Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Анализ динамики доходов богатства России переходного периода

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Анализ динамики доходов богатства России переходного периода
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:13
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Содержание доходы богатства России их ……………………………5

    Глава 2. Доходы бюджета РФ…………………………………………………...9

    2.1. Анализ доходов госбюджета………………………………………………..9

    2.2. Анализ состава, структуры и динамики доходов богатства России……..11

    Глава 3. Проблемы и пути совершенствования федерального бюджета…….18

    Заключение……………………………………………………………………...23

    Список использованной литературы…………………………………………..26

    Приложения……………………………………………………………………..28


    Введение

    Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

    В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики доходов богатства России в бюджете страны.

    Сегодня  остро стоит вопрос о необходимости формирования доходов богатства России.

    Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

    Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

    Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

    Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

    - налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

    - отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

    - конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

    - отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

    - конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

    Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

    К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования доходов богатства России, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

    Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

    Объектом исследования являются доходы богатства России в федеральном бюджете.

    Целью работы является анализ состава и структуры доходов богатства России, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в бюджет доходов богатства России.

    В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

    1. изучение доходов богатства России и их содержания;

    2. анализ структуры и динамики доходов богатства России;

    3. определение основных проблем и направлений совершенствования доходов федерального бюджета.

    Методологической основой исследования послужили диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.

     


    Глава 1. Доходы богатства России и их содержание


    Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства.

    В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности  как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура  и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

    Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2008 год сумма доходов богатства России составляет около 70%.

    Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[1]

    Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

    Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

    В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

    Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

    Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

    Как известно, налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

    Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

    Современная налоговая система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ  связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 2000 года введена часть первая НК РФ.[2]

    Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы  для осуществления задач и функций.

    Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

    Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

    Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

    Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

     - федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

     - бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

     - местных бюджетов.

    В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – доходы богатства России (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества (см. приложение 1).


    ГЛАВА 2. Доходы бюджета

    2.1. Анализ доходов госбюджета


    Основным источником доходов Федерального бюджета являются налоговые поступления (более 80%), при этом более 40% налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость (в общем объеме доходов бюджета на НДС приходится более 30%).

    Другим важным источником формирования доходов бюджета являются акцизы (15-18%) и таможенные сборы (около 20%). Поэтому ведущую роль в исполнении доходной части бюджета играет собираемость налогов и сборов.

    По сравнению с январем - августом 2007 г. налоговые доходы федерального бюджета, контролируемые МНС России, возросли в номинальном выражении на 95,9 млрд. руб., или в 2,1 раза. При этом рост потребительских цен в 2008 г. (по отношению к 2007 г.) составил 220,9% против 121% за соответствующий период 2007 г.. Если исключить влияние фактора инфляции, то объем поступивших в истекший период налоговых доходов в реальном выражении составил только 93,4% от их размера, собранного в январе - августе 2007 г.. Одновременно с этим на рост налоговых поступлений против 2007 г. повлиял и ряд факторов, связанных с изменением налогового законодательства.

    В частности, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год" с 1 апреля 2008 г. увеличился норматив отчислений в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость (с 75 до 85 %), за счет чего налоговые поступления возросли на 7,1 млрд. руб. Начиная со II квартала 2007 г. доходы федерального бюджета за счет введения федеральной ставки подоходного налога с физических лиц увеличились в анализируемый период на 9,4 млрд руб. Наряду с этим на увеличении доходной базы федерального бюджета на 0,4 млрд руб. сказались введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и налога на игорный бизнес, а также зачисление 40 % платежей за пользование лесным фондом в федеральный бюджет и установление минимальной ставки платы за пользование  водными объектами. Кроме того, с 1 июля 2008 г. был сокращен перечень товаров, облагаемых НДС по льготной ставке 10 %. При исключении влияния всех вышеперечисленных факторов, в сопоставимых условиях уровень собранных в январе - июне 2008 г. налоговых доходов составил бы лишь 84,6 % от их суммы, поступившей в аналогичный период 2007 г.















