Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Государство и лоббизм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Государство и лоббизм
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:20
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Глава 1. Теоретические основы лоббистской деятельности. 5

    1. Сущность понятия «лоббизм». 5

    1.2. Технология лоббистской деятельности. 10

    1.3. Типология лоббизма. 14

    Глава 2. Государство  как пространство осуществления лоббистской деятельности  18

    2.1. Государство  как объект и субъект лоббизма. 18

    2.2. Методы прямого воздействия на органы государственной власти. 24

    2.3. Государственное регулирование лоббистской деятельности. 26

    Библиография. 31



















    Введение


    На современном этапе одной из основных форм политического участия становится лоббистская деятельность. Эта деятельность  представляет собой действия активных политических субъектов, влияющих на процесс принятия решений государственными структурами.[1] Последние признаются подобными политическими акторами легитимными и полномочными в персонифицированном аспекте, при этом не они самоидентифицируются в качестве составной части системы органов государственной власти. При этом основными субъектами этой деятельности выступают лоббистские структуры, или группы давления.

    Как известно, в советской политической науке лоббизм было словом исключительно ругательным, изобличающим заговор капиталистов и власти против трудового народа. Понадобилось определенное время, чтобы в российском менталитете лоббизм перестал отождествляться с коррупцией, а люди, находящиеся на государственной службе, могли спокойно работать с группами интересов. Большую заслугу в этом сыграла новая российская политическая наука, наполнившая термин новым конструктивным содержанием. Однако в настоящий момент большинство исследований носят сугубо теоретический характер, не отвечая возрастающим потребностям практики. Что касается работ, которые бы останавливались на вопросах поведения чиновников в лоббистских процессах, так они и вовсе отсутствуют.

    Сегодня лоббизм – один из значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Причиной лоббизма является наличие в структуре общества социально оформленных интересов. Оформление интереса предполагает наличие в структуре гражданского общества групп, имеющих один или несколько интересов и выдвигающих требования к другим группам для реализации этих интересов. Соответственно группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства, выступают как группы давления и приобретают политический характер. В большинстве случаев конкуренция групп давления проявляется как конкуренция элит.

    Все вышесказанное  позволяет утверждать, что тема данной работы – «Государство и лоббизм» является актуальной.

    Объектом исследования явилась лоббистская деятельность. Предмет исследования – взаимодействие государства и лоббизма.

    В работе были определены следующие задачи:

    1. Раскрыть сущность понятия «лоббизм»

    2. Рассмотреть технологии лоббистской деятельности

    3. Изучить типологию лоббизма

    4. Рассмотреть государство как объект и субъект лоббистской деятельности

    5. Представить основы государственного регулирования лоббизма

    Для решения поставленных задач был использован метод анализа теоретического материала.

    Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.












    Глава 1. Теоретические основы лоббистской деятельности

    1. Сущность понятия «лоббизм»

    Прежде, чем говорить о проблемах взаимоотношения государство и лоббизма, следует понять сущность вышеназванных понятий.

    Мало кто знает, что термин «лобби» и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobia» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. С чем связан переход церковного слова в светско-парламентский обиход? Ответ на этот вопрос можно найти, углубившись в историю парламентаризма.

    Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».Категория «лоббизм» претерпела эволюционные изменения и в итоге оказалась скорее публицистическим понятием, чем научным. Эволюция термина происходила как в зарубежной, так и в отечественной политологии, но в совершенно различных направлениях.

    Пик популярности термина «лобби» в англоязычной литературе прихо­дится на 50-60-е годы XX в. Однако он имел уже несколько иное значе­ние, чем столетие назад, когда лоббизм впервые приобрел политическое звучание и обозначал покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. В середине XX в. лоббизм в понимании западных ученых охваты­вал намного большее пространство, чем только давление на парламент. [2] Под лоббизмом часто понимался весь процесс взаимодействия государ­ства и гражданского общества.

     Одно из наиболее удачных определений в те годы сумел дать английский политолог С. Файнер, который обозна­чил лоббизм как «любую деятельность организаций, влияющую на ор­ганы государственной власти в целях содействия собственным интере­сам, причем эти организации, в противоположность партиям, не готовы сами принять непосредственную власть в стране».[3]

    Можно спорить о точности данного определения, так как, действительно, вряд ли лоббизмом является «любая» деятельность.  Однако в целом подход Файнера задал верное направ­ление в понимании лоббизма.

    В этом русле складывались и более поздние определения, с тем лишь уточнением, что организации, влияющие на органы власти, также получили свое обозначение. Согласно немецкому словарю  они называются лобби (lobby – англ.}, а соответственно процесс влияния был назван лоббизмом (lobbying – англ). Последующее распростране­ние в западной политической науке теорий плюрализма, а затем и нео­корпоративизма исключило неоправданно частое использование терми­на «лоббизм» политологами. К сегодняшнему дню лоббизм уже не так часто выступает в зарубежной политологии как специальная тема ис­следования, а является частью более широкого научного интереса, по­священного группам интересов и проблемам представительства инте­ресов.

    Российская политология первоначально восприняла лоббизм преимущественно как идеологическое понятие, когда он характеризовался как система контор и агентств крупных монополий при законодатель­ных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих ком­паний. И лишь в начале 90-х годов, когда это явление начало активно проявляться в РФ и данной теме стало уделяться достойное внимание, появились первые, более точные, определения лоббизма.

