Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Познавательный туризм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Познавательный туризм
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение. 3

    1. Теоретические аспекты познавательного туризма. 5

    1.1. Общие представления о культурно-познавательном туризме. 5

    1.2.Познавательный туризм: его особенности и социально-культурные аспекты   8

    2. Туристический потенциал Ближнего Востока для развития познавательного туризма  14

    2.1.Зарубежный туризм в странах Ближнего Востока. 14

    2.2. Индустрия туризма Ближнего Востока. 24

    2.2.Перспективы развития познавательного туризма Ближнего Востока. 26

    Открытые границы.. 26

    Заключение. 30

    Список использованной литературы.. 32
















    Введение


    Индустрия туризма за последние полвека превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. За последние полвека число посещений зарубежных стран туристами выросло с 25 до 697 млн. Примерно 3% (с учетом смежных отраслей - 6-8%) мирового ВВП составила стоимость услуг, предоставленных индустрией туризма, которая в 2002 г. оценивалась астрономической суммой в 450 млрд. долл. В последнее десятилетие XX в. эта отрасль входит в число наиболее динамично растущих сегментов мирового хозяйства. Согласно имеющимся прогнозам, к 2020 г. число туристов, посещающих иностранные государства, достигнет 1,6 млрд. человек, которые будут ежегодно тратить на оплату туристических услуг порядка 2 трлн. долл.

    Постоянно растущий уровень технического оснащения фирм и компаний, действующих в сфере туризма, а также в ряде смежных с ней отраслей, включая интернет-экономику, позволяет отнести значительную часть туристического бизнеса к числу передовых в организационном и техническом отношениях. Данное обстоятельство играет важную роль в обеспечении высоких темпов роста в отрасли. Причем, несмотря на уязвимость международного туризма от пагубных колебаний политической и экономической конъюнктуры, в целом он демонстрирует высокую степень стабильности, способности к восстановлению и динамичному росту в посткризисные периоды.

    В известном смысле можно говорить о феномене международного туризма в хозяйственной и культурной жизни человеческой цивилизации. Международный туризм оказывает сильное и все возрастающее влияние не только на экономическое развитие десятков стран мира, социо- культурные процессы, научную и общественно-политическую деятельность, широкий спектр проблем и вопросов гуманитарного характера, на уклад жизни населения, проживающего в центрах туризма или вблизи них, но и на взаимодействие народов и цивилизаций, на сферу межгосударственных отношений.

    Регион Ближнего Востока представляет собой один из динамично развивающихся туристических центров мира. В начале текущего столетия арабские страны ежегодно посещало свыше 27 млн. туристов. Это составляло примерно 3,5% общего числа иностранных туристов в мире. Они потратили на оплату туристических услуг около 20 млрд. долл. Ежегодно численность туристов, приезжающих из-за рубежа, возрастает в последнее десятилетие на 5-7%. В последние 10-15 лет существенно возросло число граждан Российской Федерации, направляющихся в туристические поездки в страны Арабского Востока.

    Целью данной работы является анализ туристического потенциала Ближнего Востока для развития познавательного туризма.

    Задачами курсовой работы выступают следующие:

    1. Определить теоретическую базу о познавательном турузме;

    2. Выявить особенности и социально-культурные аспекты познавательного туризма;

    3. Дать характеристику зарубежного туризма в странах Ближнего Востока;

    4. Определить перспективы развития познавательного туризма Ближнего Востока.

    В качестве теоретической базы исследования выступили труды зарубежных и российских ученых.

    Данная курсовая работа состоит из введения, основной   части, заключения и списка использованной литературы.


    1. Теоретические аспекты познавательного туризма

    1.1. Общие представления о культурно-познавательном туризме


    Туризм – временные выезды (иными словами - путешествия) граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

    Под понятием культурного туризма понимается  потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия[1].

    На сегодняшний день существует множество видов туризма. Это  семейный, познавательный, спортивный, деловой, etc.; так как понятие культурного туризма не сводится только к познанию других стран, её обычаев и традиций, но культурный туризм это ещё обмен опытом, навыками.

    Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым люди (туристы) имеют возможность посетить другие страны, то, задача культурного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время  путешествия, удовлетворить их культурные потребности.

    Объектами туристского интереса могут являться древние города, музеи, памятники созданные человеком и природные, достопримечательности,  городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т. д.

    Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

    Существуют две разновидности познавательных туров:

    Стационарные туры – с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

    Маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия[2].

    При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от  величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие, etc.

    Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.

    Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – посещение массовых мероприятий, таких, как театры, концерты, и т.п. В программу включено посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.

    Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

    Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

    Размещение туристов в стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звёзд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах - от 2 до 4 звезд).

    На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях – экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

    В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.

    На основании материалов о культурном и познавательном туризме можно сделать вывод, что такое культурно-познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия.

    1.2.Познавательный туризм: его особенности и социально-культурные аспекты


    Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм. Его целью является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями.

    Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте[3]. Стремление к познанию — и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющего животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающего мира.

