Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Участие России в Интерполе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Участие России в Интерполе
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема: Участие России в Интерполе

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Содержание

    Введение                                                                                                         3

    1. Правовые основы борьбы с транснациональной преступностью: общая характеристика.                                                                                            5

    2. Правовой статус Международной организации уголовной полиции (Интерпол).                                                                                                             11

    3. Основные направления и формы сотрудничества государств в рамках Интерпола.                                                                                                              20

    Заключение                                                                                                  26

    Список используемой литературы                                                             29




















    Введение.

    Встав на путь демократических преобразований в середине 80-х - начале 90-х годов XX столетия, наше государство, продолжая интегрировать с мировым сообществом, оказалось участником целого конгломерата международных связей (политических, экономических, социально-культурных и т.п.). Но для интеграционных процессов присуще наличие одного компонента - транснациональной (международной) преступности.
    Вполне очевидным стало то, что «преступность национальная формирует кадры международной, стимулируя ее распространение. Организованная в международном плане преступность стала реальным фактором нашего времени».

    Одновременно с этим, у нас в стране сложилась ситуация, при которой «работники правоохранительных и других органов впервые в таких масштабах столкнулись с малоизвестными для них вопросами оказания правовой помощи в уголовных делах, выдаче преступников, которым в условиях беззакония нередко удается уйти от ответственности, а также с разночтением уголовных и уголовно-процессуальных законов различных государств и т.п.».

    В такой обстановке деятельность созданного в конце 1990 года Национального центрального бюро Интерпола (далее - НЦБ), представляющего интересы отечественных правоохранительных структур на международном уровне, связанные с непосредственным противодействием проявлениям преступности (в том числе и транснациональной), приобретает особый смысл и значение, так как «интегрированный мир строит свои отношения в соответствии с международными закономерностями и международными правилами поведения, т.е. - в соответствии с международным правом. Внутригосударственное законодательство демократических государств реформируется, а правоприменительная практика сообразуется с международным правом».

    Легализация доходов, получаемых незаконным путем, яв­ляется мощным экономическим фактором роста организованной пре­ступной деятельности в ее наиболее опасных формах.

    К способам «от­мывания» можно отнести вывоз капитала, приобретение иностранной валюты, скупку акций приватизируемых предприятий и государ­ственных ценных бумаг, покупку недвижимости, использование зарубежных офшорных зон либо совместных предприятий, создание ле­гальных предприятий.

     В целях усовершенствования страте­гии борьбы с указанными преступлениями Генеральная Ассамблея ООН 15 ноября 2000 г. одобрила резолюцию А/КЕ5/55/25, в прило­жении к которой содержится Конвенция против транснациональной организованной преступности. Данную Конвенцию подписали боль­шинство участников (в том числе представители Российской Федера­ции) специальной конференции, которая проходила в декабре 2000 г. в городе Палермо.

    В ст. 18 Конвенции предусматривается возмож­ность взаимодействия стран-участниц с использованием каналов Международной организации уголовной полиции в целях борьбы с транснациональной организованной преступностью (в частности, с участием в организованных преступных группах, «отмыванием дохо­дов от преступлений», коррупцией).

    Для борьбы с этим видом преступной деятельности в Международ­ной организации уголовной полиции в конце 80-х гг. была создана группа по борьбе с организованной преступностью.

    В помощь поли­ции разных стран Интерполом выпускаются специальные бюллетени, посвященные борьбе с организованной преступностью.

    В Генераль­ный секретариат Интерпола стекается информация о лицах, имеющих отношение к преступным сообществам. 



    1. Правовые основы борьбы с транснациональной преступностью: общая характеристика

    В системе "преступность - борьба с ней" преступность первична. Борьба с ней является всего лишь ответом общества и государства на ее вызов, ответом не всегда своевременным, адекватным, целенаправленным и эффективным.

    Преступность активна, инициативна, у нее рыночный "характер". Она мгновенно заполняет все появляющиеся и доступные ей некотролируемые или слабо контролируемые обществом ниши, непрерывно изобретает новые изощренные способы совершения преступлений и не связывает себя никакими правилами.

    Правоохранительная деятельность вырабатывается коллективно, в рамках демократических и гуманистических институтов и принципов, оформляется в управленческих, оперативных и процессуальных решениях и только потом претворяется на практике. В силу этого контроль общества над преступностью объективно не поспевает за ее динамичной беспредельностью.

    Это выражается[1]:

    - в отставании и неадекватности уголовного и иного законодательства, на основе которого ведется борьба с преступностью;

    - в неспособности правоохранительных органов справиться с интенсивно растущей преступностью;

    - в слабости криминологических стратегий предупреждения преступности.

    Тенденция роста преступности и тенденция "отставания" социально-правового контроля над ней увязываются в некий порочный круг, разорвать который можно только на пути органичного сочетания уголовно-правовых и криминологических стратегий борьбы с преступностью, то есть ее контроля и предупреждения.

