Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основные источники финансирования капитальных вложений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Основные источники финансирования капитальных вложений
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:35
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение. 3

    Глава 1.Финансирование инвестиций в основной капитал.. 5

    1.1.      Экономическое содержание инвестиций в основные средства. 5

    1.2.      Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности. 8

    1.3.      Инвестиционная стратегия предприятия. 12

    Глава 2. Анализ эффективности использования инвестиций в деятельности ГЦМПП – филиал  ФГУП «Почта России». 16

    2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 16

    2.2. Собственные источники финансирования. 17

    2.3. Кредитование инвестиций. 23

    2.4. Инвестиционное обеспечение производства. 27

    Заключение. 31

    Библиографический список. 34




























    Введение

    Финансирование капитальных вложений — это осознанный отказ от текущего потребления в пользу возможного относительно большего дохода в будущем, который, как ожидается, обеспечит и большее суммарное (т. е текущее и будущее) потребление. Как будет показано в работе, источники финансирования капитальных вложений предприятия — это весьма сложное, неоднозначно трактуемое и, в принципе, трудно реализуемое в практической плоскости понятие.

    Является общепризнанным тот факт, что жизнеспособность и процветание любого бизнеса, любой социально-экономической системы в значительной степени зависит от рациональной инвестиционной политики. Эта политика затратна и рискованна по определению. Иными словами, во-первых, инвестиций не бывает без затрат — сначала необходимо вложить средства, т.е. потратиться, и лишь в дальнейшем, если расчеты были верны, сделанные затраты окупятся, во-вторых, невозможно предугадать все обстоятельства, ожидающие инвестора в будущем,— всегда существует ненулевая вероятность того, что сделанные инвестиции будут полностью или частично утеряны.

    Инвестиционная деятельность представляет собой процесс привлечения, оценки, распределения и использования инвестиций. Ее цели могут быть различными: расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов, приобретение новых предприятий, диверсификация в результате освоения неизведанных областей бизнеса, снижение издержек обращения по причине роста объемов производства.

    Объектом исследования данной курсовой работы является инвестиционная деятельность ГЦМПП – филиала ФГУП «Почта России». В настоящее время реструктуризация организаций федеральной почтовой связи является главным приоритетом в создании условий для стабильной работы национального почтового оператора, в рамках которой реализуются новые проекты и услуги, призванные обеспечить новые стандарты качества. В этих условиях практическое изучение осуществления финансирования источников капитальных вложений в данное предприятие, как со стороны государственных органов, так и со стороны частных инвесторов является интересным и будет раскрыто в данной курсовой работе.

    Таким образом, предметом исследования курсовой работы являются отношения, возникающие по поводу осуществления инвестиций в развитие ГЦМПП – филиала ФГУП «Почта России».

                Целью данной курсовой работы  является исследование источников финансирования капитальных вложений предприятия.

                Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:

                - раскрыть теоретические аспекты финансирования инвестиций  в основной капитал;

                - провести анализ эффективности использования инвестиций в деятельности ГЦМПП – Филиала ФГУП «Почта России.

                Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды ученых - специалистов в области финансового менеджмента: Поляк Г.Б., Шохина Е.И., Стояновой Е.С.экономики предприятия: Волков В.П., Ильин А.И. и инвестиций: Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В., Лапыгин Ю.Н., Маховикова Г.А. Нормативную базу при написании настоящего диплома составили: Конституция РФ, законодательные правовые акты в области регулирования инвестиционной деятельности.

    В работе применялись методы системного, логического, графического, экономико-статистического, экономико-математического, структурно-динамического анализа, а также метод сравнения.  

               


















    Глава 1.Финансирование инвестиций в основной капитал

    1.1.   Экономическое содержание инвестиций в основные средства


    Термин «инвестиции» происходит от английского глагола «to invest», что означает — вкладывать. Инвестиции — это вложения капитала с целью его последующего возрастания. Прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.

    Инвестиции — это имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладывают в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения иного полезного эффекта.

    Как экономическая категория инвестиции характеризуют:

    - вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью прироста первоначально авансированной стоимости (в форме прибыли);

    - денежные (финансовые) отношения, возникающие между участниками инвестиционной деятельности в процессе реализации инвестиционных проектов (застройщиками, подрядчиками, банками, государством и т, п.);

    - контроль над движением денежных потоков (притоком и оттоком денежных средств), возникающих в процессе инвестиционной деятельности.

    Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта.

    Инвестиционный цикл — движение авансированного капитала в рамках конкретного хозяйствующего субъекта (предприятия, хозяйственного товарищества или общества), что предполагает его непосредственное участие в процессе инвестирования (подготовка проектно-сметной документации, строительство объекта и его последующая эксплуатация).

    Инвестиционный процесс — открытая система, в которой наряду с застройщиком (заказчиком) принимают участие и другие хозяйствующие субъекты (проектировщики, подрядчики, банки, поставщики материальных ресурсов для строительства и т. д.).

    В рамках инвестиционного процесса необходимо выделить: процесс привлечения финансовых ресурсов субъектами реального сектора экономики и процесс их размещения на конкретные цели инвестирования (реализация инвестиционных и инновационных проектов и программ). Связующим звеном между обладателями инвестиционных ресурсов и их потребителями во многих случаях выступают институты финансового посредничества, оперирующие на финансовом рынке (банки, инвестиционные фонды и компании, страховщики и др.).

    Инвестиции в активы предприятия (корпорации) отражают на левой стороне бухгалтерского баланса, а источники их финансирования — на правой (в пассиве баланса). Они направляются в капитальные, нематериальные, оборотные и финансовые активы. Последние выступают в форме краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений. Инвестиции в основной капитал (основные средства) осуществляют в форме капитальных вложений.

    Капитальные вложения включают затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение оборудования, инструмента и хозяйственного инвентаря, проектной продукции и другие расходы капитального характера.

    Капитальные вложения неразрывно связаны с реализацией реальных инвестиционных проектов.

    Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности объемов и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по реализации инвестиций (бизнес-план).

    Приоритетный инвестиционный проект — это проект, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ, объем капитальных вложений, в который соответствует требованиям законодательства РФ.

    Срок окупаемости инвестиционного проекта - вероятный лаг (lag — англ., отставание, запаздывание) со дня начала финансирования реального проекта до дня, когда разность между полученной суммой чистой прибыли вместе с амортизационными отчислениями и объемом капиталовложений приобретает положительное значение.

    Совокупная налоговая нагрузка — расчетный общий объем денежных средств, подлежащих уплате инвестором в бюджетную систему на день начала финансирования проекта в форме ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ).

    Основу инвестирования составляют вложения средств в реальный сектор, т. е. в основной и оборотный капитал предприятий (корпораций).

    Рынок инвестиций представляет собой сферу, где происходит купля-продажа инвестиционных товаров по равновесным ценам. В качестве инвестиционных товаров могут выступать:

    - движимое и недвижимое имущество;

    - денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги и другие финансовые активы;

    - имущественные права, вытекающие из авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты, опыт, иные интеллектуальные ценности;

    - права пользования землей и другими природными ресурсами, а также имущественные права.

    Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капиталовложений и другие лица.

    Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории России с использованием собственных и привлеченных средств, Инвесторами могут быть юридические и физические лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные вкладчики капитала.

    Заказчики — уполномоченные на то инвесторами юридические лица и граждане, которые реализуют инвестиционные проекты. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую деятельность субъектов инвестиционной сферы, если иное не предусмотрено договором между ними.

