Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансово-экономические показатели металлургических комбинатов в условиях экономического кризиса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Финансово-экономические показатели металлургических комбинатов в условиях экономического кризиса
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:50:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ





    Введение……………………………………………………………………..

    3

    1

    Анализ производственной и финансово-экономической

    деятельности ОАО «НЛМК», ОАО «ММК», ОАО «Северсталь» за 2008-2009 годы………………………………………………………………



    5

    1.1.

    Анализ динамики изменения продаж металлопродукции

    на российском  рынке и на трёх предприятиях за 2008-2009 годы……..


    12

    1.2.

    Анализ динамики  изменения продаж российских металлургических компаний на внешнем рынке за 2008-2009 годы…………….…………..


    15

    1.3.

    Анализ динамики изменения цен на прокат листовой и прокат сортовой по металлургическим предприятиям России и на мировом рынке за 2008-2009 годы………………………………………………………………



    17

    1.4.

    Анализ изменения условий финансирования производственной

    и логи­стической деятельности металлургических компаний …….……..


    25

    2.

    Оценка изменений условий финансирования производст­венной

    и логистической деятельности металлургических компаний…………….


    28

    2.1.

    Оценка и прогноз конкурентоспособности производства металлопро­дукции российскими металлургическими компаниями…….……………

    29

    2.2.

    Факторный анализ изменения финансово-экономических результатов деятельности   металлургического производства в 2010-2012 гг.

    (по годам)……………………………………………………………………..



    31

    2.3.

    Оценка возможных рисков достижения прогнозируемых результатов

    на протяжении 2010-2012 годов…………………………………………..


    36


    Заключение…………………………………………….…………………….

    Список используемых источников…………………….……………………

    Приложения…………………………………………………………………


    39

    41

    43





    ВВЕДЕНИЕ


    Целью дипломной работы является анализ финансово-экономических показателей крупных металлургических комбинатов в условиях финансово-экономического кризиса и обоснование путей его преодоления (на примере ОАО «ММК», ОАО «НЛМК», ОАО «Северсталь») за период с января 2008 по декабрь 2009 года.

    Для достижения это цели были проанализированы следующие основные показатели:

    · Динамика изменения продаж металлопродукции на российском рынке

    · Динамика изменения продаж металлопродукции на внешнем рынке

    · Динамика изменения производства проката металлургическими комбинатами

    · Динамика цен на прокат

    · Рентабельность

    · Кредиторская и дебиторская задолженности

    Многие показатели, которые необходимы для анализа, такие как:

    · Документы компаний

    · Квартальные и годовые отчёты

    · Показатели финансовой отчётности:

    -бухгалтерский баланс (форма № 1);

    -отчет о финансовых результатах (форма № 2);

    -отчет о движении капитала (форма № 3);

    -отчет о движении денежных средств (форма № 4);

    -приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

    были взяты с официальных сайтов металлургических комбинатов.

    Но не все металлургические комбинаты предоставляют полную отчётность своей деятельности, в связи с этим некоторые данные были дополнены посредством информации из Института экономики ЦНИИчермет им. И.П.Бардина.

    В дипломной работе была произведена группировка статистических данных по металлургическим комбинатам, обработка и анализ этих данных и в заключении были сделаны выводы, о том, какие пути развития возможны для каждого из рассматриваемых предприятий.

    В дипломной работе была использована следующая методика:

    1) Анализировались показатели за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года, суть анализа заключается в том, что в течение этого периода выявлять изменения во времени различных показателей.

    2) Производилось сравнение на пороговых значениях этих показателей и в целом по предприятиям.

    3) Оценивалось изменение этих показателей комплексно.





















    1. Анализ производственной и финансово-экономической деятельности

    ОАО «НЛМК», ОАО «ММК», ОАО «Северсталь» за 2008-2009 годы


    До второй половины 2008 года черная металлургия в России и в мире развивалась высокими темпами. Были достигнуты максимальные месячные объемы выпуска черных металлов. Среднемесячный объем выплавки стали в мире составил 116,4 млн. т, а в России – 6,4 млн. т. Доля черной металлургии России в мировом производстве стали составила 5,5%.

    Однако разразившийся мировой  финансово-экономический кризис оказал исключительно серьезное влияние на металлургический комплекс.

    При этом,  падение производства стали в России было одним из самых больших  среди крупнейших производителей  в мире.

    Производство  стали в России  сократилось с 6,3 млн. т в августе 2008 г. до 4,5 млн. т в октябре (на 22,2%) и  3,3 млн. т (на 47,6%)  в  декабре.

    Таблица 1.1 - Производство стали и проката в черной металлургии России

    по месяцам за 2008-2009 гг.


    млн. т

    в % к предыдущему

    месяцу

    сталь

    прокат

    сталь

    прокат

    2008 г.





    январь

    6,5

    5,4

    100

    100

    февраль

    6,2

    5,2

    95,4

    96,3

    март

    6,5

    5,5

    104,8

    105,8

    апрель

    6,2

    5,1

    95,4

    92,7

    май

    6,6

    5,5

    106,5

    107,8

    июнь

    6.2

    5,3

    93,9

    96,4

    июль

    6,3

    5,0

    101.6

    94,3

    август

    6,3

    5,1

    100,0

    102,0

    сентябрь

    6,0

    4,8

    95,2

    94,1

    октябрь

    4,9

    3,9

    81.7

    81,3

    ноябрь

    3.5

    2,8

    71,4

    71,8

    декабрь

    3,5

    3,1

    100,0

    110,7

    2009 г.





    январь

    3,9

    3,5

    111,4

    112,9

    февраль

    4,3

    3,8

    110,3

    108,6

    март

    4,6

    3,95

    107.0

    103,9

    апрель

    4.5

    3,7

    97,8

    93,7

    май

    4,65

    4,1

    103,3

    110,8

    июнь

    4,8

    4,1

    103.2

    100,0

    июль

    5.3

    4,5

    11 0,4

    109,8

    август

    5,6

    4,8

    94,34

    106,6

    сентябрь

    5,4

    4,7

    103,57

    97,9

    октябрь

    5,6

    4,7

    96,3

    100

    ноябрь

    5,4

    4,4

    96,3

    93,6

    декабрь

    5,5

    4,5

    98,15

    102,3



    Рисунок 1.1 - Производство стали и проката в черной металлургии России по месяцам за 2008-2009 гг.

    Металлургическое производство в целом  сокращалось достаточно схожими темпами по всем ведущим металлургическим комбинатам России: ОАО «Череповецкий металлургический комбинат», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».

    На эти три металлургических комбината  в докризисном 2007 году приходилось 47,2%   общего  производства стали в России.

    Динамика производства готового  проката по этим трём  металлургическим комбинатам  по месяцам за 2008-2009 гг. показана в  табл.1.2









    Таблица 1.2 -  Динамика производства готового проката в 2008-2009 гг. по трём крупнейшим металлургическим

    комбинатам, тыс. тонн


    2008 г.

    2009 г.

