Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Праздный класс в современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Праздный класс в современной России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:43
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение……………..…………………………………………………………….3

    Глава 1. Понятие и основные характеристики  «праздного класса» в теории Т. Веблена…………………………………………………………………………….5

    1.1. Понятие «праздного класса» и причины его возникновения ………...…...5

    1.2. Основные черты «праздного класса»……………………………………...12

    Глава 2. Образ  нового «праздного класса» в современной России …………20

    2.1. Особенности современного «праздного класса» России…………………20

    2.2. Образ нового «праздного класса» в современной России на примере Ксении Собчак…………………………………………………………………..21

    Заключение………………………………………………………………………28

    Список использованных источников и литературы ………………………….31


    Введение


    Веблен Торстейн Бунд (1857 - 1929 г.г.) американский социолог, экономист, публицист, основоположник институционального направления в политической экономии - жил в «позолоченный век», когда Соединенные Штаты утверждали себя на позициях первой промышленной державы мира и удачливые капитаны промышленности, становившиеся во главе крупных корпораций - «ловкие, энергичные, агрессивные, алчные, властные, ненасытные», - действовали дерзко и цинично в бизнесе и политике. Основатель американской университетской социологии У.Самнер строил свой курс вокруг тезиса о миллионерах как цвете цивилизации, основанной на конкуренции. Т. Веблен бросил этому миру вызов своей книгой «Теория «праздного класса». Экономическое изучение институтов (1899)», в которой, по выражению  Гэлбрейт Дж. К. «изучил манеры и психологию американских богачей так, как какой-нибудь антрополог исследовал бы обряды и ритуалы примитивного племени в Новой Гвинее».

    Изучением теории Т. Веблена и особенностей ««праздного класса»»  занимались такие отечественные социологи и экономисты как О. Г. Ананьин, В.С. Афанасьев, В.В. Голосов, Е.А. Кретов, С.Г. Сорокина, Я.С. Ядгаров и др. Их точка зрения такова: в рамках капитализма Веблен противопоставлял две группы: бизне­сменов, занятых в основном спекулятив­ными операциями, и технических специа­листов, без которых невозможно функцио­нирование «индустриальной системы». Автор выступал с резкой критикой капитализма, финансовой олигархии, «праздного класса». В настоящее время теория ««праздного класса»» Т. Веблена во многом устарела, но в чём она не устарела и не может устареть – это в своей критической части:  выявлять в «кипучей деятельности» любого господствующего класса её основную сущность: праздность и хищничество. И это поистине «окончательный диагноз» на все времена. В современной России,  начиная  с «новых русских»  90-х годов прошлого столетия, происходит конструирование образа нового «праздного класса». И во многом  образ  ««праздного класса»» США  на рубеже XIX и XX вв.,  созданный в  книге Т.Веблена,  соотносится с образом «нового «праздного класса»» современной России. Поэтому  тема работы важна и актуальна.

    Объект работы – «праздный класс».

    Предмет работы –  процесс конструирования ««праздного класса»», его черты, особенности.

    Цель работы состоит в изучении  конструирования  образа «нового «праздного класса»» современной России,  исходя из черт ««праздного класса»», описанных Т. Вебленом  в  книге «Теория «праздного класса»».

    Задачи:

    - определить понятие и изучить основные характеристики  «праздного класса» по теории Т. Веблена;

    - рассмотреть особенности нового «праздного класса» в современной России и раскрыть их  на примере Ксении Собчак.

    Эмпирической базой исследования  стали  монография Т. Веблена «Теория «праздного класса»», труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования,  материалы периодической печати и Интернет.

    Методы исследования: теоретический метод исследования; методы анализа, синтеза, конструирования и моделирования.

    Научная новизна работы состоит в изучении особенностей конструирования современного «праздного класса» России на примере определенного человека – К. Собчак. Ранее такого исследования никем проведено не было. Материалы курсовой работы могут применяться в работе со студентами, изучающими этнополитологию; социологию  и ПР-деятельность.

    Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

     

     

    Глава 1. Понятие и основные характеристики  «праздного класса» в теории Т. Веблена

    1.1. Понятие ««праздного класса»» и причины его возникновения

    «Теория «праздного класса»» была написана Торстейном Вебленом, уроженцем Норвегии в 1899 году. Праздным   классом, по Т.  Веблену, являются собственники, которые вместо рационального производства переключаются на демонстративное потребление[1].

    Демонстративное потребление (престижное, показное, статусное потребление) - это термин, используемый для описания расточительных затрат на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственный доход или богатство. С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса. В разговорном английском языке также используется фраза «keeping up with the Joneses» («быть не хуже людей»). Кроме того, существует более специализированный термин Invidious consumption, обозначающий потребление с умышленной целью вызвать чувство зависти. Веблен использовал этот термин для описания особенностей поведения нуворишей  - класса, выделившегося в 19-м веке в результате аккумулирования капитала во время Второй Промышленной Революции.

    В «праздный класс» Веблен заключил наиболее крупных финансовых магнатов; мелких и крупных предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже (с некоторыми оговорками) зачислял в производительный класс. В этом контексте применение термина сужалось до членов высшего класса, которые использовали своё огромное богатство для декларации их социальной власти, реальной или мнимой[2].

    Т. Веблен считал, что институт «праздного класса» зарождался постепенно. Это начало происходило во время перехода от миролюбивого уклада жизни к воинственному укладу. Для возникновения института «праздного класса» необходимо соблюдение следующих условий:

    - У общности должен быть хищнический уклад жизни;

    - Средства для поддержания жизнедеятельности должны быть достижимы на сравнительно свободных условиях. Это условие необходимо для того, чтобы появилась возможность освободить существенное количество индивидов от непрерывного участия в трудовой деятельности.[3]