    Хотя в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти» лоббизмом считается «деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов го­сударственной власти с целью оказания влияния на выполнение послед­ними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации», все же политологи предпочитают использо­вать более широкий подход. Большое значение для них имеет не только факт деятельности, отраженный в этом скорее юридическом, чем поли­тологическом определении, но и ее специфика, взаимосвязь с политиче­скими институтами. Различные авторы так характеризуют лоббизм:

    - это специфическая система функционального представительства групповых интересов в органах государственной власти, дополняющая и в разнообразных направлениях перекрывающая систему географиче­ского представительства интересов, осуществляемого депутатами пар­ламента;

    - это процесс приведения формальной власти в соответствие с вла­стью фактической;

    - это система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.[4]

    Мы все же считаем, что исследовать лоббизм необходимо во взаимосвязи с существующими системами представительства интересов: партийно-парламентской (электоральной) и функциональной.

    В рамках юридического подхода «лоббизмом»  называется многоплановое взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений… с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих (или доверителей) интересов.[5] К примеру, корпоративные лоббисты занимаются инициированием принятия либо отклонения тех или иных решений, влияющих на извлечение прибыли, расширение производства, оптимизацию фискальной политики и иных целей коммерческого характера.

    Кратко рассмотрим еще несколько подходов к пониманию лоббизма.

    Психологический подход: лоббизм – это маннипулятивно-психологическое взаимодействие с чиновниками.

    Системно-функциональный (институциональный) подход: лоббизм - институт (или функция) политической системы, обеспечивающая взаимодействие субъектов политической интеракции. Лоббизм – средство поддержания равновесия в обществе (Милбрэт, Бэнтли, Мэдисон, Трумэн). В рамках данного подхода, лоббизм можно рассматривать как деятельность, которая дополняет процесс выборов.

    Инструментальный подход: лоббизм как набор методов и технологий влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.

    Процедурный подход: лоббизм – как органический элемент системы бюрократических правил и процедур принятия решений во властной системе.

    Плюралистический подход: лоббизм – это деятельность, где все лоббисты являются полноправ­ными участниками системы выработки и принятия ответственных государственных решений.

    Корпоративистский подход: лоббизм – это деятельность, в ходе которой лишь немногие (а именно, наиболее влиятельные) группы имеют реальные рычаги влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.

    Коммуникационный (информационный, субсидиарный) подход: (теория Р. Холла) в целях экономии ресурсов (в т.ч. временных) чиновник доверяет лоббисту статус поставщика (информации, контактов, интеллектуальных ресурсов и пр.). Таким образом, лоббисты делают возможным для чиновника осуществлять свои функции более эффективно. Сами лоббисты получают за это прямой выход на лицо, принимающее решение.[6]

    В российской научной и профессиональной среде можно выделить два основных подхода к толкованию термина «лоббизм». В широком (обывательском) смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм – это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме и т. д.

    Сторонники другого подхода, к коим причисляют себя и авторы статьи, считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина «лоббизм». По их мнению, расширение состава участников лоббистской деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти. Известный ученый Алексей Автономов предлагает не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями». Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных лиц и пр.

    Кроме самого термина «лоббизм» и его производных (лобби, лоббист, лоббирование) в западной научной литературе широко используется понятие Government Relations (GR). В последнее время данный термин активно используется и в нашей стране. Об этом свидетельствуют объявления «охотников за головами» (headhunters), открытие кафедры GR-менеджмента в Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ), образование Комитета по отношениям с органами власти в Ассоциации менеджеров России (АМР) и Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и множество других примеров.

    Однако, несмотря на активное вхождение термина Government Relations (GR) в корпоративную жизнь, российские ученые, специализирующиеся на вопросах лоббизма, игнорировали его в своих исследованиях.

    1.2. Технология лоббистской деятельности

    Если подходить формально, то лоббистскими технологиями мы можем назвать все те виды деятельности, которые содержат определённые методы (или совокупность методов) воздействия на процесс принятия решений в органах государственной власти.[7] Как и всякие технологии, лоббистские технологии включают в себя приемы, режимы работы, операции и процедуры. Лоббистские технологии тесно связаны с применяемыми средствами, оборудованием и инструментами.

    Всем хорошо известны классические технологии лоббизма. Такие как:

    - участие (взносы) в избирательных кампаниях,

    - выступления в профильных комитетах законодательного органа и разного рода слушаниях,

    - составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента,

    - организация пропагандистских кампаний по поводу готовящихся или принятых решений,

    - публикация данных голосований депутатов по законопроектам,

    - проведение научно-практических конференций с участием представителей власти,

    - презентация результатов исследований (в т.ч. социологических опросов) в СМИ и органах власти, взаимодействие с прессой (пресс-конференции, пресс-релизы, в т.ч. «слив» информации в СМИ),

    - организация торжественных встреч и приемов для представителей власти,

    - опосредованный и прямой подкуп должностных лиц, интернет-технологии (электронные слухи, «слив» компромата),

    - рекламные технологии применительно к продвигаемым решениям и пр.[8]

    Все перечисленные технологии можно отнести к «стандартному набору» в портфеле лоббиста.

    В научной и профессиональной среде, говоря о лоббизме, в преобладающем большинстве случаев имеют в виду продвижение интересов в органах законодательной, исполнительной власти, а также в администрации президента. Таким образом, из центра внимания выпадает целый ряд объектов воздействия, по своему значению вполне сопоставимых с выделенными выше. Под объектами воздействия мы имеем в виду органы государственной и муниципальной власти, способные принимать политические решения, в которых заинтересован лоббист. К таким объектам, помимо уже обозначенных, мы относим институты судебной ветви власти, а также целый ряд государственных институтов, не входящих ни в одну ветвь власти, однако имеющих принципиальное значение для лоббиста. К ним относятся: Генеральная прокуратура, Счетная палата, Центральный банк, Центральная избирательная комиссия.

