Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Исследование агрессивных реакций у мужчин

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Исследование агрессивных реакций у мужчин
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:

    Введение......................................................................................................... 3

    Глава 1. Теоретическое исследование особенностей агрессивных реакций взрослых мужчин с помощью проективных методик................................................... 6

    1.1. Понятие агрессивности, виды и причины возникновения .................... 6

    1.2. Проявления агрессии у взрослых людей................................................ 11

    1.3. Общая характеристика и классификация проективных методик............ 15

    Глава 2. Организация и методы исследования агрессивных реакций взрослых мужчин с помощью проективных методик ................................................................... 19

    Глава 3. Результаты эмпирического исследования агрессивных реакций взрослых мужчин с помощью проективных методик.................................................................... 23

    Заключение..................................................................................................... 27

    Список литературы ....................................................................................... 29

    Приложения.................................................................................................... 31

    Введение

    Актуальность. Проблема агрессивности сегодня - едва ли не одна из самых насущных проблем многих из современных гуманитарных наук. События, произошедшие в ХХ веке: две мировые войны, унесшие громадное количество человеческих жизней, изобретение мощнейшего по своей разрушающей силе оружия, дают этому достаточно оснований. К сожалению, даже наша жизнь - яркое тому подтверждение. Размах международного терроризма, принимающего все более угрожающие масштабы, заставляет общество взывать к тем, кто может внести свой вклад в решение данной проблемы.

    В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия.

    В современном обществе существует проблема детской, подростковой агрессивности,  которая часто переходит в более сложную форму – агрессивность взрослых. Проблема агрессивности как свойства личности, агрессивного поведения приобретает наибольшую актуальность в современном обществе. И связано это в том числе с изменениями социально-экономической обстановки, отражающейся на внутрисемейной ситуации.

    Многочисленные исследования говорят о том, что агрессивность имеет как биологические, так и социально-психологические факторы. В связи с этим в науке, перед психологами и педагогами возникает  противоречия, касающиеся агрессии - сама по себе тема агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований. И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.

    В настоящее время существует масса методик, при помощи которых мы можем получить данные об уровне агрессивности, как взрослых, так и детей. Но следует отметить, что не часто экспериментаторами используются проективные методики в диагностики агрессии взрослых. Чаще всего считается, что рисуночные тесты используются в работе с детьми, а при диагностике агрессии взрослых эффективнее будет применение стандартных методик. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования. Это обусловило выбор темы исследования: «Особенности исследования агрессивных реакций взрослых мужчин с помощью проективных методик».

    Целью нашего исследования стало изучение особенностей агрессивных реакций взрослых мужчин с помощью проективных методик.

    Объект -  проблема агрессивности в современном обществе.

    Предмет – диагностика агрессии проективными методами..

    В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:

    1.проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определить следующие понятия - агрессия, причины и факторы возникновения, сущность и проявление агрессивности в подростковом возрасте;

    2.озарактеризовать особенности проявления агрессии у взрослых людей;

    3.дать общую характеристику и классификацию проективных методикам диагностики;

    4.организовать и провести эмпирическое исследование агрессивных реакций взрослых мужчин с помощью проективных методик;

    5.проанализировать полученные результаты исследования и подвести итог работы.

    Гипотеза. Наше исследование основывалось на предположении о том, что каждая личность имеет свои индивидуальные особенности, что может быть связано с возрастными особенностями человека. Существует взаимосвязь между возрастными особенностями мужчин и уровнем агрессии - уровень агрессивных реакций мужчин более зрелого возраста значительно ниже, чем у молодых мужчин.

    Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов:

    1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

    2)эмпирические: диагностические методы (беседа, наблюдение).

    В качестве методики исследования была применена проективная методика диагностика состояния агрессии (рисуночный тест «Hand-test» Э. Вагнера).

    Базой исследования является  одно из частных предприятий г. Москвы. В эксперименте принимали участие 20 мужчин в возрасте от 28 до 46 лет.

    Глава 1. Теоретическое исследование особенностей агрессивных реакций взрослых мужчин с помощью проективных методик

    1.1Понятие агрессивности, виды и причины возникновения

    Агрессия (агрессивность) - тема, вызывающая активный интерес специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение - одна из центральных проблем изучения человеческой психики. В настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.[1]

    Агрессия - очень частое явление в современном обществе. Агрессивные проявления, например, жестокость и насилие, если не стали нормой жизни, то, по крайней мере, рассматриваются как важная составная ее часть.

     Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное пове­дение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т. д.

