СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................... 2
Глава
1. Экономические основы налоговой системы………………………..5
1.1. Налоги
- сущность, функции, классификация................................... .5
1.2.
Поступления налогов в федеральный бюджет ………………………...11
Глава 2. Налоги в РСО-Алания……………………………………………….17
2.1.
Анализ поступления налогов в республиканский бюджет……………..17
2.2. Анализ поступления налогов в бюджет города Владикавказа…………22
Глава 3. Приоритеты налоговой реформы…………………………………...27
Заключение.............................................................................................. 29
Список
использованной литературы...................................................... 31
Введение
Налоги и налоговая система сейчас является одним
из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают
видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений.
В современной России налоги - одно из основных противоречий между обществом и государственной
властью. Основной принцип использования налогов - для развития общества и в его
интересах, но не в ущерб обществу и его экономическому развитию.
Знакомства с налоговой системой достаточно
для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство.
Если в налоговой системе сделан акцент на косвенное и имущественное
налогообложение, то вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в
промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые
налоги, объектом которых выступают доходы граждан, то это свидетельствует о
том, что речь идет о высокоразвитой экономике.
В условиях рыночных отношений и особенно в
переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена
система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства,
зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Современная налоговая система России,
принятая в законодательном порядке в конце 1991 года, имеет признаки
налогообложения рыночного типа. Однако принципы ее формирования первоначально
определялись потребностями сложившегося соотношения между доходами и расходами
государственного бюджета начала 90-х годов, которое в свою очередь определялось
ценностными критериями социалистической экономики и командно-административной
системы управления. Далее налоговая система формировалась в условиях стагфляции
и бурных политических событий, что и определило ее целевые установки. В результате
была сформирована внутренне не сбалансированная инфляционно ориентированная
налоговая система, не обеспечивающая стабильных условий для предпринимательской
деятельности.
В идеале налоговая система должна:
•
обеспечивать сохранение экономической целостности
государства, то есть должны быть ликвидированы противоречия между федеральным, региональным,
местным налоговым законодательством;
•
основываться на совершенной и непротиворечивой
законодательной базе;
•
способствовать увеличению налоговых поступлений в
государственную
казну при сохранении справедливости налогообложения, путем создания
правового режима, делающего использование «серых» налоговых схем не
выгодным.
Без хорошо налаженной, четко действующей
налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства,
эффективная рыночная экономика невозможна.
В этой связи чрезвычайно важным является
изучение экономических основ и принципов построения налоговой системы, а также
системы управления ею.
Глава 1.
Экономические основы и принципы построения налоговой системы
1.1. Налоги - сущность, функции,
классификация
Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно
находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко
не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их
экономическом содержании, природе и социальном назначении. Налог - одно из
основных понятий финансовой науки.
Главным документом прямого действия, регламентирующим основные правила
взимания налогов в стране - Налоговый Кодекс РФ. Первая часть Налогового
Кодекса РФ была принята в 1998г (Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ,
вступил в силу 01.01.1999) - базовый акт, определивший основные положения системы
налогообложения в России. Часть вторая Налогового Кодекса, или специальная
часть, состоит из глав, каждая из которых посвящена конкретному налогу.
Необходимость принятия нового Налогового кодекса РФ была продиктована
крайним несовершенством налогового законодательства. С принятием Налогового
Кодекса в налоговом законодательстве появился кодификационный акт, призванный
не только переработать накопленный нормативный материал, устранить в нем
многочисленные несогласованности, противоречия и пробелы, но и учесть новые
экономические реалии, связанные с проведением налоговой реформы.
Налоговый кодекс РФ дает следующее определение налогу, под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных
образований.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики
и элементы налогообложения, а именно:
-
объект
налогообложения (НК РФ ст.38 п.1);
-
налоговая
база (НК РФ ст.53);
-
налоговый
период (НК РФ ст.55);
-
налоговая
ставка (НК РФ ст.53);
-
порядок
исчисления налога (НК РФ ст.52);
-
порядок
и сроки уплаты налога (НК РФ ст.57, 58).
1. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров
(работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную,
количественную или физическую характеристики, с наличием которого у
налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый
в соответствии с частью второй Налогового кодекса.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую
уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых
льгот.
В случаях законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,
обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган
или налогового агента.
2. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или
иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка
представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения
налоговой базы.
3.
Под
налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно
к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется
сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких
отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
4.
Сроки
уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к
каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только
в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
5. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога
либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими
актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком
или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в
наличной или безналичной форме.
6. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со
ст. 57 НК РФ применительно к каждому налогу.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом.
Порядок уплаты региональных налогов устанавливается законами субъектов
Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом.
Порядок уплаты местных налогов устанавливается нормативными правовыми
актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с
Налоговым кодексом.
