Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конспекты лекций по педагогике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Конспекты лекций по педагогике
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                               Содержание


    I. Лекция по психологии: Личностные особенности эффективного воспитателя  3

    1.1. Профессиограмма воспитателя. 3

    1.2. Понятие личностных особенностей воспитателя. 9

    1.3. Личностные особенности эффективного воспитателя. 12

    II. Консультация для воспитателей № 1: ТРИЗ и особенности применения методики в детском саду. 22

    2.1. Возможности современных развивающих технологий. 22

    2.2. Актуальность использования ТРИЗ-технологии в детском саду. 22

    2.3. ТРИЗ - технология в детском саду. 23

    2.4. Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии. 24

    2.5. ТРИЗ - технология в свободной деятельности детей. 25

    Заключение. 26

    III. Консультация для воспитателей № 2: Мастер-класс «Триз-технологии в изодеятельности. Нетрадиционные методы рисования». 28

    3.1. Вступительная мини-лекция. 28

    3.2. Показ нетрадиционных методов рисования. 31

    Воспитательное мероприятие «Спички детям не игрушка». 35

    Воспитательное мероприятие «Каждый маленький ребенок должен это знать с пеленок»  38


    Лекция по психологии: Личностные особенности эффективного воспитателя

    1. Профессиограмма воспитателя

    Сегодня принципиально по-другому оценивается деятельность ДОУ. Одни ДОУ находятся в стадии функционирования, другие в стадии развития. Приоритетным является второе. Однако процессы развития и функционирование в реальной действительности неразделимы и могут различаться как некий принцип ориентации на стабильность.

    В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ мы выделяем: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.[8;3]

    Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ.

    Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Данная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.

    Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.

    Коммуникативная функция выделена нами, исходя из следующей идеи: развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.

    Мы считаем, что ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса; понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; умение конструктивно разрешать межличностные противоречия; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.

    Осуществление коммуникативной функции профессионально-педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции воспитателя и субординированной позиции ребенка к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.[6,84]

    Информационная функция профессионально-педагогической культуры связана со всеми ее функциональными компонентами. Педагог должен владеть системой современного психолого-педагогическиго знания, историей его развития, методологией научного познания и др. Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.

    Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. В сельских дошкольных учреждениях работают воспитатели, окончившие педагогические училища или педагогические классы, так же встречаются педагоги, не имеющие специального педагогического образования, а значит, не владеющие в совершенстве методиками дошкольного образования. В городских дошкольных учреждениях работают воспитатели, имеющие специальное педагогическое образование, но в связи с социально-экономическими переменами в стране, в последнее время на должность воспитателя принимают педагогов, не имеющие специального дошкольного образования, а владеющие знаниями в одной области науки. Следовательно, данная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности.

    С реализацией координирующей функции профессионально-педагогической культуры связана ее образовательная функция.

    Рефлексивная функция. Согласно гуманитарно-культурологической ориентации в толковании рефлексии, она трактуется как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно-конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее кооперантам, социокультурному и вещноэкологическому окружению».

    Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

    Педагогическая рефлексия – это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

    Диагностическая функция. Воспитатель дошкольного учреждения, осуществляя воспитательно-образовательный процесс, должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать (разрабатывать) диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.[10,164]

    Таким образом, мы можем выделить ключевые компоненты структуры профессиональной функции педагога опираясь на профессиограмму предложенную А.К. Марковой.

    Таблица 1. Профессиограмма (профессиональное выполнение развивающей функции) педагога дошкольного образовательного учреждения
    (А.К. Маркова) [17,41]

    Знания

    Умения

    Профессионально-важные качества

    Знание о предназначении профессии педагога, об ее ориентации на развитие личности другого человека.

    Знание возрастной психологии.

    Знание педагогической психологии.

    Знание основ психодиагностики детей дошкольного возраста.

    Знание основ организации развивающей работы с детьми дошкольного возраста

    Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и ближайшую зоны развития).

    Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты данных программ.

    Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и психологической безопасности участников взаимодействия.

    Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками и т.д.).

    Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия психическому развитию детей.

    Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека

    Общие для всех функций:

    Педагогическое мышление.

    Педагогическая рефлексия.

    Педагогическая наблюдательность.

    Педагогическая эрудиция и пр.

    Специальные:

    Внимательность к инди-видуальным вариантам психического развития ребенка.

    Педагогический оптимизм (подход к ребенку с оптимистической гипотезой, верой в резервы личности).

    Эмпатия.

    Стремление к саморазвитию

    Анализируя данные таблицы, можно видеть, что личностные качества педагога в значительной степени влияют на то, как реализуются знания, умения воспитателя в повседневной работе с детьми, то есть для того, чтобы перейти к рассмотрению личностных особенностей эффективного педагога, нам необходжимо также рассмотреть цели и задачи его деятельности, чтобы на основе профессиограммы и целей и задач рассмотреть какие качества личности воспитателя являются важными для эффективности его деятельности.


    2. Понятие личностных особенностей воспитателя

    Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием становления психологической компетентности, системообразующим фактором которой выступает способность и стремление к саморазвитию (А.К. Маркова и др.).[9,38] 

    Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное совершенствование педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту, знанию, получает удовлетворение от своего труда.

