Содержание
Введение. 3
1. Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ.. 5
1.1. Анализ реализации пенсионной реформы в РФ.. 5
1.2. Правовой статус Пенсионного фонда РФ.. 9
1.3. Организационная характеристика Пенсионного Фонда РФ.. 14
2. Подходы к управлению пенсионными накоплениями. 19
2.1. Особенности управления накопительной частью трудовой
пенсии. 19
2.2. Анализ доверительного управления средствами
пенсионных накоплений государственной корпорацией «Внешэкономбанк». 22
2.3. Основные направления развития Пенсионного Фонда РФ в
2009 году. 29
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Приложения. 37
Пенсионный фонд Российской
Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета,
предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида
социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода)
вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для
нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся
- длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Пенсионный фонд Российской
Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, средства
которого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие
цели и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд Российской
Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г. (до того пенсионное обеспечение граждан осуществлялось за счет средств Государственного бюджета
СССР), и главной причиной возникновения Пенсионного фонда РФ была необходимость
выделения чрезвычайно важных для общества расходов по выплате пенсий в
специальную группу и обеспечение их целевыми, закрепленными за этими расходами
самостоятельными источниками доходов. Он входит в одно из звеньев сферы
государственных финансов и является основной материальной базой пенсионной
системы Российской Федерации.
Создание Пенсионный фонд Российской
Федерации стало вехой в решении одной из важных задач по реформированию
социальной сферы Российской Федерации – перехода от государственного
пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
Обязательное пенсионное страхование
– система создаваемых государством правовых, экономических и организационных
мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в
пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного
страхового обеспечения.
Цель данной работы – изучить
подходы к управлению средствами Пенсионного фонда РФ и рассмотреть основные
направления его развития.
Поставленная цель предполагает
решение следующих задач:
-
проанализировать особенности реализации пенсионной реформы в
Российской Федерации;
-
рассмотреть правовой статус Пенсионного фонда РФ;
-
дать организационную характеристику Пенсионному фонду РФ;
-
проанализировать особенности управления пенсионными накоплениями;
-
охарактеризовать основные направления развития Пенсионного фонда
РФ.
Объектом практического исследования
является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предметом исследования являются
подходы к управлению средствами Пенсионного фонда РФ.
Действовавшая прежде пенсионная
система основывалась на собирательно-распределительном принципе, то есть
взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих
пенсий. Для обеспечения минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы
не менее чем двух работающих. Однако демографическая ситуация в России такова,
что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с
заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году,
по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Соответственно,
по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не
смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в
прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от
размера заработка за два последних года трудовой деятельности, соответственно,
вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.
В соответствии с мировой практикой
существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях
старения населения.
Первый – увеличение налогов. Однако
такой путь может привести к сокращению экономической активности населения и
негативно повлиять на экономический рост страны.
Второй – переход к накопительной
пенсионной системе, в которой пенсионные взносы граждан накапливаются на
индивидуальных счетах и инвестируются на финансовых рынках для получения
дохода. Доход от инвестирования также ежегодно зачисляется на индивидуальный
счет гражданина. По достижении пенсионного возраста из общей суммы средств,
накопленной на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты. Такой
путь позволяет увеличить выплаты пропорционально полученным доходам от инвестирования,
а также обеспечить соответствие между совокупным заработком, полученным
гражданином за все годы трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат.
Деление страховых взносов. С учетом
экономической и демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации
осуществлен переход к распределительно-накопительной системе пенсионного
обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного
пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся
застрахованными лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов
работодатель обязан уплачивать до 20 % от фонда заработной платы предприятия.
Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой,
страховой и накопительной.
Начиная с 2005 года действует
следующая схема распределения взносов:
1) для граждан 1967 года рождения и
моложе:
Период
|
Базовая часть
|
Страховая часть
|
Накопительная часть
|
до 2008 года
|
6 %
|
10 %
|
4 %
|
с 2008 года
|
6 %
|
8 %
|
6 %
|
2) для граждан 1966 года рождения и
старше:
Базовая часть
|
Страховая часть
|
6 %
|
14 %
|
Базовая часть. Предназначена для
выплаты пенсий уже существующим пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный
законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не
зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой
пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.
Страховая часть. Страховая часть
пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного
лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи,
следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают
и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и
представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными
лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним
пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не
самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем
полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и
базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального
лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.
Накопительная часть. Выделяется
только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование
данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, а
предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу
будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный
от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части
индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на
страховую часть трудовой пенсии.
Начиная с 2003 года граждане,
имеющие в составе лицевого пенсионного счета специальную накопительную часть,
ежегодно информируются Пенсионным фондом о размере пенсионных накоплений и
могут выбирать, кому доверить управление своими пенсионными накоплениями.
Законодательно застрахованным лицам
предоставлено право выбора:
· формировать
накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и при этом выбрать
управляющую компанию из числа компаний, с которыми ПФР заключил договоры
доверительного управления по итогам конкурса;
· формировать
накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и отказаться от
выбора управляющей компании. В этом случае инвестирование пенсионных накоплений
гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией (ГУК);
· отказаться
от услуг ПФР и формировать накопительную часть трудовой пенсии в
негосударственном пенсионном фонде (НПФ);
· отказаться
от услуг НПФ и перевести формирование накопительной части трудовой пенсии
обратно в ПФР.