    Институт «праздного класса» достигает точки своего наивысшего развития на более поздней ступени существования варварской культуры (к примеру, в феодальной Европе). В подобных обществах различия между классами соблюдаются чрезвычайно строго и специфической особенностью классовых свойств, являются отличия между видами деятельности подобающих отдельным классам. Верхние пласты общества освобождаются от производственной деятельности. С этого момента за ними фиксируются те занятия, которые принято считать более престижными (например, военное дело или управление государством). Существует правило: верхние страты социума не могут заниматься производственной деятельностью. Одновременно в этом содержится и экономическое выражение их более высокого, чем у остальных, положения. Непроизводственные виды деятельности, которыми разрешается заниматься высшим стратам, можно разделить на следующие области: управление, военное дело, служение религии, спорт и разнообразные развлечения. Институт «праздного класса» зарождался из начавшегося ранее размежевания видов деятельности. Согласно такому разделению, одни виды деятельности считаются почетными (это разнообразная доблестная деятельность), а другие - менее (сюда входят, в основном, необходимые повседневные занятия). В процессе эволюции культуры возникновение «праздного класса» произошло одновременно с зарождением частной собственности. Это случилось, потому что оба института представляют собой результаты воздействия одних и тех же экономических явлений. Мотив, который лежит в основании частной собственности - соперничество между индивидами. Таким образом, начальная фаза формирования института собственности - это стадия приобретения через захват, а уже следующая ступень - организация производственной деятельности. Приобретения начинают цениться теперь не только в качестве доказательства успешного завоевания или набега, а скорее как свидетельство превосходства собственника данных материальных ценностей над другими членами общества. В последствие для того, чтобы овладеть почетным положением в социуме, владение определенной собственностью становится обязательным. Когда обладание собственностью делается основанием для уважения людей, оно становится также необходимым для самоуважения. Также, мотивом к накоплению имущества становится власть, даруемая богатством.

    Так и возникает демонстративное потребление, а также и демонстративная праздность.

    Костяком, на котором основывается позитивная репутация, теперь является денежная сила. Логично, что теперь необходимо демонстрировать наличие денежных средств. Это возможно, благодаря праздности и демонстративному потреблению.

    Производственная трудовая деятельность постепенно становилась показателем более низкого  положения в обществе. Она воспринималась будто унижающая личное достоинство индивида. Для того чтобы заполучить и сберечь авторитет среди других людей, только обладания властных полномочий и состоятельности недостаточно. Для этого богатство и власть необходимо сделать самоочевидным, потому что почтение будет оказываться только лишь после предъявления соответствующих доказательств. Праздное существование представляет собой максимально наглядное, веское и убедительное подтверждение наличия денежных средств, а, следовательно, и превосходства силы в целом. Квазимиролюбивая стадия производства может быть охарактеризована учреждением налаженной системы рабского труда. С этого момента отличительной особенностью в жизни «праздного класса» становится демонстративное избавление от всяческой полезной деятельности. Воздержание от труда является свидетельством обеспеченности, состоятельности, а также представляют собой доказательство общественного положения. Повсеместно, где начинает срабатывать критерий демонстративной праздности, появляется и второстепенный праздный слой. Он крайне беден, но все равно не способен снизойти до прибыльных занятий. Чаще всего это либо те люди, которые достаточно недавно обанкротились и ещё не могут привыкнуть к своему новому положению. Либо группа индивидов, которые стремятся выдать желаемое за действительное и, не имея достаточных запасов и пассивных доходов, ведут праздный образ жизни. В последствии они, разумеется, могут быть разорены[4].

    Дело в том, что термин праздности не имеет ничего общего с леностью. Он только лишь подразумевает непроизводственное использование времени. Институт «праздного класса» зарождается вместе с институтом собственности, который появлялся с возникновением собственности на других людей. Среди них были пленники после завоеваний, жертвы долгового рабства и, главным образом, женщины. В результате они становились не только прислугой, но иногда и женами господина. Однако их праздность ключевым образом отличается от полноправной праздности господина. Основное различие заключается в том, что за женой или прислугой все равно закрепляются особенности достаточно непростого труда (женщины занимались обслуживанием своего господина и обстановки в доме). Именно поэтому праздностью это можно назвать только лишь в том смысле, что представители настоящего пласта исполняют относительно небольшую производственную работу. Таким образом, возникает ещё один побочный, или, иначе говоря, производный праздный слой. Его функция заключается в представлении праздности подставным образом, с целью повышения почета первичного «праздного класса». Подразумевается, что чем богаче сам человек, тем богаче его окружение: жена, дети, слуги и тем они многочисленнее.

    Для того чтобы наглядно показать и подтвердить собственную праздность в глазах окружающих, зарождается феномен праздного потребления. Для общества это служит дополнительным доказательством благородного происхождения и высокого положения личности. Например, черная икра используется людьми высших сословий не столько как средство утоления голода, сколько показатель праздности, потому как стоит она довольно дорого. Кроме того, праздное потребление касается не только образа жизни, питания и развлечений человека. Оно зачастую влияет и на воспитание, образование и духовное развитие личности.

    Однако помимо стремления к праздности, в каждом человеке наличествует инстинкт мастерства. Этот инстинкт ограничивает человека, не позволяя ему (в особенности на миролюбивой стадии) проявлять обыкновенную расточительность. Для того чтобы расстаться с деньгами, индивиду необходима хотя бы показная цель. Здесь вполне можно использовать все тот же пример с черной икрой, когда человек стремится её употреблять якобы не потому что она так дорого стоит, но по причине голода.

    Кроме того, до тех пор, пока производственная трудовая деятельность продолжает выполняться наемными работниками или вовсе рабами, люди продолжают воспринимать её как унизительную, что препятствует инстинкту мастерства оказывать серьезное влияние. Однако в тот момент, когда квазимиролюбивая стадия преобразуется в миролюбивую производственную стадию, чертами которой являются наемный труд и денежная оплата, инстинкт мастерства вырабатывает убеждения индивидов относительно того, что достойно поощрения.

    Получается, своей теорией Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Зачастую последующие поступки приводят к расточительству, что, в свою очередь, может привести и к банкротству. Происходит так, потому что высшие почести возводятся тем группам, кто, благодаря контролю над частной собственностью, извлекает из производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. Отсюда напрашивается заключение: рыночную экономику будет характеризовать не столько результативность, эффективность и соответствие поставленным целям, сколько демонстративное расточительство, преднамеренное снижение объемов производительности и завистливое сопоставление[5].