    В роли заказчиков могут выступать и сами инвесторы. Заказчиков, не являющихся инвесторами, наделяют правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором или государственным контрактом.

    Подрядчики — юридические и физические лица, выполняющие работы по договору подряда или государственному контракту, заключенному с заказчиками. Они обязаны иметь лицензию на проведение соответствующих видов строительно-монтажных работ.

    Пользователи объектов капитальных вложений — юридические и физические лица (включая иностранные), а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные организации, для которых создают указанные объекты. Инвесторы могут выступать в роли пользователей объектов капитальных вложений. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором или государственным контрактом, заключаемым между ними. Данные субъекты обязаны соблюдать требования, предъявляемые государственными лицами, а также использовать средства на капитальные вложения по целевому назначению. Основными этапами инвестирования являются:

    1. Преобразование ресурсов в капитальные затраты, т. е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно инвестирование).

    2. Превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, что характеризует конечное потребление инвестиций и получение новой потребительной стоимости (зданий, сооружений, многолетних насаждений, объектов инфраструктуры и т. д.).

    3. Прирост капитальной стоимости в форме прибыли, т. е. реализация конечной цели инвестирования.

    Таким образом, образуется взаимосвязь: доход—ресурсы—конечный результат, и процесс накопления повторяется.


    1.2.   Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности


    Для правильной организации финансирования предпринимательской деятельности следует классифицировать источники финансирования. Отметим, что классификация источников финансирования в российской практике отличается от зарубежной. В России все источники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре группы[1]:

    1) собственные средства предприятий и организаций;

    2) заемные средства;

    3) привлеченные средства;

    4) средства государственного бюджета.

    В зарубежной практике отдельно классифицируют средства предприятия и источники финансирования его деятельности. Поскольку эти вопросы тесно взаимосвязаны, рассмотрим их более подробно. Одна из наиболее общих группировок средств предприятия в зарубежной практике представлена на рис.1.

    Рис.1. Группировка средств предприятия


    В данной классификации средств предприятия основным элементом является собственный капитал.

    Структура собственного капитала предприятия представлена на рис.2.


    Рис.2. Структура собственного капитала предприятия


    Существует еще один вариант классификации средств предприятия, где все средства делятся на собственные и привлеченные.

    К собственным средствам предприятия в этом случае относятся:

    • уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);

    • выручка от реализации;

    • амортизационные отчисления;

    • чистая прибыль предприятия;

    • резервы, накопленные предприятием;

    • прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы).

    К привлеченным средствам относятся:

    • ссуды банков;

    • заемные средства, полученные от выпуска облигаций;

    • средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг;

    • кредиторская задолженность.

    В зарубежной практике существуют различные подходы к классификации источников финансирования деятельности предприятия.

    Согласно одному варианту все источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

    К внутренним источникам финансирования относятся собственные средства предприятия.

    К внешним источникам относятся: ссуды банков; заемные средства;  средства от продажи облигаций и других ценных бумаг; кредиторская задолженность и др.

    Существует вариант деления источников финансирования на:

    1) внутренние источники — это расходы, которые предприятие финансирует за счет чистой прибыли;

    2) краткосрочные финансовые средства — это средства, используемые для выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов, различных текущих расходов. Формы реализации источников финансирования в этом случае могут быть следующими:

    - банковский овердрафт — сумма, получаемая в банке сверх остатка на текущем счете. Овердрафт подлежит оплате по требованию банка. Обычно это наиболее дешевая форма займа, величина процентов по нему не превышает 1—2% базисной учетной ставки банка;

    - переводный вексель (тратта) — денежный документ, согласно которому покупатель обязуется уплатить продавцу определенную сумму в установленный сторонами срок. Банк учитывает векселя, предоставляя их владельцам заем на период до их погашения. В качестве платы за выданный заем по векселю банк взимает дисконт (процент), величина которого ежедневно меняется. Переводные векселя наиболее часто применяются во внешнеторговых платежах;

    - акцептный кредит применяется, когда банк принимает к оплате вексель, выписанный на имя его клиентов (перепродажа права на взыскание долгов — факторинг). В этом случае банк выплачивает кредитору стоимость векселя за вычетом дисконта, а по истечении срока его погашения взыскивает эту сумму с должника;

    - коммерческий кредит — приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа на один — два месяца, а иногда и больше. Использование коммерческого кредита определяется конкретным видом хозяйственной деятельности. Обращение к нему зависит от скорости реализации товара и возможностей отсрочки платежей самого предприятия;

    3) среднесрочные финансовые средства (от 2 до 5 лет) используются для оплаты машин, оборудования и научно-исследовательских работ.

    Покупка предприятием в кредит машин, оборудования и транспортных средств происходит на фиксированных условиях под залог приобретаемых товаров с регулярным погашением кредита частями. К группе среднесрочных финансовых средств относится аренда машин и оборудования. Плата за пользование арендованными средствами ведется регулярными взносами, при этом право собственности никогда не переходит к должнику;

    4) долгосрочные финансовые средства (сроком свыше 5 лет) используются для приобретения земли, недвижимости и долгосрочных инвестиций. Выделение средств этим путем осуществляется, как:

    - долгосрочные (ипотечные) ссуды — предоставление страховыми компаниями или пенсионными фондами денежных средств под залог земельных участков, зданий сроком на 25 лет;

    - облигации — долговые обязательства с установленным процентом и сроком погашения. Значительная часть облигаций имеет нарицательную стоимость;

    - выпуск акций — получение денежных средств путем продажи различных видов акций в форме закрытой или открытой подписки.

    Появление такой классификации источников связано с особенностями внутрифирменного планирования за рубежом, которое включает долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

    При определении потребности в денежных ресурсах обязательно учитываются следующие моменты:

    - для какой цели и на какой период (краткосрочный или долгосрочный) требуются денежные средства;

    - с какой срочностью требуются средства;

    - есть ли необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам;

    - каковы затраты при уплате долгов.

    Только после детальной проработки всех пунктов делается выбор наиболее приемлемого источника денежных средств.


    1.3.  Инвестиционная стратегия предприятия


    Предприятие — центр относительно автономных решений. Эти решения имеют различную природу и масштабы в зависимости от того, идет ли речь о достижении долгосрочных целей, их конкретизации в стратегии предприятия, или о кратковременной адаптации к условиям внешней среды, рыночной конъюнктуры. Но в любом случае сделанный выбор и принятые решения будут иметь финансовые последствия, которые необходимо прогнозировать. Эти прогностические финансовые последствия способны оказаться критерием выбора/отбраковки тех или иных вариантов поведения предприятия.

    Жизнедеятельность предприятия представляет собою сложную интерференцию долго- и краткосрочных феноменов. Хорошие результаты (солидный оборот, достойная доля рынка, высокие платежеспособность, ликвидность и рентабельность) могут получиться только при выборе и реализации решений, адекватных требованиям среды и соответствующих «магистральной линии» развития предприятия.

    С самых общих позиций, уровень риска, связанный с фирмой, предопределяется ее адаптационной способностью эффективно реагировать на те или иные внешние и внутренние импульсы.

