СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Упрощенная
система налогообложения субъектов малого предпринимательства.5
2. Система налогообложения в свободных
экономических зонах (СЭЗ)…………….20
3. Система налогообложения
в закрытых административно-территориальных
образованиях
(ЗАТО)………………………………………………………………..22
4. Система
налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции…26
5. Система
налогообложения при выполнении договоров концессии………………29
6. Система
налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый
сельскохозяйственный налог)………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………………..33
Введение
Впервые понятие
«специальный налоговый режим» было введено в налоговое законодательство РФ в 1999 г., когда вступила в силу первая часть Налогового кодекса (Закон РФ № 146-ФЗ). В ст. 18 было
определено, что «СНР – это система мер налогового регулирования, применяемая в
случаях и порядке, установленных Налоговым Кодексом». Однако было оговорено,
что данная статья вводится в действие со дня вступления в силу части второй
Налогового кодекса (Закон РФ № 147-ФЗ). Спустя полгода - в июле 1999 г. в эту статью были внесены существенные изменения:
1. Было дано новое
определение специального налогового режима, под которым признавался особый
порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени,
применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и
принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
2. Было
предусмотрено, что при установлении специальных налоговых режимов элементы
налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке,
предусмотренном Налоговым Кодексом.
3. Был дан
исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов, а именно:
а) упрощенная
система налогообложения субъектов малого предпринимательства,
б) система
налогообложения в свободных экономических зонах,
в) система
налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,
г) система
налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе
продукции.
Следует заметить,
что в этот список не вошли все действующие на территории РФ специальные
налоговые режимы, в частности, система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей и система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности, хотя соответствующие главы
Налогового кодекса уже были приняты и вступили в действие.
Через пять лет, в
июле 2004 г. Законом РФ № 95-ФЗ в ст. 18 Налогового кодекса были внесены
изменения, и, согласно, новой редакции этой статьи, к специальным налоговым
режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система
налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении
соглашений о разделе продукции.
Таким образом, к
специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная
система налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- система
налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ);
- система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях
(ЗАТО);
- система
налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- система
налогообложения при выполнении договоров концессии;
- система
налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый
сельскохозяйственный налог).
Основной целью
работы является рассмотрение перечисленных режимов, поскольку они имеет крайне
важное значение в практике налогообложения.
1.
Упрощенная система налогообложения субъектов
малого
предпринимательства
Залогом
устойчивого и поступательного развития экономики во всех развитых странах
является наличие широкого слоя частных предпринимателей и малых предприятий.
Традиционно наибольшее их количество присутствует в таких сферах, как бытовое
обслуживание, торговля, производство продуктов питания. Частные предприниматели
и малые предприятия являются наиболее мобильной частью субъектов рыночных
отношений, которая быстро реагирует на потребности рынка и имеет возможность
приспосабливаться к его быстро меняющимся условиям.
Опыт
ведущих мировых государств показывает, что малому предпринимательству
принадлежит значительная роль в экономике, в насыщении рынка разнообразными
товарами и услугами. Вместе с тем следует отметить, что эта часть участников
экономических отношений является и самой незащищенной.
Деятельность
субъектов малого бизнеса во многом зависит от государства. Без специальных мер
государственной поддержки малого предпринимательства развитие малого бизнеса
невозможно.
В 1995 г. предлагаемые государством меры по развитию малых предприятий были оформлены специальным
нормативным актом — Федеральным законом № 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. В Законе было дано определение понятия «субъект малого предпринимательства». В
частности, было установлено, что это коммерческие организации, имеющие
небольшую численность, в уставном капитале которых доля государства и
юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает
25 %, а также индивидуальные предприниматели.
По
этому Закону одним из направлений создания благоприятных условий для развития
малого бизнеса является установление льготного порядка налогообложения малых
предприятий, снижающего налоговое бремя, упрощенного порядка ведения
бухгалтерского учета для данных субъектов.
Введение
специального налогового режима, предусмотренного ст. 18 Налогового кодекса РФ,
в виде упрощенной системы налогообложения направлено именно на реализацию
положений Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства».
Впервые
упрощенная система налогообложения была установлена Федеральным законом №
222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. (далее — Закон № 222-ФЗ). Данный Закон установил общие принципы упрощенной системы
налогообложения для субъектов малого предпринимательства, положения которого
были конкретизированы в законах субъектов Российской Федерации.
Закон №
222-ФЗ был поистине революционным. Впервые у малых предприятий появилось право
выбора системы налогообложения. Он позволил заменить сложную систему налогов,
уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, единым налогом.
Стало возможным вести бухгалтерский учет также по упрощенной форме, в связи с
чем отпала необходимость в содержании штата бухгалтеров, что значительно
снизило управленческие расходы малых предприятий, позволив направить
освободившиеся средства на развитие бизнеса. Кроме того, субъекту Российской
Федерации предоставлялось право определять ставку единого налога, которая
поступает в бюджет субъекта Российской Федерации.
За
последние полгода произошли коренные изменения в законодательстве об
упрощенной системе налогообложения. Они касаются как организаций и индивидуальных
предпринимателей, которые применяют данную систему налогообложения, так и тех,
кто только собирается это сделать.
Федеральным
законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
РФ, а также признании утратившими силу отдельных актов законодательства
Российской Федерацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ с 1 января 2003 г. введена новая глава Налогового кодекса РФ 26.2 «Упрощенная
система налогообложения». За основу при разработке данной главы Налогового
кодекса РФ был взят все тот же Закон № 222-ФЗ, поэтому новая упрощенная система
для организаций напоминает действующую. Что касается индивидуальных
предпринимателей, то для них упрощенная система налогообложения изменилась в
корне: если до 1 января 2003 г. они уплачивали только стоимость патента,
которая являлась заранее установленным фиксированным платежом, то с 2003 г. упрощенная система для организаций и индивидуальных предпринимателей будет практически
одинаковой.