    ИТОГО ЗА 2009 ГОД

    Среднемесячное производство

    январь-август


    ноябрь


    декабрь


    январь


    февраль


    март


    апрель


    май


    июнь


    июль



    август



    сентябрь



    октябрь



    ноябрь



    декабрь

    ОАО "Северсталь"

     (ОАО "Череповецкий металлургический комбинат")

    819

    405

    444

    597

    648

    649

    610

    666

    685

    696


    904


    855


    874


    704


    808


    8693

     ОАО "Магнтогорский металлургический комбинат"

    1022

    418

    430

    540

    730

    650

    602

    610

    710

    836


    873


    891


    823


    721


    753


    8756

     ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"

    740

    349

    349

    460

    550

    620

    630

    703

    663

    761


    677


    674


    713


    688


    746


    7895

    Рисунок 1.2 - Производство готового проката в январе-декабре 2009 г. по трём крупнейшим металлургическим комбинатам, тыс. тонн


    На основе анализа приведенных данных можно заключить, что  из трех крупнейших металлургических комбинатов -  Череповецкого, Магнитогорского и Новолипецкого, наибольшее падение производства за период ноябрь 2008 г. – декабрь 2009 г. было по ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».

    Что касается ОАО «Череповецкий металлургический комбинат»,то можно отметить, что производство готового проката на нём было средним, между другими двумя заводами.

    ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» произвёл самое большое количество готового проката за период с ноября 2008 г.- декабрь 2009 г.

    Определяющим фактором  сокращения объемов производства металлопродукции металлургическими компаниями России стал резкий спад производства в экономике, что привело  к падению спроса на металлопродукцию и платежеспособности   её потребителей. Особенно резко сократилось промышленное производство и масштабы строительства – главных потребителей металлопродукции.

    Падение промышленного производства и масштабов строительства оказалось особенно чувствительным, поскольку в докризисный период  на внутреннем рынке реализовывалось  около 56 %  проката черных металлов,  на внешнем - около 44%. При этом продажи  на внутреннем рынке систематически увеличивались: за последние 5 лет  (2002 – 2007 г.) примерно по 3 млн. тонн в год. 

    В целом продажи  отечественного проката на внутреннем рынке  выросли за 1999 – 2007 гг. с 13,2 млн. тонн до 32,0 млн. тонн или в 2,4 раза.

    На долю три крупнейших компаний: ОАО «Северсталь», ОАО «ММК» и ОАО «НЛМК»  приходилось более 40% всех продаж российских компаний на внутреннем рынке.

    Финансово-экономический кризис особенно ощутимо ударил  по продажам на внутреннем рынке в результате   резкого    сокращения размеров и увеличения стоимости заемных средств на финансовых рынках для российских промышленных  и строительных предприятий.

    Предприятия России  - потребители металлопродукции    в докризисный период финансировались  российскими банками за счет кредитов, получаемых  ими на мировом финансовом рынке. Ставки по этим кредитам для российских банков  были существенно ниже процентной ставки Центрального банка России.

    В российской же экономике был создан искусственный дефицит дешевых кредитных ресурсов за счет вывода активов, в том числе иностранных, в банковские системы западных стран.

    На внешних рынках, где  продукция черной металлургии России реализуется в определенных нишах, влияние финансово-экономического кризиса сказалось  в меньшей мере. При этом доля России в мировой торговле  составляет около 7%.

    Ниже, в таблице 1.3 приведено соотношение продаж российскими металлургическими компаниями на внутреннем и внешнем рынках в 1-ом полугодии  2009 года по сравнению с 1-м полугодием 2008 года.






    Таблица 1.3 - Соотношение продаж металлопродукции российских металлургических компаний на внутреннем и внешних рынках в 2008-2009 гг.



    1-е полугодие

    2008 г.

    2-е полугодие 2009 г.

    Изменение

    Внутренний рынок




    млн. т

    3,0

    1,7

    -1,3

     в  %

    56,0

    44,0

    -12,0

    Внешний рынок




    млн. т

    2,3

    2,2

    0,1

     в  %

    44,0

    56,0

    +12,0

    ИТОГО, млн.т

    5,3

    3,9

    -1,4


    Из приведенных в табл. 1.3 данных следует, что если продажи на внутренний рынок в первом полугодии 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г.  сократились более, чем на 40%, то  продажи на внешний рынок остались практически на прежнем уровне.

    Таким образом, оценивая ситуацию,  в которой крупнейшие металлургические компании России находились в предкризисный период и находятся  в настоящее время в условиях глобального финансово-энергетического кризиса, следует выделить следующие главные факторы.

    1.  В черной металлургии России, в результате  благоприятной экономической  конъюнктуры, в условиях  высоких цен на черные металлы, в период 2004 – 1-я половина 2008 года, были реализованы  крупные инвестиционные программы, что позволило создать ряду  ведущих металлургических компаний  достаточно  крупный производственный потенциал. Это положение, прежде всего, относится к трем крупнейшим металлургическим компаниям: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»,  ОАО «Череповецкий металлургический комбинат» и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».

    2.  В докризисный период систематически увеличивались   продажи на внутренний  рынок металлургическими компаниями России (с  33% в 1996-1999 гг, до 56% в 2007 году). При этом доля поставок на внутренний рынок ОАО «Череповецкий металлургический комбинат была наиболее высокой.

    3.  Разразившийся финансово-экономический  кризис по существу лишил российских металлопотребителей доступных по размеру и стоимости  (уровню процентных ставок) кредитных средств. В результате произошел обвал  внутреннего потребления металлопроката, которое в 1-ой половине 2009 года сократилось на    40 % по сравнению с 1-ой половиной 2008 года.

    Таким образом, в отличие от кризисных явлений в период после 1990 года, нынешний глобальный финансово-экономический кризис поставил перед металлургическим комплексом России неизмеримо более сложные проблемы:  в черной металлургии создан современный потенциал, но он  не востребуется потребителем на внутреннем рынке, поскольку нет достаточно приемлемых кредитных ресурсов, в связи с этим металлургические отрасли (машиностроение и строительство) вынуждены были сокращать производство.


    1.1. Анализ динамики изменения продаж металлопродукции 

    на российском рынке


    Как показано в предыдущем разделе  в докризисной ситуации систематически увеличивались продажи на внутренний рынок. И в этих продажах лидером было ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Но именно на внутреннем рынке с началом экономического кризиса  произошло резкое снижение металлопотребления.

    Таким образом, среднемесячные размеры продаж (в тоннах) на внутренний рынок в январе-декабрь 2009 года по сравнению со среднемесячными продажами в период января – августа 2008 г сократились и составили в:

    ОАО "Череповецкий металлургический комбинат" – 44%

    ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" -52%

    ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" – 60%

    Таблица 1.1.1 - Отгрузки на внутренний рынок готового проката черного металла, тыс.т



    2008 г.

    2009 г.

    ИТОГО ЗА 2009 ГОД

    Среднемесячное производство

    январь-август


    ноябрь


    декабрь


    январь


    февраль


    март


    апрель


    май


    июнь


    июль



    август



    сентябрь



    октябрь



    ноябрь



    декабрь

    ОАО "Северсталь"

     (ОАО"Череповецкий металлургический комбинат")

    638

    228

    168

    188

    257

    347

    252

    258

    350

    405


    463


    434


    436


    397


    573


    4356

     ОАО "Магнтогорский металлургический комбинат"

    543

    131

    90

    226

    347

    390

    314

    278

    337

    390


    437


    412


    447


    375


    350


    4303

     ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"

    236

    134

    68

    51

    140

    190

    140

    123

    140

    168


    193


    189


    170


    189


    101


    1812

    Рисунок 1.1.1 - Отгрузка на внутренний рынок в январе-декабре 2009 г. по трём крупнейшим металлургическим комбинатам, тыс. тонн


    Среди трёх рассматриваемых заводов наибольший показатель отгрузки на внутренний рынок показал «Череповецкий металлургический комбинат», в декабре 2009 года этот показатель почти вдвое превысил уровень «Магнитогорского металлургического комбината», который в течение года не на много отставал от лидера.