    Деятельность познания состоит в том, что человек целенаправленно воспринимает факты внутреннего и внешнего мира, систематизирует их, находит закономерности, которые определяют последовательность явлений. В результате познания возникает целостная модель явления, которая позволяет человеку сознательно подходить к внешней действительности и использовать ее в своих целях.

    Познание — как специфический вид деятельности человека, приводит к теоретическому осмыслению действительности, составляет содержание научной деятельности ученого. Однако человек, который не занимается профессиональной научной деятельностью, также по-настоящему находит удовлетворение в своей работе и жизни только тогда, когда он может объяснить многообразие окружающих его явлений, систематизировать их и в полной мере понять.

    Стремление к познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она проявила себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов.

    Познавая окружающий мир, человек соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее представление о материальной и духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление.

    Таким образом, для большинства людей смысл жизни заключается не только в достижении определенного материального благополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании мировой культуры, в осознании себя частью глобалъного человечества, сравнении образа жизни и достигнутого уровня развития материальной культуры своего народа с материальной и духовной культурой других народов. Такое сравнение позволяет человеку осмыслить позитивные и отрицательные особенности своего жизненного уклада, найти возможности для более полного проявления своей индивидуальности.

    Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси.

        Многие известные путешественники оставили ценные описания образа жизни и материальной культуры различных народов. Эти труды подготовили более тесные экономические и духовные связи народов.

    Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей — потребность в познании. В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяет человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения.

    Познавательный туризм может быть более или менее специализирован. В первом случае туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшафтов и образа жизни наиболее известных мегаполисов. Ознакомительные поездки в другие страны совершают десятки миллионов людей. Так, Нью-Йорк посещают в год более 32 млн человек. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт-Петербурга, Рио-де-Жанейро[4]. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами, супермаркетами.

    Более специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески), современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градостроительное искусство, музеи и театры.

    Неспециализированный познавательный туризм дает участникам туров общие представления о культуре и жизненном укладе других народов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход мировой истории. Это, прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-политические отношения, наука и искусство, техника и быт. К этим странам относятся Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия.

    Большинство туров в эти страны являются ознакомительными. Туристы узнают обо всем понемногу. Они знакомятся с наиболее известными архитектурными ансамблями, историческими местами, произведениями искусства.

    Другим объектом интереса являются страны, сохранившие памятники глубокой древности. Наиболее популярен Египет с его пирамидами и древними храмами. Египетские пирамиды — первое чудо в списке чудес света. Их величие и красота до сих пор поражают людей самой разной культуры и подготовленности. Не менее интересна Греция, где сохранились архитектурные памятники античного времени. Более позднее искусство — эпохи Возрождения — прекрасно представлено в Италии, этом настоящем музее под открытым небом.

    Следует отметить, что и в России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамбли Москвы и ее усадеб, а также зодчество городов так называемого Золотого кольца. Знакомство с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие исторического прошлого нашей страны.

    Удовлетворенность участников туров познавательного туризма будет тем выше, чем более они готовы к восприятию открывающихся перед ними культурных богатств. Если предварительно намечена программа осмотра достопримечательностей, если турист из книг достаточно хорошо знает, что он хочет увидеть, отдача поездки будет очень высокой. Если же турист нацелен на общее знакомство с новой для него страной и культурой, то в памяти у него останутся наиболее сильные впечатления, прежде всего о быте и внешней материальной культуре.

    Задачей туристических агентств является подготовка туристов к турам, направленная на предварительное знакомство их с духовной и материальной культурой тех стран, в которых им предстоит побывать. Туристам следует рекомендовать делать записи об увиденных известных произведениях искусства (фиксировать имена художников, наименование произведений, известных памятников архитектуры). Это позволит сохранить полученные впечатления на долгое время, а также в случае необходимости обратиться к специальной литературе, чтобы расширить свои знания о них.

    Главным звеном неспециализированного познавательного туризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребывания, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ансамблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индутрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны предупредить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных местах, и незнание которых может лишить туриста возможности осмотреть выдающиеся исторические памятники (например, вход в Ватикан не разрешается для туристов, одетых в шорты).

    Специализированный познавательный туризм предполагает знакомство с одним существенным для туриста аспектом культуры. В случае специализированного познавательного туризма подготавливается специальная программа, предусматривающая осмотр музеев (собраний живописных коллекций, скульптуры, мелкой пластики, интерьеров), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов[5].

    Задача гида в одном и другом случае различна. В первом случае он должен рассказать и показать те объекты, которые бросаются в лицо, которые внешне определяют своеобразие данного города или данной страны. Здесь гид — актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной культуре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже к анекдотам.

    В другом случае от гида требуются более специальные знания отдельных видов искусств – собраний крупнейших художественных музеев или планировки известных архитектурных ансамблей.







    2. Туристический потенциал Ближнего Востока для развития познавательного туризма

     

    2.1.Зарубежный туризм в странах Ближнего Востока


    Бли́жний Восто́к  — название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Название дано европейцами как ближайшему к ним восточному региону. Основное население: арабы, персы, турки, курды, евреи. Большинство населения — мусульмане, однако Ближний Восток является колыбелью христианства. Ближний Восток является одним из путей из Европы и Америки в Азию.