    В основе профессионального совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Изучение профессионального и личностного саморазвития требует анализа его источников, что выводит нас на внешние и внутренние факторы развития, систему мотивации. Мотивы образуют движущую силу человеческой активности, определяют характер деятельности, направляют поведение человека к реализации поставленных   целей   и   задач [2,65]   . Мотивы профессионального развития – это внутренние побуждения, определяющие активность человека, направленную на самоизменение в профессиональном поведении в целом и в разных сторонах самой профессиональной деятельности.


    Высокий уровень профессионализма является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально - педагогическая грамотность воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

    Следует отметить, что в процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности осуществляются структурные изменения и в личности педагога, и в структуре самой деятельности, т.е. профессионализация личности приводит к изменению характера, индивидуально-личностным качествам и содержания профессии. По утверждению И.Ф.Исаева, каждый преподаватель как личность актуализирует лишь ту часть профессиональной деятельности и педагогических ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой.[1,32]

    Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Педагогическая инновационная деятельность в дошкольном учреждении связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы; практически в каждом дошкольном учреждении инновационные преобразования приобретают системный характер.

    Творческой личности воспитателя присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда – воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность – одна из важнейших предпосылок педагогического творчества. Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности воспитателя, его общей культуры, начитанности, широты интересов. Вот почему развитие творческих качеств личности воспитателя невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося.[7,112]

    Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем утверждать, что эффективность воспитателя – это величина, напрямую зависящая от личностных особенностей воспитателя.


    3. Личностные особенности эффективного воспитателя


    Первой личностной особенностью эффективного воспитателя является его профессиональная компетентность и компетентностный подход к воспитанию [12,35]. В Стратегии модернизации образования отмечается, что понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка; оно включает их в себя как когнитивную и операционально-технологическую составляющую, а также и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Под компетентностью (в частности, профессионально-педагогической) мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности (профессионально-педагогической), основанные на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению .

    На основе изучения литературы по проблеме исследования нами выделены следующие уровни профессиональной педагогической деятельности, которыми определяется качество деятельности воспиттеля [15,95].

    Так, первый уровень педагогической деятельности репродуктивный, включающий, по мнению исследователей этой проблемы, педагогические способности и профессиональный потенциал педагога – система естественных и, приобретенных на этой основе в процессе профессиональной подготовки, качеств личности; он проявляется в стандартных педагогических ситуациях через решение стандартных педагогических задач и может быть еще назван педагогической грамотностью (образованностью).

    Второй уровень педагогической деятельности – педагогическая профессиональная компетентность, определяемая как готовность выполнять профессиональную деятельность через решение любых педагогических задач в соответствии с принятыми стандартами и нормами. Педагогическая компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в совместную деятельность. Профессионально-педагогическая компетентность может служить интегральной профессионально-личностной характеристикой педагога, т.к. выражается в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

    Третий уровень педагогической деятельности – педагогическое творчество, проявляется в процессе решения педагогических задач в нестандартных ситуациях. Способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности называют еще профессиональной культурой

    Для того чтобы вложенные в ребенка ценности стали врезервом опыта, педагогу мало иметь профессиональные знания, умения и навыки, быть психологически грамотным. Он должен встать на путь саморазвития, самовоспитания. Это тем более значимо, что важным средством передачи культуры является неповторимая индивидуальность воспитателя как носителя культуры и субъекта межличностного взаимоотношения с формирующейся уникальной личностью ребенка. Результаты этого проявляются в разнообразии типов и форм организации жизни и деятельности, в принципах построения взаимоотношений, в создаваемых нравственных ценностях, но главное, в появлении Нового Человека — творческой, адекватной, аутентичной личности, творца культуры. Гуманистические принципы построения взаимодействия — основа для эффективной поддержки личностного роста. Они являются ориентиром в хаосе возможностей, отношений, определяют вектор активности ребенка. Эти принципы требуют опоры на психологическую культуру педагога.

    Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня психологической культуры его наставника. А. С. Макаренко отмечал, что со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.[2] Весь этот «хаос» не поддается будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить и руководить им — задача воспитателя..

    От принципиальной позиции и стиля педагогического руководства, от психологической культуры личности воспитателя во многом зависит направление и эффективность личностного роста ребенка. Важно подчеркнуть, что в рамках авторитарной системы ребенку сложно приобрести качества, которые «объективно делают человека более сильным, независимым, свободным, способным принимать решения самостоятельно, максимально учитывая интересы и потребности других людей, когда чувство долга органично сочетается с собственными устремлениями и желаниями» [13,8]. По утверждению В. А. Ситарова и В. Г. Маралова, «именно педагогика ненасилия признает, что все стороны педагогического процесса — и ученики, и учителя — свободны, независимы, а значит, ответственны в актах самоосуществления и самопостроения собственной личности»[18,48].

    Если определить цель педагогического влияния как поддержку и взращивание потребностей и возможностей воспитанника, то педагогический процесс приобретет форму мягкого, гармоничного взаимодействия воспитателя и ребенка. Потребности каждой личности очень индивидуальны, поэтому педагогический контакт должен приобрести более яркую, индивидуальную направленность. Формой проявления потребности является мотив — сила, побуждающая ребенка к деятельности, определяющая ее цели и задачи. В случае расхождения между потребностями и возможностями для их реализации возникает противоречие, побуждающее к поиску путей его разрешения.

