Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: учет дебиторской задолженности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: учет дебиторской задолженности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:49:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение........................................................................................................... 3

    Глава 1 Учет дебиторской задолженности..................................................... 3

    1.1 Понятие дебиторской задолженности...................................................... 5

    1.2 Методы управления дебиторской задолженностью................................ 7

    1.3 Факторинг: достоинства и недостатки.................................................... 22

    Глава 2 Операционный анализ деятельности ОАО «Мечел»..................... 27

    Заключение.................................................................................................... 38

    Список использованной литературы............................................................ 40




    Введение


    В условиях сложившегося финансового кризиса в России управление дебиторской задолженностью приобретает огромное значение и оказывает большое влияние на процесс и результаты хозяйственной деятельности предприятия.

    Квалифицированная оценка соотношения состояния собственных средств и заемных средств необходима главному бухгалтеру и руководителю, как для определения финансового положения организации, так и для того, чтобы избежать применения к предприятиям санкций за невыполнение условий договоров, а также не допустить конфликтов с контролирующими органами.

    Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.

    Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы.

    Предмет курсовой работы: управление дебиторской задолженностью, определение достоинств и недостатков факторинга.

    Цель работы: разработка эффективной методики управления дебиторской задолженностью. Под эффективной методикой управления дебиторской задолженностью понимается комплекс основных этапов анализа управления дебиторской задолженностью с учетом специфики рассматриваемого предприятия. Основной целью управления дебиторской задолженностью является обеспечение своевременного получения средств, входящих в ее состав.

    Для достижения цели работы необходимо решить следующие основные задачи:

    - Дать понятие дебиторской задолженности;

    - Определить методы управления дебиторской задолженностью;

    - Изучить факторинг, его достоинства и недостатки.



    Глава 1 Учет дебиторской задолженности


    1.1 Понятие дебиторской задолженности


    Дебиторская задолженность возникает при совершении организацией финансово-хозяйственных операций, которые связаны с движением материальных ресурсов, денежных средств или принятием на себя определенных обязательств.

    Дебиторская задолженность представляет собой задолженность других лиц (организаций, предпринимателей, работников, физических лиц) данной организации, отражение которой в учете выражено как имущество организации, то есть право на получение определенной денежной суммы (товара, услуги и тому подобного) с должника[1].

    Дебиторская задолженность это еще и вид активов, характеризующих:

    1) сумму долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;

    2) счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку.

    Наиболее распространенный вид дебиторской задолженности - задолженность покупателей и заказчиков за отпущенные им товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы; превышение задолженности по ссудам, выданным организацией своим работникам, над кредитами, полученными для этих целей. Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное взыскание дебиторской задолженности - важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности она подлежит списанию в убыток в составе внереализационных расходов.

    По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок).

    Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как сумма причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).

    Дебиторская задолженность – важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно.

    А.А. Максютов доцент Государственного университета управления, рассматривает дебиторскую задолженность как нормальный процесс хозяйственной деятельности, так и нарушение финансовой, расчетной или платежной дисциплины[2].

    Дефицит денежных средств, массовые неплатежи и обусловленный этим рост дебиторской задолженности определяют значимость анализа расчетов с дебиторами. Проблема анализа дебиторской задолженности и обеспечение на этой основе эффективного управления системой взаимоотношений организации с ее контрагентами осложняются несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Вместе с тем при всей объективной сложности управления дебиторской задолженностью, на ее величину существенное влияние оказывают специфические условия деятельности организации, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.

    Дебиторская задолженность характеризует ликвидность статей баланса хозяйствующего субъекта и на величину дебиторской задолженности предприятия обычно влияет:

    - общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты (с ростом объема продаж растут и остатки дебиторской задолженности);

    - условия расчетов с покупателями и заказчиками (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности);

    Предприятию необходимо только не запускать дебиторскую задолженность, так как существуют так называемые сроки исковой давности, которые будут охарактеризованы ниже.

    Для того чтобы не запускать дебиторскую задолженность необходимо проводить предприятиям политику взыскания, так как чем активнее предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше "качество" дебиторской задолженности. Также необходима платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся.


    1.2 Методы управления дебиторской задолженностью


    Управление дебиторской задолженностью – это способность ставить цели для эффективного управления дебиторской задолженностью и находить средства их достижения.

    Любое предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является, обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала. Все это предопределяет основополагающие требования управления дебиторской задолженностью.

    Принципы управления дебиторской задолженностью – это основополагающие требования к управлению организацией финансов на предприятии, для достижения поставленных целей.

    Принципы управления дебиторской задолженностью: хозяйственная самостоятельность, материальная ответственность, заинтересованность в результатах деятельности, формирование финансовых резервов, деление всех средств предприятия на собственные и заёмные.

    Дебиторская задолженность сопряжена с образованием кредиторской задолженности и является основным источником её покрытия. Поэтому может возникнуть мнение, что кредиторская задолженность не должна быть меньше дебиторской. Такое положение было бы необоснованным, так как временно отвлечённые и временно привлечённые в оборот средства отнюдь не должны корреспондироваться по величине.

    Дебиторская задолженность должна погашаться предприятием независимо от величины кредиторской задолженности.

    Дебиторская задолженность, как и кредиторская, подлежит детальному анализу с использованием тех же формул оборачиваемости, показывающих количество оборотов средств в дебиторской задолженности одного оборота в днях.






    Принципы управления дебиторской задолженностью представлены на рисунке 1.





















