Оглавление
Введение. 3
Глава 1.
Принципы и методы работы с резервом. 5
1.1
Подготовка руководящих кадров. 5
1.2 Работа с
молодыми специалистами. 12
1.3.
Организация конкурсов специалистов. 15
Глава 2.
Работа с кадровым резервом за рубежом. 18
2.1
Аттестация кадров. 18
2.2
Планирование карьеры.. 20
2.3 Методы
подбора персонала. 23
Глава 3.
Автоматизированная экспертная система отбора кадров. 29
Заключение. 31
Список
литературы.. 32
Целью данной курсовой работы является изучение системы
работы с кадровым резервом и подготовка руководящих кадров.
Кадровый резерв - группа работников:
1. потенциально
способных к руководящей деятельности;
2. отвечающих
требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга;
3. подвергшихся
отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Резерв руководителей - группа сотрудников организации,
обладающих потенциалом для занятия в перспективе руководящей должности,
определенная в результате формального селекционного процесса.
В народном хозяйстве нашей страны занято большое количество
высококвалифицированных специалистов и хозяйственных руководителей. Рост их
числа выступает одним из важных факторов повышения эффективности всего
общественного развития. За годы десятой пятилетки проделана значительная работа
по дальнейшему улучшению качественного состава и расстановки руководящих
кадров, повышению их квалификации.
Эффективное использование кадров управления в народном
хозяйстве предполагает их экономически обоснованное распределение по предприятиям,
отраслям, экономическим районам, рациональное использование в соответствии с
уровнем приобретенных знаний, квалификации и профессией, применение кадров
управления на тех участках, где их труд будет использован с большей отдачей,
создание условий для повышения производительности их труда.
Предметом исследования является кадровая политика
организаций, система их работы с кадровым резервом, а также подготовка
руководящих должностей.
Задачами данной курсовой работы является рассмотрения
принципов и методов работы кадровой службы, как проходит подготовка руководящих
кадров, отбор молодых специалистов на должность руководителя. Так же будет
рассмотрено, как проходит работа с кадровым резервом за рубежом, планирование
карьеры и методы подбора персонала и автоматизация системы отбора кадров.
Данная курсовая работа состоит из трех глав, введения,
заключения и списка литературы. В первой главе будут рассмотрены общие сведенья
о работе с системой кадрового резерва. Во второй главе – работа с кадровым
резервом за рубежом. А в третей – Автоматизация системы отбора кадров.
Под резервом руководящих кадров понимают
специально сформированную группу работников, которая по качествам соответствует
требованиям, предъявляемым к руководителям определенного ранга, которые прошли
аттестационный отбор, специальную управленческую подготовку и достигли
положительных результатов в производственной деятельности. Работа с резервом
кадров для выдвижения строится на определенных принципах и предусматривает
несколько этапов.
Общие принципы работы с резервом
руководителей:
♦ подбор кандидатов в состав
резерва по их нравственно-психологическим и деловым качествам для решения
задачи постоянного улучшения качественного состава руководителей;
♦ соблюдение возрастного и
образовательного цензов кандидатов на выдвижение. С учетом того, что подготовка
профессионального руководителя на базе высшей школы занимает 4-6 лет, а расцвет
творческой деятельности человека наступает в 35-40 лет, возраст кандидатов в
резерв для выдвижения в руководители среднего уровня управления не должен
превышать 25-30 лет;
♦ рациональное определение
оптимальной структуры и состава резерва с учетом того, что на каждую
руководящую должность необходимо иметь не менее двух-трех кандидатов;
♦ регулярный и систематический
поиск кандидатов в резерв руководителей на основе широкой гласности в
организации работы с резервом для выдвижения.
При принятии решения о зачислении кандидата в
состав резерва учитываются: итоги производственной деятельности вверенного ему
участка работы; выводы последней аттестации; результаты изучения работника
путем личного общения, а также отзывов о нем непосредственных начальников,
коллег и подчиненных; итоги исследований общественного мнения о кандидатах в
руководители; результаты изучения личного дела, психологического тестирования и
другие материалы, характеризующие деловые и личностные качества работника.
Применяются также практические методы:
назначение кандидата руководителем коллектива, выполняющего временную задачу;
замещение отсутствующего руководителя на время его командировки, болезни,
отпуска; стажировка, дублерство и др. Методы подбора кандидатов в резерв схематически
показаны на рис. 1.
Рис. 1. Классификация методов подбора
кандидатов в резерв руководящих кадров
Наибольшее распространение получили такие методы:
1. биографический,
или метод изучения документов работника;
2. получение
произвольных устных и письменных характеристик, или "интервью";
3. обобщение
независимых экспертных мнений;
4. психологическое
тестирование и самооценка работника.
Биографический метод состоит в изучении объективных
показателей личности работника по его документам. Он позволяет получить данные,
связанные с передвижением работника по должностям и профессиям, с его
образованием, квалификацией и другими показателями. Однако этот метод дает
неполную картину данных; он не позволяет получить достаточное количество
информации об уровне развития личностно-деловых свойств и качеств работника.
Метод "интервью" позволяет расширить
систему получаемых показателей, однако при этом данные о работнике будут не
объективными, а преломленными, учитывая отношение людей, обеспечивающих
получение необходимой информации. Это затрудняет формирование представления о
работнике с объективных позиций. Метод "интервью" используется как
основной в практике деятельности кадровых работников при подборе кандидатов в
резерв на выдвижение.