    Осуществляя поиск источников активности личности путем фиксации возникающих противоречий в процессе деятельности ребенка, направляя их в русло его общего развития, ввоспитатель тем самым стимулирует личностный рост воспитанника. Таким образом, становится возможным прогнозирование основных линий самовоспитания и оказание ему поддержки в «восхождении к своей индивидуальности». В ходе разрешения ребенком несоответствия между «хочу» и «надо» педагог сосредотачивает свое внимание на процессе выбора, поскольку «самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта» (Суровцева А. В., 1952).[18,50]

    При волевом выборе борются не стимулы, а реактивные образования, целые системы установок. При конкретном столкновении двух стимулов может произойти «бой установок» (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.). Именно поэтому простая трансляция знаний без активного осознания детьми их субъективной значимости, как правило, оставляет личность на формальном, репродуктивном уровне. Поэтому также, говоря о педагогической поддержке формирования волевых качеств ребенка, следует ориентироваться не столько на стимулы как средства, сколько на создание установок как целей.[21,55]

    Сказанное подводит к необходимости внести ясность в представление о понятии педагогическая поддержка, которое может быть объяснено как встречная активность взрослого (понимание, принятие, оказание нужной помощи) в ответ на потребность ребенка во взаимодействии. [17,84] Особенность этого понятия в том, что оно подчеркивает первичную и ведущую активность ребенка, которую педагог поддерживает. Он создает условия для направления ее в определенное русло. Следует отметить, что для оказания такой помощи одних профессионально-педагогических умений недостаточно, нужно, чтобы взрослый стоял на позициях гуманистической педагогики, обладал психологической культурой.

    В индивидуальном развитии ребенка неоспоримо огромное значение имеет игра, но, как отмечает М. А. Ковардакова, «ткань детской игры тонка, она не терпит грубого вмешательства и разрушается. В то же время она открыта для педагогического влияния. Проникновение в игру требует от взрослого глубокого понимания механизмов ее возникновения. Здесь важно построить не только программу собственного воздействия на ребенка через игру, но и пристроить ее к схеме развития игры самого ребенка, иначе такое вмешательство приобретет характер ошибки, а не взаимопроникновения» (Ковардакова М. А., 1995) [14,135]. Еще большее значение это положение приобретает в отношении механизмов личностного роста, поскольку если внешним авторитарным воздействиям ребенок может оказать сопротивление (например, замкнуться, отказать во внимании и т. п.), то подавление внутренней сферы, равнодушное или циничное проникновение в его тонко организованный внутренний мир может больно ранить его, способствовать потере доверия к взрослому, вызвать всевозможные защиты, т. е. законы внутреннего развития могут проявиться непредсказуемым образом.

    А. Я. Варга считала, что ребенок полон любых возможностей, в нем заложены самые разнообразные потенции: от благородных до безобразных. Внешняя среда вызывает к жизни то одни из них, то другие. Но когда ребенок встречает истинное понимание и принятие своего состояния, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и становится способным к личностному росту и развитию.[11,28]

    В связи с этим встает вопрос о рассмотрении принципов, моделей педагогического общения и подготовки взрослого к педагогической поддержке личностного роста ребенка, процессуальному руководству образовательной деятельностью.

    Проблему педагогического общения как средства гуманизации педагогического процесса в детском саду рассматривали такие ученые, как Р. С. Буре, Н. Д. Ватутина, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина, В. Р. Лисина, В. А. Петровский и др.[4,8]  В ходе анализа определения понятия «педагогическое общение» выделены следующие его составляющие: познание дошкольника, оказание на него воспитательного воздействия, организация педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития микроклимата в группе, влияние на формирование у личности самооценки собственных позитивных способностей, коммуникативных умений. Авторы указывают также, что специального изучения требует понятие «индивидуальный стиль общения», в характеристику которого включаются индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся во взаимодействии педагога и воспитуемого, совокупность повторяющихся устойчивых приемов ведения самого процесса общения, особенности личности, ее жизненный опыт, влияние на взаимоотношения между сверстниками.

    Н. Д. Ватутина рассматривает существенные ошибки в практике общения воспитателя с детьми и предполагает, что «педагогическое общение выступает как средство гуманизации педагогического процесса только при условии, что содержание, средства и формы, а также стиль общения воспитателя с ребенком имеют личностную направленность, учитывают «зону ближайшего развития» ребенка, его потребностно-мотивационную сферу и способствуют дальнейшему развитию его деятельности и личностных качеств. При этом все компоненты деятельности общения воспитателя должны быть педагогически целесообразны и выполнять в совокупности определенные функции, способствующие формированию личности и установлению активно положительного отношения воспитателя с детьми, обеспечивающему успешность в воспитании ребенка».[4,73]

    Как видно, вопросы педагогического общения очень тесно связаны с вопросами психологической культуры. Н. Д. Ватутина утверждает, что педагогическое общение должно быть продумано воспитателем по цели и назначению, например: общение может быть организовано педагогом с целью вовлечения в постигровую деятельность. В то же время, по мнению автора, ориентация педагогического общения только на свои цели не может привести к результату: «Модель общения не может быть жесткой, она должна быть ориентирована на конкретного ребенка или группу детей, представлять собой гибкую динамичную систему, обеспечивающую влияние на ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей» (Там же). На наш взгляд, предложенная Н. Д. Ватутиной модель педагогического общения вполне соответствует особенностям психологической культуры в ее коммуникативном компоненте. Она предполагает дифференцированно-индивидуальный характер общения с ребенком в зависимости от:

    а) состояния ребенка;

    б) доминирования мотивов и потребностей ребенка в данный момент;  

    в) формы общения, в которой он сейчас нуждается;

    г) уровня развития деятельности, в которой он участвует;

    д) условий, в которых это общение протекает.