    Рис. 1. Система принципов управления дебиторской задолженностью[3]

    Первый принцип – выбор дебитора.

    Здесь необходима информация о состоянии расчетов, сгруппированная в разрезе отдельных дебиторов, позволяющая выделить среди них наиболее значимых для обеспечения нормальной операционной деятельности.

    Необходимо учесть, что ситуация с платёжной дисциплиной усугубляется в периоды инфляции любая непредусмотренная задержка платежей может обернуться как доходами, так и потерями.

    Следующий принцип – контроль своевременности расчётов.

    Состояние расчётно-платёжной дисциплины непосредственно влияет на финансовое положение предприятия. В случае отвлечения значительных сумм в дебиторскую задолженность оно может оказаться неплатёжеспособным. С другой стороны несвоевременное погашение долга своим кредиторам отрицательно влияет на деловую репутацию предприятия. При анализе выявляют просроченную дебиторскую задолженность.

    Просроченная задолженность – задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором, а при их отсутствии – в разумный срок после возникновения обязательства. Разумный срок означает срок нормального документооборота, но не более 3 месяцев.

    В целях углубления анализа движения дебиторской задолженности и финансового состояния необходимо выявить и проанализировать динамику неоправданной дебиторской задолженности. К неоправданной дебиторской задолженности относится задолженность покупателей по не оплаченным в срок расчётным документам[4].

    Если дебиторская задолженность, так и не будет погашена спустя определённое время, её нужно будет списать.

    Дебиторскую задолженность можно списывать после того, как истёк срок её исковой давности (исковая давность 3 года).

    Главная цель системы мероприятий – создание устойчивого организационно-экономического механизма решения проблемы неплатёжеспособности покупателей.

    Основой всей работы преодоления кризиса неплатежей предприятия является существенное усиление государственного регулирования в экономике, что естественно следует из анализа причин кризиса неплатежей.

    Просроченная дебиторская задолженность представляет собой одну из самых серьезных проблем российской экономики, основной индикатор ее структуры и институциональной слабости.

    При анализе причин неплатежей может использоваться общие для всех предприятий и более конкретные гипотезы.

    Неплатежи в некотором смысле представляют собой инструменты проведения государственной политики в области занятости, политики в области заработной платы, дающим возможность предприятиям фактически выплачивать заработную плату более низкую, чем номинальная, политики в отношении групп населения с низкими доходами, позволяющей недополучать доходы от эксплуатации жилья.

    Следующий принцип, предполагает, что дебиторская задолженность сопряжена с образованием кредиторской задолженности и является основным источником её покрытия.

    Уплата долгов дебиторами – это практически источник средств для погашения кредиторской задолженности. Если оборачиваемость дебиторской задолженности медленнее, чем кредиторская задолженность, это означает что у предприятия неблагоприятные условия расчётов с поставщиками: предприятие должно возвращать свои долги чаще, чем оно получает оплату за реализованную продукцию.

    И наоборот, если дебиторская задолженность оборачивается быстрее чем кредиторская задолженность у предприятия появляются свободные средства в обороте в размере, соответствующем разнице числа дней оборота кредиторской задолженности и дебиторской задолженности.

    Если предприятие прибыльно, то по большей части дебиторская задолженность будет превышать кредиторскую; если предприятие убыточно, то соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностями будет обратным[5].

    У названного явления имеется экономическая и бухгалтерская логика. С экономической точки зрения прибыльное предприятие становится неплатежеспособным из-за своих покупателей, поэтому сумма выставленных им требований больше его собственных обязательств. Убыточное предприятие само рождает цепочку неплатежей. Причину неплатежеспособности в непомерно высоких затратах, низком качестве продукции, не позволяющем повысить цену, плохом маркетинге. У него может вовсе не быть дебиторской задолженности, но если она присутствует, то только по причине платежного кризиса в России.

    С бухгалтерской точки зрения у прибыльного предприятия отражаемая в пассиве баланса прибыль должна корреспондироваться с равновеликой статьей актива. Если бы отгруженная покупателю продукция была оплачена, то прибыли противостояли бы полученные денежные средства, по поскольку этого нет, то прибыль заморожена в долгах покупателей и заказчиков, то есть в дебиторской задолженности. Напротив, финансовые результаты убыточного предприятия (убытки) отражаются в активе баланса, а в пассиве им противостоит кредиторская задолженность. Полная остановка такого предприятия пока не состоялась только благодаря безвозмездно присвоенным результатам чужого труда.

    Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видами продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, принятой на предприятии системой расчетов. Последний фактор особенно важен для финансового управляющего.

    Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для кризисных предприятий важна не столько сама продолжительность оборота дебиторской задолженности, сколько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности. Ускорение, оборачиваемости в принципе рассматривается как положительное явление.

    Управление дебиторской задолженностью предполагает отбор покупателей. Критерии отбора – платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины.

    Однако гораздо более реальным рычагом является определение условий оплаты продукции (работ, услуг).

    Отдельные покупатели могут рассчитываться на условиях предоплаты. Это является идеальным вариантом и полностью ликвидирует дебиторскую задолженность. Однако требование 100 процентной предоплаты по отношению ко всем покупателям является грубой управленческой ошибкой, так как делает сбыт в сегодняшних условиях невозможным. Поэтому необходимо стимулировать покупателя к скорейшей оплате.

    Перечисленные формы воздействия на покупателя являются прерогативой отдела маркетинга, а не финансовой службы.

