Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экономические функции государства курсовая

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Экономические функции государства курсовая
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:50:06
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Введение. 2




    Глава 1. Понятие и виды функций государства. 4



    Глава 2. Государственное регулирование экономики. 16



    Глава 3. Экономические функции государства: изменение в условиях рыночной экономики. 24





    Заключение. 32









    Список использованной литературы.. 34

    Введение

             Институт функций государства является одним из основных в доктрине государства и права.

             Функции государства имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они позволяет рассмотреть государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, функционирования.

             При этом роль государства в переходной экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений.

    Современный этап социально-экономического развития является достаточно сложным и неопределенным, так как идет ломка общественных, экономических отношений. Демонти­руется старый хозяйственный механизм и создается структура и инфраструк­тура рынка.

    Специфика функций государства переходного общества и эконо­мики всецело предопределяется конечной целью трансформации – создать качественно иную модель социально-экономического устройства и ценностных ориентаций.

    В связи с этим актуальность исследования определяется тем, что в условиях перехода от системы планирования и управления к рыночной экономике объек­тивно требуются целенаправленные действия со стороны государ­ства. Оно должно при этом выполнять, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, при­званных обеспечить как можно менее болезненный переход к рыночной экономике.

    Объект исследования – роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем, а также деятельность государства в экономике.

    Предмет исследования – социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации государством его экономических функций.

    Цель исследования состоит в анализе функций государства с точки зрения его природы как экономического субъекта, а также изменения этих функций в период радикальной трансформации российской хозяйственной системы.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


















    Глава 1. Понятие и виды функций государства

    Понятие «функция государства» - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства, являясь при этом сложным.

    Многие вопросы, связанные определением и реализацией функций государства являются нерешенными или их решение вызывает сомнения.

    Собственно, даже само определение функции государства в науке теории государства не получило единообразного толкования, хотя и рассматривается в основном как необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.[1]

    Любое государство имеет различную степень активности, но постоянно действует, так как пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Поэтому государство может и должно быть изучено с функциональной, деятельностной стороны.

    Функциональный подход помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.[2]

    Как свидетельствует история, с развитием, изменением раннеклассового государства, переходом к другим типам государства («азиатского способа производства», рабовладельческому, феодальному) одни функции утрачивали свое значение, другие, наоборот, разрастаясь, наполнялись новым содержанием, становились основными.

    Многоплановое изменение функций происходит и при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государства, и в зависимости от этого изменяются и их функции.

    В экономической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь до тотального регулирования производства, распределения у социалистического государства, а в социальной жизни – от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации.

    То есть, очевидно, что в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, а также действует и механизм обновления функций.

    При этом на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.

    Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают.

    Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности.

    Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

    Подавляющее большинство мнений в отношении понятия данного института сводятся к тому, что функции государства – это основные направления  его деятельности.

    Н.И.Матузов и А.В.Малько определяют функции государства как основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.[3]

    В.А.Ржевский считает, что функции государства – это виды социальной деятельности, присущие ему как органу политической власти по управлению обществом, в которых находит свое выражение его сущность и социальное значение.[4]

    В.М.Корельский и В.Д.Перевалов устанавливают функции государства, как основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущих ему методами.[5] Такой же подход к пониманию функций государства существовал и в советский период времени.

    То есть, подчеркивается, что термин «функция государства» обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

    В то же время, есть и противники теории того, что функции государства – это основные направления его деятельности.

    Очевидно, что при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью.

    Вышеизложенное позволяет говорить о двух подходах к пониманию функций государства: как направлений деятельности государства или как содержания его деятельности.

    Итак, функции государства – это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.

    В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура, то есть его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

    Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

    По объектам воздействия функции подразделяются на внутренние и внешние, где внутренние связаны с реализацией задач государства внутри страны.

             Как считают В.М.Корельский и В.Д.Перевалов, внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности государства на данное общество.[6]

             В настоящее время доктрина права и государства не имеет конкретного перечня внутренних, так и внешних функций. Проанализировав имеющиеся правовые мнения можно выделить наиболее общие внутренние функции, встречающиеся в научных трудах наиболее часто. Таковыми являются:

             - экономическая;

             - охрана правопорядка;

             - политическая;

             - социальная;

             - экологическая.

