Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Управленческий учет в сфере услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Управленческий учет в сфере услуг
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение ……………………………………………………………… .2 

    Глава 1.  Рыночная характеристика сферы услуг ……………………5 

    1. 1. Определение понятия услуга ……………………………….6  

    1.2. Типы и характеристики услуг ……………………………….8

    1.3. Бухгалтерские особенности предприятий сферы услуг……14

            Глава 2. Управленческий  учет в сфере услуг ………………………..17

    2. 1. Модель управленческого учета предприятий

             сферы услуг ………………………………………………….18

    2.2. Управленческая система в гостиничном бизнесе…………...22

    Заключение ……………………………………………………………..24

    Список литературы ……………………………………………………..27 

                                                     Введение


    Сегодня становится очевидным, что предпринимательская деятельность в сфере услуг в России растет быстрыми темпами, образуя при этом обширную отрасль платных услуг, включающую более 1000 их видов, которая занимает преобладающее положение в экономике страны. Развитие бизнеса и переход на рыночные отношения в этой важнейшей отрасли народного хозяйства привели к возникновению ряда проблем в сфере экономики и учета: экономика услуг оказалась совершенно непрозрачной, бухгалтерский учет находится на очень низком уровне и ведется по устаревшим системам, господствует котловой метод учета затрат и калькулирования услуг, почти полностью отсутствует управленческий учет, обеспечивающий предприятия соответствующими данными для анализа, контроля и принятия решений. Ситуация осложняется еще и тем, что растет неопределенность большинства экономических процессов в сфере услуг, от которых зависит успех предприятий, а потому возникает риск потерь активов, неудовлетворения обязательств, потери собственности и банкротства.

    Решению этих проблем, а также созданию условий стабильного и динамичного развития предприятий сферы материальных и нематериальных услуг в современных условиях развития бизнеса способствует наличие системы управленческого учета, повышающего осведомленность в происходящих экономических процессах и обеспечивающего возможность избежать катастроф, связанных с банкротством и потерей собственности.
    Несмотря на то, что управленческий учет исследовался многими отечественными и зарубежными авторами в самых разнообразных направлениях теоретического обоснования и практического использования, в результате чего созданы многие частные модели, призванные решать отдельные задачи управления, глобальная модель управленческого учета как системный механизм использования различных моделей управленческого учета при решении комплекса управленческих задач на разных уровнях управления до сих пор не создана.

    Развитие рыночных отношений в России обусловило переход предприятий сферы услуг к децентрализованному управлению как главному направлению развития управления в условиях риска и неопределенности. В этой ситуации совершенно очевидна необходимость организации учета по центрам ответственности и не просто как методологии ухода от котлового учета, условного распределения накладных расходов и определения результатов, зависимых от центров деятельности разного типа, а как эффективной системы управления экономикой на основе учета затрат, доходов и результатов на разном уровне децентрализации ответственности.
    В современном бухгалтерском учете неизмеримо возрастает роль сегментов: увеличивается поток разнообразных стандартов и нормативных документов, требующих представления информации в разрезе географических регионов и направлений деятельности. В то же время отсутствуют работы по систематизации сегментарной отчетности и методологии ее составления, а также исследования в области организации управленческого учета по различным категориям сегментов. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости и актуальности разработки модели учета по сегментам деятельности, которая в условиях риска и неопределенности позволит решать тактические и стратегические проблемы управления.

    В среде специалистов растет понимание того, что традиционные системы управленческого учета затрат не обеспечивают информацией, необходимой для управления компанией, действующей в среде виртуальности. Поэтому даже имеющаяся незначительная практика применения системы управленческого учета на предприятиях сферы услуг подвергается критике. Все чаще в научных трудах и практических разработках появляются утверждения, что объектами управленческого учета считается движение денежных потоков, активов и пассивов, собственности, информационную базу для управления которыми традиционный финансовый учет обеспечить не в состоянии.

    К сожалению, в условиях жесткой конкуренции, бесконечных переделов собственности и действия закона о банкротстве вопросы учета и прогнозирования денежных потоков, управления активами и пассивами, использования производных балансовых отчетов в управлении процессами изменения собственности исследованы в недостаточной степени, а некоторые из них даже не были рассмотрены в порядке постановки задачи.

    Целью работы является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций по организации и совершенствованию традиционного управленческого учета и созданию основ системы управленческого учета финансово-имущественных объектов на предприятиях сферы услуг.

    Предметом курсовой работы является комплекс теоретических и методических вопросов, связанных со становлением, развитием, организацией и совершенствованием управленческого учета на предприятиях сферы услуг, решение которых обеспечит эффективное управление финансовыми потоками и результатами, а также надежное и динамичное функционирование предприятия в целом.

    Объектом работы выбраны предприятия сферы услуг, состояние бухгалтерского учета и отчетности в них, а также материалы аудиторских проверок, осуществленных с учетом законодательства о коммерческой тайне.








