Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Организация и управление в системах массового обслуживания - поликлиника

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Организация и управление в системах массового обслуживания - поликлиника
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:34
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. Особенности организации на предприятии. 5

    1.1. Характеристика предприятия, организационно – правовая форма предприятия. 5

    1.2. Организация управления предприятия. 9

    1.3. Организация производственного процесса. 18

    1.4.  Организация управления персоналом  на предприятии ООО «Стоматологическая поликлиника». 29

    1.5. Система оплаты и мотивация труда. 33

    2. Особенности  оперативного управления на предприятии. 44

    2.1. Информационное и техническое обеспечение организации. 44

    2.2. Технико-экономические показатели и динамика их развития в организации  45

    2.3. Эффективность управления и организации на ООО «Стоматологическая поликлиника». 54

    Заключение. 55

    Список использованной литературы.. 57


















    Введение


    Через преодоление очень сложных проблем, с большими трудностями наша страна осуществляет переход к рыночной экономике. Переход России на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности.

    Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличение прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.

    Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала  изучение менеджмента, пока к сожалению не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.

    На производственном предприятии большое значение играют: разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию организационной структуры системы управления на предприятии.

    Структура организации это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации

    Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно выполнявшиеся  самой  организацией виды работ в настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.

    Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

    Целью данной работы является исследование особенностей организации и управления в системах массового обслуживания на примере Стоматологической поликлиники г.Челябинска.

    Задачами данной курсовой работы выступают следующие:

    1.Провести характеристику предприятия, организационно – правовая форма предприятия;

    2.Определить организацию управления предприятия;

    3.Выявить организацию управления персоналом  на предприятии ООО «Стоматологическая поликлиника»;

    4.Исследовать особенности  оперативного управления на предприятии

    Применение предложенных рекомендаций в данной работе повысит эффективность труда управляющего персонала и организационную культуру принимаемых решений управленческой деятельности.      

    Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.   

    1. Особенности организации на предприятии

    1.1. Характеристика предприятия, организационно – правовая форма предприятия



    Областное государственное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» учреждено приказом отдела здравоохранения Администрации г.Челябинска №13 от 29.01.1982 г.

    Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета на основе сметы.

    Местонахождение учреждения:

     г.Челябинск, улица Дзержинского, 12.

    Стоматологическая поликлиника действует на основании Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и гражданского кодекса Российской Федерации.

    Учреждение является государственной собственностью г.Челябинска и находится в ведении вышестоящего органа - управления здравоохранения Правительства Челябинской области.

    Оно имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и с наименованием вышестоящего органа управления здравоохранения, бланки.

           Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента её государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несёт обязанности, может быть истцом ответчиком в суде.

    Некоммерческая организация создаётся без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительным документом некоммерческой организации. 

    Стоматологическая поликлиника от своего имени приобретает имущественные права и несет ответственность по ним, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящими в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

    Целью создания учреждения является оказание стоматологической помощи населению г.Челябинска.

    Предметом его деятельности является высококвалифицированная и специализированная стоматологическая помощь взрослому и детскому населению.

    Основными видами деятельности больницы являются:

    1)   Доврачебная помощь

    2)   Работы и услуги по специальности клиническая лабораторная диагностика

    3)   Работы и услуги по специальности рентгенология

    4)   Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому и детскому населению:

    - работы и услуги  по специальности анестезиология и реаниматология

     -  работы и услуги  по специальности ортодонтия

    - работы и услуги  по специальности стоматология

    - работы и услуги  по специальности стоматология детская

    - работы и услуги  по специальности стоматология терапевтическая

    - работы и услуги  по специальности стоматология ортодонтическая

    - работы и услуги  по специальности стоматология хирургическая

    - работы и услуги  по экспертизе качества медицинской помощи

    - работы и услуги  по экспертизе временной нетрудоспособности

    - работы и услуги  по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств

    -фармацевтическая деятельность в структуре лечебно-профилактического учреждения

    - санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

    Помимо основных видов деятельности Учреждение вправе осуществлять платные медицинские услуги и другие не запрещенные законодательством Российской Федерации виды предпринимательской деятельности в установленном порядке.

    Имущество Областного государственного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» является государственной собственностью Челябинской области.

    Источниками формирования имущества областной больницы, в том числе финансовых средств, являются:

    - имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке;

    - имущество, приобретенное за счет финансовых средств, в том числе за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности;

    - бюджетные ассигнования и другие поступления от управления здравоохранения Правительства Челябинской области;

    - внебюджетные средства;

    - доход, полученный от платных видов разрешенной учреждению предпринимательской деятельности;

    - кредиты банков и других кредиторов;

    - безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций и граждан;

    - иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Доходы, полученные  от разрешенной деятельности и приобретенное за их счет имущество, поступают в самостоятельное распоряжение поликлиники. Ведение учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности  осуществляется раздельно от основной деятельности.

     Свои отношения с другими учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах деятельности поликлиника строит на основе договоров и учитывает интересы потребителей, обеспечивает качество продукции, работ, услуг.

    При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано:

    - эффективно использовать имущество;

    - обеспечивать сохранность и использование имущества строго по назначению;

    - не допускать ухудшения технического состояния имущества;

    - осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, при этом не подлежат возмещению любые произведенные улучшения имущества;

    начислять амортизационные отчисления на изнашиваемую часть имущества при калькулировании стоимости хоздоговорных работ, услуг.

    Высшим должностным лицом больницы является его главный врач, назначаемый и освобождаемый от должности управлением здравоохранения Правительства Челябинской области.

    Среднесписочная численность за 2007 год 121 человек. В том числе:

    -   врачи                                          41;

    -   средний мед. персонал               34;

    -  младший  мед. персонал             18 ;

    -   общепол. персонал                    28.

       Бухгалтерский учет имущества, денежных средств и обязательств в ГУЗ «Стоматологическая поликлиника» ведется по плану счетов бухгалтерского учета в соответствии  с Инструкцией Минфина РФ по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях  от 30.12.99 г. № 107н и осуществляется бухгалтерией поликлиники, являющейся его самостоятельным структурным подразделением.

    Бухгалтерию стоматологической поликлиники возглавляет главный бухгалтер который несет всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на бухгалтерскую службу задач и функций. В состав бухгалтерии входит: бухгалтер материального стола, бухгалтер расчетного стола, кассир и главный бухгалтер. Учетная политика учреждения утверждена приказом главного врача от 31.12.2002 года. Бухгалтерский учет автоматизирован на следующих участках: начисление заработной платы, учет основных средств, МБП, материальных запасов. Для осуществления автоматизированного бухгалтерского учета используется программа фирмы «Вейпрофит».

    Бухгалтерия поликлиники руководствуется в своей деятельности положением о бухгалтерской службе, должностными инструкциями, являющимися приложением к приказу об учетной политике организации.

    Степень ответственности работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности работников бухгалтерии в должностных инструкциях, утверждаемых главным врачом по представлению главного бухгалтера.

    Бухгалтерская служба работает в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка областной больницы.

    Ревизия деятельности бухгалтерской службы осуществляется вышестоящими организациями ежегодно: ФОМС Челябинской области и Управлением здравоохранения Правительства Челябинской области.



    1. 2. Организация управления предприятия



             Для достижения своих целей  ООО «Стоматологическая поликлиника» имеет право самостоятельно:

    -осуществлять материально-техническое обеспечение производства и развитие сферы учреждения, планировать свою деятельность;

    -утверждать в установленном порядке штатное расписание;

    -пользоваться налоговыми и другими льготами, установленными в законодательном порядке государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

    - ООО «Стоматологическая поликлиника» осуществляет анализ производственной и финансовой деятельности, несет ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставления отчетов.

    Цель структуры управления ООО «Стоматологическая поликлиника» состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед учреждением задач:

     - снижение трудоемкости производства, производственных затрат;

     - повышение активности сотрудников

     - повышение качества предоставляемых услуг.