    Как видно из диаграммы «Новолипецкий металлургический комбинат» показал в течение 2009 года самый низкий уровень отгрузки на внутренний рынок.



    1.2. Анализ динамики изменения продаж российских металлургических компаний на внешнем рынке


    Таблица 1.2.1 - Отгрузка на экспорт проката черного металла, тыс.т




    2008 г.

    2009 г.

    ИТОГО ЗА 2009 ГОД

    Среднемесячное производство

    январь-август


    ноябрь


    декабрь


    январь


    февраль


    март


    апрель


    май


    июнь


    июль



    август



    сентябрь



    октябрь



    ноябрь



    декабрь

    ОАО "Северсталь"

     (ОАО"Череповецкий металлургический комбинат")

    181

    176

    276

    391

    388

    302

    358

    408

    335

    291

    441

    421

    438

    311

    235

    4319

     ОАО "Магнтогорский металлургический комбинат"

    479

    287

    340

    307

    383

    261

    288

    330

    370

    447

    236

    479

    376

    356

    403

    4436

     ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"

    505

    215

    281

    400

    410

    440

    490

    581

    519

    578

    464

    485

    543

    499

    645

    6074

    Рисунок 1.2.1 - Отгрузка на экспорт в январе-декабре 2009 г. по трём крупнейшим металлургическим комбинатам, тыс. тонн


    Именно продажа на экспорт явилась в кризисной ситуации определенной компенсацией потерь продаж на внутреннем рынке для ряда российских металлургических комбинатов.

    Ниже в таблице 1.2.2 приведено соотношение объемов продаж металлургических комбинатов на внутренний рынок и на экспорт в период с января по декабрь 2009 года в общем.


    Таблица 1.2.1 - Соотношение объёмов продаж металлургических комбинатов на внутренний рынок и на экспорт, тыс.т

    Название завода

    Экспорт, тыс. т

    Отгрузка на внутренний рынок, тыс.т

    ОАО «Северсталь»

    4319

    4360

    ОАО «НЛМК»

    4236

    4303

    ОАО «ММК»

    6054

    1794


    Рисунок 1.2.2 -  Соотношение объёмов продаж металлургических комбинатов на внутренний рынок и на экспорт, тыс.т

    Что касается сравнения объёмов продаж трёх металлургических комбинатов на внутренний рынок и на экспорт, то можно увидеть одну особенность, если у ОАО «Северсталь» и ОАО «ММК» объёмы продукции, которую они отгружали на внутренний рынок и на экспорт примерно равны, то у ОАО «НЛМК» объём продукции на экспорт почти в 3 раза превышает объём отгрузки продукции на внутренний рынок.


    1.3. Анализ динамики изменения цен на прокат листовой и прокат сортовой по металлургическим предприятиям России и на мировом рынке

    В докризисный период  имел место резкий рост мировых цен на  металлопродукцию. Однако с началом финансово-экономического кризиса  произошло столь же резкое падение их уровня. Ниже в табл. 1.4.1  показана динамика цен продаж по месяцам  в 2008 году по трем основным группам металлопродукции: металлопродукции массового  назначения (арматура, горячекатаный и холоднокатаный лист), металлопродукции высокой степени готовности (белая жесть и оцинкованный лист) и высокотехнологичной металлопродукции  (прокат из динамной и трансформаторной стали, прокат из нержавеющей стали).

    Динамика цен приведена по данным одного из крупнейших российских металлургических комбинатов.

    Таблица 1.4.1 - Динамика цен на металлопродукцию в 2008 году, долл./т



    январь

    февраль

    май

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    Чугун

    400

    400

    440

    520

    620

    695

    810

    780

    865

    730

    460

    310

    то же, % к январю 2008 г.

    100,0

    100,0

    110,0

    130,0

    155,0

    173,8

    202,5

    195,0

    216,3

    182,5

    115,0

    77,5

    1.Металлопродукция         массового назначения













    Арматура

    650

    690

    775

    875

    1030

    1250

    1300

    1275

    1105

    745

    610

    480

    то же, % к январю 2008 г.

    100

    106,2

    119,2

    134,6

    158,5

    192,3

    200,0

    196,2

    170,0

    114,6

    93,8

    73,8

    Горячекатаный лист,

    645

    650,0

    710,0

    810,0

    1025,0

    1095,0

    1195,0

    1160,0

    1080,0

    935,0

    785,0

    610,0

    то же, % к январю 2008 г

    100

    100,8

    110,1

    125,6

    158,9

    169,8

    185,3

    179,8

    167,4

    145,0

    121,7

    94,6

     Холоднокатаный лист,

    760

    775,0

    845,0

    910,0

    1150,0

    1230,0

    1270,0

    1220,0

    1170,0

    1120,0

    980,0

    845,0

    то же, % к январю 2008 г.

    100

    102,0

    111,2

    119,7

    151,3

    161,8

    167,1

    160,5

    153,9

    147,4

    128,9

    111,2

    2.Металлопродукция  высокой  степени
    готовности













    Белая жесть

    1015

    1013

    1117

    1345

    1340

    1410

    1500

    1780

    1495

    1300

    1260

    1230

    то же, % к январю 2008

    100

    99,8

    110,0

    132,5

    132,0

    138,9

    147,8

    175,4

    147,3

    128,1

    124,1

    121,2

    Оцинкованная жесть

    1095

    1095

    1145

    1200

    1320

    1430

    1_544

    1535

    1475

    1430

    1280

    1155

    то же, % к январю 2008 г.

    100

    100,0

    104,6

    109,6

    120,5

    130,6

    141,0

    140,2

    134,7

    130,6

    116,9

    105,5


    3.Металлопродукция высокотехнологичная













    Динамная сталь

    1015

    1015

    1060

    1065

    1087

    1145

    1190

    1160

    1048

    . 1108

    1070

    975

    то же, % к январю 2008 г.

    100

    100,0

    104,4

    104,9

    107,1

    112,8

    117,2

    114,3

    103,3

    109,2

    105,4

    96,1

    Трансформаторная сталь

    3910

    3910

    4115

    4130

    4115

    4290

    4340

    4180

    4000

    3940

    3815

    3300

    то же, % к январю 2008 г.

    100

    100,0

    105,2

    105,6

    105,2

    109,7

    111,0

    106,9

    102,3

    100,8

    97,6

    84,4

    Нержавеющая сталь


    5860

    5680

    5860

    6060

    6040

    6060

    6130

    5670

    5195

    4820

    4850

    4290

    то же, % к январю 2008 г.

    100

    96,9

    100,0

    103,4

    103,1

    103,4

    104,6


    96,8

    88,7

    82,3

    82,8

    73,2



    В последние месяцы  2009 года происходит  некоторое повышение цен на мировом рынке, после их обвала в конце 2008 года и начале 2009 года.

