Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Назначение и место декларанта в вопросах декларирования товаров и транспортных средств[1]. Виды декл

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Назначение и место декларанта в вопросах декларирования товаров и транспортных средств[1]. Виды декл
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение. 3

    1 Декларант и его места в вопросах декларирования товаров и транспортных средств  4

    1.1 Основные положения о декларировании товаров и транспортных средств  4

    1.2 Общее понятие об декларанте. 9

    2 Права и обязанности декларантов. 15

    2.1 Права декларантов. 15

    2.2 Обязанности декларантов. 20

    Заключение. 26

    Список использованной литературы.. 28




    Введение


    Таможенный кодекс 2003 г. существенно ограничил круг лиц, имеющих право оформлять таможенные декларации. Если декларацию заполнит не тот, кому следует, таможня может вообще не принять документы (ст.132 ТК РФ). А может и назначить проверку «самозванцу» (ст.408 ТК РФ). Поэтому участникам ВЭД полезно ознакомиться с Письмом ФТС России от 31 августа 2004 г. №01-06/192.

    Декларантом может выступать лишь лицо, обладающее документами и сведениями, относящимися к сделке, и отражающее сведения о товарах в своих документах бухгалтерского или иного учета. Поэтому посредники к «узкому кругу» не относятся. Декларировать товар вправе лишь тот, кто действует от собственного имени, а не от имени клиента. Так, комиссионер, самостоятельно проводящий расчеты с иностранным покупателем, может быть декларантом, как, впрочем, и комитент, поскольку они оба обладают нужными документами. Если же сделка заключена поверенным или агентом от имени получателя (отправителя) товара, то выступить декларантом может лишь получатель (отправитель) товара.

    В связи с относительно недавним введением в действие Таможенного кодекса Российской Федерации вопросы определения видов, прав и обязанностей декларантов по действующему законодательству представляется в настоящее время глубоко актуальным.

    Целью данной курсовой работы является анализ положений законодательства о месте декларанта в вопросах декларирования товаров и транспортных средств. Для этого в работе решены следующие задачи:

    1. определены основные положения о декларировании товаров и транспортных средств;

    2. рассмотрены основные требования к декларантам и их виды;

    3. показаны права и обязанности декларантов по действующему ТК.


    1 Декларант и его места в вопросах декларирования товаров и транспортных средств

    1.1 Основные положения о декларировании товаров и транспортных средств


    Согласно п. 1 статьи 124 Таможенного Кодекса Российской Федерации[1] декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для таможенных целей.

    В практической деятельности таможенных органов используется в основном письменная форма декларирования. В зависимости от целей перемещения возможны разновидности письменной формы декларирования. При осуществлении внешнеторговой деятельности применяется установленная форма декларирования в виде грузовой таможенной декларации (ГТД), прототипом которой служит единый административный документ (ЕАД), используемый в государствах Европейского Союза. Следует отметить, что помимо ЕАД в Организации Объединенных Наций впоследствии была предложена схема-ключ для бумажных носителей, предписываемая для таможенных администраций государств – торговых партнеров России. Использование схемы-ключа ООН привело к разработке единой товарной декларации (ЕТД), которая была рекомендована Советом по таможенному сотрудничеству (СТС) 26 июня 1990 г. Вместе с тем товарная декларация ЕАД, сходная с ЕТД, была введена в Европейском Союзе с 1 января 1988 г., а в России применяется с 1 апреля 1989 г[2]. Формат ЕАД впоследствии получил более широкое распространение по сравнению с ЕТД среди зарубежных таможенных служб. Он используется государствами, которые подали заявки на членство в Европейском Союзе, а также для целей транзита государствами Европейской ассоциации свободной торговли. Кроме того, модифицированная версия ЕАД используется странами, которые реализовали системы автоматизации таможенных служб ASYCUDA UNCTAD.

    Следует отметить, что ЕАД заменил собой многочисленную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение которых требовалось при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля на границах государств – членов Европейского Союза). Введение ЕАД упростило проведение таможенных формальностей, уменьшило издержки, связанные с этим процессом, позволило сократить время на проведение таможенных процедур, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при перемещении товаров через таможенную границу[3].

    Созданная по образцу ЕАД грузовая таможенная декларация представляет собой документ единой формы, содержащий 54 графы, в каждой из которых в условно закодированном виде указываются все необходимые для таможенных целей сведения о декларируемых товарах в зависимости от избранного таможенного режима. Часть граф заполняется декларантом и часть – таможенным органом.

    При перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд письменная форма декларирования производится на бланке таможенной декларации ТД-6 и заполняется при перемещении товаров через таможенную границу физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста.