Необходимо
учитывать, что Федеральным законом № 191-ФЗ от 31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй
Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российский
Федерации» в главу 26.2 Налогового кодекса РФ были внесены существенные
изменения и дополнения.
В
соответствии с Налоговым кодексом РФ любой налог должен быть законно
установлен, т. е. в законе должны быть описаны все элементы налогообложения,
которыми являются объект налогообложения, налогоплательщики, налоговая база,
налоговая ставка, налоговый период и др. Этот принцип касается и единого налога
при упрощенной системе налогообложения. Глава 26.2 Налогового кодекса РФ
определяет все элементы налогообложения данным налогом.
Рассмотрим
подробнее и элементы, и в целом упрощенную систему налогообложения, которая
применяется с 1 января 2003 г., и сравним отдельные ее моменты с системой,
действовавшей до этого периода.
Упрощенная
система налогообложения (далее — УСН) — это система, которая предусматривает
уплату единого налога вместо совокупности налогов, присущих традиционной системе
налогообложения.
В
соответствии с ч. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ4 организации,
перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения в 2003 г. и уплачивающие единый налог, не должны платить пять основных налогов:
— налог
на прибыль;
— налог
на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость,
подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации);
— налог
с продаж;
— налог
на имущество предприятий;
—
единый социальный налог
Индивидуальные
предприниматели, применяющие с 2003 г. упрощенную систему налогообложения и
уплачивающие единый налог, освобождаются от уплаты следующих налогов:
— налог
на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской
деятельности;
— налог
на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость,
подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации);
— налог
с продаж;
— налог
на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для
предпринимательской деятельности;
—
единый социальный налог как с доходов от предпринимательской деятельности, так
и с выплат в пользу физических лиц.
В
Налоговом кодексе РФ в отличие от Закона № 222-ФЗ предусматривается закрытый
перечень налогов, которые заменяются единым налогом.
С 2003 г. субъекты, применяющие УСН, обязаны уплачивать все иные налоги в случаях, если они являются
налогоплательщиками по ним, не указанные в ч. 2 и 3 ст. 346.11 Налогового
кодекса РФ; таким образом, перечень налогов, которые необходимо будет уплачивать,
является открытым.
Основным
налогом, который необходимо уплачивать, стал единый налог при упрощенной
системе налогообложения. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об основах
налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, обязаны платить следующие налоги, сборы, взносы:
— страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование;
—
страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
—
таможенные платежи;
—
государственные пошлины;
—
лицензионные сборы;
—
транспортный налог (с 1 января 2003 г.);
— налог
на рекламу;
—
земельный налог;
— плата
за пользование водными объектами;
—
налоги, которые организация и индивидуальный предприниматель должны уплатить в
качестве налоговых агентов;
— налог
на добавленную стоимость, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации.
Необходимо
отметить, что глава 26.2 Налогового кодекса РФ устанавливает похожий перечень
налогов, отменяемых при переходе на УСН, для организаций и индивидуальных
предпринимателей, в то время как по Закону № 222-ФЗ индивидуальные предприниматели
освобождались только от уплаты налога на доходы физических лиц.
С 1
января 2003 г. порядок применения упрощенной системы налогообложения для
организаций и индивидуальных предпринимателей является единым.
Основным
преимуществом упрощенной системы налогообложения является снижение налоговой
нагрузки на организации и предпринимателей, перешедших на упрощенную систему
налогообложения. Для налогоплательщика это означает также сокращение объема
представляемой в налоговые органы отчетности.
В
соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками при
упрощенной системе налогообложения признаются организации и индивидуальные
предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и
применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ.
Организации
имеют право перейти на УСН в случае, если в их уставном капитале не более 25 %
принадлежит организациям. При этом не имеет значения, является ли организация
субъектом малого предпринимательства или нет. Таким образом, не менее 75 %
уставного капитала организации должно принадлежать физическим лицам.
Исключение
по структуре уставного капитала установлено для организаций, уставный капитал
которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Такие
предприятия вправе применять УСН, если численность инвалидов среди работников
составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 %;
по
размеру доходов:
Глава
26.2 устанавливает два разных ограничения по размеру доходов: 1) доход от
реализации более 11 млн. руб. за девять месяцев года, предшествующего году, в
котором организация хочет перейти на упрощенную систему налогообложения; 2)
доходы организации (от реализации и внереализационные) более 15 млн. руб., полученные
в период применения упрощенной системы налогообложения;
Упрощенную
систему налогообложения не вправе применять организации и индивидуальные
предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек.
Средняя численность работников определяется в порядке, устанавливаемом
Госкомстатом РФ, за период с начала года и включает в себя:
—
среднесписочную численность работников;
—
среднюю численность внешних совместителей;
—
среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам
гражданско-правового характера;
по
стоимости амортизируемого имущества:
Не
вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных
средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством
Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.;
Организации
и предприниматели, на которых распространяется особый порядок налогообложения,
не вправе применять упрощенную систему налогообложения. К таким
налогоплательщикам относятся организации и предприниматели:
—
плательщики единого налога на вмененный доход;
—
плательщики единого сельскохозяйственного налога;
—
участники соглашений о разделе продукции.
Важно,
что в соответствии с Налоговым кодексом РФ, если организация или
предприниматель по какому-то виду деятельности обязаны уплачивать единый налог
на вмененный доход, то по другим видам деятельности они не имеют права
применять упрощенную систему налогообложения. Таким образом, с 1 января 2003 г. запрещается совмещать «упрощенку» и «вмененку» в рамках одной организации.
