Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Законность и органы безопасности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Законность и органы безопасности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:22
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    ВВЕДЕНИЕ.. 3

    Глава 1. Общие вопросы законности как государственно-правового института.. 4

    1.1. Современное понимание законности. Законность и правопорядок. 4

    1.2. Требования и принципы законности. 10

    1.3. Гарантии законности. 15

    ГЛАВА 2. ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ   22

    2.1. Законность как принцип деятельности органов безопасности. 22

    2.2. Средства обеспечения законности в деятельности органов                  безопасности  24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 29

    ВВЕДЕНИЕ      


    Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с законностью в деятельности органов безопасности.  Законность – не только основа деятельности органов безопасности, но и фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Особое значение законность приобретает в сфере управления, и в том числе в сфере исполнительной власти государства, поскольку исполнительная власть: а) носит многообразный, многоплановый  характер, охватывая все сферы жизни государства; б) представляет большое число государственных органов и должностных лиц; в) исполняет законы, т. е. претворяет их в жизнь; г) органы и должностные лица системы исполнительной власти издают подзаконные правовые акты, которые должны соответствовать Конституции РФ и другим законам.

    Научный интерес к проблемам законности наиболее актуален сегодня, поскольку в России в настоящее время продолжается рост преступности. В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов законности обращались такие ученые, как С.С.Алексеев, В.К.Бабаев, А.Б.Венгеров, В.И. Гойман–Червонюк, Н.Л. Гранат, Э.П. Григонис, В.Р. Кисин, А.И. Коваленко, Р.З. Лившиц, Е.А. Маштакова, В.С. Нерсесянц, А.Ф. Ноздрачев, В.М. Горшенев, В.В. Лазарев, А.В.Малько, Н.И.Матузов, П.Е.Недбайло, Л.И.Спиридонов, Ю.А. Тихомиров, А.Ф. Черданцев, и др. Характерно, что теоретические исследования законности проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.

    Целью моей курсовой работы является комплексное изучение законности в деятельности органов безопасности. Для достижение указанной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать современное понимание законности;  изучить принципы, требования и гарантии законности; проанализировать обеспечение законности в деятельности органов безопасности.

    Глава 1. Общие вопросы законности как государственно-правового института

    1.1. Современное понимание законности. Законность и правопорядок

    В настоящее время признание верховенства права и закона придает проблеме законности особую актуальность. Ведь законность - важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан[1].

    Законность – это одно из центральных и, пожалуй, наиболее сложных понятий правоведения. Соответственно существует и множество его трактовок - от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений, помимо прочего, объясняется тем, что само это явление сильно политизировано и идеологизировано, отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придавали категории законности нужное, нередко конъюнктурное, содержание и направленность, использовали в своих целях.

    Законность представляет собой многоплановую юридическую категорию. В правоведении под законностью понимают и общеправовой принцип, и признак общеобязательности права, и метод государственного управления, и особый режим общественной жизни, и результат правового регулирования, а также некоторые  другие явления[2].   

    Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Так, В.С. Афанасьев и Н.Л. Гранат пишут, что законность - это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений[3]. Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве»[4]. В данном перечне к объектам, выражающим право, следует добавить и правоприменение.

    Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие как «определенное состояние безопасности, стабильности, «общественного здоровья» государства»[5]. Из подобной трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения законов, которые особенно беспокоят общество, и принимать все возможные меры, чтобы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере существенно их сократить.

    В специальной литературе неизменно подчеркивается многоаспектность понятия законности, которая «с функциональной точки зрения может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократического правового государства, как определяемое им требование к деятельности всех властных структур, органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц; как метод (средство) осуществления политической власти; как состояние (режим) общественной и государственной жизни и т.д.» (Н.В. Витрук). Безусловно, законность – это и непременный атрибут демократии, свободы личности, реальности прав человека.

    Наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности, получил тот момент, что законность неотторжима от общеобязательности права и включает, прежде всего, требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных правовых актов. Если обобщить высказанные в литературе позиции, законность можно определить как требование точного и неуклонного выполнения всеми субъектами правовых норм и принципов[6].  

    В целом, правовой институт законности включает две составляющие, обособленные по субъекту - адресату требования законности: 1.Сфера правотворчества, где законность состоит в соблюдении законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Нарушение указанных требований по форме или по существу влечет ущербность  нормативного акта, делает его оспоримым, позволяет участникам правоотношений требовать его отмены.  2.Сфера реализации права, где законность состоит в неукоснительном выполнении (соблюдении, исполнении, использовании) всеми участниками правоотношений, включая и государство, действующего законодательства.