    Динамика изменения цен на горячекатаные рулоны в конце 2008 года и 1-ом полугодии 2009 года характеризовались следующими данными:[1]


    Год,

    месяц

    Цена,

    долл./т

    2008 г

    сентябрь

    941

    октябрь

    868

    ноябрь

    649

    декабрь

    523

    2009 г.

    январь

    503

    февраль

    422

    март

    421

    апрель

    374

    май

    341

    июнь

    430

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    516

    437

    444

    469


               

    Рисунок 1.3.1. - Динамика изменения цен на горячекатаные рулоны

               

                В целом, если рассмотреть динамику изменения цен за 2008-2009 годы по основным реперным точкам, то она будет выглядеть следующим образом (табл. 1.3.2):


    Таблица 1.3.2 - Динамика цен продаж отдельных групп металлопродукции в 2008 - 2009 гг., долл./т

    Виды металлопродукции

    2008 год

    2009 год

    январь

    июль-август

    декабрь

    март

    июнь

    1. Металлопродукция массового назначения (арматура, горячекатаный лист)

    550-600

    1000-1100

    450-480

    380

    450-480

    2. Металлопродукция высокой степени готовности






    Белая жесть

    1000

    1300

    1150

    1000

    1100

    Оцинкованный лист

    1100

    1400

    1250

    1150

    1200

    3. Металлопродукция высокотехнологическая






    Динамная сталь

    3900

    4300

    3500

    3500

    3600-3700

    Трансформаторная сталь

    5800

    6000

    4300

    4400

    4500-4600


    Если отдельно рассмотреть динамику экспортных цен на горячекатаный лист в рулонах за 2008 – 2009 годы, то соотношение цен будет следующим, долл./т

    2008 г.                       2009 г.

    I кв. – 620             I кв. – 374

    II кв. – 935            II кв. – 341

    III кв. – 1010       III кв. – 965

    IVкв. – 492          IVкв. – 1024

    Рисунок 1.3.2. - Динамика экспортных цен на горячекатаный лист в рулонах


      При этом характерно, что цена железорудного концентрата изменялась более медленными темпами, чем цена  на прокат черных металлов.









    Таблица 1.3.3 - Изменение цен на железорудный концентрат


    Годы


    руб./т

    курс руб./долл.

    долл./т

    Соотношение цен к I кв. 2008 г

    2008 г.





    I кв.

    1605

    24

    66,9

    1,00

    II кв.

    2079

    23,6

    88,1

    1,32

    III кв.

    2551

    24,4

    104,5

    1,56

    IV кв.

    2621

    27,8

    94,3

    1,41

    2009 г





    I кв.

    1870

    33

    56,7

    0,85

    II кв.

    1865

    32

    58,3

    0,87


    Таким образом, если цены на горячекатаный лист во втором квартале 2009 года снизилась по отношению к I кв. 2008 г в 1,8 раза, то цена на железорудный концентрат снизилась всего на 13%.

    Внутрироссийские цены, как правило, на 15-20% выше цен, по которым российские компании реализуют металлопродукцию на внешнем рынке. Однако резкое сокращение спроса на внутреннем рынке не позволяет российским компаниям в достаточной степени использовать этот фактор для улучшения своего финансово – экономического положения.

    Средние цены производителей на отдельные виды металлопродукции, реализуемой на внутреннем рынке показаны в таблице 1.3.4.








    Таблица 1.3.4 - Средние цены производителей на отдельные виды металлопродукции, руб./т


    Средние цены производителей на отдельные виды металлопродукции, руб./т












    Наименование

    2006 г

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    дек.06

    апр.07

    дек.07

    июн.08

    сен.08

    дек.08

    янв.09

    мар.09

    июн.09

    июл.09

    Прокат сортовой

    14158

    15519

    15917

    23783

    26395

    14644

    12692

    15032

    13916

    13909

    Прокат листовой

    16905

    18634

    17177

    25746

    27582

    20162

    17518

    16004

    15679

    15518

    Лист и жесть с покрытием

    24727

    25800

    23788

    28428

    32602

    28314

    27300

    26366

    26155

    25486

    Сталь листовая оцинкованная

    25101

    24977

    22413

    26936

    31619

    27403

    26416

    25381

    24265

    23714

    Темп  роста средних цен

    дек 2007 г в % к дек 2006 г

    дек 2008 г в % к дек 2007 г

    июнь 2009 г в % к июню 2008 г

    июнь 2009 г в % к дек 2008 г







    Прокат сортовой

    12,4

    -8

    -41,5

    -5







    Прокат листовой

    1,6

    17,4

    -39,1

    -22,2







    Лист и жесть с покрытием

    -3,8

    19

    -8

    -7,6







    Сталь листовая оцинкованная

    -10,7

    22,3

    -9,9

    -11,5







    1.4. Анализ изменения условий финансирования производственной

    и логистической деятельности металлургических компаний


    Финансово-экономический кризис коренным образом изменил условия для финансирования, как металлургических компаний, так и российских потребителей их продукции.

    У российских металлургических компаний, а также предприятий-потребителей, резко сократились собственные источники финансирования. Кредиты же подорожали более чем в два раза: с 10-11% в докризисный период до более чем 22-24% в первом полугодии 2009 года.

    Поэтому в условиях отсутствия или недостаточности собственных средств, почти все металлургические компании отложили реализацию ранее начатых или запланированных программ. Так, компания ООО «Мечел» в меньших размерах финансировала инвестиционную программу строительства рельсобалочного стана, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» для обеспечения ввода в действие толстолистого стана 5000 вынужден был привлечь крупный кредит Сбербанка и ряда немецких банков.

    Предприятия России – потребители металлопродукции – в докризисный период для систематического пополнения оборотных средств использовали кроме собственных средств кредиты российских банков, которые финансировались в основном за счет дешевых кредитов, получаемых на мировом рынке.

    В условиях финансово-экономического кризиса многочисленные мелкие и средние предприятия-потребители  металлопродукции лишились доступных кредитных ресурсов.

    Крупными потребителями металлопродукции на внутреннем рынке являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, автомобильные предприятия, железнодорожный транспорт и трубные заводы.

    Доля этих крупных потребителей, получающих металлопродукцию от металлургических компаний, как правило, по прямым поставкам, в общем объеме продаж, колеблется в пределах 50%.

    Крупным стратегическим потребителям металлопродукции (ОАО «РЖД», РАО «Газпром» и др.) государство уже в первые месяцы кризиса оказывает содействие по двум основным направления: обеспечивало оплату значительной часть производимой ими продукции и кредитовало их через государственные банки по более низким ставкам, чем предлагали коммерческие банки.

    Вместе с тем более 50% металлопродукции реализуется мелкими и средними потребителями через различного рода сбытовые сети (независимые дилеры, торговые дома металлургических компаний).

    Основная часть мелких  и средних потребителей – это строительные организации.

    И именно экономика продаж металлопродукции через посреднические, дилерские центры оказалась особенно чувствительна к финансово-экономическим изменениям на внутреннем рынке, через банки, а объем производимой ими продукции, а, следовательно, и собственные средства резко сократились.

    Многие независимее посредники оказались без достаточных банковских кредитов и резко сократили объемы взятой на реализацию металлопродукции.