    История Ближнего Востока восходит ко времени зарождения человеческой цивилизации. На протяжении всей своей долгой истории Ближний Восток оставался одним из важнейших политических, экономических, религиозных и культурных центров. В этом регионе появились иудаизм, христианство и ислам. На территории Ближнего Востока существовали древнейшие государства — Древний Египет, Месопотамия, Древняя Армения, Персидская империя, Парфия, Вавилон, Ассирия и Арабский Халифат[6].

    Несмотря на то что, регион Ближнего Востока в последние годы продолжает оставаться одной из горячих точек нашей планеты, зарубежный туризм здесь не перестает набирать обороты, а скорее, наоборот, со временем становится все более и более популярным, продолжая притягивать миллионы туристов со всех концов света. Слишком уж много всего сошлось на этой части земли. Народы, религии, города, замки, мечети, храмы - все это живая память о выдающихся событиях прошлого, следы практически всех цивилизаций, когда-либо населявших регион.

    Своеобразным столпом среди туристических держав Востока стоит, безусловно, Египет. В «Страну пирамид» иностранные гости приезжают круглогодично, однако, массовый туристический сезон начинается в феврале. 2003-й год тоже не стал исключением. Среди тех, кто прилетает чартерными рейсами, большое количество гостей из России, что впрочем, для Египта уже давно не является неожиданностью. После моды на Турцию и Кипр в середине 90-х, российский турист добрался до Египта, прочно здесь поселился и думается не скоро покинет родину пирамид, сфинксов и многокилометровых пляжей Красного и Средиземного морей. К тому же тенденция увеличения численности российских туристов налицо, что подтверждают цифры. Согласно данным египетской государственной организации туризма, число туристов из России, посетивших Египет в 2002 году, увеличилось за последние семь лет почти в 10 раз. Если в 1995 году в Египте побывали 70 тысяч россиян, то в 2002 - более 600 тысяч. По мнению египтян, российский рынок - один из самых многообещающих для развития туристической индустрии в стране.

    За последние несколько лет российский турист доказал, что он самый верный турист, особенно в те времена, когда в силу разных причин туристический сектор Египта оказывался в тисках кризиса. После кризисов 1997 года, когда в Луксоре экстремистами были убиты 58 туристов, и 2001 года вследствие терактов 11 сентября в США и начала антитеррористической операции в Афганистане, именно туристы из России и СНГ буквально спасли эту бюджетообразующую отрасль Египта, продолжая прибывать на отдых. В первые несколько месяцев 2003 года до начала войны в Ираке, когда напряженность в регионе нарастала с каждым днем, почти треть иностранных туристов, приезжающих в Египте, также составляли россияне.

    Разумеется, война в Ираке не могла не сказаться на состоянии турбизнеса. Однако, вопреки пессимистическим прогнозам, серьезных последствий удалось избежать. Помогло и быстрое окончание войны и предпринимаемые египетскими властями меры для поддержания внутренней безопасности страны. К тому же события в Ираке пришлись на период начала туристического сезона, что с весенним притоком иностранных гостей, в целом сгладило впечатления от кризиса. Оптимизм звучал и в словах египетского министра туризма Мамдуха аль-Бельтаги, заявившего вскоре после начала боевых действий, что его ведомство надеется с честью выйти из этого нелегкого положения, поскольку «египетская индустрия туризма не раз демонстрировала чудеса живучести и переносила десятки кризисных ситуаций»[7].

    Но уже в конце лета стало очевидно, что худшие прогнозы о том, что потери Египта в результате военной акции США в Ираке могут достичь 2 миллиардов долларов, не оправдались. Более того, по словам Мамдуха аль-Бельтаги, они оказались гораздо меньше. «Вторая половина 2003 года в плане туризма будет более благоприятной, чем первая, - сказал он на состоявшейся в конце июля в Каире пресс-конференции. - Мы ожидаем, что к концу года Египет посетят примерно пять миллионов туристов».

    По данным аль-Бельтаги, в марте этого года количество туристов в стране упало примерно на 22 проц., однако уже в июне оно вновь достигло обычного для этого времени года уровня. «Мы ожидали, что в июне нас посетят примерно на 5-7 проц. отдыхающих меньше, чем обычно. Однако их количество оказалось даже выше зафиксированного в этом же месяце прошлого года на 5 проц.», - сказал министр.

    Между тем, сам Ирак, еще совсем недавно переживший все ужасы войны, надеется, что в ближайшие годы его посетят миллионы туристов из-за рубежа. Об этом заявил в августе на прошедшем накануне в Багдаде семинаре генеральный координатор Иракской организации туризма, член созданного западной коалицией Совета реконструкции и развития Рауф аль-Ансари. По его мнению «реки Тигр и Евфрат, живописные болота на юге, сады, древние памятники и священные места - все это способно поставить Ирак в региональный туристический авангард».