    Термины «законность» и «принцип законности» нередко употребляют как синонимы. Серьезных возражений это не вызывает. В то же время, как правильно подчеркивал А.Т. Боннер, «понятие законности шире понятия «принцип законности». Далее автор указывает, что принцип или идея законности входит в качестве одного из составных компонентов в более широкое понятие законности[7]. Принцип законности, провозглашенный Конституцией РФ (п. 1 ст. 120), одновременно является общеправовым и межотраслевым принципом права. Поэтому он подвергается исследованию как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках[8]. Кроме того, понятие законности должно распространяться не только на область действия законов, но и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире - все правотворчество, ибо эти процессы также подвержены оценке с позиций идей нравственности и законности. Не должны издаваться законы, ущемляющие права человека и гражданина, не соответствующие принципам международных гуманитарных стандартов.

    Содержание принципа законности традиционно рассматривается с нескольких позиций: а) как требование «правового» характера жизни участников общественных отношений; б) как требование всеобщего уважения к закону и неукоснительного исполнения правовых норм всеми участниками правоотношений; в) как требование защиты и реального обеспечения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, охраны правопорядка. Как мы видим, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих правовые предписания, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

    В советский период законность, как правило, анализировалась во втором аспекте, то есть как требование неукоснительного соблюдения правовых норм  гражданами и организациями. Это, на мой взгляд, слишком однобокое понимание законности, поскольку требование законности распространяется лишь на частных лиц. Но требование законности должно распространяться на все участников правоотношений, включая и государство. Законы призвана уважать прежде всего сама власть. В противном случае законность окажется неполной, усеченной, а власть - неправовой.

    Обеспечение законности, как правило, ограничивалось деятельностью различного рода правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Причем суды также рассматривались как правоохранительные структуры, а не субъекты правосудия, обеспечивающие независимую защиту прав и свобод личности. Такое понятие законности не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

    Кроме того, в советской правовой науке понятие законности было формальным. То есть законным признались любые действия, акты и решения, соответствующие закону. При этом характер и содержание самого закона значения не имело. Советская доктрина считала законным все, что  осуществлялось в рамках закона – даже если сам закон был бесчеловечным и антигуманным[9].

    Как справедливо отмечается в литературе, главный недостаток определения законности только через соблюдение законов состоит в том, что оно (определение) не затрагивает вопроса о характере самих законов. Между тем законы бывают разные - демократические, справедливые, гуманные или, как принято теперь говорить, правовые, т.е. соответствующие высшим идеалам права; и законы антидемократические, неправовые, идущие вразрез с интересами народа, противоречащие подлинному праву (например, репрессивные, тоталитарные, дискриминационные, фашистские и т.д.). Получается, что соблюдение и этих законов есть законность. С этим согласиться нельзя[10].

    В западной юридической науке принцип законности также подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение всеми и каждым актов законодательства. Однако эти тезисы толкуются с учетом утвердившегося в правоведении разграничения понятий «право» и «закон». Иными словами, не всякий закон носит правовой характер. «Из истории и теории права и государства, - отмечает В.С.Нерсесянц, - хорошо известно, что не все, что именуется «законом», «законностью», «правопорядком» и т.д., соответствует своей правовой сущности, своей правой природе»[11].

    На мой взгляд, последний подход является более правильным. Государство может использовать законы, как для утверждения общего блага, так и для насаждения тирании. «Содержание законности составляет не само наличное законодательство, а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса»[12]. Таким образом, законы должны соответствовать требованиям справедливости, верховенства прав человека, формально-юридического равенства, социальной солидарности, а также общим и специальным принципам права. Именно такие законы обязаны выполнять все субъекты права, именно реализация таких законов охватывается понятием «законности налогообложения».

    Законность – это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

    Следует отметить, что требование неукоснительного соблюдения правовых норм не является самоцелью, а является условием нормального функционирования общественной и государственной жизни, обеспечения правопорядка и дисциплины. Поэтому в широком смысле законность можно рассматривать как режим общественно-политической жизни, при котором деятельность всех и каждого основывается на законе, а идеи права господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Как верно подчеркивается в литературе, режим законности – это «такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан»[13].

