Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Образ мускулинности в спорте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Образ мускулинности в спорте
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:32
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:





    Введение. 3

    Глава 1. Спорт и социальная идентичность. 5

    1.1. Идентичность и статус спортсмена. 5

    1.2. Маскулинность и ее репрезентация в различных видах спорта. 9

    1.3. Статус мужчины в спорте (права, обязанности, вознаграждение) 11

    Глава 2. Изменения образа мускулинности. 15

    2.1. Анализ автобиографии Л.Яшина и А. Аршавина (различие ценностей, идеологические аспекты, самопрезентация спортсменов) 15

    2.2. Медиа образы (презентация спортсменов в СМИ) 19

    Заключение. 22

    Список использованной литературы.. 24

    Введение


    Актуальность.

    Современные стандарты мужской красоты весьма незатейлевы- стройное, подтянутое, мускулистое тело является важнейшим внешним атрибутом «настоящего мужчины», можно сказать, символом маскулинности. Сегодняшние достижения как в науке, так и в технике (различные допинги, таблетки; тренажёры), позволяют молодым людям получить желаемую комплекцию. Однако многие, по-прежнему, отдают предпочтение спорту, который, как известно, не только улучшает телесные формы, но и закаляет характер.

    «Спорт – это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человеком и человечеством. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, под которым понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями и человека с самим собой»[1].

    Как правильно отмечает Ж.Чернова, «маскулинность как категория гендерного анализа, редко по сравнению с фемининностью, является предметом специального изучения. Современные гендерные исследования в основном сводятся к «женским исследованиям», оставляя без внимания процессы формирования и трансформации мужественности»[2].

    Цель курсовой работы: Спорт и маскулинность: образы спортсменов по материалам прессы

    Основными задачами работы являются:

    §  выявление понятие спорта и социальной идентичности. Данная глава работы предусматривает рассмотрение вопроса  о социальной идентичности и статусе спортсмена; понятие маскулинности и ее репрезентация в различных видах спорта. Определение статуса мужчины в спорте, его права, обязанности и вознаграждения.

    §  анализ изменения образа маскулинности. Глава курсовой работы предполагает конкретный анализ биографий спортсменов Л.Яшина и А.Аршавина – различие ценностей, идеологические аспекты, самопрезентация). А также необходимо раскрыть изменение образа маскулинностти в медиа  образах.

    Объектом исследования является спорт, а предметом образ маскулинности в спорте.

    Исследованность. С 1960-х годов социология спорта обособляется, становясь самостоятельной областью науки: складываются научные организации, регулярно издаются книги, начинают выходить специальные журналы. «Лейстерская школа» Н. Элиаса и Э. Даннинга  была известна  своими исследованиями глобализации спорта и роли средств массовой информации в этом процессе. Труды Элиаса и Даннинга оказали влияние на исследования по социологии конфигураций. Здесь можно выделить работы Джозефа Магуайра. В своей работе «Социология конфигураций и глобализация спорта» он определяет главнейшую задачу в этой области исследований : как международные соревнования влияют на отношения между государствами (нациями, расами)? Приводят ли к зарождению дружеских отношений между нациями и странами высокая мобильность известных спортсменов, переходящих из родных команд в чемпионаты других стран?

    Майкл Месснер, проведя исследование маскулинности, сделал анализ интервью, данных американскими мужчинами, которые ранее профессионально занимались спортом, на тему изменения маскулинности в социальном пространстве профессионального  спорта. Наибольшее внимание Месснер уделили такому интересному аспекту, как выбор, перед которым стоят ученики старших классов- выбрать спортивную карьеру или же заняться чем-либо другим, оставив её.

    Глава 1. Спорт и социальная идентичность

    1.1. Идентичность и статус спортсмена



    «Возрастающая сложность и дифференцированность социума приводят к тому, что для «успешной коммуникации» уже недостаточно определять партнера только в бинарных оппозициях: мужчина/женщина, богатый/бедный, молодой/старый, идентичность складывается из множества компонентов: гендера, статуса, этничности, сексуальной ориентации и пр<…>

    Также как и другие сферы общественной жизни (профессиональная занятость, эмоциональные отношения) потребление  гендеризировано. В этом отношении периодические издания, ориентированные на определенную аудиторию определенного пола, формируют идентификационную систему, посредством которой тот или иной индивид может причислить себя к определенному типу мужественности, к определенной социальной группе…»[3].

    «Спорт»- ( от старофранцузского слова «de sporte»)- забава, развлечение, веселье. Сегодня смысл, вкладываемый нами в это слово, понятие несколько другой, то есть простое «развлечение» переросло в нечто большее, теперь важен результат, победа, принципиальность играет огромную роль. Однако спорт по-прежнему остаётся зрелищем.

