Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Народные праздники как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Народные праздники как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:32
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. Психолого-педагогические основы организации народных праздников, как эффективного средства гражданско-патриотического воспитания  младших школьников.. 7

    1.1. Сущность гражданско-патриотического воспитания. 7

    1.2. Влияние народных праздников  на гражданско-патриотическое воспитание  9

    2. Изучение системы работы педагога  по организации народных праздников  и ее возможностей 
    в гражданско-патриотическом воспитании.. 15

    2.1. Организация опытно-экспериментальной работы.. 15

    2.2. Анализ полученных результатов. 24

    Заключение. 27

    Литература.. 29


    Введение


    В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций русской национальной школы.

    Каким образом развивается общество, так и осуществляются культурные изменения в обществе, с помощью культуры человек реализует и закрепляет результаты своего интеллектуального развития, передает их в наследство будущим поколениям для дальнейшего умножения. "Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком"[1]. Человек обретает способность ощущать себя единым целым в широком духовном пространстве. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоение норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений.

    Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

    Вся жизнь сельского жителя, его трудовая деятельность и хозяйственный быт регулировались реальными условиями - сменой времен года. Со временами года и трудовой деятельностью связывались: календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, пляски, развлечения также были привязаны к земледельческому календарю.

    В культуре народа переплелись воззрения людей на мир, уходящие корнями в язычество, с православными представлениями, что привело не просто к механическому соединению этих двух начал, а к новому, своеобразному мировоззрению. Оно отразилось, например, в народных праздниках, языческих по происхождению, с которыми церковь вначале боролась (масленица, семик, Купала и др.), а потом они постепенно вобрали в себя и церковную культуру. Крестьянин плохо понимал истинные причины смены времен года, изменений в природе и считал живыми, одушевленными землю, растения, приписывая всему окружающему одухотворенность.

    Все эти представления вошли в обычаи, обряды и фольклор, а позднее были опоэтизированы, стали частью народной эстетики, составили основу национальной культуры.

    Особенности крестьянской жизни, когда мир большинства людей замыкался местностью, в которой они жили и которую редко покидали; открытость деревни миру, когда все значительные события семьи были известны всем ее жителям; постоянное общение соседей и родных; совместный труд создавали особые взаимоотношения между людьми, служившие питательной средой для их духовной жизни. Все вместе взятое: образ жизни, труд, представления об окружающем мире привело к закреплению в практике общения определенных правил поведения, регулирующих человеческие отношения. Трудолюбие, взаимопомощь, заботливость, гостеприимство и сердечность, любовь к родным местам стали этическими нормами.

    Только рассматривая различные явления и жизненные реалии в совокупности, современный ребенок сможет понять содержание и воспринять форму народного искусства, впитать в себя моральные принципы, сложившиеся в течение веков.

    Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра на основе народных праздников создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

    Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью формирования гражданско-патриотических взглядов, развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

    Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для формирования гражданско-патриотических начал детей младшего школьного возраста.

    Объект исследованияпроцесс гражданско-патриотического воспитания  личности средствами игровой деятельности на основе народных праздников.

    Предмет исследованиянародные исторические средства развития творческого начала младших школьников.

    Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами игры на основе народных праздников будет эффективно при условии:

    - систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

    - учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

    - создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

    Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

    - изучение специальной литературы по данной проблеме;

    - характеристика современного состояния применения народных методов в развитии детей младшего школьного возраста;

    - разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных классов;

    - проведение педагогического эксперимента по данному исследованию;

    - обобщение результатов исследования.

    В исследовании использовались следующие методы:

    - теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

    - наблюдение, беседа, тестирование;

    - констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

    Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение народных традиций как основы развития гражданско-патриотических начал у детей младшего школьного возраста.

    1. Психолого-педагогические основы организации народных праздников, как эффективного средства гражданско-патриотического воспитания
    младших школьников

                  1.1. Сущность гражданско-патриотического воспитания.


    Любая образовательная программа направлена на достижение триединой цели: обучить, воспитать и развить. С учетом этого общие требования к содержанию основных образовательных программ конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. Кроме знаний, умений и навыков, интеллектуального развития личности, важнейшим компонентом образования является также воспитанность гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др.