    Финансовыми способами воздействия являются составления актов сверки задолженности, применение штрафных санкций, предложение о проведении взаимозачётов, продажа задолженности, передача её налоговым органам для зачёта неоплаченных налогов, а также выставление под арест для расчёта с кредиторами.

    Способы улучшения состояния дебиторской и кредиторской задолженности представлены ниже.

    1.   Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностями. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.

    2.   Ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.

    3.   Контролировать состояние расчётов по просроченным задолженностям.

    4.   Выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары, отгруженные, но неоплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчётам возмещения материального ущерба.

    Таким образом, при разработке политики управления дебиторской задолженностью, необходимо учитывать, что она является одновременно источником покрытия кредиторской задолженности.

    Этот момент очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (например, банков и других поставщиков ресурсов) при изучении степени финансового риска и, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.

    Поэтому надо сравнить сумму дебиторской и кредиторской задолженности.

    Если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2 раза, то финансовое состояние предприятия считается нестабильным.

    Перейдём к рассмотрению следующего принципа – дебиторская задолженность должна погашаться предприятиями независимо от величины кредиторской задолженности.

    Весьма актуален вопрос о правомочности сопоставления дебиторской и кредиторской задолженности. Здесь позиции аналитика и бухгалтера могут быть диаметрально противоположными: первый допускает возможность, сопоставления (в частности, весь анализ ликвидности и платежеспособности с использованием специальных коэффициентов основан на таком сопоставлении), второй – нет. При этом бухгалтер приводит обычно следующие аргументы. Иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, и что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. Поэтому при анализе кредиторскую задолженность и дебиторскую задолженность следует рассматривать раздельно: дебиторскую как средства, временно отвлечённые из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлечённые в оборот. Приведённые аргументы весомы. Заметим, только что в мировой учётно – аналитической практике сопоставление кредиторской задолженности и дебиторской задолженности – обычный и весьма распространенный аналитический приём.

    Устранению причин возникновения неуправляемой задолженностью способствует дальнейшее реформирование банковской системы, включая РКЦ, развитие вексельного обращения, клиринг системы обслуживания.

    Управление дебиторской задолженностью, а также управление денежными средствами, рыночными ценными бумагами и другими средствами (кроме займов) – прямая обязанность финансового директора.

    Эта работа требует постоянного каждодневного надзора. Решение вопроса, связанных с оборотными средствами отличается от других сфер деятельности финансового директора, прежде всего тем количеством времени, которое должно быть уделено выполнению этого принципа.

    При реализации этого принципа важно планировать дебиторскую задолженность и кредиторскую задолженность.

    Величина дебиторской и кредиторской задолженности в плановом периоде может измениться по сравнению с базисной под влиянием действия ряда факторов. В данном случае нам важно учесть те факторы, которые связаны с условиями расчётов с дебиторами и кредиторами.

    Перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на наиболее динамичные элементы активов и пассивов – дебиторскую задолженность, денежные средства, кредиторскую задолженность.

    Рассматривая планирование кредиторской задолженности и дебиторской задолженности предприятия, оставим в стороне возможные изменения в его инвестиционной политике, во взаимоотношениях с банками и т. д. Примем во внимание лишь те факторы, которые изменяются наиболее часто и непосредственно связаны с основной деятельностью.

    При планировании значений кредиторской задолженности и дебиторской задолженности следует учесть следующие обстоятельства[6].

    Состояние дебиторской задолженности: нет ли в её составе просроченной или безнадёжной и предполагается ли погашение просроченной. Кроме того, не меняется ли состав дебиторов или условия расчётов с ними, приводящие к ускорению либо замедлению оборачиваемости дебиторской задолженности в целом.

    Состояние кредиторской задолженности: нет ли в её составе просроченной и предполагается ли ее погашение, если она есть. Кроме того, не меняется ли состав кредиторов – поставщиков и условия расчётов с ними, приводящие к ускорению либо замедлению оборачиваемости кредиторской задолженности поставщикам. Наконец, нет ли просроченной кредиторской задолженности другим кредиторам (бюджету, внебюджетным фондам и другим организациям).

    В зависимости от перечисленных обстоятельств плановые суммы дебиторской и кредиторской задолженности могут существенно различаться.

    Следующий принцип – дебиторская задолженность, как кредиторская задолженность подлежит детальному анализу с использованием формул оборачиваемости.

    Для эффективного управления дебиторской задолженностью финансовая служба должна систематически рассчитывать значения так называемых дебиторских коэффициентов и сравнивать их с нормативными или оптимальными для данного предприятия величинами[7].

    Нормативное значение этого коэффициента соответствует тому сроку оплаты, который предприятие установило для себя в качестве приемлемого. Так, по мировым меркам период до 30 дней считается идеальным, до 40 – приемлемым, до 90 – плохим, до 120 рассматривается как коммерческий кредит, а свыше 120 – как сигнал для принятия мер, связанных с банкротством контрагента.

    В Российских условиях на нынешнем этапе должна быть сделана существенная поправка к нормативному значению коэффициента. Нельзя забывать, что оборот дебиторской задолженности чаще всего заканчивается не поступлением денег, а проведением взаимного зачета его долгов. Поскольку в большинстве случаев такой зачет является прямым и в него втянуто еще несколько звеньев, оборот задолженности, естественно, замедляется.

    Ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности в сегодняшних реальных условиях можно прежде всего через ее продажу специализированным агентам, то есть через, переуступку прав требования долгов. Наиболее распространенной ошибкой руководителей кризисных предприятий является их нежелание терять на дисконте при продаже долгов.

    В результате в последствии приходится списывать на убытки всю дебиторскую задолженность, как потерю от безнадёжных долгов.