    «Туристическая Мекка» Востока, как совершенно справедливо называют Египет, в скором времени намерена обзавестись еще несколькими важными объектами туристической инфраструктуры, что, по мнению властей, должно увеличить количество приезжающих туристов до 10 миллионов в год. Особняком стоит поистине грандиозный проект строительства нового здания Национального музея близ трех великих пирамид фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе, о котором министр культуры Египта Фарук Хосни сообщил в 2001 году. Нынешнее, старое здание в центре Каира, отметившее в декабре 2002 года свое столетие, вмещает в себя свыше 160 тысяч экспонатов и явно требует разгрузки.

    Новый грандиозный музейный комплекс разместится на площади в 50 гектаров и будет оборудован в соответствии с новейшими технологическими достижениями. Его строительство планируется завершить к 2007 году. Ожидается также, что музей будут посещать до 3 миллионов человек в год.

    Еще один музей, правда, на этот раз гораздо более скромный по своим размерам, власти Египта в лице Высшего совета по древностям и его главы Захи Хаваса планируют построить к концу 2004 года во всемирном известном, курортном городе Шарм-эш-Шейх на юге Синайского полуострова. В другом туристическом центре Египта - Луксоре, все возрастающий наплыв туристов подтолкнул власти к строительству нового аэропорта, который как ожидается, сможет принять в 3 раза больше гостей, чем старый. Завершение данного проекта ожидается в 2004 году.

    В 2002 году отдохнуть в Египет приехали примерно 5,2 млн. человек, а рекордная цифра была зафиксирована в 2001 году - тогда страну посетили 5,5 млн. туристов. При этом стоить отметить, что более 60 процентов приезжающих в Египет гостей - европейцы.

    Туризм, приносящий египетской казне порядка 4 млрд. долларов ежегодно, считается одним из основных источников валютных поступлений, наряду с доходами от эксплуатации Суэцкого канала, денежными переводами работающих за границей египтян и экспортом нефти. По данным министерства информации Египта, доходы от туризма составляют около 25 проц. всех валютных поступлений страны. Масштабы капиталовложений в туристический сектор Египта постоянно увеличиваются.

    Индустрия туризма в Египте с 1993 по 2000 гг. развивалась беспрецедентно высокими темпами, составлявшими в среднем 12,5 проц., что более чем в два раза превышало средние темпы роста валового национального продукта. На сегодняшний день туристический сектор окончательно превратился в одну из важнейших отраслей экономики страны.

    В 90-годы XX века Египет существенно разнообразил туристические услуги (религиозный, спортивный, оздоровительный, экологический и многие другие виды) и открыл для посещения множество новых районов. Например, в середине 90-х для посещения туристами был открыт комплекс пирамид в Дахшуре - районе, ранее входившем в военную зону. Расширилась рекламная кампания рекламы туристических услуг, предлагаемых Египтом, на всех международных рынках.

    Но Египет, кончено, не единственная страна Арабского Востока, куда устремлены взоры интуристов, в том числе и россиян. В последние несколько лет все больше туристов отправляются в отпуск на берега «Благоухающей невесты Магриба», как называют Тунис.

    Это небольшое государство на севере Африки больше похоже на райский уголок, чем просто на страну. Для любителей истории Тунис представляет собой настоящий клад. На территории этой страны в разные времена правили финикийцы, римляне, вандалы, арабы, турки и французы, которые оставили после себя огромное количество древних памятников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что изрядное количество достопримечательностей этой страны занесено в каталог памятников мировой культуры ЮНЕСКО.

    Прекрасные климатические условия и самобытная культура Туниса привлекают сюда и российских туристов. Только за 2002 г. эту страну посетили 47 тыс. туристов из России и других государств СНГ. Кончено, на фоне пятимиллионной армии туристов из других стран мира, российская доля выглядит маловпечатляющей, зато вселяет надежду тенденция роста. Годом раньше в 2001 году в Тунисской Республике побывали 21 тысяч человек из государств Содружества. Иными словами, число туристов за один год увеличилось более чем в два раза. Исходя из этого, тунисская сторона вполне резонно полагает, что в самое ближайшее время это число может вырасти до 100 тысяч. К этому призывают и тунисские власти. В начале 2003 года представитель тунисского министерства туризма Мухаммед аль-Саим, сообщил, что Тунис «ожидает в текущем году значительного увеличения числа российских туристов, посещающих Тунис». В ходе визита в Москву в апреле 2003 года министр туризма, торговли и ремесел Туниса Мондер Зенаиди заявил, что «Тунис заинтересован в развитии отношений с Россией во всех сферах», а также призвал к увеличению потока туристов из России[8].

    Если в начале 90-х в Тунисе было лишь одно турагентство, занимавшееся россиянами, то теперь количество таковых насчитывает несколько десятков. С середины 90-х годов в Москве находится представитель министерства туризма Туниса, а тунисские фирмы принимают активное участие в московских международных туристических выставках[9].

    В Королевстве Марокко за последнее время также появились свои туристические центры мирового уровня. Это, прежде всего, Агадир - город, который еще несколько десятилетий назад лишь мечтал о звании перспективного туристического центра королевства, к началу XXI века стал чуть ли основным магнитом притяжения иностранных гостей в западном Магрибе. На двоих Агадир вместе с древней столицей королевства - Марракешем - собирают ежегодно свыше 1,5 миллионов гостей из-за рубежа.