Сущность налогов проявляется в их функциях. Функции любой экономической
категории выражают ее общественное назначение, присущее именно данной
категории.
Исходя из глубинной экономической сущности самого понятия налога, ему
имманентна единственная фискальная функция, которая достаточно ярко проявляется
на всех исторических этапах его развития и является атрибутом налога: нет
денежных перечислений в бюджетный фонд - нет и налога. Посредством фискальной
функции главное общественное назначение налогов - формирование финансовых
ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах
и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных,
природоохранительных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на
основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само
государство в крупнейшего экономического субъекта.
Практически до начала 1930-х гг. фискальная функция являлась единственной
присущей налогам. Налоги, как и другие общественные явления, определенным
образом эволюционируют, их глубинное экономическое содержание по мере развития
государственного устройства, главными ориентирами которого уже становится
обеспечение экономического роста и социального спокойствия, изменяется. Исходя
из теорий Дж. Кейнса «о встроенных регуляторах» (бюджете и налогах), последние
превращаются в универсальные финансовые инструменты экономического
регулирования. Частные случаи, когда введение налогов диктуется не фискальными
интересами государства, а достижением определенных целей в стимулировании
экономического роста, снятии социальной напряженности, улучшении качества жизни
населения страны, приобретают черты системного характера.
Все это и позволяет нам в отличие от ранее занятой позиции о наделении
налогов единственной фискальной функции утверждать, что на определенном этапе своего
развития экономическое содержание налогов проявляется и в функции регулирования.
Последняя, естественно, тесно связана с первой, фискальной, и наиболее
полно реализуется в налоговой системе в целом, создавая некоторые преимущества
отдельным приоритетным отраслям и зонам, стимулируя некоторые виды деятельности
и достижение определенных, не фискальных, а социальных целей. Регулирующая
функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики,
построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные
режимы налогообложения, так и возможности снижения «обычных» ставок налогов.
Что же касается других присваиваемых налогам функций (контрольная,
стимулирующая), то они не имеют никакого отношения к налогу как экономической
категории, а являются функциями государства в системе управления процессом
налогообложения.
Налоги обладают следующими отличительными признаками:
•
первым
признаком налога является императивность. Императивность
предполагает отношения власти и подчинения. Применительно к налогам это означает
то, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности
по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств государство
применяет заранее определенные санкции.
•
второй
отличительный признак налога - смена формы собственности.
Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме
переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд
(бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются.
Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить
их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды
образовательных учреждений, курортный сбор).
•
важный
отличительный признак налогов = безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад
налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает
ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования
материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза,
вывоза товаров), ни документа. Этот признак выделяет пошлины из налогов.
•
уплата
налогов производится в установленные сроки и в установленном
порядке.
Вся совокупность законодательно-установленных налогов делится на группы
по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Классификация налогов
позволяет при всем их разнообразии установить их различия и сходство. Тот или
иной способ классификации налогов основан на ряде критериев, которые позволяют
один и тот же конкретный налог всесторонне изучить и оценить. Многообразие
налоговых классификаций, группировок и признаков, положенных в основу
различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов, а
также позиции ученых относительно выбора исходных классификационных признаков.
Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение
на прямые и косвенные.
Устанавливая налоги, как правило, законодатель всегда стоит перед выбором
формы налогообложения, ибо здесь необходимо оценить все плюсы и минусы
различных форм. Прежде всего, при введении того или иного налога исходят из
тактических и стратегических целей государства, учитывают уровень социально-экономического
развития страны и фискального аппарата. Так, введение косвенных налогов
предполагает организационную программу взимания, но при этом слишком высоки
затраты по контролю; введение прямых налогов сопряжено с высокими затратами по
их учету и (относительно косвенных налогов) невысокими административными
издержками по контролю. Общепризнанным является то, что взимание косвенных
налогов менее болезненно и «незаметно» для плательщиков, кроме того, система
косвенного налогообложения обеспечивает устойчивость доходов бюджета, особенно
в условиях инфляции.
Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием
является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик
налогоплательщика, в то время как последними облагаются трансакции (сделки,
соглашения) вне зависимости от характеристик продавца и покупателя.
Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная
характеристика, за исключением покупаемого товара на определенном рынке, не
влияет на сумму платежа. Само понятие «косвенный» заключается в том, что
влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в
определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на
прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики и, несмотря на
определенную условность принципа «переложения», он активно используется в
таксономии (системная группировка налогов по различным признакам).
Таким образом, косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые
в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и
услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость.
К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на доходы физических
лиц, земельный налог и т.д. Прямые налоги связаны непосредственно с характеристикой
плательщика и взимаются с его дохода или имущества.
Классификация налогов:
По объекту обложения: имущество; земля; рента; капитал; средства потребления.
По принадлежности к уровням управления и власти: федеральные; субъекты
Федерации; местные.