    Характер взаимодействия лоббиста с выделенными объектами ничем не отличается, например, от работы с Государственной Думой или профильным министерством. Лоббизм такого рода практически не изучен и часто замалчивается, несмотря на многочисленные его проявления.

    Лоббист, имея доступ к чиновнику и получив определенный бюджет для реализации заказа, заинтересован в минимизации расходов и максимизации собственной прибыли. Конечно, бывают случаи, когда реализовать заказ удается «за бутылку коньяка» или другие незначительные подношения. Однако такие примеры были свойственны для 90-х или с чиновниками из самой низкой иерархии. Значительный пост в системе государственной власти, отвечающий, к примеру, за распределение бюджетных денег или регуляторику отрасли, получают в результате сложного многопланового политического торга, ключевыми аргументами которого являются финансовый и властный ресурс. Лоббист, понимая, что ключевой его ресурс – это доверие чиновника, возможность в неформальной обстановке обсудить «проблемы» и, следовательно, «решить вопрос», будет в достаточной мере щедр (если стоимость услуги не обговорена заранее), чтобы сохранить свое положение и в будущем. В зависимости от цены вопроса самыми распространенными способами передачи вознаграждения являются: наличные, через банковскую ячейку, через аффилированный с чиновником фонд или оффшор. Стоит признать, что наиболее эффективные лоббистские технологии коррупционны и выходят за рамки Уголовного Кодекса РФ.

    Можно выделить две группы наиболее популярных и эффективных методов, используемых заинтересованными группами по всему миру. Особенностью первой группы методов, которые можно назвать опосре­дованными, является вовлечение лоббистом в процесс воздействия по­тенциала общества. Это происходит путем:

    - формирования положительного общественного мнения к лобби­руемой позиции или негативного к контринтересу с помощью СМИ (публикация материалов в качестве оплаченной рекламы, пропагандист­ские кампании);

    - мобилизации членов представляемой ими группы (обычно с по­мощью руководства корпоративных организаций) на определенные дей­ствия: написать письма, позвонить, отправить электронные сообщения депутату законодательного органа или государственным служащим, создав тем самым у них (депутата) впечатление массовой поддержки ожидаемого решения;

    - выразить недовольство действиями должностных лиц и заявить о нежелании поддерживать их или их партию на очередных выборах;

    - организовать митинги и демонстрации;

    - провести политические забастовки и акции протеста.[9]

    К опосредованным методам причисляют также привлечение друзей лоббируемого или авторитетных людей к воздействию на него.

    В отличие от опосредованных методов, вторая группа методов осуществляется при помощи прямого давления лоббиста на должност­ное лицо и называется, соответственно, методами прямого давления. К прямым методам лоббирования относятся:

    -  участие лоббиста в открытых партийных мероприятиях, в дея­тельности парламента, правительства, которое чаще всего осуществля­ется в форме выступления на слушаниях в парламенте;

    - участие в разработке законопроектов и других нормативных ак­тов;

    - оказание экспертных услуг;

    - манипулирование эксклюзивной информацией (ее предоставле­ние или утаивание);

    - непосредственные контакты с депутатами и государственными служащими, которые строятся на дружеских отношениях или рацио­нальном убеждении;

    - финансовые пожертвования: от законного финансирования изби­рательных кампаний до нелегальных случаев коррупции и подкупа;

    - предоставление в качестве платы за услугу высокооплачиваемой работы и др.[10]

    В случае особой сложности ситуации, когда усилия лоббистов мак­симальны, а принятие необходимого решения все же маловероятно, ис­пользуется комбинация обеих стратегий: публичного воздействия и прямого давления. В основном же используются прямые методы воз­действия, так как опосредованные методы с участием общественности требуют больших затрат средств, времени и сил.


    1.3. Типология лоббизма

    Сущест­вование множества разнообразных субъектов лоббизма вызывает необ­ходимость их классификации, создания типологии. Выделить какие-то группы лоббистов достаточно сложно, так как на практике обычно от­сутствует взаимная координация их действий по отношению к госу­дарству.

    Все же можно провести разграничение между субъектами лоббизма по виду интереса и по степени их организованности. Конечно, ни одна типология не может быть совершенной, но данные типы классификации в целом нашли признание у политологов. Классификация субъектов лоббизма, за основу которой взята степень их организованности, была наиболее популярна в 70-е годы XX в. Согласно этой классификации, существуют следующие группы лоббистов:

    1) анемические, или ad hoc, группы – стихийные и недолговре­менные объединения для решения какой-то задачи, редко имеющие формальную структуру и распадающиеся после достижения целей (К типу ad hoc групп принадлежат гражданские инициативы и движения, формой действия которых обычно являются демонстрации и митинги. Они имеют как преимущества, так и недостатки по сравнению с посто­янными организациями. Преимущество состоит в том, что они как вре­менные образования избегают затрат ресурсов на содержание бюрокра­тического аппарата – имеющиеся ресурсы направляются исключитель­но на достижение цели. Недостаток заключается в том, что цель обычно одна, и после ее достижения никто не занимается доведением дела до конца и устранением нежелательных последствий.);

    2) неассоциативные группы – неформальные, непостоянные и недобровольные формирования на основе родства, религии и т. д., часто не имеющие четкой организационной структуры;

    3) институциональные группы – неформальные организации, например представительства республик или областей, административ­ные учреждения;

    4) ассоциативные группы – группы, обладающие высоким уров­нем специализации и организации, добровольные организации, специа­лизирующиеся на артикуляции интересов, например профсоюзы, объе­динения предпринимателей, этнические ассоциации, группы борцов за гражданские права.