    Кроме письменной формы декларирования может использоваться устная форма декларирования, которая применяется в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.

    Помимо устной формы декларирования физическими лицами также используется конклюдентная форма (от лат. concludere - заключать, т.е. действие, свидетельствующее о намерениях лица).

    Конклюдентная форма декларирования применяется при использовании «зеленого» канала, выбор которого предполагает, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию.

    Следующая форма декларирования – электронная, т.е. представление сведений о товарах в электронном виде. Следует отметить, что такая форма декларирования в самостоятельном виде не применяется, поскольку Россия еще не вышла на тот уровень развития, чтобы использовать эту форму в полной мере. Как разновидность используется представление копии ГТД в электронном виде на магнитном носителе. В настоящее время электронная форма декларирования применяется только в отдельных региональных таможенных управлениях в экспериментальном порядке[4].

    Декларирование товаров осуществляется по выбору декларанта им самим или таможенным брокером (представителем). Лица, которые могут выступать в качестве декларанта, указаны в ст. 126 ТК РФ (см. комментарий). Что же касается таможенного брокера (представителя), то следует отметить, что в новом Кодексе изменилась правовая сущность этого института. Предложен новый подход к определению правового статуса таможенного брокера – теперь таможенный брокер, не являясь декларантом, действует от его имени. Напомним, что по ТК РФ 1993 г. таможенный брокер был декларантом, выступающим от собственного имени. Вместе с тем ранее действовавшая правовая основа деятельности таможенного брокера сдерживала развитие этого института, стимулировала таможенное оформление через организации, которые не стремились легализовать свое существование на рынке таможенных услуг, скрывали доходы от налогообложения.

    Основной целью заложенных в законе правовых рамок функционирования института таможенного брокера является появление на рынке таможенных услуг субъектов, имеющих высокую профессиональную подготовку и способных гарантировать таможенным органам своевременное и полное выполнение всех требований процедуры таможенного декларирования, включая уплату таможенных платежей. Такой подход не только будет способствовать выводу «серых» брокеров из тени, но и закрепит доверительное отношение таможенных органов к таможенному брокеру как незаменимому профессиональному посреднику между таможенным органом и декларантом.

    В условиях закона «прямого действия» прописан перечень основных сведений, которые могут быть указаны в таможенной декларации, в том числе и в закодированном виде.

    К таким сведениям законодателем отнесены:

    1) сведения о заявляемом таможенном режиме;

    2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, на которого в соответствии со ст. 16 ТК РФ возлагается обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров;

    3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем;

    4) сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, страны назначения и т.п.);

    5) сведения об исчислении таможенных платежей (ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение тарифных преференций и т.п.);

    6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

    7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

    8) сведения о производителе товаров;

    9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

    10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования в соответствии с предписаниями ст. 131 ТК РФ;

    11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

    12) сведения о месте и дате составления таможенной декларации;

    13) сведения, необходимые для целей валютного контроля за репатриацией валютной выручки, в случае использования таможенной декларации в качестве документа учета валютного контроля.

    Перечень сведений, которые должны быть отражены в таможенной декларации, ограничивается лишь теми, которые требуются для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства. На уровне закона прописан перечень основных сведений (о товарах, заявленном таможенном режиме, декларанте и др.). ГТК России наделен правом сокращать его в зависимости от категорий лиц, видов товаров, требований таможенных режимов, а также исходя из вида транспорта. Перечень документов расширен быть не может. В соответствии с ТК РФ 1993 г. у таможенного органа имелось неограниченное право запросить любой документ до принятия решения о выпуске. По новому ТК РФ таможенный орган при необходимости может запросить соответствующий документ, но это не влияет на решение по выпуску товара. Пересмотрены в сторону сокращения и сроки выпуска товаров. Тем самым новый Кодекс устанавливает на уровне закона четкие границы, в каких целях и исходя из каких критериев ГТК России вправе устанавливать те или иные требования к сведениям, необходимым для внесения в таможенную декларацию.

    Пунктом 7 статьи 124 ТК РФ определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, подлежит официальному опубликованию. Ведомственные нормативные правовые акты ГТК России, устанавливающие такие перечни, должны вступать в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования. Исключения составляют случаи, когда федеральные законы или иные правовые акты, вступившие в силу со дня их опубликования, требуют от ГТК России их незамедлительного доведения до сведения таможенных органов. Кроме того, в случаях когда ведомственные нормативные правовые акты ГТК России устанавливают более льготные правила, чем действующие, они могут вступать в силу в более краткие сроки или иметь обратную силу[5].