По полноте прав использования налоговых сумм: собственные; закрепленные;
регулирующие.
От источника уплаты: заработная плата; выручка; доход или прибыль; себестоимость.
От субъектов уплаты: физические лица; юридические лица.
По методу обложения (от ставки): прогрессивные; регрессивные; пропорциональные;
линейные; ступенчатые; твердые.
По способу обложения: кадастровые; декларационные; налично-денежные; безналичные.
От назначения: общие; целевые.
Классификация налогов необходима для универсализации налогообложения,
приведения его в соответствие с мировыми стандартами для проведения сопоставительного
анализа. Одной из особенностей глобализации экономики при прочих равных
условиях является разработка унифицированных принципов налогообложения и
принятие Мирового кодекса, служащего методологическим ориентиром развития
национальных налоговых систем. Наличие Мирового налогового кодекса способствует
разработке и принятию взаимовыгодных международных соглашений по избежанию
двойного налогообложения.
Налоговые кодификаторы, разработанные в соответствии с международными
стандартами финансового учета и налогообложения, позволяют получать оперативную
информацию о состоянии экономики государственного сектора, ходе исполнения
доходов бюджетов всех уровней, своевременно регулировать этот процесс,
проводить налоговый контроль и принимать меры по результатам налоговых
проверок.
Пользуясь классификацией налогов, можно рассчитывать совокупную долю
налогов в валовом национальном продукте, а также эту долю в разрезе налоговых
групп и отдельных налогов. Такие индикативные показатели могут быть введены в
официальную финансовую статистику и использоваться при разработке бюджетной
стратегии.
1.2. Поступления налогов в федеральный
бюджет
ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» как основной
был учрежден принцип единства организации налоговой системы. Часть первая
Налогового кодекса РФ пролонгировала действие данного принципа для регулирования
налогово-бюджетных отношений. Принцип единства фискальной системы государства
закреплен в налоговом и бюджетном производстве России согласно Налоговому и
Бюджетному кодексам. Он положен в основу механизма управления всеми элементами
фискальной системы, а именно: сбором налоговых доходов, их распределением по
звеньям бюджетной системы, закреплением определенных налогов за конкретным
звеном этой системы (федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, муниципальными
бюджетами). В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный,
субъектов РФ и местный. Важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному
уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной
власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что
независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение
по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок,
расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут
лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставленные местным органам власти
права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, налогом на прибыль) не
является основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка
исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают
с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части
налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные
бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная
картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных
за ними местных налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов
и налогов субъектов РФ.
Рассмотрим поступление налогов и сборов в федеральный бюджет Российской
Федерации, проведем анализ их структуры и исполнения за 2005-2007 годы. Следует
отметить, что федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым
кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1)
налог
на добавленную стоимость;
2)
акцизы
на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды
минерального сырья;
3)
налог
на прибыль (доход) организаций;
4)
налог
на доходы от капитала;
5)
подоходный
налог с физических лиц;
6)
взносы
в государственные социальные внебюджетные фонды;
7)
государственная
пошлина;
8)
таможенная
пошлина и таможенные сборы;
9)
налог
на пользование недрами;
10)
налог
на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11)
налог
на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12)
сбор
за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами;
13)
лесной
налог;
14)
водный
налог;
15)
экологический
налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Основную часть доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы,
которые обеспечили в 2007 году 78,6% всех поступлений. Налоговые доходы -
это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.
Основная часть налоговых доходов сформирована за счет поступлений трех
видов налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и акцизов.
Эти налоги в 2007 году в совокупности обеспечили 1305526,3 млн. рублей или
50,5% общего объема поступлений налогов.
Анализируя исполнение доходной части бюджета за этот период необходимо
отметить, что оно протекало в условиях реформирования налоговой системы.
Бесспорно, анализируя происходившие в 2007 году изменения, можно сделать
вывод, что нововведения коснулись, в первую очередь, налога на прибыль. Налог
на прибыль предприятий и организаций - это составной элемент современной
налоговой системы. Он является одним из важнейших налоговых источников доходов
бюджета. С помощью этого налога перераспределяется национальный доход
государства.
Налогоплательщиками признаются российские и иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в России.
Объектом налогообложения признается прибыль, которая представляет собой
полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
Налоговая ставка устанавливается в размере 24%, из них с 2008 года:
•
6%
зачисляется в федеральный бюджет,
•
16%
- в бюджеты субъектов РФ (законодательные органы субъектов РФ
могут снижать ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но не
ниже чем до 12%),
•
2%
- в местные бюджеты.
Нельзя не отметить, что до введения в действие части второй НК РФ налог
на прибыль занимал среди доходных источников консолидированного бюджета второе
место; причем его роль последовательно росла, а в бюджетах субъектов Российской
Федерации налог на прибыль опережал другие налоги.