    Глава 1.  Рыночная характеристика сферы услуг


    Одним из основных направлений развития современной экономики за последние два десятка лет является стремительно расширяющаяся сфера услуг. В ведущих европей­ских странах, а также в Соединенных Штатах Америки и Японии, количество сотруд­ников, работающих в сфере услуг, превышает число занятых во всех других отраслях вместе взятых.. В международной торговле ус­луги насчитывают примерно четверть суммы общего мирового экспорта. Рабочие мес­та, связанные с предоставлением услуг, есть не только в традиционных отраслях не­производственной сферы, в гостиницах, авиакомпаниях, банках, телекоммуникациях и т.п., но и во многих производственных отраслях. Среди них - юристы корпораций, медики, инструкторы по обучению торгового персонала. Услуги покупаются как от­дельными людьми, так и домохозяйствами, в этом случае они называются потреби­тельскими. Если же услуги предоставляются компаниям и другим организациям, то они называются деловыми.

    Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием целого ряда факторов. Во-первых, в результате роста благосостояния возросло желание по­требителей облегчить такую рутинную работу, как уборка, приготовление пищи и т.д., что привело к процветанию индустрии комфорта. Во-вторых, рост доходов и появление дополнительного свободного времени увеличили спрос на целый ряд услуг, связанных с проведением досуга и занятиями спортом. В-третьих, рост исполь­зования высокотехнологичных товаров в домашних условиях (домашние компьютеры, мультимедийная аудио- и видеотехника, системы безопасности) привел к уве­личению потребности в специалистах по их установке и обслуживанию. Что касается деловых услуг, совершенствование рынков и технологий усиливает потреб­ность компаний в предприятиях сферы услуг, занимающихся исследованиями рын­ка, маркетинговыми разработками и техническими консультациями. Более того, не­обходимость сокращать постоянные издержки заставляет компании покупать гото­вую услугу, а не брать на себя дополнительные расходы, связанные с самостоятельным выполнением специализированных задач. Компании охотно по­купают услуги, поскольку это позволяет избежать дополнительных капиталовложе­ний в средства их самостоятельного производства и таким образом сохранять гиб­кость. И, наконец, все больше компаний стремятся сконцентрировать свою деятель­ность в узкоспециализированных областях. Они отказываются от вспомогательных видов деятельности, в частности складирования и перевозки, стимулируя, таким об­разом, расширение сферы услуг. Все эти тенденции, в свою очередь, вызвали рост [4; с. 82].



                         1. 1. Определение понятия услуга

        Услуга - это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по су­ти своей является неосязаемой и не приводит к пере­даче собственности. Аренда гостиничного номера, хранение денег в банке (депозит), перелеты на само­лете, визит к врачу, стрижка в парикмахерской, по­сещение спортивных соревнований, просмотр кино­фильма, ремонт автомобиля, консультация у адвоката - все эти ежедневные операции связаны с приобретением услуги. Однако необ­ходимо отметить, что, наряду с производством товаров, многие промышленные предприятия также предоставляют целый ряд услуг, среди которых — доставка това­ра, ремонт и техническое обслуживание оборудования, обучающие программы по его эксплуатации, технические консультации. Более того, многие поставщики услуг, наряду со своим основным видом деятельности, продают и физические товары. На­пример, авиакомпании предлагают широкий ассортимент блюд, напитков, газет, которые являются неотъемлемой частью основной услуги — авиаперевозки. До­вольно редко можно встретить организацию, предоставляющую товар или услугу в чистом виде. В попытке найти различие между товаром и услугой было бы более целесообразно рассматривать понятие континуума “товар-услуга” со множеством вариантов комбинаций, начиная от преобладания товара и заканчивая преобладани­ем услуги (рис. 1.).

    Фирмы получают преимущество, выбирая наиболее подходящее положение на континууме и изменяя баланс осязаемых и неосязаемых элементов в своем предло­жении. Например, производитель встроенных кухонь может качественно улучшить свое предложение, предоставляя покупателям услуги профессионального дизайнера и консультанта. [4; с. 94]




    Рис. 1. Континуум “товар-услуга” с различной степенью осязаемости

    консультирование

     
     



    машины

     




    Финансовые услуги

     

    полуфабрикаты

     


    рекламные агентства

     

    авиаперевозки

     


                      1.2 Типы услуг и характеристики услуг


    В сфере услуг имеется множество разнообразных предприятий. Их можно классифи­цировать по целому ряду признаков. Один из них - это тип собственности: являются ли они организациями частного (склады, дистрибьюторские фирмы, банки) или госу­дарственного (полиция, государственные больницы) сектора. Другой признак - ры­нок, на котором работает фирма: потребительский (страхование домохозяйств, роз­ничная торговля) или рынок предприятий (обслуживание компьютерных отделов). Услуги также можно классифицировать по степени контактности с человеком: услуги высокой (парикмахерские, медицинское обслуживание) и низкой контактности (химчистки, автоматизированные мойки машин), где предоставление услуг направле­но на объекты. Услуги могут оказывать люди (различные консультации, образование) или автоматизированные устройства (торговые автоматы, банкоматы). Первые, в свою очередь, делятся на услуги, предоставляемые высококвалифицированными специали­стами (адвокатские фирмы и больницы) и не требующие специальных навыков (грузчик или уборщик). Большое разнообразие предоставляемых услуг означает, что для создания и сохранения конкурентного преимущества производители услуг должны выделять и решать проблемы, характерные для конкретного вида деятельности. Не­смотря на подобные разночтения в классификации, есть целый ряд характеристик, присущих всем услугам. [4; с. 99]

    При создании маркетинговой программы компания должна учитывать пять характеристик услуг: неосязаемость, неотделимость, непостоянство, недолговечность и отсутствие собственности.

