Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Качество стандартизация и сертификация продукции на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Качество стандартизация и сертификация продукции на предприятии
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение. 3

    Глава 1 Теоретические и методологические основы качества, стандартизации и сертификации продукции. 5

    1.1 Понятие и показатели качества продукции. 5

    1.2 Стандартизация продукции. 10

    1.3 Сертификация продукции. 15

    Глава 2 Проект сертификации ООО «Внешэкономипрод»........................... 20

    2.1 Характеристика и структура предприятия. 20

    2.2 Управление реализацией проекта сертификации СМК ООО «Внешэкономпрод»  21

    2.3 Разработка финансово-экономического плана сертификации СМК ООО «Внешэкономпрод». 25

    Заключение. 32

    Список использованных источников и литературы.. 33




    Введение


    Долгие годы отечественные промышленные предприятия находились в условиях, когда заказы на продукцию и ее продажу распределялись в плановом порядке, исключая при этом конкуренцию. Отсутствие конкуренции позволяло предприятиям не особенно беспокоиться об уровне качества продукции и даже о ее цене. Потребитель (покупатель), не имея возможности выбора, вынужден был покупать то, что ему предлагали. При этом он оплачивал не только стоимость изготовления, но и ошибки товаропроизводителей, т.е. издержки на исправление брака. В рыночных условиях, условиях конкуренции потребитель получает возможность выбора и потому предприятие, выпускающее продукцию низкого качества, может оказаться без рынков сбыта и средств для существования и развития.

    Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

    Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

    Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.

    Многие предприятия (организации) - экспортеры несут в настоящее время значительные убытки из-за неподготовленности к сертификации систем качества. Обязательным условием допуска к участию в тендерах является наличие у предприятия сертифицированной системы качества, охватывающей экспортируемые виды продукции.

    Наличие сертифицируемой системы качества сегодня, практически везде, является обязательным условием для начала отношений между продавцом и покупателем, по существу международные стандарты ИСО 9000 являются международным языком общения в различных сферах деятельности.

    Предметом исследования служит сертификация продукции и систем управления качеством.

    Объект исследования – ООО «Внешэкономпрод».

    Цель работы заключается в характеристики качества, стандартизации и сертификации продукции на предприятии.

    Цель работы предполагает решение следующих задач:

    - Дать понятие и показатели качества продукции;

    - Определить стандартизацию продукции;

    - Охарактеризоваь сертификацию продукции;

    -   Предложить проект сертификации ООО «Внешэкономипрод».


    Глава 1 Теоретические и методологические основы качества, стандартизации и сертификации продукции

     

    1.1 Понятие и показатели качества продукции


    Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

    Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.

    Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

    1. Экономические

    1.1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

    1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум — плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

    1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.

    1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонт бытовой техники.

    1.5. Потери природных ресурсов в результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

    1.6. Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экспорта готовой продукции.

    1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления.

    1.8. Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

    2. Социальные

    2.1. Дефицитность отечественной продукции.

    2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.

    2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей производственно-технического и личного плана.

    2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения.

    2.5. Нерациональная трата свободного времени населения на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

    2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.

    2.7. Уменьшение прибыли предприятия.

    3. Экологические

    3.1. Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.

    3.2. Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.

    3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.

    3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.

    С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции — относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

    Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.

    Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

    Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики соxpaняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение ранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

    Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

    Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

    Эргономические показатели отражают взаимодействие человечка с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.

    Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

    Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

    Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

    Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучении при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

    Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

    Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделий, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

    Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

    где:

    Копт — экономически оптимальное качество;

    Q — качество изделия;

    СΣ — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

    Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, (ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции. Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.