    Отметим, что на практике, а также в методической литературе расчёт показателей, характеризующих оборачиваемость дебиторской задолженности, а также период её погашения, базируется на нескольких подходах, которые приводят к получению разных результатов.

    Главное различие способов расчёта состоит в обосновании базы для исчисления показателя.

    В качестве базы для расчета используются следующие показатели: выручка; себестоимость проданной продукции; стоимость закупленных материальных ценностей; сумма платежей, связанных с погашением имеющихся обязательств.

    Рассмотрим каждый из этих способов с позиции их аналитических возможностей, а так же надёжности расчётов.

    Первый способ (на базе выручки) представляет собой самый общий подход к анализу оборачиваемости дебиторской задолженности:


                                                        (1)


    Он позволяет определить одно из устойчивых для конкретного предприятия соотношений: соотношение между выручкой и дебиторской задолженностью.

    Учитывая, что выручка является ключевым показателем при прогнозном анализе, в том числе и при прогнозе дебиторской задолженности, данное соотношение используется на практике с целью составления прогнозного баланса и определения ожидаемой потребности в собственном оборотном капитале.

    Формула для прогнозных расчётов будет следующей:


                                                  (2)


    Вместе с тем данные показатели вряд ли можно использовать для характеристики продолжительности сроков оплаты дебиторской задолженности, поскольку завершением оборота дебиторской задолженности является её оплата, а не получение выручки от продажи продукции.

    Расчёт, основанный на сопоставлении дебиторской задолженности и выручки, является полезным аналитическим приёмом, который целесообразно использовать для целей предварительной оценки ожидаемой величины дебиторской задолженности, но не расчёт её погашения.

    Второй способ расчёта показателя оборачиваемости дебиторской задолженности представляет собой компромиссный вариант между наиболее общим расчётом, который основан на использовании показателя выручки, и более точными способами расчётов, которые будут рассмотрены далее (третий и четвёртый способ расчета).

    Здесь для расчёта используется следующая формула:


              (3)


    Данный коэффициент должен быть основан на соотнесении данных о закупках и дебиторской задолженности. Поскольку информация о закупах в отчётности отсутствует, в целях упрощения расчётов при проведении внешнего анализа, может быть использована величина себестоимости проданной продукции. Данный показатель отражается в бухгалтерской отчётности, что облегчит внешнему пользователю проведения расчётов.

    Третий и четвертый варианты расчёта показателя основаны на

    использовании данных об оборотах по счетам дебиторской задолженности, при этом в третьем варианте для расчёта используется оборот по дебету соответствующего активного счёта, четвёртый ориентируется на дебетовый оборот за анализируемый период.

    Отметим, что третий вариант расчёта показателя широко распространён за рубежом, тогда как четвёртый в большей степени присущ отечественной практике анализа.

    В целях обеспечения задолженности точного расчёта среднего периода погашения дебиторской задолженности (Тдз) целесообразно использовать следующую формулу:

    ТДЗ = Та.п.  * ДЗ ср. / оборот за период                           (4)

    Где под оборотом понимается величина погашения обязательств за анализируемый период по соответствующим счетам и субсчетам дебиторской задолженности;

    Та.п  - длительность анализируемого периода, в днях;

    ДЗ ср.  – средняя дебиторская задолженность, в тысячах рублей.

    При этом в наиболее упрощенном виде величину среднего остатка дебиторской задолженности можно рассчитать по данным баланса как (четвертый вариант расчета):


                                           (5)


    где ДЗ – дебиторская задолженность в тысячах рублей,

    ОДЗ Н и ОДЗ К – остаток дебиторской задолженности на начало и конец периода соответственно, в тысячах рублей.

    Понятно, что такой расчёт весьма приблизителен, если величина дебиторской задолженности организации существенно изменяется от одного месяца к другому.

    В этом случае для получения более достоверной информации следует привлечь ежемесячные данные об остатках дебиторской задолженности. Полученные данные о сроках погашения дебиторской задолженности в процессе дальнейшего анализа должны быть составлены с продолжительностью сроков погашения кредиторской задолженности для оценки соответствия условий получения и предоставления коммерческого кредита.

    Объём кредиторской задолженности может резко возрасти на фоне увеличения общей дебиторской задолженности. Проводимые зачёты взаимной задолженности лишь по времени стабилизируют ситуацию, но не устраняют причин появления задолженности. Это свидетельствует о том, что система платежей и расчётов объективно отражает кризисное положение дел в экономике, сфере производства и реализации товаров.

    Рассмотрим ещё ряд коэффициентов, характеризующих оборачиваемость дебиторской задолженности:

    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности


                                              (6)


    Где В - выручка предприятия в тысячах рублей; Д – средняя за период дебиторская задолженность в тысячах рублей.

    Сопоставление оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности важно для оценки финансового состояния предприятия: если кредиторам надо платить чаще, чем поступают деньги от дебиторов, у предприятия появляется недостаток средств в обороте, при противоположном соотношении оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности – излишние средства, которые можно направить на другие цели.

    Разница в оборачиваемости лишь сигнализирует об излишних или недостающих средствах в обороте и позволяет в последнем случае определить, в какой мере и за счет каких факторов можно эту разницу уменьшить или вообще изменить ее знак.

    Например, ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности способствовало бы увеличение объема реализации, не сопровождающееся увеличением средних остатков дебиторской задолженности. Практически это означало бы изменения в условиях расчетов с покупателями и другими дебиторами. Второй способ – изменение договорных условий расчетов с поставщиками, например удлинение промежутка времени между поставкой и ее оплатой.