             Рассмотрим эти функции подробнее.

             Экономическая. Нельзя не отметить, что почти все авторы выделяют экономическую функцию как одну из основных функций государства, причем, подчеркивают, что таковой она стала именно в ХХ веке.

             При этом экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

    Охрана правопорядка. Это – важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок.

    Данная функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Она направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, государственного и общественного имущества, частной собственности.

    Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.

    Государство реально обеспечивает общественный порядок с помощью специальных органов суд, прокуратура, нотариат, и т.д. Результатом правоохранительной деятельности являются акты применения правовых норм, специфика которых заключается то, что они служат целям профилактики преступлений и других правонарушений, восстановления нарушенного права, другими словами – охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

    Политическая функция. Эту функцию выделяют не все авторы, но, с учетом политических преобразований в России, следует обозначить ее как одну из основных.

    Основное содержание политической функции связано с регулированием отношений классов и социальных слоев, групп давления с тем, чтобы их противостояние не выходило за определенные рамки, подчинялось установленным государством (законами) правилам «политической игры».[7]

    Формулировки о социальной солидарности присутствуют и в конституциях некоторых стран.

    Осуществляя политическую функцию, государство действует, прежде всего, в интересах доминирующих социальных слоев, их групп давления, но, чтобы не допускать противостояния классов до опасной черты, оно вынуждено учитывать интересы других слоев населения и иногда в какой-то мере ограничивать неуемные аппетиты господствующих слоев, правящей элиты.

    Социальная функция. Практически все авторы тесно связывают социальную функцию с экономической, что неудивительно, так как социальная функция в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она является проявлением патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.

    Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.[8]

    Социальная функция призвана устранить или смягчить возможную социальную напряженность в общества, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

    В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

    Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует в той или иной мере размеры заработной платы и т.д.

    Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью – социальным правом. В развитых в этом отношении странах существуют Социальные кодексы, в которых сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи. Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства – обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

    В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

    Экологическая функция. Эта функция в последние десятилетия выдвинулась в число основных. Экологически агрессивное производство стало враждебным по отношению к человеку и его здоровью, поэтому государство должно уделять внимание и такой специфической функции.

    Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.

    В основе осуществления экологической функции лежат следующие принципы:

    - природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;

    - использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства;

    - неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

    Во многих странах существуют специально разработанные национальные программы по охране окружающей среды, которые предусматривают применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, подчас устраняющие сами источники загрязнения или вредных отходов производства.

    Внешние функции государства представляют собой совокупность различных действий государства на международном уровне. Каждое отдельное государство так или иначе взаимодействует с другими.

    Теория государства выделяет несколько основных внешних функций государства, к которым традиционно относятся: защита страны от нападения извне, ведение захватнических войн, обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась меж государственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

    К основным внешним функциям государства относятся:

    - функция защиты границ государства;

    - функция нападения на другие государства с целью ведения захватнических войн;

    - функция по поддержанию мира;

    - функция интеграции в мировую экономику;

    - функция сотрудничества с другими государствами в области решения глобальных проблем.

    Функцию защиты границ государства можно назвать первой появившейся внешней функцией государства. Исторически сложилось так, что государство посредством армии вынуждено было охранять внешние границы государства от нападения со стороны соседних стран.

    Зачастую эта функция, выражая интересы общества, становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования.

    Осуществление данной функции государством возложено на специальные государственные органы, перед которыми ставятся цели обеспечения суверенитета государства, защиты его территории, границ и населения от внешних посягательств и соблюдения общественного порядка и безопасности граждан.

    Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствии с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

    - вооруженные силы. Их задача – непосредственная охрана границ государства от посягательств;

    службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий;

    - служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств;

    - полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

    С функцией защиты границ государства тесно связана функция нападения на другие государства с целью ведения захватнических войн.

    В настоящее время мировое сообщество в целом старается избегать применения оружия с целью ведения захватнических войн. Однако, как показывает история, данная функция государства до недавнего прошлого играла серьезную роль среди других внешних государственных функций. Более того, именно посредством осуществления этой функции фактически и были сформированы имеющиеся на сегодняшний день территории нынешних государств.