    Управление технологическим процессом зависит от конкретной структуры определенного учреждения, а так же от способа построения функциональной системы предприятия.

    Управление больницей осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом организации. Высшим должностным лицом является главный врач, назначаемый и освобождаемый главой местной администрации по согласованию с министерством здравоохранения. Главный врач действует на основе Устава организации и законодательства РФ.

    В состав руководства также входят: заместитель главного врача по лечебной части (начмед), по организационно-методической работе, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, главный бухгалтер, заместитель главного врача по административно-хозяйственной части.

    В подчинении специалистов находятся средний и младший медицинский персонал, выполняющий соответствующую их функциональным обязанностям работу.

    Главный врач ООО «Стоматологическая поликлиника» выполняет следующие функции и обязанности по обеспечению деятельности подразделения:

    -обеспечивает руководство учреждением в соответствии с действующим законодательством;

    -представляет интересы ООО «Стоматологическая поликлиника» в государственных, судебных и арбитражных органах;

    -организует работу коллектива;

    -отвечает за организацию производственной, административно-хозяйственной и финансовой деятельности;

    -осуществляет анализ деятельности учреждения на основе оценки показателей его работы и принимает необходимые по улучшению форм и методов работы;

    -контролирует выполнение требований, установленных правилами и нормами внутреннего распорядка, выполнение технической безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов и оборудования;

    -утверждает штатное расписание;

    -издает приказы, дает указания, обязательные для работников ООО «Стоматологическая поликлиника».

    Подразделения и работники учреждения, выполняющие определенную функцию управления. Различают техническую, экономическую, производственную, хозяйственных внешних связей и социальную подсистему управления.

    Функция управления деятельностью учреждения реализуется подразделениями и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления. Эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур:

    - линейный,

    -функциональный;

    -линейно-функциональный;

    -матричный;

    Линейный тип используется в системах управления производственными участками. Он рассчитан на управления большим предприятием, т.к. не включает в себя научные организации, разветвленную систему связей с поставщиками и потребителями.

    Функциональный тип. Характерные его черты: углубление функционального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответственность исполнения.

    Смешанный тип структуры наиболее применяемый. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управленческих задач.

    Матричный тип организационных структур управления строится путем сочетания традиционной линейно-функциональной системы с созданием тематических проблемных групп специалистов.

    Четкое иерархическое разделение труда и специализация подразделений аппарата управления являются новыми направлениями развития организационных структур.

    В структуре ООО «Стоматологическая поликлиника» можно выделить такие подразделения как: общебольничное; поликлиника; стационар; вспомогательное; бухгалтерия; архивно-хозяйственное (АХО).

    Линейно-функциональная структура управления является наиболее адекватной в такой отрасли, как здравоохранение. Благодаря ней, работа поставлена четко и качественно.

    Организационную структуру управления учреждением ООО «Стоматологическая поликлиника» можно представить в виде следующей схемы:


    Главный врач ООО «Стоматологическая поликлиника»:

    -организует всю работу учреждения;

    -несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива;

    -представляет учреждение во всех учреждениях и организациях;

    -издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников;

    -принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения;

    -открывает в банках счета учреждения.

    Замы главного врача:

    -оперативно подчиняются главному врачу;

    -осуществляют руководство эксплутационной деятельностью;

    -организует обучение медперсонала с целью повышения их квалификации.

    Главный бухгалтер:

    -осуществляет учет средств учреждения и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами;

    -устанавливает результаты хозяйственной финансовой деятельности учреждения;

    -разрабатывает штатное расписание;

    - составляет годовые, квартальные и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением;

    - разрабатывает мероприятия по их производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы.

    Экономист:

    -возглавляет подготовку проектов перспективных и годовых планов;

    -обеспечивает доведение утвержденных планов до структурных подразделений;

    -обеспечивает проведение экономического анализа всех видов деятельности учреждения и своевременную разработку мероприятия по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорению роста производительности труда, снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности производства, увеличению финансовой отдачи и прибыли, устранению потерь и нерациональных расходов.

    Все остальные службы и отделы работают согласно должностной инструкции, разработанной ООО «Стоматологическая поликлиника», четко знают свои функциональные обязанности, специализируются в работе.

    В учреждении централизованы также важнейшие функции, как материально техническое снабжение, медикаментозное обеспечение, транспортное обеспечение, капитальный ремонт электро-, водо-, теплоснабжение, питание.

    Теперь рассмотрим структуру непосредственно хозяйственной части ООО «Стоматологическая поликлиника».



    На схеме желтым цветом отмечены сотрудники непосредственно хозяйственного отдела ООО «Стоматологическая поликлиника». Данная структура так же, как и оргструктура учреждения, является линейно-функциональной, где выполняются функции по управлению и обслуживанию автопарка муниципального учреждения здравоохранения и функции снабжения лечебного учреждения. Хозчасть, как показано на схеме, наряду с архивом включена в состав архивно-хозяйственного подразделения и подчиняется вместе с бухгалтерией и вспомогательным подразделением заместителю главного врача по административно-хозяйственной части. Основными достоинствами такой структуры являются:

    - делегирование полномочий сверху вниз;

    - наличие двух блоков подразделений: линейного и функционального;

    - существует одно координирующее подразделение для всех подразделений

    - персональная ответственность снизу вверх.

    Можно отметить и недостатки линейно-функциональной структуры:

    - сложность согласования взаимодействий подразделений, не имеющих координатора на ближайшем вышестоящем уровне;

    - чрезвычайно большая нагрузка по принятию решений подразделений верхнего уровня управления

    - сложность непосредственного взаимодействия между подразделениями линейного и функционального блоков.

    Таким образом, существующие недостатки в организационной структуре необходимо устранить.

     





    1.3. Организация производственного процесса

    Оказание медицинских услуг нуждается в совершенствовании и применении современных методов управления. Одним из способов является использование логистического подхода для снижения затрат за счет использования имеющихся ресурсов лечебно-профилактического учреждения. Рассмотрим данный процесс.

    Пациент в лечебно-профилактическом учреждении получает медицинские услуги, которые в своей совокупности и направленности образуют поток, состоящий из частных потоков: материального, финансового, информационного, кадрового (рис. 3).

    Частные потоки        Интегрированный поток



    материальный

     


    ПАЦИЕНТ

     
     


    финансовый

     
            

     






    Рис.3. Модель потока медицинских услуг как интегрированного потока

     

    Поток услуг – это направленное движение материальных, информационных, финансовых, трудовых ресурсов, циркулирующих в логистической системе, с целью минимизации затрат на продвижение услуг от производителя к потребителю при максимально возможном эффекте функционирования данной системы.

    Поток медицинских услуг – совокупность направленных действий, оказываемых в системе специализированных учреждений или организациях для диагностики, лечения или профилактики данного заболевания пациента в целях улучшения его самочувствия и здоровья, характеризующаяся определенным временным интервалом и рассматриваемая в процессе применения к ней различных логистических операций с целью минимизации совокупных затрат на оказание медицинских услуг без снижения их качества при функционировании учреждения как системы.

    Изучение структуры функций, выполняемых непроизводственной сферой, привело к необходимости некоторого их дополнения, которое заключается в том, что выполнение всех функций осуществляется в рамках бизнес-коммуникаций, и в то же время сама коммуникация является функцией, присущей сфере услуг. Предлагается дополненная структуризация рынка услуг с выделением рынка санаторно-оздоровительных услуг, рынка услуг физкультуры и спорта в сфере восстановления и сохранения здоровья.

    Для достижения высокого уровня координации управления в ЛПУ рассмотрены варианты четырех стратегий, применяемых к цели ЛПУ и выполняемым логистическим операциям: оптимизация существующей системы, экспериментирование с новыми уникальными методами координации в существующей системе, реорганизация служб логистического управления или создание матричной системы.