    Главное достоинство данной классификации состоит в том, что в зависимости от степени организованности лоббиста можно предполо­жить, какие методы воздействия будут избраны. Однако к России такая классификация трудноприменима, так как здесь уровень организован­ности группы часто не является показателем ее весомости, реальной роли в политике. Далеко не все группы интересов имеют собственную ассоциацию, а используют иные стратегии достижения интересов.

    Поэтому некоторые российские политологи выделяют следующие группы субъектов лоббизма: отраслевые (монополистические или оли­гархические отраслевые кланы), региональные (неограниченные струк­турно альянсы политических и экономических акторов на определённой территории) и клиентелистские межличностные «связки» (некоторые авторы считают их региональными группами, образованными по прин­ципу землячества). Эти группы считаются главными акторами полити­ческого процесса в России, причем организованные отраслевые интере­сы занимают особенно привилегированное положение.

    При типологии субъектов лоббизма наиболее приемлемой пред­ставляется классификация по виду интереса, предлагаемая С. Перегудовым и И. Семененко. Авторы выделяют четыре основных группы лоб­бистов: «политизированную», социальную, экономическую, региональ­ную.[11]

    «Политизированные» группы – это прежде всего группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются поли­тического влияния через участие в выборах и прямо вовлечены в поли­тическую борьбу.
    Социальные лоббисты отстаивают интересы социальных групп. К ним относятся профсоюзы, женские, экологические, молодежные орга­низации.

    Социальные интересы часто используются в лоббистских целях корпораций и отраслевых комплексов (ВПК, АПК и т.п.), составляющих группу экономических лоббистов. К этим лоббистам принадлежат также финансово-промышленные группы (ФПГ).

    Последнюю группу составляют региональные лоббисты от обеих столиц, регионов, в которых базируются жизненно важные для эконо­мики страны предприятия и службы (нефтегазовые и транспортные) или находятся зоны потенциально острых конфликтов (например, шахтер­ский Кузбасс), а также представители некоторых республик и автоно­мий, все более становящихся суверенными. Ряд крупных групп в обще­стве не вошли в представленную типологию, поэтому мы насчитываем несколько больше групп субъектов лоббистской деятельности.

    Итак, лоббизм является одним из институтов политического представительства интересов. В то же время методы лоббизма используются не только в системе представительства функциональных интересов, но и во многих других сферах политико-общественной жизни. Лоббизм использует преимущественно неформальные связи. К лоббированию прибегают государственные органы, структуры, обладающие официальными (административными) каналами воздейст­вия. В этом случае лоббистские отношения возникают только между государственными акторами. Лоббируются не только корпоративные интересы, но территори­альные и общенациональные.

    Таким образом, лоббизм – это система неформализованного представительства интересов в политических решениях.














    Глава 2. Государство  как пространство осуществления лоббистской деятельности

    2.1. Государство  как объект и субъект лоббизма

    Государство является одновременно объектом и  субъектом лоббистских процессов. То есть, это значит, что государство само предпринимает какие-либо действия по изменению существующей ситуации, либо по её сохранению. Поэтому будет правильно рассматривать государство, прежде всего, как пространство осуществления любой лоббистской деятельности. Другого пространства изначально в традиционной концепции лоббизма не подразумевается.[12]

    Различные государственные модели представляют различные виды лоббизма. Рассмотрим основные из них.

    1. Модель корпоративного государства, когда государство является какой-то суммирующей общностью  тех или иных хозяйствующих интересов. Бывший Советский Союз, скорее всего, напоминает эту модель. И соответственно, этим определяется вид корпоративного лоббизма.

    2. В мире сегодня существует стремление представить вторую модель – модель социального государства, деятельность которого является суммирующей по отношению к реализации интересов не корпорации, а социальных сил. То есть, каких-то групп, слоёв, населения, структурированных по тому или иному пути. Соответственно в таком социальном государстве корпоративный лоббизм работать с той эффективностью, с которой он работает в модели корпоративного государства, не будет. Поскольку сегодня среди зарубежных аналогов мы видим именно такую тенденцию. Например,  лоббистская деятельность в Соединённых Штатах и в Европе в качестве более яркой составляющей имеет именно социальный аспект.

    3. Если брать некоторые тенденции российской политической жизни и многих стран на постсоветском пространстве, то мы видим попытку реализовать третью модель государства «государство порядка». Так или иначе, в этом государстве корпорации являются частью единой государственной системы, а социальные интересы являются способом легитимации правящего режима в глазах внешней среды. В такой государственной системе говорить о лоббизме можно с большой натяжкой. Но именно в такой системе ничего иного, кроме государственного лоббизма, не существует. При этом структура государственного устройства подразумевает множество различных площадок. Начиная с элементарного разделения по функциям: исполнительная, законодательная, судебная власть в таких странах, как Россия, важной составляющей является региональный аспект, поскольку государство состоит из ряда территорий, которые также управляются и являются площадками для лоббизма. Кроме того, в рамках исполнительной власти важно учитывать наличие ведомств. И каждое из ведомств представляет свой специфический интерес для каждой корпорации, которая заинтересована в изменении, регулировании правил игры, либо принятии каких-то отдельных решений.