    Интернационализация современной жизни людей имеет не только позитивные, но негативные последствия. В их числе - интернационализация преступности и распространение ее типичных закономерностей, тенденций и форм на другие регионы и страны. А это требует интернационализации борьбы с преступностью, поскольку контролировать ее транснациональную составляющую на уровне отдельных государств практически невозможно.

    Отсутствие борьбы с каким-то видом преступной деятельности, например, с отмыванием "грязных" денег, организованной преступностью, наркобизнесом и т.д. делает данную страну желательной не только для "своих", но и "чужих" преступников.

    Современная политическая и экономическая ситуация в России является наиболее благоприятной, с одной стороны, для расширения сферы преступной деятельности отечественных преступных сообществ за пределами национальных границ России. А с другой – для проникновения в Россию транснациональной организованной преступности с целью использования возможностей ее рынка и слабой законодательной базы, облегчающей возможности ухода от социального контроля.

    Транснационализация организованной преступной деятельности, т.е. выход ее за границы национальной территории одного государства, в настоящее время является международным процессом, в сущности, это один из высших уровней криминальной эволюции[2].

    Современные коммуникационные технологии и обширные связи организованной преступности облегчили ей установление контактов с партнерами в других странах и на других континентах; современные банковские системы электронных расчетов дают возможность осуществлять международные преступные сделки, связанные в первую очередь с «отмыванием» доходов, полученных незаконным путем, а также различного рода финансовыми махинациями.

    Транснациональная организованная преступная деятельность является наиболее рациональной и профессиональной частью криминального поведения.

    Преступные организации способны учиться на своем и чужом опыте, обладать стратегическим видением ситуации и ее возможным развитием. Они часто прибегают к помощи высококлассных специалистов, используют самые современные технологии. Организованные преступники, действующие в той или иной стране, никогда бы не переступили ее национальных границ, если бы не видели выгоды, не получали бы серьезных преимуществ и возможностей[3].

    Транснациональные операции позволяют преступным организациям получать доступ на выгодные рынки и находить пути проникновения на них, действуя при этом из районов, где они чувствуют себя относительно недосягаемыми для правоохранительных органов. Доходы от преступной деятельности направляются по каналам мировой финансовой системы и укрываются в оффшорных зонах и центрах банковской деятельности с относительно мягким регулированием.

    Таким образом, в первую очередь уголовная, а также и другие виды ответственности за легализацию решают важнейшую задачу борьбы с организованной преступностью и более того, с ее высшей формой эволюции- транснациональной организованной преступностью как в отдельных странах, так и на международном пространстве. С одной стороны, таким противодействием подрывается финансовая устойчивость организованных преступных организаций и террористических групп, с другой пресекаются попытки преступных лидеров получить властные полномочия, как в международных организациях, так и в органах власти и управления отдельных государств.

    Проблемы борьбы с организованной преступностью довольно актуальны, впервые они обсуждалась на Пятом Конгрессе, где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную проблему, чем традиционные формы преступного поведения. Затем к ней обратился Шестой Конгресс, проявивший беспокойство по поводу организованных преступников, которые оказываются вне досягаемости закона. Седьмой Конгресс обсудил вопрос использования организованной преступностью пробелов в законодательстве различных стран. Восьмой Конгресс принял руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней. Они были поддержаны Генеральной Ассамблеей в резолюции о международном сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью.

    Различные аспекты этой проблемы обсуждались экспертами ООН, Интерпола и неправительственных организаций на совещаниях, международных семинарах и международных конференциях.

    Особое значение имела Всемирная конференция на уровне министров по организованной транснациональной преступности в Италии (Неаполь, 1994 г.), где были обсуждены вопросы, касающиеся опасностей, которые создает организованная преступность в различных регионах мира; адекватность законодательства, на основе которого осуществляется борьба с ней в различных странах; эффективные формы сотрудничества в борьбе с организованной преступностью; принципы предупреждения организованной преступности и целесообразность принятия конвенции о борьбе с ней.

    Аналогичная работа проводится по вопросам международного сотрудничества в борьбе с незаконным распространением наркотиков, оружия, экологической безопасностью, международной коррупцией и другими транснациональными видами преступности[4].

    В числе субъектов важной и сложной работы по рассматриваемому сотрудничеству заметное место занимают неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ООН.

    В первый ряд таких организаций выдвигаются четыре неправительственные ассоциации юридического профиля. Это - Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).

    Их работа координируется Международным комитетом по координации (МКК), который обычно называется Комитетом "четырех", который синтезирует все основные исследования и работает в контакте с Венским центром ООН.