    Российская школа, дореволюционная и советская, несмотря на принципиальное идеологическое различие этих двух образовательных систем, каждая в своих условиях и на своей духовно-мировоззренческой основе в целом успешно осуществляли гражданское воспитание детей и молодежи, способствовали формированию социально активной личности, с чувством ответственности за собственные поступки и причастности к судьбе Отечества.

    Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:

    — самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;

    — уметь критически мыслить;

    — в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;

    — быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе.

    Решение этих задач в условиях резкой социальной системы дифференциации, девальвации духовных ценностей процесс сложный, многогранный, так как затрагивает сознание, душу человека, а так же требует определённой парадигмы образования, рассматривающей ученика как субъекта деятельности. Использование в учебном и воспитательном процессе новых педагогических технологий делает возможным вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

    Понимание гражданско-патриотического воспитания, на наш взгляд, заключается, в первую очередь, в формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра.

    Исходя из такого понимания необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.

    Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся.

    Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на организации воспитательного пространства. Все формы деятельности, представленные в системе предполагают взаимопонимание и взаимоприятие учителя и ученика, диалогичность общения, рефлексию, повышенную эмоциональность.

    Теоретическими основами отбора форм, методов и средств формирования нравственных, гражданских позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с системой целостности, адекватности форм и методов гражданско-патриотического воспитания его целям и задачам, интеграции воспитательных факторов. Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей российского общества были выбраны следующие формы, методы и приёмы: поисково-исследова­тельская деятельность, игра, метод проектов.


    1.2. Влияние народных праздников на гражданско-патриотическое воспитание


    В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций русской национальной школы.

    Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

    В народной педагогике Руси, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. "Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении русских людей, что составляет существо этнопедагогической культуры"

    Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного, русского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

    У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается "праздник". В знаменитом сборнике "Пословиц русского народа" поэтому праздникам посвящено несколько десятков колоритных, емких крылатых высказываний: "У Бога всегда праздник", "Всякая душа празднику рада", "И дурак знает, что в Христов день – праздник"… (В. Даль).

    Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник – не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Не случайно с давних пор всякий народный праздник – не только "неработный день", но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию[2].

    Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое "лицо". Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников – дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.

    Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей – основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника. На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному[3].

    Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь "мир". Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи – счастливым семейным датам и т. д., но все они – проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа. Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно - религиозной, обрядно - ритуальной, музыкально – песенной или спортивно – физической. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами. Детские народные праздники – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники – это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники – не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно–просветительской программы[4].

    В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:

    - "зачин" праздника (яркое театрализованное зрелище – объявление о начале торжества);

    - "разгул" и "перелом" (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины – "до середины" и "после нее");

    - "спад" (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

    Обрядовые традиции народных праздников сохранили свою воспитательную силу "по сей день" и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни.

    Любой народный праздник создавался в свое время и на века с позиции "рациональности", т. е. разумности. Иначе говоря, имел для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную функцию, а, с другой, "вооружал" молодых - подрастающее поколение - определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями. Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными, аутентичными) образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно напоминающих свой исходный прототип.

    С другой стороны, попытка, хоть и не без погрешностей, вернуть праздникам их исконное ритуальное время, возродить традиционные праздничные формы народной культуры – огромная услуга, оказываемая истории прогрессивным человечеством, своеобразный конечно, но по истине бесценный "подарок" поколений предыдущих поколениям последующим. Для поколений же настоящих – это социально-значимое (ликвидирующее дегуманизацию личности и общества) заполнение в сознании людей, возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек жизни, культурного вакуума, вызванного, по утверждению специалистов, именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной народной обрядово - праздничной культуры. В этом смысле проблема рациональной организации народного праздника становится целью изучения специфики вопроса культурологами, педагогами, социологами и др. специалистами.

    Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

    Конечно, отнюдь не следует идеализировать все народные традиции. В традициях немало и консервативного, но становится не по себе, когда видишь, как вместе с отсталостью уходит и самобытность. И тем более не приложимо определение "отсталый" к тому или иному народу. Словосочетание "отсталые народы" изжило себя, оно научно несостоятельно. Пока что "вершинами" научно-технической цивилизации остаются взрыв над Хиросимой и авария под Чернобылем. Так стоит ли ценность народа измерять уровнем его цивилизованности, который чем выше, тем интенсивнее происходит разрушение традиций, т.е. разрушение народной культуры.