Так, с 200 по 2006 год удельный вес налога на прибыль в доходах федерального
бюджета вырос с 18,8% до 22,4%.
Но несмотря на все нововведения (снижение ставки и т.д.), которые должны
были способствовать либерализации уплаты налога на прибыль, сложилась ситуация
прямо противоположная тому, что происходило при либерализации уплаты
подоходного налога: поступления налога на прибыль стали резко падать. Так этот
налог в 2008 году составил всего 8,4% от налоговых поступлений (6,6% от общего
объема поступлений), что значительно меньше по сравнению с прошлыми годами (2007
год - 25,2%, 2006 год-14,6%).
На уменьшение поступления налога на прибыль оказали влияние следующие
факторы:
•
с
введением в действие главы 26.2 НК, ряд предприятий перешли на упрощенную
систему налогообложения;
•
применение
норм определения налоговой базы, приводящих к
возможности существенного уменьшения налогоплательщиками
исчисляемого налога.
За анализируемый период (2006-2008гг.), стабильная ситуация наблюдается
по налогу на добавленную стоимость, так, процент исполнения соответственно
равен: 125,0%, 100,4%, 100,1%.
НДС - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру
потребления.
В Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» он определен как форма
изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается
на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между
стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных
затрат, относимых на издержки производства и обращения.
Важный элемент налога - его ставка. При введении НДС в 1992 году
была установлена единая ставка - 25%. Ее величина была рассчитана исходя исполнение
составило 882063,5 млн. рублей.
Таблица 1. Поступление НДС в федеральный
бюджет (млн. рублей)
Год
|
Всего доходов
|
Налоговые доходы
|
Удельный вес
налоговых доходов
|
НДС
|
Удельный вес НДС в
разделе
|
2006
|
1593978.1
|
1460398,0
|
91,6
|
477290,2
|
32,7
|
2007
|
2204725.8
|
2035598,1
|
92,3
|
776385,0
|
38,1
|
2008
|
2583143.0
|
2029566,5
|
78,6
|
882063,5
|
43,5
|
Основная функция НДС - фискальная, в среднем НДС формирует 13,5%
доходов бюджетов отдельных стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в
бюджетах отдельных стран существенно различается. Так во Франции она составляет
45% налоговых поступлений в бюджет, а в Нидерландах - 24%.
Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России
в 2007 году составил 43,5%, отсюда можно сделать вывод, что в структуре доходов
налог на добавленную стоимость занимает одно из ключевых мест.
Таким образом, налог на добавленную стоимость является важнейшим налоговым
источником доходов федерального бюджета и составляет более 30% всех налоговых
доходов. Его величина тесно коррелирует с темпами инфляции и даже в условиях
"инфляционной экономики" он является стабильным и сравнительно легко
планируемым источником доходов.
Акцизы, так же как налог на добавленную стоимость, играют существенную
роль в формировании доходов бюджета.
Акцизы - разновидность косвенных налогов, в то же время они
наделены рядом специфических черт:
•
акциз
- индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (в то
время как НДС - универсальный косвенный налог);
•
объект
налогообложения акциза - оборот по реализации только товаров,
причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями
(тем самым из сферы обложения акцизами выпадают какие-
либо работы и услуги);
•
акцизы
функционируют только в производственной сфере; исключение составляют акцизы по товарам,
импортируемым на территорию РФ, плательщики акцизов в этом случае - юридические
и физические лица, закупавшие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей
реализации.
При исчислении акцизов в соответствии со ст. 193 НК РФ по каждому виду
подакцизного товара установлены соответствующие ставки:
1.
специфические
- в твердой сумме к физическому показателю;
2.
адвалорные
- в процентах к стоимости.
Динамика акцизов такова: в 2006 году от прогнозируемых к поступлению
188040,4 млн. рублей фактически исполнено 200408,6 млн. рублей (106,4%), в 2007
году при плане 221259,8 млн. рублей поступило 263657,4 млн. рублей (119,2%) и в
2008 году от запланированных 254602,4 млн. рублей фактическое исполнение
составило 252531,3 млн. рублей (99,2%).
Доля акцизов в доходах федерального бюджета в 2006-2007 гг. составила
соответственно 13,7 и 13,0% от всех налоговых поступлений; в федеральном
бюджете на 2008 год доля акцизов уменьшается до 12,4%.
Нельзя оставить незамеченным тот факт, что в доходах федерального бюджета
значительно возросла доля поступлений платежей за пользование природными
ресурсами.
Анализируя этот доход бюджета видно, что в 2008 году платежи за пользование
природными ресурсами составили 249507,8 млн. рублей, что на 35270,5 млн. рублей
больше по сравнению с 2007 годом и на 199814,9 млн. рублей по сравнению с 2006
годом. Следует обратить внимание и на то, что удельный вес этого дохода в
налоговых поступлениях с каждым годом становится все больше и больше (2008 год
- 12,3%; 2007 год - 10,5%; 2006 год-3,4%).