В процессе осуществления подбора кандидатов представители
отдела кадров ведут длительные беседы с работниками разного уровня по заранее
разработанному сценарию. Основная задача таких бесед состоит в получении
большего количества информации об изучаемом работнике с различных точек зрения
и по разным направлениям его деятельности.
В последнее время широко применяются методы обобщения
независимых суждений, или независимых экспертных мнений. В качестве
экспертов привлекаются работники предприятия, хорошо знающие изучаемого
работника по совместной работе и обладающие независимым суждением. Их опрос
осуществляется по специально разработанной анкете, и полученная информация
после соответствующей обработки используется как дополнительный источник для
принятия решения по индивидуальной работе, профессиональному продвижению
работника и т. д.
И наконец, для получения объективной информации о
возможностях и способностях работника часто используются методы
психологического тестирования, в процессе которых изучаются его
личностно-деловые характеристики. Применение таких методов требует особой
предварительной подготовки работников, осуществляющих тестирование, и
работников, проходящих его. Указанная работа проводится
специалистами-психологами или социологами.
Работа по изучению личностно-деловых качеств работника
требует определенной квалификационной подготовки специалистов кадровых служб и
изменения содержания трудовых функций кадровика. Новые требования к квалификации
кадровиков предполагают:
·
наличие практически доступных методик проведения тестирования
работников или опроса экспертов;
·
умение работников по кадрам обеспечить проведение инструктажа и
подготовительной работы по осуществлению тестирования или опроса экспертов;
·
создание системы накопления информационного фонда и его обработки
для получения наглядных результатов деятельности кадровиков в получении информации
о степени развития личностно-деловых качеств работника;
·
совершенствование системы работы с кадрами с целью повышения их
творческой отдачи и развития способностей.
При формировании резерва руководящих кадров необходимо
определить базовые должности для каждой категории руководителей, а
также источники комплектования резерва для выдвижения. Например, для замещения
должности начальника участка базовой является должность мастера, начальника
цеха — должность начальника участка и т. д.
Источниками резерва руководящих кадров являются:
·
работники, прошедшие аттестацию и рекомендованные для выдвижения;
·
молодые специалисты, проявившие себя на практической работе;
·
заместители руководителей разного ранга;
·
работники предприятия (организации), оканчивающие высшие учебные
заведения без отрыва от производства, и др.
Структура резерва руководящих кадров определяется
соответствующим уровнем управления и номенклатурой. Перечень должностей, право
назначения на которые имеет руководитель определенного ранга, называется его номенклатурой.
В резерве каждой номенклатуры соответствующий руководитель определяет
права и обязанности должностных лиц, ответственных за формирование и подготовку
резерва руководящих кадров. Так, в условиях промышленного предприятия начальник
участка отвечает за качественный отбор, расстановку и использование
специалистов на должностях мастеров; начальник цеха лично ответствен за
своевременное и качественное замещение должностей начальников участков;
директор завода несет ответственность за создание резерва начальников цехов и
их заместителей. Непосредственную работу по планированию и организации
формирования, подготовки и воспитания резерва руководящих кадров осуществляют
заместитель руководителя организации (предприятия) по кадрам, а также кадровые
службы.
Работа по отбору кандидатов в резерв руководящих кадров
предусматривает несколько этапов:
1. организацию
профессиональной ориентации студентов высших учебных заведений и работников
предприятий (организаций) на профессии управленческой сферы, развитие у них
свойств и качеств, необходимых для освоения будущей профессиональной
деятельности;
2. сбор
информации о кандидатах в резерв для выдвижения, составление развернутой
характеристики на каждого кандидата, создание банка данных о кандидатах в
резерв;
3. оценку
качеств и определение пригодности кандидата к управленческой деятельности,
отбор и зачисление кандидатов в состав резерва для выдвижения.
Одним из важнейших направлений в работе с резервом
руководящих кадров является организация их подготовки. По мере дальнейшего
изменения механизма управления производством закономерно повышаются требования
к профессиональной подготовке современного руководителя. Кроме базовой
подготовки в высшем учебном заведении руководителю любого ранга необходимо еще
приобрести дополнительные знания и навыки в области управленческой
деятельности, что достигается, как правило, путем обучения в различных видах и
формах системы повышения квалификации и переподготовки кадров управления.
Управленческая подготовка является важнейшей составной
частью квалификации руководителя и во многом определяет ее уровень. Выбор
формы обучения кандидатов в резерв зависит от уровня их специального
образования, стажа работы, прохождения ими квалификационной учебы, обучения в
данный момент, а также от возможностей учебно-материальной базы предприятия,
организации, отрасли организовать учебу по соответствующей форме и
профессиональной направленности. Заключение о выборе формы обучения кандидата
в резерв дает отдел кадров с учетом выводов службы профориентации и
профотбора. При этом отдел кадров направляет в отдел подготовки кадров списки
кандидатов на зачисление в резерв. Отдел подготовки кадров разрабатывает
учебные программы и планы, устанавливает сроки обучения и организует учебный
процесс.