           Неосязаемость услуг (service intangibility). Одной из основ­ных характеристик услуг яв­ляется то, что их невозмож­но увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать до того, как они будут приобретены.

    . Потребитель может детально изучить цвет, технические показатели и работу аудиосистемы, кото­рую он желает приобрести. В противоположность это­му, клиент парикмахерской не может увидеть результат до приобретения услуги, так же как и пассажиры авиа­компании имеют всего лишь билет и обещание безава­рийной доставки в пункт назначения.

    Ввиду отсутствия осязаемых характеристик услуги до ее покупки степень неопре­деленности приобретения увеличивается. Чтобы ее сократить, покупатели ищут "сигналы" качества услуги. Свои выводы относительно качества они делают исходя из места, персонала, цены, оборудования и средства предоставления услуги, которые они могут видеть. Таким образом, целью производителя услуги является повышение сте­пени осязаемости услуги в той или иной степени. В то время, как поставщики това­ров стараются добавить им больше неосязаемых качеств (скорость доставки, продле­ние срока гарантии, послепродажное обслуживание), поставщики услуг пытаются сде­лать последние осязаемыми.

    Поскольку неосязаемость услуги увеличивает риск неопределенности при ее покупке, потребители больше прислушиваются к оценке услуги другими людьми, нежели к рекламным сообщениям, оплаченным по­ставщиком услуги. Поэтому поставщик услуги должен сти­мулировать поддержание позитивного общественного мнения, направляя свои марке­тинговые усилия на авторитетных людей  и удовлетворенных клиентов. Система расчета цены за набор различных услуг должна быть проста и понятна. [4; с. 109]

           Неотделимость услуг (service). Физические товары сначала производят, после чего их хранят, затем продают и, в конце концов, их потребляют.  В отличие от них, услуги сначала продают и лишь затем производят и потребляют, причем это происходит одновременно. Неотделимость услуг означает, что услуги нельзя отделить от их источника, независимо от того, предоставляется услуга человеком или машиной. Если услугу предоставляет человек, то он счи­тается частью услуги. В качестве примера предлагаем рассмотреть концерт. Услугой в данном случае является выступление поп-группы. Она не может предоставить услугу без присутствия потребителей (слушателей). Преподаватель не может предоставить услугу, если в аудито­рии нет студентов. Вследствие того, что при производстве услуги всегда присутствует покупатель, взаимодействие поставщика и покупателя является особым аспектом мар­кетинга услуг.  Качество конечного продукта-услуги зависит как от поставщика, так и 01 покупателя. Отношение юрисконсульта к своему клиенту влияет на его конечную оценку всего набора полученных услуг. Способность преподавателя достичь взаимо­понимания со студентами влияет на показатели их успеваемости. Таким образом, персонал сферы услуг должен быть хорошо подготовлен к успешному взаимодействию с клиентами.

    Второй характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и которое участие в процессе  их предоставления других потребителей. Слушатели концерта, студенты в аудитории, пассажиры поезда, посетители ресторана присутствуют при процессе потребления услуги одним человеком. Их поведение определяет степень удовлетворения услугой отдельных людей.

    Из-за одновременности процесса производства и потребления поставщики услуг испытывают определенные трудности при повышении спроса. Производитель товаров в ожидании повышенного спроса может увеличить выпуск продукции, расширить линию массового производства или накопить запасы. Это невозможно в сфере услуг, в особенности в случае с ресторанами или юридическими фирмами. Поэтому организа­ции сферы услуг должны уделять особое внимание управлению спросом, учитывая эти ограничения. Высокая цена часто используется для ограничения спроса на наиболее популярные услуги. Также имеется целый ряд других стратегий для разрешения проблемы повышенного спроса. Во-первых, поставщик услуг может работать с боль­шими группами, чтобы обслужить одновременно большее количество потребителей. Например, в розничной торговле используются большие помещения для обслужива­ния возросшего числа покупателей, поп-концерт соберет большую аудиторию, если он будет проходить на открытой спортивной арене, а не в концертном зале. Во-вторых, поставщик услуг может ускорить работу, т.е. научиться работать быстрее. Можно повысить производительность труда, если обучить персонал эффективнее ис­пользовать рабочее время. И наконец, организация сферы услуг может задействовать дополнительное количество обслуживающего персонала. [4; с. 111]

    Непостоянство качества услуги (sevice variability). Одной из основных характеристик услуг является то, что ее качество может очень сильно изменяться, в зависимости от того, кто, когда, где и как ее предоставляет.