    Как заявил в декабре 2002 года министр туризма Марокко Адиль Дуири, В 2010 году власти королевства планируют принять 10 миллионов гостей из-за рубежа, что в 5 раз больше текущих показателей. Долгосрочная программа активизации туристического бизнеса, принятая правительством королевства, предусматривает ряд кардинальных мер: строительство большого числа отелей в крупных туристических центрах, таких как Агадир, Марракеш, Фес и других, привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов, расширение сети турагентств и развитие рекламы. К сожалению, число туристов из России пока невелико - менее 10 тысяч в год.

    Турцией отечественного туриста не удивишь. В начале 90-х, когда стало возможным беспрепятственно отправляться на отдых практически в любую точку мира, именно Турция стала одной из тех стран, которая приняла на себя первую волну российских туристов. С тех пор прошло уже довольно много времени. О российских туристах сложилось довольно твердое мнение, их вкусы детально изучили.

    По данным правительства Турции, в 2002 году страну посетили 13,2 миллионов туристов, из них около 945 тысяч - россияне, причем более половины наших соотечественников - 530 тысяч туристов - отдали предпочтение знаменитому на весь мир городу-курорту Анталья.

    Но туристический бизнес не стоит на месте и потому туркам приходится выдумывать все новые способы заманивания клиента. Много шума в прессе наделал сданный в эксплуатацию летом этого года суперсовременный отель на 870 номеров - «Кремль-палас». В основу внешнего вида здания легли черты архитектурного облика трех знаменитых достопримечательностей центра Москвы - Государственного исторического музея, Собора Василия Блаженного и Грановитой палаты. Входом на территорию гостиничного комплекса служит уменьшенная копия Спасской башни Кремля.

    В последние несколько лет в солнечной Турции последним писком моды стал отдых на горнолыжных курортах. Местные газеты в этом году сообщили о том, что один из центров горнолыжного туризма Турции - Улудаг - буквально «оккупирован» россиянами, которые забронировали ни много, ни мало около 95 процентов номеров в гостиницах города. После окончания войны в Ираке турбизнес Турции вновь крепко стоит на ногах. Согласно данным министерства туризма, только в июле 2003 года Турцию посетили более 2 млн. человек.

    Продолжая тему зимнего туризма в странах Ближнего Востока, было бы неверным обойти Ливан, горные районы которого буквально усеяны многочисленными горнолыжными базами и курортами, среди которых наиболее популярные - Факра, Фарая и Лаклук.

    Последние несколько лет стали по-настоящему черными для турбизнеса в ряде ближневосточных стран. Согласно данным правительства Израиля, - обнародованным в начале 2003 года, число иностранных туристов - 862 тысячи, посетивших Израиль в 2002 году, оказалось самым низким за последние 20 лет. Для туристического сектора еврейского государства, ежегодно приносящего в бюджет страны немалые деньги, такое положение граничит с катастрофой.

    По мнению специалистов, резкий спад наметился после сентября 2000 года, когда началась вторая палестинская интифада. До ее начала Израиль ежегодно посещали около 2,2 миллионов туристов, и, по мнению работников туристической сферы страны, в самое ближайшее время это число вполне могло бы достичь 4 миллионов. Предыдущий тяжелейший кризис настиг туристическую сферу Израиля в 1982 году, когда оккупация армией этого государства части территории Ливана накалила обстановку в регионе.

    Еще одной жертвой тяжелой обстановки в ближневосточном регионе стал туристический сектор Кипра. Доходы от туризма за первые 6 месяцев 2003 года составили всего 712 млн долларов, что в сравнении с первой половиной прошлого года /также далеко не самого удачного для сферы туризма на острове/ ниже на 17 проц, в итоге чего казна не досчиталась 147 млн долларов. Для ориентированной на туризм экономики Кипра это весьма ощутимо. Тревожный звонок для туристического сектора страны прозвенел после событий 11 сентября 2001 года. Тогда в связи с угрозой столкновения с проявлениями международного терроризма многие миллионы жителей планеты предпочли отменить свои зарубежные отпуска. Коснулось это и Кипра.

    Чтобы сделать туристические центры независимыми от региональных катаклизмов и максимально увеличить их туристическую привлекательность, необходимо повысить уровень безопасности иностранцев, развивать другие сферы туристических услуг, максимально облегчить таможенные и паспортные процедуры. Эти мысли были высказаны, в том числе, и на международной конференции по туризму, прошедшей на тунисском острове Джерба в апреле 2003 года. В работе форума приняли участие генеральный секретарь Всемирной туристской организации Франческо Франджиалли, представители министерств и агентств из 40 стран мира. Участники конференции сошлись во мнении, что «туристический бизнес в последние два года испытывал определенные трудности, однако, в ближайшее время он сможет вернуться на прежний уровень»[10].

    Тунисский министр туризма, торговли и ремесел Мондер Зенаиди отметил, что важнейшим фактором, влияющим на туризм, является политическая стабильность и безопасность в отдельных государствах. На примере своей страны он показал, что, несмотря на весьма сложную региональную обстановку и общее снижение числа туристов в большинстве стран, Тунису удалось сохранить этот показатель на прежнем уровне, принимая в год более 5 миллионов иностранных граждан. Министр рассказал участникам форума о достижениях страны в области защиты окружающей среды как факторе, который также оказывает большое влияние на приток туристов.