    Международное сотрудничество в борьбе с преступностью в свою очередь нуждается в наличие правового, организационного и научного обеспечения. Вот тот комплекс проблем, которое вынуждено решать международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

    Анализ действующего международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью и коррупцией показывает, что оно развивалось в плане:

    - сотрудничества по конкретным уголовным делам;

    - обзора мировых и национальных тенденций преступности;

    - разработки международных рекомендаций, правил, принципов и конвенций по актуальным проблемам борьбы с преступностью в целом и особенно с ее транснациональной составляющей.

    На современном этапе общественно опасные тенденции интенсивного роста, унификации, "окорыствования", "беспредельности", коррумпированности, организованности, интеллектуализации, транснационализации, интернационализации и глобализации преступности требуют более адекватного, решительного, согласованного и по возможности более унифицированного подхода к борьбе с преступностью и особенно с ее организованной и коррупционной составляющей.

    Для чего необходимы:

    - постоянный криминологический мониторинг транснациональной организованной преступности и коррупции в мире, его регионах и отдельных странах в целях своевременного реагирования национальных, региональных и международных институтов на появление новых криминологически значимых тенденций и отклонений;

    - систематический прогноз возможных изменений в уровне, динамике, структуре и направленности транснациональной организованной преступности и коррупции в целях принятия упреждающих и адекватных мер по их предупреждению и борьбы с ними;

    - разработка целенаправленных и эффективных мер социального, экономического, финансового, валютного, налогового, таможенного, пограничного, экологического, санитарного, административного и уголовно-правового контроля за организованной транснациональной преступностью и коррупцией при строгом соблюдении фундаментальных прав человека и его правомерной деятельности;

    - реализация мер предупреждения транснациональной организованной преступности и коррупции на мировом, региональном и национальном уровнях в соответствии с международными, региональными и внутригосударственными нормами права;

    - анализ результатов предупреждения отслеживаемой преступности и борьбы с ней в целях оперативной коррекции прежних рекомендаций, принципов, стандартов и положений.

    Усиление социально-правового контроля за организованной транснациональной преступностью и коррупцией в целях удержания их на общественно терпимом уровне потребует критической и взвешенной оценки фундаментальных актов о правах и свободах человека в целях ювелирного решения двух взаимосвязанных проблем гуманности и эффективности борьбы с указанными видами преступности.


    2. Правовой статус Международной организации уголовной полиции (Интерпол)

    Международная организация уголовной полиции, больше известной под названием "Интерпол", сегодня является ведущей международной организацией. Эта организация благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению эффективно координирует международное полицейское сотрудничество.

    Структура Интерпола, компетенция органов и порядок их работы закреплены в Уставе и Регламенте Организации.

    В ст. 5 Устава перечисляются основные органы Интерпола. Среди них можно выделить периодически собирающиеся (Генеральная Ассамблея и Исполнительный комитет) и постоянно действующие (Генеральный секретариат) органы, а также такой специфический орган, как Национальные центральные бюро.

    Высшим органом Организации является Генеральная Ассамблея, созываемая раз в год. К участию в ее работе приглашаются делегаты всех стран — членов Интерпола. При этом нет документа, который бы регламентировал численный состав делегаций. Этот вопрос оставлен на усмотрение самих государств. Но необходимо учитывать содержание ч. 2 ст. 7 Устава, которая указывает, что по возможности в состав делегации должны включаться руководящие должностные лица полицейских органов, должностные лица, функции которых связаны с деятельностью Интерпола на национальном уровне, а также специалисты по вопросам, включенным в повестку дня. Компетентный правительственный орган каждой страны назначает главу делегации. На сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей могут приглашаться представители международных организаций и сотрудники полицейских учреждений из стран, которые не являются членами Интерпола.

    Генеральная Ассамблея принимает наиболее важные решения, касающиеся общей политики, ресурсов, необходимых для международного сотрудничества, методов работы, финансов и программ мероприятий. В соответствии со ст. 8 Устава Генеральная Ассамблея:

    - определяет принципы деятельности и разрабатывает общие меры, которые должны способствовать достижению целей, указанных в ст. 2 Устава;

    - рассматривает и утверждает общую программу деятельности, подготавливаемую Генеральным секретарем на предстоящий год;

    - устанавливает правила, которые сочтет необходимыми (например, в соответствии со ст. 44 Устава Генеральная Ассамблея устанавливает порядок применения Устава);

    - избирает должностных лиц для выполнения функций, указанных в Уставе (Генеральная Ассамблея избирает Президента Организации, трех Вице-президентов, делегатов Исполнительного комитета и утверждает Генерального секретаря);

    - принимает резолюции и дает рекомендации членам Организации по вопросам, входящим в компетенцию Интерпола;

    - определяет финансовую политику Организации (ст. 39 и 40 Устава);

    - рассматривает и утверждает соглашения, которые заключаются с другими организациями;

    - выполняет иные обязанности, предусмотренные в Уставе Организации, к которым, в частности, относится принятие решений по основополагающим вопросам, например принятие новых членов (ст. 4 Устава) или утверждение изменений в Уставе (ст. 42 Устава).

