Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ФИНАНСОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ курсовая

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: ФИНАНСОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ курсовая
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:50:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение………………………………………………………..……………..

    1. Системы оценки финансовой состоятельности………….………………

    1.1. Традиционные системы оценки финансовой состоятельности………

    1.2. Проблемы оценки финансовой состоятельности компании

    в традиционных системах……………………………………………………

    1.3. Нетрадиционные системы оценки финансовой состоятельности……

    2. Оценка финансовой состоятельности фирмы…………………………..

    2.1. Общая характеристика фирмы ………………………………………..

    2.2. Определение стадии банкротства фирмы…………………………….

    2.3. Пути повышения финансовой состоятельности фирмы …………….

    Заключение……………………………………………………………………29

    Литература……………………………………………………………………33

















    Введение


    Первые подходы к оценке финансовой состоятельности связаны с появлением кредитных отношений (VI – V тыс. до н.э.), когда у участников этих отношений возникла необходимость вести учет розданных кредитов для контроля возврата как основной их части, так и процентов. В XVII в. в Европе возникают акционерные общества – предвестники современных систем финансового учета и полноценных механизмов для оценки финансовой состоятельности.

    В специализированной литературе можно найти множество вариантов определения финансовой состоятельности. В контексте данной работы финансовая состоятельность компании трактуется как способность компании достигать стратегических финансовых целей. Соответственно, основными пользователями систем финансового учета являются постановщики стратегических целей – собственники компаний, а также их высшее руководство.

    Методы и системы оценки финансовой состоятельности компании постоянно совершенствуются, а ключевые идеи, на которых они базируются, остаются неизменными. Однако с развитием экономических отношений традиционные системы учета уже не позволяют в полной мере оценить финансовую состоятельность компаний. Процессы глобализации и укрупнения бизнеса, гиперконкуренция, сокращение жизненного цикла продукта, появление и необходимость учета новых видов ресурсов – все это приводит к тому, что сложившиеся подходы к оценке финансовой состоятельности компаний не устраивают их собственников и менеджеров.

    Основной целью данной работы является рассмотрение традиционных системы оценки финансовой состоятельности компаний, основных причин их несовершенства, а также главные постулаты новой системы оценки финансовой состоятельности.






    1. Системы оценки финансовой состоятельности

    1.1. Традиционные системы оценки финансовой состоятельности


    К традиционным системам оценки финансовой состоятельности относятся системы, построенные на принципах бухгалтерского учета и концепции финансового менеджмента.

    Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в стоимостном выражении информации об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающаяся в сплошном, непрерывном документальном отражении всех хозяйственных операций [1, c. 9].

    Из определения бухгалтерского учета вытекают его цели и задачи: сбор, регистрация и обобщение информации о деятельности организации в стоимостном выражении.

    С развитием финансовых отношений и общественного производства, выделением акционерного капитала и образованием фондового рынка работа бухгалтера становится самостоятельной профессией. В отличие от других видов учета бухгалтерский учет:

    – документально обоснован;

    – непрерывен во времени и по охвату (учитывает все операции);

    – применяет особые способы обработки информации, присущие только ему (двойная запись, баланс, бухгалтерские счета).

    Поскольку учетная система имеет четкие стандарты, а ее основополагающие элементы регламентируются государственными органами и негосударственными объединениями, система характеризуется единством от предприятия к предприятию, что является ее главным достижением. Результаты бухгалтерской отчетности различных предприятий сравнимы между собой, а основные отчетные документы бухгалтерии (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) являются общедоступной информацией, а значит, могут служить базой для независимой оценки состоятельности компании в сравнении с конкурентами и отраслевыми показателями.

    Данные бухгалтерской отчетности всегда были основным источником для оценки финансовой состоятельности компаний их управленцами и собственниками, акционерами и независимыми рейтинговыми агентствами, государственными органами.

    Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота денежных средств [2, c. 55].

    Фактически финансовый менеджмент есть синтез «теории управления, теории финансов и аналитического аппарата бухгалтерского учета» [1, c. 38].

    Современный этап развития финансового менеджмента характеризуется усилением процессов глобализации экономики, возрастанием нестабильности некоторых финансовых рынков, новыми требованиями к финансовому обеспечению в условиях научно-технологического прогресса. Фундаментальные научные основы финансового менеджмента составляют [2, с. 38]:

    – концепция приоритета экономических интересов собственников (Г. Саймон);

    – современная портфельная теория (Г. Марковиц, Д. Тобин, У. Шарп);

    – концепции стоимости и структуры капитала (Д. Уильямс, Ф. Модильяни, М. Миллер);

    – теория дивидендной политики (Д. Линтнер, Ф. Модильяни, М. Миллер);

    – модели финансового обеспечения устойчивого роста (Д. Ван Хорн, Р. Хиггинс);

    – гипотеза эффективности рынка (Ю. Фама);

    – концепция агентских отношений (М. Дженсен, У. Маклинг);

    – арбитражная теория ценообразования (С. Росс, Р. Ролл).

    Основные цели и задачи финансового менеджмента представлены, например, в работе И.А. Бланка [2, c. 89]:

    1. Формирование достаточного количества финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия (сюда же входит и оптимизация структуры источников капитала).

    2. Обеспечение наиболее эффективного распределения сформированного объема финансовых ресурсов – установление пропорции использования финансовых ресурсов на те или иные цели.

    3. Оптимизация денежного оборота – синхронизация объемов поступаемых и расходуемых денежных средств, поддержание ликвидности оборотных активов.