    При использовании данной модели общение педагога выступает как средство гуманизации, психологизации педагогического процесса и условие благоприятного взаимовлияния воспитания и самовоспитания, так как сам педагог участвует в создании этого взаимодействия, становится значимым для ребенка, следовательно, создает возможности для получения от воспитанника обратной связи и обеспечения полноценного функционирования воспитательного процесса.

    Помимо педагогического общения, воспитатель как специалист должен владеть и другими, характерными для его деятельности профессионально-педагогическими умениями, чтобы «с самого начала самостоятельной работы педагогически грамотно выполнять социально и профессионально обусловленные функции» (Ватутина Н. Д., 1995, с. 75).

    Таким образом, для осуществления эффективного воспитания, педагогической поддержки личностного роста ребенка необходимо, чтобы воспитатель:

     — владел комплексом профессионально-педагогических умений, позиционируясь на установке процессуальной поддержки развития ребенка;

    — был включен в творчество;

    — ориентировался на гуманистические принципы как ценностно-смысловой компонент;

    — рефлексивно изучал индивидуальные особенности ребенка, согласовывал педагогические требования с его субъективным опытом;

    — использовал оптимальные для поставленных задач коммуникативные модели;

    — компетентно проявлял свою психологическую грамотность (когнитивный компонент);

     — стремился к собственному личностному росту, т. е. обладал психологической культурой.

    В этом случае можно говорить о том, что воспитатель, благодаря своим личностным качествам, эффективно выполняет цели и задачи воспитания.

    Использованная литература (рекомендуемая  для чтения)

    1.   Ашиков В.    Дошкольное воспитание в новом веке.//Дошкольное воспитание. - 2000. № 1. - С. 30-34

    2.   Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня.-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).

    3.   Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.

    4.   Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. ─ М.Просвещение, 1995.

    5.   Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. // Информационный обзор/ Сост: Ерофеева Т. И., Зверева О.Л., Макеева Т.А.- М., 1996.

    6.   Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. –М.: Просвещение, 1984 – 256с.

    7.   Детский сад и семья / Под ред. Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1981.

    8.   Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983.

    9.   Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П. Елисеева; Под ред. М.М. Ярмолинской. ─ Мн.: Лексис, 2004. ─ 68 с.

    10.   Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.

    11.   Каплан Л.У.    Посеешь привычку - пожнешь характер: Книга для
    воспитателя. М., 1992.- 137с.

    12.   Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 1986.

    13.   Макаров С.П. Технология индивидуального обучения// Педаго-гический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.

    14.   Мир детства. Дошкольник / Под редакцией А.Г. Хрипковой. М., 1997. - С. 128-263.

    15.   Миронова, Р.М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей: Учебно-методическое пособие / Р.М. Миронова. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. - 180 с.

    16.   Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Педагогика, 1980.

    17.   Панько, Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада / Е.А. Панько. - Мн.: Вышэйшая школа, 1986.

    18.   Поздняк Л.В.   Подготовка педагогов нового времени. // Дошкольное
    воспитание - 2002. № 2. - С. 45- 52.

    19.   Программы   дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников ДОУ/ Сост. О.А. Соломенникова. - М., 2003.

    20.   Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М., 2003. - 304 с.

    21.   Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1980.-№2.-с.52-62.

    22.   Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей

    детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.

    Консультация для воспитателей № 1: ТРИЗ и особенности применения методики в детском саду

    1. Возможности современных развивающих технологий

    В настоящее время воспитательный и образовательный процессы невозможно представить без использования  современных технологий, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума.

     При этом:

    - педагогические воздейстгшя опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитне наследственных данных личности;

    - ребенок является полноценным субъектом деятельности;

    - личность развивается в целостной совокупности всех своих качеств;

    - обучение и воспитание ребенка происходит в зоне ближайшего развития.

    2. Актуальность использования ТРИЗ-технологии в детском саду

       В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

       Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его  жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого  потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

       В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизнейную цель.

      Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления,как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой  активности, стремления к новизне; речи  и творческого воображения.


    3. ТРИЗ - технология в детском саду

     

    1) Дидактические принципы при использовании творческих задач.

       Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Педагоги уже заметили, что стало труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Налицо противоречие: мы должны учить детей жять в мире, которого не знаем сами.

       Решение современных, задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий.

       Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа. Так же необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.

       С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

       Предлагая детям творческие задания, важно учитывать следующие дидактические принципы:

       Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

      Принцип открытости. Предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

      Принцип деятельности. В любое   творческое   задание    нужно включать практическую деятельность.

      Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

      Принцип идеальности. Творческие заданий не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

     

    4. Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии

       Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:

     -  организовывать  проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;

    - использовать специальную Игрушку - героя  занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки  задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие - выбираем Игрушку необычную и оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с Игрушкой до следующего занятия;

    - в  конце занятий  подводим  итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем   занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводим в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка  новостей», «Доскажи   предложение» и др., обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о..., а в следующий раз узнаем еще и о...»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом стараемся обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.

    5. ТРИЗ - технология в свободной деятельности детей

       Заинтересовавшись проблемой использования системы  ТРИЗ на занятиях  с дошкольниками, необходимо задуматься, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Каждый день работы с детьми - поиск. Стараться не раскрывать детям истину, а учить ее находить.