    Поскольку процесс производства и потребления услуги связан с участием людей, имеется значительный риск непостоянства   качества.  Качество услуги зависит от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Как таковое, качество услуги очень трудно поддается контролю. Например, некоторые гостиницы имеют репутацию того, кто, когда, где и как ее поставщика более качественных услуг, чем другие. В одной и той же гостинице работник службы регистрации может быть вежливым и работать хорошо, в то время как другой, стоящий в нескольких метрах от него, может быть замкнутым и медлительным. Даже качество услуг, предоставляемых одним служащим, варьируется в зависимости от его физической формы и настроения во время общения с каждым потребителем. Например, качество услуг, предоставляемых одним и тем же адвокатом, может существенно меняться.

    Организации сферы услуг предпринимают различные меры по контролю качества. Прежде всего, это тщательный отбор и обучение персонала. Например, авиакомпа­нии, банки и гостиницы тратят огромные суммы денег на обучение своих сотрудни­ков, которое впоследствии отразится на повышении качества услуг. Кроме того, мож­но повысить мотивацию служащих путем применения стимулов, непосредственно связанных с качеством услуг. Для этого вводятся премии, типа "работник месяца", или различные бонусы, зависящие от отзывов покупателей. Можно также обеспечить непосредственный контакт сотрудников с потребителями, что позволит повысить сте­пень ответственности служащих за качество предоставляемой услуги. Наконец, орга­низации сферы услуг могут повысить степень постоянства качества, заменяя сотруд­ников оборудованием (торговыми автоматами, банкоматами), а также путем введения детально описанных и стандартизированных рабочих процедур (например, тематические парки Уолта Диснея и закусочные McDonaid’s)

    Недолговечность услуг (service perishability). Одной из основных характеристик услуг является то, что ее нельзя хранить с целью последующей продажи или использования.

    В некоторых странах врачи взимают оплату за пропущенную пациентом встречу, поскольку ценность услуги имеет место только в определенный момент времени и исчезает при неявке пациента. Недолговечность услуг не представляет особых проблем, если спрос на нее довольно устойчивый. Однако, если спрос подвержен различным колебаниям, организации сферы услуг часто сталкива­ются с проблемами. Например, компании общественного транспорта вынуждены иметь в резерве для повышенного спроса в часы пик больше машин, чем это было бы необходимо для постоянного в течение всего дня пассажиропотока.

    Организации сферы услуг могут использовать несколько стратегий устранения несоответствий между спросом и предложением. Со стороны спроса, дифферен­цированное ценообразование - назначение различных цен в разное время - по­может сместить некоторую долю спроса с пиковых периодов на периоды меньшей загрузки. В качестве примера можно привести низкие цены на ранние киносеан­сы и скидки на проживание в гостиницах в "мертвый" сезон. Авиакомпании про­дают "резервные билеты" со значительной скидкой для того, чтобы заполнить пустующие места. Спрос в непиковые периоды можно увеличить так, как это де­лают некоторые отели, предлагая туристам провести выходные по специально разработанной программе мини-отпусков. Во время пиковой загрузки клиентам могут быть предложены дополнительные услуги, например в ожидании свобод­ного столика в ресторане клиенту предлагают выпить пару коктейлей за стойкой бара. Кроме того, справиться с возросшим спросом помогает система резервиро­вания, которая регулярно применяется в авиакомпаниях, гостиницах и врачебной практике. Фирмы могут привлекать временных работников для работы в часы пик. И наконец, фирма может планировать свое расширение. Так, авиакомпания закупает допол­нительные самолеты в ожидании увеличения спроса на международные перевозки в будущем. [4; с. 120]

        Отсутствие владения. Когда потребители покупают физические товары, например автомобили или компью­теры, они получают личный доступ к использованию продукта на неограниченный промежуток времени, т.е. они владеют товаром, а при желании могут продать его. В отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью. По­требитель услуги часто имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени. Страховой полис будет вашим, только когда вы оплатили страховой взнос и периодически продлеваете его. Наступает праздник, во время которого все веселятся, но который рано или поздно заканчивается. В отличие от товара, он недолговечен. Из-за отсутствия владения фирмы, предлагающие услуги, должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки с помощью одного из следующих методов.

         Поощрение потребителей к повторному использованию услуги, как в случае спе­циальных схем оплаты услуг в компании British Airways и других больших авиаком­паниях для пассажиров, часто пользующихся авиатранспортом.

         По возможности, поставщики услуг могут превратить недостаток отсутствия владе­ния в преимущество: например, специалист по промышленному дизайну с полной уверенностью говорит, что, пользуясь его услугами, заказчик сможет сократить расходы, поскольку альтернативой этому является прием на постоянную работу дизайнера приблизительно такой же квалификации.


