, их самоопределения в области языка, духовной культуры.

    Структура научного знания, складывающаяся на этом качественно новом современном этапе, отразила, по-видимому, принципиально важные гносеологические характеристики и обстоятельства. В частности, эти обстоятельства заставляют заново оценить базовое значение культурообразующих факторов в жизнедеятельности общества, оценить культуру и основанные на ней формы самосознания - как основной интегрирующий общественный фактор, а, следовательно, во всех сферах знания определить структурную позицию таких его составляющих, как теория, история и остальные структурные характеристики.

    Обращение к культуре дает возможность изменить видение региона, осознать его роль в трансляции ценностей национальной и международной культуры, понять его уникальность и одновременную «вписанность» в культурное пространство страны и мира, открыть особенности сформировавшегося типа личности, способов коммуникации, форм духовного освоения мира. Делая культуру тем «магическим кристаллом», в котором отражаются все стороны человеческой жизни, можно более глубоко осознать и специфичность современной социальной ситуации, найти наиболее адекватные для населения конкретного региона формы включения в единое пространство России и тем самым скорректировать пути реформирования страны, сделав их более органичными.

    Для того, чтобы увидеть регион как целостную систему связей, необходимо, чтобы людьми место их жизни было освоено как собственное и значимое, чтобы выработался определенный «способ связи» с местом жизни, выкристаллизовался определенный тип мироотношения и миропонимания. Таким интегратором социальной жизни конкретного региона становится культура. Она позволяет не только уточнить регионообразующие факторы, но наполняет их дополнительным значением.

    Значительный опыт анализа географически закрепленных культурных сообществ накоплен в международной регионалистике и связан с созданием целостного образа иной культуры. В настоящее время необходимо, используя накопленный опыт, применить его для анализа региональной проблематики в современной России. Сложность поставленной задачи усугубляется тем, что если национальные культурные общности, проживающие на территории Российской Федерации, в той или иной мере изучались, то регионы, особенно заселенные по преимуществу этническим русским населением целостному анализу практически не подвергались. Во многом это объясняется тем фактом, что эти «локальные историко-территориальные образования, обладающие ярко выраженной локальной специфичностью» всегда акцентировали «собственную принадлежность к российскому государству»

    7. Язык и регион. Лингвистика и регионоведение.

    История языка расширяет диапазон исследования культурных явлений. Строго говоря, здесь мы имеем дело с самостоятельным блоком специализированных языковедческих дисциплин.

    Язык - один из важнейших атрибутов этноса. Во многих случаях язык и самосознание совпадают, хотя в пределах этнического ареала может произойти переход на новый язык, не обязательно связанный с приходом в этот ареал нового населения. Если говорить об использовании для этнолингвистических целей результатов собственно лингвистических исследований, то разные уровни языка обладают различной значимостью не только при решении конкретных этнолингвистических проблем, но и для этнолингвистики в целом (Герд, 1995а).

    Фонетика и акцентология нередко заключают в себе весьма ценные факты для решения этнолингвистических проблем (Глускина, 1962; 1973; Глускина, Гомонов, 1961). Например, во многом именно на результатах отдельных фонетических явлений основываются гипотезы о древнейшей славянской миграции в район Пскова и Новгорода из районов южной Прибалтики и северной Польши, а не из Поднепровья (Зализняк, 1996). Такие явления севернорусских диалектов, как цоканье и перенос ударения на первый слог, во многом связаны с прибалтийско-финским субстратом (Бувальцева, 1963; Колесов, 1965).

    Грамматические и синтаксические явления дают меньше материала для этнолингвистических исследований, но содержат немало интересных данных по вопросам билингвизма и сравнительно-историческому изучению языковых структур, определению типов языковых состояний, места региональных диалектов в процессе исторического развития языков.

    Лексика во многом непосредственно отражает культуру народа, особенно во взаимодействии с конкретным этнографическим материалом: лексические факты отличаются иногда устойчивым характером на протяжении многих веков. Важным этнолингвистическим параметром служит анализ лексических заимствований.