Глава 2. Налоги в
РСО-Алания
2.1. Анализ поступления налогов в республиканский бюджет
Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они
предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные
органы управления субъекта РФ.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней
экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических,
географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном
развитии от других регионов страны.
Республиканский бюджет РСО-Алания является одним из бюджетов субъектов
Российской Федерации и также как и другие бюджеты бюджетной системы РФ, имеет
свои доходы.
Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих
доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
1)
налог
на имущество организаций;
2)
налог
на недвижимость;
3)
дорожный
налог;
4)
транспортный
налог;
5)
налог
с продаж (отменен с 1.01 2006 года);
6)
налог
на игорный бизнес;
7)
региональные
лицензионные сборы.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов,
распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также
дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального
бюджета.
Доходы республиканского бюджета РСО-Алания в 2007 году составили 5549732
тыс. рублей. Превышение фактических показателей над плановым поступлением
доходов составило 1126306 тыс. рублей и произошло это за счет перевыполнения
плана по некоторым из налоговых доходов (таблица 2)
Таблица 2. Поступление налогов и сборов
в республиканский бюджет Республики Северная Осетия - Алания в 2006 - 2008
годах.
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
План
|
Факт
|
%
|
План
|
Факт
|
%
|
План
|
Факт
|
%
|
Налог на прибыль
|
106069
|
91130
|
85,9
|
141505
|
151780
|
107,3
|
125223
|
145738
|
116,4
|
Налог на доходы физических
лиц
|
111727
|
168681
|
151,0
|
236780
|
365381
|
154,3
|
388003
|
520860
|
134,2
|
Акцизы
|
379285
|
443091
|
116,8
|
465435
|
392410
|
84,3
|
249723
|
120626
|
48,3
|
Платежи за пользование
природными ресурсами
|
40587
|
40994
|
101,0
|
66441
|
41346
|
62,2
|
84243
|
109616
|
130,1
|
Прочие налоги и
сборы
|
78000
|
123009
|
157,7
|
129339
|
93572
|
72,3
|
51200
|
48224
|
94,2
|
Налоговые доходы
|
800084
|
946028
|
118,2
|
1132942
|
1142896
|
100,9
|
1000984
|
1041728
|
104,1
|
Собственные доходы
|
912754
|
969506
|
106,2
|
1218102
|
1168492
|
95,9
|
1046377
|
1082248
|
103,4
|
Всего доходов
|
3372159
|
3477652
|
103,1
|
4942838
|
4890778
|
98,9
|
4423426
|
5549732
|
125,5
|
Примечание:
% - процент исполнения.
Собственные доходы республиканского бюджета в 2008 году составили
1082248 тыс. рублей. Рассматривая динамику поступлений собственных доходов в
бюджет РСО-Алания можно увидеть, что их сумма в сравнении с 2007 годом
уменьшилась на 86244 тыс. рублей или на 7,4%. (по сравнению с 2006 годом сумма
увеличилась на 112742 тыс. рублей или на 11,6%).
Стабильным источником дохода республиканского бюджета являются налоговые
доходы, которые тесно связаны с экономическим потенциалом региона и его
реализацией. В 2008 году их поступления составили 1041728 тыс. рублей. В общем
объеме доходов в РСО-Алания налоговые доходы составили 18,8% (2006 год - 23,4%;
2005 год - 27,2%). Из таблицы видно, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом
налоговых доходов стало меньше на 9,7% (по сравнению с 2006 годом поступления
увеличились на 10,1%), что в абсолютной сумме составляет 101168 тыс. рублей (по
сравнению с 2006 годом прирост составил 95700 тыс. рублей).
Однако следует отметить, что все эти годы план по налоговым доходам исполнялся
(2008 год - 104,1%; 2007 год - 100,9%; 2006 год - 118,2%).
Картина изменения состава налоговых доходов с
2006 по 2008 год представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Динамика налоговых
доходов
На увеличение объема налоговых доходов в 2008 году против годовых
бюджетных назначений республиканского бюджета оказали влияние следующие основные
факторы:
•
снижение
налогового бремени в ходе осуществления налоговой реформы, способствовавшей устойчивому
росту уровня собираемости налоговых
доходов;
•
меры
по реструктуризации накопившейся задолженности по платежам в бюджет, проводимые
в соответствии с решениями органов исполнительной власти всех уровней, предусматривающими,
наряду с погашением реструктурированной задолженности, уплату текущих платежей
в полном объеме;
•
практически
полная ликвидация налоговых льгот, кроме предусмотренных федеральным законодательством
о налогах и сборах.
Следует отметить, что из доходных основных источников республиканского
бюджета доля только налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и платежей
за пользование природными ресурсами в общем объеме налоговых доходов фактически
превысила предусмотренную законом о республиканском бюджете, по остальным
налогам фактическая доля их в общем объеме налоговых доходов по сравнению с
запланированным снижена, в том числе и по акцизам.