Для подготовки резерва руководящих кадров кроме
установленных видов обучения системы повышения квалификации используются
дополнительные формы: учеба в системе соискательства ученых степеней;
организация теоретических семинаров; привлечение работников, зачисленных в
резерв, к преподавательской работе в системе повышения квалификации; обучение
в школах и центрах менеджеров и др.
Основной формой подготовки резерва кадров является
воспитание и обучение специалистов непосредственно на производстве:
1. привлечение
их к разработке предложений по улучшению производственной деятельности
организации (предприятия) в целом или по отдельным вопросам;
2.
направление в родственные организации, на предприятия для изучения опыта
работы;
3.
организация стажировки вновь назначенных руководящих работников у
опытных руководителей организаций и предприятий;
4. привлечение
к подготовке и участию в работе научно-технических советов, семинаров,
совещаний, к выступлению с докладами, рефератами по технической,
экономической, управленческой и другой тематике.
Школы резерва — важное звено в подготовке будущих
руководителей на уровне предприятия, организации, региона. На предприятии
зачисление в школу резерва оформляется приказом руководителя, а возглавляет
ее, как правило, заместитель руководителя по кадрам. Методическое руководство
школами резерва осуществляется службами по подготовке кадров.
Таким образом, процедура принятия обоснованного решения о
выдвижении того или иного работника на руководящую должность из состава резерва
должна предусматривать:
• наличие нескольких кандидатов на данную должность;
• оценку профессионально необходимых качеств
кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью;
• сравнительный анализ оценок качеств кандидатов для
выбора наиболее достойного.
Завершением работы по формированию и подготовке резерва
кадров является выдвижение работника на соответствующую должность. Расстановка
кадров является конечной целью кадровой политики и ключевым звеном всей работы
с кадрами управления.
Важным источником пополнения
руководящих и инженерно-технических кадров организаций и предприятий являются
молодые специалисты с высшим образованием.
Работа с ними строится так,
чтобы на каждом этапе обучения студентов их производственная подготовка
осуществлялась совместно с базовыми предприятиями, организациями на принципе
совмещения учебы с производственным трудом с неполным рабочим днем или
неполной рабочей неделей. За время обучения необходимо обеспечить каждому
студенту получение рабочей профессии по профилю специальности, а также
овладение первичными навыками профессиональной деятельности в соответствии с
характером будущей работы на производстве — технологической, эксплуатационной, управленческой,
конструкторской и др. В этой связи кардинального улучшения требует отбор на
учебу наиболее подготовленной части рабочей молодежи предприятий и организаций
на основе развития и совершенствования долговременных форм профессиональной
ориентации на соответствующие профессии, выявления наиболее достойных
претендентов для поступления в высшие учебные заведения нужного профиля.
В целях практического
закрепления профессиональных знаний и навыков в полученной специальности у
выпускников высших учебных заведений, повышения их ответственности за
результаты трудовой деятельности, улучшения использования специалистов на
производстве принято, что после трех лет работы по месту распределения молодой
специалист проходит специальную аттестацию, по результатам которой
определяется его дальнейшая деловая карьера.
Основной задачей совместной
работы организаций, предприятий и высших учебных заведений по подготовке
будущих специалистов производства является обучение их самостоятельному
принятию решений, умению отвечать за свои действия, обеспечение глубоких
профессиональных знаний, а также развитие материальной базы учебных заведений.
Работа с молодыми
специалистами в организациях и на предприятиях проводится следующим образом. На основании
заключенных договоров с соответствующими учебными заведениями начальники
отделов кадров предприятий и организаций совместно с главными инженерами или
заместителями руководителей по кадрам проводят предварительный отбор будущих
молодых специалистов и участвуют в работе комиссий по персональному
распределению при учебных заведениях. Одновременно с приказом о назначении на
должность каждому младшему специалисту назначается наставник из числа
высококвалифицированных мастеров, прорабов и других непосредственных
руководителей на участке работы, а каждому специалисту с высшим образованием —
руководитель стажировки на срок до одного года.
Молодые специалисты,
окончившие техникумы и училища, могут быть направлены на работу в качестве
рабочих в соответствии с перечнями профессий и квалификаций, утвержденными
отраслевыми министерствами и ведомствами. Наставники в течение года работают с
молодыми специалистами, передавая им опыт профессиональной деятельности.
Отдел кадров следит за
своевременным составлением молодым специалистом и его руководителем индивидуального
плана стажировки по полученной специальности и утверждением его одним
из руководителей предприятия. Выполнение индивидуального плана систематически
контролирует руководитель стажировки. Копия плана хранится в личном деле
молодого специалиста. По окончании срока стажировки последний составляет отчет
и представляет его комиссии по подведению итогов стажировки, которая дает
рекомендацию о дальнейшем использовании данного работника. Решение комиссии
оформляется соответствующим приказом.
Основной задачей стажировки
молодых специалистов является
приобретение ими необходимых практических и организаторских навыков для
выполнения обязанностей по занимаемой должности, углубление знаний экономики
производства, научной организации труда и управления, ознакомление с научными,
техническими и производственными достижениями. Вместе с тем за время стажировки
выявляются деловые и личностные качества выпускников вуза.
Руководители предприятий
контролируют работу руководителя стажировки и поддерживают связь с вузом,
который окончил молодой специалист. По вопросам совершенствования методики
проведения стажировки отделы кадров представляют вузам соответствующие отчеты
о ходе стажировки.