    В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны.

    Бурный прогресс современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие знания, умения и навыки, приобретенные всем ходом многотрудного исторического развития человечества. Подчас выпадают из процесса духовного развития мира целые пласты, целые культурные системы. Особенно те, которые созданы и продолжают создаваться народами, приверженными к своему традиционному образу жизни. Не так редко, увы, исчезновение и самих народов: одни вымирают, другие растворяются в более крупных, часто в более энергичных, агрессивных, жестоких соседях.

    Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградации.

    Традиции, таким образом, имеют определяющее значение в народной судьбе. Например, евреи, потерявшие язык, страну, сохраняют себя этнически именно благодаря традициям. Они, оказывается, в данном случае даже важнее, нежели язык, который выступает здесь как элемент традиционности.

    Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос, вселенская, так сказать, личность, народ - это историческая личность, индивид - целостный образ человека, человеческая личность.

    Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Современная же жизнь дополняет эти праздники новыми элементами.

    2. Изучение системы работы педагога
    по организации народных праздников
    и ее возможностей
    в гражданско-патриотическом воспитании

     

                        2.1. Организация опытно-экспериментальной работы


    Разрабатывая программу приобщения младших школьников средствам народной педагогики, мы опирались на теоретические и опытно-экспериментальные разработки проблемы воспитательного значения средств народной педагогики, учитывали, как осуществляется воспитание младшего школьника на основе народной педагогики в семье и школе.

    Прежде чем приступить к разработке программы эксперимента, было изучено реальное состояние использования народных традиций школьниками 1-3 классов. Экспериментальная работа проводилась на базе Нижнеомской средней общеобразовательной школы №2.

    Работа по приобщению младших школьников к народным традициям в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности. В качестве направлении работы по приобщению детей к народным традициям мы выделяем следующие: выявление знаний учащихся народных традиций, умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы младших школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Соответственно этим направлениям выделены задачи приобщения детей к народному творчеству.

    Реализация их на практике проходит комплексно. Для этого мы разработали систему игровых занятий, которые могут проводиться как факультативные. Цель занятий: развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей; воспитание детей на основе народной педагогики; помощь детям по изучению народных традиций, семейная народная педагогика.

    Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, творческие работы детей, коллективное сочинение сказок, рисунков и т.д. На занятиях применялись различного типа задания по группам: составить незаконченную сказку, продолжить пословицу, нарисовать иллюстрацию к сказке, былине, исполнение народных песен, проигрывание народных праздников, разыграть ситуацию праздника и др.

    Предпочтение отдавалось игре, т.к. она является важной формой приобщения младших школьников к народным традициям. Мы использовали игры, в которых основу взаимодействия составляла народная педагогика: творческие, ролевые, режиссерские игры, игры с куклами, игры-драматизации, сочинение сказок, игры слов - скороговорки, поговорки, потешки и т.д. Они обеспечивали ребенку позицию творца, субъекта деятельности (одно из условий приобщения к народному творчеству).

    Фрагмент сценария мероприятия
    на основе народных праздников
    "Золотая осень"

    Задачи мероприятия:

    Познакомить учащихся с традиционными осенними праздниками; историей их возникновения и особенностями празднования.

    Цели мероприятия:

    Приобщить к народной культуре; воспитывать чувства патриотизма, любви к своему народу через его историю.

    Развивать творческие способности детей через приобщение их к культуре русского народа

    Оборудование, оформление, наглядность: Оформление зала в соответствии с темой мероприятия праздника. Сопутствующее музыкальное оформление, костюмы в народном стиле.

    ХОД ПРАЗДНИКА:

    Звучит мелодия: Чайковский “Времена года”

    ВЕДУЩИЙ 1:

    Хозяйкой веселой

    Пришла к новоселам

    Погожая осень

    В деревни и села

    ВЕДУЩИЙ 2:

    Пришла на рассвете,

    На миг не присела

    Вокруг оглянулась

    И сразу за дело

    ВЕДУЩИЙ 1:

    Калину с рябиной

    Раскрасила густо.