    1.2 Общее понятие об декларанте


    ТК России, введенный в действие с 1 января 2004 года, внес некоторые изменения в определение роли декларанта в таможенных правоотношениях. Такие изменения вызваны новым подходом к процедурам таможенного оформления и таможенного контроля. Упрощение и ускорение проведения таможенных формальностей, внедрение информационных технологий в процессы декларирования ввозимых в Российскую Федерацию товаров не должны снижать эффективность таможенного контроля. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров на основе анализа рисков и управления ими со временем станет основным методом проведения таможенного контроля. Такая проверка, в свою очередь, возможна лишь в случае, если таможенные органы идентифицируют лицо (лиц), являющееся фактическим инициатором ввоза товаров на таможенную территорию. Этим лицом (лицами) может быть лицо, обладающее документами и сведениями, относящимися к внешнеэкономической сделке и последующим операциям с товарами, и отражающее сведения о товарах в своих документах бухгалтерского или иного учета.

    Именно эти условия и обусловливают жесткие ограничения ТК России по кругу лиц, обладающих правами декларанта. В подавляющем большинстве случаев в соответствии со сложившейся нормальной практикой ведения внешнеторговой деятельности декларант – это российское лицо, заключившее внешнеторговую сделку купли-продажи.

    Декларантами не могут быть посредники, функции которых ограничиваются перевозкой товаров, оказанием транспортно-экспедиторских услуг, профессиональной помощью в таможенном оформлении и т.д.

    В то же время в определении лица, на которое возложена обязанность по проведению таможенных операций (статья 16 ТК России), и декларанта (статья 126 ТК России) учитываются варианты различных ситуаций, связанных с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

    Статья 126 ТК России определяет две категории лиц, которые могут выступать в таможенных правоотношениях в качестве декларанта. Во-первых, это лица, указанные в статье 16, и, во-вторых, любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

    Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, то обязанность совершения таможенных операций несет российское лицо:

    - которое заключило такую внешнеэкономическую сделку;

    - от имени которого такая сделка заключена;

    - по поручению которого такая сделка заключена.

    Так, если сделка по поставке товаров заключена поверенным либо агентом от имени получателя (отправителя) на основании договора поручения или агентского договора соответственно, то обязанность совершения таможенных операций для выпуска товаров и право выступать в качестве декларанта возникают только у получателя (отправителя) товаров. У поверенного же в этом случае такое право не возникает, поскольку он действует не от собственного имени, а от имени клиента. Декларант согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 11 и пункту 6 статьи 124 ТК России – это лицо, выступающее в таможенных правоотношениях от собственного имени.

    Внешнеторговая сделка может быть заключена комиссионером по поручению получателя. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации[6] комиссионер выступает от собственного имени и проводит, как правило, самостоятельно расчеты с иностранным контрагентом. Следовательно, это лицо, как и агент, действующий от собственного имени, обладает документацией, связанной с заключением и исполнением внешнеторговой сделки, и отражает сведения о своей экономической деятельности в бухгалтерском учете. Комитент же является собственником товаров. У комитента также должны иметься документы и сведения, связанные с обращением товаров, поэтому при сделках с участием комиссионера в качестве декларанта может выступать как сам комиссионер, так и комитент.

    Действующий ТК России в отличие от прежнего наделяет правомочиями по участию в таможенных правоотношениях иностранных лиц. Следует обратить внимание на то, что иностранное лицо может самостоятельно участвовать в таможенных операциях, если перемещение товаров осуществляется без заключения сделки российским лицом. Случаи, когда иностранное лицо может выступить в качестве декларанта, перечислены в пункте 2 статьи 126 ТК России. Так, в качестве лица, указанного во втором абзаце подпункта 2 статьи 16 ТК России, может выступать иностранное лицо, которое ввозит строительное оборудование для выполнения работ или оказания услуг на территории России, товары на выставку, для нужд своего представительства в России либо вывозит свою продукцию, полученную в результате осуществления производства в арендованных помещениях, или товары, помещаемые перевозчиком под таможенный режим перемещения припасов. В качестве такого лица может выступать иностранное физическое лицо, перемещающее товары для личных целей либо выращенную им сельскохозяйственную продукцию. Лицом, указанным в третьем абзаце подпункта 2 статьи 16 ТК России, может являться, например, перевозчик, осуществляющий международный таможенный транзит товаров через таможенную территорию Российской Федерации.

    Перечень лиц, которые вправе декларировать товары в силу наличия правомочий распоряжаться товарами в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации на ее таможенной территории, не может быть закрытым. В то же время для оценки правоспособности лица выступать в качестве декларанта следует использовать следующие критерии.