В целях повышения активности
молодых специалистов в освоении профессиональной деятельности, содействия их
квалификационному и культурному росту на предприятиях и в организациях, где
работает не менее 10 молодых специалистов, создаются советы молодых
специалистов. Эти советы привлекают выпускников вузов к участию в научно-технических
конференциях, различных технических и экономических кружках; уделяют внимание
молодым специалистам, проявившим способности к рационализаторской и
изобретательской работе, содействуют развитию у них творческой инициативы,
постоянному повышению деловой квалификации, созданию условий для скорейшего
приобретения опыта работы и умения руководить трудовыми коллективами. По
истечении одного года работы проводится встреча руководителей организаций,
предприятий с молодыми специалистами для собеседования по результатам работы,
жилищным условиям, вопросам быта и т. д. Главные инженеры и менеджеры по кадрам
организаций и предприятий направляют работу советов молодых специалистов,
контролируют содержание и выполнение планов работы. В объединениях и на
предприятиях, в министерствах и ведомствах создаются комиссии по работе с
молодыми специалистами.
Общая схема работы с молодыми специалистами на предприятии
представлена в приложение 1.
Молодые специалисты, хорошо проявившие себя в практической
работе, являются основным источником пополнения резерва кадров на выдвижение.
Возможны следующие пути продвижения молодого специалиста: работник растет как
специалист, последовательно повышая и углубляя знания по избранной
специальности; работник на определенном этапе своей деятельности в качестве
специалиста может принять на себя выполнение ряда административных функций,
перейдя тем самым в группу руководителей нижнего уровня (функциональное
руководство); молодой специалист продвигается по иерархии должностей линейных
руководителей производства.
С целью повышения
объективности отбора высококвалифицированных специалистов на должности, где
особое значение имеют профессиональные качества работников, рекомендуется
применять конкурсную систему подбора и замещения вакантных должностей. На
основе проведения конкурсов могут замещаться должности специалистов и
руководителей. Руководитель предприятия принимает решение о том, какие
вакантные должности замещаются по конкурсу. Для проведения конкурса решением
руководителя предприятия (структурной единицы объединения) создаются конкурсные
комиссии. В отдельных случаях по решению руководителя предприятия конкурсная
комиссия может проводить конкурс на замещение нескольких вакантных должностей.
В состав комиссии включаются представители администрации и высококвалифицированные
специалисты соответствующего профиля.
Основная задача конкурсной
комиссии — дать руководителю
предприятия рекомендации о назначении на должность конкретного лица из числа
претендентов, участвовавших в конкурсе. Рекомендуется публиковать в отраслевой
и местной печати объявления о проведении конкурсов, сроке подачи заявлений,
требованиях к профессионально-квалификационным и другим качествам кандидатов, а
также широко освещать средствами массовой информации предприятия ход конкурса и
его итоги.
Выдвигать кандидатов на
должности, замещаемые на конкурсной основе, могут, с согласия самих кандидатов,
коллективы подразделений, а также администрация предприятия. Свою кандидатуру
для участия в конкурсе вправе предложить любой человек, отвечающий по
профессионально-квалификационным и другим качествам требованиям, предъявляемым
к той или иной должности. На основании собеседований, а также представленных
документов комиссия оценивает кандидатов на замещение должности с точки зрения
наличия у них необходимого опыта работы, уровня образования, соответствия их
специальности и квалификации требованиям, предъявляемым по данной должности.
Кандидатам, которые отвечают этим условиям, комиссия вправе предложить
подготовить рефераты по проблемам, связанным с их будущей работой, в целях
выявления их компетентности как специалистов.
По результатам собеседований
с кандидатами, учитывая оценки подготовленных ими рефератов, используя другие
методы оценки деловых качеств претендентов, конкурсная комиссия принимает
решение рекомендовать того или иного кандидата на замещение вакантной
должности, по которой был объявлен конкурс, путем открытого или тайного
голосования, большинством голосов. Назначение по результатам конкурсов
проводит руководитель предприятия с учетом решения конкурсной комиссии.
С целью совершенствования
расстановки руководящих кадров целесообразно выполнять специальные процедуры и
мероприятия, способствующие более точному определению уровня знаний, умений и
навыков кандидатов на должность. Например, одновременно с представлением
кандидатами рефератов и проектов можно вводить сдачу экзаменов на
должность, цель которых — определить уровень необходимых общих и
специальных знаний претендентов.
Непосредственно перед тем,
как кандидат займет новую руководящую должность, рекомендуется организовать
для него специальную должностную подготовку, которая включает обучение
в системе повышения квалификации в группе резерва на соответствующую должность,
должностную стажировку в передовых организациях отрасли и
психолого-педагогическую подготовку к вступлению в должность. Исследования
эффективности должностной подготовки показывают, что руководители ранга
директора предприятия или его заместителя, не прошедшие должностной
подготовки, осваивают свой участок работы за 2,5-3 года, а прошедшие такую
подготовку — в течение одного года. Психолого-педагогическая подготовка
предполагает проведение мероприятий (бесед, лекций, деловых игр и т. д.) с
целью максимально подготовить работника в психологическом отношении к
выполнению руководящих функций в новом для него качестве и сократить
адаптационный период вхождения в должность.