    По мнению Роберта Конелла, спорт – это «важнейший профессиональный институт для выражения маскулинности» (Connel,1987, 85)[4]. Стоит сказать, что мужское превосходство здесь действительно кажется  обусловленным природой (врожденная сила, мощь). В культурном контексте мужское тело, означая сексуальное различие, очевидностью своего физического совершенства способствует закреплению представления о неравенстве полов. Например, ища причины некоторой неприязни, которую вызывает у многих людей такое зрелище, как соревнования женщин-культуристок, А. Кун замечает: внутри культурного дискурса «мускулы конституированы как «в сущности» мужские»[5] (Kuhn, 1988, 13). Но стоит сказать, что для формирования маскулинности важно не только то, что спорт делает видимым природное мужское превосходство над женщинами, но так же и то, что спорт- достаточно мощный фактор для объединения мужчин в какие либо группы (имеется ввиду, на почве спорта), которые могут существовать даже при отсутствии  каких-либо других общих интересов.

                      «Социальный институт – это образование, которое способствует поддержанию стабильности и устойчивости общества. Предпосылкой этой стабильности является наличие общеразделяемой системы ценностей – общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и т.д»[6]. В процессе социализации индивид усваивает эти нормы и в последствии следует им.

    Часто спорт исключают из числа жизненно-важных институтов, однако, как известно, каждому социальному явлению соответствует социальный институт. Естественно, спорт относится к числу социальных явлений. В доказательство можно прибегнуть к информации из учебника по социологии Г.Е. Зборовского, который, перечисляя социальные институты, называет и социальные явления, которым они соответствуют:

    «Собственность, рынок, религия, идеология, распределение и потребление, торговля, демократия, парламентаризм, преступность, здравоохранение, воспитание, спорт, культура, искусство, досуг, развлечение, традиция, средства массовой информации.[7].

    Здесь важно сказать и об условиях, исполняя которые институт может существовать и функционировать, соблюдает ли эти правила институт спорта? Первым условием является наличие определённых оговорённых (зафиксированных) правил, которые должны регулировать поведение человека (спортсмена) в рамках этого института. Что касается спорта, то сюда можно отнести тренировки, выездные матчи, техника безопасности спортсмена, отношения тренер- команда (игрок). Некоторые правила оформлены документально (юридически зарегистрированы), часть- так называемые, неписанные законы.

    Второе условие – правила, ценности и нормы данного института не должны противоречить ценностям и нормам государства, в котором этот институт функционирует. Как мы видим, институт спорта оба этих условия соблюдает.

    «Обозначив тот факт, что мужское тело выстраивается культурой, необходимо проанализировать специфику этого конституирования. Прежде всего, отметим, что маскулинность современного мужчины оформляется как проблематичная. В этом отношении важно, что кризис маскулинности артикулируется в массовой коммуникации в значительной степени посредством характеристики физического (телесного) состояния мужчин. Так, его критериями являются здоровье, продолжительность жизни, склонность к травматизму, а программа "спасения" предписывает необходимость диеты и физических нагрузок, тотальной мужской диспансеризации».[8]

    «Отношение к собственному телу и связанное с ним поведение для мужчин является более сложным, амбивалентным. На основании результатов фокус группы, проведенной Sarah Grogan и Helen Richards, можно говорить о том, что и полнота, и выраженная озабоченность своим телом артикулируются мужчинами как "немужское", поскольку в первом случае это обозначается как отсутствие способности самоконтроля, а во втором - маркируется как поведение, говорящее о женскости или иной сексуальной ориентации».[9] Стоит заметить, что мужчины, выказывающие недовольство своим телом, принимает только такие меры, которые не противоречат их образу собственной маскулинности, то есть полностью исключаются диеты (свойственны женщинам), зато приветствуются фитнес, тренажёры с большой нагрузкой, физические упражнения.

    Сегодняшние спортсмены по своему статусу встали в один ряд со звёздами кино и шоу-бизнеса. Их любят, им подражают, на них хотят быть похожими. Мужчины-спортсмены ведут здоровый образ жизни и их тела являются примерами для подражания, что приводит к тому, что их изначально уже наделяют различными характеристиками «настоящего мужчины»: защитник, добытчик, человек своего слова. Современные спортсмены, зарабатывая огромные деньги, тратят их на свой внешний вид (что, кстати, не соответствует привычному образу маскулинности) и на атрибуты «настоящего мужчины»: машины, квартиры; часто открывают свой бизнес. Мужчина-спортсмен считается олицетворением маскулинности, ведь он всегда находятся в идеальной форме, его профессия является наиболее подходящей для мужчины, ведь в ней проявляется сильный характер и формируется красивое, мужественное тело. Особняком, пожалуй, стоят афро-американцы, для которых профессиональный спорт не просто работа, а иногда и единственный способ завоевать уважения в обществе (своими спортивными достижениями). «Уважение», по словам Месснера, часто выступает в свидетельствах мужчин как «кристаллизация потребности мужчины в самореализации через достижение определенного положения в обществе, существующем в условиях классового и расового неравенства и предрассудков»[10].