    В соответствии со статьей 209 ГК России право распоряжения имуществом является составной частью права собственности, т.е. права по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Соответственно право распоряжения означает право определять по своему усмотрению юридическую судьбу вещи, вплоть до ее уничтожения.

    Следует различать право определять юридическую судьбу товаров и право совершать юридически значимые действия с товарами от собственного имени. Например, согласно статье 801 ГК России и Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» договор транспортной экспедиции не предусматривает наделения экспедитора правом распоряжения перевозимыми товарами. Предусмотренная этими законами возможность выполнения экспедитором в качестве дополнительных услуг таможенных и иных формальностей может быть реализована только при соблюдении условия, установленного ТК России для участия в таможенных операциях посредников – получения статуса таможенного брокера. Самостоятельным участником таможенных правоотношений экспедитор может быть в операциях, связанных с применением внутреннего или международного таможенного транзита. В связи с этим договор транспортной экспедиции, предусматривающий оказание российским экспедитором услуг по оформлению документов для таможенных целей, не может рассматриваться в качестве достаточного основания для наделения его статусом декларанта.

    При оценке наличия у лица права распоряжения товарами для реализации правомочия выступать в качестве декларанта следует учитывать пункт 1 статьи 15 ТК России, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными ТК России. Таким образом, законодатель ограничил наделение третьего лица правом распоряжения на основании волеизъявления лица. Однако наделение таким правом возможно в силу закона. Так, в соответствии со статьями 360 и 790 ГК России, пунктом 3 статьи 159 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статьи 112 Воздушного кодекса Российской Федерации и статьи 35 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в случае неуплаты вознаграждения за перевозку груза у перевозчика возникает право удовлетворить свои требования за счет стоимости такого груза путем его реализации. Согласно пункту 2 статьи 899 ГК России при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь. Следовательно, в подобном случае полномочиями декларанта может воспользоваться владелец склада временного хранения или таможенного склада.

    Следует также учитывать особенности, связанные с применением различных таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения. В качестве декларанта при применении таможенного режима переработки на таможенной территории может выступать российское лицо, непосредственно осуществляющее операции по переработке с товарами. Декларантом может быть лицо, которому переданы временно ввезенные товары в соответствии с пунктом 2 статьи 211 ТК России, лицо, приобретшее товары, находящиеся на таможенном складе, а также перевозчик, перемещающий товары, ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений на ввоз.

    В соответствии с третьим абзацем пункта 2 статьи 132 ТК России подача таможенной декларации ненадлежащим лицом является основанием для отказа в ее принятии таможенным органом. Таможенные органы обладают правом проводить проверку наличия у лица полномочий выступать в качестве декларанта (подпункт 4 статьи 408 ТК России). Такая проверка должна проводиться не во всех случаях. Необходимость в подтверждении полномочий лица выступать в качестве декларанта должна определяться на основе принципа выборочности и анализа рисков. Например, проверка может не проводиться, если в качестве декларанта выступает покупатель товаров по внешнеторговой сделке[7].

    2 Права и обязанности декларантов

    2.1 Права декларантов


    В отличие от соответствующих норм ТК РФ 1993 г. в новом ТК РФ законодатель, исходя из новой идеологии взаимоотношений бизнеса и государства, при определении правового статуса декларанта на первое место вынес его права. К основным правам декларанта отнесены:

    1) право осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

    2) право брать пробы и образцы подлежащих декларированию товаров, ввезенных на таможенную территорию;

    3) право присутствовать при проведении таможенного осмотра декларируемых товаров и таможенного досмотра, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров при проведении таможенного контроля, которые необходимы для исследования;

    4) право знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых товаров;

    5) право представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов.

    Перечень прав декларанта исчерпывающим не является, тем самым законодатель предоставил декларанту возможность пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК РФ.

    Классификационный код товара самостоятельно определяет декларант, таможенные органы могут это сделать лишь по его запросу либо в случае установления нарушения правил классификации (ст. 40 ТК РФ). В ст. 128 ТК РФ установлено право декларанта выбирать для товаров различных наименований, но содержащихся в одной товарной партии, один код по ТН ВЭД. Однако указываемому коду должна соответствовать ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня (при равенстве таких ставок выбирается наиболее высокий уровень ставки акциза или НДС). Данное введение представляется весьма удобным для субъектов, декларирующих сотни и тысячи наименований товара. Выбор одного кода упрощает и ускоряет процедуру таможенного оформления, несмотря на определенные затраты лица, связанные с необходимостью использования максимальной ставки для всей партии груза.