Не
вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и представительства.
Требование, ограничивающее возможность применения упрощенной системы
налогообложения организацией со сложной структурой, является новым. Однако оно
не распространяется на организации, в состав которых входят обособленные подразделения,
не оформленные как филиал или представительство. Согласно ст. 11 Налогового
кодекса РФ обособленное подразделение организации — это любое территориально
обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы
стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации
таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание
в учредительных или иных организационно-распорядительных документах
организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Ограничения
по кругу потенциальных налогоплательщиков были одним из самых серьезных камней
преткновения в процессе принятия главы 26.2 Налогового кодекса РФ.
Предприниматели настаивали на увеличении предельного дохода до 30-50 млн. руб.
в год и численности штата работников в пределах от 300 до 500 человек.
Правительство же уверяло, что около 95 % всех малых предприятий укладывается в
установленные Налоговым кодексом рамки.6
Принципиальным
отличием новой упрощенной системы является то, что глава 26.2 вообще не
содержит термина «малое предпринимательство».
Если до
2003 г. упрощенную систему налогообложения могли применять только субъекты
малого предпринимательства, удовлетворяющие критериям Федерального закона №
88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня
1995 г., то с 2003 г. на эту систему могут перейти организации, не имеющие
статуса малого предприятия, в частности, некоммерческие организации.
Несмотря
на это, упрощенная система налогообложения по-прежнему в большей части
ориентирована именно на малые предприятия.
По
моему мнению, изменение критериев перехода на упрощенную систему
налогообложения в целом является положительным. Увеличение предельного размера
доходов и численности организации приведет к тому, что большее число
организаций сможет применять упрощенную систему налогообложения. Следовательно,
большее число организаций смогут выйти из «тени» и уплачивать налоги, ведь
уплата единого налога при упрощенной системе налогообложения на практике
значительно выгоднее, чем уплата налогов организацией, находящейся на
традиционной системе налогообложения. Кроме того, это позволит избежать деления
крупных организаций на множество мелких, ведь большинство схем «оптимизации»
налогообложения для торговых и ряда иных организаций заключается в разделении
работников и денежных потоков на разные организации.
Переход
к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными
предпринимателями добровольно, что принципиально отличает данный специальный
налоговый режим от единого налога на вмененный доход, применение которого
является обязательным.
По
сравнению с законодательством об упрощенной системе налогообложения,
действовавшим до 1 января 2003 г., главой 26.2 Налогового кодекса РФ предусмотрен
более проработанный механизм перехода на упрощенную систему налогообложения и
возврата на общепринятую систему налогообложения.
В
соответствии со ст. 346 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные
предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября
по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики
переходят на упрощенную систему налогообложения, заявление в налоговый орган по
месту своего нахождения (места жительства).
Положения
главы 26.2 существенно отличаются от ранее действовавшего порядка перехода на
упрощенную систему налогообложения. К таким отличиям, в частности, относится
следующее:
—
переход на упрощенную систему налогообложения возможен только с начала нового
года (согласно Федеральному закону № 222-ФЗ на упрощенную систему
налогообложения можно было перейти с начала любого квартала);
— глава
26.2 не предусматривает выдачи какого-либо разрешительного документа на право
перехода на упрощенную систему налогообложения и процедуры рассмотрения
заявления, т. е. порядок перехода — уведомительный (согласно Федеральному
закону № 222-ФЗ решение о переводе на упрощенную систему налогообложения
принимает налоговый орган, который В течение 15 дней рассматривает заявление и
выдает патент на право применения упрощенной системы налогообложения);
— не
предусмотрена Налоговым кодексом РФ обязанность ежегодно обращаться в
налоговые органы с заявлением о продолжении применения упрощенной системы
налогообложения.
В
Налоговом кодексе РФ определен момент, с которого вновь созданные организации
могут применять упрощенную систему налогообложения. Вновь созданные организации
и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание
перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о
переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей
заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и
индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения
в текущем календарном году с момента создания организации или с момента
регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Данная
статья Налогового кодекса РФ в настоящее время вызвала существенные разногласия
между вновь создаваемыми организациями и налоговыми органами. В соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002г. №317 «Об уполномоченном
федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную
регистрацию юридических лиц» уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Таким образом, в настоящее время органы данного Министерства осуществляют
государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в
качестве субъектов гражданского оборота, а также их регистрацию в качестве
налогоплательщиков. Возникает вопрос, в какой момент вновь создаваемая организация
должна подать заявление на применение упрощенной системы налогообложения —
вместе с подачей заявления на регистрацию в качестве юридического лица или
индивидуального предпринимателя или заявления на регистрацию в качестве
налогоплательщика. Налоговыми органами этот вопрос сейчас решается однозначно:
они считают, что необходимо подать заявление на применение упрощенной системы налогообложения
одновременно с подачей заявления на регистрацию в качестве юридического лица
или индивидуального предпринимателя. Данная позиция налоговых органов сейчас
оспаривается организациями, которым было отказано в применении упрощенной
системы налогообложения в связи с тем, что они подали заявление на применение
упрощенной системы налогообложения вместе с заявлением о постановке на
налоговый учет.
Сейчас
налоговые органы не выдают патент на право применения упрощенной системы
налогообложения, исчезла формулировка «налоговый орган рассматривает
заявление», на основании этого можно было бы сделать вывод о том, что основным
новшеством в порядке перехода на упрощенную систему налогообложения является
уведомительный порядок перехода на «упрощенку», но реально получается не совсем
так.
В 40-м
номере газеты «Экономика и Жизнь» за 2002 г. опубликован Приказ Министерства по налогам и сборам РФ от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Данным
Приказом утверждены следующие формы документов:
—
заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения;
—
уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения;
—
уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения;
—
уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения;
—
сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения.