    На российском внутреннем рынке до кризиса достаточно эффективно действовала сеть крупных независимых трейдерских компаний с годовым объемом продаж свыше 20 тыс.т. Таких крупных компаний насчитывалось около сорока.

    Наиболее крупные независимые трейдерские компании: Сталепромышленная компания (Екатеринбург – 700 тыс.т в год); Дипос (Москва) – 650тыс.т в год; Инпром (Таганрог) – более 500 тыс.т в год; Комтекс (Москва) – 440 тыс.т в год; Металлосервис (Москва) – 420 тыс.т в год.

    У крупных трейдерских компаний своя филиальная сеть, через которую реализуются мелкие партии металлопродукции. Клиентская база достаточно крупной компании насчитывает сотни конкретных потребителей.

    Вместе с тем, крупные металлургические компании создали собственную дилерскую сеть, которая выполняет практически те же функции, что и независимые трейдерские  компании – реализуют металлопродукцию средним и мелким покупателям. В частности, ОАО «Северсталь» реализует металлопродукцию через сбытовую компанию «Северсталь-инвест» и ее филиалы.

    Евраххолдинг реализует производственную металлопродукцию через региональные дистрибьюторские фирмы:  ООО «Евразметалл - Поволжье» (Нижегородская область); ООО «Евразметалл – Северо-Запад» (Санкт- Петербург); «Евразметалл - Сибирь» (Кемеровская область); ООО «Евразметалл - Урал» (Свердловская область); «Евразметалл – Центр» (Москва); «Евразметалл- Черноземный» (Воронежская область); ОАО «ММК» создана структура ООО «Торговый дом  ММК», которая реализует металлопродукцию ОАО «ММК» через дистрибьюторские фирмы «Магма-Трейд» – Центральный регион, «Волга-Трейд»- Поволжье и Юг, «Урал-Сиб-Трейд» - Урал, «Башметаллторг».

    В кризисных условиях аффинированные трейдерские фирмы крупных компаний оказались в более выгодных условиях, чем независимые трейдерские компании. Аффинированные трейдерские компании могут получать металлопродукцию у металлургического комбината без предварительной оплаты, тогда как независимые трейдерские фирмы несут дополнительные затраты  в виде замороженных оборотных средств на закупку, транспортировку, хранение и доработку металлопродукции.

    При этом финансовые средства на выполнение всех этих операций независимые трейдерские компании заимствуют, как правило, в банках.

    Эти дополнительные затраты при получении кредитов на пополнение оборотных средств определяются величиной срока заимствования и процентной ставки. Поэтому  только создание нормальных  условий для получения кредитов может способствовать подъему внутреннего рынка.






    2.  ОЦЕНКА НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ УСЛОВИЙ

    ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ

    КОМПАНИЙ

    Для выхода из кризисной ситуации необходимо в кратчайшие сроки  создание экономических условий для восстановления и развития платежеспособного спроса  на металлопродукцию на внутрироссийском рынке,   включая, прежде всего  возможность получения металлопотребителями краткосрочных и долгосрочных российских кредитов под государственные гарантии и оптимальные для современных условий проценты.

    Важнейшее значение будет также иметь реструктуризация образовавшейся задолженности потребителей металлопродукции перед поставщиками по всей технологической цепочке путем предоставления им целевых краткосрочных кредитов под минимальные проценты и субсидирование процентов по кредитам, полученным в российских банках в размере ставки рефинансирования ЦБ для оказания поддержки в реализации инвестиционных программ предприятий.

    Эти мероприятия должны обеспечить восстановление платежеспособного спроса потребителей, который в свою очередь   будет содействовать росту производства металлопродукции и на этой основе формированию у металлургических предприятий  необходимых финансовых ресурсов для текущей и инвестиционной деятельности.

    Важнейшей задачей менеджмента металлургических компаний в кризисных условиях является  сохранение квалифицированных кадров, проведение всех необходимых капитальных и текущих ремонтов оборудования, а также его модернизация. 

    Вместе с тем, очевидно, что в условиях резкого уменьшения объемов производства и снижения финансово-экономических результатов, прежде всего, прибыли, значительно снизятся поступления от  металлургических предприятий в  региональные бюджеты, нагрузка на которые возрастет в условиях необходимости повышения социальных выплат в связи с сокращением численности промышленного персонала.

    Оживление логистической деятельности металлургических компаний целесообразно осуществлять по двум направлениям.

    По отношению к крупным потребителям - предприятиям оборонно-промышленного комплекса, автомобильным предприятиям, железнодорожному  транспорту, ОАО «РЖД», РАО «Газпром»  и  трубным заводам, получающим металлопродукцию от металлургических компаний, как правило,  по прямым поставкам,  и доля которых достигает 50%, целесообразна поддержка банков с государственным участием, путем субсидирования краткосрочных кредитов.

    Что касается мелких и средних потребителей, которым  металлопродукция реализуется через разветвленную сбытовую сеть (независимые дилеры, торговые дома металлургических компаний), то необходимо, чтобы банковские структуры при выдаче краткосрочных кредитов ориентировались на уровень процентной ставки ЦБ России, которая была установлена в сентябре 2009 года в размере 10,5%.


    2.1. Оценка и прогноз конкурентоспособности производства                                         металлопродукции российскими металлургическими компаниями

    В настоящее время кон­курентоспособность российских металлургических компаний обеспечивается в основном за счет трех спе­цифических для российской экономики общеэкономических факторов: более низкий уровень заработной платы, существенно меньшая стоимость энергоносите­лей, более низкие амортизационные отчисления.

    Эти три фактора обеспечивают, по сравнению с компаниями промышленно развитых стран, на 30 - 40% меньший уровень затрат на производство металлопродукции (при действующем уровне цен это порядка 100 долл. США на 1 т). По расчетным данным  авторитетных западно-европейских консультационно-аналитических фирм - Roland Berger Strategy Consultans  и  Corus Group,   затраты на производство стали крупнейшими металлургическими компаниями  России ниже, чем в странах ЕС, США и Японии в 1,4 – 1,6 раза.

    При достаточно высоком производственном потенциале ряда ведущих металлургических компаний России, эти общеэкономические конкурентные преимущества  создают  благоприятные возможности для их присутствия на мировом рынке.

    Однако следует иметь в виду, что  влияние этих факторов будет последовательно сокращаться: будет повышаться уровень зарплаты и размер амортизаци­онных отчислений, увеличиваться цены на энергоносители.

    Вместе с тем, в ближайшие годы более низкая заработная плата и стоимость энергоносителей создают благоприятные возможности для экспортных продаж.


    Таблица 2.1.1 - Прогноз динамики влияния общеэкономических факторов на конкурентоспособность продукции

    ФАКТОРЫ

    ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

    1.

    Зарплата

    Будет  увеличиваться по мере выхода из финансово-экономического кризиса

    2.




    Цены на готовую металлопродукцию

    Будут изменяться в соответствии с измене­нием мировых цен на сырье, топливо и гото­вую металлопродукцию; некоторый рост в перспективе до 2012 года

    3.


    Цена на природный газ

    Будут последовательно увеличиваться, что приведет к сокраще­нию этого конкурентного преимущества

    4.


    Амортизационные отчисления

    Будут последовательно увеличиваться в основном за счет приближения стоимости основных фондов к рыночной

    5.