Перестройка работы с
персоналом управления рассматривается правящими кругами ведущих западных стран
как одна из неотложных задач. Например, в США еще в 1978 г. администрацией Дж. Картера была проведена реформа кадровой службы. До этого полномочия
по формированию кадровой политики, выработке регламентирующих положений,
проведению конкурсных экзаменов, обжалованию решений, затрагивающих интересы
государственных служащих, имела комиссия гражданской службы (КГС). По мнению
Дж. Картера, она стала "бастионом федеральной бюрократии". После
реформы КГС ее функции были разделены между двумя новыми органами — Управлением
кадровой службы, которое отвечает за формирование и кадровую политику в сфере
государственного управления, и Советом по соблюдению системы заслуг, который
выполняет функции арбитража и рассматривает апелляции по жалобам
государственных служащих. Одним из главных нововведений стало повышение роли обязательных
аттестаций служащих среднего и высшего звена по итогам года.
Результаты оценки стали более
активно использоваться при проведении профессиональной подготовки, принятии
решений о выплате вознаграждений, о новых назначениях, повышении или понижении
в должности, об увольнении с государственной службы и др. Такой порядок был
распространен на управляющих высших звеньев: 5 тыс. человек, относимых к
номенклатурной группе "Служба высшего руководства" — от заместителей
министров до начальников самостоятельных подразделений в министерствах
(агентствах) и руководителей крупных программ, а также около 85 тыс. служащих
12-15-го ранга, возглавляющих важные участки работы и играющих ключевую роль в
принятии решений.
Процедуры аттестации
постоянно совершенствуются. Так, во Франции внедряются новые системы
аттестации государственных служащих. При этом подвергается критике практика
ежегодной аттестации специалистов их начальниками, и речь идет о ее замене
системой ежегодных бесед подчиненных и руководителей, о внесении элементов
индивидуализации зарплаты. Данные исследований свидетельствуют о
заинтересованности органов управления в обновлении системы аттестации, но лишь
20 % из них предприняли в этой области определенные шаги, и только 10 %
удовлетворены достигнутыми результатами.
Внедрение новых систем
аттестации является сложной комплексной задачей, которая должна решаться с
учетом слабых и сильных сторон каждого человека, выявление которых
обеспечивается определенными мероприятиями. К ним относятся анализ анкетных
данных, беседы с аттестуемым, проведение тестов, заполнение опросных листов,
оценка потенциала сотрудника по ряду критериев, проведение семинаров. С точки
зрения предприятия, наиболее важными являются следующие характеристики
работника: умственные способности; способность работать в коллективе;
желание и возможность выполнять производственные задачи; общие черты характера
(настойчивость, мужество, стремление к достижению успеха и т. д.). В ходе
аттестации оцениваются способности работника — профессиональные, социальные,
творческие. Опыт и знания сотрудников оцениваются с учетом общего и
специального образования, стажа работы. Однако внедрение комплексных систем
аттестации наталкивается на ряд трудностей.
Причинами слабого
распространения новых систем аттестации работников являются нечеткая
иерархизация целей; путаница в определении объекта оценки (профессиональных
качеств, количественных и качественных результатов работы, поведения
работников и т. д.), что приводит к смешению объективных и субъективных
критериев оценки; отсутствие каких бы то ни было санкций или вознаграждений.
В этой связи в последнее
время наряду с оценкой личных и деловых качеств работников все шире применяются
комплексные оценки их труда. Для комплексной оценки какого-либо вида трудовой
деятельности составляется подробное описание исследуемого вида труда.
Выделяются, как правило, восемь основных характеристик: название изучаемого
вида труда; наименование подразделения, в котором осуществляется работа;
географическое местоположение; ставка заработной платы; основное целевое
назначение работы; непосредственная подчиненность; количество подчиненных;
перечень должностных инструкций. Для особо сложных видов деятельности данный
перечень может быть расширен. Дополнительные характеристики предполагают
освещение материальной ответственности, административно-правовых границ,
горизонтальных и вертикальных по подчиненности деловых контактов, графика-календаря
выполнения тех или иных обязанностей.
Составлению такого описания
должен предшествовать анализ данного вида труда. Основывается он на проведении
опросов, интервью, прямых обследований, изучении документации. Составленные
описания имеют статус официальных документов, которые должны неукоснительно
выполняться и регулярно пересматриваться. Они являются базой для определения
оценки труда.
Результаты аттестации в том
числе оценки труда, ложатся в основу прогноза их дальнейшего
использования, что находит выражение в планировании деловой карьеры
специалистов и руководителей. Менеджеры и служащие предприятий проявляют
повышенный интерес к проблемам планирования своей карьеры и рассчитывают на
практическую помощь руководства в предоставлении информации и консультаций о
возможностях продвижения. Менеджеры ставят вопрос о четком определении этапов
карьеры по отдельным специальностям с целью планирования подготовки кадров для
заполнения открывающихся вакансий.
Для планирования карьеры руководителей
высшего звена необходимо определить этапы функциональной и организационной
подготовки, так как менеджер такого ранга должен иметь разносторонний опыт в
различных сферах управления.
Базой для планирования
карьеры служит старый опыт продвижения работников по должностным ступеням.