    Деятельность Генеральной Ассамблеи регламентируется различными положениями Устава и ст. 2–38 Регламента Международной организации уголовной полиции.

    В дополнение к ним на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1996 г. были приняты Правила процедуры, вступившие в силу в 1997 г. Кроме положений, уже содержащихся в Уставе и Регламенте, Правила процедуры урегулировали вопросы проверки полномочий делегатов, размещения делегатов в зале заседания, статус членов Исполнительного комитета на заседаниях Генеральной Ассамблеи, голосования без подсчета голосов, обязательства страны, принимающей очередную сессию, статус наблюдателей.

    Очередные сессии Генеральной Ассамблеи проводятся один раз в год (как правило, осенью). Любое государство — член Организации может предложить провести сессию на своей территории, а в конце каждой очередной сессии Генеральная Ассамблея выбирает, в каком из предложенных мест провести следующую сессию. Конкретная дата проведения сессии определяется после консультаций с Генеральным секретарем совместно властями принимающего государства и Президентом Организации. При этом не позднее, чем за четыре месяца до сессии государствам — членам Организации направляются официальные приглашения от принимающего государства и Генерального секретаря. Генеральная Ассамблея может быть также созвана на свою внеочередную (чрезвычайную) сессию для обсуждения определенных вопросов по просьбе Исполнительного комитета или большинства членов Организации.

    Генеральная Ассамблея может принимать решения только на пленарных заседаниях. Решения принимаются в форме резолюций или путем записи в протокол.

    Как правило, Генеральная Ассамблея принимает решения простым большинством голосов стран-участниц, присутствующих и голосующих на заседании.

    Но в Уставе указаны вопросы, при голосовании по которым необходимо квалифицированное большинство. Например, решения о принятии в члены Организации, изменении Регламента и принятии к Регламенту приложений должны быть поддержаны большинством в 2/3 голосов членов Организации, присутствующих и голосующих на заседании, а для принятия решения о внесении изменений в Устав требуется поддержка 2/3 всех членов Организации. При голосовании каждый член Организации имеет один голос (если страна не была лишена права голоса в соответствии со ст. 52 Регламента Организации), что обеспечивает равные условия всем странам-участницам. Волеизъявление всей делегации делает глава делегации.

    Резолюции о функционировании Организации применяются в отношении заинтересованных членов и подразделений Организации. Как правило, они не содержат обязательств для государств, а если и содержат, то такие обязательства не затрагивают суверенитет или законы какого-либо государства.

    Резолюции по вопросам правоохранительной деятельности, относящимся к компетенции каждого государства, не являются обязывающими. Они могут только «поощрять», «просить», «настаивать», чтобы государства предприняли определенные меры.

    В то же время резолюции в адрес Генерального секретариата, Исполнительного комитета или вспомогательных органов являются обязательными для исполнения, а в адрес полицейских органов и правительств — рекомендательными.

    Исполнительным органом Интерпола является Исполнительный комитет. Он состоит из 13 членов (Президента, трех Вице-президентов и девяти делегатов), избираемых Генеральной Ассамблеей из своего состава. При избрании необходимо руководствоваться принципом справедливого географического представительства, то есть Президент и Вице-президенты должны представлять четыре континента или, точнее, четыре части света (Азию, Америку, Африку и Европу), а все члены Исполнительного комитета в совокупности — различные страны мира.

    Президент Организации избирается 2/3 голосов делегатов Генеральной Ассамблеи на 4 года без права повторного избрания. Он председательствует на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, руководит прениями, следит за правильным исполнением решений Организации всеми ее органами, а также осуществляет контакты с Генеральным секретариатом.

    Вице-президенты и делегаты избираются Генеральной Ассамблеей на 3 года простым большинством голосов.

    Генеральный секретариат является административным и техническим органом Интерпола. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, направляет и координирует действия, направленные на борьбу с международной преступностью, собирает информацию по преступлениям и преступникам, осуществляет контакты с национальными и международными организациями. В состав Генерального секретариата включается Генеральный секретарь, а также технический и управленческий персонал, необходимый для ведения работы Организации. Все работники Генерального секретариата выступают от имени Организации, а не какой-то одной страны.

    Генеральный секретариат постоянно взаимодействует с Национальными центральными бюро в странах — участницах Интерпола. Такое взаимодействие особенно эффективно осуществляется в области борьбы с преступлениями против личности и собственности, организованной преступностью и терроризмом, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств, драгоценных металлов и камней, торговлей людьми и проституцией, фальшивомонетничеством, преступлениями в сфере экономики и кредитно-финансовой области.

    В составе Интерпола выделяют специфический орган — Национальные центральные бюро. В соответствии со ст. 32 Устава Национальные центральные бюро организуются в одном из правоохранительных учреждений каждой страной — участницей Интерпола.