             1.3 Бухгалтерские особенности предприятий сферы услуг

    На сегодняшний день выработаны рекомендации по организации бухгалтерского учета на сервисных предприятиях, учитывающие организационные и правовые особенности предприятий малого бизнеса, включающие в себя предложения по формированию учетной политики, по разработке структуры и выделению функций бухгалтерской службы малого предприятия сферы услуг.  В связи с преобладанием в сфере услуг малых предприятий рекомендовано объединить организационный и технический аспект, рассматривая их в рамках организационно-технического раздела учетной политики. А именно:

     - вариант организации бухгалтерской службы на предприятии, ее функции;

     - структура бухгалтерской службы;

    - порядок отражения информации в учетной системе (используемая форма бухгалтерского учета и т.д.);

    - рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, требуемые для применения в бухгалтерском учете в соответствии с необходимой своевременностью и полнотой учета и отчетности;

    - организация аналитического учета;

    - правила составления документооборота и процесса обработки учетной информации;

    - разработанные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не имеется типовых форм первичных учетных документов, а также необходимые формы документов бухгалтерской отчетности для внутреннего пользования;

    - применяемые методы обобщения информации об отдельных объектах учета (например, метод сводного учета затрат, применяемый метод учета затрат и калькулирования себестоимости и др.), систематизация бухгалтерского и налогового учета;

    - другие решения, требуемые  для организации бухгалтерского учета.

    Большинство современных предприятий сферы услуг специализируются на нескольких видах деятельности, штат бухгалтерских служб предприятий сферы услуг минимален, а обязанности не всегда четко распределены между сотрудниками. Подавляющее большинство предприятий сферы услуг в качестве регистров налогового учета используют регистры бухгалтерского учета, дополненные данными необходимыми для расчета налогооблагаемой прибыли. При этом для них характерны следующие особенности  организации бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса, не свойственных средним и крупным организациям:  1) незначительное либо полное отсутствие разделения труда среди сотрудников бухгалтерской службы; 2) выполнение главным бухгалтером или иными работниками бухгалтерии (при наличии бухгалтерии как структурного подразделения) смежных и несвойственных функций, которые в крупных и средних организациях осуществляются отдельными подразделениями; 3) существенное влияние налогового законодательства на организацию бухгалтерского учета; 4) зависимость от имеющихся стандартных программных комплексов автоматизации бухгалтерского учета и отсутствие возможности их адаптации к особенностям предприятия. [3; с. 52]

    Выявлены три группы проблем в области организации ведения бухгалтерского учета предприятиями сферы услуг. Первая группа связана с недостаточной проработанностью вопросов, связанных с организационной структурой предприятий сферы услуг, разграничением функций, выполняемых бухгалтером. Расчет численности  бухгалтерской службы  рекомендуется осуществлять в тесной взаимосвязи с объемом документооборота. Вторая группа проблем связана  с необходимостью разработки возможных вариантов сближения основных элементов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, что позволит снизить трудоемкость учетных работ. Третья группа проблем связана с внедрением информационных технологий и их использованием при ведении бухгалтерского и налогового учета. Для решения данных проблем необходимо определить наиболее приемлемые современные программы обработки учетной информации.


           

                          Глава 2.  Управленческий учет в сфере услуг.

         Важнейшая цель каждой организации сферы сервиса - это наиболее полное удовлетворение потребностей общества в необходимых услугах, продукции. Данное обстоятельство является главным в формулировании глобальной цели организации, которая должна включать в себя не только оказание услуг, но и экономию ресурсов. Следовательно, главная цель организации как экономической системы состоит в получении нужных результатов при минимальных затратах ресурсов.

          Эффективное управление затратами - залог успешного бизнеса организаций сферы сервиса. Экономические задачи руководителей сервисных организаций состоят в следующем:

    - сделать сегодняшний бизнес эффективным;

    - потенциал бизнеса должен быть выявлен и реализован;

    - проделанная работа должна стать основой для бизнеса в будущем.

    Ценность управленческих решений зависит от получаемой учетной информации. Управленческий учет обеспечивает информацию о затратах на производство, результатах деятельности организации, поэтому система затрат на производство является основой системы управления. В связи с этим важное значение приобретают вопросы снижения затрат, оптимизации их структуры, контроля за данными процессами.

    Для эффективного управления затратами организаций сферы сервиса нужна информация непрерывного, системного, технико-экономического анализа конкурентоспособности выполняемых услуг, стоимости поставок материальных ресурсов в различных оценках.

    Для получения наибольшего эффекта информация о затратах в организациях сферы услуг должна быть своевременной, т.е. вовремя получаться и обрабатываться для немедленного использования. В противном случае она значительно теряет свою ценность, т.е. устаревает.

               2.1. Модель управленческого учета предприятий сферы услуг.


    Управленческий учет по своему содержанию, шире, чем финансовый, поскольку через функции управления он превращает учет в интегрированную систему внутрихозяйственного учета затрат и доходов организации. В настоящее время прослеживается тенденция сближения оперативного, статистического, налогового и финансового учета, повышения качества учетной информации, усиления ее контрольных функций, устранения дублирования и параллелизма в получении экономических показателей.

