Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экономический анализ деятельности фирмы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Экономический анализ деятельности фирмы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    23.03.2012 12:50:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение………………………………………………………………………….…4

    1 Общая характеристика ООО «Радон»…………………………………………..5

    2 Стратегический анализ…………………………………………………………...9

    2.1  PEST  анализ……………………………………………………………………9

    2.2 SWOT анализ…………………………………………………………………..11

    3 Финансовый анализ деятельности ООО «Радон»……………………………..14

    3.1 Общая оценка финансового состояния………………………………………15

    3.2 Сравнительный аналитический баланс………………………………………17

    3.3 Анализ структуры пассива баланса…………………………………………..21

    3.4 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…………………26

    3.5 Анализ финансовой устойчивости…………………………………………...35

    3.6 Оценка эффективности хозяйственной деятельности………………………40

    3.6.1 Оценка деловой активности предприятия…………………………………41

    3.6.2 Оценка рентабельности предприятия……………………………………...46

    Заключение………………………………………………………………………...49

    Библиографический список …………………………………………………….50

    ВВЕДЕНИЕ


    В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредотачиваются квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономического расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. От того на сколько правильной выберут программу развития предприятия зависит будет ли предприятие существовать или обанкротится.

    Рыночная концепция управления нацеливает экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей многих миллионов потребителей, обеспечивает комплексное решение проблем производства и потребления, наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, высокую результативность и эффективность использования трудовых, материальных и денежных ресурсов.

    Деятельность во время экономического кризиса требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.

    Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

    Объектом исследования является хозяйственная деятельность ООО  «Радон».
    1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «РАДОН»

    Общество с ограниченной ответственностью «Радон» занимается производством овсяных хлопьев и гарниров, состоящих из овсяных хлопьев с добавлением овощных и фруктовых смесей. ООО «Радон» находится в г. Южноуральск на ул. Спортивная строение 18.

    Днем рождения предприятия считается 20.04.1998г. когда было закуплено оборудование у сельскохозяйственных предприятий, которое ими не использовалось.                                

    Сейчас на предприятии работают 65 человек.  

    Факторами, влияющими на финансовый результат деятельности предприятия, являются:

    а)  высокая цена сырья в связи с неурожаем зерна некоторых видов зерна;

    б) закуп сырья в отдаленных от Челябинской области регионах (Алтай, Самарская область и т.д.);

    в) неоднократное повышение железнодорожных тарифов на грузоперевозки;

    г) повышение тарифов за автоуслуги;

    д) повышение стоимости энергоресурсов;

    е) повышение заработной платы работникам предприятии;

    ж) увеличение численности работников предприятия.

    Генеральная цель, или миссия ООО «Радон»  заключается в удовлетворении потребностей населения  в продуктах питания.

    К общим целям относятся:

     а) увеличение объема производства. Для достижения данной цели разработаны   следующие специфические цели:

     1) увеличение количества закупаемого сырья;

     2) более полное использование рабочего времени;

     3) повышение производительности труда;

     4) приобретение дополнительных машин и оборудования.

    б) повышение конкурентоспособности. Для достижения данной цели             разработаны следующие специфические цели:

    1) повышение качества продукции;

    2) проведение рекламы;

    3) расширение ассортимента продукции за счёт разработки новых рецептур;

    4) внедрение отдела мерчендайзинга.

    в) увеличение прибыли. Для достижения данной цели разработаны следующие специфические цели:

    1) увеличение объема реализации продукции;

    2) снижение себестоимости товарной продукции;

    3) реализация в более оптимальные сроки;

     4) поиск выгодных дистрибьюторов.

    Эффективность всех аспектов маркетинговой деятельности су­щественно зависит от уровня ее организации. Необходимо иметь в структуре управления предприятия по крайней следующие службы:

    а) маркетинговую, обеспечивающую работу на рынке;

    б) юридическую, отвечающую за правовое обеспечение отноше­ний с заказчиками, поставщиками, подрядчиками и собственным персоналом;

    в) производственную, контролирующую производство продукции в соответствии с указаниями службы маркетинга.

    Организационная структура ООО «Радон» изображена на рисунке 1.1.

    Поставки осуществляются по России  в следующие города:  Магадан, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Благовещенск, Владивосток, Находка, Бирабиджан, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Тура, Братск, Дудинка, Салехард, Ханты-Мансийск, Томск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Абакан, Кызыл, Барнаул, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Ноябрьск, Омск, Новосибирск, Нарьян – мар, Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Смоленск, Тверь, Вологда, Владимир, Ростов, Кострома, Брянск, Калуга, Москва.

     Отличительные преимущества продукции ООО «Радон» от продукции конкурентов:

    а) основное и самое главное отличие - это самостоятельный закуп зерна, выбор поставщиков. Отбор зерна проходит несколько стадий - при выборе поставщика, при исследовании пробной партии сырья непосредственно в лаборатории и при проведении лабораторных анализов непосредственно перед приемом основной партии в переработку. Пробная партия сырья исследуется уже непосредственно в лабораториях предприятия, и, если оно соответствует требованиям по качеству, разработанным непосредственно предприятием, заключается контракт на поставку зерна. Закупается только продовольственное зерно, т.е. зерно, которое соответствует высоким показателям по качеству;

    б) предприятие само занимается переработкой зерна в крупу. Остальные предприятия (конкуренты в розничной сети) закупают уже готовую крупу и занимаются только ее фасовкой. На предприятие не единожды поступали предложения от предприятий, занимающихся фасовкой круп, о продаже готовой крупы;

    в) отличное качество крупы. К процессу переработки зёрна в крупу на предприятия предъявляются жесткие требования;

    г) компания занимается переработкой злаковых культур, выращенных без применения пестицидов и химикатов исключительно в экологически чистых районах Поволжья, Башкирии, Оренбуржья и Казахстана.


    1.2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    1.2.1  PEST  анализ

    Анализ внешней среды проводится с целью выявления возможностей и выявления угроз для организации


    Таблица 2.1 – Количественная оценка PEST-факторов

    Фактор

    Сила

    воздействия

    (1 -5)

    Важность


    Влияние на стратегию

    компании

    Политические факторы

    Влияние рыночной экономики на деятельность предприятия

    4

    0,3

    1,2

    Отношения организации с Правительством и органами гос. власти

    4

    0,3

    1,2

    Политическая нестабильность

    2

    0,1

    0,6

    Государственное регулирование деятельности организации

    4

    0,2

    0,6

    Изменение налогового законодательства

    3

    0,1

    0,3

    Итого


    1,0


    Экономические факторы

    Снижение уровня инфляции

    3

    0,1

    0,3

    Мировой кризис экономики

    5

    0,3

    1,5

    Ухудшение экономической конъюнктуры

    5

    0,3

    1,5

    Динамика снижения курса рубля по отношению к доллару и евро

    2

    0,1

    0,2

    Недостаток внешних инвестиций

    3

    0,2

    0,6

    Итого


    1,0


    Социальные  факторы

    Жесткая конкуренция на внешнем рынке производства

    5

    0,5

    2,5

    Возросший уровень безработицы

    3

    0,1

    0,3

    Повышенные экологические требования

    3

    0,1

    0,3

    Бренд, репутация компании

    5

    0,3

    1,5

    Итого


    1,0


    Технологические факторы

    Внедрение новых технологий производства продукции

    5

    0,4

    2,0

    Модернизация основных производственных фондов

    5

    0,1

    0,5

    Новые патенты

    4

    0,1

    0,4

    Итого


    1,0



    Данные из таблицы 2.1 суммируем и результаты внесем в итоговую таблицу 2.2, из которой уже можно будет сделать выводы о влиянии тех или иных факторов на деятельность ООО «Радон».