    Гораздо большее значение, по отношению к захватнической функции, сегодня имеет функция по поддержанию мирового порядка.

    Функция поддержания мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия.

    Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др.

    Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество государства в таких сферах, как  борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

    Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

    Функция интеграции в мировую экономику. Под внешней экономической функцией государства понимается его взаимодействие с другими странами в области экономики.

    В частности, международное экономическое сотрудничество включает в себя международное разделение труда, обмен новейшими технологиями, кооперирование и специализацию производства, координация товарооборота и развитие кредитно-финансовых связей. Общей координацией международного экономического сотрудничества занимается Организация Объединенных Наций и ее специализированные подразделения. Экономический и Социальный Совет ООН имеющие в своем составе ряд органов, занимающиеся вопросами мировой экономики: Экономический комитет, Совет по торговле и развитию, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике.

    Также вопросами международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие учреждения как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд (МВФ) и многие другие.

    И, наконец, функция сотрудничества с другими государствами в области решения глобальных проблем основывается на том, что существуют вопросы, требующие разрешения на международном уровне.

    Одной из наиболее часто упоминаемых в этом отношении темой является охрана международной окружающей среды. Функция защиты окружающей среды обеспечивает усилия большинства государств в области поддержания нормальной экологической обстановки на всей планете. Данная деятельность имеет всеобъемлющий характер и проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Примером одной из таких организаций может служить GREEN PEACE, имеющей отделения практически во всех странах мирового сообщества.

    В основе функции в области решения глобальных проблем заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

    В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

    Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.).

    Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

    Таким образом, как и внутренние, так и внешние функции каждого государства достаточно разнообразны. Их перечень, в первую очередь, определяется стратегией и общей направленностью государства. 



















    Глава 2. Государственное регулирование экономики




             Одним из важнейших направлений деятельности государства в социальной рыночной экономике является регулирование экономики.

             Государственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

             Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

             - создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма;

             - обеспечение устойчивых темпов роста;

             - регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;

             - обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

             - решение экологических проблем.

             Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства.

    Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов. Посредством этой функции государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

    Создание общественных благ – другое важное направление государственного регулирования экономики. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага. Создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета. Их производство сверх этого уровня возлагается на негосударственные организации.

    Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого – к стагнации. Проведение антимонопольной политики может быть возложено только на государство, которое, используя административные и экономические меры, оказывает активное влияние на поддержание конкурентного порядка. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство. Оно включает комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

    Рыночный механизм также не в состоянии решить проблему регулирования внешних, или побочных, эффектов. Внешний эффект – это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Строительство железных дорог вызвало загрязнение окружающей среды – это отрицательный внешний эффект. А строительство оросительной системы одним фермером, в результате которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций – пример положительного внешнего эффекта. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство.

    Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры – комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

    - производственная (сеть энергоснабжения,  транспорта и связи);

    - институциональная  (государственный  аппарат  управления);

    - социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

    - информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

    Общество остро нуждается в создании и эксплуатации инфраструктуры экономики. Вместе с тем рынок в силу неопределенности платежеспособного спроса на элементы инфраструктуры ограничивает свое участие в этом процессе. Рынок предпочитает эту функцию передать государству.

    В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой – как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя, государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

    Перераспределение доходов – это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов.


    Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

    Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов. Государственные кредиты и субсидии предоставляются юридическим и физическим лицам, местным органам власти.

    Налоговое перераспределение доходов – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и др.

    Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

    Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др. В период кризисной ситуации достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации или оздоровления экономики.

    Фискальная политика – это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

    К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

    Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют такие факторы, как обострение конкурентной борьбы на мировых рынках; дестабилизация валютных курсов; возросшее неравновесие платежных балансов; огромная внешняя задолженность.

    Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования. В настоящее время государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности более масштабно и оперативно. Вместе с тем регулирование внешнеэкономической деятельности нацелено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее.