Таким
образом, мы видим, что, несмотря на установление Налоговым кодексом РФ
уведомительного характера перехода на упрощенную систему налогообложения, на
практике он останется разрешительным, поскольку налоговые органы по-прежнему
оставляют за собой право разрешать или не разрешать переход на упрощенную
систему. В то же время необходимо отметить, что данный Приказ не проходил
регистрацию в Минюсте РФ, поэтому, вероятно, в него будут внесены еще
определенные коррективы.
По
моему мнению, положительным нововведением является отмена необходимости
ежегодно подтверждать свое желание применять упрощенную систему налогообложения.
В
соответствии со ст. 346.13 налогоплательщик, применяющий упрощенную систему
налогообложения, может вновь перейти на традиционную систему налогообложения
как по собственной инициативе, так и в связи с наступлением определенных
условий, при возникновении которых налогоплательщик утрачивает право на
применение упрощенной системы налогообложения.
Важно
то, что по собственной инициативе возвратиться к общему режиму налогообложения
можно только с начала календарного года, следующего за годом применения упрощенной
системы налогообложения.
Помимо
инициативного возврата на традиционную систему налогообложения Налоговый кодекс
РФ описывает условия, когда переход на традиционную систему обязателен.
Эти
условия можно разделить на две группы.
Первая
группа — это обстоятельства, при наступлении которых налогоплательщик считается
перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором
они возникли. К ним относятся:
— доход
налогоплательщика превысит 15 млн. руб. в год, когда налогоплательщик применял
упрощенную систему налогообложения;
—
остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в
соответствии с правилами бухгалтерского учета, превысит 100 млн.
руб.
Превышение
этих критериев определяется по итогам налогового (отчетного) периода, т. е.
первого квартала, полугодия, девяти месяцев, календарного года.
Вторая
группа — условия, при наступлении которых организация не вправе применять
упрощенную систему налогообложения и обязана перейти на общий режим
налогообложения с начала календарного года, следующего за годом их
возникновения. Подробнее эти условия описаны в главе «Налогоплательщики».
Организация,
которая по итогам налогового (отчетного) периода получила доход свыше 15 млн.
руб., обязана в течение 15 дней по истечении налогового (отчетного) периода
сообщить в налоговый орган о возврате к традиционной системе.
В
остальных случаях при переходе на общий режим налогообложения с начала
календарного года организация-налогоплательщик уведомляет об этом налоговый
орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает вернуться на общий
режим налогообложения.
Приказом
Министерства по налогам и сборам РФ от 19 сентября 2002 г., как было уже сказано выше, утверждена форма уведомления об отказе от применения упрощенной
системы налогообложения и сообщения об утрате права на применение упрощенной
системы налогообложения.
Важно и
то, что в соответствии с новым порядком, установленным Налоговым кодексом РФ,
в случае, если налогоплательщик по тем или иным основаниям вернулся к
применению традиционной системы налогообложения, то вновь перейти на
«упрощенку» он сможет не ранее чем через один год.
Кроме
того, хотелось бы отметить, что вся ответственность за соблюдение условий
применения упрощенной системы налогообложения лежит на самом налогоплательщике.
Иными словами, получение от налогового органа уведомления о возможности перехода
на упрощенную систему не исключает в дальнейшем негативных последствий для
налогоплательщика, если при последующих проверках (камеральных и выездных) или
в результате затребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и
документов в порядке ст. 31 Налогового кодекса РФ выявится, что, несмотря на
информацию, указанную в заявлении, налогоплательщик не соблюдал или перестал
соблюдать ограничения на применение упрощенной системы.
С 1
января 2003 г. объектом обложения единым налогом могут быть или доходы, или
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно
ст. 346.14 Налогового кодекса РФ налогоплательщики самостоятельно выбирают
объект налогообложения, который не может меняться в течение всего периода
применения упрощенной системы налогообложения.
Это
отличается от порядка, установленного Законом № 222-ФЗ, в соответствии с
которым право выбора объекта обложения единым налогом оставалось за субъектом
Российской Федерации.
Вместе
с тем предполагается, что с 1 января 2005 г. установлен только один объект налогообложения — «доходы минус расходы».
Глава
26.2 при определении доходов и расходов организации отсылает налогоплательщика
к главе 25 Налогового кодека РФ «Налог на прибыль организаций». Эксперты
считают это большим недостатком главы 26.2 Налогового кодекса РФ, так как она
описывает упрощенную систему налогообложения, т. е. более простую и понятную
систему, в то время как глава 25 Налогового кодекса РФ очень сложна.
Налоговый
кодекс РФ устанавливает, что если объектом налогообложения являются доходы,
налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. В случае, если в качестве
объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов,
налоговая ставка устанавливается в размере 15 %.
Ставки
единого налога при упрощенной системе налогообложения по сравнению с
действовавшими до 1 января 2003г. значительно снижены. По налогу с доходов
ставка снижена с 10 до 6 %, по налогу с доходов за вычетом расходов с 30 до 15
%.
Весьма
любопытное новшество в уплате налога предлагает налогоплательщикам п. 3 ст.
346.21 Налогового кодекса. Указанным пунктом предусмотрено уменьшение суммы
исчисленного налога (авансовых квартальных платежей) на сумму страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных
работникам пособий по временной нетрудоспособности, уплачиваемых за этот же
отчетный (налоговый) период. При этом сумма налога не может быть уменьшена
более чем на 50 %.