     

    Таблица 2.2 – Ранжирование факторов по важности

    Фактор

    Влияние на стратегию

    компании

    Возможности


    Внедрение новых технологий изготовления продукции

    2,0

    Бренд, репутация компании

    1,5

    Влияние рыночной экономики на деятельность предприятия

    1,2

    Отношения организации с Правительством и органами гос. власти

    1,2

    Государственное регулирование деятельности организации

    0,6

    Модернизация основных производственных фондов

    0,5

    Новые патенты

    0,4

    Изменение налогового законодательства

    0,3

    Угрозы


    Жесткая конкуренция на внешнем рынке

    2,5

    Мировой экономический кризис

    1,5

    Ухудшение экономической конъюнктуры

    1,5

    Политическая нестабильность

    0,6

    Снижение уровня инфляции

    0,3

    Недостаток внешних инвестиций

    0,6

    Возросший уровень безработицы

    0,3


    Из таблицы 2.2 видно, что предприятие занимает на рынке достаточно устойчивое положение. Незначительное влияние оказывают нестабильность поставок сырья поставщиками (возможно неурожай), возможное поведение конкурентов, уровень НТП и состояние экономики в стране.

    1.2.2 SWOT анализ


    Под SWOT-анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз внешней среды. Возможности определяются как нечто, дающие фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы.

    Угроза - это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей).

     Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

    По результатам проведенного анализа предприятию  сле­дует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, ко­торые появились во внешней среде. За счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Предприятие  должно вырабатывать такую стратегию, ко­торая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытать­ся предотвратить нависшую над ней угрозу.

    Полученные факторы  SWOT представлены в таблице 1.4

    Далее при проведении SWOT- анализа была проведена количественная оценка силы взаимного влияния факторов SWOT, по 5-ти бальной шкале, где 1-слабая взаимосвязь факторов, 5 –сильная взаимосвязь факторов (таблица 1.5) 

    Далее в рамках аналогичной матрицы проведем комплексную оценку факторов. С учетом выявленных возможностей и угроз выделяются основные взаимовлияющие группы «Возможности – сильные/слабые стороны» «Угрозы – сильные/слабые стороны» и составляется соответствующая матрица, что позволяет сделать стратегические выводы из проделанного анализа, точно структурировать проблемы и задачи, стоящие перед предприятием и найти пути их решения с учетом имеющихся и предполагаемых ресурсов. (таблица 1.6)


    Таблица 1.4 – Факторы SWOT

    Внешняя среда

    Внутренняя среда

    Возможности

    Сильные стороны

    Возможность выпуска новой продукции

    Возможности выхода на новые рынки сбыта

    Появление новых видов оборудования

    Снижение цен на основные материалы

    Хорошая кредитная история

    Универсальные параметры продукции

    Молодое энергичное руководство

    Налаженные каналы сбыта

    Угрозы

    Слабые стороны

    Угроза несвоевременного возврата дебиторской задолженности

    Роста цен на э/ресурсы

    Рост цен на вспомогательные  материалы

    Появление новых товаров-заменителей

    Увеличения налогового бремени

    Рост инфляции

    Нестабильный спрос на товар

    Низкая квалификация основных производственных рабочих

    Безответственное поведение некоторых производственных рабочих

    Текучесть производственного персонала

    Отсутствие четкой стратегии развития предприятия

    Слаборазвитая организационная культура

    Неполное использование производственных мощностей


    Таким образом, в  матрице SWOT были сформулированы 15 мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.  С учетом полученных результатов, был составлен рейтинг мероприятий (таблица 1.7), где итоговая оценка по мероприятию определяется как сумма оценок, характеризующих степень взаимосвязи соответствующих факторов SWOT.  В данном рейтинге мероприятие с наибольшей итоговой оценкой в настоящий момент времени имеет первостепенное значение для предприятия в. И напротив, мероприятие с наименьшей оценкой не имеет решающего значения. Таким образом, предлагается реализовывать мероприятия в указанном порядке.

    Таблица 1.5 – Оценка взаимного влияния факторов SWOT

    Слабые стороны

    Неполное использование производственных мощностей

    5

    5

    4

    5

    3

    3

    2

    3

    2

    2

    5

    Слаборазвитая организационная культура


    4

    5

    5

    1

    4

    3

    2

    5

    3

    3

    3

    Отсутствие четкой стратегии развития предприятия

    5

    5

    4

    3

    4

    3

    2

    5

    4

    3

    5

    Текучесть производственного персонала

    5

    5

    3

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    Безответственное поведение   рабочих

    5

    4

    3

    1

    1

    1

    1

    3

    2

    2

    2

    Низкая квалификация основ. производственных рабочих

    5

    3

    4

    1

    1

    1

    1

    3

    2

    2

    2

    Сильные стороны

    Налаженные каналы сбыта

    5

    5

    3

    2

    1

    1

    2

    5

    1

    1

    5

    Молодое энергичное руководство

    5

    5

    4

    3

    5

    2

    4

    4

    1

    1

    5

    Универсальные параметры продукции


    1

    5

    4

    1

    1

    1

    2

    4

    2

    2

    3

    Хорошая кредитная история

    1

    3

    5

    4

    4

    4

    5

    1

    3

    2

    5

    Факторы SWOT

    Возможность выпуска новой продукции

    Возможности выхода на новые рынки сбыта

    Появление новых видов оборудования

    Снижение цен на основные материалы

    Не своевременного возврата дебиторской задолженности

    Роста цен на э/ресурсы

    Рост цен на вспомогательные  материалы

    Появление новых товаров-заменителей

    Увеличения налогового бремени

    Рост инфляции

    Нестабильный спрос на товар

    Возможности 

    Угрозы

    Таблица 1.6 – Мероприятия взаимного влияния факторов SWOT

    Слабые стороны

    Неполное использование производственных мощностей

    Модернизация товара

    Выход на новые рынки сбыта

    Модернизация товара

    Выход на новые рынки сбыта

    Выход на новые рынки сбыта

    Модернизация товара

    Выход на новые рынки сбыта

    Слаборазвитая организа ционная культура


    Повышение уровня организационной культуры

    Отсутствие четкой стра тегии разви тия пред приятия

    Разработка системы стратегического и долгосрочного планирования

    Текучесть производственного персонала

    Аутсорсинг

    Сдельная система оплаты труда

    Повышение уровня организационной культуры

    Сдельная система оплаты труда

    Повышение уровня организационной культуры

    Унификация и стандарти зация произ. процесса

    Сдельная система оплаты труда

    Сдельная система оплаты труда

    Безответственное поведение   рабочих

    Разработка эффективной системы штрафов и поощрений

    Низкая квалификация основ. производств. рабочих

    Унификация и ста ндартизация произ. процесса

    Повышение квалификации

    Унификация и стандартиза ция произ. процесса

    Сильные стороны

    Налаженные каналы сбыта

    Разработка новой маркетинговой политики

    Выход на новые рынки сбыта

    Расширение ассортимента


    Реструкту ризация за долженности

    Выход на новые рынки сбыта

    Расширение ассортимента


    Выход на новые рын ки сбыта сбыта

    Реструкту ризация за долженности

    Молодое энергичное руководство

    Расширение ассортимента


    Модернизация товара

    Факторинг

    Альтернативные источники

    Реструкту ризация за должен-ти

    Выход на новые рынки сбыта

    Универсальные параметры продукции


    Расширение ассортимента


    Новые рынки сбыта

    Выход на новые рынки сбыта

    Унифика ция и ста ндартиза ция произ. процесса

    Модернизация товара

    Выход на новые рынки сбыта

    Хорошая кредитная история

    Кредитование

    Реструкту ризация за долженности

    Привлечение заемных средств

    Привлечение заемных средств

    Выход на новые рын ки сбыта

    Факторы SWOT

    Возможность выпуска новой продукции

    Возможности выхода на новые рынки сбыта

    Появление новых видов оборудования

    Снижение цен на основные материалы

    Не своевременного возврата дебиторской задолженности

    Роста цен на э/ресурсы

    Рост цен на вспомогательные  материалы

    Появление новых товаров-заменителей

    Увеличения налогового бремени

    Рост инфляции

    Нестабильный спрос на товар

    Возможности 

    Угрозы

    Таблица 1.7 –  Рейтинг мероприятий, по результатам SWOT- анализа 

    Мероприятие

    Суммарная  оценка

    1

    Выход на новые рынки сбыта

    60

    2

    Повышение уровня организационной культуры

    48

    3

    Разработка системы стратегического и долгосрочного планирования

    43

    4

    Модернизация товара

    29

    5

    Расширение ассортимента

    28

    6

    Привлечение заемных средств

    23

    7

    Унификация и стандартизация производственного процесса

    22

    8

    Сдельная система оплаты

    17

    9

    Реструктуризация задолженности

    12

    10

    Разработка новой маркетинговой политики

    11

    11

    Разработка эффективной системы штрафов и поощрений

    10

    12

    Кредитование

    9

    13

    Альтернативные источники сырья и материалов

    6

    14

    Факторинг

    5

    15

    Повышение квалификации основных производственных рабочих

    1


     


    1.3 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РАДОН»

    Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми отношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособность и финансовой устойчивостью.

    Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно проводить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует об его хорошем финансовом состоянии.

    Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно отражается на финансовом положении предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

    Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

    Главная цель финансовой деятельности – решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимальной прибыли.

    Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

    Для оценки финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

    -   структуры капитала предприятия по его размещению и источникам формирования;

    -   эффективности и интенсивности его использования;

    -   платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

    -   запаса его финансовой прочности.

    Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала и другие  формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

    Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового состояния предприятия. Итог баланса носит название валюты баланса и дает ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия.


    1.3.1 Общая оценка финансового состояния


    Для общей оценки финансового состояния предприятия составляют уплотненный баланс, в котором объединяют в группы однородные статьи. При этом сокращается число статей баланса, что повышает его наглядность. Уплотненный баланс можно выполнять различными способами. Допустимо объединение статей различных разделов.

    В таблице  3.1. приведен один из вариантов уплотненного баланса.



    Таблица 3.1  - Уплотненный баланс                                             В тысячах рублей

    Показатели


    2006 г.


    2007 г.

    2008 г.

    Актив

    1. Внеоборотные активы

    10977

    12836

    20532

    2. Оборотные активы,

    в том числе

    63454

    56253

    62719

    2.1 Запасы

    18792

    7375

    14927

    2.2 Дебиторская задолженность

    43426

    46769

    45533

    2.3 Краткосрочные финансовые вложения

    51

    1180

    1104

    2.4 Денежные средства

    801

    337

    98

    Итого имущество

    74431

    69089

    83251

    Пассив

    1.Собственный капитал

    62249

    63964

    68607

    2. Заемный капитал,

    в том числе

    5182

    5125

    14644

    2.1 Долгосрочные пассивы

    -

    -


    24

    2.2 Краткосрочные займы

    -

    -

    9548

    2.3 Кредиторская задолженность

    5182

    5125

    5072

    2.4 Задолженность учредителям

    -

    -

    -

    2.5 Прочие краткосрочные обязательства

    -

    -

    -

    Итого источники имущества

    74431

    69089

    83251


    Коэффициент роста валюты баланса  рассчитывается следующим образом:


                         ,                                                               (3.1)

         где   Кб – коэффициент роста валюты баланса;

                 Б1 - величина итога баланса за отчетный период, руб.;

                 Б0 – величина итога баланса за  предыдущий период, руб.

    Рассчитаем коэффициенты роста валюты баланса (Кб), по формуле 3.1


    Кб=  = -7,1%


    Коэффициент роста валюты баланса  за период 2006-2007 г. уменьшился  на 7,1% из-за того, что снизились запасы перерабатывающего предприятия в связи с неурожаем зерна.


    Кб =  = 20,49%


    Коэффициент роста валюты баланса  за период 2007-2008 г. увеличился   на 20,49% в связи с появлением краткосрочной задолженности на предприятии.

    Помимо изучения изменений суммы баланса необходимо проанализировать характер изменения его статей. Такой анализ проводится с помощью сравнительного аналитического баланса.

    1.3.2 Сравнительный аналитический баланс

    В сравнительном аналитическом балансе имеет смысл представить лишь основные разделы актива и пассива баланса.

    Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса, называется его активами. Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, то есть о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса.

    Изменение состава и структуры имущества предприятия изучается на основе сравнительного аналитического баланса. При этом сначала оценивается изменение валюты баланса (изменение по строке 300 актива баланса), затем оценивается изменение оборотных активов, как наиболее мобильных средств предприятия, и только потом оценивается структура внеоборотных активов.

    Главным признаком группировки статей актива баланса, считается степень их ликвидности (быстрота превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочный или  основной капитал (1 раздел актива) и текущие (оборотные) активы (2 раздел актива баланса). Средства предприятия могут использоваться в его внутреннем обороте и за его пределами (дебиторская задолженность, приобретение ценных бумаг, акций, облигаций других предприятий).

    Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных заемных средств, то есть пассив показывает, откуда у предприятия денежные средства и кому за них предприятие обязано.

    Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собственный (раздел 3 пассива баланса) и заемный (разделы 4 и 5 пассива баланса). По продолжительности использования различают долгосрочный постоянный или перманентный (3 и 4 разделы пассива баланса) и краткосрочный (5 раздел пассива баланса).

    Сравнительный аналитический баланс характеризует как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

    В таблице 3.2 представлен сравнительный аналитический  баланс за анализируемые периоды.



    Таблица 3.2 – Сравнительный аналитический баланс


    2006 г.

    2007 г. 

    Абсолютное изменение

    Относительное     изменение

    2008 г.

    Абсолютное изменение

    Относительное  изменение

    Тыс. руб

    %

    Тыс. руб

    %

    Тыс. руб

    %

    Актив

    1. Долгосрочные активы (Внеоборотные активы)

    10977

    14,74

    12836

    18,57

    1859

    3,83

    20532

    24,7

    7696

    6,13

    2. Текущие активы (оборотные активы),

    в том числе

    63454


    85,25


    56253

    81,42

    -7201

    -3,83

    62719

    75,3

    6466

    -6,12

    2.1 Запасы

    18792

    25,24

    7375

    10,67


    -11417


    -14,57

    14927

    17,9

    7552

    7,23

    2.2 Дебиторская задолженность

    43426

    58,34

    46769

    67,69

    3343

    9,35

    45533

    54,7

    -1236

    -13

    2.3 Краткосрочные финансовые вложения

    51

    0,06

    1180

    1,7

    1129

    1,64

    1104

    1,3

    -76

    -0,4

    2.4 Денежные средства

    801

    1,07

    337

    0,48

    -464

    -0,59

    98

    0,1

    -239

    -0,38

    Итого имущество

    74431

    100

    69089

    100

    -5342

    -

    83251

    100

    14162

    -



    Окончание таблицы 3.2


    2006 г.

    2007 г. 

    Абсолютное изменение

    Относительное     изменение

    2008 г.

    Абсолютное изменение

    Относительное  изменение

    Тыс. руб

    %

    Тыс. руб

    %

    Тыс. руб

    %

    Пассив

    1.Собственный капитал

    69249

    93,03

    63964

    92,58

    -5285

    -0,45

    68607

    82,4

    4643

    -10,18

    2.Заемный капитал,

    в том числе

    5182

    6,9

    5125

    7,4

    -57

    0,5

    14644

    17,6

    9519

    10,2

    2.1 Долгосрочные обязательства

    -

    -

    -

    -

    -

    -



    24



    0,03



    24



    0,03

    2.2 Краткосрочные займы

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    9548

    11,5

    9548

    11,5

    2.3 Кредиторская задолженность

    5182

    6,9

    5125

    7,4

    -57

    0,5

    5072

    6,1

    -53

    -1,3

    3. Задолженность перед  учредителями

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    4. Прочие краткосрочные обязательства

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Итого источники имущества

    74431

    100

    69089

    100

    -5342

    -

    83251

    100

    14162

    -


    Из таблицы 3.2 видно, что активы предприятия за  период 2006-2007 г. уменьшились на 5342 тыс.руб. Уменьшение произошло в основном за счёт снижения стоимости запасов на 14,57%. За этот период денежные средства уменьшились на 0,59%. При этом возросла доля дебиторской задолженности на 9,35% и доля внеоборотных активов за счёт увеличения стоимости основных средств и незавершённого строительства: предприятие продолжает расширять здания своих цехов. За период 2007-2008 г. значительно возросли внеоборотные активы в связи с продолжающимся строительством. Также возросли оборотные активы в связи с увеличение  запасов сырья на 7552 тысячи рублей.

    Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственного капитала, его доля на 2006 год в общем объёме источников имущества составляет 93,03%, но в 2007 произошло его уменьшение на 5285 тысяч рублей или на 0,45%. В 2008 году произошло увеличение источников имущества предприятия в связи с появившимся займом в размере 9519 тысяч рублей.


    1.3.3 Анализ структуры пассива баланса

    Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой самостоятельности и независимости предприятий. Если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на осуществление контроля за их своевременным возвратом и на привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов.

    От того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.  

    В связи с этим важными показателями, которые характеризуют рыночную устойчивость предприятия, являются:

    -   коэффициент финансовой автономности или удельный вес собственного капитала в общей сумме капитала;

    -   коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала);

    -   плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному);

    Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее финансовое состояние предприятия.

    Структура пассивов предприятия приведена в таблице 3.3.


    Таблица 3.3 -  Структура пассивов                                                            В процентах

    Наименование показателя

    Оптимальное значение

    Уровень показателя

    2006 г.

    2007 г.

    Изменение

    2008 г.

    Изменение

    Удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса (коэффициент финансовой автономности предприятия)

    ≥50

    93,03

    92,58

    -0,45

    82,4

    -10,18

    Удельный вес заемного капитала (коэффициент финансовой зависимости)

    В том числе:

    Долгосрочного

    Краткосрочного

    <50

    6,96


    -

    -

    7,41


    -

    -

    0,45


    -

    -

    17,5



    0,03

    11,4

    10,09



    0,03

    11,4

    Коэффициент финансового риска (плечо финансового рычага)

    <70

    7,48

    8,01

    0,53

    21,2

    13,19


    Проанализируем данные  этой таблицы.

    Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее финансовое состояние предприятия. В нашем случае доля собственного капитала  в 2007 снизилась на 0,45% и в 2008 на 10,18. В то  же время  и доля заемного капитала увеличилась в 2007 на 0,45% и в 2008  - на 10,09%. Плечо финансового рычага  увеличилось: в 2007 г. составило 8,01%, а в 2008 – 13,9. В целом это свидетельствует о том, что финансовая зависимость предприятия от внешних источников невелика, но показатели свидетельствуют о снижении устойчивости предприятия. Для инвесторов предприятие представляет интерес, так как у него высокая доля собственного капитала.

        При внутреннем анализе финансового состояния необходимо изучить динамику и структуру собственного и заемного капитала, выяснить причины изменения его отдельных слагаемых и дать оценку этим изменениям за отчетный период.

     Данные для такого анализа приведены в таблице 3.4.


    Таблица 3.4 – Структура собственного капитала

    Источник капитала

    Сумма, тыс. руб.

    Структура капитала, %

    Изменение

    Изменение

    2006 год

    2007 год

    2008 год

    2006 год

    2007 год

    2008 год

    Уставный капитал

    10

    10

    10

    0,013

    0,014

    0,01

    0,001

    -0,004

    Добавочный капитал

    331

    342

    7859

    0,44

    0,49

    9,44

    0,05

    8,95

    Резервный капитал

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Нераспределённая прибыль отчетного  года

    7547

    2251

    738

    10,13

    3,25

    0,88

    -6,88

    -2,37

    Фонд социальной сферы

    61361

    61361

    60000

    82,44

    88,81

    72,1

    6,37

    -16,7

    Валюта баланса

    74431

    69089

    83251

    100

    100

    100

    -

    -


    Из таблицы видно, что в структуре собственного капитала незначительные изменения, однако снижение собственного капитала всё-таки произошло: в 2007г.  из-за уменьшения нераспределённой прибыли отчетного  года на 6,88%., а в 2008 в связи с уменьшением фонда социальной сферы на 16,7%.

    Рассмотрим динамику и структуру заемного капитала фирмы в таблице 3.5.
    Таблица 3.5 - Структура заемного капитала

    Источник капитала

    Сумма, тыс. руб.

    Структура капитала, %

    Изменение

    Изменение

    2006 год

    2007 год

    2008 год

    2006 год

    2007 год

    2008 год

    Долгосрочные пассивы

    -

    -

    24

    -

    -

    0,03

    -

    0,03

    Краткосрочные пассивы

    в т.ч.

    5182

    5125

    14620

    6,96

    7,41

    17,6

    0,45

    10,19

    Заемные средства


    -


    -


    9548


    -


    -


    11,5


    -

    11,5

    Кредиторская задолженность

    всего:

    5182

    5125

    5072

    6,96

    7,41

    6,1

    0,45

    -1,31

    В том числе:









    - Поставщикам

    3502

    3754

    512

    4,7

    5,43

    0,6

    0,73

    -4,83

    - Векселя к уплате

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    - По оплате труда

    224

    726

    716

    0,3

    1,05

    0,86

    0,75

    -0,19

    - Органам соцстраха

    165

    235

    101

    0,22

    0,34

    0,12

    0,12

    -0,22

    - Бюджету

    960

    153

    197

    1,28

    0,22

    0,23

    -1,06

    0,01

    - По авансам полученным

    258

    11

    -

    0,34

    0,015

    -

    -0,325

    -0,015

    - Прочим кредиторам

    73

    246

    3546

    0,09

    0,35

    4,25

    0,26

    3,9

    Задолженность перед учредителями

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Прочие краткосрочные обязательства

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Валюта баланса

    74431

    69089

    83251

    100

    100

    100

    -

    -


    Следует отметить, что  предприятие не использует долгосрочные заемные средства.  Краткосрочные  пассивы состоят преимущественно из кредиторской задолженности. К 2007 году кредиторская задолженность снизилась с 5182 до 5125 тыс рублей за счёт снижения задолженности перед бюджетом и авансовых платежей, но возросла её доля в валюте баланса  на 0,45%. В 2008 году структура заёмного капитала изменилась за счёт появления займа в размере 9548 тысяч рублей.

    Проанализируем изменение по каждой статье текущих активов баланса, как наиболее мобильной части капитала в таблице 3.6


    Таблица 3.6 - Структура оборотных средств

    Виды обор

    средств

    2006 год

    2007 год

    Прирост

    2008 год

    Прирост

    Наличие средств, тыс.руб.

    Уд.вес в общей сумме обор.

    сре-в, %

    Наличие средств, тыс.руб.

    Уд.вес в общей сумме обор

     сре-в, %

    Тыс.

    руб.

    %

    Наличие средств, тыс.руб.

    Уд.вес в общей сумме обор

    сре-в, %

    Тыс.

    руб.

    %

    Запасы

    18792

    29,61

    7375

    13,11

    -11417

    -16,5

    14927

    23,8

    7552

    10,69

    Дебиторы

    43426

    68,43

    46769

    83,14

    3343

    14,74

    45533

    72,6

    -1236

    -10,54

    Краткоср фин. вложения

    51

    0,08

    1180

    2,09

    1129

    2,01

    1104

    1,8

    -76

    -0,29

    Денежные средства

    801

    1,26

    337

    0,59

    -464

    -0,67

    98

    0,2

    -239

    -0,39

    Итого

    63454

    100

    56253

    100

    -7201

    -

    62719

    100

    6466

    -


                 

    Как видно из таблицы 3.6 наибольший удельный вес в структуре оборотных средств занимает дебиторская задолженность. Ее доля в удельном весе в 2007  возрастает и достигает 83,14%. В 2008 году дебиторская задолженность уменьшается на 1236 тысяч рублей и значительно возрастают запасы на (7552 тыс. руб) и составляют 23,8% в структуре оборотных средств предприятия, что на 10,69% больше, чем в 2007 году.