    Например, ребенок задал вопрос. Сначала спрашиваем, а что он сам об этом думает, приглашаем порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ.

       А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда задаем вопрос сами, ставим в ситуацию, когда ребенку приходится повторять исторический путь познания и преобразования вещества или предмета, или объекта. Например, надо дать детям знания о свойствах воды. Начинаем с вопроса «Что было бы, если на земле не было бы воды?» Главное, выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. После беседы проводим опыты. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания приобретаются не как догма, а как поиск истины и сути. Каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть, если?... - все это и есть работа с элементами ТРИЗ.

       На занятиях с детьми постоянно надо пытвться в каждом предмете видеть пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Как решать противоречия? Для этого есть много приемов, например, «дробление-объединение», разрещение противоречия во времени, пространстве и т. д.

       Для занятий с использованием ТРИЗ, характерно наличие в них игровых сказочных ситуаций, которые вводит детей в проблему, состояние поиска, стимулирует мыслительные процессы.

       Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. На прогулке много возможностей для использования элементов ТРИЗ. Можно использовать приемы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д.

       Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?

       Применяим также прием эмпатии - дети представляют себя на месте наблюдаемого:

     «А что если ты превратился в бабочку? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься?» и т. д.

       А еще на прогулках вместе с детьми можно придумывать загадки, рисовать палочками по земле, снегу ? что получилось? Почему?

    Представлять себя волшебниками и видеть разноцветный дождь через разноцветные стеклышки. Дети становятся настоящими исследователями природы, если у них в руках увеличительные стекла.

       Это своеобразное общение с  природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг  нас движемся, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти открытия раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.


    6.Заключение


       Таким образом, в результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Именно поэтому нужно применять на занятиях и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологию



    Консультация для воспитателей № 2: Мастер-класс «Триз-технологии в изодеятельности. Нетрадиционные методы рисования»


    Данная консультация построена в виде мастер-класса, который подразумевает, что слушатели могут посмотреть приемы рисования и при желании попробовать то же самое сделать самостоятельно.


    Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
    человека будет душа художника. Иначе говоря,
    когда каждый будет находить радость в своём
    труде”.

    Роден

    1. Вступительная мини-лекция

    Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: «каракули», «головоноги», «прозрачность», «добавочные носы детской логики».

    Их фантазия удивительна схожа. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово. Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения».

    Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

    Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

    В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

    Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

    Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности с применением ТРИЗ-технологий удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

    В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале можно с детьми обыграть сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: «Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

    Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

    Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается взрослым. На таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый), строить свою диалогическую и монологическую речь. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.

     Самым доступным из них являются рисование пальчиками, начиная с младшей группы, и печать от руки в старшей и подготовительной группах. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. Старшие дети радуются не меньше малышей, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой «Зима». Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.

    2. Показ нетрадиционных методов рисования

    Пальчиковое рисование далеко не единственный способ нетрадиционного рисования, Хочу перечислить и другие способы, применяемые занятиях по изодеятельности:

    1. Пальцевая живопись “Гусеница”.

    2. Печатка “Ягодки-конфетки”

    3. Монотипия “Аленький цветочек”

    4. Набрызг.

    5. Печать от руки “Солнышко”

    6. Скомканный лист “Голубое море”

    7. Рисование на мокрой бумаге.

    8. Волшебная нить “Павлин”

    9. Трафарет.

    10. Рисование свечой “Узоры на стекле”

    11. Объёмная аппликация “Зимушка-зима”

    12. Точечный рисунок “Жар-птица”.

    13. По запаху.

    14. Кляксография.

    Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

    Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, воспитатели отмечают, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования. Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

    В результате совместной творческой деятельности: воспитатель - дети - родители - педагоги, ощущаем теплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе - радость и теплота!


    Воспитательное мероприятие «Спички детям не игрушка»

    2 младшая группа

    Программное содержание: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

    Материал: спички, конверт, картинки (чего нельзя делать), например, включать утюг, разрезные геометрические фигуры, набор овощей.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что- то пищит

    -Что это? (спички). Как интересно! Они что-то говорят. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело.

    Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Сама спичка деревянная, а головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.                                                                                              

    - Ой, ребята посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо сделать?

    Дети:  (подуть, бросить на пол..)

    Воспитатель: Спасите меня скорее, дуйте.

    -Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если - бы  я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя - это не игрушка!

    -Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей)

    -Было больно?

    -Ребята, а для чего нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костёр)

    А чтобы сварить еду нужны спички?

    Дети: Да.

    Воспитатель:  Посмотрите у меня на тарелке лежат что?

    Дети: овощи.

    Воспитатель: каждый из вас возьмёт по одному овощу, посмотрит на него и расскажет, что у него в руках. (Дети описывают свой овощ), например - это морковка, растёт в земле, оранжевого цвета, овощ.

    Правильно  из всех этих овощей можно сварить борщ или суп.

    А играть со спичками можно? (нельзя).

    Ребята, вы знаете, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: «Детям от Хрюши и Степашки» Послушай те, что они пишут.

    «Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало скучно и  мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки. А домик наш сгорел.»

    -Ребята, почему Хрюша со Степашкой оказались в больнице? (ответы детей)

    -А вы сейчас хотите поиграть со спичками?

    -Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры.