    Вместе с тем такой подход во многом ориентирован на высокий уровень законопослушности. Учитывая, что срок проверки документов и таможенного досмотра в настоящее время сокращен до трех рабочих дней, должностным лицам таможенных органов при проверке больших партий бывает трудно определить, точно ли указан классификационный код и соответствует ли он максимальной ставке таможенной пошлины. А пока не прекращается так называемая игра на кодах товаров, которая приводит к тому, что перемещаемый через границу товар классифицируется как аналогичный, смежный, но с более низкой степенью обработки. Эта «игра» объясняется тем, что субъект внешнеэкономической деятельности, избегая контрабандного ввоза в страну товаров, официально декларирует и оформляет его, тем самым уклоняясь от таможенных платежей в полном объеме. Классическими стали случаи, когда готовую мебель декларируют как древесностружечную плиту, бытовую технику – как запасные части к ней, а цветы – как ветки для составления букетов[8].

    Благодаря принятым мерам – оперативному реагированию на возрастание количества правонарушений в таможенной сфере, гибкому изменению тарифной политики – можно дополнительно пополнить бюджет и предупредить нарушения таможенных правил. Кроме того, приведенные примеры наглядно демонстрируют, что величина таможенных пошлин, устанавливаемых государством, напрямую зависит от категории перемещаемых товаров.

    Перечислим три вида непосредственных объектов таможенных правоотношений, на которые они подразделяются в зависимости от уровня таможенного обложения.

    1. Товары, обладающие высокими качественными характеристиками, производимые в стране в достаточном количестве для полного удовлетворения спроса. На эту категорию товаров при импорте должны быть установлены максимальные ставки таможенных пошлин, чтобы поддержать отечественного производителя. В России к таким товарам относятся спиртосодержащие изделия, продукты питания, сырье и др. Товары данной группы имеют все условия быть конкурентоспособными на мировом уровне.

    2. Товары, производимые внутри страны в достаточном количестве, для удовлетворения спроса, но качество которых уступает качеству импортных аналогов. Это легковые автомобили, бытовая техника, отделочные материалы и др. Ставки таможенных пошлин таких товаров должны быть сбалансированными, допуская иностранную продукцию на внутренний рынок для здоровой конкуренции с отечественными производителями. Потребитель обладает правом выбора. Производство этих товаров на определенном уровне необходимо с точки зрения национальной безопасности страны, однако нельзя не учитывать, что при благоприятных условиях в будущем они могут войти в первую группу.

    3. Товары, не производимые в стране из-за каких-либо факторов (некоторые медикаменты, уникальные технологии, тропические фрукты). Для ввоза таких товаров необходимо устранить тарифные барьеры. Поэтому ставки таможенных пошлин здесь должны быть минимальными либо оставаться на нулевой отметке. Иными словами, ввоз товаров данной группы должен находиться под несомненным покровительством государства.

    Величина ставок таможенного тарифа в целом не должна быть чрезмерно высокой, она должна соответствовать степени защиты национального рынка продукции (иными словами, требуется повысить цену импортного товара до уровня цены отечественного). Любая ошибка при определении таможенного тарифа может нанести непоправимый вред соответствующим производствам, что повлечет за собой резко отрицательные последствия для экономики страны в целом. Продуманная динамика таможенного тарифа может подготовить почву для решения бюджетных задач. Диапазон изменения пошлин следует устанавливать с таким расчетом, чтобы вполне определенно зафиксировать порядок их величины и в то же время дать Правительству возможность реагировать на изменения конъюнктуры национального и мирового рынка.

    Актуальность данной проблемы подтверждается также и основной линией государства на вступление России во Всемирную торговую организацию. Связанное с этим снижение среднего уровня обложения импорта все более проявляет себя в условиях не столько экономической, сколько политической конкуренции со стороны стран-членов ВТО. Почти половина мировой торговли ведется беспошлинно, и наши торговые партнеры весьма жестко требуют радикального открытия российского рынка, что может отразиться негативным образом на интересах отечественных производителей, «задушив» их продукцию импортными товарами. Было бы несправедливым не отметить: особенность России состоит в том, что иностранная конкуренция – не единственная, а в ряде случаев даже не главная причина упадка многих отраслей. Становится ясным, что этот упадок в первую очередь вызван внутрихозяйственными диспропорциями.

    Базовая идея либерализации международной торговли, проводником которой является ВТО, в основном сводится к тому, что товары при экспорте из государства должны беспрепятственно попадать в импортирующую страну. При этом, однако, допускается, что субъекты имеют право на защиту своих товаров, но главным образом посредством импортного тарифа[9].