    Высокой адаптационной способности нелегко достичь предприятиям малого бизнеса, ибо их создание и успешное функционирование обычно полностью зависят от одного человека, или небольшой группы лиц, вполне компетентных для того, чтобы поймать конъюнктурную удачу, но не всегда могущих вовремя диагностировать глобальные структурные изменения в экономике и принять необходимость крутого поворота в деятельности предприятия, а также и осуществить этот поворот.

     Предприятия семейного типа зачастую располагают весьма значительными технологическими, коммерческими и финансовыми возможностями. Но своеобразный «культ личности», а также, как правило, узкопрофессиональное образование персонала снижают возможности подобных фирм.

    Между малыми и средними предприятиями происходит что-то вроде «естественного отбора», в результате выживают те, кто сможет лучше приспособиться к жизни, развиваться и даже процветать в неблагоприятных условиях общих и отраслевых спадов и сужающихся рынков.

    На практике именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.

    Инвестиционная политика определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения производственного, научно-технического, финансового потенциала предприятия. Данная политика направлена на достижение финансовой устойчивости и создание условий для будущего развития[2].

    При разработке инвестиционной политики определяется общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения дополнительных денежных ресурсов. Инвестиционные проекты согласуются между собой по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации исходя из достижения максимального общего экономического эффекта.

    Для реализации целей и задач инвестиционной политики могут быть разработаны исключительно инвестиционные проекты или программы. Например, программа «Выход на рынок ценных бумаг» (проект дополнительного выпуска акций предприятия и проект подготовки акций предприятия к котировке на бирже). В результате ее реализации будет решена проблема привлечения дополнительных финансовых ресурсов за счет очередной эмиссии акций и будет заложен потенциал новых эмиссий в результате котировки акций на бирже. Программа потребует вложений для ее реализации, а по окончании срока даст приток инвестиционного ресурса.

    Из общего объема инвестиций часть направляется на исполнение таких элементов корпоративной стратегии, как межфункциональные программы и проекты. Они предусматривают решение отдельных задач, входящих в общую корпоративную стратегию, но сформулированных обычно как достижение отдельных этапов на пути к вершине миссии организации (такие, как «программа качества», «программа сертификации продукции», «проект реконструкции производственного корпуса»). Каждая программа или отдельный целевой план требует вложения ресурсов (трудовых, производственных, организационных и др.), на первом месте из которых целесообразно назвать инвестиции (финансовые ресурсы).

    Практически все планы и программы разрабатываются с учетом инвестирования. Каждый этап целевой программы требует финансирования. Кроме того, эффективная реализация отдельных проектов и программ, а также функциональных стратегий может привести к достижению финансовых результатов (прибыли), которые могут, в свою очередь, являться источниками инвестирования на последующих этапах реализации стратегии предприятия. То есть инвестиции сами по себе являются ресурсами для отдельных проектов, а результатами реализации проектов может быть возникновение новых источников инвестиций. При разработке схемы финансирования проекта учитываются, таким образом, не только привлеченные инвестиции, но и высвобождаемые со временем инвестиционные ресурсы (прирост собственных оборотных средств, средства из амортизации основных производственных фондов).

    Инвестиционная политика использует стандартные подходы для принятия решений при выборе и реализации инвестиционных проектов[3]. Сначала анализируется внешняя и внутренняя среда инвестирования, формируются цели, приоритеты и критерии инвестиционного проекта. Затем создаются варианты (альтернативы) инвестирования, из которых по критерию максимизации положительного эффекта при минимизации отрицательных последствий выбирается лучший. Создается система управления, мониторинга и оценки результатов внедряемого проекта, связанная обратными связями со всеми предшествующими этапами.

    Одно из обязательных условий реализации инвестиционного проекта — эффективность использованных инвестиционных ресурсов. При этом используются следующие критерии: рост доходности проекта, прибыль от проекта, ликвидность, рост объемов продаж, конкурентоспособность[4]. Инвестиционный проект становится реальным, выполнимым, если соблюдаются следующие условия:

    - проект конкурентоспособен, расчетным путем доказано превосходство данного проекта над другими;

    - при реализации проекта будут достигнуты определенные цели и возможные конфликты разрешены;

    - имеется подготовленная команда менеджеров, готовых реализовать проект;

    - проект обеспечен необходимыми ресурсами;

    - разработаны детальные планы с учетом возможных отклонений.

    Управление инвестиционными ресурсами предприятия происходит внутри всех целевых проектов и программ и одновременно внутри отдельных инвестиционных проектов. Таким образом, инвестиционная политика — сложная система, управляющая инвестиционными ресурсами организации, Основная задача инвестиционной политики — четко распределить инвестиционные ресурсы (финансовые и нематериальные) между отдельными проектами и программами фирмы, сформировать «портфель инвестиций» — реальные инвестиционные проекты, достигнуть при их реализации определенных результатов и добиться эффективности каждого инвестиционного проекта.

    С другой стороны, инвестиционная политика — это совокупность различных подходов и решений, используемых для эффективных вложений средств в какое-либо предприятие (дело)[5]. Элементы инвестиционной политики приведены в табл. 1.

    Таблица 1

    Элементы инвестиционной политики

    Процесс инвестирования: каким образом осуществлять?

    Эффективность инвестиций: как оценить?

    Источники инвестиций: кто дает?

    Направление инвестиций: куда вкладывать?

    Во времени инвестиционная политика ориентирована на достижение среднесрочных и долгосрочных целей инвестиционной деятельности и определяет основные пути их достижения. Это особенно важно в условиях длительности инвестиционного цикла, многофакторности и изменчивости рыночной конъюнктуры[6].

    Инвестиционная политика должна разрабатываться как на микроуровне, так и высшем уровне управления государством. На микроуровне — для предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, банков, фондов и даже семей, осуществляющих инвестиционные проекты[7].











    Глава 2. Анализ эффективности использования инвестиций в деятельности ГЦМПП – филиал  ФГУП «Почта России»


    2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия


    Почтовая связь как один из основных элементов государственной инфраструктуры выполняет ряд важнейших политических, экономических и социальных функций в Российской Федерации. Структура почтовой отрасли представляет собой масштабный многофункциональный комплекс, включающий в себя объекты информационно-коммуникационного и транспортно-логистического назначения, предоставляющий населению универсальные услуги почтовой связи, а также целый спектр современных финансовых и других коммерческих услуг на всей территории нашей страны[8].

    Ключевым системообразующим элементом почтовой отрасли является национальный оператор почтовой связи – ФГУП «Почта России», структура и принципы функционирования, которого претерпели за последние четыре года принципиальные изменения. Начатое в 2003 году реформирование почтовой отрасли привело к созданию эффективно функционирующего предприятия, что вывело Почту России на качественно новый уровень развития.

    В настоящее время Почта России насчитывает 84 филиала, в которых работает 410 тыс. сотрудников.

    В результате проведенного в 2006 году укрупнения почтамтов их количество сократилось на 296 и составило 1074. При этом создано 15 почтамтов и 433 отделения почтовой связи. Всего по всей стране работает 40 729 почтовых отделений. Кроме того, услуги почтовой связи оказывают 325 пунктов связи и 1016 киосков.

    В 2008 году планируется дальнейшее расширение сети объектов почтовой связи, предусматривающее создание 150 новых отделений, в том числе 27 в сельской местности.

    Оптимизация внутренних процессов функционирования предприятия направлена, прежде всего, на повышение качества услуг предприятия, проведение полноценной клиентоориентированной политики.