    На крепких зубах

    Захрустела капустой.

    ВЕДУЩИЙ 2:

    На мельницах 

    Свежей мукой забелела,

    Оранжевым шелком

    Березы одела.

    ВЕДУЩИЙ 1:

    Курчавую озимь

    Ковром расстелила

    В далекий полет

    Журавлей проводила.

    ВЕДУЩИЙ 2:

    Осень позаботилась, чтобы нам зимой жилось светло и радостно. В благодарность за это наши предки с радостью встречали это время года и называли ласково:

    “Матушка - осень; Красавица осень”

    ВЕДУЩИЙ 1:

    Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осень - прекрасное время года, воспетое поэтами в стихах, воплощенное великими композиторами в музыке, об осени сложено много песен.

    Песня: “Отговорила осень золотая”.

    ВЕДУЩИЙ 2:

    Итак, закончилось лето. Отгремели летние спасы, которые отмечаются в августе: медовый, яблочный, ореховый - олицетворяющие сбор летних даров природы.

    ВЕДУЩИЙ 1:

    А осенью сбор нового урожая, всего того, что вырастили люди в полях и на огородах, и, конечно же праздники связанные с этим.

    ВЕДУЩИЙ 2:

    Наши предки, жившие трудно и сурово, умели отводить душу в празднествах.

    Праздничные дни были днями необходимого и осмысленного отдыха, часами взрывной радости, встречей с уникальной русской природой.

    ВЕДУЩИЙ 1:

    Много старинных праздников и обычаев связано с ней. Некоторые из них забылись, а некоторые отмечаются в народе и по сей день, давайте сегодня вспомним о них.

    Сентябрьские праздники:

    Сентябрь - первый осенний месяц. В народе у него название - “Вересень”, так его называли из-за того, что в это время цвел вереск, т.е. рябинник, созревает рябина, листопадник и др.

    Песня: "Из-под дуба, из-под вяза..."

    1 сентября - в простом народе известен под именем Семена - Летопродовца. С этого дня и по 8 сентября – замечательный период – "Бабье лето".

    Все в плодах большого лета,

    Пестрой радугой одето,

    Прозолочено насквозь –

    Бабье лето началось!

    У немцев это время называется “Старушечье лето” или “Марьина пряжа”, потому, что в это время на лугах, пожнях и деревьях в хорошую погоду носятся тонкие нити паутины, поэтому все в это время ждут теплой солнечной погоды, как бы в продолжение лета. Есть примета связанная с этим временем: - Бабье лето ненастно - осень сухой будет. (О. Бергольц)

    А еще, это время называют Бабьим летом из-за того, что в некоторых местностях России начинались женские работы: мнут и стелют лен, берутся за веретено, рукоделья.

    Подходите ближе пряхи

    Пряжу тките на рубахи.

    Тот, кто нить длинней спрядет

    Вот того удача ждет.

    Песня за веретеном: “Прялица”

    ВЕДУЩИЙ 2:

    Это время природы особого света.

    Неяркого солнца, нежнейшего зноя.

    Оно называется Бабье лето

    И в прелести спорит с самою весною.

    Уже на лицо осторожно садится

    Летучая мягкая паутина…

    Как звонко поют запоздалые птицы!

    Как звонко и нежно пылают картины.

    Вот такое лирическое настроение, связанное с этим временем года, передала в стихах поэтесса О. Бергольц. Нежное солнце, прощание с летом обостряют чувства, радостнее кажутся встречи, горше расставания.

    Песня: “Бабье лето”

    ВЕДУЩИЙ 1:

    8 сентября - “День рождества Пресвятой Богородицы”, в народе его еще называют “Наталья-овсяница”.

    К этому дню крестьяне старались закончить уборку овса. Овес - одна из основных крестьянских культур. В народе говорили:

    - Запасешься овсом - будут сыты мать с отцом.

    - Насыплешь овса в закрома - будут сыта кони и коровы

    Праздник Натальи-овсяницы проводили очень весело. Косари подносили хозяину пучок овса, а он угощал их овсяной кашей да киселем.

    Хозяин:

    Черна, мала крошка

    Соберут немножко,

    В воде ее поварят,

    Всяк, кто ест хвалит.

    Косари:

    Хороша каша.