    4. Минимизация финансового риска при заданном условии прибыльности.

    5. Обеспечение возможности быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий деятельности предприятия.

    Исходя из названных целей наиболее распространенными в финансовом менеджменте являются группы показателей оценки [2, c. 141]:

    – финансовой устойчивости;

    – ликвидности предприятия;

    – оборачиваемости активов;

    – эффективности использования капитала;

    – рентабельности.

    Как одну из важнейших функциональных стратегий предприятия финансовый менеджмент рассматривает финансовую стратегию. Она охватывает все основные направления финансовой деятельности предприятия и определяет выбор наиболее эффективных путей достижения целей финансового менеджмента. Разработка финансовой стратегии – также одна из задач финансового менеджмента.

    1.2. Проблемы оценки финансовой состоятельности компании

    в традиционных системах


    Как следует из описания целей и задач бухгалтерского учета и финансового менеджмента, функция оценки финансовой состоятельности для этих систем второстепенна. Основные задачи бухгалтерской системы – учет всех хозяйственных операций для их последующего отображения в сводных отчетах, проведение взаиморасчетов с контрагентами и государственными органами. Финансовый менеджмент направлен на оптимизацию отдельных областей в системе корпоративных финансов и базируется на системе узконаправленных показателей. Функция разработки финансовой стратегии предполагает взаимосвязь отдельных компонент системы финансового учета, но не может обеспечить оценку финансовой состоятельности.

    Основными проблемами в связи с оценкой финансовой состоятельности компаний для традиционных систем представляются следующие.

    1. Традиционные системы оценки финансовой состоятельности не позволяют оценивать нематериальные активы (такие как лояльность клиентов, компетенция сотрудников, возможность внедрения новых продуктов и услуг) и их вклад в достижение целей компании.

    2. Традиционные системы зачастую не обеспечивают оперативное предоставление отчетов и данных для анализа. Традиционная бухгалтерия предполагает ежеквартальную отчетность, а наиболее полную картину можно увидеть только из ежегодных отчетов. Это связано с особенностями учета налогов, инвестиций и списания дебиторской задолженности. Но поскольку финансовый менеджмент использует бухгалтерскую отчетность в качестве основного источника информации, он также оказывается не способным обеспечивать достаточно оперативное информирование менеджмента. Только показатели состояния финансовых рынков имеют ежедневную динамику, однако они обычно лишь косвенно влияют на финансовую состоятельность компании.

    3. Традиционные системы учета поставляют данные о состоянии основных целей компании в прошедшем периоде, являясь, по сути, лишь историческими индикаторами. Но менеджерам компании была бы более полезна система «раннего оповещения», позволяющая отслеживать второстепенные показатели и прогнозировать динамику ключевых индикаторов. Составляющими системы раннего оповещения могут быть и нематериальные аспекты (например, снижение удовлетворенности клиентов может сигнализировать о возможном снижении продаж в будущем).

    4. Система аналитических показателей, заложенная в традиционных системах, не позволяет проводить полноценный анализ достижения стратегических целей, так как она ориентирована на анализ краткосрочной операционной эффективности.

    5. Традиционные системы не дают картину финансовой состоятельности компании в целом. Анализ ликвидности, портфельный анализ, анализ эффективности использования средств, анализ структуры капитала, оценка финансовой устойчивости, оценка рентабельности, деловой активности, анализ финансирования запасов – все это отдельные аспекты финансовой деятельности предприятия, которые традиционные системы призваны оптимизировать. Согласно общему подходу, при оптимизации каждого отдельного аспекта финансовая система предприятия будет действовать более эффективно и позволит достичь наилучших результатов. Однако связь этих аспектов с конечными финансовыми целями предприятия в рамках традиционных систем оценки финансовой состоятельности непрозрачна.

    6. За время своего развития традиционные системы все более усложнялись, так что интерпретация отчетов стала требовать специальной подготовки, а значит, эта информация стала недоступной большинству ее потенциальных пользователей.
    Как отмечает В.В. Ковалев, «сталкиваться с бухгалтерской отчетностью приходится многим специалистам и руководителям, причем, далеко не все они в достаточной степени владеют основами бухгалтерского учета. Существующая бухгалтерская отчетность трудна для восприятия даже специалисту. Вместе с тем, многие потенциальные ее пользователи не имеют базового бухгалтерского образования» [1, с. 118].


    1.3. Нетрадиционные системы оценки финансовой состоятельности


    Недостатки традиционных систем оценки финансовой состоятельности компании заставили искать новые подходы в этой области. Один из них, получивший широкое признание и развитие в последнее время – система сбалансированных показателей (the balanced scorecard).

    Методология системы сбалансированных показателей (далее ССП) была противопоставлена традиционным системам оценки деятельности предприятия Р. Капланом и Д. Нортоном. Данная методология была разработана на основе полномасштабного исследования десяти крупных американских предприятий, которое проходило в 1990 г. и называлось «Показатели деятельности организации будущего». Основные элементы методологии ССП изложены в совместном труде Каплана и Нортона «Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию» [4].

    ССП в значительной степени основывается на понятиях стратегии и стратегических целей предприятия, что роднит ее с системами оценки финансовой состоятельности в рамках предлагаемого здесь определения. Сам процесс становления стратегических целей предприятия есть вопрос взаимодействия заинтересованных сторон (акционеров, менеджеров, служащих, потребителей, государства). После того как заданы стратегические цели предприятия, залогом его успеха становится понимание того, какие действия ведут к достижению этих целей, и на данном этапе неоценимую помощь менеджерам может оказать методология ССП.

