Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Культурная революция в СССР

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Культурная революция в СССР
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                          ПЛАН

    Введение.

    1. Понятие культурной революции.

    2. Сущность  культурной революции.

    3. Задачи и этапы культурной револю­ции.

    Выводы.

    Литература.






















                                                          Введение


    В литературе сложились два основных направления исследования категории «культурная революция». Одни исследователи занима­ются этой проблемой в  целом, рассматривая ее как один из раз­делов гражданской истории или истории партии, другие работают над изучением истории отдельных отраслей духовной жизни[1].

    Тезис об отношении революции в области культуры к общим закономерностям преобразовательного и сози­дательного процесса в эпоху социализма в свое время широко дебатировался среди ученых обоих направлений, работающих в области истории и теории культуры.

    Многие, оспа­ривая положение о всеобщем характере культурной революции, утверждали, что она свойственна лишь странам, унаследовавшим от прошлого культурную отсталость (массовую неграмотность и пр.). Сторонники этой точки зрения были не только среди советских ученых. В зарубежной социологической и исторической литера­туре встречается немало утверждений специалистов по вопросам культуры относительно того, что культурная революция - это явление «национально специфическое, свойственное только культурно отсталым странам, к каким относилась, например, царская Россия[2].

    Национальные особенности культурной революции, в действительности, определя­ются многими обстоятельствами, сложившимися в ходе истори­ческого развития той или иной страны или народа. Они зависят от характера социально-экономических отношений и уровня мате­риально-технического развития, от степени демократизма в об­щественно-политической жизни и зрелости граждан, от исто­рических традиций и международного положения данной страны. И, конечно же, эти особенности в огромной мере обусловливают­ся культурным уровнем народа, характером культурного наследия.

    Национальные особенности культурной революции могут быть обусловлены и объективными, и субъективными факторами и влиять на ход ее или отрицательно, создавая дополнительные трудности, или положительно, способствуя достижению успехов. Социалистическая революция в культуре, как и во всех других областях жизни, осуществлялась в нашей стране на основе соединения инициати­вы и активности граждан с организаторской  и зачастую принудительной деятельностью руководства партии и государства.

    Важнейшей особенностью революции в области культуры В. И. Ленин считал ее подлинно народный характер. Он не мыслил культурную революцию без непосредственного участия широчайших масс.

    С победой социалистического строя народные массы не только приобщаются к завоеваниям науки, просвещения и искус­ства, свободно пользуются культурными благами, но и деятельно участвуют в создании духовных ценностей. В свою очередь, «подъем общего культурного уровня масс создает  ту твердую, здо­ровую почву, из которой вырастают мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники.


                                     1. Понятие культурной революции

    Термин «культурная революция» был введен в науку об обществе  В. И. Лениным  в работе «О кооперации» в 1923 году. За­тем данное определение появляется в произведениях и выступ­лениях Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. П. Карпинского и других деятелей культуры советской республики. Под культурной революцией, - вспоминала Н. К. Круп­ская, - Владимир Ильич подразумевал то, что массы сво­им дружным, организационным напором сломают стену темноты и невежества, возьмут с бою необходимые им знания и цивилизацию[3].

    Культурная революция вместе с индустриализацией и коопе­рированием сельского хозяйства, как известно, была составной частью ленинского плана построения социалистического общества.

    По определению В.И. Ленина, культурная революция есть «целый переворот», смысл которого он видел в том, чтобы, ликвидировав пропасть, которая разделяла народ и культуру, двинуть в народ могучий поток просвещения, обеспечить стремительное повышение общеобразовательного и культурного уровня рабоче-крестьянских масс, открыть простор для роста талантов и дарова­ний, пробудить в трудящихся жажду к самостоятельному созида­нию нового общества, воспитать сознательных борцов за комму­низм.

