Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Социально-педагогическая коррекция семейных отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Социально-педагогическая коррекция семейных отношений
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение_ 3

    Глава I. Организация социально-педагогической коррекции семейных отношений_ 4

    1.1. Семья как объект психокоррекционного воздействия_ 4

    1.2. Психолого-педагогические особенности коррекционной работы социального педагога с семьей_ 9

    1.3. Закономерности, принципы и методы социально-педагогической коррекции семейных отношений_ 13

    Глава II. Коррекционная программа работы с семьей_ 16

    2.1. Первичная диагностика супружеских и детско-родительских отношений  16

    2.2. Социально-педагогическая коррекция супружеских и детско-родительских отношений_ 20

    3.3. Контрольная диагностика супружеских и детско-родительских отношений  24

    Заключение_ 27

    Список литературы_ 30

    Приложение 1. 31

    Приложение 2. 33

    Приложение 3. 41

    Приложение 4. 44


    Введение

    На всемирных конгрессах Международной ассоциации школ социальной работы в качестве приоритетной сферы деятельности социальных педагогов были обозначены семья и семейно - соседская общность. Однако, понятие «семья» до сих пор не имеет единого  толкования в литературе. Мы опираемся на одну из многих формулиро­вок, которая определяет семью как общность (двух  или более) людей, в которую они объединяются на основе  юридически оформлен­ного брака и разделяют между собой общее жизненное прост­ранство и определенные обязанности, выполняя при этом разнообразные функции - генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую и др.

    Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья - самый распространенный вид социальной организации.

    Объектом  данного исследования  является  семья  как  социальный институт.

    Предметом исследования является социально-педагогическая коррекция семейных отношений.

    Цель: Проанализировать психодиагностику семейных отношений.

    Исходя из цели исследования можно выделить ряд  задач:

    1. Исследовать теоретические основы коррекционной деятельности социального педагога с семьей.

    2. Проанализировать и обобщить практический опыт социаль­но-педагогической коррекции семейных отношений.

    Глава I. Организация социально-педагогической коррекции семейных отношений

    1.1. Семья как объект психокоррекционного воздействия

    Как отмечалось выше, вопросы оказания социально-педагогической помощи семье в на­шей стране имеют давнюю историю. В настоящее время повышается интерес к проблемам, связанным с семьей, ее становлением и эволюцией. Интерес к профи­лактической работе и изучению процесса эволюции семьи многими авторами объясняется теми трудностями, которые в современном обществе испытывает огромное количество семей: высокими показателями уровня разводов, все возра­стающим числом семей с одним родителем и семей с при­емными детьми[1].

    На современном этапе очень важно помешать развалу суп­ружеских и внутрисемейных отношений, помочь преодо­леть трудности межличностного взаимодействия в семье и на это направлены усилия как профессионального общества психологов, так и общественности, педагогических струк­тур и общества в целом.

    Интенсивное развитие службы семьи в нашей стране при­вело к созданию широкого круга учреждений и организа­ций самого различного профиля, ставящих своей целью со­действие семье, помощь в преодолении ее трудностей: се­мейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения (семейные университеты, факуль­теты, лектории), сексологические, педагогические, психо­логические кабинеты. Их деятельность чрезвычайно разно­образна:

    1. помощь в создании семьи (службы знакомств для одиноких);

    2. помощь в укреплении семьи и преодолении кри­зисов развития семьи (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов);

    3. оказание помощи в воспитании детей (консультационные центры для родителей);

    4. семейная профилактика (консультации для молодоженов, проблем­ных семей)[2].

    Помощь семье наряду с социальными педагогами и психологами оказывают спе­циалисты различного профиля: сексологи, юристы, психиат­ры, психотерапевты, социологи. Появляются но­вые центры семейной педагогики, организуются программы взаимопомощи, которые в большей степени ориентированы на личностные проблемы членов семьи, на решение внутрисемейных проблем. Значительно выросло число специалистов, имеющих дело с профилактикой и кор­рекцией психологических проблем, так или иначе связан­ных с развитием человека в семье.

    Каждый исследователь, работающий с семьей, создает свою собственную интегративную теорию семьи, пусть даже находящуюся в соответствии с какой-нибудь теоретической школой, но для этого требуются годы напряженной практической работы.

    В настоящее время существуют несколько направлений в коррекционной работе с семьей[3]:

    1. Психодинамическое.

    2. Системное и стратегическое.

    3. Эклектическое.

    1.  Психодинамическое направление. Для этого подхода характерным является большое внимание, уделяемое ана­лизу исторического прошлого членов семьи, их неосозна­ваемых желаний, психологических проблем и взаимных про­екций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Большое значение придается достижению инсайта — осознанию того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на современные взаимоотно­шения в семье и как из этого нарушенного контекста от­ношений возникают неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. Работа в рамках данного подхода требует больших усилий как со стороны психоло­га, так и со стороны членов семьи, огромных затрат вре­мени, что является экономически менее целесообразным, но высокоэффективным.

    2.  Системное и стратегическое направление. Работа в рамках системного подхода строится на положении о взаи­модетерминированности личности и межличностных отно­шений, согласно которому стиль общения, характер взаи­модействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замк­нутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл.

    Рассматривая семью как некую единую систему, выде­ляют различные субсистемы как самостоятельные единицы внутрисемейных взаимодействий, играющие важную роль в функционировании более широкой семейной системы. Семейные субсистемы определяются такими фактора­ми, как поколение, пол, интересы: муж—жена, отец—мать, ребенок—ребенок, ребенок—мать, ребенок—отец, дети—до­машние животные и т.д. Каждый индивид может принадлежать ко многим семей­ным субсистемам.