    Они «в пределах законодательства своих стран должны делать все возможное для добросовестного участия» в деятельности Организации.

    Для консультирования по вопросам, требующим специального познания в определенной области научного знания, Исполнительный комитет может назначать сроком на 3 года Советников. Такое назначение должно быть принято к сведению Генеральной Ассамблеей Организации. Исходя из положений Устава, на Советников не могут быть возложены иные функции, кроме оказания консультаций.

    Советниками, как правило, назначаются всемирно известные ученые и практики в области криминалистики, криминологии, уголовного права и процесса, а также международного права.

    Важной функцией Интерпола является международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. Данная функция Интерпола очень важна и для пресечения перевозки наркотиков по морю. На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В розыске участвует полиция нескольких стран с соблюдением национального законодательства и ведомственных инструкций. Интерпол не только координирует действия полиции нескольких стран, но и оказывает помощь в снабжении информацией из своих картотек.

    В случае успеха задерживают и водворяют преступника под стражу, после чего по дипломатическим и другим каналам производятся переговоры о его выдаче (экстрадиции) государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.

    В практике Интерпола различают три вида розыска: обычный, срочный и смешанный.

    Обычный розыск включает в себя целый ряд стадий - собранные документы орган расследования или суд направляет в НЦБ своей страны с просьбой о розыске бежавшего за границу преступника. Здесь просьба проверяется, запрашиваются дополнительные сведения, составляется «красный циркуляр» (специальный бланк с красной эмблемой Интерпола в правом верхнем углу). Генеральный секретариат после соответствующей проверки рассылает его в НЦБ всех или некоторых стран-членов. Получив этот документ, каждое НЦБ дает полицейским органам команду о начале розыска. «Красный циркуляр» обязывает полицию действовать без промедления и служит своеобразным международным приказом об аресте разыскиваемого лица. В случае задержания и ареста НЦБ немедленно уведомляет Генеральный секретариат и НЦБ страны-инициатора розыска. Последнее в свою очередь сообщает о задержании преступника в заинтересованные органы своей страны. О прекращении розыска извещаются заинтересованные органы.

    Срочный розыск организуется, как правило, по «горячим следам». Он отличается от обычного тем, что просьбы о начале розыска минуют Генеральный секретариат и направляются НЦБ через специальную радиосеть Интерпола в НЦБ соседних или других государств, куда бежал или может бежать преступник. Просьба о розыске, задержании и аресте бежавшего в другую страну преступника может быть направлена по телеграфу или другим оперативным способом. Если срочный розыск не принес успеха в течение трех месяцев со дня его объявления, то он заменяется на обычный, составляется и рассылается «красный циркуляр». Ежегодно в рамках Интерпола задерживается около тысячи международных преступников, при этом большинство - с помощью срочного розыска.

    В случаях, когда у полиции нет достаточных оснований для ареста или нет с данным государством договора о выдаче преступников, целью международного розыска является установление за ним и негласного полицейского наблюдения и контроль за их перемещениями. Такое же наблюдение устанавливается за так называемыми «привычными международными преступниками», которых в превентивных целях нельзя упускать из вида. В подобных случаях в Генеральном секретариате заполняется «зеленый циркуляр», в котором кроме обычных реквизитов содержится обращение к полиции: «В случае его появления взять под наблюдение».

    Смешанный розыск связан с тем, что далеко не все государства заключают двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам и выдаче преступников. Поэтому при смешанном розыске секретариат Интерпола рассылает два скрепленных вместе циркуляра: «красный» с пометкой такого, например, содержания: «При обнаружении преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному аресту в целях выдачи» («красный циркуляр» рассылается в страны, имеющие соответствующий договор о выдаче преступников); «зеленый» с пометкой: «В других странах следить за его перемещениями и деятельностью. Во всех случаях извещать инициатора розыска и Генеральный секретариат» («зеленый циркуляр» рассылается в страны, не имеющие с таким государством договора о выдаче).

    Деятельность Интерпола ограничивается регистрацией преступников и международным розыском. Устав наделяет Генеральный секретариат Интерпола полномочиями технического и информационного центра всей организации. В основе этой деятельности лежит сбор информации по вопросам борьбы с уголовной преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати.

    Россия как правопреемник СССР является полноправным членом Интерпола. На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ), принято Положение о НЦБ РФ, Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ РФ и другие документы. НЦБ РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на правах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главная функция-координация взаимодействия российской милиции с аналогичными органами других государств-членов Интерпола и его Генерального секретариата.

    Кроме розыскной деятельности НЦБ РФ анализирует и обобщает практику исполнения в РФ запросов международных правоохранительных органов и способствует устранению недостатков; формирует банк данных о лицах, организациях, событиях и документах, связанных с преступлениями международного характера; составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии и структуре преступности в России, о лицах входящих в организованные преступные группы; о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, фальшивомонетничеством, посягательствами на исторические и культурные ценности и др. преступления, включенные в международную уголовную статистику.
























