Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Безработица и занятость в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Безработица и занятость в России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:16
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Общая характеристика безработицы……………………………….4

    1.1. Понятие безработицы…………………………………………………….4

    1.2. Виды (формы) безработицы……………………………………………...5

    Глава 2. Занятость населения…………………………………………………...9

    2.1. Характерные черты безработицы в России………………………………..9

    2.2. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России…...12

    Глава 3. Пути решения проблемы безработицы……………………………....18

    Заключение……………………………………………………………………25

    Список литературы…………………………………………………………...29



              















    ВВЕДЕНИЕ



    Актуальность темы работы обосновывается тем, что безработица - сложное, многоплановое общественное явление, имеющее различные стороны и многосторонние связи с другими процессами жизни человеческого общества. Прежде всего, безработица связана с важнейшими экономическими процессами, в частности, с функционированием рынка труда. Безработица возникает как результат нарушения равновесия на рынки труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на него. Уровень, динамика и продолжительность безработицы находятся в прямой зависимости от таких экономических факторов как динамика объемов общественного продукта и национального дохода, производительности общественного труда, уровня заработной платы и т.д.

    Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

    Важнейшим экономическим последствием безработицы является неполное использование производственного аппарата и человеческих ресурсов, недопроизводство общественного продукта и национального дохода. Все эти процессы и взаимосвязи изучаются обидой экономической теорией, макро- и микроэкономикой, экономикой труда и другими экономическими науками. Однако экономические аспекты безработицы не исчерпывают сущности, содержания и форм проявления феномена безработицы. Она имеет и другие стороны социальные, политические, демографические, психологические, нравственные. Указанные аспекты безработицы изучаются соответственно другими науками, в том числе общей и экономической   социологией. Этот   аспект   безработицы представляется особенно важным, ибо непосредственно связан с жизнедеятельностью человека.

    ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ

     

    1.1. Понятие безработицы


    Неотъемлемой чертой российской рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы[1].

    Итак, безработица - это явление, органически связанное с рынком тру­да. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не име­ют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

    Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработи­цы считаются структурная, фрикционная и циклическая. Рассмотрим их, с течением времени в структуре потребительского спроса проис­ходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структу­ру общего спроса на работников. В стране создаются новые, более со­временные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных тех­нологий, соответственно осуществляется структурная перестройка про­изводства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, по­вышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотруд­ников может быть высвобождена.

    Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые из них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложе­ний труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у не­которых работников нет таких навыков, которые нужны работодате­лям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуется структурной. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно при­вести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вы­ числительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машини­сток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий[2].


    1.2. Виды (формы) безработицы


    Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческом периоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и для России.

    К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

     Критериями разграничения типов безработицы, как правило,  служат причина ее возникновения и ее продолжительность (устойчивость)[3].

    Таким образом, безработица - положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

    Неполная занятость трудоспособного населения противоречит главной задаче экономики - обеспечению роста уровня благосостояния человечества.

    Поэтому сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделять ее специфические виды, и, прежде всего:

    - структурную безработицу: невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации;

    - фрикционную безработицу: безработицу из-за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности. Даже если такие места есть на рынке труда, их поиск и переход в новую организацию требуют времени;

    - циклическую безработицу: невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных или когда люди по разным причинам лишены возможности приобрести новую (требуемую рынком) специальность либо перебраться на жительство в районы, где шансы на трудоустройство выше;

    - скрытую безработицу: невозможность трудоустройства по основной специальности заставляет человека соглашаться на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, что позволяет ему ждать, пока на рынке труда появится место и для него.

    А также упоминаются и другие типы безработицы.

    Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения  предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы[4].

    Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости.

    Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

    Завершая характеристику форм безработицы, хотелось бы подчеркнуть, что для России, находящейся в состоянии перехода от прошлой жизни в условиях «реального социализма» к некоему (пока еще непонятно к какому именно) новому качеству, становится реальностью действие так называемого «всеобщего закона капиталистического накопления», в свое время сформулированного К.Марксом применительно к буржуазному обществу классического периода - периода середины XIX века. Тогда, по словам Маркса, нарастание безработицы, абсолютного и относительного обнищания масс на одном полюсе; нарастание богатства, концентрация и централизация капитала - на другом, было законом воспроизводства буржуазного общества.