    В ходе реализации системного подхода в семейной кор­рекционной работе выделяют ряд этапов:

    1. Диагностический (семейный диагноз).

    2. Ликвидация семейного конфликта.

    3. Реконструктивный.

    4. Поддерживающий.

    Под семейным диагнозом понимается типизация нарушен­ных семейных отношений с учетом индивидуально-личнос­тных свойств членов семьи. Особенностью процедуры се­мейной диагностики является сквозной и стереоскопичес­кий характер. Сквозной характер заключается в том, что диагностика проводится на всех этапах коррекционной ра­боты. Стереоскопичность семейной диагностики означает, что в случае получения информации о происходящем в се­мье от одного из членов семьи необходимо эту информа­цию дополнить и сопоставить с информацией, полученной от других членов семьи.

    На этапе ликвидации семейного конфликта осуществляется выявление и классификация истоков семейного конфликта и ликвидация его средствами эмоционального отреагирования каждым членом семьи, вовлеченным в конфликт.

    На этапе реконструкции семейных отношений осуществ­ляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников.

    На поддерживающем этапе (этапе фиксации) получен­ные навыки эмпатического общения и увеличившийся ре­пертуар ролевого поведения закрепляются в естественных семейных условиях реальной жизни.

    Продолжительность коррекционной работы в рамках си­стемного подхода может колебаться в пределах от нескольких недель до нескольких лет. Начинается работа с одной - двух встреч в неделю, затем встречи происходят один раз в две недели и далее — один раз в три недели.

    3. Эклектическое направление. Представители этого на­правления используют в коррекционной работе с семьей различные по своим психологическим механизмам методы: групповую дискуссию, ролевые игры, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений и т.д.

    Семья играет огромную роль в жизни как отдельной лич­ности, так и всего общества. Важнейшими характеристика­ми семьи являются ее функции, структура и динамика.

    Основные функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) обще­ния, первично социального контроля, сексуально-эроти­ческая.

    Воспитательная функция семьи состоит в том, чтобы удов­летворять индивидуальные потребности в отцовстве и мате­ринстве, в контактах с детьми и их воспитании.

    Хозяйственно-бытовая функция семьи состоит в удовлет­ворении материальных потребностей семьи (в пище, крове и т.д.), в содействии сохранения их здоровья (обеспечива­ется восстановление затраченных в труде физических сил).

    Эмоциональная функция семьи заключается в том, чтобы удовлетворять потребности ее членов в симпатии, уваже­нии, признании, эмоциональной поддержке, психологи­ческой защите.

    Функция духовного (культурного) общения несет в себе удовлетворение потребностей в совместном проведении до­суга, взаимном духовном обогащении.

    Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм.

    Сексуально-эротическая функция заключается в удовлет­ворении сексуально-эротических потребностей членов семьи.

    Функции семьи со временем претерпевают определен­ные изменения: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями, третьи — изменяют свое положение в общей структуре. Функции се­мьи могут быть нарушены. В этом случае ее жизнедеятель­ность нарушается, затрудняется выполнение функций. Спо­собствовать нарушениям может широкий круг факторов: осо­бенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать как отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, так и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов се­мьи и т.д.)[4].

    Структуру семьи составляет ее состав, число членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуются функции семьи: кто в семье осуществляет ру­ководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. Например, не­равномерность распределения хозяйственно-бытовых обязан­ностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удов­летворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном росте).

    1.2. Психолого-педагогические особенности коррекционной работы социального педагога с семьей

    Говоря о практике социально-педагогической коррекции семейных отношений, нельзя оставить без внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает с проблемными, социально-незащищёнными семьями, а для этого ему необходимо владеть психологическими навыками.

    Социально-педагогическая коррекция – это содержательная деятельность, способная дать удовлетворение человеку своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение проблем семьи, постоянным общением с разными людьми. Она порождает возвышенные, положительные чувства, являющиеся важным источником её мотивации. Вместе с тем могут быть факторы, вызывающие отрицательные эмоциональные реакции и состояния. Сильные переживания вызывают:

    1. Концентрация внимания на проблемах одной семьи.

    2. Не сложившиеся взаимоотношения с клиентом из-за невозможности в данный момент решить его проблему.

    3. Новые задания, резко меняющиеся планы.

    4. Отсутствие очевидных результатов предполагаемых мер, и т.п[5].

    Проблемы клиента в социально-педагогической коррекции, как правило, настолько взаимосвязаны, что при решении одной из них необходимо принимать во внимание ряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это создаёт высокий уровень ответственности и напряженности всей коррекционной работы социального педагога, порождает специфические трудности. Имеют место нежелательные эмоциональные реакции, вызванные некомпетентностью клиентов, их бестактностью, попытками вывести социального работника из равновесия и т.д. В этих условиях вспышки негодования, проявления несдержанности, растерянности и других эмоций обычно ещё более усложняют обстановку, накладывают на деловую проблему новую - проблему взаимоотношений. Всё это повышает значимость высокого самообладания, способности сдержать непосредственную эмоциональную реакцию и принять решение, которое диктуется обстоятельствами самого дела.

    Особенности познавательных и эмоциональных трудностей дают представление о волевом напряжении, характерном для специалиста социальной работы. Волевые усилия необходимы тем, где работа длительное время не даёт ожидаемого результата, где проявляется недооценка труда социального педагога, вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующие факторы. Они особенно необходимы молодому специалисту, испытывающему «синдром выгорания», обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные и обыденные проблемы определённой категории семей. В этих условиях твёрдость, последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведения дела до конца.

    Сегодня специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором программ, социальным аналитиком, управляющим или работником агентства. Однако, главным образом, он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам семей.