    Цель и задачи управления медицинской услугой в лечебно-профилактическом учреждении представлены в виде дерева целей, в котором опорными ветвями являются рационализация процессов оказания медицинских услуг и улучшение ресурсной доступности медицинской услуги (рис. 4).

    Логистическая система лечебно-профилактического учреждения представляет собой структурированную экономическую систему, состоящую из совокупности подсистем лечебно-профилактического учреждения, организующих потоки медицинских услуг и управляющих ими в процессе осуществления лечебно-диагностического процесса, а также сопутствующих им потоков информации и финансов, кадровых и материальных потоков; функционирование которой направлено на наиболее полное удовлетворение спроса пациентов в медицинских услугах при соответствии их качества принятым стандартам.


    Цель – оказание пациентам медицинских

    услуг в соответствии с требованиями

    логистики

     
     



                                                      

     




                                                                                       


    Совершенствование структуры сети:

    -концентрация высокотехнологичных видов услуг  в нужном месте, в наиболее приспособленных и обеспеченных медицинскими кадрами учреждениях;

    -развитие амбулаторно-поликлинической базы и диагностических центров и отделений


     
     






             

     















    Рис. 4. Дерево целей и задач логистического управления медицинской услугой

    В новых экономических условиях одной из главных задач создания эффективной системы управления процессом оказания медицинских услуг является рациональное использование имеющихся ресурсов лечебно-профилактического учреждения и концентрация их на приоритетных направлениях на основе совершенствования управленческой деятельности.

    Логистический подход к управлению деятельностью лечебно-профилактического учреждения состоит в том, что он обеспечивает рациональное использование имеющихся ресурсов и получение экономического результата при оказании медицинских услуг. Исходя из этого, сформулированы особенности логистического подхода к процессу оказания медицинских услуг:

    1. Получение большей отдачи при тех же ресурсах – увеличение количества обследованных и пролеченных пациентов по стандартам медицинского обслуживания с использованием имеющихся материально-технических и трудовых ресурсов.

    2. Получение того же результата при меньших затратах – сохранения числа количества обследованных и пролеченных пациентов по стандартам медицинского обслуживания при снижении затрат на производство медицинских услуг за счет рационализации использования имеющихся ресурсов (питания, времени, кадров, оборудования).

    В управлении использованием ресурсов ЛПУ большое значение принадлежит умению руководства данного учреждения управлять потоками медицинских услуг, пациентов и финансов.

    С целью рационализации управления потоками пациентов, финансов, материалов и информации предлагается руководителю выполнить пошаговое (ступенчатое) решение стоящих перед ним проблем, то есть отказаться от традиционных принципов планирования, создать рабочую группу стратегического управления и развития, ориентированную на совершенствование оказания медицинских услуг, рационализацию использования имеющихся ресурсов, и перейти на экономические методы управления.

    На основе проведенного анализа процесса оказания медицинских услуг выявлены недостатки в организации управленческой структуры ООО «Стоматологическая поликлиника», которые сводятся к следующим:

    - отсутствие начальной информационной базы об особенностях логистических процессов в ЛПУ;

    - несогласованность в действиях служб, реализующих разрозненные логистические функции;

    - отсутствие системности в использовании функций.

    Для рационализации процесса управления потоками при оказании медицинских услуг разработана модель логистического управления ООО «Стоматологическая поликлиника», состоящая из четырех подсистем, реализующих посредством потоков взаимодействие ЛС с внешней средой и внутри ЛС (рис. 5). Данная модель отражает сущность логистики в сфере медицинских услуг.


    Внешняя среда логистической системы

     

    Неорганизованные потребители

     (пациенты ЛПУ)

     

    Организованные потребители   (компании)

     

    ЛПУ-конкуренты

     
     



    Банк

     
                                                                                                                                                             

                          

     


                                                                                                                                                                                                              


    Внутренняя среда логистической системы

     
                                                                                             



    Подсистема № 1. Управление процедурами предварительной записи и продвижения медицинских услуг

     
     


                                                                                                                                                                               


    Подсистема № 3. Управление производственными мощностями ЛПУ

     
     










                   


    Подсистема № 4. Генерирование выходных форм и

    отчетов

     
     






                                                              Информационные потоки

                                                               Финансовые потоки

                                                               Потоки услуг

                                                          Потоки пациентов

                                                                Граница ЛС ЛПУ


    Рис.5. Модель логистической системы управления ЛПУ

     

    Как показал анализ функций подсистем МУЗ ООО «Стоматологическая поликлиника», вся его логистическая деятельность определяется информационным взаимодействием четырех основных подсистем во внутренней среде и обусловлена:

    • необходимостью создания и поддержания непрерывной связи с объектами внешней среды ЛС (подсистема №1);

    • необходимостью управления многообразием информации на всех этапах логистической деятельности и стадиях взаимодействия потребителя услуги (пациента) со структурами ЛПУ (подсистема №2);

    • потребностью в оптимизации использования всех видов внутренних ресурсов ЛПУ в процессе формирования заказов и производства услуг (подсистема №3);

    • необходимостью обработки и интерпретации результатов деятельности ЛПУ (подсистема №4).

    В целях структурирования информационных, сервисных и финансовых потоков в сфере медицинских услуг (на примере ООО «Стоматологическая поликлиника» ) предлагается принять за основу построение логистической системы и сформировать информационно-финансовые узлы пересечения ресурсопотоков. Для координации управления потоковыми процессами в ЛПУ определены функции логистического менеджмента, сформулированы задачи управления потоками в точках воздействия на стадиях логистической деятельности.

    Под логистикой в сфере медицинских услуг будем понимать интегральный инструмент управления и координации всей совокупности существующих материальных, информационных, финансовых, кадровых потоков, необходимых для управления интегрированным потоком медицинских услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей-пациентов.

    В результате совмещения предложенной модели ЛС с административной сеткой ЛПУ были выявлены узлы пересечения ресурсопотоков, изучение которых показало, что все узлы открыты для постоянного управленческого воздействия, и именно в них должны концентрироваться основные ресурсы управления.

    Задачи управления движением потоков в узлах их наложения на стадиях логистической деятельности приведены в таблице 1.

     

    Таблица 1.

    Задачи управления ресурсопотоками в информационно-финансовых узлах на стадиях логистической деятельности

    Узлы пересечения потоков

    1.Планирование ресурсопотоков

    2.Организация движения

    3. Контроль и учет

    1

    2

    3

    4

    Узел № 1

    (Администрирование в службе регистрации и распределения)

    1. Информирование пациентов о разработке новых услуг

    2. Формирование предварительных заказов

    1. Организация продаж по предварительным заявкам

    2. Организация движения внутренних информационных потоков в процессе производства и потребления медицинских услуг

    Контроль движения информационных потоков в процессе обслуживания, учет замечаний и пожеланий потребителей медицинской услуги

    Узел № 2

    (Проведение финансовых расчетов в бухгалтерии,

    кассе)

     Обеспечение расчетных операций


    1. Обслуживание безналичных расчетов

    2. Учет доходов и расходов

    3. Организация бухгалтерского учета

    4. Кассовое обслуживание наличных расчетов

     

    1. Контроль отклонений и несоответствий в параметрах сервисных и финансовых потоков по медицинским услугам

    2. Учет  дебиторской и кредиторской

    задолженности

    3. Организация движения внутренней документации по финансовой деятельности ЛПУ

    Узел № 3

    (Реализация медицинских услуг отделом продаж и маркетинга)

    1. Исследование особенностей медицинского обслуживания

    2. Прогноз объема прибытия пациентов

    3. Анализ требований потребителей к параметрам пакета

    4. Определение параметров и характеристик пакета

    5. Установление цены услуг

    6. Определение основных направлений политики маркетинга

    1. Использование коммуникационных каналов информирования рынка о новой услуге

    2. Применение маркетинговых инструментов для воздействия на сервисные и финансовые потоки

    3. Оформление договоров и соглашений

    4. Ведение базы данных по корпоративным пациентам-покупателям услуг

    5. Ведение статистики продаж

    1. Сопоставление параметров плановых и фактических объемов сервисных и финансовых потоков

    2. Корректировка параметров услуги

    3. Мониторинг соответствия параметров пакета стандартам обслуживания

    4. Создание обратной связи по результатам обслуживания

    5. Анализ предпочтений потребителей услуги

    Узел № 4

    (Управленческий учет в планово-экономическом отделе - аналитическом центре)

    1. Определение себестоимости пакета услуг

    2. Планирование объема доходного финансового потока

    3. Планирование потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для разработки и реализации услуги

    4. Оценка возможных рисков

    Организация финансового учета по параметрам услуги

    1. Отслеживание отклонений в плановых показателях себестоимости, доходов, уровня риска и т.п.