    В условиях системного кризиса происходит огромная поляризация общественного богатства, концентрация капитала в руках бывшей номенклатуры и «новых богатых» - на одном полюсе; не только относительное, но и абсолютное обнищание, нарастание безработицы - на другом полюсе. Разрыв доходов между 10% наиболее богатых и наиболее бедных семей в России уже вдвое превышает аналогичный показатель в развитых странах Западной Европы. Более того, он превышает даже разрыв, характерный для новых индустриальных государств. Безусловно, такое положение не может продолжаться бесконечно долго, и важнейшей задачей сейчас является поиск путей преодоления такого рода противоречий и, в частности, преодоления безработицы в переходной экономике России. Возможно начинать такой поиск следует начинать с выявления причин возникновения российской безработицы[5].

     





















    ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

    2.1. Характерные черты безработицы в России

     Общие положения теории занятости, рынка труда и безработицы вполне применимы и к анализу современной безработицы в России. Однако модель безработицы, характерная для стран с развитой рыночной экономикой, не может быть механически перенесена на Россию, осуществляющую переход от командно-административной системы к рыночной экономике и демократическому общественному устройству.

     До недавнего времени безработица в России не являлась объектом научного познания на протяжении длительного периода в истории СССР, начиная с 30-х годов, безработица считалась как бы не существующей. Она признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической экономике, поэтому безработица изучалась в курсе политической экономики и капитализма. Согласно марксистской доктрине, безработица возникла как результат действия всеобщего закона капиталистического накопления и приводила к всеобщему обнищанию трудящихся – относительному и абсолютному. В действительности определенные формы безработицы наблюдались и в советском обществе в условиях господства общественной собственности и централизованного управления экономикой. Например, текучесть рабочей силы, соответственно текучая (фрикционная) безработица имелась и в 30-е годы, и в последующие десятилетия фактическая безработица маскировалась искусственным сокращением излишков рабочей силы на предприятиях, разбухшим военно-полицейским аппаратом и т.д. С переходом к рыночной экономике в конце 80-х начале 90-х годов происходит рост безработицы и превращение ее скрытых форм в открытые. Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности. Самой «безработной» категорией в наше время оказалась молодежь. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является глубокой проблемой. Молодые специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Большие проблемы у тех, чей возраст приближается к пенсионному, так как в нашем обществе живуче мнение, что они не столь активны и не способны на то, что легко дается более молодым работникам[6].

    С момента возникновения в России безработицы, характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 1,5 раза меньше, чем среди общей численности безработных. Проблема женской безработицы, прежде всего, связана с предоставлением женщинам неравных возможностей при приеме на работу и увольнении. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам[7].

    Вместе с ростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест. Меняется отношение к безработице и безработным: если в свое время безработные отождествлялись с тунеядцами и люмпенами, то затем они стали считаться «жертвами» стихии рынка, а в последнее время просто людьми, временно попавшими в трудное положение, нуждающимися в социальной защите общества.

    Процесс формирования полноценного рынка труда в России тесно связан с этапами перехода от централизованной плановой экономики к рыночной, с проводимыми в стране радикальными экономическими и социальными реформами. Этот процесс не может быть длительным: современный рынок труда унаследовал от предыдущих периодов элементы жесткости. В частности, динамика заработной платы, играющая в развитом рынке труда роль одного из главных регуляторов спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою функцию выполняет не в полной мере. Во-первых, заработная плата резко отстала от стоимости воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, движение ставок заработной платы искажается инфляционными процессами. В-третьих, не сложилась пока система договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились некоторые централизованные способы административного регулирования заработной платы (единая тарифная сетка для бюджетных организаций)[8]. Негибкость рынка труда определяется также отсутствием свободного рынка жилья, институтом прописки (регистрации) и другими ограничителями, оставшимися в наследство от старого режима.

    Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких масштабах скрытой (неформальной) занятости. Всех занятых в экономике можно условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальном секторах. К последнему относятся незарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые в которой не платят налогов. В России неформальный сектор чрезвычайно разнообразен, внутри него выделяется несколько разновидностей занятости: по профессионально-квалификационному уровню и уровню доходов выделяется квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы), не требующая квалификации работа (мелкая торговля, «челночный бизнес»). Это так называемые «ларечники», «челночники» и другие граждане, не платящие налоги от своих теневых доходов. Следует обратить внимание на феномен фиктивной безработицы, когда граждане, официально получившие статус безработного, имеют не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой деятельности и не трудовой деятельности, преимущественно торгово-посреднической. Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России:

     - наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости;

     - наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы;

     - наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда);

     - неразвитость инфраструктуры рынка труда;

     - наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм[9].