    В научной и учебной литературе законность нередко упоминается в соотношении с такой правовой категорией как правопорядок. Поэтому требуется рассмотреть, как соотносятся эти понятия.

    Главная функция социальных норм – регулировать, организовывать совместную деятельность людей, упорядочивать различного рода социальные взаимодействия. Во всех сферах частной и общественной жизни мы наблюдаем правила-модели, устанавливающие что можно, нужно и нельзя делать в определенных ситуациях. Общественный порядок – это фактическая упорядоченность общественных отношений, основанная на действии всех социальных норм – моральных, религиозных, корпоративных, обычных, правовых. В результате общественного порядка обеспечивается согласованность, урегулированность, стабильность социальных взаимодействий.

    Правопорядок есть составная часть общественного порядка, которая связана с правовым регулированием социальных взаимодействий. Таким образом. правопорядок – фактическая упорядоченность общественных отношений, основанная на действии правовых норм. Таким образом, правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.  Правопорядок складывается только в результате правомерного поведения людей. В отличие от остальных составных частей общественного порядка правопорядок обеспечивается мерами государственной защиты.

    Как соотносятся законность и правопорядок? На мой взгляд, законность – это идея, принцип, требование соблюдать правовые предписания. Правопорядок – это фактически сложившиеся на основе правовых норм общественные отношения. То есть правопорядок – система правоотношений в обществе. Правопорядок показывает, насколько требования законности реализуются на практике. Таким образом, правопорядок – это законность, реализованная в практической деятельности субъектов права. Правопорядок – это «законность в действии» (С.А.Комаров). Можно сказать и по-другому: правопорядок есть конченый, юридический результат действия законности в реальной жизни. Именно правопорядок как состояние упорядоченности общественных отношений выступает целью правового регулирования[14].

    1.2. Требования и принципы законности

    Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). В литературе выделяются следующие принципы и требования законности:

    Господства права. В данном случае имеется в виду, что праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно право, а не какие-либо личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования. При этом нельзя допускать и излишней заурегулированности правом общественных отношений. Законы и подзаконные акты должны быть ясными, понятными, определенными, беспробельными и непротиворечивыми, не допускающими произвольного толкования и применения.

    Всеобщность. Законность распространяется на всех субъектов права – на граждан, организации, государство. Все равны перед законом независимо от индивидуальных особенностей. В статье 15 Конституции РФ закрепляется: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

    Правовые  нормы являются всеобщими моделями правомерного  поведения участников социальных взаимодействий. В то время как мораль, религия, традиция и другие социальные нормы всегда носят локальный характер, замыкаясь в строго определенном сообществе людей, право  регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно описанной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Таким образом, право носит всеобщий, универсальный характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда та или иная группа норм регулирует узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют незначительный период времени; но это скорее исключение, поскольку изначально право предназначено для бессрочного и всеобщего действия, обязательного для всех и каждого. «В целом – отмечает В.С.Нерсесянц, - всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно – меры свободы) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга)»[15].

    Равенство всех и каждого перед законом и судом. Идея равенства в праве проявляется в конституционно закрепленном принципе формально-юридического равенства, носящем общеотраслевой характер. Право есть равная мера для фактически неравных субъектов. Государство устанавливает и обеспечивает единый правопорядок. Все равны перед законом и судом. Какая-либо дискриминация, то есть ограничение правового статуса лиц по расовым, национальным, половым, социальным, религиозным и иным подобным критериям не допускается. Таким образом, формально-юридически, с точки зрения права, все индивиды рассматриваются обезличенно, как  абстрактные и равноправные субъекты, которые, конкурируя с себе подобными,  созидают собственное благополучие. Какие-либо индивидуальные особенности здесь не учитываются. Справедливая конкуренция предполагает единые правила игры для всех и каждого. Статья 19 Конституции РФ прямо устанавливает: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»[16].

    Единство. На всей территории государства, среди всех слоев населения должно быть единое, унифицированное правопонимание. Законы должны толковаться и применяться везде одинаково, независимо от местных особенностей и традиций. Как мы видим, этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон – «калужской» или «казанской», а только единой всероссийской. Проблема единства законности особенно обострилась в связи с ростом в последнее время регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности, настроений неподчиненности центру. Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства. Таким образом, при всем разнообразии законов и других правовых актов, несхожести местных условий законность должна быть одна. Недопустимо, чтобы каждый регион, город, а тем более каждое предприятие имели «свою» (областную, заводскую, республиканскую) законность.