    Высокий удельный вес косвенных расходов на предприятиях сферы услуг требует решения проблемы их  распределения для целей принятия управленческих решений.  Традиционные решения по распределению косвенных затрат могут привести к принятию неадекватных управленческих решений. Избежать этого возможно на основе использования АВС-методики(activity based costing), адаптированной к особенностям сферы услуг.  В основе АВС-метода лежит понятие действия(activity) т.е. того что выполняется людьми или техникой для удовлетворения нужд и желаний потребителей. Каждая операция или действие требует затрат соответствующих ресурсов.  Система АВС определяет эти затраты с использованием средств  и методов управленческого и бухгалтерского учета, в частности группировки предстоящих и имевших место затрат по местам  формирования и центрам ответственности.

    С помощью метода АВС на услуги и другие объекты калькулирования можно прямо отнести часть накладных расходов, представив их как затраты действий подразделений и общезаводских служб, непосредственно связанных с теми или иными видами услуг, работ.  Хорошо спроектированная АВС-система позволяет избежать искажений при распределении издержек благодаря минимизации усреднения накладных издержек. АВС-метод устраняет эти искажения, давая возможность определять реальную стоимость процессов, услуг. Каждая статья расходов имеет свою базу, по которой происходит распределение издержек на заказы. Как правило, в этом случае используют коэффициенты интенсивности процесса, которые не зависят от объема производства. Метод АВС позволяет учитывать динамику накладных расходов и оределять причины возникновения данного вида затрат, а также порядок их отнесения на готовую продукцию, услуги. 

    Метод АВС показывает  что иногда более существенное влияние на затраты оказывают факторы, не связанные с объемом оказываемых услуг(например, сложность и комплексность оказания услуг, перечень услуг) Данный метод позволяет подробно анализировать накладные расходы, что очень важно для целей управленческого учета. Метод АВС получил дальнейшее развитие, в него была внесена идея об управлении затратами, основанными на операциях-activity based costing management(ABCM). Здесь внимание акцентируется не на распределении накладных расходов по заказам, а на том, чтобы определить операции, потребляющие ресурсы. После  определения данных операций разрабатываются программы управления этими ресурсами. В результате достигается сокращение уровня накладных расходов.

    Результаты анализа современных проблем организации управленческого учета на предприятиях сферы услуг свидетельствует о необходимости совершенствования методического обеспечения по следующим направлениям: 1) развитие методики управленческого учета в рамках интегрированной системы учета; 2) разработка методических подходов к формированию интегрированного плана счетов на предприятиях сферы услуг; 3) совершенствование регистров бухгалтерского учета. Формирование интегрированной системы учета, базирующейся на  взаимосвязи финансового, налогового, управленческого видов учета позволит упростить, ускорить учетный процесс на основе автоматизированного составления и обработки единой первичной учетной документации, обеспечив принцип экономичности.

    Процесс постановки интегрированной системы учета на предприятиях сферы услуг рекомендуется осуществлять в два этапа: 1) разработка методологии управленческого учета на основе определения круга пользователей информации, формируемой в рамках интегрированной системы учета и закрепление ее в учетной политике для целей управленческого учета;   2) разработка системы мер по реализации  организационно-технического аспекта, закрепленного в учетной политике для целей управленческого учета путем установления круга ответственных лиц за формированием управленческой информации, уточнения действующих должностных инструкций, разработки и утверждения внутрифирменных методик, регламентирующих порядок трансформации данных финансового учета в управленческие.

    Следовательно формирование учетной политики для целей управленческого учета осуществлять в двух аспектах:

    1) организационно-техническом, предусматривающем раскрытие информации о варианте организации управленческого учета, перечне конкретных служб, работников, занятых ведением управленческого учета, финансовой структуре организации, графике документооборота в управленческом учете, регламентирующем перечень управленческой документации, сроки предоставления и ответственных лиц, а также формы первичных документов и учетных регистров, технике обработки  и формирования  управленческой информации, рабочем плане счетов, перечне регистров синтетического и аналитического учета, утвержденных формах управленческой отчетности;

    2) методическом, предусматривающем раскрытие информации о методах оценки активов и пассивов при формировании управленческого баланса и других форм управленческой отчетности, методиках учета затрат и калькулирования себестоимости, отличных от применяемых в финансовом учете,  методах и методиках, используемых при анализе форм управленческой отчетности, методах и методиках внутрихозяйственного контроля, осуществляемого на базе  данных анализа.

    На основе проведенного сравнительного анализа вариантов организации управленческого учета обосновано, что  при постановке системы управленческого учета на предприятиях сферы услуг целесообразно использовать вариант предполагающий интеграцию финансового и управленческого учета. Многоотраслевой характер деятельности предприятий сферы услуг необходимо учесть при разработке интегрированного рабочего плана счетов, предусматривающего формирование информации в разрезе видов деятельности, видов оказываемых услуг и т.д. При формировании учетной политики для целей управленческого учета необходимо опираться на учетную политику для целей финансового учета, однако использовать такие элементы, которые позволят устранить либо смягчить основные недостатки традиционного финансового учета.