    1.2. Маскулинность и ее репрезентация в различных видах спорта



    «Главная отличительная черта предметов, составляющих идентификационную систему маскулинности – престижная марка и высокая цена, что говорит о демонстративности, нарочитой социальной показательности социальной, гендерной привилегированности по сравнению с женщинами и другими не настоящими типами маскулинности»[11].

    Спорт представляет собой повседневную практику, которая направлена на осуществление в жизни такого понятия, как «настоящий мужчина» (сильный, мускулистый).  Занятия спортом приносят ожидаемый результат- хорошее телосложение (для мужчины- широкие плечи. Хорошо развитые мускулы). Однако многие исследователи обращают внимание на один нюанс: мужчины, которые занимаются профессиональным спортом могут столкнутся с неоднозначным к себе отношением, так как преимущественная маскулинность- это маскулинность успешного белого мужчины, для которого спорт- не работа, а вид отдыха, хобби. «Занятие же спортом как жизненный выбор, в сущности, оказывается стратегией продвижения по социальной лестнице, используемой представителями не доминирующей расы и класса».[12]

    С другой стороны спорт может быть неким этапом на пути к достижению другой, не связанной со спортом, целью (например, это могут быть особые условия при поступлении в университет, институт; повышенные стипендии). То есть человек с помощью спорта может добиться каких-либо более важных для себя жизненных целей. Очень интересным является тот факт, что не все виды спорта производят одинаковое впечатление на общество, на зрителей. Было проведено исследования, в ходе которого выяснилось, что больше всего общество отторгает такой вид спорта, как боди-билдинг, который подразумевает под собой бессмысленное наращивание груды мышц, которые будут просто продемонстрированы на так называемых соревнованиях. Что примечательно, на первом месте в спортивной маскулинности находиться бокс (тяжёлый вес)! Это вызвано тем, что в этом виде спорта требуется не только превосходная физическая подготовка, но и достаточная умственная деятельность (преодоление страха, просчёт ходов соперников), проявление характера.

     Отдельно стоит сказать об элитных видах спорта, которые доступны далеко не всем (дороговизна снаряжения, оборудование, выезда за границу). «Настоящий» мужчина посвящает спорту своё свободное время, занятие спортом – его хобби, требующее не меньшую обязательность чем работа и карьера. Эксклюзивность нормативной мужественности подтверждается набором спортивных занятий, предписываемых настоящим мужчинам: гольф, верховая езда, конное поло, большой теннис, горные лыжи, яхтинг, серфинг и т.п. «Для лиц принадлежащих к кругу «избранных» умение ездить верхом входит в престижный набор необходимых занятий (теннис, дорогой фитнес – клуб, своя массажистка, а теперь и верховая езда)»[13]

    Такие престижные виды спорта проводят невидимую границу между «настоящими» мужчинами и всеми остальными. Достаточно высокая стоимость спортивного снаряжения, абонемента, занятия с личным тренером наглядно объясняют малодоступность выбранных видов спорта для широких слоев общества.

    Достаточно привести цитату из публикации, чтобы стало понятно различие между элитными видами спорта и общедоступными: «игра в гольф стоит больших денег, намного больших чем теннис. Ведь ни одна травинка не вырастет на поле случайно, несмотря на всю естественность пейзажа».[14]



    1.3. Статус мужчины в спорте (права, обязанности, вознаграждение)



    «Спортсмен – это прежде всего человек, который кроме своих физических, обладает уникальными социальными характеристиками»[15].

    Репрезентация нормативной модели мужественности включает два основных компонента:

    § идеологический или ценностный;

    § этикет или материально – вещная атрибутика.

    Первый выстраивает систему ценностей и мировоззренческие установки, второй репрезентирует конкретные поведенческие образцы поведения в определенных ситуациях. В основном, в мужских журналах происходит не столько реклама обуви, одежды и т.д., «сколько определение в качестве необходимой «оснастки», присущей образу «настоящего мужчины»[16].

    Здесь стоит разделить профессиональный и любительский спорт. Помимо занятий престижными и дорогими видами спорта образ спортсмена-любителя включает заботу о своем теле. «Настоящий мужчина» должен быть в хорошей физической форме, он занимается в тренажерных залах, посещает дорогие фитнес – клубы. Культура тела предписана как самоцель, и как ресурс создания социального имиджа, как неотъемлемый компонент «стандарта».