    Поскольку величина долгов покупателей формируется под влиянием не только оборачиваемости, но и стоимости продаж, а величина долгов поставщикам – под влиянием не только оборачиваемости, но и стоимости поставок, сопоставлять надо итоговые суммы сложившейся дебиторской и кредиторской задолженности. Это тем более необходимо, чтобы учесть всю кредиторскую задолженность предприятия, а не только поставщикам.

    Недостающие или излишние средства в обороте предприятия на определённую дату – это положительная или отрицательная разница его дебиторской и кредиторской задолженности. Но у предприятия есть выбор: либо получение кредита; либо использование факторинговой услуги.

    1.3 Факторинг: достоинства и недостатки


    Факторинг – это прямая продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании. Покупатель берет на себя все риски и риски по востребованию денежных средств.

    Факторинг – это комплекс услуг по финансовому и организационному обеспечению товарного кредита. В соответствии с законодательством РФ факторинговые услуги могут оказывать банки и специализированные компании, имеющие лицензию, но в связи с тем, что порядок получения лицензии законом не определен, пока единственными легитимными компаниями, оказывающими услуги факторинга, являются банки.

    Суть факторинга заключается в предоставлении торговым, производственным и сервисным компаниям-поставщикам трех видов услуг в обмен на уступку дебиторской задолженности: финансирование поставок товаров; покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний; административное управление дебиторской задолженностью, включающее учет состояния дебиторской задолженности, регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту, контроль за своевременностью оплаты и работу с дебиторами.


    Схема факторингового обслуживания представлена на рисунке 2.

    Рис. 2 Схема факторингового обслуживания

    Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что банк выплачивает продавцу значительную часть суммы поставки (как правило, 50% - 85% от суммы акцептованного счета-фактуры) в виде авансового платежа сразу после фактической отгрузки, а остаток средств (от 15% соответственно, за вычетом комиссии) поставщик получает от банка на свой расчетный счет по мере того, как покупатель фактически оплачивает поставку на специально открываемый банком транзитный (факторинговый) счет.

    Таким образом, банк выступает в качестве лица, авансирующего товарный кредит, предоставляемый поставщиком покупателю с последующим возвратом ему остатка суммы поставки.

    В результате, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа. Это имеет серьезное значение для интенсификации торгового оборота, так как зачастую оборот поставщика лимитируется неспособностью покупателя оплатить больший объем закупки из-за недостатка оборотных средств и, соответственно, ограниченностью его собственных оборотных средств для предоставления или увеличения товарного кредита покупателю.

    Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные и ликвидные риски.

    Получая от банка большую часть денежных средств сразу после поставки, предприятие ограждает себя от риска девальвации рубля за период отсрочки платежа.

    В отличие от кредита, который выдается на фиксированный срок и в обусловленный кредитным договором день, факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара и на срок фактической отсрочки платежа. Кредит возвращается банку самим заемщиком, вне зависимости от верности его контрагентов своим обязательствам, а при факторинге авансовый платеж погашается из денег, выплачиваемых дебиторами клиента. Если кредит выдается на заранее обусловленную сумму, то размер факторингового финансирования не лимитирован и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента.

    Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов, в то время как финансирование в рамках факторингового обслуживания выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета фактуры.

    Кредитование не предусматривает никаких дополнительных услуг заемщику помимо перечисления денег, а факторинговое финансирование сопровождается управлением дебиторской задолженностью.

    Важной особенностью является и то, что при факторинге у банка нет необходимости требовать от поставщика залог, а также изучать степень обремененности компании кредитными обязательствами перед другими финансовыми институтами.

    Выгоды факторинга могут быть сведены к перечислению очевидных положительных сторон, а именно: появляется возможность увеличения объема продаж; исчезают затраты, связанные с получением кредита (проценты за кредит, расходы по оформлению); отсутствует необходимость в экстренной мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов; создаются предпосылки закупать товары у своих поставщиков по более низким ценам за счет отсрочки платежа; обеспечивается получение подробной отчетности, благодаря легкой адаптации с интернет-технологиями[8].

    Все это доказывает то, что необходимо управлять дебиторской задолженностью с помощью следующих мер:

    - контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной задолженности;

    - оценивать состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным» группам, т. е. так называемый реестр старения дебиторской задолженности;

    - следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности;

    - предоставлять скидки при досрочной оплате

    - постоянно анализировать управление дебиторской задолженностью на предприятии.

    Факторинг — незаменимый финансовый инструмент для новых и неболь­ших компаний, а также для фирм, выбравших банковские лимиты кредитова­ния, потому что факторинг — беззалоговая форма финансирования, для кото­рой не нужно наличие кредитной истории. Это не значит, что факторинг не нужен крупным компаниям. К примеру, компания Parmalat с помощью факто­ринга превратилась в известного производителя и продолжает активно пользо­ваться им и по сей день. Кроме того, крупные промышленные холдинги на Западе (General Electric, FIAT) учреждают собственные факторинговые компа­нии, которые занимаются внутрифирменным факторингом, то есть финан­сированием поставок комплектующих на условиях товарного кредита. Среди российских предприятий, внедривших факторинг в свой бизнес, можно от­метить такие известные производственные компании, как кондитерская фаб­рика «Красный Октябрь», ЗАО «Сальмон Интернэшнл» (замороженные про­дукты). Также можно назвать ряд крупных оптовиков и дистрибьюторов. Это ЗАО «ТК Мистраль» (Heinz, «Зеленый великан»), ЗАО «Виго люкс» (нижнее белье DIM), ООО «Русмед М» (бытовая химия), ООО «Ступени-опт» (молоч­ные продукты), ЗАО «Аптека-холдинг» (лекарственные препараты). Большин­ство из вышеперечисленных фирм являются поставщиками продуктов питания или товаров повседневного спроса. Это связано с тем, что такие товары наибо­лее ликвидны и их оборачиваемость не столь велика.