    Другая функция государства в социально ориентированной рыночной экономике – поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики. Современная экономика базируется на эффективной научно-технической и инновационной политике. Важнейшая ее черта – постоянное внедрение новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно-технического прогресса, развитие изобретательства. Дальнейшее совершенствование рыночных отношений предполагает еще большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей и др. Вместе с тем частный бизнес не заинтересован в теоретических исследованиях, поскольку их нельзя непосредственно использовать в практической деятельности и сразу получать прибыль. Поэтому поддержка фундаментальной науки, реализация общей научно-технической и инновационной политики возлагаются на государство.

    Обеспечение экологической безопасности – важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Среди них разрушение экосистем, потеря части ВВП.

    Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, авиакосмические средства контроля позволяют следить за изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики, административных санкций принуждает предпринимателей к соблюдению природоохранных мер и экологических норм. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов.

    Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенного рынка, созданию благоприятных условий для функционирования национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным.

    Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы.

    Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма.

    Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.



     

     

     

     

     













    Глава 3. Экономические функции государства:

    изменение в условиях рыночной экономики

     


    Одним из направлений проводимых в стране реформ является экономическая жизнь российского государства, политика которого направлена на новое качественное развитие экономики страны в целом и ее основных институтов.

    При этом важным являются уменьшение государственного вмешательства в деятельность предпринимателей различного уровня, оптимизация системы государственного контроля (надзора), что позволит, во-первых, четко ограничить сферу государственного регулирования и тем самым повысить его эффективность, а во-вторых, как следствие, улучшить инвестиционный и предпринимательский климат в стране.

    Самым первым этапом формирования такой политики явилось создание основных законодательных актов, сфера деятельности которых была направлена на обеспечение новых условий хозяйствования.

    Согласно Плану действий в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы[9] были предусмотрены мероприятия, направленные на модернизацию экономики, в том числе проведение стабильной и стимулирующей рост экономической политики, формирование соответствующей нормативно-правовой базы. В развитие Плана Правительством РФ была принята Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 года № 910-р[10]. Целью Программы являлось формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния граждан, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны. Примечательно, что реализация программных мероприятий представляет собой логическое продолжение Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года.

    Реализация среднесрочной стратегии послужила тому, что Правительством РФ был разработан пакет нормативных актов по «дебюрократизации» экономики и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий, в числе которых следует назвать Федеральные законы: от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[11]; Закон о лицензировании отдельных видов деятельности[12]; Закон о государственной регистрации юридических лиц[13] и т.д. Аналогичное положение отражено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 04.04.2001 года, где указывалось на избыточное государственное вмешательство в разрешительной сфере, а именно, государственную сертификацию, регистрацию, лицензирование и аккредитацию.

    В сфере проведения государственного контроля (надзора) важное значение имеет Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)[14], направленный на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольной деятельности государства. В России сложилась ситуация, когда излишние административное регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью со стороны государства, а также избыточное количество проверяющих инстанций (пожарный надзор, санэпидемнадзор, милиция, госторгинспекция и т.п.), отсутствие регламентации этих проверок на законодательном уровне и разделение компетенции в области проверочной деятельности приводили к возникновению бесчисленных административных барьеров. Данный Закон является одним из актов антибюрократического законодательства, разработанного Правительством РФ.

    Следствием дальнейшей дебюрократизации экономики явился Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, вступивший в силу 08.02.2002 года. Закон устанавливает использование единой процедуры лицензирования на территории страны и существенно сокращает виды лицензионной деятельности, одновременно исключая их детальное дробление.

    Реструктуризация федеральных органов исполнительной власти повлекла за собой потерю многих функций, что естественным образом осложнило деятельность предпринимателей. Так, согласно Постановлению  Правительства РФ от 15.07.2002 года № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений»[15] организация и содержание тотализаторов и игорных заведений лицензируются Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту (Госкомспорт), который был упразднен. Вместо него было образовано Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, которому были переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Госкомспорта и функции в сфере туризма Минэкономразвития России. В свою очередь, Указом Президента РФ от 18.11.2004 года № 1453[16] оно было преобразовано в Федеральное агентство по физической культуре и спорту; также было образовано Федеральное агентство по туризму. Ни в одном из двух положений об этих федеральных органах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, функция по лицензированию деятельности по организации и содержанию тотализаторов не предусмотрена. Иными словами, она была потеряна.