    Глубочайшая культурная революция, протекающая на основе социально-экономических преобразований, как отмечал В.И. Ле­нин, это не мгновенный прыжок от отсталости к высотам куль­туры, а постепенный и длительный процесс преобразования общественного сознания, психологии, нравов, привычек, быта ши­роких слоев населения, процесс всестороннего развития всей мас­сы людей труда, целая полоса создания и бурного расцвета новой науки, искусства, художественного творчества народа, эпоха пре­одоления существенных различий между умственным и физиче­ским трудом.

    В.И. Ленин, вводя понятие «культурная революция», на мой взгляд, выразил им то, что свой­ственно культурному развитию общества при переходе от капи­тализма к социализму, те изменения в  системе «духовного производства и потребления», которые за всю исто­рию цивилизации впервые делают культуру подлинно народной.

    В научной литературе термин «культурная революция» трактуется исследователями в смысловом содержании близко к тому понятию, которое в него вкладывал В.И. Ленин.

    Культурная революция, - считает И.П. Ким[4], - это про­цесс коренного, качественного изменения субъекта культурно-исторического процесса. Если ранее народ творил культуру стихий­но, не осознавая этого, и поэтому не мог предвидеть результатов своего стихийного творчества, то теперь встает задача превраще­ния всякой деятельности человека в подлинно человеческую, т.е. активную, сознательную, самостоятельную творческую деятельность (самодеятельность).

    П.И. Кабанов[5] указывает на то, что культурная революция - это претворение в жизнь марксистско-ленинского учения о переделке человека, освобождение его от всех дурных духовных качеств, привитых ему жизнью эксплуататорского общества с его звериным законом «человек человеку - волк»; социалистическая культура предполагает воспитание чело­века в духе социалистического гуманизма с его принципом: «человек человеку - друг, товарищ и брат».

    В словаре И.В. Блауберга культурная революция характеризуется как коренной  переворот в культурном развитии народа пос­ле социалистической революции, важнейшая составная часть со­циалистического и коммунисти­ческого преобразования общества. Революция в области культуры создает необходимые предпосыл­ки для участия всех граждан в управлении государством, хозяй­ством, в строительстве новой куль­туры. В ходе этой революции все более широкие массы трудящихся получают доступ к образованию, приобщаются к лучшим достиже­ниям культуры прошлого[6].

    В данном реферате понятие «культурная революция» будет отождествляться с процессом утверждения в нашей стране социалистической идеологии; коренного, качествен­ного изменения всех форм культурной  жизни народа,  развития массовой социалистической культуры.


                                    2. Сущность  культурной революции


    Сущностью  культурной революции, как указывает Н.С. Злобин, В.И. Ленин считал форми­рование нового человека в самом широком, всеобъемлющем по­нимании этого слова. И, прежде всего он имел в ви­ду формирование политической сознательности человека, т.е. задачу научить его активно строить социализм и коммунизм. В этом, по мнению Шустова, состоит коренное назначение куль­турной революции[7].

    В более широком смысле, сущность культурной революции состоит в коренной перестройке всей систе­мы духовного производства, охватывающей собой не только систему распределения и потребления духовных ценностей, но и, прежде всего, характер и принципы духовного творче­ства. При этом подразумевается учет не только того, какие ценности создаются в обществе, но и, как и кем они создаются. Иными словами, сущность культурной революции - это в первую очередь коренное, качественное изменение субъекта культурно-исторического процесса, выражающееся в приобщении масс и каждого отдельного человека к сознательному историческо­му творчеству. Короче говоря, культурная революция - это пре­одоление отчуждения, это - процесс формирования всесторонне развитой, гармонической личности.

    Сущность культурной революции мож­но сформулировать и как социалистическое обновление условий и характера творческой деятельности в области культуры и сис­темы распределения и потребления духовных ценностей и свя­занный с этим резкий культурный подъем общества.