    1.2 Стандартизация продукции


    Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, вторая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

    Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйствa, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

    Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:

    -   единый технический язык;

    -   унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);

    -   типоразмерные ряды и типовые конструкции Изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);

    -   систему классификаторов технико-экономической информации;

    -   достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

    Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:

    -   защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;

    -   повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

    -   совместимость и взаимозаменяемость продукции;

    -   содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;

    -   создание   нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;

    -   устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировой рынке и эффективное участие в международном разделении труда;

    -   безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

    -   содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

    Концепция системы стандартизации РФ содержит также определенные требования к формированию фонда стандартов:

    -   стандарты должны быть социально и экономически необходимыми. При разработке стандартов должна существовать потребность заинтересованных сторон достичь определенных соглашений по номенклатуре и качеству продукции, процессов и услуг;

    -   стандарт должен иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;

    -   стандарты не должны дублировать друг друга;

    -   стандартизация должна быть комплексной, т.е. в странах должны быть отражены взаимосогласованные требования:

    а) по всем стадиям жизненного цикла продукции от разработки до утилизации;

    б) по всем уровням разукрупнения — от материалов, веществ, технологий до конечной продукции;

    в) по всем аспектам обеспечения качества, включая установление в стандартах взаимосогласованных требований к продукции, методам контроля и испытаний, метрологическому обеспечению.

    Фонд государственных стандартов должен строиться на основе целесообразного равновесия между двумя принципами:

    -   не стать тормозом в процессе достижений науки и техники;

    -   обладать стабильностью требований в течение определенного периода, особенно это касается основополагающих и общетехнических стандартов.

    Взаимосвязь внутри фонда стандартов должна подчиняться следующим правилам:

    -   большую свободу в выборе потребительских характеристик должны предоставлять стандарты на конечную продукцию;

    -   более жесткие требования к функциональным характеристикам, унификации, взаимозаменяемости, совместимости должны устанавливаться в стандартах на составные части, комплектующие элементы, материалы.

    Стандартизация основана на ряде принципов:

    повторяемость — определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством — повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;

    вариантность — создание рационального многообразия — обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;

    системность — определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;

    взаимозаменяемость — применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.

    В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять основополагающих стандартов:

    -   ГОСТ Р 1.0—92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

    -   ГОСТ Р l.|2—92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

    -   ГОСТ Р 1.3—92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

    -   ГОСТ Р 1.4—92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

    -   ГОСТ Р 1.5—92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

    Государственные стандарты Российской Федерации включают:

    -   обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

    -   обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

    -   обязательные требования к контролю качества продукций работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

    -   параметрические ряды и типовое конструирование изделий;

    -   основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;

    -   положения, обеспечивающие техническое единство пря разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

    В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

    -   государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

    -   отраслевые стандарты (ОСТ);

    -   технические условия (ТУ);

    -   стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (CTП);

    -   стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

    В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

    -   стандарты основополагающие;

    -   стандарты на продукцию, услуги;

    -   стандарты на процессы;

    -   стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.


    1.3 Сертификация продукции


    Сертификация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

    В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами – изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Последними, в частности, могут быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельность органов технического и санитарного надзора за безопасностью, ведомственный контроль и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д.).

    За рубежом в настоящее время главным доказательством подтверждения соответствия является декларация о соответствии, предоставляемая изготовителем от своего имени и под свою ответственность: Подтверждение соответствия в рамках Европейского Союза производится на соответствие Европейским Директивам, основные требования которых обязательны для исполнения. Европейские Директивы содержат общие требования по безопасности для, определенной группы продукции, например, машин, строительной продукции, индивидуального защитного устройства, игрушек, медицинской продукции и др. Продукция может быть выпущена на европейский рынок только тогда, когда она отвечает требованиям всех касающихся ее директив.

    Проверка соблюдения соответствия осуществляется посредством так называемых модулей, включающих в себя различный набор доказательств, в том числе и с привлечением третьей стороны. Результатом подтверждения соответствия является предоставление права поставщику проставлять на продукции европейский знак безопасности — СЕ.

    Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.

    В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» целями сертификации являются, в частности, содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, потребителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация может иметь, обязательный или добровольный характер.

