Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Предпринимательство

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Предпринимательство
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                  СОДЕРЖАНИЕ


    Введение……………………………………………………………………….…….

    Глава 1. Характеристика предпринимательства…………………………………...

            1.1. Сущность предпринимательства……………………………………………

            1.2. Виды предпринимательства…………………………………………………

    Глава 2. Типология предпринимательских структур………………………………

            2.1. Сущность и социально-экономические формы предприятия…………… 

            2.2. Виды предприятий……………………………………………………..….

    Глава 3. Роль предпринимательства в современных условиях рыночных отношений

    Заключение…………………………………………………………………………...

    Литература……………………………………………………………………….….


    ..3

    ..5

    ..5

    ..7

    .16

    .16

    .21


    .24

    .30

    .32





                                                      ВВЕДЕНИЕ

    Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отно­шений способствует не только повышению материального и ду­ховного потенциала общества, не только создает благоприят­ную почву для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости.

    В российском обществе когда-то всеобщее неприятие предпринимательства постепенно перехо­дит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством будущее Рос­сии. В настоящее же время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль организационно-правовой деятельности предприятий.

    Актуальность темы работы вытекает из современного состояния проблем предпринимательства: подготовки кадров, способности руководителей осуществлять эффективное управление предприятиями, взаимодействия субъектов предпринимательства, особенностей деятельности предпринимательских структур, перспектив развития организационно-правовых форм и т.п.

    Результаты изучения организационно-правовой деятельности нужны прежде всего собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.

    Организационно-правовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций  и краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут быть различны. Организационно-правовое состояние предприятия влияет и на размещение средств предприятия и источников их формирования.

    Цель работы: характеристика организационных форм предпринимательства в России.

    Задачи работы:

    1. Определение сущности предпринимательства.

    2. Характеристика видов предпринимательства.

    3. Типология видов предприятий.

    4. Определение перспективных направлений развития организационно-право-вых  форм предпринимательства в РФ

              

         ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     

                               1.1. Сущность предпринимательства

    На сегодняшний день в мире не существует общепринято­го определения предпринимательства. Например, Р. Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансо­вый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»[1]. В зарубежной литературе дается множество и других определе­ний, характеризующих предпринимательство и предпринимате­ля с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

    А. Хоскинг утверждает: «Инди­видуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаг­раждением является полученная в результате предпринима­тельской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, ко­торое он испытывает от занятия свободным предприниматель­ством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия»[2].

    Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общеприня­тая экономическая теория предпринимательства, хотя потреб­ность в такой теории давно уже стала весьма насущной. 

    Процесс научного осмысления практики предпринимательства начался еще в XVIII в., когда внимание было сконцентрировано на предпринимательском риске. Второй этап в научном осмыслении предприниматель­ства связан с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Третий этап отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной си­туации, самостоятельность в выборе и принятии решений, на­личие управленческих способностей) и на роли предпринима­тельства как регулирующего начала в уравновешивающей эко­номической системе.

    Современный этап развития теории предпринимательской функции можно соотнести с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, с пе­реходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

    На наш взгляд, предпринимательство - это особый вид эко­номической активности (под которой мы понимаем целесо­образную деятельность, направленную на извлечение при­были), которая основана на самостоятельной инициати­ве, ответственности и инновационной предприниматель­ской идее.

    Экономическая активность представляет собой форму уча­стия индивида в общественном производстве и способ получе­ния финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функ­циональная обязанность или их комбинация, когда он выступа­ет в качестве:

    -  собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в арен­ду, и т.д.);

    -  наемного работника, продающего свою рабочую силу (то­карь на заводе, учитель в школе и т.д.);

    -  индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.);

    -  государственного или муниципального служащего;

    -  менеджера (управляющий чужим предприятием);

    -  пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

    -  учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

    -  безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

    -  занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, ми­лиция, госбезопасность);

    -  вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

    Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

    Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ­ством, качеством, внедрение новых методов организации про­изводства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.


                                    1.2. Виды предпринимательства


    Осуществление предпринимательской деятельности на эф­фективном уровне, таким образом, возможно лишь при нали­чии определенной общественной ситуации - предпринима­тельской среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпри­нимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зре­ния, будет наиболее эффективным, действенным и максималь­но прибыльным.

    Предпринимательство как особая форма экономической ак­тивности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

    Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными ор­ганами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государ­ственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное пред­приятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального иму­щества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятель­ство, что они отвечают по своим обязательствам только иму­ществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обя­зательствам государства).

    Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве таково­го) или предпринимателя (если такая деятельность осуще­ствляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

    Конечно, каждый из этих видов - государственное и част­ное предпринимательство - имеет свои отличительные при­знаки, но основные принципы их осуществления во многом сов­падают. И в том и в другом случае осуществление такой дея­тельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибы­ли. Схожей является и типология обоих видов предпринима­тельства.

    Предпринимательство как форма инициативной дея­тельности, направленной на извлечение прибыли (предприни­мательского дохода), предполагает:

    1) осуществление непосредственных производитель­ных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, ту­ристская компания, инжиниринговая фирма или конструк­торское бюро);

    2) осуществление посреднических функций, т.е. оказа­ние услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потре­бителю.

    Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каж­дого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к это­му типу предпринимательства на практике не носит действи­тельно приоритетного характера - общество способствует раз­витию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посред­нической сферы (удобная для покупателя организация торгов­ли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т.д.); то же самое относится и к потребителям това­ров производственного назначения.

    Но такое общественное восприятие посреднической дея­тельности не является единственной и основной причиной. Глав­ное заключается в другом — посредническая предприниматель­ская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пре­делов ведет:

    1) к увеличению производительности труда непосредствен­ных производителей товаров на основе углубления специали­зации;

    2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) ка­питала;

    3) к насыщению товарных рынков до объективно требуе­мых размеров и функционированию непосредственных това­ропроизводителей в соответствии с интересами конечных по­требителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский инте­рес к которой он уже выявил; любую продукцию, производи­мую непосредственным товаропроизводителем, он приобре­тать не будет).

    Предпринимательская деятельность, связанная с непо­средственным производством товаров, может носить:

    1) традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство),

    2) инновационный характер (инновационная предпринима­тельская деятельность, инновационное предпринимательство).

    Предпринимательство в сфере непосредственного произ­водства товаров может, таким образом, ориентироваться на про­изводство и поставку на рынок традиционных или инноваци­онных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. При­водимое выше деление типов предпринимательской деятель­ности основывается на убеждении, что производство и постав­ка на рынок традиционных товаров осуществляется также с ис­пользованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами про­изводства или изменениями качественных характеристик про­изводимого товара.

    Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) от­ношений. А раз это так, то на рынке должны присутствовать или сами производитель и потребитель, или же их представи­тели.

    Лица (юридические или физические), представляющие ин­тересы производителя или потребителя (а часто и действу­ющие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, назы­ваются посредниками.

    Предпринимательская активность в сфере посредничест­ва позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точ­ки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая по­среднику функции по продвижению товара к потребителю. Кро­ме того, включение посредника в отношения между производи­телем и потребителем существенно сокращает срок оборачива­емости капитала, а значит, повышает прибыльность производ­ства.

    Предпринимательская деятельность в посредничестве осу­ществляется всегда в какой-то конкретной форме. Самой рас­пространенной формой посредничества является агенти­рование, т.е. такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребите­лем.

    Агент - лицо, действующее от имени и в интересах про­изводителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от име­ни которого действует агент, называется принципалом. Прин­ципалом может быть как собственник товара, поручающий аген­ту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту купить этот требуемый товар.

    Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже не двух, а трех субъектов (рис. 1).

     


    Рисунок 1 Схема отношений производителя и потребителя с участием агента


    Типы агентов. Различают несколько типов агентов: агенты производителей;  полномочные агенты по сбыту; агенты по закупкам.

    Агенты производителей (представители производите­лей) - представляют интересы двух или нескольких произво­дителей дополняющих друг друга товаров.

    Полномочные агенты по сбыту получают право на сбыт всей продукции и представляют собой как бы отдел сбыта, но не входят в структуру фирмы-производителя, а взаимодейству­ют с ней на договорных условиях.

    Агенты по закупкам чаще всего занимаются подбором нужного товарного ассортимента (например, для мелких роз­ничных торговцев).

    Брокерство. Брокер - посредник при заключении сделок, специализи­рующийся по определенным видам товаров или услуг, действует по поручению и за счет клиентов, получая от них специальное вознаграждение. Относится к категории профессиональных де­ловых посредников.

    Комиссия. Иногда агент выступает в качестве оптовика-комиссионера, который самостоятельно распоряжается товаром, принимая его на комиссию. Комиссионер действует на основе договора ко­миссии, заключаемого между комиссионером (агентом) и принци­палом, который в таком случае выступает в виде комитента.

    Комиссионные операции — это разновидность торгово-посреднических операций, совершаемых одной стороной (ко­миссионером) по поручению другой стороны (комитента) от своего имени, но за счет комитента. Отношения сторон ре­гулируются договором комиссии.

    Комиссионер - посредник, физическое или юридическое лицо, совершающее за определенное вознаграждение (комиссионное вознаг­раждение) сделки в пользу и за счет комитента, но от своего имени.

    Комитент - лицо (обычно производитель или собственник то­вара), дающее поручение другому лицу (комиссионеру) заключить определенную сделку или ряд сделок от имени последнего, но за счет комитента.

    Делькредере. Отношения между комиссионером и комитентом, регули­руемые договором комиссии, могут включать и обязательство, которое комиссионер дает комитенту и содержание которого сводится к гарантии того, что заключаемый комиссионером до­говор с какой-либо третьей стороной будет исполнен. Такое обя­зательство (вернее - ручательство) называется делькредере и предполагает передачу комиссионеру дополнительного вознаг­раждения.

    Индент. В межстрановых отношениях нередко используют такти­ку разовых комиссионных поручений - индентов. Это разно­видность комиссионной операции, когда импортер одной стра­ны дает поручение комиссионеру другой страны на покупку определенной партии какого-либо конкретного товара.