    Основу ленинской концепции культурной революции составляет положение о роли трудящихся масс как субъекта куль­турно-исторического процесса. Социалистическая культура - это культура самого народа, поднявшегося до высот сознательной творческой активности в общественной жизни. Поэтому культурная революция откры­вает простор для раскрытия и применения творческих способно­стей и талантов, которых, как отмечал В. И. Ленин,  «в народе не­початый край...  Раньше весь человеческий ум, - говорил он, - весь его ге­ний творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвеще­ния и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием…»[8].

    Смысл культурной революции партия видела в том, чтобы сделать все достижения науки, просвещения и искусства достоянием миллионов, открыть простор для развития народных талантов и дарований, вовлечь широкие массы трудящихся в строительство нового общества[9].

     «Основное содержание культурной революции – подъем народного просвещения – создание всех условий для приобщения самых широких масс трудящихся к по­литике, знаниям, эстетическим ценностям; распро­странение научной социалистической идеологии и организация на ее принципах всей духовной жизни народа; преодоление мелкобуржуазных взглядов и нравов»[10].

    В ходе культурной революции происходит переворот во всей системе духовного производства. Следовательно, речь идет не о доступности для народа тех или иных культурных ценностей, не о простом изменении системы распределения и потребления культуры (что само по себе тоже, разумеется, необходимо), а о приобщении масс к сознательному целенаправленному социально значимому творчеству.

    Сферой осуществления культурной революции являются все стороны жизни общества, единственная цель которого - всестороннее развитие человека, превращение его в сознательного творца истории. Все остальное подчинено этой вели­кой цели, является основой и средством ее достижения.

    Главная задача и основное содержание культурной революции, на наш взгляд, являются концептуальными и программными положениями для каждой страны или народа и поэтому культурные революции  имеют всеобщий характер, и к ним применим критерий повторяемости.

    Таким образом, культурная революция как общее явление в ходе утверждения социализма имеет универсальные черты, характеризующие ее общую сущность. Кабанов П.И. выделяет следующие важнейшие компоненты культурной революции как общей закономерности духовного развития общества в эпоху со­циалистического строительства:

    1. Социалистическая революция в культуре - это, прежде всего полная демократизация всего строя духовной жизни обще­ства, создание подлинно демократической системы производства и распределения культурных ценностей.

    2. Культурная революция означает освобождение общечело­веческих достижений культуры от власти антинародных, реакционных идеологий и антинаучных мировоззрений и «преобразова­ние» культуры на основе передовой, социалистической идеологии и научного мировоззрения[11].

    Положительные завоевания в области науки, искусства, об­разования, быта являются продуктом не какой-либо одной истори­ческой эпохи, а результатом творчества многих поколений. Эти достижения представляют собой непреходящие ценности, явля­ются общечеловеческим достоянием.

    Социалистическая революция в культуре предполагает отри­цание буржуазной идеологии, замену ее социалистической идео­логией, превращение последней в идейную основу новой культуры. Без социалистической революции в идеологии не может быть и социалистической революции в культуре, ибо здесь речь идет об идейном содержании культуры, ее социальной направленности.

    Вместе с отрицанием буржуазной идеологии в ходе культурной революции в корне изменяется и теоретическая, мировоззрен­ческая основа культуры. Она освобождается от власти идеа­листических воззрений, от влияния религиозных взглядов и становится на прочную базу социалистического мировоззрения.

    3. Общим требованием культурной революции является со­блюдение требования преемственной связи новой, социалистиче­ской культуры с культурой прошлого. Принцип преемственности - один из краеугольных камней ленинского учения о культурной революции.

    Само собой разумеется, что требование преемственной связи выдвигается не по отношению ко всей старой культуре, а лишь по отношению ко всем положительным достижениям и передо­вым идеям в культуре прошлого.

    С точки зрения действительных успехов науки и искусства, с точки зрения действительных завоеваний человечества в области культуры каждой эпохи - это ступень исторического прогресса. И, чтобы подняться на новую ступень культурного развития, нужно прочно опираться на достижения прошлого.

    Ф. Энгельс писал: «наука движется вперед пропорциональ­но массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поко­ления»[12].

