Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Здоровьесберегающие образовательные технологии для школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Здоровьесберегающие образовательные технологии для школьников
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План


    Введение

    1.  Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.

    2.  Культура здорового образа жизни личности.

    3.  Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».

    4.  Классификация здоровьесберегающих технологий.

    5.  Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

    Заключение

    Литература



















                                                            Введение

    Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу.

    С началом учебной деятельности ребёнок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому школа обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. В стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и предпрофессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному – быть здоровым. Именно поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.

    По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.

    На сегодня, по данным углублённого медосмотра, лишь 27-28% осмотренных в дошкольных учреждениях и школах детей можно отнести к первой группе здоровья. По городу Сургуту этот показатель снизился на 17% по сравнению с 1994 годом. Растёт количество детей, отнесённых к третьей группе здоровья, группе риска, инвалидности. За 2006 год в два раза увеличились показатели патологии органов дыхания, наблюдается увеличение патологии почек, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата.

    Наблюдения за состоянием психического здоровья детей Сургута в течение последних двух лет позволяет сделать вывод о том, что увеличивается число детей, имеющих нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии.

    Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.

      В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по сохранению и улучшению здоровья детей становятся всё актуальней.

      Кроме того, очень важными в здоровьесберегающей деятельности любого образовательного учреждения являются проблемы внеурочной занятости детей, организации их досуга и дополнительного образования. Для сохранения здоровья нашего будущего поколения в жизнь школы нужно: внести изменения, направленные на улучшение физиологического, социального и психологического состояний каждого школьника; создать условия для развития ценностного отношения к своему здоровью и формирования жизненных приоритетов, направленных на осознанный выбор здорового образа жизни; способствовать психолого-педагогической защищённости ребёнка в микросоциуме.

    Политика навязывания здорового образа жизни школьникам малоэффективна и позитивно ими не воспринимается. Школьников следует грамотно подвести к тому, чтобы они сами для себя смогли вывести одно из основных жизненных правил: «Ты успешен тогда, когда ты здоров и ведёшь здоровый образ жизни». Задача педагогов и родителей помочь им в этом.

    Степень самостоятельности школьников в этом процессе является предметом спора. Для одних ребёнок – это предмет воздействия, который подлежит обучению, воспитанию, оздоровлению. Другие, по мнению А.В. Хуторского, считают: «Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов». Эта точка зрения базируется на предположении, что «…человек познан пока ещё крайне неудовлетворительно и только он сам (конечно, с помощью специалиста) может пробовать строить своё образование, самостоятельно рисковать и потом отвечать за результаты своего движения в плохо предсказуемой среде…»


















    1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике

    данного типа образовательных технологий.


    Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

    Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

    Физическое здоровье:

    · это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

    · это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
    которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

    Психическое здоровье:

    · это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
    моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение);

    · это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
    общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское определение).

    Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

    Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

    Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

    В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

    В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

                           2. Культура здорового образа жизни личности.

    Признаки индивидуального здоровья

    §  Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов

    §  Показатели роста и развития

    §  Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности

    §  Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития

    §  Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

    В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

    Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

    Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

    Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

    Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

    Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

    Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

    Здоровый образ жизни:

    §  благоприятное социальное окружение;

    §   духовно-нравственное благополучие;

    §  оптимальный двигательный режим (культура движений);

    §  закаливание организма;

    §  рациональное питание;

    §  личная гигиена;

    §  отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

    §   положительные эмоции.

    Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.


    3. Определение понятия «здоровьесберегающие

    образовательные технологии».


    Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым школьники учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

    По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой раз­вития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

     «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у школьников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

    •   условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
    требований, адекватность методик обучения и воспитания);

    •   рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с
    возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и
    гигиеническими требованиями);

    •   соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
    возможностям ребенка;

    •   необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный
    двигательный режим.

    Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (школьников, педагогов и др.). В эту систему входит:

    1.    Использование данных мониторинга состояния здоровья школьников,
    проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

    2.   Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
    образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,
    мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    школьников   данной
    возрастной группы.

    3.   Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
    в процессе реализации технологии.

    4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей
    деятельности школьников, направленных на сохранение и повышение резервов
    здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

    Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

    · аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развива­ется эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

    · гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью  и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

    · здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических спо­собов оздоровления ослабленных.

    · эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти ка­чества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

    · экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологиче­ских условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благо­приятна для здоровья школьников. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-  и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

    · физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

    Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

    Функции здоровьесберегающей технологии:

    формирующая: осуществляется на основе биологических и со­циальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль­ные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

    информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

    диагностическая: заключается в мониторинге развития школьников на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя­ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду­альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

    адаптивная:    воспитание    у    школьников    направленности    на
    здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние
    собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода
    стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
    адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

    рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

    интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
    концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
    подрастающего поколения.   