    Одним из серьезных вопросов, появившихся вследствие внедрения большого количества новых востребованных сервисов, встала необходимость сокращения очередей в почтовых отделениях.

    Еще одним направлением в повышении качества предоставляемых услуг является проект по реконструкции отделений почтовой связи, направленный на стандартизацию в оказании услуг, формирование положительного имиджа и бренда Почты России. Реконструкция отделений почтовой связи является составной и наиболее капиталоемкой частью мероприятий, связанных с оптимизацией деятельности федеральной почты. Реконструкция, помимо ремонта помещений, включает в себя модернизацию и обновление технологической базы с использованием современных информационных технологий, паспортизацию отделений и внедрение на сети единого фирменного стиля.

    Активная деятельность предприятия в направлении повышения качества услуг способствовала получению в июле 2006 года 11 филиалами предприятия сертификатов соответствия системы менеджмента качества международному стандарту ИСО 9001:2000 в отношении оказания почтовых и финансовых услуг. В феврале 2007 года прошли сертификационный аудит на соответствие стандарту ИСО 9001:2000 еще 28 филиалов.

    Оценивая позитивные результаты последнего периода становления предприятия, уже сейчас можно говорить о создании конкурентоспособной, отвечающей современным требованиям компании, способной работать в новых рыночных условиях.

    ФГУП «Почта России», располагая разветвленной сетью почтовых отделений по всей России, уделяет значительное внимание взаимодействию с региональными органами государственной власти. Благодаря их поддержке осуществляются программы развития почтовой связи в субъектах страны. Условия сотрудничества с администрациями регионов регламентируются соглашениями о взаимодействии.

    Основное внимание в 2006 году было уделено отработке механизмов реализации соглашений, позволяющих в полной мере учесть особенности регионов, перспективы их социально-экономического развития, а также потребности пользователей услуг почтовой связи.

    В целом за 2006 год реальная и условная экономия от взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления составила 848 млн. рублей. В 2005 году эта цифра составила 520 млн рублей.


    2.2. Собственные источники финансирования

    Почта России – национальный оператор почтовой связи – предоставляет населению различные почтовые услуги. Рассмотрим источники формирования собственных средств предприятия.

    В 2006 году наблюдается рост почтовых услуг, доходы, от реализации которых по сравнению с 2005 годом выросли на 34% и составили 19 млрд.  руб. При этом годовые объемы письменной корреспонденции возросли на 9%(рис.3), объемы посылок на 60%(рис.4)[9].

    Рис.3. Письменная корреспонденция (простая, заказная, с объявленной ценностью), млрд.шт.

    Рис.4. Посылки, млн.шт.

    Наибольший процент прироста достигла относительно новая услуга,  «Отправления 1 класса», рост по которой составил более 400%.

    Почта России представляет всемирную сеть Express Mail Service и оказывает на российском рынке услугу по экспресс-доставке отправлений.

    В настоящее время на рынке экспресс-доставки наблюдается устойчивый рост спроса, что обусловлено экономическим подъемом России и развитием международных отношений (рис.5).

    Рис.5. Экспресс-почта EMS, тыс.штук

    Благодаря повышению качества обслуживания прирост по отправлениям экспресс-почты EMS составил 40%. Доход EMS (выручка без НДС) в 2006 году вырос на 42% по отношению к 2005 году и составил 723 млн. рублей.

    Для усиления региональных позиций в 2006 году «EMS Почта России» было создано 17 подразделений в наиболее крупных российских городах, в 2007 году планируется открыть еще 48 подразделений, что позволит предоставлять более качественную услугу клиентам.

    С 2005 года Почта России предоставляет услугу по пересылке ускоренных почтовых отправлений – «Отправления 1 класса», сроки, доставки которых ниже на 30% установленных сроков доставки традиционной почтовой корреспонденции.

    Подводя итоги 2006 года, можно с уверенностью сказать, что услуга «Отправления 1 класса» становится все более популярной, о чем свидетельствует устойчивая динамика постоянного роста объемов и доходов в течение прошедшего года. Годовой прирост объемов в 2006 году составил 400%, доходов – 500% (учитывая, что тарифы на эту услугу не повышались в течение 2 лет). Всего за 2006 год Почтой России доставлено 2,2 млн «Отправлений 1 класса».

    С 2005 года в пилотном режиме была запущена услуга «Регион-Курьер» по внутригородской и внутриобластной доставке курьерских отправлений в четырех регионах: Тверь, Тула, Ярославль, Владимир. Сегодня услуга предоставляется в 45 регионах, в остальных проект доставочной службы находится в стадии внедрения. В 2006 году курьерской службой было доставлено более 90 тыс. отправлений.

    С 2008 года Почта России планирует начать предоставление услуг таможенного брокера по таможенному оформлению товаров (экспорт и импорт) для организаций и физических лиц. Данное право Почта России получила в 2006 году, когда была включена в реестр таможенных брокеров, на основании Свидетельства № 0040790420/00, выданного ФТС России.

    Вместе с новым этапом развития почтовых услуг в 2006 году Почта России продолжила дальнейшее развитие финансовых услуг, ориентированных не только на корпоративных клиентов, но и на население, особенно в части предоставления ряда банковских услуг широкому кругу жителей Российской Федерации.

    Почтовые переводы сегодня остаются самым распространенным способом перевода денежных средств по территории РФ. Услуга Почты России электронных переводов денежных средств «КиберДеньги» пользуется все большим спросом, о чем свидетельствует неизменно продолжающийся высокими темпами рост объемов переводов. Количество почтовых переводов в 2006 году выросло на 36% и по сравнению с 2005 годом достигло 188 млн. шт. (рис.6).

    Рис.6. Почтовые переводы, млн.шт.


    Всего Почта России перевела более 324,3 млрд. руб., а доходы от оказания услуги выросли на 34%.

    Так как технология оказания услуги «КиберДеньги» предусматривает использование пунктов электронного обмена переводами (ЕСПП) – почтово-кассовых терминалов, функционирующих в режиме on-line, Почта России постоянно увеличивает их число для повышения средней скорости прохождения перевода. В 2006 году количество пунктов электронного обмена увеличилось в 1,5 раза и составило 10 800 единиц, в 2007 году планируется довести их число до 14 000 шт. Остальные отделения связи работают по гибридной технологии – перевод переправляется на бланке до ближайшего отделения связи, оснащенного выходом в систему электронных переводов.

    В 2006 году активно развивались почтово-банковские услуги: прием вкладов от населения по договорам с банками, инкассация денежных средств, обслуживание пластиковых карт. Рост доходов по сравнению с 2005 годом составил 19%.

    В октябре 2006 года совместно с ОАО АКБ «Связь-Банк» Почта России начала реализацию проекта по установке POS-терминалов для обслуживания банковских карт международных платежных систем в отделениях почтовой связи. Сейчас в почтовых отделениях уже работает около 5,5 тыс. POS-терминалов, которые позволяют держателям пластиковых карт Visa и MasterCard снимать наличные денежные средства.

    В 2007 году Почта России планирует довести количество POS-терминалов до 20 тысяч.

    Также в 2006 году Почта России заключила договор по приему к оплате в отделениях почтовой связи банковских карт American Express. В течение 2007 года Почта России планирует реализовать возможность оплаты услуг почтовой связи с помощью банковских карт VISA, MasterCard.

    Прием платежей в пользу третьих лиц (за коммунальные услуги, налоговые платежи, оплата обучения, телефонной связи и прочее) – одно из наиболее динамично развивающихся направлений финансовой деятельности ФГУП «Почта России».