    Когда  идет речь о лоббировании на государственных площадках, значение имеют две вещи:

    1. Это статус принимаемого решения. То есть, важно понимать, что пролоббировать подписание ничего не значащего поручения внутри ведомства – это одно, пролоббировать принятие целого закона на уровне законодательной власти – это совсем другое. Потому что вес второго решения стратегически гораздо важнее. Но помимо таких формальных моментов, часто имеет значение ранг и авторитет лица, принимающего то, или иное решение. Обычно в рамках государственного лоббизма конечной инстанцией, арбитром всего и вся оказывается высшее должностное лицо. И поэтому все технологии лоббизма, так или иначе, учитывают желательность привлечения как можно большего количества статусных руководителей на свою сторону.

    2. Это  цели лоббирования. Лоббистская деятельность предусматривает:

    1) Конкретизацию поля возможных вариантов решений;

    2) Выбор для себя наиболее оптимального решения;

    3) Усилия, чтобы этот проект, это решение стало решением органов власти.

    Рассмотрим варианты, когда государство является не объектом, а субъектом лоббистской деятельности. В рамках, прежде всего корпоративной модели. Естественно, что если государство выступает субъектом лоббизма, то в качестве объекта выступает внешняя среда. Внешняя среда, это не только какие-то государства отдельно взятые, а международные структуры, международные объединения, внешние рынки, рынки деятельности той или иной корпорации или группы корпораций.

    Основная функция государства, как лоббиста корпоративных интересов – это функция защиты внутреннего рынка.  Известно немало примеров того, как принимаются решения, связанные  с созданием более льготных условий для своих производителей. И, разумеется, что в рамках формальной процедуры, если государство куда-то вступает или куда-то присоединяется, то оно не в праве рассчитывать на то, что у него будут какие-то особые правила игры. Могут быть нюансы, которые учитывают какие-то временные параметры, но глобально всё равно ситуация складывается таким образом, что государство рано или поздно должно будет понять, что интересы защиты своих собственных производителей войдут в противоречия с условиями игры организации, куда оно стремилось.

    Другое важное направление лоббистской деятельности государства – это защита интересов корпораций на внешних рынках. Формат для этой деятельности, скорее всего, является страновым, то есть, корпоративные интересы на уровне технологий лоббирования переводятся в страновые интересы. И аргументы, связанные с чисто экономическими категориями: прибыль компании, её убытки, они переводятся в формат национальный. Классический пример – это деятельность Российской Федерации, связанная с интересами компании «Газпром». «Газпром» выступает субъектом хозяйственной деятельности, тем не менее, активно прибегает к помощи государства. Связано это с самим статусом этой компании в рамках Российской Федерации, это связано с тем, что вопросы, которые интересуют «Газпром», во многом регулируются именно на правовом и на межгосударственном уровне. При этом естественно, что базовыми технологиями являются переговоры. И все аспекты, связанные с переговорным процессом, они на самом деле являются той самой технологией лоббизма. В данном случае особой специфики между деятельностью внутреннего лоббиста по отношению к государству и деятельностью государства на внешних рынках не усматривается

    Ещё одна важная составляющая в лоббистской функции государства на внешних рынках по отношению к своим корпорациям является поддержание благоприятного имиджа нашей страны за рубежом. Безусловно, любая корпорация в этом заинтересована. Мало кто может рассчитывать на свою высокую репутацию, если при этом эта компания будет ассоциироваться с деятельностью в стране с более низкой репутацией. Поэтому, не случайно, что и сами корпорации неоднократно высказывают готовность финансировать проекты, связанные с поддержанием имиджа России на внешних рынках.

    На сегодняшний день и формально, и фактически именно государство является главным игроком на лоббистском поле. При этом государство является лоббистом по неволе. Его точка зрения по тому или иному вопросу должна учитывать все, или максимум других точек зрения, которые разделяют отдельные заинтересованные участники улучшения той, или иной проблемы. Даже если государство не соглашается с какой-то конкретной точкой зрения, в процессе выработки решения мы обязаны её интегрировать в число всех рассматриваемых вариантов.

    Почему государство является очень важным источником процесса лоббизма? Как мы уже сказали, государство – это уникальное пространство в рамках традиционной модели. Ни какого другого пространства для лоббистской деятельности не существует. Но при этом мы должны понимать, что в реальной жизни одновременно протекает огромное количество лоббистских кампаний, лоббистских процессов, лоббистских усилий. То есть, это пространство всегда постоянно лоббистски напряжено. К тому же государство одновременно с этим реализует свои собственные повседневные, рутинные лоббистские процедуры. И это та очень важная проблема, с которой часто сталкивается лоббист, когда начинает продвигать тот или иной проект.

    Ещё один важный пример того, что государство является субъектом лоббистской деятельности. Всем известен тот факт, что очень многие корпорации, в России, прежде всего «МПС», «Газпром», «Транснефть», «Сбербанк», являются полугосударственными. То есть, в их капитале государство имеет значительную долю акций и соответственно возникает неоднозначное восприятие деятельности этих компаний. С одной стороны, тайна лоббистской деятельности может рассматриваться, как корпоративная, с другой стороны тайна лоббистской деятельности может рассматриваться, как полугосударственная. Фактически это значит, что мы имеем дело не столько с корпоративным, сколько с  ведомственным лоббизмом.