Право выбора управляющей компании,
а с 2004 года и негосударственного пенсионного фонда, застрахованное лицо может
реализовывать ежегодно.
В настоящее время сформирована
следующая структура управления средствами пенсионных накоплений:
· Пенсионный
фонд РФ – формирует накопительную часть трудовой пенсии, организует процесс
инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с
управляющими компаниями и с государственной управляющей компанией;
· негосударственные
пенсионные фонды – формируют накопительную часть трудовой пенсии, организуют
процесс инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с
управляющими компаниями;
· государственная
управляющая компания (ГУК) – осуществляет инвестирование средств пенсионных
накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании, а
также выбравших государственную управляющую компанию в качестве управляющей
компании;
· управляющие
компании (УК) – инвестируют средства пенсионных накоплений;
· специализированный
депозитарий – осуществляет контроль за соответствием деятельности управляющих
компаний по управлению средствами пенсионных накоплений требованиям
законодательства, нормативным документам и инвестиционной декларации; уведомляет
соответствующие контролирующие органы о возможных проблемах и некорректных
действиях; ведет учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные
в результате инвестирования средств пенсионных накоплений; осуществляет
контроль за стоимостью чистых активов, находящихся в управлении УК, за перечислением
в ПФР средств на выплаты гражданам за счет средств пенсионных накоплений;
· брокеры
– предоставляют брокерские услуги управляющим компаниям по приобретению
разрешенных активов.[1]
Согласно пункту 1 Положения о
Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд
Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и
создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в
Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно
положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской
Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции
страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом Пенсионный фонд Российской
Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом,
средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав
других бюджетов и изъятию не подлежат.
Кроме того, вышеуказанным
Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и
его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов
управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской
Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.[2]
В то же время, Положение о
Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от
15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному
закону.
Таким образом, Пенсионный фонд
Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным
публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.
Кроме того, следует отметить, что
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением
о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением
Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным
фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет
Председатель Правления.
Правление ПФР проводит свою
деятельность по государственному управлению средствами обязательного
пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие
задачи системы ПФР.[3]
Рассмотрим важнейшие события истории
ПФР в законодательных и подзаконных актах за последние годы.
Положениями Федерального закона от
15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как
страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности
субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким
образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены
страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового
случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных
за него работодателем (страхователем) страховых взносов.
Одновременно, положениями
Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в
Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога
(ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный
бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов,
путем применения налогового вычета.
Коренным образом изменилось
законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
С 1 января 2002 года введены в
действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок
установления и выплаты пенсий.
Положениями Федерального закона от
15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по
государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления,
финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального
бюджета.
Федеральный закон от 17.12.2001 №
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок
возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности,
согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из
трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть
финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет
сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на
финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм
страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на
накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Порядок инвестирования средств
пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные
фонды урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об
инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в
Российской Федерации» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных
фондах».
Федеральный закон от 24.07.2002 №
111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию
средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения,
права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по
формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил
основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и
инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон
закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности
как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Федеральным законом от 07.05.1998 №
75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных
фондах») определены полномочия и компетенция негосударственных пенсионных
фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного
страхования.
Федеральным законом от 23.12.2003 №
185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в
части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на
учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1
января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах
страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность
страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в
установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об
изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее
нахождения. Согласно нормам действующего законодательства эта информация
представляется в территориальные органы ПФР соответствующими налоговыми
органами, в которых работодатели и самозанятые работники регистрируются в качестве
налогоплательщиков.
С целью создания законодательных
основ реформирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных
на осуществление контрольных функций в области налогообложения, трудоустройства
и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации,
исполнения наказаний и таможенного дела был принят Федеральный закон от
29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию
государственного управления».
Указом Президента Российской
Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том
числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В развитие вышеназванного Указа
Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены
функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской
Федерации.
Особого внимания заслуживает
Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанным Законом внесены
значительные изменения в законодательство Российской Федерации, затрагивающие,
в том числе, вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Основным нововведением этого Закона
является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них
право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот).
Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Важное значение в области поддержки
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях,
приравненных к ним, имеет постановление Правительства Российской Федерации от
01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату
стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по
старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно»,
принятое во исполнение статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №
4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в
редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Данным постановлением определены
порядок и условия предоставления названной компенсации лицам, имеющим на нее
право.[4]
Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФР) – крупнейшая система оказания социальных услуг в РФ. В
результате ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии
каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
ПФР был образован 22 декабря 1990
года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления
финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в
самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России
появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и
пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет
поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 7
Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного
фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2
500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится
более 120 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд
социально значимых функций, в т.ч.:
· учет
страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
· назначение
и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по
случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению,
пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За
счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
· назначение
и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам,
инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям
Российской Федерации и т.д.
· персонифицированный
учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе
учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
· взаимодействие
с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о
гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн.
юридических лиц;
· выдачу
сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
· управление
средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии,
которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк)
и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);
· реализацию
Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на март 2009
года в Программу вступили свыше 1 160 000 россиян.
Доходы Пенсионного фонда России в
2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн.
рублей.
Суммарный объем расходов в 2008
году составил 2,36 трлн. рублей.
Суммарные доходы бюджета Фонда в
2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме
3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по
выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.
В настоящее время трудовая пенсия
по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется
государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной
суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда
конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения
и моложе).[5]
Сведения о численности пенсионеров
и средних размерах их пенсий представлены в таблице 1.1.