    2. Подготовка рекомендаций по особенностям работы с медицинской услугой на основе полученных данных


    При анализе обслуживания пациентов ЛПУ рекомендуется разбить цикл обращения (заказа на медицинскую услугу) на пять этапов: планирование, передача, обработка, комплектация и реализация заказа. Для координации взаимодействия пациента с различными структурами ЛПУ в качестве организационной поддержки логистического процесса обслуживания предлагается ввести должность менеджера-интегратора по логистике.


    Таблица 2

    Матрица распределения функций среди сотрудников хозяйственной части

    ООО «Стоматологическая поликлиника»

    Код функции

    Наименование функции управления

    Сотрудники хозяйственной части

    ООО «Стоматологическая поликлиника»

    Зам. глав. врача по адм.-хоз. части

    Менеджер-интегратор по логистике

    Заведующий гаражом

    Менеджер по материально-техническому снабжению

    02

    Организация процессов управления

    ЦС

    РПИУ

    У

    У

    03

    Управление персоналом

    ЦС

    РПИУ

    У

    У

    05

    Управление экономическим развитием

    ЦР

    УС

    УПС

    УСИ

    10

    Управление охраной труда и техникой безопасности

    Ц

    УС

    РПСИ

    РПСИ

    11

    Управление материально-техническим снабжением

    ЦР

    УС

    УСИ

    ПСИ

    13

    Управление транспортом

    ЦР

    УС

    ПСИ

    УСИ

    14

    Управление обслуживающим хозяйством

    ЦР

    ПС

    СИУ

    СИУ


    Условные обозначения операций:

    Ц - постановка цели, формирование задачи;

    Р - принятие решения, утверждение, координация;

    П - подготовка решения, составление, расчет;

    С - согласование, рассмотрение;

    И - исполнение, доведение, выполнение, контроль;

    У - участие, информирование, сбор данных.


    Анализ функций показывает, что они достаточно равномерно распределены между руководством хозяйственной части и средним звеном менеджеров в части постановки целей и принятия решений.



    1. 4.  Организация управления персоналом  на предприятии ООО «Стоматологическая поликлиника»

    Фактически на конец 2007 года в ООО «Стоматологическая поликлиника» число работающих составило 216 человек. В том числе мужчин 29 человек, что составляет 13,4%, женщин 187 человек – 86,6%.

    По количеству рабочих, учреждение больница является единственной в городе.

    На данном учреждении медицинский персонал 175 человек в удельном весе составляет 81,02%, прочий персонал 41 человек – 18,98%.

    Из общей численности работающих на предприятии 7 человек образуют аппарат управления, что в удельном весе составляет 3,24% от общего числа работающих.

    В состав аппарата управления учреждением – ООО «Стоматологическая поликлиника»  входят:

    Главный врач больницы;

    Заместитель главного врача по лечебной части;

    Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе;

    Заместитель главного врача по административно-хозяйственной части;

    Заместитель главного врача по организационно-методической работе;

    Главная медицинская сестра;

    Главный бухгалтер.

    Функции по управлению персоналом в организации выполняют:

    Главный врач;

    Заместитель главного врача по лечебной части;

    Главная медицинская сестра;

    Инспектор отдела кадров.

    Из медицинского персонала учреждения врачи – 36 человек, что в удельном весе составляет 16,67%. В том числе женщины 25 человек – 11,57%.

    Средний медицинский персонал – 106 человек, что в удельном весе составляет 49,07%.

    Младший медицинский персонал представляет 43 человека – 19,91%.

    Прочий персонал – 31 человек, что составляет 14,35%.

    Схематично структуру персонала Семеновской центральной районной больницы можно представить в виде рис.6.

    Рис. 6. Структура персонала ООО «Стоматологическая поликлиника»


    Структура соответствует штатному расписанию.

    Средний возраст работников  ООО «Стоматологическая поликлиника» по категориям составляет:

    Аппарат управления – 43 года.

    Врачи – 37 лет.

    Средний медицинский персонал – 35 лет.

    Младший медицинский персонал – 34 года.

    Прочий персонал – 33 года.


    35 человек, занятых в учреждении имеют высшее образование, что составляет 17,59% к общей численности работающих. Из них:

    - медицинское 16,58%

    - немедицинское 1,01%

    111 человек – среднее специальное образование. Из них:

    - медицинское 48,24%

    - немедицинское 7,54%

    Численность персонала в организации в 2007 году увеличилась на 9 человек, это связано с расширением и доукомплектованием штатов, в связи с расширением коечного фонда:

    - средний медицинский персонал +4 человека;

    - младший медицинский персонал +4 человека;

    - прочий персонал + 1 человек.

    В 2008 году численность персонала уменьшилась на 6 человек. Произошло сокращение штатов младшего медицинского и прочего персонала, доукомплектование штата врачей:

    - врачей +1 человек;

    - средний медицинский персонал – 6 человек, в том числе

    декретный отпуск 3 человека, выход на пенсию 3 человека

    - прочий персонал – 1 человек, в т.ч. увольнение по собственному желанию 1 человек.

    Анализируя структуру и движение персонала в учреждении – Семеновская центральная районная больница можно сделать вывод:

    - укомплектованность персоналом в ООО «Стоматологическая поликлиника» на 2006 год составляет 96,3%.

    - 55,78% специалистов имеют среднее специальное, а 17,59% высшее образование, что говорит о высоком потенциале организации, возможности дальнейшего повышения конкурентоспособности в данной отрасли.

    - средний возраст персонала указывает на его устаревание, что в учреждениях здравоохранения не редкость, а правило.

    Таким образом, изменяя структуру управления муниципального учреждения здравоохранения ООО «Стоматологическая поликлиника», необходимо учитывать вышеизложенные факторы и подбирать персонал в соответствии с квалификационными требованиями, с учетом интересов вновь приходящих сотрудников и опыта работы действующего персонала.





















    1.5. Система оплаты и мотивация труда

    Работа бухгалтера, осуществляющего расчеты по оплате труда, включает в себя:

    -   начисление сумм оплаты труда;

    -   начисление выплат социально-компенсационного характера;

    -   определение счетов учета;

    -   определение источников финансирования;

    -   расчет сумм, удерживаемых из оплаты туда;

    -  расчет сумм начислений платежей в фонды социального страхования и обеспечения;

    -   получение наличных денежных средств на оплату труда со счета в банке;

    -   выдачу заработной платы;

    -  депонирование заработной платы.

    Начисление сумм оплаты труда связано с необходимостью проведения подготовительной работы, в результате которой систематизируется и обобщается информация, связанная с формированием суммы оплаты труда каждого сотрудника. Бухгалтер при этом должен руководствоваться нормативными актами гражданского и налогового законодательства, а также положениями, разработанными учреждениями, регулирующими особенности формирования фонда оплаты труда.

    Бухгалтер при начислении оплаты труда руководствуется приказами руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами.