    Однако это определение  - не единственное, принятое в науке. Современные исследователи Р.Бэрон и Д.Ричардсон рассматривают следующие основные подходы к определению сущности агрессии.[2]

    1) Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан  описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

    2) Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».

    Л.Берковиц определяет агрессию как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред другому».

    М. Раттер относит агрессивность к «социально неодобряемой форме поведения, которая сказывается себя в плохих отношениях с окружающими, проявляющимися в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративном неповиновении, разрушительных действиях и лживости». [3]

    Следует признать, что, хотя агрессия стереотипно воспринимается как негативное явление, у нее есть и позитивные стороны.

    В частности, агрессивное поведение помогает человеку защитить себя, настоять на то, что важно. Агрессия также может способствовать развитию лидерских качеств.

    Считается, что агрессия - это следствие действия разного рода причин. Агрессию могут спровоцировать:

    1)наследственно-характерологические факторы (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);

       2) биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);

       3)некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);

    4) влияние социального окружения

    А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:

    1) физическая (физические действия против кого-либо);

    2) вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);

    3)косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.);

    4) раздражение (вспыльчивость, грубость);

    5) негативизм (оппозиционная манера поведения).[4]

    Можно выделить также «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу — появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности,  жестокости; целью ее является получение удовольствия.

    Агрессия может быть и таких видов:

    1.Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.

    2.Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.

    3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.

    А.А.Романов перечисляет следующие основные признаки для классификации агрессии:

    - направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого, на себя;

    - наблюдаемость — ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии;

    - временные признаки, т.е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии;

    -  пространственные признаки — в семье, на работе, на улице и пр.;

    -  по особенностям психических действий — физическая, вербальная;

    -  по социальной опасности агрессивных действий:

    1) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности за подобное поведение;

    2) делинквентные формы агрессивного поведения, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.[5]

    Интересно то, что в поведении человека могут присутствовать одновременно несколько видов агрессии.

    Исследователями  было выделено значительное количество подходов к проблеме агрессии.

    Нормативный подход, означает, что в определениях агрессии особый акцент делается на её противоречии общественным нормам.(Д. Жмуров, Т. Румянцева, О. Мартынова и др).[6]

    Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека (К.Юнг, З.Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).

    Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности (Шваб, Э. Фромм, Коэроглоу).

    Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты (Уилсон, Мацумото). Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Р. Бэрон, Д.Ричардсон, Ливсон Н). 

    Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии - агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности - антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е.В.)

    Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994, Соловьева, 1995).

    Недифференцированные подходы, как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и тд. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия - это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия - это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф).[7]

    Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления. Те или иные формы агрессии характерны для большинства людей. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

    1.2 Проявления агрессии у взрослых людей


    Мы смогли выяснить, что агрессия -  (от лат.- aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.

    Бойко В.В. выделяет следующие формы агрессии у взрослых людей.[8]

    1. "Экстрапунитивность" - тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда - себя. Есть люди, которые "никогда и ни в чем не виноваты". Они убеждены, что у них не сложилась жизнь, потому что родились под несчастливой звездой, что обстоятельства чаще всего не в их пользу, что им не везло в выборе друзей, создании брачного союза, к ним незаслуженно плохо относится начальство. В сознании и мышлении таких людей преобладают откровенные обвинительные тенденции, то есть стремление видеть причины и следствия происходящего однонаправлено - в окружающих, в обстоятельствах, но не в себе. Это искажает и упрощает реальность: диалектический характер связей причин со следствиями и следствий с причинами подменяется субъективизмом. Нередко личность как бы исключает свое Я из причинно-следственных связей. Взаимодействие с окружающими становится вызывающим, строится на основе конфронтации и выпадов. Естественно, сие порождает негативные ответные реакции со стороны партнеров, возникает некоммуникабельная атмосфера, пронизанная энергетикой отрицательных эмоций. Обвинительные тенденции в интеллекте проявляются в различных ситуациях: - Деловой партнер, пытаясь объяснить свои идеи другому, говорит: "Я вижу, что вы не понимаете то, что я хочу сказать". - Типичный агрессивный выпад в адрес собеседника; косвенное утверждение: я умный, а ты глупый. - На просьбу руководителя доложить о выполнении задания подчиненный отвечает: "Если бы вы дали мне четкое указание, что и как сделать, я бы так и поступил". - Подобный оборот речи есть не что иное, как отрицательный разряд. Он способен вызвать ответную защитную реакцию: "Если вам что-то было не ясно, почему вы не уточнили, а теперь оправдываетесь?" и т. п. - На совещании один из сотрудников обращается к руководителю: "Своими непоследовательными распоряжениями вы завели нас, своих подчиненных, в тупик" - Что называется, "выстрел в упор", никакого миролюбия или избегания, но однозначный агрессивный выпад. - Секретарь-машинистка, застигнутая за очередным перекуром, как - бы оправдывается перед шефом: "У вас очень непонятный почерк, поэтому я медленно печатаю вашу рукопись". - Хотя выстрел произведен из малокалиберного духового ружья, он вряд ли будет забыт начальником. Ответ может последовать немедленно. "Еще раз подведете - уволю".