    Работа с семьёй может также вестись в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства, службы.

    Внимание любой из сфер социальной работы сосредоточено на человеке, на семье. И какие бы не возникали у членов семьи проблемы (психолого-педагогического, социального, правового или другого свойства), они затрагивают всю семью, формируют различные социально-психологические явления, которые или укрепляют или, что чаще всего бывает, разрушают[6].

    Необходимой предпосылкой успешного решения основных проблем семьи является глубокое понимание психолого-педагогических закономерностей социальной работы с ней (см. приложение 1).

    В семейной психокоррекционной работе различают сле­дующие направления:

    1. коррекцию детско-родительских отношений,

    2. коррекцию супружеских отношений,

    3. психокоррекцию постразводной ситуации,

    4. коррекцию сексуальных проблем в семье.

    По длительности проведения различают: кратковремен­ную семейную психокоррекцию; долговременную семейную психокоррекцию.

    При составлении коррекционной программы работы с семьей важно учитывать ряд параметров:

    1. Временной. Определить общую протяженность во вре­мени всего коррекционного процесса, регулярность встреч с семьей, продолжительность каждой встречи.

    2. Пространственный, Определить место проведения встреч: по месту жительства семьи, в консультации и т.д.

    3. Стилевой. Определить основной стиль ведения работы (директивный, недирективный).

    4. Содержательный. Определить, с решения каких про­блем (частных или важнейших) будет начинаться коррекционная работа. Необходимо определить и форму работы с семьей: одновременно со всей семьей; с каждым членом по отдельности, а затем совместно и т.д. Определить общую структуру программы работы с семьей, выделить основные этапы, разработать подробный план действий (оставляя воз­можность для маневра, действий «по обстановке»)[7].

    Способ организации и проведения коррекционной рабо­ты с семьей определяется рядом факторов. Наиболее опти­мальной является ситуация, когда выбор того или иного способа организации проведения семейной психокоррекции зависит в основном от индивидуальных особенностей се­мьи, а не от научных воззрений и личностных особенностей психолога.

    Многие психологи используют в своем арсенале различ­ные коррекционные техники для работы с семьей. Любая техника представляет собой инструмент, подобный молотку или пианино. Молоток может быть использован в качестве оружия и для строительства дома, пианино — может изда­вать множество раздражающих звуков или, наоборот, изу­мительную музыку. Ценность любого инструмента опреде­ляется тем, как он используется и какова квалификация пользователя.

    Таким образом, деятельность специалистов по социальной работе, будь то социальные педагоги или социальные работники, многогранна: в одном случае они проводят консультацию молодых супругов, в другом – совместно с родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем – решают проблемы неполной или многодетной семьи, в четвёртом – занимаются семейной психотерапией, поддержкой и т.д. В принципе, эти многоплановые контакты социального работника с семьями, порождаемые потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьёй. В свою очередь они обуславливают его социально-педагогические понятия о поведении индивида и малой социальной группы, о типах семьи и процессах её социализации, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем, а также о собственно личности социального педагога  или работника и присущих ему профессиональных качествах[8].

    1.3. Закономерности, принципы и методы социально-педагогической коррекции семейных отношений

    Материализация концептуальных подходов к организации надежной системы социальной защиты населения в обществе во многом зависит от научной обоснованности, а следовательно, и эффективности социальной работы, проводимой с различными группами населения. Без глубокого знания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедея­тельности людей, без умения использовать познанные законо­мерности, опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками, нельзя успешно решать задачи, возложенные на социально-педагогическую коррекцию.

    Использование познанных закономерностей на практике, аккумулирование и учет уроков прошлого опыта осуществляются с помощью разветвленной системы принципов и методов социально-педагогической коррекции.

    Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи. Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

    Теория выявляет и описывает, как известно, основные тенденции, закономерности развития и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов социально-педагогической коррекции. Этот комплекс по существу представляет собой целостный механизм социально-педагогической коррекции, который включает:

    1. объект сознательного воздействия и условия его жизнедеятельности;

    2. субъект сознательного воздействия и его возможности;

    3. цель и закономерности взаимодействия субъекта и объекта;

    4. принципы и методы   воздействия   субъекта  на объект;

    5. результаты взаимодействия субъекта и объекта.

    Результативность и эффективность решения проблем обе­спечения социальной защищенности указанных групп населения во многом определяется оптимальным уровнем развития и фун­кционирования социальных служб, научной обоснованностью содержания, форм и методов социальной работы, учетом в прак­тике работы с людьми, результирующей взаимодействия их пот­ребностей, интересов, устремлений, мотивов поведения и других побудительных факторов внутреннего и внешнего порядка.

    Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях:

    1. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.

    2. Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений.

    3. Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, на формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме.

    4. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные[9].

    Глава II. Коррекционная программа работы с семьей

    2.1. Первичная диагностика супружеских и детско-родительских отношений

    Данная практическая работа проводилась на базе детского сада №348. В ней участвовали 10 супружеских пар (супруги в возрасте до 30 лет, имеющие детей в возрасте до 5 лет).

     Каждому участнику были выданы бланки и тексты опросников с подробными инструкциями. Участники самостоятельно отвечали на предложенные вопросы. Затем проводилась интерпретация методик, выявлялись «области конфликта» в их семьях.

    Для диагностики семейных отношений были использованы следующие методики (см. приложение 2):

    1. Тест Тимоти Лири - опросник представляет собой набор, состоящий из 128 характерологических утверждений, т. е. он дает описание особенностей человека на уровне характера. Данный опросник может быть применен для изучения психологической совместимости двух и более людей, анализ причин конфликтов, взаимных уступок, предпочтений, ожида­ний.