    Наименование организации, имеющих наибольшую дебиторскую задолженность:

    ЧП Филеева;

    ООО «Срексстрейд»;

    ООО «Арлон»;

    К/з 50 лет ВЛКСМ;

    К/з им. Калягина;

    ООО «Ресурс»;

    ООО «Инженерно строительная компания»;

    ООО «Брик-тайм»;

    ООО «Система»;

    ООО «Эвеленг».

    В то же время наблюдается снижение доли краткосрочных финансовых вложений в структуре оборотных средств. Изменение денежных средств в анализируемом периоде незначительно.

    1.3.4 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

    В условиях массовой неплатежеспособности и применения ко многим предприятиям процедур банкротства (признания несостоятельности) объективная и точная оценка финансово-экономического состояния приобретает первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платежеспособности и степень ликвидности предприятия.

    Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.

    Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легко реализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

    Для оценки платежеспособности и ликвидности могут быть использованы следующие основные приемы:

    -   структурный анализ изменений активных и пассивных платежей баланса, то есть анализ ликвидности баланса;

    -   расчет финансовых коэффициентов ликвидности;

    -   анализ движения денежных средств за отчетный период.

    Для проведения анализа актив и пассив баланса группируются по следующим признакам:

    -   по степени убывания ликвидности (актив);

    -   по степени срочности оплаты (погашения) (пассив).

    Активы в зависимости от скорости превращения в денежные средства (ликвидности) разделяют на следующие группы:

     - наиболее ликвидные активы А1, которые определяются по формуле


                                                 А1 = ДС+КФВ,                                                      (3.2)


     где       ДС -  денежные средства, руб.;

                  КФВ - краткосрочные финансовые вложения, руб.

    - быстро реализуемые активы (А2), которые определяются по формуле


                                      А2 = ДЗ+ПОА,                                                     (3.3)


    где        ДЗ -  дебиторская задолженность, руб.;

                  ПОА -  прочие оборотные активы, руб.

    - медленно реализуемые активы (А3), которые определяются по формуле


                                 А3 = ЗЗ+НДСпц-ПЗЗ,                                              (3.4)


    где       ЗЗ – запасы, руб.;

                 НДСпц – налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям, руб.;

                   ПЗЗ – прочие запасы и затраты, руб.

    - трудно реализуемые активы (А4), которые определяются по формуле


                                      А4 = НА+ОС,                                                      (3.5)


    где      НА – нематериальные активы, руб.;

                ОС –основные средства, руб.

    Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:

    - наиболее срочные обязательства (П1), которые определяются по формуле


                                 П1 = КЗ+ПКО,                                                         (3.6)


    где       КЗ - кредиторская задолженность, руб.;

                ПКО - прочие краткосрочные обязательства, руб.

    - краткосрочные пассивы (П2), которые определяются по формуле


                  П2 =КЗиК+Зу+ДБП+РПР+ПКО,                                           (3.7)


    где       КЗиК – краткосрочные займы и кредиты, руб.;

                 Зу – задолженность участникам, руб.;

                  ДБП – доходы будущих периодов, руб.;

                  РПР – резервы предстоящих расходов, руб.;

                  ПКО – прочие краткосрочные обязательства, руб.

    - долгосрочные пассивы (П3), которые определяются по формуле


                           П3 = ДзиК+ПДО,                                                            (3.8)


    где        ДЗиК- долгосрочные займы и кредиты, руб.;

                 ПДО – прочие долгосрочные обязательства, руб.

    - постоянные пассивы (П4), которые определяются по формуле


                         П4 = КиР- ПЗЗ,                                                                (3.9)


    где       КиР – капитал и резервы, руб.;

                ПЗЗ – прочие запасы и затраты, руб.

    При определении ликвидности баланса, группы актива и пассива сопоставляются между собой:

    -   условие абсолютной ликвидности


                                      А1 ³   П1

                                     А2 ³   П2                                                                     (3.10)

                                     А3 ³   П3

                                     А4 £   П4.                                                          


    -   условие текущей ликвидности


                                 А1  +  А2  ³    П1  +  П2 .                                                  (3.11)


    -   условие перспективной ликвидности


                                                    А3  ³  П3.                                                         (3.12)


    Таблица 3.7 - Расчет ликвидности баланса  на 2006 год                 В тысячах рублей

    Активы на 2006 г.

    Соотношение

    Пассивы на 2006 г.

    Наименование

    Сумма


    Сумма


    Наименование

    Наиболее ликвидные активы (А1)

    852

    5182

    Наиболее срочные обязательства (П1)

    Быстро реализуемые активы (А2)

    -

    -

    -

    Долгосрочные пассивы (П2)

    Медленно реализуемые активы (А3)

    19176

    -

    Краткосрочные пассивы (П3)

    Трудно реализуемые активы (А4)

    10298

    69249

    Постоянные пассивы (П4)


    Таблица 3.8 - Расчет ликвидности баланса на 2007  год               В тысячах рублей

    Активы на 2007 г.

    Соотношение

    Пассивы на 2007 г.

    Наименование

    Сумма


    Сумма


    Наименование

    Наиболее ликвидные активы (А1)

    1517

    5125

    Наиболее срочные обязательства (П1)

    Быстро реализуемые активы (А2)

    -

    -

    -

    Долгосрочные пассивы (П2)

    Медленно реализуемые активы (А3)

    7967

    -

    Краткосрочные пассивы (П3)

    Трудно реализуемые активы (А4)

    10540

    63964

    Постоянные пассивы (П4)


    Таблица 3.9 - Расчет ликвидности баланса на 2008  год                В тысячах рублей

    Активы на 2008 г.

    Соотношение

    Пассивы на 2008 г.

    Наименование

    Сумма


    Сумма


    Наименование

    Наиболее ликвидные активы (А1)

    1202

    5072

    Наиболее срочные обязательства (П1)

    Быстро реализуемые активы (А2)

    -

    9548

    Долгосрочные пассивы (П2)

    Медленно реализуемые активы (А3)

    15984

    -

    Краткосрочные пассивы (П3)

    Трудно реализуемые активы (А4)

    15199

    68607

    Постоянные пассивы (П4)

    Сопоставление данных таблиц позволяет выявить, что у предприятия платёжный недостаток в ликвидных активах (недостаточно денежных средств). Условие абсолютной ликвидности не соблюдается.

    Отсутствуют быстрореализуемые активы и значительно снижаются медленно реализуемые активы  в 2007 году  и возрастают в 2008 за счёт сырья и запасов для переработки.

    Условие текущей ликвидности: А1  +  А2  ³    П1  +  П2   

    на 2006 г.           852+0 ³ 5182+0 (не соблюдается)

    на 2007 г.           1517+0  ³ 5125+0 (не соблюдается)

    на 2008 г.                1202+0 ³ 5072+9548 (не соблюдается)

    Условие перспективной ликвидности: А3  ³  П3 

    на 2006 г.            19176³0  (соблюдается)

    на 2007 г.            7967 ³0   (соблюдается)

    на 2008 г.            15984 ³ 0  (соблюдается)

    Из-за отсутствия долгосрочных пассивов соблюдается условие перспективной ликвидности: это даёт возможность предполагать, что в будущем предприятие  сможет в любой момент совершать любые расходы.

    При изучении баланса следует обратить внимание на один очень важный показатель – чистый оборотный капитал ЧОК, или чистые оборотные средства. Этот абсолютный показатель, с помощью которого также можно оценить ликвидность предприятия, определяется по формуле


                                       ЧОК = ОК-КП,                                                 (3.13)


    где       ОК - оборотные активы, руб.;

                 КП  - краткосрочные пассивы, руб.