Кроме
того, нельзя не упомянуть еще об одном вопросе. Пункт 6 ст. 346.18 Налогового
кодекса РФ предусматривает механизм исчисления налога, ранее не встречавшийся
в налоговой практике. Предусматривается, что организации и индивидуальные
предприниматели, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы,
уменьшенные на величину расходов, независимо от его размера должны уплачивать
так называемый минимальный налог в размере 1 % от суммы доходов без уменьшения
их на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма
единого налога, определенная по итогам налогового (отчетного) периода, меньше
суммы исчисленного минимального налога.
Выбранный
им объект налогообложения налогоплательщик должен указать в заявлении о
применении упрощенной системы налогообложения. Если после подачи заявления
налогоплательщик решил выбрать другой объект, то он должен это сделать до 20
декабря года, предшествующего году, в котором впервые будут применена
упрощенная система налогообложения.
Организация
и индивидуальный предприниматель указывают выбранный ими объект налогообложения
в заявлении на применение упрощенной системы. Как уже упоминалось, им нужно
сделать этот выбор до 20 декабря текущего года. Для определения выгодности
выбора объекта налогообложения каждая организация и предприниматель должны
произвести соответствующие расчеты.
Выгодность
того или иного объекта налогообложения определяется структурой доходов и
расходов налогоплательщика. Иными словами, если у организации большие расходы,
то ей выгоднее применять систему «доходы минус расходы», а если рентабельность
деятельности организации высока, то эффективнее будет применение системы, при
которой объектом налогообложения будут «доходы».
По
расчетам экономистов, при низких показателях рентабельности (менее 6,7 %)
выгоднее уплачивать налог на доходы за минусом расходов, при средних (от 6,7
до 40 %) — также налог на доходы за минусом расходов, а при высокой рентабельности
(более 40 %) выбор в качестве объекта налогообложения доходов без вычета
расходов предпочтительнее. Следует учесть, что вариант уплаты 6 % налога с
доходов удобнее, поскольку не придется вести сложный налоговый учет расходов.
Кроме того, сумма налога в этом случае будет уменьшаться на сумму пенсионных
взносов.
Упрощенная
система налогообложения должна способствовать благоприятному развитию малого
бизнеса. Система, которая возникла первоначально по Федеральному закону №
222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г., была далеко не совершенна. Последние 10лет показали падение темпов развития малого бизнеса,
самая главная причина которого в тяжелом налоговом прессе и невыгодности
упрощенной системы налогообложения для большинства малых предприятий.
Давая
оценку изменениям, вносимым в упрощенную систему налогообложения, можно
констатировать ряд положительных нововведений. К ним, в частности, относится
значительное расширение круга организаций, имеющих право на применение УСН.
Одним
из основных достоинств является снижение налоговой нагрузки на
налогоплательщиков, по сравнению с упрощенной системой, действовавшей до 1
января 2003 г., что выразилось в сокращении числа уплачиваемых налогов; снижении
ставки налога для налогоплательщиков, уплачивающих единый налог с доходов без
вычета из них расходов с 10 до 6 %, а для плательщиков, уплачивающих налог с
доходов за вычетом из них расходов, с 30 до 15 %; замещении единым налогом
большего числа значимых с точки зрения налоговой нагрузки налогов.
Новая
упрощенная система имеет огромное преимущество перед прежней. Это связано с
предоставлением налогоплательщикам права самостоятельно выбирать объект
налогообложения, который позволит оптимизировать налогообложение и наилучшим
образом использовать заработанные средства на развитие бизнеса.
Очень
важным нововведением является отмена необходимости уплачивать единый социальный
налог. Не секрет, что высокий уровень налогообложения заработной платы
препятствует развитию бизнеса и повышению уровня доходов. Заработная плата
теперь может быть выведена из тени, что является несомненным благом для
работников.
Кроме
того, глава 26.2 уравняла в правах индивидуальных предпринимателей с юридическими
лицами. Теперь и предприниматели освобождены от НДС и налога с продаж.
Предприниматели, также как и юридические лица, с 1 января 2003 г. уплачивают налог, зависящий от фактических результатов их деятельности.
Конечно,
не обошлось и без недостатков, но разве бывают идеальные законы?
Эффективность
новой упрощенной системы и то, насколько она будет способствовать развитию
малого бизнеса, покажет время.
2.
Система налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ)
Система
налогообложения в свободных экономических зонах относится к специальным
налоговым режимам (ст. 18 НК РФ), т.е. на территории СЭЗ действует особый
порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода
времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ
и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Примером
действия специального налогового режима в свободных экономических зонах
является Особая экономическая зона в Калининградской области.
Федеральный
закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в
Калининградской области" в ст. 7 закрепил следующие положения о том, что
товары, происходящие из указанной зоны и вывозимые в другие страны (а также на
остальную часть РФ), освобождаются от таможенных пошлин и других платежей,
взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов); товары,
ввозимые в зону из других стран, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и
др. платежей (за исключением таможенных сборов); товары, ввозимые в зону из других
стран и затем вывозимые на остальную часть РФ, облагаются ввозными таможенными
пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении (это правило не
действует, если упомянутые товары вывозятся в зарубежные страны); администрация
зоны по согласованию с Правительством РФ вправе устанавливать дополнительные
ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима,
направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг).
В
соответствии с этим законом НДС с выручки от оказания транспортных услуг, услуг
по погрузке, разгрузке, перегрузке, хранению при перевозке и перевалке товаров
из зоны на остальную часть таможенной территории РФ (и из нее в зону) - не
взимается. Кроме того, российским и иностранным инвесторам и предпринимателям
предоставляются налоговые льготы в соответствии не только с налоговым
законодательством Российской Федерации, но и законодательством Калининградской
области.
Однако
перед федеральными и местными законодательными органами возникает проблема
противодействия превращению Калининградской области в зону чистого офшора.