    При формировании интегрированной системы учета на предприятиях сферы услуг рекомендовано использовать разработанную дескриптивную модель управленческого учета на предприятиях сферы услуг, представляющую собой интеграцию финансового и управленческого учета в рамках учетной системы и включающую в себя 3 основных блока:

    - элементы, определяющие методологию и методику бухгалтерского учета;

    - механизм реализации методологии и методики бухгалтерского учета, предполагающий закрепление в учетной политике методов и методик, разрешенных для применения в рамках действующего законодательства, позволяющих сформировать информацию соответствующую информационным потребностям руководства;

    - процесс формирования информации в учетной системе предприятия сферы услуг (регистрация фактов хозяйственной жизни на основе первичных учетных документов, оценка фактов хозяйственной жизни).

            2.2. Управленческая система в гостиничном бизнесе.

       Последние тридцать лет наблюдалось существенное повышение размеров общественного сектора в экономике с местными и центральными правительственными органами  вместе с учреждениями по повышению качества жизни. Совсем недавно наблюдалось быстрое развитие сферы финансовых услуг, однако, не случайно методы управленческого учета получили широкое применение в сфере услуг, коммерческих банках, гостиницах.

         Примером управленческой системы в сфере гостиничного бизнеса явилась «Единая система счетов для гостиниц» (Uniform System of Accounts for Hotels). Она является стандартом затрат по отделам, которые рассматриваются как отдельные виды деятельности, а также правила распределения доходов и формирования финансовых результатов по отделам. Эта система позволяет принимать управленческие решения на базе детальной информации, предоставляемой о деятельности гостиницы в целом и по каждому ее подразделению.

        Под влиянием особенностей конкретного рынка будет формироваться и управленческая информация, и отчетность. Предполагается, что владелец гостиницы понимает, какие изменения потребуются для улучшения конкурентоспособности на рынке, а это возможно только в случае получения точной и своевременной информации по всем аспектам гостиничного бизнеса и ее сторонам интерпретации. Например, сезонность всегда была основной проблемой владельцев гостиниц. Однако, эффекты сезонности в отрасли могут быть в большей или меньшей степени снижены в результате особого типа ценообразования.

         Применение пакетов услуг по предоставлению номеров и питания является формой дисконтирования , равно как и непосредственные скидки за номера. В зависимости от рынка могут быть использованы различные формы дисконтирования. Степень предлагаемых скидок будет определятся уровнем конкуренции и маржинальными издержками  предоставления каждого дополнительного номера, предлагаемого по сниженным расценкам. Следовательно, чрезвычайно важно точное знание рынка и структуры издержек для принятия управленческих решений.

        В качестве координатора между управленческой системой и подразделениями гостиницы при разработке стратегических и оперативных планов выступает стратегический контроллинг как особое направление принятия перспективных управленческих решений. При этом основным средством повышения конкурентоспособности предприятия является стратегическое управление внешним информационным потоком, которое требует четкой организации, полной мобилизации ресурсов и точное определение целей развития. Многие малые и средние предприятия сферы услуг не осознают скрытых возможностей стратегического управления внешней информацией, они занимают квазимонопольное положение в своей области или регионе, поэтому не ставят своей целью улучшение качества услуг или снижение издержек их производства. Основой стратегии в этом плане становится получение информации, которая позволяет ответить на такие вопросы, как, на каких рынках следует сконцентрировать внимание, каким услугам отдать предпочтение, а какие исключить из ассортимента услуг, как использовать имеющиеся у предприятия средства. Такой подход способствует разработке стратегии, ведущей к рыночному успеху.

    Очень часто эффект от перераспределения ресурсов не гарантирован, но, даже в этом случае, стратегическое управление внешней информацией приносит пользу, т.к. дает возможность руководителям точнее оценивать возможности своего предприятия в конкурентной борьбе, формируя более ясные и конкретные цели.





                                                     Заключение   

            Исследование состояния управленческого учета предприятий сферы услуг показал, что данный вид учета, как правило, отсутствует или представлен в упрощенном виде, в тоже время руководителями предприятий отмечена необходимость в информации для целей управления. Его полноценная организация требует дополнительных расходов. В связи с чем, рекомендуется интегрировать управленческий учет на базе финансового путем использования дескриптивной модели, включающей в себя: элементы, определяющие методологию и методику бухгалтерского учета; механизм реализации методологии и методики бухгалтерского учета; процесс формирования информации в учетной системе предприятия сферы услуг.                      

             Данная курсовая работа позволяет сделать следующие основополагающие выводы и рекомендации.