С 1 марта 2009 года базовая часть
трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет
увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой
пенсии составит 2 562 рубля.
Кроме того, с 1 апреля 2009 года
страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года
будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.
Таблица
1.1
Сведения
о численности пенсионеров и средних размерах их пенсий по состоянию на 1 марта
2009 года
Категории пенсионеров
|
Численность пенсионеров,
тыс. человек на 1.03.2009
|
Средний размер пенсии,
рублей на 1.03.2009
|
Всего
пенсионеров
|
38650
|
4741
|
Получатели
трудовых пенсий
|
35758
|
4842
|
Из них:
|
|
|
по старости
|
30236
|
5104
|
по
инвалидности
|
3839
|
3657
|
по случаю
потери кормильца
|
1683
|
2841
|
Пенсии по
государственному пенсионному обеспечению
|
2892
|
3483
|
Из них:
|
|
|
пенсии
военнослужащих и их семей
|
64
|
4552
|
Социальные
пенсии
|
2516
|
3260
|
Справочно:
|
|
|
Инвалиды
вследствие военной травмы, получающие две пенсии
|
149
|
12257
|
Участники ВОВ,
получающие две пенсии
|
344
|
12141
|
Вдовы
военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии
|
37
|
9341
|
Родители
погибших военнослужащих, получающие две пенсии
|
42
|
8566
|
Источник: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Интернет ресурсы: #"#_ftn6"
name="_ftnref6" title="">[6]
Структура управления Пенсионным
Фондом РФ наглядно представлена в Приложении 1.
Следует отметить, что наличие
централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда
Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного
медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного
медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Система Пенсионного фонда
Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую
структуру:
1) центральный аппарат (Исполнительная
дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
2) отделения ПФР в субъектах
Российской Федерации;
3) управления (самостоятельные отделы)
ПФР в городах (районах).[7]
Перейдем теперь непосредственно к
рассмотрению вопросов управления средствами Пенсионного фонда РФ.
Кратко охарактеризуем особенности
формирования накопительной части трудовой пенсии.
Накопительная составляющая трудовой
пенсии формируется с 2002 года. Трудовая пенсия состоит из трех частей:
· базовой
части;
· страховой
части;
· накопительной
части.
Источником финансирования выплат
базовой части трудовой пенсии является федеральный бюджет. Размер базовой части
трудовой пенсии устанавливается равным для всех застрахованных лиц (за
исключением лиц, достигших 80 лет).
Страховые взносы на финансирование
страховой части трудовой пенсии застрахованных лиц перечисляются в бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации (далее – ПФР) и учитываются в общей части индивидуальных
лицевых счетов застрахованных лиц.
Страховые взносы на финансирование
накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц перечисляются в бюджет
ПФР и учитываются в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных
лиц.
Размер как страховой, так и
накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц зависит от сумм, учтенных
в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Страховые взносы на финансирование
накопительной части трудовой пенсии уплачивались с 2002 года по 2005 год
страхователями (организациями) за застрахованных лиц, рожденных не ранее 1953
года (мужчины) и 1957 года (женщины). С 2005 года в связи с внесением изменений
в законодательство страховые взносы уплачиваются страхователями за застрахованных
лиц 1967 года рождения и моложе. Ставка страхового взноса в 2005 – 2007 годах –
4%, а начиная с 2008 года – 6%.
Индивидуальные предприниматели,
адвокаты, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы
уплачивают страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части
трудовой пенсии в ПФР в виде фиксированного платежа в размере 150 рублей.
Начиная с 2005 года 50 рублей из них направляются на финансирование
накопительной части трудовой пенсии только вышеуказанными лицами 1967 года рождения
и моложе.[8]
Каждому застрахованному лицу,
осуществляющему формирование накопительной части трудовой пенсии через НПФ,
открывается пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии, на котором
ведется учет средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной
части трудовой пенсии.
Учет ведется НПФ самостоятельно или
организацией, заключившей с НПФ соответствующий договор.
Порядок ведения пенсионных счетов
накопительной части трудовой пенсии определяется страховыми правилами НПФ, которые
устанавливают стандарты учета, обеспечивающие сопоставимость со стандартами
учета пенсионных накоплений в специальной части лицевого счета застрахованного
лица в ПФР.
Перейдем теперь непосредственно к
рассмотрению вопросов управления средствами Пенсионного Фонда РФ.
Средства ПФ РФ размещаются в
управляющих компаниях, перечень которых представлен в Приложении 2.
Управляющая компания, отобранная по
результатам конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними ПФР
договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, –
организация, имеющая специальную лицензию на осуществление деятельности по
управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и
негосударственными пенсионными фондами.
Осуществлять доверительное
управление средствами пенсионных накоплений имеют право только управляющие
компании, с которыми ПФР заключены соответствующие договоры доверительного
управления средствами пенсионных накоплений. Неотъемлемой частью договора доверительного
управления средствами пенсионных накоплений является инвестиционная декларация
управляющей компании, которая устанавливает (определяет) цель инвестирования
средств пенсионных накоплений, переданных ей ПФР по договору доверительного
управления средствами пенсионных накоплений, инвестиционную политику
управляющей компании, а также состав и структуру ее инвестиционного портфеля.
Управляющая компания вправе
предложить несколько инвестиционных портфелей. Инвестиционный портфель –
определенный набор финансовых активов (ценные бумаги, деньги на счетах в
банках), в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений.