    Так что же такое демонстративное потребление? В первую очередь, это потребление товаров и услуг сверх необходимости. Например, все мы привыкли к фразе «автомобиль не роскошь, а средство пере6движения». Однако приобретение слишком дорой автомашины, обладающей свойствами, в которых нет необходимости (как правило, это какой-то особенный дизайн) или нескольких автомобилей - это демонстративное потребление. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими начинает отличать человека от окружающих (возникает эффект завистливого сравнения).

    Демонстративная праздность, если следовать аналогии, - это непроизводственное потребление времени, которое осуществляется соответствующим образом. Самыми яркими примерами могут послужить изучение иностранных языков или обучение игре на фортепиано. Вряд ли человеку в жизни будут необходимы эти навыки (в особенности, если это будут уже неиспользуемые или просто редко употребляемые наречия), так что подобное образование - пример праздного потребления времени.

    Помимо демонстративной, существует ещё и подставная праздность. Она представляет собой некоторого рода подставное использование как времени, так и каких-то материальных ценностей в таком количестве, какое необходимо для выполнения нормы денежного благополучия.

    Соответстве6нно, в этой теории критерием, разделяющим общество на классы, является стимул к конкуренции. Этот же стимул, а также и само соперничество приводит общество к возникновению частной собственности. Ведь конкуренция - это желание показать, что индивид в чем-то преуспел в большей степени, чем остальные. И, завладев большим объемом имущества, он свое богатство (или удачу) может продемонстрировать.

    Рассмотрим подробнее три основных исторических стадии человеческого развития, которые выделял Торстейн Веблен:

    1.        миролюбивая;

    2.        хищническая;

    3.        квазимиролюбивая.[6]

    Дело в том, что на различных этапах человечество жило в обстоятельствах взаимного сотрудничества. Ранее, как представлялось автору концепции, не существовало ни собственности, ни обмена или механизма цен. Этот этап жизни человечества Торстейн Веблен назвал миролюбивой стадией. Уже впоследствии, когда был накоплен избыток материальных благ, военачальники и жрецы нашли выгодным править остальными людьми, потому что к этому момента часть населения была освобождена от необходимости участвовать в производственном процессе. Таким образом, и началось зарождение института «праздного класса». По мере того, как мирные занятия исчезали, уступая место грабежам и военным походам, начинала зарождаться хищническая стадия развития. Именно на этом этапе развития и начал подавляться генетически свойственный индивиду инстинкт мастерства. Если прежде человек боролся с природой, то теперь ему приходилось сражаться в основном с другими людьми. В центре нового образа жизни появилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.

    И последняя стадия человеческого развития вступает в свои права тогда, когда люди принимаются маскировать собственную хищническую природу. То есть в более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся миролюбивые навыки только хоронились под маской мирных форм поведения. К этому моменту окончательно установилась общественная иерархия с «праздным классом» на вершине социальной пирамиды.

    Таким образом, отношение праздного (т. е. имущего непроизводственного) класса к экономическому процессу является денежным отношением - отношением стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не полезности.


    1.2. Основные черты «праздного класса»


    Слово «праздный (leisure)» не означает у Веблена лень или неподвижность. Оно характеризует прежде всего непроизводительное потребление времени. «Время потребляется непроизводительно, во-первых, вследствие представления о недостойности производительной работы и, во-вторых, как свидетельство возможности в денежном отношении позволить себе жизнь в безделье»[7]. Следует подчеркнуть, что праздность трактуется Вебленом довольно широко, поскольку включает и управление, и военное дело, и отправление религиозного культа, и образование, и тому подобные непроизводительные функции. Более того, появляется даже демонстративная, «подставная праздность» - праздность обслуживающего богатых персонала (слуги и т. д.).

    Характеристиками  класса  крупных  собственников  являются   демонстративная праздность («не труд» – как высшая моральная ценность)  и  демонстративное потребление, тесно связанное с  денежной  культурой,  где  предмет  получает эстетическую оценку  не  по  своим  качествам,  а  по  своей  цене.  Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным  свойствам,  а   потому, насколько владение ими отличает человека от окружающих (эффект  завистливого сравнения). Чем более расточительным становится лицо, тем  выше  поднимается его престиж.  Не  случайно  в  наше  время  существует  такое  понятие,  как «издержки представительства». Высшие почести возводятся тем, кто,  благодаря контролю над собственностью, извлекает из производства больше богатства,  не занимаясь полезным  трудом.  Для них   демонстративное  потребление  является подтверждением  общественной  значимости  и   успеха.

    Категория «завистливое сравнение» играет  для « «праздного класса»» по мнению Т. Веблена  очень  важную роль. Поскольку богатство становится почетным, приносит почет владельцу имущества, постольку приобретение до­полнительного имущества, увеличение собственности ста­новится необходимым для получения одобрения со сторо­ны общества и прочного положения в нем. В трактовке Веблена на определенном этапе развития общества дости­жение некоего «престижного денежного уровня», т. е. некоторого условного стандарта богатства, является таким же необходимым, как доблесть, как подвиг прежде. Пре­вышение данного денежного уровня оказывается особенно почетным, и наоборот, те члены общества, которые не обладают необходимой собственностью, получают отрица­тельную оценку своих собратьев и страдают от этого. Веб­лен указывает, что «денежный уровень жизни» не остает­ся неизменным: с развитием общества он возрастает.

    В процессе оценки собственности различных ее обла­дателей, как и в других ситуациях, люди, но мнению Веб­лена, прибегают к «завистническому сравнению». Если это «завистническое сравнение» неблагоприятно для инди­вида, то личность будет испытывать хроническую неудов­летворенность и постоянно стремиться к достижению пре­стижного «денежного уровня жизни», принятого в данном обществе или в данном слое. В случае же достижения это­го уровня неудовлетворенность сменяется стремлением превысить его и тем самым превзойти остальных. Таким образом, «завистническое сравнение» служит источником стремления к практически неограниченному увеличению собственности[8].

    Веблен полагает, что желание увеличить богатство, превзойти остальных едва ли может быть насыщено в каждом конкретном случае. Это обстоятельство, по мне­нию Веблена, доказывает ошибочность утверждения, что основной целью накопления является потребление. Он предпринимает попытку критики данного утверждения, распространенного в буржуазной литературе. «Если бы, как иногда полагают, стимулом к накоплению была нуж­да в средствах существования или в материальных благах, тогда совокупные экономические потребности общества понятным образом могли быть удовлетворены при каком-то уровне развития производственной эффективности, но, поскольку борьба но сути является погоней за престиж­ностью па основании завистнического сопоставления, никакое приближение к определенному уровню потребле­ния невозможно» (с. 80).