    Среди непосредственных лингвистических источников важное место занимают диалектные, этимологические, топонимические словари и атласы. Именно они дают столь необходимые для региональных исследований этимологию слова, точные ареалы изолекс, географию распространенности слов и конкретной форме и в определенном значении. Особенно важно определить, где и когда возникла данная форма, откуда она попала на изучаемую территорию, в этот диалект.

    Фактор, благоприятно способствующий ареальным этнолингвистическим работам - массовость лингвистического материала (множество суффиксов, слов по ареалам, бесконечное число их семантических вариаций и тонких переходов от одной локальной зоны к другой). Эта массовость дает особенно яркие результаты, когда перед нами однородно массовый материал, например, десятки фиксаций слов в разных контекстах из одного и того же района, сотни фиксаций слов в разных значениях из смежных ареалов.

    Среди актуальных лингвистических задач регионалистики - дальнейшая конкретизация субстратных микротипов, расширение работ по отдельным тематическим группам лексики (гончарство, рыболовство, строительство, охота, пища, ткачество и т. п.). Основные пути лингвистических исследований - это этимология, география отдельных форм, слов, значений и слов по тематическим группам, определение междиалектных, межъязыковых связей, создание атласов и словарей. Одним из весьма существенных лингвистических методов является метод выявления языковых заимствований в данном диалекте из других языков и диалектов.

    8. Этнос и регион. Этнография, демография и  регионоводение.

    В самом общем смысле этнос – это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей. Каждый этнос складывается в определённых физико-географических условиях, составляющих его «экологическую нишу». То сочетание физико-географических условий, ландшафт, где этнос впервые сложился в новую систему, стало его родиной, или по Л.Н. Гумилёву, месторазвитием.

    Современные процессы определенно, хотя и неявно, детерминированы прошлым. Регенерация этнических архетипов, уловленная в современной действительности социологами и воспринятая многими как неожиданность, лишний раз указывает на эту взаимосвязь. Судьбы современных социумов во многом регулируются давними стимулами, факторами и условиями их генезиса.

    Этногенез, первоначальная фаза существования этносоциума, обычно определяется как "процесс сложения новой этнической общности на базе различных ранее существовавших этнических компонентов, как начальный этап этнической истории" (СИЭ, т. 16; БСЭ). Термин "этногенез" имеет и второе значение - "комплекс наук, исследований, изучающих происхождение народа и его ранней этнической истории".

    Проблемы этногенеза, происхождения разных народов мира изучали этнографы, археологи, лингвисты, антропологи, историко-географы, им посвящена огромная литература. Определяя этногенез не только как одну из форм исторического процесса (становление этноса), но и как изучающую этот процесс научную дисциплину ("этногенетику"), следует установить ее соотношение с междисциплинарным комплексом регионалистики.

    Объект теории и истории этногенеза - судьба этноса с момента его генезиса на любых и всех известных территориях обитания, восстановленная по данным разных гуманитарных наук о человеке, как: антропология, археология, этнография, языкознание, психология, фольклористика, музыковедение, история. От теории и истории этногенеза отделяется собственно, этническая история ареала. Объект этнической истории ареала - история этноса (этносов) на данной территории.

    Региональный аспект  выступает первичным при изучении этнической истории. Так, для полноценного представления об этнической истории русских Северо-запада важна разработка региональной истории поморов, псковичей, белозеров, заонежан.

    Многообразие, большая детальность, всеохватность данных отличают этнографию по сравнению с археологией. Между тем совокупность собственно этнографических данных позволяет определить не только географические границы явлений, реалий, но и раскрыть существенные аспекты таких понятий, как этнос, народ, нация, язык, самосознание, трансформация, ассимиляция, а, в конечном счете, получить целостные характеристики многоуровневой семиотики конкретного "культурного пространства" (Теребихин, 1995).

    Демографические явления в отдельных регионах мира начали изучаться в к. 18 века. Однако как самостоятельная наука демография сформировалась во второй половине 19 – начале 20 веков в результате обобщения и осмысления данных конкретных демографо-статистических  наблюдений.