    2. "Поиск мишени" - стремление выместить агрессию на невинном субъекте или непричастном объекте. Вариации этой поведенческой формы - выискивание "козла отпущения" или "мальчика для битья". Типичная модель "поиска мишени" такова: вы ушиблись о косяк стула и зло швыряете его, будто этот предмет, а не вы виновны в своей неловкости. В обыденной жизни в роли объекта, на который изливается злость, досада, ярость, приступы гнева, оказывается близкий человек или кто-нибудь, случайно оказавшийся под рукой. Агрессор неосознанно находит "виновного" и ему становится легче - объект для излияния негативных эмоций найден. Можно оскорбить его. Можно ударить. Главное остаться безнаказанным. Безнаказанность - мощный стимул агрессии.

    3. "Оправдание через нападение" - механизм агрессии, основанный на подмене объекта порицания - вместо себя агрессор подставляет другого. Агрессивному человеку трудно признать ошибку, допущенный промах или случившийся конфуз. Возникшее при этом энергетическое напряжение требует разрядки Куда ее направить? Легче всего на свидетеля промашки, на оппонента или критика Основным принципом поведения нередко избирается житейская псевдомудрость: "нападение - лучший вид обороны". Приговаривая этот девиз себе под нос или бросая окружающим, агрессор крушит черной энергией направо и налево Вы ему замечание, а он в ответ, "не тебе меня учить". Вы к нему с претензией, а он: "на себя посмотри". Если вы говорите агрессору о необходимости обратить внимание на личную дисциплину или качество работы, он мгновенно находит изъяны в вашей деятельности или "копает" еще глубже - обсуждает факты вашей биографии. Агрессивный человек часто безнравственен.

    4. "Праведный гнев" - оправдание собственной агрессии возвышенным мотивом. Агрессор понимает, что некоторые чувства или поступки умаляют его достоинство. Постыдна зависть. Трудно пережить поражение в любви или фиаско на поприще искусства. Неприятно признаваться себе в грубости, лживости, безнравственности. Ужасно сказать себе я серость, примитив. Но душа кипит, негативные эмоции готовы вырваться наружу. И тут на помощь приходит "праведный гнев" Возмущение облекается в форму благородного протеста. Зависть маскируется под рассуждения о чести и достоинстве.  Неприятие личного поражения в творчестве принимает различные формы критиканства по адресу более удачливых коллег: "Если быть принципиальным, то надо признать, что это далеко от таланта". Безнравственность оправдывается некими высшими ценностями" "Я не прощаю подлость даже самым близким". При помощи "праведного гнева" бесталанные устраняют талантливого, ленивые - трудолюбивого, нечестные - честного.

    5. "Проекция негативных качеств" - приписывание своих недостатков партнеру. Агрессивная личность переживает тот факт, что у нее есть недостатки. Однако признать их и тем более преодолевать она не намерена, ведь это трудная задача - переделать себя или избавиться от части своего Я, пусть даже осуждаемой. И тогда бессознательно возникает соблазн обвинить в собственных пороках других, как бы поставить знак равенства между плохим своим Я и Я других. Вот почему желчный, нечестный, грубый, завистливый, жадный, порочный человек охотно находит эти и прочие недостатки в другом. Собственные плохие качества вызывают внутренний дискомфорт, но если их увидеть у партнера, становится легче: "не один я плохой".

    6. "Самоутверждение путем унижения другого" - агрессия, основанная на девальвации достоинств партнера. Сказать себе: "Я бездарен, ленив, глуп" - для большинства невозможно, это означало бы уничтожение своей субъектной реальности. Гораздо проще принизить достоинства другого. Об умном сказать, что он таким лишь кажется. О талантливом распустить слух, что он добивается успехов сомнительными средствами. О честном намекнуть, что он себе на уме. О растущем профессионально, утверждать, что ему помогает "большая рука". В конце концов допустимо признать второстепенные достоинства партнера: "у него хорошо подвешен язык", "он бездарен, но обладает пробивной силой". Можно найти какой-нибудь сомнительный аргумент в пользу того, кто раздражает агрессора своими достоинствами: "дуракам у нас открыта дорога", "бездарям позволяют расти - они никому не мешают".