    Что касается профессионального спорта, то ко всему вышесказанному можно добавить, что мужчина-спортсмен получает удовлетворение от борьбы, от возможности преодолевать сложности, ломать плохой ход событий. Именно поэтому многие спортсмены любят, когда им в соперники достаются равные им, или даже более сильные оппоненты. Чем сложнее препятствие на пути, тем большее удовольствие, радость и удовлетворение собственных амбиций получает победитель.


    Большинству спортсменов не нужно объяснять и доказывать, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе. Уже в школе необходим определенный уровень физических способностей для достижения благоприятной обстановки, некоего авторитета среди сверстников. Наблюдения за детьми и подростками показали, что мальчики, достигающие в юном возрасте хороших спортивных результатов, раньше остальных обретают некий статус и самоуважение, что объясняет их последующую уверенность в себе, в отличие от своих одногодок, которые созревали медленнее и не добились в своё время значимых спортивных результатов.  

    Для того, чтобы спортсмены были мотивированы тренеры часто прибегают к поощрению, чаще- материальному ( значки, медали, грамоты, небольшие денежные премии). Недавно проведённые исследования показали, что спортсмены показывают гораздо лучшие результаты, если они сами оценивают уровень своего мастерства, а так же то, как и когда его нужно поощрить. Из этого можно сделать вывод, что те спортсмены, которые сами выбирают форму награждения за показанные хорошие результаты, являются намного более мотивированными, чем те, за кого решают другие (тренера, наставники).

    Однако, чтобы добиваться хороших результатов нужно не только тренироваться, но и придерживаться определённого режима питания, чтобы не набрать лишний вес, который не допустим для профессионального спортсмена. Они должны следить за своим весом, так как в противном случае это может негативно отразиться на их успехах. Однако у этой практики есть своя особенность: режим питания не является диетой, а скорее вспомогательным моментом, то есть она не отделяется от тренировок, является таким же обязательным элементом тренировочного процесса, как и физические упражнения. Кроме того, если оформляемой как типично женская стратегия является прямое ограничение себя в пище, то ее мужским вариантом выступает отслеживание питательной ценности потребляемой пищи. В целом же, данная практика не характерна для поведения мужчин, по роду своей деятельности не нуждающихся в особом контроле над весом. Здесь так же стоит упоминать о практике  приёма различных стимулирующих препаратов, которые чаще всего ассоциируются с бодибилдингом. «Маскулинизация данной практики в этой среде происходит посредством дискурсивного отделения себя от тех, кто принимает стероиды без тренировок, а также тех, кто не способен контролировать их прием - выработать правильный цикл приема-неприема препарата, определить дозу, справляться с последствиями отмены препарата (сильным падением веса и мышечной массы)».[17]

    Так же отдельно стоит остановиться на ещё одной телесной практике, весьма популярной в наше время, речь идёт о косметической хирургии. Не только женщины, но и мужчины сейчас достаточно активно пользуются услугами хирургов- пересадка волос, различные операции по совершенствованию своего тела. Исследования медиа-дискурса и профессионального медицинского дискурса выявляет некоторые особенности в конструировании образа мужчины-пациента. Если для женщины пользоваться услугами пластического хирурга можно объяснить как естественную потребность (желание нравится, озабоченность своим внешним видом), не являющейся показателем её индивидуальных особенностей, то для мужчины такая практика обуславливается либо внутриличностными проблемами (неуверенностью в себе; кризисом), либо нетрадиционной сексуальной ориентацией. Вследствие этого- мужчины склонны стесняться и скрывать факт того, что была сделана операция, отказываясь комментировать это в прессе. Мужчины, в отличие, от женщин, склонны стыдиться того, что им пришлось прибегнуть к космитической хирургии. Кроме того, говорится о том, что пациенты-мужчины более склонны быть недовольны результатами, и поскольку мотивы, подвигнувшие их на этот шаг, неопределенны, то популярны истории об убийствах врачей мужчинами-пациентами. В общем, «медицинский дискурс конструируется таким образом, чтобы, прежде всего, защитить нормативную, правильную маскулинность врача, которая ставится под сомнение подобным шагом другого мужчины. Поэтому этот другой и маркируется как маргинальный, не способный справиться с внутренними проблемами, озабоченный собственной внешностью, вероятно с гомосексуальными наклонностями».[18]

    Из этого можно сделать вывод  о том, что тело можно рассматривать как достаточно значимый ресурс для создания и выражения маскулинности своего обладателя. Реализация этой задачи осуществляется посредством определенного дискурсивного оформления мужских телесных практик, ключевым моментом которого является идея способности к самоконтролю и активной позиции субъекта. Поэтому "мужское" в пациенте пластического хирурга, в бодибилдере, зависимом от стероидов или пассивно демонстрирующем себя взгляду, ставится по удар, но находит свое подтверждение, например, в преуспевающем мужчине, который занимается активным или же «чисто мужским» видом спорта. Так же необходимо сказать и о том, что посредством тела создаётся и находит своё отражение не только пол индивидуума, но и его социальный статус.