                 4. Классификация здоровьесберегающнх технологий.

    Типы технологий 

    § Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

    § Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

    § Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

    § Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности школьников, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

    Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

    •   Внесубъектные:    технологии рациональной организации
    образовательного          процесса,          технологии          формирования
    здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
    питания (включая диетическое) и т.п.

    •   Предполагающие    пассивную    позицию    учащегося:    фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

    Предполагающие     активную     субъектную     позицию     учащегося
    различные     виды    гимнастки,    технологии    обучения    здоровью,
    воспитание культуры здоровья.

    По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

             По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
    коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-
    гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
    (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
    организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
    коррекции девиантного   поведения);    психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

    К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.


    5. Методическое сопровождение деятельности педагога

    по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.


    Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

    Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

    1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

    2) число видов учебной деятельности: опрос школьников, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от школьников дополнительных адаптационных усилий;

    3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

    число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

    5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

    6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих школьников. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

    7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

    8) позы школьников, чередование поз;

    9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

    10) наличие у школьников мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

    11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

    12) психологический климат на уроке;

    13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; 

    В конце урока следует обратить внимание на следующее:

    14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

    15) момент наступления утомления школьников и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

    16) темп и особенности окончания урока:

    - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы школьников, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

    - спокойное завершение урока: школьники имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

    - задержка школьников в классе после звонка (на перемене).


    Заключение

    Для успешного осуществления этих целей педагоги и родители должны сопровождать развитие ребёнка в сфере оздоровления, т.е. предоставлять помощь, направленную на формирование культуры здоровья и образования учащегося, на преодоление трудностей учебно-воспитательного процесса через раскрытие внутреннего потенциала личности ребёнка и активизацию его собственных ресурсов.

    В связи с этим первоочередными становятся следующие проблемы:

    •   развитие и усиление потребности у детей и их родителей в качественном образовании, формировании и саморазвитии культуры здоровья;

    •   наличие затруднений в получении информации, связанных с недостаточным уровнем культуры учебно-воспитательного процесса;

    •   отсутствие механизмов интеграции в деятельности специалистов различных профилей;

    •   низкая востребованность со стороны детей и их родителей помощи в преодолении проблем саморазвития и самосовершенствования;

    •   отсутствие эффективных механизмов оказания такого вида помощи существующими структурами, работающими в рамках своих узкоспециальных функциональных обязанностей;

    •   необходимость дисциплинарного подхода в сопровождении детей в процессе их личностного совершенствования и отсутствие технологий его внедрения, что затрудняет переход от идеи сопровождения к её реализации.

    По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, при этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти 40% юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых силах. Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

    Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, но чаще это не врождённое отклонение, а приобретённое за время обучения в школе. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

    • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%);

    • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые зарегистрированы у 50-60% школьников;

    • резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;

    • увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

    Необходимость повышенного внимания именно к функциональным отклонениям у детей и подростков, отнесённых ко второй группе здоровья, определяется тем, что они в меньшей степени, чем причисленные к третьей и четвёртой группам здоровья, наблюдаются врачами, что именно у них (в 46,5% случаев) формируется хроническая патология, надолго закрепляющая таких детей в группах для больных. Эти данные подтверждают преимущества первичной профилактики перед лечебными мероприятиями и обусловливают необходимость дифференцированного подхода к лечению детей с учётом всей совокупности социально-гигиенических и медико-биологических факторов, существенно влияющих на исход отклонений в состоянии здоровья.

    К выводу, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики. В результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди школьников по сравнению с не учащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их и стали называть «школьными болезнями».

    Это название дал Р. Верхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы», изданной в 1870 году. А основоположник гигиены Ф. Эрисман в 1891 году писал, что «…гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ».

    Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей начала 20-го столетия к заключению о неправильной организации обучения. К недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, относятся:

    •   слабая освещённость классов;

    •   плохой воздух в школьных помещениях;

    •   неправильные форма и величина школьных столов.

    Объём учебных программ их информационно насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями обучающихся.

    Один из самых неблагоприятных факторов для здоровья детей – общая стрессогенная система организации учебного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% обучающихся постоянно или часто испытывают «учебный стресс», в результате чего стремительно ухудшаются показатели нервно-психического и психологического здоровья.

    Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний. Усугубляет положение и то, что возрастает рост числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики и иные психотропные препараты подростков, снижается возрастной порог приобщения к этим пагубным привычкам.

    Стремление как можно быстрее приспособить ребёнка к достижениям человеческого разума, когда обучение строится по принципу «читать раньше, чем ходить», превращает школу в фактор риска для формирующегося организма. Современная образовательная система школьника преимущественно на предельном стрессовом уровне нервно-психического напряжения при крайне малом компоненте двигательной активности и сенсорно-моторного синтеза.