    В общем виде демография – это наука  о закономерностях воспроизводства населения в общественно0исторической обусловленности этого  процесса. С одной стороны, демография выясняет общие закономерности протекания демографических процессов и демографических структур, взаимосвязи между этими процессами и структурами, а также влияние на них условий жизни и общественных отношений, определяющих интенсивность демографических процессов. С другой стороны, демография выясняет общие закономерности протекания, особенности проявления этих закономерностей в определённых условиях места и времени. Этот, последний аспект и является предметом регионоведения по отношению к народонаселению, социуму. Он непосредственно связан с географией населения и геодемографией.



         

             9. Религия и регион. Религиоведение и региноведение.


    Под религиозным пространством понимается соотношение территориальных сфер влияния основных религий.

    Религиозная сфера, хотя и связана с другими сферами общественной жизни, относительно самостоятельна в своём функционировании, в своём развитии.

    Носители веры (группы людей), объекты, институты и явления прямо или косвенно связаны с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы, или религиозные территориальные системы. Изучение закономерностей функционирования и развития религиозных территориальных систем имеет важное научное и практическое значение. Не случайно к этому вопросу всё чаще обращаются учёные, включая географов.

    Отечественные ученые (С.Г. Сафронов, Е.Н. Соколова и др.) определяют религиозную сферу как элемент или подсистему культурного ландшафта – геокультурного пространства. С позиций общей концепции географического пространства  региональное геокультурное пространство является интегральной  природно-общественной геосистемой, в которой взаимодействуют        природные и геокультурные геосистемы. В числе последних находятся и элементы религиозной сферы – неотъемлемой части большинства развитых культурных ландшафтов.

    В религиозной сфере выявляются традиционные  и инновационные, материальные и духовные слои, прослеживаются вертикальные (иерархичные) и горизонтальные (территориальные) связи между ними. Вертикальные связи обуславливают соподчинённость конфессий, а территориальные связи – организацию конфессий по территории, которая обычно коррелирует с сеткой государственного административн-территориального деления.

     

     

     

     

     

     

     

    10. Экономика, политика и регион. Экономические науки, политология

           и регионоведение.

    При изучении регионов необходимо глубокое понимание экономической и политической ситуации в них. Не все районы в одинаковой степени подготовлены к рынку. В настоящее время для финансового обеспечения регионов и региональных бюджетов создаются рыночные организации, банки и т.д. При этом основное внимание уделяется внедрению новых технологий, в сельском хозяйстве поощряется расширение фермерских и личных хозяйств. Важной задачей является разработка региональных программ развития отдельных регионов, программ развития малых городов, программ охраны окружающей среды и т.д.

    Многолетние споры представителей дисциплин «экономическая география» и «региональная экономика» о приоритетах и «заслугах» в исследовании пространственной организации экономики, оказались бесплодными. Недопонимание возникло в связи с тем, что экономическая география вычленилась из географии, а региональная экономика – из экономики. Первая – результат «экономизации» географии, вторая 0 следствие «географизации» экономики.

    В литературе всё же иногда приводится некоторое различие между двумя научными направлениями. По мнению Э.Б. Алаева, «региональная экономика «работает» на трёх уровнях: локальном, региональном и межрегионально-национальном. У социально-экономической географии есть уровни и межнациональный и глобальный. Первая нацелена на прикладные результаты исследования, вторая больше занимается функциональными вопросами. Поэтому самое практическое – считать региональную экономику частью социально-экономической географии.

    Под политикой обычно пони мается активность направленная на достижение и осуществление максимально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире вообще.

     В наши дни, как и ранее, быстро меняется расстановка политических сил. Новейшие изменения политической карты мира активировали действия политологов вновь возникших стран по защите приобретаемой самостоятельности, по решению в свою пользу территориальных и иных споров, получению доступа к природным ресурсам за пределами национальных границ, выявлению места своего государства в международном разделении труда. В связи с этим возникла реальная потребность в изучении политических процессов в территориальном измерении.

     Изучением процессов, связанных с расстановкой политических сил, способных перестраивать границы, а также с пространственной организацией политической жизни общества занимается политическая география; центральное место в ней  занимает политико-географическое страноведение, в котором смыкаются социально-экономические и политические аспекты.