    Итак, Россия – главная кладовая сырья в мире, но запасы ее исчерпаемы. Ликвидация таможенного обложения может превратить страну в сырьевой придаток более развитых государств. Тарифное разоружение должно быть плавным, постепенным, стратегически продуманным, исключающим возможное возникновение проблем, связанных с низким уровнем наполняемости государственной казны. В любом случае полная отмена тарифных барьеров на границах абсолютное большинство российских специалистов признает долгосрочной целью.

    При установлении ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно исходить из реализации регулятивных целей таможенного дела. Многоплановость и специфика влияний таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от государственных структур «взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий[10]». Значит, наиболее высокими должны быть ставки на те товары, которые производятся внутри страны в достаточном количестве и спрос на них удовлетворяется отечественным производителем.

    Сбалансированные импортные пошлины должны быть установлены на такие категории товаров, которые производятся в России, но не могут пока составить достойную конкуренцию их зарубежным аналогам. Необходимо максимально снизить ставки таможенных пошлин (либо ликвидировать их) на товары, которые не производятся и не могут производиться российскими предприятиями.

    Тарифная защита должна распространяться на отрасли, развитие производства которых находится на начальном этапе, а также на отрасли, продукция которых в России по качеству соответствует мировым стандартам, а по цене находится примерно на одном уровне с импортными товарами. С помощью высоких импортных пошлин Правительство РФ должно защищать на внутреннем рынке отрасли, имеющие хороший производственный потенциал, но в то же время нуждающиеся во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. К ним относится, например, производство кондитерских изделий, мясной продукции, мебели и др.

    Стимулирования развития отдельных отраслей можно добиться, в частности, и отменой пошлин на импорт высокоэффективного оборудования, которое в России не выпускается. Переоснащение производств позволит добиться предприятию большей конкурентоспособности, что, безусловно, будет способствовать росту экономики, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению собираемости налогов. В конечном итоге снижение таможенного бремени путем отмены ввозных таможенных пошлин на станки, комплектующие, фурнитуру позволит перейти к экспорту продукции, производимой на таком оборудовании.

    Проведение гибкой таможенно-тарифной политики в немалой степени обусловлено задачами борьбы с нарушениями законодательства в этой сфере. Высокой уровень ставок таможенных пошлин способствует выработке субъектами внешнеэкономической деятельности различных способов уклонения от их уплаты[11].

    Таможенное ведомство должно препятствовать использованию субъектами внешнеэкономической деятельности группы так называемых «товаров прикрытия». Этому будут способствовать первоочередные мероприятия, направленные на искоренение коррупции среди сотрудников таможенных органов. Сегодня «особенно важна высокая ответственность должностных лиц таможенных служб за соблюдение своевременного и полного таможенного контроля...». Проводя досмотр товаров и транспортных средств, таможенный инспектор должен знать, как и в какой мере он будет отвечать за возможные с его стороны правонарушения[12].


    2.2 Обязанности декларантов


    Законодателем распределены обязанности декларанта не по их значимости, а в зависимости от последовательности осуществления этапов таможенного оформления:

    1) обязанность подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

    2) обязанность по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

    3) обязанность по уплате таможенных платежей или обеспечению их уплаты в соответствии с разд. III ТК РФ.

    Вместе с тем указанный перечень также не является исчерпывающим. Так, ТК РФ установлена обязанность заинтересованных лиц, к которым относится и декларант, по требованию таможенного органа присутствовать при производстве таможенного оформления товаров (ст. 64), вести систему учета своей коммерческой документации в порядке, определяемом ГТК России, и способом, позволяющим таможенным органам сопоставить сведения, содержащиеся в такой документации, со сведениями, представленными при таможенном оформлении товаров, - при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68), на декларанта возложена обязанность подтвердить соблюдение условий помещения товаров под заявленный таможенный режим (ст. 161), обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в пределах их компетенции при проведении таможенной ревизии к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем (п. 2 ст. 376), оказывать содействие должностным лицам указанных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять с товарами грузовые и иные необходимые операции за свой счет (п. 7 ст. 383), и др.

    Некоторые из приведенных обязанностей обусловлены тем, что лицо в будущем планирует выступать в качестве декларанта (обязанность ведения системы учета коммерческой документации определенным образом для применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления) либо ранее выступало в этом качестве (обеспечение доступа должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной ревизии к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем)[13].

    Согласно п. 1 ст. 129 ТК РФ при ввозе товаров таможенная декларация подается в срок не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию РФ, если декларирование товаров производится в указанном месте.