    Очевидно, что Ближний Восток есть и останется в будущем одним из основных туристических центров нашей планеты. Колоссальное количество культурно-исторических памятников, святынь, природных заповедников, сосредоточенных на данной территории, а также постоянно развивающаяся и расширяющаяся инфраструктура таких крупных туристических «держав» как Египет, Тунис, Турция и многих других дают право делать подобный вывод.



    2.2. Индустрия туризма Ближнего Востока


    Ближневосточный туристический сектор, по данным последнего исследования Tourism Satellite Accounting (TSA), опубликованного 7 марта 2008 г. World Travel and Tourism Council (WTTC), к 2008 г. способен обеспечить оборот на уровне $US250 млрд., увеличившись в ближайшие 10 лет до $US456 млрд. В мировом масштабе объем рынка путешествий и туризма, как ожидается, приблизится к $US8 триллионам в 2008 г., увеличившись почти до $US15 триллионов в следующие 10 лет.

    Рис.1 Карта Ближнего Востока

    Удельный вес туристического сектора в ВВП Ближнего Востока составит 11,1% в 2008 г., при этом темп роста вырастет до 7% в 2008 г. в отличие от 6,1% в 2007 г. Подобная тенденция приведет к обеспечению 10,3% общей занятости в регионе, что составляет примерно 5,7 млн. рабочих мест. Темпы роста сектора в странах Ближнего Востока превышают среднемировой уровень, который замедлится с 3,9% в 2007 г. до 3% в 2008 г. вследствие спада деловой активности в мире, возникновение которого приписывается проблемам, связанным с ожидаемым падением экономики США, ослаблением доллара, ростом топливных цен и обеспокоенностью проблемой изменений климата. Если абстрагироваться от переживаемого циклического спада мировой экономики, то перспективы туристического сектора на ближайшее десятилетие выглядят многообещающе: развивающиеся страны ждет ускорение развития, что окажет стимулирующее воздействие на состояние международного туризма при одновременном оживлении сектора внутреннего туризма. Долгосрочные прогнозы предсказывают насыщенный, но стабильный период роста мировой индустрии туризма между 2009 и 2018 гг. со средним годовым темпом роста в 4,4%, что позволит создать 297 млн. рабочих мест и увеличить удельный вес сектора в мировом ВВП до 10,5% к 2018 г. Президент WTTC Жан Клод Баумгартен сообщил: «Развивающиеся рынки ожидает стремительный темп роста. Сохраняется рост активности инвесторов, как в западных экономиках, так и в регионах подобных Ближнему Востоку. Это, в свою очередь, стимулирует развитие туризма. Точно также высокие цены на нефть и другие товары поддержат быстрый экономический темп роста и увеличат спрос на туризм на Ближнем Востоке и в бывшем Советском Союзе. Реализующиеся масштабные инвестиционные программы также разовьют потенциал туристического сектора, став двигателем экономического развития»[11]. Среди 11 стран региона Ближнего Востока, изученных TSA, ОАЭ принадлежит лидирующая позиция со вкладом туристического сектора в ВВП страны на уровне 22,6% и темпом роста в 13,5% в 2008 г., за ними следуют Иордания — 19,2% и Ливан — 18,7%. На региональном уровне темп роста туристического сектора в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке — выше среднемирового уровня и составляет 5,9%, 5,7% и 5,2% соответственно. В то же время темпы роста зрелых рынков, особенно Америки и Европы, ниже среднемирового уровня и равны 2,1% и 2,3% соответственно. В последующие 10 лет Бахрейн выйдет в число лидеров по темпу роста туристического сектора, имея ежегодный темп роста спроса в 5,9%, на втором месте будет Катар — с 5,6% и Оман — с 5%. Среди 176 стран, входящих в исследование TSA, США продолжают сохранять за собой выигрышное положение в экономике туристического сектора: в этом году общий спрос в туристическом секторе США превысил $US1,747 триллионов. Не смотря на прогнозируемое сохранение темпа роста в 1,1% в 2008 г., проблемы с кредитованием в этой стране приведут к замедлению темпа роста американской экономики и, вероятно — к ограничению объемов бизнес-поездок людей, занятых на финансовых рынках.



    2.2.Перспективы развития познавательного туризма Ближнего Востока

     

    Открытые границы

    После заключения мира национальные границы станут открытыми, даже если вначале еще сохранится необходимость в паспортном контроле, как это предусмотрено мирным соглашением между Израилем и Египтом. Одно только открытие границ в состоянии оживить туризм между самими странами Ближнего Востока. Однако главным преимуществом будет рост числа иностранных туристов, которые за время одного путешествия смогут посетить несколько стран региона и осмотреть множество достопримечательностей. Большинство туристов приедет из Северной Америки, Европы и с Дальнего Востока. Рост туризма из Северной Америки и Дальнего Востока зависит в большой мере от эффективности рекламы. Успешный туризм из Европы зависит также от развития сухопутной транспортной инфраструктуры.