    26 января 2006 года Правительство РФ приняло Постановление № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»[17], в котором данной функцией наделяется Федеральная налоговая служба при Министерстве финансов РФ, что является оптимальным вариантом для разрешения данной проблемы.

    Неопределенная ситуация в части наделения соответствующими контрольными функциями существует и с Федеральной службой по финансовым рынкам в сфере деятельности товарных бирж. Так, в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года №317[18], эта служба (ФСФР), являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). О деятельности в сфере товарных рынков данное Положение умалчивает, за исключением п.5.3.10, косвенно устанавливающего, что ФСФР рассматривает факты нарушения законодательства РФ о товарных биржах (в лице Комиссии по товарным биржам). В то же время предусматривалось, что ФСФР передаются, в частности, функции по контролю деятельности бирж упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое осуществляло управление в области развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках.

    До сих пор действует временная норма о том, что до внесения в законодательство РФ изменений, предусматривающих передачу функций Комиссии по товарным биржам Федеральной службе по финансовым рынкам, ФСФР осуществляет функции и полномочия по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам. Таким образом, ФСФР имеет право только руководить данной Комиссией и председательствовать в ней, то есть осуществлять организационные меры. Вместе с тем совместным приказом четырех ведомств была утверждена Комиссия по товарным биржам (КТБ) при Федеральной службе по финансовым рынкам, которая является экспертным органом в установленной сфере действия, руководствующаяся, в частности, Приказами ФСФР.

    Необходимо ликвидировать КТБ, передав ее полномочия непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков – ФСФР, что не только устранит громоздкую процедуру формирования этой Комиссии путем межведомственных согласований, но и создаст полноценный орган (ФСФР), осуществляющий соответствующие функции не только в сфере финансовых, но и товарных рынков.

    Президент РФ выделил такие приоритетные направления реформы, как ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Данные положения нашли развитие и в дальнейших нормативных актах.

    В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен законопроект «Об особенностях принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности», цель которого – ограничение ведомственного нормотворчества в сфере бизнеса. Согласно данному проекту любой ведомственный нормативный правовой акт проходит предварительную оценку в экспертно-консультативных советах при Правительстве РФ. Эксперты должны решить, не ущемляет ли документ интересы бизнеса, а его авторы – доказать полезность документа. При этом эксперты выносят решение, носящее рекомендательный характер. Концепция законопроекта основана на принципе презумпции нецелесообразности государственного регулирования предпринимательской деятельности. Вместе с тем, несмотря на благую идею, следует заключить, что предусмотренный проектом механизм экспертизы будет способствовать возникновению новой бюрократической вертикали.

    Актуальной и целесообразной – в рамках ликвидации излишних административных барьеров, а также стимулирования развития среднего бизнеса в стране – остается необходимость упорядочить имеющийся, зачастую дублирующий порядок лицензирования, регистрации и сертификации, аккредитации, применения санитарных и ветеринарных правил и т.д. Так, Минэкономразвития России предлагало в одном из своих проектов вывести из-под сферы лицензирования производство лекарственных средств, строительную деятельность, производство медицинской техники, деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи, ветеринарную деятельность, разработки авиационной техники, двойного назначения, испытания авиационной техники и т.д.

    Следует отметить, что подобные предложения относительно выведения не всегда достаточно аргументированы. Так, в части упразднения лицензируемых видов деятельности разработчики ссылаются на сертификацию, аккредитацию конкретного объекта «на выходе»; при этом под режим лицензирования подпадает не сам объект, а именно вид деятельности, что должно улучшать качество предполагаемого объекта.

    Однако прежде чем выводить из-под сферы лицензирования соответствующие виды деятельности, необходимо выявить и определить критерии, на основании которых будет сокращаться перечень лицензируемых видов деятельности с одновременным осуществлением качественного государственного контроля за ними. Ясно, что в ряде случаев будут применяться нормы Закона о техническом регулировании, устанавливающие обязательность технических регламентов, которые в настоящее время еще не приняты. Но режим лицензирования на данном этапе представляет собой способ государственного контроля за соблюдением лицензиатами требований законодательства в области соответствующего вида деятельности, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в указанной области деятельности. Иными словами, лицензиат должен иметь возможность приступить к осуществлению конкретного вида деятельности лишь при соответствии всех производственных условий лицензионным требованиям, после чего государство «допускает» его в производственный или хозяйственный оборот. Таким образом на этой стадии «отсеиваются» недобросовестные предприниматели и производители. Посредством режима лицензирования государство на стадии подачи документов в лицензирующий орган требует наличия определенных организационно-технических возможностей, соответствующего оснащения, специального оборудования и т.д.