    Консигнация. К комиссионным операциям относят и операции кон­сигнации. Это вид торгово-посреднической операции, когда консигнатор (посредник) продает товар со своего склада на осно­ве договора поручения (реже - консигнационного соглашения).

    Консигнатор обычно действует в сфере отношений между консигнантом и розничными торговцами. Деятельность консигна­тора, которым обычно является собственник складских помеще­ний и одновременно купец-оптовик, сводится к тому, что он при­нимает у консигнанта товары на ответственное хранение с целью их последующей реализации (обычно - оптом). Но при этом дает обязательство не продать, а лишь предложить товар потенциаль­ному покупателю при первой появившейся возможности (при упущенной возможности он обычно несет ответственность).

    Схема взаимоотношений при осуществлении консигнаци­онной операции такова (рис. 2):







                Рисунок 2. Схема отношений производителя и потребителя с участием посредника

    Наибольшее распространение консигнация получила в сфе­ре оптовых поставок розничным торговцам (в этом смысле кон­сигнационные склады можно сравнить с российскими оптовы­ми базами). Крупные комиссионные фирмы обычно наряду с по­средническими оказывают и другие виды услуг - принимают на себя ответственность за транспортировку, осуществляют страхование, гарантийное обслуживание и т.д.

    Довольно часто посредники выступают в форме оптови­ков-купцов (в США, к примеру, на их долю приходится более половины общего оптового оборота).

    Оптовики-купцы — независимые коммерческие предпри­ятия, приобретающие право собственности на все товары, с ко­торыми они имеют дело. Это профессиональный вид предпри­нимательской деятельности. Предпринимательский доход скла­дывается из разницы между оптовой ценой покупки товаров оп­товиком-купцом и оптовой ценой продажи. Оптовик-купец обычно продает товар розничным торговцам. Оптовики-купцы функционируют в различных формах: 1) оптовая фирма, 2) оптовый дистрибьютор, 3) снабженческий (торговый) дом.

    Торговый маклер - это предприниматель-посредник, ко­торый сам не участвует в заключение сделки, а только указы­вает на возможность ее заключения. Обычно его функции сво­дятся к тому, что он лишь сводит партнеров по сделке. Пред­принимательский доход он получает в форме маклерского воз­награждения, размер которого зависит от суммы заключенной сделки. Маклер также занимается посреднической деятель­ностью при заключении торговых сделок на биржах. Обычно маклер на российских биржах ведет торги.

    Дистрибьютор - посредник, специализирующийся на приобретении товаров у производителей и реализующий их (распределяющий) своим постоянным клиентам. Различают ди­стрибьюторов товаров промышленного назначения (их партне­рами являются предприниматели, производящие товары, гото­вые к потреблению) и дистрибьюторов, продающих товары роз­ничным торговцам.

    Весьма распространенной формой посреднических опера­ций служит дилерство. К дилерам относятся посреднические структуры, под которыми могут пониматься как юридические, так и физические лица. Обычно дилер осуществляет перепрода­жу товаров от своего имени и за свой счет. Дилерская прибыль об­разуется за счет разницы между ценой приобретения товаров и ценой продажи товаров самим дилером. По особому договору с продавцами дилер может предоставлять им информацию о рын­ке, оказывать услуги по рекламе, а также осуществлять после­продажное обслуживание реализуемых товаров.

    К посредникам относятся также и джобберы - субъекты посреднической сферы, которые обладают запасами готовой продукции, обеспечивают хранение и поставку (транспортиров­ку) товаров. Однако основные принципы их деятельности ана­логичны агентским функциям. Обращение к услугам джоббе­ров целесообразно в том случае, если для производителя по ка­ким-либо причинам неэффективно создавать собственную сбы­товую сеть (сеть продавцов), или же в случае, когда он стре­мится выйти за рамки той территории, где расположены его соб­ственные сбытовые (торговые) учреждения.

    Посылторговец - предприниматель-посредник, который занимается реализацией товаров путем рассылки каталогов то­варов потенциальным покупателям. В этом случае посредник должен предусмотреть наличие у него складского помещения. Кроме того, обычно предусматривается наличие (или возмож­ность использования) какого-либо эффективного вида транс­порта.

    Торговый представитель как самостоятельный предпри­ниматель также относится к категории посредников. Он одно­временно может представлять интересы нескольких принци­палов.

    Коммивояжер - предприниматель-посредник, который не только продает, но и доставляет товар покупателю (продажа с доставкой). К коммивояжерам обычно относят разъездных пред­ставителей торговых фирм, которые предлагают покупателям товары по имеющимся образцам. Коммивояжеры обеспечива­ют достаточно эффективную рекламу товарам и создают проч­ные каналы сбыта продукции, а также ее послепродажного об­служивания.

    Аукционная форма торговли также относится к категории посреднических операций. В осуществлении таких операций участвуют три субъекта взаимоотношений (рис. 3).