    При составлении расчетов по оплате труда бухгалтер руководствуется принятой и утвержденной системой оплаты труда в учреждении, важными элементами которой в бюджетном учреждении являются:

    -   смета, составленная в соответствии с кодами бюджетной классификации;

    -   ставки, утвержденные в штатном расписании;

    -   источники финансирования;

    -  наличие денежных средств на счете в банке.

        В  стоматологической поликлинике преобладающий фактор при составлении расчетов по оплате труда - отработанное время. Табель учета использования рабочего времени (форма Т-12 или Т-13) является обязательным.

    Табель ведется ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению в целом или в разрезе структурных подразделений. В конце месяца по табелю определяется количество отработанных дней (часов) и рассчитывается их оплата. Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для начисления заработной платы.

    Положением по оплате труда в учреждении урегулированы вопросы, связанные с системой доплат за совмещение профессий, интенсивность труда, работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу.

    Порядок премирования работников медицинского учреждения регулируется Положением о премировании, которое принимается на общем собрании трудового коллектива и согласовывается (регистрируется) с отраслевым профсоюзом.

    Для учета расчетов по оплате труда в учреждении предназначен счет 18 «Расчеты по оплате труда и стипендиям». Этот счет используется также для учета расчетов по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другим выплатам, предусмотренным действующим законодательством.

    На счете 18 «Расчеты по оплате труда и стипендиям» выделены субсчета:

    - 180 «Расчеты по оплате труда»;

    - 183 «Расчеты с работниками по безналичным перечислениям на счета по вкладам в кредитные организации»;

    - 184 «Расчеты с работниками по безналичным перечислениям взносов по договорам добровольного страхования»;

    - 185 «Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов»;

    - 187 «Расчеты по исполнительным и другим документам, прочие расчеты»;

    -  189 «Другие расчеты за выполненные работы». На субсчете 180 «Расчеты по оплате труда» учитываются расчеты:

    -  с работниками учреждений, состоящими в списочном составе;

    -  с работниками учреждений, не состоящими в списочном составе;

    - начисления по оплате труда:

    - по другим видам начисленного дохода;

    - по всем видам заработной платы (основная и предпринимательская деятельность);

    - премиям;

    - пособиям по временной нетрудоспособности;

    - по беременности и родам;

    - при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет,

    В разрезе видов начислений организован отдельный аналитический учет по каждому виду. Это обусловлено как наличием различных источников финансирования, так и различными системами налогообложения, применяемыми по перечисленным начислениям.

    Начисление заработной платы и пособий производится один раз в месяц и отражается в учете в последний день месяца.

    Начисление заработной платы за месяц и ее выплата производятся по расчетно-платежной ведомости (ф. 49), в которой записываются табельные номера, фамилии и инициалы работников, суммы начисленной заработной платы и пособий, выданного аванса, удержанных налогов и других сумм.

    Расчеты с работниками при уходе в отпуск или увольнении производятся в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) (ф. 425).

    Номер и дата записи в ф. 425 должны соответствуют номеру и дате приказа о предстоящем отпуске или увольнении. Начисленные суммы по этим расчетам записываются в расчетно-платежную ведомость, открытую на текущий месяц. В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по платежной ведомости на выдачу аванса, заработной платы (ф. 389) или расходным кассовым ордерам. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. При этом по графе «Сумма к выдаче» против данной фамилии делается прочерк, а выплаченная сумма записывается в графе «Выплаты в межрасчетный период».

    Расчетно-платежные и платежные ведомости подписываются работниками, составившими и проверившими эти ведомости. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером.

    По истечении срока выплаты в платежной и расчетно-платежной ведомостях против фамилии лиц, у которых заработная плата осталась неполученной, кассир делает отметку от руки «Депонировано» и составляет реестр депонированных сумм (ф. 414). В конце ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, сверяет эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости и скрепляет надпись своей подписью. После тщательной проверки отметок, сделанных кассиром в платежных и расчетно-платежных ведомостях, и подсчета выданных и депонированных сумм, на выданные суммы составляется расходный кассовый ордер, который оформляется в установленном порядке и регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. На платежных и расчетно-платежных ведомостях проставляются дата и номер расходного кассового ордера, по которому произведено списание денег по кассе.

    Депонированные суммы на следующий день после срока выдачи заработной платы сдаются на счет в кредитную организацию, и на сданные суммы составляется расходный кассовый ордер.

    Для получения сведений о заработной плате работающего ведется карточка-справка (ф. 417), в которой, помимо общих сведений о работнике, ежемесячно отражаются суммы начисленной заработной платы по видам и с указанием источника, а также удержанные суммы из оплаты труда по видам, сумма к выдаче.

    Начисление оплаты труда в лечебном учреждении в зависимости от источника финансирования отражается по дебету счетов:

    - 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия»;

    - 201 «Расходы за счет дополнительного финансирования из бюджета»;

    -  210 «Расходы к распределению»;

    -   220 «Расходы по предпринимательской деятельности»;

    -   223 «Расходы за счет средств, формируемых из прибыли» и др.

    и кредиту счета 180.

    При формировании расчетов по оплате труда в учреждении руководствуются сметой. Смета составляется по основной и по предпринимательской деятельности.

    В Отчете об исполнении сметы расходов организации по средствам, направленным на оплату труда, необходимо классифицировать данные по кодам показателей:

    -   110110 - оплата труда гражданских служащих, в т. ч.:

    -   110111 - основной оклад гражданских служащих;

    -   110112 - надбавки к заработной плате гражданских служащих;

    -   110113 - дополнительная оплата труда гражданских служащих;

    -   110114 - прочие денежные выплаты гражданским служащим;

    -   110115 - оплата ежегодных отпусков гражданских служащих.

    На суммы начисленной заработной платы, суммы пособий производится запись по дебету счета 19 «Расчеты по обязательному и социальному страхованию и социальной защите населения», соответствующий субсчет и кредиту счета 180.

    Суммы, удержанные из оплаты труда в соответствии с видом и назначением, на счетах бухгалтерского учета проводятся записями по дебету счета 180 «Расчеты по оплате труда» и кредиту счетов:

    -  198 «Расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации»

    - 173 «Расчеты по платежам в бюджет», аналитический счет «Расчеты по подоходному налогу с физических лиц» - на сумму налогов, исчисленных в соответствии с действующим законодательством;

    - 160 «Расчеты с подотчетными лицами» - на суммы, удержанные из оплаты труда по образовавшейся задолженности в связи с несвоевременным внесением в кассу организации неиспользованных подотчетных сумм;

    - 170 «Расчеты по недостачам» - на суммы, удержанные из оплаты труда по образовавшейся задолженности в связи с недостачей или порчей ценностей, выявленной по результатам инвентаризации, вина по которым доказана и есть письменное согласие работника об удержании означенных сумм или исполнительный лист

    - 185 «Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских профсоюзных взносов»;

    - 187 «По исполнительным и другим документам, прочие расчеты» - на суммы алиментов, удерживаемых из оплаты труда, и административных штрафов, а также расчеты по выданным ссудам за счет средств на материальное поощрение и социальные выплаты (субсчет 240). Аналитический учет расчетов по исполнительным листам и другим документам ведется по каждому получателю с указанием фамилии или организации, номера, даты и срока действия исполнительного листа или другого документа. Для учета удержанных сумм (процентов) используется карточка ф. 292.

    Выплата заработной платы отражается записями по дебету счета 180 расчеты по оплате труда» и кредиту счетов:

    -   120 «Касса» на суммы, выплаченные из кассы;

    Суммы оплаты труда, не полученные работником в определенные для выплаты заработной платы дни, депонируются, что отражается корреспонденцией:

    дебет счета 180 «Расчеты по оплате труда» и кредит счета 177 «Расчеты по депонентам».

    На основании расчетно-платежных ведомостей составляется мемориальный ордер 5.