Первой попыткой его упорядочения стали зафиксированные должностные инструкции
— описание круга работ и ответственности по каждой должности. На многих фирмах
и предприятиях практикуется поэтапное продвижение в рамках функциональных
служб, увязанное со стажем работы на соответствующем этапе. Работник, не
соответствующий требованиям очередного этапа в обусловленный срок, лишается
дальнейших возможностей продвижения.
Этапы карьеры разрабатываются в таком порядке:
·
изучение сложившегося содержания
работы на отдельных этапах служебного продвижения;
· определение новых "входных" и
"выходных" параметров на каждом этапе;
· детализация требований для вступления в каждый этап —
образовательного уровня, квалификации, возраста;
·
оценка делового опыта,
необходимого для перехода к высшему этапу.
Этот порядок, ставший уже
традиционным, в настоящее время развивается в более детализированный и гибкий
подход. Новые требования к этапам карьеры включают предоставление
действительных возможностей для продвижения, не связанных с обязательной
выслугой лет или технической специализацией; повышенное внимание к эволюции
содержания работ, новым приоритетам, организационным моделям и современным
требованиям управления; гибкую оценку работника с учетом
"компенсирующих" его качеств (недостаток одного компенсируется
другим); определение уровня специфических познаний и навыков, необходимых на
каждой позиции соответствующего этапа (не ограничиваясь формальными
требованиями образовательного ценза, возраста, опыта), что устраняет
препятствия для продвижения способных и знающих людей.
Установление этапов карьеры
на такой основе требует от предприятия перспективной работы с кадрами, систематического
накопления и обработки информации в таких направлениях: сбор данных о
сложившемся содержании работ на отдельных этапах, об их сравнительной важности
и времени, которое уделяется каждой работе; определение на основе анализа этих
данных объема знаний, опыта и уровня квалификации для каждого этапа; выявление схожих
моделей деятельности на различных должностях.
Для создания портрета
"идеального" менеджера в каждой сфере деятельности суммируются
различные требования к знаниям, поведению и способностям менеджеров. В сфере
управления они должны в достаточной степени знать методы анализа, электронные
системы обработки данных, средства и способы коммуникации, методы планирования
и прогнозирования, организацию конторских работ, систем начисления заработной
платы и мотивации, методы управления, исследования операций, статистику,
кибернетику, психологию. В области производства им необходимо хорошо
разбираться в маркетинге, финансировании, технологии, администрировании. Из
знаний, относящихся к непроизводственной сфере, наибольшее значение имеют
основы хозяйствования, экономика, политика, социология, трудовое право и
социальное обеспечение.
Планирование деловой карьеры
особенно важно в работе с молодыми специалистами. В последнее время за рубежом
отмечается увеличение количества фундаментальных исследований по проблемам
профессионального продвижения, а также количества компаний, вкладывающих
значительные средства в решение проблем служебного продвижения молодых
специалистов, которые обладают запасом теоретических знаний и потенциально
способны занять руководящие посты. Фирмами и консультантами изучаются такие
специфические аспекты процесса служебного продвижения, как мотивация поведения
в зависимости от амбиций, связанных с карьерой, "покровительственные"
отношения, стремление к материальному благосостоянию, особенности служебного
роста в зависимости от пола и др. Дана классификация скорости служебных
продвижений: стремительный взлет, медленный, но постоянный рост, медленное
продвижение и др. Исследователями предложена формализованная система текущего
учета молодых специалистов, способствующая оптимальному перемещению кадров в
структуре рабочих мест и учитывающая потребности производства и желания
индивидов. С помощью этой системы, основанной на систематическом наблюдении за
служебным продвижением, можно решить многие проблемы молодых специалистов на
производстве.
Проведенный в США анализ
публикаций по социально-психологическим вопросам продвижения работников
различных организаций показал, что карьера работника как объект планирования и
управления существенно влияет на стабильность кадров, адаптацию новых
работников, мотивацию к овладению новыми профессиями и к повышению
квалификации.
Кадровые службы применяют в
своей деятельности различные методы подбора персонала. Например, при подборе
новых работников в американских фирмах используют метод психологического
анализа, для этого от кандидата требуют следующие документы: анкету,
заполненную дома; письмо-заявление, написанное от руки (не менее 15 строк);
фотографии (в анфас и в профиль). Специалисты кадровых служб анализируют
фотографии с помощью физиогномических таблиц, содержащих 198 отдельных
признаков. Анкета и письмо-заявление кандидата на должность подлежат прежде
всего графологическому анализу, в ходе которого выделяется 238 признаков для
характеристики личностных параметров претендента.
Анкета содержит 140 вопросов,
ответы на которые анализируются не столько по содержанию, сколько с точки
зрения стиля и характера изложения, где непроизвольно проявляются особенности
личности кандидата. При отборе работников по этому методу под благовидным
предлогом предприниматели отказывают до 80 % претендентов.
В большинстве зарубежных
компаний всесторонне анализируется каждый кандидат. На подбор одного кандидата
в Японии затрачивается до 48 человеко-часов, в США — до 16-18.
Широко развита сеть
специальных оценочных центров, располагающих квалифицированным штатом и
современной аппаратурой, разработаны многочисленные психологические тесты. При
приеме на работу меньше внимания уделяется формальным знаниям кандидата, а
больше — его человеческим и деловым качествам. О каждом кандидате наводят
самые серьезные справки на его прежнем месте работы. В Японии, например, при
приеме на работу выпускника университета представители компании беседуют с его
бывшими профессорами.