    Аукционатор - лицо, передающее товар аукционисту по дого­вору для его последующей реализации на аукционе в соответствии с условиями договора и правилами аукциона. Аукционист - лицо, проводящее аукцион. Аукционеры - участвующие в аукционе потенциальные поку­патели.







                            Рисунок 3. Схема отношений при аукционной сделке.

    Аукцион представляет собой публичный торг. Это соревнование покупателей за право приобретения товара, вы­ставляемого на аукционную продажу. Товары, выставляемые на аукцион, имеют стартовую цену и обычно предлагаются к про­даже лотами.

    Стартовая цена - начальная цена, назначаемая аукционатором и аукционистом в аукционном договоре, с которой начинается торг во время проведения аукциона.

    Лот - неделимая партия товара, выставляемая на аукционную продажу. Все лоты под номерами обычно выставляются для предва­рительного осмотра до начала аукциона. Товар (лот) считается про­данным после третьего удара молотка аукциониста тому аукционеру, который предложил наивысшую цену. На международные аукционы выставляются пушнина, скаковые лошади, пряности, чай, табак, шерсть, ряд других товаров, включая антиквариат.

    Биржевое предпринимательство по сравнению с други­ми формами профессиональной предпринимательской деятель­ности имеет ряд специфических особенностей, что позволяет выделить его в особый тип и классифицировать как самостоя­тельное направление деловой практики. Во-первых, биржи представляют собой посреднические структуры. При этом, однако, они выделяются из всего ряда по­средников тем, что практически ни один предприниматель не обходится без обращения к ним. Во-вторых, биржи обслужива­ют клиентов – это их главная функция.

    Вывод. Предпринимательская деятельность может осуществляться, как мы уже отмечали, в различных фор­мах. Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к по­требителю в целостный и достаточно эффективный про­цесс.

    ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

            2.1. Сущность и социально-экономические формы предприятия. 

    В рамках частной собственности в соответствии с российским зако­нодательством предприятия могут принимать самые разнообразные организа­ционно-правовые формы.

    Индивидуальное предприятие. Речь идет об индивидуальном предприятии, то есть о той форме частной собственности, которая во всех своих проявлениях выходит на единственного хозяина - собственника предприятия. Организовав предпри­ятие, такое физическое лицо несет все необходимые затраты по его организа­ции и функционированию, равно как и единолично присваивает и распоряжа­ется всем полученным доходом. Поэтому индивидуальным предприятием является такое предприятие, у которого единственный собственник, имеющий исключительное право владеть и распоряжаться как своим имуществом, так и присваивать результаты хозяйственной деятельности, равно как и нести всю полноту ответственности всем своим имуществом за любые убытки, которые терпит предприятие.

    Индивидуальные предприятия, как правило, характерны для малого биз­неса. При этом это может быть такое предприятие, на котором собственник одновременно выступает и как работник, когда труд и капитал персонифици­руются в одном и том же лице. Сюда же относятся семейные фирмы и мелкие предприятия, когда один из членов семьи выступает от имени семьи как юри­дическое лицо, ответственное за его хозяйственную деятельность.

    Единоличное предприятие может базироваться на собственности одного лица и найме рабочей силы. В этом случае капитал нанимает труд, который ограничивается присвоением исключительно заработной платы, тогда как ре­зультаты хозяйственной деятельности присваиваются единолично собствен­ником предприятия. Поэтому индивидуальные предприятия могут варьиро­ваться по характеру хозяйственной деятельности в широком диапазоне, начи­ная с хозяйственной единицы, базирующейся на труде только его собственни­ка, и кончая предпринимательской деятельностью, основанной на найме де­сятков и сотен работников.

    Товарищества. В условиях, когда у тех или иных лиц оказывается недостаточно капита­ла, чтобы открыть дело, или его не хватает для расширения деятельности уже функционирующего предприятия, они объединяют свои капиталы и создают различного рода товарищества. Наиболее известные из них - это товарищества с полной ответственностью и товарищества с ограниченной ответственно­стью. Данная форма организации предприятия базируется на партнерской или толевой частной собственности на средства производства. В данном случае происходит раздвоение отношений собственности. С одной стороны, каждый участник товарищества владеет вполне определенной частью собственности, в соответщтвии с которой он и присваивает соразмерную его капиталу величину дохода от результатов хозяйственной деятельности, с другой стороны, отно­шения распоряжения имуществом и хозяйственной деятельностью товари­щества осуществляются совместно всеми участниками данного предприятия.

    Полное товарищество или товарищество с полной ответственностью, предполагает организацию предприятия, находящегося в совместной собст­венности двух или более лиц, которые несут всю полноту ответственности за результаты хозяйственной деятельности не только в рамках своей доли или имущества предприятия, но и всем своим имуществом, имуществом всех партнеров. Поэтому если предприятие несет убытки, то их возмещение осу­ществляется в соответствии с тем, что каждый из партнеров лично ответстве­нен за все долги предприятия, вне зависимости от его доли участия или фор­мы участия в хозяйственной деятельности. Партнер по бизнесу в данном слу­чае ставит на карту все свое собственное имущество. При этом полное това­рищество не является юридическим лицом, таковым остаются участники пол­ного товарищества.