    Ведомственный лоббизм – это, пожалуй, самый яркий пример государственной лоббистской деятельности. Связано это с тем, что каждое ведомство традиционно воспринимается отраслевым. Оно презентирует на государственном уровне интересы той или иной сферы жизнедеятельности. Этот отраслевой признак уже признан неправильным и ошибочным. В качестве альтернативы отраслевому принципу выдвигается функциональный. Если бы функциональный признак преобладал в структуре государственного управления, в независимости от модели самого государства, он бы во многом лишал ведомственный лоббизм активной основы для своего существования. Реально же сегодня ведомства на протяжении многих лет являются лоббистами даже не отраслевых решений, они являются лоббистами своих собственных позиций. Своей собственной воли в системе государственного управления. Очень часто в прошлые годы вопросом, дискутируемом в ходе обсуждения таких статей бюджета, как расходы на органы государственного управления,  было создание разного рода ведомственных внебюджетных фондов. Их единственное предназначение состоит в том, чтобы улучшить условия труда сотрудников данного ведомства. Это тоже является примеров яркого лоббизма.

    И, наконец, пожалуй, самый распространенный уровень государственного лоббизма – это депутатские запросы. То есть, мы должны в данном контексте рассматривать депутатов законодательных органов власти, как представителей одновременно и государства и выразителей тех, или иных частных интересов. Поэтому, деятельность депутатов не связанная с законопроектной деятельностью, не связанная с обсуждением тех вопросов, которые происходят в рамках ежегодных дискуссий и т.д. то же является ярким примером того, как государство в лице отдельных своих представителей реализуют лоббистскую функцию.[13]

    Следует отметить, что специфика государственного лоббизма состоит в том, что чаще всего лоббируется не какое-то отдельное решение, а лоббируется комплекс решений. Любая инициатива со стороны государства в рамках лоббистской деятельности  может затрагивать не только один конкретный орган, не только один какой-то конкретный вопрос, она затрагивает множество интересов. Именно поэтому, циклы лоббистской деятельности и государства отличаются от циклов корпоративного лоббизма большим масштабом и более продолжительными сроками.

    Очень важно, что, реализуя на своем уровне лоббистскую деятельность, вступая в отношения в рамках лоббизма с теми или иными корпорациями, с лоббистами происходит очень интересный феномен – не только государство становится субъектом лоббистской деятельности, но и сами лоббисты сегодня фактически всё больше и больше становятся элементами государственного управления.


    2.2. Методы прямого воздействия на органы государственной власти

    Для лоббиста одним из важных этапов воздействия на законодате­лей являются парламентские слушания, слушания в комитетах. Выступ­ления на слушаниях легитимируют отстаиваемую позицию и позволяют добиться хотя бы минимума доверия со стороны депутатов. Кроме того, слушания выполняют целый ряд функций. Они позволяют лоббисту показать, насколько активно он работает в интересах заказчика, а глав­ное, помогают членам комитета отобрать некоторые идеи и решения, предложенные лоббистами, для включения в законопроект. Нередко аргументы лоббиста известны комитету заранее. Более того, бывает и так, что исход голосования в комитете тоже заранее предрешен и, слу­чается, не в пользу представляемой лоббистом организации.

    Но даже в этих случаях он все равно будет выступать, поскольку слушания предоставляют хорошую возможность создать или укрепить репутацию организации, прозондировать интересы законодателей и конкурирующих групп. В российском парламенте, где основная работа по подготовке законопроекта проводится в комитетах, последние явля­ются главным местом притяжения лоббистов. Там лоббисту проще до­биться принятия необходимого решения, так как главной ценностью являются конкретные знания, которыми лоббиста снабжает заинтересо­ванная группа, а не ораторский талант. Поэтому при принятии боль­шинства законов депутаты полагаются на компетентность комитета и не вносят больших изменений на пленарных заседаниях.

    же важными, как и работа с влиятельными депутатами, являются встречи с аппаратом ко­митета. Некоторые лоббисты считают эти встречи даже одним из клю­чевых моментов своей стратегии. Для того чтобы иметь доступ в аппа­рат, они постоянно поддерживают контакты, добрые отношения и появ­ляются в комитете, даже в те периоды, когда ничего не происходит и потребность в этом невелика. Столь значительное внимание лоббистов к сотрудникам аппаратов объясняется зависимостью лиц, призванных непосредственно принимать решения, от своего аппарата.

    Во-первых, депутаты и руководители исполнительных органов вла­сти имеют дело с широким кругом проблем и не могут позволить себе специализацию в определенной области. Во-вторых, будучи постоянно нацеленными на переизбрание, значительное время они должны уделять планированию и реализации избирательной кампании. Усложнение об­щественной жизни, расширение круга проблем, требующих политиче­ского решения на высшем уровне, повышение требований к компетен­ции лиц, принимающих такие решения, приводят к тому, что высшие политические инстанции оказываются перед необходимостью формаль­но санкционировать акции, действительное значение которых не может быть ими осознанно. Это означает, что практически право решения в политической области в ряде случаев переходит в руки лиц, официально выступающих в роли исполнителей.

    Сложнее для лоббиста получить доступ к разработке законопроекта в органах исполнительной власти. Лишь в немногих государствах уча­стие союзов на стадии подготовки законодательных предложений в министерствах и ведомствах оговорено законом.