    2. Тест «Самооценка» - испытуемым было предложено из 4 наборов качеств выписать те, которые они считают наиболее ценными. Затем каждый испытуемый в выписанных качествах должен был выделить те, которыми он, на его взгляд, реально обладает.

    3. Методика «Типовое семейное состояние» - участникам предлагалось вспомнить всю семейную жизнь (какими они чувствуют себя чаще всего?) и отметить это на шкалах.

    4. Опросник родительского отношения - с помощью этого теста можно определить характер отношения к ребенку, те способы поведения, кото­рые предпочитают в общении с ним, особенности родительского восприятия и понимания его личности и поступков.

    Результаты диагностики (диаграммы см. приложение 3, таблицы – приложение 4):

    По тесту «Самооценка» мы получили:

    В экспериментальной группе –

    ·   Низкий уровень – 10%

    ·   Ниже среднего – 0%

    ·   Средний уровень – 10%

    ·   Выше среднего – 20%

    ·   Высокий уровень – 10%

    ·   Неадекватно высокая – 50%

    В контрольной группе –

    ·   Низкий уровень – 0%

    ·   Ниже среднего – 20%

    ·   Средний уровень – 40%

    ·   Выше среднего – 10%

    ·   Высокий уровень – 10%

    ·   Неадекватно высокая – 20%

    По тесту Тимоти Лири:

    В экспериментальной группе причинами личностных конфликтов были названы:

    1. Шкала 4 - Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся стремление лидировать) – 50%.

    2. Шкала 1 - Желание доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) – 20%.

    3.  Шкала 3 - Консерватизм (раздражительность, достижение цели любыми средствами; если встречает сопротивление, проявляет агрессию) – 20%.

    4. Шкала 7 - Конформизм (внушаемость, боязнь общественного мнения) – 10%.

    Причем, было отмечено, что консерватизм, стремление доминировать свойственны людям с завышенной самооценкой, в то время как негативное лидерство и конформизм проявляются людьми с низким и ниже среднего уровнем самооценки. 

    Причины межличностных конфликтов в экспериментальной группе:

    1. Шкала 4 - Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся стремление лидировать) – 60%.

    2. Шкала 1 - Желание доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) – 20%.

    3. Шкала 5 – Уступчивость (комплекс неполноценности, социальная неприспособленность, ущербная самооценка) – 10%.

    4. Отрицают наличие конфликта – 10%.

    В сфере межличностных конфликтов так же прослеживается прямая зависимость от самооценки участников. В супружеских парах возникает конфликт,

    ·   когда оба партнера имеют высокую самооценку и стремятся доминировать в отношениях;

    ·   когда оба партнера имеют заниженную самооценку, слишком неуверенны и не находят поддержку друг в друге;

    ·   когда один из партнеров имеет высокую, а другой партнер – низкую самооценку (первый недоволен излишней уступчивостью второго, не желает опекать его, ищет сотрудничества, а не подчинения).

    В контрольной группе причинами личностных конфликтов были названы:

    1. Шкала 1 - Желание доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) – 30%.

    2. Шкала 3 - Консерватизм (раздражительность, достижение цели любыми средствами; если встречает сопротивление, проявляет агрессию) – 10%.

    3. Шкала 4 - Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся стремление лидировать) – 10%.

    4. Шкала 5 – Уступчивость (комплекс неполноценности, социальная неприспособленность, ущербная самооценка) – 10%.

    5. Шкала 8 – Отзывчивость (чувствительность к поведению других, самоотдача, опека над слабыми) – 20%. (Отзывчивость названа с «-», т.е. излишняя самоотдача).

    6. Отрицают наличие конфликта – 20%.

    Причины межличностных конфликтов в контрольной группе:

    1. Шкала 1 – Желание доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) - 10%.

    2. Шкала 4 – Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся стремление лидировать) – 20%.

    3. Шкала 5 – Уступчивость (комплекс неполноценности, социальная неприспособленность, ущербная самооценка) – 30%.

    4. Шкала 6 – Зависимость (несамостоятельность, поиск опеки, помощи) - 20%.

    5. Шкала 8 – Отзывчивость (чувствительность к поведению других, самоотдача, опека над слабыми) – 10%. (Отзывчивость названа с «-», т.е. излишняя самоотдача).

    6. Отрицают наличие конфликта – 10%.

    Методика «Типовое семейное состояние» не показала по шкалам «У» (общая неудовлетворенность), «Н» (нервно-психическое напряжение), «Т» (семейная тревожность) достаточного количества баллов, поэтому мы не могли констатировать наличие данных состояний, но использовали показатели для общего анализа результата социально-педагогической деятельности с семьями.

    Опросник родительского отношения выявил, что большинство родителей требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная гиперсоциализация) - 70% в экспериментальной и 50% в контрольной группе. К симбиотическим отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым целым, стремление удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни) стремятся 20% родителей экспериментальной и столько же % родителей контрольной групп. Тип взаимоотношений «маленький неудачник» выбирают 10% родителей экспериментальной и контрольной групп. К кооперации (заинтересо­ванности делами и планами ребенка, стремлению помогать ему, проявлению сочувствия) родители обеих групп не склонны. Так же в экспериментальной группе не было выявлено такого характера отношений с ребенком, как принятие-отвержение. В то же время в контрольной группе 20% родителей отвергают своих детей (считают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым).

    2.2. Социально-педагогическая коррекция супружеских и детско-родительских отношений

    Для социально-педагогической коррекции семейных отношений была разработана коррекционная программа. Она включает два блока: коррекцию супружеских отношений и коррекцию детско-родительских отношений.

    Цель: Социально-педагогическая коррекция семейных отношений.