    Хозяин (подает кисель):

    Дяденька смеётся,

    На нем шубка трясется.

    Косари:

    Хорош кисель.

    Песня:

    Ты удайся, удайся овес,

    Дай ты нам первый сноп на покос.

    Наше поле далеко видать.

    Долго, долго овес было жать.

    А теперь наш овес во снопу,

    Будет каша и кисель во дому!

    Никита - Репорез – 15 сентября

    В некоторых районах России, особенно в северных, до 15 сентября стараются убрать овощи: картофель, свеклу, морковь, репу. А день 15 сентября называют Никитой - Репорезом.

    О каждом овоще можно много говорить, о них сложены загадки, пословицы и поговорки, но особый почет, конечно же, картофелю. В народе говорят: “Картошка - второй хлеб”.

    Русская картошка

    Каждому по плошке,

    В воде промоченная,

    Толченая, печеная,

    Тушеная, пареная,

    На масле поджаренная.

    С лучком, да с кваском,

    Да с жаренным мяском.

    Всем по плошке,

    Нет лучше картошки.

    На Руси она появилась более двухсот лет назад. Сначала ее считали ядовитой, потому что вместо клубней люди собирали и ели зеленые ягодки после цветения. Но прошло время, и люди разобрались во вкусе картофеля, и она стала незаменимым блюдом на их столе.

    Отгадайте-ка загадки:

    1. Кругла, да не деньга,

    Красна, да не девка,

    С хвостом, да не мышь

    (Репа)

    2. Круглая, как месяц,

    Листья, как ель,

    А хвост, как у мыши.

    (Репа)

    Да, это репа. Особый ей почет был и уважение в старину, поэтому и праздник в честь нее назвали - Никита - Репорез. Репу можно назвать прабабушкой картошки, так как до появления картошки репу ели каждый день: пекли с ней пироги, варили кашу, ели нарезанную с медом. А русская народная сказка, которую знает каждый ребенок - как она начинается? Правильно: “Посадил дед репку…”

    Песня: “Посеем репу, ни часту, не крупну”

    Воздвижение. 27 сентября в народе отмечается большой праздник - Воздвижение. С этого дня крестьяне считали, что осень к зиме повернулась. Считалось, что с этого дня, каждый лесной житель готовится по своему к зиме. Медведь, укладывается в берлогу на всю зиму. Муравьи закупоривают входы и выходы своего муравейника и собираются в кучу в самой глубине, где теплее. А крестьяне с этого дня начинали рубить капусту и солить ее на зиму. В деревнях и селах есть обычай рубить капусту сообща - это служило поводом к народным вечеринкам, на которые приглашали соседок. Те, приходя в дом, поздравляли хозяев с “капустой”, с праздником, а хозяева угощали их пирогом с капустой. Такие вечера назвались “капустники”. На них водили хороводы, пели и шутили.

    Хороводная пеня “Капустка”:

    "Вейся, вейся капустка, - 

    Вейся, вейся белая. 

    Как же мне, капустке не виться, 

    Белою, белою не родиться. 

    Как вечер нашу капустку,

    Как вечер нашу белую.

    Чистый дождик поливает,

    Нас с тобою домой загоняет.

    Дома нас хозяин встречает,

    Дома нас богатый встречает,

    Он к столу нас приглашает,

    Пирогом с капустой угощает".

     

    Садятся за стол.

    "Покатился наш капустник

    Заглянула ночь во двор…

    У зачина есть разминка, 

    Как бы нитка - паутинка,

    Та, что вяжет разговор".

    Частушки:

    - Дроля, гармонист, кудесник, 

    На вечернице в строю

    Гармонист:

    Я частушке - нескладушке

    Слово первое даю!

    1. На осеннем, на лугу

    Укусил комар блоху.

    Сидит заяц на березе,

    Умирает со смеху.

    2. Я сегодня не в порядке,

    Завтра лучше наряжусь

    Дыни на ноги одену,

    Кукурузой подвяжусь.

    3. Взял землицу я в аренду, 

    Чтоб построить там фазенду. 

    Посадил арбуз и дыню,

    А теперь ищу рабыню.

    4. Мой миленочек неплох,

    Посадил он мне горох

    Ну а я, для Сенечки

    Сею в поле семечки.