    Традиционно, на академическом уровне, который является доминирующей формой обучения в школе, деятельность ученика протекает в чуждом его природе малоподвижном режиме ближнего зрения по принципу «сиди – слушай – смотри».

    В борьбе с патологиями, развивающимися у школьников, взгляд на здравоохранительные мероприятия устремляется в сторону методов воспитания и обучения. Сложившаяся ситуация актуализировала необходимость формирования в возрастном аспекте психологических и физиологических потенциалов именно такими методами, активно формируя у ребёнка основы здорового образа жизни и само здоровье. Ведь сегодня воспитание способно определять даже существование самой жизни человека.

    В педагогическом отношении важным результатом расширения двигательной активности в процессе обучения является повышение сосредоточенности школьников, возрастание их внимания к учебному процессу, что находит своё выражение в значительном уменьшении количества общей деятельности, немотивированных «отключений» от занятий. В этой связи ярче акцентируются противоречия, сложившиеся в традиционном образовании между:

    •   необходимостью расширения двигательной активности и необходимостью сохранения и поддержания дисциплины на уроке;

    •   необходимостью расширения двигательной активности ребёнка и отсутствием «установки» на здоровый образ жизни у населения, включая работников образования и родителей;

    •   потребностью в динамической комплексной оценке физического развития детей и отсутствием адекватных методик для такой оценки;

    • необходимостью активизации двигательной активности, её нормированием и формированием ценностной установки на обучение, развитие высокой устойчивости его организма к средовым факторам.

    Сегодня школьное здравоохранение в качестве основы рассматривает разработку учебно-воспитательных методов культивирования гармоничного развития, позволяющих обоснованно и целенаправленно оптимизировать деятельность организма в целом.

    Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника (с учётом выполнения домашних заданий, посещения секций, кружков, дополнительных заданий и т.п.) приближается к 12 часам, а у старшеклассников – к 14-16 часам. Несомненно, что это тоже отрицательно сказывается на здоровье. Возможные пути решения этой проблемы:

    •   пересмотреть и изменить содержание уроков физической культуры (в оптимальном варианте – с учётом уже имеющихся у детей диагнозов);

    •   использовать на уроках и переменах малые формы физической активности (физкультминутки, физкультпаузы, спортивные или игровые переменки и т.п.);

    • проводить специальные физкультурные занятия для детей с ограничениями по здоровью;

    • откорректировать педагогические технологии учителей-предметников так, чтобы они могли способствовать формированию у обучающихся здорового образа жизни;

    •   предоставлять обучающимся возможность посещения спортивного зала во внеурочное время.

    Решение данных проблем можно смело рассматривать как здоровьесберегающие технологии, дополняющие образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья школьников. Администрации и каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не обладает абсолютным здоровьем. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из обучающихся не имел проблем со здоровьем, - неправильная и непрофессиональная позиция педагога.

    В последние годы в педагогике наметилась тенденция полагать, что за принцип формирования ответственности за своё здоровье школьники должны отвечать сами, т.к. это всего лишь частный случай ответственности за своё поведение. Эта тенденция привнесена в педагогику из психологии, где данные проблемы решаются не на уровне призывов и деклараций, а путём реализации воспитательных программ, применения методов индивидуальной и групповой работы с целью формирования ориентации на здоровый образ жизни. Отсутствие у ребёнка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по привитию культуры здоровья, т.к. не обеспечивает необходимых психологических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуациях, требующих принятия решений, связанных со здоровьем.

    Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья обучающихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Школьник, не заботящийся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение, укрепление и принятие здорового образа жизни, не сможет оставаться здоровым при всём старании педагогов.

                                                       Литература

    1.   Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.

    2.   Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприя­тия в учебном процессе // № 4. С. 72.

    3.   Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.

    4.   Карасева Т.В. Современные аспекты реализа­ции здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

    5.   Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегаю­щих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.

    6.   Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

    7.   Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

    8.   Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.

    9.   Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.

    10. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

    11. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие техно­логии в классах коррекционно-развивающего обу­чения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.

    12. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

    13. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.

    14. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

    15. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

    16. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

    17. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

    18. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

    19. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

    20. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.

    21. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

    22. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.

    23. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.

    24. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.

    25. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

    26. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.

    27. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья школьников в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.

    28. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.

    29. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

    30. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.

    31. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.

    32. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

    33. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред.  Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).

    34. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

    35. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье школьников и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.

    36. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

    37. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

    38. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

    39. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.

    40. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.

    41. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.

    42. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

    43. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье школьников в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.

    44. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.

    45. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.

    46. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

    47. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

    48. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Здоровьесберегающие образовательные технологии для школьников ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.