    Почта России осуществляет доставку пенсий 22,3 млн пенсионерам, т.е. почти 60% от их общей численности. Кроме этого, подразделениями предприятия производится доставка и выплата федеральных ежемесячных денежных выплат 10,7 млн. получателям. В 2006 году доходы почты от функции доставки и выплаты пенсий и социальных пособий составили 13,4 млрд руб. При этом рост доходов обусловлен индексацией размера пенсий и пособий, а также работой филиалов по возврату почте в ряде регионов страны функции доставки пенсий. В течение 2006 года почта стала доставлять пенсии и пособия 387 тыс. получателям, проживающим в отдельных городах и районах Республик Саха (Якутия), Башкортостан, Коми, Тыва, Ставропольском крае, Кемеровской области, где ранее эту функцию выполняли доставочные структуры Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Почта, оставаясь самым доступным средством связи, находит свое место в современном мире информационных технологий и продолжает вносить свой вклад в решение общегосударственной задачи по преодолению информационного неравенства внутри страны путем развития проекта «КиберПочт@». Данный проект направлен на предоставление гражданам доступа к сети Интернет на всей территории страны, а также получение навыков работы на персональном компьютере.

    К концу 2006 года в отделениях почтовой связи было установлено более 20 тыс. пунктов коллективного доступа (ПКД) с 37,3 тыс. рабочих мест, в том числе с высокоскоростными каналами доступа в Интернет – 3 753 ПКД.

    Почта России на протяжении нескольких лет использует свою разветвленную сеть почтовых отделений для продажи товаров народного потребления. Данный вид услуги особенно актуален для жителей сельской местности, где зачастую не хватает магазинов, торгующих товарами первой необходимости, либо они отсутствуют совсем.

    К основным товарным категориям, реализуемым через сеть почтовой связи, относятся товары повседневного спроса, не требующие особых условий хранения (продовольственные товары, табачные изделия, текстильные и трикотажные товары и др.), традиционные для почтовой связи товары (периодические печатные издания, конверты, открытки, календари), карты предоплаты различных услуг, фототовары и фотоуслуги.

    Общий розничный товарооборот Почты России в 2006 году составил 12,6 млрд. руб., при этом более 73% пришлось на непродовольственные товары (рис.7).

    Рис.7. Распределение товарооборота в 2006 году

    В среднем по России дневной розничный оборот объекта торговой деятельности (отделение почтовой связи, магазин, киоск и т.д.) составил 998 тыс.руб.

    Одной из услуг, предоставляемых в отделениях почтовой связи, является продажа лотерейных билетов. Рост объемов реализации лотерейных билетов за 2006 год по сравнению с 2005 годом составил 8%, рост доходов 32%, всего было реализовано около 30 млн лотерейных билетов.

    С момента своего образования Почта России предлагает своим клиентам страховые услуги, что особенно удобно для жителей небольших населенных пунктов, где не представлены офисы страховых компаний. В 2006 году в отделениях почтовой связи можно было приобрести полисы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), полисы добровольного страхования.

    Продажа полисов ОСАГО производится более чем в 33 тыс. отделений, всего реализовано более 150 тыс. вступивших в силу договора ОСАГО.

    Почтой России реализуются продукты по страхованию от несчастного случая, по страхованию строений, квартир, домашнего и/или другого имущества, принадлежащего гражданам, гражданской ответственности собственников (владельцев) имущества, по страхованию от клещевого энцефалита и болезни Лайма. Услуга предоставляется в 23 тыс. отделений, в 2006 году реализовано более 10 тыс. договоров. В рамках сотрудничества с «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в сентябре 2006 года успешно стартовал совместный с Чешской Страховой Компанией проект по страхованию кредитозаемщиков банка от несчастного случая.

    Предоставляются в почтовых отделениях и услуги телефонной связи. Почти в 13 тыс. отделений установлены переговорные пункты, в 700 отделениях Северо-западного округа работают таксофонные аппараты.

    В 2006 году реализация услуг по приему заказов по подписке и доставке газет и журналов осуществлялась на основе единой для всей страны системы тарифообразования.

    В первом полугодии 2006 года доходы почты от реализации услуг по подписке по сравнению с прошлогодней подписной кампанией упали на 0,3% вместо традиционного роста на 12–14%. При этом удалось остановить падение подписных тиражей, которое наблюдалось уже на протяжении нескольких лет. Если в первом полугодии 2006 года объемы подписных тиражей снизились на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, то во втором полугодии 2006 года объемы подписных тиражей выросли на 0,4%.

    По итогам подписной кампании на 1 полугодие 2007 года впервые за многие годы рост объемов подписных тиражей составил 4,1%. В целом введенная Почтой России система тарифообразования способствовала стабилизации рынка подписки и созданию механизмов для его стимулирования.

    Общий подписной оборот за 2006 год составил 12,2 млрд руб., доход почты от предоставления данной услуги – 3,6 млрд руб., разовый подписной тираж – 28,4 млн экземпляров.


    2.3. Кредитование инвестиций

    В 2003-2004 годах субсидии из средств федерального бюджета на покрытие убытков выделялись Государственными управления федеральной почтовой связи, расположенных в субъектах Российской Федерации. Объемы бюджетного финансирования составляли: в 2003 году – 113,6 млн. рублей, в 2004 году – 126,0 млн. рублей, или 110,9 % от суммы бюджетного финансирования 2003 года.

    Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрено финансирование главного распорядителя средств федерального бюджета – Россвязи в сумме 296,0 млн. рублей. В целях реализации положений, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года № 107 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», между Россвязью и ФГУП «Почта России» заключен договор от 30 сентября 2005 года № 20-ФБ-05 «О предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета». Согласно указанному договору, Россвязь перечисляет субсидии из средств федерального бюджета на покрытие убытков, возникающих при оказании универсальных услуг почтовой связи по регулируемым государственным тарифам.

    Предоставление средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с приказом Мининформсвязи России от 31 марта 2005 года № 37 «Об утверждении Правил предоставления в 2005 году субсидий организациям связи и информатизации». В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года № 107 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» утвержденные Мининформсвязи России Правила не согласованы с Минфином России.

    Правила содержат информацию только о том, что Россвязь предоставляет бюджетные субсидии организациям федеральной почтовой связи на покрытие убытков, возникающих при оказании универсальных услуг почтовой связи по регулируемым государством тарифам. В Правилах не содержатся положения, конкретизирующие целевое назначение, условия и порядок предоставления, а также расходования субсидий.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2001 года № 173 «О введении раздельного учета операторами связи доходов и расходов по видам услуг связи» предусмотрено ведение с I квартала 2003 года раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи и утверждение Положения о ведении раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи. На момент завершения проверки раздельный учет доходов и расходов по видам почтовых услуг в бухгалтерской отчетности ФГУП «Почта России» отсутствует. Без осуществления раздельного учета, основанного на утвержденном Положении, не представляется возможным определить достоверность доходов и расходов по видам деятельности, а также финансовый результат (прибыль, убыток) и, соответственно, размер компенсации субсидий из федерального бюджета на покрытие убытков при оказании универсальных услуг связи. В результате Россвязь – главный распорядитель бюджетных средств не может отвечать за целевое и эффективное использование выделенных в его распоряжение бюджетных средств, что определено статьей 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Бюджетные средства в сумме, определенной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», поступили от Россвязи в ФГУП «Почта России» 18 октября 2006 года. По сравнению с 2005 годом объем бюджетного финансирования возрос в 2,3 раза.