Такая трансформация влечет за собой отказ от взимания всех
федеральных налогов и сборов, установление особого порядка регистрации
налогоплательщиков, введение налоговой границы между областью и
основной территорией России, приравнивание поставок товаров (работ, услуг)
на территории области к импорту (экспорту), принятие решений, резко
упрощающих ведение бизнеса в регионе, изменение критериев резидентства
предприятий и физических лиц.
3.
Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях
(ЗАТО)
Налоговый кодекс
РФ, Закон о ЗАТО, комплекс федеральных налоговых законов, закон о бюджете на
текущий год и нормативно-правовые акты органов управления ЗАТО составляют
основную законодательную систему, которая определяет существование предприятий,
работающих в ЗАТО. Закрытое административно-территориальное образование
находится в ведении федеральных органов государственной власти по ряду
вопросов:
1. Установление
административной подчиненности, границ указанного образования и земель,
отводимых предприятиям и (или) объектам.
2. Определение
полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
отношении закрытого территориального образования.
3. Обеспечение
особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов,
включающих специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка
и обеспечения противопожарной безопасности.
В настоящее время
действует следующий порядок упразднения закрытого
административно-территориального образования и изменения его границ:
1. Решение о
создании (об упразднении) закрытого административно-территориального
образования принимается Президентом Российской Федерации.
2. Предложение о
создании (об упразднении) закрытого административно-территориального
образования вносится Правительством РФ.
3. Предложения об
установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе
земель создаваемого (упраздняемого) закрытого административно-территориального
образования вносятся Правительством Российской Федерации по согласованию с
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении
которых находятся соответствующие территории.
Существуют
несколько важных особенностей налогового законодательства в ЗАТО, которые
позволяют рассматривать ЗАТО, как финансово-экономическую систему, которая
имеет определенную замкнутость. Финансово-экономические взаимоотношения с
центром носят такой характер:
• государственные
заказы, финансирование которых осуществляется Федеральному Ядерному центру;
• дотации и
субвенции ЗАТО, которые поступают в бюджет ЗАТО.
Однако Закон о ЗАТО
предоставлял ряд возможностей для привлечения инвестиций, прежде всего, за счет
создания особых условий для вновь организуемых на территории ЗАТО
производственных предприятий. Местные органы самоуправления ЗАТО обладали для
этого достаточными полномочиями. В их компетенции находился (и находится
сейчас) целый ряд возможностей создания бенефиций для таких предприятий:
• предоставление
земельного участка;
• предоставление
производственных и офисных помещений;
• помощь в
комплектовании кадрами;
• предоставление
налоговых льгот;
• предоставление
льготных кредитов из небанковской сферы;
• предоставление
гарантий для получения банковских кредитов.
Наряду с правовыми
положениями, определяющими функционирование закрытого
административно-территориального образования, целесообразно, рассмотреть ряд
экономических положений, определяющих особенности развития ЗАТО с точки зрения
взаимоотношений с рынком и другими элементами внешней среды. Одним из главных
направлений анализа экономических положений может стать анализ структуры
инновационного рынка, создаваемого на базе технопарка в рамках закрытого
административно-территориального образования. Инновационный рынок состоит из
четырех равных по значимости секторов:
• сектор
инновационных идей;
• сектор
научно-исследовательских услуг;
• сектор
опытно-конструкторских работ;
• сектор объектов
интеллектуальной собственности.
Каждый из названных
секторов служит для определения реального спроса и предложения и ценовых
параметров на объекты, обращающиеся на рынке. В связи с наличием на рынке новых
идей возникает их предложение в соответствующем секторе. Реализация идей
требует наличия специальных материальных ресурсов, использование которых
осуществляется подготовленными специалистами. Так появляется сектор
научно-исследовательских услуг, который органично дополняется сектором
опытно-конструкторских работ. В результате проведения научных исследований
появляются объекты интеллектуальной собственности (технологии, образцы,
полезные модели). Это порождает образование сектора объектов интеллектуальной
собственности.
Таким образом,
инновационный рынок – это некая абстрактная площадка, на которой происходит
переток объектов рынка между различными субъектами. Такой переток, как правило,
представляет собой замкнутый процесс, который, по сути, является кругооборотом
инноваций.
Инновационный рынок
может быть представлен в виде модели кругооборота инноваций в своих различных
стадиях воплощения (рис. 2). Данная модель основана на свободном движении
инновационных объектов в процессе трансформации из инновационной идеи в объект
интеллектуальной собственности. Особенностью инновационного рынка является
отсутствие четкой последовательной взаимосвязи между субъектами рынка.
Субъекты, обладающие инновационным потенциалом (инноваторы), могут не иметь
инвестиционного ресурса для воплощения своих идей. С другой стороны, субъекты,
обладающие достаточным объемом инвестиционных ресурсов (инвесторы), могут обнаружить
четкий дефицит инновационных предложений.
Для удовлетворения
потребностей обеих групп субъектов (инноваторов и инвесторов) предлагается
использовать двунаправленный процесс обмена инновациями и инвестициями. В
рамках данного процесса у инноваторов появляется возможность получить доступ к
инвестиционным ресурсам, а инвесторы имеют возможность приобрести инновационные
продукты, например, в виде научно-исследовательских услуг. Таким образом,
инновационный рынок становится частью инвестиционного рынка, на которой
обращается определенный класс объектов инвестирования – инновации.
Данная система
отношений основана на свободном движении инновационных ценностей и
инвестиционных ресурсов, связывающем путем обмена инноваторов и инвесторов, а
также специальные субъекты (технопарк, администрация ЗАТО, региональное
руководство и т. п.) в качестве участников рынка, предлагающих гарантии. Под
инноваторами подразумеваются лица, обладающие инновационным потенциалом, имеющие
в своем распоряжении одну из категорий инноваций, а под инвесторами – лица,
предлагающие на инвестиционном рынке инвестиционные ресурсы (например,
венчурный фонд, инвестиционный банк, корпорация).