    2005 год ознаменован не только продолжением работ по разработке и принятию нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, но и выработкой предложений по передаче ряда государственных функций саморегулируемым организациям, разработкой процедур управления по результатам, стандартов государственных услуг и административных регламентов (в том числе электронных).

    В части передачи ряда государственных функций саморегулируемым организациям отмена лицензирования, например, аудиторской деятельности (которая заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях) в целом поддерживается. Государственное регулирование аудиторской деятельности будет заключаться в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовом регулировании, включая организацию разработки и утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, и т.п.

    В то же время в целях оптимизации системы госконтроля и надзора в части изъятия государственных контрольных функций и дальнейшей их передачи соответствующим организациям, аккредитованным федеральными органами исполнительной власти, предложения Минэкономразвития России не всегда могут найти поддержку ввиду их недостаточной обоснованности. Так, предлагается установить новый порядок проведения обязательного технического осмотра автотранспортных средств, передав эту функцию организациям, аккредитованным при федеральных органах исполнительной власти. Проверку технического состояния транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам РФ, воинским формированиям, предлагается оставить за МВД России. Минэкономразвития России обосновывает передачу данной функции тем, что она является функцией по оказанию государственных услуг.

    Немаловажный аспект проводимой реформы – в части дебюрократизации экономики – обеспечение государством добросовестной конкуренции. Оно выражается в виде запрета принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия их деятельности, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

    Решение вышеуказанных узловых проблем не должно ограничиваться исключительно декларативными предписаниями, содержащимися в информативных Посланиях Президента РФ и распоряжениях Правительства РФ. В связи с этим Правительство РФ в целях эффективной реализации законов должно реагировать более оперативно, как принимая новые, так и приводя в соответствие с федеральным законодательством уже утвержденные постановления.

    Заключение

             Экономическая функция государства – это характеристика роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающаяся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

    Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, а также в создании распределительных или запретительных механизмов.

    Экономическая функция государства осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно – путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.

    Природа функций государства как экономического субъекта носит двойственный характер. Государство в системе рыночно-капиталистических отношений, будучи экономическим субъектом, выступает одновременно как субъект регулирования и как субъект хозяйствования. При этом роль государства в экономике реализуется через функцию хозяйствования (государство как хозяйствующий субъект) и функцию регулирования (государство как субъект регулирования экономики). Будучи субъектом хозяйствования, государство выступает собственником ресурсов и осуществляет хозяйственную деятельность, а как субъект регулирования – непосредственно влияет на поведение других хозяйствующих субъектов.

    Функции регулирования (государство как субъект регулирования экономики) в первую очередь характеризуется тем, что государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп. В том числе  и  в экономической  сфере,  поддерживая  порядок  внутри  государства и в интересах всех своих граждан. Государство формирует правовые рамки функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т.д.). Таким образом, государство обеспечивает правовые рамки различных видов  трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования).

    Функция хозяйствования (государство как хозяйствующий субъект) непосредственно отражает производственную деятельность государства, которая осуществляется на базе государственного сектора экономики. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на эффективное функционирование экономики в целом и на развитие общества.

    Государство и рынок берут на себя выполнение лишь тех функций, которые они могут реализовать самым эффективным образом. Социально-экономическую основу деятельности государства как хозяйствующего субъекта составляет государственная форма собственности на средства и результаты производства, интеллектуальные объекты, финансовые инструменты.

    Основные направления трансформации экономических функций государства заключаются в усилении активной роли государства как хозяйствующего субъекта, так и субъекта регулирования экономики.

    В условиях радикальных трансформаций российского общества именно роль государства как  субъекта регулирования экономики выходит на первый план.