    Глава 2. Изменения образа маскулинности

    2.1. Анализ автобиографии Л.Яшина и А. Аршавина (различие ценностей, идеологические аспекты, самопрезентация спортсменов)




    Сравним для начала две биографии.

    Лев Иванович Яшин родился 22 октября 1929 года в Москве; умер - 20 марта 1990 года там же. С юных лет Яшин страстно любил играть в футбол. В 12 лет был эвакуирован вместе с семьей (отец работал на оборонном заводе) в Поволжье, где весной 1943 начал свою трудовую деятельность учеником слесаря. Вернулся в Москву в 1944 и, продолжая работать на заводе, все свободное время посвящал любимой игре, выступая вратарем за сборную команду Тушино. В 20 лет его заметил А. И. Чернышев и пригласил играть за молодежную команду «Динамо». Вскоре стал дублером А. П. Хомича, прославившегося выступлением за команду «Динамо» во время турне по Англии (1945. В 1950-53, выступая за хоккейную команду «Динамо», стал обладателем Кубка СССР (1953). В 1954 сделал окончательный выбор в пользу футбола[19].

    В составе московского «Динамо» был 22 года (1949-70), выиграл 5 чемпионатов СССР и 5 раз становился серебряным призером. Трижды выигрывал Кубок СССР (1953, 1967, 1970), 11 раз признавался лучшим вратарем страны. В 1956 в составе сборной СССР стал Олимпийским чемпионом, продемонстрировав в финальном матче с командой Югославии фантастическое мастерство. Через четыре года сборная СССР в Париже выиграла первый Кубок Европы, в воротах стоял Яшин. В 1963 впервые играл за сборную мира в матче со сборной Англии, посвященном 100-летию английского футбола, где продемонстрировал великолепную реакцию и новые принципы игры вратаря - он начинал атаку, далеко и точно выбрасывая мяч рукой, уверенно руководил защитой, был настоящим «хозяином» штрафной площадки. «Только в исполнении Яшина вратарь стал активным полевым игроком» - признавал прославленный капитан английской сборной Бобби Чарльтон. В тот год Лев Яшин стал обладателем «Золотого мяча» - приза, вручаемого лучшему футболисту Европы.

    Лев Иванович стоял в воротах до 41 года. Больше его протянули на поле немногие: Стэнли Мэтьюз, Роже Милла, кемеровский самородок Виталий Раздаев. 27 мая 1971 в Москве состоялся прощальный матч Яшина, в котором встретились «Динамо» (Москва) - Сборная мира (из сильнейших игроков мира не смогли участвовать только Пеле и Ф. Беккенбауэр). Впервые советский футболист был удостоен такой чести. Организация и проведение подобного матча (закончился со счетом 2:2) Международной федерацией футбола (ФИФА) стало свидетельством признания заслуг и вклада Л. Яшина в развитие мирового футбола[20].

    Герой Социалистического труда (1990), награжден орденом Ленина (1960) и двумя орденами Красного знамени (1957, 1971). В последние годы жизни много сделал для популяризации футбола среди молодежи.

    Андрей Аршавин родился 29 мая 1981 года в Ленинграде. Воспитанник футбольной школы "Смена" (Санкт-Петербург). В начале своей футбольной карьеры выступал за дубль "Зенита". А с августа 2000 года играет за основной состав клуба. В настоящий момент выступает за сборную России. Женат. Имеет двоих детей.

    К играм  за основной состав Аршавина привлек легендарный советский тренер Юрий Морозов, который отмечал, что игроку надо взрослеть, чтобы стать настоящей звездой: "Андрей слишком рано стал чувствовать себя звездой. Он все время играх в детских и юношеских командах на позиции "под нападающими", причем не был обременен никакими другими обязанностями, не испытывал никакой ответственности. Другие выцарапывали мяч, доставляли его Аршавину, а он раздавал пасы, забивал - все, что от него требовалось. Ему еще надо взрослеть". [21].

    Таким образом, в современном российском дискурсе пропагандируется модель "инструментальной" мужественности, ориентированной преимущественно на достижения в публичной сфере.