    Веблен считает, что денежный уровень жизни также обусловлен привычкой к денежному соперничеству и что «среди мотивов, которыми руководствуются люди при на­коплении богатства, первенство и по размаху, и по силе  остается за этим мотивом денежного соперничества» (с. 82).

    Веблен анализирует историю развития праздности; он показывает, как постепенно вырабатываются правила, «навыки праздности»: «Благовоспитанное поведение и высокородный образ жизни для этого класса — это следование нормам де­монстративной праздности и демонстративного потребле­ния». Он утверждает, что стремление к праздности порождает и кодекс приличий, и правила поведения. По мнению Веблена, весь образ жизни высших слоев под­чинен постоянной демонстрации праздности, причем эта демонстрация становится даже обременительной. «В усло­виях подчинения требованию демонстративного потребле­ния атрибуты человеческий жизни — такие, как жилище, обстановка, экзотические безделушки, гардероб, пита­ние, — стали столь сложными и обременительными,  что потребители не могут должным образом справиться с ни­ми без посторонней помощи» [9].

    Веблен дает метную характеристику системе ценно­стей буржуазного общества: «Основа, на которой в конеч­ном счете покоится хорошая репутация... денежная сила. И средствами демонстрации денежной силы, а тем самым и средствами приобретения или сохранения доброго име­ни являются праздность и демонстративное материальное потребление» (с. 120). Он утверждает, что расходы на демонстративное потребление становятся более важными, чем расходы на необходимое.

    Одежда «праздного класса»  выступает как элемент демонстративного расточительства.  Одно из его ярких по­рождений — явление моды, постоянной сменяемости сти­лей — тяжким бременем ложится на общественное произ­водство, требуя его приспособления к этой непрерывной гонке. По мере роста богатства одежда быстрее «мораль­но устаревает» и должна заменяться другой, более пре­стижной, что приводит к расточению созданных матери­альных благ. «Особое выражение в моделях одежды находит правило материального расточения, хотя в одних и тех же моделях представлены и примеры других, родственных принципов денежной репутации. Действенно служат своему назначению другие способы доказательства денежного положения, и они в моде всегда и во всем, однако у расходов на одежду есть то преимущество над большинством других способов, что наше одеяние всегда служит свидетельством нашего денежного положения, указывая на него при первом же взгляде всякого постороннего наблюдателя», — писал Веблен[10]. Также верно, утверждал Веблен, что в одежде более явно присутствует и, может быть, практикуется всеми в большей мере, чем в любой другой сфере потребления, общепризнанное желание расходовать напоказ.

    Нужно вспомнить время, когда это было им сказано и в котором он жил. Однако, следуя теории Веблена, можно одеваться и скромно, это еще ничего не значит. Люди, которые называют себя элитой, одеваются не на порядок лучше, чем те, кто к элите не относится и не считает себя таковой. Мнимая элита, помимо этого, не имеет свободного времени, она и во время отдыха вместо обсуждения глобальных вопросов ведет разговоры об отношениях с партнерами и контрагентами, поставщиками и покупателями (клиентами) о сделках — пусть даже больших. А это — трудоголизм. Им больше не о чем говорить. Отсюда можно сделать вывод, что и об одежде они рассуждают почти также — главное купить дорогой костюм именитого производителя. Самое удивительное, что в обществе это вызывает уважение. А вот в эпоху Веблена одежда — была одеждой, а ценным было другое — происхождение. В конце ХIХ — начале ХХ века еще ценилась история семьи. Когда в США во время «золотой лихорадки» люди без происхождения становились сказочно богатыми, покупали себе дорогую одежду, все равно они выдавали себя своими манерами, темами для разговоров и образом времяпрепровождения. Есть какой-то диссонанс в том, какой костюм перед вами, и кто под ним в данный момент находится[11].

    Веблен справедливо подчеркивает, что представление о ложной престижности праздности, ее демонстрация да­же там, где нет достаточных средств для действительно праздного образа жизни, сохраняет свою силу и для семей со средним достатком, в которых глава семьи работает, но стремится обеспечить праздную жизнь жене, с тем чтобы она занималась оформлением жилища, его эстетикой, со­бою — все ради поддержания благопристойности семей­ства, «денежной репутации»: «...подставные праздность и потребление, воспроизводимые женой, а также вспомога­тельное представление праздности посредством слуг оста­ются в моде как условность, пренебречь которой не позво­лят требования репутации»[12]. При этом Веблен отмечает, что представители «подставного праздного клас­са», женщины в частности, начинают испытывать отвра­щение к статусу своей бесполезности для общества и про­тестовать, требуя включения их в общественно полезную деятельность и производственный процесс.

    По мнению Веблена, идеология культа праздности, ко­торую сеют господствующие классы, нужна им для оправ­дания собственной праздности. Яркий пример тому, как «подставная праздность» не служит на благо самого че­ловека, а превращается в работу по восстановлению лица имущего, — сфера религии. «Соблюдение обрядов благоче­стия» - таким термином обозначает Веблен эту сферу. «...Священнослужители, приближенные божеству, не дол­жны участвовать в производительном труде... никакое за­нятие, которое приносит ощутимую пользу людям, не должно выполняться в присутствии божества... в празд­ники, отводимые для восславления божества или для причастия, никакая работа, полезная обществу, не должна выполняться никем»[13]. Боги — идеальный празд­ный класс. Однако образ жизни этого «сверхъестественно­го праздного класса» — точпая копия образа жизни силь­ных мира сего. Соблюдение обрядов благочестия ведет, по словам Веблена, к расхождению эгоистических интересов праздного класса с интересами жизнедеятельности всего человеческого общества.