    Инфраструктура

    Не дожидаясь формального создания региональной системы, необходимо начать разрабатывать планы совершенствования нашей инфраструктуры и развития сухопутных транспортных путей, прежде всего между Европой и Ближним Востоком. Когда станет возможным путешествовать из Европы на Ближний Восток поездом или на машине, многие туристы, помимо тех, кто приедет на длительный срок, станут проводить в регионе уик-энды.

    Транспортная инфраструктура зависит, разумеется, от открытия границ и создания экономической заинтересованности сохранить эти границы открытыми.

    Комплексные туры

    Возможно учреждение международной компании для продажи комплексных туров по Ближнему Востоку на североамериканском, европейском и восточном рынках. Туристам будет предложено отправиться в путешествие с посещением нескольких стран Ближнего Востока (например, Египта, Израиля, Ливана и Сирии). Нам необходимо сосредоточить внимание на туристах с умеренными средствами, которые представляют самый многообещающий слой приезжающих. Но мы должны гарантировать, что все их затраты максимально окупятся. Комплексные туры как раз и служат этой цели и, кроме того, побуждают приехать к нам друзей и знакомых этих туристов. Не следует дожидаться, пока будет создана региональная система. Уже на стадии переговоров в ожидании подписания мира можно направить свои силы, ресурсы и творческую энергию на поиск путей достижения этой сулящей немалые выгоды цели. Тогда планы смогут быть осуществлены сразу после подписания договоров.

    По данным аналитического отчета международной компании Deloitte & Touche, оказывающей консалтинговые услуги ведущим компаниям мира, регион Ближнего Востока занимает лидирующие позиции в мире по занятости гостиничных номеров за первую половину нынешнего года.

    В отчете Deloitte & Touche говорится, что «в первой половине 2008 года степень заполненности отелей в регионе возросла на 75,3%, в то время, как в 2007 году этот показатель равнялся 68,7%. Средняя стоимость гостиничного номера возросла на 14,1%, что равняется 180 долларам США. Средний доход на номер (RevPAR) на Ближнем Востоке вырос на 21,6%, что равняется 135 долларам США».

    Что касается непосредственно эмирата Дубай, то средний доход на номер здесь составляет 274 доллара США. В эмирате также достигнут самый выскокий показатель заполненности отелей в регионе – 85,3% и средней стоимости гостиничного номера – 321 доллар США.

    На курортах Египта также наблюдается рост RevPAR, что обсулавливается низкой ценой за гостиничные номера категории люкс.

    Страны Ближнего Востока, включая ОАЭ и Оман, активно продолжают инвестировать туристический сектор, пытаясь разнообразить свою экономику, не привязывая ее к доходам от нефтедобычи. Вследствие этого, крупнейшие мировые гостиничные группы, среди которых Intercontinental Hotels Group Plc., Four Seasons и Marriott International Inc. активно расширяют свое присутствие в регионе и создают новые проекты.

    В этой связи, отдельно следует упомянуть и эмират Дубай, который вложил 4,5 млрд. долларов США в увеличение пропускной способности своего международного аэропорта до 75 млн. пассажиров в год к 2009 году. Однако это не будет его пределом. Уже сейчас обсуждаются планы последующего увеличения аэропортных площадей, что будет способствовать пропускной способности пассажирского потока до 120 млн. человек в год.

    Кроме того, эмират ставит перед собой цель увеличить количество туристов до 10 млн. человек к 2010 году и до 15 млн. человек к 2015 году.

    Второе место по заполненности отелей после Ближнего Востока занимает Азиатско-тихоокеанский регион, где этот показатель равняется 67,9%.

    Кое-где потребуется новое строительство, чтобы сделать такие места привлекательными для посещения. Имеется в виду как создание туристских «деревень», так и возведение фешенебельных отелей и специальных сооружений для отдыха и развлечений. Совместные компании, организованные для продажи комплексных туров, смогут добиться получения иностранных инвестиций для развития туристской инфраструктуры. Туризм на Ближнем Востоке обладает большим экономическим потенциалом и другими важными достоинствами, что делает его особенно привлекательным для иностранных инвесторов. Одним странам региона потребуется построить отели и «деревни» для туристов с умеренными средствами, другим – проложить дороги к уже существующим достопримечательностям и привести в порядок функционирующие горнолыжные маршруты, центры парусного спорта и прочие сооружения для отдыха и развлечений. Этим могут заняться и многонациональные компании с необходимыми средствами. И вновь повторю: чтобы привлечь указанные средства, нам нужны мир и покой. В свою очередь такие инвестиции окажутся для нашего региона стабилизирующим фактором. «Человек человеку волк», – писал Гоббс. Будущий Ближний Восток должен стать местом, где человек человеку – гостеприимный хозяин, а не заложник.









    Заключение


    Одним из наиболее «невралгических» районов нашей планеты вот уже в течение весьма длительного времени считается Ближний Восток. Напряженность положения, обостренные до предела отношения между расположенными здесь арабскими странами и Израилем в сочетании со сложным внутриполитическим положением в отдельных странах района, непрекращающиеся акты вмешательства империалистических держав во внутренние дела арабских государств, неудержимый рост национально-освободительного движения арабских народов – все это создает ту исключительно пеструю и постоянно меняющуюся политическую мозаику, которая привлекает к району Ближнего Востока самое пристальное внимание.