    Смешанное товарищество или товарищество на вере (коммандитное товарищество). В отличие от полного товарищества участ­ники смешанного товарищества подразделяются на две группы: полных това­рищей и участников-вкладчиков. Полные товарищи несут солидарную ответ­ственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, тогда как участники-вкладчики - только в пределах величины своих вкладов в това­рищество. При этом последние не отвечают по имущественным обязательст­вам полных товарищей. Коммандитное товарищество может создаваться как физическими, так и юридическими лицами, но последние сохраняют за собой самостоятельность и права юридического лица.

     Общество с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов физических и юридических лиц. Его участники не отвечают по обяза­тельствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью обще­ства, в пределах своих вкладов. В отличие от товариществ общество с ограни­ченной ответственностью является самостоятельным юридическим лицом, ко­торое несет всю полноту ответственности по обязательствам имуществом об­щества.

    Общество с дополнительной ответственностью состоит из капитала, разделенного на доли между его участниками, которые солидарно несут суб-сидарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкрот­стве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкла­дам.

    Открытое акционерное общество. На основе корпоративной частной собственности формируются предпри­ятия, называемые акционерными обществами открытого типа, которые представляют собой объединения физических и юридических лиц для совме­стной хозяйственной деятельности. Имущественную ответственность каждый участник такого общества несет в пределах принадлежащих ему акций, кото­рые он может отчуждать без согласия других акционеров. Юридические лица, - акционеры - сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Дос­тоинства акционерного общества открытого типа заключаются в том, что оно продолжает существовать до тех пор, пока не будет реорганизовано или лик­видировано. Причем может происходить многократная ротация, обновление участников корпоративной собственности. Вне зависимости от смены собст­венников акционерное общество продолжает функционировать.

    Закрытое акционерное общество. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или любого заранее определенного круга лиц, признается за­крытым акционерным обществом. Число участников такого общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных общест­вах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционер­ное общество.

    Кооператив. Производственные кооперативы (артели) образуются путем добро­вольного объединения граждан на основе членства для совместной производ­ственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов. Уставом кооператива может предусматриваться создание не­делимых фондов, используемых на достижение тех или иных целей.

    Государственные и муниципальные предприятия. Среди предприятий, базирующихся на общественной собственности, не­обходимо назвать государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия. Первые функционируют на основе государственной собственности, имущество принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ве­ления или оперативного управления. Унитарные предприятия отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом и не несут ответ­ственности по обязательствам собственника его имущества. Предприятия ме­стного значения являются муниципальной собственностью и функционируют также на основе хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Народные, коллективные предприятия. Что касается коллективных предприятий, то прообразом таких предпри­ятий являются колхозы, а также народные предприятия в странах Запада. Правда, колхозы могут быть отнесены к такой форме пока что по формальным признакам, так как до самого последнего времени они функционировали на принципах управления государственной собственностью и не могли проявить себя как полностью самостоятельные предприятия, базирующиеся на коллек­тивной форме собственности.

    В настоящее время коллективные предприятия изначально не могут соз­даваться на основе трансформации государственных предприятий, так как российское законодательство, в частности, Гражданский кодекс Российской Федерации, не предусматривает создание таких предприятий. На Западе, включая США, напротив, создаются благоприятные экономические и право­вые предпосылки для стимулирования трансформации частных предприятий в так называемые "народные предприятия" путем распространения на льготных условиях акций среди их работников, и, прежде всего рабочих.

    Коллективные или народные предприятия, как и предприятия корпо­ративного типа, существуют до момента либо реорганизации, либо ликвида­ции предприятия. В отличие от корпорации владельцами акций коллективных предприятий могут быть только работники, занятые на данном конкретном предприятии Па народных предприятиях тоже могут беспрерывно обновлять­ся грудовые коллективы, тогда как предприятие продолжает функциониро­вав. ибо акции покидающих данное предприятие работников остаются в распоряжении трудового коллектива и распределяются среди вновь поступивших на работу либо между уже работающими.

    Повышение образовательного и культурного уровня населения и необхо­димость максимального использования потенций, заложенных в современных технологиях и технике, вызывают возрастающее внимание к человеческому фактору или человеческому капиталу, который проявляется, в частности, в происходящих изменениях в системах организации труда на предприятиях. Высокий уровень квалификации и образованности работников, стремление к наиболее полной самореализации личности в труде вызывает необходимость изменения положения наемного работника в производстве, его роли в органи­зации и управлении производственной деятельностью, в системе отношений собственности на средства производства.

    Отсюда проистекает всемерная поддержка со стороны государственных структур развития малого бизнеса и создания благоприятных условий для участия работников, прежде всего рабочих, во владении акциями. В послед­нем случае речь идет о так называемых "народных предприятиях", базирую­щихся на коллективной собственности на средства производства. В других случаях там, где проявление собственности не может обеспечить рабочим не­обходимого участия в развитии предприятия, особое внимание уделяется во­просам участия рабочих в решении технических проблем, в организации и управлении локальными производственными процессами. Все это, в конечном счете, направлено на повышение отдачи и эксплуатации человеческого капи­тала как в интересах повышения прибыльности компаний и доходов наемных работников через заработную плату и участие в прибылях, так и с целью обеспечения роста удовлетворенности работника своей трудовой деятельно­стью как важнейшего и решающего способа самореализации личности.