    «Праздный класс» участвует во многих организациях, целью которых является ка­кая-либо благотворительная деятельность или улучшение общественного устройства, выработалось стремление к той или иной независтнической цели. Эти организации часто носят квазирелигиозный или псевдорелигиозный характер, и участвуют в них как мужчины, так и женщины. Если подумать, можно привести множество примеров, но для того, чтобы указать диапазон склонностей, о которых идет речь, и охарактеризовать их, можно сослаться на некото­рые из наиболее очевидных конкретных обстоятельств. Следует отметить, что женщины   более   активно и с большим постоянством, чем мужчины, участвуют во всем этом современном диапазоне праздносветской деятельно­сти, ведущейся на основании независтнического и нере­лигиозного интереса

    Пагубное влияние праздного класса распространяется на спорт. В буржуазном обществе «футбол имеет такое же отношение к подлинной физической культуре, как бой быков к сельскому хозяйству». Специальную главу, на­званную «Вера в удачу», Веблен отводит такому неотъем­лемому атрибуту праздности, как азартные игры. Но и здесь предпочтение отдается автором «Теории праздного класса» психологическим факторам. Он рассматривает пристрастие к азартным играм как проявление «веры в удачу», свойственной людям на всех ступенях эволюции общества.

    Наконец, «демонстративную праздность» Веблен ана­лизирует на примере современного ему высшего образова­ния в буржуазном обществе. Этой важной теме автор по­свящает пространную заключительную главу книги — «Высшее образование как выражение денежной культу­ры». Высшее образование — это тоже одна из обширных сфер деятельности, подчиненная законам праздного об­раза жизни. Большим почетом в системе буржуазного высшего образования пользуется, например, классическая филология, древние языки. Классическое образование — залог и свидетельство освобожденности от производства, так как, чтобы его получить, нужно потратить недоступ­ное неимущим людям количество времени и расточитель­ных, а потому и почетных усилий. Веблен с горечью пи­шет, что люди, которые старались расширить горизонты человеческого знания, в современных буржуазных универ­ситетах «находили отнюдь не сердечный прием, их нехотя терпели»[14].

    Праздный класс — это консервативный класс. Функция «праздного класса» в развитии общества — препятствовать движению, сохраняя то, что устарело. Люди нищенски бедные и те, чьи силы поглощает повседневная борьба за пропитание, консервативны потому, что не могут позволить себе позаботиться о послезавтрашнем дне; точно так же, как очень богатые люди консервативны потому, что у них мало оснований быть недовольными той ситуацией, какая имеется на сегодняшний день.

    Итак, поведение ««праздного класса»» часто обусловлено желанием подчеркнуть свою привилегированность с помощью «демонстративного потребления» и «демонстративного расточительства».

    Выводы по первой главе

    Таким образом, внешние признаки отличий «праздного класса» от других классов содержались в выставленном напоказ безделье и потреблении, которое было рассчитано на демонстрирование богатства.

    Однако, несмотря на объективно различающееся материальное положение представителей различных классов, Веблен акцентирует внимание читателей на том, что различия между классами представляют собой исключительно различия в сознании.

    Конечно, помимо различий в сознании, имеются ещё и вещественные символы социального статуса. Обычно это такие предметы потребления, которые свидетельствуют косвенным способом на принадлежность личности к тому или другому классу посредством характеристик потребления человека. В своей книге Т. Веблен показывает как хищничество-праздность проявляется во всех областях жизни: мода, семейные обязанности, спорт и благочестие, даже благотворительность и образование и воспитание


    Глава 2. Образ  нового «праздного класса» в современной России

    2.1. Особенности современного «праздного класса» России

    В нашей стране к праздному классу, описанному Вебленом, очень близок феномен  «новых русских», получающих свои средства за счет паразитирования на  экономике и расходующих их на непроизводительное потребление. Праздный  класс видоизменялся с течением истории, и во времена Веблена, по его  мнению, принял вид финансовых капиталистов. Если на первой стадии развития  капитализма доминировал тип капиталиста-предпринимателя, который был  заинтересован в развитии производства, и являлся представителем  производительного класса, то на второй стадии собственность и реальная  власть переходит к финансистам. Финансистам безразлично развитие  промышленности, их единственная забота – получение максимальной прибыли.  Это достигается путем разнообразных биржевых спекуляций и финансовых  махинаций. Они обладают "абсентеистской", то есть отсутствующей,  неосязаемой собственностью: акциями, облигациями, иными фиктивными  ценностями, фиктивная стоимость которых в разы превосходит стоимость  реальных активов корпораций. Источником прибыли в такой виртуальной  экономике является кредит, позволяющий приобретать акции и иные финансовые  инструменты и осуществлять спекуляции с ними. В качестве примера можно  привести распространившуюся в последнее время практику агрессивных  поглощений компаний: в банке берется кредит, на него скупается контрольный  пакет акций компании, после чего кредит отдается из собственных средств  компании. Естественно, такая практика отвлекает средства из  производственной сферы и не способствует успешному технологическому  развитию компании, но приносит огромные прибыли финансовым спекулянтам.

    В основном, у современного российского ««праздного класса»» все по Т. Веблену:  хищничество-праздность проявляется во всех областях жизни: мода, семейные обязанности, спорт и благочестие, даже благотворительность и образование и воспитание[15].

    В наше время в определенной среде стало модным подражать «праздному классу» в одежде, аксессуарах, манере вести себя. В настоящее время в одежде любой представитель невысокого класса может сравниться со вселенским богачом. С тех пор как вышли из моды броши в 20 карат, любой английский парень может за год накопить деньги и купить костюм за 2000 фунтов стерлингов, да еще в том же магазине, где одевается, например, председатель City Bank. Да, они не могут сравняться в дороговизне автомобилей или загородных домов, но в одежде — могут. 
    При этом важно держать в уме, что истинных состоятельных людей и настоящих крупных руководителей компаний ошибочно считать простачками, которых может ослепить бренд вашего костюма. Во время деловой беседы рано или поздно возникнет праздная тема, в которой представитель среднего или бедного класса ничего не смыслит. Например, гольф. Где вы покупаете клюшки? Какие? В каком клубе вы играете? Сколько стоит членство? Где вы провели ваш последний отпуск? На Ривьере? А где? Иными словами,  костюм доказывает, что человек, можно сказать, элита. Но костюма недостаточно — кругозор и воспитание выдаст человека, не принадлежащего к праздному классу. 

    В наше время респектабельно одеваются врачи и музыканты, телеведущие и адвокаты,  но ведь их нельзя отнести к  «праздному классу».