    7. "Девальвация объекта беспокойств" - понижение значимости, ценности того, что (кто) вызывает досаду. Если желанный объект не доступен, то чтобы успокоить себя, не лишне снизить его значимость, найти изъян или охаять.

    8. "Деликатное хамство" - изощренное оскорбление человеческого достоинства, Это мягкая по форме, но жестокая по содержанию агрессия, рассчитанная на унижение личности. Ее демонстрируют специфические люди' они вполне владеют собой и способны мыслить, находясь в состоянии психологического дискомфорта. Их интеллект не только сохраняет хорошую работоспособность, но и подхлестывается негативной эмоциональной энергией. Такой ансамбль рационального и эмоционально порождает сарказм, издевку, цинизм. Агрессор хладнокровно "разделывает" свою жертву, целясь в самые чувствительные места ее субъектной реальности.

    1.3Общая характеристика и классификация проективных методик

    Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

    Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

    1) особенностями стимульного материала;

    2) особенностями поставленной перед респондентом задачи;

    3) особенностями обработки и интерпретации результатов.[9]

    1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

    2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, - одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик - замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

    3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

    Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

    Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

    В литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.[10]

    1. Методики дополнения. Стимульный материал:

    • набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

    • Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").

    • Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

    2. Методики интерпретации. Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, РАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

    3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

    4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

    5.Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

    Выводы по главе 1

    Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в уточнении. Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

    Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации и т.д.

    В настоящее время существует достаточно методик для диагностики агрессии. В нашем исследовании мы подробно остановимся на рассмотрении проективных методик при выявлении агрессивных реакций взрослых мужчин.

    Глава 2. Организация и методы исследования агрессивных реакций взрослых мужчин с помощью проективных методик

    Целью нашего исследования являлось выявление особенностей агрессивных реакция мужчин посредством проективной методики. Для проведения эксперимента мы выбрали рисуночный тест «Hand-test».

    Данный тест - проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.[11]

    Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица (подобно пустой карточке в Тематической апперцепции тесте), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

    Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:

    -агрессия – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

    -указания – рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

    -страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;

    -привязанность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;

    -коммуникация – ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

    -зависимость – рука выражает подчинение другим лицам;

    -эксгибиционизм – рука разными способами выставляет себя напоказ;

    -увечность – рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

    -активная безличность – ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия;

    -пассивная безличность – также проявление «тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

    -описание – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

    Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действием, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т. е. ? («агрессия» + «указания») — ? («страх + «привязанность» + «коммуникация» + «зависимость»). Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм» , и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

    В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

    Э. Вагнер (1978) на основе изучения работ, выполненных с помощью данной методики, сделал вывод о ее высокой валидности и надежности. На основе теста В. Белшнером с соавт. (1971) разработан усложненный модифицированный вариант, состоящий из 34 фотографий руки.

    В 90-е гг. тест приобрел популярность в России, русскоязычный адаптированный вариант издан ГП ИМАТОН (Санкт-Петербург). Дальнейшее развитие интерпретации этого проективного теста и способов обработки полученных результатов представляют широкие возможности для практических психологов, в особенности для тех, кто работает в сферах изучения отклоняющегося поведения и медицинской психологии.

    Процедура проведения.

    Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется на нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но по желанию испытуемый может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого.

    Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Десятая карточка пустая. Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать.

    Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком «х 4», то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

    При проведении исследовательской работы нами соблюдалась определенная последовательность:

    1.знакомство с участниками эксперимента;

    2.проведение предварительного наблюдения и ознакомительной беседы с мужчинами;

    3. использование специальной проективной методики исследования уровня агрессии участников эксперимента и интерпретация полученных данных;

    4.оформление заключительных выводов и подведение итогов работы.

    Таким образом, нами было организовано эмпирическое исследование и подобрана проективная методика, при помощи которой мы планировали провести исследования особенностей агрессивных реакция мужчин разного возраста.

    Глава 3. Результаты эмпирического исследования агрессивных реакций взрослых мужчин с помощью проективных методик


    В нашем эксперименте принимали участи 20 мужчин в возрасте от 28 до 46 лет.

    Проективной методикой, по которой мы проводили экспериментальное исследование стала - тест руки (Hand test) по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру). Данный тест - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером (более подробное описание методики и показ стимульных картинок – в приложении).