    Задачи:

    1. исследование психологической проблемы каждой семьи и оказание ей помощи в ее решении;

    2. изменение неадаптивных стереотипов поведения и до­стижение адекватной социальной адаптации;

    3. приобретение знаний о закономерностях жизни семьи как основы для белее эффек­тивного и гармоничного общения;

    4. содействие процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала; ощущению счастья;

    5. устранение болезненных симптомов; соответствующих различным эмоциональным проблемам.

    В рамках данной программы, проводились занятия с экспериментальной группой (всего 15 занятий по 1 часу 2 раза в неделю). Занятия включали беседу с совместным обсуждением и коррекционные упражнения.

    Программа включала следующие занятия:

    Занятие №1 «Знакомство»

    ПЛАН:

    1. «Правила группы».

    2. «Девиз».

    3. «Кто я?».

    4. «Контраргументы».

    Занятие № 2 «Доверие»

    ПЛАН:

    1. «Настроение».

    2. «Слепой и поводырь».

    3. «Только вместе».

    4. Скульптура «Недоверие-доверие».

    5. «Подарок».

    Занятие № 3 «Установление контакта»

    ПЛАН:

    1. «Пожелания».

    2. «Автобус».

    3. «Испуганный ежик».

    4. «Спасибо за приятное занятие».

    Занятие №4 «Язык чувств»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. «Открытое выражение чувств».

    3. «Понимаете ли вы язык мимики?»

    4. «Линии».

    Занятие № 5 «Цвета любви»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. «Живые руки».

    3. «Материализация нежности».

    4. «Старые фотографии».

    Занятие № 6 «Конфликты»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. Тест «Стратегия выхода из конфликта».

    3. Ролевая игра «Разрешение конфликта».

    4. «Восточные стихи».

    Занятие № 7 «Одиночество»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. «Бесполезный разговор».

    3. «Рассказ – эстафета».

    4. «Соломенная башня».

    Занятие № 8 «Основные различия между мужчинами и женщинами»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. «Сравнение ценностей».

    3. «Быстрые превращения».

    Занятие № 9 «Разная реакция мужчин и женщин на стресс»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. «Экокарта».

    3. «Закончи предложения».

    4. «Дотянись до звезд».

    Занятие № 10 «Культура споров»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. «Честная борьба».

    3. «Волшебная подушка».

    Занятие № 11 «Типы семейного воспитания и ошибки семейного воспитания»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. «Твоя жизнь».

    3. «Семейки животных».

    Занятие № 12 «Как развивать самостоятельность у детей. Правила для родителей»

    ПЛАН:

    1. Беседа

    2. «Маленький ребенок».

    3. Рисунок «Генеалогическое древо».

    Занятие № 13 «Как устранить конфликты между детьми. Правила для родителей»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. Коллаж «Моя семья сейчас и моя семья в будущем».

    3. «Роза и чертополох».

    Занятие № 14 «Отношение к ребенку как к индивидуальности. Правила для родителей»

    ПЛАН:

    1. Беседа.

    2. «Семейный портрет».

    3. «Волшебная лавка».

    Занятие № 15 «Заключительное»

    ПЛАН:

    1. «Строим город».

    2. «Пожелание».

    3. «Чемодан в дорогу».

    3.3. Контрольная диагностика супружеских и детско-родительских отношений

    По окончании занятий, была проведена повторная диагностика с использованием методик:

    1.   Тест Тимоти Лири;

    2.   Тест «Самооценка»;

    3.   Методика «Типовое семейное состояние»;

    4.   Опросник родительского отношения.

    Результаты диагностики: (см. приложения 3 и 4).

    Вывод:

    В результате проведенной первичной диагностики, были выявлены «зоны конфликта» каждой семьи. Сравнительный анализ данных по тесту «Самооценка» и личностному блоку теста Т. Лири показал, что большинство внутриличностных конфликтов связано с заниженной или неадекватно высокой самооценкой участников. В свою очередь, внутриличностные конфликты часто порождают межличностные конфликтные ситуации, семейные конфликты. Так, человек с неадекватно высокой самооценкой «подавляет» своего партнера, мало интересуется его мнением, склонен недооценивать его положительные качества. 60% участников экспериментальной группы причиной семейных конфликтов считали «негативное лидерство» своего партнера, 20% - стремление доминировать в отношениях. Люди с заниженной самооценкой склонны к самобичеванию, безынициативны и несамостоятельны. Такой супруг не способен оказать поддержку своему партнеру в сложной ситуации, часто находится в подавленном состоянии, что также приводит к сложностям в семейной жизни. Но главное, что люди неадекватно оценивающие себя, неспособны выбрать правильную стратегию воспитания своего ребенка. Это подтверждают результаты «Опросника родительских отношений».

    Коррекционная программа работы с семьей среди основных задач имела следующие: изменение неадаптивных стереотипов поведения и до­стижение адекватной социальной адаптации; приобретение знаний о закономерностях жизни семьи как основы для белее эффек­тивного и гармоничного общения; содействие процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала; ощущению счастья. Социально-педагогическая работа с семьей  в рамках данной программы должна была содействовать изменению характера отношений с ребенком, тех способов поведения, которые предпочитают в общении с ним, особенностей родительского восприятия и понимания его личности и поступков.

    Данные повторной диагностики подтверждают положительные изменения, произошедшие с участниками занятий. В экспериментальной группе снизился % внутриличностных и межличностных конфликтов, а также % участников с неадекватной самооценкой. Благодаря рекомендациям и упражнениям удалось выработать позитивный взгляд на ребенка и процесс воспитания.

    Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что социально-педагогическая коррекция способствует созданию условий для успешной реализации внутрисемейных отношений подтвердилась.