                                        Рисунок 1. Выполнение бюджета


    Таким образом, выполнение утвержденного бюджетного задания по налоговым платежам в федеральный бюджет в январе - августе 2008 г. (см рис. 1) свидетельствует о том, что несмотря на номинальный рост бюджетных доходов в этот период существенного улучшения ситуации со сбором налогов не произошло, и их прирост против соответствующего периода 2007 г. в основном является результатом инфляции и девальвации рубля, а также определенным занижением в расчетах налоговых доходов на 2008 год уровня инфляции и среднегодового курса доллара США. Наряду с этим не позволяют увеличить собираемость налогов и разрешить накопившиеся бюджетные проблемы определенные пробелы в налоговом законодательстве, низкая налоговая дисциплина, отсутствие необходимой нормативной базы для регулирования отдельных элементов налогового процесса.


    2.2. Анализ состава, структуры и динамики доходов

    богатства России

    Доходы богатства России (федерального бюджета) являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации доходов богатства России и придания им определенности недоходов.

    Доходы богатства России от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:

    - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);

    - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);

    - налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых);

    - налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

    - регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);

    - регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);

    - регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции;

    - сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

    - сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам);

    - водного налога;

    - государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2  Бюджетного Кодекса РФ).[3]

    Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место (см. приложение 2).

    Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком  за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2008 г. составила около 40%.

    Не исключено, что Россия будет вынуждена пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой не налоговой политики, а социальной политики1.

    С 2006 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.

    Не менее важным является переход на принцип «страны назначения» в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью. Теперь экспорт нефти и газа в эти государства СНГ рассматривается как нормальный экспорт и экспортеры получили возможность предъявлять по вычету соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.

    Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки  к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%[4].

    Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

    Объектом обложения акцизами признаются операции:

    - реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;

    - реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

    - использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;

    - получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

    - ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.

    Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.

    Серьезные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, в особенно в отношении акцизов на нефтепродукты.

    В связи с отменой налога на реализацию ГМС в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, прямогонный бензин.

    Была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, изменился и порядок их уплаты, имея в виду его преимущественную уплату по месту потребления. При разработке такого механизма уплаты налога ставилась задача заинтересованность региональных органов власти за объемами нефтепродуктов, реализуемых через АЗС, учитывая, что часть данных акцизов должна поступать в территориальные дорожные фонды. Однако результаты первых двух месяцев 2004г. оказались «печальными»: продавцы нефтепродуктов не спешат брать свидетельство в налоговых органах и платить налог (это можно сделать в добровольном порядке), акциз по прежнему поступает только от нефтеперерабатывающих заводов (производителей), расположенных лишь в нескольких регионах России. Иначе говоря, схема равномерного распределения в поступлении акцизов на нефтепродукты по территории России не работает, что приводит к серьезным трудностям большинства регионов РФ по обеспечению доходов территориальных дорожных фондов.1

    Экономический смысл взимания акциза на газ в настоящее время утрачен. Акциз уплачивают в основном производители газа по единой ставке, что фактически приравнивает его к налогу на добычу полезных ископаемых, хотя объектом налогообложения формально признается не добытый газ, а его реализация. Ставка акциза на газ установлена виде контрольной зафиксированной законом суммы средств, взимаемой с определенного количества реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного газа и не зависит от финансовых результатов деятельности компаний, поставляющих газ. Установление специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа будут способствовать упрощению налогообложения и обеспечивать предсказуемость поступлений в бюджет налога при добыче природного газа. Также предусматривается взамен действующей сегодня адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата специфической ставки.

    С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог играет очень важную роль. Так, в 2007 г. его сумма в доходах федерального бюджета составила 1127,7 млрд. руб. (см. приложение 3). Но в будущем, как прогнозируется, он будет сокращаться.

    Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

    Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

    Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке (ст. 342 НК РФ) процентная доля налоговой базы.

    До последнего времени платежи за пользование природными ресурсами составляли незначительную долю доходов федерального бюджета. Так, в конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2%. Это объяснялось тем, что большинство ресурсных налогов до последнего времени поступало в доходы бюджетов субъектов РФ, а ставки по ресурсным налогам были невелики. С 2003 г. ситуация изменилась. Произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. В результате доля этих налогов в 2007 г. возросла до 15,4% доходов богатства России по сравнению с 1,4% в 2001 г.