Инвестиционные портфели управляющей компании отличаются друг от друга набором
активов и долей каждого актива.
По каждому инвестиционному портфелю
ПФР заключает с управляющей компанией отдельный договор доверительного
управления средствами пенсионных накоплений. Управляющая компания обязана инвестировать
средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц разумно
и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности,
ликвидности, доходности и диверсификации. Доходы от инвестирования средств пенсионных
накоплений не являются собственностью управляющей компании, а относятся на
прирост средств, переданных ей в доверительное управление.
Федеральная служба по финансовым
рынкам (далее – ФСФР России) ежегодно проводит конкурсы по отбору управляющих
компаний для заключения с ними ПФР договоров доверительного управления средствами
пенсионных накоплений.
Управляющие компании, подавшие
заявки на участие в конкурсе и отвечающие требованиям, предъявляемым
законодательством, становятся победителями конкурса. ФСФР России после
подведения итогов конкурса направляет в ПФР перечень управляющих компаний,
признанных победителями конкурса.
С указанными управляющими
компаниями ПФР в 2003 году были заключены договоры доверительного управления
средствами пенсионных накоплений сроком на пять лет. В дальнейшем указанные
договоры будут заключаться на срок не более 15 лет. В период действия договора
доверительного управления средствами пенсионных накоплений от управляющей
компании не требуется участие в конкурсе по отбору управляющих компаний для
заключения с ними ПФР договоров доверительного управления средствами пенсионных
накоплений. По окончании срока действия договора доверительного управления средствами
пенсионных накоплений управляющая компания обязана передать средства пенсионных
накоплений, находящиеся у нее в доверительном управлении, в ПФР.
Управляющей компании, у которой в
текущем году истекает срок действия договора доверительного управления средствами
пенсионных накоплений и которая планирует в дальнейшем осуществлять доверительное
управление средствами пенсионных накоплений, необходимо снова пройти процедуру
конкурсного отбора.[9]
Расчет доходности инвестирования
средств пенсионных накоплений управляющих компаний представлен в Приложении 3.
В рамках проводимой в стране
пенсионной реформы в январе 2003 года постановлением Правительства Российской
Федерации Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по
управлению пенсионными накоплениями граждан.
Внешэкономбанк осуществляет
доверительное управление средствами пенсионных накоплений застрахованных
граждан, не выбравших частную управляющую компанию, а также выбравших
Внешэкономбанк в качестве управляющей компании.
Доверительно управление
осуществляется следующими службами банка.
1. Комитет по доверительному
управлению средствами пенсионных накоплений:
-
определяет стратегию инвестирования средств пенсионных накоплений,
а также предложения по ее изменению;
-
рассматривает и утверждает структуру инвестиционного портфеля государственной
управляющей компании, а также предложения по ее изменению;
-
утверждает перечень мер, направленных на ограничение рисков в процессе
доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
-
осуществляет контроль за исполнением решений по вопросам доверительного
управления средствами пенсионных накоплений, принятых Комитетом.
2. Департамент доверительного
управления.
Непосредственно осуществляет
деятельность по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, а
именно: инвестирует денежные средства на рынке ценных бумаг в соответствии со
стратегией инвестирования, утвержденной Комитетом, обеспечивает соблюдение
договоров, заключенных Внешэкономбанком как государственной управляющей
компанией, обеспечивает соблюдение требований законодательных и нормативных
актов к деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных
накоплений.
В компетенцию департамента
доверительного управления входит:
· подготовка
и заключение договоров доверительного управления с учредителями управления и
иных договоров в части обеспечения деятельности по доверительному управлению;
· осуществление
в соответствии с условиями договоров доверительного управления операций со
средствами, переданными в управление;
· контроль
за проведением операций по доверительному управлению;
· контроль
за соответствием операций по доверительному управлению государственными
активами требованиям законодательства и решениям органов управления Внешэкономбанка;
· ведение
портфелей доверительного управления и позиции по счетам доверительного
управления;
· осуществление
взаимодействия со специализированными депозитариями в части контроля за
инвестированием государственных средств, переданных в доверительное управление;
· подготовка
и предоставление отчетности о результатах деятельности по доверительному
управлению учредителям доверительного управления, уполномоченным федеральным
органам исполнительной власти Российской Федерации;
· подготовка
предложений по стратегии инвестирования переданных в доверительное управление
средств;
· подготовка
предложений по управлению рисками при инвестировании средств, переданных в
доверительное управление;
· управление
рисками при инвестировании переданных в доверительное управление средств,
подготовка информационно-аналитических отчетов;
· изучение
и анализ конъюнктуры финансовых рынков в целях оптимального инвестирования
средств, переданных в доверительное управление;
· подготовка
совместно с другими подразделениями Внешэкономбанка проектов инструкций,
приказов и других нормативных актов Внешэкономбанка по вопросам, относящимся к
компетенции Департамента;
· организация
взаимодействия и ведение переписки со сторонними организациями по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
· взаимодействие
с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти Российской
Федерации по вопросам совершенствования нормативной правовой базы деятельности
по доверительному управлению государственными активами.
3. Дирекция по обеспечению
банковской безопасности.
· защита
информации;
· ограничение
доступа сотрудников банка к информации, имеющей отношение к доверительному
управлению.