Поступления доходов от уплаты налога на прибыль (доход) предприятий и
организаций по состоянию на 01.01.2005 года составили 145738 тыс. рублей
(116,4% годовых бюджетных назначений), что номинально ниже уровня 2007 года на
6042 тыс. рублей.
Размер поступления налога на прибыль находится в прямой зависимости от
результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Так, по
сравнению с аналогичным периодом 2007 года удельный вес прибыльных организаций
снизился с 52,2% до 49,7%.
Анализ основных причин, повлиявших на уменьшение поступления налога на
прибыль, показывает, что это обусловлено, помимо ухудшения финансового
состояния организаций, следующими факторами:
•
применение
норм определения налоговой базы, приводящих к возможности существенного уменьшения
налогоплательщиками исчисляемого налога;
•
в
соответствии со статьей 318 и 319 главы 25 НК, налогоплательщики
могут учесть осуществленные расходы, не дожидаясь их возмещения, путем
реализации своей продукции;
•
недофинансирование
из федерального и территориального бюджетов
предприятий, выполняющих госзаказы, в том числе оборонных;
•
завершение
строительства крупных объектов и ввод их в эксплуатацию, и
прекращение поступления от соответствующих подрядных и субподрядных
организаций налоговых платежей.
Действующая в Российской Федерации система налогообложения доходов физических
лиц, которая ориентирована на упрощение порядка расчета налога и снижение налогового
бремени, сохраняет тенденцию роста платежей по налогам с физических лиц.
Налоги, уплачиваемые физическими лицами, включают:
•
налог
на доходы физических лиц;
•
налог
на имущество физических лиц;
•
налог
на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;
•
государственная
пошлина.
Из всех поступлений налогов с физических лиц наибольшую долю составляет налог
на доходы физических лиц.
Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:
•
подоходный
налог - это личный налог, т.е. объектом обложения является
не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным
плательщиком;
•
подоходный
налог в большей степени отвечает основным принципам
налогообложения - всеобщности, равномерности и эффективности;
•
налог
относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что
немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
•
основной
способ взимания подоходного налога - у источника выплаты
дохода - является достаточно простым и эффективным механизмом контроля
за своевременностью перечисления средств в бюджет.
Налог на доходы физических лиц - это прямой налог, федеральный налог,
который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог
относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов
нижестоящих бюджетов - в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым
в установленном порядке на очередной финансовый год.
Ставка налога на доходы физических лиц - 13%.
В структуре налоговых доходов республиканского бюджета на долю налога на
доходы физических лиц приходится около половины поступлений вследствие чего
данный налог занимает первое место. Повышение уровня поступления налога на
доходы физических лиц обусловлено благоприятной экономической ситуацией и, как
следствие, ростом средней заработной платы на 29,2% в реальном выражении .
Поступления налога на доходы физических лиц за январь-декабрь 2007 года
составили 520860 тыс. рублей, и выросли по сравнению с январем-декабрем прошлого
года на 155479 тыс. рублей, или на 42,5%.
Доля налога на доходы физических лиц в общей сумме налоговых платежей,
поступивших в республиканский бюджет в 2008 году, составила 50,0%, против 32,0%
за 2007 год и 17,8% за 2006 год.
Другой налог, по которому наблюдается резкое повышение в доходах республиканского
бюджета, является платежи за пользование природными ресурсами.
За январь-декабрь 2008 года в республиканский бюджет РСО-Алания поступило
платежей за пользование природными ресурсами в сумме 109616 тыс. рублей, что на
165,1% больше, чем за январь-декабрь 2007 года (на 167,4% - 2006 год). Более
половины платежей за пользование природными ресурсами обеспечено земельным
налогом, платежами за пользование водными объектами, налогом на добычу полезных
ископаемых.
Удельный вес платежей за пользование природными ресурсами в общих поступлениях
налогов и сборов в бюджет республики за отчетный период составил 2,0% (2006 год
- 0,8%, 2005 год - 1,2%).
Следует отметить резкое снижение поступления акцизов в республиканский
бюджет в 2008 году по отношению к 2007 году. Так, акцизов фактически поступило
392410 тыс. рублей при уточненном плане 465435 тыс. рублей, или 84,3%, против
поступивших 443091 тыс. рублей в 2007 году при запланированных 379285 тыс.
рублей (116,8%).
В 2008 году тенденция к снижению сохранилась и составила 120626 тыс.