    3. Основные направления и формы сотрудничества государств в рамках Интерпола

    Россия, вступившая в Интерпол в 1990 году, почти на 70-м году существования Международной организации уголовной полиции, привнесла в деятельность профессионального содружества богатый опыт антикриминальной защиты социума, впечатляющий научно-технологический и интеллектуальный ресурс. Правоохранительные органы, представленные в Национальном центральном бюро Интерпола в РФ, будучи частью международного «разделения труда» в сфере борьбы с уголовными преступлениями, вносит посильный вклад в отражение угроз криминального мира[5].

    Сотрудники Интерпола ведут борьбу с большинством преступле­ний, входящих как в первую, так и во вторую группу преступлений. Но сфера их деятельности охватывает и некоторые другие виды преступлений. Поэтому, трактуя международные преступления, сотрудники Генерального секретариа­та Организации выделяют следующие их признаки:

    • опасность преступления более чем для одной страны;

    • природа совершенного преступления;

    • характеристика преступника (соучастника) как лица, проходя­щего по преступлениям, совершенным в более чем одной стране;

    • поведение преступника(информации о самом преступнике при­дается первостепенное значение).

    К таковым можно отнести и преступления, совершенные на терри­тории нескольких стран, подготовленные к совершению на террито­рии одной страны, а совершенные на территории другой. Скрываясь от правосудия, в настоящее время преступники без преград могут пе­ресечь границу и скрыться в другой стране, а затем перевести свои не­законно нажитые денежные средства на счета в банки, находящиеся за границей.

    Исходя из вышесказанного, международным преступлени­ем в настоящий момент может стать любое преступление, закрепленное в уголовных кодексах стран –участниц Интерпола. Дабы исключить подмену одного термина другим, вместо понятия «международное пре­ступление» в данном контексте следует употреблять понятие «пре­ступление с международным элементом». При этом в целях осущест­вления взаимодействия в рамках Международной организации уголовной полиции под преступлением с международным элементом необходимо понимать виновное общественно опасное деяние, не свя­занное с деятельностью политического, военного, религиозного или расового характера, уголовно наказуемое в большинстве стран мира, наносящее ущерб интересам или совершенное на территории несколь­ких стран либо, хотя и совершенное на территории одной страны, но субъект которого покинул территорию страны совершения.

    Среди всей массы преступлений, бороться с которыми помогает Интерпол, можно выделить наиболее важные и часто встречающиеся. Международный терроризм и организованная преступность. Эти преступления наиболее опасны, так как, во-первых, они нано­сят урон не только отдельным группам людей, но и экономике госу­дарств (уничтожение крупных коммерческих предприятий, контра­банда и т. д.), а во-вторых, они зачастую связаны с наркоторговлей и торговлей оружием.

    Террористические акции оказывают психологи­ческое воздействие на оценку населением страны состояния внутрен­ней безопасности и правопорядка.

    Первоначально Интерпол не занимался деяниями, связанными с террористической деятельностью, так как эти преступления имеют политическую, религиозную или расовую окраску, а ст. 3 Устава Ин­терпола запрещает вмешиваться в такую деятельность. Но к середине 80-х гг. члены Организации пришли к выводу, что в основе своей тер­роризм является общеуголовным преступлением.[6]

    Было решено, что каждое государство само вправе решать, носит ли преступление поли­тический характер, а также что необходимо учитывать причинную связь между целями преступников и потерпевшими.

    В 1984 г. сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола утвердила «Основные направле­ния», позволяющие Организации действовать, если противоправные акты совершаются террористами за пределами их национальной тер­ритории.

    На 54-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной орга­низации уголовной полиции, проходившей в Вашингтоне в 1985 г., была принята резолюция АСМ/54/К.Е5/1, которая призвала к созда­нию специализированной группы в составе Генерального секретариа­та для усиления взаимодействия и координации борьбы с междуна­родным терроризмом. Эта же резолюция поручила Генеральному секретарю разработать для Национальных центральных бюро Руко­водство по борьбе с международным терроризмом. Руководство было направлено в страны – члены Организации в марте 1987 г., а в январе 1987 г. была создана антитеррористическая группа.

    В настоящий мо­мент в структуре Генерального секретариата функционирует отделе­ние общественной безопасности и борьбы с терроризмом (Р5Т), кото­рое координирует сотрудничество государств по борьбе с терроризмом, распространением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, оружием массового поражения, нападениями и захватами судов граж­данской авиации, морским пиратством.

    Действия, которые отвечают условиям ст. 3 Устава, включают нарушения, являющиеся политическими по своей природе, например участие в запрещенной организации, выражение запрещенных мне­ний, преступления против государства и его внутренней безопасно­сти. В этом случае ни Генеральный Секретариат, ни Национальные центральные бюро не могут предпринимать действий по розыску по­дозреваемых или обвиняемых лиц. Признается, что убийство руково­дителя государства в результате террористического акта является обычным общеуголовным преступлением.  