    Принцип верховенства закона. В отечественной литературе сформулированы различные определения закона. Как правило, закон определяется как нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой[17]. Нередко закон можно характеризуется как нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, не подлежащий отмене ника­кими государственными органами, за исключением принявшего его парламента, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения[18].

    Наиболее емким и содержательным представляется дефиниция, сформулированная А.В. Деминым: «Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом, усложненном порядке, обладающий  высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения»[19].

             Верховенство закона вытекает из принципа народного суверенитета (ст. 3 Конституции РФ), из того обстоятельства, что народ или самостоятельно принимает законы на референдуме, или же на выборах делегирует свои властные полномочия высшему представительному органу государственной власти - парламенту. Верховенство закона заключается в том, что: ни один орган не вправе отменять или изменять закон; все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить закону; в случае противоречия действует норма права, закрепленная в законе[20].

    Верховенство закона означает, во-первых, что все  остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить; во-вторых, в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы; в-третьих, законы  не  подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа; в четвертых, никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.

    Приоритет законности над целесообразностью. В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно. Недопустимо нарушать закон, обосновывая это целесообразностью, большей эффективностью деятельности, морально-этическими соображениями, стремлением добиться каких-то локальных выгод и преимуществ.

    Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. Речь идет не о жестокости или массовости юридических санкций, а о создании в обществе обстановки нетерпимости к правонарушениям, неизбежности их привлечения к юридической ответственности. Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры «воздаяния за деяния» (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. «Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием» (К. Маркс).

    «Наказание виновного свидетельствует о торжестве законности и справедливости в обществе – каждый совершивший преступление обязан сознавать, что его деяния не могут пройти безнаказанно.. Является аксиомой правило: чем выше в обществе в обществе уровень торжества закона, правопорядка, тем выше уровень правосознания его членов, в том числе преступников, которые понимают, совершая преступление, что с ними поступят по закону и определят то наказание, которое они заслужили за свое деяние»[21]. Каждое нераскрытое налоговое правонарушение убеждает нарушителя в слабости закона и государства и, таким образом, прямо способствует совершению противоправных действий в дальнейшем. Высокий уровень латентности в сфере налоговых правонарушений, подрывает веру населения в торжество закона, в то, что государство реально, а не декларативно защищает права и законные интересы  каждого человека и общества в целом.

    Принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства. Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

    Следует заметить и подчеркнуть, что благодаря указанным выше принципам законность выступает в качестве наиболее эффективного, гуманного, справедливого режима общественной и государственной жизни, а любое отступление от них либо недооценка данных принципов приводят к правонарушениям, росту преступности, снижению эффективности правового регулирования.

    1.3. Гарантии законности

    Мало провозгласить законность и ее принципы, мало придумать и издать хорошие законы - необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности, эффективности. Чтобы нормы права не остались лишь на бумаге (т.н. «мертвыми» нормами), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности[22].

    Под гарантиями в данном случае понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка[23]. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства. Таким образом, гарантии законности – это «система социальных механизмов, условий, способов, средств, направленных на обеспечение законности во всех сферах жизни»[24].

    В соответствии с этим гарантии законности принято делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др. «Нередко в литературе общие условия как гарантии законности трактуются чрезвычайно широко. Под экономическими гарантиями понимается существующая система хозяйства, форма собственности, под политическими - политическая система, под социальными - классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий нe может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состояние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те факторы, которые положительно воздействуют на реализацию права»[25].

    Виды гарантий законности:

    Политические: демократический режим; надлежащая реализация принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов»; наличие оппозиции; цивилизованная политическая конкуренция за власть; демократические выборы представительных органов власти; непримиримая борьба с коррупцией.

    Сильная государственная власть – это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.  Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность.

    Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

    Социально-экономические: рыночная экономика; многообразие и равноправие всех форм собственности; честная конкуренция и минимизация монополизма в экономике; независимая пресса и отсутствие цензуры; рост материального благосостояния людей, борьба с нищетой, безработицей, малограмотностью населения; стабильность, устойчивость экономической системы общества.

    Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере.

    Идеологические. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

    Гуманитарные: высокий уровень правосознания, правовой культуры, нравственности населения; гласность, свобода слова, мнений, критики; качественная правовая пропаганда; создание обстановки нетерпимости к правонарушениям.

    Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.

    Специальные средства обеспечения законности представляют собой особые меры юридического и организационного характера, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них выделяют юридические и организационные средства.

    Специально-юридические средства: эффективная система юридических средств контроля, пресечения и ответственности, включающая правоохранительную деятельность государства, независимых институтов гражданского общества и самих граждан. Особое значение имеет правовой характер законодательства, основанного на идеях справедливости, свободы, верховенства прав человека, равенства, демократии и социальной солидарности.

    Среди юридических гарантий выделяют:

    Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

    Средства профилактики и предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

    Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

    Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

    Юридическая - ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

    Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, поскольку именно процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного в Конституции РФ. Однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы. Конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточно определенны, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юридическим механизмом реализации, что затрудняет их осуществление.

    Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие, а именно деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

    Под организационным гарантиями понимаются мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Это кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

    Главное в системе гарантий законности – обеспечить нормативное закрепление и практическую защиту основных прав и свобод человека, не допустить произвола со стороны государства или частных лиц, обеспечить правопорядок, неотвратимость наказаний для правонарушителей.

    ГЛАВА 2. ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

    2.1. Законность как принцип деятельности органов безопасности

    Взаимосвязь фундаментальных категорий законности и безопасности выходит за рамки чисто теоретической значимости проблемы и представляет интерес для определения путей и способов развития и укрепления государственности Российской Федерации. Обозначенный вывод основан на том, что такая особая, многоплановая и пронизывающая всю правовую жизнь общества и государства категория, как законность, рассматривается в очень узком ее смысле - лишь в качестве одного из принципов организации и деятельности субъектов обеспечения безопасности[26].

    С точки зрения существования и функционирования правового государства законность как принцип имеет двоякое значение для государственного аппарата. Во-первых, это принцип деятельности самого государственного аппарата. То есть, все органы и должностные лица обязаны соблюдать законы государства, гарантирующие реализацию и защиту прав и свобод человека.  В частности, правоохранительные органы (включая и органы безопасности) – это государственные или негосударственные учреждения, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью[27].

    Н. Л. Гранат определяет законность в правоохранительных органах как основанный на Конституции и других правовых законах режим функционирования правоохранительных органов и их должностных лиц, в процессе которого обеспечивается неуклонное соблюдение и исполнение правовых законов[28].

    В ст. 5 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[29] указываются основные принципы деятельности органов безопасности: «законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими; конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности». Согласно п. 4 Положения о Федеральной службе безопасности, деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами безопасности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности[30].

    Как мы видим, принцип законности прямо закреплен законодателем в качестве принципов деятельности органов безопасности, причем поставлен на первое место[31]. Таким образом, можно констатировать, что основополагающим принципом деятельности всех органов безопасности является принцип законности, определяющими факторами которого являются соблюдение законов государства и уважение прав и свобод человека и гражданина.

    В нормотворческой деятельности органов безопасности необходимо соблюдение определенных требований, наличие которых делает правовые акты законными: 1. Соответствие нормативно-правовых актов положениям Конституции РФ и федеральных законов; 2. Единство и непротиворечивость системы нормативно-правовых актов, которые должны функционировать как «цельный организм», в неразрывном единстве[32]; 3. Издание акта правомочным для этого органом и по вопросам входящим в его компетенцию. Данное требование исключает не только «формальное противоречие решения закону, но и возможность фактического нарушения прав и ущемления законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций»[33]; 4. Соблюдение установленного порядок издания акта и формы его внешнего выражения; 5. Обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальное опубликование ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный, кроме актов или отдельных положений, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    2.2. Средства обеспечения законности в деятельности органов                  безопасности

    В качестве специфических юридических средств обеспечения законности в деятельности органов безопасности нужно выделить юридическую ответственность сотрудников органов безопасности, контроль за законностью деятельности органов безопасности и право граждан на обращение в суд в связи с неправомерными действиями сотрудников органов безопасности.

    Контроль, осуществляемый за законностью в деятельности органов безопасности, должен осуществляться всесторонне, объективно, систематически, гласно и по возможности совместно несколькими друг друга контролирующими инстанциями. Выделяют следующие виды контроля: в зависимости от места в управленческом цикле: предупредительный, текущий и последующий; по назначению (цели, объему) контроля: общий, охватывающий все стороны деятельности подразделения, специальный, осуществляемый за отдельными направлениями работы[34].