    Такая ситуация представляется закономерной, поскольку именно государство должно в полной мере присваивать и использовать природную ренту в интересах всего общества.

    С 2005г. введена в действие гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

    После трех лет тяжелых дискуссий и обсуждений принята и с 1 января 2005 года введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина». Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК РФ. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры.

    Крайне важно отметить, что составляющие почти треть доходов федерального бюджета таможенные платежи ранее значились в составе доходов богатства России, а теперь – в составе неналоговых и отнесены к доходам от внешнеэкономической деятельности государства.

    Таким образом, как видно в Приложении 2, основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (38%) и налога на добычу полезных ископаемых (29%).

    Анализируя данные поступлений в федеральный бюджет, можно отметить доля налогов на добычу полезных ископаемых за последние годы (2005-2008) значительно выросла. Косвенные налоги же на данный момент имеют тенденцию к снижению.

    Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в январе-октябре 2008 года составили 43,6 млрд. рублей, что на 2,0% больше, чем в январе-октябре 2007 года.

    Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-октябре 2008 года поступило в федеральный бюджет 888,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 801,5 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 73,0 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 5,8 млрд. рублей. По сравнению с январем-октябрем 2007 года поступления НДПИ снизились на 3,9%[5].


    ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования

    ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

      

    Несовершенство налоговой системы является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.

    Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально-экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

    Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений[6].

    При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

    В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:

    - создание стабильной и ясной налоговой системы;

    - формирование стимулов к повышению собираемости налогов;

    - создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;

    - укрепление доходной части бюджета.

    Прогнозируемое в 2009 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.[7]

    Так, с 2009 г. должен быть изменен порядок налогообложения доходов организаций, полученных в виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.

    По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.

    Поступления НДС в федеральный бюджет составят:[8]

    В 2009 г. – 2168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.

    В 2010 г. – 2797 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.

    В 2011 г. – 3221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.

    При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.

    В основном расчет поступлений НДС базируется на определении размера следующих показателей: суммы налога (в 2009 г. – 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период (общая сумма налоговых вычетов в 2009 г. прогнозируется в размере 14 860,6 млрд. руб.) При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим признакам.

    Налоговые вычеты по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью налогоплательщиков. Сумма налоговых вычетов в 2008 г. может составить 1 199,9 млрд. руб.; по операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт,- 672,1 млрд. руб.

    При расчете НДС кроме налоговых вычетов, уменьшающих поступление налога в бюджет, также предусмотрены суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового режима – «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Прогнозируемое в 2009 г. возмещение НДС при выполнении  соглашений о разделе продукции оценивается в размере 6,7 млрд. руб.

    В связи с изменением налогового законодательства и введением поквартальной уплаты налога. В 2009 г. вероятны дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб.

    Кроме того, при прогнозировании НДС учитывается корректирующий коэффициент, который отражает средний уровень собираемости, сложившийся за предыдущие годы.

    Вместе с тем, в 2009 г. возможны дополнительные поступления до 329,0 млрд. руб. в связи с уплатой налога по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами.[9]

    При расчете НДС, уплачиваемого при вывозе товаров на таможенную территорию РФ, в качестве базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспективу объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

    Кроме того, в 2009 г. возможны потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства – применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.[10]

    Вместе с тем, ожидаются дополнительные поступления в результате повышения эффективности работы налоговых органов (в части контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства) и улучшения администрирования налога.

    Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются: в 2009 г. – 868,5 млрд. руб., в 2010 г. – 851,9 млрд. руб., в 2011 г. – 849,9 млрд. руб.[11]

    Сложность прогнозирования НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.

    Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.[12]

    С другой стороны, при утверждении характеристик федерального бюджета в форме закона, к качеству организации бюджетного процесса предъявляются более высокие требования, в том числе, к стабильности государственной политики и ее ориентации на решение стратегических задач социально-экономического развития, достоверности макроэкономического прогнозирования. В первую очередь, необходима высокая степень уверенности в стабильности экономических условий, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Значительная степень зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете.



    Заключение


    Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие основные выводы.

    Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

    К доходам богатства России относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

    Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

    Значительное место в системе доходов богатства России федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.

    В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

    Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

    Весьма серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:

    1) федеральные налоги и сборы;

    2) налоги и сборы субъектов Федерации;

    3) местные налоги и сборы.

    В России основную часть доходов бюджета составляют именно доходы богатства России, доля которых составляет более 93%.

    Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет доходов богатства России за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию доходов богатства России, снижение налогового бремени.

    Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается совершенствование доходов богатства России.

    Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

    Прогнозируемое в 2009 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

    Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.


    Список использованной литературы


    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.)

    2. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2001 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.).

    3. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.

    4. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2008.- №5.- С. 7.

    5. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2008.- № 9.- С. 8-10.

    6. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2008.- 560 с.

    7. Зевакин М. Ю.Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2008.- № 22.- С. 30-33.

    8. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2008.- № 2.- С. 28-33.

    9. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2006. – 240 с.

    10.   Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2007.- № 4.- С. 3-7.

    11.   Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2008.- 360 с.

    12.   Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента. // Комерсантъ.- 2008.- №34/П.- С. 3.

    13.   Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2008.- 512 с.

    14.   Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2008.- 383 с.

    15.   Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2005. – 344 с.

    16.   Финансы: Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2007.- 464 с.

    17.   Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2007. – 528 с.



    Приложение 1


    Структура доходов федерального бюджета за 2005-2008 гг.

    (в %  к общей сумме доходов)


    2005


    2006


    2007


    2008

    Налог на прибыль


    7.0


    7.1


    6.5


    6,0


    НДС


    31.2


    35.0


    26.9


    29,0


    НДПИ


    12.4


    14.4


    18.3


    18,0


    Акцизы 


    6.0


    2.6


    1.8


    2,2


    Таможенные пошлины


    23.2


    25.3


    35.7


    33,8


    Недоходы   


    5.0


    2.9


    2.9


    3.1

    ЕСН


    14.1


    5.2


    4.7


    4,4


    Прочие доходы


    0.8


    7.2


    2.9


    6,6


    ИТОГО

    100


    100


    100


    100




    Приложение 2




    Приложение 3


    Прогноз доходов федерального бюджета (в числителе – млрд. руб., в знаменателе - % доходов)


    Показатели

    2008

    2009

    2010

    2011

    Всего доходов

    6159,1/100,0

    6965,3/100,0

    6905,6/100

    7464,0/100,0

    Налог на прибыль организаций

    444,4/7,2

    571,0/8,2

    539,0/7,8

    560,2/7,5

    ЕСН

    310,4/5,0

    368,8/5,3

    422,1/6,1

    475,5/6,4

    НДС

    1534,5/24,9

    2071,8/29,7

    2168,5/34,0

    2797/40,5

    Акцизы

    107,5/1,7

    126,7/1,8

    140,1/2,0

    155,8/2,1

    Налог на добычу полезных ископаемых

    1127,7/18,3

    1037,7/14,9

    905,4/13,1

    806,1/10,8

    Внешние таможенные пошлины

    1935,9/31,4

    1998,8/28,7

    1681,8/24,4

    1494,1/20,0

    Ввозные таможенные пошлины

    325,6/5,3

    395,3/5,7

    475,7/6,9

    559,1/7,5

    Прочие

    доходы

    373,1/6,1

    395,1/5,7

    394,6/5,7

    393,7/5,3





    [1] Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2001 г. № 117-ФЗ.- ст. 8.

    [2] Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.. 2006. – С. 120.

    [3] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2007 г.).- ст. 50.

    1 Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2008.- С. 78.

    2 Финансы: Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти. М., 2007.- С. 103.


    1 Зевакин М. Ю.Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2008.- № 22.- С. 31.

    [5] www.nalog.ru

    [6] Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.,2008.- 383 с.

    [7] Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2008.- № 2.- С. 28.

    [8] Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2008.- № 9.- С. 8.

    [9] Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2008.- №5.- С. 7.

    [10] Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента. // Комерсантъ.- 2008.- №34/П.- С. 3.

    [11] Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2008.- № 9.- С. 10.

    [12]  Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2008.- № 4.- С. 3.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Анализ динамики доходов богатства России переходного периода ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.