    Итак, рассмотрим преимущества факторинга для Поставщика:

    - возможность пополнения оборотных средств;

    - ускорение оборачиваемости оборотных средств;

    - расширение ассортимента, что влечет приток новых Покупателей;

    - предоставление более льготных условий оплаты для Покупателей;

    - рост объема продаж, а значит, и рост прибыли;

    - улучшение структуры баланса — появляется возможность взять кредит, например для расширения производственных мощностей или начала      работы с новой группой товаров.

    Решение вопросов, связанных с оборотными средствами, — непрерывный  процесс. По сути, дебиторская задолженность — это вложение капитала. На самом деле Поставщик платит за товар вместо Покупателя в момент перехода права собственности на него при заключении сделки купли-продажи. Можно было бы считать, что товар продается только в момент оплаты, а до этого момента он как бы находится на складе, но Поставщик не может распоряжать­ся им, поэтому экономически более верно считать дебиторскую задолженность вложением капитала по аналогии с вложениями в запасы, основные средства и ценные бумаги. Все это представляет собой активы фирмы. Выбор способа финан­сирования активов всегда является выбором между риском и прибыльностью.

    Контроль и управление дебиторской задолженностью является успешным условием работы любой компании, тем более быстрорастущей, ибо вложения в активы такого рода могут быстро выйти из-под контроля. Основными характе­ристиками дебиторской задолженности являются:

    - величина дебиторской задолженности;

    - время оборота дебиторской задолженности;

    - количество дебиторов.


    Глава 2 Операционный анализ деятельности ОАО «Мечел»

       

    Порядок и инструменты анализа, проводимого с целью принятия финансовых решений, предопределяются самой логикой функционирования финансового механизма предприятия. Одним из самых простых и эффективных методов финансового анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является операционный анализ, называемый также анализом «Издержки – Оборот – Прибыль» и отслеживающий зависимость финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства.

    Анализ «Издержки – Оборот – Прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:

    1. Сколько наличного капитала требуется предприятию?

    2. Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность?

    3. До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами?

    4. Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта? т.д.

    Ключевыми элементами финансового анализа служит финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Операционный анализ – неотъемлемая часть управленческого учета. В отличии от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

    Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных затрат, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

    Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и объемом продаж. Поэтому анализ невозможен без разделения затрат на постоянные и переменные.

    Постоянные затраты в краткосрочном периоде в целом не меняются с изменением объема производства. Это могут быть расходы по аренде, амортизационные отчисления, оклады администрации, налог на имущество, проценты за кредит и т.д.

    На рис. 3 постоянные издержки графически отображаются горизонтальной линией. На ОАО «Мечел» постоянные затраты равны 3 607,4 млн. руб. и не изменяются при потере или росте производства.

    Рис. 3 Постоянные затраты ОАО «Мечел»


    Переменные затраты меняются в целом прямо пропорционально имениям объема производства товаров (работ, услуг). Это могут быть прямые затраты на основные сырье и материалы в производстве, полуфабрикаты, комплектующие («прямые материалы»), а также расходы по оплате труда рабочих-сдельщиков («прямая заработная плата»).

    На рисунке 4 показан график поведения переменных затрат в расчете на заданный объем производства. Чем меньше угол наклона кривой переменных затрат, тем выгоднее предприятию: наибольшие переменные затраты на единицу продукции связывают меньше оборотного капитала и обещают более значительную прибыль.

    Рассматривая поведение переменных и постоянных затрат, необходимо очерчивать релевантный период: структура затрат, суммарные постоянные затраты и переменные затраты на единицу продукции неизменны лишь в определенном периоде и при при определенном количестве продаж.

    Рис. 4 Переменные затраты


    Сложение переменных и постоянных затрат получают суммарные (полные) затраты на весь объем продукции.

    Кроме того, нужно помнить о характере движения затрат (суммарных и на единицу продукции) в ответ на изменение объема продаж. Игнорирование особенностей поведения затрат (таблица 1) может иметь печальные последствия для предприятия.


    Таблица 1

    Поведение постоянных и переменных затрат при изменениях объема производства

    Объем производства

    Переменные затраты

    Постоянные затраты

    суммарные

    на ед. продукции

    суммарные

    на ед. продукции

    Растет

    увеличиваются

    неизменны

    неизменны

    уменьшаются

    Падает

    уменьшаются

    неизменны

    неизменны

    увеличиваются


    Далее, поскольку анализ «Издержки – Объем – Прибыль» требует разделения затрат на переменные и постоянные, при аналитических расчетах необходимо отделять одни затраты от других с помощью промежуточного финансового результата деятельности предприятия. Эту величину принято называть валовой маржой, маржинальным доходом, результатом от реализации после возмещения переменных затрат, суммой покрытия или «вкладом». Одной из главных целей менеджмента является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.

    Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки.

    Сила воздействия операционного рычага, как уже отмечалось, зависит от относительной величины постоянных затрат. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и инфляции каждый процент выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

    Менеджмент оказывается «заблокированным», т.е. лишенным большей части вариантов выбора продуктивных решений.