    Физкультминутка:


     Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо,

    Ветер тише, тише, тише,

    Деревцо всё выше, выше.   

    Дидактическая игра: « Чего нельзя делать»

    Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевёрнуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему. Молодцы, ребята, хорошо справились.

    А как же быть с домиком для Хрюши и Степашки? Поможем  им? Садитесь за столы на свои места. Посмотрите, что лежит на столе?

    Дети: треугольник, квадрат, два прямоугольника.

    Воспитатель: Нужно из этих геометрических фигур собрать домик. Приступайте. Молодцы! Теперь у Хрюши и Степашки будет не один домик, а много.

    Давайте ещё раз вспомним можно брать спички детям? А чего ещё нельзя делать?  (ответы детей).

    Воспитательное мероприятие «Каждый маленький ребенок должен это знать с пеленок»

    Досуг для детей старшего дошкольного возраста и родителей

    Жюри: педагог-психолог, сотрудник ГИБДД, пожарный инспектор, заведующая детским садом, старший воспитатель.

    Ведущий. К нам пришли гости. Как поднять им настроение?

    Дети предлагают разные варианты: подарить улыбку, пригласить потанцевать, вместе попить чаю, поиграть вместе, рассказать анекдоты, истории, показать спектакль, сценку и т. д.

    Ведущий. Мы предлагаем принять участие в игре «Счастливый случай».

    1. Разминка. Отвечаем быстро, хором.

    · Маленький, противный, любит грязь. (Микроб.)

    · Прибор, помогающий увидеть микроб. (Микроскоп.)

    · Хорошие слова, которые приятно слышать в свой адрес. (Комплименты.)

    · Часть дороги, по которой движется транспорт. (Мостовая, проезжая часть.)

    · Животное, названием которого обозначают участок мостовой. (Зебра.)

    · Устройство, играющее важную роль в регулировании дорожного движения. (Светофор.)

    · Звучащий инструмент сотрудника ГИБДД. (Свисток.)

    · Молчащий инструмент сотрудника ГИБДД. (Жезл.)

    · Люди героической профессии, проходящие через «огонь, воду и медные трубы». (Пожарные.)

    · Макет Земли. (Глобус.)


    2. Литературная викторина «Что? Где? Когда?»

    О чем это:

    Мать на рынок уходила,

    Дочке Лене говорила:

    «Печку, Леночка, не тронь!

    Жжется, Леночка, огонь!»

    (С. Я. Маршак. Пожар)      

    Дом пылает за утлом.

    Сто зевак стоит кругом,

    Ставит лестницы команда.

    От огня спасает дом.

    Весь чердак уже в огне -

    Бьются голуби в окне...

    (С. В. Михалков. Дядя Степа)

    Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, и в зубах за рубашку он нес девочку...

    (Л.Н. Толстой. Пожарные собаки)


    Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Какой урок можно извлечь из сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок»?


    3. «Устами младенца». Ребенок читает стихотворение В. Лунина «Когда я взрослым стану».

    Когда я взрослым стану,

    Я все позволю сыну.

    Руками есть сметану

    И прыгать мне на спину.

    Валяться на диване,

    На стенке рисовать...

    Жука хранить в кармане,

    Лица не умывать.      

    Кричать, по лужам бегать,

    Спилить у стула ножки.

    Не спать и не обедать.

    Скакать верхом на кошке,

    Крутить в часах пружинку,

    Пить воду из-под крана.

    Я все позволю сыну,

    Когда я взрослым стану.


    Ведущий. Почему взрослые постоянно делают вам следующие замечания? Почему действительно этого делать нельзя? (Предлагаем наиболее типичные замечания родителей и педагогов. Выслушиваем рассуждения и доказательства детей.)


    · Не разговаривай во время еды!

    · Закрывай рот платком при кашле!

    · Не смотри долго телевизор!

    · Не тереби кошку!

    · Не ешь много сладкого!

    · Не подходи к плите!


    4. «Кто быстрее?»


    · Для чего нужны нам нос, уши, рот, ноги, руки?

    · Предлагаем двум детям по схематическому изображению собрать из частей человека. Рассказать о его позе, например: «У моего человека поднята правая рука и согнута в коленном суставе левая нога».


    · С другими детьми провести игру «Покажи правильно...» (кисть руки, переносицу, голень левой ноги, правое ухо, предплечье левой руки и т. д.).


    5. «Черный ящик» (по ответам на вопросы определить, какой предмет в ящике).


    · Предмет металлический? - Нет.

    · Деревянный? - Да.

    · Округлый? - Нет.

    · Прямоугольной формы? - Да.

    · Красного цвета? - Нет.

    · С ним можно играть? - Нет.

    · Он горит? - Да.

    · Это коробок со спичками? - Да.


    6. Музыкальная пауза.

    Дети предлагают родителям потанцевать под ритмическую музыку. В это время в группе готовятся «провокационные» сюрпризы.


    7. «Умники и умницы».

    Детям и гостям предлагается в тактичной форме объяснить: какие правила безопасности нарушены в данный момент в группе? (На подоконнике - таблетка, в розетке - вилка электрошнура, на полке - флакон жидкого моющего средства, в проходе - детский стул, рассыпаны скрепки, на столе - чашка со щербинкой, ящик стоит на краю стола и др.).


    8. Тренинг-соревнование в игровой форме.

    Ведущий. Расположите модели с изображением «действий» в правильной последовательности в предполагаемых ситуациях.