рублей при плане 249723 тыс. рублей (48,3%), что меньше по сравнению с 2007
годом почти в 2 раза. Причина резкого снижения поступлений акцизов состоит в
том, что были внесены изменения в законодательство Российской Федерации по
налогам и сборам, в части уплаты акцизов на водку и ликероводочные изделия в
размере 50 процентов ставки по месту нахождения акцизного склада. В результате
этого произошел увод части акцизов в доходы других субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то, что план по большинству из рассматриваемых налогов исполняется,
хотелось бы, чтобы доля этих налогов в общем объеме поступлений была выше (на
сегодняшний день доля налоговых платежей в общем объеме поступлений составляет
всего лишь 18,8%), в противном случае при недопоступлении финансирования из
федерального бюджета наша республика может оказаться в трудном положении.
2.2. Анализ поступления налогов в бюджет
города Владикавказа
в 2006 - 2008 годах
Ранее отмечалось, что налоговая система Российской Федерации 3-х уровневая,
и третий уровень - местные налоги и сборы.
Следует отметить, что местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов
местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК, нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления и
обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (НК
ст.12п.4)
К местным налогам и сборам относятся15:
1)
земельный
налог
2)
налог
на имущество физических лиц
3)
налог
на рекламу
4)
налог
на наследование или дарение
5)
местные
лицензионные сборы
Рассмотрим поступление налогов и сборов в местные бюджеты на примере
бюджета города Владикавказа, проведем анализ их структуры и исполнения за 2006
- 2008 годы (таблица 3).
Доходы бюджета г.Владикавказа строились как за счет местных налогов и
сборов, так и за счет отчислений от федеральных налогов (акцизов, налога на прибыль,
налога на доходы физических лиц), а также за счет безвозмездных поступлений.
Последние два источника в сумме составляют регулирующие доходы бюджета.
Таблица 3. Поступление налогов и сборов
в бюджеты районов Республики Северная Осетия - Алания и г. Владикавказа в 2006
- 2008 годах.
2006 год
|
|
г. Владикавказ
|
Итого по
районам
|
План
|
Факт
|
%
|
*
|
**
|
План
|
Факт
|
%
|
*
|
**
|
Налог на прибыль организаций
|
60000
|
82907
|
138,2
|
18,2
|
10,8
|
85488
|
113724
|
133,0
|
11,5
|
6,2
|
Акцизы
|
100000
|
101284
|
101,3
|
22,3
|
13,2
|
492228
|
474542
|
96,4
|
47,8
|
25,8
|
Налог на доходы физических
лиц
|
140050
|
152518
|
108,9
|
33,6
|
19,9
|
189976
|
227552
|
119,8
|
22,9
|
12,4
|
Платежи за пользование
природными ресурсами
|
16400
|
14591
|
89,0
|
3,2
|
1,9
|
26149
|
22801
|
87,2
|
2,3
|
1,2
|
Прочие налоги и сборы
|
15000
|
44494
|
296,6
|
9,8
|
5,8
|
23250
|
57165
|
245,9
|
5,8
|
3,1
|
Налоговые доходы
|
424750
|
454366
|
107,0
|
100
|
59,3
|
946294
|
992802
|
104,9
|
100
|
54,0
|
Собственные доходы
|
498158
|
556482
|
111,7
|
X
|
72,6
|
979703
|
1029200
|
105,0
|
X
|
56,0
|
Всего доходов
|
740205
|
766007
|
103,5
|
X
|
100
|
1841283
|
1837646
|
99,8
|
X
|
100
|
2007 год
|
|
г. Владикавказ
|
Итого по
районам
|
|
План
|
Факт
|
%
|
*
|
**
|
План
|
Факт
|
%
|
*
|
**
|
Налог на прибыль организаций
|
47000
|
26425
|
56,2
|
7,5
|
2,7
|
62132
|
42864
|
69,0
|
5,0
|
1,7
|
Акцизы
|
131000
|
61200
|
46.7
|
17,3
|
6,2
|
587399
|
394824
|
67,2
|
46,1
|
16,0
|
Налог на доходы физических
лиц
|
174500
|
171266
|
98,1
|
48,4
|
17,3
|
260326
|
266852
|
102,5
|
32,1
|
10,8
|
Платежи за пользование
природными ресурсами
|
27500
|
19772
|
71,9
|
5,6
|
2,0
|
41970
|
30951
|
73,7
|
3,6
|
1,3
|
Прочие налоги и сборы
|
16500
|
529
|
3,2
|
0,1
|
0,1
|
20694
|
5619
|
27,2
|
0,7
|
0,2
|
Налоговые доходы
|
483800
|
354029
|
73,2
|
100
|
35,9
|
1102649
|
856625
|
77,7
|
100
|
34,8
|
Собственные доходы
|
509800
|
389693
|
76,4
|
X
|
39,5
|
1183255
|
904990
|
76,5
|
X
|
36,8
|
Всего доходов
|
1107598
|
987491
|
89,2
|
X
|
100
|
2740721
|
2462184
|
89,8
|
X
|
100
|
2008 год
|
|
|
г. Владикавка:
|
|
|
Итого по
районам
|
|
План
|
Факт
|
%
|
*
|
**
|
План
|
Факт
|
%
|
*
|
**
|
Налог на прибыль организаций
|
18000
|
17121
|
95,1
|
4,3
|
1,2
|
25031
|
25964
|
103,7
|
3,7
|
0,9
|
Акцизы
|
35000