    У  В. Грановского  этому поводу есть несколько простых тезисов. В частности, такой: если у вас нет свободного времени, вы не элита. Разница между человеком, который пашет на рисовом поле, и тем, кто работает в офисе во главе собственной компании, состоит лишь в том, что у второго работа насыщена дорогими вещами, такими как, скажем, личным самолетом или полетами в первом классе, а также дорогими украшениями, часами, портсигарами. Но в целом — и возделыватель рисового поля, и сотрудник офиса работают по 12 часов в сутки шесть-семь дней в неделю. Их моральная и физическая истощенность наступает приблизительно в одно и то же время. Оба эти персонажа — не элита, так как между ними нет существенной разницы в наличии свободного времени и способе его проведения[16]

    Итак, в наше время многие внешние отличия между «праздным классом» и «трудовым классом» стерты. Таким образом, владение большей собственностью предполагает повышение  престижа статуса, рост социального положения. Поэтому  «современному праздному классу» необходимо постоянно демонстрировать свое богатство в целях формирования и поддержания общественного мнения.


    2.2. Образ нового «праздного класса» в современной России на примере Ксении Собчак

    По своему происхождению К. Собчак может быть отнесена к «праздному классу». Ксения Анатольевна Собчак (родилась 5 ноября 1981, Ленинград) - дочь первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и члена Совета Федерации Людмилы Нарусовой.

    Престижность и дороговизна полученного ею образования так же – черта «праздного класса». В детстве Ксения занималась в балетной студии при Мариинском театре и в художественной студии при Эрмитаже. Окончила школу при РГПУ имени А. И. Герцена. В 1998 году поступила на факультет международных отношений СПбГУ. В 2001 году переехала в Москву и перевелась на факультет международных отношений МГИМО. В 2002 году получила степень бакалавра и поступила в магистратуру на факультет политологии МГИМО.

    Анализируя ее материальное благополучие и финансовое положение, К. Собчак можно отнести к новому «праздному классу» современной России. В российском обществе, в том числе в СМИ, Собчак часто именуется «светской львицей» и даже «главной светской львицей».  Более того, эта характеристика стала чем-то вроде стереотипного неофициального титула или прозвища. Некоторые считают Ксению аналогом Пэрис Хилтон, считающейся главной «светской львицей» в мире[17].

    По данным журнала Forbes, за год, прошедший с сентября 2008 по сентябрь 2009 года доход Ксении Собчак составил $1,2 млн. В феврале 2010 года Собчак приобрела миноритарный (менее 0,1 %) пакет акций российского сотового ретейлера «Евросеть», потратив на это чуть более $1 млн. Из других, характеризующих ее материальных благ – большая квартира на 2-й Тверской-Ямской улице и голубой автомобиль Bentley[18].

    Согласно теории Т. Веблена в жизни Собчак основное внимание уделяется не процессу, а результату; не кропотливому труду, а расходованию заработанных средств. По мнению Ксении, деньги показывают, насколько человек успешен. Опера, светские тусовки, бутики из Третьяковского проезда, Ницца, Куршавель, тюнигованный Бентли – вот список приоритетов.

    Вот список того,  что любит К. Собчак, составленный ей самой[19]:

    В одежде предпочитает модели Dolce&Gabbana, Юлии Далакян, Chanel, Dior. В институт предпочитает надевать Prada. Любит мокасины Tod's, когда не надевает каблуки.

    Любимые духи: Hanae Mori.

    Любимые украшения: Chopard.

    Обожает часы Imperial от Chopard, весь циферблат которых выложен багетами. Поверхность часов составляют точно подобранные и очень ровно отшлифованные бриллианты: сверху нет никакого стекла и пальцем можно почувствовать движение стрелки. Еще Ксения обожает крупные кулоны от Chopard - "мишки", "слоники", а также черный жемчуг, который носят у самой шеи. Очень любит большие кольца.

    Ксении нравятся ювелирные изделия Pasquale Bruni с коньячными бриллиантами и de Grisogomo - с камнями самых разных цветов.

    Любимая косметика: МАС.

    Увлекается теннисом и экстремальным сноубордом (прыжки с вертолета на целину).

    Любимый отдых: путешествия в экзотические страны.

    Первоначальные требования для мужчины, с которым Ксения согласится начать общаться, выглядят так: она должна кушать в хороших ресторанах, носить самую модную одежду, ездить на хороших машинах и красиво путешествовать, естественно, за его счет. Это бытовые мелочи, которые ей необходимы. Собчак к этому приучали с детства, а на сегодняшний момент она просто не знает, как жить по-другому.

    Как мы видим, все в этом списке дорого и напоказ, что соответствует теории «праздного класса» Т. Веблена.

    Рассмотрим то, что отличает К. Собчак от представителей «праздного класса».

    1) Что касается моды и стиля одежды К. Собчак всегда является одной из самых модных и дорого одетых женщин, появляющихся на телеэкранах страны. Хотя, как пишут газеты и Интернет,  в последнее время в моде К. Собчак появились отклонения, не свойственные «праздному классу». В то время, когда род занятий Ксении характеризовался как «светская львица», ее макияж был довольно ярким. К тому же, с солярием наша героиня порой перебарщивала. Сейчас краски стали куда спокойнее, да и загорать телеведущая стала реже. Эти перемены пошли ей на пользу — Ксения стала выглядеть намного естественнее, мягче и свежее. Изменилась и ее прическа. Очевидно, что теперь она тратит на укладку куда меньше времени. В самом начале своей карьеры Ксения Собчак активно эксплуатировала образ светской львицы с Рублевки. Наряды были под стать: короткие открытые платья, щедро украшенные стразами, колготки в сетку, ботфорты и меха. В то время Ксения питала слабость к итальянским дизайнерам, носила нарочито дорогие и сексуальные наряды Dolce & Gabbana и Roberto Cavalli. Впрочем, в настоящее время из ее гардероба постепенно исчезли кричащие вещи, цветовая гамма стала куда спокойнее, а наряды лаконичнее. Свой нынешний стиль Ксения описывает как casual-шик. Основу ее гардероба составляют блузы рубашечного кроя, свободные жакеты, простые, но очень выразительные дизайнерские платья. Собчак не обращает внимания на лейбл и ценник - куда больше ее интересует сама вещь[20]. То есть сделан шаг от демонстративного к рациональному потреблению.