    Операционный анализ часто также называют анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Предприятие не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности – это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижение порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену или объем реализации, снижая переменные затраты), либо сокращением постоянных издержек.

    Идеальные условия для предприятия – сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой (маржинальным доходом). Операционный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных затрат, цены и физического объема реализации. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда – в увеличении постоянных затрат на рекламу, например и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными затратами.

    Как далеко выручка от реализации «убегает» от порога рентабельности, показывает запас финансовой прочности.

    Используя методику «Издержки – Оборот – Прибыль», основанную на маржинальных оцениваниях финансовых результатов предприятия, следует отметить тот факт, что принципиально меняются функции выполняемые выручкой от реализации продукции, так как в основе этой методики лежит разделение себестоимости реализованной продукции комбината на постоянные (Спст) и переменные (Спрм) затраты (рисунок 5).


    Выручка от продаж товаров (продукции, работ, услуг)

    (16 421,8 млн. руб.)

    Себестоимость проданных товаров

    (15 031 млн. руб.)

    Валовая прибыль

    (1 390,6 млн. руб.)

    переменные затраты

    (11 423,6 млн. руб.)

    постоянные затраты

    (3 607,4 млн. руб.)

    Маржинальный доход

    (маржинальная прибыль)

    (4 998 млн. руб.)

     






                    

    Рис. 5. Состав выручки от реализации на ОАО «Мечел» (2008 год)


    Во-первых, из выручки от реализации продукции возмещаются переменные затраты («усеченная себестоимость»).

    Во-вторых, выручка продажи товаров генерирует маржинальный доход, из которого, в свою очередь, сначала должны покрываться постоянные затраты в себестоимости продукции и только в последнюю очередь формироваться валовая прибыль.

    Маржинальный доход – часть выручки предприятия от продажи товаров, предназначенная как для покрытия (возмещения) постоянных затрат, так и для формирования валовой прибыли предприятия.

    При реализации методики «Издержки - Оборот – Прибыль» принято использовать графическую интерпретацию финансово-экономической информации, для чего могут быть построены два графика: график точки безубыточности (рис. 6) и график маржинального дохода (рис. 7).


                                               Стоимостные объемы

     


     = 16 421.8 млн. руб.

                                                                                      Зона убытков                                                           Зона прибыли

                         

    1 390,6 млн. руб.

     
                                                                                                                                               

     
















    Объем выпуска







    Рисунок 6. График точки безубыточности ОАО «Мечел» в 2008г.

    Стоимостные объемы




     


     = 16 421.8 млн. руб.

                                                                                      Убыточная зона                                        Рентабельная зона

                         

    1 390,6 млн. руб.

     
                                                                                                                                                         

     
















    Объем выпуска







    Рисунок 7. График маржинального дохода ОАО «Мечел» в 2008г.


    Их принципиальное отличие связано с последовательностью формирования и отображения в соответствующем графике текущих производственных затрат, в том числе:

    - график точки безубыточности: постоянные затраты (), переменные затраты (), себестоимость выпуска () и т.д.;

    - график маржинального дохода: переменные затраты (), постоянные затраты (), себестоимость выпуска () и т.д.

    На каждом графике хозяйственный год распадается на две автономные зоны, отличающиеся соотношением выручки от продаж () и себестоимости проданных товаров ().

    До достижения критических объемов деятельности (точка К), когда текущие затраты не покрываются выручкой от продаж, предприятие будет находиться в «зоне убытков», т.е. выручка от реализации товаров в убыточной зоне будет генерировать убытки.

    Когда фактические объемы деятельности превысят критический выпуск (точка К), предприятие перейдет в «зону прибыли», т.е. выручка от продаж в рентабельной зоне будет способна выполнять обе функции, в том числе генерировать прибыль от продаж.

    Точка К (критическая точка, точка самоокупаемости, нулевая точка и т.п.) дает две проекции на оси координат, позволяющие определить точку безубыточности (Qk) и порог рентабельности (Qk). Оценка критических объемов деятельности предприятия выполнена в таблице 2. Оценка запасов безопасности (финансовой прочности) предприятия выполнена в таблице 3.


    Таблица 2

    Оценка критических объемов деятельности ОАО «Мечел» в 2008г.

    № п/п

    Наименование

    Обозначение

    Единица измерения

    Абсолютные значения

    формула

    расчет

    значения

    1.

    Точка безубыточности

    тыс. тонн

    2 385,9

    2.

    Порог рентабельности

    млн. руб.

    11 217,2


    Таблица 3

    Оценка запасов прочности ОАО «Мечел» в 2008г.

    № п/п

    Наименование

    Обозначение

    Единица измерения

    Абсолютные значения

    формула

    Расчет

    значения

    1.

    Запас прочности (безопасности)

    тыс. тонн

    1 580,8

    2.

    Запас финансовой прочности

    проценты

    31,7%


    Таким образом, если ОАО «Мечел» будет стремиться увеличить рентабельность оборота и повысить эффективность хозяйственной деятельности, ему следует понижать точку безубыточности, равно, как и уменьшить порог рентабельности и увеличивать запас финансовой прочности. При этом, чем ниже точка безубыточности, тем больше запас прочности предприятия (и наоборот).

    Рассматривая перспективы развития ОАО «Мечел», необходимо оценивать различные варианты принятия финансовых решений, которые могут быть реализованы в будущем:

    Во-первых, ОАО «Мечел» может сохранять стабильное (устойчивое) состояние, не предполагающее серьезных приростов по объему хозяйственной деятельности, но не допускающее и потери достигнутых позиций.