    Субсидии распределены по 81 получателю – филиалу ФГУП «Почта России». По сравнению с 2005 годом количество получателей бюджетных средств выросло в 3,2 раза. Бюджетные субсидии, распределенные по региональным филиалам, компенсируют от 3,9 до 100 % прогнозируемого объема убытков. Отсутствие раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи, а также методического подхода к финансированию из средств федерального бюджета убытков, полученных филиалами ФГУП «Почта России» в процессе финансово-хозяйственной деятельности, создают условия для формирования иждивенческого подхода, при котором недостатки в управлении почтовой связи могут покрываться бюджетными средствами.

    Федеральной адресной инвестиционной программой на 2006 год было предусмотрено, что ФГУП «Почта России» являлся получателем бюджетных средств в сумме 35,0 млн. рублей, в том числе по объектам: Зональный сортировочный узел, г. Москва (проектно-изыскательские работы) – 10,0 млн. рублей, Зональный сортировочный узел, г. Санкт-Петербург (проектно-изыскательские работы) – 10,0 млн. рублей, реконструкция «Дом связи», г. Саратов – 15,0 млн. рублей.

    В целях реализации Федеральной адресной инвестиционной программы между Россвязью и ФГУП «Почта России» заключен договор от 2 августа 2006 года № 6-ФБ-04 «О передаче части функций государственного заказчика». Договором определено, что Россвязь, как государственный заказчик по объектам и стройкам, финансируемым за счет государственных капитальных вложений, в 2004 году предоставляет ФГУП «Почта России» бюджетные средства для оплаты выполненных работ. Указанным Договором Россвязь передала ФГУП «Почта России» права на размещение государственных заказов путем проведения открытых конкурсов.

    По состоянию на 01.01.07 г. средства федерального бюджета в сумме 20,6 млн. рублей, направленные ФГУП «Почта России» 2 июня, 7 июля и 11 октября 2006 года, соответственно, в размере 9,16 млн. рублей, 6,7 млн. рублей и 4,74 млн. рублей, не использованы.

    В составе оборотных активов ФГУП «Почта России» дебиторская задолженность на 1 января 2005 года составляла 19,2 %, на 1 января 2006 года – 12,5 %, на 1 октября 2006 года – 15,8 %. Сумма дебиторской задолженности ФГУП «Почта России» за 2004 год увеличилась в 5,4 раза. Наибольшая доля в структуре дебиторской задолженности на 1 января 2005 года приходится на прочих дебиторов, ее удельный вес имеет тенденцию к увеличению, на 1 января 2006 года – 42,2 %, на 1 октября 2006 года – 56,8 %. За 2006 год дебиторская задолженность ФГУП «Почта России» увеличилась в 1,8 раза, рост произошел по всем видам задолженности (в основном за счет изменения структуры Предприятия).

    По состоянию на 1 января 2005 года кредиторская задолженность ФГУП «Почта России» составила 790,5 млн. рублей, на 1 января 2006 года – 4071,7 млн. рублей, на 1 октября 2006 года – 5581,4 млн. рублей.

    На 1 января 2005 года основная часть задолженности приходится на поставщиков и подрядчиков – 288,1 млн. рублей (36,4 % в общей структуре задолженности) и внутрихозяйственные расчеты между филиалами – 297,0 млн. рублей (37,6 процента).

    В составе кредиторской и дебиторской задолженностей баланса Предприятия на 1 января 2005 года числилась задолженность по внутрихозяйственным расчетам ФГУП «Почта России» в сумме 297,0 млн. рублей, что является нарушением пункта 18 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 года № 67н, согласно которому при раскрытии информации о расходах по обычным видам деятельности, сгруппированных по соответствующим элементам, данные приводятся в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота.

    Общая сумма кредиторской задолженности ФГУП «Почта России» за 2005 год увеличилась в 5,2 раза. В течение 9 месяцев 2006 года произошло увеличение кредиторской задолженности на 37,1 %. Рост произошел по всем показателям (кроме задолженности по налогам и сборам).

    По состоянию на 1 января 2006 года на ФГУП «Почта России» доля кредиторской задолженности в общей сумме доходов от продажи работ, услуг составляет 14,6 %, на 1 октября 2006 года – 18,2 процента.

    Возникновение задолженностей в ФГУП «Почта России» по расчетам с ГУ УФПС обусловлено проводимыми мероприятиями, связанными с реорганизацией предприятий почтовой связи. В процессе перевода хозяйственной деятельности возникали договорные отношения между филиалами ФГУП «Почта России» и ГУ УФПС и, соответственно, дебиторская и кредиторская задолженности между ними.

    Задолженность ГУ УФПС перед ФГУП «Почта России» имеет тенденцию к росту и составляет на 1 января 2005 года 81,8 млн. рублей (16,4 % дебиторской задолженности Предприятия), на 1 января 2006 года – 1245,0 млн. рублей (46,4 %), на 1 октября 2006 года – 1413,2 млн. рублей (28,4 процента).

    Задолженность ФГУП «Почта России» перед ГУ УФПС составила по состоянию на 1 января 2005 года 102,5 млн. рублей (13 % кредиторской задолженности Предприятия), на 1 января 2006 года – 139,3 млн. рублей (3,4 %), на 1 октября 2006 года – 175,3 млн. рублей (3,1 процента).

    На 1 октября 2006 года сальдированная задолженность ГУ УФПС перед ФГУП «Почта России» составляет 1237,9 млн. рублей.

    Вопрос о погашении задолженности государственными учреждениями почтовой связи перед ФГУП «Почта России» на момент проверки не решен, срок ее погашения не определен условиями договоров. Согласно Методическим указаниям по заполнению форм отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, утвержденным Мингосимущества России от 11 ноября 1999 года № 1506-р, дебиторская задолженность, не погашенная в течение 3 месяцев после ее образования, в случае отсутствия в договорах указания на сроки ее погашения, подлежит рассмотрению как просроченная.

    Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2005 года № 1362-р Россвязи совместно с Росимуществом необходимо осуществить до 31 декабря 2005 года необходимые юридические действия, связанные с ликвидацией ГУ УФПС. Однако до настоящего времени вопрос о погашении долговых обязательств ГУ УФПС перед ФГУП «Почта России» не решен. Решение вопроса о ликвидации ГУ УФПС путем передачи всех долговых обязательств ФГУП «Почта России» может привести к значительным убыткам Предприятия.

    На балансе ФГУП «Почта России» числились векселя на сумму 113 млн. рублей. Согласно акту приема-передачи, ОАО «Связь-Банк» передал, а ФГУП «Почта России» принял 8 простых беспроцентных векселей на общую сумму 68 млн. рублей, которые подлежат оплате по предъявлению, но не ранее 22 июля 2012 года. Векселя ГУ УФПС являются вексельными кредитами, которые выдавались ГУ УФПС для обеспечения оплаты по ряду лизинговых и кредитных договоров. ФГУП «Почта России» перевело долги по векселям на себя.