    Участникам эксперимента предлагался стимульный материал, состоящий из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой мы просили представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показывались последовательно. Человеку дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

    Ответы разносятся по 11 категориям: агрессия, директивность (указание), страх, аффектация (привязанность), коммуникация, зависимость,  эксгибиционизм, калечность, активная безличность, пассивная безличность, описание.

    Мы подсчитали количество баллов по каждой из 11 категорий и полученные результаты отразили в таблице №1.

                                                                                                                                   Таблица №4

    Интерпретация результатов методики «Тест руки» (Hand test)

    Имя

                                                                                                                            Исследуемые категории

    Возраст

    Агрес-

    сия

    Директивность (указание)

    Страх

    Аффек-

    Тация

    (привязанность)

    Комму-

    никация

    Зависи-

    мость

    Эксгиби-

    ционизм

    Калеч-

    ность

    Акт.

    безли-

    чность

    Пассивная безлич-

    ность

    Опии-

    сание

    S

    Количественный показатель открытого агрессивного поведения

     

    1.

    Андрей П.

    34

    5

    10

    3

    2

    10

    2

    5

    3

    5

    2

    2

    49

    0

     

    2.

    Илья М.

    31

    6

    8

    5

    4

    6

    3

    1

    4

    7

    3

    4

    51

    -4

     

    3.

    Антон Р.

    29

    9

    10

    5

    6

    5

    5

    3

    2

    5

    3

    2

    55

    -2

     

    4.

    Стас Ж.

    28

    8

    8

    3

    5

    4

    2

    2

    3

    6

    2

    2

    45

    2

     

    5.

    Василий Ч.

    36

    6

    6

    7

    4

    6

    3

    3

    2

    4

    2

    1

    44

    -8

     

    6.

    Олег С.

    46

    3

    3

    5

    9

    8

    4

    2

    2

    2

    6

    2

    46

    -20

     

    7.

    Даниил П.

    28

    8

    8

    1

    2

    2

    1

    4

    3

    6

    4

    3

    42

    10

     

    8.

    Иван Р.

    45

    3

    4

    4

    6

    6

    5

    5

    4

    6

    3

    2

    48

    -14

     

    9.

    Николай Т.

    34

    8

    8

    8

    1

    3

    8

    2

    1

    7

    2

    3

    51

    -4

     

    10.

    Игорь К.

    46

    4

    6

    3

    3

    8

    6

    3

    5

    8

    2

    2

    50

    -10

     

    11.

    Андрей Р.

    42

    5

    4

    5

    8

    2

    3

    1

    3

    6

    3

    2

    42

    -9

     

    12.

    Егор Т.

    34

    5

    4

    1

    2

    2

    1

    5

    2

    5

    2

    3

    32

    3

     

    13.

    Константин О.

    33

    6

    8

    4

    2

    4

    1

    2

    2

    3

    8

    2

    42

    3

     

    14.

    Януш Б.

    31

    8

    9

    7

    4

    6

    1

    3

    4

    4

    9

    4

    59

    -1

     

    15.

    Виктор В.

    44

    2

    3

    4

    8

    4

    3

    2

    2

    5

    2

    2

    37

    -14

     

    16.

    Максим В.

    29

    8

    10

    5

    4

    2

    1

    4

    5

    5

    3

    3

    42

    6

     

    17.

    Вадим Ц.

    42

    2

    5

    4

    9

    8

    2

    5

    2

    6

    1

    2

    46

    -16

     

    18.

    Сергей Ф.

    28

    9

    9

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    4

    9

    4

    46

    11

     

    19.

    Валерий Б.

    29

    8

    7

    5

    1

    5

    3

    2

    3

    7

    2

    2

    45

    1

     

    20.

    Вениамин Л.

    39

    4

    3

    4

    7

    8

    2

    4

    3

    5

    3

    3

    46

    -14

     

    Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывался по формуле (агрессия + указания)- (страх + привязанность + коммуникация + зависимость).

    В результате анализа полученных результатов при обследовании уровня агрессии у мужчин разного возраста мы смогли выявить, что в исследуемой группе из 20 человек только у 9 мужчин отмечены невысокие показатели по исследуемому параметру. У остальных мужчин выявлены высокие баллы агрессии.

    На диаграмме №1 наглядно отразим полученные результаты.

    Диаграмма №1

    Результаты проведения методики «Тест руки» (Hand test)






    Данное обследование указывает нам на выбор мужчин той или иной интерпретации рисунка. Как видно, итоговое количество баллов у всех испытуемых колеблется от 42 до 63.