    Во-вторых, путь экономического роста, который можно реализовывать как за счет улучшения использования производственной мощности, так и привлекая инвестиции под будущее развитие комбината.

    В-третьих, принятие решения вынужденного снижения объемов деятельности, прибегнуть к которому могут заставить форс-мажорные обстоятельства, связанные с рыночной конъюнктурой.

    Выбор конкретного варианта развития ОАО «Мечел» должен производиться с учетом производственного (операционного) рычага, сложившегося по итогам 2008 года.

    Выбрав на будущее путь экономического роста руководство ОАО «Мечел» вправе рассчитывать на улучшение финансовых результатов, поскольку на комбинате действует «эффект производственного рычага»: увеличение выручки от реализации на один процент сопровождается приростом валовой прибыли на 3,59 процента.


    Заключение


    На основании анализа теории и методологии управления дебиторской задолженностью можно сделать следующие выводы.

    Понятие дебиторской задолженности является исключительно важным для определения финансового состояния организации, состояния источников финансирования текущих капитальных затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

    Дебиторская задолженность является составной частью отвлеченного капитала, а точнее входит в состав оборотных средств.

    Основной целью управления дебиторской задолженностью является обеспечение своевременного получения средств, начисленных в составе дебиторской задолженности. В конечном счете это позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и заказчиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности. Поэтому с позиций стратегического развития своевременное получение средств, начисленных в составе внутренней дебиторской задолженности, приносит предприятию больше экономических преимуществ, чем задержка этих выплат.

    Целенаправленное управление дебиторской задолженностью определяет необходимость их классификации по следующим основным признакам: вид, срок, причина образования.

    Принципы управления дебиторской задолженностью предприятия позволяют обосновать выбор методов управления дебиторской задолженностью.

    В системе внутрифирменного анализа и управленческого контроля можно выделить следующие принципы: выбор дебитора; контроль своевременности расчетов с контрагентами; выбор момента расчета с конкретным дебитором в конкретной ситуации; дебиторская задолженность сопряжена с образованием кредиторской задолженности и является основным источником ее покрытия; дебиторская задолженность должна погашаться предприятием независимо от величины кредиторской задолженности; дебиторская задолженность подлежит детальному анализу с использованием формул оборачиваемости.

    Несоблюдение перечисленных требований, в конечном счете влечет за собой неплатежеспособность предприятия, невозможность погасить свои долги.

    Внутренняя дебиторская задолженность характеризуется следующими основными особенностями.

    Размер внутренней дебиторской задолженности, выраженный в днях ее оборота, оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия.

    Сумма формируемой предприятием внутренней дебиторской задолженности находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь – от объема производства и реализации продукции.

    Размер внутренней дебиторской задолженности по отдельным ее видам и по предприятию в целом зависит от периодичности получения средств.

    Перечисленные особенности внутренней дебиторской задолженности необходимо учитывать в процессе управления ею.

    Разработка политики управления дебиторской задолженностью охватывает ряд этапов.

    1 этап: анализ внутренней дебиторской задолженности предприятия,

    2 этап: расчет коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности,

    3 этап: расчет коэффициента эластичности дебиторской задолженности,

    4 этап: определение планируемого состава внутренней дебиторской задолженности для будущих периодов.



    Список использованной литературы


    1. Бланк И.А. Управление формированием капитала. – Киев, Ника-Центр, 2006. – 546 с.

    2. Быкадоров В.П., Алексеева П.П. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. – М.: ПРИОР, 2009. – 498 с.

    3. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. Пер. с англ. /Под ред. Елисеевой – М.: Финансы и статистика, 2006. – 256 с.

    4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. – М.: ТОО НЦП КРЫЛЬЯ, 2007. – 312 с.

    5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2009. – 269 с.

    6. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 564 с.

    7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 232 с.

    8. Колчина Н.В. Финансы – М.: ЮНИТИ, 2009. – 456 с.

    9. Ковалева А.М. Финансы фирмы. – М.: Инфра-М, 2006. – 342 с.

    10.   Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2007. – 456 с.

    11.   Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17 модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. – М.: Инфра-М, 2007. – 436 с.

    12.   Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М.: Приор, 2007. – 386 с.

    13.   Минаева Э.С., Панагушина В.П. Антикризисное управление: Учебное пособие – М.: ПРИОР, 2008. – 379 с.

    14.   Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2007. – 427 с.

    15.   Финансовый менеджмент: теория и практика. /Под. Ред. Самсонова Н.В. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. – 488 с.

    16.   Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Учебник. – М.: Перспектива, 2009. – 321 с.

    17.   Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и дебиторской задолженностями предприятия. //Финансовый менеджмент. 2009. № 3. С.26-39.




    [1] Гражданский кодекс РФ ст.128

    [2] Журнал "Финансы", N 12, 2008 "Управление кредиторскими и дебиторскими долгами предприятия"

    [3] Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и дебиторской задолженностями предприятия. //Финансовый менеджмент. 2009. № 3. С.26-39

    [4] Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17 модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. – М.: Инфра-М, 2006. – С.235.

    [5] Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17 модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. – М.: Инфра-М, 2006. – С.260.

    [6] Бархатов В.И. и др. Учебное пособие. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – Челябинск, 2008. – С.97.

    [7] Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: 2009. – С.255.

    [8] А.Куприянов. «Финансовая газета», Региональный выпуск, № 37 (509), сентябрь 2001 г.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - учет дебиторской задолженности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.