    2) К. Собчак не занимается денежной благотворительностью на показ и в больших размерах: пресса рассматривала лишь организованную ей благотворительную акцию сдачи крови участниками  телешоу «Дома – 2», в которой она приняла участие лично и благотворительную продажу 450 пар туфель. Так же она не позиционирует себя набожным человеком и не состоит в каких-либо религиозных организациях[21].

    3) Главное,  что отличает К. Собчак от представителей «праздного класса» - это то, что она,  по ее собственному выражению, сделала себя сама и очень много работает. Она является одной из ведущих реалити-шоу «Дом-2» на телеканале ТНТ, ведущей программы «Блондинка в Шоколаде» на Муз-ТВ, ведущей радиопередачи «Главная барабака страны» на радиостанции «Серебряный дождь». Вела такие реалити-шоу, как «Кто не хочет стать миллионером» на ТНТ, «Последний герой-6» на Первом канале. Являлась одной из ведущих шоу «Две звезды» на Первом канале.

    В 2006 году выпустила книгу «Стильные штучки».

    В 2007 году совместно с Оксаной Робски издала книгу «Как выйти замуж за олигарха».

    Фильмография:

    -2004 Воры и проститутки — журналистка-психолог, отправляющаяся с секретной миссией на орбитальную станцию

    -2007 Самый лучший фильм — проститутка № 1

    -2008 Гитлер капут! — Ева Браун

    -2008 Никто не знает про секс 2: No sex — Арабелла

    -2009 Артефакт — Ругающаяся

    -2009 Европа-Азия[22]

    Периодически сценический образ Ксении Собчак, творческие и коммерческие проекты с её участием подвергаются критике, однако, у Ксении немало и сторонников; многие профессиональные журналисты очень сдержаны в оценках.

    4)Несмотря на то, что Ксения Собчак является постоянным героем светских хроник, информация о её личной жизни является крайне скудной. Сама Ксения в одном из интервью призналась, что «семья и дети — это не те вещи, которые меня интересуют… Это не вызывает у меня никаких сентиментальных чувств, я не люблю маленьких детей, я не хочу жить семьёй в её классическом понимании. Эти ценности не для меня!.. Я считаю, что капитализм — лучший контрацептив. Когда у тебя нормальная жизнь, работа, образование, деньги и возможности, то абсолютно нет желания эту жизнь тратить на пелёнки, борщи и прочие удовольствия.» Это так же противоречит идеологии «праздного класса» Т. Веблена, по которой женщина не может сама являться обладателем крупного финансового состояния и находится на содержании у мужчины.

    5)По ее словам, все это нужно Ксении для того, чтобы реализовываться, профессионально расти, а не деградировать и не погружаться в пеленки и борщи. Вообще, Ксения сейчас находится на некоем перепутье. При этом она точно знает, кем она не будет. Например, образ домашней хозяйки ей отвратителен. Бизнес-леди - тоже не она. Иметь богатого мужа или открыть ресторанчик или бутичок, как сейчас делают многие женщины, ей это слишком скучно. Поэтому Ксения думает, что будет работать по специальности - заниматься государственной деятельностью. А что произойдет на самом деле, покажет время[23]. То есть планы К. Собчак – государственная деятельность, что так же противоречит  роду занятий «праздного класса».

    Выводы по второй главе

    Таким образом, в нашей стране к праздному классу, описанному Вебленом, очень близок феномен  «новых русских», получающих свои средства за счет паразитирования на  экономике и расходующих их на непроизводительное потребление.

    «Расточительное потребление» в России ограничено в силу подавляющего меньшинства высшего класса.  Но практически в любом, даже  провинциальном городе существует прослойка  людей, так называемая элитарная группа, членами которой являются богатые  люди, ведущие демонстративный образ  жизни и имеющие на это деньги и время.

    В наше время в определенной среде стало модным подражать «праздному классу» в одежде, аксессуарах, манере вести себя. В настоящее время в одежде любой представитель невысокого класса может сравниться со вселенским богачом. Многие внешние отличия между «праздным классом» и «трудовым классом» стерты.

    К.А. Собчак по многим признакам может быть отнесена  к представителям «праздного класса», но ее главное отличие от них заключается в том, что «она сделала себя сама» и очень много работает для поддержания  своего статуса.





    Заключение


    Таким образом, основным мотивом творчества раннего Веблена является критика «новых американцев» - современной ему американской социальной элиты. Праздным   классом, по Т.  Веблену , являются собственники, которые вместо рационального производства переключаются на демонстративное потребление. Веблен использовал этот термин для описания особенностей поведения нуворишей  - класса, выделившегося в 19-м веке в результате аккумулирования капитала во время Второй Промышленной Революции. В «праздный класс» Веблен заключил наиболее крупных финансовых магнатов; мелких и крупных предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже зачислял в производительный класс. Для возникновения института «праздного класса» необходимо соблюдение следующих условий:

    -у общности должен быть хищнический уклад жизни;

    - средства для поддержания жизнедеятельности должны быть достижимы на сравнительно свободных условиях. Это условие необходимо для того, чтобы появилась возможность освободить существенное количество индивидов от непрерывного участия в трудовой деятельности.

    Слово «праздный (leisure)» не означает у Веблена лень или неподвижность. Оно характеризует прежде всего непроизводительное потребление времени. Характеристиками  класса  крупных  собственников  являются   демонстративная праздность («не труд» – как высшая моральная ценность)  и  демонстративное потребление, тесно связанное с  денежной  культурой,  где  предмет  получает эстетическую оценку  не  по  своим  качествам,  а  по  своей  цене.  В процессе оценки собственности различных ее обла­дателей, как и в других ситуациях, люди, но мнению Веб­лена, прибегают к «завистническому сравнению». Если это «завистническое сравнение» неблагоприятно для инди­вида, то личность будет испытывать хроническую неудов­летворенность и постоянно стремиться к достижению пре­стижного «денежного уровня жизни», принятого в данном обществе или в данном слое. В случае же достижения это­го уровня неудовлетворенность сменяется стремлением превысить его и тем самым превзойти остальных.