    ССП основывается на следующих простых базовых идеях.

    1. В основе системы учета должны лежать финансовые показатели и конечные финансовые цели.

    2. Конкуренция в эпоху информатизации заставляет компании уделять все большее внимание нематериальным активам. Наличие лояльной клиент­ской базы, удовлетворенность клиентов компании, возможность предприятия быстро разрабатывать и внедрять инновационные продукты и услуги, пользующиеся спросом, высокая квалификация и мотивация персонала – все эти активы играют значительную роль в достижении стратегических целей предприятия, но никак не оцениваются в традиционных системах учета. В ССП наряду с традиционным учетом эффективности использования финансовых ресурсов предприятия предлагается гибкий подход к учету нефинансовых активов.

    3. Динамика нефинансовых показателей преподносится идеологами ССП в качестве системы «раннего оповещения», на основе которой можно отследить негативные тенденции в работе предприятия и угрозы стратегическим целям задолго до реального ухудшения конечных финансовых индикаторов.

    4. Для полного понимания того, что и как сказывается на достижении финансовых целей, создания всеобъемлющей системы показателей недостаточно. ССП дополняет такую систему механизмом взаимосвязей, указывающих на то, как динамика одних показателей влияет на другие и почему (причинно-следственные связи, набор гипотез). По аналогии с приборной панелью автомобиля, нам важны не только приборы и их показатели, но и суть показаний приборов, а главное – влияние тех или иных показателей на процесс движения автомобиля и конечный результат. Например, мы должны понимать, что если уровень бензина в баке опустится до нуля, то машина остановится и мы не сможем достичь нужного пункта в назначенное время. Недостижение пункта в данном случае является недостижением главной цели, при этом показатель уровня топлива вполне может играть роль раннего индикатора – при снижении уровня топлива ниже некой критической отметки мы должны обеспокоиться поиском автозаправочной станции.

    5. Кроме причинно-следственных связей в ССП присутствует иерархическая система целей. Нельзя забывать, например, что удовлетворенность клиента – не самоцель, но она способствует достижению конечных целей компании. Причем, эти цели в высшей степени взаимосвязаны, и ССП четко отражает их взаимосвязь.

    Базовая концепция ССП, предложенная Р. Капланом и Д. Нортоном, предполагает следующие четыре составляющие.

    Финансовая составляющая. Она призвана отражать экономические последствия принятия решений – изменение прибыльности компании, акционерной стоимости. Финансовые цели и показатели наиболее важны в иерархии ССП, что делает ССП полноправным представителем систем оценки финансовой состоятельности компании.

    Клиентская составляющая отражает характеристики клиентской базы компании и основные ценности для компании с точки зрения удовлетворенности клиентов. Удовлетворенность клиентов может выливаться в увеличение продаж и выручки, однако требование потребителей о снижении цены продукции ведет к снижению выручки. Таким образом, клиентская составляющая может иметь различное влияние на финансовую составляющую.

    Внутренние бизнес-процессы компании. Эта составляющая ССП призвана отражать наиболее важные бизнес-процессы компании, влияющие на достижение ее стратегических целей. В иерархии ССП данная составляющая находится ниже клиентской, и это означает, что внутренние бизнес-процессы могут влиять на конечные цели лишь через клиентскую составляющую, а не напрямую. Среди наиболее важных бизнес-процессов компании, которые находят отражение в данной составляющей ССП, можно отметить процесс производства и его отдельные элементы, развитие продуктов и услуг, постпродажное обслуживание. Для различных видов бизнеса набор актуальных бизнес-процессов свой, как и показатели, которыми можно измерить эффективность того или иного бизнес-процесса.

    Составляющая развития – низшая в иерархии ССП. Вместе с тем, ее показатели являются наиболее ранними индикаторами и призваны отображать эффективность инвестиций компании в развитие собственных материальных и нематериальных активов. Это может быть отладка производственных процессов, инвестирование в развитие персонала, создание корпоративной культуры и т.д. Подобные инвестиции часто характеризуются значительной задержкой в отдаче от них и сложностью оценки этой отдачи, поэтому их корректный учет (как и оценка с помощью традиционных методик) затруднен.

    Цель ССП состоит не только в том, чтобы дать менеджменту компании эффективный инструмент оценки ее деятельности, но и в том, чтобы направить усилия всех сотрудников компании на достижение стратегических целей. Поэтому ССП выполняет еще и коммуникативную роль: она призвана донести систему стратегических целей (основные ценности компании) до сотрудников, а главное – указать каждому сотруднику, какой именно результат ожидается от его работы.

    Таким образом, конечные финансовые цели компании раскладываются в систему ценностей, понятную каждому работнику, что не требует специальных навыков и позволяет сотрудникам максимизировать свои усилия для достижения общей цели.

    Рассматриваемая здесь система сбалансированных показателей является гибкой и способна преодолеть значительное количество недостатков традиционных систем. Однако данная методология не концентрируется на финансовой состоятельности и отвечает на вопрос более широкого плана: способна ли компания достигать своих стратегических целей. При этом кроме финансовой составляющей ССП учитывает также маркетинговый, операционный, инфраструктурный аспекты, вопросы инвестиций в нематериальные активы. Следовательно, ССП нельзя считать полноценной системой оценки финансовой состоятельности.

    И, разумеется, нельзя позиционировать предлагаемую концепцию как систему, способную заменить бухгалтерский учет и финансовый менеджмент.



