    В интервью  каналу Тв 7 А.Аршавин на вопрос

    «Как Вы думаете, что является главным фактором для того, чтобы сбылась Ваша мечта - играть в "Барселоне"? ответил - Просто нужно выходить на более высокий, чем сейчас, уровень игры».

    Кроме того А.Аршавин предпочитает общаться лично и считает что соответствует понятию "идеальный мужчина".[22]

    В Советском спорте отмечалось, что «полузащитник "Зенита" Андрей Аршавин, быстро прогрессирует в последнее время. После встречи с "Динамо" он был впервые вызван в молодежную сборную, принял участие во встрече с югославами, где отметился голевой передачей, а теперь горит желанием достойно выступить и против лидера чемпионата России  "Крыльев Советов"».[23]

    Несмотря на достижения в спорте Аршавин не ставит себя в какой то высокий ранг, например, говоря о своих доходах в интервью он отмечает: «Я еще не считаю себя обеспеченным человеком. Только с лета этого года буду получать действительно хорошие деньги по новому контракту. Раньше почему-то меня так не оценивали. Конечно, сравниваю свои доходы не с обычными людьми, а с другими игроками Премьер-лиги. Но если все заработанные примерно за 15 лет карьеры деньги разделить на всю жизнь, может получиться чуть-чуть больше, чем у обычного человека»[24].

    Таким образом, сравнивая биографии отметим, что оба спортсмена достигли высоких результатов и по праву считаются эталонами маскулинности и «настоящего» мужчины, во многом ценности спортсменов схожи. Основное различие заключается в эпохах: Л. Яшин спортсмен советского времени, а А. Аршавин современного, что накладывает определенные отпечатки на медиа – образ. Большое значение имеет например доступ интернета, в котором можно узнать подробности о спортсмене, активно обсуждается жизнь сегодняшнего спортсмена в СМИ, на телевидении. Так же очень сильно возросла заработная плата современных футболистов в сравнении со спортсменами середины двадцатого века, что позволяет мужчинам ещё больше выявить свою маскулинность даже на фоне других мужчин (не зарабатывающих такие деньги). Здесь видно и различие в идеологии двух знаменитых спортсменов- раньше, в СССР, на первое место ставился престиж, когда человек выступал за свою команду, за сборную своей страны. Сейчас же некоторые спортсмены отказываются выступать за сборную, предпочитая провести несколько дней в кругу семьи. Главное сегодня- количество денег, получаемых спортсменами за игры и соревнования.

    «Российский медиа-образ доминирующей маскулинности основан на высоком социально-профессиональном статусе; для него характерно сочетание престижного потребления, предписываемого представителям элиты и высшего среднего класса и натурализированной гетеросексуальности»[25].

    Медиа-образ гегемонной маскулинности характеризуется "элитными" предписаниями. Это означает, что во всех сферах жизни такой мужчина репрезентируется как избранный, лучший. Образы мужественности находят выражение в перфекционистских репрезентациях "настоящего" мужчины.



     

     

    2.2. Медиа образы (презентация спортсменов в СМИ)




    Одной из важнейших задач средств массовой информации является активная пропаганда определённого образа жизни для мужчин, как верного пути для достижения успеха. Ведь многие известные спортсмены имеют своих фанатов и поклонники, которые иногда (в основном, молодёжь) перенимают и стиль поведения своих кумиров, что накладывает на последних определённый груз ответственности, особенно учитывая тот факт, что дефицита болельщиков в большом спорте не наблюдается.

    Действительно, аудитория, финального матча Чемпионата Мира по футболу в 2002 году насчитывала приблизительно 2,8 млрд телезрителей, а Международный Олимпийский Комитет обнародавал, что 9 из 10 человек по всему миру, имеющие доступ к телевидению, посмотрели как минимум одно состязание на Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году. Без учета влияния мирового медиакомплекса, сложившегося в конце ХХ века, невозможно понять и почти весь диапазон социальных проблем, связанных со спортом. Например, согласно исследованиям социологов, в 1970-е году существовал  определённый лимит (но он не имел официальной огласки) на количество чернокожих спортсменов в команде, так как существовала возможность того, что возникнет негативная реакция в среде белокожей аудитории. В совсем иной, но не менее важной перспективе роль СМИ прослеживается в ряде работ последнего времени, где показано, как недавние нововведения ФИФА способствуют превращению спорта во всемирное коммерческое зрелищное предприятие.