    2.2. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России


    Численность экономически активного населения к концу 2008 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2008 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.

      Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2008 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.

    Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций за январь-август 2008 года составила 7000,8 тыс. человек, что на 4,9 % меньше, чем в январе-августе 2007 года. На долю крупных и средних организаций приходится 90,7 % работающих. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 300,1 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости).

    Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) составило 670,3 тыс. человек и было меньше, чем в январе-августе 2007 года на 3,1%.


    Количество замещенных рабочих мест в организациях (тыс. человек)[10]



     

    Январь- август

    2008г.

    В % к январю- августу

    2007г.

    Август

    2008г.

    В % к

    Примечание

    август

    2007г.

    июлю

    2008г.

    январь-август 2007г.

    в % к январю-августу

    2006г.

    август 2007г.

    в % к

    августу

    2006г.

    июлю

    2007г.

    Всего замещенных рабочих мест (работников)

    670,3

    96,9

    650,7

    95,4

    99,0

    99,0

    99,0

    99,2

    в том числе:

















    работников списочного состава (без внешних совместителей)

    640,2

    96,9

    620,8

    95,4

    99,4

    99,1

    99,2

    99,3

    внешних совместителей

    20,1

    91,8

    10,8

    86,4

    93,3

    100,0

    99,9

    97,6

    работников, выполнявших работы  по договорам гражданско-правового характера

    10,0

    104,8

    10,1

    113,1

    91,5

    88,9

    83,9

    96,4

    К концу сентября 2008 года численность официально зарегистрированных в органах занятости безработных составила 500,1 тыс. человек и по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизилась на 0,3 %.

    В течение марта-апреля 2009 года в органы за содействием в трудоустройстве обратилось 1100,1 тыс. человек, признано безработными - 7000,3 тыс. человек. Снято с учета 90,0 тыс. безработных, из них 300,0 тыс. (33,3 %) нашли работу.


    Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан,

    состоящих на учете в органах занятости[11]


     

    Численность

    не занятых
    трудовой

    деятельностью
    граждан,
    (тыс. человек)

    Из них безработных

    тыс. человек

    в %  к

    соответствующему периоду предыдущего года

    предыдущему периоду

    2007 год

    Январь

    5813

    5470

    107,0

    98,0

    Февраль

    5774

    5678

    95,7

    103,8

    Март

    5510

    5401

    83,5

    95,1

    Апрель

    4448

    4322

    70,0

    80,0

    Май

    4241

    4139

    64,4

    95,8

    Июнь

    4170

    4047

    63,3

    97,8

    Июль

    4482

    4338

    65,7

    107,2

    Август

    4282

    4186

    67,6

    96,5

    Сентябрь

    5238

    5067

    94,2

    121,0

    Октябрь

    5751

    5526

    105,5

    109,1

    Ноябрь

    5927

    5758

    108,3

    104,2

    Декабрь

    5802

    5724

    102,6

    99,4

    2008 год

    Январь

    5931

    5697

    104,1

    99,5

    Февраль

    5891

    5613

    98,9

    98,5

    Март

    5113

    4987

    92,3

    88,8

    Апрель

    4148

    3968

    91,8

    79,6

    Май

    4274

    4098

    99,0

    103,3

    Июнь

    4254

    4021

    99,4

    98,1

    Июль

    4777

    4613

    106,3

    114,7

    Август

    4991

    4870

    116,3

    105,6

    Сентябрь

    5185

    5051

    99,7

    103,7


    Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций (без учета совместителей) за январь 2009 года составила 67,9 тыс. человек и снизилась по сравнению с январем 2008 года на 7,1 %. На долю крупных и средних организаций приходится 90,5 % работающих. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы  в этих организациях  привлекалось  еще 2,9 тыс. человек (в эквиваленте полной  занятости).


    Структура замещенных рабочих мест в организациях
    (по крупным и средним организациям)[12]



    Январь

    2009г.