Служба внутреннего контроля
Внешэкономбанка:
· текущий
контроль за операциями по доверительному управлению средствами пенсионных
накоплений;
· составление
отчетов о проверках деятельности по инвестированию средств пенсионных
накоплений;
· предотвращение
и выявление конфликта интересов;
· координация
работы с независимой аудиторской организацией.[10]
Характеризуя цели и задачи Внешэкономбанка
в качестве государственной управляющей компании можно отметить следующие
ключевые моменты.
Основными принципами деятельности
Внешэкономбанка как государственной управляющей компании являются:
· соблюдение
приоритета интересов учредителя доверительного управления над собственными;
· инвестирование
средств пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц;
· инвестирование
средств пенсионных накоплений разумно и добросовестно.
Состав и структура инвестиционного
портфеля Внешэкономбанка как государственной управляющей компании определены
постановлением Правительства РФ от 01.09.03 г. №540.
Основной целью инвестирования средств
пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление Внешэкономбанку,
является обеспечение их сохранности.
С этой целью Внешэкономбанку
разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений в следующие виды
активов:
· государственные
ценные бумаги, обязательства по которым выражены в рублях и иностранной валюте;
· ипотечные
ценные бумаги, гарантированные РФ;
· средства
в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.
Установлено, что максимальная доля
в инвестиционном портфеле следующих классов активов составляет:
· государственные
ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены в рублях – 100%;
· государственные
ценные бумаги, обязательства по которым выражены в иностранной валюте
(облигации государственного валютного займа, облигации внутреннего
государственного валютного займа, облигации внешних облигационных займов РФ) –
не более 80%;
· ипотечные
ценные бумаги, гарантированные РФ - не более 40%;
· средства
в рублях и иностранной валюте (долларах США и/или евро) на счетах в кредитных организациях
– не более 20%.
Все виды операций, связанных с
осуществлением деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных
накоплений, отделены от собственных операций банка. С этой целью были открыты
отдельные счета доверительного управляющего в Центральном банке России (в
рублях) и во Внешторгбанке (в долларах США).
Учет операций по доверительному
управлению во Внешэкономбанке осуществляется на отдельной главе баланса (счет
главы «Б» счета «д.у.»).
Сформирован постоянно действующий
рабочий орган Внешэкономбанка по организации процесса инвестирования средств
пенсионных накоплений – Комитет по доверительному управлению средствами
пенсионных накоплений. Во Внешэкономбанке также создан Департамент
доверительного управления, основные функции которых были рассмотрены выше.[11]
По состоянию на 1 января 2007 года
рыночная стоимость портфеля государственной управляющей компании составляла
267,3 млрд. рублей. В течение 2007 года Пенсионный фонд Российской Федерации
передал Внешэкономбанку средства пенсионных накоплений в размере 90,5 млрд.
рублей (по сравнению с 83,5 млрд. рублей по результатам 2006 года). Вновь
переданные в доверительное управление средства инвестировались в активы, разрешенные
инвестиционной декларацией, в сроки, установленные договором доверительного
управления.
В течение 2007 года формирование
портфеля осуществлялось в основном за счет инвестирования в облигации
федерального займа (ОФЗ) и государственные сберегательные облигации (ГСО). В
связи со снятием в феврале 2007 года ограничения на максимальную долю в
портфеле государственной управляющей компании российских государственных ценных
бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, значительно (в полтора
раза) увеличились обороты по операциям с данными финансовыми инструментами. По
состоянию на конец 2007 года общая доля ОФЗ и ГСО в портфеле государственной
управляющей компании составила 84,3% от рыночной стоимости портфеля (против
78,5% по итогам предыдущего отчетного периода).
В целях ограничения валютного риска
(при отсутствии возможности его хеджирования) в 1,7 раза сокращена позиция по
еврооблигациям РФ. Их доля на конец 2007 года составила 4,3% от рыночной
стоимости портфеля управляющей компании (10% - на 01.01.2007).
В связи с необходимостью повышения эффективности
инвестирования предпринимались меры по снижению объема временно свободных
денежных средств. По результатам отчетного периода средний остаток средств на
счетах доверительного управляющего сократился с 13,7% в 2006 году до 7,5% в
2007 году.
По состоянию на 31 декабря 2007
года рыночная стоимость портфеля, сформированного за счет средств пенсионных
накоплений, составила 363,1 млрд. руб., в том числе 321,8 млрд. руб. - рыночная
стоимость ценных бумаг.
По итогам 2007 года получен доход в
сумме 17,76 млрд. рублей (12,35 млрд. рублей - в 2006 году). Доходность
инвестирования составила 5,98% годовых. При этом, несмотря на ухудшение
рыночной конъюнктуры, приведшее к снижению цен по всем выпускам ОФЗ (особенно
по долгосрочным выпускам, на которые приходилась значительная доля портфеля доверительного
управляющего), доходность инвестирования по итогам 2007 года превысила уровень
2006 года (5,67% годовых).
Отчетность по операциям со
средствами пенсионных накоплений формировалась по формам и в сроки,
установленные нормативными документами уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти.
В течение отчетного периода
Внешэкономбанк, в целях повышения эффективности выполнения функций по
доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, выходил с
предложениями по совершенствованию соответствующей нормативной базы.
Указанные предложения были, в
частности, направлены на расширение перечня разрешенных инструментов
инвестирования за счет российских корпоративных и ипотечных облигаций, а также
депозитов в российских коммерческих банках. С учетом необходимости сохранения
консервативного подхода и обеспечения высокой степени надежности инвестирования
средств пенсионных накоплений расширение перечня инструментов инвестирования
предполагало одновременное установление ограничений как по качеству ценных
бумаг, так и по структуре инвестиционного портфеля.