    Заключение

    Перед обновляющимся российским обществом в начале третьего тысячелетия на фоне многообразия социально-экономических, демографических, экологических и других задач социальной политики всё отчётливее проявляются проблемы социально-педагогического свойства. Наиболее остро они дают о себе знать в сфере социальной работы с семьёй, концентрирующей сегодня на себе многие негативные последствия спонтанного внедрения в стране рыночной экономики.

    Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых людей[10]; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределами государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

    В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

    Существенные продвижения за последние годы наметились в подготовке специалистов социальных служб по программе базового дополнительного образования. В частности, образовательный процесс социальных ВУЗов всё больше становится практикоориентированным, усиливаются тенденции подготовки функционала, способного гибко реагировать на динамичный характер социальных услуг семье.

    Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

    Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

    Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени  актуальный как в теоретическом, так и в практическом плане.

    В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социально-педагогическая коррекция семейных отношений ориентированна не только на решение проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.




    Список литературы

    1. Бочарова В.Г.  Личность - семья - община  становится  цент­ром  системы  социальных  служб // Социальная  работа. -1992. - № 1.

    2. Витек А. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Наука, 1988.

    3. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. //Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации  на 1996-2000 годы. - М.: Юридическая литература, 2008.

    4. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной  России. Уч. Пособие. – Тамбов: Изд. ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997.

    5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Творческий центр, 2000.

    6. Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999.

    7. Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория  и практика  социальной работы: отечественный и зарубежный  опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной  и  В.Г. Бочаровой. - Т.2. - Москва-Тула.


    Приложение 1.

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ


    Характерные черты:

    • Особая экстравертная развёрнутость к клиенту, его семье, коммуникативность и эмпатичность;
    • Наличие сложных и разнообразных взаимодействий среди различных категорий семей;
    • Направленность на семьи, отдельных индивидов, нуждающихся в социальной поддержке;
    • Новизна, неопределённость объекта и по существу экспериментальный характер труда


    СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ



    Мотивы:

    §  Система ценностей (добро, отзывчивость, оптимизм, справедливость, человечность)

    §  Сознание личной ответственности за психологическое здоровье семьи

    §  Вера в богатые нераскрытые внутренние возможности человека

    §  Стремление распорядиться своими способностями на благо людей

    §  Любовь к своей профессии

    §  Склонность к социальной работе


    Цели:

    §  Создание системы реализации задач социальной защиты и поддержки семей

    §  Подбор, обучение и воспитание социальных работников

    §  Обеспечение позитивного решения возникших социальных проблем семьи

    §  Создание и совершенствование психологических условий для проведения социальной работы


    Способы действий:

    § Социальная и психолого-педагогическая диагностика различных категорий семей

    § Обоснование, разработка и внедрение программ, методик и приёмов решения задач социальной защиты и поддержки семей

    § Неформальное общение в деятельности, диалог на равных

    § Разворот потенциала социума навстречу потребностям семьи, побуждение

    § Обучение, подбор, создание резерва специалистов и их помощников

    § Оценка уровня эффективности социальной работы с семьёй


    Приложение 2.

    1. Тест Тимоти Лири.

    Опросник представляет собой набор, состоящий из 128 характерологических утверждений, т. е. он дает описание особенностей человека на уровне характера. Он предназначен для измерения степени выраженности следующих свойств:

    1.  Доминантность, склонность к руководству, лидерские данные.

    2.  Уверенность в себе, самостоятельность.

    3. Непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм.

    4.  Независимость, отчужденность, холодность, дистанция в обще­нии.

    5.  Зависимость, подчиненность, неприспособленность.

    6.  Неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность.

    7.  Общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружаю­щих.

    8.  Отзывчивость, самопожертвование, альтруизм.

    Степень выраженности каждого свойства оценивается в шестнадцатибалльной шкале. При обработке подсчитывается число определений, относящихся к каждому свойству, выбранных испытуемым.

    Техника проведения: Данный опросник может быть применен для изучения психологической совместимости двух и более людей, анализ причин конфликтов, взаимных уступок, предпочтений, ожида­ний.

    Испытуемый отвечает на опросник несколько раз с другими инструкциями, например: «Я», «Идеальное «Я», «Моя жена», «Мой идеал жены». Эту же работу выполняет партнер испытуемого.

    При индивидуальном обследовании каждому испытуемому выдает­ся текст опросника и ответный бланк, при групповом — каждому ис­пытуемому выдается ответный бланк, а стимульный материал зачиты­вается психологом, причем на каждый ответ дается 5—8 секунд. Перед проведением тестирования следует обратить внимание испытуемых на то, что утверждения опросника сформулированы в третьем лице, и от них требуется умение взглянуть на себя со стороны.

    Затем происходит подсчет результатов и построение профиля личности испытуемого. Пример такого профиля приведен на рисунке.

    Для составления профиля личности испытуемого подсчитывается количество утверждений, отнесенных к себе тестируемым, по каждой из восьми шкал в отдельности. Первая степень выраженности свойства по этой шкале характеризует адаптивный вариант поведения, третья степень — дезадаптивный вариант. Диапазон проявления свойств де­лится приблизительно на 3 зоны: первая от 0 до 6; вторая от 7 до 11; третья от 12 до 16.

    Интерпретация:

    Данное описание характеризует высокую степень выраженности каждого свойства, что встречается не так часто.

    Шкала 1. Доминирование. Экспансия власти: чем ее больше, тем лучше, желание иметь вес, значение в глазах других, иметь успех, рас­поряжаться. Мотивация борьбы, агрессии, завоевания. Тщеславный тип лидера.