    Экологические требования

    Будут последовательно повышаться, что приведет к увеличению затрат




    Таблица 2.1.2 - Сравнительный уровень затрат на 1 т проката на металлургических заводах России, промышленно развитых стран и Китая, долл./т

    Россия

    Промышленно

     развитые страны

    Китай

    1.

    Сырье и топливо




    1.1.

    Коксующийся уголь

    60

    60

    55

    1.2.

    Железорудное сырье

    110

    110

    120


    Итого, сырье и топливо

    170

    170

    175

    2.

    Затраты труда

    35

    199

    20

    3.

    Амортизация

    15

    40

    30


    Итого, основные затраты на производство

    220

    310

    225



    2.2. Факторный анализ и прогноз изменения финансово-экономических

    результатов деятельности   металлургического производства в 2010-2012гг. (по годам)

     

    Главными факторами, которые будут определять  изменения финансово-экономических результатов деятельности   металлургического производства в Вологодской области в 2010-2012гг., являются:

    -   общие условия выхода из финансово-экономического кризиса мировой и российской экономики, в том числе черной металлургии;

    -   специфические условия технико-экономического состояния ОАО «Череповецкий металлургический комбинат».

    Как показано в разделе 2.2. (в соответствии с расчетами Минэкономразвития России, на сентябрь 2009 года) соответственно для условии консервативного и умеренно – оптимистического варианта развития следующие темпы роста ВВП: 2010 к 2009 на 1,0% и 1,7%; 2011 к 2010 на 2,6% и 2,7% и 2012 к 2011 на 2,8% и 3,8%).

    Исходя из возможного развития металлопотребляющих отраслей, прогнозируется рост размеров внутреннего потребления проката  (умеренно - оптимистический вариант) с 26,5 млн. т в 2009 г. до 28,5 млн. т в 2010 г., 30 млн. т в 2011 г. и 33 млн. т в 2012 г.

    Продажи на экспорт будут сохраняться на достигнутом уровне. В результате  прогнозируется следующая динамика производства готового проката:

    2010 к 2009 – 104,1% (в 2010 году 51 млн. т);                          

    2011 к 2010 – 105,9% (в 2011 году 54 млн. т);

    2012 к 2011 – 105,5% (в 2012 году 57 млн. т).

    Справочно: 2009 к 2008 году – 86,6% (соответственно 49 млн. т и 56,6 млн.т);

    Таким образом, прогнозируется, что в 2012 году будет, достигнут уровень 2008 года. Соотношение продаж готового проката на внешнем и внутреннем рынке будет возвращаться к докризисному уровню, когда на долю внешнего рынка  (в 2007 г.) приходилось  45% .



    2007


    2008

    2009

    (оценка)

    2010

    (прогноз)

    2011

    (прогноз)

    2012

    (прогноз)

    Внутренний рынок, %

    55

    53

    45

    48

    50

    51

    Внешний рынок, %

    45

    47

    55

    52

    50

    49


    В 1-ом полугодии 2009 года доля продаж на экспорт российскими компаниями в общем объеме их продаж увеличилась до 55%. В дальнейшем она будет снижаться и прогнозируется на уровне 49% в 2012 году.

    С учетом общего роста цен на металлопродукцию и увеличения продаж будет последовательно улучшаться финансово-экономическое состояние ОАО «Череповецкий металлургический комбинат».

    На основе прогноза цен на внутреннем и внешнем рынках (раздел 2.4.)  и прогнозируемого объема продаж продукции, спрогнозированы финансово-эконо-мические показатели Череповецкого металлургического комбината на 2009 -2012 гг.

    Таблица 2.2.1 - Прогноз динамики основных финансово-экономических

    показателей ОАО «Череповецкий металлургический комбинат»


    2007

    2008

    2009

    2010

    2011

    2012

    1. Выручка, млрд. руб.

    193,5

    243,6

    152,0

    184,0

    206,0

    227,0

    2. Прибыль до налогообложения, млрд. руб.

    57,2

    56,3

    (-1,0)

    8,0-10,0

    14,0-16,0

    20,0-22,0

    3, Рентабельность (отношение прибыли до налогообложения к выручке), %


    29


    23


    -


    5


    7


    9


    Необходимо подчеркнуть, что в  наиболее тяжелом положении Череповецкий металлургический  комбинат оказался в 1-ом полугодии 2009 года.

    Важнейшим фактором ухудшения финансово-экономического положения ОАО «Череповецкий металлургический комбинат» в 1-ой половине 2009 года  явилось  резкое сокращение продаж на внутреннем рынке.


    Таблица 2.2.2 - Соотношение финансово-экономических показателей по ОАО «Череповецкий металлургический комбинат» за 2007-2009 гг., млн.руб.


    2007

    2008

    2009





    за год

    за 1-ый квартал

    за 1 - ое полугодие

    за 1-ый квартал

    за 1-ое полугодие


    Выручка

    193 470

    243 634

    49 458

    118 996

    30 310

    59 042


    Себестоимость

    124 858

    157 300

    36 657

    80 296

    26 719

    49 777




    2007



    2008


    2009

    за год

    за 1-ый квартал

    за 1 -ое полугодие

    за 1-ый квартал

    за 1-ое полугодие


    Прибыль до налогообложения

    57 170

    56 280

    9 036

    31 002

    -9 593

    -1 944


    Справочно:

     прибыль от продаж

    57 952

    74 008

    9 867

    32 342

    854

    3 177



    Из приведенных данных следует, что за 1-е полугодие 2009 г.  по ОАО «Череповецкий металлургический  комбинат» убыток до налогообложения составил около 2 млрд. руб. При этом задолженность по полученным займам и кредитам на конец 1-го полугодия 2009 года  составили  129 млрд. руб., а кредиторская задолженность – 20,4 млрд. руб.

    Для сравнения можно отметить, что основные конкуренты: ОАО «Череповецкий металлургический  комбинат», ОАО «ММК» и особенно ОАО «НЛМК», - были в 1-ом полугодии 2009 г. в значительно лучшем финансовом состоянии.

    В частности по  ОАО «НЛМК» прибыль до налогообложения за 1-е полугодие 2009 г. составила 22,3  млрд. руб., а задолженность по полученным займам и кредитам на конец 1-го полугодия – 57 млрд. руб. (против 74,8 млрд. руб. на конец 1-го квартала 2009 года); кредиторская задолженность на конец июля – 9,3 млрд. руб.

     Соответственно, по ОАО «ММК» прибыль до налогообложения за 1-е полугодие 2009 г. – 14,7 млрд. руб.; задолженность по полученным кредитам и займам на конец 1-го полугодия 2009 г. – 30,6 млрд. руб., кредиторская задолженность на конец июля – 15,6 млрд. руб.

    По сообщениям печати ОАО «Череповецкий металлургический  комбинат» предпринимает меры для реструктуризации задолженности. Так, по сообщениям газеты «Ведомости» от 19.08.09 .Б.02.,  ОАО «Череповецкий металлургический  комбинат»  планирует выпуск облигаций на сумму 45 млрд. руб. пятью выпусками: 15 + 2*10 + 2*5 млрд. руб. с целью использования их по мере необходимости  на рефинансирование задолженности по кредитам и займам.

    Имеются сообщения, что долг компании на 30.03.09 составлял 7,5 млрд. долл., в том числе краткосрочный – 2,0 млрд. долл., долгосрочный – 5,5 млрд. долл.