В 2007 году независимая аудиторская
фирма ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит» по специальному аудиторскому заданию провела
ежегодную проверку Внешэкономбанка в части ведения бухгалтерского учета и
составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по формированию и
инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансирования выплат за
счет средств пенсионных накоплений. Правильность составления отчетности была
подтверждена соответствующим аудиторским заключением.[12]
Пенсионный фонд готов обеспечить
выплату всех социальных обязательств, находящихся в компетенции Фонда, а также
проведение всех индексаций, запланированных Правительством. К концу 2009 года
размер социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера,
размер трудовой пенсии по старости должен превышать прожиточный минимум пенсионера
более чем в 1,3 раза.
Для выполнения этих задач базовая и
страховая части трудовой пенсии по старости будут проиндексированы выше ранее
утвержденных показателей. Так, базовая часть 1 декабря будет проиндексирована
на 31,4%, страховая часть 1 апреля будет повышена на 17,5% и 1 августа –
ориентировочно на 7,5%.
В результате перечисленных
мероприятий в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости
превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641
рубля. Размер социальной пенсии на конец года достигнет величины прожиточного
минимума пенсионера.
Получается таким образом, что
социальные пенсии, а также базовая, гарантированная государством часть трудовых
пенсий, в целом за год будут увеличены на 42,8%. Это на 25,3% выше, чем
прогнозируемый рост цен в стране. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году
будет увеличен на 23,9%, или на 8,7% сверх роста цен.
В 2009 году Пенсионный фонд
реализует ряд мероприятий по повышению эффективности работы пенсионной системы.
Одно из главных направлений – активное развитие информационных технологий. ПФР
продолжит работу по переводу работодателей-страхователей на бесконтактную
передачу сведений по каналам связи в защищенном виде, в том числе через
Интернет. В настоящее время в электронном виде в ПФР поступает около 45% от
общего объема документов работодателей. Целевой задачей является бесконтактное
получение 100% информации. Развитие этой системы существенно облегчает жизнь,
как страхователям, так и сотрудникам ПФР. Внедрение удобного online-доступа в
сочетании с функциями администрирования страховых взносов позволит ПФР
значительно продвинуться в развитии системы персонифицированного учета.
Развитие информационных технологий
позволит ПФР перейти к более эффективным и менее затратным способам
информирования участников системы обязательного пенсионного страхования о
состоянии их индивидуальных лицевых счетов в ПФР. Большая часть граждан сейчас
информируется через специальные почтовые извещения Пенсионного фонда, что
достаточно затратно, учитывая, что ежегодный объем рассылки превышает 86
миллионов писем. В целях сокращения расходов на обязательное информирование,
Пенсионный фонд в 2009 году реализует менее затратные способы предоставления
гражданам указанных сведений. В частности, через филиальную сеть Сбербанка -
миллионам россиян по всей стране смогут получать эту услугу через банкоматы,
информационные терминалы и через операционистов Сбербанка. При этом могут
использоваться такие средства идентификации, как пластиковые карты платежных
систем или социальные карты.
Одной из важнейших задач ПФР
остается своевременное назначение пенсий гражданам, выходящим на пенсию. За
2008 год Фонд назначил более 3,2 млн. пенсии, причем 98,67 % из них - в
установленные законом 10-тидневный срок со дня подачи последнего документа. При
этом, Пенсионный фонд намерен развивать практику заблаговременной работы с
гражданами по подготовке документов, необходимых для оформления пенсии.
В условиях современной
экономической ситуации и в рамках поручений Правительства, ПФР провел серьезную
оптимизацию текущих расходов на ближайший год. Сэкономленные средства
направляются на развитие клиентских служб в управлениях ПФР, внедрение
современного программного обеспечения и т.п.
Следует отметить, что еще в декабре
2008 года в Государственную Думу был внесен законопроект об инвестировании
пенсионных средств накоплений.
Как отмечается в пояснительной
записке, для повышения эффективности управления средствами пенсионных
накоплений тех людей, которые не воспользовались правом выбора управляющей
компании предложено расширить состав активов для инвестирования пенсионных
накоплений, а также предлагается ввести возможность для выбора «консервативного
инвестиционного портфель» государственной управляющей компании.
Этот консервативный портфель
предполагает инвестирование средств в государственные ценные бумаги РФ,
облигации российских эмитентов, обеспеченные государственной гарантией РФ.
Средства же, которыми граждане не
распорядились, в том числе не вложили их в консервативный портфель,
предлагается инвестировать через государственную управляющую компанию как в
государственные ценные бумаги РФ и облигации российских эмитентов, обеспеченные
госгарантией РФ, так и в другие ценные бумаги: ценные бумаги субъектов РФ,
облигации других российских эмитентов, депозиты в рублях и в инвалюте в банках,
ипотечные ценные бумаги, а также ценные бумаги международных финансовых организаций.
Законопроект расширяет состав
разрешенных активов для инвестирования средств пенсионных накоплений
государственной управляющей компанией. Решением правительства РФ будут
определены требования к дополнительным активам, в которые могут быть направлены
средства граждан.
Меры по расширению состава активов
обеспечат увеличение доходности от инвестирования этих средств, а также
направление значительных долгосрочных ресурсов в реальную экономику РФ.