    В учреждении составляется несколько расчетно-платежных ведомостей, и на основании этих ведомостей составляется свод по ф. 405 (мемориальный ордер 5), на расчетно-платежные ведомости по средствам, полученным за счет внебюджетных источников, составляется отдельный свод по ф. 405.

    К мемориальному ордеру приложены все документы, послужившие основанием для начисления заработной платы (табели использования рабочего времени, выписки из приказов о зачислении, увольнении и др.).

    Больничные листки (листки нетрудоспособности) подшиваются в отдельную папку и нумеруются в хронологическом порядке с начала года. На каждом листке проставляется номер расчетно-платежной ведомости, в которую он включен для начисления.





    Мотивация на предприятии



    В ООО «Стоматологическая поликлиника» для оплаты труда применяется повременно-примеальная, и сдельно-примеальная оплата труда по часовым тарифным ставкам и окладам.

    Производится доплата за работу в ночное время (с 22.00 до 6.00 час – дежурство врачей) в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада), за каждый час работы в ночное время.

    Ежемесячно начисляется вознаграждение за выслугу лет в зависимости от стажа непрерывной работы.

    Индексирование заработной платы работников производится в зависимости от роста цен на потребительские товары и услуги.

    Выплата заработной платы производится каждые полмесяца: до 15 числа в размере не менее 20% должностного оклада (тарифной ставки) и окончательный расчет не позднее 30 числа месяца, в котором издается приказ о её выплате.

    Выплачивается вознаграждение по итогам работы за год при наличии средств, зарезервированных на выплату этого вознаграждения.

    Установление условий, систем оплат труда, форм материального поощрения, утверждение положений о премировании, премирование и выплат вознаграждений работников, а также введение, замену и пересмотр норм труда производят по согласованию с профсоюзным комитетом поликлиники.

    Не допускается экономически и социально необоснованного сокращения рабочих мест и работников. Уменьшение численности работников депо осуществляется за счет мероприятий внутреннего характера:

    - естественного оттока кадров и временного ограничения их приема;

    - упреждающей переподготовки кадров, перемещения их внутри дирекции на освободившиеся рабочие места;

    - применения как временной меры альтернативной увольнению, режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня, неполной рабочей педели, отпусков без сохранения заработной платы и т. п.) в соответствии с законодательством Российской Федерации о груде;

    - создания кадрового резерва работников ведущих профессий с временным использованием их на других работах с доплатой в течение этого периода, но не более шести месяцев, до среднего заработка по прежней работе и обеспечением условий для поддержания их профессионального уровня;

    - предоставления работникам, по договоренности сторон, отпусков с частичной оплатой, но не более 2/3 тарифной ставки (должностного оклада);

    - перемещения, по договоренности сторон, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу с сохранением средней заработной платы по прежней работе в течение 3-х месяцев;

    - досрочного (до 2-х лет) выхода на пенсию.

    Обеспечивается выделение средств на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в размере не менее 2% расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость.

    Соблюдается режим рабочего времени и времени отдыха работников в соответствии с ТК РФ, правилами внутреннего трудового распорядка.

    Продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания ежедневной работы, перерыва для отдыха и приема пищи определяется графиками сменности, утвержденными администрацией по согласованию с профкомом, в соответствии с трудовым законодательством.

    Предоставляется всем работникам дирекции ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней, независимо от того, за какой рабочий год используется отпуск.

    По соглашению между работником и администрацией ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.


    Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

    Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    В соответствии с утвержденным положением, при наличии средств, предоставляется наиболее отличившимся сотрудникам дополнительные отпуска продолжительностью до 3- календарных дней.

    Ежегодно на охрану труда выделяется 0,7% от суммы эксплуатационных расходов.

    Работникам депо, уходящим в очередной отпуск оказывается материальная помощь, согласно отработанному стажу в поликлинике.

    Оказывается материальная помощь на оплату ритуальных услуг в связи со смертью близких родственников в размере 1500руб.

    Предусматривается за счет средств поликлиники приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и отдых для оздоровления работников депо и членов их семей.

    Организовывается летний отдых детей в детском оздоровительном лагере. Выделяются средства:

    -на организацию и проведение культурно-массовой и просветительской работы, проведение смотров - конкурсов, творческих встреч, концертов, спортивных мероприятий; на содержание и эксплуатацию спортзала, помещения библиотеки;

    - на приобретение культинвентаря, спортинвентаря, книг;



    Осуществляется совместно с профкомом культурно - массовая, физкультурно-оздоровительная работа, организовывается отдых и досуг работников депо членов их семей.

    В соответствии с действующим законодательством отчисляются денежные средства выборным профсоюзным органам в размере не менее 0,2% от фонда оплаты труда на проведение культурно - массовой, физкультурной работы в трудовых коллективах.

    Выделяются из бюджета профкома, за счет отчислений профсоюзным органам, средства:

    -на организацию культурно-воспитательной работы, работу с детьми;

    -физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую работу.




















    2. Особенности  оперативного управления на предприятии

    2.1. Информационное и техническое обеспечение организации.



    На ООО «Стоматологическая поликлиника» используется информационное обеспечение Microsoft access 2000.

    Программа Microsoft access 2000 является реляционной СУБД, которая может функционировать под управлением операционных систем Windows.

    СУБД Access имеет стандартизованный интерфейс приложений Windows. Большинство действий по работе с различными элементами в среде Access можно выполнить с помощью следующих средств: команд основного меню, кнопок панелей инструментов, команд контекстного меню и комбинаций клавиш. Контекстное меню определенного элемента БД вызывается щелчком правой кнопкой мыши при размещении ее указателя над этим элементом.     

    База данных является основным компонентом проекта приложения Access и может включать в свой состав таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы и модули.

    Для работы с базой данных в Access имеет стандартное окно, из которого можно вызвать любой ее объект просмотра, выполнения, разработки или модификации. Пользователь для работы с базой данных может разрабатывать свой интерфейс, основу которого обычно составляют формы. На формах размещаются различные элементы, такие как поля таблиц, поля со списком, кнопки, раскрывающиеся списки. Выключатели, переключатели, флажки, рисунки, подчиненные формы и т.д.

    Таблица представляет собой основную единицу хранения данных в базе. Понятие таблицы в Access полностью соответствует аналогичному понятию реляционной модели данных. В произвольной базе обычно имеется совокупность связанных между собой таблиц.

    Форма представляет собой объект базы данных Access, в котором разработчик  размещает  элементы  управления, принимающие действия пользователей

    или служащие для ввода, отображения и изменения данных в полях.

    Запрос представляет собой формализованное требование на отбор данных из таблиц или на выполнение определенных действий с данными. Запрос позволяет создать набор записей из данных, находящихся в разных таблицах, и использовать его как источник данных для формы или отчета.

    В Access можно создать и выполнять следующие основные типы запросов:

    - на выборку;

    - обновление;

    - удаление;

    - добавление данных.

    С помощью запросов можно также создавать новые таблицы, используя данные из одной  или нескольких существующих таблиц.


    2.2. Технико-экономические показатели и динамика их развития в организации

    Финансовое состояние медицинского учреждения характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Эти сведения представлены в его балансе.

    Финансовое состояние проводится на основе горизонтального и вертикального анализа.

    Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

    Проведем анализ актива баланса (тыс.руб.)

    Таблица 3.

    Статья актива

    2006 г

    2007 г

    2008 г

    Отклонение

    сумма

    %

    сумма

    %

    сумма

    %

    сумма

    %

    Осн. средства

    7528

    76,7

    7967

    76,4

    9337

    79

    1809

    124

    Запасы

    918

    9,4

    944

    9,1

    1148,5

    9,7

    230,5

    125

    Денежные средства


    94


    0,9


    237


    2,3


    28


    0,2


    -66


    30

    Дебиторы

    1012

    10,3

    1068

    10,2

    1034

    8,8

    22

    102

    Расходы

    265

    2,7

    210

    2

    264,5

    2,3

    -0,5

    99,8

    Итого актив

    9817

    100

    10426

    100

    11812

    100

    1995

    120

    Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что структура актива бюджетной деятельности не претерпела существенных изменений.