    Однако на практике декларирование товаров чаще производится не в месте их прибытия на таможенную территорию РФ, а во внутренних таможенных органах. В этом случае срок подачи таможенной декларации составляет 15 дней со дня завершения таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита товаров.

    Из названного общего правила о сроках подачи таможенной декларации ТК РФ предусматривает ряд исключений.

    1. При ввозе на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых ст. 67 ТК РФ предусмотрен первоочередной порядок таможенного оформления, а также при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии со ст. 68 Кодекса таможенный орган может осуществить выпуск товаров до подачи таможенной декларации (см. ст. 150 ТК РФ). Выпуск товаров до подачи таможенной декларации может быть осуществлен при условии представления декларантом определенных документов на товары (коммерческих и иных, позволяющих идентифицировать товары, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности), уплаты таможенных платежей или обеспечения их уплаты, представления декларантом письменного обязательства о последующей подаче таможенной декларации и необходимых документов и сведений. Конкретный срок подачи таможенной декларации в этом случае определяется таможенным органом в пределах, установленных ТК РФ, - не позднее 45 дней со дня выпуска товаров.

    При перемещении физическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческих целей, их декларирование производится одновременно с предъявлением товаров таможенному органу, за исключением товаров, ввозимых в РФ в несопровождаемом багаже. Срок подачи таможенной декларации на эти товары определяется по общим правилам, предусмотренным п. 1 статьи 129 ТК РФ.

    Специально оговариваются случаи декларирования товаров, перемещаемых в соответствии со специальной таможенной процедурой перемещения товаров в международных почтовых отправлениях. В соответствии с п. 2 ст. 293 ТК РФ таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в приоритетном порядке и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать трех дней. Конкретные сроки таможенного оформления определяются ГТК России совместно с Минсвязи России. Установление столь непродолжительного периода времени для таможенного оформления названных товаров объясняется их срочным характером, необходимостью доставки получателю в максимально короткие сроки.

    Общий 15-дневный срок подачи таможенной декларации может быть продлен таможенным органом в случае, если для сбора необходимых документов и сведений декларанту требуется более длительный период времени. Основанием для такого продления является разрешение таможенного органа, выдаваемое по письменному мотивированному обращению декларанта. Решение о продлении либо непродлении декларанту срока подачи таможенной декларации принимается таможенным органом, исходя из конкретных обстоятельств: причин, по которым документы не могут быть собраны в срок, характера (вида) документов, которые необходимо получить, времени, необходимого для их сбора, личности декларанта, категорий перемещаемых товаров и др.

    Помимо названных обстоятельств при продлении сроков подачи таможенной декларации таможенным органом должны учитываться сроки временного хранения товаров, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 103 ТК РФ по истечении указанных сроков таможенные органы осуществляют распоряжение товарами в соответствии с правилами главы 41 ТК РФ.

    Продление срока подачи таможенной декларации является правом, а не обязанностью таможенного органа. Вместе с тем отказ осуществить указанное продление должен быть мотивирован и может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 7 ТК РФ.

    Продление сроков подачи декларации на товары по просьбе декларанта и по основаниям, признанным таможенной службой обоснованными, предусмотрено стандартным правилом 3.24 Генерального приложения к Киотской конвенции.

    В случае разрешения таможенного органа декларанту отозвать таможенную декларацию, принятую в отношении иностранных товаров (ст. 134 ТК РФ), указанный орган устанавливает срок для подачи новой декларации. Этот срок не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв.

    Необходимо отметить, что продление срока подачи таможенной декларации и отзыв таможенной декларации не изменяют сроков уплаты таможенных пошлин и налогов, которые исчисляются с фиксированной даты.

    При вывозе товаров с таможенной территории РФ таможенная декларация подается до убытия товаров с этой территории (п. 4 ст. 129 ТК РФ). Данное положение корреспондирует положениям ТК РФ о том, что убытие товаров и транспортных средств допускается только с разрешения таможенного органа, которое выдается после представления указанному органу документов, подтверждающих помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий их вывоз с таможенной территории РФ (пп. 1, 2 ст. 120 ТК РФ).

    Исключение из названного правила предусмотрено ст. 314 ТК РФ в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, вывоз которых допускается без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования, а также уплаты таможенных платежей. Таможенная декларация на указанные товары должна быть подана в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров с возможным продлением его по мотивированному обращению декларанта, но не более чем на 5 дней.

    Пунктом 3 ст. 129 ТК РФ предусмотрено правило относительно исчисления сроков подачи таможенной декларации, установленных комментируемой статьей, если окончание указанных сроков приходится на нерабочий день таможенного органа. В соответствии с названной нормой днем окончания сроков подачи таможенной декларации в этом случае считается первый рабочий день таможенного органа, следующий за указанным нерабочим днем.