    Основными задачами политической географии являются:

    - исследование процесса формирования политической карты мира и крупных регионов;

    - оценка политико-географического положения отдельных государств и межгосударственных объединений;

    - изучение географии политической борьбы.




     

     

     

    11. Географические параметры региона и их связь с другими параметрами


    Географические параметры могут являться стратегическим преимуществом и уникальными характеристиками для той или иной страны.

    Географическое положение, размер государства, запас его стратегических ресурсов, развитость путей сообщения – важнейшие факторы, формирующие облик региона, ее исторический путь развития, цивилизационные особенности и тактические политические решения.

    Географическая составляющая при анализе региона, как известно,  включает в себя описание природно-климатических условий и природных ресурсов, характерных для данной территории.

    Природно-ресурсная подсистема региона определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, которые в настоящее время известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. К ним относятся рудные и нерудные полезные ископаемые, водные, лесные, почвенно-земельные, природно-климатические и другие ресурсы, расположенные на определенной территории. Как правило, природно-ресурсная подсистема определяет отраслевой профиль региона и является базисом для развития соответствующего территориально-производственного комплекса, например, в зависимости от почвенно-климатических ресурсов в сельской местности формируются профиль и формы сельскохозяйственных объектов (растениеводство иди животноводство).

    Группа природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д. и, соответственно, определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Так, например, степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой промышленности и др. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.


    12. Историческое регионоведение.

     

    Истоки регионализма находятся в глубокой истории человечества. Они связаны с возникновением и развитием физико-географических условий и этносов, становлением государственности, объединением этносов, разрушением государств, возникновением и становлением религиозных конфессий, войнами, экономической экспансией и многими другими причинами. В результате длительной и противоречивой истории население оказалось в разных условиях существования, цивилизация планеты поделена на государства. Но среди них очень мало таких, которые включают в себя одну нацию, один этнос, так называемых национальных государств. Большинство государств являются многонациональными, а то и многорелигиозными. К таким государствам относятся Россия, Украина, Германия, Китай, Франция и другие. Многие из многонациональных государств располагаются на обширных территориях с различными природными условиями.

    Для более полного и глубокого анализа современного уровня регионального развития необходим учет всех факторов, влияющих на формирование и функционирование регионов, в том числе и исторических, ибо без прошлого нет настоящего и будущего. Причем оценка исторического прошлого должна быть всесторонней и объективной.

    Научным направлением, изучающим памятники духовной и материальной культуры прошлого, является источниковедение. Кроме источниковедения, отметим такие науки, как историческая география, историческая этнография, экономическая история.

    Все исторические источники можно сгруппировать по типам и видам.

    Выделяется 7 основных типов: письменные, вещественные, этнографические, устные, или фольклорные, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы.

    Особую ценность для исторических региональных исследований имеют письменные источники, которые в свою очередь делятся на две группы: делопроизводственные и повествовательные.

    Делопроизводственные делятся на виды:

    1. Картографические (карты и планы исторические, политические, экономические);

    2. Статистические (экономическая статистика, статистика народонаселения, политическая и культурная статистика);

    3. Актовые (акты политические, социально-экономические, юридические);

    4. Канцелярские (грамоты, реестры, книги, указы, деловая переписка).

     

    Повествовательные источники тоже делятся на четыре вида:

    1. личные (письма, дневники, мемуары);

    2. художественные (очерки, проза, драматургия);

    3. исторические (исторические повести, хронографы, летописи);

    4. научные (исторические, философско-социологические труды, географические описания).

    Рассматривая исторические аспекты регионального развития, нельзя не остановиться на развитии самой экономической истории, которая родилась на стыке исторической и экономической наук.

    В 20 - 30 гг. XX столетия экономическая история становится самостоятельной научной дисциплиной, выражающей синтез истории и экономики. Именно в этот период на Западе зарождается "научная история цен", которую окрестили как количественную историю.

    Современная экономическая история, в том числе и на региональном уровне, перешла к системному анализу количественных данных, характеризующих долгосрочные процессы хозяйственного развития, показатели экономического роста, циклы конъюнктуры, эволюции производственных структур и общественных институтов и др.