    Контроль за соблюдением законности в деятельности органов безопасности в зависимости от органов его осуществляющих может быть двух видов:

    1. Государственный контроль. Его можно охарактеризовать как деятельность государственных органов, должностных лиц и общественных организаций, «направленную на получение и анализ информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, обеспечения режима законности».[35]

    2. Общественный контроль – это контроль за деятельностью органов безопасности со стороны институтов гражданского общества (средства массовой информации, политические партии, правозащитники, общественные организации и т.п.).

    Государственный контроль может в свою очередь быть внешним и внутренним. Внешний контроль организуется и проводится государственными органами не входящими в систему органов безопасности.  Сюда относятся Президент, его Администрация, депутаты, органы прокуратуры и суды общей юрисдикции.  Внутренний контроль осуществляется либо специальными структурами внутри ФСБ (служба собственной безопасности), либо руководящим персоналом в чьи функциональные обязанности входит контроль за деятельностью подчиненных структур.

    Важнейшим и, на мой взгляд, главным критерием законности в деятельности органов безопасности является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральной службы безопасности. В силу ст. 6 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Более того: лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов безопасности возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.

    В случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Должностные лица органов безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

    В качестве предложения можно дополнить Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» и другие ведомственные акты указанием на то, что все нормативные акты, которыми руководствуются органы безопасности в процессе осуществления своих функций, не должны противоречить Конституции РФ. Это является особенно важным потому, что деятельность органов безопасности во многом регламентирована ведомственными актами.

    Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что законность является одним из основополагающих принципов в деятельности органов безопасности, наряду с принципом соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы в деятельности органов безопасности имеют первостепенное значение, тем более в ракурсе проблемы построения правового государства в России.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В результате проведенного исследования можно сделать выводы:

    Законность можно определить как требование точного и неуклонного выполнения всеми субъектами правовых норм и принципов. В советской правовой науке понятие законности носило формальный характер. Советская доктрина считала законным все, что  осуществлялось в рамках закона – даже если сам закон был бесчеловечным и антигуманным.

    Рассматриваемая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Государство может использовать законы, как для утверждения общего блага, так и для насаждения тирании. Таким образом, законы должны соответствовать требованиям справедливости, верховенства прав человека, формально-юридического равенства, социальной солидарности, а также общим и специальным принципам права.

    Законность основывается на следующих принципах и требованиях: 1) Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. 2) Всеобщность. 3) Равенство всех перед законом. 4) Единство. 5) Верховенство закона. 6) Приоритет законности над целесообразностью. 7) Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. 8) Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. 9) Надлежащее правильное и эффективное применение права. 10) Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение.

    Гарантии законности – система социальных механизмов, условий, способов, средств, направленных на обеспечение законности во всех сферах жизни. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

    Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

    К специально-юридическим средствам относятся эффективная система юридических средств контроля, пресечения и ответственности, включающая правоохранительную деятельность государства, независимых институтов гражданского общества и самих граждан. Особое значение имеет правовой характер законодательства, основанного на идеях справедливости, свободы, верховенства прав человека, равенства, демократии и социальной солидарности.

    Главное в системе гарантий законности – обеспечить нормативное закрепление и практическую защиту основных прав и свобод человека, не допустить произвола со стороны государства или частных лиц, обеспечить правопорядок, неотвратимость наказаний для правонарушителей.

    Законность в деятельности органов безопасности есть основанный на Конституции и других правовых законах режим функционирования правоохранительных органов и их должностных лиц, в процессе которого обеспечивается неуклонное соблюдение и исполнение правовых законов. Правоохранительная функция является основной для органов безопасности, а принцип законности - основополагающим принципом деятельности органов безопасности дел при выполнении последними своих функций.

    Законность является одним из основополагающих принципов в деятельности органов безопасности, наряду с принципом соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы в деятельности органов безопасностиимеют первостепенное значение, тем более в ракурсе проблемы построения правового государства в России.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Росс. газета. 1993. № 237. 25 дек.

    2. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (в последн. ред.) «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. №15. Ст. 1269.

    3. Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (в последн. ред.) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №33. Ст. 3254.

    4. Ашурбеков Т. Законность и национальная безопасность // Законность.  2008. № 5.

    5. Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989.

    6. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1976.

    7. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров. М., 2008.