     

                                              2.2. Виды предприятий

    В России в процессе разгосударствления экономики самой важной социально-экономической целью является передача значительной части государственной собственности трудовым коллективам. Это основной путь преодоления отчуждения трудящихся от собственности на средства производства и результатов труда, от самого процесса труда, от управления производством, от экономической власти и т.д.

    Законами России определены три основных вида предприятий: государственное, коллективное и индивидуальное. При этом последняя группа имеет возможность создания индивидуального, семейного и частного предприятия. Если более широко рассмотреть данный вопрос, то можно выделить следующие виды предприятий:

    1. Арендные и коллективные. Аренда - первичный механизм разгосударствления собственности, средство образования и умножения коллективной собственности.

    В соответствии с договором государство может передавать на 10-15 лет в аренду за соответствующую плату во временное пользование и владение трудовому коллективу предприятия, производственные фонды и оборотные средства. В арендном предприятии учредителем его становится трудовой коллектив, который регистрируется как организация арендаторов, то есть как самостоятельное юридическое лицо. Арендный коллектив стремится улучшать и развивать производство. Он имеет больше самостоятельности по сравнению с арендным предприятием.

    2. Акционерные товарищества и товарищества с ограниченной ответственностью.

    В социально ориентированной рыночной экономике акционерная собственность может выполнять следующие функции:

    - она позволяет расширять источники накопления за счет денежных средств населения путем купли-продажи акций;

    - акционерное предпринимательство содействует демократизации управлением предприятием, содействует созданию материально-технической базы, усилению заинтересованности работающих в лучшем использовании средств производства, рабочего времени;

    - устраняет диспропорцию в экономике между спросом и предложением, между группой А и В;

    - более эффективно регулируется количество денег, а также эта форма содействует развитию товарно-денежных отношений.

    На России существуют такие виды акционерных товариществ: акционерные товарищества открытого типа, где акции распространяются путем открытой подписки, то есть путем купли-продажи на бирже; акционерные товарищества закрытого типа, акции которых распространяются лишь среди своих учредителей.

    Их создают юридические и физические лица, когда они ищут выгоду в совместной деятельности на рынке, однако не желают терять своей самостоятельности.

    3. Товарищества с ограниченной ответственностью.

    Это замкнутые товарищества, которые создаются объединением паевых взносов. Здесь акции не выпускаются, дивиденды не устанавливаются, а прибыль распределяется пропорционально к взносам учредителей, которые отвечают по обязательствам предприятия лишь величиной вложенного капитала. Именно это делает эту форму предприятия привлекательной и удобной.

    До начала регистрации товарищества каждый учредитель должен внести не менее 30% своего взноса на банковский счет. Только после этого оно регистрируется в исполкоме народных депутатов по месту его нахождения.

    В соответствии с формами собственности в России могут действовать предприятия следующих видов:

    - индивидуальные, основанные на личной собственности и на его труде;

    - семейные, основанные на собственности и труде граждан одной семьи, проживающих совместно;

    - частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы;

    - коллективное, основанное на собственности трудового коллектива, кооператива или другого уставного общества;

    - государственное или коммунальное, основанное на собственности административно-территориальных единиц;

    - государственное предприятие, основанное на республиканской (общегосударственной) собственности;

    - совместное, основанное на базе объединения имущества разных форм собственности (смешанная форма собственности).

    В зависимости от объемов производства, количества рабочих предприятие может быть малым, средним, крупным. Малые предприятия - численностью до 200 работающих (в промышленности и строительстве), до 50 человек (В других отраслях производственной сферы), до 100 человек (в науке), до 25 человек (непроизводственная сфера), до 15 человек (розничная торговля).

    Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:

    1) ассоциация - договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности; ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную деятельность любого из ее участников;

    2) корпорация - договорное объединение на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий, центральным регулированием деятельности каждого из участников;

    3) консорциум - временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;

    4) концерн - уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и др. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.

     Переход от командно-административной системы управления к экономическим методам на всех уровнях требует широкой демократизации всей системы хозяйственной деятельности, осуществления управления через интересы, всестороннюю активизацию работников - членов трудового коллектива. Поэтому большое значение имеет внедрение на предприятии самоуправления.