                    

    13. Типологическое и сопоставительное регионоведение


    На основе выделения определённых типов регионов и складывается типологическое регионоведение.

    В специальной литературе выделяются свыше 50 категорий регионов, относящихся  к различным сторонам  физической, биологической и социальной среды и определяемых на основе множества конституирующих признаков.

    В литературе при классификации регионов чаще других используются три градации:

    1. Регионы, выделяемые по единичным признакам. В этом случае речь идёт об учёте какого-то индивидуального явления, как правило, не нуждающегося в дальнейшей дифференциации. Такие регионы иногда называются простыми.

    2. Регионы, выделяемые  по нескольким признакам. Они отражают сочетание или симбиоз различных явлений, например, ландшафтные регионы в физической географии, выделяемые с учётом климатического, гидрографического, почвенного, биотического и других факторов. Эти регионы называются сложными.

    3. Регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой теории. Обычно в них находит отражение тесная взаимосвязь между естественными  (природными) и общественными индикаторами территории. Примером могут служить культурно-исторические регионы.

    Вне зависимости от критерия, на основе которого выделяются регионы, каждый из них может быть либо однородным (гомогенным), либо узловым (функциональным).

    Однородные регионы выделяются по принципу единственной присущей им особенности (или ассоциации нескольких особенносте6й), причём отличительные признаки внутри них проявляются повсеместно. Примером является климатический регион.

    Узловые регионы представляют собой ареалы, характеризующиеся сходящимися или расходящимися из одной точки потоками вещества, энергии или информации.  Например, речной бассейн вместе с подземными водосборами. В социально-экономической географии узловыми регионами являются административные области, сферы влияния поселений, зоны сбыта, сырьевые зоны   промышленных предприятий, участки почтовых отделений, поликлиник, школ и т.д.

    В исследованиях регионов используют широкий комплекс научных методов: системный анализ, метод систематизации, балансовый метод, метод экономико-географического использования, включающий – региональный, отраслевой и местный методы, картографический метод, метод экономико-математического моделирования. (См. отв. на вопр. №4.)

    Наряду с вышеперечисленными методами важное место в региональных исследованиях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счёте основная цель территориального анализа уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий на уровне жизни и достижений относительно равной степени удовлетворения потребностей населения непосредственно связанные с развитием региональной социальной инфраструктуры.


    14. Общее и прикладное регионоведение.

    Регионоведение - область научных и практи­ческих знаний, комплексная, социально-экономи­ческая дисциплина, изучающая территориальную организацию хозяйственной жизни общества, зако­номерности процесса формирования и функциониро­вания социально-экономической системы региона (с учетом истори­ческих, демографических, национальных, религиоз­ных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей), места и роли в общероссийском и международном разделении труда.  На основании этого определения очевидным является выделение общего (научного) и прикладного (практического) регионоведения, тесно связанных и взаимодействующих направлений. Основная задача регионоведения состоит в том, чтобы проанализировать формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона, связи децентрализации производства и управления в условиях становления рыночных отношений, что предопределяет практическое  решение данной задачи.

    Каждая наука, каждое научное направление развивается в неразрывной связи с практическими потребностями и запросами общества. Теория региональной  науки, методы размещения и теоретического развития тесно переплетаются с практическими задачами регионального планирования и прогнозирования, управления, формирования регионального хозяйственного рынка, функционирования социальной среды. Дисциплина «Регионоведение» направлена на изучение и практическое освоение научных методов территориальной организации хозяйства, принципов и факторов размещения производительных сил.

    Прогнозирование - научное предвидение хода событий, построение гипотезы, сценария, модели экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование крайне необходимо в качестве одной из начальных стадий управления, чтобы оценить, к чему могут привести управленческие воздействия, каковы их ожидаемые благоприятные и неблагоприятные последствия.

    Планирование — одна из важнейших функций и составных частей управления экономикой. Планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономической траектории, то есть содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели, установление конечных результатов. В отличие от прогноза, план w гипотеза, а установка, задание. Экономические планы обычно содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления плана.