    В усло­виях подчинения требованию демонстративного потребле­ния атрибуты человеческий жизни — такие, как жилище, обстановка, экзотические безделушки, гардероб, пита­ние, — стали столь сложными и обременительными,  что потребители не могут должным образом справиться с ни­ми без посторонней помощи. Одежда «праздного класса»  выступает как элемент демонстративного расточительства.  По мнению Веблена, идеология культа праздности, ко­торую сеют господствующие классы, нужна им для оправ­дания собственной праздности. Яркий пример тому, как «подставная праздность» не служит на благо самого че­ловека, а превращается в работу по восстановлению лица имущего, - сфера религии. «Соблюдение обрядов благоче­стия» — таким термином обозначает Веблен эту сферу. «Праздный класс» участвует во многих организациях, целью которых является ка­кая-либо благотворительная деятельность или улучшение общественного устройства. Эти организации часто носят квазирелигиозный или псевдорелигиозный характер, и участвуют в них как мужчины, так и женщины. Пагубное влияние праздного класса распространяется на спорт. Специальную главу, на­званную «Вера в удачу», Веблен отводит такому неотъем­лемому атрибуту праздности, как азартные игры. «Демонстративную праздность» Веблен ана­лизирует на примере современного ему высшего образова­ния в буржуазном обществе. Этой важной теме автор по­свящает пространную заключительную главу книги — «Высшее образование как выражение денежной культу­ры». Праздный класс — это консервативный класс. Функция «праздного класса» в развитии общества — препятствовать движению, сохраняя то, что устарело.

    В нашей стране к праздному классу, описанному Вебленом, очень близок феномен  «новых русских», получающих свои средства за счет паразитирования на  экономике и расходующих их на непроизводительное потребление.

    Рассмотрев К. Собчак с точки зрения теории «праздного класса» Т. Веблена, можно сделать следующие выводы:

    - По своему происхождению, престижности и дороговизне полученного ею образования,  материальному положению  К. Собчак может быть отнесена к «праздному классу». По данным журнала Forbes, за год, прошедший с сентября 2008 по сентябрь 2009 года доход Ксении Собчак составил $1,2 млн. Собчак приобрела пакет акций российского сотового ретейлера «Евросеть», потратив на это чуть более $1 млн. Согласно теории Т. Веблена в жизни Собчак основное внимание уделяется не процессу, а результату; не кропотливому труду, а расходованию заработанных средств. По мнению Ксении, деньги показывают, насколько человек успешен. В списке приоритетов К. Собчак  дорого и напоказ, что соответствует теории «праздного класса» Т. Веблена.

    Но есть много того, что отличает К. Собчак от представителей «праздного класса».  Собчак не обращает внимания на лейбл и ценник - куда больше ее интересует сама вещь.  То есть сделан шаг от демонстративного к рациональному потреблению. К. Собчак не занимается денежной благотворительностью. Так же она не позиционирует себя набожным человеком и не состоит в каких-либо религиозных организациях Главное,  что отличает К. Собчак от представителей «праздного класса» - это то, что она,  по ее собственному выражению, сделала себя сама и очень много работает ( актриса, телеведущая, писательница, фотомодель). Образ домашней хозяйки ей отвратителен. Бизнес-леди - тоже не она. Иметь богатого мужа или открыть ресторанчик или бутичок, ей это слишком скучно. Ксения думает, что будет заниматься государственной деятельностью. То есть планы К. Собчак так же противоречат  обычному роду занятий «праздного класса» по Т. Веблену - финансы и денежные махинации.

    Список использованных источников и литературы



    1. Ананьин О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя/Вопросы экономики,  1999. - № 9.- С. 56-58.

    2.   Благотворительная распродажа под Серебряным Дождем// #"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2007. с. 90

    [2] Городецкий В. История экономических учений.-  М: Экономика, 2006. с. 111.

    [3] Сорокина С.Г. Торстейн Веб­лен и его книга «Теория праздного класса» // Веблен Т. Теория «праздного класса». – М.: Прогресс, 1984. С. 12.


    [4] Ананьин О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя/Вопросы экономики,  1999. - № 9.- С. 56.

    [5] 1Сорокина С.Г. Торстейн Веб¬лен и его книга «Теория праздного класса» // Веблен Т. Теория «праздного класса». – М.: Прогресс, 1984. с. 14.

    [6] Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество  - М.: Эксмо, 2008. с. 90.


    [7] Веблен Т. Теория «праздного класса». – М.: Прогресс, 1984.с. 43.


    [8] Сорокина С.Г. Торстейн Веб­лен и его книга «Теория праздного класса» // Веблен Т. Теория «праздного класса». – М.: Прогресс, 1984. С. 20.


    [9] Веблен Т. Теория «праздного класса». – М.: Прогресс, 1984. с. 136.


    [10] Веблен Т. Теория «праздного класса». – М.: Прогресс, 1984. С. 146.


    [11] Грановский В. Выбор одежды «праздным классом» // Социум, 19 октября 2007. - № 9. – С. 23-25.


    [12] Веблен Т. Теория «праздного класса». – М.: Прогресс, 1984. с. 150.


    [13] Там же С. 151.

    [14] Сорокина С.Г. Торстейн Веб­лен и его книга «Теория праздного класса» // Веблен Т. Теория «праздного класса». – М.: Прогресс, 1984. С. 29.


    [15] Ананьин О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя/Вопросы экономики,  1999. - № 9.- С. 56.


    [16] Грановский В. Выбор одежды «праздным классом» // Социум, 19 октября 2007. - № 9. – С. -25.


    [17] Биография Ксении Собчак// #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Цуканов И. «Евросеть» продана // Ведомости, № 203 (2225), 27 октября 2008

    [19] Интервью с Ксенией Собчак// #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Богомолов Ю. Ксения Собчак — девушка-скандал // Российская газета» — Федеральный выпуск № 4071 от 19 мая 2009 г.


    [21] Благотворительная распродажа под Серебряным Дождем// #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Биография Ксении Собчак// #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Богомолов Ю. Ксения Собчак — девушка-скандал // Российская газета» — Федеральный выпуск № 4071 от 19 мая 2009 г.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Праздный класс в современной России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.