    В % к

    Примечание

    январю

    2008г.

    декабрю

    2008г.

    январь 2008г.

    в % к

    январю

    2007г.

    декабрю

    2007г.


    Всего замещенных рабочих мест (работников)

    64,4

    96,2

    98,1

    97,7

    97,9

    в том числе:

     

     

     

     

     

    работников списочного состава (без внешних совместителей)

    61,5

    96,1

    99,0

    97,6

    98,4

    внешних совместителей

    2,0

    89,0

    97,2

    98,7

    96,9

    работников, выполнявших работы  по договорам  гражданско-правового характера

    0,9

    119,4

    61,5

    113,0

    69,7

              

              К концу февраля 2009 г. в органах занятости состояло на учете 6632 тыс.  не занятых трудовой деятельностью граждан.










    Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах занятости[13]


     

    Численность

    не занятых
     трудовой

    деятельностью
    граждан,
     человек

    Из них безработных (тыс. чел.)

    человек

    в %  к

    соответствующему периоду предыдущего года

    предыдущему

     периоду

    2008 год

     Январь

    5931

    5697

    104,1

    99,5

     Февраль

    5891

    5613

    98,9

    98,5

      Март

    5113

    4987

    92,3

    88,8

      Апрель

    4148

    3968

    91,8

    79,6

      Май

    4274

    4098

    99,0

    103,3

      Июнь

    4254

    4021

    99,4

    98,1

      Июль

    4777

    4613

    106,3

    114,7

      Август

    4991

    4870

    116,3

    105,6

    Сентябрь

    5185

    5051

    99,7

    103,7

    Октябрь

    5456

    5313

    96,1

    105,2

     Ноябрь

    5443

    5309

    92,2

    99,9

    Декабрь

    5375

    5255

    91,8

    99,0

    2009 год

    Январь

    6098

    5726

    100,5

    109,0

    Февраль

    6632

    6400

    114,0

    111,8


                            

      ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ


    В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества»[14], особое значение приобретают вопросы:

    · сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;

    · безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;

    · создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

    Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

    В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.  

    При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке. 

    Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

    Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:

    - в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;

    - рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);

    - досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.

    - создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.

    Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных.

    Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

    - создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

    В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

    - обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

    - поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

    Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

    - регулирование международных потоков рабочей силы.

    В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.

    Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:

    - осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

    - создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;

    - содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.

    Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эф­фект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

    Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

    Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.

    Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными  формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития»[15].

    Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.  

    Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.

    На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.

    Правительственная программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

    В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью[16]. Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы[17].

    Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:

     - обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

     - регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

     - формирование эффективной структуры занятости населения;

     - повышение качества создаваемых рабочих мест;

     - развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

     - создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

     - предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы.

     Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку[18].












                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы. Страдает экономическая система, которая при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон наносит безработица и человеку, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно снижение жизненного уровня. Люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем. Поэтому политики во время своей предвыборной кампании уделяют так много места обещаниям создания рабочих мест.

    По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, потому что это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.

    Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

     Безработица – явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением. В настоящее время уровень безработицы в нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

     Если до недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

     - программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

     - программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

     - программы содействия найму рабочей силы;

     - программы по социальному страхованию безработицы.

    Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

    Исходя из вышеизложенного, вполне очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в российской современной рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

    Итак, безработица - одна из наиболее болезненных проблем даже для самых развитых стран. Тому есть много причин. Прежде всего рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь самый минимум средств существования. Во-вторых, безработица обостряет социальные проблемы общества и ведет к росту преступности. Потеря работы обостряет политическую ситуацию в стране из-за озлобления людей.

    Хотелось бы отметить, что одна из форм борьбы с безработицей — это переобучение безработных. Наиболее распространенная форма помощи безработным -— пособие по безработице.

    Обзор наиболее значимых элементов теории безработицы, развиваемой в трудах ученых стран Запада, дает основания сделать ряд общих выводов.

    Прежде всего,  отметим, что теория безработицы разрабатывалась в тесной связи  с теорией   рынка труда и занятости. Она установила ряд общих закономерностей, которые позволяют объяснить причины возникновения безработицы, ее формы и последствия и т.д., независимо от специфических условий   функционирования   рынка труда в той или иной стране. Эти закономерности    необходимо учитывать при разработке политики занятости.