    5. Вам частушки мы пропели,

    А теперь торопят нас.

    До свиданья, мы с частушкой,

    К вам придем в другой раз.

    Шумными, веселыми, интересными были капустники в старину. Уважал свой труд народ: умел работать, умел и отдыхать!

    А еще в сентябре, говорят, всего одна ягода вызревает, да и та горькая - рябина. Рябиной украшали крыльцо да окошки, чтобы клевать ягоду птицы прилетали. На зиму крестьяне отжимали из рябины горький сок, имеющий чудесную силу - он сохранял в течение зимы весь запас осенних витаминов, помогал от простуды и хвори.

    ...

    ВЕДУЩИЙ 2:

    Так гуляли когда-то наши предки. Праздников ждали все. Это был обязательный повод встретиться в родном доме, связи семейные укрепить, родителей порадовать.

    ВЕДУЩИЙ 1:

    К сожалению, многие праздники сегодня подзабыты. А в них корни наши духовные, история народная.

    Народ воплотил в своих праздниках все великое и возвышенное, свою духовную самостоятельность и независимость.

    2.2. Анализ полученных результатов

    Народный праздник очень многоплановое и многовариантное явление. Народные праздники включают в себя элементы игры, песенного, речитативного и прикладного искусства. Ни один народный праздник, хотя само слово и происходит от одного корня со словом "праздный" – бездельный, не подразумевает под собой абсолютное безделье. Это обычно очень быстрое, живое действо, в котором никто не может остаться сторонним наблюдателем.

    Первейшим и наиважнейшим элементом народного праздника является игра. Проведение народных праздников с элементами игры позволяет включать в единый игровой воспитательный процесс одновременно детей, подростков и взрослых. Такая практика дает возможность педагогам и воспитателям сглаживать возрастные противоречия между различными поколениями и создавать предпосылки к образованию единого межвозрастного коллектива, который строится на взаимоуважении и совместной деятельности. Именно к такому воспитанию призывал великий отечественный педагог Макаренко.

    В настоящее время роль игр, и в первую очередь народных, приобретает еще одно важнейшее значение. Таким значением становится воспитание чувства любви к родной земле, гордости за свой народ, за его культуру и историю. Народная игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой и мировоззрением. Знание и понимание национального славянского мировоззрения помогает также избежать таких опасных в настоящее время тенденций как шовинизм, национальная и религиозная нетерпимость. Народная игра воспитывает соревновательный характер и в тоже время она приучает давать коллективный отпор внешней агрессии, что, в частности, важно для молодого человека попавшего в армию. Народная игра воспитывает уважительное отношение друг к другу в разновозростных и разнополовых группах молодежи и подростков, что так же является одной из важнейших задач педагога и воспитателя.

    Само прилюдное исполнение различных ролей считается в современной психологии одним из средств социализации личности и корректировки личностного развития. Совместное участие детей и воспитателей в общественно значимой деятельности, как показала современная психология, является мощным механизмом воспитания и обучения человека.

    Народное искусство противостоит массовой культуре, формалистическим ухищрениям, уводящим людей от правды жизни. Насаждающаяся в стране антинародная культура может быть устранена только народным искусством.

    Есть у народа песни-символы, характеризующие национальный облик. Поэтическая сила и нравственная высота песни бесспорны. Эти качества - неотъемлемая принадлежность лучших образов народного искусства. Всем известны образность и эмоциональность украинских песен, целомудрие, светлая грусть русской песни. Их знала и пела вся страна без различия территориальных и этнических границ. Их знали и любили и за рубежом.

    При подготовке к празднику были внесены изменения в учебные занятия. Дети познакомились с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий и примет, связанных с праздниками; изучают и запоминают новые слова, характерные для речи народа. На занятиях они разучивают песенки, зазывалки, колядки, загадки, пословицы и поговорки.

    В результате использования различных методов исследования был получен материал, характеризующий уровни приобщения младших школьников к средствам народной педагогики в семье и школе. Он анализировался по ряду параметров: изучение словесной письменности, знакомство с образом семейной жизни русских крестьян, средства народной педагогики, русские народные праздники и участие в них, искусство в народном быту и его воспитательное значение и другие.