    2. Оценка финансовой состоятельности фирмы

    2.1. Общая характеристика фирмы

    Рассматриваемая в данной дипломной работе фирма ОАО «Моздокские узоры» позиционируется на сувенирном рынке России с 1995 года. Основной вид ее деятельности - производство и оптовая реализация сувенирной продукции на территории России.

    Ассортимент производимой продукции составляет более 10 групп и более 150 наименований сувениров наивысшего качества; продукция представлена такими группами как матрешки (более 70 ассортиментных позиций, шкатулки- более 40 разновидностей), национальные куклы, брошки, картины, подставки и многое другое.

    Большой объем выпускаемой продукции и ее высокое качество требует от фирмы четкого руководства как в процессе производства, так и сбыта продукции, чему способствует рациональная организационная структура, представленная на рисунке. Всего численность работающего персонала в организации насчитывает 85человек, из них более половины занято на производстве.

    Производственный процесс возглавляет коммерческий директор, который помимо свой прямых обязанностей, совмещает несколько должностей в одной. Он является профессиональным художником с высшим специальным образованием, под его началом работают 50 художников, которые занимаются росписью сувениров. Они проходят индивидуальное обучение. Коммерческий директор, являясь профессиональным художником, возглавляет художественную группу по разработке новых тем в истории росписи матрешки, таких как ''Белые ночи Санкт-Петербурга'' и ''Традиционный русский костюм''. Развитие творческого потенциала очень важно для этого бизнеса, ведь, художники, работающие у других предпринимателей, не могут рисовать то, что им нравится, они обязаны работать на поточном производстве. Здесь, напротив, приветствуется инициативный подход, благодаря чему рождаются новые идеи и неповторимые шедевры.




      

    Отдел

    разработки

     
     























    Рисунок . Организационная структура предприятия

     

     Что касается принципа работы других производителей, в том числе и наших сильных конкурентов, то они предпочитают изготавливать однообразную продукцию, редко вводя новые виды товаров, и сбывать ее в больших количествах. Таким образом, они предпочитают не вкладывать большие деньги в развитие своего товара. Поэтому  сувениры фирмы ''Моздокские узоры'' более дорогие, но намного качественнее, так как это производство отличается от других: специальные дорогие материалы, применяемые только здесь, индивидуальный подход к каждому художнику, неповторимые работы позволяют добиться эксклюзивного качества и отличной  конкурентной позиции на рынке, а совершенно новая тема Петербурга в творчестве художников дает толчок возможностям для усовершенствования и дальнейшего развития нашего бизнеса.

       Роспись художников фирмы ''Моздокские узоры'' отличается особой аккуратностью и кропотливостью.    Цветовая гамма представлена очень разнообразно, каждый покупатель найдет среди наших сувениров что-то интересное. Показатель качества дерева исследуемого товара высокий. Заготовки для будущих сувениров тщательно отбираются, закупки совершает специалист по дереву у проверенных поставщиков. Так, что наш товар сильно отличается качеством сырья от других.   Качеством лакировки данный товар может гордиться, над ним работает квалифицированный лакировщик с большим опытом работы. Эти изделия подвергаются трех – четырех разовой лакировки (обычно два раза), благодаря чему выглядят аккуратно и законченно. Форма изделия внимательно отбирается, используются только традиционные формы в качественном исполнении у долголетних партнеров.


    2.2. Определение стадии банкротства фирмы

    2.2.1 Количественная оценка вероятности банкротства

    Любая оценка вероятности банкротства предприятия начинается с финансового анализа его деятельности. Основными показателями банкротства являются показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

    Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.


    Таблица 1 Показатели финансовой устойчивости предприятия

    Показатели

    Условобозн.

    По состоянию на

    Изменения

    +;-

    Нормативное значение

    2007

    2008

    1.Коэффициент обеспеченности собственными средствами

    Косс

    0,38

    0,28

    -0,1

    >0, 1

    2.Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами

    Комз

    0,8

    0,41

    -0,39

    0,6 – 0,8

    3.Коэффициент маневренности собственного капитала

    Км

    0,19

    0,14

    -0,05

    >0,5

    4.Коэффициент автономии

    Ка

    0,76

    0,74

    -0,02

               >0,5

    5.Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

    Ксас

    0,31

    0,34

    0,03

    < 1


    На конец 2008г коэффициент обеспеченности собственными средствами снизился на 0,1 и составил 0,28, что соответствует  предлагаемой нормы 0,1 однако на конец 2008года показатель уменьшился, т.е. у предприятия снизилось обеспечение собственными оборотными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости.

    Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами снизился на 0,39 и составил на конец 2008года  0,41(норма 0,6-0,8),т.е материальные запасы не покрываются собственными средствами и нуждаются в привлечении заемных.

    Коэффициент маневренности собственного капитала на конец 2008года  снизился на 0,05 и составил 0,14, т.е. покрытие производственных запасов и пополнение оборотных активов за счет собственного капитала ОАО “Моздокские узоры” происходило не полностью – коэффициент ниже допустимого ограничения.

    Коэффициент автономии  ниже оптимального значения,т.е. предприятие финансово зависимо и все обязательства предприятия не могут быть покрыты собственными средствами.

    Коэффициент соотношения заемных и собственных средств повысился на  0,03 на конец 2008года, что свидетельствует  об увеличении зависимости предприятия от привлеченного капитала.

    Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легко реализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.