    Дэвид Роу в своей статье отмечает, что спорт и СМИ идут рука об руку начиная с XVII века, когда появилась первая газета, регулярно печатавшая статьи о спорте. «Социологи всегда уделяли большое внимание спортивной журналистике из-за ее критической функции, позволяющей формировать представление зрителей, читателей и слушателей о спортивных событиях, недоступных их непосредственному восприятию. Однако у СМИ есть и другая функция - развлекать и заполнять досуг»[26]. Именно благодаря этой функции спорт превратился в одну из ведущих форм народной культуры и идеальную тему для СМИ. Его популярность обеспечивала им широкую и устойчивую аудиторию, позволяя выполнять и информационные, и развлекательные функции, выстраивать коллективную национальную идентичность, а в международном плане - служить символом взаимосвязей между странами. Развитие в ХХ веке телевидения превратило спортивное зрелище в идеальный медиажанр. Даже несмотря на тот факт, что достаточно широко распространено мнение о том, что телевидение является «бездумной», усреднённой культурой, учёные продолжали рассматривать спортивные трансляции, как противовес к культуре так называемой «элиты», удовольствие от которых усиливают именно СМИ! 

    Стоит сказать о том, что в СМИ совершенно по-разному презентируют спортсменом, маскулинность здесь представлена неоднозначно, если судить потому, насколько популярен образ Дэвида Бекхэма,  являющегося метеросексуалом. Известный футболист не просто следит за собой и пользуется косметикой, он открыто заявляет, что любит носить женское бельё!  «Много разговоров вызвало его появление в сари во время прогулки с Викторией, а также признания солистки Spice Girls в том, что ее мужу нравится надевать ее нижнее белье»[27].  Так же футболистом было сделано ещё одно, не менее шокирующее заявление: «Для меня честью быть иконой стиля для геев. Мне нравится следить за собой и выглядеть хорошо»[28], — добавил он. Так, мы видим, что роль СМИ в презентации спортсменов трудно переоценить.

    Стоит сказать ещё и о том, что скандальными заявлениями и своим демонстративным поведением, спортсмены часто лишь создают себе определённый образ, чтобы выделиться из основной массы. Достаточно сказать о том, что спортсмены, привлекающее к себе внимание, не совсем адекватным поведением, часто являются «любимцами публики», например: Марат Сафин, Андрей Аршавин, Дэвид Бекхэм, Криштиану Роналду. По поводу последнего общественное мнение неоднозначно, многие зрители (особенно женщины) не воспринимают футболиста как взрослого полноценного мужчину, возможно, это происходит из-за того, что на поле он часто даёт выплеск своим эмоциям (слезам), что никогда не ассоциировалось с такими понятиями, как мужественность и «настоящий мужчина».

    Анализ медиа – образов, позволяет утверждать, что сфера потребления является одной из конституирующих областей современной мужественности. Главная особенность представленного в журналах стиля потребления – элитарность, престижность, демонстративный характер.

    «Медиарепрезентации «корпоративного стандарта» нормативной мужественности включают в себя дидактический аспект: инструкции по созданию модельного образа и процедурное обоснование правильного поведения «настоящего» мужчины. Предписания касаются почти всех сфер потребления, они легимитизированы экспертными оценками»[29]. Даже в современных журналах для мужчин, содержится реклама, направленная не столько на информирование, сколько на создание некой идеологии. Спортсмены- «настоящие мужчины»- рекламируют товар, а остальные мужчины считают, что именно эти товары помогут им стать такими же «настоящими».


    Заключение.


    Итак данное исследование привело к следующим выводам. Исследованию проблемы маскулинности современного мужчины уделяется все большее внимание со стороны социальных наук. В значительной степени этот факт связан с осознанием политичности тела.

    Решение первой задачи исследование привело к следующему результату.

    Спорт – это важнейший профессиональный институт для выражения маскулинности. Здесь формируется мужской характер, совершенствуется строение мужского тела.

    Именно занятие спортом культурно оформляется в качестве наилучшего способа построения мужского типа фигуры. В то же время особенности мужского спортивного поведения отражают выстраивание стратификации среди самих мужчин.

    Репрезентация нормативной модели мужественности включает два основных компонента:

    § идеологический или ценностный;

    § этикет или материально – вещная атрибутика.

    Первый выстраивает систему ценностей и мировоззренческие установки, второй репрезентирует конкретные поведенческие образцы поведения в определенных ситуациях.

    Вторая  задача исследования позволила выделить следующее.

    Спорт превратился в одну из ведущих форм народной культуры и идеальную тему для СМИ. Его популярность обеспечивала им широкую и устойчивую аудиторию, позволяя выполнять и информационные, и развлекательные функции, выстраивать коллективную национальную идентичность, а в международном плане - служить символом взаимосвязей между странами.

    Анализ медиа – образов, позволяет утверждать, что сфера потребления является одной из конституирующих областей современной мужественности. Главная особенность представленного в журналах стиля потребления – элитарность, престижность, демонстративный характер.