     

     

    Глава 3. Роль предпринимательства в современных условиях

    рыночных отношений


    Рынок представляет собой сферу товарного обмена, форму экономических связей производителей и потребителей. Рынок существует со времени возникновения и развития товарного хозяйства, разделения труда, появления обособленных и самостоятельных производителей. Для рынка характерна свободная купля-продажа, выбор партнера-поставщика или покупателя, преобладание свободных цен, свободный доступ к производственным ресурсам. Объективный экономический закон спроса и предложения, законы стоимости и денежного обращения через рыночный механизм приводят предложение в соответствие со спросом обеспечивают полное его удовлетворение через цены, увеличение или уменьшение объема производства, изменение его структуры. Развитие рынка и рыночных отношений способствует оздоровлению и укреплению экономики, финансовой системы, покупательской способности рубля, воздействию на товаропроизводителей, более полному удовлетворению общественных и личных потребностей. Рынок средств производства и потребления позволяет и заставляет производить высококачественную продукцию и реализовывать ее в условиях конкуренции по доступным ценам. Таким образом, рынок выступает как система экономических отношений, обеспечивающая взаимосвязь производства с потреблением посредством процессов купли-продажи товаров-капиталов, рабочей силы и так далее. Рынок выступает так же как система экономического принуждения к эффективному высокопроизводительному труду, поощрения инициативы и предприимчивости, стремления к научным и техническим новинкам.

    При условии социальной защищенности населения рынок является движущей силой подъема экономики.

    Основой развития современной рыночной экономики, является предпринимательская деятельность хозяйствующих субъектов, определяемых как категория физических и юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность.

    Развитие предпринимательства должно быть одной из основных, если не самой главной, заботой органов местного самоуправления, потому что от уровня развития предпринимательства зависит наполняемость местного бюджета, а значит, выполнение социальных задач. От этого зависит занятость населения, соответственно — улучшение социальной обстановки, снижение напряженности. Развитие конкуренции влечет развитие технологий, а вместе с ним общее развитие общества; предприниматели — один из наиболее стабильных и устойчивых классов в обществе, его опора, наконец, предпринимательство — основа благотворительности и меценатства.

    Предпринимательство, в том числе и российское, имеет многовековую историю. Со временем оно меняло или развивало свои формы, но при этом сохраняло свою сущность. Теорией предпринимательства ученые разных стран занимались с XVII века. Основные положения этих теорий следующие:

    ·   роль предпринимательства — преобразование производства на базе использования новых технологий и техники;

    ·   предпринимательство присуще всем общественно-экономическим формациям;

    ·   хозяйственно-политическая среда оказывает решающую роль в становлении предпринимательства.

    Буквально до недавнего времени предприниматель как хозяйствующий субъект, свободный и самостоятельный товаропроизводитель недооценивался отечественной экономической наукой, не рассматривался в экономических исследованиях. То же самое можно сказать и о системе государственной поддержки предпринимательства.

    Предпринимательство выросло из мелкого бизнеса. Однако не все вновь созданные малые предприятия успешно функционируют. Значительная часть из них не находит своей ниши на рынке, не способна выжить в конкурентной среде и после непродолжительного периода своей работы закрывается. С учетом значения малого предпринимательства развитые промышленные страны оказывают ему широкую правовую, финансовую и организационную поддержку. Для этой цели создаются специальные комитеты, промышлено-торговые палаты, фонды, инвестиционные компании малого бизнеса, вводятся для малых предприятий налоговые и другие льготы, оказывается значительная финансовая поддержка, ограничивается деятельность монопольных структур. Более подробно речь об этом пойдет в следующих разделах настоящего пособия.

    Анализ роли предпринимательства в становлении и функционировании рыночной экономики, а также опыта поддержки предпринимательства в развитых странах, позволяет сделать следующие выводы:

    1. Предпринимательство является основным фактором формирования конкурентной среды и развития рыночной экономики, одновременно способствуя повышению занятости населения и улучшению социальной обстановки. Предпринимательская деятельность формирует новый тип делового человека (собственника), обладающего обостренной интуицией, способного ради получения прибыли пойти на риск, быстро реагирующего на изменения конъюнктуры рынка, смело принимающего упреждающие действия, социально ориентированного.

    2. В России основным источником первоначального накопления капитала в сфере предпринимательской деятельности являлась (и пока еще в значительной мере является) трансформация государственной собственности (приватизация). Этот — в принципе единственно правильный — путь перехода от плановой государственной к рыночной экономике, к сожалению, нередко сопряжен со значительным распространением предпринимательства, имеющего криминогенный характер. Одной из причин этого является неспособность государства полностью контролировать сложный процесс трансформации огромных массивов государственной собственности.

    3. Углубление экономической реформы и становление рыночного хозяйства на региональном уровне при преобладании государственного монополизма наиболее эффективно достигается за счет формирования конкурентной среды путем развития института предпринимательства, создания условий для функционирования малого бизнеса.

    4. Предпринимательство  —  важный элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично развиваться. Поэтому на ранних стадиях развития рыночных отношений нарождающиеся предпринимательские структуры нуждаются в государственной поддержке.

    5. Опыт развития мировой и отечественной экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Малые предприятия различных форм собственности играют важную роль в нейтрализации монополизма, создании новых рабочих мест, оздоровлении окружающей среды. Именно на этой базе возможно осуществить структурную перестройку экономики и одновременно сформировать социальную базу реформ.

    6. Поддержка предпринимательства является в первую очередь задачей регионов и муниципалитетов. Получив большую самостоятельность, регионы вышли из-под опеки центральных органов, а местное самоуправление вовсе выделено в самостоятельный институт публичной власти, не находящийся в подчинении власти государственной. Поэтому задача экономического и социального развития территории в условиях формирующегося рынка полностью легла на субъекты Федерации и муниципальные образования.