    Таблица 2 Показатели ликвидности предприятия

    Показатели

    2007г

    2008г

    Нормативное значение

    Коэффициент покрытия

    1,6

    1,4

    1-2

    Критической ликвидности

    0,5

    0,4

    1

    Абсолютной ликвидности 

    0,4

    0,1

    0,2-0,5


    Таким образом, анализ коэффициентов ликвидности ОАО “Моздокские узоры”  показывает, что предприятие находится в неустойчивом финансовом положении. Коэффициент покрытия указывает на то, что оборотных средств достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства, но на конец 2008 года этот показатель уменьшился на 0,2. Коэффициент критической ликвидности- низкое значение указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов. Коэффициент абсолютной ликвидности- низкое значение указывает на снижение платежеспособности предприятия.

    Коэффициент восстановления платежеспособности = [(коэффициент платежеспособности на конец периода) + (период восстановления платежеспособности/ продолжительность отчетного года)* (изменение коэффициента платежеспособности за отчетный период)]/ [нормативное значение коэффициента платежеспособности].

    В качестве коэффициента платежеспособности выступает коэффициент покрытия, нормативное значение которого принимается равным 2. В качестве периода восстановления платежеспособности берется 6 месяцев. Коэффициент восстановления  платежеспособности = 0,19. Коэффициент восстановления платежеспособности меньше 1 показывает отсутствие тенденции восстановления платежеспособности предприятия в течение шести месяцев.

    Для оценки вероятности наступления банкротства воспользуемся несколькими методиками. В зарубежной и российской экономической литературе предлагается несколько отличающихся методик и математических моделей диагностики вероятности наступления банкротства коммерческих организаций. Для оценки риска банкротст­ва и кредитоспособности предприятий широко исполь­зуются факторные модели известных западных эконо­мистов Альтмана,  Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разра­ботанные с помощью многомерного дискриминантного анализа.

    Наиболее широкую известность получила модель Альтмана, так называемый «Z-счёт», который представляет собой пятифакторную модель. Он представляет собой алгоритм интегральной оценки угрозы банкротства предприятия, основанный на комплексном учете важнейших показателей, диагностирующих его кризисное финансовое состояние и построенный  по данным успешно действующих и обанкротившихся промышленных предприятий США. Для оценки степени близости предприятия к банкротству рассчитывается показатель Z-счет Альтмана на конец отчетного периода:

    Z-счет = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + Х5

    Степень вероятности банкротства по критерию Z-счета:

    Значение Z-счета

    Вероятность банкротства

    1,8 и менее

    очень высокая

    1,81 — 2,7

    высокая

    2,71 — 2,9

    существует возможность

    3,0 и выше

    очень низкая


            где      X1 – собственный оборотный капитал / сумма активов;

              X2 – нераспределенная (реинвестированная) прибыль / сумма активов;

              X3 – прибыль до уплаты процентов / сумма активов;

              X4 – балансовая стоимость собственного капитала / заемный капитал;

              X5 – объем продаж (выручка) / сумма активов.

    X1=1,2*77330/213280=0,43, X2=1,4*1748/213280=0,011,    

    X3=3,3*5228/213280=0,08,   X4=0,64*158350/54930=1,8,  

    X5=0,999*40524/213280=0,19.

    На анализируемом предприятии ОАО « Моздокские узоры»  величина Z-счета по модели Альтмана составила  2,5.Следовательно, вероятность банкротства  высокая.

    Таффлер разработал следующую модель:

    Z-счет = 0,53Х1+0,1Х2+0,18Х3+0,16Х4

    Х1 – прибыль от реализации/краткосрочные обязательства;

    Х2 – оборотные активы/сумма обязательств;

    Х3 – краткосрочные обязательства/сумма активов;

    Х4 – выручка/сумма активов;

         Если величина Z-счета больше 0,3, то это говорит о том, что у предприятия неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.


    Показатель

    2007

    2008

    Х1

    0,1731081

    0,22440816

    Х2

    0,1621847

    0,14077917

    Х3

    0,0427844

    0,04635878

    Х4

    0,0287968

    0,03547862

    Z-счета

    0,406874

    0,44702473


    На 2007 и 2008г показатель Z-счета по Таффлеру составил 0,4, что противоречит теории Альтмана и отражает перспективы предприятия на будущее.


     

    2.2.2 Качественные показатели банкротства предприятия

    Как было отмечено ранее, за рассматриваемый период у предприятия резко упала доля прибыли. Если искать причину появления данного количественного показателя, влияющего на развитие банкротства предприятия, можно выявить следующие качественные показатели:

    §  предприятие необходимо переводить на следующий уровень развития, развиваться, совершенствоваться, вводить инновации и т.п;

    §  произошло не видимое, без специального исследования, нарушение движения денежных потоков;

    §  устарело оборудование и технология;

    §  необходимо усовершенствовать форму взаимозачетов;

    §  агрессивное поведение конкурентов на рынке и бездействие фирмы на их поведение способствует развитию кризиса на предприятии и др.

    Помимо перечисленных факторов, одним из качественных показателей банкротства предприятия является работоспособность персонала. Нельзя забывать, что самый главный элемент на предприятии- люди, «живая машина». Человеческий фактор на сегодняшний день играет первостепенную роль в развитии предприятия. Неверные правила поведения руководителя и подчиненного могут привести к появлению серьезного кризиса в функционирования организации. Причинами снижения работоспособности персонала на мой взгляд на предприятии «Моздокские узоры» являются:

    §  низкая по сравнению с конкурентами заработная плата;

    §  незначительное делегирование полномочий;

    §  не заинтересованность персонала в развитии предприятия;

    §  не здоровая эмоциональная обстановка в коллективе;

    §  неприязнь к руководителю;

    §  создание атмосферы агрессивного соперничества (победа любым способом).