    Общая величина активов возросла на 1995 тысяч рублей, что в большей степени обусловлено ростом величины основных средств и запасов. Следует отметить, что в 2008 году сократилась доля дебиторской задолженности по сравнению с 2006 годом на 1,5%, а по сравнению с 2007 – на 1,4%.

    Далее проанализируем структуру пассива баланса поликлиники.

    Таблица 4

    Статья пассива

    2006 г

    2007 г

    2008 г

    Отклонение

    сумма

    %

    сумма

    %

    сумма

    %

    сумма

    %

    Финансирование

    314

    3,2

    469

    4,5

    67

    0,6

    -247

    21,3

    Фонды

    8542

    87

    8918

    85,5

    10544

    89,3

    2002

    123

    Кредиторы

    961

    9,8

    1039

    10

    1201

    10,1

    240

    125

    Итого пассив

    9817

    100

    10426

    100

    11812

    100

    1995

    120


    За 2008 год ОГУЗ «Стоматологическая поликлиника» получила бюджетное финансирование в сумме 1458671 рубль.

    Были произведены следующие расходы:

    - заработная плата  с начислениями                              32300 руб.

    - ГСМ                                                                          69000 руб.

    - хозяйственные расходы                                           92600 руб.

    - командировочные расходы                                              15000 руб.

    - ремонт оборудования                                                       20000 руб.

    - коммунальные услуги                                                       769780 руб.

    - прочие расходы (программное  обеспечение,

     охранная сигнализация, подписка)                                    133000 руб.

    - капитальный ремонт кровли поликлиники             233000 руб.

    - повышение квалификации медперсонала               93991 руб.

    На 01.01.09 г. Сложилась дебиторская задолженность за ГСМ (произведена предоплата) в сумме 777 руб.

    Остатков денежных средств в кассе и на расчетном счету нет.

    За счет предпринимательской деятельности поликлиника получила 5506194 рублей, в том числе за счет ортопедических услуг – 1590559 рублей, за счет стоматологических услуг – 3915635 рублей.

    За счет средств от предпринимательской деятельности были произведены следующие расходы:

    -  заработная плата с начислениями                                   2989992 руб.

    - медикаменты                                                             873222 руб.

    - хоз. инвентарь                                                          162195 руб.

    - командировочные расходы                                              10104 руб.

    - коммунальные расходы                                           115718 руб.

    - расходы по ремонту оборудования                        11145 руб.

    - прочие расходы                                                       387350 руб.

    За счет средств, полученных от предпринимательской деятельности были приобретены следующие основные средства:

    - галогенновый аппарат для фотополимеризации    10000 руб.

    - набор термофилов                                                   9668 руб.

    - пресс гидравлический                                              13800 руб.

    - световод                                                                    8900 руб.

    - щипцы для стопоров                                                9425 руб.

    - мебель медицинская                                                 271200 руб.

    - шкаф медицинский                                                   10980 руб.

    - диван угловой                                                          12900 руб.

    - кондиционер                                                             11624 руб.

    - копировальный аппарат                                          40855 руб.

    - телевизоры                                                               11015 руб.

    - лазерные принтеры                                                  16200 руб.

    - автомобиль                                                               472670 руб.

    Всего                                                                           909234 руб.

    За 2008 год поликлиника получила целевые средства на льготное зубопротезирование пенсионеров. Ветеранов, инвалидов от комитета социальной защиты населения в сумме 890228 руб.

    Было запротезировано 1348 человек, из них:

    - ветеранов 451 человек на сумму    707082 руб.

    - пенсионеров 78 человек             - 126000 руб.

    - инвалиды 29 человек                           - 57146 руб.

    За счет целевых средств было выплачено:

    - заработная платы с налогами работникам

       ортопедического отделения                                              561928 руб.

    - медикаменты                                                                      55538 руб.

    - коммунальные расходы                                                    16219 руб.

    - прочие расходы                                                                 12763 руб.

    - частично оплачен автомобиль

    В 2008 году стоматологическая поликлиника получила целевые средства от военкомата на заработную плату за работу на призывной комиссии в размере 22511 рублей.

    В системе обязательного медицинского страхования поликлиника получила финансирование в размере 6858554 рубля.

    За счет них выплачено:

    - заработная плата с начислениями                                              5627235 руб.

    - за медикаменты                                                                           817638 руб.

    - за мягкий инвентарь                                                          66516 руб.

    - за стоматологическое оборудование                                340000 руб.

             Далее перейдем к рассмотрению вопроса связанного с финансированием учреждения.

    Финансирование поликлиники осуществляется согласно базовой программы здравоохранения города. Источником финансовых ресурсов являются:

    1.Средства обязательного медицинского страхования

    2. Бюджетные средства

    3. Доходы полученные от платных услуг.

    Таким образом, доходы поликлиники можно структурировать следующим образом:

    Таблица 5.

    Вид дохода

    Сумма, руб.

    Доля, %

    Финансирование из бюджета

    1458671

    9,9

    Финансирование в системе ОМС

    6858554

    46,5

    Целевые средства

    912739

    6,2

    Доходы от предпринимательской деятельности

    5506194

    37,4

    Всего доходов

    14736158

    100


    Видно, что наибольшую долю в структуре доходов стоматологической поликлиники имеют финансирование в системе обязательного медицинского страхования и доходы от предпринимательской деятельности.

    Проведем динамику доходов и расходов учреждения за анализируемый период.

    Таблица 6.

    Анализ финансовой деятельности стоматологической поликлиники за 2007 – 2008 гг., тыс.рублей

    Доходы

    (финансирование)

    2007 год

    2008 год

    Отклонение

    Сумма

    %

    ОМС

    6546,4

    6858,5

    +312,1

    104,8

    Бюджет

    1381,8

    1458,6

    +7638

    105,6

    Целевое

    741,2

    912,7

    +171,5

    123,2

    Платные услуги

    4879,4

    5506,2

    +626,8

    112,8

    Всего:

    13548,8

    14736

    +1187,2

    108,8

    Расходы

    фактические





    ОМС

    6712,1

    6923,3

    +211,2

    103,1

    Бюджет

    1496,5

    1528,3

    +31,8

    102,1

    Целевое

    735,8

    841,2

    +105,4

    114,3

    Платные услуги

    4781,4

    4860,6

    +79,2

    101,6

    Всего:

    13725,8

    14153,4

    +427,6

    103,1


    Из таблицы 6. видно, что доходы стоматологической поликлиники за 2008 год составили  14736 тыс. рублей в том числе:

    1. Финансирование по программе обязательного медицинского страхования –6858,5  тыс. рублей.

    2. Финансирование из бюджета 1458,6  тыс. рублей.

    3. Платные услуги  5506,2 тыс.рублей.

    На основании анализа можно сделать вывод что в 2008 году в  учреждении сложилась благоприятная финансовая ситуация. В учреждение своевременно и в полном объеме поступали финансовые средства на выплату заработной платы, приобретение медикаментов и т.д.

    В целях контроля за рациональным использованием финансовых средств направляемых на обязательное медицинское страхование граждан территориальные фонды обязательного медицинского страхования имеют право осуществлять контрольные проверки использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях. Порядок проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93г. №4543-1 Министерством финансов Российской Федерации, приказом Федерального фонда ОМС от 07.08.97г. № 71 «06 обеспечении целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования».

    Плановые проверки деятельности медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС, в том числе целевого и рационального использования ими средств ОМС, проводятся контрольно -ревизионными службами территориального фонда ОМС с возможным привлечением специалистов других структурных подразделений фонда. Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проверок и на основании программы проверки, утвержденными исполнительным директором фонда.

    Плановые проверки должны проводиться не реже одного раза в два года.