Сектор
инвестиционных ресурсов – часть инвестиционного рынка, на которой инвесторы и
инноваторы посредством спроса и предложения устанавливают реальную цену
ресурсов, получают информацию об объемах и ценах ресурсов, а также
непосредственно обменивают инновации на инвестиции. В качестве компенсационных
элементов выступают: сектор долей и обязательств, а также сектор гарантий.
Сектор долей и обязательств – часть рынка на котором посредством спроса и
предложения устанавливаются цены на доли и обязательства инноваторов, а также
на котором происходит переход долей и обязательств от инноваторов к инвесторам
в обмен на инвестиционные ресурсы. В свою очередь, сектор гарантий – часть
инвестиционного рынка, которая позволяет определить цену и объемы необходимых
гарантий на ресурсы, доли и обязательства.
Суммарная стоимость
предложенных на рынок инновационных ресурсов может рассматриваться как
инновационный потенциал экономики, который в зависимости от масштаба может
определять инновационный потенциал отрасли, региона, национальной экономики. А
суммарная стоимость инвестиционных ресурсов определяет инвестиционный
потенциал. То есть, разница между оценочной стоимостью инновационного
потенциала и инвестиционных ресурсов определяет инвестиционные потребности
рынка, которые могут быть объектом управления в экономике.
Таким образом,
локализация и концентрация инновационных и инвестиционных усилий должны
осуществляться в рамках специализированных организаций, которыми в настоящее
время могут стать технопарки. В этом случае установление баланса потенциала и
потребностей есть одна из основных задач руководства государства в
регулировании национального инновационного и инвестиционного рынков.
4. Система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции
Система налогообложения при выполнении соглашений о
разделе продукции -
особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с
Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе
продукции". Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и
государтсву: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку,
а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения
части прибыли от этой деятельности.[1]
Режим применяется в течении всего срока действия соглашения оразделе продукции.
Для применения к таким соглашениям данного режима
необходимо чтобы соглашение отвечало следующим требованиям:
·
было
заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами
на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые
определены п.2 ст.4 указанного ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся;
·
при
выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции,
установленный п.2 ст. 8 ФЗ, доля государства составляет не менее 32 % от
общего количества произведённой продукции;
·
предусматривается
увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения
показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении
соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в
соответствии с условиями соглашения.
Отношения по налогообложению при данном режиме
регулируются главой 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Глава
была введена в действие Федеральным законом № 65-ФЗ, а вступила в силу 10 июня
2003 года.
Правовые основы отношений, возникающих в процессе
осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу
минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном
шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской
Федерации на условиях соглашений о разделе продукции устанавливается
Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
Обычно соглашение о разделе продукции является договором,
заключенным между зарубежной нефтяной компанией (подрядчиком) и государственным
предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести
нефтяные поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной
области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.
Налогоплательщиком и плательщиком сборов при данном
налоговом режиме является инвестор. Согласно абзацу 2 статьи 346.34 Налогового
кодекса РФ инвестором признаётся юридическое или создаваемое на основе договора
о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение
юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заёмных или привлечённых
средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу
минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о
разделе продукции.
Налогоплательщик и плательщик обязан:
·
Уплачивать
соответствующие налоги и сборы, предусмотренные данным налоговым режимом, а
также иные налоги и сборы, от уплаты которых не освобождает данный налоговый
режим и которые обусловлены иными нормативно-правовыми актами
·
Предоставить
в налоговый орган соглашение о разделе продукции
·
Предоставить
в налоговый орган решение об утверждении результатов аукциона на предоставление
права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в
соответствии с Законом от 21.02.1992 г. № 2395-1 "О недрах" и
признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Налогоплательщик и плательщик сборов может возложить свои
обязанности на оператора, под которым понимаются созданные инвестором для этих
целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые
инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические
лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.
Данный
налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, за
исключением тех, которые предусмотрены пунктом 7 статьи 346.35 НК, разделом
произведённой продукции в соответствии с условиями соглашения. В частности
налогоплательщик и плательщик сборов освобождаются: от уплаты региональных и
местных налогов (по решению соответствующего законодательного
(представительного) органа государственной власти или представительного органа
местного самоуправления); налога на имущество
организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и
затрат которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно
для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями; таможенных
пошлин; транспортного налога (при условии использования имущества и транспорта
исключительно для работ по соглашению)
При выполнении соглашения, исходя из которого условия
раздела произведённой продукции обусловлены пунктом 1 статьи 8 ФЗ "О соглашениях
о разделе продукции":
·
НДС
·
Налог на прибыль организаций
·
Единый социальный налог
·
Налог на добычу полезных ископаемых
·
Платёж за пользование природными
ремурсами
·
Плата за негативное воздействие
на окружающую среду
·
Водный
налог
·
Государственная пошлина
·
Таможенный сбор
·
Земельный
налог
·
Акциз (за исключением
акциза на подакцизное минеральное сырьё)
При выполнении соглашения, исходя из которого условия
раздела произведённой продукции обусловлены пунктом 2 статьи 8 ФЗ "О соглашениях
о разделе продукции":
·
Единый
социальный налог;
·
Государственная
пошлина;
·
Таможенные
сборы;
·
Налог на
добавленную стоимость;
·
Плата за
негативное воздействие на окружающую среду.