    Таблица 3.10 -  Расчет чистого оборотного капитала                      В тысячах рублей

    Показатель

    Значения

    2002 год

    2003 год

    Изменение

    2004 год

    Изменение

    Оборотные активы

    63454

    56253

    -7201

    62719

    6466

    Краткосрочные пассивы

    5182

    5125

    -57

    14620

    9495

    Чистый  оборотный капитал

    58272

    51128

    -7144

    48099

    -3029


    По результатам расчетов представленных в таблице 3.10 можно сделать вывод, что величина чистого оборотного капитала с каждым годом уменьшается: в 2007 уменьшилась на 7144 тыс. руб, а в 2008г.  уменьшилась по сравнению с  2007 годом на 3029 тыс.руб. и это означает, что предприятие не обладает  достаточной степенью ликвидности.

    Для качественной оценки платежеспособности и ликвидности предприятия кроме анализа ликвидности баланса необходим расчет коэффициентов ликвидности.

    К коэффициентам ликвидности относятся:

    -   коэффициент текущей ликвидности;

    -   коэффициент критической ликвидности;

    -   коэффициент абсолютной ликвидности.

    Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) показывает достаточность оборотных средств предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств; характеризует запас прочности, возникающей вследствие превышения ликвидного имущества над имеющимися обязательствами. Коэффициент Ктл рассчитывается по формуле


                             Ктл = ,                                                                  (3.14)


    где       ОА – оборотные активы, руб.;

              КО - краткосрочные обязательства, руб.

    Оптимальное значение - 1 £ Кп £ 2. Нижняя граница указывает на то, что оборотных средств должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства; превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более, чем в два раза считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении своих средств и неэффективном их использовании.

    Коэффициент критической (срочной) ликвидности  Ккл показывает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного расчета с дебиторами,  рассчитывается по формуле


                                   Ккл = ,                                          (3.15)


    где       ДС – денежные средства, руб.;

    КФВ –краткосрочные финансовые вложения, руб.;

    ДЗ – дебиторская задолженность, руб.;

    КО – краткосрочные обязательства, руб.

    Оптимальное значение - ³ 1. Низкое значение указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов.

    Коэффициент абсолютной ликвидности Кал показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время, характеризует платежеспособность предприятия на дату  составления баланса, рассчитывается по формуле


                             Кал =,                                                          (3.16)


    Оптимальное значение - ³ 0,2 – 0,5. Низкое значение указывает на снижение платежеспособности предприятия.

    В таблице 3.11 представлены данные для расчёта коэффициентов ликвидности. Используя данные, рассчитаем коэффициенты ликвидности и отразим их в таблице 3.12.


    Таблица 3.11 – Данные для расчета коэффициентов ликвидности

    В тысячах рублей

    Показатель

    Значение

    2006 год

    2007 год

    2008 год

    1 Денежные средства

    801

    337

    98

    2 Краткосрочные финансовые вложения

    51

    1180

    1104

    3 Итого денежных средств и краткосрочных вложений

    852

    1517

    1202

    4 Дебиторская задолженность

    43426

    46769

    45533

    5 Прочие оборотные активы

    -

    -

    -

    6 Итого дебиторской задолженности и прочих активов

    43426

    46769

    45533

    7 Итого денежных средств, финансовых вложений и дебиторской задолженности

    44278

    48286

    46735

    8 Запасы и затраты

    18767

    7318

    14840

    9 Итого оборотных средств

    63454

    56253

    62719

    10 Текущие пассивы

    5182

    5125

    14620


    Таблица 3.12 -  Расчет коэффициентов ликвидности

    Коэффициент

    Оптимальное значение

    Значения

    2006 год

    2007 год

    Изменение (+:-)

    2008 год

    Изменение (+;-)

    Покрытия  

    ≥ 1-2

    12,2

    10,97

    -1,23

    4,28

    -6,69

    Критической ликвидности

    ≥ 1

    8,54

    9,42

    0,88

    3,19

    -6,23

    Абсолютной ликвидности

    ≥ 0,2-0,5

    0,16

    0,29

    0,13

    0,08

    -0,21


    Коэффициент покрытия даёт общую оценку ликвидности предприятия показывая, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются материальными оборотными средствами. Это значит, что в 2007 году на один рубль текущих обязательств приходится 10,97 рублей финансовых ресурсов, а в 2008 – 4,28. Уменьшение коэффициента абсолютной ликвидности с 0,16 до 0,08 говорит о недостаточной степени платёжеспособности из-за недостатка денежных средств. Значения коэффициентов выше нормативных ограничений говорят о том, что предприятие обеспечено оборотными средствами как для ведения хозяйственной деятельности, так и для погашения долговых обязательств в перспективе. Однако превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более, чем в два раза считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении своих средств и неэффективном их использовании.


    1.3.5 Анализ финансовой устойчивости


    В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счет самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов – за счет заемных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия.

    Финансовая устойчивость – это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность.

    Для анализа изучают целую систему финансовых показателей, которые позволяют охарактеризовать финансовую устойчивость предприятия со всех сторон.

    К относительным показателям финансовой устойчивости относятся:

    -   коэффициент автономии;

    -   коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

    -   коэффициент обеспеченности собственными средствами;

    -   коэффициент маневренности;

    -   коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств;

    -   коэффициент имущества производственного назначения;

    -   коэффициент прогноза банкротства.

    В таблице 3.13 сгруппированы данные для расчета относительных коэффициентов финансовой устойчивости  предприятия.


    Таблица 3.13 - Данные для расчета относительных коэффициентов финансовой устойчивости                                                                                     В тысячах рублей

    Показатель

    Значение

    2006 год

    2007 год

    2008 год

    1.Имущество предприятия

    74431

    69089

    83251

    2.Источники собственных средств (капитал и резервы)

    69249

    63964

    68607

    3.Краткосрочные пассивы

    5182

    5125

    14620

    4.Долгосрочные пассивы

    -

    -

    24

    5.Итого заемных средств

    5182

    5125

    14644

    6.Внеоборотные активы

    10977

    12836

    20532

    7.Оборотные активы

    63454

    56253

    62719

    8.Запасы и затраты

    18792

    7375

    14927

    9.Собственные оборотные средства

    58272

    51128

    48075


    Коэффициент автономии Ка характеризует независимость от заемных средств, показывает долю собственных средств в общей сумме всех средств предприятия; рассчитывается по формуле


                                       Ка = ,                                                         (3.17)


    где        КиР – капитал и резервы, руб.;

                  ИП – имущество предприятия, руб.

     Минимальное пороговое значение коэффициента – 0,5.

    Превышение указывает на увеличение финансовой независимости, расширение возможности привлечения средств со стороны.

    Коэффициент соотношения заемных и собственных Кзс средств показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств, рассчитывается по формуле


                                     Кзс = ,                                                  (3.18)


    где         ДО – долгосрочные обязательства, руб.;

                   КО – краткосрочные обязательства, руб.

     Оптимальное значение коэффициента не должно превышать 0,7.

    Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников, потерю финансовой устойчивости (автономности).

    Коэффициент обеспеченности собственными средствами Косс показывает наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости, служит критерием для определения неплатежеспособности (банкротства) предприятия, рассчитывается по формуле


                               Косс  = ,                                                      (3.19)


    где      ВА – внеоборотные активы, руб.;

                ОА – оборотные активы, руб.

     Оптимальное значение коэффициента должно быть больше или равно 0,1.

    Чем выше показатель, тем лучше финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей проведения независимой финансовой политики.

    Коэффициент маневренности Км показывает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять собственные средства за счет собственных источников, рассчитывается по формуле


                                        Км = .                                                 (3.20)


    Оптимальное значение  -  0,2-0,5.

    Чем ближе значение показателя к верхней границе, тем больше у предприятия возможностей для финансового маневра.

    Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных Кмим средств показывает, сколько внеоборотных средств приходится на один рубль оборотных активов, рассчитывается по формуле


                                            Кмим = .                                                 (3.21)


     Чем выше значение показателя, тем больше средств предприятие вкладывает в оборотные активы.

    Коэффициент имущества производственного назначения Кипн показывает долю имущества производственного назначения в общей стоимости всех средств предприятия, рассчитывается по формуле


                                             Кипн = .                                           (3.22)


     Оптимальное значение коэффициента должно быть больше или равно 0,5.

    При снижении показателя ниже рекомендуемой границы целесообразно привлечение долгосрочных заемных средств для увеличения имущества производственного назначения.

    Коэффициент прогноза банкротства Кпб показывает долю чистых оборотных активов в стоимости всех средств предприятия, рассчитывается по формуле


                                               Кпб = .                                         (3.23)


     Снижение показателя свидетельствует о том, что предприятие испытывает финансовые затруднения.

     
    В таблице 3.14 сделан расчет   коэффициентов финансовой устойчивости.

    Таблица 3.14  -   Расчет  коэффициентов финансовой  устойчивости

    Коэффициент

    Интервал оптимального значения

    2006 год

    2007 год

    Измене-

    ние

    (+:-)

    2008 год

    Измене-

    ние

    (+:-)

    1. Автономии

    >0,5

    0,93

    0,92

    -0,01

    0,82

    -0,1

    2.Соотношения заемных и собственных средств

    <0,7

    0,07

    0,08

    0,01

    0,21

    0,13

    3. Обеспеченности

    собственными средствами

    ≥0,1

    0,92

    0,91

    -0,01

    0,76

    -0,15

    4. Маневренности

    ≥0,2-0,5

    0,84

    0,80

    -0,04

    0,7

    -0,1

    5. Соотношения

    мобилизованных и

    иммобилизованных средств

    -

    5,78

    4,38

    -1,4

    3,05

    -1,33

    6.Имущества  производственного назначения

    ≥0,5

    0,39

    0,29

    -0,1

    0,42

    0,13

    7.Прогноза банкротства

    -

    0,78

    0,74

    -0,04

    0,57

    -0,17


    Анализ финансовых коэффициентов, проведенный по данным таблицы 3.14, свидетельствует о не совсем стабильном положении  предприятия. По всем основным показателям нормативные в большинстве случаев  не выдерживаются.

        Анализ коэффициентов автономии и соотношения заемных и собственных средств указывает на финансовую независимость  от  привлеченного капитала. Коэффициент автономии равный 0,93 в 2006 году,  свидетельствовал об финансовой независимости, расширении возможности привлечения средств со стороны. К 2008 году показатель снизился до 0,82. А на 1 рубль вложенных в активы собственных средств приходится всего 0,07, 0,08, 0,21 рубля заёмных средств в 2006, 2007 и 2008 г. соответственно, что тоже указывает на независимость от внешних источников.

    Коэффициент маневренности выше пределов оптимальных значений на  протяжении всего анализируемого периода, что указывает на  способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала.

    Снижение соотношения мобилизованных и иммобилизованных средств говорит о  снижении вложений предприятия в оборотные активы.

    Так как  показатель имущества производственного назначения снизился в 2007, то возможен вариант привлечения долгосрочных заёмных средств для увеличения имущества производственного назначения, что и было сделано предприятием, о чём и свидетельствует возросший коэффициент (0,42).

        Снижение коэффициента  прогноза банкротства свидетельствует о том, что предприятие испытывает незначительные финансовые трудности .


    1.3.6 Оценка эффективности хозяйственной деятельности

    Завершающим этапом анализа финансово-экономического состояния предприятия является оценка эффективности хозяйственной деятельности.

           Эффективность хозяйственной деятельности предприятия характеризуется двумя показателями:

           - деловой активностью, отражающей результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства;

           - рентабельностью (прибыльностью или доходностью), отражающей полученный эффект относительно ресурсов или затрат, использованных для достижения этого эффекта.


    1.3.6.1 Оценка деловой активности предприятия

    Деловую активность предприятия можно оценить по количественным критериям. Количественные критерии деловой активности определяются абсолютными  и относительными показателями. Среди абсолютных показателей следует выделить объем реализации производственной продукции (работ, услуг), прибыль, величину авансированного капитала (активы предприятия).

    Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Анализ базируется на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Для расчета применяются абсолютные итоговые данные за отчетный период по выручке, прибыли и т.п. Но показатели баланса исчислены на начало и конец периода, т.е. имеют одномоментный характер. Это вносит некоторую неясность в интерпретацию данных расчета. Поэтому при расчете коэффициентов применяются показатели, рассчитанные к усредненным значениям статей баланса.

    К относительным показателям деловой активности предприятия относятся:

    -   производительность труда – рост показателя свидетельствует о повышении эффективности использования трудовых ресурсов;

    -   фондоотдача производственных фондов – отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов; показывает, сколько на 1 рубль стоимости внеоборотных активов реализовано продукции;

    -   коэффициент общей оборачиваемости капитала К1– показывает скорость оборота всех средств предприятия. Рост коэффициента означает ускорение кругооборота средств предприятия:


                                                К1=,                                                (3.24)                         

    где       ИПср – среднее за период имущество предприятия, руб.;

                ОВР – объем выполненных работ за период, руб.

    -   коэффициент оборачиваемости мобильных средств К2. Он показывает скорость оборота всех мобильных (как материальных, так и нематериальных) средств предприятия. Рост этого коэффициента характеризуется положительно, определяется по формуле


                                   К2= ,                                                   (3.25)

                          

    где       ОАср. – средняя за период величина денежных средств, расчетов и  прочих активов, руб.;

                    ЗЗср – средняя за период величина  запасов и затрат по балансу, руб.

    .-  коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств К3 – показывает скорость оборота запасов и затрат, то есть число оборотов за отчетный период, за который материальные оборотные средства превращаются в денежную форму Снижение коэффициента свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства. Рассчитывается по формуле


                                             К3= .                                                    (3.26)


    -   средний срок оборота материальных средств К4 – показывает продолжительность оборота материальных средств, рассчитывается по формуле


                                            К4=,                                                      (3.27)


    где       К3 - коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств.

    -   коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности К5 – показывает число оборотов за период коммерческого кредита, предоставленного предприятием. При ускорении оборачиваемости происходит снижение значения показателя, что свидетельствует об улучшении работы с дебиторами. Рассчитывается по формуле


                                               К5= ,                                                 (3.28)

                          

    где    ДЗср – средняя за период дебиторская задолженность, руб.

    -   средний срок оборота дебиторской задолженности К6– характеризует     продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях; снижение показателя – благоприятная тенденция, рассчитывается по формуле


                                              К6= .                                                     (3.29)


    -   коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности К7 – показывает скорость оборота задолженности предприятия, ускорение неблагоприятно сказывается на ликвидности. Рассчитывается по формуле


                                              К7 = ,                                                 (3.30)


     где    КЗср – средняя за период кредиторская задолженность, руб.

    -   продолжительность оборота кредиторской задолженности К8 – показывает период, за который предприятие покрывает срочную задолженность, увеличение периода характеризуется как благоприятная тенденция. Рассчитывается по формуле


                                                             К8 = .                                                 (3.31)


    -   продолжительность операционного цикла К9– характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности; необходимо стремиться к снижению показателя. Рассчитывается по формуле


                                                         К9 = К6+К4.                                               (3.32)

     

    Таблица 3.15 -  Расчет показателей деловой активности

    Показатель

    Среднее значение за 2006-2007 г.

    Среднее значение за 2007-2008 г.

    1.Объем выполненных работ, тыс. руб.

    82430

    69705,5

    2. Итог баланса, тыс. руб.

    71760

    76170

    3. Величина денежных средств, расчетов и прочих активов, тыс. руб.

    59853,5

    59486

    4. Дебиторская задолженность, тыс. руб.