Увеличение объема средств
пенсионных накоплений инвестируемых в обязательства российских компаний и
банков обеспечат рост доходов пенсионных накоплений за счет роста экономики РФ.
Кроме того, законопроект
предусматривает возможность временного размещения Пенсионным фондом РФ
страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии в
государственные ценные бумаги (как в настоящее время), а также в ипотечные
ценные бумаги и в депозиты в кредитных организациях, говорится в пояснительных
документах. Это позволит повысить доходы от временного размещения Пенсионным фондом
страховых взносов, поступивших в течение финансового года.
По мнению авторов, законопроект
позволит обеспечить более эффективное применение долгосрочным инвестиционным
ресурсам, формируемым в рамках системы инвестирования пенсионных накоплений.
Пенсионный фонд Российской
Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в
целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской
Федерации.
Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФР) – крупнейшая система оказания социальных услуг в РФ. В
результате ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии
каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
В структуре Пенсионного фонда - 7
Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного
фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2
500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится
более 120 000 специалистов.
Система Пенсионного фонда
Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую
структуру: 1) центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная
комиссия ПФР); 2) отделения ПФР в субъектах Российской Федерации; 3) управления
(самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Средства ПФ РФ размещаются в
управляющих компаниях. Управляющая компания, отобранная по результатам конкурса
по отбору управляющих компаний для заключения с ними ПФР договоров доверительного
управления средствами пенсионных накоплений, – организация, имеющая специальную
лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами,
паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Управляющая компания вправе
предложить несколько инвестиционных портфелей. Инвестиционный портфель –
определенный набор финансовых активов (ценные бумаги, деньги на счетах в
банках), в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений.
Инвестиционные портфели управляющей компании отличаются друг от друга набором
активов и долей каждого актива.
По каждому инвестиционному портфелю
ПФР заключает с управляющей компанией отдельный договор доверительного
управления средствами пенсионных накоплений.
В рамках проводимой в стране
пенсионной реформы в январе 2003 года постановлением Правительства Российской
Федерации Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по
управлению пенсионными накоплениями граждан.
Состав и структура инвестиционного
портфеля Внешэкономбанка как государственной управляющей компании определены
постановлением Правительства РФ от 01.09.03 г. №540.
Основной целью инвестирования
средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление
Внешэкономбанку, является обеспечение их сохранности.
Сформирован постоянно действующий
рабочий орган Внешэкономбанка по организации процесса инвестирования средств
пенсионных накоплений – Комитет по доверительному управлению средствами
пенсионных накоплений. Во Внешэкономбанке также создан Департамент
доверительного управления.
Основными направлениями развития
Пенсионного фонда РФ в 2009 году является:
-
установление размера социальной пенсии не ниже прожиточного минимума
пенсионера, размер трудовой пенсии по старости должен превышать прожиточный
минимум пенсионера более чем в 1,3 раза;
-
активное развитие информационных технологий. ПФР продолжит работу
по переводу работодателей-страхователей на бесконтактную передачу сведений по
каналам связи в защищенном виде, в том числе через Интернет;
-
развитие законотворческой деятельности направленной на повышение
эффективности управления средствами Пенсионного фонда РФ.
1.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в
Российской Федерации».
3.
Постановление Верховного Совета
РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
4.
Постановление от 22 января 2003 г. № 34 «О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка)
государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами
пенсионных накоплений».
5.
Указ Президента Российской
Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в
Российской Федерации».
6. Годовой
отчет «Внешэкономбанк» 2007. Интернет ресурсы: #"#">#"#">#"#">#"_Toc226009326">Приложения
Приложение
1
Структура
пенсионного Фонда РФ
Приложение 2
Перечень
управляющих компаний, с которыми ПФР заключены договоры доверительного
управления
№
п/п
|
Информация
об управляющих компаниях в соответствии с учредительными документами
|
Реквизиты
договора с ПФР
|
|
Номер
договора
|
Дата
заключения договора
|
|
|
1
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АГАНА"
|
22-03У029
|
08.10.2003
|
|
22-03У028
|
08.10.2003
|
|
2
|
Общество
с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АК БАРС
КАПИТАЛ"
|
22-03У047
|
08.10.2003
|
|
3
|
Открытое
акционерное общество "Управляющая компания "Алемар"
|
22-03У050
|
08.10.2003
|
|
4
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания
"Альфа-Капитал"
|
22-03У017
|
08.10.2003
|
|
5
|
Открытое
акционерное общество "Альянс РОСНО Управление Активами"
|
22-03У020
|
08.10.2003
|
|
22-03У021
|
08.10.2003
|
|
6
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая компания "Аналитический
центр"
|
22-03У010
|
08.10.2003
|
|
7
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания
"Атон-менеджмент"
|
22-03У025
|
08.10.2003
|
|
8
|
Общество
с ограниченной ответственностью "АктивФинансМенеджмент"
|
22-03У069
|
29.08.2008
|
|
22-03У070
|
29.08.2008
|
|
9
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания
"Базис-Инвест"
|
22-03У060
|
08.10.2003
|
|
10
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания БИНБАНКА"
|
22-03У035
|
08.10.2003
|
|
11
|
Закрытое
акционерное общество Управляющая компания "Брокеркредитсервис"
|
22-03У056
|
08.10.2003
|
|
22-03У057
|
08.10.2003
|
|
12
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "БФА"
|
22-03У055
|
08.10.2003
|
|
13
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВИКА"
|
22-03У039
|
08.10.2003
|
|
14
|
Закрытое
акционерное общество "ВТБ Управление активами"
|
22-03У007
|
08.10.2003
|
|
15
|
Государственная
корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк)"
|
22-03Г065
|
31.12.2003
|
|
16
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие
Капитал"
|
22-03У030
|
08.10.2003
|
|
22-03У032
|
08.10.2003
|
|
22-03У031
|
08.10.2003
|
|
17
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая компания "Достояние"
|
22-03У052
|
08.10.2003
|
|
18
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая компания "Ермак"
|
22-03У016
|
08.10.2003
|
|
19
|
Закрытое
акционерное общество "Объединенная Финансовая Группа ИНВЕСТ"
|
22-03У043
|
08.10.2003
|
|
20
|
Открытое
акционерное общество Управляющая компания «Ингосстрах-Инвестиции»
|
22-03У033
|
08.10.2003
|
|
21
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая компания "Интерфин КАПИТАЛ"
|
22-03У058
|
08.10.2003
|
|
22
|
Общество
с ограниченной ответственностью "ФИНАНСОВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ
"ИНТЕРФИНАНС"
|
22-03У018
|
08.10.2003
|
|
23
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания
"КапиталЪ"
|
22-03У019
|
08.10.2003
|
24
|
КИТ
Фортис Инвестмент Менеджмент (Открытое акционерное общество)
|
22-03У059
|
08.10.2003
|
25
|
Закрытое
акционерное общество "Лидер" (Компания по управлению активами пенсионного
фонда)
|
22-03У036
|
08.10.2003
|
26
|
Общество
с ограниченной ответственностью «Управляющая компания МДМ»
|
22-03У044
|
08.10.2003
|
27
|
Закрытое
акционерное общество "Металлинвесттраст"
|
22-03У034
|
08.10.2003
|
28
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МЕТРОПОЛЬ"
|
22-03У027
|
08.10.2003
|
29
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Менеджмент.
Инвестиции. Развитие."
|
22-03У045
|
08.10.2003
|
30
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая компания Мономах"
|
22-03У011
|
08.10.2003
|
31
|
Закрытое
акционерное общество "Национальная управляющая компания"
|
22-03У002
|
08.10.2003
|
32
|
Открытое
акционерное общество "НМ-Траст"
|
22-03У071
|
29.08.2008
|
33
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания
"ОТКРЫТИЕ"
|
22-03У062
|
08.10.2003
|
34
|
Закрытое
акционерное общество "Паллада Эссет Менеджмент"
|
22-03У037
|
08.10.2003
|
35
|
Общество
с ограниченной ответственностью "ПЕНСИОННАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ
КОМПАНИЯ"
|
22-03У038
|
08.10.2003
|
36
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Пенсионный Резерв"
|
22-03У048
|
08.10.2003
|
37
|
Закрытое
акционерное общество "ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент"
|
22-03У053
|
08.10.2003
|
38
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Портфельные
инвестиции"
|
22-03У042
|
08.10.2003
|
39
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ПРОМСВЯЗЬ"
|
22-03У061
|
08.10.2003
|
40
|
Общество
с ограниченной ответственностью "ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТРАДИЦИИ"
|
22-03У012
|
08.10.2003
|
41
|
Закрытое
акционерное общество "РЕГИОН Эссет Менеджмент"
|
22-03У023
|
08.10.2003
|
42
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЕГИОНГАЗФИНАНС"
|
22-03У003
|
08.10.2003
|
43
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания
"РН-траст"
|
22-03У005
|
08.10.2003
|
44
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Росбанка"
|
22-03У041
|
08.10.2003
|
45
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Негосударственными
Пенсионными фондами "Ростовская Трастовая Компания"
|
22-03У051
|
08.10.2003
|
46
|
Общество
с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РФЦ-Капитал"
|
22-03У024
|
08.10.2003
|
47
|
Закрытое
акционерное общество "СОЛИД Менеджмент"
|
22-03У004
|
08.10.2003
|
48
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая компания "ТРАНСФИНГРУП"
|
22-03У072
|
29.08.2008
|
49
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая Компания ТРИНФИКО"
|
22-03У015
|
08.10.2003
|
22-03У014
|
08.10.2003
|
22-03У013
|
08.10.2003
|
50
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая компания "Тройка Диалог"
|
22-03У022
|
08.10.2003
|
51
|
Общество
с ограниченной ответственностью "УНИВЕР Менеджмент"
|
22-03У040
|
08.10.2003
|
52
|
Открытое
акционерное общество "УРАЛСИБ-Управление капиталом"
|
22-03У009
|
08.10.2003
|
53
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая компания УралСиб"
|
22-03У008
|
08.10.2003
|
54
|
Общество
с ограниченной ответственностью Управляющая компания «УРАЛСИБ Эссет Менеджмент»
|
22-03У054
|
08.10.2003
|
55
|
Закрытое
акционерное общество "Финансовый брокер "Август"
|
22-03У068
|
29.08.2008
|
56
|
Общество
с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Финам Менеджмент"
|
22-03У063
|
10.10.2003
|
57
|
Закрытое
акционерное общество "Центральная Управляющая Компания"
|
22-03У049
|
08.10.2003
|
58
|
Закрытое
акционерное общество "Управляющая компания "Энергокапитал"
|
22-03У073
|
29.08.2008
|
59
|
Открытое
акционерное общество "Компания по управлению инвестициями
"ЯМАЛ"
|
22-03У026
|
08.10.2003
|