    Сроки проведения проверок определяются в каждом конкретном случае отдельно, но не более 30 календарных дней.

    В случаях необходимости могут проводиться внеплановые проверки по отдельным вопросам деятельности медицинских учреждений в системе ОМС.

    Помимо плановых и внеплановых проверок, могут также проводиться тематические проверки, которые проводятся в случаях необходимости по отдельным специальным вопросам.

    Проверки медицинских учреждений фондом осуществляются на основании приказа исполнительного директора фонда.

     Программа документальной  проверки содержит перечень  вопросов с учетом материалов предыдущей   проверки,   проводимой   территориальным фондом,  анализа   представленных  отчетов   медицинского   учреждения   об использовании денежных средств обязательного медицинского страхования (форма № 14, утвержденная приказом Федерального фонда ОМС от 20.03.98г. № 26) и включает:

    - проверку использования финансовых средств обязательного медицинского страхования, направленных в медицинские учреждения;

    - проверку финансово-хозяйственных операций по средствам обязательного медицинского страхования по данным первичных документов для установления их целесообразности и достоверности;

    - проверку заключений тендерных комиссий при закупках продуктов литания, медикаментов и перевязочных материалов, мягкого инвентаря, медицинского оборудования за счет средств обязательного медицинского страхования;

    - проверку правильности отражения в учетных регистрах бухгалтерских операций по средствам обязательного медицинского страхования на основании выборочного изучения первичных документов.

    Сопоставление представленной медицинским учреждением в фонд отчетной формы №14 «Отчет лечебно-профилактического учреждения о поступлении и расходовании средств обязательного медицинского страхования» с данными бухгалтерского учета медицинского учреждения.

    При проверке деятельности учреждения здравоохранения, функционирующего в системе ОМС, следует проверить :

    - наличие лицензии медицинского учреждения на право осуществления им определенных видов медицинской деятельности по программам обязательного медицинского страхования, сроков ее действия и сравнения видов медицинской помощи и услуг, указанных в лицензии и сертификатах аккредитации, с фактически оказываемыми видами медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых на оплату медицинским учреждением за оказанную медицинскую помощь;

    - наличие и соблюдение договоров со страховщиком на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию;

    - наличие приказа, утверждающего учетную политику в медицинском учреждении;

    - наличие в медицинском учреждении открытого в установленном порядке отдельного текущего счета по средствам ОМС «Средства государственных внебюджетных фондов»;

    - соблюдение требований раздельного учета средств обязательного медицинского страхования, бюджета и средств, поступивших в медицинское учреждение из других источников;

    - целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования (с учетом состава тарифа на медицинские услуги) в соответствии с тарифным соглашением и порядком оплаты медицинской помощи, принятыми на территории субъекта Российской Федерации;

    - правильность учета и отнесения кассовых и фактических доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации;

    - обоснованность получения, целевое, рациональное и своевременное использование субвенций, кредитов и других финансовых средств системы ОМС;

    - правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности движения средств ОМС.

    Можно сделать вывод о том, что несмотря на ежегодное проведение контрольно-ревизионных проверок лечебные учреждения допускают факты нецелевого использования средств системы ОМС, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии т.к. средства использованные не по назначению должны быть возвращены в систему ОМС, а штрафы за данные нарушения перечисляются учреждением за счет собственных средств.








    2.3. Эффективность управления и организации на ООО «Стоматологическая поликлиника»


    Проведенный анализ системы управления ООО «Стоматологическая поликлиника» позволил выделить приоритетные направления в реструктуризации системы управления: выявление логистических процессов в лечебно-профилактическом учреждении, введение в штат учреждения здравоохранения должности менеджера по логистике, соответственно предложены квалификационные требования менеджера-интегратора по логистике, его основные обязанности (документальное оформление и организационное обеспечение взаимодействия пациента с подразделениями ЛПУ; обеспечение документооборота; организация взаимодействия подразделений ЛПУ, задействованных в обслуживании пациента; формирование отчетности по соответствующему документообороту), составлена должностная инструкция сотрудника, разработана матрица функций для хозяйственной части, определен социальный эффект.


    Заключение


    На сегодняшний день была проделана огромная работа по совершенствованию структуры управления, но при этом недостатки все же имеют место. Старая система управления оставила свой след, большая часть управленцев осталась на своих местах, структура управления поменялась, требует это и изменение отношения руководителей к своей работе.

    В данной практике основными направлениями, способствующими совершенствованию структуры управления в учреждении можно выделить следующие:

     - повышение профессионализма в управлении.

    (непрофессионально принятое решение негативно сказывается на функционирование всего предприятия в целом). Поэтому нужно вести работу по повышению квалификации работников;

    - применение современных технологий управления. Информация требует должного внимания (независимо от того из каких источников она получена). Ни одно управленческое решение не может быть принято без ознакомления и анализа соответствующей информации. Недостоверная информация приводит к ошибочным решениям.

    Принять эффективное управленческое решение не такая простая задача.

    Выработка и принятие управленческого решения – сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Выработать и принять управленческое решение невозможно без использования хорошо проанализированной информации о проблеме.

    Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, сравнительной оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации.

    В процессе управленческой деятельности руководителю зачастую необходимо  пользоваться услугами консультантов. Сегодня уже понятно, что руководитель не обязан, да и не в состоянии, одинаково хорошо разбираться во всех областях деятельности предприятия.

    Необходимо контролировать каждый шаг выполнения принятого решения. Совершенствование системы контроля повысит эффективность принимаемых решений.

    Управленческий процесс надо, по возможности, автоматизировать.

    На столе у каждого руководителя должен стоять, по крайней мере, компьютер, который он должен уметь эффективно использовать. Переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления.

    Структурные блоки должны быть ориентированы на товары, рынок, потребителя, а не на выполнение функций и т.д.

    Численность административно управленческого персонала предприятия нуждается в рациональном снижении.   Однако простое сокращения числа рабочих мест на среднем уровне управления еще не решает проблемы. Это имеет смысл только в случае изменения организационной структуры компании в целом, так как наряду с сокращением численности управленцев необходимо перестроить и систему информационных потоков и принятия решений. В  противном  случае  освободившиеся места вскоре снова окажутся занятыми.

    Приведенные рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления на предприятие не являются исчерпывающими. Поэтому надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным функционированием.    

    Список использованной литературы

    1. Абчук В.А. Азбука менеджмента. – СПб.: Союз, 2007. – 178с.

    2. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 416с.

    3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – 4-е изд., доп. и испр. – М.: ООО «Издательство ЭЛИТ», 2008. – 560с.

    4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2009. – 288с.

    5. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 2007. – 720с.

    6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 359с.

    7. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 208с.

    8. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2007. – 432с.

    9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: ЗАО «Экономпресс», 2007. – 329с.

    10. Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика): Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2007. – 258с.

    11. Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. – М.: Дело, 2007. – 312с.

    12. Лебедев О.Г., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 2009. – 339с.

    13. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина, Р.З. Акберина. – Минск: МП «Эникс», 2009. – 193с.

    14. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2009. – 371с.

    15. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 648с.

    16. Милъор Г. Менеджмент: достижение цели. Управление на основе здравого смысла. – СПб.: Питер, 2008. – 247с.

    17. Никитин Г. Хозяйственная деятельность предприятий // ЭКО. – 2004. – № 3. – С. 25-38.

    18. Организация производства и управление предприятием: Учебник / Под ред. О.Г. Туровцева. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 268с.

    19. Пригожин А.И. Методы развития организации. – М.: МЦФЭР, 2008. – 864с.

    20. Радионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 223с.

    21. Стаут Л. Управление персоналом: Настольная книга менеджера. – М.: МЦФЭР, 2008. – 536с.

    22. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б. Мильнера, Ф. Линса. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 374с.

    23. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 447с.

    24. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономика, 2008. – 438с.

     



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Организация и управление в системах массового обслуживания - поликлиника ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.