    Социалистическая культура возникает как прямое продолже­ние и развитие всех положительных завоеваний культуры про­шлых времен. Она является закономерным развитием тех запасов знания, которые до этого выработало человечество.

    4. Общей чертой культурной революции является процесс пре­одоления всякого рода культурных неравенств между отдельными частями и социальными группами общества, порожденных классо­во-антагонистическими отношениями: неравенства женщин, отста­вания деревни от города, неравенства народов, различий между работниками умственного и физического труда. Говоря на языке социологии, культурная революция ведет к культурной интегра­ции людей. Но следует подчеркнуть, что процесс выравнивания культурных уровней людей носит длительный характер и не во всех случаях укладывается в рамки культурной революции.

    При рассмотрении национального аспекта культурной ре­волюции существенно выделяются общие закономерности, имеющие принципиальное значение для теории и практики строи­тельства социализма. Это, прежде всего ликвидация культурного неравенства народов и обусловливаемый этим процессом более быстрый темп роста ранее отсталых народов. Такое положение естественно: впервые в истории национальных отношений от­сталые нации и народности не оттесняются назад, а получают возможность встать вровень с передовыми. Это объясняется интернациональной при­родой социализма и практически возможно благодаря  взаимопомощи и обмена культурами народов.

    Значение общей закономерности приобретает и гармоничное сочетание национальной формы культуры с социалистическим ее содержанием. Такое сочетание является единственно целесообраз­ным для культурного развития народов в эпоху социализма. Со­циалистическое содержание культуры определяет общность куль­тур народов, ему принадлежит определяющая роль в духовном развитии всех наций и народностей. Вместе с тем социализм от­крываются возможности и для развития национальной формы культуры. Разнообразие национальных форм отнюдь не мешает единству со­циалистического содержания. Напротив, национальная форма, прежде всего национальный язык, позволяет каждому народу наи­лучшим образом реализовать свои культурные возможности, вно­сить максимальный вклад в общее развитие социалистической культуры.

    Закономерностью культурной революции является процесс сближения национальных культур, основанный на свободном обмене и взаимном обогащении народов в духовном развитии, -  процесс социалистической интернационализации куль­туры.

    5. Общим и одним из самых существенных признаков куль­турной революции является формирование новой, народной интел­лигенции. То обстоятельство, что в период социалистического строитель­ства происходит всеобщий подъем культурного и образователь­ного уровня трудящихся, не исключает необходимости создания многочисленной новой интеллигенции. При социализме любой народ нуждается в интеллигенции, в боль­шом числе образованных руководящих кадров, способных осущест­влять хозяйственно-организаторскую деятельность.

    Строительство социализма, осуществляемое планово  с использованием достижений науки, техники и культуры, требует все большего ко­личества инженеров, агрономов, экономистов, плановиков, вооб­ще образованных специалистов.

    Задача формирования новой интеллигенции, которую растит социалистическая революция, встает перед любой страной неза­висимо от численности старой интеллигенции, ибо речь здесь идет о количестве и качестве, - о создании новой народной интеллигенции.

    Формирование социалистической интеллигенции может идти по двум направлениям: перевоспитания унаследованной от про­шлого старой интеллигенции и выращивания новых кадров интеллигенции из представителей рабочего класса и крестьянства. В зависимости от того, какой был культурный уровень страны в прошлом, превалирующее значение может иметь то или иное на­правление.

    Культурная революция открывает широкий простор для рас­цвета науки  искусства, для ускоренного накопления новых ду­ховных ценностей. Вместе с тем происходит теоретическое и идейное перевооружение науки и искусства на основе диалектико-материалистического миросозерцания и социалистической идеологии.

    Таким образом, научное и художественное развитие общества приобретает последовательно прогрессивный характер и стано­вится все более могучим и действенным фактором поступатель­ного движения человечества.