    45097,5

    46151

    5.Кредиторская задолженность, тыс. руб.

    5153,5

    5098,5

    6. Величина производственных фондов, тыс. руб.

    9809,5

    12326

    7. Среднесписочная численность, чел.

    111

    180

    8. Фондоотдача

    8,4

    5,6

    9. Производительность труда

    742,6

    387,2

    10. Средние за период запасы, тыс. руб.

    13083,5

    11151

    Окончание таблицы 3.15

    Показатель

    Среднее значение за 2006-2007 г.

    Среднее значение за 2007-2008 г.

    11.Коэффициент общей оборачиваемости капитала (К1)

    1,14

    0,91

    12.Коэффициент оборачиваемости мобильных средств (К2)

    1,13

    0,98

    13.Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств (К3)

    6,3

    6,25

    14.Средний срок оборачиваемости  материальных оборотных средств (К4), дни

    58

    58,4

    15.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (К5)

    1,82

    1,51

    16. Средний срок оборота дебиторской задолженности (К6), дни

    200,5

    241,7

    17. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (К7)

    15,99

    13,67

    18. Средний срок оборота кредиторской задолженности (К8), дни

    22,82

    26,7

    19.Продолжительность операционного цикла (К9)

    258,5

    300,1


    На 1 рубль стоимости внеоборотных активов реализовано продукции за период 2006-2007 г. на 8,4 рубля и 5,6 рубля за 2007-2008г. Финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности 258,5 дней в период 2006-2007г. и 300,1 – в период 2007-2008г.  Дебиторская задолженность делает за первый период 1,82 оборота длительностью 200,5 дней и за второй период 1,51 оборота за 241,7 дней. Кредиторская задолженность делает за первый период 15,99 оборота длительностью 22,82 дней и за второй – 13,67 оборотов за 26,7 дней. Мобильные средства делают за первый период 1,13 оборота, за второй – 0,98. Материальные средства делают за первый период 6,3 оборота длительностью 58 дней, за второй -  6,25 оборота длительностью 58,4 дней.

       

    1.3.6.2 Оценка рентабельности предприятия

    Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности.

    Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

    -   показатели доходности продукции - рассчитываются  на основе продукции (работ, услуг) и затрат на производство (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности);

    -   показатели доходности имущества предприятия - формируются на основе расчета уровня рентабельности в зависимости от изменения размера имущества (рентабельность всего капитала, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов);

    -   показатели доходности используемого капитала - рассчитываются на базе инвестируемого капитала (рентабельность  собственного капитала, рентабельность перманентного капитала).

    Рентабельность продаж Рп       определяется по формуле


                                               Рп=,                                                     (3.33)


    где       Пр - прибыль от реализации продукции, руб.;

                 Вр -  выручка от реализации продукции, руб.


    Рентабельность основной деятельности (Род) определяется по формуле


                                                    Род=,                                             (3.34)


    где        Ср - себестоимость реализации продукции, руб.


    Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рос) определяется по формуле


                                            Рос =,                                                      (3.35)


    где     ВА - стоимость внеоборотных активов, руб.


    Рентабельность собственного капитала (Рск)        определяется по формуле


                                           Рск = ,                                                   (3.36)


    где       КиР - величина собственного капитала и резервов, руб.


    Общая рентабельность капитала (Рк) определяется по формуле


                                            Рк = ,                                                     (3.37)


    где        ИП – имущество предприятия (итог баланса), руб.                

     

    Таблица 3.16 -  Расчет  показателей  рентабельности

    Показатель

    Значение

    2006 год

    2007 год

    2008 год

    1.Рентабельность продаж

    0,079

    -

    -

    2.Рентабельность основной деятельности

    0,086

    -

    -

    3.Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов

    0,82

    -

    -

    4.Рентабельность собственного капитала

    0,13

    -

    -

    5.Общая рентабельность капитала

    0,12

    -

    -


    В 2007  и 2008 г. прибыль у предприятия отсутствовала, а в 2006 году показатели рентабельности очень низкие из-за невысокой прибыли предприятия и неполного использования запасов предприятия, что приводит к простою предприятия и как следствие к  недополучению прибыли.


    1.4 Сопоставительный анализ результатов исследования и выбор проектного решения


    Каждый проект, представленный по результатам SWOT-анализа потребует ресурсов: финансовых, трудовых, временных и т д. В связи с этим решено оценить   наиболее    вероятные   три    инвестиционных   решения   с   учетом   их

    соответствия иным критериям, помимо стратегической обоснованности. В таблице 1.33 представлены оценки, выставленные по 100-бальной шкале экспертным путем. Наибольшее количество баллов означает необходимость разработки и реализации данного проекта.

    Критерий стратегической обоснованности непосредственно связан с рейтингом проекта, представленным в итоговой таблице SWOT-анализа. Критерий объема инвестиций предварительно указывает на величину финансовых вложений, которые потребуются для реализации проекта; чем больше величина инвестиций, тем вероятнее, что предприятие столкнется с проблемами финансирования, и возможно, будет рассматривать вопрос привлечения заемного капитала, поэтому баллы за такие проекты ниже. Время на окупаемость - это предположение относительно срока окупаемости проекта; чем быстрее притоки от проекта покрывают оттоки, тем это выгоднее для инвестора, особенно с учетом сегодняшней нестабильной экономической ситуации и колебаний ставок по кредитам, следовательно, проекты с быстрой окупаемостью имеют большие баллы. Эффект для собственника непосредственно связан с NPV проекта; так как цель любого коммерческого предприятия – получения прибыли, чем больше дохода принесет проект, тем лучше. При выставлении баллов по критерию эффекта для фирмы учитывалось, что те проекты, которые связаны с усовершенствованием оборудования, повышением эффективности управления, а также развитием ключевых факторов успеха организации, должны быть реализованы в первую очередь.

    Согласно расчетам, наибольшее количество суммарных баллов присваивается проекту покупки и ввода в эксплуатацию современного фасовочного комплекса.

    Данный проект потребует достаточно существенного объема инвестиций, его срок окупаемости больше, чем у других рассматриваемых вариантов развития, однако вместе с тем он в перспективе заметно улучшит как конкурентное положение предприятия на рынке, так и финансовое состояние. Руководство обосновывает свое окончательное решение с учетом того, что новый комплекс позволит получить дополнительный доход от производства овсяных хлопьев в более мелкой таре и реализация их по торговым точкам Южного Урала.

    Проекты

    Критерии принятия решения

    1. Покупка и ввод в эксплуатацию современного фасовочного  комплекса

    51

    2. Разработка специальных предложений (условий покупки), действующих как для постоянных покупателей, так и для новых, в целях поддержания объемов продаж в ситуации спада в экономике

    47

    3. Сокращение дебиторской задолжности путем создания спецотдела по возврату в/у задолжности

    29



    В ходе сопоставление такого решения с результатами анализа финансового состояния противоречия не обнаруживаются. Принято решение о финансировании данного инвестиционного проекта за счет привлечения заемных средств – это либо банковский кредит, либо лизинг, либо собственные средства.

    Выводы по разделу один

    1.   Исследуемое предприятие существует с 1998 года и в настоящее время занимает стабильное положение на рынке.

    2.    При анализе внешней и внутренней среды выявлены как положительно, так и отрицательно влияющие на развитие предприятия факторы; предложен ряд решений по преодолению существующих проблем и развитию предприятия.

    3.    Финансовый анализ продемонстрировал, что за последние два года, предприятие значительно улучшило свое состояние.

    4.    В результате сопоставления анализа стратегического и финансового потенциала выбран инвестиционный проект, реализация которого будет способствовать улучшению текущего и перспективного состояния.

    5.    Учитывая, что предприятие имеет многолетний опыт работы, обширную сбытовую сеть, а также оптимальное сочетание цены и качества продукции, оно обоснованно планирует усовершенствование технологического процесса и увеличение производственных мощностей.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экономический анализ деятельности фирмы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.