    В этот период две грани государства как экономического субъекта начинают все более взаимодополнять и взаимоисключать друг друга, в связи с чем проявляется новый статус государства, а именно: статус государства как единого экономического центра, как координатора развития экономики.

    Именно здесь государство располагает реальными возможностями существенным об­разом дополнять рынок и вместе с ним более эффективно влиять на динами­ку экономического развития.

     

    Список использованной литературы:

    1. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3418.

    2. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3430.

    3. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3431.

    4. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3436.

    5. Указ Президента РФ от 18.11.2004 года № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»//Собрание законодательства РФ. 22.11.2004. № 47. Ст.4635.

    6. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 года № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 06.02.2006. № 6. Ст.700.

    7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»//Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. № 27. Ст.2780.

    8. Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 года № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений»//Собрание законодательства РФ. 22.07.2002. № 29. Ст.2964.

    9. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 года № 910-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)»//Собрание законодательства РФ. 30.07.2001. № 31. Ст.3295.

    10. Распоряжение Правительства РФ от 26.07.2000 года № 1072-р «Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы»//Собрание законодательства РФ. 14.08.2000. № 33. Ст.3414.

    11. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

    12. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации//Российская газета. 2002. 19 апр.

    13. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы: Учеб. пособ.  – М.: 2000.

    14. Бекетов О.И. Актуальные проблемы административного права России//Государство и право. 1999. № 5.

    15. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Административное право: Учебник для вузов. – М.: 1996.

    16. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Дело и сервис, 2001.

    17. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник по специальности «Государственное и муниципальное управление». – М.: ЮНИТИ, 2002.

    18. Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства//Право и политика. 2002. № 8.

    19. Калганова Л.А. Об изменении парадигмы государственного управления в условиях рыночной экономики//История государства и права. 2006. № 12.

    20. Кирюшин А.В., Плотников С.В. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации//История государства и права. 2006. № 9.

    21. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993. № 6.

    22. Основы государства и права/Под ред.В.А.Ржевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    23. Теория государства и права. Курс лекций/Под ред.Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2000.

    24. Теория государства и права/Под ред.В.Н.Корельского и В.Д.Перевалова. – М.: Издательская группа «Норма-Инфра*М, 1998.

    25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права/Под ред. В.Г.Стрекозова. – М.: 1995.

    26. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.

    27. Эффективность государственного управления. Пер. с англ./Общ. ред. С.А.Батчикова и С.Ю.Глазьева. – М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 1998.



    [1] Например, Хропанюк В.Н. Теория государства и права/Под ред. В.Г.Стрекозова. – М.: 1995. – С.19.

    [2] Теория государства и права/Под ред.В.Н.Корельского и В.Д.Перевалова. – М.: Издательская группа «Норма-Инфра*М, 1998. – С.142-143.

    [3] Теория государства и права. Курс лекций/Под ред.Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2000. – С.60.

    [4] Основы государства и права/Под ред.В.А.Ржевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С.67.

    [5] Теория государства и права/Под ред.В.Н.Корельского и В.Д.Перевалова. – М.: Издательская группа «Норма-Инфра*М, 1998. – С.143.

    [6] Теория государства и права/Под ред.В.Н.Корельского и В.Д.Перевалова. – М.: Издательская группа «Норма-Инфра*М, 1998. – С.147.

    [7] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – С.101-102.

    [8] Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993. № 6. – С.104.

    [9] Распоряжение Правительства РФ от 26.07.2000 года № 1072-р «Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы»//Собрание законодательства РФ. 14.08.2000. № 33. Ст.3414.

    [10] Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 года № 910-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)»//Собрание законодательства РФ. 30.07.2001. № 31. Ст.3295.

    [11] Федеральный закон РФ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3418.

    [12] Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3430.

    [13] Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3431.

    [14] Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3436.

    [15] Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 года № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений»//Собрание законодательства РФ. 22.07.2002. № 29. Ст.2964.

    [16] Указ Президента РФ от 18.11.2004 года № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»//Собрание законодательства РФ. 22.11.2004. № 47. Ст.4635.

    [17] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 года № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 06.02.2006. № 6. Ст.700.

    [18] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»//Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. № 27. Ст.2780.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экономические функции государства курсовая ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.