    Необходимо особо подчеркнуть все возрастающую роль науки в жизни общества, которая быстро становится непосредственной производительной силой. В конечном счете, перспектива человеческого будущего, судьба цивилизации в решающей мере зависят от успехов научной мысли. Ей то и открывает простор культурная революция.

    7. В ходе культурной революции осуществляется и социали­стическое переустройство быта, утверждаются культурные фор­мы общежития, чему, как подчеркивал  К. Маркс, мешает эксплуататорский строй.

    8. Все черты культурной рево­люции находят свое интегральное выражение в становлении нового человека - человека социалистической культуры и идеологии, социалистического социально-политического облика и нравствен­ных норм, богатого духовного мира и широких общественных ин­тересов, человека, преданного идеалу коммунизма, гуманистиче­ской цели.

    Основной же закономерностью культурной револю­ции В. И. Ленин считал  то, что она совершается в ин­тересах широких народных масс и, более того, народные массы выступают ее главной движущей силой. Культурная революция не может быть осуществлена как верхушечная революция, в которой народу уготована лишь пассивная роль. «Раньше, - писал Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого не­обходимого - просвещения и развития. Теперь же все чуде­са техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием...»[13].

     И не случайно, что на осуществление культурной революции направлены усилия и энергия народа, получившего возможность «на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии...»[14].


                               3. Задачи и этапы культурной револю­ции


    При общих закономерностях и национальных особенностях культурная революция имеет конкретные задачи. И их очень много.

    Главную задачу культурной революции В.И. Ленин видел в том, чтобы сделать культуру подлинно народной. Для этого тре­буется, - указывал он, -  во-первых, ликвидировать пропасть, которая разделяет в условиях эксплуататорского общества народ и культуру, превра­тить все богатства культуры, завоевания науки и искусства в без­раздельное достояние  народа, решительно поднять образователь­ный и культурный уровень всей массы трудящихся; во-вторых, открыть широкий простор для народных талантов, для полного развития творческих сил народа и превращения его в активного субъекта культурного прогресса.

    Первейшей задачей культурной революции В.И. Ленин считал  приобщение трудящихся масс к достижениям культуры прошлого, ибо только на этой основе можно делать но­вые шаги в культуре, дальше развивать науку и искусство.

    Среди других важнейших задач культурной революции следует выделить следующие:

    подготовка новой интел­лигенции из числа рабочих и крестьян и перевоспитание ста­рой интеллигенции;

    преодоление влияния старой идеологии и утверждение социалистической идеологии, соз­дание новой, социалистической культуры, нового быта;

    создание необходимых духовных пред­посылок для победы коммунизма (коммунистическое    воспитание трудящих, полное преодоление пережитков старого в сознании и поведении людей всестороннее развитие  способностей каждого).

    Мы не случайно называем революцией процесс, призванный сделать культуру достоянием масс. Задача состояла не только в том, чтобы научить людей читать и писать. Надо было утвердить новую, со­циалистическую идеологию во всех сферах духовной жизни общества. Надо было подготовить свои, советские высококвалифицированные кадры. Надо было создать социалистическую культуру, которой предстояло не только вобрать в себя все лучшее, передовое, что создали люди на протяжении тысячелетий, но и сделать но­вый шаг вперед в духовном развитии всего человече­ства[15].

    Решающее условие культурной революции Ленин ви­дел в целенаправленной руководящей деятельности Ком­мунистической партии.  «Мы, - говорил Владимир Ильич на IX съезде РКП (б), - должны весь аппарат государст­венный употребить на то, чтобы учебные заведения, вне­школьное образование, практическая подготовка - все это шло, под руководством коммунистов, для пролета­риев, для рабочих, для трудящихся крестьян»[16].