    Шкала 2. Уверенность в себе; эгоцентризм, независимость, эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор себе полезного, в отношении же другого — равнодушие.) В отношениях с другими людь­ми — дипломатия; уступки, если это даст положительный личный ре­зультат, и сопротивление, если это угрожает личному покою и комфор­ту. Лидер эгоистичный, честолюбивый.

    Шкала 3. Консерватизм. Ригидность реакций, сила воли, настойчивость в достижении цели — любыми средствами; открыт, прямолине­ен, раздражителен; если встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев. Не идет на уступки и компромиссы, упрям из принципа. Тип лидера авторитарный. Отсутствие эмпатии, садистские тенденции.

    Шкала 4. Негативный, неудавшийся лидер. Всегда в оппозиции, недоверчив, сопротивляется любому влиянию, постоянно отстаивает свою позицию, даже если на нее никто не посягает. Борьба, но не ак­тивная, а оборонительная. Тайное тщеславие, подозрительность, мсти­тельность, обидчивость, самодурство.

    Шкала 5. Уступчивость. Комплекс вины и неполноценности, социальная неприспособленность и ущербная самооценка. Самобичевание, неинициативность, робость.

    Шкала 6. Зависимость. Незрелость, инфантильность, несамостоятельность. Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи: ведомый, антидоминантный.

    Шкала 7. Конформизм. Ориентация на мнение окружающих, бо­язнь общественного мнения, поиск социального одобрения, внушаемость. В группе общителен, сонастраивается со всеми, активно сотрудничает с лидером; если оказывается лидером, то демократического типа.

    Шкала 8. Отзывчивость. Эмпатия, эмоциональная реактивность, чувствительность к поведению других. Умение сопереживать, альтру­изм. Служение идеалу или идолу, самоотдача, бескорыстие — материн­ский тип отношений с людьми. Опека над слабыми и беззащитными. Человек совестливый, обязательный, исполнительный. Дорожит мнени­ем окружающих.

    2. Тест «Самооценка».

    Самооценка - связана с одной из центральных потреб­ностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвер­дить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

    Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.

    При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реаль­но смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оптимальной относят­ся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уров­ня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовер­шенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

    На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, иде­ализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради со­хранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.

    Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или не­правильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональ­ное состояние — аффект неадекватности, главной причи­ной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности.

    Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничи­ваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

    Итак, при исследовании самооценки испытуемым было предложено из 4 наборов качеств выписать те, которые они считают наиболее ценными. Затем каждый испытуемый в выписанных качествах должен был выделить те, которыми он, на его взгляд, реально обладает.

    Обработка:

    1. Подсчитывается количество «реальных» качеств – Р.

    2. Подсчитывается количество «идеальных» качеств – И.

    3. Вычисляется их процентное соотношение.

    4. Результат сопоставляется с оценочной шкалой.

    Психодиагностическая шкала

    Уровень самооценки

     


    Пол

    Неадекватно низкий

    Низкий

    Ниже среднего

    Средний

    Выше среднего

    Высокий

    Неадекватно высокий

    Мужчины

    0-10

    11-34

    35-45

    46-54

    55-63

    64-66

    67

    Женщины

    0-15

    16-37

    38-46

    47-56

    57-65

    66-68

    69

    3. Методика «Типовое семейное состояние».

    Инструкция: мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на рабо­те. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах.

    Обработка результатов: баллы по шкалам, обозначен­ным одинаковым индексом, суммируются. Состояние кон­статируется, если сумма оценок по субшкалам превышает или равна следующим диагностическим значениям: по шкале «У» (общая неудовлетворенность) — 26 баллам, по шкале «Н» (нервно-психическое напряжение) — 27 бал­лам, по шкале «Т» (семейная тревожность) — 26 баллам.

    4. Опросник родительского отношения.

    С помощью этого теста вы можете определить характер отношения к ребенку, те способы поведения, кото­рые предпочитают в общении с ним, особенности родительского восприятия и понимания его личности и поступков.

    Инструкция: «Внимательно прочитайте предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия делайте соответствующую отметку в блан­ке ответов».

    Обработка результатов: Авторы теста (Я. А. Варга, В. В. Столин) выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку: приня­тие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных ответов, данных вами на соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов для каждого из типов отношения.

    1.  Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, И, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37. 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

    2.  Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36;

    3.  Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

    4.  Авторитарная   гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

    5. Маленький   неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

    Подсчитывается количество положительных ответов по каж­дому показателю и даются следующие описания.

    1. Принятие-отвержение.

    Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.

    Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклоннос­тей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздра­жение, обиду. Не доверяете ему и не уважаете его.

    2.  Кооперация.

    Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересо­ванность делами и планами ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициати­ву и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его тючку зрения в спорных вопросах.

    Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недоста­точной выраженности такого типа отношения.

    3.  Симбиоз.

    При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете ему проявлять самостоятельность.

    Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаи­модействии между людьми.

    4. Авторитарная гиперсоциализация.

    При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.

    Низкие значения (2 балла и ниже) являются показате­лем отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.

    5. Маленький неудачник.

    При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфан­тильным, более младшим по сравнению с реальным возрас­том. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными. Ребенок восприни­мается неприспособленным, открытым для дурных влия­ний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досаду­ют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    При Низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.

    Приложение 3.

    Диаграммы первичной диагностики супружеских и детско-родительских отношений

    Тест Тимоти Лири

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа


    Тест «Самооценка»

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа


    Опросник родительского отношения

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Приложение 4.