|
26508
|
75,7
|
6,6
|
1,8
|
123255
|
110458
|
89,6
|
15,6
|
3,7
|
Налог на доходы физических
лиц
|
236100
|
235063
|
99,6
|
58,8
|
16,2
|
350638
|
378596
|
108,0
|
53,4
|
12,7
|
Платежи за пользование
природными ресурсами
|
32800
|
24336
|
74,2
|
6,1
|
1,7
|
55230
|
42151
|
76,3
|
5,9
|
1,4
|
Прочие налоги и сборы
|
14700
|
9181
|
62,5
|
2,3
|
0,6
|
18941
|
14280
|
75,4
|
2,0
|
0,5
|
Налоговые доходы
|
446600
|
400068
|
89,6
|
100
|
27,5
|
730416
|
708432
|
97,0
|
100
|
23,8
|
Собственные доходы
|
500600
|
449010
|
89,7
|
X
|
30,9
|
832786
|
767758
|
92,2
|
X
|
25,8
|
Всего доходов
|
1534375
|
1454492
|
94,8
|
X
|
100
|
3141700
|
2976596
|
94,7
|
X
|
100
|
Примечание: % - процент исполнения; * - удельный вес в налоговых
доходах; ** - удельный вес в общем объеме поступлений.
Городской бюджет за 2008 год по собственным доходам исполнен на 89,7%
(при уточненном плане доходов - 500600 тыс. рублей, фактическое поступление
составило 449010 тыс. рублей).
В структуре собственных доходов абсолютное большинство (89,1%) составляют
налоговые доходы (2006 год - 90,8%, 2005 год - 81,6%). Процент исполнения по
ним равен соответственно: 89,6%, 73,2%, 107,0%.
Из поступивших налоговых доходов в общей сумме 400068 тыс. рублей 58,8%
составляет налог на доходы физических лиц, 6,6% - акцизы, 4,3% -налог на
прибыль организаций.
Что же касается конкретных видов доходов бюджета города Владикавказа, то
здесь наблюдается следующая картина.
Как и в республиканском бюджете РСО-Алания, так и в городском бюджете
лидирующую позицию занимает налог на доходы физических лиц.
Так, его доля в налоговых доходах бюджета города составила 58,,$%,
48,4%, 33,6%, то есть мы видим, что наблюдается тенденция его роста, как в процентном
отношении, так и в абсолютной сумме (2008 год - 235063 тыс. рублей, 2007 год -
171266 тыс. рублей, 2006 год -152518 тыс. рублей). Причина такого роста связана
с изменением шкалы налогообложения.
Следует отметить резкое снижение поступления акцизов в городской бюджет
в 2008 году по отношению к 2007 году. Так акцизов фактически поступило 61200
тыс. рублей при плане 131000 тыс. рублей, или 46,7%, против поступивших 101284
тыс. рублей в 2006 году при запланированных 100000 тыс. рублей, или 101,3%.
В 2008 году тенденция к снижению сохранилась и составила 26508 тыс.
рублей при плане 35000 тыс. рублей (75,7%), что меньше по сравнению с 2007 годом
в 2 раза.
Аналогичная ситуация, как показано на диаграмме, наблюдается по налогу
на прибыль организаций. Его доля в собственных доходах в 2008 году составила
3,8% (2007 год - 6,8%, 2006 год - 14,9%).
Завидную стабильность в исполнении доходной части бюджета города Владикавказа
удается сохранять платежам за пользование природными ресурсами. Доходы по ним
растут с каждым годом, и в 2008 году фактическое поступление составило 24336
тыс. рублей (2006 год - 19772 тыс. рублей, 2006 год - 14591 тыс. рублей). Доля
платежей за пользование природными ресурсами в общей сумме налоговых платежей,
поступивших в городской бюджет, составила 6,1%, против 5,6% за 2007 год и 3,2%
за 2006 год.
Система местных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается
в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать
финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой,
служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на
выполнение задач стабилизации экономики и структурных важнейших сдвигов, при
этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
Институт местного самоуправления нужно укреплять и развивать не только
ввиду его необходимости для оперативного и качественного решения локальных
проблем и в частности проблем социального развития, но и по причине его крайней
полезности для государственного строительства в целом - как противовеса
центробежным устремлением регионов. Задача первостепенной важности - добиться
формировании полноценных органов местного самоуправления повсеместно на всей
территории России.
Только в результате осуществления всех этих мер может быть выстроена
сложная система взаимного сбалансированного контроля региональных и местных
органов власти, способствующая стабилизации всего государственного организма
Российской Федерации.