    При более детальном анализе проведенного обследования мы можем заметить, что высокие показатели открытого агрессивного поведения выявлены у мужчин младше 35 лет, в то время, как у более зрелых мужчин количественный показатель агрессивного поведения ниже или приближен к0.

    Таким образом, мы можем утверждать, что наше предположение достоверно – существует зависимость между возрастом мужчины и проявлениями агрессивности.

    Выводы по главе 2 и 3


    На основании анализа научной литературы по проблеме агрессивности нами были определены основные теоретические аспекты рассматриваемого вопроса. Опираясь на полученные знания, появилась необходимость проведения экспериментального изучения агрессии.

    В нашем исследовании перед нами стояла цель – провести психодиагностическое исследование уровня агрессивности группы мужчин и выявить особенности проявления агрессивных реакций мужчин разных возрастов. Для этого нами была подобрана методика по оценке уровня агрессии испытуемых - Тест руки (Hand test) по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру.

    В эксперименте принимали участие 20 человек. Полученные результаты были занесены в таблицу и для наглядности отражены в диаграмме. В результате проведения обследования мы выяснили, что у всех участников эксперимента уровень агрессивности различен – количественный показатель открытого агрессивного поведения выше у мужчин более младшего возраста. Данные результаты являются подтверждением нашего  первоначального предположения.


    Заключение

    Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

    1. Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

    2. Слово "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренц, Ардри); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

    3. Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается

    4.Повышенная агрессивность является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число людей с агрессивными реакциями и поведением в целом стремительно растет.

    5.Увеличение агрессивности в современном обществе вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни; кризисом семейного воспитания; невниманием к нервно-психическому состоянию личности; увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

    В нашем исследовании мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определили теоретические основы  проблемы агрессивности. Оптимизировав опыт психологов и педагогов, мы дали сущностную характеристику следующим понятиям: агрессия, причины и факторы возникновения, сущность и проявление агрессивности. Так же рассмотрели теоретические аспекты использования проективных методик при выявлении агрессии взрослых людей. Опираясь на полученные теоретические знания, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование агрессивности взрослых мужчин при помощи проективной методики «Hand-test» (тест руки). Таким образом, мы выполнили все поставленные в работе задачи и достигли определенной цели.

    В заключении хочется отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что каждая личность имеет свои индивидуальные особенности, что может быть связано с возрастными особенностями человека. Как показало наше исследование, уровень агрессивных реакций мужчин более зрелого возраста значительно ниже, чем у молодых мужчин.


    Список литературы

    1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.

     / В.В. Бойко - М., 1996.

    2.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон – С.- П.:Питер., 1997.

    3.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. / А.Л. Венгер - Владос-Пресс, 2006 г.-160с.

    4.Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии / Н.А. Дубинко - Социально- педагогическая работа.- 1997. № 4. 1997. С.85–92.

    5.Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. / Д. Креч, А. Крачфилд, Н. Ливсон - Вопросы психологии. – 1992. - №1-2. – С. 4-10.

    6.Лоренц К. Агрессия. / К. Лоренц – М.: Просвещение, 1994. – С.110-125.

    7.Паренс Г. Агрессия наших детей. / Г. Паренс – М.: Лайнер., 1997.

    8.Рубинштейн С.Л.. Проблемы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - М.,1973 г., 416с

    9.Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999 г., 720 с.

    10 Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. / С.Я. Рубинштейн - M.: Медицина, 1970, 215 с.

    11.Руководство к методике HAND TEST. Разд.1. Общая часть руководства: 1997-82 с.

    12.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева -  Вопросы психологии - 1991. № 1. С. 81–88

    13.Румянцева Н.М. Агрессия и контроль./ Н.М. Румянцева - Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.-С.35-40.

    14.Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста./ Л.М. Семенюк - Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1991.- С.16.

    15.Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. / Е.Т. Соколова – М.:Просвещение., 1980.

    16.Холлигер В. Человек и агрессия. / В. Холлигер – М.: Просвещение., 1985. – С.35

    Приложения

                 Тест руки (Hand test)

    Инструкция

    Процедура проведения.

    Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется на нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но по желанию испытуемый может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого.

    Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Десятая карточка пустая. Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать.

    Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком «х 4», то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

    Ключи

    Алгоритм подсчета баллов по категориям.

    Ниже приводятся полные записи для иллюстрации процедуры подсчета в том виде, в каком она применяется в действительности. В первой колонке указывают номер карточки. Во второй колонке дается время первой реакции на карточку в секундах. В третьей колонке приводятся все ответы — арабскими цифрами. В четвертой колонке приведен ответ пациента. Если приходится обращаться к испытуемому субъекту с просьбой объяснить его замечание — это обозначается (Об). В последней колонке ставится количество очков за каждый ответ. За каждой записью может следовать детальное описание процедуры подсчета.