    Российский медиа-образ доминирующей маскулинности основан на достаточно высоком социально-профессиональном статусе. Медиа-образ маскулинности характеризуется "элитными" предписаниями. Это подразумевает под собой то, что во всех сферах жизни такой мужчина репрезентируется как избранный, лучший. Образы мужественности находят выражение в перфекционистских репрезентациях "настоящего" мужчины.













    Список использованной литературы



    1. Бурдье П. Гегемония мужчин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. 2002, N 1

    2. В составе сборной клубов: вратари - Л. Яшин, В. Маслаченко, С. Котрикадзе; защитники - А. Медакин, В. Петров, И. Нетто, В. Шустиков, Г. Чохели, Л ...// "Комсомольская правда", № 186, 8 августа 1961 г.

    3. Зборовский Г.Е. Орлов Г.П. Социология. М. 1995. С 267.

    4. Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в познесоветском дискурсе/ О муже(N)ственности: сб. статей // Сост. Ушакин С. - М., 2002, с. 432-452

    5. Интерьвю 7 ТВ #"#">Репрезентации гегемонной маскулинности в современном российском медиа-дискурсе [диссертация]  - Саратов, 2001. С. 12

    16.   Чернова Ж. Нормативная мужская сексуальность: (Ре)презентации в медиа-дискурсе // В поисках сексуальности. Сборник статей. Под ред. А. Темкиной и Е. Здравомысловой. Изд-во «Дмитрий Буланин». С-Петербург. 2002 С. 527-549

    17.   Элиас Н. Общество индивидов. – М., 2001

    18.   Хеннинг К. Женская маскулиннсть. – М., 2001



    Сайты:

    www.24news.ru

    #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. 2001. С. 30.

    [2] Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003. - №2. С.97


    [3] Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003. - №2. С.97

    [4] Конелл Р. Маскулинности и глобализация // Введение в тендерные исследования. 4.11. Хрестоматия. Харьков, СПб, 2001


    [5] См. в кн.: Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в познесоветском дискурсе/ О муже(N)ственности: сб. статей // Сост. Ушакин С. - М., 2002, с. 432-452

    [6] Комаров М.С.. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994. С. 194.

    [7] Зборовский Г.Е. Орлов Г.П. Социология. М. 1995. С 267.

    [8] Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в познесоветском дискурсе/ О муже(N)ственности: сб. статей // Сост. Ушакин С. - М., 2002, с. 432-452

    [9] Минченя Е.В. Повседневные телесные практики маскулинности. // О муже(N)ственности: сб. статей // Сост. Ушакин С. - М., 2002, с. 220-232


    [10] Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт/ Антология гендерной теории. Сб. переводов./ Сост., комментарии и общая ред. Е.И. Гаповой, А.Р.Усмановой. - Мн., 2000 г., с. 218

    [11] Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003. - №2. С.99

    [12] Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт/ Антология гендерной теории. Сб. переводов./ Сост., комментарии и общая ред. Е.И. Гаповой, А.Р.Усмановой. - Мн., 2000 г., с. 218-235

    [13] Мужской клуб 1999. - № 4. С. 24

    [14] Гольф, которого у нас не было. //Медведь 1997. - №  6. С. 68

    [15] Armour K. M., Jones R. L. The Practical Heart Whithin: The Value of a Sociology of Sport / Sociology of sport: theory and practice / Armour, Kathleen M. - L.: Longman, 2000.

     С.7-8.b

    [16] Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003. - №2. С.98

    [17] M. Bloor, L. Monaghan, R.P. Dobash and R.E. Dobash The body as a chemistry experiment: steroid use among South Wales bodybuilders/ The body in everyday life/ Ed. by S. Nettleton and J. Watson, 1998, p. 27-44

    [18] Минченя Е.В. Повседневные телесные практики маскулинности. // О муже(N)ственности: сб. статей // Сост. Ушакин С. - М., 2002, с. 220-232



    [19] По данным сайта: www.24news.ru


    [20] В составе сборной клубов: вратари - Л. Яшин, В. Маслаченко, С. Котрикадзе; защитники - А. Медакин, В. Петров, И. Нетто, В. Шустиков, Г. Чохели, Л ...// "Комсомольская правда", № 186, 8 августа 1961 г.


    [21] По данным сайта: #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Интерьвю 7 ТВ #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] О полузащитнике А.Аршавине. // Советский спорт 2001. - № 5

    [24] Об Аршавине. // Российская газета 12.04.2005

    [26] Silverstone R. Why study the Media London: Sage, 1999

    [27] #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003. - №2. С.104


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Образ мускулинности в спорте ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.