    Законом «О защите прав потребителей» определено, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены  требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения  вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации (утверждаются Правительством Российской Федерации. Не допускается продажа товаров (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированных в установленном порядке знаком соответствия. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие данного закона.

    Для реализации требований указанного выше закона Госстандартом России создана Система сертификации ГОСТ Р. Участниками обязательной сертификации являются органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

    Органы по сертификации сертифицируют продукцию, выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Обязанностями изготовителей (продавцов, исполнителей) являются реализация продукции только при наличии сертификата; обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована; извещение органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

    Центральный орган системы сертификации организует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий.

    Федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификация, в пределах своей компетенции: создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах; ведут государственный реестр участников и объектов сертификации; устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; рассматривают апелляции по вопросам сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории.

    В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти. Среди них такие, как: Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации, возглавляемая Министерством путей сообщения; Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, возглавляемая Департаментом воздушного транспорта Минтранса России; Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, возглавляемая Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России и др.

    Международным сообществом принято определение сертификата соответствия как документа, выданного в соответствии с правилами системы сертификации и указывающего, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или иному нормативному документу. Из этого определения следует, что сертификация создает определенную степень (не абсолютную) уверенности соответствия. Для этого сертификация должна располагать набором доказательств, а также документальным или иным подтверждением этих доказательств. Они должны создавать необходимую уверенность соответствия, а значит, должен быть установлен уровень необходимой уверенности, под который собираются доказательства. Чем выше уровень уверенности, тем весомее должны быть доказательства.

    В общем случае при сертификации могут быть проведены: испытания продукции как для первичного подтверждения соответствия, так и в процессе периодической проверки стабильности соответствия; первичная оценка состояния производства, последующий после выдачи сертификата инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

    Для различных видов продукции состав и содержание трех основных операций (испытания, оценка производства, инспекционный контроль) могут быть различными. Набор доказательств может включать или не включать, в зависимости от требуемой уверенности, разные виды испытаний, оценки производства и инспекционного контроля. Совокупность и последовательность отдельных операций, выполняемых третьей стороной для подтверждения соответствия, принято называть схемой сертификации.

    Добровольную сертификацию может проводить любое юридическое лицо, зарегистрировавшее свою систему в установленном порядке. Заявитель на добровольную сертификацию вправе сам установить номенклатуру требовании, на соответствие которым проводится сертификация.



    Глава 2 Проект сертификации ООО «Внешэкономипрод»

     

    2.1 Характеристика и структура предприятия


    Любое предприятие в ходе своей деятельности сталкивается с факторами, относящимися к сфере вне организации, но влияющими на ее деятельность. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс изменения каких-либо аспектов деятельности предприятия должен всегда начинаться с анализа текущей ситуации в самой организации, как единой системы, так и надстройки предприятия, которая включает в себя рассмотрение внешних сил.

    ООО «Внешэкономпрод». была организованна в 1994 году. Сегодня компания осуществляет несколько видов бизнеса. В данной работе сделан акцент на ее ведущей деятельности – оптовая и розничная торговля продуктами питания на территории Ханты-мансийского автономного округа и за его пределами. Стиль руководства на данном предприятии авторитарный. Ресурсы делятся на три категории: основные средства производства-техника, людские ресурсы-сотрудники фирмы, расходный материал-энергия, интеллектуальный потенциал сотрудников-капитал. К затратам относятся вышеуказанные входные элементы и ресурсы.

    В настоящее время организационная структура ООО «Внешэкономпрод» является линейно-функциональной.

    Инженеры по качеству: сварки, СМР, продукции

     
     

    Высшим органом управления обществом является общее собрание его участников (Общее собрание). Все участники имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений лично или через своих представителей.