    Важнейшая задача регионального планирования — выявить систему приоритетов и сопоставить их с имеющимися ресурсами. Основные методы регионального планирования: метод поискового прогнозирования, программно-целевые методы, балансовый метод и метод оптимизации.

    15. Предпосылки появления регионоведения как науки   и его перспективы в 21 веке.

    Говоря о регионалистике как о научной отрасли, необходимо различать сформировавшиеся на сегодня два направления – это регионалистика зарубежных стран  и внутренняя регионалистика. Объем исследований по ним не сопоставим, но именно второе направление, во многом благодаря не до конца определившейся социально-политической ситуации в самой России и тем новым реалиям, с которыми страна и ее регионы столкнулись на протяжении последнего десятилетия, приобретает особую значимость. И если изучение зарубежных стран ведется как с учетом территориально-природных, политико-экономических, культурно-исторических реалий, при изучении ситуации в России преобладает в основном политико-экономическая составляющая. По сути, регионалистика России сегодня – поле прикладной политологии.

    Однако, как бы ни были важны проблемы политического устройства страны, они носят временный и временной характер. Более того, нерешенность многих региональных проблем в политической плоскости лишь свидетельство того, что в этой логике они в принципе решены быть не могут (если не учитывать всегда сохраняющееся и постоянно доминирующее желание все проблемы решать волевым путем). Региональная аналитика сегодня столкнулась с тем, что исследования носят либо характер констатации наличной ситуации, либо описывают внешнюю сторону происходящих процессов.

    Назрела необходимость сочетания в анализе внешних характеристик региона с глубокой саморефлексией. По сути, речь должна идти о региональной герменевтике (термин предложен В. Каганским), постижении культурных, идеологических и политических контекстов и смыслов, столь разнообразно представленных в современном мире.

    Попытки анализа такого типа делались и раньше. К примеру, исследование региона в краеведческих исследованиях (активно развивавшихся с 60-х гг. XIX в. до 20-х гг. ХХ в.) велось в логике описания природно-географической, этнической, хозяйственной структур, обращения к его истории и культуре, подчеркивая уникальность и своеобразие отдельных территорий.

    Истинный масштаб современных исследований региональной проблематики представить достаточно сложно, отчасти потому, что они рассеяны по отдельным областям знаний и находятся внутри своих наук (географии, этнологии, археологии, истории, фольклористики, языкознания и т.д.), отчасти потому, что регионалистика как отдельная наука находится еще на этапе становления, когда поле междисциплинарного взаимодействия  только обретается. Но уже сегодня можно вычленить ряд проблем, которые стали доминантными.

    Первый уровень проблем связан с определением семантики слова «регион». В зависимости от характера исследовательских задач под регионом понимается либо хозяйственно-экономическая общность, либо географически-административная единица, либо историко-культурная область (или, в терминологии петербургских исследователей – историко-культурная зона).

    Следующий уровень – определение границ исследования. Сегодня явное предпочтение отдается анализу политических и хозяйственных проблем отдельных регионов. Находясь в русле определенной традиции (когда экономические и политические факторы развития социальных систем признаются основными), исследователи довольно подробно обозначили поле анализа региональных систем.

    Политико-экономическая доминанта региональных исследований затемняет один существенный момент: в условиях насильственной унификации прошлых лет, ощутимого командно-административного диктата многие регионы продолжают испытывать проблемы с самоидентификацией и определением направлений собственного развития. Именно проблемы, связанные с самоидентификацией, с обретением и осознанием собственного лица в современной социокультурной ситуации должны выйти на первый план.

    Нарастание к концу XX в. глобальных процессов регионализации вызвало настоятельную потребность в изучении их специфики для решения насущных проблем современного и перспективного развития регионов, для выбора стратегии этого развития. Об этом свидетельствует рост числа международных научных и научно-практических конференций, увеличение количества публикаций и расширение их проблематики, включая интерес зарубежных и отечественных авторов к состоянию различных  регионов России и мира.



    [1]  Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. - С. 695.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ответы на вопросы по регионалистике ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.