    Следует иметь в виду, что ряд документов Организации предусматривает положение о недопу­стимости ограничения сотрудничества в рамках Интерпола по пре­дупреждению актов терроризма. Не отрицается также возможность участия Интерпола в содействии выдаче лица, замешанного в терро­ристических действиях.

    В соответствии с российской межведомственной Инструкцией 2000 г. в Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро следует сообщать о преступлениях террористического характера, если:

    • цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;

    • совершение преступления начинается в одном государстве, а завершается в другом;

    • материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;

    • преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;

    • жертвы преступления являются гражданами различных госу­дарств или людьми, связанными с деятельностью международ­ных организаций;

    • ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации либо предприятия с иностранным участием;

    • преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к террористическим преступлениям, имеющим меж­дународную значимость;

    • финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;

    • постоянная или временная сети материально-технической под­держки преступлений затрагивают или находятся более чем в одном государстве;

    • орудия или инструменты, используемые в деятельности террористической организации, затрагивают более чем одно государ­ство;

    • одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не явля­ются гражданами государства, в котором оно совершено.

    Учитывая вышесказанное, в настоящий момент в розыске по кана­лам Интерпола находится ряд лиц, обвиняемых в совершении актов терроризма (например, Российской Федерацией были объявлены в международный розыск Ширвани и Шамиль Басаевы, Арби Бараев, Эмир Хаттаб, Соединенными Штатами Америки и Ливией – Усама Бен Ладен).

    С момента вступления в эту международную полицейскую организацию в 1990 г. Российская Федерация - полноправный и активный ее участник. Национальное центральное бюро Интерпола - структурное подразделение МВД России, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции и Генеральным секретариатом Интерпола.

     На основании принятого руководством страны решения о намерении Российской Федерации обеспечить проведение на своей территории сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (высшего органа) соответствующее предложение было внесено российской делегацией в ходе 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (г. Рио-де-Жанейро, сентябрь 2006 г.). По итогам голосования г. Санкт-Петербург определен местом проведения 77-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 2008 г.

    Необходимость заключения Соглашения о привилегиях и иммунитетах Интерпола в ходе данного форума предусмотрена Правилами этой международной полицейской организации, имеющими обязательный характер.

    Нахождение на территории принимающей страны высшего органа Интерпола согласно нормам международного права предполагает наделение организации в целом, Президента Интерпола, Генерального секретаря, членов Исполнительного комитета, советников Интерпола, сотрудников Генсекретариата, делегатов, приглашенных экспертов и наблюдателей привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для эффективного выполнения ими своих функций в период проведения форума. Президент Интерпола, Генеральный секретарь, члены Исполнительного комитета, а также сопровождающие их члены семьи наделяются привилегиями и иммунитетами дипломатических агентов.

    С учетом многолетней практики организации сессий Генеральной Ассамблеи Интерпола повторное проведение данного мероприятия на территории России в ближайшие годы исключено. Исходя из этого, действие Соглашения ограничено во времени, оно прекратит свою силу по истечении 3-х дней с момента окончания форума.

     Соглашение отвечает интересам Российской Федерации, поскольку обеспечит надлежащие условия приема на территории нашей страны сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, что в конечном счете будет способствовать укреплению позиций России в международном полицейском сообществе.














    Заключение.

    Вместе с тем в заключении следует сказать и то, что Интерпол - не полиция, а это международная организация по координации различных ведомств уголовной полиции заинтересованных стран в борьбе с организованной формой преступности.

    Дело в том, что, по общему мнению, полицейских специалистов, международно-правовые нормы по борьбе с уголовной преступностью следовало дополнить практическими действиями полицейских ведомств. Тем более, всю повседневную работу международного сотрудничества в борьбе с "международной преступностью" по имеющимся в наличии силам и средствам могло взять на себя только полиция.

    Так как Интерпол своими силами не может вести самостоятельные расследования конкретных преступлений, заниматься их раскрытием, розыском преступников в разных странах.

    Во-первых, таких оперативных сил и средств у Интерпола нет.

    Во-вторых, с точки зрения международного права такая деятельность практически невозможна, так как она рассматривалась бы странами, на территории которых требуется произвести оперативно-следственные действия, как нарушение суверенитета и вмешательство в их внутренние дела.