    Причиной ухудшения положения фирмы на рынке кроется также и в самой продукции, которую они производят. Очень часто, как только товар появляется на рынке- он превосходного качества, дальше он становится нормального качества, потом удовлетворительного, а затем не удовлетворительного. Многим компания удается остановиться на втором этапе. На сегодняшний день нет товара, который был бы давно на рынке и имел при этом превосходное качество. Конечно, понятно цель любой организации максимизация прибыли, но все же следует обдуманно подходить к этому вопросу. Снижение качества продукции чревато тем, что потребитель перестанет приобретать товар, как  классический, так и новинки.

    Основными причинами ухудшения качества продукции являются следующие:

    §  увеличение объемов производства продукции;

    §  устаревание и перезагрузка оборудования;

    §  отсутствие в производственном процессе контроля брака;

    §  сильная загрузка персонала и др.

    Также можно отметить такие критерии и показатели,,динамика изменения которых свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве. К ним относятся:

    ·   повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;

    ·   превышение критического уровня просроченной кредиторской задолженности;

    ·   чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;

    ·   устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;

    ·   устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;

    ·   превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;

    ·   хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов);

    ·   высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности;

    ·   наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов;

    ·   ухудшение отношений с учреждениями банковской системы;

    ·   использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;

    ·   потенциальные потери долгосрочных контрактов;

    ·   неблагоприятные изменения в портфеле заказов.

    Одной из стадий банкротства предприятия является финансовая неустойчивость. На этой стадии начинаются трудности с наличными средствами, проявляются некоторые ранние признаки банкротства, резкие изменения в структуре баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызвать:

    ·   резкое уменьшение денежных средств на счетах;

    ·   увеличение дебиторской задолженности;

    При анализе работы предприятия извне тревогу также вызывают:

    ·   задержки с предоставлением отчетности (эти задержки, возможно, сигнализируют о плохой работе финансовых служб);

    ·   конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства и т.д.


    2.3. Пути повышения финансовой состоятельности фирмы


    Рассматривая различные стадии банкротства, на которых находилась фирма ОАО «Моздокские узоры», можно предложить следующие пути повышения финансовой состоятельности:

    На первой стадии банкротства, которая практически незаметно прошла для фирмы и не оказала значительного влиянии я на ее деятельность,   рекомендуются ниже рассматриваемые мероприятия по повышению финансовой состоятельности фирмы

    Одним из эффективных методов обновления материально-технической базы предприятия является лизинг, кото­рый не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Исполь­зование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять оборудование и вести техни­ческое перевооружение производства. Так как ранее было выявлено, снижения качества продукции произошло в том числе из-за устаревания оборудования, то данный способ повышения финансовой состоятельности фирмы и ее продукции является очень эффективным на данной стадии банкротства.

    Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия на первой стадии и повышения его финансовой состоятельности  является поиск внут­ренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, по­вышения качества и финансовой состоятельности продукции за счет сни­жения ее себестоимости, рационального использования мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения не­производительных расходов и потерь. Ранее было выявлено, что происходит переработка персонала и сильная нагрузка оборудования, что требует пересмотр графика работы предприятия, наличия технологических перерывов, внедрение трех-сменного режима работы на предприятии. В рамках данной программы на этой стадии также рекомендуется ввести в штат новую должность по контролю за качеством продукции и сырья, отсеивание брака и т.п.

    Для систематизированного выявления и обобщения всех ви­дов потерь на предприятии  ОАО «Моздокские узоры» целесообразно вести спе­циальный реестр потерь с классификацией их по определен­ным группам:

    а) от брака;

    б) по производствам, не давшим продукции;

    в) от снижения качества продукции;

    г) от невостребованной продукции;

    д) от утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта;

    е) от неполного использования производственной мощности предприятия;

    ж) от простоев рабочей силы, средств труда, предметов тру­да и денежных ресурсов;

    з) от перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравне­нию с установленными нормами;

    и) от порчи и недостачи материалов и готовой продукции;

    к) от списания не полностью амортизированных основных средств;

    л) от уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины;

    м) от списания невостребованной дебиторской задолженности;

    н) от просроченной дебиторской задолженности;

    о) от привлечения невыгодных источников финансирования;

    п) от несвоевременного ввода в действие объектов капиталь­ного строительства;

    р) от стихийных бедствий и т.д.

    Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние ОАО «Моздокские узоры и выявить резервы для увеличения финансовой состоятельности фирмы и продукции.

    Внедрение прогрессивных норм, нормати­вов и ресурсосберегающих технологий, использования вторич­ного сырья, организации действенного учета и контроля за ис­пользованием ресурсов, изучения и внедрения передового опы­та в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь на первой стадии банкротства предприятия  являются эффективными мерами по повышению финансовой состоятельности фирмы.

    В направлении повышения финансовой состоятельности продукции на первой стадии банкротства могут быть приняты следующие решения:

    §  изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов),  комплектующих изделий или конструкции продукции;

    §  изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

    §  изменение цен на продукцию в сторону ее уменьшения за счет снижения ее себестоимости;

    §  изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции.

    На второй стадии появляются внешние признаки надвигающегося кризиса. Происходят задержки платежей, нарушение условий договоров, трудности с наличностью, конфликты на предприятии, финансовые показатели не укладываются в норму. Начинаются трудности с наличностью, проявляются некоторые ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.