    Интерпретация.

    Цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание администрации, психиатров клиник и т. п., т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями: обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара (муж и жена во время супружеских ссор); драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациентами психиатрических клиник и т. д.

    Подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость.

    Категории теста.

    1. Агрессия (Аг). Это ответы, в которых рука представляется как нападающая, ранящая, приносящая ущерб, агрессивно доминирующая или активно хватающая другое лицо или предмет.

    Например: рука, «дающая пощечину», «ударяющая», «толкающая», «хватающая за нос», «ловящая мух», «захватывающая», «сжимающая», «выбивающая кому-то глаз», «дающая шлепок ребенку», «щипающая кого-то», «готовая нанести удар», «находящаяся в драке», «готовая к захвату», «хватающая ужа», «ловящая насекомое», «крадущая фрукты» и пр. Все эти тенденции к действию предполагают довольно высокую степень принятия идеи «проявления».

    2. Директивность (Дир). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, разрушающая или иным образом оказывающая влияние на другое лицо. Она может включать такие ответы, в которых рука представляется как общающаяся, однако это общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на ход действий другого лица, т. е. проповедь, чтение лекций, обучение, дача указаний. Примером директивности является следующий ответ: «дирижирование оркестром», «человек, говорящий: "Стоп!"», «предупреждение», «дача указаний». Ответы этой категории отражают чувство превосходства по отношению к другим людям. Отношение к людям заключается в том, что другие должны согласиться с намерением руки, а не наоборот; отношение, отражающее готовность извлечь выгоду из других.

    3. Страх (С). Ответы этой категории отражают страх перед возмездием. Они уменьшают вероятность явного агрессивного поведения, Можно предположить, что наличие слишком большого количества этих ответов увеличивает вероятность явного агрессивного поведения (в открытом акте, названном воображаемым нападением).

    Категория страха включает ответы, в которых рука представляется в виде жертвы собственной агрессии. Рука представляется как пытающаяся предотвратить физическое насилие, направленное на ее владельца. Это могут быть ответы, в которых рука представляется наносящей ущерб самому испытуемому, т. е. «рука, душащая меня». Другие примеры: рука, «поднятая в страхе, чтобы защитить себя», «отражающая удар», «царапающая ногтями», «выражающая просьбу: "Пожалуйста, не бей меня"». Отказ от агрессии означает страх перед возмездием. Такие ответы, как «это отдыхающая рука, а не злая» или «это не драка» подсчитываются по шкале П-б.

    4. Аффектация (Аф). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется делающей аффективный жест или аффективно благожелательный жест. Руки представляются предлагающими (не просящими и не получающими) дружбу или помощь другим.

    Примерами могут служить следующие: «привет» — рука дружески похлопывает кого-то по спине, «пожатие рук», «добро пожаловать», рука, похлопывающая собачку, бросающая деньги в ящик для пожертвований, протянутая для оказания помощи ребенку, предлагающая цветы кому-либо. И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение (и могут по этой причине быть смешаны с ответами категорий Коммуникация), все они характеризуются прежде всего благожелательным отношением и связаны с аффектацией. Для ответов категории (Ком) такие качества не характерны. Сравните список примеров, данных по категории (Аф) с ответами, подсчитывающимися по категории (Ком), например, «стремление договориться», «жестикуляция при разговоре». Такие ответы не связаны с установкой на аффектацию. Ответы, подсчитанные по категории (Аф), отражают повышенную способность к активной социальной жизни. Они отражают желание субъекта сотрудничать с другими в целях разделения аффектации.

    5. Коммуникация (общение, Ком). Это такие ответы, где рука общается или делает попытку общаться с лицом, которое представляется равным или превосходящим коммуникатора. Предполагается, что коммуникатор нуждается в аудитории больше, чем аудитория нуждается в нем, или что между коммуникаторами и аудиторией существует взаимная симметричная связь. В этих ответах совершенно очевидно то, что коммуникатор желает обратной связи и принятия, что он хочет быть понятым своей аудиторией. В этих ответах подразумевается необходимость в «желании разделить трудности», «желании быть понятым и принятым» и т. п. Примеры: «жестикуляция при разговоре», «отчаянная попытка быть понятым», «передача информации», «разговор руками», «жест рукой, обозначающий прощание», и т. п. Последний ответ хотя и обозначает эмоциональную амбивалентность (двойственность), может рассматриваться по категории «Ком».