5. Система налогообложения при
выполнении договоров концессии
Коммерческая
концессия эквивалентна франчайзингу, но на территории РФ (согласно Гражданскому
Кодексу) используется понятие «коммерческая концессия». Согласно договору
коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) предоставляет другой
стороне (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности
комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю: товарный знак,
коммерческое обозначение, знак обслуживания или охраняемую коммерческую
информацию на другие объекты, предусмотренные договором (изобретение, полезную
модель и.т.д.). По договору концессии, пользователь выплачивает правообладателю
вознаграждение в виде фиксированных разовых или периодических платежей,
отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров (которые правообладатель
поставляет для перепродажи). Наиболее распространенная форма вознаграждения —
фиксированный единовременный платеж (паушальный платеж) в сочетании с
ежемесячными или ежеквартальными платежами (роялти). Сторонами по договору
концессии могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели. Одним
из главных условий коммерческой концессии является обязательство пользователя
соблюдать стандарты качества, установленные правообладателем. В свою очередь,
правообладатель обязуется предоставлять организационную, техническую и
коммерческую помощь. Договор коммерческой концессии может быть заключен на
определенный срок или без указания срока (согласно п.1 статьи 1027 ГК РФ). Специальный
подход включает в себя разработку методик проверки групп экономических
субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления,
структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой,
налоговым режимом и др.). Например, методики аудита предприятий с иностранными
инвестициями, представительств иностранных юридических лиц, действующих на
территории РФ, субъектов малого предпринимательства. К специальным относятся
также методики проверки предприятий, работающих в условиях специальных
налоговых режимов — по упрощенной системе налогообложения субъектов малого
предпринимательства, системе налогообложения в свободных экономических зонах,
системе налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,
системе налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о
разделе продукции (ст. 18 Налогового кодекса РФ).
6. Система налогообложения для
сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)
Система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются Налоговым
Кодексом и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом
налоге.
Перевод
организаций, крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату
налога производится в порядке, установленном независимо от численности
работников.
Организации,
крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся в
соответствии с настоящей главой сельскохозяйственными товаропроизводителями,
переводятся на уплату налога при условии, что за предшествующий календарный год
доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на
сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее
переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских хозяйств и
индивидуальных предпринимателей от реализации товаров составила не менее 70
процентов.
Уплата
налога организациями, крестьянскими хозяйствами и индивидуальными
предпринимателями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов,
подлежащих уплате в соответствии со статьями 13, 14 и 15 настоящего Кодекса, за
исключением следующих налогов и сборов:
1)
налога на добавленную стоимость;
2)
акцизов;
3)
платы за загрязнение окружающей природной среды;
4)
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте;
5)
государственной пошлины;
6)
таможенной пошлины;
7)
налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и
сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей);
8) налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
9) лицензионных сборов.
Организации,
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели,
переведенные на уплату налога, уплачивают страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации
о пенсионном обеспечении.
Организации,
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели,
переведенные на уплату налога, не освобождаются от обязанностей налоговых
агентов, предусмотренных Налоговым Кодексом.
Нормы
гл. 26 НК посвящены одному из видов специальных налоговых режимов, а именно
единому сельскохозяйственному налогу. При этом:
а) возможность применения специальных налоговых режимов предусмотрена в ст. 18
НК, которая устанавливает, что:
-
специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты
налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и в
порядке, установленных НК принимаемыми в соответствии с ним федеральными
законами;
- к
специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения для
субъектов малого предпринимательства; система налогообложения в свободных
экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а
также при выполнении договоров концессии и соглашения о разделе продукции.
Заключение
Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты
налогов, в том числе замена одним налогом совокупности установленных федеральных,
региональных и местных налогов и сборов.
Возможность применения специальных налоговых режимов (систем налогообложения)
предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2001.
Перечень специальных налоговых режимов приводится в статье 18 части
первой НК РФ. Эта статья кодекса начнет действовать со дня признания Закона №
2118-1 утратившим силу. Возможно также, что до этого момента в нее еще будут
внесены изменения. Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ, который дополняет
раздел VIII.1 Налогового кодекса РФ (посвященный специальным налоговым режимам)
новыми главами. Речь идет о главе 262 "Упрощенная система налогообложения"
и главе 26 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности" НК РФ. Обе главы вводятся в
действие с 1 января 2003 года и существенно меняют условия применения этих
налоговых режимов.
Специальные
налоговые режимы, применяемые в случаях и порядке, установленных Налоговым
кодексом Российской Федерации, отличаются от общего режима налогообложения,
предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами
законодательства о налогах и сборах. Условия и порядок установления специальных
налоговых режимов регламентируются частью второй Налогового кодекса Российской
Федерации. При установлении специальных налоговых режимов элементы
налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке,
предусмотренном Налоговым кодексом. Данными режимами не могут вводиться более
жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.
Особый порядок
исчисления и уплаты налогов допускает возможность применения системы
специальных мер налогового регулирования. Содержание данных мер, случаи и
конкретный порядок их применения установлены во второй (специальной) части
Налогового кодекса Российской Федерации.
Список литературы
1. Закон РФ от 24.07.2002 №104ФЗ.
2. Закон РФ от 24.07.2002 №110ФЗ
3. Закон РФ от29.05.2002 № 57ФЗ
4. Глава 262
"Упрощенная система налогообложения" НК РФ
5. Закон
РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (в ред. от 31.12.2001).
6. Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной
системе, налогообложения учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства"
7. Федеральный закон от 15.12.2001 №
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" (в ред. от 29.05.2002).
8. Попов П. А. Патенты кончились//
Главная книга. 2002. № 31. С. 93-95.
9. Попов П. А. Сколько стоит упрощение
// Главная книга. 2002. № 17. С. 92.
10.Дмитриева
О. Исчезает даже тень // Предприниматель Петербурга. 2002. №32.