    ФГУП «Почта России» ведется определенная претензионная работа. За 2005 год общая сумма, взысканная по решению судов в пользу ФГУП «Почта России», – 562,7 тыс. рублей. С ФГУП «Почта России» взыскано 1467,4 тыс. рублей. Количество закрытых производством судебных дел – 173. За 9 месяцев 2007 года сумма, взысканная по решению судов в пользу ФГУП «Почта России», – 1091 тыс. рублей, с ФГУП «Почта России» – 4015,9 тыс. рублей. Общее количество закрытых производством судебных дел – 229.

    Задолженность ФГУП «Почта России» по уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды за  период 2005-2006 г. текущая.


    2.4. Инвестиционное обеспечение производства

    Повышение качества предоставляемых почтой услуг невозможно без модернизации всей деятельности почты, внедрения информационных технологий, современного оборудования и техники. В основе общей модернизации почты лежат две основные задачи: это снижение доли ручного труда и автоматизация производства, модернизация системы перевозки почты и ее доставки до конечного потребителя.

    В целях автоматизации производства операционные окна отделений 1, 2 и городские отделения 3 класса полностью оснащены современными почтово-кассовыми терминалами (ПКТ) с программным обеспечением Winpost. Всего в 2005-2006 годах поставлено 26 тыс. ПКТ, таким образом, оснащение операционных окон ПКТ на сегодняшний день составляет около 50%, а до конца 2007 года будет доведено до 70% по сети.

    Информационная система позволяет проводить в одном окне все операции – от приема регистрируемой почты и продажи товаров до выдачи кредита почтовым переводом. В 2007 году все отделения 3-го класса и городские отделения других классов также планируется оснастить ПКТ, а в перспективе – создание единой информационной системы почтового отделения и ее использование в управлении бизнес-процессами предприятия.

    Внедряются и другие информационные системы, снижающие трудозатраты на этапах сортировки почтовых отправлений и применяемые при организации новых сервисов. Информационная система «Почтамт – Сортировочный узел» позволила перевести основные трудозатраты по сортировке и продвижению почтовых отправлений на сортировочные участки почтамтов и магистральные сортировочные центры. Информационная система «Почтамт – пенсии и пособия» позволила автоматизировать информационный обмен между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и структурными подразделениями ФГУП «Почта России» с использованием системы электронного документооборота.

    Внедряются безбумажные технологические процессы производства на основе современных средств вычислительной техники и инфотелекоммуникационных технологий. Однако сокращению доли ручного труда и автоматизации технологических процессов сортировки почты в серьезной степени будет способствовать введение в эксплуатацию сети автоматизированных сортировочных центров, строительство которой было начато в 2005 году. Первый центр будет введен в эксплуатацию в 2007 году в Московской области. Новые автоматизированные центры будут осуществлять детальную сортировку почтовых отправлений вплоть до каждого почтового отделения, причем центр в Подмосковье будет работать с производительностью сортировки до 3 млн отправлений в день сразу для 8 центральных регионов на 5 тыс. почтовых отделений.

    Другой важной задачей остается объединение магистральной и региональной логистики, которые сегодня административно и функционально разделены. Реформация системы почтовой логистики, над которой сегодня ведется большая работа, обеспечит создание эффективного единого логистического пространства. Это позволит повысить результативность работы и улучшить качество предоставляемых почтовых услуг.

    В целях ускорения прохождения почтовых отправлений по магистральным маршрутам в 2006 году проводилась работа по организации новых магистральных автомобильных и железнодорожных маршрутов, увеличению частоты курсирования действующих маршрутов, а также по переводу почтовых вагонов из составов почтово-багажных поездов в пассажирские и скорые поезда. Таким образом, в 2006 году количество магистральных автомобильных маршрутов было увеличено на 39% и составило 114 автомаршрутов. Увеличилось число железнодорожных маршрутов, общий пробег которых сегодня составляет 8 млн км.

    Одной из первостепенных задач в организации железнодорожной перевозки почты остается перевод почтовых вагонов в скоростные составы поездов. В 2006 году были приобретены дополнительные почтовые вагоны новой серии, предназначенные для курсирования в составах скорых поездов и приспособленных для перевозки почты в контейнерах.

    На конец года число таких вагонов с учетом закупок 2005 года составило 18. Это позволило увеличить долю пробега почтовых вагонов в составах скорых поездов в до 32% в 2006 году, доля пробега в почтово-багажных поездах снизилась до 50%.

    Параллельно идет развитие перевозки почты с использованием магистрального автотранспорта. В настоящее время в ведении национального оператора почтовой связи находятся около 15 тыс. единиц автомобильного транспорта, на который приходятся огромные объемы перевозок почтовых отправлений на магистральных, внутриобластных, межрайонных и городских маршрутах. Большая грузоподъемность и скорость передвижения автомобильного транспорта, его высокая проходимость и маневренность, возможность подхода непосредственно к погрузо-разгрузочным площадкам предприятия дает возможность широко использовать автомобили для быстрого продвижения печати, письменной корреспонденции и других почтовых отправлений.

    Однако остается высокой степень износа автопарка Почты России, что приводит к высокому уровню простоев техники из-за необходимости проведения частых ремонтов. Эксплуатация устаревшей техники приводит также и к увеличению аварийности автомобилей на дорогах и маршрутах. Вместе с тем в составе автомобильного парка около 100 различных типов и моделей автотранспорта с различной грузоподъемностью, что не способствует рациональной эксплуатации и не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к подвижному составу.

    В настоящее время изменяется ситуация в автомобильном парке Почты России. Благодаря значительным закупкам автотранспорта, к 2006 году Почта России обновила почти треть своего автомобильного парка: закупки 2005 года составили 2 тыс. автомобилей, а 2006 года – более 3 тыс. автомобилей. Сегодняшний ряд автомобилей позволяет остановиться на марках, которые хорошо зарекомендовали себя при перевозке грузов и отвечают не только техническим нормам, но и обладают высокой проходимостью, безопасностью, экономичностью, дизайном и условиями эксплуатации в тяжелых климатических районах.

    В 2006 году завершена разработка Информационной системы транспортно-сортировочной сети почтовой связи. Она должна обеспечить автоматизацию разработки и диспетчеризации магистральных почтовых маршрутов. Начата опытная эксплуатация модуля автоматизированного мониторинга по GPS магистральных автофургонов, который повысит дисциплину выполнения маршрута, безопасность перевозки почты и обеспечит оперативное реагирование на внештатные ситуации. На 2007 год запланировано полномасштабное внедрение системы.

    В ноябре 2006 года пилотно запущен проект по внедрению велосипедов для перевозки почты почтальонами. Первая партия, состоящая из трех различных моделей, ориентированных на разный возраст почтальонов, городскую и сельскую местность и грузоподъемность, в количестве 90 штук поступила в Краснодарский край.

    Важным фактором модернизации системы перевозок является проект по замене традиционных мешков для перевозки почтовых отправлений на пластиковые ящики для писем и специализированные контейнеры. Их внедрение значительно ускорит погрузочно-разгрузочные операции и повысит сохранность почтовых отправлений. Это полимерные ящики для перевозки письменной корреспонденции и почтовые контейнеры. Использование многооборотной тары является также неотъемлемым элементом технологического процесса строящихся автоматизированных сортировочных центров.

    К концу 2006 года в 48 филиалов поступило более 260 тыс. ящиков, что составляет почти 50% общей потребности. Завершить внедрение ящиков планируется в конце 2007 года. Разработана и утверждена линейка моделей почтовых контейнеров, рассчитанных на перевозку разных объемов почты.