    В связи с особенностью этой стадии в качестве мер повышения финансовой состоятельности предлагаются следующие:

    §  важным источником финансового оздоровления и повышения финансовой состоятельности фирмы на второй стадии   является факторинг, т.е. уступка банку или факто­ринговой компании права на востребование дебиторской задол­женности, или договор-цессия, по которому предприятие усту­пает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспече­ния возврата кредита;

    §  применение лизинга и  исполь­зование ускоренной  амортизации по лизинговым операциям позволит обновить оборудование и вести техни­ческое перевооружение производства;

    Большую помощь в выявлении резервов улучшения финан­сового состояния предприятия на второй стадии банкротства и повышения его финансовой состоятельности может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

    Помимо вышеперечисленных мероприятий на второй стадии банкротства предприятию рекомендуется реализовать некоторые мероприятия, предложенные для первой стадии кризиса. В связи с тем, что предприятие уже миновало первую стадию и находится на грани перехода к третьей стадии банкротства, применение отдельных мероприятий для первой стадии банкротства является эффективным инструментом в целях повышения его финансовой состоятельности и выхода из кризисной ситуации, угрожающей явному банкротству и ликвидации предприятия.

    Из ранее перечисленных мероприятий, на данной стадии целесообразно непрерывно осуществлять поиск внут­ренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет:

    §  более полного использования производственной мощности предприятия;

    §   по­вышения качества и финансовой состоятельности продукции за счет сни­жения ее себестоимости, рационального использования мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов;

    §  сокращения не­производительных расходов и потерь.

    Подводя итог можно суммируя выделить 3 главных пути повышения финансовой состоятельности на этой стадии:

    1. Повышения качества товара

    2. Снижение цены на товар

    3. Улучшение сбыта товара.

    Для фирмы, находящейся на третьей стадии банкротства, необходимо провести тщательный анализ причин сложившейся ситуации, что позволит действовать в нужном направлении в целях повышения ее финансовой состоятельности. На этой стадии банкротства вводится внешнее управления, применяются такие методы для выводы предприятия из сложившегося кризиса как переориентация производства, сокращение неликвидных активов предприятия и т.п. Так как на этой стадии особенно остро проявляется нехватка денежных средств, необходимо применять различные меры по возвращению дебиторской задолжности. Рекомендуется также провести смену руководящего звена, провести инвентаризацию активов предприятия, определить лишние структурные подразделения в ее деятельности.

    Итак, подводя итог, на основании проведенного анализа финансовой состоятельности фирмы  ''Моздокские узоры'' на первой стадии банкротства и ее товара, а также сложившейся ситуации, в которой находится фирма,  можно сделать определенные выводы и дать соответствующие рекомендации. В начале комплексного анализа деятельности фирмы были исследованы показатели финансовой состоятельности производимой ею сувенирной продукции. В ходе этого анализа выяснилось, что эти показатели имеют очень хорошие оценки и конкурентоспособность данной продукции можно оценить как высокую. По всем рассмотренным факторам финансовой состоятельности товар фирмы превосходит товар ее основного конкурента, кроме такого показателя как цена. Поэтому для повышения уровня финансовой состоятельности сувениров ''Моздокские узоры'' предлагается улучшить этот показатель. Для снижения цены необходимо снизить себестоимость продукции, по возможности снижая затраты на ее изготовление. Необходимо оптимизировать издержки, начав с отдела закупок: осуществить поиск новых партнеров по доставки сырья и материалов по более выгодным ценам. Затем провести анализ работы всех художников, выявить наиболее неэффективных и нетрудоспособных. Так как одной из самых затратных частей производства является лакировка, то необходимо провести исследования рынка лаков и выбрать лак хорошего качества, но по более низкой цене. Разработать усовершенствованную систему росписи сувениров и их лакировки, что позволит сократить время и трудоемкость работы.  Необходимо удержать своих постоянных клиентов  и привлечь новых, устроив распродажи и скидки. Затраты на изготовление упаковки исключить из себестоимости продукции и сделать ее в виде дополнительной платной услуги для тех, кому она необходима.

       В ходе написания дипломной работы было сделано заключение о том, что не только конкурентоспособность выпускаемой продукции влияет на конкурентоспособность самого предприятия. Одним из факторов финансовой состоятельности фирмы является ее способность развития. По этому показателю ''Моздокские узоры'' имеют высокий балл, благодаря чему повышают свою конкурентоспособность. Это свидетельствует о хорошем потенциале фирмы для ее развития в будущем. Для удержания имеющихся позиций и завоевания новых ей необходимо сохранить этот показатель на прежнем уровне. По фактору ''производственная мощность'' и ''динамика финансовых результатов'', фирма имеет высокие оценки, что говорит о достаточной загрузке и высокой рентабельности производства. С помощью проведенного анализа конкурентных преимуществ можно сделать вывод о неудовлетворительном положении по сбыту продукции и закупке сырья и материалов. Поэтому в качестве рекомендаций предлагается изучение рынка поставщиков и посредников для выбора из них наиболее выгодных и надежных.

       В качестве заключительных рекомендаций для дальнейшей деятельности фирмы ''Моздокские узоры'' могут быть следующие:

    1)   снизить цену;

    2)   увеличить удельный вес постоянных и надежных поставщиков;

    3)   улучшить систему сбыта.




    Заключение

    Одной из категорий рыночного хозяйствования является (не) состоятельность хозяйствующих субъектов. Вся жесткость рыночного механизма объясняется тем, что банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой за результативность хозяйственной деятельности.