    1. Для повышения качества финансовой и управленческой отчетности на предприятиях сферы услуг при построении учетной системы необходимо принимать во внимание следующие отраслевые особенности, заключающиеся в  преобладании субъектов малого и среднего  предпринимательства; возможности применения различных режимов налогообложения; специфике нормативного регулирования деятельности предприятий сферы в услуг; сложившемся делении всех услуг на материальные и нематериальные услуги, на производственные  и непроизводственные; индивидуальном и эксклюзивном характере услуг оказываемых предприятиями; значительном удельный вес косвенных расходов; отсутствии незавершенного производства из-за кратковременности  производственного цикла; совпадении процесса производства (оказания услуги) и  процесса  потребления услуги; многоотраслевом характере оказываемых услуг.  Данные особенности необходимо учитывать при формировании организационного, технического и методического аспектов учетной политики для целей финансового, управленческого и налогового учета.

    2. Специфические особенности предприятий сферы услуг оказывают влияние на методологию, методику  и организацию финансового учета по двум направлениям: 1) учет затрат и калькулирование себестоимости услуг (проявляются на уровне состава калькуляционных статей, определения калькуляционной единицы,  использования позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости услуг, либо нормативного (возможно применение в учете сразу двух методов), трудности определения прямых затрат, отсутствия незавершенного производства (если оказываемая услуга не имеет временных рамок); значительной доли в себестоимости накладных расходов, возможностях использования сокращенной производственной себестоимости услуг); 2) учет продажи услуг и формирования финансовых результатов (проявляются на уровне документального оформления  приема заказов и их передачи потребителю, отсутствия счета 43 «Готовая продукция» в схеме бухгалтерских проводок, возможное использование счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» при длительном цикле оказания услуг, частое наличие операций с «давальческим сырьем», сопровождение оказываемых услуг сопутствующими видами деятельности). При формировании учетной политики предприятий сферы услуг должны быть учтены отраслевые факторы, учитывающие специфику отрасли, факторы макроокружения, а также факторы, характеризующие риск  и неопределенность внешней среды.

    3.Организация налогового учета требует дополнительных затрат на предприятиях сферы услуг, в связи с чем необходимо обеспечить в бухгалтерском учете формирование базы данных для целей налогообложения. Это возможно на основе использования интегрированных планов счетов и совершенствования учетных регистров. В этой связи рекомендованы схемы проводок для предприятий услуг, находящихся на разных налоговых режимах, на базе использования свободной номенклатуры 30-х счетов, а также формы учетных регистров, систематизирующие данные бухгалтерского учета в разрезе информации, необходимой для заполнения налоговых деклараций.  

         4. С целью повышения качества учетной информации, усиления ее контрольных функций, устранения дублирования в получении экономических показателей предлагается на предприятиях сферы услуг формирование интегрированной системы учета, базирующейся на  взаимосвязи финансового, налогового, управленческого видов учета. Это позволит упростить, ускорить учетный процесс на основе автоматизированного составления и обработки единой первичной учетной документации, обеспечив принцип экономичности.

        5.  Для эффективности системы управления по целям и результатам рекомендуется заключение целевых соглашений с каждым из управляющих различными видами услуг на предприятии. В то же время такой подход к управлению требует совершенствования учета доходности, стимулирования маржинального дохода, которое включает комплекс мероприятий по стимулированию сбыта и снижению себестоимости. В процессе разработки стратегии развития необходимо формирование альтернативных вариантов изменения различных элементов исследуемой системы и связей между ними, в этой связи наиболее целесообразным представляется подход к управлению, базирующийся на принципах систематологии как методологии системного планирования и управления.

                                         Список литературы

    1. Бланк И. А. Управление активами. — Киев: Ника-Центр, 2000.-720с.

    2. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А. Н. Азриеляна. — М.: Институт новой экономики, 2001. — 574 с.

    3. Валебникова Н. В., Василевич И. П. Современные тенденции управленческого учета//Бухгалтерский учет. 2000. №18. С. 53—58.

    4. ДафтР. Л. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2000. — 832 с.

    5. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет // Пер. с англ. / Под ред. С. А. Табалиной. — М.: Аудит, ЮНИТИ,2003.-774с.

    6. Егорова С. К., Денисова К. Я. Основы бухгалтерского учета и аудита в сфере сервиса: Учеб. пособие / Под ред. проф. С. К. Егоровой. — М.: Юристь, 2000. — 382 с.

    7. Кинг А. М. Тотальное управление деньгами // Пер. с англ. — СПб.: Полигон, 2001. — 448 с.

    8. Кольвах О. И. Ситуационно-матричная бухгалтерия: модели и концептуальные решения. — Ростов: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999.-243 с.

    9. МиддлтонД. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений // Пер. с англ. / Под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Аудит, ЮНИТИ,2002.-408с.

    10. НидлзБ., Андерсон X., Колдуэлл Дж. Принципы бухгалтерского учета / Под ред. Я. В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 496 с.

    11. Район Б. Стратегический учет для руководителя // Пер. с англ. / Под ред. В. А. Микрюкова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003. — 616с.







Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Управленческий учет в сфере услуг ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.