    Стратегическое и политическое значение «ближневосточного театра» определяется целым рядом причин политического, военно-стратегического и экономического порядка.

    Ближний Восток является ареной открытого столкновения сил национально-освободительного движения с империализмом и колониализмом, сил прогресса с силами реакции, нового со старым. Эта борьба осложняется многими внешними и внутренними факторами.

    В современном мире Восток играет все более заметную роль. Хотя эта роль ощущается прежде всего в сфере экономики и политики, современные исследования уделяют много внимания изучению и внутренней структуры стран Востока, их национально-культурной традиции, специфики их социального развития. Внимание это тем более закономерно, что почти все страны традиционного Востока в наши дни переживают мучительный процесс внутренней трансформации, связанной с неизбежной ломкой либо серьезной модификацией привычных норм и стандартов. В ходе этого процесса на передний план энергично выдвигается национально-культурная традиция, защитно-охранительные функции которой опираются на религию, как символ национального сопротивления. Все это связывает воедино общество и религию, социально-экономическое содержание серьезных процессов внутренней трансформации стран традиционного Востока и национально-религиозную форму их.

    Общее число туристов, посетивших страны Ближнего Востока на 7% превышает показатели прошлых лет - таковы данные Всемирной туристической организации (WTO). Так, количество туристов, отдохнувших в прошлом году в Бахрейне, увеличилось на 11%, в Саудовской Аравии - на 21, в Палестине - на 45%, сообщает Turist.ru. Однако их показатели не так стабильны, как более скромные цифры Египта и Дубая, поэтому в ближайшее время картина может измениться, считают специалисты.В последние несколько лет на курортах Ближнего Востока отмечается постоянный рост числа гостей, что позволяет считать регион одним из самых стабильных с позиции развития туристического сектора.





    Список использованной литературы


    1. Абдуррахман Салима «Экономический и социальный прогресс через развитие туризма». Каир, 1992г.

    2. Абдуссалям Абу Кифах  «Индустрия туризма в Египте». Каир, 1993 г.

    3. Белоконь, Ю. Открытость экономики и экономический прогресс: опыт Японии и новых индустриальных стран // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2001. - № 1. – С. 22.

    4. Бурый, А. Межрегиональная ассоциация «Восток и Забайкалье» и интеграция российского Дальнего Востока в АТР// Проблемы Дальнего Востока. – 2004. – № 5. – С. 11.

    5. Бурый, А. Реформы на Востоке и развитие международного сотрудничества// Проблемы Востока. – 1999. – № 4. – С. 28.

    6. Воропай, Н.И., Санеев, Б.Г. Перспективы международной энергетической корпорации в Северо-Восточной Азии // Таможенная политика на Дальнем Востоке. – 2002. – № 3. – С. 14.

    7.   Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы// Сер. «Учебное пособие». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 – 340 с.

    8.   Индустрия сервиса в XXI веке: Тезисы докладов и выступлений Второй международной конференции. – М.: МГУ сервиса, 2000. – 115 с.

    9.   Индустрия туризма: Правовые акты: Туристская деятельность / Сост. Дехтярь Г.М. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 228 с.

    10.    

    11.   Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. – М.: Ф и С, 2003. – 123 с.

    12. Кямель Махмуд. Современный туризм: теория и практика. Каир, 1975 г.

    13.   Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 144 с.

    14.   Международный туризм: Правовые акты / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2000, – 400 с.

    15.   Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

    16.   Мухаммед Абдель Мунейм Аль-Кайсуни «Роль туризма в  экономическом развитии». Каир, 1970 г.

    17.   Перспективы России в ХХI веке. Мировые и внутрироссийские процессы. – М.: Фонд поддержки ученых, 2000. – 355 с.

    18.   Рубей Набиль «Экономика туризма» Александрия, 1985 г.

    19.   Ярожин, А.А. Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы / А.А. Ярожин. - М., 2001. - 159 с.






    [1] Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы// Сер. «Учебное пособие». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 –  с. 67.


    [2] Ярожин, А.А. Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы / А.А. Ярожин. - М., 2001. -  с.89.


    [3] Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы// Сер. «Учебное пособие». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 – с. 113.


    [4] Ярожин, А.А. Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы / А.А. Ярожин. - М., 2001. -  с. 45.


    [5] Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы// Сер. «Учебное пособие». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 –  с. 76.


    [6] Кямель Махмуд. Современный туризм: теория и практика. Каир, 1975 г. – с.34


    [7] Кямель Махмуд. Современный туризм: теория и практика. Каир, 1975 г. – с.99.


    [8] Ярожин, А.А. Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы / А.А. Ярожин. - М., 2001. -  с.99.

    [9] Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы// Сер. «Учебное пособие». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 –с. 90.


    [10] Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы// Сер. «Учебное пособие». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 – с.55.


    [11] Ярожин, А.А. Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы / А.А. Ярожин. - М., 2001. - с. 115.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Познавательный туризм ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.