    Очень важно, чтобы ответы категории (Дир) четко дифференцировались от ответов категории (Ком). Коммуникация, имеющая место в ответах (Дир), является вторичной по отношению к желанию оказать активное воздействие на аудиторию. Четкое представление об этом различии может дать сравнение психологического различия между «проповедованием», которое является примером (Дир), и «попыткой договориться», которое относится к (Ком).

    6. Зависимость (Зв). Эта категория включает ответы, в которых. Рука активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица. Успешное осуществление тенденции к этому действию зависит от явной или подразумеваемой необходимости в доброжелательном отношении со стороны других лиц. В категорию включены такие ответы, в которых рука подчиняет себя другим лицам, что может быть отражено в таком ответе: «приветствующая рука». Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следующим образом: чем больше количество таких ответов, тем больше субъект чувствует, что другие должны ему время, внимание, ответственность. Зависимость в этом контексте не нуждается в равном бессилии и неспособности. Те люди, которые дают такие ответы, активно ищут поддержки со стороны других, ожидая, что эти другие «должны им» свое время и внимание. Такие ответы дают не только бедные люди и алкоголики, хотя в процентном отношении они у них превалируют. «Нормальные» люди также дают такие ответы. Эта категория включает все ответы, в которых кто-то активно взывает о помощи любого рода или в которых подчиненное лицо склоняется перед силой или властью превосходящего лица. Примеры: «просьба», «просьба подать руку», «путешествие на попутных машинах», «отдавание чести офицеру», «принятие клятвы», «рука ребенка, хватающегося за кого-нибудь, чтобы не потерять равновесия», «просьба: дайте, пожалуйста...», «клятва говорить только правду», «просьба о помощи», «кто-то ожидает получить что-либо».

    7. Эксгибиционизм (Экс, от латинского «выставление»). Эта категория включает ответы, в которых рука проявляет себя тем или иным способом. Рука участвует в каком-то эксгибиционистском акте или нарочито проявляет себя. Примеры: «показывает кому-нибудь руку», «любуется ногтями», «играет на пианино», «танцует», «показывает лак на ногтях», «женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «показывает кому-нибудь», «держит руку прямо, чтобы показать кольцо». Эти тенденции к действию являются эксгибиционистскими по своему характеру.

    8. Калечность (Кл). Эта категория включает руки, которые представляются как деформированные, поврежденные, ущербные и т. Д. Примеры: «рука, пораженная артритом», «сломанный большой палец», «сломанное запястье», «деформированные пальцы», «рука больного и умирающего человека», «согнутая рука», «один из пальцев выглядит как сломанный», «физически искалеченная рука». Эти ответы отражают чувство физической неадекватности.

    9. Активный безличный (А-б) — моторная активность. Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к действию, в которых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести. Примеры: «махать» (не в знак прощания, что означает категорию «коммуникация»), «продевать нитку в иголку», «тащить», «подбирать маленький предмет», «писать», «доставать что-нибудь», «вязать», «шить», «плавать», «бросать что-нибудь», «собирать что-нибудь».

    10. Пассивный безличный (П-6) — пассивность. Эта категория включает ответы, отражающие безличные тенденции к действию, в которых рука не изменяет физическое положение или пассивно подчиняется силе тяжести. Примеры: «лежит, отдыхая», «спокойно вытянутая», «сушит ногти», «роняет что-то», «ждет».

    11. Описание (О). Эта категория включает ответы, которые являются скорее физическим описанием руки. У пациента могут быть определенные «настроения», связанные с рукой, однако никаких ассоциаций с тенденцией к действию или кинестетических ассоциаций не наблюдается. Примеры: «это красивая рука», «некрасивая рука».


    Карточка 1                                                            Карточка 2



     


    Карточка 3                                                            Карточка 4


     
    Карточка 5                                         Карточка 6



     
    Карточка 7                                                   Карточка 8



     
    Карточка 9                                Карточка 10 (пустая)


                                                 



    [1] Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.-С.35-40.

    [2] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.- П.: Питер, 1997.

    [3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с.

    Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 81–88

    [4] Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. M.: Медицина, 1970, 215 с.

    [5] Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 81–88

    [6] Там же.

    [7] Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально- педагогическая работа. 1997. № 4. 1997. С.85–92.

    [8] Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

    [9] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. Владос-Пресс, 2006 г.-160с.

    [10] Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.:Просвещение., 1980.

    [11] Руководство к методике HAND TEST. Разд.1. Общая часть руководства: 1997-82 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Исследование агрессивных реакций у мужчин ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.