    7. Эффективное рыночное хозяйствование в масштабах регионов и отдельных территорий возможно лишь в том случае, если на рынках товаров и услуг возникает и поддерживается сбалансированная структура, включающая наряду с крупными предприятиями достаточное количество устойчивых предприятий малого бизнеса, которые в решающей степени обеспечивают сохранение рынка, как конкретной среды свободного предпринимательства, и помогают решать социальные проблемы.

    Все вышеизложенное свидетельствует о том, что решение любых задач, стоящих перед государством в целом, перед регионами или перед конкретными муниципалитетами, — будь это проблемы занятости населения, повышения его благосостояния, развития сети услуг, или оказание социальной помощи нуждающимся, развитие культуры и так далее — достигается в первую очередь за счет развития предпринимательства. Соответственно и государство, и местное самоуправление не только должны быть заинтересованы в его развитии, но и активно содействовать этому процессу. Данное содействие предполагает осознание необходимости предпринимательства, а также проявление воли органами государственного управления и местного самоуправления, и самое главное — владение соответствующими механизмами и инструментами, с помощью которых осуществляется это активное содействие.

    Одним из важных аспектов рассматриваемого вопроса является анализ форм и методов прогнозирования территориальных программ развития предпринимательства. Проблемы прогнозирования таких территориальных программ исследуются зарубежными учеными уже более ста лет. Речь при этом идет в первую очередь о размещении отдельных предприятий различных отраслей народного хозяйства на территориях с точки зрения стремления к наименьшим издержкам производства или получению максимальной прибыли. Была предпринята попытка создать теорию роста экономики региона. Создана новая экономическая дисциплина “региональная экономика”, в исследованиях нашли применение экономико-математические методы и модели. Однако в работах зарубежных ученых регион рассматривается нередко изолированно, без учета того, что он является частью общей народнохозяйственной системы, что может привести к решениям, неблагоприятным для страны в целом.








    .

                                                  

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В настоящее время многое говорится о возрождении рос­сийского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Рос­сии, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.) была предпринята в процессе реализации так называемой но­вой экономической политики (НЭП), единственной - как пред­ставлялось в то время - формы вывода России из экономиче­ского и социального кризиса.

    Наличие в любом обществе условий для предприниматель­ства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса - это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания про­грессивного характера предпринимательства со стороны пред­ставителей властных структур, определяющих, разрабатыва­ющих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства. Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее России - за предпринимательством. Будущее России - за всеми нами и во многом будет опреде­ляться нашей способностью выработать эффективную концеп­цию бытоуложения. Но будущее России - и за предпринима­телями. Поэтому требуется профессиональный подход каждо­го, кто решил заняться этой формой экономической деятельно­сти, к исполнению своих предпринимательских функций. Рациональная система организационно-право-вой деятельности, организации, планирования  и  управления   имеет  важное  значение для  повышения  эффективности  производства. В условиях  рыночной  экономики  центр  экономической  деятельности  перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом   уровне создаются все необходимые  обществу блага  и  решаются вопросы  рационального  использования  ресурсов, а  так же  мероприятия  по  совершенствованию  технологии, средств  механизации и  автоматизации  производства,  систем  управления  и  снижение  затрат  до  минимума.

    Для разрешения  этих  вопросов  разрабатываются бизнес-планы, применяется  маркетинг, осуществляется  эффективное  управление  предприятием с учетом организационно-правовой формы предприятия

    Все  это требует  глубоких  правовых знаний,  потому  что  в  условиях  рыночных  отношений  сможет  выжить  лишь тот,  кто  наиболее  грамотно  определит  требования  рынка и  организует  производство и реализацию, нужных  рынку  товаров без нарушения правовых норм.






     


                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Конституция Российской Федерации. - М., 1994.

    2. Гражданский Кодекс РФ. - М., 2005.

    3. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ//Энциклопедия российского права, 2003.

    4. Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ) //Энциклопедия российского права, 2003.

    5. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М., 1991.

    6. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс.  - М., 2001.

    7. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса//Вопросы  экономики, 2002. - № 7.

    8. Грачев И. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит, 2001. - № 1.

    9. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. - М., 1996.

    10.   Иващенко А. А. Товарная биржа. - М., 1998.

    11.   Карлоф Б. Деловая стратегия.   - М., 1991.

    12.   Котлер Ф. Основы маркетинга. – М. 1990.

    13.   Кадзума Т.  Вечный дух предпринимательства. Прак­тическая философия бизнесмена. - М., 1990.

    14.   Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1984.

    15.   Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства//Вестник МГУ, 200. - № 2.

    16.   Прохоров В. Развитие малого бизнеса//Экономика и жизнь, 2001. - № 34.

    17.   Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М., 1994.

    18.   Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М. , 1993 .              



     

    [1] Хизрич Р, Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. - М., 2001, с. 20.

    [2] См. там же.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Предпринимательство ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.