    Выявленные и охарактеризованные уровни приобщения детей к средствам народной педагогики (низкий - 18%, средний - 60%, высокий - 22%) позволили определить направления и формы работы с младшими школьниками.

    Заключение


    Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиция вбирает в себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. Трудовые традиции, пожалуй, самые устойчивые.

    Народная педагогика сильна именно контекстом, гармоническим взаимодействием компонентов воспитания. Все в ней взаимосвязано, все факторы народного воспитания не существуют обособленно, в отрыве один от другого. Например, природа опоэтизирована словом. Она входит и в быт, и в игры, и в праздники в качестве необходимой составляющей, она оживляет традиции, она же пример для подражания, ее идеальный образ живет в этническом сознании народа, запечатлен в произведениях народного искусства...

    Но следует все же помнить, что простое подражание старому не есть следование традициям. Учитель должен учиться выбирать самое интересное, важное, значимое в народной педагогической мысли для работы с детьми.

    Знание народной педагогики может в современных условиях помочь решить важнейшие задачи:

    - обогатить содержание и технологию воспитательного процесса, который осуществляется через урок, а также средствами включения в программу вопросов национальной культуры, народных традиций, посредством привития любви к народному ремеслу, народным песням, сказкам, пословицам, через посещение выставок, концертов, праздников;

    - открывать новые горизонты нашей жизни с помощью идей и дел великих искателей - наших предков, которые внесли свое имя в летописи своего рода, своего народа, своего отечества.

    Как уже не раз подчёркивалось – вопросы идейно-нравственного гражданского патриотического воспитания в современной школе значимы и актуальны. Они должны находиться в центре внимания каждого Классного руководителя, каждого педагога. Идейно-нравственное, гражданско-патриоти­ческое воспитание учащихся следует направлять, прежде всего, на развитие качеств и чувств гимназистов.

    Чувства общественного долга, патриотизма, солидарности, коллективизма, товарищества и дружбы, гуманизма, совести, чести и достоинства, гордости, справедливости и доброжелательности, любви и многие другие, сложные по своей структуре и содержанию, но требующие переживания человеком, его отношением друг к другу, идеям, правилам и нормам морали, обществу.

    Литература


    1. Антология педагогической мысли России 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. / Сост. Н.А.Лебедев. - М., 1998.

    2. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение // Введение в культурологию. – М., 1993.

    3. Блинов Г.П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. – М., 1989.

    4. Жернов В.И. Народная педагогика – наставница жизни. – Магнитогорск, 1998.

    5. Земцовский И. Поэзия крестьянских праздников. – Л., 1995.

    6. Максименко Н.В. Этнопедагогика как социокультурный феномен. – М., 2003.

    7. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. - М., 1995.

    8. Носова Г. А. Язычество в православии. — М., 1975.

    9. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. – 1989. - № 7. – С.106–111.

    10. Панкеев И. Русские праздники. – М., 1998.

    11. Платов А.В. Фундаментальные ценности язычества и кризис современного мира // Мифы и магия индоевропейцев. — М., 2000.

    12. Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга. - Кемерово, 1995.

    13. Процедуры и ритуалы. Времяпрепровождения. Игры // Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1996.

    14. Русская народная поэзия. - Л., 1984.

    15. Сальцева С.В. Социально-педагогические условия организации внеучебной деятельности школьников: Методическое пособие. – М., 1998.

    16. Сахаров И.П. Народные праздники и обычаи. – М., 1991.

    17. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начала XX в. — М., 1979.

    18. Тульцева Л.А. Традиционные формы досуга. – М., 1991.

    19. Устинова Н.Н. Система гражданско-патриоти­ческого воспитания школы: Активные методы и приемы. – М., 2004.

    20. Чердынцева Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2004.

    21. Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход // Начальная школа. – 2000. - № 2. – С.93–95.



    [1] Антология педагогической мысли России 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. / Сост. Н.А.Лебедев. - М., 1998. – С.38.

    [2] Панкеев И. Русские праздники. – М., 1998. – С.6.

    [3] Земцовский И. Поэзия крестьянских праздников. – Л., 1995. – С.19.

    [4] Тульцева Л.А. Традиционные формы досуга. – М., 1991. - С.181.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Народные праздники как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.