    Заключение

    Почта и резко изменилась с советских времен – она стала большим финансовым институтом. Доля доходов от оказания финансовых услуг составила в 2006 году 46%, при этом постоянно растущая выручка предприятия достигла 56,4 млрд рублей. Сделать денежный перевод, оплатить кредиты разных банков и коммунальные платежи, купить страховку – все это уже давно просто и удобно делать на почте. Правда, мало кто про это знает. Да и сами работники отделений иногда не в состоянии разобраться с ворохом свалившихся на них новых услуг. Или просто не хотят – ведь от этого их зарплата не зависит.

    За последние несколько лет на «Почте России» было сделано много полезных, хоть и достаточно очевидных преобразований. Почтовые вагоны частично заменены на более мобильные грузовички, построен современный логистический центр в Петербурге, начато строительство сети сортировочных центров по всей России, сделаны конкурентоспособными тарифы на денежные переводы, плюс снижено время денег в пути. Кроме того, во многих отделениях, даже самых отдаленных, теперь можно выйти в интернет.

    Но еще больше не сделано. В первую очередь катастрофическая ситуация, несмотря на все усилия,  продолжает сохраняться с традиционными услугами почты – доставкой писем и газет. О сроках доставки писем сами почтовики предпочитают умалчивать – в среднем по стране это то ли неделя, то ли две. Средний срок доставки корреспонденции между региональными центрами составляет три — семь дней. Но это между центрами, причем в среднем. На самом деле, даже по Москве и по Питеру письмо может «гулять» несколько недель. Поэтому корпоративные клиенты предпочитают посылать отправления другим путем. Конечно, у самой почты есть служба экспресс-доставки EMS, но она не является лидером рынка. С доставкой прессы ситуация еще хуже – здесь корпоративный рынок потерян полностью. Любая мало-мальски приличная фирма уже пользуется услугами частных фирм, которые делают все лучше и дешевле. А высокие и совершенно неадекватные качеству цены на подписку для частных лиц являются предметом постоянной критики со стороны ведущих российских печатных СМИ. Возможно, им удастся пролоббировать снижение тарифов на этот вид услуг.

    Доставка пенсий, которая раньше была самым прибыльным участком работы почты, тоже охватывает все меньшее число клиентов – сейчас лишь 60% средств идет через ФГУП. Из примерно 38 млн. российских пенсионеров почтальоны приносят деньги лишь 23 млн. Остальные граждане либо оставляют деньги на счету в Сбербанке и иных банках, или пользуются услугами альтернативных разносчиков пенсий, в том числе этим занимается сам Пенсионный фонд РФ. Есть мнение, что 1,5%, которые почта берет за доставку пенсий, это тоже очень много. И ФАС периодически пытается понизить этот тариф.

    В настоящее время фактический износ основных фондов ФГУП «Почта России», рассчитанный с использованием данных технической инвентаризации, составляет: по зданиям – 53%; по сооружениям и передаточным устройствам – 69%;  по машинам и оборудованию – 46%;  по средствам транспорта – 64%;  по прочим материальным основным средствам – 52%;  по производственному и хозяйственному инвентарю – 49%.

    Доля услуг почтовой связи в России составляет 0,3% ВВП, что значительно ниже уровня как развитых, так и многих развивающихся стран. В то же время, их доля в ВВП стран ЕС составляет в среднем 1%, США – 1,3%, стран Центральной и Восточной Европы (членов ЕС с 2004 года) колеблется в пределах 0,4 – 0,7% ВВП.

    Развитие почтовой связи в Российской Федерации сдерживают следующие проблемы:

    низкое качество обслуживания в отделениях почтовой связи, связанное с недостаточным уровнем оснащенности отделений почтовой связи, в целом неблагоприятный имидж национальной почтовой связи приводят к тому, что как физические лица, так и корпоративные клиенты выбирают более дорогие услуги альтернативных негосударственных операторов в тех случаях, когда это возможно;

    почтовая связь в Российской Федерации значительно отстает как от развитых, так и от развивающихся стран по всем основным качественным показателям. Так, в странах ЕС 95% писем доставляется на следующий день при отправке внутри страны и 80% писем – через 3 дня при отправке между странами ЕС. В то же время, внутри Москвы 80% писем доставляется через 3 дня после отправки, а контрольный срок в 20 дней после отправки на территории Российской Федерации выполняется для 78% писем. Число крупных сортировочных центров в России в 50 раз меньше, чем в небольших развитых государствах ЕС. Отсутствие необходимых инвестиций привело к устареванию и значительному сокращению почтового транспортного парка, что также крайне негативно сказывается на сроках и надежности оказания почтовых услуг. Это является существенным тормозом развития смежных рынков, в первую очередь корпоративного сегмента отправки сообщений, для которого необходима доставка писем точно в срок;

    недостаточный спектр услуг национального оператора почтовой связи, обеспечиваемых на всей территории Российской Федерации, что значительно снижает социальную и экономическую значимость почтовой связи в целом. Более 70 процентов объектов почтовой связи Российской Федерации находится в сельской местности. В большей части отделений почтовой связи не доступны информационно-коммуникационные услуги, услуги высокоскоростных денежных переводов, почты первого класса;

    низкий уровень безопасности почтовой связи в свете современных угроз, в том числе террористических проявлений.






























    Библиографический список


    1.   Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации».

    2.   Федеральный закон от 7.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи»  (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26, 27 июля 2006 г., 9 февраля 2007 г.).

    3.   Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изменениями от 7 июля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

    4.   Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» от 15.04.05 г. № 221.

    5.   Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова (и др.). – 3 изд., перараб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 200 с.

    6.   Инвестиционная политика: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин, А.А. Балакирев, Е.В. Бобкова и др. ; под ред. Ю.Н. Лапыгина, — М. : КНОРУС, 2005. — 320 с.

    7.   Маховикова Г. А., Бузова И. А., Терехова В. В. Инвестиции. - СПб.: Вектор, 2005. - 224 с.

    8.   Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) ГЦМПП – филиал  ФГУП «Почта России» за 2005-2006 гг.

    9.   Стерлигова AM. Инвестиционная политика в организации: Учебное пособие, М.: 2002. С 8.

    10.  Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / под ред. акад. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С.311.

    11.  Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред. проф. Е.И. Шохина.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004,- 408 с.

    12.  Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. - 5-е изд., перераб  и доп.- М.: Изд-во «Перспектива», 2005 - 656 с.

    13.  Почта России [Электронный ресурс] #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред. проф. Е.И. Шохина.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.- С.84.

    [2] Инвестиционная политика: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин, А.А. Балакирев, Е.В. Бобкова и др. ; под ред. Ю.Н. Лапыгина, — М. : КНОРУС, 2005. — С.120.

    [3] Маховикова Г. А., Бузова И. А., Терехова В. В. Инвестиции. - СПб.: Вектор, 2005. - 224 с.

    [4] Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / под ред. акад. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С.311.

    [5] Стерлигова AM. Инвестиционная политика в организации: Учебное пособие, М.: 2002. С 8.

    [6] Инвестиционный бизнес: Учебное пособие/Под ред. Ю.В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2002. С.97.

    [7] Гуртов В.К. Инвестиционные ресурсы М.: Экзамен, 2002. С.23.

    [8] Министерство информационных технологий и связи РФ [Электронный ресурс] #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Годовой отчет ГЦМПП – филиал  ФГУП «Почта России» за 2006 год.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основные источники финансирования капитальных вложений ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.