    Правило исчисления сроков, предусмотренное п. 3 комментируемой статьи, распространяет свое действие не только в отношении сроков подачи таможенной декларации, но также на все случаи, когда ТК РФ не определен специальный порядок исчисления сроков (п. 2 ст. 9 ТК РФ).

    Нарушение декларантом установленных ст. 129 ТК РФ сроков подачи таможенной декларации влечет ответственность декларанта по ст. 16.12 КоАП РФ[14].


    Заключение


    Таким образом, декларирование представляет собой заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ, в определенной законом форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений.

    Как следует из приведенной нормы, необходимость декларирования установлена только в отношении товаров. Транспортные средства, необходимость декларирования которых была закреплена в ст. 168 ТК РФ 1993 г., по новому Таможенному кодексу РФ не декларируются.

    К транспортным средствам согласно Таможенному кодексу РФ 2003 г. относятся те из них, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

    В ст. 123 ТК РФ 2003 г. содержится закрытый перечень условий, при которых происходит декларирование: при перемещении товаров через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 ТК РФ 2003 г.

    Перечень декларантов по сравнению со ст. 172 ТК РФ 1993 г. значительно расширился. В подавляющем большинстве случаев декларантом является российское лицо, кроме следующих ситуаций.

    1. Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется:

    1.1. без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом, то декларантом является:

    – лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ;

    – иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ и (или) с ТК РФ 2003 г. для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

    1.2. иностранцем – физическим лицом для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

    1.3. иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ 2003 г.;

    1.4. иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории РФ в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

    1.5. иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

    2. В иных случаях, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

    Как следует из п. 1 ст. 124 ТК РФ 2003 г., декларирование товаров может осуществляться в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме. Впервые в таможенном законодательстве РФ на уровне закона закреплены требования к сведениям ТД.


    Список использованной литературы


    1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2006 №238-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, №22, ст. 2066.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.

    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №270-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001.

    4. Приказ ГТК России от 29 июля 2002 г. №801 «Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях» // Российская газета. 2002. 22 авг.

    5. Письмо Федеральной таможенной службы от 31.08.2004 №01-06/192 «О декларанте товаров» // Таможенные ведомости, №12, 2004.

    6. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И.Химичевой. М.: Статут, 2005.

    7. Драганов В.Г. Что нового в Кодексе // Закон. 1993. №12. С. 18.

    8. Интервью председателя ГТК РФ М.В. Ванина: Нищий таможенник страшнее контрабандиста // Российская газета. 2001. 11 октября.

    9. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю.Ф.Азарова, Г.В.Баландиной. М.: Норма, 2004.

    10. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н.Козырина. М.: Проспект, 2004.

    11. Основы таможенного дела. Вып. 2. Организация и технология таможенного контроля. М., 1996. С. 27.

    12. Основы таможенного дела: Учеб. пособие. Вып. III: Экономическая деятельность таможенных органов / Руков. авт. коллект. А.С. Круглов. М., 1996. С. 135.

    13. Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему / Под ред. В.М. Шумилова. М., 2003. С. 27.

    14. Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз. М., 1997. С. 34.



    [1] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2006 №238-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, №22, ст. 2066.

    [2] Основы таможенного дела. Вып. 2. Организация и технология таможенного контроля. М., 1996. С. 27.

    [3] Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз. М., 1997. С. 34.

    [4] Приказ ГТК России от 29 июля 2002 г. №801 «Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях» // Российская газета. 2002. 22 авг.

    [5] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю.Ф.Азарова, Г.В.Баландиной. М.: Норма, 2004.

    [6] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.

    [7] Письмо Федеральной таможенной службы от 31.08.2004 №01-06/192 «О декларанте товаров» // Таможенные ведомости, №12, 2004.

    [8] Интервью председателя ГТК РФ М.В. Ванина: Нищий таможенник страшнее контрабандиста // Российская газета. 2001. 11 октября.

    [9] Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему / Под ред. В.М. Шумилова. М., 2003. С. 27.

    [10] Драганов В.Г. Что нового в Кодексе // Закон. 1993. №12. С. 18.

    [11] Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И.Химичевой. М.: Статут, 2005.

    [12] Основы таможенного дела: Учеб. пособие. Вып. III: Экономическая деятельность таможенных органов / Руков. авт. коллект. А.С. Круглов. М., 1996. С. 135.

    [13] Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н.Козырина. М.: Проспект, 2004.

    [14] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №270-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Назначение и место декларанта в вопросах декларирования товаров и транспортных средств[1]. Виды декл ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.