    Для экономических лоббистов наиболее действенными рычагами давления на процессы принятия государственных решений являются экономические меры. К этой категории относятся финансово-промышленные группы, корпорации и отраслевые компании, имеющие экспортно-импортную структуру, являющуюся абсолютным монополистом в своем секторе сбыта продукции; собственную финансово-банковскую структуру; средства массовой информации; представителей в верхних эшелонах власти; представителей в парламенте или в политических движениях.
    В-третьих, серьезное влияние за последнее время приобрели региональные лоббисты, которые стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий. В этом отношении самыми активными являются представители московского лобби. Лоббирование интересов одного региона в ущерб интересам остальных регионов России, да и страны в целом неизбежно приводит к негативным последствиям, нарушает целостность государства.


    2.3. Государственное регулирование лоббистской деятельности

    В США и Канаде были в свое время приняты законы, в той или иной степени упорядочивающие деятельность лоббистов. Другие страны, имея перед глазами практический правовой опыт североамериканцев, соответствующие законы пытаются разработать и принять. По этому пути, в частности, идут Австралия, Россия и некоторые другие страны. Вопрос о необходимости законодательно урегулировать лоббистскую деятельность поднимался также в ряде стран Восточной Европы (Венгерская Республика, Чешская Республика). В ряде стран лоббизм запрещен либо его стараются не замечать. Наконец, все страны имеют в структуре законодательства нормативные правовые акты, имеющие прямое или косвенное отношение к регулированию определенных видов лоббистской деятельности.[14] В России попытка создания системного нормативного правового акта, регулирующего лоббизм, была предпринята в Иркутской области в 1992 г. Затем в июне 1995 г. нормы правового акта «О правотворчестве и нормативных правовых актах Иркутской области» были заимствованы законодателями Краснодарского края, где был принят и действует с изменениями и дополнениями до сих пор Закон «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края».

    Следует заметить, что перспективы правового регулирования лоббизма в России присутствуют в Конституциии РФ, где закреплены положения, являющиеся основанием для признания и регулирования лоббизма в России. Гарантии лоббистской деятельности закреплены п. 1 ст. 30, 32–33, и п. 2 ст. 45 Конституции РФ. В п. 1 ст. 30 сказано: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». В статье не уточняются формы союзов. Однако положение о свободе их деятельности можно дополнить п. 2 ст. 45, где говорится о праве каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, Конституцией РФ в числе прочих косвенно допускаются и лоббистские формы защиты интересов. Как представляется, институт лоббизма будет способствовать реализации права граждан на личное участие или участие через своих представителей в управлении делами государства, что закреплено ст. 32 Конституции РФ. Свое основное обоснование институт лоббизма находит в ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Как видно, физическим лицам предоставляется право вступать в контакт с властными структурами. Открытость и легализация подобных контактов должны стать целью правового регулирования лоббистской деятельности в РФ.

    Ранее в законодательном корпусе превалировало резко отрицательное отношение к лоббизму. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в постановлении от 20 марта 1998 г. № 2317-II ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации о первоочередных мерах по выводу России из кризиса и обеспечению социально-экономического развития страны» обвиняло всех и вся в лоббизме. В постановлении указывалось, что «лоббирование корыстных интересов отдельных групп в Администрации Президента Российской Федерации, в Федеральном Собрании Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации достигло невероятных масштабов, политическую и экономическую власть в стране захватывают олигархические группировки, углубляется социально-экономический кризис, нарастает правовой хаос». Между тем любому непредвзятому исследователю совершенно ясно, что лоббизм — один из значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Причиной лоббизма является наличие в структуре общества социально оформленных интересов. Оформление интереса предполагает наличие в структуре гражданского общества групп, имеющих один или несколько интересов и выдвигающих требования к другим группам для реализации этих интересов. Соответственно группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства, выступают как группы давления и приобретают политический характер. В большинстве случаев конкуренция групп давления проявляется как конкуренция элит.












    Заключение

    В данной работе мы попытались наиболее полно решить все задачи, определенные во введении. Проанализировав материал по теме исследования, мы можем сделать ряд выводов.

    1) В современной правовой науке выработалось несколько различных подходов к определению лоббизма. Во-первых, лоббизм понимается как деятельность субъектов, влияющих на структуры государственной власти с целью принятия ими необходимых решений. Во-вторых, лоббизм связывается исключительно с профессиональной деятельностью физических лиц или организаций по продвижению интересов клиентов в структурах государственной власти.

    Лоббизм, по мнению большинства исследователей, – это всегда нарушение процедур. Лоббизм возникает там, где стандартных процедур для принятия решений не достаточно. Наличие дополнительных усилий, наличие каких-то специальных условий, очень часто, может быть, не связанных с содержанием лоббированного вопроса является главным критерием осуществления лоббистской деятельности.

    2) Если говорить о группах лоббистов, то, в самом общем виде, их можно разделить на три группы. Во-первых, сюда относятся политические лоббисты, а именно: финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях. К примеру, крупнейшим представителем аграрного лобби в России является Аграрная партия, выступающая за установление особых форм кредитования сельскохозяйственных работ, предоставление местной администрации права контроля над субсидиями сельскому хозяйству, ликвидацию «ножниц» цен на аграрную продукцию.

    В Западной Европе ярким примером этого субъекта лоббизма является созданное С. Берлускони движение «Вперед, Италия!», представляющее интересы крупных финансово-промышленных групп. Во-вторых, идут социальные лоббисты, профсоюзы. Их лоббистский потенциал прямо пропорционален экономическому значению отрасли, которую они представляют. Например, нефтяники, шахтеры, авиадиспетчеры, по сравнению с работниками социальной сферы, науки, образования, обладают большими возможностями лоббировать свои интересы. К социальным лоббистам можно отнести также ветеранские, женские, молодежные, экологические, правозащитные, филантропические организации. В России их потенциал ограничен и зачастую зависит от личного авторитета лидера. Однако в развитых странах, где такие группы опираются на разветвленную сеть добровольных организаций, они имеют значительные лоббистские возможности.