    В-третьих, страна, заинтересованная в наказании скрывшегося преступника за границу, вела переговоры с другой страной, где находился преступник, по дипломатическим каналам о его аресте или выдаче (экстрадиции). Если договаривающиеся страны, имели договоры об оказании взаимной правовой или иной помощи, то вопросы решались положительно. Однако в этих договорах не были предусмотрены вопросы преследования преступника "по горячим следам", получения оперативной информации о подозреваемом в совершении преступлений и т.д. Действовавшие тогда договоры таких вопросов не предусматривали и запрос об информации направлялись только по дипломатическим каналам с соблюдением многих излишних для полицейских служб формальностей. Все это сдерживало оперативность и целеустремленность полицейских. Поэтому руководители полицейских служб многих стран пытались устанавливать прямые контакты со своими зарубежными коллегами через неправительственные организации. К тому же на конгрессе в Вене делегатам рекомендовалось настойчиво добиваться от своих правительств о поддержании прямого контакта с полицейскими службами стран-участниц, без посредничества дипломатических ведомств.

    В-четвертых, кто будет вести розыск лиц, скрывшихся за границу: полиция страны - инициатора розыска или страны пребывания преступника? Имеют ли правовую силу просьба о розыске и ордер на арест, скрывшегося преступника, выданный в государстве, просящем о розыске в стране пребывания преступника? Законодательным актам, какой страны должны быть подчинены процедура ареста, порядок и сроки содержания под стражей преступника, задержанного по просьбе страны - инициатора розыска?

    В-пятых, вопросы идентификации разыскиваемого преступника с целью избежания наказания невиновного лица (изменены фамилия, имя, внешность и т.д.). Как же в такой ситуации установить, что именно этот человек разыскивается органами правосудия другой страны?

    В-шестых, вопросы выработки общей для всех стран-участниц политики и тактики ведения борьбы на национальном и международном уровнях с отдельными видами преступлений (незаконной торговли наркотиками, фальшивомонетничеством и др.).

    Резюмируя сказанное можно утверждать, что неправительственным организациям полицейских служб различных стран мира в целях совместной выработки процедуры оказания взаимной юридической и иной помощи по конкретным уголовным делам, а также унификации наиболее важных национальных законодательных актов либо приведения их в соответствия с международно-правовыми актами необходимы были такие ежегодные конференции и конгрессы. Тем более, управленческий персонал Международной уголовной полиции прилагал все усилия (это видно по интенсивности проведения конференции и конгрессов) в целях расширения сферы влияния и действий этой авторитетной международной организации, а также укрепления сотрудничества с теми государствами-участниками, которые вошли в ее состав. А государства в функционировании и деятельности этих международных неправительственных организаций, как нам представляется, были только заинтересованы и всячески оказывали помощь в организации Высоких форумов, разрешений тех или иных проблемных вопросов межгосударственного значения. Кроме того, следует учесть и то, что Интерпол осуществляет управленческие функции лишь внутри своей Организации в пределах предоставленных Уставом ей полномочий, а также имеет право вступать во внешние административные правоотношения со странами-участницами в связи с осуществлением своих функций в борьбе с "международной преступностью". Однако Интерпол не является субъектом внешнего управления, так как не обладает для этого соответствующими государственно-властными полномочиями.















     Список используемой литературы:

    1.   Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность. - Екатеринбург, 2004.

    2.   Гилинский Я.И. Организованная преступность: понятие, история, деятельность, тенденции. М., 2006.

    3.   Гриб В.Г. Теоретические и организационно-тактические основы борьбы с организованной преступностью в России.- М.: ВНИИ МВД России.- 2001.

    4.   Гуров А.И. Организованная преступность в России. М., 2005.

    5.   Жданов Ю.Н., Костин А.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. – М., 2006.

    6.   Карпец И. И.Международная преступность. М.: Наука, 2003.

    7.   Лунеев В.В. Преступность ХХ века: Мировой криминологический анализ. - М. 2004.

    8.   Международное право. Учебник для вузов. Под ред. Ю.М. Колосова, Э.Н. Кривчикова. – М., 2003.

    9.   Мелешников А.В. Актуальная задача - учиться международному праву // Информационный сборник НЦБ Интерпола в РФ. - 2004. - № 17.

    10. Основы борьбы с организованной преступностью // Под ред. В.С. Овчинского и др. - М.: "ИНФРА-М", 2006.

    11. Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. – СПб., 2004.

    12. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН. Нью-Йорк, 2004.

    13. Участие ОВД и ВВ МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов. — М.: Отечество. - Выпуск 1. – 2004.

    14. Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., 2005.





    [1] См. Основы борьбы с организованной преступностью // Под ред. В.С. Овчинского и др. - М.: "ИНФРА-М", 2006. с. 234.


    [2] См. Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность. - Екатеринбург, 2007. - С. 5.

    [3] См. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: Мировой криминологический анализ. М. 2005. С. 318.

    [4] См. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН. Нью-Йорк, 2004; Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. ООН. Нью-Йорк, 1990; Доклад Девятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. A/CONF. 169/16 12 may 1995; Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., 2005.

    [5] См. Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полицию.- СПб.: Питер, 2004.

    [6] См. Карпец И. И.Международная преступность. М.: Наука, 2003. С. 89.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Участие России в Интерполе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.