    Вместе с тем в печати отмечается, что на конец марта на счетах компании было 2,65 млрд. долл., которые компания не намерена тратить, предпочитая занять на рынке ценных бумаг.

    Главный вывод по оценке финансово-экономического состояния ОАО «Череповецкий металлургический  комбинат»: ОАО «Череповецкий металлургический  комбинат» оказалось в 2009 году в очень тяжелом финансово-экономическом состоянии вследствие вынужденного сокращения продаж на внутреннем рынке из-за резкого сокращения внутреннего потребления.

    Компенсация потерь продаж на экспорт помогла преодолеть резкий спад производства, но не смогла дать достаточно прибыли вследствие низких экспортных цен.

    Поэтому только расширение емкости внутреннего рынка с его более высокими ценами, чем экспортные будет способствовать улучшению финансово-экономического положения  ОАО «Череповецкий металлургический комбинат».

    По технико-экономическому уровню производственного потенциала, диапазону сортамента производимой продукции ОАО «Череповецкий металлургический комбинат» - в первой тройке ведущих российских компаний (ОАО «НЛМК» и ОАО «ММК»). Но свертывание внутреннего потребления в результате кризиса лишило комбинат экономически выгодного рынка реализации металлопродукции. Выход из кризиса по оценкам официальным и ведущих политологов и экономистов прогнозируется очень медленным и в 2009 году ОАО «Череповецкий металлургический комбинат» не будет прибыльным. Только в 2010 году постепенно начнется улучшение финансово-экономического положения комбината.  При этом комбинату крайне необходимо реструктуризация крупной задолженности по долгосрочным кредитам и займам. Если эту проблему удастся решить, то в перспективе 2011-2012 годов можно рассчитывать на  определенную стабильность финансово-экономического положения комбината (Вопросом финансово-экономической взаимосвязи внутрироссийских и зарубежных активов компании «Северсталь» в работе не рассматриваются).



    2.3. Оценка возможности риска достижения прогнозируемых результатов на протяжении 2010-2012 годов


    Как показано выше в период 2010-2012 гг. развитие металлургического комплекса возможно по двум вариантам: консервативному (первый) и умеренно оптимистическому (второй вариант).

    Соотношение объемов производства проката   по этим вариантам  в сравнении с фактическим уровнем 2008 года и ожидаемым – 2009 г. характеризуется следующими данными, млн. т


    Вариант I

    Вариант II

    2009

    49,0

    49,0

    2010

    50,0

    51,0

    2011

    51,0

    54,0

    2012

    54,0

    57,0


    Справочно: 2007 г. – 59,6 млн. т, 2008 г. – 56,6 млн.т

    Риски достижения прогнозируемых результатов будут наибольшими применительно к варианту II. Снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ до 10,5% и начавшееся оживление внутреннего рынка со второй половины 2009 г. дает основания считать, что даже  по консервативному варианту внутреннее потребление в 2012 году может достигнуть 30,5 млн. т, т.е. около 92,5% к уровню 2008 г.

    По умеренно - оптимистическому варианту внутреннее потребление оценивается в размере около 33 млн. тонн, т.е. на уровне 2008  года.

    Уровень продаж на экспорт, даже в наиболее сложные месяцы кризиса, из расчета 26 млн. т в год по черной металлургии, дает основание считать, что производство в размере 49 млн. т в 2009 году и 50-51 млн. т в 2010 году достижимо.

    Для экономической оценки рисков была использована следующая формула:

    , где:

     - интегральная оценка рисков;

     - оценка влияния конкретного риска;

    - коэффициент значимости конкретного риска;

    F – количество выбранных рисковых ситуаций.

    Указанная формула обоснована с учетом классических критериев, которые используются при принятии решений в условия неопределенности.

    - принцип недостаточности обоснования Лапласса

    - максиминный критерий Вальда

    - минимаксный критерий Сэвиджа

    - критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимизма) Гурвица.

    При  расчетах по рекомендуемой формуле учитывались следующие риски:

    1. Вероятность спада производства вследствие ухудшения мировой и внутрироссийской конъюнктуры по сравнению с принятыми значениями вследствие снижения внутрироссийского потребления и снижения продаж на экспорт   до 0,9.

    Коэффициент значимости  этого фактора  принят в размере – 0,3

    2. Вероятность снижения принятых  в расчетах  внутрироссийских  и экспортных цен  до 0,85.

    Коэффициент значимости этого фактора  принят в размере – 0,25

    3. Возможное снижение конкурентоспособности Череповецкого меткомбината комбината по издержкам производства за счет технических и экономических  факторов  ввиду возможного повышения цен на сырье и топливно-энергетические ресурсы до 0,85.

    Коэффициент значимости этого фактора  принят в размере – 0,15

    При указанных значениях перечисленных факторов и их одновременном действии интегральная оценка риска составит:

    (0,9*0,3) + (0,85*0,25) + (0,85* 0,15)=0,18

    Таким образом, перечисленные выше риски  могут ухудшить исчисленные выше финансово-экономические показатели на  0,18%

    Такой относительно небольшой процент риска обусловлен тем, что обоснованный уровень финансово-экономических показателей Череповецкого меткомбинат весьма невысок по сравнению с докризисным уровнем, поэтому ухудшение финансово-экономических показателей ниже и так достаточно низкого уровня маловероятно.






















                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    На основе анализа выявлено: резкий спад производства готового проката произошёл в октябре 2008 года - январе 2009 года, далее в феврале - июне 2009 наблюдалась некоторая стабильность, но на пониженном уровне в июле 2009 года произошёл подъём производства до 4,5 млн. тонн.

    По предприятиям:

    1) ОАО «НЛМК» отмечается наиболее низкий объём производства около 349 тыс.т в ноябре 2008 года по отношению к двум другим заводам, при этом объёмы поставок на экспорт ОАО «НЛМК» значительно превышают объёмы экспорта двух других заводов и составляет в среднем 70% от производства всего готового проката предприятием. На фоне этого можно отметить, что уровень поставок готового проката ОАО «НЛМК» на внутренний рынок является самым низким в среднем около 30% от производства всего готового проката предприятием.

    2)  ОАО «ММК» имеет самый высокий объём производства готового проката ( в среднем за январь-август 2008 года комбинат произвёл 1022 тыс.т готового проката), среди двух других заводов. Что касается поставок на экспорт и на внутренний рынок, то они составляют около 50 % от производства всего готового проката предприятием. 

    3) ОАО «Северсталь» можно сказать, что среди двух других заводов этот комбинат ведёт себя довольно стабильно, но не смотря на это поставки на экспорт значительно меньше ( в среднем в январе-августе 2008 года они составляют всего 22% от производства всего готового проката предприятием), чем у ОАО «НЛМК» И ОАО «ММК».

    Таким образом наиболее не стабильным в плане соотношения поставок на внутренний рынок и на экспорт оказался ОАО «НЛМК».

    По динамике цен на отдельные виды металлопродукции: в целом динамика цен на лист и жесть с покрытием и цены на листовую оцинкованную сталь варьируются в узком диапазоне от 23714 руб/т до 32602руб/т, а цены на сортовой прокат резко снижаются, начиная с декабря 2008 года до 23714 руб/т в июле 2009 года.