    Ряд исследователей рассматривают культурную революцию в узком смысле,  лишь в той ограниченной сфере, которая относится, так сказать, к ведению министерств культуры, образования и просвещения, т.е. к сфере «обслуживания» населения культурными ценностями.  При таком подходе культурная революция характеризуется ими, с одной стороны, изменением содержания культурных ценностей, создава­емых интеллигенцией (переходом художников на рельсы социали­стического реализма, ученых - на позиции диалектического и исторического материализма и т.д.), а с другой, преобразованием системы, способов и принципов распреде­ления этих ценностей и потребления их основной массой людей. В этом случае для большинства исследователей вопрос сводится в основном к количественным показателям к перераспре­делению ценностей, к расширению их потребления, к усвоению уже накопленных человечеством знаний. Разумеется, само коли­чественное изменение несет в себе основу и качественных превра­щений. Однако установление качественных критериев при таком подходе оказывается отодвинутым на второй план, а то и вообще невозможным.

    И не случайно при перечислении задач культурной револю­ции у сторонников этой точки зрения в большинстве случаев преобладают такие критериальные характеристики, как «рост», «повыше­ние», «расширение», «совершенствование» и т.п.

    Выделить этапы культурной революции при этом оказывается невозможным, по­скольку «нет предела совершенству», поскольку рост, расшире­ние и т. п.  происходят, и будут происходить всегда. Отсюда и вы­текают  споры о противоречии меж­ду тем, что культурная революция совершилась, и тем, что она не завершилась.

    Тем не менее, исходя из конкретного содержания и задач культурной революции в ходе социалистического строи­тельства, проблемы периодизации являются исходным моментом для определенной части научных разработок.

    А.И. Арнольдов считает, что культурная революция проходит два основных этапа, составляющих единый процесс становления и формирования культуры коммунистической формации. Хронологически первый этап культурной революции охватывает период от взятия политической власти пролетариатом до построения и утвержде­ния в стране основ социализма. Культурные преобразова­ния, начатые на первом этапе культурной революции, рас­ширяются и углубляются на ее втором этапе, когда социа­лизм достигает стадии зрелости. На этом этапе в идеологической жизни общества утвержда­ется научное мировоззрение, идеи марксизма - ленинизма становятся внутренними убеждениями многих людей, происходит количественный рост и осуществляется качественное совер­шенствование материально-технической базы культуры, что способствует ликвидации остатков социального неравенст­ва в этой области. Характерная черта этого этапа - прогрессирующая интернационализация духовной жизни на основе расцвета, тесного взаимовлияния, взаимообогащения и постепенного сближения социалистических национальных культур; возрастает руководящая роль Коммунистической партии в развитии культуры, повышается научный уровень управления процессами культурного строительства, растет влияние общественности[17].

    Аналогичную точку зрения отстаивает И. Писаржовский, высказывая следующие положения: «В Советском Союзе было два этапа развития культурной революции; …речь идет, прежде всего, о ликвида­ции неграмотности и приближении основ культуры к народным массам»[18].

    С.А. Галкин утверждает, что культурная революция проходила в три этапа. Первый ее этап - от победы Великого Октября до середины 30-х годов. Это был переходный пе­риод от капитализма к социализму в СССР. Характерен он тем, что произошло революционное преобразование общественного сознания широких народных масс в соз­нание социалистическое. Социалистическая идеология одержала победу над буржуазной и мелкобуржуазной идеологией.

    В этот период сложилась социалистическая система народного образования, культурно-просветительных уч­реждений, творческих союзов. Была достигнута грамотность большинства населения, введено всеобщее начальное образование. Значительное развитие получили средняя и высшая школа, наука, художественная литература. Ус­пешно решались задачи создания советской интеллиген­ции, свободного развития социалистических по содержа­нию и национальных по форме культур всех наций и на­родностей Союза ССР.

    Время второго этапа культурной революции - с кон­ца 30-х до конца 50-х годов. В этот период осуществля­ются дальнейшие культурные преобразования.

    Третий - завершающий этап социалистической куль­турной революции - совпадает по времени с периодом создания в СССР развитого социалистического общест­ва[19].