    3) Лоббизм, безусловно, представляет собой важный механизм принятия взвешенных государственных решений на основе согласования различных позиций и интересов. Правильным решением вопроса видится превращение российского лоббизма в полноценный политический институт, каковым он, к примеру, является в США и Западной Европе, где в органах власти представлены не только мощные корпоративные структуры, но и интересы различных сегментов общества. 

    4) Государство является субъектом и объектом лоббирования. Специфика государственного лоббизма состоит в том, что чаще всего лоббируется не какое-то отдельное решение, а лоббируется комплекс решений. Любая инициатива со стороны государства в рамках лоббистской деятельности  может затрагивать не только один конкретный орган, не только один какой-то конкретный вопрос, она затрагивает множество интересов.







    Библиография

    1.   Автономов А. С. Лоббизм и политические партии//Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. – 1995. - № 3.

    2.   Анохин М., Зотов С. Зарубежные теории и российская практика: О лоббистской деятельности// Предпринимательство. Политика. Наука. – 1996. - № 2.

    3.   Белоусов А. Лоббизм как политическая коммуникация. – Екатеринбург: УрО РАН, 2005.

    4.   Вишняков В. Г. Проблемы государственного регулирования лоббизма в Российской Федерации//Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. – 1995. - № 3.

    5.   Государственное управление и политика/Под ред. Л.В. Смогрунова. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2002.

    6.   Кинякин А.А. Финансово-промышленный лоббизм в России и Германии//Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов/Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. – М.: МАКС Пресс, 2001.

    7.   Клименко В. Российский лоббизм и проблемы его законодательного регулирования//Бизнес и политика. – 1995. - № 2.

    8.   Лепехин В. А. Лоббизм. – М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1995.

    9.   Лоббизм в России: этапы большого пути/Авторский коллектив под рук-вом А. А. Нещадина. – М.: Экспертный институт РСПП и Фонд развития парламентаризма в России, 1995.

    10. Любимов А.П. Классификация видов лоббизма. Материалы к международному «круглому столу» в МГЮА. – М.: АНО КиАЦ «Россия – США: XXI век», 1999.

    11. Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе. (Антикоррупционный проект). – М.: Издание Государственной Думы, 2000.

    12. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. – М.: ИГП РАН 1998.

    13. Наумов С. Государственная машина как объект и субъект лоббистской деятельности//Доклад на семинаре «Современные технологии лоббистской деятельности» в Российском Медиа-центре, г. Киев. –  Киев, 2006.

    14. Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России//Мировая экономика и международные отношения. – 1996. - № 9.

    15. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. – М.: Эдиториал, 1999.

    16. Саламатин А.В. Лоббизм и лоббирование//Государство. – 2004. - № 5.

    17. Сулакшин С.С. Практика промышленного лоббизма. Как делать законы своими руками. – М.: ФРПЦ, 2001.

    18. Тихомирова Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью//Вестник Московского университета. Социология и политология. – 2002. - №3.

    19. Толстых П.А. Технологии лоббирования в органах власти//Капитал и право. – 2005. - №7.

    20. Шамхалов Ф. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса: (материалы к лекциям и семинарам)//Российский экономический журнал. – 1999. - № 1.

    21. Шуровский М. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в органах представительной власти//Бизнес и политика. – 1995. - № 3(4). – С. 40-42.







    [1] Кинякин А.А. Финансово-промышленный лоббизм в России и Германии//Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов/ Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. – М.: МАКС Пресс, 2001. – С. 47–55.


    [2] Анохин М., Зотов С. Зарубежные теории и российская практика: О лоббистской деятельности// Предпринимательство. Политика. Наука. – 1996. - № 2. – С.50-57.

    [3] Государственное управление и политика/Под ред. Л.В. Смогрунова. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2002, с. 247.


    [4] Белоусов А. Лоббизм как политическая коммуникация. – Екатеринбург: УрО РАН, 2005, с. 11.

    [5] Тихомирова Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью//Вестник Московского университета. Социология и политология. – 2002. - №3.


    [6] Тихомирова Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью//Вестник Московского университета. Социология и политология. – 2002. - №3.


    [7] Толстых П.А. Технологии лоббирования в органах власти//Капитал и право. – 2005. - №7.


    [8] Толстых П.А. Технологии лоббирования в органах власти//Капитал и право. – 2005. - №7.


    [9] Шамхалов Ф. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса: (материалы к лекциям и семинарам)

    //Российский экономический журнал. – 1999. - № 1. – С. 103-110.


    [10] Шамхалов Ф. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса: (материалы к лекциям и семинарам)

    //Российский экономический журнал. – 1999. - № 1. – С. 103-110.


    [11] Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России//Мировая экономика и международные отношения. – 1996. - № 9. – С. 27-33.

     

    [12] Наумов С. Государственная машина как объект и субъект лоббистской деятельности//Доклад на семинаре «Современные технологии лоббистской деятельности» в Российском Медиа-центре, г. Киев. –  Киев, 2006.

    [13] Саламатин А.В. Лоббизм и лоббирование//Государство. – 2004. - № 5.



    [14] Шуровский М. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в органах представительной власти//Бизнес и политика. – 1995. - № 3(4). – С. 40-42.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Государство и лоббизм ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.