    8. Гранат Н. Л. Правовые и нравственно-психологические основы обеспечения законности на предварительном следствии. Автореф. дис. .. ..  д-ра юрид. наук. М., 2007.

    9. Григонис Э.П.  Органы внутренних дел в механизме правового государства (теоретико-правовой аспект). СПб., 2007.

    10.  Демин, А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. – М.: ИНФРА-М, 2008.

    11. Кисин В.Р. Организация исполнения решений в органах внутренних дел // Основы управления в органах внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. М., 2008.

    12. Лившиц, Р. З. Теория права. М.: БЕК, 2004.

    13. Любашиц, В.Я. и др. Теория государства и права: учебное пособие / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В. Тимошенко. Ростов н/Д, 2008.

    14. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2007.

    15. Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.

    16. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник.  М.:НОРМА, 2008.

    17. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

    18. Ноздрачев А. Ф. Пределы конкретизации законов и подзаконных актов министерств и ведомств Союза ССР (по материалам функциональных ведомств) // Уч. зап. ВНИИСЗ. М., 1968. Вып.12.

    19. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 2008.

    20. Петрова И.Г. Принцип законности в арбитражном судопроизводстве / И.Г. Петрова //Юридический мир. 2008. №3.

    21. Сырых, В.М. Теория государства и права: Учебник / В.М. Сырых. М., 2006.

    22. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 2009.

    23. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права. Екатеренбург, 1996.

    24. Шинд В.И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник научн. трудов. М., 1994.

    25. Щукин, В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ /В.В. Щукин // Российский следователь. 2005. №6.



    [1] Петрова И.Г. Принцип законности в арбитражном судопроизводстве //Юридический мир. 2008. №3. С. 27.

    [2] Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2007. С. 121.

    [3] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 2009. С. 389.

    [4] Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 2008. С. 523.

    [5] Шинд В.И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник научн. трудов. М., 1994. С. 27-29.

    [6] Демин А.В. Тория государства и права. Курс лекций. М.: Норма. 2008. С. 74.

    [7] Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 8.

    [8] Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1976. С. 70.

    [9] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2008. С. 59.

    [10] Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2007. С. 121.

    [11] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2008. С.530-531

    [12] См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / отв. ред. проф. М.Н.Марченко. -  Том 2. Теория государства. - М., 2008.  С.506-507.

    [13] Лившиц Р.З. Теория права. М.: БЕК, 2004. С.82.

    [14] Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2008. С.74.

    [15] Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С.23.

    [16] Лившиц Р.З. Теория права. М.: БЕК, 2004. С.94.

    [17] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Спарк, 2000. С. 271.

    [18] Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2008. С. 341.

    [19] Демин А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Норма, 2008. С. 102.

    [20] Колесников Е.В. Принцип верховенства закона: конституционно-правовые вопросы // Российская юридическая доктрина в XXI веке / под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 56.

    [21] Зубкова В.И. Восстановление социальной справедливости – одна из целей уголовного наказания // Вестник МГУ. 2003. № 1. С.63.

    [22] Любашиц В.Я. и др. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2008. С.78.

    [23] Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 125.

    [24] Демин А.В. Тория государства и права. Курс лекций. М.: Норма. 2008. С. 74.

    [25] Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 2006. С.213.

    [26] Ашурбеков Т. Законность и национальная безопасность // Законность.  2008. № 5. С. 21

    [27] Григонис Э.П.  Органы внутренних дел в механизме правового государства (теоретико-правовой аспект). СПб., 2007. С.86.

    [28] Гранат Н. Л. Правовые и нравственно-психологические основы обеспечения законности на предварительном следствии. М., 1992. С.23

    [29] СЗ РФ. 1995. №15. Ст. 1269.

    [30] Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №33. Ст. 3254.

    [31] Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ //Российский следователь. 2005. №6. С.19-20.

    [32] Ноздрачев А. Ф. Пределы конкретизации законов и подзаконных актов министерств и ведомств Союза ССР (по материалам функциональных ведомств) // Уч. зап. ВНИИСЗ. М., 1968. Вып.12. С.85.

    [33] Гранат Н.Л., Колесникова О.М., Тимофеев М.С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., 2007. С. 97.

    [34] Кисин В.Р. Организация исполнения решений в органах внутренних дел // Основы управления в органах внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. М., 2008. С.132-138.

    [35] Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С.12.-13.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Законность и органы безопасности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.