    Первичная диагностика супружеских и детско-родительских отношений

    Тест Тимоти Лири

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Личностный конфликт

    Межличностный конфликт

    Личностный конфликт

    Межличностный конфликт

    Шкала 1 – 20%

    Шкала 1 – 20%

    Шкала 1 – 30%

    Шкала 1 – 10%

    Шкала 3 – 20%

    Шкала 4 – 60%

    Шкала 3 – 10%

    Шкала 4 – 20%

    Шкала 4 – 50%

    Шкала 5 – 10%

    Шкала 4 – 10%

    Шкала 5 – 30%

    Шкала 7 – 10%

    Нет конф. – 10%

    Шкала 5 – 10%

    Шкала 6 – 20%



    Шкала 8 – 20%

    Шкала 8 – 10%



    Нет конф. – 20%

    Нет конф. – 10%


    Тест «Самооценка»

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Низкий уровень – 10%

    Низкий уровень – 0%

    Ниже среднего – 0%

    Ниже среднего – 20%

    Средний уровень – 10%

    Средний уровень – 40%

    Выше среднего – 20%

    Выше среднего – 10%

    Высокий уровень – 10%

    Высокий уровень – 10%

    Неадекватно высокая – 50%

    Неадекватно высокая – 20%

    Методика «Типовое семейное состояние»

     

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

     

    № семьи


    У

    Т

    Н


    У

    Т

    Н

     

    1

    М

    11

    8

    6

    6

    6

    3

    9

     

    Ж

    8

    8

    11

    10

    8

    10

     

    2

    М

    13

    3

    16

    7

    13

    11

    20

     

    Ж

    7

    6

    13

    15

    11

    16

     

    3

    М

    13

    13

    17

    8

    12

    5

    14

     

    Ж

    17

    23

    21

    16

    25

    19

     

    4

    М

    7

    7

    11

    9

    17

    21

    22

     

    Ж

    10

    2

    15

    20


    17

    21

     

    5

    М

    7

    7

    11

    10

    15

    17

    18

     

    Ж

    10

    2

    15

    21

    16

    22

     

    Опросник родительского отношения

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Авторитарная гиперсоциализ. – 70%

    Авторитарная гиперсоциализ. – 50%

    Симбиоз – 20%

    Симбиоз – 20%

    Маленький неудачник – 10%

    Маленький неудачник – 10%

    Принятие-отвержение – 0%

    Отвержение – 20%

    Кооперация – 0%

    Кооперация – 0%

    Контрольная диагностика супружеских и детско-родительских отношений

    Тест Тимоти Лири

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Личностный конфликт

    Межличностный конфликт

    Личностный конфликт

    Межличностный конфликт

    Шкала 1 – 10%

    Шкала 1 – 0%

    Шкала 1 – 30%

    Шкала 1 – 10%

    Шкала 3 – 10%

    Шкала 4 – 20%

    Шкала 3 – 10%

    Шкала 4 – 20%

    Шкала 4 – 15%

    Шкала 5 – 5%

    Шкала 4 – 10%

    Шкала 5 – 30%

    Шкала 7 – 10%

    Нет конф. – 75%

    Шкала 5 – 10%

    Шкала 6 – 20%

    Нет конф. – 55%


    Шкала 8 – 20%

    Шкала 8 – 10%



    Нет конф. – 20%

    Нет конф. – 10%

    Тест «Самооценка»

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Низкий уровень – 0%

    Низкий уровень – 10%

    Ниже среднего – 0%

    Ниже среднего – 20%

    Средний уровень – 30%

    Средний уровень – 30%

    Выше среднего – 40%

    Выше среднего – 20%

    Высокий уровень – 20%

    Высокий уровень – 10%

    Неадекватно высокая – 10%

    Неадекватно высокая – 10%

    Методика «Типовое семейное состояние»

     

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

     

    № семьи


    У

    Т

    Н


    У

    Т

    Н

     

    1

    М

    7

    5

    6

    6

    6

    3

    9

     

    Ж

    4

    5

    11

    10

    8

    10

     

    2

    М

    9

    3

    10

    7

    13

    11

    20

     

    Ж

    7

    6

    7

    15

    11

    16

     

    3

    М

    6

    6

    8

    8

    12

    5

    14

     

    Ж

    9

    9

    10

    16

    25

    19

     

    4

    М

    7

    7

    6

    9

    17

    21

    22

     

    Ж

    5

    2

    10

    20


    17

    21

     

    5

    М

    7

    7

    5

    10

    15

    17

    18

     

    Ж

    10

    2

    4

    21

    16

    22

     

    Опросник родительского отношения

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Авторитарная гиперсоциализ. – 10%

    Авторитарная гиперсоциализ. – 50%

    Симбиоз – 10%

    Симбиоз – 20%

    Маленький неудачник – 0%

    Маленький неудачник – 10%

    Принятие – 50%

    Отвержение – 20%

    Кооперация – 30%

    Кооперация – 0%






    [1] Бочарова В.Г.  Личность - семья - община  становится  цент­ром  системы  социальных  служб. // Социальная  работа. -1992. - № 1. С.3-9.


    [2] Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной  России. Уч. Пособие. – Тамбов: Изд. ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. С. 216.

    [3] Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Творческий центр, 2000. С. 440.

    [4] Витек А. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Наука, 1988. С. 138.


    [5] Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. //Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации  на 1996-2000 годы. - М.: Юридическая литература, 1998. С. 58.

    [6] Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. //Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации  на 1996-2000 годы. - М.: Юридическая литература, 2008. С. 64.

    [7] Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Творческий центр, 2000. С. 450.

    [8] Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория  и практика  социальной работы: отечественный и зарубежный  опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной  и  В.Г. Бочаровой. - Т.2. - Москва-Тула.  1993. С. 430.


    [9] Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Творческий центр, 2000. С. 448.


    [10] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. С. 147.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Социально-педагогическая коррекция семейных отношений ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.