    Дети. Твой товарищ на прогулке порезал руку.

    Родители. В подъезде пахнет газом.


    9. Игра со зрителями.

    Детям предлагается задать гостям заранее заготовленные вопросы. Оцениваются умение вежливо обратиться к взрослому, тактично указать на ошибку, чувство юмора.


    Примерные вопросы и ответы

    · Представьте, Вам 5 лет, нужно перейти улицу, как Вы это сделаете? - Извините, но одному в 5 лет гулять не рекомендуется.


    · Выберите, пожалуйста, из этих трех зубных щеток в стакане самую лучшую.- Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.


    · Скажите, пожалуйста, какая из этих свечей (желтая или красная) лучше подойдет к вашей новогодней елке? - Свечами украшать елку нельзя.


    · Возьмите, пожалуйста, ножницы,- Так ножницы подавать нельзя. Мы не должны их брать.


    · Светофор не работает на перекрестке проспекта Победы и улицы Мира. Ваши действия.- Найти другой переход, как бы далеко он ни находился.


    10. Сюрпризный момент.

    Ведущий. Кто-то в гости к нам спешит? Слышите, мотор жужжит?

    Карлсон (влетает). А вот и я!

    Ведущий. Здравствуй, Карлсон, дорогой! Рады встрече мы с тобой!

    Карлсон. Я всегда вернуться рад в свой любимый детский сад! Апчхи!

    Ведущий. Что такое? Ты простужен?

    Карлсон. Я весь день скакал по лужам, а теперь простыл, охрип. У меня, наверно, грипп.

    Ведущий. Как ты думаешь лечиться?

    Карлсон. Пить таблетки не годится! Я лекарство сделал сам!

    Ведущий. Это просто чудеса...

    Карлсон. Смело складываем в кучу карамельку и тянучку. Из малины мармелад и кусочки шоколада. И на все на это сверху все овсяное печенье надо мелко накрошить. Называется лекарство «Чмок-чмок-чмок - вкуснятина!» От простуды помогает просто замечательно! Я вот тут для Вас как раз тортик вкусненький припас!


    Танцует вместе с детьми.

    Ведущий. Дети, а разве сладкое так полезно?

    Дети. Нет! Ведь это диатез, кариес и лишний вес.

    Карлсон. Лишний вес? (Осматривает себя.)

    Ведущий. Ну, а ты дружочек мой, не страдаешь худобой! Вон какой ты карапуз! (Щекочет Карлсона.)

    Карлсон. Ой, щекотки я боюсь! Что мне делать? Как мне быть? Как здоровье сохранить?

    Ведущий. Чтоб здоровье сохранить, нужно спортом заниматься, нужно правильно питаться!

    Карлсон. Спортом заниматься? Правильно питаться?

    Ведущий. Ну-ка, дети, подскажите, разобраться- помогите. Я начну, а вы кончайте, хором, дружно отвечайте.

    · Солнце, воздух и вода... (наши лучшие друзья).

    · В группе утром по порядку... (дружно делаем зарядку.)

    · Обливаемся с тобой мы... (холодною водой).

    · От простуды и ангины нас спасают... (витамины).

    · Творог, овощи и фрукты - всем полезные... (продукты).

    · Меньше сладкого, мучного, вот и станешь... (стройным снова).

    Карлсон. Ах, тефтельки и ватрушки, слойки, бублики и плюшки... Как от вас мне отказаться?

    Ведущий. Карлсон, перестань терзаться! Вот. тебе волшебный мяч! (Дает мяч.) Ты на нем помчишься вскачь! Укрепишь мускулатуру, и осанку, и фигуру. Как про сладкое забудешь, ты здоров и строен будешь. Ну, давай скорей садись, только, знай себе, держись!

    Карлсон. Вот так мячик! Ну-ка, ну-ка, эка хитрая наука! (Садится и прыгает.) Я и этак, я и так!

    Ведущий. Карлсон, прыгать ты мастак!

    Карлсон (останавливается). Мне теперь с таким мячом килограммы нипочем! Буду с фруктами дружить, буду я в спортзал ходить! Прямо завтра начинаю. Образ жизни я меняю. (Пододвигает торт к себе.) А сегодня насладимся, напоследок объедимся! По кусочку, по чуть-чуть! (Любуется тортом.) Хоть одним глазком взглянуть!

    Ведущий. А как же лишний килограмм?

    Карлсон. Ой, мячик мне, а тортик вам! Всем привет, а мне пора. До свидания, детвора! Здоровья виноградного, настроения шоколадного, радости клубничной, улыбки земляничной! (Скачет на мяче.)


    Жюри подводит итоги. Каждому ребенку находят свое определение: от самого активного до самого радостного, от самого решительного до самого осторожного.

    Приложения

    1.   Планы – конспекты лекций по психологии (1)
    одной из методик (1) ,
    2. Развернутые планы-конспекты воспитательных мероприятий не менее двух.
    3. Конспект консультаций для воспитателей по педагогики или методикам.


    объём неважен. тема любая. главное чтобы было всё для детского учреждения. по психологии одна лекция. 2 консультации.
    всё это было в методичке насколько мне известно написано.
    одну из методик на выбор:
    - изобразительная деятельность дошкольников
    - воспитательные мероприятия:
    - в отношении к педколлективу,
    объем как я уже говорила не важен, но думаю не менее 8 листов. главное чтобы тема раскрылась



    План — программа, лист 5

    На последующих страницах излагается содержание лекции согласно следующей тематике:

    > тема лекция;

    > цель лекции;

    > план изложения материалапс теме; .