    Банкротство – стало фактом в России. С одной стороны банкротство – крах, гибель предприятия. Но с другой стороны – это толчок  к изменению  в лучшую сторону, возможность  возрождения  с учетом прошлых ошибок.  Процедуры, используемые в качестве необходимых  для вывода предприятия из кризисного состояния устанавливаются законодательно.

    В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”.

    Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации и банкротства предприятия. C этой целью необходимо проводить анализ финансового состояния предприятия. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению его платежеспособности. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.

    Предприятия проходит несколько стадий банкротства, которые рассмотрены подробно в данной дипломной работе. На каждой из стадий у предприятия ест шанс остановит негативные тенденции и кризисные сигналы, чтобы избежать банкротства и вернуть предприятию конкурентоспособность.

    В данной работе были подробно рассмотрены варианты повышения конкурентоспособности фирмы в зависимости от стадии банкротства, на котором оно находится.

    Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Конкурентоспособность продукции представляет собой важный показатель конкурентоспособности предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивают наличие денежного потока.

    Тяжелые условия, диктуемые кризисной внешней средой, заставляют предприятия изыскивать всевозможные резервы для вывода предприятий из кризиса и повышения конкурентоспособности.

    Существуют два принципиальных подхода к повышению уровня конкурентоспособности кризисного предприятия в стадии банкротства:

    1) ликвидация имеющихся изъянов в структуре организации, препятствующих повышению конкурентоспособности персонала. В кадровой работе этот подход, как правило, находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с устранением структурных подразделений и работников, которые “не вписываются” в стратегию выведения предприятия из кризисной ситуации. Данный подход имеет смысл реализовывать на двух первых стадиях банкротства предприятий;

    2) поиск уникальных черт фирм, создающих притягательный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен. Он основывается на нескольких существенных принципах.

    Один из принципиальных подходов к повышению уровня конкурентоспособности предприятия  на стадии банкротства- ликвидация имеющихся изъянов структуры, препятствующих повышению конкурентоспособности. В кадровой работе этот подход обычно находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с ликвидацией структурных подразделений, которые не вписываются в стратегию выведения предприятия из кризиса. Подобная реорганизация обычно связана с сокращением численности персонала. Решение данной задачи должно опираться на оптимизационный подход к реформированию кадрового потенциала предприятия.

    При реорганизации кризисного предприятия на стадии банкротства целесообразно осуществлять следующие меры:

    1) сокращать в организационной структуре управления  нужно уровни, а не рабочие места, требуется также укреплять кадровый резерв для высшего звена руководства предприятия;

    2) при проведении сокращений необходимо учитывать взаимозависимость элементов организационной структуры и осуществлять дальнейшие меры по стабилизации новой организационной структуры и психологической поддержке персонала;

    3) не увлекаться масштабными сокращениями персонала, следует стремиться установить кадровую структуру, в наибольшей степени отвечающую сложившейся ситуации и плану финансового оздоровления пользующемуся поддержкой коллектива;

    4) периодически переоценивать кадровую структуру предприятия;

    5) целесообразно выявлять, поддерживать и обучать работников предприятия, проявляющих качества лидера и склонность к управленческой деятельности;

    6) поддерживать образовательные программы, реализуемые на предприятии и др.

    Таким образом, банкротство – это один из легальных механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм развития путем эффективного перераспределения собственности. Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия. Институт банкротства служит целям устранения из гражданского оборота нерентабельных субъектов, независимо от того, даст ли это государству какую-либо прибыль, и восстановления нормального функционирования потенциально рентабельных, даже если это сопряжено с определенными затратами.

    Несмотря на стадию банкротства, в котором находится предприятия, совмесными усилиями оно способно выйти из этой стадии и, постепенно повышая свою конкурентоспособность, выйти на прежний (или даже более высокой) уровень на рынке среди конкурентов.

    В данной работе был рассмотрен практический пример предприятия ОАО «Моздокские узоры», позиционирующиеся на рынке сувенирной продукции. Финансовый анализ предприятия и анализ вероятности и банкротства показал, что предприятие находится на стадии банкротства, при минуя уже две стадии, фирма практически вплотную подошло к третьей стадии банкротства.

    Анализ ее конкурентных преимуществ на рынке сувенирной продукции, а также анализ ее товара показал, что фирма очень конкурентоспособна и до кризиса занимала хорошую позицию на рынке среди ее конкурентов, однако различные внешние и внутренние факторы не позволяют ей конкурировать далее и ведут к неизбежному банкротству, если вовремя не будут приняты меры. На первой стадии банкротства руководители фирмы не обратили внимание на  намечающийся кризис, что позволило предприятию войти во вторую стадию банкротства предприятия, что отразилось на финансовых результатах ее деятельности.

    В данной работе были предложены мероприятия, которые позволили бы как повысить конкурентоспособность фирмы ОАО «Моздокские узоры» еще на первой стадии банкротства и предотвратить ее переход на вторую, так и даны рекомендации по повышению конкурентоспособности на второй и третьей стадиях банкротства предприятия.











    Литература


    1. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2006.

    2. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. Киев: Ника-центр, 2006.

    3. Портер М.Е. Конкуренция. СПб.: Вильямс, 2001.

    4. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: Олимп-бизнес, 2006.

    5. Кох Р. Стратегия. СПб.: Питер, 2006.

    6. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект, 2007.

    7. Стратегия: определение конкурентных преимуществ и их развитие (www.gaap.ru).

    8. Курьян А. Система измерения показателей эффективности (www.trizminsk.org).


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ФИНАНСОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ курсовая ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.