    Безработица - это добровольная или вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на труд. Состояние (ситуация) безработицы характе­ризуется четырьмя основными признаками: потребность (в работе), деятельность (поиск работы), отношение (желание работать) и статус (нахождение вне работы).

    Основные типы безработицы – фрикционная, структурная, циклическая. Совокупность фрикционной    и структурной безработицы определяет ее естественный уровень, адекватный условиям полной занятости. Фактический уровень безработицы зависит от целого ряда факторов, в том числе динамики макроэкономических показателей, изменения уровня заработной платы, темпов инфляции и других. Превышение естественного уровня безработицы вызывает   негативные экономические, социальные и психологические последствия. В связи с этим представители большинства научных направлений   и  школ  предлагают применять различные меры регулирования рынка труда и смягчения социальных последствий безработицы, в том числе меры государственного регулирования.

























    Список литературы


    1. Абакумова Н.Н. Безработица и самозанятость. – Новосибирск, 2007.

    2. Безработица и самозанятость. / Под ред. М.В. Удальцовой. – Новосибирск, 2007.

    3. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда. / Под ред. Р. Елизова. – М., 2005

    4. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице//Человек и труд, 2001. – № 9.

    5. Булатов А.С. Учебник по курсу «Экономическая теория». - М. 2005.

    6. Геращенко В.В. Проблемы инфляции в Российской экономике и роль банковской системы. //Деньги и кредит. – М., 2004. - № 2.

    7. Гильдингерш М.Г. Социология безработицы. – СПб., 2005.

    8. Глазьев С. Как добиться экономического роста? (Макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения) // РЭЖ. 2005. - № 7.

    9. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – М., 2000.

    10.   Долан Э. Макроэкономика. – М., 2006.

    11.   Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита». – М., 2005.

    12.   Курс экономической теории  под ред. Чепурина М.Н.,  Киселевой А.В. - Киров, 1994.

    13.   Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю  Экономикс. – М., 2005.

    14.   Лебедев О.Г. Основы экономики. – СПб., 2001.

    15.   Лившиц  А. Введение в рыночную экономику - М., 2002.

    16.   Лившиц А. Инфляция// Российский экономический журнал – 2003 -  № 6.

    17.   Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М., 2007.

    18.   Панкратова И. Стагфляция стала фактом//Российский экономический журнал - 2003. - № 3.

    19.   Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. – М., 2005.

    20.   Российская бизнес-газета, 2008. – № 10.

    21.   Российская газета, 2008. -  № 60

    22.   Российский экономический журнал № 12 - 2005.

    23.   Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. – М., 2006.

    24.   Самуэльсон П. Экономика. -  М. 2003.

    25.   Фальцман В. Инфляция //Экономические науки № 2, 2003.

    26.   Шагинян Г.А. Общая экономическая теория. - Ростов-на-Дону. 2005.

    27.   Шенаев В.Н. Чтобы остановить процесс инфляции, нужно  остановить падение производства. //Деньги и кредит. – 2004. - № 12.

    28.   Эклунд  К. Эффективная экономика - М.,2002.

    29.   Экономическая теория. / Под ред. А.Н. Добрынина. – СПб., 2006.

    30.   Эренберг Р. Современная экономика труда. – М., 2005.






    [1] Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда. / Под ред. Р. Елизова. – М., 2005. С. 8-9


    [2] Безработица и самозанятость. / Под ред. М.В. Удальцовой. – Новосибирск, 2007. С. 7

    [3] Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М., 2006. С. 12-14

    [4] Эренберг Р. Современная экономика труда. – М., 2005. С. 9-10

     

    [5] Экономическая теория. / Под ред. А.Н. Добрынина. – СПб., 2006. С. 23-27

    [6] Носова С.С. Основы экономики – М.: КноРус, 2007.

    [7] Российская бизнес-газета, 2008. – № 10.


    [8] Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице//Человек и труд, 2001. – № 9.


    [9] Российская бизнес-газета, 2008. – № 10.


    [10] Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    [11] Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    [12] Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

     

    [13] Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    [14] Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. с. 469

    [15] Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002. с. 73

    [16] «Российская газета, 2008. -  № 60, с. 5.

    [17] Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица – М., 2003.

     

    [18] «Российская газета, 2008. -  № 60.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Безработица и занятость в России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.