     

     


    2.2 Управление реализацией проекта сертификации СМК ООО «Внешэкономпрод»


    Определение   сдерживающих   и движущих   сил изменения (поле сил Левина) и их распределение по степени контролируемости предприятием

    Успех претворения в жизнь плана изменений зависит от правильной оценки движущих и сдерживающих сил, выбора соответствующих моделей и методов осуществления проекта. В данном курсовом проекте мы используем поведенческие и планово-организационные подходы, которые обеспечивают результативность проекта изменений, как процедур и операций, выполняемых исполнителями.

    Для начала используем анализ поля сил, разработанный Левином. Он предложил, что любая организация находится в равновесии между движущими и сдерживающими силами изменений. Необходимо определить сдерживающие и движущие факторы изменений и оценить степень их влияния на проект изменений, а также потенциал изменений, то есть силы, которые в настоящий момент не используются, но к ним можно прибегнуть в случае необходимости.

    Интегрированная схема и модель анализа устойчивости системы управления может быть построена на основе объединения способа оценки степени влияния внешних и внутренних факторов, схема поля сил Левина (состояния равновесия между движущими и сдерживающими силами в проекте изменений).

    Движущие силы:

    1. Значительная доля на  внутреннем рынке;

    2. Конкурентоспособность продукции по соотношению "цена-качество";

    3. Разнообразие предлагаемой продукции, ориентирование на различных потребителей;

    4. Большая поддержка со стороны региональных властей и предприятий региона;

    5. Обновление производственной базы предприятия (закупка новой техники, оборудования);

    6. Высокая квалификация, богатый опыт сотрудников;

    7. Обучение персонала;

    8. Высокая культура на производстве и сплоченность коллектива;

    9  Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов

    Сдерживающие цели:

    1. Снижение объемов сбыта;

    2. Снижение имиджа компании;

    3. Снижающаяся прибыль;

    4. Высокая оплата труда квалифицированного персонала;

    5. Низкие темпы проведения внутриорганизационных изменений;

    6. Возможность внутренних конфликтов из-за психологической несовместимости сотрудников;

    7.  Риск присутствия недобросовестных клиентов на  рынке;

    8. Отсутствие внешнеторговой стратегии развития предприятия.

    Значимость проблемы определяется толщиной стрелок. Исходя из этого, можно сделать определенные выводы: основными движущими силами проекта являются - конкурентоспособность продукции по соотношению "цена-качество", обновление производственной базы предприятия (закупка новой техники, оборудования), а также возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов со стороны предприятий региона. Основными сдерживающими силами являются -  низкие темпы проведения внутриорганизационных изменений и отсутствие внешнеторговой стратегии развития предприятия.

    Наиболее значимое сопротивление на проведение изменений оказывает нестабильная ситуация у поставщиков и боязнь изменений со стороны персонала. На деятельность поставщиков мы повлиять не можем, а следовательно, не можем снизить влияние этого фактора. Но можем уменьшить сопротивление со стороны персонала.

    Выделим основные причины сопротивления изменениям со стороны персонала:

    Непонимание и недоверие, вызванное недостатком информации.

    Боязнь потерять работу или часть заработка.

    Нежелание что-либо менять, привычка к старому.

    Данное сопротивление изменениям можно минимизировать путем проведения образовательных программ и курсов повышения квалификации, дополнительным информированием, принятием персоналом участия в проекте изменений, назначение противников изменений ответственными за выполнение отдельных этапов проекта и др. Выбрать метод уменьшения сопротивлений помогает континуум Коттера и Шлезингера.