    М.П. Ким  и многие другие исследователи при крупномасштабной периодизации в истории культурной революции в СССР выделяются три основных этапа:

    1. Этап становления советской культуры (1917 - 1927 гг.).

    2. Этап решающих успехов и победы культурной революции (1928 - 1958 гг.).

    3. Завершающий этап (с 1959 года)[20].

    В литературе, однако, до сих пор существуют разногласия по вопросу о том, может ли революция протекать на протяжении многих десятилетий. Ведь революция – это коренной и резкий переворот в общественно-политических отношениях,  насильственным путем разрешающий назревшие противоречия между способом производства и производственными отношениями и приводящий к захвату государственной власти общественно-передовым классом[21].

    А культурная революция – это коренной переворот в области культурной жизни, и его временные рамки, как показывает практика, несравненно больше, чем время осуществления политического переворота.

    В фи­лософии под «революцией», «скачком» понимают любое качественное изменение, - независимо от того, сколько времени оно длится и в каких специфических формах оно протекает. Любой скачок - это коренное, качествен­ное изменение.

    Несмотря на то, что перед советской республикой стояли труднейшей за­дачи, на решение которых требовалось длительное время, преобразования, которые планировалось осуществить имели революционный характер. Поэтому В.И. Ленин этот довольно дли­тельный процесс  называл «революцией»: «...За великим полити­ческим переворотом, - говорил он, - встает, од­нако, другая задача, которую нужно понять: нужно этот переворот переварить, претворить его в жизнь... Тут на­до быть трезвым и отдавать себе отчет, что это завоева­ние сделано, но в плоть и кровь экономики обыденной жизни и в условия существования масс еще не вошло. Тут работа целых десятилетий, и на нее нужно потратить огромные усилия»[22].

    Тем не менее, ряд авторов склоняется к тому, что изменениям, происходившим в области культуры, больше подходит термин «культурное строительство», более логично характеризующий процесс осуществления всех преобразований в  культурной жизни страны.


                                  


    Выводы


    1.  Научное содержание понятия «культура» включает в себя весь многообразный комплекс мате­риальных и духовных богатств и ценностей, выработанных челове­чеством за длительный период его общественно-исторического раз­вития. Культура является, во-первых, совокупностью всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатом этой деятельности, воплотившимся в материальных и духовных ценностях, а, во-вторых,  комплексом норм и правил, регулирующих отношения между членами общества, и определяющим способы удовлетворения потребностей людей.

    2.  Методологическую основу научной теории культуры и практики культурно­го строительства, осуществленного в нашей стране после свершения социалистической революции, составлял марксизм-ленинизм. Культура в марксистском понимании есть совокупность различных форм преобразовательной общественно-исторической материальной и духовной деятельности человека.

    Материальная область культуры охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты, все то, что создает условия материальной жизни общества и физического существования человека (средства труда, орудия производства, средства потребления, жилища, предметы повседневного обихода и т.д.). В духовною культуру как целостную систему входят политические, философские, социальные идеи и взгляды людей, про­свещение и образование, наука, нравственная культура, эстетика (искусство и литература, художественное кон­струирование, техническая эстетика), а также культура труда, научно-техническое творчество.

    3. Культура помимо гуманистической, развивающей, эстетической, нравственной и образовательной и других функций имеет определенную идеологическую детерминанту, которая непосредственно определяет характер культуры народа и который формируется в ходе проведения в обществе культурной поли­тики.

    В нашей стране социалистическая культура 20-х – 30-х годов создавалась через распространение коммунистической идео­логии и организации на ее принципах всей духовной жиз­ни парода. Осуществление коренных изменений в сознании многомиллионных народных масс, преодоление буржуазных взглядов и нравов – составляло главное содержание культурной революции.