    По задолженностям этих трёх предприятия:

    1) ОАО «Северсталь» в 2009 году был самый высокий уровень кредиторской задолженности (в среднем около 154384 млн. руб.), а что касается уровня дебиторской задолженности, то у этого комбината он был самым низким(в среднем21345 млн. руб.).

    2) ОАО «ММК» имеет самую маленькую кредиторскую( около 47312 млн. руб.) задолженность.

    3) ОАО «НЛМК» лишь в январе 2009 года имел очень высокий уровень кредиторской задолженности (168071 млн. руб.), но уже к концу 2009 год он был погашен до 72296 млн. руб.

    С октября 2008 года по март 2009 года все три предприятия почти в каждом месяце имели минусовую балансовую прибыль, но уже начиная с марта и до конца года их балансовая прибыль стала расти и достигла максимума в 20879 млн. руб. у ОАО «НЛМК» в апреле 2009 года.

    По рентабельности: в декабре 2008 года у всех трёх предприятий отмечалось её снижение. У ОАО «ММК» это снижение наиболее значительно до – 650 млн. руб., но уже к январю 2009 года рентабельность стала расти. У ОАО «НЛМК» она достигла самого максимального значения, в апреле более 100%.

     










     

     




    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Безымянных А.А. О социально-экономическом положении в горно-металлургическом комплексе России и мерах по выходу предприятий отрасли из экономического кризиса//Металлург, № 2, 2009.

    2. Бродов А.А., Макаров Л.П., Штанский В.А. Финансово-экономический кризис и чёрная металлургия России//Сталь», № , 2009.

    3. Дзарасов С.С. Российский кризис: уроки и истоки//Вопросы экономики, № 5, 2009. 

    4. Захаров С.Н. Показатели экономической эффективности производства продукции и инвестиций при строительстве и реконструкции предприятий / Под. ред. Роменца В.А. - М.: МИСиС, 2000.

    5. Материалы отчётности металлургических предприятий по формам отчётности (сведения о продаже продукции производственно-технического назначения, сведения о финансовом состоянии организации, сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ и услуг), сведения о структуре просроченной кредиторской задолженности организации, основные сведения о деятельности предприятия).

    6. Медиков В.Я., Бобошко Д.Ю. Анализ состояния системы дистрибуции металла в России в период глобального экономического кризиса//Экономика в промышленности, № 3, 2009. 

    7. Отчётные данные системообразующих предприятий, предоставляемые в 2009 году в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

    8. Рожков И.М., Ларионова И.А., Пятецкая А.В. Экономика предприятия с расширенным использованием финансовых моделей. – М.: МИСиС, 2004.

    9. Роменец В.А., Ильичёв И.П. Мировой финансовый кризис и чёрная металлургия России//Экономика в промышленности, № 1, 2009.

    10.  Седых А.М., Юзов О.В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности металлургических предприятий. – М.: МИСиС, 2005.

    11.  Семёнов В.В. Посткризисное развитие// Металлоснабжение и сбыт, № 12 2009.

    12.  Сенчагов В.К. Финансовый кризис и обострение угроз и вызовов экономической безопасности// Экономика в промышленности, № 3, 2009. 

    13.  Юзов О.В., Седых А.М., Афонин С.З. Тенденции изменения экономических показателей развития чёрной металлургии России//Экономика в промышленности, № 1, 2009. 
























    Приложение А




               








    Дебиторская задолженность предприятий


    2009 г.


    январь


    февраль


    март


    апрель


    май


    июнь


    июль



    август



    сентябрь



    октябрь



    ноябрь



    декабрь

    ОАО "Северсталь"

     (ОАО"Череповецкий металлургический комбинат")

    27205

    27637

    24752

    23338

    23990

    22768

    21024

    23383

    22575

    22943

    20849

    21898

     ОАО "Магнтогорский металлургический комбинат"

    36306

    31233

    31233

    33437

    32548

    32165

    31385

    31727

    31258

    31710

    32443

    32105

     ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"

    34852

    35271

    32468

    45475

    37127

    27524

    23909

    23452

    24994

    24702

    26408

    31845

    Кредиторская задолженность предприятий



    2009 г.


    январь


    февраль


    март


    апрель


    май


    июнь


    июль



    август



    сентябрь



    октябрь



    ноябрь



    декабрь

    ОАО "Северсталь"

    ОАО"Череповецкий металлургический комбинат")

    168071

    157806

    150998

    153078

    145686

    148429

    151587

    152294

    163432

    164729

    162203

    160530

     ОАО "Магнтогорский металлургический комбинат"

    49931

    50490

    50490

    52318

    51054

    45864

    48307

    44462

    43417

    44214

    49838

    56059

     ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"

    168071

    96766

    88523

    83749

    75687

    73693

    75093

    78553

    75349

    68553

    72953

    72296
































    окт.08

    ноя.08

    дек.08

    янв.09

    фев.09

    мар.09

    апр.09

    май.09

    июн.09

    июл.09

    авг.09

    сен.09













    ОАО "Северсталь"

    4320,6

    -1184

    -10695

    -14540

    141,2

    4805,4

    2144,1

    4624

    880,2

    963,7

    3788,1

    8545,1

    ОАО "ММК"

    -5246

    -5891

    -15146

    -391,5

    3966,2

    1446,7

    1091,8

    2385,8

    6179,4

    3607,7

    4256,5

    2082,7

    ОАО "НЛМК"

    7874,3

    4419,5

    -12079

    3266,4

    -1421

    -1558

    20879

    1311,9

    -157,2

    436,2

    3758,3

    2153,3























    окт.08

    ноя.08

    дек.08

    янв.09

    фев.09

    мар.09

    апр.09

    май.09

    июн.09

    июл.09

    авг.09

    сен.09













    ОАО "Северсталь"

    19094

    10134

    9030,1

    8748,2

    10519

    10864

    9371,4

    9409,6

    10278

    11453

    15172

    15185

    ОАО "ММК"

    16678

    7161,3

    4294,7

    6988,1

    10857

    10423

    9347,9

    8625,1

    9963,5

    12693

    13594

    15176

    ОАО "НЛМК"

    16068

    9077,7

    7062,4

    6721,8

    8431,7

    10104

    9162,7

    9894,7

    9844,3

    10481

    11975

    12725































































































     


































    окт.08

    ноя.08

    дек.08

    янв.09

    фев.09

    мар.09

    апр.09

    май.09

    июн.09

    июл.09

    авг.09

    сен.09













    ОАО "Северсталь"

    22,63

    -11,68

    -118,43

    -166,20

    1,34

    44,23

    22,88

    49,14

    8,56

    8,41

    24,97

    56,27

    ОАО "ММК"

    -31,46

    -82,26

    -352,66

    -5,60

    36,53

    13,88

    11,68

    27,66

    62,02

    28,42

    31,31

    13,72

    ОАО "НЛМК"

    49,01

    48,69

    -171,03

    48,59

    -16,85

    -15,42

    227,87

    13,26

    -1,60

    4,16

    31,38

    16,92










    [1] Приведены средние значения цен продаж на мировом рынке. Они несколько отличаются от приведенных выше, но отражают имеющую место динамику изменения  цен


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансово-экономические показатели металлургических комбинатов в условиях экономического кризиса ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.