    Теоретическая модели преодоления сопротивления

    Анализ теоретических моделей преодоления сопротивления (континуум Коттера-Шлезингера)

    Таблица 1

    Анализ теоретических моделей преодоления сопротивления

    Тип стратегии

    Суть стратегии

    Директивная – для изменений, проводимых в ультимативном порядке

    При слабом влиянии менеджера на самоуправляемую проектную группу все учатся в процессе реализации изменений на своих ошибках

    Основанная на переговорах для разного рода соглашений

    Менеджер – инициатор изменений, готов к быстрым действиям по жестокому плану, подавляя сопротивление

    Нормативная – для развития организационной культуры и достижения приверженности общим целям и ценностям

    Менеджер мало вникает в решения экономических и технических экспертов при решении четко поставленных проблем

    Аналитическая – для узких целей проектной проработки специальных экономических и технических проблем

    Внешние консультанты совместно с персоналом добиваются понимания общих целей и сопричастности к изменениям

    Опробованная (ориентация на действия) – для решения неопределенных проблем

    Менеджер – инициатор изменений, учитывает интересы других и готов на компромисс  

    Применительно к нашему случаю, целесообразно использование аналитического типа стратегии, так как понимание общих целей и сопричастности к изменениям персоналом компании позволяет добиться наиболее эффективного решения поставленных задач.

     

    Планирование сертификации системы менеджмента качества

    Определим основные мероприятия по созданию системы менеджмента качества на ООО «Внешэкономпрод» и сроки их реализации.

    Таблица 2

    Мероприятия, необходимые для реализации проекта на предприятии ООО «Внешэкономпрод»

    Наименование мероприятия

    Исполнители

    Продолжительность

    1

    Разработка проекта организации службы управления качеством, определение целей и задач проекта

    Специалисты отдела маркетинга, менеджеры всех уровней

    9 недель

    2

    Разработка программы соответствующего обучения персонала, модернизации целей компании, ее организационной структуры

    Руководство компании, внешние консультанты

    1 месяц

    3

    Проведение обучения персонала

    Привлеченные специалисты

    1 месяц

    4

    Реорганизация деятельности предприятия в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, разработка документации соответствующей системы менеджмента качества

    Руководство и сотрудники компании

    3 месяца

    8

    Проведение сертификации системы качества на предприятии

    Привлеченные специалисты соответствующего органа сертификации

    2 недели



    № п/п мероприятия

    Недели

    3

    6

    9

    12

    15

    18

    21

    24

    1









    2









    3









    4









    5










    Рис. 1. График Ганта для мероприятий проекта компании ООО «Внешэкономпрод»


    2.3 Разработка финансово-экономического плана сертификации СМК ООО «Внешэкономпрод»


    Увеличение собственных финансовых ресурсов предприятия на прямую зависит от суммы получаемой им прибыли, которая может быть достигнута путем освоения выпуска новых изделий, увеличения объемов производства, снижения издержек.

    Сертификация системы менеджмента качества и создание службы управления качеством позволят предприятию значительно увеличить сбыт продукции не только за счет отечественного потребителя, но также за счет реализации продукции на рынке стран СНГ.

    Предприятие располагает двумя альтернативными вариантами инвестиционных проектов по управлению качеством продукции:

    проект "А"  - инвестиции на переход предприятия на стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001  на сумму 10200 тыс. руб.  на 2 года

    проект "Б " – реконструкцию и модернизация производства, для расширения отечественного рынка сбыта на сумму 9000 тыс. руб.  на 4 года

    Для оценки эффективности этих проектов необходимо определить ожидаемую сумму чистого приведенного дохода по ним. Данные, характеризующие эти проекты, приведены в таблице 3.

    Таблица 3

    Данные инвестиционных проектов, необходимые для расчета показателя чистого приведенного дохода

    Показатели


    Инвестиционные проекты


    "А"


    "Б"


    1. Объем инвестируемых средств






    усл. ден. ед


    10200


    9000


    2. Период эксплуатации инвестиционного проекта, лет


    2


    4


    3. Сумма чистого денежного потока всего, усл. ден. ед.,


    14000


    16000


    в.т.ч.






    1-й год


    8000


    4000


    2-й год


    6000


    4000


    3-й год


     

    4000

    4-й год



    4000

    Приведем динамику показателей для оценки инвестиционных проектов: проекта «А» и проекта «Б».