Наиболее распространенными
методами при оценке персонала в японских корпорациях являются
следующие:
1. Изучение биографии,
где основными аспектами анализа выступают:
·
семейные отношения;
·
характер образования;
·
физическое развитие;
·
главные потребности и интересы;
·
особенности интеллекта;
·
общительность.
2. Данные личного дела, которое представляет собой своеобразное досье, куда
вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок.
По данным личного дела прослеживается ход развития личности работника, на
основе чего делаются выводы о его перспективах.
3. Экспертные оценки с целью определения способностей и личностных качеств
менеджера или кандидата на выдвижение. Они проводятся на основе обработки
специальных анкет, которые заполняют на оцениваемого вышестоящие руководители,
подчиненные и он сам (трехсторонняя оценка кадров). Обычно форма-анкета
содержит такие данные:
·
способности (выявление
профессиональных качеств, необходимых для выполнения главных функций управления:
способности принимать решения, планировать, организовывать людей,
контролировать деятельность подчиненных);
·
опыт работы (соответствие или
несоответствие занимаемой должности; качество профессиональной деятельности;
устремленность в будущее, план должностного продвижения);
·
развитие (для оценки черт
характера и их совершенствования).
·
В анкете приводится 24 черты
характера: упорство, оптимистичность, грубость, скрытность, болтливость,
исполнительность и т. д.
4. Выполнение письменных
заданий: разработка проекта, подготовка делового
письма, составление доклада и др. Испытуемый либо сдает выполненное задание
комиссии экспертов для последующей проверки, либо сразу после написания работы
докладывает о ней экзаменаторам.
5. Устные экзамены, которые
обычно имеют форму собеседований, интервью, групповых дискуссий. Как правило,
их темами служат производственные проблемы, типичные для должности, которую
занимает испытуемый.
В последнее время в
промышленно развитых странах получили распространение графологические бюро, которые
анализируют профессиональные и личностные качества работников по их почерку.
Например, в США подобных бюро уже сотни, и они превратились в настоящую отрасль
бизнеса. Самые авторитетные компании и правительственные учреждения доверяют
графологам на основании буквально нескольких строк, собственноручно написанных
кандидатами на высокие должности, определить их устремления, степень
самообладания и инициативность и тем самым — вероятность успеха или опасность
неудачного выбора. Графологический анализ является для корпораций и фирм
наиболее простым, дешевым и, самое главное, верным способом отбора, нежели
традиционные психологические тесты.
Во многих японских и западных
компаниях при появлении в аппарате управления вакансий вначале объявляется внутренний
конкурс на замещение должности (среди своих сотрудников) и только в случае
отрицательных результатов к участию в конкурсе приглашаются специалисты со
стороны. Это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру в свою
организацию. Большое внимание уделяется работе с резервом. Во всех крупных
фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых
отражается настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения
и степень готовности занять следующую должность (готов занять немедленно;
будет готов через год; будет готов через два года, но для этого необходимо
повысить квалификацию в таких-то областях и т. д.).
Важнейшим элементом работы с
кадрами является перемещение руководителей. Правильное, целенаправленное
перемещение позволяет не только обеспечить соответствие работника должности, но
и преодолеть застой и консерватизм в мышлении. В управленческой практике
развитых стран существуют, по крайней мере, три типа перемещений руководителей:
во-первых, повышение (или понижение) в должности с расширением (или
сужением) круга должностных обязанностей, увеличением (уменьшением) прав и
повышением (понижением) уровня деятельности; во-вторых, повышение уровня
квалификации, сопровождающееся поручением руководителю более сложных задач и
не влекущее за собой повышение в должности, но сопровождающееся повышением
зарплаты; в-третьих, смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением
квалификации, не влекущая за собой повышение в должности и увеличение зарплаты
(ротация). Такого типа ротация приводит к расширению кругозора, повышению и
расширению управленческой квалификации и в конечном счете к должностному росту.
Такой тип перемещений особенно характерен для Японии.
В последние годы существенно
изменяются процедуры оценки: к ним все шире привлекаются сами работники.
Исследованиями, проведенными в корпорации "Дженерал электрик",
выявлено: около 90 % руководителей и 86 % подчиненных полагают, что самооценка
в обязательном порядке должна учитываться как составная часть оценки в целом.
Это, по мнению опрошенных, повысит ее эффективность, вовлечет работников в
процесс управления, а сама оценка перестанет быть только выражением мнений
руководителей.
Методы подбора руководящих
кадров и их совершенствование находятся сегодня в центре внимания теории и
практики менеджмента. Опрос руководителей ряда корпораций показал, что собеседование
является универсальным средством оценки деловых и личностных качеств
менеджера. Значительный интерес представляет также назначение на руководящую должность
на основании отзывов и рекомендаций. Все шире применяется анализ результатов
использования биографических данных (полученных на основании ответов,
отражающих основные этапы жизненного пути будущего руководителя), что
свидетельствует о высокой степени его достоверности.