    4. Культурное строительство как материальное и духовное воплощение идеологических принципов культурной революции было направлено:

    на ликвидацию не­грамотности и развитие народного образования;

    на создание широкой системы новых, социалистиче­ских учреждений культуры в сфере коммунистического воспитания, народного образования,  науки, искусства и культурно-просветительной работы;

    на формирование народной социалистической интел­лигенции;

    на привлечение трудящихся к созидатель­ному творчеству, первую очередь в областях материальной и духовной культуры;

    на обеспечение развития культуры всех на­ций и народностей, населяющих нашу страну.

    5.  Одна из важных сторон ленинской программы куль­турной революции - возрождение национальных куль­тур советских народов, духовное развитие всех малых наций и народностей, которые до победы Октября не име­ли даже своей письменности. Осуществление социалистических культурных преоб­разований должно было стать мощным ускорителем развития всех сторон жизни бывших национальных ок­раин России, ликвидации их культурной отсталости.

    6. Проводимые партией коммунистов культурная революция и культурное строительство имели общие цели и задачи,  а также специфические формы революционного утверждения, реформирования и развития всей совокупности культурных проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей и народов, населяющих нашу страну.

    Литература

    1. Арнольдов А.И. и др. Марксистско-ленинская теория культуры. – М., 1984.

    2. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Т 2. – М., 1971.

    3. Дедегкаев С.Т. Культурное строительство в Северной Осетии. - Орджоникидзе, 1964.

    4. К вопросу  о революционных преобразованиях на Северном Кавказе за годы  ни присоединения к России до наших дней. - М., 1971.

    5. Кабанов П.И. История культур­ной революции в СССР. - М., 1971.

    6. Краткий философский словарь. Под ред. И.В. Блауберга и др. – М., 1966

    7. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 5. - М., 1959.

    8. Культурная революция в СССР. Под ред. М.П. Кима и др. - М., 1967.

    9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 35. – М., 1967

    10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 35. – М., 1967

    11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 38. – М., 1967.

    12. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 40. – М., 1967.

    13. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 42. – М., 1967.

    14. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд.,  т. 1. – М., 1984.

    15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1953.

    16. Оскоцкий В. История против антиисторизма //Вопросы  литературы. – 1984. - №4.

    17. Тезисы ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

     





    [1] Культурная революция в СССР. Под ред. М.П. Кима и др. - М., 1967.

    [2] К вопросу  о революционных преобразованиях на Северном Кавказе за годы  ни присоединения к России до наших дней. — М., 1971. – С. 13.


    [3] Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 5. - М., 1959. – С. 139.


    [4] Культурная революция в СССР. Под ред. М.П. Кима и др. - М., 1967.

    [5] Кабанов П.И. История культур­ной революции в СССР. - М., 1971.

    [6] Краткий философский словарь. Под ред. И.В. Блауберга и др. – М., 1966.

    [7] Арнольдов А.И. и др. Марксистско-ленинская теория культуры. – М., 1984.


    [8] Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 35. – М., 1967. – С. 289.

    [9] Дедегкаев С.Т. Культурное строительство в Северной Осетии. - Орджоникидзе, 1964.

    [10] Тезисы ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина».


    [11] К вопросу  о революционных преобразованиях на Северном Кавказе за годы  ни присоединения к России до наших дней. - М., 1971.


    [12] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд.,  т. 1. – М., 1984.


    [13] Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 35. – М., 1967. – С. 289.

    [14] Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 38. – М., 1967. – С. 94.


    [15] Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Т 2. – М., 1971.

    [16] Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 40. – М., 1967. – С. 254.


    [17] Арнольдов А.И. и др. Марксистско-ленинская теория культуры. – М., 1984.


    [18] Оскоцкий В. История против антиисторизма //Вопросы  литературы. – 1984. - №4.

    [19] Галкин С.А. В.И. Ленин о культурной революции. - М., 1980.

    [20] Культурная революция в СССР. Под ред. М.П. Кима и др. - М., 1967.


    [21] Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1953. – С. 619.

    [22] Ленин В.И. Полное собрание сочинений.  4 изд., т. 42. – М., 1967. – С. 326-327


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Культурная революция в СССР ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.