    Для дисконтирования сумм денежного потока проекта "А" ставка процента принята в размере 10%, а проекта "Б" — 12% (в связи с более продолжительным сроком его реализации). Результаты дисконтирования денежного потока приведены в табл. 9.

    Дисконтный множитель находим по следующей формуле:

    D =

    Таблица 4

    Расчет настоящей стоимости чистого денежного потока по инвестиционным проектам

    Годы

    Инвестиционные проекты

    "А"

    "Б"

    Будущая стоимость

    Дисконтный множитель при ставе 10%

    Настоящая стоимость

    Будущая стоимость

    Дисконтный множитель при ставе 12%

    Настоящая стоимость

    1-й год

    8000

    0,91

    7272,73

    4000

    0,89

    3571,43

    2-й год

    6000

    0,83

    4958,68

    4000

    0,69

    2777,78

    3-й год

    -

    -

    -

    4000

    0,58

    2314,79

    4-й год

    -

    -

    -

    4000

    0,48

    1929

    ИТОГО

    14000

    -

    12231,4

    16000


    10593


    С учетом рассчитанной настоящей стоимости чистого денежного потока определим чистый приведенный доход. По первому инвестиционному проекту он составит:

    ЧПД = 12231,4 - 10200 = 2031,4 усл. ден. ед.

    По второму инвестиционному проекту он составит:

    ЧПД = 10593 — 9000= 1593 усл. ден. ед.


    Рис. 2. Чистый приведенный доход


    Таким образом, сравнение показателей чистого приведенного дохода по рассматриваемым инвестиционным проектам показывает, что проект "А " является более эффективным, чем проект "Б " (хотя по проекту "А "сумма инвестируемых средств больше, а их отдача в виде будущего денежного потока меньше, чем по проекту "Б ").

    Далее определим индекс доходности по ним. По проекту "А" индекс доходности составит:

    ИД = 12231,4  / 10200 = 1,2.

    По проекту "Б" индекс доходности составит:

    ИД = 10593/ 9000=1,18.

    Показатель "индекс доходности" также может быть использован не только для сравнительной оценки, но и в качестве критериального при принятии инвестиционного решения о возможностях реализации проекта. Если значение индекса доходности меньше единицы или равно ей, инвестиционный проект должен быть отвергнут в связи с тем, что он не принесет дополнительный доход на инвестированный капитал. Иными словами, для реализации могут быть приняты реальные инвестиционные проекты только со значением показателя индекса доходности выше единицы.


    Рис. 6. Индекс  доходности

    Сравнение инвестиционных проектов по показателю "индекс доходности " показывает, что проект "А" является более эффективным.

    Далее  определим период окупаемости по ним. Для этого в первую очередь определим среднегодовую сумму чистого денежного потока в настоящей стоимости. По проекту "А" она составит: 12231,4/2= 6115,7 усл. ден. ед., а по проекту "Б" — соответственно: 10593 /4 = 2648,25 усл. ден. ед. С учетом среднегодовой стоимости чистого денежного потока период окупаемости по проекту А составит:

    ПО = 10200/6115,7 =1,67года,


    а по проекту "Б": ПО = 9000/2648,25 = 3,4года.

    Рис. 3. Период  окупаемости


    Сравнение инвестиционных проектов по показателю "период окупаемости " свидетельствует о существенных преимуществах проекта "А " перед проектом "Б " (при сравнении проектов по показателям "чистый приведенный доход" и "индекс доходности " эти преимущества были менее заметными).

    Далее определим по ним внутреннюю ставку доходности. По проекту "А" нам необходимо найти размер дисконтной ставки, по которой  настоящая стоимость денежного потока (12231,4 усл. ден. ед.) за 2 года будет приведена к сумме инвестируемых средств (10200 усл. ден. ед.). Размер этой ставки составляет 9,5%, который и представляет собой, внутреннюю ставку доходности данного проекта. По проекту "Б " необходимо соответственно найти размер дисконтной ставки, по которой настоящая стоимость денежного потока (10593 усл. ден. ед.) за 4 года будет приведена к сумме инвестируемых средств (9000 усл. ден. ед.). Размер этой ставки составляет 8,6%, которая также представляет собой внутреннюю ставку доходности данного проекта.