Учитывая широкое
распространение "словесных" методов подбора и расстановки персонала,
западные исследователи большое внимание уделяют изучению типичных ошибок,
которые допускают кандидаты на должность в ходе собеседования с сотрудниками
отдела кадров или с менеджерами. К таким ошибкам относятся:
·
недостаточная подготовленность к
собеседованию (кандидату следует иметь предварительную информацию о будущем
месте работы и как можно активнее использовать ее в ходе беседы);
·
отсутствие плана разговора
(кандидат должен заранее наметить основные темы собеседования и быть готовым
представить любую необходимую информацию);
·
неумение кратко и четко (в
пределах трех фраз) отвечать на конкретные вопросы;
·
неумение или нежелание задавать
вопросы (что свидетельствует о недостатке интереса к месту будущей работы);
·
неумение слушать собеседника (что
приводит к недоразумениям, недопониманию, путанице при ответах на вопросы);
·
неумение или нежелание произвести
первое благоприятное впечатление внешним видом (рекомендуются скромность и
известная консервативность в одежде, прическе, косметике и т. д.).
Во всех случаях использования
различных методов подбора и расстановки персонала, позволяющих правильно
определить, какие именно качества человека заслуживают особого внимания,
западные специалисты рекомендуют тщательно изучать функциональные обязанности
по каждой конкретной должности.
С целью рационализации
процесса подбора кадров некоторые американские компании применяют компьютерные
экспертные системы для предварительного интервьюирования лиц, желающих
поступить на работу. По мнению большинства пользователей, такие системы
способствуют повышению полноты и достоверности получаемых данных, помогают
более объективно оценить кандидатов, положительно воздействуют на показатели деятельности
предприятий (производительность, текучесть кадров, уровень нарушений, хищений
и др.). Экспертная система концентрирует наиболее эффективные приемы работы,
накопленные специалистами кадровой службы компании, позволяя преодолеть такие
их человеческие недостатки, как рассеянность, чрезмерная эмоциональность,
медлительность, боязнь поставить собеседнику "острый вопрос".
Согласно наблюдениям психологов, респонденты, "общаясь" с компьютером,
испытывают меньшее волнение и дают более откровенные ответы, чем при общении с
живым интервьюером.
Программы интервьюирования и
тестирования лиц, обращающихся по вопросу устройства на работу, должны быть,
по терминологии специалистов в области информатики, "дружественными",
т. е. обеспечивать естественный для пользователя способ взаимодействия, защиту
от ошибок, развитые средства подсказок и диалоговой документации. В частности,
они могут предусматривать вопросы с взаимоисключающими ответами. Характер
вопросов, а также их последовательность по ходу интервью индивидуализируются в
зависимости от содержания ответов. Компьютер контролирует содержание ответов
респондента, обращает его внимание на возникающие противоречия, фиксирует
быстроту ответа на отдельные вопросы.
Такая программа содержит в
среднем 75-125 вопросов, сформулированных с учетом должностных требований и
специфики деятельности фирмы и предусматривающих взаимоисключающие ответы.
Продолжительность тестирования — около 20 минут; сотруднику кадровой службы
для получения такого же объема информации в ходе непосредственного
собеседования понадобилось бы около двух часов. Затем полученные результаты
исследуются различными методами психометрического и статистического анализа и
сопоставляются с данными других кандидатов.
По окончании интервью
компьютер выдает работнику кадровой службы табуляграмму, обобщающую результаты
интервьюирования по разделам:
·
итоговые данные (включают разбивку
ответов по заданным ключевым темам: предшествующая трудовая деятельность,
жизненный опыт);
· систематизированный перечень противоречий в ответах;
· быстрота ответа (выделяются вопросы, отвечая на
которые, респондент потратил время, превышающее средний показатель по тесту);
· перечень " проблемных" ответов (требующих
дополнительного анализа и конкретизации в ходе последующего собеседования с
работником кадровой службы);
·
примерный перечень вопросов,
которые должен задать кадровик во время собеседования.
Кроме того, если предусмотрено программой, выдаются
результаты тестирования тех или иных психологических или деловых качеств
кандидата по данным его ответов.
Все работы по подбору,
подготовке, расстановке и рациональному использованию кадров на производстве
требуют оценки управленческого персонала.
Под резервом руководящих
кадров понимают специально сформированную группу работников, по качествам
соответствующую требованиям, которые предъявляются к руководителям
определенного ранга, прошедшим аттестационный отбор, специальную управленческую
подготовку и достигшим положительных результатов в производственной
деятельности.
Методы подбора кандидатов в
резерв руководящих кадров подразделяются на три основные группы:
прогностические, практические и лабораторные.
Перечень должностей, право
назначения на которые имеет руководитель определенного ранга, называется его
номенклатурой.
Расстановка кадров по
управленческим должностям является основной целью кадровой политики фирмы и
ключевым звеном всей работы с персоналом управления.
1. «Основы кадрового
менеджмента» - Г. В. Щёкин Киев 2004
2. Ларри Стаут.
Управление персоналом. Настольная книга менеджера 2005
3. В. Р. Веснин
- Практический менеджмент персонала – 2001
4. Под ред.
А.Я. Кибанова и Л.В. Ивановской - Управление персоналом Учебно-практическое
пособие для студентов экономических вузов и факультетов 1999
5. Т.Ю.
Базаров, Б.Л. Еремин - Управление персоналом. Учебник для вузов – 2002
6. Беляцкий
Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. - Управление персоналом 2003
7. Самыгин
С.И., Столяренко Л.Д. - Менеджмент персонала - 1997
Приложение 1.