    > литература, использованная при подготовке;

    > литература, рекомендованная слушателям по теме лекции;

    > наглядные пособия;

    >: задания для работы во время лекции;

    > методика изложения материала и время изложения;

    > полный конспект изложения;

    > методика закрепления нового материала;

    У подведение итогов лекции;

    Щт- У примечания.

    2. Конспект лекции пишется на листах писчей бумаги на одной стороне (длина листа не -    более 30 см).

    3. Писать следует четкими ясными фразами без деепричастных оборотов.

    4. Красиво располагать материал на странице.

    5. Главные понятия и теоретические положения подчеркивать цветными карандашами.

    6. Использовать для оформления цифры (римские, арабские), буквы русского и ! латинского алфавита.

    7. Обязательно должны быть оставлены поля, иа которых отмечаются моменты демонстрации наглядных пособий, названия их, записываются вопросы к аудитории.

    8. Выделить столбиком примеры, содержание педагогических упражнений, задач.

    9. Подчеркивать выводы после раскрытия каждого вопроса плана

    10. Воспроизводить при изложении формулировки вопросов плавай их нумерацию, выделить их.

    11. Выделить общий вывод лекции.

    12. Не должно быть сокращений слов.

    5. Схема плана - конспекта лекции.

    1. Тема лекции-_

    2. Цель лекции -_. _._.

    3. Список литературы, использованной при подготовке к лекции -_

    4. Наглядные пособия, дидактические материалы, технические средства - _1_

    Ход лекции

    1)., . Организационный момент.

    1. Время.

    2. Содержание.

    Л      Изложение текста лекции.

    2)    1. Время изложения;.

    2 Виды изложения.

    3. Тема лекции.

    4. План лекции.

    5. Литература, рекомендованная слушателям по теме лекции.

    6. Конспект изложения

    a) вступление,

    b) собственные изложения (по вопросам плана),

    c) заключение.

    7.Время закрепления

    а)Время закрепления

    b) его содержание (вопросы,задачи,опыты и т.д.)

    8.Общий итог.




    6.Примерная схема плана-конспекта воспитательного мероприятия.

    1.Титульный лист.

    2.Изложение конспекта.

    А)тема мероприятия

    Б)цель мероприятия.

    В)подготовка мероприятия.

    -подбор литературы

    -рекомендации для ее изучения

    -пропаганда мероприятия с помощью обьявлений,плакатов.

    -организация выставки

    -индивидуальные выставки.

    -подготовка ведущих (организаторов)

    -оформление помещения

    -формулировка основных вопросов для обсуждения

    Г)проведение мероприятия.

    -тематика выступления,докладов,их последовательность,регламент.

    -их подробное содержание.

    -содержание вступительного слова.

    -содержание заключительного слова.

    Д.)Проведение заключительной части мероприятия

    -номера концерта

    -сценарий

    -содержание викторины,аттракционов,игр,кино и видеофильмов.

    7.Схема анализа воспитательного мероприятия, проводимого студентами.

    1.форма мероприятия.

    2.Фамилия организатора и состав уастников.

    3.Тема и воспитательно-позновательная цель мероприятия.

    4.Характеристика подготовительной работы  к мероприятию.

    5.Оценка содержания и методических приемов,,содержание характера устных выступлений,демонстраций фильмов,диафильмов,картин,и других технческих средств наглядности.

    6.Характеристика реакции аудитории на мероприятие,восприятие его содержания,уровня органицовонности,настроения,эмоциональности,активности.

    7.Оценка воспитательной ценности мероприятия.

    8.Предложение по совершенствованию методики подготовки и проведения воспитательных мероприятий.


    Примечание: с учетом данной схемы воспитательные мероприятия анализируются студентами в дневнике практики ,а заведующей ДОУ – в индивидуальном плане.


    8.Схема анализа лекций,прочитанной студенткой.

    1.Предмет.

    2.Тема,цель лекции.

    3.Организация аудитории,готовность и организованность воспитателей,состояние пособий,качество наглядных средств,учет физиолого-гигиенических требований к помещению.

    4.Структура лекции:рациональное использование времени лекции,длительность каждого ее этапа,их последовательность,четвость переходов,своевременность начала и окончания.

    5.Общепедагогические требования к чтению лекции:увлекательная постановка цели,конкретность изложения материала по теме,связь теории с жизнью,с практикой воспитателей,испоьзование межнаучных связей,учет особенности слушателей,профессиональная педагогическая направленность содержания лекций.

    6.Методика изложения лекции,обьем материала,приминени методов его изложения,использование элиментов современных методов-проблемный метод и т.п.,их целесообразность ,методика демонстрация наглядных пособий,четкость обобщений и выводов,приминение активизирующих методов и приемов,методика сопутствующего закрепления материала лекции.

    7.Работа слушателя в ходе лекции:заинтересованность,активность,эмоциональность.

    8.Стиль лектора:умение владеть аудиторией слушателей,распределять свое внимание,характер взаимоотношений со слушателями,качество речи(внешительность,точность,внешний вид,манера поведения.)

    Примечание: Сучетом данной схемы лекции анализируются студентами в дневнике практики,а завудедующейДОУ-в индивидуальном плане….


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конспекты лекций по педагогике ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.