    Рис. 5. Внутренняя  ставка доходности


    Сопоставляя показатели внутренней ставки доходности, мы видим, что по проекту "А " она более чем вдвое выше, чем по проекту "Б", что свидетельствует о существенных преимуществах проекта "А" при его оценке по этому показателю.

    Если предприятие располагает рядом альтернативных реальных инвестиционных проектов, то по результатам оценки их эффективности разрабатывается сравнительная таблица, форма которой приведена в таблице.

    При составлении сравнительной таблицы значения отдельных показателей эффективности приводятся в сопоставимых для всех проектов единицах измерения, а ранговая значимость показателей формируется на регрессионной основе (т.е. наименьшая ранговая значимость — "единица" — присваивается проекту с наилучшим значением рассматриваемого показателя оценки эффективности).

    Таблица 5

    Сравнительная таблица основных показателей эффективности рассматриваемых реальных инвестиционных проектов

    Перечень рассматриваемых инвестиционных проектов

    Показатели эффективности инвестиционных проектов

    Чистый приведенный доход

    Индекс  доходности

    Период  окупаемости

    Внутренняя  ставка доходности

    1

    2

    3

    4

    5

    8

    9

    10

    11

    Проект «А»

    2031,4

    1

    1,2

    1

    1,67

    1

    9,5

    1

    Проект «Б»

    1593

    0

    1,18

    0

    3,4

    0

    8,6

    0


    Таким образом, из таблицы хорошо видно, что по всем показателям проект «А» по сертификации СМК более эффективный  и ООО «Внешэкономпрод» принимает его, т. е. направляет инвестиции.





    Заключение


    Качество выпускаемой продукции на предприятии — важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов 'рынка, процветание предприятия, рост прибыли.

    Международный опыт показывает, что работы по повышению качества целесообразно проводить в рамках системного управления, которое охватывает весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления и утилизации.

    Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национального хозяйства, населения, обороны, экспорта.

    Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний.

    Реализация нормативных актов в управлении качеством продукции позволяет организовать эффективную Систему законодательного обеспечения качества и безопасности продукции. Созданная с учетом зарубежной и отечественной практики нормативно-правовая база управления качеством продукции стоит на защите прав при нарушении прав и интересов граждан и юридических лиц на территории РФ.



    Список использованных источников и литературы


    1.   Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. 2-е изд. - М.: РИА <Стандарты и качество>, 2005. - 424 с.

    2.   Горшкова Л.А., Гельгор В.И. Реальные пути совершенствования продуктов питания // Сертификация, 2008, №1, С.23-25

    3.   Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие.-2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    4.   Долбина А.С., Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей. Библиотека делового человека. Москва 2008 год.

    5.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004.

    6.   Мишин В.М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции: Учеб. пособие. – М.: ГАУ, 2008. – 81с.

    7.   Окрепилов В.В. Управление качеством: Учеб. для вузов. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: ОАО «Изд-во Экономика», 2008.

    8.   Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. – М.: Информ. Внедренческий центр «Маркетинг», 2009.

    9.   Фатхутдинов Р.Д. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2006.

    10.   Федько В.Л., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учеб. пособие. – Ростов: Феникс, 2008.

    11.   Цугель Т.М. Десять шагов на пути к процессной структуре организации // Методы менеджмента качества. - 2009. - № 2.


    Приложение 1






                          

                  1       2        3        4           5        6          7        8          9         10





     






                                  1          2           3             4          5          6           7             8






Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Качество стандартизация и сертификация продукции на предприятии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.